⏳ 2023.10.18 (ср)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 20я по Пятидесятнице (глас 2й)
• среда (воспоминание предательства, однодневный пост)

☀️ неподвижный годовой круг:
18 октября (5 октября)
• сщмч. Диони́сия Александрийского (264–265) 📚
• мц. Харити́ны Амисийской (Понтийской) (304)
• мц. Маме́лхвы Персидской (ок. 344)
• прп. Григория Хандзтийского (861)
• прпп. Дамиа́на целебника (1071), Иереми́и (ок. 1070), Матфея (ок. 1085), Печерских
• прп. Харити́ны, кн. Литовской (1281)
• исп. Гавриила (Игошкина) Мелекесского (1959)
• Собор Московских святителей. Память свтт. Петра, Феогно́ста, Алексия, Киприана, Фо́тия, Ионы, Геронтия, Иоасафа, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия, Макария, Московских и всея России чудотворцев


☦️
Священномученик Диони́сий Александрийский епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Ди­о­ни­сий, епи­скоп Алек­сан­дрий­ский, был в зре­лом воз­расте об­ра­щен в хри­сти­ан­ство зна­ме­ни­тым учи­те­лем Церк­ви Ори­ге­ном (III) и стал его уче­ни­ком. Впо­след­ствии был на­став­ни­ком Алек­сан­дрий­ской огла­си­тель­ной шко­лы, а за­тем, в 247 го­ду, по­став­лен во епи­ско­па Алек­сан­дрии.
Мно­го сил при­ла­гал свя­ти­тель Ди­о­ни­сий для за­щи­ты пра­во­сла­вия от ере­сей и укреп­лял свою паст­ву в твер­дом ис­по­вед­ни­че­стве ис­тин­ной ве­ры во вре­мя го­не­ний от им­пе­ра­то­ров Де­кия (249–251) и Ва­ле­ри­а­на (253–259).
Свя­той епи­скоп пре­тер­пел мно­го стра­да­ний. Ко­гда в Алек­сан­дрии по­яви­лась чу­ма, свя­ти­тель при­звал свою паст­ву уха­жи­вать рав­ным об­ра­зом за боль­ны­ми хри­сти­а­на­ми и языч­ни­ка­ми и по­гре­бать умер­ших. О по­чив­ших сво­их ча­дах он пи­сал: «Та­ким об­ра­зом оста­ви­ли жизнь луч­шие из на­ших бра­тьев. Сей род смер­ти – де­ло ве­ли­ко­го бла­го­че­стия и твер­дой ве­ры, ни­чем не ни­же му­че­ни­че­ства». Сам свя­той Ди­о­ни­сий не мень­ше паст­вы про­си­ял де­ла­ми люб­ви и бла­го­тво­ри­тель­но­сти. Скон­чал­ся он в 264 или 265 го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/868

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleksandrijskij/
• О природе против эпикурейцев
• Об обетованиях против Непота
• Обличение и оправдание к Дионисию римскому против Савелия
Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Каноническое послание святаго Дионисия Александрийскаго
• Каноническое послание к Василиду
• Другие послания (20 шт.)
• Из толкований на книгу Иова
• Толкование на начало книги Екклесиаста
• Фрагменты с толкованием на евангельские повествования в саду Гефсиманском
• Фрагмент с толкованием на книгу Деяний апостольских V, 4
• Фрагменты с толкованиями на послание Иакова
• Фрагмент с толкованием на послание к Римлянам XI, 26

Приписываемые:
• Послание к Павлу самосатскому
Павла самосатского, еретика, десять вопросов с ответами на них св. Дионисия
• Беседа 1-5 сохранившаяся на армянском языке
• Фрагмент из послания против Павла самосатского
• Фрагмент с вопросами и ответами о рождении Сына Божия от Отца
• Толкование на книгу Песнь песней I, 4 и VIII, 5

