⏳ 2023.10.15 (вс)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) 19я по Пятидесятнице (глас 2й)
• воскресенье (неделя ~ день «не дел», 4я заповедь / день торжественного прославления Воскресения Христова / день церковного собрания, 80е правило 6го Собора)
• Собор святых Челябинской митрополии (переходящ. или 10 октября или в ближайш. вс. после, или 7 октября)

☀️ неподвижный годовой круг:
15 октября (2 октября)
• сщмч. Киприа́на, мц. Иусти́ны, мч. Феокти́ста (304)
• мчч. Давида и Константина, князей Арагветских (740)
• блж. Андрея Константинопольского (936)
• блгв. кн. Анны Кашинской (1368)
• прп. Кассиа́на Грека, Угличского (1504)
• прав. воина Феодора Ушакова (1817)
• мц. Александры (Булгаковой) (1938)


☦️
Собор святых Челябинской митрополии
20 февраля 2020 года на заседании Архиерейского совета Челябинской митрополии было принято решение обратиться к патриарху Кириллу за благословением на установление празднования Собора святых Челябинской митрополии. Патриарх утвердил решение об установлении дня празднования.
День празднования Собора привязан ко дню памяти священномученика Петра, митрополита Крутицкого, который был расстрелян 10 октября. При совпадении этого числа с воскресным днем Собор Челябинских святых будет отмечаться 10 октября. Если 10 октября выпадет на другой день недели, Собор Челябинских святых будет отмечаться в ближайшее воскресенье после него. Однако в те годы, когда 10 октября будет приходиться на среду, следующий воскресный день будет совпадать с праздником Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября), поэтому в такие годы Собор святых Челябинской митрополии будет отмечаться в предшествующий 10 октября воскресный день – 7 октября.

Список святых:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-svjatyh-cheljabinskoj-mitropolii

☦️
Священномученик Киприан, мученица Иустиния, мученик Феокти́ст.
В 3 ве­ке в цар­ство­ва­ние рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Де­кия жил в Ан­тио­хии язы­че­ский муд­рец, зна­ме­ни­тый волх­во­ва­тель Ки­при­ан. Он уми­ло­сти­вил жерт­ва­ми са­мо­го кня­зя тьмы, от­дал ему во власть все­го се­бя, и тот дал ему в услу­же­ние полк бе­сов и обе­щал по­ста­вить кня­зем по ис­хож­де­нии из те­ла. Мно­гие об­ра­ща­лись к нему в сво­их нуж­дах, и он по­мо­гал им бе­сов­ской си­лой. Об­ра­тил­ся к нему од­на­жды юно­ша по име­ни Агла­ид, сын бо­га­тых и знат­ных ро­ди­те­лей. Од­на­жды уви­дел он де­вуш­ку Иусти­ну и по­ра­зил­ся ее кра­со­той, и стал с тех пор ис­кать ее рас­по­ло­же­ния и люб­ви, она же от­ве­ча­ла ему от­ка­зом: «Же­них мой – Хри­стос; Ему я слу­жу и ра­ди Него хра­ню мою чи­сто­ту».
Во­ору­жив­шись тай­ны­ми зна­ни­я­ми и при­звав на по­мощь нечи­стых ду­хов, Ки­при­ан три ра­за по­сы­лал их со­блаз­нить Иусти­ну. Они вну­ша­ли ей дур­ные мыс­ли, раз­жи­га­ли в ней плот­скую страсть, ис­ку­ша­ли льсти­вы­ми и лу­ка­вы­ми ре­ча­ми, но Иусти­на по­беж­да­ла их по­стом, мо­лит­вой и крест­ным зна­ме­ни­ем, и, по­срам­лен­ные и устра­шен­ные кре­стом Гос­под­ним, они бе­жа­ли с по­зо­ром. Воз­не­го­до­вал то­гда Ки­при­ан и стал мстить Иустине за свой по­зор. Он на­слал мор и яз­вы на дом Иусти­ны и на весь го­род, как неко­гда диа­вол на пра­вед­но­го Иова. Она же усерд­но мо­ли­лась, и бе­сов­ское на­ва­жде­ние пре­кра­ти­лось. По­сле та­кой пе­ре­ме­ны лю­ди ста­ли про­слав­лять Хри­ста, а Ки­при­ан, про­зрев, от­рек­ся от дел диа­во­ла, ис­по­ве­дал все мест­но­му епи­ско­пу Ан­фи­му, от­дал ему на со­жже­ние все свои кни­ги и умо­лял со­вер­шить над ним Свя­тое Кре­ще­ние.
Он вполне из­ме­нил свою жизнь, через семь дней по­сле кре­ще­ния его по­ста­ви­ли во чте­ца, через два­дцать дней – в ипо­ди­а­ко­на, через трид­цать – в диа­ко­на, а через год ру­ко­по­ло­жи­ли в иерея. Ско­ро он был по­став­лен епи­ско­пом и в этом сане про­во­дил та­кую свя­тую жизнь, что срав­нял­ся со мно­ги­ми ве­ли­ки­ми свя­ты­ми.
Во вре­мя го­не­ний на хри­сти­ан при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане Ки­при­а­на и Иусти­ну окле­ве­та­ли, по­са­ди­ли в тем­ни­цу, по­том ве­ле­ли по­ве­сить свя­то­го и стро­гать ему те­ло, а Иусти­ну – бить по устам и гла­зам. По­сле это­го их бро­си­ли в ко­тел, но ки­пя­щий ко­тел не при­чи­нил им ни­ка­ко­го вре­да. В кон­це кон­цов их осу­ди­ли на усе­че­ние ме­чом.
Ви­дя непо­вин­ную смерть му­че­ни­ков, во­ин Фео­к­тист объ­явил се­бя хри­сти­а­ни­ном и был каз­нен вме­сте с ни­ми.
