⏳ 2023.10.08 (вс)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) 18я по Пятидесятнице (глас 1й)
• воскресенье (неделя ~ день «не дел», 4я заповедь / день торжественного прославления Воскресения Христова / день церковного собрания, 80е правило 6го Собора)
• Собор святых, в земле Испанской и Португальской просиявших (переходящ. в вс. перед 12 октября)

☀️ неподвижный годовой круг:
8 октября (25 сентября)
• прмч. Пафну́тия египтянина и с ним 546-ти мчч. (III)
• прп. Евфроси́нии Александрийской (V)
• прп. Евфросинии (Феоду́лии) Суздальской (1250)
• преставление прп. Сергия Ра́донежского (1392)
• перенесение мощей свт. Германа Казанского (1592)
• прп. Досифе́и Киевской (1776)
• исп. Николая (Розова) (1941)
• обре́тение мощей сщмчч. Александра (Смирнова), Феодора (Ремизова) (1985)


☦️
Преподобномученик Пафну́тий Тентирский, Египтянин.
Свя­той му­че­ник Па­ф­ну­тий про­ис­хо­дил из Егип­та и под­ви­зал­ся в пу­стыне. Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан при Дио­кли­ти­ане (284–305) пра­ви­тель Ари­ан при­ка­зал при­ве­сти к нему свя­то­го Па­ф­ну­тия, но по­движ­ник, не до­жи­да­ясь по­слан­ных за ним, сам явил­ся к пра­ви­те­лю, ис­по­ве­дал пе­ред ним ве­ру во Хри­ста и был от­дан на му­че­ния. Два во­и­на, ис­тя­зав­шие его, Ди­о­ни­сий и Кал­ли­мах, ви­дя как си­ла Бо­жия со­хра­ня­ет му­че­ни­ка, уве­ро­ва­ли в Хри­ста Спа­си­те­ля, за что бы­ли обез­глав­ле­ны. Бро­шен­ный по­сле му­че­ний в тем­ни­цу, свя­той Па­ф­ну­тий об­ра­тил к ве­ре 40 за­клю­чен­ных. Все они бы­ли со­жже­ны. Через неко­то­рое вре­мя свя­той Па­ф­ну­тий был осво­бож­ден, и его ра­душ­но при­нял хри­сти­а­нин Несто­рий. Он и всё его се­мей­ство по­сле ду­хов­ных на­став­ле­ний еще бо­лее укре­пи­лись в ве­ре, за ко­то­рую при­ня­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну. Мно­гих дру­гих хри­сти­ан свя­той му­че­ник утвер­дил в ис­по­ве­да­нии ве­ры в Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, и все они при­ня­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну: од­ни бы­ли из­руб­ле­ны ме­ча­ми, дру­гие – со­жже­ны; все­го 546 че­ло­век. Са­мо­го свя­то­го Па­ф­ну­тия му­чи­те­ли бро­си­ли в ре­ку с кам­нем на шее, но он чу­дес­но при­плыл с кам­нем к бе­ре­гу. На­ко­нец, свя­то­го му­че­ни­ка от­пра­ви­ли к са­мо­му им­пе­ра­то­ру Дио­кли­ти­а­ну, и тот при­ка­зал рас­пять его на фини­ко­вом де­ре­ве.