☦️
Мученица Харити́на Амисийская (Понтийская)
Свя­тая му­че­ни­ца Ха­ри­ти­на в дет­стве оста­лась си­ро­той и бы­ла вос­пи­та­на как род­ная дочь бла­го­че­сти­вым хри­сти­а­ни­ном Клав­ди­ем. Де­вуш­ка бы­ла пре­крас­на со­бой, сво­им ра­зу­мом, доб­ро­той и го­ря­чей ве­рой. Лю­бовь ко Хри­сту она нес­ла дру­гим лю­дям и мно­гих об­ра­ти­ла на путь спа­се­ния.
Во вре­мя го­не­ния им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на (284–305) за твер­дое ис­по­ве­да­ние Гос­по­да Иису­са Хри­ста свя­тая Ха­ри­ти­на бы­ла под­верг­ну­та ужас­ным ис­тя­за­ни­ям и скон­ча­лась с мо­лит­вой ко Гос­по­ду (в 304 го­ду).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/862

☦️
Мученица Маме́лхва Персидская.
Святая мученица Мамелхфа, родом из Персии, была сначала жрицею одной языческой богини (Артемиды). Однажды она увидела во сне ангела, поведавшего ей тайны веры Христовой. Проснувшись в страхе, она рассказала свой сон сестре, которая была христианкой. Сестра привела ее к епископу. Епископ, услыхав о сне Мамелхфы, убедил ее принять христианство и совершил над нею крещение, причем ее сестра была восприемницею от святой купели. Разгневанные обращением Мамелхфы в веру Христову, язычники побили ее камнями, когда она еще была облечена в одежду крещения. Тело ее было брошено в ров, а оттуда взято двумя некими христианами и предано честному погребению. Впоследствии епископ того города, где прияла мученическую смерть святая Мамелхфа, исходатайствовал у персидского царя позволение разрушить храм языческой богини и на месте его создать церковь во имя святой Мамелхфы. В сей церкви и положено было тело святой мученицы. При перенесении мощей святой мученицы Мамелхфы совершилось от них множество чудотворений и исцелений, и многие из язычников обратились ко Христу.

Примечания:
В древности христиане носили белые одежды, в коих крестились, в течение 8 дней после крещения. Вероятно, сия белая одежда послужила в глазах язычников явным признаком принадлежности Мамелхфы к христианскому обществу и была причиною столь скорой мученической кончины Мамелхфы. По более подробному сказанию о сем, язычники, вскоре после крещения Мамелхфы, приступили к ней, требуя, чтобы она принесла жертву Артемиде; но она отказалась и мужественно объявила себя христианской, за что предана была многим мучениям, во время коих и скончалась.

