⏳ 2023.11.12 (вс)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) 23я по Пятидесятнице (глас 6й)
• воскресенье (неделя ~ день «не дел», 4я заповедь / день торжественного прославления Воскресения Христова / день церковного собрания, 80е правило 6го Собора)

☀️ неподвижный годовой круг:
12 ноября (30 октября)
• апп. от 70-ти Те́ртия (Терентия), Марка, Варса́вы (Иу́ста) и Арте́мы (I)
• сщмч. Маркиа́на Сиракузского (II)
• мц. Евтро́пии Александрийской (ок. 250)
• сщмч. Зино́вия Егейского (Киликийского), мц. Зино́вии (285)
• прмц. Анастасии Солунской (III)
• свв. Стефа́на Милютина, короля Сербского (1320), Драгутина (1316), Елены (1306)
• сщмч. Матфея Казарина (1942)
• обретение мощей исп. Агафа́нгела (Преображенского) Ярославского (1998)
• икона Божией Матери: Озерянская (XVI)


☦️
Апостол от 70-ти Те́ртий (Тере́нтий) Иконийский, епископ.
Св. апо­стол Тер­ций, один от 70-ти, был од­ним из бли­жай­ших уче­ни­ков и со­труд­ни­ков св. апо­сто­ла Пав­ла. Тру­дясь и под­ви­за­ясь на ни­ве еван­гель­ской под непо­сред­ствен­ным ру­ко­вод­ством ве­ли­ко­го апо­сто­ла язы­ков, он в то же вре­мя ис­пол­нял и част­ные его по­ру­че­ния. Из­вест­но, что По­сла­ние апо­сто­ла Пав­ла к Рим­ля­нам на­пи­са­но бы­ло апо­сто­лом Тер­ци­ем, так как апо­стол Па­вел, по его соб­ствен­но­му сви­де­тель­ству, имел нераз­бор­чи­вый по­черк и за­труд­нял­ся сам пе­ре­пи­сы­вать свои по­сла­ния. О том, что св. апо­стол Тер­ций пе­ре­пи­сы­вал По­сла­ние к Рим­ля­нам, узна­ем из это­го по­след­не­го, где на­хо­дим сле­ду­ю­щие сло­ва: «При­вет­ствую вас в Гос­по­де и я, Тер­ций, пи­сав­ший сие по­сла­ние» (Рим.16:22).
Св. апо­стол Тер­ций был вторым епи­ско­пом в Ико­нии по­сле св. апо­сто­ла Со­си­па­тра (память его 10 ноября и 4 января), где и удо­сто­ил­ся при­нять му­че­ни­че­ский ве­нец.

☦️
Апостол от 70-ти Марк Аполлониадский, епископ.
Свя­той Марк, он же Иоанн (Деян.12,12), пле­мян­ник апо­сто­ла Вар­на­вы, был епи­ско­пом Апол­ло­ни­ад­ским (Кол.4,10). В до­ме его ма­те­ри Ма­рии (па­мять 29 июня) ча­сто на­хо­ди­ли убе­жи­ще го­ни­мые уче­ни­ки Гос­по­да по­сле Его Воз­не­се­ния.
О нем вспоминает в послании к Колоссянам ап. Павел: «приветствуем вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы, (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его)» (Кол.4:10).

☦️
Апостол от 70-ти Варса́ва (Ио́сиф, Иу́ст), Елевферопольский, епископ.
Свя­той Иуст, на­зы­ва­е­мый Вар­са­вою, сын Иоси­фа, Об­руч­ни­ка Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, был из­бран на ме­сто Иуды вме­сте с Мат­фи­ем; епи­скоп­ство­вал и му­че­ни­че­ски скон­чал­ся в Елев­фе­ро­по­ле.

☦️
Апостол от 70-ти Арте́ма Листрийский, епископ.
Свя­той Ар­те­ма был епи­ско­пом в ли­ка­он­ском го­ро­де Ли­ст­ре (один из городов Ликаонии; здесь апостол Павел исцелил хромого, и язычники, видев это чудо, признали его и Варнаву за богов); скон­чал­ся мир­но. О нем воспоминает св.апостол Павел в послании к Титу: «Когда пришлю к тебе Артему, или Тихика, поспеши прийти ко мне» (Тит.3:12).