Свя­щен­но­му­че­ник Ки­при­ан, свя­тая му­че­ни­ца Иусти­на и свя­той му­че­ник Фео­к­тист умерщ­вле­ны в Ни­ко­ми­дии в 304 го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/849

☦️
Мученики Дави́д и Константин.
Свя­тые му­че­ни­ки Да­вид и Кон­стан­тин, кня­зья Арагвет­ские, с дет­ства вос­пи­тан­ные в пра­во­слав­ной ве­ре, бы­ли не толь­ко до­стой­ны­ми пра­ви­те­ля­ми и му­же­ствен­ны­ми во­е­на­чаль­ни­ка­ми, но и бла­го­че­сти­вы­ми хри­сти­а­на­ми. Храб­ро за­щи­ща­ли свя­тые бра­тья Гру­зию от му­суль­ман­ских за­во­е­ва­те­лей. Но си­лы бы­ли нерав­ны­ми. Араб­ский во­е­на­чаль­ник Мур­ван-Аб­ду­ла-Ка­сим, за­хва­тив бра­тьев-кня­зей в плен, пы­тал­ся льсти­вы­ми обе­ща­ни­я­ми скло­нить их к при­ня­тию му­суль­ман­ства. Но они твер­до ис­по­ве­да­ли Хри­ста. То­гда Мур­ван-Кру («кру» – глу­хой) с по­мо­щью ча­ро­де­ев хо­тел до­бить­ся от­ре­че­ния их от пра­во­слав­ной ве­ры. Но свя­тые бра­тья Да­вид и Кон­стан­тин все ухищ­ре­ния язы­че­ско­го су­е­муд­рия пре­одо­ле­ли мо­лит­вой. Ви­дя непре­клон­ность свя­тых ис­по­вед­ни­ков, ма­го­ме­та­нин при­ка­зал под­верг­нуть их же­сто­ким му­че­ни­ям, а за­тем уто­пить в ре­ке Ри­о­ни (в 740 го­ду). Ре­ка вы­нес­ла те­ла бра­тьев, осве­щен­ные тре­мя стол­па­ми све­та. Хри­сти­ане взя­ли те­ла свя­тых му­че­ни­ков из ре­ки и по­греб­ли в пе­ще­ре го­ры Цхал­ци­те­ли в го­ро­де Ку­та­и­си.
В XII ве­ке, во вре­мя охо­ты ца­ря Баг­ра­та Ве­ли­ко­го (1072–1117), нетлен­ные мо­щи свя­тых бра­тьев бы­ли об­ре­те­ны в пе­ще­ре, оси­ян­ной све­том. Царь вы­стро­ил в их честь цер­ковь Му­че­ни­ков (Мо­ца­ме­ти) и ос­но­вал Мо­ца­мет­ский мо­на­стырь. Мо­щи свя­тых бра­тьев про­сла­ви­лись мно­го­чис­лен­ны­ми ис­це­ле­ни­я­ми.

☦️
Блаженный Андре́й Константинопольский, Христа ради юродивый.
Бла­жен­ный Ан­дрей, Хри­ста ра­ди юро­ди­вый, был сла­вя­нин и жил в Х ве­ке в Кон­стан­ти­но­по­ле. С юных лет он по­лю­бил храм Бо­жий и Свя­щен­ные кни­ги. Од­на­жды в сон­ном ви­де­нии бла­жен­ный уви­дел два вой­ска. В од­ном бы­ли му­жи в свет­лых одеж­дах, в дру­гом – чер­ные и страш­ные бе­сы. Ан­гел Бо­жий, ко­то­рый дер­жал в ру­ке чу­дес­ные вен­цы, ска­зал Ан­дрею, что вен­цы эти – не укра­ше­ние зем­но­го ми­ра, а небес­ное со­кро­ви­ще, ко­то­рым Гос­подь на­граж­да­ет Сво­их во­и­нов, по­беж­да­ю­щих чер­ные пол­чи­ща. «Иди на доб­рый по­двиг, – ска­зал Ан­гел Ан­дрею, – будь юро­див ра­ди Ме­ня и мно­го по­лу­чишь в день Цар­ства Мо­е­го». По­нял бла­жен­ный, что Сам Гос­подь при­зы­ва­ет его на по­двиг. С это­го вре­ме­ни Ан­дрей на­чал хо­дить по ули­цам го­ро­да в ру­би­ще, как буд­то ра­зум его по­му­тил­ся. Мно­гие го­ды тер­пел свя­той на­смеш­ки, оскорб­ле­ния. Бла­го­душ­но сно­сил он по­бои, го­лод и жаж­ду, сту­жу и зной, про­ся ми­ло­сты­ню и от­да­вая ее дру­гим ни­щим. За свое ве­ли­кое тер­пе­ние и сми­ре­ние свя­той по­лу­чил от Гос­по­да дар про­ро­че­ства и про­зор­ли­во­сти, спас мно­гих от ду­шев­ной по­ги­бе­ли и об­ли­чил мно­гих нече­стив­цев.
Во вре­мя мо­лит­вы во Влахерн­ском хра­ме свя­той Ан­дрей спо­до­бил­ся узреть Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу, по­кры­ва­ю­щую мо­ля­щих­ся Сво­им омо­фо­ром. Скон­чал­ся бла­жен­ный Ан­дрей в 936 го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/850

☦️
Благоверная княгиня А́нна Кашинская, Тверская схимонахиня.
Свя­тая бла­го­вер­ная ве­ли­кая кня­ги­ня Ан­на – дочь Ро­стов­ско­го кня­зя Ди­мит­рия Бо­ри­со­ви­ча, пра­внуч­ка свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Ва­си­лия Ро­стов­ско­го, при­няв­ше­го му­че­ни­че­скую смерть за от­каз из­ме­нить свя­той пра­во­слав­ной ве­ре. По­бра­ти­мом де­да бла­го­вер­ной Ан­ны был свя­той Петр, ца­ре­вич Ор­дын­ский, кре­ще­ный та­та­рин, ка­но­ни­зи­ро­ван­ный Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью. В 1294 го­ду бла­го­вер­ная княж­на Ан­на всту­пи­ла в брак с кня­зем Ми­ха­и­лом Твер­ским.
