⏳ 2023.10.09 (пн)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 19я по Пятидесятнице (глас 1й)
• понедельник

☀️ неподвижный годовой круг:
9 октября (26 сентября)
• прав. Гедео́на, судии Израильского (XII до РХ)
• ап. Иоанна Богослова (начало II)
• прп. Ефре́ма Перекомского, Новгородского (1492)
• блгв. кн. Нягу Басарабского (1521)
• сщмчч. Афанасия (Докукина), Александра (Левитского), Димитрия (Розанова), мчч. Иоанна (Золотова), Николая (Гусева) (1937)
• сщмч. Владимира (Вятского) (1939)
• свт. Тихона (Белавина) Московского (прославление 1989) 📚


☦️
Праведный Гедео́н, судия Израильский.
Ис­то­рия ев­рей­ско­го на­ро­да пол­на при­ме­ров то­го, как он за­бы­вал Бо­га и впа­дал в язы­че­ство: по­кло­нял­ся идо­лам, пре­да­вал­ся по­ро­кам. За это Бог не раз ли­шал из­ра­иль­тян Сво­ей по­мо­щи и пре­да­вал во власть со­сед­них язы­че­ских на­ро­дов. Бед­ствия вра­зум­ля­ли ев­ре­ев, и они воз­вра­ща­лись к ис­тине. По­ка­яв­шим­ся из­ра­иль­тя­нам Гос­подь по­сы­лал из­ба­ви­те­лей. Их на­зы­ва­ли су­дья­ми. Они вер­ши­ли суд Бо­жий на зем­ле – по­ра­жа­ли нече­сти­вых языч­ни­ков, осво­бож­да­ли из­ра­иль­тян от вра­гов и управ­ля­ли ими. Все­го у ев­ре­ев бы­ло че­тыр­на­дцать су­дей.
По­сле смер­ти Иису­са На­ви­на из­ра­иль­тяне очень ско­ро впа­ли в идо­ло­по­клон­ство, и Гос­подь от­дал их под власть ма­ди­а­ни­тян. Семь лет они угне­та­ли на­род. Толь­ко, бы­ва­ло, у из­ра­иль­тян кон­чит­ся сев, как на­гря­нут ма­ди­а­ни­тяне, а с ни­ми – ама­ли­ки­тяне и во­сточ­ные пле­ме­на. Ста­нут они ла­ге­рем на зем­ле из­ра­иль­тян – и уни­что­жат уро­жай по всей стране, не остав­ляя ев­ре­ям ни еды, ни овец, ни бы­ков, ни ослов. Вра­ги при­хо­ди­ли со сво­и­ми ста­да­ми, со сво­и­ми се­мья­ми – мно­го­чис­лен­ные, слов­но са­ран­ча. Вко­нец ра­зо­рён­ные на­бе­га­ми, из­ра­иль­тяне ста­ли про­сить за­щи­ты у Бо­га.
Ми­ло­серд­ный Гос­подь по­слал им из­ба­ви­те­ля в ли­це Ге­део­на – млад­ше­го сы­на Иоаса из ро­да Ма­нас­сии. Он жил в го­ро­де Оф­ре в Па­ле­стине. Од­на­жды Ге­де­он об­мо­ла­чи­вал пше­ни­цу в да­вильне для ви­но­гра­да. Ра­бо­тал в яме украд­кой и то­роп­ли­во, чтобы не за­ме­ти­ли вра­ги. Тут пред­стал Ге­део­ну Ан­гел Гос­по­день. Он по­ве­лел ему со­брать вой­ско и вы­сту­пить про­тив непри­я­те­ля.
Из­бран­ный Бо­гом для спа­се­ния сво­е­го на­ро­да от ма­ди­а­нит­ско­го ига, Ге­де­он на­чал де­ло из­бав­ле­ния с ис­ко­ре­не­ния идо­ло­по­клон­ства. Но­вый су­дья раз­ру­шил жерт­вен­ник Ва­а­ла и сру­бил идол Аше­ры, на­хо­див­ший­ся близ до­ма его от­ца. На этом ме­сте он по­ста­вил жерт­вен­ник ис­тин­но­му Бо­гу и в честь Него на ко­ст­ре, сде­лан­ном из де­ре­ва Аше­ры, при­нёс во все­со­жже­ние се­ми­лет­не­го бы­ка.
Жи­те­ли Оф­ры воз­му­ти­лись по­ступ­ком Ге­део­на. Они усмат­ри­ва­ли оскорб­ле­ние по­чи­та­е­мой ими свя­ты­ни и на­ме­ре­ва­лись по­бить су­дью кам­ня­ми. Отец Ге­део­на, быв­ший у них жре­цом, уго­во­рил жи­те­лей не де­лать это­го: «Вам ли за­щи­щать Ва­а­ла? Вам ли за него за­сту­пать­ся? Ес­ли Ва­ал бог, то пусть сам по­бо­рет­ся, ко­гда раз­ру­ша­ют его жерт­вен­ник!» На­род внял уве­ще­ва­нию Иоаса и оста­вил Ге­део­на в по­кое. Но дал ему осо­бое про­зви­ще «Иеруб­ба­а­ла», что зна­чит «Ва­ал ото­мстит ему». Та­ким об­ра­зом, по­сту­пок Ге­део­на имел весь­ма важ­ные по­след­ствия. Через него на­род убе­дил­ся в пол­ном бес­си­лии Ва­а­ла.
Меж­ду тем ма­ди­а­ни­тяне и ама­ли­ки­тяне, а с ни­ми неко­то­рые дру­гие пле­ме­на Во­сточ­ной Ара­вии сно­ва яви­лись в Па­ле­сти­ну, пе­ре­шли через Иор­дан и рас­по­ло­жи­лись в Ездре­лон­ской до­лине. Те­перь но­вый су­дья Из­ра­и­ля, пол­ный во­оду­шев­ле­ния, клик­нул клич на осво­бож­де­ние на­ро­да. На него ото­зва­лось род­ствен­ное ему пле­мя Ави­е­зе­ро­во. Ге­де­он от­пра­вил по­слов и к смеж­ным пле­ме­нам. Они так­же ото­зва­лись на его при­зыв. Око­ло судьи со­бра­лось трид­цать две ты­ся­чи во­и­нов из ко­лен Ма­нас­си­и­на, Аси­ро­ва, За­ву­ло­но­ва и Неф­фа­ли­мо­ва.
Пе­ред на­ча­лом бит­вы он по­про­сил у Бо­га зна­ме­ния: «Гос­по­ди! Вот я рас­сте­лю здесь на гумне по­стри­жен­ную шерсть. Ес­ли ро­са бу­дет толь­ко на шер­сти, а на всей зем­ле су­хо, то я бу­ду знать, что Ты спа­сёшь Из­ра­и­ля мо­ею ру­кою». Мо­лит­ва бы­ла услы­ша­на: на дру­гой день ра­но утром Ге­де­он вы­жал из шер­сти, по­кры­той ро­сой, це­лую ча­шу во­ды.
Он сно­ва об­ра­тил­ся к Бо­гу: «Гос­по­ди! Не про­гне­вай­ся на ме­ня, ес­ли ещё раз ска­жу: пусть бу­дет су­хо на од­ной толь­ко шер­сти, а на всей зем­ле пусть бу­дет ро­са». Бог услы­шал и вто­рую мо­лит­ву Ге­део­на: на­ут­ро толь­ко на шер­сти бы­ло су­хо, а по всей зем­ле бы­ла ро­са.
А для то­го, чтобы из­ра­иль­тяне яс­нее ви­де­ли Его спа­си­тель­ную по­мощь, ко­то­рая со­еди­ня­ет­ся не с ко­ли­че­ством, а с ка­че­ством ис­пол­ни­те­лей Его во­ли, Бог по­ве­лел Ге­део­ну от­пу­стить из вой­ска всех, кто бо­яз­лив и ро­бок. Два­дцать две ты­ся­чи че­ло­век вер­ну­лись до­мой.
Остав­ших­ся Бог по­ве­лел ве­сти к во­де и по­смот­реть, как они бу­дут пить. Тех, ко­то­рые пи­ли во­ду, чер­пая её гор­стью ру­ки, от­де­ли­ли от тех, ко­то­рые пи­ли ртом, на­кло­ня­ясь к во­де. Пив­ших гор­стью ока­за­лось три­ста че­ло­век. И ска­зал Гос­подь Ге­део­ну: «Тре­мя­ста­ми Я спа­су вас». С ни­ми Ге­де­он и вы­сту­пил про­тив сто­ты­сяч­ной ар­мии ма­ди­а­ни­тян. При столь неболь­шом от­ря­де Ге­де­он мог ре­шить­ся на бит­ву с мно­го­чис­лен­ным непри­я­те­лем толь­ко бла­го­да­ря твёр­дой ве­ре в по­мощь Бо­жию.
По вну­ше­нию свы­ше Ге­де­он раз­де­лил от­ряд на три ча­сти. Каж­до­му во­и­ну дал по тру­бе и скры­то­му в кув­шине све­тиль­ни­ку. Но­чью евреи окру­жи­ли стан непри­я­те­ля. По сиг­на­лу во­и­ны раз­би­ли кув­ши­ны, за­тру­би­ли в тру­бы и ста­ли гром­ко вос­кли­цать: «Меч Гос­по­да и Ге­део­на!» Вне­зап­ные ог­ни, гром труб и кри­ки по­ра­зи­ли ма­ди­а­ни­тян. Страх и ужас обу­ял их. В тем­но­те, в ве­ли­ком смя­те­нии они ста­ли уби­вать друг дру­га и, на­ко­нец, об­ра­ти­лись в бег­ство.
Ге­де­он воз­вра­тил­ся до­мой с огром­ной до­бы­чей. Сла­ва о по­бе­ди­те­ле раз­нес­лась по всей стране. Бла­го­дар­ные из­ра­иль­тяне пред­ло­жи­ли Ге­део­ну и его по­том­кам цар­скую власть. Но мо­гу­чий во­ин от­ка­зал­ся. Он знал, как неве­ли­ка его за­слу­га в де­ле спа­се­ния из­ра­иль­ско­го на­ро­да. Это чу­до со­вер­шил Бог, и толь­ко Он един­ствен­ный царь Из­ра­и­ля.
В ми­ре и по­кое Ге­де­он до­жил до глу­бо­кой ста­ро­сти. Его ис­то­рия – это по­вест­во­ва­ние о том, как ис­тин­ная ве­ра и лю­бовь к Бо­гу од­но­го че­ло­ве­ка спас­ли це­лый на­род. Жизнь судьи Ге­део­на ста­ла про­об­ра­зом ве­ли­чай­ше­го со­бы­тия в ис­то­рии че­ло­ве­че­ства: крест­но­го стра­да­ния Сы­на Бо­жия. Его лю­бовь спас­ла от смер­ти все на­ро­ды Зем­ли и да­ро­ва­ла нам жизнь веч­ную.