Подробнее:
Имя Ар­те­мы – со­кра­щен­ное от име­ни Ар­те­ми­дор или Ар­те­мон – Ар­те­мий. Св. Ар­те­ма во всех из­вест­ных спис­ках при­чис­ля­ет­ся к св. 70 апо­сто­лам. Весь­ма скуд­ны све­де­ния о нем в Свя­щен­ном Пи­са­нии. Имя его упо­мя­ну­то од­на­жды ап. Пав­лом в По­сла­нии к Ти­ту (Тит.3,12); из это­го сти­ха вид­но, что Ар­те­ма был спут­ни­ком св. апо­сто­ла и поль­зо­вал­ся его осо­бым до­ве­ри­ем.
В гре­че­ской Ми­нее (Си­нак­сарь Ни­ко­ди­ма Свя­то­гор­ца, ок­тябрь 30 ч.) ска­за­но о нем: «Ар­те­ма был епи­скоп в Ли­ст­ре и как рев­ност­ный по­сле­до­ва­тель Хри­стов упразд­нил вся­кое за­блуж­де­ние и ко­вар­ства де­мо­нов».
В сла­вян­ской Че­тьи Ми­нее (св. Ди­мит­рия) ска­за­но: «Ар­те­ма свя­тый, его же Па­вел свя­тый (вос­по­ми­на­ет) к Ти­ту: егда по­слю Ар­те­му к те­бе (Тит.3,12) бысть епи­скоп в Ли­ст­ре» (4 ян­ва­ря, л. 47) и под 30 ок­тяб­ря: «Ар­те­ма бысть епи­скоп в Ли­ст­ре».
Прео­свя­щен­ный Фе­о­фан в тoлкoвaнии на по­сла­ние к Ти­ту пи­шет: «о Ар­те­ме го­во­рит­ся в пер­вый раз (Тит.3:12) и бо­лее о нем ни­че­го неиз­вест­но. Пре­да­ние пе­ре­да­ет, что он был епи­ско­пом в Ли­ст­ре. Он при­чис­ля­ет­ся к 70 апо­сто­лам. Па­мять его 30 ок­тяб­ря» (1882. Москва, 135 стр.).
В пра­во­слав­ной бо­го­слов­ской эн­цик­ло­пе­дии, из­дан­ной под ре­дак­ци­ей А.П. Ло­пу­хи­на (1900 г., т. I., стр. 1080), ска­за­но: «Ар­те­ма (со­кращ. от Ар­те­ми­дор – дар Ар­те­ми­ды) один из апо­сто­лов, о ко­то­ром св. ап. Па­вел упо­ми­на­ет в сво­ем по­сла­нии к Ти­ту (Тит.3,12). О жиз­ни его ни­че­го неиз­вест­но. По­ла­га­ют, что он впо­след­ствии был епи­ско­пом в Ли­ст­ре. Па­мять его 30 ок­тяб­ря».
За­пад­ные цер­ков­ные пи­са­те­ли о св. Ар­те­ме со­об­ща­ют: Аб­бат Минь (Dictioimaire de la Bible I. p. 607): «Ар­те­ма, уче­ник ап. Пав­ла (Тит.3,12); он был по­слан aп. Пав­лом в Крит на ме­сто св. Ти­та, по­ка сей по­след­ний пре­бы­вал при апо­сто­ле в Ни­ко­по­ле, где и про­вел зи­му. Ни­че­го не из­вест­но ни о жиз­ни, ни о смер­ти св. Ар­те­мы, но из по­ру­че­ния, ко­то­рое де­ла­ет ему св. Па­вел, вид­но, что он поль­зо­вал­ся боль­шим до­ве­ри­ем».
В Бо­госл. Сло­ва­ре (Dewette et Weltzer) и Гер­цо­га (Бо­госл. Эн­цик­ло­пе­дия) ска­за­но: «пред­по­ла­га­ют что Ар­те­ма был жи­тель Ма­лой Азии и, быть мо­жет, его ро­ди­на бы­ла Ли­ст­ра или один из го­ро­дов, в ко­их про­по­ве­до­вал ап. Па­вел в пер­вое свое пу­те­ше­ствие с Вар­на­вою, и то­гда же, ве­ро­ят­но, Ар­те­ма при­нял Еван­гель­ское уче­ние и был ру­ко­по­ло­жен тем же апо­сто­лом во пре­сви­те­ра церк­ви г. Ли­ст­ры (ср. Деян.14,21-23). «Про­по­ве­дав­ши Еван­ге­лие се­му го­ро­ду – Дер­вии и при­об­рет­ши до­воль­но уче­ни­ков, они – Па­вел и Вар­на­ва – об­рат­но про­хо­ди­ли Ли­ст­ру, Ико­нию и Ан­тио­хию, утвер­ждая ду­ши уче­ни­ков, уве­ще­вая пре­бы­вать в ве­ре и по­учая, что мно­ги­ми скор­бя­ми над­ле­жит нам вой­ти в Цар­ствие Небес­ное. Ру­ко­по­ло­жив­ши пре­сви­те­ров в каж­дой церк­ви, они по­мо­ли­лись с по­стом и пре­да­ли их Гос­по­ду, в Ко­то­ро­го уве­ро­ва­ли». «Кто был Ар­те­ма, или Ар­те­ми­дор? (спра­ши­ва­ет Фар­рар). Что он был, по­доб­но Тро­фи­му или Ти­хи­ку (Деян.20:4, 21:29), ефе­се­я­ни­ном, это с боль­шею или мень­шею ве­ро­ят­но­стью мож­но за­ме­чать из его име­ни, и ап. Па­вел мог встре­тить­ся с ним при по­след­нем сво­ем по­се­ще­нии Ефе­са» (Жизнь св. ап. Пав­ла, стр. 1055).
В пра­восл. церк­ви па­мять св. Ар­те­мы 30 ок­тяб­ря вме­сте с ап. Клео­пою, Иустом, Мар­ком и Тер­ти­ем и 4 ян­ва­ря в Со­бо­ре св. 70 апо­сто­лов.
Г. Ли­ст­ра ныне не су­ще­ству­ет; по рас­коп­кам, про­из­ве­ден­ным в 1892 г. в 50 вер­стах от Ко­нии, по на­прав­ле­нию к го­ре Али Су­мас, най­де­ны раз­ва­ли­ны, сви­де­тель­ству­ю­щие о про­цве­та­нии здесь хри­сти­ан­ства, и ду­ма­ют, что здесь был древ­ний го­род – Ли­ст­ра, близ ны­неш­не­го по­сел­ка Хо­тын Са­рая. Во вре­ме­на апо­столь­ские был ещё св. Ар­те­мон, епи­скоп Селев­кии Пи­сидй­ской, ко­то­ро­го неко­то­рые сме­ши­ва­ли с ап. Ар­те­мою. Св. Ди­мит­рий, мит­ро­по­лит Ро­стов­ский, крат­ко из­ло­жив жи­тие св. Ар­те­мо­на, за­ме­ча­ет: «зде же ве­да­ти по­треб­но яко ин есть св. Ар­те­ма, един от 70 апо­сто­лов, св. ап. Пав­лом в по­сла­нии к Ти­ту, в гла­ве тре­тьей вос­по­мя­но­вен­ный, епи­скоп в Ли­ст­ре быв­ший; а ин есть св. Ар­те­мон, не от чис­ла 70 апо­сто­лов, и не в Ли­ст­ре, но в Селев­кии Пи­си­дий­ской пер­вый быв­ший епи­скоп» (Че­тьи Ми­неи, 24 мар­та).

☦️
Священномученик Маркиа́н Сиракузский (Маркелл Сикелийский), епископ.
Свя­щен­но­му­че­ни­ки Мар­келл, Филагрий и Пан­кра­тий бы­ли уче­ни­ка­ми свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра и по­став­ле­ны им епи­ско­па­ми: свя­той Мар­келл – Си­ци­лий­ским, Филагрий – Кипр­ским и Пан­кра­тий – Тав­ро­ме­ний­ским. За рас­про­стра­не­ние ве­ры Хри­сто­вой сре­ди языч­ни­ков они вос­при­ня­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну.