Мно­го скор­бей вы­па­ло на до­лю свя­той Ан­ны. В 1294 го­ду скон­чал­ся ее отец. В 1296 го­ду сго­рел до­тла ве­ли­ко­кня­же­ский те­рем со всем иму­ще­ством. Вско­ре по­сле это­го силь­но за­бо­лел мо­ло­дой князь. Во мла­ден­че­стве умер пер­ве­нец ве­ли­ко­кня­же­ской че­ты – дочь Фе­о­до­ра. В 1317 го­ду на­ча­лась тра­ги­че­ская борь­ба с кня­зем Юри­ем Мос­ков­ским. В 1318 го­ду бла­го­вер­ная кня­ги­ня про­ща­ет­ся на­веч­но со сво­им су­пру­гом, уез­жа­ю­щим в Ор­ду, где он был звер­ски за­му­чен. В 1325 го­ду стар­ший сын ее, Ди­мит­рий Гроз­ные Очи, встре­тив в Ор­де кня­зя Юрия Мос­ков­ско­го – ви­нов­ни­ка смер­ти от­ца, убил его, за что был каз­нен ха­ном. Год спу­стя жи­те­ли Тве­ри пе­ре­би­ли всех та­тар во гла­ве с дво­ю­род­ным бра­том ха­на Уз­бе­ка. По­сле это­го сти­хий­но­го вос­ста­ния вся твер­ская зем­ля бы­ла опу­сто­ше­на ог­нем и ме­чом, жи­те­ли ис­треб­ле­ны или угна­ны в плен. Та­ко­го по­гро­ма Твер­ское кня­же­ство не ис­пы­ты­ва­ло ни­ко­гда. В 1339 го­ду в Ор­де по­ги­ба­ют ее вто­рой сын Алек­сандр и внук Фе­о­дор: им от­ру­би­ли го­ло­вы и те­ла их раз­ня­ли по су­ста­вам.
Бла­го­вер­ная ве­ли­кая кня­ги­ня бы­ла при­уго­тов­ле­на к мо­на­ше­ству всей сво­ей преды­ду­щей жиз­нью. По кон­чине му­жа ис­пы­та­ния сле­до­ва­ли од­но за дру­гим и, ка­за­лось, их невоз­мож­но пе­ре­жить, не пре­дав­шись от­ча­я­нию, од­на­ко Ан­на вы­нес­ла все. «В жен­ском есте­стве му­же­скую кре­пость име­ла еси…» – так убла­жа­ет Цер­ковь свя­тую Ан­ну Ка­шин­скую за ее ду­шев­ную стой­кость. Вско­ре по­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны сы­на и вну­ка Ан­на при­ня­ла мо­на­ше­ство сна­ча­ла в Тве­ри, а за­тем по прось­бе млад­ше­го сы­на Ва­си­лия пе­ре­бра­лась в спе­ци­аль­но вы­стро­ен­ный для нее мо­на­стырь. Здесь она и пре­ста­ви­лась в 1368 го­ду в схи­ме, те­ло ее бы­ло по­гре­бе­но в Успен­ском мо­на­стыр­ском хра­ме.
Имя бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны с те­че­ни­ем вре­ме­ни бы­ло за­бы­то до то­го, что к гроб­ни­це ее от­но­си­лись непо­чти­тель­но, и толь­ко в 1611 го­ду вслед­ствие яв­ле­ния ее бла­го­че­сти­во­му кли­ри­ку про­бу­ди­лось в жи­те­лях го­ро­да Ка­ши­на осо­бое бла­го­го­ве­ние к сво­ей небес­ной по­кро­ви­тель­ни­це, неви­ди­мо за­щи­щав­шей их от вра­гов и спа­сав­шей их го­род от ра­зо­ре­ния. Слух о чу­де­сах от мо­щей бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны до­шел до бла­го­че­сти­во­го ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча и свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Ни­ко­на, и на Мос­ков­ском Со­бо­ре 1649 го­да по­ста­нов­ле­но бы­ло от­крыть мо­щи кня­ги­ни Ан­ны. Пе­ре­не­се­ние мо­щей бла­го­вер­ной Ан­ны Ка­шин­ской со­сто­я­лось 12 июня 1650 го­да. За всю ис­то­рию Рус­ской Церк­ви до на­ших дней ни од­на свя­тая не удо­сто­и­лась столь бли­ста­тель­но­го и пыш­но­го тор­же­ства.
Од­на­ко вско­ре свя­тая бла­го­вер­ная Ан­на Ка­шин­ская неожи­дан­но ста­но­вит­ся сим­во­лом рас­коль­ни­ков, и пат­ри­арх Иоаким в 1677 го­ду уни­что­жа­ет ка­но­ни­за­цию свя­той, за­пре­ща­ет по­кло­не­ние свя­тым мо­щам Ан­ны Ка­шин­ской. Это необы­чай­ное со­бы­тие – един­ствен­ное в ис­то­рии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.
Хо­тя цер­ков­ная раз­вен­чан­ность бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны дли­лась 230 лет, бла­го­дар­ная на­род­ная па­мять хра­ни­ла креп­кую ве­ру в пред­ста­тель­ство пред Гос­по­дом сво­ей небес­ной по­кро­ви­тель­ни­цы. Пе­ред вступ­ле­ни­ем в брак, на служ­бу, пе­ред по­стри­гом, пе­ред на­ча­лом учеб­ных за­ня­тии, при­ни­мая ка­кое-ни­будь се­рьез­ное ре­ше­ние, не го­во­ря уже о вся­ких бе­дах, бо­лез­нях и скор­бях, ве­ру­ю­щие шли мо­лить­ся ко гро­бу бла­го­вер­ной Ан­ны.
