⏳ 2023.11.11 (сб)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 23я по Пятидесятнице (глас 5й)
• суббота

☀️ неподвижный годовой круг:
11 ноября (29 октября)
• мчч. Клавдия, Астерия, Нео́на, мц. Феони́ллы (285)
• прмц. Анастасии Римляныни (III)
• прп. Авраамия Затворника, блж. Марии (ок. 360)
• прп. Анны (Евфимиа́на) (826)
• прп. Авраамия Ростовского (1073–1077)
• сщмч. Николая (Пробатова), мчч. Агломазовских: Космы, Виктора (Краснова), Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна, мц. Ага́фии (1918)
• сщмч. Иоанна (Рудинского) (1930)
• сщмч. Евгения (Ивашко) (1937)
• мц. Анастасии (Лебедевой) (после 1937)
• сщмч. Леонида (Муравьева) (1941)


☦️
Мученики Кла́вдий, Асте́рий, Нео́н и Феони́лла.
Свя­той му­че­ник Клав­дий, его бра­тья Асте­рий, Неон и сест­ра, му­че­ни­ца Фео­нил­ла, Ки­ли­кий­ские по­стра­да­ли во вре­мя го­не­ний им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на.

☦️
Преподобномученица Анастаси́я Римляныня, Солунская (Фессалоникийская).
Свя­тая Ана­ста­сия Рим­ля­ны­ня (память 11 и 12 ноября) оси­ро­те­ла в воз­расте трех лет. Вос­пи­ты­ва­лась она в мо­на­сты­ре близ Ри­ма, в ко­то­ром при­ня­ла ино­че­ство. При им­пе­ра­то­ре Де­кии (249–251 гг.) Ана­ста­сии ис­пол­нил­ся 21 год. Она бы­ла очень кра­си­вой, и мно­гие знат­ные рим­ляне про­си­ли ее ру­ки, но Ана­ста­сия всем от­ка­зы­ва­ла, пред­по­чи­тая остать­ся неве­стой Хри­сто­вой.
В то вре­мя им­пе­ра­тор Де­кий воз­двиг же­сто­кое го­не­ние про­тив хри­сти­ан. Языч­ни­ки вы­та­щи­ли свя­тую Ана­ста­сию из мо­на­сты­ря и при­ве­ли к пра­ви­те­лю го­ро­да. Они об­ви­ня­ли ее в том, что она не толь­ко пре­зи­ра­ет знат­ных и бо­га­тых же­ни­хов, но по­чи­та­ет за Бо­га рас­пя­то­го Хри­ста.
Во­е­на­чаль­ник Пров по­ве­лел ей при­не­сти жерт­ву идо­лам, но Ана­ста­сия от­ка­за­лась от­речь­ся от Хри­ста. То­гда ее под­верг­ли лю­тым пыт­кам: <..> Свя­тая, ис­те­кая кро­вью, ста­ла из­не­мо­гать и по­про­си­ла во­ды. Сто­яв­ший при ее му­че­ни­ях некто Ки­рилл сжа­лил­ся и на­по­ил ее во­дой. Пыт­ки про­дол­жи­ли, и свя­той Ана­ста­сии от­ре­за­ли язык, ко­то­рым она непре­стан­но сла­ви­ла Бо­га. Утом­лен­ные па­ла­чи, на­ко­нец, обез­гла­ви­ли ее. Ре­шив, что Ки­рилл, на­по­ив­ший му­че­ни­цу во­дой, яв­ля­ет­ся тай­ным хри­сти­а­ни­ном, му­чи­те­ли схва­ти­ли его и так­же каз­ни­ли.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/941

☦️
Преподобные Авраа́мий Затворник и Мария.
Пре­по­доб­ный Ав­ра­мий за­твор­ник и бла­жен­ная Ма­рия, пле­мян­ни­ца его, под­ви­зав­ши­е­ся в се­ле­нии Хи­да­на, близ го­ро­да Эдес­сы, бы­ли совре­мен­ни­ка­ми и со­оте­че­ствен­ни­ка­ми пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма Си­ри­на (па­мять 28 ян­ва­ря), ко­то­рый впо­след­ствии на­пи­сал о их жиз­ни. Пре­по­доб­ный Ав­ра­мий на­чал труд­ный по­двиг уеди­нен­но­го жи­тия в рас­цве­те сво­их лет. Он по­ки­нул ро­ди­тель­ский дом и по­се­лил­ся в пу­стын­ном ме­сте, вда­ли от мир­ских со­блаз­нов, про­во­дя дни свои в бес­пре­стан­ной мо­лит­ве. По­сле смер­ти ро­ди­те­лей свя­той от­ка­зал­ся от на­след­ства и про­сил род­ных раз­дать его ни­щим.
Стро­гой по­движ­ни­че­ской жиз­нью, кро­то­стью и че­ло­ве­ко­лю­би­ем Ав­ра­мий при­вле­кал к се­бе мно­гих, ищу­щих ду­хов­но­го све­та, мо­лит­вы, бла­го­сло­ве­ния. Вско­ре ве­ра его под­верг­лась се­рьез­но­му ис­пы­та­нию: он был на­зна­чен пре­сви­те­ром в од­но из язы­че­ских се­ле­ний Ме­со­по­та­мии. Три го­да, не жа­лея сил, тру­дил­ся пре­по­доб­ный над про­све­ще­ни­ем языч­ни­ков. Он раз­ру­шил язы­че­ское ка­пи­ще и по­стро­ил Бо­жий храм. Сми­рен­но пе­ре­но­ся по­ру­га­ния и да­же тяж­кие по­бои от со­про­тив­ляв­ших­ся идо­ло­по­клон­ни­ков, он в мо­лит­вах при­зы­вал Гос­по­да: «При­з­ри, Вла­ды­ка, на ра­ба Тво­е­го, услы­ши мою мо­лит­ву, укре­пи ме­ня и осво­бо­ди ра­бов Тво­их от уз диа­воль­ских и да­руй им по­знать Те­бя, Еди­но­го Ис­тин­но­го Бо­га». Рев­ност­но­му пас­ты­рю бы­ло да­ро­ва­но сча­стье уви­деть за­вер­ше­ние сво­их пра­вед­ных тру­дов: языч­ни­ки уве­ро­ва­ли в Иису­са Хри­ста, Сы­на Бо­жия, и пре­по­доб­ный сам кре­стил их.