📖 Главы о Гедеоне (Книга Судей Израилевых, главы 6-8):
https://telegra.ph/dailybible-09-18
https://telegra.ph/dailybible-09-19

📚 Комментарии (Книга Судей Израилевых, глава 6):
https://bible.optina.ru/old:sud:06:start

☦️
Апостол Иоа́нн Богослов, евангелист.
Апо­стол Иоанн был осо­бен­но лю­бим Спа­си­те­лем за жерт­вен­ную лю­бовь и дев­ствен­ную чи­сто­ту. По­сле сво­е­го при­зва­ния апо­стол не рас­ста­вал­ся с Гос­по­дом и был од­ним из трех уче­ни­ков, ко­то­рых Он осо­бен­но при­бли­зил к Се­бе. Свя­той Иоанн Бо­го­слов при­сут­ство­вал при вос­кре­ше­нии Гос­по­дом до­че­ри Иа­и­ра и был сви­де­те­лем Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня на Фа­во­ре. Во вре­мя Тай­ной Ве­че­ри он воз­ле­жал ря­дом с Гос­по­дом и по зна­ку апо­сто­ла Пет­ра, при­ник­нув к гру­ди Спа­си­те­ля, спро­сил об име­ни пре­да­те­ля. Апо­стол Иоанн сле­до­вал за Гос­по­дом, ко­гда Его, свя­зан­но­го, ве­ли из Геф­си­ман­ско­го са­да на суд без­за­кон­ных пер­во­свя­щен­ни­ков Ан­ны и Ка­иа­фы, он же на­хо­дил­ся во дво­ре ар­хи­ерей­ском при до­про­сах сво­е­го Бо­же­ствен­но­го Учи­те­ля и неот­ступ­но сле­до­вал за Ним по Крест­но­му пу­ти, скор­бя всем серд­цем. У под­но­жия Кре­ста он пла­кал вме­сте с Бо­жи­ей Ма­те­рью и услы­шал об­ра­щен­ные к Ней с вы­со­ты Кре­ста сло­ва Рас­пя­то­го Гос­по­да: «Же­но, се сын Твой» и к нему: «Се Ма­ти твоя» (Ин.19:26-27). С это­го вре­ме­ни апо­стол Иоанн, как лю­бя­щий сын, за­бо­тил­ся о Пре­свя­той Де­ве Ма­рии и слу­жил Ей до Ее Успе­ния, ни­ку­да не от­лу­ча­ясь из Иеру­са­ли­ма. По­сле Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри апо­стол Иоанн, по вы­пав­ше­му ему жре­бию, на­пра­вил­ся в Ефес и дру­гие ма­ло­азий­ские го­ро­да для про­по­ве­ди Еван­ге­лия, взяв с со­бой сво­е­го уче­ни­ка Про­хо­ра. Они от­пра­ви­лись в путь на ко­раб­ле, ко­то­рый по­то­нул во вре­мя силь­ной бу­ри. Все пу­те­ше­ствен­ни­ки бы­ли вы­бро­ше­ны на су­шу, толь­ко апо­стол Иоанн остал­ся в мор­ской пу­чине. Про­хор горь­ко ры­дал, ли­шив­шись сво­е­го ду­хов­но­го от­ца и на­став­ни­ка, и по­шел в Ефес один. На че­тыр­на­дца­тый день пу­ти он сто­ял на бе­ре­гу мо­ря и уви­дел, что вол­на вы­бро­си­ла на бе­рег че­ло­ве­ка. По­дой­дя к нему, он узнал апо­сто­ла Иоан­на, ко­то­ро­го Гос­подь со­хра­нял жи­вым че­тыр­на­дцать дней в мор­ской глу­бине. Учи­тель и уче­ник от­пра­ви­лись в Ефес, где апо­стол Иоанн непре­стан­но про­по­ве­до­вал языч­ни­кам о Хри­сте. Его про­по­ведь со­про­вож­да­лась мно­го­чис­лен­ны­ми и ве­ли­ки­ми чу­де­са­ми, так что чис­ло уве­ро­вав­ших уве­ли­чи­ва­лось с каж­дым днем. В это вре­мя на­ча­лось го­не­ние на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ра Неро­на. Апо­сто­ла Иоан­на от­ве­ли на суд в Рим. За ис­по­ве­да­ние ве­ры в Гос­по­да Иису­са Хри­ста апо­стол Иоанн был при­го­во­рен к смер­ти, но Гос­подь со­хра­нил Сво­е­го из­бран­ни­ка. Апо­стол вы­пил пред­ло­жен­ную ему ча­шу со смер­тель­ным ядом и остал­ся жи­вым, за­тем вы­шел невре­ди­мым из кот­ла с ки­пя­щим мас­лом, в ко­то­рый был бро­шен по при­ка­за­нию му­чи­те­ля. По­сле это­го апо­сто­ла Иоан­на со­сла­ли в за­то­че­ние на ост­ров Пат­мос, где он про­жил мно­го лет. По пу­ти сле­до­ва­ния к ме­сту ссыл­ки апо­стол Иоанн со­вер­шил мно­го чу­дес. На ост­ро­ве Пат­мос про­по­ведь, со­про­вож­дав­ша­я­ся чу­де­са­ми, при­влек­ла к нему всех жи­те­лей ост­ро­ва, ко­то­рых апо­стол Иоанн про­све­тил све­том Еван­ге­лия. Он из­гнал мно­го­чис­лен­ных бе­сов из идоль­ских ка­пищ и ис­це­лил ве­ли­кое мно­же­ство боль­ных. Волх­вы раз­лич­ны­ми бе­сов­ски­ми на­ва­жде­ни­я­ми ока­зы­ва­ли боль­шое со­про­тив­ле­ние про­по­ве­ди свя­то­го апо­сто­ла. Осо­бен­но устра­шал всех над­мен­ный волхв Ки­нопс, по­хва­ляв­ший­ся тем, что до­ве­дет до ги­бе­ли апо­сто­ла. Но ве­ли­кий Иоанн – Сын Гро­мов, как име­но­вал его Сам Гос­подь, си­лой дей­ству­ю­щей через него бла­го­да­ти Бо­жи­ей раз­ру­шил все ухищ­ре­ния бе­сов­ские, на ко­то­рые на­де­ял­ся Ки­нопс, и гор­дый волхв бес­слав­но по­гиб в мор­ской пу­чине.