Священномученик Маркиан, епископ Сиракузский сначала был последователем Симона Волхва, но затем стал учеником святого первоверховного апостола Петра.
Известно о нем не много. В 39 году он был послан апостолом Петром на проповедь Евангелия в Сицилию. Здесь он поселился в пещере около города Сиракузы и успешно распространял веру Христову. Община первых сиракузских христиан собирались в пещере Пелопия в районе Акрадина и быстро росла. Однако распространение христианства вызвало недовольство Сената и иудеев, поскольку многие иудеи обращались в новую веру. В 68 году ортодоксальные иудеи забили насмерть первого епископа Сиракуз Маркиана камнями.
Мо­щи его на­хо­дят­ся в ита­льян­ском го­ро­де Га­эте (гавань и крепость в Италии). (Свя­щен­но­му­че­ник Мар­ки­ан – од­но ли­цо со свя­тым Мар­кел­лом, епи­ско­пом Си­ке­лий­ским, па­мять ко­то­ро­го 9 фев­ра­ля.)

☦️
Мученица Евтро́пия Александрийская.
Му­че­ни­ца Ев­тро­пия по­стра­да­ла за Хри­ста в Алек­сан­дрии око­ло 250 го­да. Ча­сто по­се­щая хри­сти­ан, за­клю­чен­ных в тем­ни­цах, она при­зы­ва­ла их к тер­пе­ли­во­му пе­ре­не­се­нию стра­да­ний. За это свя­тая бы­ла взя­та на му­че­ния го­ни­те­ля­ми хри­сти­ан. На су­де она твер­до ис­по­ве­до­ва­ла свою ве­ру во Хри­ста и скон­ча­лась от же­сто­ких ис­тя­за­ний.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/945

☦️
Священномученики Зино́вий Егейский и сестра его Зино́вия.
Cвя­щен­но­му­че­ник Зи­но­вий, епи­скоп Егей­ский, и сест­ра его Зи­но­вия пре­тер­пе­ли му­че­ни­че­скую смерть в 285 го­ду в Ки­ли­кии. Они с дет­ства вос­при­ня­ли свя­тую хри­сти­ан­скую ве­ру от сво­их ро­ди­те­лей и ве­ли бла­го­че­сти­вую, це­ло­муд­рен­ную жизнь. В зре­лые го­ды, чуж­дые среб­ро­лю­бия, раз­да­ли они свое иму­ще­ство, по­лу­чен­ное в на­след­ство, неиму­щим. За бла­го­тво­ри­тель­ность и свя­тую жизнь Гос­подь на­гра­дил Зи­но­вия да­ром ис­це­ле­ния раз­лич­ных бо­лез­ней. Он был из­бран епи­ско­пом хри­сти­ан­ской об­щи­ны в Ки­ли­кии.
Пре­бы­вая в свя­ти­тель­ском сане, свя­той Зи­но­вий рев­ност­но рас­про­стра­нял ве­ру хри­сти­ан­скую сре­ди языч­ни­ков. Ко­гда им­пе­ра­тор Дио­кли­ти­ан (284–305) на­чал го­не­ние на хри­сти­ан, епи­скоп Зи­но­вий был пер­вым схва­чен и до­став­лен на суд к пра­ви­те­лю Ли­сию. «Я бу­ду го­во­рить с то­бой крат­ко, – ска­зал Ли­сий свя­ти­те­лю. – Пред­ла­гаю те­бе: жизнь – ес­ли по­кло­нишь­ся на­шим бо­гам, и смерть – ес­ли не по­кло­нишь­ся». Свя­той от­ве­тил: «Эта вре­мен­ная жизнь без Хри­ста не есть жизнь, но смерть; я луч­ше пред­по­чи­таю пре­тер­петь вре­мен­ные му­че­ния за мо­е­го Со­зда­те­ля, а по­том с Ним веч­но жить, чем от­ка­зать­ся от Него ра­ди вре­мен­ной жиз­ни, а по­том веч­но му­чить­ся в аду»
По при­ка­зу Ли­сия свя­ти­те­ля при­би­ли к кре­сту и на­ча­ли пы­тать. Сест­ра епи­ско­па, ви­дя стра­да­ния бра­та, по­же­ла­ла их с ним раз­де­лить. Бес­страш­но ис­по­ве­до­ва­ла она пе­ред го­ни­те­ля­ми свою ве­ру во Хри­ста, за что так­же бы­ла от­да­на на му­че­ния. Си­лою Гос­под­ней остав­ши­е­ся в жи­вых по­сле пы­ток на рас­ка­лен­ном од­ре и в ки­пя­щем кот­ле свя­тые бы­ли обез­глав­ле­ны. Пре­сви­тер Гер­мо­ген тай­но пре­дал те­ла свя­тых му­че­ни­ков по­гре­бе­нию.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/944

☦️
Преподобномученица Анастаси́я Римляныня, Солунская (Фессалоникийская).
*см. житие 11 ноября (вчера).