Вы­пол­нив свя­щен­ный долг, Ав­ра­мий вновь уда­лил­ся в свою пу­стынь, где про­дол­жал про­слав­лять Бо­га, ис­пол­няя Его свя­тую во­лю. Диа­вол, по­срам­ля­е­мый по­дви­га­ми пре­по­доб­но­го, по­пы­тал­ся пре­льстить его по­мыс­лом гор­до­сти. Од­на­жды в пол­ночь, ко­гда свя­той Ав­ра­мий мо­лил­ся в сво­ей кел­лии, вне­зап­но вос­си­ял свет и по­слы­ша­лись сло­ва: «Бла­жен ты, бла­жен, как ни­кто из лю­дей!» Раз­га­дав вра­жии коз­ни, свя­той ска­зал: «Я – че­ло­век греш­ный, но на­де­юсь на по­мощь и бла­го­дать Бо­га мо­е­го и не бо­юсь те­бя». В дру­гой раз диа­вол явил­ся пред свя­тым в об­ра­зе юно­ши, за­жег све­чу и на­чал петь пса­лом: «Бла­же­ни непо­роч­нии в путь хо­дя­щии в за­коне Гос­под­ни». По­няв, что и это бе­сов­ское на­ва­жде­ние, ста­рец пе­ре­кре­стил­ся и спро­сил: «Ес­ли ты зна­ешь, что непо­роч­нии бла­же­ни, то за­чем ты бес­по­ко­ишь их?» Ис­ку­си­тель от­ве­тил: «Я до­са­ждаю им, чтобы по­бе­дить их и от­вра­тить от вся­ко­го доб­ро­го де­ла». На это свя­той ска­зал: «Ты одер­жи­ва­ешь по­бе­ду над от­сту­пив­ши­ми от Бо­га по сво­ей во­ле, а от лю­бя­щих Бо­га ты ис­че­за­ешь, как дым от вет­ра». По­сле этих слов диа­вол ис­чез. Так по­беж­дал свя­той Ав­ра­мий вра­га, укреп­ля­е­мый Бо­же­ствен­ной бла­го­да­тью. По­сле пя­ти­де­ся­ти­лет­ней по­движ­ни­че­ской жиз­ни он мир­но ото­шел ко Гос­по­ду († око­ло 360 го­да).
Пре­по­доб­ная Ма­рия, пле­мян­ни­ца свя­то­го Ав­ра­мия, вы­рос­ла, на­зи­да­е­мая его ду­хов­ны­ми на­став­ле­ни­я­ми. Но враг ро­да че­ло­ве­че­ско­го су­мел со­вра­тить ее с ис­тин­но­го пу­ти. На два­дцать седь­мом го­ду жиз­ни она, оста­вив свою кел­лию, ушла в дру­гой го­род и на­ча­ла жить рас­пут­но. Узнав об этом, пре­по­доб­ный Ав­ра­мий одел­ся в во­ин­ские до­спе­хи, чтобы не быть узнан­ным, и от­пра­вил­ся в го­род. Он разыс­кал пле­мян­ни­цу и при­вел ее к по­ка­я­нию. Пре­по­доб­ная Ма­рия вер­ну­лась в свою кел­лию и всю даль­ней­шую жизнь про­ве­ла в мо­лит­вах и сле­зах рас­ка­я­ния. Гос­подь удо­сто­ил ее да­ра ис­це­ле­ния бо­лез­ней. Скон­ча­лась она через пять лет по­сле пре­по­доб­но­го Ав­ра­мия.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/942

☦️
Преподобная А́нна (Евфимиа́н) Вифинская.
Пре­по­доб­ная Ан­на и сын ее свя­той Иоанн жи­ли в Ви­зан­тии. Свя­тая Ан­на бы­ла до­че­рью диа­ко­на Влахерн­ской церк­ви в Кон­стан­ти­но­по­ле. По­сле смер­ти му­жа, одев­шись в муж­скую одеж­ду, под име­нем Ев­фи­ми­а­на вме­сте со сво­им сы­ном свя­тым Иоан­ном она ста­ла под­ви­зать­ся в од­ной из Вифин­ских оби­те­лей, близ Олим­па. Скон­ча­лась пре­по­доб­ная Ан­на в Кон­стан­ти­но­по­ле в 826 го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-anna-evfimian-vifinskaja

☦️
Преподобный Авра́мий (Авраа́мий) Ростовский, архимандрит.
Пре­по­доб­ный Аврамий (Авраамий), ар­хи­манд­рит Ро­стов­ский, в ми­ру Авер­кий, с юных лет ушел из ро­ди­тель­ско­го до­ма и всту­пил на путь хри­сти­ан­ско­го по­движ­ни­че­ства. При­няв ино­че­ство, по­се­лил­ся Ав­ра­мий в Ро­сто­ве на бе­ре­гу озе­ра Неро. В Ро­стов­ской зем­ле то­гда бы­ло мно­го языч­ни­ков, и пре­по­доб­ный уси­лен­но тру­дил­ся над рас­про­стра­не­ни­ем ис­тин­ной ве­ры. Неда­ле­ко от кел­лии свя­то­го бы­ло ка­пи­ще, где языч­ни­ки по­кло­ня­лись ка­мен­но­му идо­лу Ве­ле­су (Во­ло­су), ко­то­рый на­во­дил страх на жи­те­лей Ро­сто­ва.
В чуд­ном ви­де­нии пред­стал пе­ред Ав­ра­ми­ем свя­той апо­стол Иоанн Бо­го­слов и дал ему жезл, увен­чан­ный кре­стом, ко­то­рым пре­по­доб­ный со­кру­шил идо­ла. На ме­сте идоль­ско­го ка­пи­ща свя­той Ав­ра­мий ос­но­вал оби­тель в честь Бо­го­яв­ле­ния и стал ее на­сто­я­те­лем. В па­мять яв­ле­ния пре­по­доб­ный воз­двиг храм во имя апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва. Убеж­ден­ные свя­тым Ав­ра­ми­ем, кре­сти­лись мно­гие языч­ни­ки.
Осо­бен­но ве­ли­ко бы­ло его вли­я­ние на де­тей: он обу­чал их гра­мо­те, на­став­лял в За­коне Бо­жи­ем, кре­стил, по­стри­гал в ино­ки. Всех при­хо­дя­щих в оби­тель свя­той при­ни­мал с лю­бо­вью. Жизнь его бы­ла по­все­днев­ным по­дви­гом мо­лит­вы и тру­да на поль­зу бра­тии: он ко­лол дро­ва для пе­кар­ни, сти­рал одеж­ды ино­ков, но­сил во­ду для кух­ни.