Апо­стол Иоанн уда­лил­ся со сво­им уче­ни­ком Про­хо­ром на пу­стын­ную го­ру, где на­ло­жил на се­бя трех­днев­ный пост. Во вре­мя мо­лит­вы апо­сто­ла го­ра за­ко­ле­ба­лась, за­гре­мел гром. Про­хор в стра­хе упал на зем­лю. Апо­стол Иоанн под­нял его и при­ка­зал за­пи­сы­вать то, что он бу­дет го­во­рить. «Аз есмь Аль­фа и Оме­га, на­ча­ток и ко­нец, гла­го­лет Гос­подь, Сый и Иже бе и Гря­дый, Все­дер­жи­тель» (Откр.1:8), – воз­ве­щал Дух Бо­жий через свя­то­го апо­сто­ла. Так око­ло 67 го­да бы­ла на­пи­са­на Кни­га От­кро­ве­ния (Апо­ка­лип­сис) свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва. В этой кни­ге рас­кры­ты тай­ны су­деб Церк­ви и кон­ца ми­ра.
По­сле дли­тель­ной ссыл­ки апо­стол Иоанн по­лу­чил сво­бо­ду и вер­нул­ся в Ефес, где про­дол­жал свою де­я­тель­ность, по­учая хри­сти­ан осте­ре­гать­ся лже­учи­те­лей и их лже­уче­ний. Око­ло 95 го­да апо­стол Иоанн на­пи­сал в Ефе­се Еван­ге­лие. Он при­зы­вал всех хри­сти­ан лю­бить Гос­по­да и друг дру­га и этим ис­пол­нить за­по­ве­ди Хри­сто­вы. Апо­сто­лом люб­ви име­ну­ет Цер­ковь свя­то­го Иоан­на, ибо он по­сто­ян­но учил, что без люб­ви че­ло­век не мо­жет при­бли­зить­ся к Бо­гу. В трех по­сла­ни­ях, на­пи­сан­ных апо­сто­лом Иоан­ном, го­во­рит­ся о зна­че­нии люб­ви к Бо­гу и ближ­ним. Уже в глу­бо­кой ста­ро­сти, узнав о юно­ше, со­вра­тив­шем­ся с пу­ти ис­тин­но­го и сде­лав­шем­ся пред­во­ди­те­лем шай­ки раз­бой­ни­ков, апо­стол Иоанн по­шел ис­кать его в пу­сты­ню. Уви­дев свя­то­го стар­ца, ви­нов­ный стал скры­вать­ся, но апо­стол по­бе­жал за ним и умо­лял его оста­но­вить­ся, обе­щая грех юно­ши взять на се­бя, лишь бы тот по­ка­ял­ся и не гу­бил сво­ей ду­ши. Тро­ну­тый теп­ло­той люб­ви свя­то­го стар­ца, юно­ша дей­стви­тель­но по­ка­ял­ся и ис­пра­вил свою жизнь.
Свя­той апо­стол Иоанн скон­чал­ся в воз­расте ста с лиш­ним лет. Он на­мно­го пе­ре­жил всех осталь­ных оче­вид­цев Гос­по­да, дол­го оста­ва­ясь един­ствен­ным жи­вым сви­де­те­лем зем­ных пу­тей Спа­си­те­ля.
Ко­гда на­ста­ло вре­мя от­ше­ствия апо­сто­ла Иоан­на к Бо­гу, он уда­лил­ся за пре­де­лы Ефе­са с се­мью сво­и­ми уче­ни­ка­ми и по­ве­лел при­го­то­вить для се­бя в зем­ле кре­сто­об­раз­ную мо­ги­лу, в ко­то­рую лег, ска­зав уче­ни­кам, чтобы они за­сы­па­ли его зем­лей. Уче­ни­ки с пла­чем це­ло­ва­ли сво­е­го лю­би­мо­го на­став­ни­ка, но, не ре­ша­ясь ослу­шать­ся, ис­пол­ни­ли его по­ве­ле­ние. Они за­кры­ли ли­цо свя­то­го пла­том и за­ко­па­ли мо­ги­лу. Узнав об этом, осталь­ные уче­ни­ки апо­сто­ла при­шли к ме­сту его по­гре­бе­ния и рас­ко­па­ли мо­ги­лу, но ни­че­го в ней не на­шли.
Каж­дый год из мо­ги­лы свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на 8-го мая вы­сту­пал тон­кий прах, ко­то­рый ве­ру­ю­щие со­би­ра­ли и ис­це­ля­лись им от бо­лез­ней. По­это­му Цер­ковь празд­ну­ет па­мять свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва еще и 8 мая.
Гос­подь дал сво­е­му лю­би­мо­му уче­ни­ку Иоан­ну и его бра­ту имя «Сы­нов Гро­ма» – вест­ни­ка устра­ша­ю­ще­го в сво­ей очи­сти­тель­ной си­ле небес­но­го ог­ня. Этим са­мым Спа­си­тель ука­зы­вал на пла­мен­ный, ог­нен­ный, жерт­вен­ный ха­рак­тер хри­сти­ан­ской люб­ви, про­по­вед­ни­ком ко­то­рой был апо­стол Иоанн Бо­го­слов. Орел – сим­вол вы­со­ко­го па­ре­ния бо­го­слов­ской мыс­ли – ико­но­гра­фи­че­ский знак еван­ге­ли­ста Иоан­на Бо­го­сло­ва. На­име­но­ва­ние Бо­го­сло­ва Свя­тая Цер­ковь да­ла из уче­ни­ков Хри­сто­вых толь­ко свя­то­му Иоан­ну, тай­но­зри­те­лю Су­деб Бо­жи­их.