☦️
Преподобный Григо́рий Хандзтийский (Грузинский) архимандрит.
Пре­по­доб­ный Гри­го­рий Хан­дзтий­ский, ос­но­ва­тель и ар­хи­манд­рит оби­те­лей Клар­дже­ти. Про­ис­хо­дил из знат­но­го гру­зин­ско­го ро­да, поль­зо­вав­ше­го­ся рас­по­ло­же­ни­ем ца­ря Ашо­та Ку­ро­па­ла­та (786–826). При­зва­ние к ино­че­ской жиз­ни ска­за­лось еще в от­ро­че­ские го­ды пре­по­доб­но­го. Свой уход из до­му и вступ­ле­ние на по­движ­ни­че­ский путь он так объ­яс­нил сво­ей ма­те­ри: «Про­сти ме­ня, мать моя, но я уда­лил­ся от те­бя не по сво­ей во­ле, а по­то­му, что то, что про­изо­шло, угод­но бы­ло Бо­гу».
Вся жизнь пре­по­доб­но­го Гри­го­рия про­те­ка­ла в по­сто­ян­ных мо­лит­вах, в сле­зах, воз­дер­жа­нии, в тер­пе­нии, кро­то­сти, глу­бо­чай­шем сми­ре­нии и неуто­ми­мых тру­дах. Он до­стой­но стя­жал се­бе сла­ву бла­го­че­сти­во­го и рев­ност­но­го слу­жи­те­ля Церк­ви Хри­сто­вой и был из­бран при ца­ре Ашо­те Ку­ро­па­ла­те игу­ме­ном Хан­дзтий­ско­го мо­на­сты­ря. От­ли­ча­ясь глу­бо­чай­шим по­слу­ша­ни­ем во­ле Бо­жи­ей, свя­той Гри­го­рий ви­дел смысл зем­ной жиз­ни имен­но в по­слу­ша­нии, да­ру­ю­щем выс­шую бла­го­дат­ную сво­бо­ду всей тва­ри. По­слу­ша­ние ду­хов­но­му от­цу по­ло­жил он и в ос­но­ву все­го укла­да мо­на­стыр­ской жиз­ни, укреп­ляя об­ще­жи­тель­ные мо­на­сты­ри по всей Клар­дже­ти, а впо­след­ствии, бу­дучи ар­хи­манд­ри­том, – и по всей Гру­зии.
В то вре­мя, как в Ви­зан­тии по­сле ико­но­бор­че­ско­го со­бо­ра 815 го­да пра­во­сла­вие бы­ло силь­но тес­ни­мо, гру­зин­ское мо­на­ше­ство, ду­хов­но окорм­ля­е­мое пре­по­доб­ным Гри­го­ри­ем Хан­дзтий­ским, от­ста­и­ва­ло и утвер­жда­ло чи­сто­ту пра­во­слав­ной ве­ры, од­новре­мен­но бо­рясь с мо­но­фи­зит­ством.
В 825 го­ду Гри­го­рий Хан­дзтий­ский «по при­бы­тии в Кон­стан­ти­но­поль по­кло­нил­ся Дре­ву Жиз­ни и всем свя­тым мо­щам, обо­шел ра­дост­но все свя­тые Бо­го­мо­лья» и при­вез с со­бой в Гру­зию «мо­щи свя­тых, свя­тые ико­ны и иные бла­го­сло­ве­ния во мно­же­стве». Свя­той Гри­го­рий был рев­ност­ным по­бор­ни­ком со­труд­ни­че­ства Церк­ви и го­су­дар­ства, неза­ви­си­мых и рав­но­прав­ных по от­но­ше­нию друг к Дру­гу. Его взгля­ды бла­го­твор­но ска­за­лись на ре­ше­ни­ях цер­ков­но­го Со­бо­ра, со­зван­но­го в Джа­ва­х­е­ти, со­дей­ство­ва­ли упро­че­нию Ав­то­ке­фа­лии Гру­зин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Ду­хов­ный сын пре­по­доб­но­го Гри­го­рия Хан­дзтий­ско­го, епи­скоп Ац­кур­ский Еф­рем, «уста­но­вил ми­ро­освя­ще­ние в Гру­зии по бла­го­сло­ве­нию Иеру­са­лим­ско­го пат­ри­ар­ха и его сви­де­тель­ству», как по­вест­ву­ет Гри­го­рий Мер­чу­ли, со­ста­вив­ший жи­тие свя­то­го Гри­го­рия Хан­дзтий­ско­го.
По­след­ние ме­ся­цы сво­ей жиз­ни, по пре­да­нию, свя­той Гри­го­рий Хан­дзтий­ский про­вел в уеди­нен­ной кел­лии, где спо­до­бил­ся бла­го­дат­ных ви­де­ний. Ино­ки мо­на­сты­ря ви­де­ли си­я­ние, оза­рив­шее его кел­лию, и бы­ли убеж­де­ны, что «не сжи­га­ю­щий огонь, а Дух Бо­жий» оси­ял пра­вед­ни­ка, по­доб­но Фа­вор­ско­му све­ту. Гру­зин­ская Цер­ковь со­вер­ша­ет па­мять свя­то­го Гри­го­рия Хан­дзтий­ско­го 5/18 ок­тяб­ря, в день его бла­жен­ной кон­чи­ны.

☦️
Преподобный Дамиа́н Печерский, целебник пресвитер.
Преподобные Иереми́я и Матфе́й, прозорливые Печерские.