☦️
Святые Стефа́н Милютин, король Сербский, брат его Драгути́н (в иночестве Феокти́ст) и мать их Елена.
Свя­той Сте­фан был млад­шим сы­ном ко­ро­ля Сте­фа­на – Уро­ша I и вну­ком пер­во­вен­чан­но­го ко­ро­ля свя­то­го Сте­фа­на (па­мять 24 сен­тяб­ря). Он пра­вил Сер­би­ей с 1275 по 1320 год. Пре­стол Сте­фан Ми­лю­тин по­лу­чил от стар­ше­го бра­та сво­е­го Дра­гу­ти­на, вер­но­го хри­сти­а­ни­на, ко­то­рый по­сле недол­го­го цар­ство­ва­ния пе­ре­дал власть бра­ту, а сам, воз­лю­бив от­шель­ни­че­ство, за­тво­рил­ся в Сре­ме, где со­вер­шал тай­ные по­дви­ги в яме-мо­ги­ле, вы­ко­пан­ной соб­ствен­но­руч­но. В сво­ей пра­вед­ной жиз­ни свя­той Дра­гу­тин мно­го тру­дил­ся над об­ра­ще­ни­ем к ис­тин­ной ве­ре ере­ти­ков-бо­го­милов. Кон­чи­на его по­сле­до­ва­ла 2 мар­та 1316 го­да.
Свя­той Сте­фан Ми­лю­тин, став ко­ро­лем, му­же­ствен­но, сло­вом и де­лом, ча­сто с ору­жи­ем в ру­ках, за­щи­щал пра­во­слав­ных сер­бов и дру­гие еди­но­вер­ные на­ро­ды от мно­го­чис­лен­ных вра­гов. Бла­го­че­сти­вый Сте­фан не за­бы­вал бла­го­да­рить Гос­по­да за все Его бла­го­де­я­ния. Им по­стро­е­но бо­лее 40 хра­мов, мно­же­ство мо­на­сты­рей и стран­но­при­им­ных до­мов. Осо­бен­но за­бо­тил­ся свя­той об афон­ских мо­на­сты­рях.
Ко­гда серб­ское ко­ролев­ство па­ло, мо­на­сты­ри оста­лись оча­га­ми на­цио­наль­ной куль­ту­ры и пра­во­сла­вия в серб­ском на­ро­де. Свя­той Сте­фан скон­чал­ся 29 ок­тяб­ря 1320 го­да и по­гре­бен в Бань­ской оби­те­ли. Через два го­да бы­ли от­кры­ты его нетлен­ные мо­щи.
Свя­тая Еле­на, бла­го­че­сти­вая мать сво­их свя­тых сы­но­вей, по смер­ти му­жа всю жизнь по­свя­ти­ла бо­го­угод­ным де­лам: стро­и­ла до­ма для об­ни­щав­ших по­се­лян, устра­и­ва­ла оби­те­ли для же­ла­ю­щих жить в чи­сто­те и дев­стве. Близ го­ро­да Спи­ча она воз­двиг­ла Ре­че­ский мо­на­стырь и на­де­ли­ла его уго­дья­ми. Пе­ред сво­ей кон­чи­ной свя­тая Еле­на при­ня­ла ино­че­ство и ото­шла ко Гос­по­ду 8 фев­ра­ля 1306 го­да.

☦️
Священномученик Матфе́й Казарин, протодиакон.
Свя­щен­но­му­че­ник про­то­ди­а­кон Мат­фей Ва­си­лье­вич Ка­за­рин ро­дил­ся 9 но­яб­ря 1886 го­да в се­ле По­ко­сы (ныне Зу­бо­во-По­лян­ский рай­он Мор­дов­ской об­ла­сти) и про­ис­хо­дил из се­мьи пса­лом­щи­ка. Бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник окон­чил 4 клас­са ду­хов­но­го учи­ли­ща, за­тем учил­ся в Там­бов­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии, но не окон­чил ее.
Мы не зна­ем, ко­гда на­ча­лось диа­кон­ское слу­же­ние от­ца Мат­фея и где он слу­жил пер­во­на­чаль­но. Из­вест­но, что в 1930 го­ду он был аре­сто­ван в Там­бов­ской об­ла­сти и при­го­во­рен нар­су­дом к 2 го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды. По­сле осво­бож­де­ния из ла­ге­ря отец диа­кон слу­жил в Ильин­ской церк­ви го­ро­да Ми­чу­рин­ска (Коз­лов) вме­сте с прп. Се­ва­сти­а­ном Ка­ра­ган­дин­ским. Сле­ду­ю­щий арест со­сто­ял­ся 1 ав­гу­ста 1937 го­да. От­ца Мат­фея при­влек­ли по груп­по­во­му де­лу «цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской по­встан­че­ской ор­га­ни­за­ции. Ми­чу­ринск, 1937 г.» и об­ви­ни­ли в контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции.
Из об­ви­ни­тель­но­го за­клю­че­ния: «Вхо­дил в со­став цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской по­встан­че­ской ор­га­ни­за­ции. Вел сре­ди на­се­ле­ния контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, при­зы­вая кре­стьян к ор­га­ни­зо­ван­ным вы­ступ­ле­ни­ям про­тив со­вет­ской вла­сти и ока­за­нию по­мо­щи фа­ши­стам в слу­чае вой­ны. Воз­во­дил кле­ве­ту на по­ли­ти­ку пар­тии и пра­ви­тель­ства». 6 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка при УНКВД по Там­бов­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла про­то­ди­а­ко­на Мат­фея Ка­за­ри­на к 8 го­дам Ис­пра­ви­тель­но-тру­до­во­го ла­ге­ря. Свя­щен­но­му­че­ник про­был в Ми­чу­рин­ском дом­за­ке 9 ме­ся­цев и 17 мая 1938 го­да был вы­слан в Кар­лаг НКВД.
По при­бы­тию в ла­герь отец диа­кон был опре­де­лен на об­щие ра­бо­ты. В де­ле име­ет­ся ха­рак­те­ри­сти­ка: «К ра­бо­те от­но­сит­ся доб­ро­со­вест­но, к ин­стру­мен­там от­но­ше­ние бе­реж­ное, нор­му вы­ра­бот­ки вы­пол­ня­ет. В культ­мас­со­вой ра­бо­те не участ­ву­ет, в бы­ту ве­дет се­бя хо­ро­шо, дис­ци­пли­ни­ро­ван». В 1939 го­ду отец Мат­фей ра­бо­тал на 3-ем участ­ке Кар­ла­га сто­ро­жем зер­но­скла­да. В ла­ге­ре ему бы­ла сде­ла­на опе­ра­ция по по­во­ду бо­лез­ни же­луд­ка. Бо­лее позд­няя за­пись: «По­чти все вре­мя бо­ле­ет, по­это­му ра­бо­та­ет на бо­лее лег­кой ра­бо­те дне­валь­ным. К тру­ду от­но­сит­ся хо­ро­шо, чест­но».
12 но­яб­ря 1942 го­да отец Мат­фей скон­чал­ся в ла­ге­ре. В де­ле ска­за­но: «смерть по­сле­до­ва­ла в 16 ча­сов дня от пра­во­сто­рон­не­го ка­та­раль­но­го вос­па­ле­ния лег­ких и яз­вен­но­го кро­во­те­че­ния».