Подробнее:
https://azbyka.ru/zhizn-i-trudy-apostolov.shtml#5_sv_apostol_i_evangelist_ioann_bogoslov
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/827

☦️
Преподобный Ефре́м Перекомский, Новгородский игумен.
Пре­по­доб­ный Еф­рем Пе­ре­ком­ский, Нов­го­род­ский, ро­дил­ся 20 сен­тяб­ря 1412 го­да в г. Ка­шине. В Свя­том Кре­ще­нии на­зван Ев­ста­фи­ем. Его ро­ди­те­ли, Сте­фан и Ан­на, про­жи­ва­ли неда­ле­ко от Ка­шин­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Склон­ный к уеди­не­нию, Ев­ста­фий еще в юные го­ды оста­вил ро­ди­тель­ский дом и по­се­лил­ся в Ка­ля­зин­ской оби­те­ли во имя Пре­свя­той Тро­и­цы. Ро­ди­те­ли хо­те­ли воз­вра­тить сы­на до­мой, но он сам убе­дил их оста­вить мир и при­нять мо­на­ше­ство. Впо­след­ствии они и за­вер­ши­ли зем­ной путь в от­шель­ни­че­стве. Про­быв в оби­те­ли три го­да, Ев­ста­фий по чу­дес­но­му от­кро­ве­нию пе­ре­шел в мо­на­стырь пре­по­доб­но­го Сав­вы Ви­шер­ско­го (па­мять 1 ок­тяб­ря) и там в 1437 го­ду при­нял по­стриг с име­нем Еф­рем. На­хо­дясь в оби­те­ли, пре­по­доб­ный Еф­рем по­лу­чил от­кро­ве­ние от Гос­по­да, по­веле­вав­ше­го ему уда­лить­ся в пу­стын­ное ме­сто. По­лу­чив бла­го­сло­ве­ние пре­по­доб­но­го Сав­вы, он в 1450 го­ду пе­ре­шел на озе­ро Иль­мень, к устью ре­ки Ве­рен­ды, и на бе­ре­гу ре­ки Чер­ной по­ста­вил кел­лию. Через неко­то­рое вре­мя к пре­по­доб­но­му Еф­ре­му при­шли ста­рец Фо­ма с дву­мя ино­ка­ми и по­се­ли­лись непо­да­ле­ку от его кел­лии. Со вре­ме­нем ста­ли со­би­рать­ся и дру­гие от­шель­ни­ки к но­вой оби­те­ли. По их прось­бе пре­по­доб­ный Еф­рем при­нял в Нов­го­ро­де от свя­ти­те­ля Ев­фи­мия († 1458; па­мять 11 мар­та) сан свя­щен­но­слу­жи­те­ля.
Воз­вра­тив­шись из Нов­го­ро­да, пре­по­доб­ный Еф­рем ос­но­вал храм в честь Бо­го­яв­ле­ния Гос­под­ня на ост­ро­ве, на­хо­див­шем­ся в устье ре­ки Ве­рен­ды. Для удоб­ной до­став­ки мо­на­сты­рю во­ды пре­по­доб­ный про­ко­пал в озе­ро Иль­мень про­ток, от­че­го оби­тель по­лу­чи­ла на­зва­ние Пе­ре­коп­ской, или Пе­ре­ком­ской. Впо­след­ствии пре­по­доб­ный Еф­рем ос­но­вал ка­мен­ный храм во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца. Вви­ду недо­стат­ка ис­кус­ных стро­и­те­лей он по­слал к ве­ли­ко­му кня­зю Ва­си­лию Иоан­но­ви­чу несколь­ких ино­ков с про­ше­ни­ем о при­сыл­ке ка­мен­щи­ков, по­сле че­го в 1466 го­ду стро­и­тель­ство хра­ма бы­ло за­вер­ше­но.
Пре­ста­вил­ся пре­по­доб­ный Еф­рем 26 сен­тяб­ря 1492 го­да и был по­гре­бен в хра­ме свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. В 1509 го­ду из-за ча­стых на­вод­не­ний, гро­зив­ших мо­на­сты­рю раз­ру­ше­ни­ем, оби­тель бы­ла пе­ре­не­се­на в дру­гое ме­сто на бе­ре­гу озе­ра Иль­мень. Явив­ший­ся игу­ме­ну Ро­ма­ну пре­по­доб­ный Еф­рем ука­зал ме­сто Клин­ко­во для рас­по­ло­же­ния оби­те­ли. На ме­сте по­гре­бе­ния пре­по­доб­но­го бы­ла по­стро­е­на ча­сов­ня, по­сколь­ку все мо­на­стыр­ские хра­мы бы­ли разо­бра­ны. 16 мая 1545 го­да мо­щи пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма бы­ли пе­ре­не­се­ны в но­вую оби­тель. С это­го дня в мо­на­сты­ре еже­год­но со­вер­ша­лась па­мять пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма Пе­ре­ком­ско­го, утвер­див­ша­я­ся окон­ча­тель­но по­сле про­слав­ле­ния свя­то­го по­движ­ни­ка на Со­бо­ре 1549 го­да.
Па­мять пе­ре­не­се­ния мо­щей пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма Пе­ре­ком­ско­го со­вер­ша­ет­ся 16 мая. Это празд­но­ва­ние уста­нов­ле­но на Мос­ков­ском Со­бо­ре 1549 го­да.