Жизнь пре­по­доб­ных Да­ми­а­на пре­сви­те­ра и це­леб­ни­ка, Иере­мии и Мат­фея про­зор­ли­вых, Пе­чер­ских чу­до­твор­цев, опи­са­на пре­по­доб­ным Несто­ром Ле­то­пис­цем (па­мять 27 ок­тяб­ря).
Пре­по­доб­ный Да­ми­ан († 1071) пом­нил еще Кре­ще­ние Ру­си (988 г.). Рев­ност­ный под­ра­жа­тель жи­тия пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия (па­мять 3 мая) был кро­ток, тру­до­лю­бив и по­слуш­лив на ра­дость всей бра­тии. Це­лые но­чи он про­во­дил в мо­лит­ве и чте­нии Бо­же­ствен­ных книг. Свя­той Да­ми­ан был стро­гий пост­ник и, кро­ме хле­ба и во­ды, ни­че­го не вку­шал. Гос­подь на­гра­дил его да­ром вра­че­ва­ния неду­гов.
Пре­по­доб­ный Иере­мия имел от Гос­по­да дар про­зре­вать бу­ду­щее и ви­деть нрав­ствен­ное со­сто­я­ние ду­ши че­ло­ве­ка. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный в глу­бо­кой ста­ро­сти († ок. 1070).
Пре­по­доб­ный Мат­фей († ок. 1088) так­же об­ла­дал да­ром про­зре­ния ду­хов­но­го ми­ра. Свои ви­де­ния ста­рец рас­ска­зы­вал бра­ти­ям, от­вра­щая от опас­ных для ду­ши по­ступ­ков.
В Ико­но­пис­ном Под­лин­ни­ке ска­за­но: «Мат­фей про­зор­ли­вый по­до­би­ем стар, из­чер­на сед, бра­да аки Вла­си­е­ва, в кло­бу­ке чер­ном, ри­за пре­по­доб­ни­че­ская, ру­ки при­жа­ты к серд­цу».

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/863

☦️
Преподобная Харити́на Литовская, Новгородская, княжна игумения.
Пре­по­доб­ная Ха­ри­ти­на про­ис­хо­ди­ла из кня­же­ско­го ро­да и вы­нуж­де­на бы­ла с дру­ги­ми знат­ны­ми ли­тов­ца­ми оста­вить оте­че­ство свое из-за быв­ших там смут. Пе­ре­се­лив­шись на Русь, она с юно­сти ре­ши­ла по­свя­тить се­бя Бо­гу и при­ня­ла по­стриг в Нов­го­род­ском жен­ском мо­на­сты­ре в честь свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла на Си­ни­чьей го­ре. По­сле мно­гих лет по­движ­ни­че­ской жиз­ни она ста­ла игу­ме­ни­ей это­го мо­на­сты­ря, яв­ляя об­раз сми­ре­ния, чи­сто­ты и стро­го­го воз­дер­жа­ния, скры­вая от всех свои ду­хов­ные по­дви­ги. Скон­ча­лась пре­по­доб­ная Ха­ри­ти­на 5 ок­тяб­ря 1281 г. Свя­тые мо­щи ее на­хо­ди­лись под спу­дом в мо­на­стыр­ской церк­ви, став­шей впо­след­ствии клад­би­щен­ской. Вот и все, что из­вест­но о пре­по­доб­ной Ха­ри­тине.

Комментарии и примечания:
В тру­дах ее яв­ле­на од­на из глав­ных осо­бен­но­стей жен­ской свя­то­сти на Ру­си: при­кро­вен­ность де­ла­ния, со­кры­тость. Мо­на­ше­ское имя пре­по­доб­ной (Ха­ри­ти­на – «Ми­лу­ю­щая», тво­ря­щая ми­ло­сер­дие), от­ра­жа­ет ее ду­хов­ное де­ла­ние. Ос­нов­ное ка­че­ство ее – от­зыв­чи­вость, так ха­рак­тер­ная для рус­ских жен­щин во все вре­ме­на. Это от­зыв­чи­вость на чу­жое го­ре, со­стра­да­ние и по­мощь страж­ду­щим; при­ня­тие на се­бя чу­жой бе­ды и труд­но­сти как сво­ей соб­ствен­ной. Это – от­зыв­чи­вость, бла­го­да­ря ко­то­рой она смог­ла стать сво­ей, род­ной в дру­гой стране. Она ста­ла ча­дом дру­го­го на­ро­да и при­ня­ла в «игу­мен­стве» чад это­го на­ро­да. А игу­ме­нья – мать и отец в од­ном ли­це.
В жиз­ни ду­хов­ной мо­жет быть толь­ко мать и отец и не долж­но быть ма­че­хи или от­чи­ма – не долж­но быть чув­ства си­рот­ства. Мо­лит­вен­ное пред­ста­тель­ство свя­тых жен под бла­го­дат­ным дей­стви­ем Са­мой Бо­жи­ей Ма­те­ри по­мо­га­ет всем лю­дям ста­но­вить­ся ис­тин­ны­ми детьми От­ца Небес­но­го и воз­вра­тить­ся в свой Небес­ный Дом.
Пре­по­доб­ная Ха­ри­ти­на яв­ля­ет­ся так­же небес­ной по­кро­ви­тель­ни­цей Лит­вы и ли­тов­ско­го на­ро­да.