Пре­ста­вил­ся пре­по­доб­ный в глу­бо­кой ста­ро­сти и был по­гре­бен в хра­ме Бо­го­яв­ле­ния († ХI в.). Свя­тые мо­щи его об­ре­те­ны при ве­ли­ком кня­зе Все­во­ло­де (1176–1212). В 1551 го­ду царь Иоанн Гроз­ный пе­ред по­хо­дом на Ка­зань об­хо­дил свя­тые ме­ста. В Бо­го­яв­лен­ском-Ав­ра­ми­е­вом мо­на­сты­ре ему по­ка­за­ли тот жезл, ко­то­рым пре­по­доб­ный Ав­ра­мий со­кру­шил идо­ла Ве­ле­са. По­сох царь взял с со­бой в по­ход, а крест оста­вил в оби­те­ли. Воз­вра­тив­шись по­сле по­ко­ре­ния Ка­зан­ско­го хан­ства, Иоанн Гроз­ный при­ка­зал по­стро­ить в Ав­ра­ми­е­вой оби­те­ли но­вый ка­мен­ный храм в честь Бо­го­яв­ле­ния с че­тырь­мя при­де­ла­ми и при­слал ту­да кни­ги и ико­ны.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/943

☦️
Священномученик Николай Пробатов, пресвитер и с ним мученики Агломазовские Косма, Виктор, Наум, Филипп, Иоанн, Павел, Андрей, Павел, Василий, Алексий, Иоанн и мученица Агафия.

Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай Про­ба­тов ро­дил­ся в 1874 го­ду в се­ле Иг­на­тье­ве близ го­ро­да Ка­до­ма Там­бов­ской гу­бер­нии. Он был млад­шим сы­ном свя­щен­ни­ка это­го се­ла Алек­сандра Ни­ко­ла­е­ви­ча Про­ба­то­ва и его же­ны Ели­ко­ни­ды.
Об­ра­зо­ва­ние Ни­ко­лай по­лу­чил в Ка­си­мов­ском ду­хов­ном учи­ли­ще, а за­тем в Там­бов­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. Из со­хра­нив­ших­ся его пи­сем к бра­ту, про­то­и­е­рею Ва­си­лию, вид­но, что учил­ся он на­хо­дясь в усло­ви­ях боль­шой ма­те­ри­аль­ной нуж­ды: ино­гда одеж­да из­на­ши­ва­лась на­столь­ко, что то­ва­ри­щи сме­я­лись над ним, а на­став­ни­ки де­ла­ли за­ме­ча­ния.
По окон­ча­нии се­ми­на­рии он же­нил­ся на млад­шей до­че­ри свя­щен­ни­ка се­ла Те­ми­ре­во Ела­тем­ско­го уез­да Вар­ва­ре Ал­геб­ра­и­сто­вой. По­сле вен­ча­ния Ни­ко­лай и Вар­ва­ра, по су­ще­ство­вав­ше­му то­гда бла­го­че­сти­во­му обы­чаю, от­пра­ви­лись в сва­деб­ное па­лом­ни­че­ство в Са­ров­ский мо­на­стырь.
В 1899 го­ду Ни­ко­лай был ру­ко­по­ло­жен в сан пре­сви­те­ра и опре­де­лен вто­рым свя­щен­ни­ком в храм се­ла Те­ми­ре­во. Но он очень хо­тел слу­жить один. Же­ла­ние его вско­ре сбы­лось, в 1906 го­ду он по­лу­чил при­ход в се­ле Аг­ло­ма­зо­во, где был де­ре­вян­ный Бо­го­яв­лен­ский храм, вы­стро­ен­ный в 1779 го­ду. В 1910 го­ду отец Ни­ко­лай об­но­вил об­вет­шав­ший ико­но­стас. При хра­ме был хор, и тру­да­ми от­ца Ни­ко­лая бы­ло устро­е­но пре­крас­ное об­щее пе­ние. Пе­ред слу­же­ни­ем ли­тур­гии свя­щен­ник все­гда дол­го и усерд­но мо­лил­ся, слу­жил он с вдох­но­ве­ни­ем и бла­го­го­ве­ни­ем; а о служ­бе цер­ков­ной го­во­рил: «У ме­ня в ал­та­ре уго­лок рая».
Се­ло Аг­ло­ма­зо­во на­счи­ты­ва­ло то­гда сто пять­де­сят до­мов, бо­лее ты­ся­чи при­хо­жан, и бы­ла боль­шая нуж­да в от­кры­тии цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы. Ста­ра­ни­я­ми от­ца Ни­ко­лая бы­ло вы­стро­е­но про­стор­ное де­ре­вян­ное зда­ние, в ко­то­ром сво­бод­но мог­ло обу­чать­ся две­сти де­тей. Та­лант­ли­вый про­по­вед­ник, он усерд­но про­по­ве­до­вал в хра­ме, а в шко­ле пре­по­да­вал За­кон Бо­жий. Се­мья свя­щен­ни­ка жи­ла бед­но, но он за тре­бы пла­ты не брал. Обу­ви все­гда имел толь­ко две па­ры – зим­нюю и лет­нюю.
На­ча­лась Пер­вая ми­ро­вая вой­на. Свя­щен­ни­ков в ар­мии не хва­та­ло, и епар­хи­аль­ный ар­хи­ерей, епи­скоп Там­бов­ский Ки­рилл (Смир­нов), об­ра­тил­ся к ду­хо­вен­ству епар­хии с прось­бой – пой­ти свя­щен­ни­ка­ми в дей­ству­ю­щую ар­мию. Охот­ни­ков на­шлось немно­го. От­го­ва­ри­ва­лись – кто бо­лез­нью, кто се­мьей, кто ма­ло­лет­ством де­тей.
Слы­ша та­кое от свя­щен­ни­ков, отец Ни­ко­лай усты­дил­ся: что же это мы – свя­щен­ни­ки, и от­ка­зы­ва­ем­ся – у од­но­го же­на, у дру­го­го де­ти, а там на­ши же во­и­ны кровь про­ли­ва­ют, за­щи­щая ро­ди­ну; на­до со­гла­шать­ся. И хо­тя у от­ца Ни­ко­лая с же­ной бы­ло трое де­тей, стар­ше­му сы­ну че­тыр­на­дцать лет, млад­шим, сы­ну и до­че­ри, по го­ду, он по­шел слу­жить пол­ко­вым свя­щен­ни­ком в пер­вый Ба­хму­тов­ский полк, сра­жав­ший­ся про­тив ав­стрий­цев. Здесь, на фрон­те, в пол­ку он уви­дел, как ма­ло оста­ет­ся в лю­дях ве­ры: из все­го на­лич­но­го со­ста­ва пол­ка храм по­се­ща­ли не бо­лее трид­ца­ти че­ло­век. Вер­нув­шись в 1917 го­ду до­мой, он с нескры­ва­е­мой скор­бью го­во­рил близ­ким: «Свя­щен­ни­ки уже тут не нуж­ны, они те­перь ско­рее жи­те­ли Неба, чем зем­ли».
Со­вер­ши­лась ре­во­лю­ция. Нрав­ствен­ная бо­лезнь кос­ну­лась и кре­стьян. Мно­гие бро­си­лись ру­бить впрок ка­зен­ные и гос­под­ские ле­са, на­ва­ли­вая шта­бе­ля бре­вен пе­ред до­ма­ми, по­спеш­но де­ли­ли зем­ли круп­ных земле­вла­дель­цев.