☦️
Благоверный князь Нягу Басарабский.
Благоверный князь Иоанн Нягое (русс. – Нягу, Негой) Крайовеску, Басараб родился около 1459 года. Его отцом был Пырву Крайовеску, великий ворник при Валашском господарском дворе. С детства воспитывался в благочестии. Впоследствии, был близок к Валашскому митрополиту, бывшему Константинопольскому патриарху святителю Нифонту, который стал его духовным наставником.
В 1512 году бояре из рода Крайовеску прогнали господаря Влада Молодого и посадили на его место Нягое. Это был первый случай, когда господарем Валахии стал не потомок Басараба Основателя. Чтобы легитимизировать свое пребывание на троне, Нягое взял второе имя Басараб и объявил себя сыном Басараба Цепелюша.
Нягое удалось добиться определенной стабильности, повысить благосостояние страны и её престиж у соседних государств. Он продолжил деятельность Раду Великого по переустройству государственных, административных, налоговых и судебных учреждений, поддерживая торговлю и защищая интересы валашских купцов.
Восстановил традиции ктиторства господаря в важнейших монастырях страны. Был щедрым жертвователем на строительство храмов. Самой известной из его ктиторий был собор Куртя-де-Арджешской обители. Торжества по случаю его освящения в 1517 году, на которых присутствовали многочисленные православные иерархи во главе с Константинопольским патриархом, были призваны явить сохранение преемства Восточного Рима. В то время была совершена первая известная официальная канонизация святого в Румынии – святителя Нифонта, духовного наставника господаря. Нягое Басараб построил также кафедральный собор в Тырговиште и богато одарял православные монастыри Востока. Особым его вниманием пользовался Афонский Дионисиевский монастырь, в который в 1517 году были возвращены мощи святителя Нифонта. В росписях церквей господарь изображался в одеянии из парчи с вышитым двуглавым орлом, что также символизировало продолжение ромейской традиции. В годы его правления в Валахии появилась официальная историография.
Поддерживал тесные связи с Сербией, Молдавией и Трансильванией, поддерживал трансильванских румын и сохранял хорошие отношения с саксами в Сибиу и Брашове. При нём были также установлены дипломатические отношения с Польшей, Венецией, Священной Римской империей и Папской областью. Дружеские отношения с Людовиком II Ягеллоном позволяли Нягое защищать интересы Валахии перед Портой. Хотя по некоторым данным господарь собирался принять участие в антиосманском крестовом походе, в годы его правления Валахии удалось сохранять мир с соседями.
Благодаря уравновешенной и мудрой политике Нягое сумел значительно укрепить внутреннее положение в княжестве и усилить господарскую власть.
Был женат на Милице Бранкович. Известны его дети – сыновья Феодосий (наследник), Иоанн (скончался при жизни господаря) и Петр (скончался при жизни господаря); дочери Стана, Ангелина и Руксандра.
Оставил известное поучение сыну Феодосию – «Слова наказательные» – первое значительное произведение румынской литературы, ценный памятник педагогической и философской мысли, нравственной и духовной культуры. Написанные на церковнославянском языке, «Слова» известны также в ранних переводах на румынский и греческий.
Скончался 15 сентября 1521 года.
Канонизирован Румынской Православной Церковью согласно синодальному решению от 8–9 июля 2008 года. Торжественное прославление последовало в Бухаресте 26 октября того же года.