☦️
Преподобная Евфроси́ния Александрийская.
Пре­по­доб­ная Ев­фро­си­ния ро­ди­лась в на­ча­ле V ве­ка в го­ро­де Алек­сан­дрии в се­мье знат­ных и бо­га­тых ро­ди­те­лей и бы­ла един­ствен­ным ре­бен­ком. Мать Ев­фро­си­нии умер­ла ра­но. Вос­пи­ты­вал де­воч­ку отец, Па­ф­ну­тий, ко­то­рый был глу­бо­ко ве­ру­ю­щим, бла­го­че­сти­вым хри­сти­а­ни­ном. Он ча­сто по­се­щал мо­на­стырь, игу­мен ко­то­ро­го был его ду­хов­ным на­став­ни­ком. Ко­гда Ев­фро­си­нии ис­пол­ни­лось 18 лет, отец хо­тел вы­дать дочь за­муж. Он на­пра­вил­ся в мо­на­стырь к сво­е­му на­став­ни­ку, чтобы по­лу­чить бла­го­сло­ве­ние на пред­сто­я­щий брак до­че­ри. Игу­мен бе­се­до­вал с де­ви­цей и дал ей свое бла­го­сло­ве­ние, но свя­тая Ев­фро­си­ния стре­ми­лась к ино­че­ской жиз­ни. При­няв тай­но по­стри­же­ние от ино­ка-стран­ни­ка, она по­ки­ну­ла от­чий дом и ре­ши­ла по­сту­пить в оби­тель, чтобы про­ве­сти жизнь в уеди­не­нии и мо­лит­ве. Опа­са­ясь, од­на­ко, что в жен­ском мо­на­сты­ре ее об­на­ру­жит отец, она, на­звав се­бя ев­ну­хом Из­ма­раг­дом, при­шла в тот са­мый муж­ской мо­на­стырь, ко­то­рый с дет­ства по­се­ща­ла вме­сте с от­цом. Ино­ки не узна­ли пе­ре­оде­тую в муж­ское пла­тье Ев­фро­си­нию и при­ня­ли в свою оби­тель. В уеди­нен­ной кел­лии в тру­дах, по­сте и мо­лит­ве свя­тая Ев­фро­си­ния про­ве­ла 38 лет и до­стиг­ла вы­со­ко­го ду­хов­но­го со­вер­шен­ства. Ее отец скор­бел о по­те­ре лю­би­мой до­че­ри и не раз по со­ве­ту на­сто­я­те­ля бе­се­до­вал с ино­ком Из­ма­раг­дом, от­кры­вая ему свою пе­чаль, и на­хо­дил у него ду­хов­ное уте­ше­ние. Пе­ред кон­чи­ной пре­по­доб­ная Ев­фро­си­ния от­кры­ла скор­бев­ше­му от­цу свою тай­ну и про­си­ла, чтобы ни­кто, кро­ме него, не при­го­тов­лял к по­гре­бе­нию ее те­ла. По­хо­ро­нив дочь, Па­ф­ну­тий роз­дал все свое иму­ще­ство ни­щим и мо­на­сты­рю и при­нял мо­на­ше­ство. Де­сять лет, вплоть до сво­ей кон­чи­ны, он под­ви­зал­ся в кел­лии сво­ей до­че­ри.

