⏳ 2023.10.21 (сб)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 20я по Пятидесятнице (глас 2й)
• суббота

☀️ неподвижный годовой круг:
21 октября (8 октября)
• мц. Пелаги́и девицы (303)
• прп. Таи́сии Египетской (IV)
• прп. Пелагии Антиохийской (457)
• прп. Досифе́я Верхнеостровского (1482)
• прп. Трифона Вятского (1612)
• сщмчч. Димитрия (Добросердова) Можайского, Иоанна (Хренова), прмчч. Амвросия (Астахова), Пахо́мия (Туркевича), прмц. Татианы (Бесфамильной), мч. Николая (Рейна), мцц. Марии (Волнухиной), Надежды (Ажгеревич) (1937)
• сщмч. Ионы (Лазарева) Велижского, прмч. Серафима (Щелокова), сщмчч. Петра (Никотина), Василия (Озерецковского), Павла (Преображенского), Петра (Озерецковского), Владимира (Сперанского), мчч. Виктора (Фролова), Иоанна (Рыбина), Николая (Кузьмина), мц. Елисаветы (Курановой) (1937)
• прмч. Варлаа́ма (Ефимова) (конец 1930-х)
• Собор Вятских святых


☦️
Мученица Пелаги́я Антиохийская, дева.
Свя­тая Пе­ла­гия жи­ла в Ан­тио­хии в III ве­ке, в прав­ле­ние им­пе­ра­то­ра Ну­ме­ри­а­на (283–284). Она про­ис­хо­ди­ла из знат­но­го ро­да и бы­ла на­де­ле­на от Бо­га ред­кой кра­со­той, ко­то­рую ста­ра­лась пре­взой­ти кра­со­той ду­ши. Пра­ви­тель го­ро­да, узнав, что Пе­ла­гия – хри­сти­ан­ка, от­пра­вил от­ряд во­и­нов взять ее под стра­жу. Те окру­жи­ли дом и при­го­то­ви­лись си­лой за­хва­тить пят­на­дца­ти­лет­нюю де­ву, ес­ли она станет со­про­тив­лять­ся. Но Пе­ла­гия спо­кой­но вы­шла им на­встре­чу и по­про­си­ла немно­го вре­ме­ни на сбо­ры.
Па­мя­туя о тех, кто преж­де нее всту­пил на путь му­че­ни­че­ства, она зна­ла, что гру­бые во­и­ны по­пы­та­ют­ся по­сяг­нуть на ее дев­ство, по­свя­щен­ное Гос­по­ду. То­гда она на­пра­ви­лась в то ме­сто в до­ме, где име­ла обык­но­ве­ние мо­лить­ся. Об­ра­тив­шись на во­сток, воз­дев ру­ки к небу и омы­вая ли­цо обиль­ны­ми сле­за­ми, Пе­ла­гия дол­го умо­ля­ла Бо­га из­ба­вить ее от по­доб­но­го по­зо­ра, чтобы пред­стать пред Ним с непо­роч­ны­ми ду­шой и те­лом. Гос­подь услы­шал мо­лит­ву де­вы и дал ее со­ве­сти уве­ре­ние в том, что луч­ше пре­дать се­бя доб­ро­воль­ной смер­ти, чем поз­во­лить осквер­нить те­ло пе­ред неми­ну­е­мой смер­тью от пы­ток. Ис­пол­нив­шись уве­рен­но­сти, нис­по­слан­ной с небес, Пе­ла­гия оделась в лучшие свои одежды, бросилась с верху дома и предала дух свой Богу.

Примечания:
Св. Пелагия была ученицей священномученика Лукиана, пресвитера Антиохийского (†312 г.), память которого празднуется 15 октября.
Св. Пелагии было всего 15 лет, когда она, для сохранения своего девства, так добровольно пострадала. Это было в начале IV века.
Св. Амвросий св. Пелагию, хотя она и не успела потерпеть от гонителей мучений за Христа, поставляет в пример мученичества.
У св. Иоанна Златоуста есть о ней два слова, в которых прославляется сия юная блаженная мученица.

☦️
Преподобная Таи́сия Египетская, Фиваидская.
Свя­тая Та­и­сия ро­ди­лась в Егип­те в кон­це III сто­ле­тия. Вос­пи­тан­ная сво­ей ма­те­рью, жен­щи­ной дур­но­го по­ве­де­ния, Та­и­сия с юных лет пре­да­лась раз­врат­ной жиз­ни и ста­ла блуд­ни­цей. Пре­льщая юно­шей и му­жей сво­ей ред­кой кра­со­той, она мно­гих из них до­ве­ла до ра­зо­ре­ния.
Слух о греш­ной Та­и­сии до­шел до стар­ца Па­ф­ну­тия Ве­ли­ко­го, ко­то­рый мно­гих по­ги­ба­ю­щих греш­ни­ков су­мел при­ве­сти к по­ка­я­нию. Одев­шись в свет­ские одеж­ды, ста­рец Па­ф­ну­тий при­шел к Та­и­сии и по­про­сил назначить ему сви­да­ние в та­ком укром­ном ме­сте, где бы ре­ши­тель­но ни­кто не уви­дел их – не толь­ко лю­ди, но и Сам Гос­подь! Та­и­сия, хо­тя и бы­ла языч­ни­цей, од­на­ко не ли­ше­на бы­ла эле­мен­тар­ных пред­став­ле­ний о Бо­ге. Улыб­нув­шись, она от­ве­ти­ла стар­цу, что ис­пол­нить его прось­бу невоз­мож­но, так как Бог вез­де на­хо­дит­ся и все ви­дит. То­гда пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий жи­во пред­ста­вил ей всю тя­жесть ее гре­хов и то, ка­кой страш­ный от­вет она долж­на бу­дет дать Бо­гу за обо­льщен­ных ею лю­дей. Сло­ва стар­ца по­тряс­ли греш­ни­цу, и она, при­дя в глу­бо­кое рас­ка­я­ние, ре­ши­ла в корне из­ме­нить свою жизнь.
Со­брав свои со­кро­ви­ща, при­об­ре­тен­ные гре­хов­ны­ми по­ступ­ка­ми, она со­жгла их на людной пло­ща­ди, чем все­на­род­но осу­ди­ла свой преж­ний об­раз жиз­ни. По­сле это­го Та­и­сия по­сту­пи­ла в жен­ский мо­на­стырь и здесь три го­да она под­ви­за­лась в за­тво­ре, горь­ко опла­ки­вая свои гре­хи. Скон­ча­лась пре­по­доб­ная Та­и­сия око­ло 340 го­да. Инок Па­вел, про­зван­ный Про­стой, имел ви­де­ние, что Гос­подь про­стил Та­и­сии ее гре­хи и удо­сто­ил Цар­ства Небес­но­го. Узнав это, ста­рец Па­ф­ну­тий очень об­ра­до­вал­ся: ему уда­лось спа­сти по­гиб­шую бы­ло ду­шу.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/875