В 1908 го­ду по­чи­та­ние бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны бы­ло вос­ста­нов­ле­но, и уже в 1909 го­ду в го­ро­де Гроз­ном в об­ла­сти Тер­ско­го ка­за­че­ства воз­ник­ла жен­ская об­щи­на в честь свя­той бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны Ка­шин­ской. В 1910 го­ду был освя­щен храм во имя свя­той Ан­ны Ка­шин­ской в Пе­тер­бур­ге.
В тре­вож­ные го­ды вой­ны и ре­во­лю­ции об­раз бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны стал рус­ским лю­дям да­же бли­же и по­нят­нее. Вспо­ми­на­лось, что бла­го­вер­ная Ан­на то­же про­во­жав му­жа и сы­но­вей в ту опас­ную неиз­вест­ность, от­ку­да ча­сто не воз­вра­ща­ют­ся, хо­ро­ни­ла и опла­ки­ва­ла их, то­же при­нуж­де­на бы­ла бе­жать и скры­вать­ся, в то вре­мя как вра­ги гро­ми­ли и жгли ее зем­лю.

☦️
Преподобный Кассиа́н грек, Угличский.
Пре­по­доб­ный Кас­си­ан Грек, Уг­лич­ский чу­до­тво­рец, в ми­ру Кон­стан­тин, был по­том­ком гре­че­ских кня­зей Ман­гуп­ских (Ма­нук­ских). Кон­стан­тин по­лу­чил зна­чи­тель­ное, по сво­е­му вре­ме­ни, об­ра­зо­ва­ние. В Моск­ву из Кон­стан­ти­но­по­ля он при­был в 1478 го­ду в со­ста­ве по­соль­ства, со­про­вож­дав­ше­го ца­рев­ну Со­фию – неве­сту ве­ли­ко­го кня­зя мос­ков­ско­го Иоан­на III Ва­си­лье­ви­ча, ко­то­рая до­во­ди­лась пле­мян­ни­цей гре­че­ским ца­рям Иоан­ну и Кон­стан­ти­ну Па­лео­ло­гам. Он изъ­явил же­ла­ние остать­ся в Рос­сии. Ве­ли­кий князь пред­ла­гал ему «го­ро­да и об­ла­сти в про­корм­ле­ние и зем­ли в об­дер­жа­ние», но он сми­рен­но ока­зал­ся от это­го, ибо су­е­та при­двор­ной жиз­ни тя­го­ти­ла его серд­це, ис­кав­шее уеди­не­ния и ино­че­ско­го слу­же­ния Бо­гу. С раз­ре­ше­ния ве­ли­ко­го кня­зя Иоан­на III он отра­вил­ся в Ро­стов Ве­ли­кий, где пер­вое вре­мя на­хо­дил­ся при ар­хи­епи­ско­пе Иоаса­фе (Обо­лен­ском). Ко­гда же ар­хи­епи­скоп ре­шил оста­вить свою ка­фед­ру и по­се­лить­ся в Фе­ра­пон­то­вом Бе­ло­зер­ском мо­на­сты­ре, в ко­то­ром при­нял ра­нее мо­на­ше­ский по­стриг, то князь Кон­стан­тин с ра­до­стью по­сле­до­вал за ним. Здесь гре­че­ский князь по­лу­чил воз­мож­ность для мо­лит­вен­но­го уеди­не­ния и жиз­ни в бо­го­мыс­лии и чте­нии Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Мо­на­ше­ство он при­нял по­сле чу­дес­но­го ноч­но­го ви­де­ния, в ко­то­ром быв­ший игу­мен оби­те­ли Мар­ти­ни­ан (по дру­гим ис­точ­ни­кам – пре­по­доб­ный Фе­ра­понт) по­веле­вал ему по­стричь­ся. И вско­ре князь Кон­стан­тин был удо­сто­ен ино­че­ско­го об­ра­за с на­ре­че­ни­ем име­ни Кас­си­ан.
Слу­чи­лось ему од­на­жды с неко­то­ры­ми из бра­тии вый­ти из оби­те­ли и плыть по Вол­ге к го­ро­ду Уг­ли­чу. Не до­хо­дя до него за 15 верст, по­лю­би­лось ему жи­во­пис­ное ме­сто на бе­ре­гу Вол­ги, непо­да­ле­ку от впа­де­ния в нее реч­ки Уч­мы. Там во­дру­зил он крест и по­ста­вил се­бе хи­жи­ну.
Сла­ва о пре­по­доб­ном ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лась, и «на­ча­ли мно­зи лю­ди при­хо­ди­ти бла­го­сло­ве­ния ра­ди и ви­де­ти пу­стын­но­люб­ное жи­тель­ство и бе­се­до­ва­ти с ним». Свя­той Кас­си­ан, всех при­ни­мая с лю­бо­вью, на­став­лял на путь спа­се­ния «ти­хи­ми сло­ве­сы».
С раз­ре­ше­ния кня­зя Ан­дрея он ос­но­вал здесь ино­че­скую оби­тель в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Вме­сте с несколь­ки­ми мо­на­ха­ми, при­шед­ши­ми с ним из Фе­ра­пон­то­ва мо­на­сты­ря, он по­стро­ил в этом ме­сте Успен­ский храм, по­ло­жив­ший на­ча­ло Учем­ской оби­те­ли.