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/823

☦️
Преподобная Евфроси́ния (в миру Феоду́лия) Суздальская, княжна.
Пре­по­доб­ная Ев­фро­си­ния, княж­на Суз­даль­ская, ро­ди­лась в 1212 го­ду. В Свя­том Кре­ще­нии но­си­ла имя Фе­о­ду­лия и бы­ла стар­шей до­че­рью свя­то­го му­че­ни­ка Ми­ха­и­ла, ве­ли­ко­го кня­зя Чер­ни­гов­ско­го (па­мять 20 сен­тяб­ря). Бла­го­вер­ный князь Ми­ха­ил и его су­пру­га Фе­о­фа­ния дол­го не име­ли де­тей и ча­сто по­се­ща­ли Ки­е­во-Пе­чер­скую оби­тель, где мо­ли­лись Гос­по­ду о да­ро­ва­нии им чад. Бла­го­вер­ная княж­на Ев­фро­си­ния бы­ла их пер­вой до­че­рью, ис­про­шен­ной у Гос­по­да в мо­лит­вах. Три­жды яв­ляв­ша­я­ся им Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца со­об­ща­ла, что их мо­лит­ва услы­ша­на и Гос­подь да­ру­ет им дочь.
Фе­о­ду­лия вос­пи­ты­ва­лась в глу­бо­кой ве­ре и бла­го­че­стии. На ее вос­пи­та­ние боль­шое вли­я­ние ока­зы­вал об­ра­зо­ван­ный бо­ярин Фе­о­дор (па­мять 20 сен­тяб­ря). Раз­но­сто­рон­нее об­ра­зо­ва­ние и ред­кая кра­со­та княж­ны при­вле­ка­ли мно­гих.
Княж­на бы­ла со­сва­та­на за свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Фе­о­до­ра († 1233; па­мять 5 июня), бра­та свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го, но же­них ее скон­чал­ся в са­мый день свадь­бы. Княж­на оста­лась в Суз­даль­ском жен­ском мо­на­сты­ре в честь По­ло­же­ния Ри­зы Бо­жи­ей Ма­те­ри, где вско­ре при­ня­ла по­стриг с име­нем Ев­фро­си­ния в честь Ев­фро­си­нии Алек­сан­дрий­ской.
Со­всем еще юная ино­ки­ня с уди­ви­тель­ной рев­но­стью ис­пол­ня­ла пра­ви­ла мо­на­ше­ской жиз­ни, за­мет­но пре­вос­хо­дя осталь­ных на­сель­ниц оби­те­ли твер­до­стью ра­зу­ма, ду­хов­ной зре­ло­стью и край­ней воз­дер­жан­но­стью. По­движ­ни­цу по­се­тил Сам Гос­подь, за­по­ве­дав ей бодр­ство­вать и утвер­ждать­ся в по­дви­ге. Пре­по­доб­ная Ев­фро­си­ния до кон­ца зем­ной жиз­ни со­блю­да­ла на­став­ле­ния Спа­си­те­ля, пре­одолев бес­чис­лен­ное мно­же­ство ко­вар­ных ис­ку­ше­ний. О ред­кой по­движ­ни­че­ской жиз­ни пре­по­доб­ной Ев­фро­си­нии вско­ре узна­ли в Суз­да­ле и за его пре­де­ла­ми. Мно­же­ство на­ро­да по­се­ща­ло оби­тель, чтобы услы­шать по­уче­ния пре­по­доб­ной Ев­фро­си­нии о люб­ви, мо­лит­ве, по­слу­ша­нии и сми­ре­нии. Ча­сто по­сле та­ких бе­сед мно­гие при­ни­ма­ли ино­че­ский об­раз и на­чи­на­ли бо­лее рев­ност­ное слу­же­ние Бо­гу. Са­ма игу­ме­ния мо­на­сты­ря при­бе­га­ла к со­ве­там пре­по­доб­ной. По прось­бе по­движ­ни­цы сест­ры оби­те­ли бы­ли раз­де­ле­ны на две по­ло­ви­ны: ино­кинь-дев­ствен­ниц и ино­кинь-вдо­виц. Это спо­соб­ство­ва­ло ду­хов­но­му воз­рас­та­нию и утвер­жде­нию в чи­сто­те се­стер мо­на­сты­ря. По­сле кон­чи­ны игу­ме­нии на­сто­я­тель­ство при­ня­ла пре­по­доб­ная Ев­фро­си­ния.
В осо­бом от­кро­ве­нии Гос­подь пред­ска­зал бла­жен­ной игу­ме­нии о му­че­ни­че­ской кон­чине ее род­но­го от­ца, а так­же о на­ше­ствии та­тар на Русь. В 1238 го­ду несмет­ные пол­чи­ща та­та­ро-мон­го­лов дей­стви­тель­но на­па­ли на Рус­ское го­су­дар­ство. Уни­что­жая всё на сво­ем пу­ти, они по­до­шли к Суз­да­лю. Го­род ими был пол­но­стью раз­ру­шен и со­жжен, и толь­ко оби­тель пре­по­доб­ной Ев­фро­си­нии уце­ле­ла по ее мо­лит­вам.
Пре­по­доб­ная пре­ста­ви­лась к Бо­гу 25 сен­тяб­ря 1250 го­да. У ее гро­ба ве­ру­ю­щие про­дол­жа­ли по­лу­чать бла­го­дат­ную по­мощь в ис­це­ле­нии раз­лич­ных неду­гов. 18 сен­тяб­ря 1698 го­да по бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Адри­а­на мит­ро­по­лит Суз­даль­ский Ила­ри­он со­вер­шил про­слав­ле­ние пре­по­доб­ной Ев­фро­си­нии.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-evfrosinija-v-miru-feodulija-suzdalskaja

☦️
Преставление преподобного Сергия Радонежского.