☦️
Преподобная Пелаги́я Антиохийская, Елеонская, Палестинская.
Пре­по­доб­ная Пе­ла­гея (Пе­ла­гия) ро­ди­лась в Ан­тио­хии Си­рий­ской и до сво­е­го об­ра­ще­ния ко Хри­сту бы­ла лег­ко­мыс­лен­ной и рас­пу­щен­ной де­ви­цей. Имея очень при­вле­ка­тель­ную на­руж­ность, она укра­ша­ла се­бя рос­кош­ны­ми одеж­да­ми, зо­ло­том и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми, за что по­клон­ни­ки на­зы­ва­ли ее Мар­га­ри­той, т. е. жем­чу­жи­ной.
Од­на­жды в Ан­тио­хию съе­ха­лись на со­бор епи­ско­пы со­сед­них епар­хий. Сре­ди них на­хо­дил­ся Нонн, епи­скоп Илио­поль­ский, из­вест­ный сво­ей муд­ро­стью и пра­вед­ной жиз­нью. Во вре­мя пе­ре­ры­ва епи­ско­пы вы­шли из хра­ма, где они за­се­да­ли, и вдруг пе­ред ни­ми по­яви­лась шум­ная тол­па юно­шей. Сре­ди них осо­бен­но вы­де­ля­лась сво­ей кра­со­той од­на де­ви­ца – с об­на­жен­ны­ми пле­ча­ми и нескром­но оде­тая. Это бы­ла Пе­ла­гия. Она гром­ко шу­ти­ла и сме­я­лась, а по­клон­ни­ки ви­лись во­круг нее. Сму­щен­ные епи­ско­пы по­ту­пи­ли свои взо­ры, а свя­той Нонн, на­про­тив, стал при­сталь­но рас­смат­ри­вать Пе­ла­гию. Ко­гда шум­ная тол­па уда­ли­лась, Нонн спро­сил епи­ско­пов: «Раз­ве не по­нра­ви­лась вам кра­со­та этой жен­щи­ны и ее на­ряд?». Они мол­ча­ли. То­гда Нонн про­дол­жал: «А я мно­го­му на­учил­ся от нее. Она по­ста­ви­ла сво­ей це­лью нра­вить­ся лю­дям и, как вы ду­ма­е­те, сколь­ко ча­сов упо­тре­би­ла она на укра­ше­ние се­бя, на за­бо­ту, чтобы по­ка­зать­ся кра­си­вее дру­гих жен­щин в гла­зах сво­их по­чи­та­те­лей! На Страш­ном су­де ею осу­дит нас Гос­подь, по­то­му что мы, имея на Небе бес­смерт­но­го Же­ни­ха, пре­не­бре­га­ем со­сто­я­ни­ем сво­ей ду­ши. С чем мы пред­ста­нем пе­ред Ним?».
При­дя в го­сти­ни­цу, свя­той Нонн стал усерд­но мо­лить­ся о спа­се­нии Пе­ла­гии. В сле­ду­ю­щее вос­кре­се­ние, ко­гда Нонн со­вер­шал Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, Пе­ла­гия, вле­ко­мая та­ин­ствен­ной си­лой, впер­вые при­шла в храм. Бо­го­слу­же­ние и про­по­ведь свя­то­го Иоан­на о Страш­ном су­де так по­тряс­ли ее, что она при­шла в ужас от сво­ей греш­ной жиз­ни. При­дя к Нон­ну, она изъ­яви­ла же­ла­ние кре­стить­ся, но не бы­ла уве­ре­на, по­ми­лу­ет ли ее Гос­подь: «Гре­хи мои мно­го­чис­лен­нее пес­ка мор­ско­го, и не до­станет во­ды в мо­ре, чтобы омыть мои сквер­ные де­ла». Доб­рый пас­тырь уте­шил ее на­деж­дой на ми­ло­сер­дие Бо­жие и кре­стил ее.
Став хри­сти­ан­кой, Пе­ла­гия со­бра­ла свое иму­ще­ство и при­нес­ла Нон­ну. Нонн же ве­лел раз­дать его ни­щим, го­во­ря: «Пусть бу­дет ум­но по­тра­че­но ху­до со­бран­ное». Несколь­ко дней спу­стя Пе­ла­гия, пе­ре­одев­шись в муж­скую одеж­ду, уда­ли­лась из го­ро­да. По­шла она в Иеру­са­лим и здесь при­ня­ла мо­на­ше­ский по­стриг. Ее при­ня­ли за юно­шу. Устро­ив се­бе кел­лию на Еле­он­ской го­ре, она за­тво­ри­лась в ней и ста­ла ве­сти су­ро­вую мо­на­ше­скую жизнь в по­ка­я­нии, по­сте и мо­лит­ве. Жи­те­ли окрест­ных мест счи­та­ли ее за ино­ка Пе­ла­гия, ев­ну­ха. По­сле несколь­ких лет, до­стиг­нув вы­со­ких ду­хов­ных да­ро­ва­ний, инок Пе­ла­гий скон­чал­ся при­бли­зи­тель­но в 457 го­ду. При по­гре­бе­нии об­на­ру­жи­лось, что по­чив­ший инок – жен­щи­на.

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/874

☦️
Преподобный Досифе́й Верхнеостровский, Псковский игумен.
Пре­по­доб­ный До­си­фей Верх­не­ост­ров­ский, Псков­ский – уче­ник пре­по­доб­но­го Ев­фро­си­на Спа­со­е­ле­аза­ров­ско­го, Псков­ско­го (па­мять 15 мая). В 1470 го­ду он ос­но­вал Пет­ро­пав­лов­ский Верх­не­ост­ров­ский мо­на­стырь на Псков­ском озе­ре, где был игу­ме­ном.

☦️
Преподобный Три́фон Вятский архимандрит.
Пре­по­доб­ный Три­фон, ар­хи­манд­рит Вят­ский, про­ис­хо­дил от бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей, жив­ших в Ар­хан­гель­ской гу­бер­нии. Ко­гда ро­ди­те­ли за­хо­те­ли же­нить Три­фо­на, то он, с юных лет чув­ствуя при­зва­ние к ино­че­ской жиз­ни, тай­но ушел из до­ма в го­род Устюг, где по­се­лил­ся у при­ход­ско­го свя­щен­ни­ка, все вре­мя пре­бы­вая в стро­гом по­сте и мо­лит­ве. За­тем он жил в го­род­ке Ор­ле­це око­ло церк­ви, пе­ре­но­ся хо­лод и го­лод, а от­ту­да пе­ре­шел в Пы­скор­скую оби­тель на ре­ке Ка­ме. Здесь пре­по­доб­ный Три­фон при­об­щил­ся к мо­на­ше­ской жиз­ни и при­нял по­стриг от игу­ме­на Вар­ла­а­ма. 22-лет­ний мо­нах не про­пус­кал ни од­ной цер­ков­ной служ­бы и нес тя­же­лое по­слу­ша­ние в пе­карне. Ко­гда он тя­же­ло за­бо­лел, ему явил­ся свя­ти­тель Ни­ко­лай и, ис­це­лив его, укре­пил в по­дви­ге.
В по­ис­ках уеди­не­ния пре­по­доб­ный ушел к устью ре­ки Му­лян­ки и по­се­лил­ся на ме­сте, где те­перь рас­по­ло­жен го­род Пермь. Здесь он об­ра­тил в хри­сти­ан­ство языч­ни­ков – остя­ков и во­гу­лов. По­том пре­по­доб­ный Три­фон уда­лил­ся на ре­ку Чу­со­вую и ос­но­вал там мо­на­стырь в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В 1580 го­ду он при­шел в го­род Хлы­нов Вят­ской гу­бер­нии, так­же ос­но­вал там Успен­ский мо­на­стырь и был по­став­лен в ар­хи­манд­ри­ты. Бу­дучи стро­гим по­движ­ни­ком, он но­сил на те­ле вла­ся­ни­цу и тя­же­лые вери­ги. Ду­ша стар­ца жаж­да­ла про­све­ще­ния за­блуд­ших све­том Хри­сто­вой ве­ры. Это­му свя­то­му де­лу он от­да­вал все свои си­лы.
Пе­ред кон­чи­ной пре­по­доб­ный Три­фон на­пи­сал за­ве­ща­ние бра­тии, в ко­то­ром го­во­рит­ся: «Со­бран­ное о Хри­сте ста­до, от­цы и бра­тия! По­слу­шай­те ме­ня, греш­но­го. Хо­тя я груб и ху­же всех, но Бог и Пре­чи­стая Ма­терь Его доз­во­ли­ли мне, ху­до­му, за­ве­до­вать до­мом Сво­им. Мо­лю вас, для Бо­га и Пре­чи­стой Ма­те­ри Его, имей­те ду­хов­ную лю­бовь меж­ду со­бою. Без нее ни­ка­кая доб­ро­де­тель не пол­на пред Бо­гом. Уста Хри­сто­вы из­рек­ли уче­ни­кам: «Да лю­би­те друг дру­га» (Ин.13,34). По сло­вам апо­сто­ла Пав­ла, «друг дру­га тя­го­ты но­си­те» (Гал.6,2). Не осуж­дай­те пред Бо­гом один дру­го­го, в хра­ме ли или в кел­лии, на­едине ли или в об­ще­нии с бра­ти­ею. Ке­лей­ные мо­лит­вы со­вер­шай­те со стра­хом. А цер­ков­но­го пе­ния от­нюдь не про­пус­кай­те; хо­тя бы и де­ло бы­ло, бе­ги в цер­ковь Бо­жию на ду­хов­ное пе­ние. Преж­де от­да­вай­те Бо­жие Бо­гу, а по­том вы­пол­няй­те дру­гие де­ла». Пре­по­доб­ный Три­фон ото­шел ко Гос­по­ду в глу­бо­кой ста­ро­сти в 1612 го­ду. По­хо­ро­нен в ос­но­ван­ной им Вят­ской оби­те­ли.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-trifon-vjatskij

☦️
Священномученик Дими́трий (Добросердов), Можайский архиепископ.
Преподобномученик Амвро́сий (Астахов) архимандрит.
Преподобномученик Пахо́мий (Туркевич) игумен.
Священномученик Иоа́нн Хренов диакон.
Преподобномученик Варлаа́м (Ефимов) монах.
Преподобномученица Татиа́на (Бесфамильная), мученик Николай Рейн, мученицы Мария Волнухина и Надежда Ажгеревич.

Свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий (в ми­ру Иван Ива­но­вич Доб­ро­сер­дов) ро­дил­ся 22 ян­ва­ря 1864 го­да в се­ле Па­хот­ный Угол Там­бов­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. По окон­ча­нии в 1885 го­ду Там­бов­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии он был на­зна­чен учи­те­лем зем­ской шко­лы в Мор­шан­ском уез­де, где ра­бо­тал до 1889 го­да. За это вре­мя он неод­но­крат­но по­лу­чал бла­го­дар­ность от Мор­шан­ско­го зем­ско­го со­бра­ния и Там­бов­ско­го гу­берн­ско­го учи­лищ­но­го со­ве­та за усерд­ные и успеш­ные тру­ды на по­при­ще на­род­но­го про­све­ще­ния. Же­нил­ся. 6 мая 1889 го­да Иван Ива­но­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви се­ла Ма­мон­то­во Там­бов­ской гу­бер­нии, в ко­то­ром про­жи­ва­ло то­гда око­ло двух ты­сяч че­ло­век, и на­зна­чен за­ве­ду­ю­щим и за­ко­но­учи­те­лем Ма­мон­тов­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы.
Вско­ре у от­ца Иоан­на умер­ли же­на и де­ти. Остав­шись один, он уехал из Там­бов­ской гу­бер­нии и в 1894 го­ду по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию. По окон­ча­нии ее в 1898 го­ду со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия он был на­зна­чен за­ко­но­учи­те­лем 4-й Мос­ков­ской гим­на­зии и свя­щен­ни­ком гим­на­зи­че­ской церк­ви. 10 ап­ре­ля 1899 го­да мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и Ко­ло­мен­ский Вла­ди­мир (Бо­го­яв­лен­ский) по­ста­вил иерея Иоан­на на­сто­я­те­лем Бла­го­ве­щен­ской церк­ви при гим­на­зии. <..> 6 мая 1908 го­да за за­слу­ги по ду­хов­но­му ве­дом­ству он был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом. В это вре­мя мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Вла­ди­мир при­гла­сил от­ца Иоан­на к се­бе и ска­зал: «Отец Иоанн, у нас в ос­нов­ном два пу­ти: се­мей­ный путь и мо­на­ше­ский. Се­мей­ный путь для вас за­крыт. Я вам со­ве­тую при­нять мо­на­ше­ство». Отец Иоанн со­гла­сил­ся и в де­каб­ре 1908 го­да в Смо­лен­ской Зо­си­мо­вой пу­сты­ни Мос­ков­ской епар­хии был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с на­ре­че­ни­ем ему име­ни Ди­мит­рий, воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та и на­зна­чен си­но­даль­ным риз­ни­чим и на­сто­я­те­лем церк­ви Две­на­дца­ти апо­сто­лов в Крем­ле. <..> 18 мая 1914 го­да в Успен­ском со­бо­ре Крем­ля ар­хи­манд­рит Ди­мит­рий был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Мо­жай­ско­го, ви­ка­рия Мос­ков­ской епар­хии и на­зна­чен на­сто­я­те­лем Са­ви­но-Сто­ро­жев­ско­го мо­на­сты­ря. <..> В 1921 го­ду прео­свя­щен­ный Ди­мит­рий был на­зна­чен епи­ско­пом Став­ро­поль­ским. Об­нов­лен­цы в Став­ро­поль­ской епар­хии одер­жа­ли по­чти пол­ную по­бе­ду над пра­во­слав­ны­ми, ко­то­рые ли­ши­лись боль­шин­ства при­хо­дов. Од­ной из при­чин это­го бы­ло мас­со­вое уни­что­же­ние ду­хо­вен­ства в эпо­ху граж­дан­ской вой­ны в 1918-1921 го­дах. Под на­тис­ком об­нов­лен­цев епи­скоп Ди­мит­рий был вы­нуж­ден по­ки­нуть епар­хию и пе­ре­ехать в Моск­ву.
В 1922 го­ду пра­во­слав­ные Там­бов­ской епар­хии ве­ли упор­ную борь­бу с об­нов­лен­ца­ми. На пер­вых по­рах об­нов­лен­цам в неко­то­рых го­ро­дах уда­лось за­хва­тить боль­шин­ство хра­мов. В го­ро­де Коз­ло­ве к об­нов­лен­цам ото­шло че­тыр­на­дцать хра­мов, толь­ко два хра­ма оста­лись пра­во­слав­ны­ми. Пра­во­слав­ный на­род, од­на­ко, об­нов­лен­че­ские хра­мы не по­се­щал, а хо­дил в муж­ской Тро­иц­кий мо­на­стырь, рас­по­ло­жен­ный в трех ки­ло­мет­рах от го­ро­да. По­сле осво­бож­де­ния в 1923 го­ду Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на из за­клю­че­ния епар­хи­аль­ный со­вет го­ро­да Коз­ло­ва на­пра­вил в Моск­ву сво­их пред­ста­ви­те­лей с прось­бой на­зна­чить к ним пра­во­слав­но­го ар­хи­ерея.
26 сен­тяб­ря 1923 го­да прео­свя­щен­ный Ди­мит­рий был на­зна­чен епи­ско­пом Коз­лов­ским, ви­ка­ри­ем Там­бов­ской епар­хии и вре­мен­но управ­ля­ю­щим Там­бов­ской епар­хи­ей. <..> Ве­ли­ким по­стом 1925 го­да епи­ско­па Ди­мит­рия ста­ли ча­сто вы­зы­вать на до­про­сы в ОГПУ. <..> В Сер­ги­евом По­саде епи­скоп был аре­сто­ван. Из тюрь­мы в Сер­ги­е­вом По­са­де он был от­прав­лен в тюрь­му на Лу­бян­ку в Москве, где про­был неде­лю, а за­тем с при­ка­за­ни­ем ехать в Коз­лов был осво­бож­ден. В Коз­ло­ве его аре­сто­ва­ли и пре­про­во­ди­ли в Там­бов. В Там­бо­ве епи­скоп Ди­мит­рий был осво­бож­ден из тюрь­мы и уехал в Моск­ву. Через три дня он был аре­сто­ван.
В 1926 го­ду епи­скоп Ди­мит­рий слу­жил в мос­ков­ских хра­мах и в Под­мос­ко­вье. В июле 1926 го­да вла­ды­ку вы­звал к се­бе упол­но­мо­чен­ный ОГПУ Туч­ков и по­тре­бо­вал, чтобы он по­ки­нул сто­ли­цу. <..> 14 ап­ре­ля 1932 го­да епи­скоп Ди­мит­рий был воз­ве­ден в сан ар­хи­епи­ско­па. 23 мар­та 1934 го­да на­зна­чен ар­хи­епи­ско­пом Мо­жай­ским, ви­ка­ри­ем Мос­ков­ской епар­хии.
В Москве вла­ды­ка по­се­лил­ся в сто­рож­ке при Ильин­ской церк­ви на Боль­шой Чер­ки­зов­ской ули­це, где и жил до аре­ста.
Ар­хи­епи­скоп Ди­мит­рий был аре­сто­ван 29 сен­тяб­ря 1937 го­да и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му. Ар­хи­епи­скоп Ди­мит­рий не при­знал се­бя ви­нов­ным и не со­гла­сил­ся ко­го‑ли­бо ого­во­рить.
<..> Вме­сте с ар­хи­епи­ско­пом Ди­мит­ри­ем бы­ли аре­сто­ва­ны ар­хи­манд­рит Ам­вро­сий (Аста­хов), игу­мен Па­хо­мий (Тур­ке­вич), диа­кон Иоанн Хре­нов, мо­нах Вар­ла­ам (Ефи­мов), ино­ки­ня Та­тья­на (Бес­фа­миль­ная), ми­ряне Ни­ко­лай Рейн, Ма­рия Вол­ну­хи­на и На­деж­да Аж­ге­ре­вич.