☦️
Исповедник Агафа́нгел (Преображенский), Ярославский, митрополит.
Мит­ро­по­лит Ага­фан­гел (в ми­ру Алек­сандр Лав­рен­тье­вич Пре­об­ра­жен­ский) ро­дил­ся 27 сен­тяб­ря 1854 го­да в се­ле Мо­чи­лы Ве­нев­ско­го уез­да Туль­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. Вос­пи­тан­ный ро­ди­те­ля­ми в по­слу­ша­нии ве­ре Хри­сто­вой и стро­гом ис­пол­не­нии цер­ков­ных об­ря­дов, он вы­со­ко ста­вил слу­же­ние свя­той Церк­ви в свя­щен­ном сане. Ре­бен­ком он лю­бил по­дол­гу бы­вать на клад­би­ще, гу­лять сре­ди мо­гил и кре­стов – крас­но­ре­чи­вых сви­де­тельств, что вся персть, вся пе­пел, вся сень. Здесь со сле­за­ми на гла­зах Алек­сандр про­сил Гос­по­да, чтобы Он спо­до­бил его во вре­мя бла­го­по­треб­но стать слу­жи­те­лем ал­та­ря и при­но­сить уми­ло­сти­ви­тель­ную бес­кров­ную жерт­ву за окон­чив­ших зем­ную жизнь. Это же­ла­ние бы­ло так ве­ли­ко, что ко­гда по окон­ча­нии учи­ли­ща пред­ста­ви­лась воз­мож­ность по­сту­пить в при­ви­ле­ги­ро­ван­ное сто­лич­ное учеб­ное за­ве­де­ние, он ее ре­ши­тель­но от­верг. Близ­кие со­ве­то­ва­ли не от­ка­зы­вать­ся от слу­чая по­лу­чить се­рьез­ное свет­ское об­ра­зо­ва­ние, ко­то­рое от­кро­ет ему ши­ро­кие воз­мож­но­сти в жиз­ни. Уви­дев без­дей­ствен­ность со­ве­тов, род­ные по­пы­та­лись при­ну­дить его со­гла­сить­ся с ни­ми и оста­вить мыс­ли о по­лу­че­нии ду­хов­но­го об­ра­зо­ва­ния, но все бы­ло на­прас­но. Чув­ствуя непре­одо­ли­мую тя­гу к цер­ков­но­му слу­же­нию, Алек­сандр со свой­ствен­ны­ми его ха­рак­те­ру ре­ши­мо­стью и на­стой­чи­во­стью на­сто­ял на про­дол­же­нии об­ра­зо­ва­ния в Туль­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, в ко­то­рую он и по­сту­пил в 1871 го­ду.
В те го­ды се­ми­нар­ское об­ра­зо­ва­ние в Рос­сии пре­бы­ва­ло в пла­чев­ном со­сто­я­нии, в сте­ны ду­хов­ных учеб­ных за­ве­де­ний бес­пре­пят­ствен­но про­ни­ка­ли ма­те­ри­а­ли­сти­че­ские и без­ду­хов­ные на­у­ки. Под ви­дом но­вых на­уч­ных от­кры­тий на­чи­на­ли от­кры­то утвер­ждать­ся в об­ла­сти на­уч­ных зна­ний со­ци­аль­ные и есте­ствен­но-на­уч­ные ми­фы. Иде­ал слу­же­ния на ду­хов­ном по­при­ще сре­ди об­ра­зо­ван­но­го об­ще­ства был по­чти утра­чен, и об­ще­ство при­шло в со­сто­я­ние ду­хов­но­го око­сте­не­ния.

В на­ча­ле ап­ре­ля 1927 го­да из за­клю­че­ния был осво­бож­ден мит­ро­по­лит Сер­гий, и 7 ап­ре­ля ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим сдал ему де­ла управ­ле­ния. Цер­ков­ная жизнь в Яро­слав­ской епар­хии во­шла в обыч­ное рус­ло, и ка­за­лось, что вре­мя рас­ко­лов про­шло. 29 июля по­яви­лась де­кла­ра­ция мит­ро­по­ли­та Сер­гия. В Яро­слав­ской епар­хии она не вы­зва­ла ни­ка­кой ре­ак­ции.