Впо­след­ствии во вре­мя силь­но­го па­вод­ка, ко­гда Вол­га вы­шла из бе­ре­гов, храм по­лу­чил зна­чи­тель­ные по­вре­жде­ния. То­гда пре­по­доб­но­му Кас­си­а­ну на по­мощь вновь при­шел князь уг­лич­ский Ан­дрей, с ко­то­рым пре­по­доб­но­го свя­зы­ва­ла не толь­ко лич­ная друж­ба, но и узы ду­хов­но­го род­ства, ибо он был вос­при­ем­ни­ком кня­же­ско­го сы­на Ди­мит­рия. Мо­на­стырь с хра­мом бы­ли пе­ре­не­се­ны на дру­гое ме­сто, непо­да­ле­ку от преж­не­го, но бо­лее без­опас­ное. Но­вый храм был освя­щен во имя свя­то­го про­ро­ка Иоан­на Пред­те­чи и стал при­ход­ским для близ­ле­жа­щих се­ле­ний. Пре­по­доб­ный Кас­си­ан в те­че­ние дол­го­го вре­ме­ни под­ви­зал­ся в ос­но­ван­ной им оби­те­ли. С ми­ром ото­шел ко Гос­по­ду пре­по­доб­ный Кас­си­ан в глу­бо­кой ста­ро­сти 2 ок­тяб­ря 1504 го­да. Свя­тые мо­щи его бы­ли по­гре­бе­ны в том же мо­на­сты­ре. По­сле сво­ей бла­жен­ной кон­чи­ны пре­по­доб­ный Кас­си­ан был про­слав­лен мно­го­чис­лен­ны­ми чу­де­са­ми, о чем сви­де­тель­ству­ют за­пи­си Уг­лич­ской ле­то­пи­си, в част­но­сти, за­щи­та им сво­ей оби­те­ли от поль­ских во­и­нов в 1609–1611 гг. Служ­ба пре­по­доб­но­му Кас­си­а­ну на­пи­са­на и пе­ре­да­на в дар оби­те­ли 17 мая 1686 го­да бла­го­че­сти­вым сы­ном мос­ков­ско­го свя­щен­ни­ка Ми­ха­и­лом Пиме­но­вым, о чем со­об­ща­ет­ся в ру­ко­пи­си, со­хра­нив­шей­ся в Уг­ли­че.
Чу­дес­ным об­ра­зом бы­ла на­пи­са­на ико­на бла­жен­но­го Кас­си­а­на. Некто иерей Си­ме­он, ху­до­же­ством жи­во­пи­сец, дал обе­ща­ние на­пи­сать ее, но впал в тяж­кую бо­лезнь и до двух лет не мог ис­пол­нить сво­е­го обе­та. При­шел он на­ко­нец к игу­ме­ну Гер­мо­ге­ну и спра­ши­вал его: «Как на­чер­тать об­раз пре­по­доб­но­го?» Игу­мен дал ему хар­тию, на ко­то­рой на­пи­са­но бы­ло, как изо­бра­жать бла­жен­но­го Кас­си­а­на; раз­мыш­ляя о том, чтобы ис­пол­нить пред­при­ня­тое им де­ло, за­снул иерей и уви­дел во сне лик свя­то­го стар­ца, на­чер­тан­ный на при­го­тов­лен­ной им дос­ке; ему ка­за­лось, что и у од­ра его сто­ит инок, со­вер­шен­но по­доб­ный это­му об­ра­зу.
Яв­лял­ся и мно­гим дру­гим бла­жен­ный Кас­си­ан, не за­бы­вал же и сво­ей оби­те­ли, да­руя ей не толь­ко бла­га ду­хов­ные, но и вре­мен­ные, через то сви­де­тель­ствуя о непре­стан­ном сво­ем по­кро­ви­тель­стве со­бран­ной им бра­тии.
Па­мять пре­по­доб­но­го Кас­си­а­на празд­ну­ет­ся 2/15 ок­тяб­ря – день пре­став­ле­ния и 21 мая/3 июня – день те­зо­име­нит­ства.

☦️
Праведный Фео́дор Ушаков, воин.
«Жизнь – родине, душа – Богу» – эти слова как нельзя более полно характеризуют житие и деяния адмирала Российского флота Феодора Ушакова, прославленного ныне в лике святых.

Адми­рал рос­сий­ско­го фло­та Фе­о­дор Уша­ков ро­дил­ся 13 фев­ра­ля 1745 го­да в сель­це Бур­на­ко­во Ро­ма­нов­ско­го уез­да Яро­слав­ской про­вин­ции и про­ис­хо­дил из небо­га­то­го, но древ­не­го дво­рян­ско­го ро­да. Ро­ди­те­лей его зва­ли Фе­о­дор Иг­на­тье­вич и Па­рас­ке­ва Ни­ки­тич­на, и бы­ли они людь­ми бла­го­че­сти­вы­ми и глу­бо­ко ве­ру­ю­щи­ми.
В по­сле­пет­ров­ские вре­ме­на дво­рян­ских юно­шей обык­но­вен­но опре­де­ля­ли в гвар­дию, слу­жил в ней и отец бу­ду­ще­го адми­ра­ла Фе­о­дор Иг­на­тье­вич, и да­же при­шлось ему по­во­е­вать с тур­ка­ми в вой­ну 1735–1739 го­дов, но по­сле рож­де­ния тре­тье­го сы­на Фе­о­до­ра он был уво­лен от служ­бы с по­жа­ло­ва­ни­ем сер­жант­ско­го чи­на лейб-гвар­дии Пре­об­ра­жен­ско­го пол­ка. Вер­нув­шись в род­ное сель­цо, он сме­нил цар­скую служ­бу на хо­зяй­ствен­ные хло­по­ты и вос­пи­та­ние де­тей.