Пре­по­доб­но­му­че­ник Ам­вро­сий (в ми­ру Алек­сей Ани­ке­е­вич Аста­хов) ро­дил­ся в 1860 го­ду в се­ле Бо­ри­сов­ка Ле­бе­дян­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. До 1925 го­да он жил в мо­на­сты­ре, а по­сле его за­кры­тия – в раз­ных се­лах Мос­ков­ской об­ла­сти, в част­но­сти в се­ле Ак­си­ньи­но Крас­но­гор­ско­го рай­о­на, и ду­хов­но окорм­лял мо­на­хинь и по­слуш­ниц Го­ло­вин­ско­го мо­на­сты­ря.
– Кто и в ка­ких це­лях вас по­се­щал на квар­ти­ре? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Ме­ня по­се­ща­ли мои по­чи­та­те­ли, ко­то­рые об­ра­ща­лись ко мне за раз­лич­ны­ми со­ве­та­ми, – от­ве­тил ар­хи­манд­рит Ам­вро­сий.
– Ка­кие со­ве­ты вы да­ва­ли сво­им по­чи­та­те­лям?
– Я да­вал со­ве­ты толь­ко по во­про­сам се­мей­ной жиз­ни.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы сво­их по­чи­та­те­лей об­ра­ба­ты­ва­ли в ан­ти­со­вет­ском ду­хе. Вы это под­твер­жда­е­те?
– Да, я дей­стви­тель­но го­во­рил, что со­вет­ская власть на ре­ли­гию и ду­хо­вен­ство устра­и­ва­ет го­не­ния, го­во­рил, что со­вет­ская власть есть власть ан­ти­хри­ста, по­слан­ная в на­ка­за­ние на­ро­ду за гре­хи.
– Из­ло­жи­те ва­ши взгля­ды на со­вет­скую власть.
– К со­вет­ской вла­сти я от­но­шусь враж­деб­но, счи­таю, что со­вет­ская власть раз­ру­ша­ет хра­мы, ссы­ла­ет со­вер­шен­но без­вин­ное ду­хо­вен­ство и ве­ру­ю­щих. По сво­им убеж­де­ни­ям я яв­ля­юсь мо­нар­хи­стом, а со­вет­скую власть я рас­смат­ри­ваю как вре­мен­ное яв­ле­ние… Лю­ди в Рос­сии, ко­то­рые по сво­ей глу­по­сти сверг­ли ца­ря, сей­час в этом рас­ка­и­ва­ют­ся, по­то­му что ви­дят очень мно­го неспра­вед­ли­во­сти от со­вет­ской вла­сти, че­го не бы­ло при ца­ре.

Пре­по­доб­но­му­че­ник Па­хо­мий (в ми­ру Па­вел Аки­мо­вич Тур­ке­вич) ро­дил­ся в 1864 го­ду в ме­стеч­ке Ми­ля­но­ви­чи Ко­вель­ско­го уез­да Во­лын­ской гу­бер­нии в се­мье куз­не­ца. Под­ви­зал­ся в Зла­то­устов­ском мо­на­сты­ре до его за­кры­тия в 1923 го­ду. В кон­це два­дца­тых – на­ча­ле трид­ца­тых го­дов, бу­дучи в пре­клон­ных ле­тах, жил в Москве у сво­их ду­хов­ных де­тей.
– Ва­ше от­но­ше­ние к со­вет­ской вла­сти, – спро­сил сле­до­ва­тель игу­ме­на Па­хо­мия во вре­мя до­про­са.
– Я со­вет­скую власть счи­таю вла­стью ан­ти­хри­ста, ко­то­рая по­сла­на Бо­гом на­ро­ду в на­ка­за­ние.

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 3 сен­тяб­ря 1888 го­да в го­ро­де Москве в се­мье слу­жа­ще­го Та­ган­ской тюрь­мы Се­ме­на Хре­но­ва. Се­мья бы­ла очень ре­ли­ги­оз­ная и бла­го­че­сти­вая. Иван с ран­не­го дет­ства хо­дил мо­лить­ся в Но­воспас­ский мо­на­стырь, рас­по­ло­жен­ный непо­да­ле­ку от до­ма, где они жи­ли. Со вре­ме­нем он стал петь на кли­ро­се вме­сте с мо­на­ха­ми и на неко­то­рых бо­го­слу­же­ни­ях был чте­цом. В 1907 го­ду Иван Се­ме­но­вич окон­чил пе­да­го­ги­че­ский ин­сти­тут, но учи­те­лем не стал; он не по­чув­ство­вал в се­бе при­зва­ния к этой про­фес­сии и уви­дел, что стал­ки­ва­ет­ся с боль­ши­ми труд­но­стя­ми в объ­яс­не­нии де­тям учеб­но­го ма­те­ри­а­ла. Он сна­ча­ла устро­ил­ся бух­гал­те­ром в Та­ган­скую тюрь­му, а за­тем иерос­хи­мо­нах Ари­сто­клий, с ко­то­рым Иван Се­ме­но­вич был хо­ро­шо зна­ком, по­мог ему устро­ить­ся бух­гал­те­ром в Мос­ков­ский ку­пе­че­ский банк. В 1911 го­ду Иван Се­ме­но­вич же­нил­ся на де­ви­це Ев­до­кии. Она бы­ла из бла­го­че­сти­вой се­мьи и при­хо­жан­кой Но­воспас­ско­го мо­на­сты­ря, где они по­зна­ко­ми­лись.
По­сле на­цио­на­ли­за­ции в 1917 го­ду бан­ков Иван Се­ме­но­вич стал ра­бо­тать бух­гал­те­ром в го­судар­ствен­ных учре­жде­ни­ях го­ро­да Моск­вы. По­сле за­кры­тия Но­воспас­ско­го мо­на­сты­ря он, как и все при­хо­жане мо­на­сты­ря, на­чал хо­дить в рас­по­ло­жен­ный ря­дом с оби­те­лью храм Со­ро­ка му­че­ни­ков; там ему пред­ло­жи­ли при­нять сан диа­ко­на. Вы­бор был очень се­рьез­ным, и Иван Се­ме­но­вич от­пра­вил­ся в храм свя­ти­те­ля Ни­ко­лая на Ма­ро­сей­ке к про­то­и­е­рею Алек­сию Ме­че­ву, чтобы по­со­ве­то­вать­ся с ним и взять бла­го­сло­ве­ние. Отец Алек­сий бла­го­сло­вил, и в 1921 го­ду епи­скоп Ве­рей­ский Ила­ри­он (Тро­иц­кий) ру­ко­по­ло­жил его в сан диа­ко­на ко хра­му Со­ро­ка му­че­ни­ков. При хра­ме то­гда еще су­ще­ство­ва­ла вос­крес­ная шко­ла, ко­то­рой диа­кон Иоанн стал ру­ко­во­дить. Про­слу­жил он здесь око­ло го­да; в хра­ме в это вре­мя на­ча­лись рас­при, и он ушел из него. За­тем слу­жил неко­то­рое вре­мя в Тро­иц­ком хра­ме в Ко­тель­ни­ках. Во вре­мя слу­же­ния в хра­ме Со­ро­ка му­че­ни­ков и в Тро­иц­ком хра­ме диа­кон Иоанн про­дол­жал ра­бо­тать бух­гал­те­ром. Се­мья от­ца Иоан­на, со­сто­яв­шая из су­пру­ги и до­че­ри, бы­ла друж­ной; все сво­бод­ное вре­мя в буд­ни они по­свя­ща­ли чте­нию ду­хов­ных книг, и в осо­бен­но­сти жи­тий свя­тых, чи­тая жи­тия на каж­дый день. В вос­крес­ные дни и в празд­ни­ки и при лю­бой воз­мож­но­сти они шли в храм. В на­ча­ле 1930 го­дов от­ца Иоан­на вы­зва­ли в ОГПУ и ска­за­ли ему:
– Вы хо­ро­ший ра­бот­ник, мы про­ве­ри­ли вас, мы пред­ла­га­ем вам ра­бо­тать у нас аген­том, со­об­щать нам обо всех, кто с ва­ми ра­бо­та­ет.
Отец Иоанн от­ве­тил на это:
– Я не мо­гу это­го де­лать, по­то­му что на мне сан диа­ко­на.
– А вы сни­ми­те с се­бя сан диа­ко­на.
– Бог дал, Бог с ме­ня сни­мет, – от­ве­тил отец Иоанн.
Со­труд­ни­ки ОГПУ не ста­ли бо­лее на­ста­и­вать, и один из них ска­зал:
– Нам бы по­боль­ше та­ких стой­ких лю­дей.
В 1937 го­ду на диа­ко­на Иоан­на до­нес­ли, что его квар­ти­ру по­се­ща­ет мно­го ду­хо­вен­ства, и к нему при­шли сде­лать обыск и аре­сто­вать. Во вре­мя обыс­ка у него на­шли справ­ку, что он ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на. «Ну, вот еще од­но де­ло», – удо­вле­тво­рен­но ска­зал один из обыс­ки­вав­ших. На до­про­сах отец Иоанн под­твер­дил, что он до се­го вре­ме­ни но­сит сан диа­ко­на и не же­ла­ет с се­бя сни­мать сан. А что ка­са­ет­ся об­ви­не­ний в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, то в этом он ви­нов­ным се­бя не при­зна­ет.