Оба ви­кар­ных ар­хи­ерея мит­ро­по­ли­та Ага­фан­ге­ла, ар­хи­епи­ско­пы Иосиф и Се­ра­фим, бы­ли про­тив де­кла­ра­ции мит­ро­по­ли­та Сер­гия. И как го­ря­чо убеж­да­ли они стар­ца все­го год на­зад от­ка­зать­ся от при­тя­за­ний на пост Ме­сто­блю­сти­те­ля и не ссо­рить­ся с мит­ро­по­ли­та­ми Пет­ром и Сер­ги­ем, так же го­ря­чо те­перь они убеж­да­ли его от­де­лить­ся от за­ме­сти­те­ля Ме­сто­блю­сти­те­ля. Спо­ри­ли с мит­ро­по­ли­том Ага­фан­ге­лом с та­кой несо­мне­ва­ю­щей­ся убеж­ден­но­стью, с та­кой ре­ши­мо­стью ид­ти по вы­бран­но­му пу­ти до кон­ца, что вла­ды­ка-ста­рец ви­дел – на­зре­ва­ют но­вая сму­та и рас­кол.
В кон­це 1927 го­да неко­то­рые ар­хи­ереи за­яви­ли о сво­ем от­де­ле­нии от мит­ро­по­ли­та Сер­гия, вы­ска­зав на­ме­ре­ние пра­вить епар­хи­я­ми са­мо­сто­я­тель­но. В на­ча­ле ян­ва­ря 1928 го­да к мит­ро­по­ли­ту Ага­фан­ге­лу при­шли ар­хи­епи­скоп Уг­лич­ский Се­ра­фим и мит­ро­по­лит Иосиф и ста­ли убеж­дать вла­ды­ку отой­ти от мит­ро­по­ли­та Сер­гия. То, чем до­ро­жил вла­ды­ка Ага­фан­гел бо­лее все­го – мир цер­ков­ный – яв­но на­ру­шал­ся. И ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим, и мит­ро­по­лит Иосиф в сво­их убеж­де­ни­ях бы­ли непре­клон­ны. Мит­ро­по­лит Иосиф, остав­ший­ся без ка­фед­ры, с неяс­ной пер­спек­ти­вой от­но­си­тель­но сво­е­го ме­ста в цер­ков­ной иерар­хии, го­тов был пой­ти на край­ние дей­ствия. Раз­го­вор был столь тя­жел, что по­сле отъ­ез­да ар­хи­ере­ев у мит­ро­по­ли­та слу­чил­ся сер­деч­ный при­ступ. И за­тем здо­ро­вье его на­столь­ко ухуд­ши­лось, что 30 ян­ва­ря он со­вер­шил в яро­слав­ском Свя­то-Ду­хо­вом хра­ме свое по­след­нее бо­го­слу­же­ние и уже не смог слу­жить до са­мой кон­чи­ны.
На­зре­ва­ю­щие цер­ков­ные рас­ко­лы, угро­за яро­слав­ской пастве обу­ять­ся ре­ли­ги­оз­ны­ми смя­те­ни­я­ми – все это окон­ча­тель­но со­кру­ши­ло здо­ро­вье вла­ды­ки. Два го­да про­шло, как окон­чи­лась ссыл­ка мит­ро­по­ли­та-ис­по­вед­ни­ка, но ока­за­лось, что труд­но­сти тю­рем­но­го за­клю­че­ния и ссыл­ки пе­ре­но­си­мы лег­че, чем те внут­рен­ние скор­би, ко­то­рые об­ру­ши­лись на него те­перь, глу­бо­ко ра­ня ду­шу и серд­це. По прав­де ска­зать, он от са­мо­го сво­е­го осво­бож­де­ния из Перм­ской тюрь­мы вес­ной 1926 го­да не знал от­дох­но­ве­ния и по­коя. Угро­зы рас­ко­лов и смя­те­ний, опа­се­ние по­слу­жить им ка­ким-ли­бо сво­им дей­стви­ем или сло­вом, сде­лать что-ли­бо к со­блаз­ну ве­ру­ю­щих – это ощу­ща­лось тя­же­лее, чем го­не­ния от без­бож­ни­ков за имя Хри­сто­во и ссыл­ка. А воз­раст уже та­ков, что не бу­дет вре­ме­ни ис­прав­лять ошиб­ки. Не будь го­ря­чей на­стой­чи­во­сти ар­хи­ере­ев, не будь вро­де бы до­сто­вер­ных све­де­ний, что в дру­гих епар­хи­ях ца­рит цер­ков­ная сму­та и мно­гие от­де­ля­ют­ся от мит­ро­по­ли­та Сер­гия, мит­ро­по­лит Ага­фан­гел вряд ли под­пи­сал бы ка­кой-ли­бо до­ку­мент, ка­са­ю­щий­ся во­про­сов цер­ков­ной по­ли­ти­ки.

Мит­ро­по­лит Сер­гий, по­лу­чив до­ку­мент об от­хо­де от него Яро­слав­ской епар­хии, был чрез­вы­чай­но обес­по­ко­ен этим об­сто­я­тель­ством. Ши­ри­лось цер­ков­ное дви­же­ние, ко­то­рое, как он счи­тал, не име­ет по­ло­жи­тель­ной пер­спек­ти­вы. Де­вят­на­дца­тый век не вер­нет­ся, со­вет­ская власть бу­дет еще дол­го пра­вить стра­ной. Все ста­рые об­ще­ствен­ные дви­же­ния, бо­ров­ши­е­ся с нею, вы­дох­лись, а она так по­ста­ви­ла де­ло вос­пи­та­ния мо­ло­де­жи, что со­вер­шен­но от­де­ли­ла ее от Пра­во­слав­ной Церк­ви. У Церк­ви не оста­лось ни­ка­кой воз­мож­но­сти вос­пи­ты­вать де­тей. Через де­ся­ток-дру­гой лет вы­рас­тет по­ко­ле­ние, для ко­то­ро­го Пра­во­слав­ная Цер­ковь с ее цер­ков­но-сла­вян­ским язы­ком, древним бо­го­слу­же­ни­ем бу­дет вы­гля­деть му­зей­ной ре­лик­ви­ей. От­ход мит­ро­по­ли­та Ага­фан­ге­ла толь­ко умно­жал об­щее смя­те­ние. На этом фоне аген­ты со­вет­ской вла­сти бу­дут де­лать все, чтобы углуб­лять и укреп­лять рас­ко­лы.
Мит­ро­по­лит Сер­гий по­слал мит­ро­по­ли­та Се­ра­фи­ма (Алек­сан­дро­ва) в Яро­славль с объ­яс­не­ни­я­ми по­дроб­но­стей на­сто­я­ще­го цер­ков­но­го по­ло­же­ния, же­лая убе­дить мит­ро­по­ли­та Ага­фан­ге­ла от­ка­зать­ся от ор­га­ни­за­ции ав­то­ке­фа­лии в Яро­слав­ской епар­хии.

Яро­слав­ские ар­хи­ереи оста­лись при преж­ней по­зи­ции, и мит­ро­по­лит Сер­гий по­слал к ним еще раз для объ­яс­не­ний ар­хи­епи­ско­па Вят­ско­го Пав­ла (Бо­ри­сов­ско­го), пе­ре­дав с ним пись­мо. Мит­ро­по­лит Ага­фан­гел укло­нил­ся от пря­мо­го от­ве­та, со­слав­шись на то, что ни мит­ро­по­ли­та Иоси­фа, ни ар­хи­епи­ско­па Се­ра­фи­ма нет уже в Яро­слав­ской епар­хии.