По­сле из­да­ния боль­ше­ви­ка­ми де­кре­та об изъ­я­тии из хра­мов мет­ри­че­ских книг к от­цу Ни­ко­лаю явил­ся от­ряд сол­дат и по­тре­бо­вал вы­дать из церк­ви кни­ги.
– А кто вы та­кие, что мне ука­зы­ва­е­те? – ре­ши­тель­но встре­тил их отец Ни­ко­лай. – Ска­жет мое на­чаль­ство, то­гда пе­ре­дам.
– Нет, – не от­сту­па­ли сол­да­ты, – пе­ре­да­вай сей­час.
– Ну, хо­ро­шо, – от­ве­тил свя­щен­ник, – не хо­ти­те слу­шать цер­ков­ное на­чаль­ство, со­бе­рем сход кре­стьян. И как ре­шит на­род, так и сде­лаю.
Со­бра­ли сход, и свя­щен­ник про­из­нес сло­во, по­сле ко­то­ро­го кре­стьяне сра­зу же из­гна­ли по­ку­шав­ших­ся на цер­ков­ные кни­ги.
В фев­ра­ле 1918 го­да боль­ше­ви­ки объ­яви­ли мо­би­ли­за­цию в Крас­ную гвар­дию. Кре­стьяне, ждав­шие от боль­ше­ви­ков ми­ра, ре­ши­ли в ар­мию не за­пи­сы­вать­ся, а ид­ти в бли­жай­ший уезд­ный го­род и разо­гнать там боль­ше­вист­ское на­чаль­ство. Пе­ред вы­хо­дом по­про­си­ли от­ца Ни­ко­лая от­слу­жить для них на­пут­ствен­ный мо­ле­бен. По­сле мо­леб­на свя­щен­ник ска­зал крат­кую про­по­ведь, ко­то­рую за­клю­чил сло­ва­ми: «Бла­го­слов­ляю вас ид­ти на борь­бу с го­ни­те­ля­ми Церк­ви Хри­сто­вой».
Кре­стьяне, во­ору­жен­ные кто то­по­ра­ми, кто ви­ла­ми, дви­ну­лись к уезд­но­му го­ро­ду, до ко­то­ро­го бы­ло два­дцать пять верст. По­ка шли, ре­ши­мость мно­гих рас­та­я­ла, и они ста­ли воз­вра­щать­ся до­мой. На­шлись и та­кие, ко­то­рые по­спе­ши­ли в го­род, чтобы пре­ду­пре­дить боль­ше­ви­ков. Ко­гда остав­ши­е­ся кре­стьяне по­до­шли к го­ро­ду вплот­ную, по ним бы­ла вы­пу­ще­на оче­редь из пу­ле­ме­та, уста­нов­лен­но­го на ко­ло­кольне. Это оста­но­ви­ло вос­став­ших, и тол­па быст­ро рас­се­я­лась. Ин­ци­дент был ис­чер­пан, но боль­ше­ви­ки ни­ко­гда не про­ща­ли тем, кто вы­сту­пал про­тив них, и в Аг­ло­ма­зо­во был на­прав­лен ка­ра­тель­ный от­ряд. Из­ве­стие о ка­ра­тель­ном от­ря­де до­стиг­ло се­ла, и свя­щен­ник бла­го­сло­вил до­маш­них уй­ти в со­сед­нее се­ло Ка­ли­но­вец, где слу­жил брат же­ны от­ца Ни­ко­лая. Тре­вож­ные пред­чув­ствия то­ми­ли его ду­шу, и же­на, ви­дя это, ска­за­ла:
– На­пи­са­но: Гос­подь не по­сы­ла­ет ис­пы­та­ний вы­ше сил че­ло­ве­че­ских.
– Да, – ска­зал свя­щен­ник. И, по­мо­лив­шись, на­угад от­крыл Апо­стол и про­чел «Ве­рен Бог, ко­то­рый не по­пустит вам быть ис­ку­ша­е­мы­ми сверх сил, но при ис­ку­ше­нии даст и об­лег­че­ние, так, чтобы вы мог­ли пе­ре­не­сти».
Сло­во Свя­щен­но­го Пи­са­ния, как ни­что дру­гое, уте­ши­ло и укре­пи­ло ду­шу. Ко вре­ме­ни при­хо­да ка­ра­те­лей отец Ни­ко­лай со­вер­шен­но успо­ко­ил­ся, пре­дав свою жизнь в во­лю Бо­жию. Кре­стьяне го­во­ри­ли ему:
– Бе­ги, ба­тюш­ка, убьют!
– Я ни­ко­гда не бе­жал и сей­час не по­бе­гу.
До­маш­ние ушли, остал­ся толь­ко стар­ший сын Алек­сандр. Отец Ни­ко­лай пред­ло­жил и ему уй­ти, тем бо­лее что ма­те­ри, воз­мож­но, по­тре­бу­ет­ся по­мощь, но Алек­сандр не по­же­лал оста­вить от­ца.
Свя­щен­ник на­дел теп­лый ват­ный под­ряс­ник и вы­шел из до­ма. Из­да­ле­ка по­ка­зал­ся от­ряд ка­ра­те­лей.
– Рим­ские ле­ги­о­ны идут, – по­ка­чав го­ло­вой, ска­зал отец Ни­ко­лай.
Ка­ра­тель­ный от­ряд при­бли­жал­ся, и вско­ре слыш­на ста­ла пес­ня, ко­то­рую пе­ли иду­щие: «Транс­ва­аль, Транс­ва­аль, стра­на моя, ты вся го­ришь в огне…»
Ка­ра­те­ли рас­по­ло­жи­лись непо­да­ле­ку от хра­ма, в боль­шом кир­пич­ном до­ме, при­над­ле­жав­шем неко­е­му Се­ду­хи­ну. Всех аре­сто­ван­ных сво­ди­ли в под­вал до­ма. Спис­ки на аре­сты со­став­лял сель­ский учи­тель, Петр Филип­по­вич, мест­ный без­бож­ник, не лю­бив­ший храм и свя­щен­ни­ка.
Дво­их крас­но­гвар­дей­цев от­пра­ви­ли за свя­щен­ни­ком. По­сле аре­ста от­ца Ни­ко­лая в до­ме был про­из­ве­ден обыск. При­сут­ство­вал лишь сын свя­щен­ни­ка, Алек­сандр. Ка­ра­те­ли пе­ре­ры­ли все ве­щи, но ни­че­го не на­шли.
Аре­сто­ван­ных до­пра­ши­ва­ли с по­бо­я­ми и из­де­ва­тель­ства­ми. От­ца Ни­ко­лая би­ли шом­по­ла­ми по пят­кам, за­став­ляя пля­сать.