Пре­по­доб­но­му­че­ник Вар­ла­ам (в ми­ру Ва­си­лий Се­ва­стья­но­вич Ефи­мов) ро­дил­ся 12 ап­ре­ля 1903 го­да в се­мье бла­го­че­сти­вых мос­ков­ских жи­те­лей Се­ва­стья­на и Мав­ры Ефи­мо­вых. Ра­бо­тал ку­рье­ром в 33-м от­де­ле­нии ми­ли­ции. В 1935 го­ду он тай­но при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Вар­ла­ам. Он был аре­сто­ван 29 сен­тяб­ря 1937 го­да. Его об­ви­ни­ли в том, что он, «бу­дучи враж­деб­но на­стро­ен­ным по от­но­ше­нию к со­вет­ской вла­сти, сре­ди окру­жа­ю­щих про­во­дил си­сте­ма­ти­че­скую ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию. Свою квар­ти­ру он предо­ста­вил для со­вер­ше­ния тай­ных бо­го­слу­же­ний и ноч­ле­га воз­вра­тив­ше­му­ся из ссыл­ки ду­хо­вен­ству. В 1935 го­ду он при­нял по­стри­же­ние в тай­ное мо­на­ше­ство, к че­му скло­нял и дру­гих сво­их еди­но­мыш­лен­ни­ков».
Сле­до­ва­тель спро­сил его, как в его квар­ти­ру по­па­ло свя­щен­ни­че­ское об­ла­че­ние. Ва­си­лий Се­ва­стья­но­вич от­ве­тил, что оно остав­ле­но иерос­хи­мо­на­хом Ари­сто­кли­ем, ко­то­ро­го глу­бо­ко по­чи­та­ла вся его се­мья и ко­то­рый несколь­ко раз со­вер­шал мо­леб­ны в их квар­ти­ре. Но «в дан­ное вре­мя его нет в жи­вых, так как он умер лет пять то­му на­зад», – по­яс­нил Ва­си­лий Се­ва­стья­но­вич. Ви­нов­ным он се­бя ни в чем не при­знал. 17 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла мо­на­ха Вар­ла­а­ма (Ефи­мо­ва) к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния, и он был от­прав­лен в Лок­чим­лаг в Ко­ми об­ласть, где вско­ре скон­чал­ся.

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Та­ти­а­на (Та­тья­на Ни­ко­ла­ев­на Бес­фа­миль­ная) ро­ди­лась 10 ян­ва­ря 1866 го­да в Москве. В воз­расте пя­ти лет она бы­ла от­да­на ма­те­рью в при­ют Рож­де­ствен­ско­го мо­на­сты­ря, где про­жи­ла до са­мо­го его за­кры­тия в 1923 го­ду, не вы­хо­дя все это вре­мя за пре­де­лы оби­те­ли. Под­ви­за­ясь на раз­лич­ных по­слу­ша­ни­ях, она окон­чи­ла в мо­на­сты­ре цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу. В 1920 го­ду Та­тья­на при­ня­ла ино­че­ский по­стриг. По­сле за­кры­тия оби­те­ли и до са­мо­го сво­е­го аре­ста она жи­ла в квар­ти­ре непо­да­ле­ку от мо­на­сты­ря, про­дол­жая со­вер­шать свой ино­че­ский по­двиг, за­ра­ба­ты­вая на жизнь ру­ко­де­ли­ем и ши­тьем. Бу­дучи аре­сто­ван­ной, ви­нов­ной се­бя не при­зна­ла.

Му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 21 ян­ва­ря 1892 го­да в се­ле Сос­нов­ка Мор­шан­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии в се­мье потом­ствен­но­го по­чет­но­го граж­да­ни­на Алек­сандра Рей­на. По рож­де­нию Алек­сандр Рейн был прус­ским под­дан­ным, при­е­хав­шим в Рос­сию в ка­че­стве управ­ля­ю­ще­го име­ни­ем, но в 1903 го­ду он при­нял рус­ское под­дан­ство. В 1911 го­ду Ни­ко­лай Алек­сан­дро­вич окон­чил гим­на­зию Крей­ма­на, а в 1918 го­ду – сель­ско­хо­зяй­ствен­ный ин­сти­тут. С 1920 по 1930 год он ра­бо­тал на­уч­ным со­труд­ни­ком Ти­ми­ря­зев­ской ака­де­мии в Москве, а за­тем, по день сво­е­го аре­ста, – в ин­сти­ту­те овощ­но­го хо­зяй­ства. Во вре­мя го­не­ний на Цер­ковь от без­бож­ной вла­сти он при­ютил в сво­ем до­ме афон­ско­го иеро­мо­на­ха Ила­ри­о­на (Гро­мо­ва) и ока­зы­вал ему ма­те­ри­аль­ную по­мощь.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы сре­ди ве­ру­ю­щих рас­про­стра­ня­ли про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о яко­бы име­ю­щем­ся в СССР го­не­нии на ре­ли­гию. Вы это под­твер­жда­е­те?
– Я не от­ри­цаю, что го­во­рить о су­ще­ству­ю­щем го­не­нии на ре­ли­гию мог, но про­во­ка­ци­он­ных слу­хов сре­ди ве­ру­ю­щих не рас­про­стра­нял, – от­ве­тил Ни­ко­лай Алек­сан­дро­вич.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что на квар­ти­ре у вас и зна­ко­мых вам при­хо­жан про­из­во­ди­лось тай­ное бо­го­слу­же­ние. Под­твер­жда­е­те ли это?
– Тай­но­го бо­го­слу­же­ния ни у ме­ня, ни у близ­ких свя­щен­ни­ка Ила­ри­о­на не бы­ло. Я не от­ри­цаю, что бо­го­слу­же­ния на квар­ти­ре у ме­ня и зна­ко­мых про­во­ди­лись, но это бы­ло свя­за­но с вы­пол­не­ни­ем ря­да ре­ли­ги­оз­ных об­ря­дов (по­хо­рон, празд­нич­ных мо­леб­нов и про­че­го).
– Ва­ши убеж­де­ния и взгля­ды на со­вет­скую власть.
– Со­вет­скую власть я счи­таю за­кон­ной вла­стью, но она не счи­та­ет­ся с ми­ро­воз­зре­ни­ем ве­ру­ю­щих, она бо­рет­ся с ре­ли­ги­ей и Цер­ко­вью как с контр­ре­во­лю­ци­он­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми.

Му­че­ни­ца Ма­рия (Ма­рия Ни­ко­ла­ев­на Вол­ну­хи­на) ро­ди­лась 3 мар­та 1876 го­да в Москве в се­мье тор­гов­ца. Она вы­шла за­муж за фаб­ри­кан­та Ива­на Ге­ра­си­мо­ви­ча Вол­ну­хи­на. Оба бы­ли глу­бо­ко ве­ру­ю­щи­ми людь­ми, для ко­то­рых ве­ра бы­ла глав­ной цен­но­стью и со­дер­жа­ни­ем жиз­ни. Вско­ре по­сле ре­во­лю­ции Ма­рия Ни­ко­ла­ев­на по­те­ря­ла му­жа. В 1927 го­ду все ее иму­ще­ство бы­ло на­цио­на­ли­зи­ро­ва­но. В 1932 го­ду Ма­рия Ни­ко­ла­ев­на бы­ла при­го­во­ре­на к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край, в го­род Кот­лас, но вско­ре от­ту­да уеха­ла и с это­го вре­ме­ни на­ча­ла стран­ство­вать, не имея опре­де­лен­но­го ме­ста жи­тель­ства. Сре­ди ве­ру­ю­щих по­чи­та­лась за по­движ­ни­че­скую жизнь и про­зор­ли­вость. Бу­дучи аре­сто­ван­ной, она не при­зна­ла се­бя ви­нов­ной.
– На ка­кие же сред­ства вы су­ще­ство­ва­ли? – спро­сил ее сле­до­ва­тель.
– Я су­ще­ство­ва­ла на сред­ства, ко­то­рые по­лу­ча­ла от ни­щен­ства.
– Где вы про­жи­ва­ли по­сле ва­ше­го воз­вра­ще­ния из ссыл­ки?
– Опре­де­лен­но­го ме­ста жи­тель­ства я не име­ла, про­жи­ва­ла у сво­их зна­ко­мых, на­звать ко­то­рых я от­ка­зы­ва­юсь.