В тре­тий раз в Яро­славль был по­слан ар­хи­епи­скоп Ря­зан­ский Юве­на­лий (Мас­лов­ский). Он сна­ча­ла бе­се­до­вал с ви­кар­ным ар­хи­епи­ско­пом Вар­ла­а­мом, а за­тем с мит­ро­по­ли­том Ага­фан­ге­лом. 10 мая мит­ро­по­лит Ага­фан­гел, ар­хи­епи­скоп Вар­ла­ам и епи­скоп Ев­ге­ний на­пи­са­ли мит­ро­по­ли­ту Сер­гию: «В разъ­яс­не­ние на­шей де­кла­ра­ции от 6 фев­ра­ля с.г. и в до­пол­не­ние к пись­мам мит­ро­по­ли­та Ага­фан­ге­ла на имя Ва­ше­го Вы­со­ко­прео­свя­щен­ства, на­хо­дим нуж­ным ска­зать сле­ду­ю­щее:
1. Мы до сих пор не пре­ры­ва­ли и не пре­ры­ва­ем на­ше­го мо­лит­вен­но­го об­ще­ния с за­ме­сти­те­лем Пат­ри­ар­ше­го Ме­сто­блю­сти­те­ля мит­ро­по­ли­том Сер­ги­ем.
2. Ни­ка­ко­го рас­ко­ла мы не же­ла­ем учи­нять и не учи­ня­ем.
3. Ни­ка­ких нов­шеств в цер­ков­ной жиз­ни на­шей епар­хии не вво­ди­ли и не вво­дим.
4. Прин­ци­пи­аль­но власть Ва­шу, как за­ме­сти­те­ля, не от­ри­ца­ем.
5. Рас­по­ря­же­ния за­ме­сти­те­ля, сму­ща­ю­щие на­шу и на­род­ную ре­ли­ги­оз­ную со­весть и, по на­ше­му убеж­де­нию, на­ру­ша­ю­щие цер­ков­ные ка­но­ны, в си­лу со­здав­ших­ся об­сто­я­тельств на ме­сте, ис­пол­нять не мог­ли и не мо­жем.
6. Всех об­ра­ща­ю­щих­ся к нам ино­е­пар­хи­аль­ных епи­ско­пов, кли­ри­ков и ми­рян с прось­бой воз­гла­вить их и при­нять в мо­лит­вен­ное и ка­но­ни­че­ское об­ще­ние, мы не от­тор­га­ли и не от­тор­га­ем от един­ства цер­ков­но­го, а, вно­ся мир, на­прав­ля­ли их – непре­мен­но к Ва­ше­му Вы­со­ко­прео­свя­щен­ству и Си­но­ду, пред­ва­ри­тель­но, на­сколь­ко воз­мож­но, успо­ко­ив их сму­щен­ную ре­ли­ги­оз­ную со­весть».
На этом яро­слав­ские ар­хи­ереи счи­та­ли ин­ци­дент ис­чер­пан­ным. 10 мая мит­ро­по­лит Ага­фан­гел по­ка­зал пись­мо сек­ре­та­рю епар­хии про­то­и­е­рею Дмит­рию Смир­но­ву, ко­то­рый пред­ло­жил этот до­ку­мент об­на­ро­до­вать. Но мит­ро­по­лит от­ве­тил, что, по­сколь­ку пись­мо от 6 фев­ра­ля не об­на­ро­до­ва­но, то и это не нуж­но об­на­ро­до­вать, а бла­го­чин­ным яро­слав­ским и так все из­вест­но.

Здо­ро­вье мит­ро­по­ли­та Ага­фан­ге­ла, силь­но ухуд­шев­ше­е­ся в на­ча­ле го­да, так и не по­пра­ви­лось. С ним бы­ло несколь­ко сер­деч­ных при­сту­пов, во вре­мя ко­то­рых он все­гда сна­ча­ла при­бе­гал к Тай­нам Те­ла и Кро­ви Хри­сто­вых и толь­ко по­сле это­го при­ни­мал ме­ди­цин­скую по­мощь. В се­ре­дине сен­тяб­ря у него слу­чил­ся сер­деч­ный при­ступ столь силь­ный, что мит­ро­по­лит слег в по­стель. Вра­чи ре­ко­мен­до­ва­ли пол­ный по­кой. Но и ле­жа в по­сте­ли, он при­ни­мал де­я­тель­ное уча­стие в управ­ле­нии епар­хи­ей, го­во­рил, что нуж­но сде­лать в том или ином слу­чае. Пред­чув­ствуя бли­зость смер­ти, вла­ды­ка про­сил про­то­и­е­рея Ди­мит­рия Смир­но­ва съез­дить к за­ме­сти­те­лю Ме­сто­блю­сти­те­ля мит­ро­по­ли­ту Сер­гию, по­про­сить у него цер­ков­но­го ми­ра и ска­зать, что он, ко­неч­но же, на­хо­дит­ся в его под­чи­не­нии, а ес­ли что не так бы­ло, то про­сит его про­стить. Отец Ди­мит­рий со­брал­ся не сра­зу, и вла­ды­ка вы­нуж­ден был то­ро­пить и про­сить, чтобы тот не от­кла­ды­вал по­езд­ку и пе­ред мит­ро­по­ли­том Сер­ги­ем под­черк­нул, что он же­ла­ет со­вер­шен­но с ним при­ми­рить­ся; од­новре­мен­но он на­ка­зы­вал о. Ди­мит­рию, что ко­гда мит­ро­по­лит Сер­гий при­шлет по­сле его смер­ти ар­хи­ерея для управ­ле­ния епар­хи­ей, то обя­за­тель­но бы его при­ня­ли. Отец Ди­мит­рий съез­дил и все пе­ре­дал за­ме­сти­те­лю Ме­сто­блю­сти­те­ля.
Несмот­ря на уси­лия трех док­то­ров, здо­ро­вье вла­ды­ки все ухуд­ша­лось, и 2 ок­тяб­ря он по­же­лал при­нять та­ин­ство свя­то­го еле­освя­ще­ния, ко­то­рое со­вер­ши­ли ар­хи­епи­скоп Вар­ла­ам (Ря­шен­цев), ду­хов­ник мит­ро­по­ли­та ар­хи­манд­рит Яро­слав­ско­го Спас­ско­го мо­на­сты­ря Иг­на­тий и ар­хи­манд­рит Толг­ско­го мо­на­сты­ря Гри­го­рий. При со­вер­ше­нии та­ин­ства вла­ды­ка по­чув­ство­вал се­бя бод­ро и ра­дост­но. У него бы­ло та­кое на­стро­е­ние, буд­то при­бли­зи­лись свет­лые пас­халь­ные дни. Не бы­ло стра­ха при­бли­жа­ю­щей­ся смер­ти, он с ве­ли­кой на­деж­дой смот­рел в бу­ду­щее и, упо­вая на ми­лость Бо­жию, с дерз­но­ве­ни­ем узре­вал те ве­ли­кие бла­га и ра­дость, ко­то­рые ждут на­сле­ду­ю­щих жизнь веч­ную. По­до­звав ар­хи­епи­ско­па Вар­ла­а­ма, он ска­зал ему:
– Пе­ре­дай­те всем – и ду­хо­вен­ству и ми­ря­нам – мое бла­го­сло­ве­ние, у всех про­шу про­ще­ния, ес­ли ко­го оби­дел или огор­чил, и сам всех про­щаю, ни на ко­го ни­че­го не имею, про­шу у всех свя­тых мо­литв.
– Мо­ли­тесь и вы о нас Бо­гу, – про­си­ли при­сут­ству­ю­щие.
– Да, ес­ли по­лу­чу дерз­но­ве­ние у Гос­по­да, бу­ду и я мо­лить­ся, – от­ве­тил ста­рец.
Со­сто­я­ние здо­ро­вья вла­ды­ки стре­ми­тель­но ухуд­ша­лось, и 9 ок­тяб­ря он при­ча­щал­ся уже толь­ко свя­той Кро­вью, так как к это­му вре­ме­ни ни­ка­кой пи­щи при­ни­мать не мог. По­сле при­ча­стия ему ста­ло зна­чи­тель­но луч­ше. Улуч­ше­ние бы­ло и на сле­ду­ю­щий день, так что у окру­жа­ю­щих по­яви­лась на­деж­да на его вы­здо­ров­ле­ние. Вла­ды­ка, од­на­ко, чув­ство­вал, что при­бли­жа­ет­ся ко­нец, и да­вал рас­по­ря­же­ния на смерть. Мно­гих то­гда уди­ви­ло, с ка­ким спо­кой­стви­ем он да­вал эти рас­по­ря­же­ния, буд­то они бы­ли свя­за­ны не с его соб­ствен­ным по­гре­бе­ни­ем, а с тор­же­ствен­ным празд­ни­ком. 14 ок­тяб­ря; по­до­звав ар­хи­манд­ри­та Гри­го­рия, он ска­зал:
– У ме­ня на этих днях бу­дет юби­лей, нуж­но при­го­то­вить­ся.
– Ка­кой юби­лей? – не по­нял тот.
– Мой юби­лей, бу­дет мно­го свя­щен­ни­ков и по­сто­рон­них. А на сле­ду­ю­щий день, на­ка­нуне смер­ти, сво­ей ке­лей­ной мо­на­хине Нине по­вто­рил:
– Зав­тра ве­че­ром у нас в квар­ти­ре бу­дет тор­же­ствен­ная все­нощ­ная, бу­дет мно­го свя­щен­ни­ков, при­гла­си­те и вла­ды­ку Вар­ла­а­ма.
Утром сле­ду­ю­ще­го дня, 16 ок­тяб­ря, ему ста­ло за­мет­но ху­же, и в по­ло­вине один­на­дца­то­го утра мит­ро­по­лит Ага­фан­гел скон­чал­ся. Из­ве­стие ми­гом об­ле­те­ло го­род, и две­на­дцать уда­ров трид­ца­ти яро­слав­ских церк­вей воз­ве­сти­ли о кон­чине свя­ти­те­ля.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-agafangel-preobrazhenskij