– Я и рань­ше ни­ко­гда не пля­сал и пе­ред смер­тью не бу­ду, – от­ве­тил свя­щен­ник.
По­след­нюю свою ли­тур­гию пе­ред аре­стом отец Ни­ко­лай от­слу­жил на празд­ник Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Неко­то­рые из па­ла­чей еще недав­но по­се­ща­ли цер­ков­ные служ­бы и пом­ни­ли сло­ва мо­литв. Из­де­ва­ясь над пас­ты­рем, они го­во­ри­ли:
– За­ступ­ни­ца усерд­ная!.. Ты Ей мо­лил­ся! Что же Она те­бя не за­сту­па­ет? – И ста­ра­лись вся­че­ски оскор­бить свя­щен­ни­ка.
На все по­но­ше­ния отец Ни­ко­лай от­ве­чал:
– Хри­стос тер­пел, бу­дучи без­гре­шен, а мы тер­пим за свои гре­хи.
Эти сло­ва свя­щен­ни­ка вы­зы­ва­ли у ис­тя­за­те­лей хо­хот.
Учи­тель, со­став­ляя спи­сок, вклю­чил в него несколь­ких жен­щин, но на­чаль­ник ка­ра­тель­но­го от­ря­да име­на жен­щин вы­черк­нул, оста­вив лишь од­ну – Ага­фью; она бы­ла со­вер­шен­но оди­но­ка, и за нее неко­му бы­ло про­сить. Дол­го и изощ­рен­но из­де­ва­лись над ней па­ла­чи, но она все пе­ре­но­си­ла мол­ча. На­ко­нец бы­ло объ­яв­ле­но, что все аре­сто­ван­ные бу­дут рас­стре­ля­ны. Пе­ред смер­тью все ис­по­ве­да­лись. В седь­мом ча­су ве­че­ра крас­но­гвар­дей­цы вы­ве­ли из под­ва­ла во­сем­на­дцать осуж­ден­ных на смерть и по­ве­ли к ре­ке Цне. У ре­ки их раз­де­ли­ли на две пар­тии, од­ну по­ве­ли по бе­ре­гу ре­ки нале­во, дру­гую – на­пра­во. Вско­ре раз­да­лась ко­ман­да крас­но­гвар­дей­цам по­стро­ить­ся и при­го­то­вить­ся к стрель­бе. При­го­во­рен­ные стол­пи­лись на­про­тив. Отец Ни­ко­лай, воз­дев ру­ки, мо­лил­ся, про­из­но­ся сло­ва гром­ко, раз­дель­но. Все услы­ша­ли:
– Гос­по­ди, про­сти им, они не зна­ют, что де­ла­ют.
Раз­дал­ся залп. Хо­тя уже со­всем стем­не­ло и ка­ра­те­ли, по­хо­же, не со­би­ра­лись про­ве­рять, кто жив, кто мертв, но отец Ни­ко­лай, со­брав си­лы, под­нял­ся и с воз­де­ты­ми ру­ка­ми про­дол­жал вслух мо­лить­ся:
– До­стой­но есть, яко во­ис­ти­ну бла­жи­ти Тя, Бо­го­ро­ди­цу…
Вто­рым зал­пом он был убит.
Из во­сем­на­дца­ти че­ло­век бы­ли уби­ты три­на­дцать, осталь­ные но­чью до­полз­ли до бли­жай­ших изб и бы­ли спря­та­ны жи­те­ля­ми. От них и ста­ли из­вест­ны по­дроб­но­сти рас­стре­ла. Уби­ты бы­ли ста­ро­ста хра­ма Кос­ма Его­ро­вич, кре­стьяне Вик­тор Крас­нов, На­ум и Филипп (отец с сы­ном), Иван, Па­вел, Ан­дрей, Па­вел, Ва­си­лий, Алек­сей, Иван и Ага­фья.
На сле­ду­ю­щее утро кре­стьяне сна­ря­ди­ли под­во­ду и по­еха­ли за­брать уби­тых. Вме­сте с ни­ми по­ехал сын свя­щен­ни­ка Алек­сандр. Весь пе­сок был про­пи­тан кро­вью, и Алек­сандр снял с него верх­ний слой и по­ло­жил на те­ле­гу. Те­ло свя­щен­ни­ка уже за­ко­че­не­ло – с под­ня­ты­ми при по­след­ней мо­лит­ве ру­ка­ми, с паль­ца­ми, сло­жен­ны­ми для бла­го­сло­ве­ния. Ко­гда его вез­ли по се­лу, кре­стьяне вы­гля­ды­ва­ли из окон и го­во­ри­ли: «Ба­тюш­ка нас и мерт­вый бла­го­слов­ля­ет».
В этот же день же­на от­ца Ни­ко­лая вер­ну­лась до­мой. Она об­ра­ти­лась к вла­стям за раз­ре­ше­ни­ем по­хо­ро­нить свя­щен­ни­ка воз­ле церк­ви. «Что?! – воз­му­ти­лись ка­ра­те­ли. – Со­ба­ке со­ба­чья смерть. Его на­до от­вез­ти на свал­ку. Еще спа­си­бо ска­жи­те, что в овраг не сва­ли­ли, на клад­би­ще раз­ре­ша­ем по­хо­ро­нить».
От­пе­вать и хо­ро­нить му­че­ни­ка при­шли свя­щен­ни­ки со­сед­них при­хо­дов – отец Па­вел Маль­цев из се­ла Уса­ды и отец Мак­сим из се­ла Ста­рое Бе­ре­зо­во. Отец Па­вел был очень дру­жен с от­цом Ни­ко­ла­ем, они до­го­во­ри­лись за­ра­нее: ес­ли ко­го убьют, чтобы дру­гой при­шел от­пе­вать и хо­ро­нить.
От­пе­ва­ли от­ца Ни­ко­лая в его до­ме. Ок­на за­на­ве­си­ли чер­ной плот­ной ма­те­ри­ей, чтобы ка­ра­те­ли не мог­ли ви­деть, что про­ис­хо­дит внут­ри. Те­ло му­че­ни­ка пе­ре­нес­ли со сто­ла в гроб, и на­ча­лось неспеш­ное от­пе­ва­ние. Хо­ро­ни­ли от­ца Ни­ко­лая глу­бо­кой но­чью, свя­щен­ни­ки нес­ли гроб на клад­би­ще, где уже бы­ла вы­ры­та мо­ги­ла на ме­сте по­гре­бе­ния близ­ко­го от­цу Ни­ко­лаю при­хо­жа­ни­на, неис­тлев­ший гроб ко­то­ро­го был хо­ро­шо ви­ден при яс­ном све­те лу­ны и звезд. И плы­ло ти­хое пе­ние по­след­них по­гре­баль­ных мо­литв.