Му­че­ни­ца На­деж­да ро­ди­лась в 1877 го­ду в де­ревне Го­ло­вен­щи­цы Свер­жен­ской во­ло­сти Мин­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Гри­го­рия Аж­ге­ре­ви­ча. Она бы­ла глу­бо­ко ве­ру­ю­щим че­ло­ве­ком, име­ла бла­го­сло­ве­ние на при­ня­тие мо­на­ше­ства, но при­нять по­стриг не успе­ла. До­ма сво­е­го не име­ла и жи­ла у мо­на­хинь за­кры­тых мо­на­сты­рей в Москве и Мос­ков­ской об­ла­сти. Бу­дучи аре­сто­ван­ной, ви­нов­ной се­бя не при­зна­ла.
– Чем вы за­ни­ма­лись и на ка­кие сред­ства су­ще­ство­ва­ли? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Я на­хо­жусь без опре­де­лен­ных за­ня­тий, бро­дяж­ни­чаю и за­ни­ма­юсь ни­щен­ством.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы сре­ди ве­ру­ю­щих про­из­во­ди­ли де­неж­ные сбо­ры для ока­за­ния ма­те­ри­аль­ной по­мо­щи вы­слан­ным за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. Вы это под­твер­жда­е­те?
– Я не от­ри­цаю то­го, что ока­зы­ва­ла ма­те­ри­аль­ную по­мощь аре­сто­ван­ным из тех средств, кои мне уда­ва­лось со­брать.
– Вы рас­про­стра­ня­ли слу­хи о яко­бы име­ю­щем­ся в СССР го­ло­де?
– Я это­го не го­во­ри­ла, без ме­ня все ви­де­ли, как у церк­вей си­де­ли го­лод­ные, при­е­хав­шие с Укра­и­ны, ко­то­рые про­си­ли се­бе на про­пи­та­ние.
– Вы рас­про­стра­ня­ли про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о яко­бы име­ю­щем­ся в СССР го­не­нии на ре­ли­гию и ду­хо­вен­ство?
– Да, я го­во­ри­ла, что со­вет­ская власть аре­сто­вы­ва­ет без­вин­ных лю­дей, бес­чин­ству­ет и рас­стре­ли­ва­ет без­вин­ный на­род.
– На­зо­ви­те сво­их по­чи­та­те­лей, ко­то­рые вам предо­став­ля­ли ноч­лег.
– Ноч­лег я по­лу­ча­ла от сво­их по­чи­та­те­лей, но их фа­ми­лии и адре­са мне неиз­вест­ны.
17 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла аре­сто­ван­ных к рас­стре­лу.
21 ок­тяб­ря ар­хи­епи­скоп Ди­мит­рий (Доб­ро­сер­дов), ар­хи­манд­рит Ам­вро­сий (Аста­хов), игу­мен Па­хо­мий (Тур­ке­вич), диа­кон Иоанн Хре­нов, ино­ки­ня Та­ти­а­на (Бес­фа­миль­ная) и ми­ряне Ни­ко­лай Рейн, Ма­рия Вол­ну­хи­на и На­деж­да Аж­ге­ре­вич бы­ли рас­стре­ля­ны на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой и по­гре­бе­ны в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-dobroserdov

☦️
Священномученик Ио́на (Лазарев), Велижский епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Иона (в ми­ру Иван Ива­но­вич Ла­за­рев) ро­дил­ся в 1869 го­ду в се­ле Лу­чи­но Санкт-Пе­тер­бург­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. В 1892 Иван Ива­но­вич окон­чил Нов­го­род­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был опре­де­лен над­зи­ра­те­лем в Зве­ни­го­род­ское ду­хов­ное учи­ли­ще. Он учил­ся в Нов­го­род­ской се­ми­на­рии в тот пе­ри­од, ко­гда рек­то­ром ее был ар­хи­манд­рит Ти­хон (Ни­ка­но­ров), впо­след­ствии ар­хи­епи­скоп Во­ро­неж­ский, в 1919 го­ду пре­тер­пев­ший му­че­ни­че­скую кон­чи­ну от во­ин­ству­ю­щих без­бож­ни­ков.
4 но­яб­ря 1892 го­да Иван был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с на­ре­че­ни­ем име­ни Иона, а 3 де­каб­ря то­го же го­да ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­ди­а­ко­на. 23 де­каб­ря 1893 го­да иеро­ди­а­кон Иона был за­чис­лен в чис­ло бра­тии Сав­ви­но-Сто­ро­жев­ско­го мо­на­сты­ря, а 6 ян­ва­ря 1895 го­да ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­мо­на­ха.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-iona-lazarev

☦️
Преподобномученик Серафи́м (Щелоков) архимандрит.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Се­ра­фим ро­дил­ся в 1877 го­ду в го­ро­де Бу­зу­лу­ке Са­мар­ской гу­бер­нии в се­мье ма­сте­ро­во­го Про­ко­пия Ще­ло­ко­ва. Окон­чив го­род­скую шко­лу, он по­сту­пил в Спа­со-Ели­а­за­ров Ве­ли­ко­пу­стын­ский мо­на­стырь Псков­ской гу­бер­нии, где в это вре­мя под­ви­зал­ся пре­по­доб­ный Гав­ри­ил (Зы­ря­нов); здесь пре­по­доб­но­му­че­ник был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Се­ра­фим и в 1909 го­ду ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха. В 1917 го­ду он пе­ре­шел в Сед­мио­зер­ную Бо­го­ро­диц­кую Воз­не­сен­скую пу­стынь Ка­зан­ской гу­бер­нии, в ко­то­рой в кон­це сво­ей жиз­ни под­ви­зал­ся и где был по­гре­бен пре­по­доб­ный Гав­ри­ил и где сре­ди мо­на­ше­ству­ю­щих бы­ло мно­го его ду­хов­ных де­тей. Здесь отец Се­ра­фим про­слу­жил до дня за­кры­тия пу­сты­ни в 1928 го­ду, а за­тем ду­хов­ны­ми детьми от­ца Гав­ри­и­ла был при­гла­шен в Моск­ву в Свя­то-Да­ни­лов мо­на­стырь. В 1930 го­ду он был на­зна­чен ис­пол­ня­ю­щим обя­зан­но­сти на­мест­ни­ка мо­на­сты­ря. В том же го­ду мо­на­стырь был за­крыт и отец Се­ра­фим стал слу­жить в хра­ме Вос­кре­се­ния Сло­ву­ще­го, что в Да­ни­лов­ской сло­бо­де.
В 1931 го­ду ОГПУ про­ве­ло ши­ро­ко­мас­штаб­ную опе­ра­цию по аре­сту свя­щен­но­слу­жи­те­лей, мо­на­хов и мо­на­хинь, и в ночь на 15 ап­ре­ля отец Се­ра­фим был в чис­ле дру­гих аре­сто­ван, за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве и в тот же день до­про­шен.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-serafim-shchelokov

☦️
Священномученик Петр Никотин пресвитер.
Мученики Виктор Фролов, Иоанн Рыбин, Николай Кузьмин и Елисавета Куранова.

Свя­щен­но­му­че­ник Петр (Петр Фе­до­ро­вич Ни­ко­тин) ро­дил­ся 5 ок­тяб­ря 1889 го­да в се­ле Бол­ху­ны Ено­та­ев­ско­го уез­да Аст­ра­хан­ской гу­бер­нии. Окон­чив се­ми­на­рию, Петр Ни­ко­тин по­сту­пил в Ка­зан­скую Ду­хов­ную ака­де­мию и вско­ре был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка. В 1919 го­ду отец Петр окон­чил ака­де­мию со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия. В стране шла граж­дан­ская вой­на, и от­ца Пет­ра при­зва­ли в ты­ло­вое опол­че­ние Крас­ной ар­мии, в ко­то­рой он слу­жил до 1920 го­да.
С 1920 по 1924 год отец Петр три­жды под­вер­гал­ся крат­ковре­мен­ным аре­стам. <..> В июле 1936 го­да в НКВД на­ча­ли со­би­рать све­де­ния об от­це Пет­ре Ни­ко­тине и дру­гих ве­ру­ю­щих, ак­тив­но по­се­ща­ю­щих храм пре­по­доб­но­го Сер­гия на Ро­гож­ской За­ста­ве. Аген­тур­ной раз­ра­бот­кой ру­ко­во­дил сле­до­ва­тель Бу­лыж­ни­ков, ко­то­рый мно­го вре­ме­ни за­ни­мал­ся борь­бой с Цер­ко­вью.
В 1937 го­ду на­ча­лось са­мое бес­по­щад­ное го­не­ние на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. По­все­мест­но шли аре­сты ду­хо­вен­ства и ми­рян. 20 ав­гу­ста 1937 го­да отец Петр был аре­сто­ван и за­клю­чен под стра­жу в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве.
Вме­сте с от­цом Пет­ром был аре­сто­ван сто­рож Сер­ги­ев­ско­го хра­ма. Во вре­мя до­про­сов сле­до­ва­тель по­про­сил его оха­рак­те­ри­зо­вать с по­ли­ти­че­ской точ­ки зре­ния от­ца Пет­ра. На это тре­бо­ва­ние он от­ве­тил: «Ни­ко­тин ан­ти­со­вет­ски на­стро­ен­ный че­ло­век. Он вы­ра­жал рез­кое недо­воль­ство по­ли­ти­кой со­вет­ской вла­сти в от­но­ше­нии ре­ли­гии. Кро­ме то­го, свое недо­воль­ство со­вет­ской вла­стью Ни­ко­тин про­яв­ля­ет в дей­стви­ях: при­зы­вал ве­ру­ю­щих к то­му, чтобы они во­ди­ли сво­их де­тей в цер­ковь, учи­ли их мо­лит­вам; в про­шлом го­ду про­вел спе­ци­аль­ный мо­ле­бен для школь­ни­ков пе­ред на­ча­лом учеб­но­го го­да, кро­ме ис­по­ве­ди для ве­ру­ю­щих чи­та­ет еще об­щие про­по­ве­ди, раз­ви­вая у них ре­ли­ги­оз­ный фа­на­тизм и без­раз­ли­чие к окру­жа­ю­щей жиз­ни и со­бы­ти­ям».
Лже­сви­де­тель про­то­ди­а­кон Устин, ого­во­рил от­ца Пет­ра и всех аре­сто­ван­ных с ним при­хо­жан Сер­ги­ев­ско­го хра­ма. Бу­дучи сек­рет­ным осве­до­ми­те­лем, Устин по­сто­ян­но до­но­сил о них в НКВД. Ха­рак­те­ри­зуя от­ца Пет­ра, он ска­зал: «В боль­шие ре­ли­ги­оз­ные празд­ни­ки он про­из­но­сит про­по­ве­ди ан­ти­со­вет­ско­го ха­рак­те­ра, вот на­при­мер: «Без Хри­ста че­ло­ве­че­ство жить не мо­жет. Где нет Хри­ста, там ссо­ры, дра­ки, ру­гань, там нет ни че­сти, ни сты­да». Для вос­пи­та­ния де­тей в ду­хе ве­ры он си­сте­ма­ти­че­ски сре­ди жен­щин ма­те­рей рас­про­стра­ня­ет цер­ков­ную ли­те­ра­ту­ру. Про­по­ве­ду­ет Цер­ковь как един­ствен­ное ме­сто спа­се­ния для ду­ши че­ло­ве­че­ской.»
Вме­сте с про­то­и­е­ре­ем Пет­ром Ни­ко­ти­ным бы­ли аре­сто­ва­ны ми­ряне Вик­тор Фро­лов, Иван Ры­бин, Ели­за­ве­та Ку­ра­но­ва и Ни­ко­лай Кузь­мин.