☦️
Икона Богородицы Озерянская.
Неда­ле­ко от Харь­ко­ва, в Пре­об­ра­жен­ском Ку­ряж­ском мо­на­сты­ре хра­нил­ся чу­до­твор­ный об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри Озе­рян­ской. По пре­да­нию, об­раз был яв­лен в кон­це XVI ве­ка воз­ле се­ла Озе­ря­ны – от­сю­да и на­зва­ние ико­ны; впо­след­ствии на этом ме­сте воз­ник­ла оби­тель, так­же по­лу­чив­шая на­зва­ние Озе­рян­ской.
Рас­ска­зы­ва­ют, что некий укра­ин­ский кре­стья­нин ко­сил тра­ву и рас­сек об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри ко­сой по­по­лам… Осо­знав, что его по­сту­пок, пусть и не пред­на­ме­рен­ный, стра­шен для него и для окру­жа­ю­щих, че­ло­век под­нял две по­ло­ви­ны ико­ны, с бла­го­го­ве­ни­ем по­ме­стил у се­бя в мо­лит­вен­ном уг­лу, за­жег пе­ред нею све­чу, а утром об­рел ико­ну це­лой, остал­ся лишь тон­кий след от рас­се­че­ния.
В 1794 го­ду Озе­рян­ская ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на в Ку­ряж­ский мо­на­стырь, а по­сле его за­кры­тия 8 лет на­хо­ди­лась в харь­ков­ской По­кров­ской церк­ви. В на­ча­ле XIX сто­ле­тия мо­на­стырь был вос­ста­нов­лен, и свя­тую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри по прось­бе бра­тии воз­вра­ти­ли в оби­тель.
На по­кло­не­ние это­му чу­до­твор­но­му об­ра­зу сте­ка­лось мно­же­ство бо­го­моль­цев из Харь­ко­ва и окрест­ных се­ле­ний, от нее по го­ря­чим мо­лит­вам ве­ру­ю­щих про­ис­хо­ди­ли мно­го­чис­лен­ные ис­це­ле­ния страж­ду­щих.
30 сен­тяб­ря каж­до­го го­да (на­чи­ная с 1843-го) чу­до­твор­ный об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы крест­ным хо­дом пе­ре­но­сил­ся в г. Харь­ков, где на­хо­дил­ся всю зи­му, а 22 ап­ре­ля та­ким же пу­тем воз­вра­щал­ся в мо­на­стырь.
Озе­рян­ская ико­на бы­ла укра­ше­на до­ро­гой ри­зой из чер­вон­но­го зо­ло­та ста­рин­ной ра­бо­ты, на­пи­са­на на хол­сте древним ма­ло­рос­сий­ским пись­мом.
В го­ды бо­го­бор­че­ства Озе­рян­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­то­рая счи­та­ет­ся по­кро­ви­тель­ни­цей Харь­ко­ва и все­го Сло­бод­ско­го края, бы­ла уте­ря­на. Со­хра­нил­ся лишь спи­сок, сде­лан­ный по всем цер­ков­ным кан­онам и об­ла­да­ю­щий, как утвер­жда­ют свя­щен­но­слу­жи­те­ли, та­кой же чу­до­твор­ной си­лой, как и ори­ги­нал.


Жития
Писание