☦️
Священномученик Иоа́нн Рудинский, пресвитер.
Ру­дин­ский Иван Ива­но­вич ро­дил­ся в 1867 го­ду в се­ле По­кров­ское-на-Си­ти. По­сле окон­ча­ния Яро­слав­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии вер­нул­ся в род­ное се­ло и при­нял при­ход. В 1918 г. в По­кро­во-Сит­ской во­ло­сти вспых­ну­ло кре­стьян­ское вос­ста­ние про­тив мо­би­ли­за­ции в Крас­ную Ар­мию, и от­ца Иоан­на, храм ко­то­ро­го на­хо­дил­ся на тер­ри­то­рии этой во­ло­сти, поз­же неод­но­крат­но об­ви­ня­ли в служ­бе мо­леб­нов по прось­бам вос­став­ших и при­зы­вах к ак­тив­ной борь­бе с ору­жи­ем в ру­ках. Он из­бе­жал рас­пра­вы, по­пав в боль­ни­цу. В 1920 го­ду отец Иоанн был аре­сто­ван ор­га­на­ми вла­сти “за оскорб­ле­ние долж­ност­но­го ли­ца”. За­тем уже на­род­ным су­дом в 1926 го­ду при­го­во­рен к де­неж­но­му штра­фу за “на­ру­ше­ние пра­вил от­де­ле­ния Церк­ви от го­су­дар­ства”. А в 1929 – за “укры­тие ко­ро­вы”. Вла­сти из­де­ва­лись, как мог­ли.
В 1929 го­ду, ко­гда на­ча­лась мас­со­вая кам­па­ния по за­кры­тию церк­вей и об­ло­же­нию вы­со­ки­ми на­ло­га­ми цер­ков­но­го иму­ще­ства, цер­ковь об­ло­жи­ли непо­мер­ным на­ло­гом, и в 1930 кол­хоз­ным со­бра­ни­ем бы­ло по­ста­нов­ле­но цер­ковь за­крыть за неупла­ту на­ло­га. То­гда отец Иоанн об­ра­тил­ся к ве­ру­ю­щим с прось­бой со­брать необ­хо­ди­мые сред­ства: “Пра­во­слав­ные, вы ви­ди­те, как тя­же­ло жить пас­ты­рям ва­шим, как бе­рут с нас на­ло­ги пред­ста­ви­те­ли со­ввла­сти, по­мо­ги­те нам… ина­че мы долж­ны бу­дем уй­ти”. На этот раз цер­ковь уда­лось от­сто­ять, при­чем сам свя­щен­ник от­дал все, что у него бы­ло, и стал го­ло­дать. При­хо­жане при­нес­ли ему хле­ба. К это­му вре­ме­ни с церк­вей на­ча­ли сбра­сы­вать ко­ло­ко­ла. И эта скорбь бы­ла для ба­тюш­ки тя­же­лее го­ло­да. Бла­го­да­ря при­хо­жан за уча­стие, он сра­зу пе­ре­во­дил их вни­ма­ние на тра­ге­дию Церк­ви. “Вы те­перь при­нес­ли мне хле­буш­ка, спа­си­бо, но не за­бы­вай­те пра­во­слав­ную ве­ру. По де­рев­ням хо­дят и хо­тят снять с церк­ви ко­ло­ко­ла, то­гда она бу­дет, что че­ло­век без язы­ка”. “Вот, пра­во­слав­ные, – со скор­бью го­во­рил свя­щен­ник, – при­хо­дит ко­нец све­та, хра­мы Бо­жии ско­ро за­кро­ют. На­чи­на­ют сна­ча­ла с ко­ло­ко­лов, а по­том и до зда­ний дой­дет”.
В фев­ра­ле 1930 го­да от­ца Иоан­на и слу­жив­ших вме­сте с ним свя­щен­ни­ка Иоан­на Афон­ско­го и диа­ко­на Гав­ри­и­ла Неробо­ва аре­сто­ва­ли, по об­ви­не­нию в «про­ти­во­дей­ствии ме­ро­при­я­ти­ям со­вет­ской вла­сти на се­ле». Отец Иоанн Афон­ский и отец Гав­ри­ил бы­ли при­го­во­ре­ны к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край, а Иоанн Ру­дин­ский был осво­бож­ден “за недо­ста­точ­но­стью улик”. По­сле осво­бож­де­ния, в кон­це мар­та 1930 го­да, отец Иоанн вер­нул­ся в род­ное се­ло, но в нем храм был за­хва­чен об­нов­лен­че­ским свя­щен­ни­ком и пе­ре­из­бран цер­ков­ный со­вет. От пред­ло­же­ния из­ме­нить Пра­во­сла­вию и слу­жить вме­сте с об­нов­лен­цем отец Иоанн от­ка­зал­ся. 15 ап­ре­ля 1930 го­да со­сто­я­лось со­бра­ние ве­ру­ю­щих По­кров­ской церк­ви, ко­то­рое от­верг­ло под­дер­жи­ва­ю­щий об­нов­лен­цев цер­ков­ный со­вет и хо­да­тай­ство­ва­ло об осво­бож­де­нии от­ца Иоан­на Афон­ско­го и диа­ко­на Гав­ри­и­ла. Со­бра­ние под­дер­жа­ло от­ца Иоан­на Ру­дин­ско­го и вы­нес­ло ре­ше­ние: “Не же­лая со­сто­ять в об­нов­лен­че­стве, про­сить РИК дать раз­ре­ше­ние на сле­ду­ю­щее со­бра­ние для вос­ста­нов­ле­ния всех ста­рых чле­нов со­ве­та и прич­та”. Эта ис­то­рия и по­слу­жи­ла при­чи­ной аре­ста от­ца Иоан­на. 15 июля 1930 го­да его аре­сто­вы­ва­ют и от­прав­ля­ют на 3 го­да в Севр­ный край, в Ар­хан­гель­скую об­ласть, на Ло­ден­скую ба­зу N9 Се­вер­ле­са. Где он и уми­ра­ет 11 но­яб­ря 1930 го­да от непо­силь­но­го тру­да.

☦️
Священномученик Евге́ний Ивашко, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ев­ге­ний Иваш­ко ро­дил­ся 26 ав­гу­ста 1899 го­да в се­мье свя­щен­ни­ка Мин­ской епар­хии Алек­сандра Иваш­ко. В 1920 го­ду он окон­чил во­семь клас­сов Мин­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. С 1 ав­гу­ста 1920 го­да по 20 ян­ва­ря 1923 го­да был учи­те­лем в од­ной из школ Мин­ской гу­бер­нии. В ав­гу­сте 1922 го­да Ев­ге­ний Алек­сан­дро­вич вы­дер­жал эк­за­ме­ны пе­ред Мин­ской епар­хи­аль­ной ко­мис­си­ей, необ­хо­ди­мые для по­лу­че­ния са­на свя­щен­ни­ка.