☦️
Исповедник Гаврии́л (Игошкин) архимандрит.
Пре­по­доб­но­ис­по­вед­ник Гав­ри­ил ро­дил­ся 23 мая 1888 го­да в де­ревне Са­мо­ду­ров­ка Пен­зен­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ива­на Игош­ки­на. Во свя­том кре­ще­нии мла­ден­цу на­рек­ли имя Иоанн, по­то­му что в этот день, 23 мая, празд­но­ва­лась па­мять Ро­стов­ско­го чу­до­твор­ца – бла­жен­но­го Иоан­на Вла­са­то­го Ми­ло­сти­во­го.
Ро­ди­те­ли его, Иван Пав­ло­вич и Вар­ва­ра Пав­лов­на, от­ли­ча­лись бо­го­бо­яз­нен­но­стью и про­сто­той. С дет­ства Иоанн по­зна­ко­мил­ся с тя­же­лым кре­стьян­ским тру­дом, по­мо­гая сво­е­му от­цу в ра­бо­те.
Ро­ди­те­ли вос­пи­та­ли сы­на в за­ве­тах стро­го­го бла­го­че­стия, и по­се­ян­ное се­мя при­нес­ло доб­рый плод. Иоанн был стар­шим сы­ном в се­мье. Ко­гда он под­рос, его от­да­ли учить­ся гра­мо­те. Ро­ди­те­ли смот­ре­ли на обу­че­ние гра­мо­те как на де­ло свя­щен­ное: гра­мо­та да­ва­ла ключ к чте­нию и ура­зу­ме­нию Бо­же­ствен­ных пи­са­ний. При­хо­ди­лось хо­дить на уче­бу за де­сять ки­ло­мет­ров в Рус­ский Ка­чим, – имен­но там на­хо­ди­лось двух­класс­ное ду­хов­ное учи­ли­ще. Иоанн по­лю­бил храм Бо­жий, в сво­бод­ное от уче­бы вре­мя по­се­щал его, а до­ма все сво­бод­ное вре­мя по­свя­щал чте­нию ду­хов­ных книг и мо­лит­ве.
Еще бу­дучи от­ро­ком, Иоанн об­на­ру­жил склон­ность к по­движ­ни­че­ству, с го­да­ми его рев­ность к бла­го­че­стию воз­рас­та­ла все бо­лее и бо­лее. За­кон­чив уче­бу, он ре­шил оста­вить мир с его со­блаз­на­ми и ушел 12 но­яб­ря 1903 го­да в мо­на­стырь Жа­дов­ская пу­стынь Кор­сун­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии.
В 1909 го­ду по­слуш­ни­ка Иоан­на при­зы­ва­ют на во­ен­ную служ­бу в го­род Ков­но. В Ко­вен­ской кре­пост­ной ар­тил­ле­рии на долж­но­сти пев­че­го при во­ен­ном со­бо­ре он про­слу­жил до кон­ца мар­та 1913 го­да. Воз­вра­тив­шись до­мой, Иоанн вме­сте с ро­ди­те­ля­ми за­нял­ся кре­стьян­ским тру­дом, но в 1914 го­ду, в свя­зи с на­чав­шей­ся Пер­вой ми­ро­вой вой­ной, был при­зван в дей­ству­ю­щую ар­мию, где слу­жил пса­лом­щи­ком и де­ло­про­из­во­ди­те­лем при 25-м во­ен­ном гос­пи­та­ле. В кон­це 1917 го­да Иван Игош­кин был де­мо­би­ли­зо­ван по бо­лез­ни и вер­нул­ся к ро­ди­те­лям в Са­мо­ду­ров­ку. В 1922 го­ду ро­ди­те­ли его скон­ча­лись.
В ян­ва­ре 1921 го­да Иоанн был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к Свя­то-Тро­иц­кой церк­ви го­ро­да По­кров­ска, а в 1922 го­ду – во свя­щен­ни­ка к то­му же хра­му. В 1922 го­ду ар­хи­епи­ско­па Ураль­ско­го Ти­хо­на (Обо­лен­ско­го) пе­ре­во­дят в Моск­ву, и он за­би­ра­ет с со­бой свя­щен­ни­ка Иоан­на.
С 1922 го­да отец Иоанн слу­жил вто­рым свя­щен­ни­ком По­кров­ско­го хра­ма Мар­фо-Ма­ри­ин­ской оби­те­ли се­стер ми­ло­сер­дия, что на Боль­шой Ор­дын­ке, ос­но­ван­ной в 1908 го­ду пре­по­доб­но­му­че­ни­цей ве­ли­кой кня­ги­ней Ели­за­ве­той Фе­до­ров­ной. Ду­хов­ник оби­те­ли и на­сто­я­тель По­кров­ско­го хра­ма ар­хи­манд­рит Сер­гий (Среб­рян­ский) стал для ба­тюш­ки жи­вым об­раз­цом пас­тыр­ско­го слу­же­ния, и у него он мно­го­му на­учил­ся. От­ца Сер­гия в 1926 го­ду аре­сто­ва­ли и со­сла­ли. В по­сле­во­ен­ное вре­мя отец Иоанн, уже сам от­быв­ший мно­гие го­ды в ла­ге­рях, по­се­тил сво­е­го лю­би­мо­го на­став­ни­ка и ду­хов­ни­ка, ко­то­рый жил то­гда в ссыл­ке в се­ле Вла­дыч­ня Твер­ской об­ла­сти.
Отец Иоанн про­слу­жил в хра­ме оби­те­ли до 1928 го­да, по­сле его за­кры­тия его пе­ре­ве­ли в храм свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в Пы­жах.
В 1929 го­ду отец Иоанн при­нял мо­на­ше­ский по­стриг в Мос­ков­ском Бо­го­яв­лен­ском мо­на­сты­ре с име­нем Гав­ри­ил. В 1930 го­ду иеро­мо­нах Гав­ри­ил был воз­ве­ден в сан игу­ме­на.
Пер­вый раз от­ца Гав­ри­и­ла аре­сто­ва­ли 14 ап­ре­ля 1931 го­да, он был осуж­ден и за­клю­чен в конц­ла­герь сро­ком на три го­да.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-gavriil-igoshkin