День рож­де­ния бу­ду­ще­го адми­ра­ла Рос­сий­ско­го фло­та – 13 фев­ра­ля – при­хо­дит­ся меж­ду празд­но­ва­ни­ем па­мя­ти двух во­и­нов-ве­ли­ко­му­че­ни­ков: Фе­о­до­ра Стра­ти­ла­та и Фе­о­до­ра Ти­ро­на (па­мять 8 и 17 фев­ра­ля), – а вся жизнь рос­сий­ско­го фло­то­вод­ца, от мла­ден­че­ства до дня кон­чи­ны, про­шла под бла­го­твор­ным вли­я­ни­ем его род­но­го дя­ди, пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра Са­нак­сар­ско­го – ве­ли­ко­го во­и­на в ду­хов­ной бра­ни. Пре­по­доб­ный Фе­о­дор ро­дил­ся и вы­рос в том же сель­це Бур­на­ко­во, от­сю­да ушел в юно­сти слу­жить в сто­лич­ную гвар­дию, но за­тем, стре­мясь ду­шою к ино­му слу­же­нию, же­лая стя­жать зва­ние во­и­на Ца­ря Небес­но­го, бе­жал из сто­ли­цы в пу­стын­ные двин­ские ле­са, чтобы од­но­му Бо­гу ра­бо­тать, укреп­ля­ясь в по­дви­ге по­ста и мо­лит­вы; был сыс­кан, до­став­лен к им­пе­ра­три­це, ко­то­рая, вняв Про­мыс­лу Бо­жи­е­му о мо­ло­дом по­движ­ни­ке, бла­го­во­ли­ла оста­вить его в Алек­сан­дро-Нев­ском мо­на­сты­ре, где он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг в 1748 го­ду, – и это ис­клю­чи­тель­ное для дво­рян­ско­го се­мей­ства Уша­ко­вых со­бы­тие, вку­пе с по­сле­ду­ю­щи­ми из­ве­сти­я­ми о его мо­на­ше­ском слу­же­нии Бо­гу, бы­ло по­сто­ян­ным пред­ме­том бе­сед сре­ди род­ствен­ни­ков и слу­жи­ло им на­зи­да­тель­ным при­ме­ром.
Боль­шое се­мей­ство Уша­ко­вых со­сто­я­ло в при­хо­де хра­ма Бо­го­яв­ле­ния-на-Ост­ро­ву, на­хо­див­ше­го­ся в трех вер­стах от Бур­на­ко­во на ле­вом бе­ре­гу Вол­ги. В этом хра­ме Фе­о­до­ра кре­сти­ли, здесь же бы­ла шко­ла для дво­рян­ских де­тей, где он обу­чал­ся гра­мо­те и сче­ту. Фе­о­дор Иг­на­тье­вич и Па­рас­ке­ва Ни­ки­тич­на, бу­дучи очень на­бож­ны, по­чи­та­ли глав­ным усло­ви­ем вос­пи­та­ния де­тей раз­ви­тие вы­со­ких ре­ли­ги­оз­ных чувств и стро­гой нрав­ствен­но­сти. Эти чув­ства, воз­буж­ден­ные при­ме­ра­ми се­мей­ства и осо­бен­но род­но­го дя­ди-мо­на­ха, глу­бо­ко за­пе­чат­ле­лись в серд­це воз­рас­тав­ше­го от­ро­ка, со­хра­ни­лись и ста­ли гос­под­ству­ю­щи­ми во всю его по­сле­ду­ю­щую жизнь. В глу­ши де­ре­вен­ско­го по­ме­стья бы­ло мно­го про­сто­ра для физи­че­ско­го раз­ви­тия; от­рок Фе­о­дор, об­ла­дая врож­ден­ным без­стра­ши­ем ха­рак­те­ра, неред­ко, в со­про­вож­де­нии та­ких же смель­ча­ков, от­ва­жи­вал­ся, как от­ме­ча­ют био­гра­фы, на по­дви­ги не по ле­там – так, на­при­мер, со ста­ро­стою де­рев­ни сво­ей он ха­жи­вал на мед­ве­дя. Эти ка­че­ства – без­стра­шие и пре­не­бре­же­ние опас­но­стью – так­же укре­пи­лись в ха­рак­те­ре Фе­о­до­ра. Скром­ный и уступ­чи­вый в обыч­ных усло­ви­ях, Фе­о­дор Уша­ков как бы пе­ре­рож­дал­ся в ми­ну­ты опас­но­сти и без стра­ха смот­рел ей пря­мо в ли­цо.
В воз­расте шест­на­дца­ти лет Фе­о­дор был пред­став­лен в ге­рольд­мей­стер­скую кон­то­ру для смот­ра, где и по­ка­зал, что «рос­сий­ской гра­мо­те и пи­сать обу­чен… же­ла­ет-де он, Фе­о­дор, в Мор­ской ка­дет­ский кор­пус в ка­де­ты».
Мор­ской ка­дет­ский кор­пус рас­по­ла­гал­ся в Санкт-Пе­тер­бур­ге, на уг­лу на­бе­реж­ной Боль­шой Невы и 12-й ли­нии Ва­си­льев­ско­го ост­ро­ва. В фев­ра­ле 1761 го­да ту­да был за­чис­лен Фе­о­дор Уша­ков, но дя­ди сво­е­го в Алек­сан­дро-Нев­ском мо­на­сты­ре уже не за­стал – мо­нах Фе­о­дор был в Са­нак­са­ре, на бе­ре­гу Мок­ши, в Там­бов­ской про­вин­ции.

С Божией помощью, благодаря покровительству Небесных Сил, адмирал Ушаков провел сорок кампаний, в которых не только не потерпел ни одного поражения и не потерял ни одного корабля, но и построил множество новых, став реформатором русского флота и прочно укрепив его позиции на Средиземноморье, утвердив славу России как великой морской державы. Ни один из его матросов не попал в плен к неприятелю.
Будучи сторонником суворовской школы воспитания защитников отечества, он имел глубоко христианскую натуру, проявившуюся во всех направлениях его деятельности: военной, дипломатической, благотворительной. Русский народ знал: где Ушаков – там победа. Как и генералиссимус Суворов, Ушаков стал символом непобедимой мощи русского воинства.