Му­че­ник Вик­тор ро­дил­ся в 1913 го­ду в го­ро­де Москве в се­мье ра­бо­че­го Ва­си­лия Фро­ло­ва. Ра­бо­тал бух­гал­те­ром на за­во­де. До 1929 го­да учил­ся, а по­том устро­ил­ся на ра­бо­ту по най­му.
Пер­вый раз Вик­тор Фро­лов был аре­сто­ван в 1934 го­ду вме­сте со сво­им дру­гом на квар­ти­ре ар­хи­манд­ри­та Алек­сия (Пат­ри­ке­е­ва). Про­си­дев че­ты­ре ча­са в ми­ли­ции, они бы­ли до­про­ше­ны о при­чи­нах по­се­ще­ния от­ца Алек­сия и от­пу­ще­ны. Под кро­вом сво­е­го до­ма он да­вал при­ют мо­на­ше­ству­ю­щим, стран­ни­кам, бе­жав­шим из ссыл­ки, и про­жи­ва­ю­щим неле­галь­но в Москве ве­ру­ю­щим. Вик­тор Фро­лов был аре­сто­ван 27 ав­гу­ста 1937 го­да и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве.

Му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 1 ап­ре­ля 1898 го­да в де­ревне Чер­ная Грязь Бо­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ни­ко­лая Ры­би­на. В 1917 го­ду слу­жил ря­до­вым в Цар­ской ар­мии, а в 1920 го­ду че­ты­ре ме­ся­ца ря­до­вым в Крас­ной ар­мии. Пе­ред аре­стом Иван Ни­ко­ла­е­вич про­жи­вал в цер­ков­ной сто­рож­ке при хра­ме свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла в Ле­фор­то­ве, где он ра­бо­тал двор­ни­ком и ис­топ­ни­ком. Иван Ры­бин был аре­сто­ван 21 ав­гу­ста 1937 го­да и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве.

Му­че­ни­ца Ели­за­ве­та (Ели­за­ве­та Вик­то­ров­на Ку­ра­но­ва) ро­ди­лась в 1877 го­ду в го­ро­де Москве. Вос­пи­ты­ва­лась она в дет­ском до­ме. Вы­шла за­муж. В 1930 го­ду му­жа Ели­за­ве­ты Вик­то­ров­ны, ко­то­рый ра­бо­тал на за­во­де, об­ви­ни­ли во вре­ди­тель­стве и по при­го­во­ру трой­ки ОГПУ рас­стре­ля­ли. Дом, где они про­жи­ва­ли, был кон­фис­ко­ван, и она, как адми­ни­стра­тив­но вы­слан­ная, вы­нуж­де­на бы­ла по­ки­нуть Моск­ву и по­се­лить­ся в под­мос­ков­ном го­ро­де Зве­ни­го­ро­де. Ели­за­ве­та Ку­ра­но­ва бы­ла аре­сто­ва­на 9 сен­тяб­ря 1937 го­да и за­клю­че­на в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве.

Му­че­ник Ни­ко­лай (Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич Кузь­мин) ро­дил­ся 10 ок­тяб­ря 1899 го­да в го­ро­де Москве. Отец его был за­ве­ду­ю­щим епар­хи­аль­ной свеч­ной лав­кой. В 1917 го­ду Ни­ко­лай окон­чил ком­мер­че­ское учи­ли­ще и в 1918 го­ду был при­зван на служ­бу в Крас­ную ар­мию. Слу­жил до 1921 го­да в глав­ном арт­управ­ле­нии де­ло­про­из­во­ди­те­лем. С 1921 по 1929 год ра­бо­тал в мор­ском на­уч­ном ин­сти­ту­те в ка­че­стве за­ве­ду­ю­ще­го хо­зяй­ством, а так­же участ­во­вал в экс­пе­ди­ци­ях в ка­че­стве на­уч­но-тех­ни­че­ско­го со­труд­ни­ка. В 1929 го­ду силь­но за­бо­лел и до 1932 го­да ни­где не ра­бо­тал. В 1933 го­ду устро­ил­ся аген­том снаб­же­ния в во­ен­ный сов­хоз Глав­во­ен­пор­та. В 1935 го­ду Ни­ко­лай Кузь­мин пе­ре­ехал в Моск­ву, где устро­ил­ся пев­чим хо­ра Сер­ги­ев­ско­го хра­ма на Ро­гож­ской За­ста­ве. Ни­ко­лай Кузь­мин был аре­сто­ван 29 сен­тяб­ря 1937 го­да и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве.
Аре­сто­ван­ный ра­нее сто­рож Сер­ги­ев­ско­го хра­ма на во­прос сле­до­ва­те­ля о том, что он зна­ет о Ни­ко­лае Кузь­мине, от­ве­тил: «Ярый цер­ков­ник, недо­воль­ный со­вет­ской вла­стью. Свое недо­воль­ство со­вет­ской вла­стью он вы­ра­зил сре­ди ве­ру­ю­щих так: “я не при­знаю ни­ка­ких пар­тий и вла­сти, кро­ме пар­тии Хри­ста, чле­ном ко­то­рой я со­стою”»
– Как у вас сло­жи­лись твер­дые ре­ли­ги­оз­ные убеж­де­ния и ко­гда? – спро­сил сле­до­ва­тель у Ни­ко­лая.
– Рань­ше я к ре­ли­гии от­но­сил­ся кри­ти­че­ски, осо­бен­но по­сле ре­во­лю­ции, не по­се­щал цер­ковь и не вы­пол­нял ре­ли­ги­оз­ных об­ря­дов. Твер­дые ре­ли­ги­оз­ные убеж­де­ния у ме­ня сло­жи­лись по­сле бо­лез­ни в 1929 го­ду, ко­гда я, бу­дучи при смер­ти, об­ра­тил­ся с мо­лит­вой к Бо­гу, в ре­зуль­та­те че­го вы­здо­ро­вел. Мои ре­ли­ги­оз­ные убеж­де­ния твер­ды, на ос­но­ве их я строю всю свою жизнь и от­но­ше­ние к лю­дям. Свое от­но­ше­ние к со­вет­ской вла­сти я вы­во­жу из уче­ния Хри­ста: лю­би­те вра­ги ва­ша и не со­про­тив­ляй­тесь пре­дер­жа­щим вла­стям. Все мои род­ствен­ни­ки кри­ти­че­ски от­но­сят­ся к мо­им ре­ли­ги­оз­ным убеж­де­ни­ям.