1 ап­ре­ля 1924 го­да мит­ро­по­лит Мин­ский Мел­хи­се­дек (Па­ев­ский) ру­ко­по­ло­жил его в сан свя­щен­ни­ка к Пав­ло­вич­ской церк­ви Боб­руй­ско­го уез­да.

Несмот­ря на го­не­ния и при­сталь­ное вни­ма­ние к Церк­ви НКВД, о. Ев­ге­ний вел ак­тив­ную мис­си­о­нер­скую де­я­тель­ность сре­ди кре­стьян. В хра­ме у него бы­ло нема­ло мо­ло­де­жи, и свя­щен­ник пред­по­ла­гал при но­вых вы­бо­рах два­дцат­ки при­влечь мо­ло­дых лю­дей, ко­то­рые мог­ли бы со­дер­жать храм в по­ряд­ке и во­вре­мя ре­мон­ти­ро­вать, чтобы та­ким об­ра­зом от­ве­сти от него угро­зу за­кры­тия.
На при­ме­ре о. Ев­ге­ния и по­доб­ных ему свя­щен­ни­ков, ко­то­рых бы­ло то­гда по­чти два­дцать пять ты­сяч, ста­но­ви­лось яс­но, что ни­ка­ки­ми хит­ро­стя­ми и ухищ­ре­ни­я­ми не сло­мить ве­ры на­ро­да и не уни­что­жить Цер­ковь, ес­ли не при­бег­нуть к то­таль­но­му уни­что­же­нию, к ко­то­ро­му вла­сти го­то­ви­лись по­чти два­дцать лет.
Ле­том 1937 го­да со­труд­ни­ки рай­он­но­го от­де­ла НКВД ста­ли вы­зы­вать на до­про­сы жи­те­лей се­ла Спас-Бе­ре­за и со­сед­них, со­став­лять про­то­ко­лы, цель ко­то­рых – до­ка­зать ви­нов­ность свя­щен­ни­ка. Вы­зы­вал­ся на до­про­сы и сам о. Ев­ге­ний, но он ка­те­го­ри­че­ски от­вел все об­ви­не­ния.
5 ок­тяб­ря 1937 го­да со­труд­ник Оле­нин­ско­го от­де­ла НКВД со­ста­вил об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние на свя­щен­ни­ка, где тот был при­знан ви­нов­ным в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти на ос­но­ва­нии по­ка­за­ний «де­жур­ных сви­де­те­лей», хо­тя сам ви­нов­ным се­бя не при­знал. В за­клю­че­нии бы­ло по­ста­нов­ле­но пе­ре­дать де­ло свя­щен­ни­ка на рас­смот­ре­ние Трой­ки НКВД.
Отец Ев­ге­ний был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му го­ро­да Зуб­цо­ва 22 ок­тяб­ря. 5 но­яб­ря со­сто­ял­ся по­след­ний до­прос, на ко­то­ром сле­до­ва­тель на­ме­ре­вал­ся пись­мен­но офор­мить по­ка­за­ния свя­щен­ни­ка от­но­си­тель­но предъ­яв­лен­ных ему об­ви­не­ний, так как все дру­гие до­про­сы он не оформ­лял, на­де­ясь сло­мить во­лю свя­щен­ни­ка, уго­во­рив сжа­лить­ся над детьми, оста­ю­щи­ми­ся без от­ца круг­лы­ми си­ро­та­ми (до­че­ри о. Ев­ге­ния бы­ло то­гда две­на­дцать лет, а сы­ну – во­семь). Но о. Ев­ге­ний не со­гла­сил­ся на пред­ло­же­ние сле­до­ва­те­ля и ви­нов­ным се­бя не при­знал.
– Ска­жи­те, вы при­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в том, что в ав­гу­сте 1937 го­да сре­ди ря­да лиц по во­про­су вы­бо­ров в со­ве­ты вы вы­ска­зы­ва­ли свое враж­деб­ное на­стро­е­ние к со­вет­ской вла­сти, вме­сте с этим вся­че­ски опош­ля­ли кол­хоз­ный строй и рас­пус­ка­ли про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о пло­хой жиз­ни в кол­хо­зах?
– В этом ви­нов­ным се­бя не при­знаю.
– Ска­жи­те, вы при­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в том, что в июле се­го го­да вы про­во­ди­ли сре­ди на­се­ле­ния ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию про­тив зай­ма, вся­че­ски вы­сме­и­вая это ме­ро­при­я­тие, и од­новре­мен­но вы­ска­зы­ва­лись за свер­же­ние со­вет­ской вла­сти?
– В этом ви­нов­ным се­бя не при­знаю.
– Ска­жи­те, вы при­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в том, что в фев­ра­ле се­го го­да вы вы­ска­зы­ва­лись за по­ли­ти­ку вра­гов на­ро­да, вос­хва­ля­ли их, од­новре­мен­но с этим об­ви­ня­ли то­ва­ри­ща Ста­ли­на?
– В этом ви­нов­ным се­бя не при­знаю.
– Ска­жи­те, вы при­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в том, что в пе­ри­од убо­роч­ной кам­па­ни­ии зер­но­вых куль­тур сре­ди ве­ру­ю­щих еди­но­лич­ни­ков и кол­хоз­ни­ков ве­ли аги­та­цию за невы­ход на ра­бо­ту в вос­крес­ные дни и дру­гие ре­ли­ги­оз­ные празд­ни­ки?
– В этом ви­нов­ным се­бя не при­знаю.
(Ар­хив УФСБ РФ по Твер­ской обл. Арх. № 21712-С. Л. 14.)
От­цу Ев­ге­нию бы­ло то­гда все­го трид­цать во­семь лет, оста­ва­лись си­ро­та­ми де­ти, но он бо­лее все­го по­ла­гал­ся на Бо­га, слов­но пре­по­да­вая сво­ей жиз­нью при­мер дру­гим.
Через несколь­ко дней по­сле по­след­не­го до­про­са, 9 но­яб­ря, Трой­ка НКВД по­ста­но­ви­ла рас­стре­лять свя­щен­ни­ка. Свя­щен­ник Ев­ге­ний Иваш­ко был рас­стре­лян 11 но­яб­ря 1937 го­да.

☦️
Мученица Анастаси́я Лебедева.