19 декабря 1806 года адмиралом Ф. Ушаковым было подано прошение об отставке. В 1810 году он переехал в деревню Алексеевку неподалеку от Санаксарского монастыря. Будучи племянником знаменитого санаксарского старца Феодора, адмирал последние годы жизни провел вдали от столицы, занимаясь благотворительностью и помогая обездоленным. Адмирал Ушаков был частым богомольцем в Санаксарском монастыре, подолгу оставался в нем, неукоснительно посещая все монастырские богослужения.
После начала в 1812 году Отечественной войны, Ф. Ушаков совместно с темниковским протоиереем Асинкритом Ивановым устроил госпиталь для раненых, пожертвовал средства на содержание 1-го Тамбовского пехотного полка.
2/15 октября 1817 года последовала блаженная кончина адмирала Ф. Ушакова. По завещанию Феодор Феодорович был погребен «по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора».
4–5 августа 2001 года в Санаксарском Рождества Богородицы монастыре Саранской епархии состоялись торжества, посвященные канонизации святого праведного воина Феодора (Ушакова), адмирала Российского флота. Впервые в истории христианства в лике святых прославлен флотоводец.
На иконе новопрославленный святой изображен со свитком, на котором начертаны знаменательные слова: «Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся ко славе России».

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-feodor-ushakov-voin

☦️
Мученица Александра Булгакова.
Му­че­ни­ца Алек­сандра Иоаки­мов­на Бул­га­ко­ва ро­ди­лась в 1886 го­ду в де­ревне Коб­ло­ват­ка Коз­лов­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. Она бы­ла че­ло­ве­ком ре­ли­ги­оз­ным, ча­сто по­се­ща­ла свя­тые ме­ста и тех мно­гих свя­щен­ни­ков, ко­то­рых зна­ла; три го­да она про­жи­ла в мо­на­сты­ре. Всю се­бя по­свя­тив Бо­гу, она ста­ра­лась и с неве­ру­ю­щи­ми людь­ми со­хра­нять мир­ные от­но­ше­ния. По­сле то­го как в 1936 го­ду бы­ла при­ня­та кон­сти­ту­ция и всех ста­ли при­гла­шать на вы­бо­ры, она по­шла вме­сте со все­ми. По воз­ра­ще­нии до­мой у нее опух­ли но­ги и от­кры­лись на но­гах яз­вы; Алек­сандра свя­за­ла на­чав­шу­ю­ся бо­лезнь с этим по­ступ­ком и ре­ши­ла, что нет ей бла­го­сло­ве­ния из­би­рать власть без­бож­ни­ков – хо­ди или не хо­ди она на вы­бо­ры пред­ста­ви­те­лей вла­сти, ко­то­рой она не со­чув­ству­ет и не мо­жет со­чув­ство­вать, по­то­му что та ста­вит сво­ей це­лью раз­ру­ше­ние хра­мов и ис­треб­ле­ние в ду­шах лю­дей все­го свя­то­го, а пе­ре­ме­нить ее не мо­жет.
По­до­шли оче­ред­ные вы­бо­ры, и в июне 1938 го­да один из аги­та­то­ров, в ве­де­ние ко­то­ро­го вхо­дил дом по Боль­шо­му Чер­кас­ско­му пе­ре­ул­ку, в ко­то­ром жи­ла Алек­сандра, при­нес ей от­крыт­ку с при­гла­ше­ни­ем прий­ти на из­би­ра­тель­ный уча­сток. Но она ее да­же не ста­ла чи­тать, а тут же в при­сут­ствии аги­та­то­ра и со­сед­ки по квар­ти­ре разо­рва­ла, не же­лая иметь с без­бож­ни­ка­ми ни­че­го об­ще­го.
В са­мый день вы­бо­ров, 26 июня 1938 го­да, аги­та­тор со­об­щил чле­нам из­би­ра­тель­ной ко­мис­сии, что Бул­га­ко­ва от­ка­за­лась ид­ти на вы­бо­ры и разо­рва­ла при­гла­ше­ние. Чле­ны ко­мис­сии, по­со­ве­щав­шись, ре­ши­ли пой­ти к ней до­мой, чтобы сно­ва при­гла­сить в из­би­ра­тель­ной уча­сток, а ес­ли она боль­на, то до­вез­ти на ма­шине. Вой­дя в квар­ти­ру, они по­до­шли к ее две­ри и ста­ли сту­чать. Не от­кры­вая, Алек­сандра спро­си­ла, кто они и за­чем при­шли. Аги­та­тор от­ве­тил, что они при­шли при­гла­сить ее на вы­бо­ры. То­гда она от­кры­ла дверь и, вый­дя к ним с ико­ной в ру­ках, ста­ла чи­тать мо­лит­вы и в част­но­сти мо­лит­ву «Да вос­креснет Бог». Ко­гда она за­кон­чи­ла мо­лить­ся, упол­но­мо­чен­ный по из­би­ра­тель­но­му участ­ку стал ее уго­ва­ри­вать, чтобы она шла го­ло­со­вать, но на это она твер­до им за­яви­ла: «Я не пой­ду, я ве­рую в Бо­га, а ко­гда я хо­ди­ла в пер­вый раз, то по­сле го­ло­со­ва­ния у ме­ня опух­ли но­ги и от­кры­лись на но­гах яз­вы – так на­ка­зал ме­ня Гос­подь за то, что я Ему из­ме­ни­ла. Я не с ва­ми, я с Бо­гом, я про­тив вас, и го­ло­со­вать я не пой­ду, по­то­му что там все лю­ди чу­жие».