☦️
Священномученик Афана́сий Докукин пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Афа­на­сий ро­дил­ся 18 ян­ва­ря 1899 го­да в се­ле Верх­ний Лю­баж Фа­теж­ско­го уез­да Кур­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ва­си­лия До­ку­ки­на. Ко­гда Афа­на­сию ис­пол­ни­лось пят­на­дцать лет, он ли­шил­ся от­ца и ма­те­ри и пе­ре­шел жить к сво­ей тет­ке. По окон­ча­нии вто­ро­класс­но­го учи­ли­ща он стал с 1914 го­да слу­жить пса­лом­щи­ком в од­ном из хра­мов Фа­теж­ско­го уез­да Кур­ской гу­бер­нии. В 1923 го­ду мит­ро­по­лит Кур­ский и Обо­ян­ский На­за­рий (Ки­рил­лов) ру­ко­по­ло­жил его в сан диа­ко­на к Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­ской церк­ви в се­ле Лин­цы Фа­теж­ско­го рай­о­на, а в 1925 го­ду – во свя­щен­ни­ка к Вве­ден­ской церк­ви се­ла Ко­чет­но Льгов­ско­го рай­о­на.
В 1933 го­ду вла­сти аре­сто­ва­ли от­ца Афа­на­сия за неупла­ту на­ло­гов и при­го­во­ри­ли к трем го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Осво­бо­див­шись в 1935 го­ду, он был на­прав­лен слу­жить в храм в се­ло Ста­ри­ко­во Тал­дом­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти, а в ав­гу­сте 1936 го­да пе­ре­ве­ден в Ни­коль­скую цер­ковь в се­ло Ни­куль­ское, где слу­жил до дня аре­ста.
3 сен­тяб­ря 1937 го­да со­труд­ник НКВД до­про­сил од­но­го из лже­сви­де­те­лей, пас­ту­ха мест­но­го кол­хо­за, и он со­гла­сил­ся под­пи­сать по­ка­за­ния, необ­хо­ди­мые НКВД. 4 сен­тяб­ря отец Афа­на­сий был вы­зван в мест­ное от­де­ле­ние ми­ли­ции для до­про­са, но по­сколь­ку все со­труд­ни­ки НКВД бы­ли за­ня­ты, его до­про­си­ла пас­пор­тист­ка, за­да­вая ему во­про­сы био­гра­фи­че­ско­го ха­рак­те­ра.
11 сен­тяб­ря свя­щен­ник все же был аре­сто­ван и пер­вое вре­мя на­хо­дил­ся в тюрь­ме в го­ро­де За­гор­ске. 14 сен­тяб­ря сле­до­ва­тель до­про­сил его.
– Об­ви­ня­е­мый До­ку­кин, при­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в рас­про­стра­не­нии ан­ти­со­вет­ских слу­хов о войне, а так­же в про­ве­де­нии ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти и аги­та­ции?
– Ви­нов­ным в про­ве­де­нии ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я се­бя не при­знаю, так как ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти не про­во­дил и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей не за­ни­мал­ся. Боль­ше по­ка­зать ни­че­го не мо­гу.
15 сен­тяб­ря след­ствие бы­ло за­кон­че­но и отец Афа­на­сий был пе­ре­ве­ден в од­ну из тю­рем го­ро­да Моск­вы. Здесь, 22 сен­тяб­ря, его сно­ва до­про­си­ли.
– Кто из ва­шей се­мьи рас­ку­ла­чи­вал­ся, ли­шал­ся из­би­ра­тель­ных прав или по­лу­чал твер­дое за­да­ние? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Твер­дое за­да­ние я по­лу­чил в 1932 го­ду, с 1919 го­да ли­шен из­би­ра­тель­ных прав, в 1933 го­ду хо­зяй­ство бы­ло рас­ку­ла­че­но.
– При­зна­е­те вы се­бя ви­нов­ным в про­во­ди­мой ва­ми контр­ре­во­лю­ци­он­ной ра­бо­те?
– Нет, – от­ве­тил свя­щен­ник.
На этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны. 26 сен­тяб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Афа­на­сия к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Афа­на­сий До­ку­кин был рас­стре­лян 9 ок­тяб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Священномученик Алекса́ндр Левитский пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся в 1876 го­ду в Москве в се­мье свя­щен­ни­ка Ми­ха­и­ла Ива­но­ви­ча Ле­вит­ско­го. Окон­чив в 1900 го­ду Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию, Алек­сандр Ле­вит­ский был на­зна­чен пре­по­да­ва­те­лем граж­дан­ской ис­то­рии и сло­вес­но­сти в Ма­ри­ин­ском епар­хи­аль­ном учи­ли­ще, а так­же рус­ско­го язы­ка и сло­вес­но­сти в Фила­ре­тов­ском жен­ском учи­ли­ще в Москве. 12 мар­та 1904 го­да Алек­сандр Ми­хай­ло­вич был опре­де­лен на ме­сто свя­щен­ни­ка к Тро­иц­кой, что в Тро­иц­кой сло­бо­де церк­ви, или как ее впо­след­ствии ста­ли на­зы­вать – Тро­иц­кая цер­ковь на Са­мо­те­ке, где во вре­ме­на го­не­ний на Цер­ковь раз­ме­сти­лась ре­зи­ден­ция Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на.
Отец Алек­сандр был за­ве­ду­ю­щим цер­ков­но­при­ход­ской шко­лой при Тро­иц­кой церк­ви и пре­по­да­ва­те­лем За­ко­на Бо­жия. С 1905 го­да к этим по­слу­ша­ни­ям до­ба­ви­лось пре­по­да­ва­ние За­ко­на Бо­жия в 5-й жен­ской гим­на­зии, а с 1906 го­да – в муж­ской гим­на­зии, учре­жден­ной А.В. Адоль­фом. В 1911 го­ду отец Алек­сандр был на­зна­чен чле­ном при­ход­ско­го со­ве­та Тро­и­цой церк­ви.
В 1917 го­ду отец Алек­сандр был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом, в 1921‑м – воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. Вес­ной 1923 го­да в Тро­и­ций храм был на­зна­чен но­вый на­сто­я­тель, при­знав­ший об­нов­лен­цев, к нему при­со­еди­ни­лись дру­гие свя­щен­ни­ки, слу­жив­шие в хра­ме, и отец Алек­сандр вы­нуж­ден был по­ки­нуть храм. Од­на­ко, ра­ди паст­вы, он все же ре­шил на неко­то­рое вре­мя остать­ся. Не же­лая под­чи­нять­ся и при­зна­вать жи­во­цер­ков­ни­ков, отец Алек­сандр по­пал в слож­ное в ду­хов­ном и опас­ное в прак­ти­че­ском от­но­ше­нии по­ло­же­ние из-за тех непри­ят­но­стей, ко­то­рые ему мог­ли при­не­сти об­нов­лен­цы. 30 июня 1923 го­да отец Алек­сандр по­дал на­сто­я­те­лю хра­ма за­яв­ле­ние, в ко­то­ром на­пи­сал, что не име­ет ни­че­го об­ще­го с но­во­об­ра­зо­ван­ной об­нов­лен­че­ской об­щи­ной, и с 1 июля пре­кра­тил свое слу­же­ние в Тро­иц­ком хра­ме, а уже 6 июля 1923 го­да он был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му.