Как ко­рабль, обре­ме­нен­ный мно­же­ством со­кро­вищ, ти­хо при­бли­жа­ет­ся к доб­ро­му при­ста­ни­щу, так бо­го­нос­ный Сер­гий при­бли­жал­ся к ис­хо­ду из сей вре­мен­ной жиз­ни. Вид смер­ти не стра­шил его, по­то­му что он го­то­вил­ся к ней по­дви­га­ми всей сво­ей жиз­ни. Ему бы­ло уже за 70 лет. Непре­стан­ные тру­ды из­ну­ри­ли его стар­че­ские си­лы, но он ни­ко­гда не опус­кал ни од­ной служ­бы Бо­жи­ей и «чем боль­ше со­ста­ре­вал­ся воз­рас­том, тем боль­ше об­нов­лял­ся усер­ди­ем», по­да­вая со­бою юным по­учи­тель­ный при­мер.
За пол­го­да до кон­чи­ны ве­ли­кий по­движ­ник удо­сто­ил­ся от­кро­ве­ния о вре­ме­ни сво­е­го от­ше­ствия к Бо­гу. Он со­звал к се­бе бра­тию и в при­сут­ствии всех пе­ре­дал управ­ле­ние оби­те­лью прис­но­му уче­ни­ку сво­е­му пре­по­доб­но­му Ни­ко­ну (па­мять 17/30 но­яб­ря), а сам на­чал без­молв­ство­вать. На­сту­пил сен­тябрь 1391 го­да, и пре­по­доб­ный ста­рец тяж­ко за­бо­лел… Еще раз со­брал он во­круг се­бя всех уче­ни­ков сво­их и еще раз про­стер к ним свое по­след­нее по­уче­ние.
Сколь­ко про­сто­ты и си­лы в этом пред­смерт­ном по­уче­нии уми­ра­ю­ще­го от­ца ино­ков! Сколь­ко люб­ви к тем, ко­то­рых остав­ля­ет! Он же­лал и за­по­ве­дал, чтобы его ду­хов­ные де­ти шли тем же пу­тем к Цар­ству Небес­но­му, ка­ким ше­ство­вал он сам в про­дол­же­ние всей сво­ей жиз­ни. Преж­де все­го он учил их пре­бы­вать в пра­во­сла­вии: «ос­но­ва­ни­ем вся­ко­го доб­ро­го де­ла, вся­ко­го доб­ро­го на­ме­ре­ния, по уче­нию сло­ва Бо­жия, долж­на быть ве­ра; без ве­ры уго­дить Бо­гу невоз­мож­но. Но ве­ра пра­во­слав­ная, ос­но­ван­ная на уче­нии апо­сто­лов и от­цов, чуж­дая вы­со­ко­мудр­ство­ва­ния, ко­то­рое ча­сто ве­дет к ма­ло­ве­рию и неве­рию и сби­ва­ет с пу­ти спа­се­ния». Да­лее пре­по­доб­ный за­ве­щал бра­тии хра­нить еди­но­мыс­лие, блю­сти чи­сто­ту ду­шев­ную и те­лес­ную и лю­бовь нели­це­мер­ную, со­ве­то­вал уда­лять­ся от злых по­хо­тей, пред­пи­сы­вал уме­рен­ность в пи­ще и пи­тии, сми­ре­ние, стран­но­лю­бие и все­це­лое ис­ка­ние гор­не­го, небес­но­го, с пре­зре­ни­ем су­е­ты жи­тей­ской. Он мно­гое на­пом­нил им из то­го, что го­во­рил преж­де, и на­ко­нец за­по­ве­дал не по­гре­бать его в церк­ви, а по­ло­жить на об­щем клад­би­ще, вме­сте с про­чи­ми усоп­ши­ми от­ца­ми и бра­ти­я­ми.
Без­молв­но сто­я­ли с по­ник­ши­ми гла­ва­ми скор­бя­щие ча­да Сер­ги­е­вы и с бо­лью сер­деч­ной вни­ма­ли по­след­ним на­став­ле­ни­ям лю­би­мо­го стар­ца. Осо­бен­но груст­но им бы­ло слы­шать по­след­нюю во­лю сво­е­го сми­рен­но­го игу­ме­на от­но­си­тель­но ме­ста его по­след­не­го по­коя. Один вид мо­ги­лы его в хра­ме Бо­жи­ем сре­ди со­бо­ра мо­ля­щих­ся бра­тий мог бы слу­жить для них неко­то­рым уте­ше­ни­ем. Но ста­рец не же­лал это­го, а уче­ни­ки не хо­те­ли огор­чать его сми­ре­ние сво­им про­ти­во­ре­чи­ем, и вся­кое сло­во неволь­но за­ми­ра­ло на их устах. «Не скор­би­те, ча­да мои, – с лю­бо­вью уте­шал их ста­рец, – я от­хо­жу к Бо­гу, ме­ня при­зы­ва­ю­ще­му, и вас по­ру­чаю Все­мо­гу­ще­му Гос­по­ду и Пре­чи­стой Его Ма­те­ри: Она бу­дет вам при­бе­жи­щем и сте­ной от стрел вра­жи­их!».
Пе­ред са­мым ис­хо­дом ду­ши сво­ей ста­рец по­же­лал в по­след­ний раз при­об­щить­ся Пре­чи­сто­го Те­ла и Кро­ви Хри­сто­вых. Весь ис­пол­нен­ный бла­го­дат­но­го уте­ше­ния, он воз­вел го­ре свои сле­зя­щи­е­ся от ра­до­сти очи и еще раз, при по­мо­щи уче­ни­ков, про­стер к Бо­гу свои пре­по­доб­ные ру­ки… «В ру­це Твои пре­даю дух мой, Гос­по­ди!» – ти­хо про­из­нес свя­той ста­рец и в ды­ха­нии сей мо­лит­вы ото­шел чи­стой сво­ей ду­шой ко Гос­по­ду, Ко­то­ро­го от юно­сти воз­лю­бил.
Это бы­ло 25 сен­тяб­ря 1392 го­да.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-sergij-radonezhskij