17 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла аре­сто­ван­ных к рас­стре­лу.
Про­то­и­е­рей Петр Ни­ко­тин и ми­ряне Вик­тор Фро­лов, Иоанн Ры­бин, Ели­за­ве­та Ку­ра­но­ва бы­ли рас­стре­ля­ны на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой 21 ок­тяб­ря 1937 го­да, а Ни­ко­лай Кузь­мин – 31 ок­тяб­ря 1937 го­да. Все они по­гре­бе­ны в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-petr-nikotin

☦️
Священномученик Васи́лий Озерецковский пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 31 де­каб­ря 1885 го­да в се­ле Ло­ба­но­во Мос­ков­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Озе­рец­ков­ско­го. Об­ра­зо­ва­ние Ва­си­лий Ива­но­вич по­лу­чил в Мос­ков­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. С 1904 го­да он слу­жил пса­лом­щи­ком в мос­ков­ском По­кров­ском со­бо­ре и учи­те­лем в Мос­ков­ской За­ча­тьев­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле, а с 1908-го – пса­лом­щи­ком в По­кров­ской церк­ви в се­ле Ло­котне Зве­ни­го­род­ско­го уез­да. В 1915 го­ду он был на­прав­лен слу­жить в храм Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в се­ло Руд­не­во Ве­рей­ско­го уез­да.
В 1920 го­ду Ва­си­лий Ива­но­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на и в том же го­ду в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ле Рыж­ко­во непо­да­ле­ку от На­ро-Фо­мин­ска.
В 1921 го­ду он был пе­ре­ве­ден в храм свя­то­го апо­сто­ла и еван­ге­ли­ста Иоан­на Бо­го­сло­ва в се­ло Ири­нин­ское По­доль­ско­го уез­да. С на­ча­ла трид­ца­тых го­дов до сво­е­го аре­ста в 1937 го­ду отец Ва­си­лий слу­жил в хра­ме Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Ива­но-Те­ре­мец Мих­нев­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти.
5 ок­тяб­ря 1937 го­да отец Ва­си­лий был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Ка­ши­ре по об­ви­не­нию «в рас­про­стра­не­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной кле­ве­ты о ру­ко­во­ди­те­лях ВКП(б) и со­вет­ской вла­сти и в ак­тив­ной об­ра­бот­ке кол­хоз­ни­ков в ре­ли­ги­оз­ном ду­хе».
Ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ных ему об­ви­не­ни­ях свя­щен­ник се­бя не при­знал.
17 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ва­си­лия к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Ва­си­лий Озе­рец­ков­ский был рас­стре­лян 21 ок­тяб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Священномученик Павел Преображенский пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Па­вел ро­дил­ся 10 де­каб­ря 1882 го­да в го­ро­де Ко­ломне в се­мье свя­щен­ни­ка Пла­то­на Пав­ло­ви­ча Пре­об­ра­жен­ско­го.
В 1905 го­ду Па­вел Пре­об­ра­жен­ский окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. В 1907 го­ду он же­нил­ся на до­че­ри про­то­и­е­рея Иоан­на Мит­ро­поль­ско­го Ана­ста­сии и в 1908 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к Мос­ков­ско­му Рож­де­ствен­ско­му мо­на­сты­рю.
В 1917 го­ду диа­кон Па­вел был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы се­ла Ми­шу­ти­но Мос­ков­ской гу­бер­нии. При­ход был очень бед­ным, и при­хо­ди­лось за­ни­мать­ся ле­том сель­ским хо­зяй­ством, а зи­мой из­во­зом. Неда­ле­ко от се­ла бы­ла ро­ща, в ко­то­рой му­жи­ки ру­би­ли лес на дро­ва. Вме­сте с кре­стья­на­ми и отец Па­вел ез­дил в ро­щу, гру­зил дро­ва на те­ле­гу и во­зил их в Сер­ги­ев По­сад. Се­мья ба­тюш­ки с тру­дом сво­ди­ла кон­цы с кон­ца­ми.
В кон­це 1928 го­да отец Па­вел был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Ильин­ской церк­ви се­ла Синь­ко­во. Уез­жая из Ми­шу­ти­на, он про­дал дом, чтобы в Синь­ко­ве ку­пить но­вый, но де­нег за него не по­лу­чил: по­ку­па­тель, все­лив­ший­ся в дом свя­щен­ни­ка, за­явил, что по­пу де­нег не по­ла­га­ет­ся. По­это­му жи­лье при­шлось сни­мать. Жи­ли в од­ной ком­на­те. Уго­лок свя­щен­ни­ка был от­го­ро­жен гар­де­робом.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-pavel-preobrazhenskij

☦️
Священномученик Петр Озерецковский пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Петр ро­дил­ся 10 июня 1889 го­да в се­ле Ега­но­во Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Алек­сандра Ни­ко­ла­е­ви­ча Озе­рец­ков­ско­го. В 1903 го­ду Петр окон­чил Дон­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще и по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. По окон­ча­нии се­ми­на­рии с 1909 по 1912 год ра­бо­тал учи­те­лем. В 1912 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му Иоан­на Пред­те­чи се­ла Но­во­рож­де­стве­но Брон­ниц­ко­го уез­да, где слу­жил в те­че­ние 25 лет до са­мо­го его за­кры­тия в 1937 го­ду.
В но­вую вол­ну го­не­ний в ок­тяб­ре 1936 го­да Мо­собл­ис­пол­ком при­нял ре­ше­ние о за­кры­тии и сно­се хра­ма в се­ле Но­во­рож­де­стве­но. Отец Петр с пред­се­да­те­лем цер­ков­но­го со­ве­та На­деж­дой Кис­ло­вой ез­ди­ли в Моск­ву в Си­нод за со­ве­том – как мож­но вос­пре­пят­ство­вать за­кры­тию хра­ма. Там им по­со­ве­то­ва­ли на­пи­сать хо­да­тай­ство во ВЦИК. 11 мая 1937 го­да ве­ру­ю­щие по­лу­чи­ли в от­вет по­ста­нов­ле­ние ВЦИКа о за­кры­тии хра­ма.
Отец Петр пе­ре­шел слу­жить в еди­но­вер­че­ский храм Ми­ха­и­ла Ар­хан­ге­ла се­ла Ми­хай­лов­ская сло­бо­да Ра­мен­ско­го рай­о­на. Но слу­жить там ему при­шлось недол­го. 4 сен­тяб­ря 1937 го­да его аре­сто­ва­ли по об­ви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти и за­клю­чи­ли под стра­жу в Та­ган­скую тюрь­му.
– С ка­ко­го вре­ме­ни вы ста­ли на путь контр­ре­во­лю­ции? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– По пу­ти контр­ре­во­лю­ции я ни­ко­гда не шел, – от­ве­чал отец Петр.
– На­зо­ви­те кон­крет­ные фак­ты контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти по­па Бо­го­слов­ско­го, дьяч­ка Ильин­ско­го, цер­ков­но­го ста­ро­сты Кис­ло­вой и ак­ти­вист­ки-цер­ков­ни­цы Ев­до­ки­мо­вой.
– Ни­ка­ких фак­тов контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти со сто­ро­ны ука­зан­ных лиц я не знаю.
– При­зна­е­те се­бя ви­нов­ным?
– Нет, не при­знаю.
17 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Пет­ра к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Петр Озе­рец­ков­ский был рас­стре­лян 21 ок­тяб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Священномученик Влади́мир Сперанский пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир ро­дил­ся 23 мар­та 1877 го­да в го­ро­де Суз­да­ле Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ва­си­лия Спе­ран­ско­го. В 1899 го­ду Вла­ди­мир Ва­си­лье­вич окон­чил Вла­ди­мир­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в те­че­ние двух лет ра­бо­тал учи­те­лем. В 1901 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и за­тем во свя­щен­ни­ка. Пер­вым ме­стом его слу­же­ния стал храм в се­ле Пет­ро­во Ека­те­ри­но­слав­ской гу­бер­нии. До 1933 го­да он слу­жил в этой об­ла­сти и по­след­ним ме­стом его слу­же­ния здесь был храм в го­ро­де Алек­сан­дрия. В 1933 го­ду отец Вла­ди­мир пе­ре­ехал в Мос­ков­скую об­ласть и был на­прав­лен слу­жить в Тал­дом­ский рай­он в храм во имя Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня в се­ле За­пруд­ня, ко­то­рое жи­те­ли по ста­рин­ке про­дол­жа­ли на­зы­вать се­ло Га­ри, как на­зы­ва­лось оно в ХVII ве­ке.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vladimir-speranskij

☦️
Собор Вятских святых.
Про­слав­ле­ние со­бо­ра Вят­ских свя­тых со­сто­я­лось в свя­зи с празд­но­ва­ни­ем 350-ле­тия Вят­ской епар­хии в день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Три­фо­на Вят­ско­го. Празд­но­ва­ние со­бо­ра бы­ло уста­нов­ле­но на тот же день.
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-vjatskih-svjatyh


Жития
Писание