https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-levitskij

☦️
Священномученик Дими́трий Розанов пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий ро­дил­ся 24 ок­тяб­ря 1890 го­да в се­мье пса­лом­щи­ка Спас­ской церк­ви в се­ле Иваш­ко­во Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии Ильи Ива­но­ви­ча Ро­за­но­ва. В 1907 го­ду Дмит­рий окон­чил Во­ло­ко­лам­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1914-м – Вифан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в том же го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Тро­и­це-Оди­гит­ри­ев­ской Зо­си­мо­вой пу­сты­ни Мос­ков­ской гу­бер­нии, где игу­ме­ния Со­фия (Бы­ко­ва) при­хо­ди­лась те­тей его су­пру­ге.
Без­мя­теж­ны­ми бы­ли го­ды слу­же­ния от­ца Ди­мит­рия в Зо­си­мо­вой пу­сты­ни до то­го вре­ме­ни, по­ка не на­сту­пи­ли го­не­ния на Цер­ковь по­сле при­хо­да к вла­сти без­бож­ни­ков. Пер­вые го­ды го­не­ний пу­стынь оста­ва­лась в от­но­си­тель­ном по­кое, су­ще­ствуя под ви­дом сель­ско­хо­зяй­ствен­ной ком­му­ны. Опыт­ная не толь­ко в ду­хов­ной жиз­ни, но и в хо­зяй­ствен­ной, игу­ме­ния Афа­на­сия (Ле­пеш­ки­на), сме­нив­шая игу­ме­нию Со­фию, ко­то­рой к это­му вре­ме­ни бы­ло око­ло вось­ми­де­ся­ти лет, уме­ло ве­ла от­но­ше­ния с вла­стя­ми – бла­го­ра­зум­но и вы­дер­жан­но, не ро­няя и не при­ни­жая вы­со­кий сан ру­ко­во­ди­тель­ни­цы пра­во­слав­но­го мо­на­сты­ря.
12 мая 1922 го­да из мо­на­сты­ря бы­ли изъ­яты на ос­но­ва­нии де­кре­та от 23 фев­ра­ля 1922 го­да по­след­ние цер­ков­ные цен­но­сти. От­цу Ди­мит­рию уда­лось до­го­во­рить­ся с вла­стя­ми и от­дать вме­сто риз с икон Бо­жи­ей Ма­те­ри и Спа­си­те­ля, вен­чи­ка с Рас­пя­тия, ри­зы от кре­ста с мо­ща­ми и крыш­ки от Еван­ге­лия – се­реб­ря­ные мо­не­ты, ме­да­ли, лам­па­ды, лож­ки, под­ста­кан­ни­ки, со­лон­ки и то­му по­доб­ные се­реб­ря­ные пред­ме­ты то­го же ве­са.
Го­не­ния в на­ча­ле трид­ца­тых го­дов, имев­шие це­лью ис­тре­бить все при­зна­ки мо­на­ше­ской жиз­ни, не обо­шли и не мог­ли обой­ти оби­те­ли. Сна­ча­ла был за­крыт мо­на­стырь, и мо­на­хи­ни рас­се­ли­лись по окрест­ным се­лам и де­рев­ням, не же­лая ухо­дить да­ле­ко от стен го­ря­чо лю­би­мой оби­те­ли, а в мае 1931 го­да все мо­на­хи­ни и по­слуш­ни­цы бы­ли аре­сто­ва­ны; при аре­сте их раз­де­ли­ли на две груп­пы, в од­ну по­па­ла игу­ме­ния Афа­на­сия с мо­на­хи­ня­ми и по­слуш­ни­ца­ми, в дру­гую – свя­щен­ник Ди­мит­рий Ро­за­нов с мо­на­хи­ня­ми и по­слуш­ни­ца­ми. Отец Ди­мит­рий был аре­сто­ван 28 мая и за­клю­чен, как и все на­сель­ни­цы Зо­си­мо­вой пу­сты­ни, в тем­ни­цу при На­ро-Фо­мин­ском от­де­ле­нии НКВД.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-rozanov-presviter

☦️
Мученик Иоа́нн Золотов.
Му­че­ник Иоанн ро­дил­ся в 1897 го­ду в де­ревне Куп­ри­я­но­во Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Пав­ла Зо­ло­то­ва. С ка­ко­го‑то вре­ме­ни он жил в Москве, же­нил­ся, и у них с же­ной ро­дил­ся сын. Бу­дучи че­ло­ве­ком глу­бо­ко цер­ков­ным, Иван Пав­ло­вич при­ютил у се­бя в 1932 го­ду схи­мо­на­хи­ню Алек­сан­дру (Чер­вя­ко­ву), с ко­то­рой по­зна­ко­мил­ся еще в 1924 го­ду; он офор­мил ее как свою ижди­вен­ку и неко­то­рое вре­мя, сколь­ко ей бы­ло удоб­но, она жи­ла у него.
Иван Пав­ло­вич был аре­сто­ван вме­сте со схи­мо­на­хи­ней Алек­сан­дрой 26 ав­гу­ста 1937 го­да и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му. 7 сен­тяб­ря он был вы­зван на до­прос, по­на­ча­лу он от­ка­зал­ся от­ве­чать на ка­кие бы то ни бы­ло во­про­сы, под­пи­сы­вать про­то­ко­лы до­про­сов и во­об­ще в ка­кой-ли­бо ме­ре участ­во­вать в след­ствии, но за­тем все же стал от­ве­чать на во­про­сы.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-zolotov