☦️
Собор Московских святителей.
Празднование в один день в честь всероссийских святителей Петра, Алексия и Ионы установлено патриархом Иовом 5 октября 1596 года. Святитель Филипп причислен к ним в 1875 году, по ходатайству святителя Иннокентия, митрополита Московского (память 31 марта и 23 сентября), а святитель Ермоген — в 1913 году.

Празднуя память святителей в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь, как небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество.

• свт. Петр, митрополит Московский, всея Руси чудотворец (+1326) (3 января)
• свт. Феогно́ст, митрополит Киевский и всея Руси (+1353) (27 марта)
• свт. Алекси́й, митрополит Московский, Киевский и всея Руси, чудотворец (+1378) (25 февраля)
• свт. Киприа́н, митрополит Московский, Киевский и всея Руси (+1406) (29 сентября)
• свт. Фо́тий, митрополит Московский, Киевский и всея Руси (+1431) (15 июля)
• свт. Ио́на, митрополит Московский и всея Руси (+1461) (28 июня)
• свт. Геро́нтий, митрополит Московский и всея Руси (+1489) (10 июня)
• свт. Иоаса́ф (Скрипицын), митрополит Московский (+1555) (9 августа)
• свт. Макарий, митрополит Московский и всея Руси (+1563) (12 января)
• свт. Филипп II (Колычев), митрополит Московский и всея Руси (+1569) (22 января)
• свт. И́ов, патриарх Московский и всея Руси (+1607) (2 июля)
• сщмч. Ермоге́н, патриарх Московский и всея Руси (+1612) (2/1 марта)
• свт. Филаре́т (Дроздов), митрополит Московский (+1867) (2 декабря)
• свт. Инноке́нтий (Вениаминов), митрополит Московский (+1879) (13 апреля)
• свт. Ти́хон (Белавин), патриарх Московский и всея России (+1925) (7 апреля)
• свт. Мака́рий (Невский), митрополит Московский, Алтайский (+1926) (1 марта / 29 февраля)
• сщмч. Петр (Полянский), Крутицкий митрополит (+1937) (10 октября)


Жития
Писание