Му­че­ни­ца Ана­ста­сия (Ана­ста­сия Алек­се­ев­на Ле­бе­де­ва) ро­ди­лась в 1899 г. в д. На­за­ро­во По­ше­хон­ско­го уез­да в кре­стьян­ской се­мье. Бы­ла рев­ност­ной хри­сти­ан­кой. По­сле смер­ти в 1930 г. му­жа она, имея на ижди­ве­нии трех де­тей, од­на ве­ла кре­стьян­ское хо­зяй­ство; по­сле об­ло­же­ния непо­силь­ным на­ло­гом бы­ла вы­нуж­де­на всту­пить в кол­хоз. Через несколь­ко лет она бы­ла из­бра­на пред­се­да­те­лем цер­ков­но­го со­ве­та в с. Гу­жо­во Да­ни­лов­ско­го рай­о­на. Ана­ста­сия Алек­се­ев­на бы­ла аре­сто­ва­на в ап­ре­ле 1937 г. как участ­ни­ца “ан­ти­со­вет­ской груп­пы цер­ков­ни­ков”. На до­про­сах дер­жа­лась твер­до, от­ри­цая вы­мыш­лен­ную ви­ну. Ее при­го­во­ри­ли к 8 го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­ге­ре, где му­че­ни­ца Ана­ста­сия скон­ча­лась в пе­ри­од Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны.

☦️
Священномученик Леонид Муравьев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Лео­нид ро­дил­ся 18 ап­ре­ля 1868 го­да в се­ле Але­ши­но Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Вла­ди­ми­ра Ива­но­ви­ча Му­ра­вье­ва. Отец Вла­ди­мир про­слу­жил в Кос­мо­да­ми­ан­ской церк­ви в се­ле Але­ши­но со­рок три го­да. В 1888 го­ду Лео­нид Вла­ди­ми­ро­вич окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и стал ра­бо­тать учи­те­лем. В 1896 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Кре­сто­воз­дви­жен­ской церк­ви в се­ле Ма­рьин­ка Брон­ниц­ко­го уез­да, в ко­то­рой про­слу­жил со­рок два го­да, до дня сво­е­го аре­ста.
В 1931 го­ду со­труд­ни­ки НКВД ре­ши­ли аре­сто­вать и осу­дить от­ца Лео­ни­да, об­ви­нив его в том, что он на­нес вред кол­хоз­ной соб­ствен­но­сти: в кол­хо­зе умер­ли по­ро­ся­та, а по­сколь­ку кол­хоз по­ме­стил их на скот­ный двор к свя­щен­ни­ку, в ги­бе­ли жи­вот­ных об­ви­ни­ли его. Од­на­ко, несмот­ря на все по­ка­за­ния нуж­ных сви­де­те­лей, это­го не уда­лось до­ка­зать, так как из по­ка­за­ний вы­хо­ди­ло, что в ги­бе­ли жи­вот­ных ви­но­ва­ты са­ми кол­хоз­ни­ки и ве­те­ри­нар. То­гда вла­сти по­тре­бо­ва­ли от свя­щен­ни­ка ис­пол­не­ния твер­до­го за­да­ния, то есть он дол­жен был сдать опре­де­лен­ное ко­ли­че­ство сель­ско­хо­зяйствен­ной про­дук­ции, че­го он ис­пол­нить не смог, по­то­му что у него ее не бы­ло. В 1932 го­ду суд по­на­ча­лу при­го­во­рил от­ца Лео­ни­да к кон­фис­ка­ции все­го иму­ще­ства, но впо­след­ствии при­го­вор был от­ме­нен.
Ко­гда в кон­це трид­ца­тых го­дов уже­сто­чи­лись го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, пред­се­да­тель сель­со­ве­та, со­став­ляя ха­рак­те­ри­сти­ку на свя­щен­ни­ка, на­пи­сал 16 мар­та 1938 го­да: «Му­ра­вьев… сре­ди на­се­ле­ния ве­дет ан­ти­со­вет­ский раз­го­вор. Хо­дит по до­мам, кре­стит но­во­рож­ден­ных в гряз­ных боч­ках». А один из мест­ных жи­те­лей на­пи­сал за­яв­ле­ние в НКВД, что отец Лео­нид кре­стит на до­му в при­сут­ствии уча­щих­ся и это мо­жет пло­хо по­вли­ять на их уче­ние.
В мар­те 1938 го­да сле­до­ва­тель до­про­сил де­жур­ных сви­де­те­лей и мест­ных на­чаль­ни­ков, ко­то­рые ста­ли го­во­рить, буд­то отец Лео­нид за­ни­мал­ся ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей и кре­стил мест­ных жи­те­лей. К это­му де­лу бы­ли при­об­ще­ны про­то­ко­лы до­про­сов сви­де­те­лей за 1931 год, в ко­то­рых свя­щен­ник об­ви­нял­ся в ги­бе­ли кол­хоз­ной жив­но­сти. 31 мар­та 1938 го­да отец Лео­нид был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Ка­ши­ре.
– Во вре­мя кол­лек­ти­ви­за­ции в 1931 го­ду вы ве­ли ан­ти­со­вет­ские раз­го­во­ры о том, что кто за­пи­сал­ся в кол­хоз, то­го ве­шать бу­дут? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– С мо­ей сто­ро­ны ан­ти­со­вет­ских раз­го­во­ров от­но­си­тель­но кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства не бы­ло, за ис­клю­че­ни­ем то­го, что был слу­чай, ко­гда го­во­рил кол­хоз­ни­кам, что в кол­хо­зе ра­бо­тать очень тя­же­ло и что в еди­но­лич­ном хо­зяйстве жи­лось луч­ше.
– След­ствию из­вест­но, что вы во вре­мя служ­бы в церк­ви ве­ру­ю­щим го­во­ри­ли, что вся­кая власть от Бо­га.
– Действи­тель­но, с мо­ей сто­ро­ны раз­го­вор о вла­сти был, но толь­ко со­глас­но Свя­щен­но­му Пи­са­нию. Это я при­знаю.
– При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти сре­ди кол­хоз­ни­ков? – за­дал сле­до­ва­тель по­след­ний во­прос.
– Ви­нов­ным се­бя в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции не при­знаю, это­го с мо­ей сто­ро­ны не бы­ло.
Отец Лео­нид не по­пал в вол­ну мас­со­вых ре­прес­сий и три с по­ло­ви­ной ме­ся­ца про­си­дел в за­клю­че­нии, ожи­дая при­го­во­ра. 16 июля 1938 го­да тройка НКВД при­го­во­ри­ла его к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния. Врач, осви­де­тель­ство­вав­ший его, на­звал бо­лез­ни, до­ба­вив в за­клю­че­ние, что свя­щен­ник здо­ров. Отец Лео­нид был от­прав­лен в Ма­ри­ин­ские ла­ге­ря в Ке­ме­ров­ской об­ла­сти, но недол­гим бы­ло его там пре­бы­ва­ние. Свя­щен­ник Лео­нид Му­ра­вьев скон­чал­ся в за­клю­че­нии 11 но­яб­ря 1941 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.


Жития
Писание