☦️
Мученик Николай Гусев.
Му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 9 де­каб­ря 1919 го­да в го­ро­де Москве в се­мье куз­не­ца Ива­на Гу­се­ва. Ро­ди­те­лей сво­их Ни­ко­лай не пом­нил, так как отец умер во вре­мя граж­дан­ской вой­ны, а мать в 1920 го­ду и маль­чик вос­пи­ты­вал­ся у ба­буш­ки; в 1926 го­ду она скон­ча­лась, и из род­ствен­ни­ков у Ни­ко­лая оста­лась толь­ко тет­ка в Москве, у ко­то­рой он вре­мя от вре­ме­ни и на­хо­дил се­бе при­ют. По­те­ряв дом внеш­ний, он на­шел свой дом в церк­ви; ли­шив­шись род­ствен­ни­ков кров­ных, он об­рел боль­ших род­ствен­ни­ков во Хри­сте. В трид­ца­тых го­дах Ни­ко­лай вы­стро­ил се­бе ша­лаш и вы­рыл зем­лян­ку в ле­су непо­да­ле­ку от Ре­уто­ва, вбли­зи свя­тых ис­точ­ни­ков у се­ла Ко­си­но. За­ра­ба­ты­вал он тем, что со­би­рал и сда­вал утиль­сы­рье, а так­же со­би­рал и про­да­вал гри­бы, и на эти сред­ства жил.
Впо­след­ствии, со­би­рая ма­те­ри­ал для об­ви­не­ния Ни­ко­лая, сле­до­ва­тель спро­сил од­но­го из сви­де­те­лей, зна­ет ли он Ко­лю, и кто он та­кой и чем за­ни­ма­ет­ся. Сви­де­тель от­ве­тил: «Да, Ко­лю я знаю. Это Ни­ко­лай Ива­но­вич Гу­сев, бла­жен­ный Ни­ко­лай. Про­жи­вал он в ша­ла­ше, ки­ло­мет­рах в вось­ми от Ко­си­но в Ни­коль­ском ле­су. За­ни­ма­ет­ся он ис­це­ле­ни­я­ми об­ра­ща­ю­щих­ся к нему ве­ру­ю­щих, счи­та­ет се­бя за бла­жен­но­го и про­зор­ли­во­го. В ша­ла­ше он име­ет ико­ны, лам­па­ды. Ис­це­ле­ния он про­во­дит пу­тем вы­да­чи пу­зырь­ков с во­дой. Про­сла­вив­шись бла­жен­ным и про­зор­ли­вым, Гу­сев име­ет сре­ди ве­ру­ю­щих боль­шой ав­то­ри­тет, в си­лу че­го к нему на­ча­лось боль­шое па­лом­ни­че­ство ве­ру­ю­щих с це­лью по­лу­че­ния ис­це­ле­ния. Кро­ме то­го, Гу­сев бла­го­устра­и­ва­ет но­вые свя­тые ис­точ­ни­ки на свя­том озе­ре, ко­то­рых им на се­го­дняш­ний день от­кры­то уже че­ты­ре. Всем необ­хо­ди­мым, пи­та­ни­ем и одеж­дой Гу­сев снаб­жал­ся цер­ков­ни­цей из се­ла Ко­си­но. К Гу­се­ву при­ез­жа­ют на ис­це­ле­ние из раз­ных мест».
Со­труд­ни­ки НКВД, устро­ив за­са­ду в ле­су непо­да­ле­ку от ша­ла­ша, в ко­то­ром жил Ни­ко­лай, 19 сен­тяб­ря 1937 го­да аре­сто­ва­ли его. Он был за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве и в тот же день до­про­шен.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-gusev

☦️
Священномученик Влади́мир Вятский пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир Ми­хай­ло­вич Вят­ский ро­дил­ся 27 июня 1879 го­да в се­ле Вят­ское Да­ни­лов­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье цер­ков­но­слу­жи­те­ля. Окон­чил сель­скую шко­лу, слу­жил пса­лом­щи­ком, за­тем был ру­ко­по­ло­жен во иерея. В 1932 го­ду слу­жил в хра­ме в се­ле Вос­кре­сен­ском Да­ни­лов­ско­го рай­о­на. Был аре­сто­ван, об­ви­нен в со­кры­тии цер­ков­ных цен­но­стей, при­го­во­рен к 3 го­дам ссыл­ки. По воз­вра­ще­нии слу­жил в хра­ме в се­ле Кру­то­во Пер­во­май­ско­го рай­о­на Яро­слав­ской об­ла­сти.
29 ок­тяб­ря 1937 го­да отец Вла­ди­мир вновь был аре­сто­ван и об­ви­нен в «ор­га­ни­за­ции груп­пы ве­ру­ю­щих, сре­ди ко­то­рых про­во­дил ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, вы­ска­зы­вал тер­ро­ри­сти­че­ские на­ме­ре­ния в от­но­ше­нии пар­тии и пра­ви­тель­ства». Свя­щен­ник ви­нов­ным се­бя не при­знал. 5 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка УНКВД по Яро­слав­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла его к 10 го­дам ИТЛ. От­бы­вал срок в Тем­ни­ков­ском ИТЛ в Мор­до­вии, где скон­чал­ся 9 ок­тяб­ря 1938 го­да.

☦️
Свт. Ти́хон (Беллавин), Московский и всея России патриарх (прославление 1989).
Про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля Ти­хо­на, пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си, про­изо­шло на Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 9 ок­тяб­ря 1989 го­да, в день пре­став­ле­ния апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва, и мно­гие ви­дят в этом Про­мысл Бо­жий. «Де­ти, лю­би­те друг дру­га! – го­во­рит в по­след­ней про­по­ве­ди апо­стол Иоанн. – Это за­по­ведь Гос­под­ня, ес­ли со­блю­де­те ее, то и до­воль­но».
В уни­сон зву­чат по­след­ние сло­ва пат­ри­ар­ха Ти­хо­на: «Чад­ца мои! Все пра­во­слав­ные рус­ские лю­ди! Все хри­сти­ане! Толь­ко на ка­ме­ни вра­че­ва­ния зла доб­ром со­зи­ждет­ся неру­ши­мая сла­ва и ве­ли­чие на­шей Свя­той Пра­во­слав­ной Церк­ви, и неуло­ви­мо да­же для вра­гов бу­дет Свя­тое имя ее, чи­сто­та по­дви­га ее чад и слу­жи­те­лей. Сле­дуй­те за Хри­стом! Не из­ме­няй­те Ему. Не под­да­вай­тесь ис­ку­ше­нию, не гу­би­те в кро­ви от­мще­ния и свою ду­шу. Не будь­те по­беж­де­ны злом. По­беж­дай­те зло доб­ром!»
Про­шло 67 лет со дня кон­чи­ны свя­ти­те­ля Ти­хо­на, и Гос­подь да­ро­вал Рос­сии свя­тые его мо­щи в укреп­ле­ние ее на пред­ле­жа­щие труд­ные вре­ме­на. По­ко­ят­ся они в боль­шом со­бо­ре Дон­ско­го мо­на­сты­ря.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-tihon-belavin
http://donskoi.org/about-monastery/shrines

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/
• Вегетарианство и его отличие от христианского поста
• О лице Господа Иисуса Христа
• О подвижничестве
• Поучение к новопоставленному иерею
• Акты Святейшего Патриарха Тихона, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти
• Заявление Святейшего Патриарха Тихона от 17(30).09.1924 г. в Центральный Исполнительный Комитет по вопросам об отношении Православной Русской Церкви к календарной реформе (переходу на григорианский «новый» стиль)
• Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о деятельности церковно-административного аппарата в условиях новой государственной власти
• Постановление Святейшего Патриарха, Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета от 7/20 ноября 1920 г. №662
• Распоряжение Патриарха Тихона об временном отложении постановления о введении в церковное употребление нового календарного стиля
• и многие другие письма, слова и речи


Жития
Писание