Три чет­вер­ти ча­са пред­ста­ви­те­ли вла­стей пы­та­лись уго­во­рить Алек­сан­дру участ­во­вать в вы­бо­рах, но она не со­гла­ша­лась, а ко­гда уго­во­ры ей на­до­е­ли, то еще раз за­яви­ла, что она не с ни­ми, а про­тив них и спро­си­ла при­шед­ших: «Ска­жи­те, го­су­дар­ство мож­но пе­ре­ме­нить или нет?!» При­шед­шие не по­ня­ли, к че­му она это го­во­рит, и ста­ли го­ря­чо ее уве­рять, что го­су­дар­ство, за­во­е­ван­ное кро­вью ра­бо­чих и кре­стьян, они ни­ко­му не от­да­дут. За­тем они ста­ли ее рас­спра­ши­вать, не бо­лят ли у нее но­ги, пред­ла­га­ли при­слать ма­ши­ну, на что Алек­сандра в оче­ред­ной раз по­вто­ри­ла: «Я вполне здо­ро­ва, ма­ши­на мне не нуж­на, и го­ло­со­вать я не бу­ду».
Чле­ны из­би­ра­тель­ной ко­мис­сии ушли ни с чем, но в тот же день упол­но­мо­чен­ный по из­би­ра­тель­но­му участ­ку со­об­щил обо всем про­ис­шед­шем пред­ста­ви­те­лю рай­он­но­го ко­ми­те­та ВКП(б), по­мощ­ни­ку пред­се­да­те­ля рай­он­но­го со­ве­та и за­ме­сти­те­лю пред­се­да­те­ля рай­он­но­го со­ве­та и от­пра­вил до­клад­ную за­пис­ку опер­упол­но­мо­чен­но­му рай­он­но­го от­де­ле­ния УНКВД, ко­то­рый 28 июня рас­по­ря­дил­ся вы­звать и до­про­сить сви­де­те­лей, чтобы за­тем аре­сто­вать Алек­сан­дру.
1 и 4 июля чле­ны из­би­ра­тель­ной ко­мис­сии бы­ли до­про­ше­ны; они за­яви­ли, что Алек­сандра Бул­га­ко­ва слы­вет мо­наш­кой, очень ре­ли­ги­оз­на и вы­пол­ня­ет все цер­ков­ные об­ря­ды.
10 июля бы­ла до­про­ше­на со­сед­ка Алек­сан­дры, ко­то­рая на все во­про­сы сле­до­ва­те­ля так­же от­ве­ти­ла, что Алек­сандра че­ло­век ре­ли­ги­оз­ный, ве­дет за­мкну­тый об­раз жиз­ни и ни с кем, кто ей из­ве­стен, и с со­се­дя­ми не со­об­ща­ет­ся.
По­сле это­го 13 июля бы­ла вы­пи­са­на справ­ка на арест Алек­сан­дры, 26-го – дан на арест раз­ре­ше­ние, а 27-го – вы­пи­сан и са­мый ор­дер, срок дей­ствия ко­то­ро­го ис­те­кал 30 июля. Но, по-ви­ди­мо­му, по­сле все­го про­ис­шед­ше­го Алек­сандра уеха­ла, и со­труд­ни­ки УНКВД аре­сто­ва­ли ее толь­ко 2 сен­тяб­ря.
По­сле аре­ста сра­зу же на­ча­лись до­про­сы, но Алек­сандра, дав от­ве­ты на во­про­сы ан­ке­ты, от­ка­за­лась да­вать да­лее ка­кие бы то ни бы­ло по­ка­за­ния. Сле­до­ва­те­ли в те­че­ние несколь­ких дней при­нуж­да­ли ее от­ве­тить на ин­те­ре­су­ю­щие их во­про­сы, но не смог­ли ни­че­го до­бить­ся, и 10 сен­тяб­ря вы­нуж­де­ны бы­ли со­ста­вить акт, что «об­ви­ня­е­мая Бул­га­ко­ва Алек­сандра Аки­мов­на ка­те­го­ри­че­ски от­ка­за­лась от да­чи по­ка­за­ний след­ствию». Сле­до­ва­те­ли и по­сле это­го про­дол­жа­ли уси­лен­но ее до­пра­ши­вать, но 14 сен­тяб­ря все же вы­нуж­де­ны бы­ли со­ста­вить сле­ду­ю­щий акт об от­ка­зе ее да­вать по­ка­за­ния.
До­про­сы про­дол­жа­лись до 27 сен­тяб­ря, ко­гда сле­до­ва­те­ли со­ста­ви­ли оче­ред­ной акт об от­ка­зе аре­сто­ван­ной да­вать по­ка­за­ния. Несмот­ря на дав­ле­ние на нее сле­до­ва­те­лей и тяж­кие усло­вия за­клю­че­ния, Алек­сандра оста­лась твер­дой в сво­ей по­зи­ции, и сле­до­ва­тель
28 сен­тяб­ря рас­по­ря­дил­ся от­пра­вить ее в боль­ни­цу Та­ган­ской тюрь­мы и вспом­нил о ней толь­ко 5 ян­ва­ря 1939 го­да, ко­гда по­до­шел к кон­цу срок, от­ве­ден­ный за­ко­ном для след­ствия. То­гда он ис­про­сил у на­чаль­ни­ка УНКВД по Мос­ков­ской об­ла­сти раз­ре­ше­ние на про­дле­ние след­ствия до 20 мар­та 1939 го­да Раз­ре­ше­ние это ему бы­ло да­но, од­на­ко след­ствие уже не мог­ло быть про­дол­же­но.
Му­че­ни­ца Алек­сандра Бул­га­ко­ва скон­ча­лась от го­ло­да в боль­ни­це Та­ган­ской тюрь­мы око­ло пя­ти ча­сов ве­че­ра 15 ок­тяб­ря 1938 го­да и бы­ла по­гре­бе­на в без­вест­ной мо­ги­ле.
Па­мять му­че­ни­цы Алек­сан­дры со­вер­ша­ет­ся 2(15) ок­тяб­ря и в день празд­но­ва­ния Со­бо­ра но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских.


Жития
Писание