☦️
Перенесение мощей свт. Германа Казанского.

6 но­яб­ря 1567 го­да святитель скон­чал­ся. Его по­хо­ро­ни­ли в церк­ви свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Го­стун­ско­го. По прось­бе жи­те­лей го­ро­да Сви­яжск мо­щи свя­ти­те­ля в 1592 го­ду бы­ли пе­ре­не­се­ны из Моск­вы в Сви­яж­ский Успен­ский мо­на­стырь. Гроб его встре­чал свя­ти­тель Ер­мо­ген, то­гда мит­ро­по­лит Ка­зан­ский.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-german-kazanskij-i-svijazhskij

☦️
Преподобная Досифе́я (Тяпкина), Киевская, затворница.
В пят­на­дца­том ве­ке на юж­ных под­сту­пах к Ки­е­ву, на Ки­тай-го­ре мо­на­хи Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры со­зда­ют пе­щер­ный мо­на­стырь, а за­тем и Лавр­ский скит. Под­ви­за­лось здесь нема­ло ве­ли­ких стар­цев, но са­мым зна­ме­ни­тым был пре­по­доб­ный До­си­фей, про­сла­вив­ший­ся в ХVIII ве­ке сво­и­ми ве­ли­ки­ми по­дви­га­ми. Ни­кто и не по­до­зре­вал, что под име­нем стар­ца До­си­фея дол­гие го­ды скры­ва­лась пра­во­слав­ная по­движ­ни­ца Да­рья!
Ро­ди­лась она в 1721 го­ду в се­мье бо­га­тых и знат­ных ря­зан­ских дво­рян Тяп­ки­ных. Род свой ве­ли они от ге­роя Ку­ли­ков­ской бит­вы Ва­си­лия Вар­госа, став­ше­го по­том лю­би­мым окольни­чим Ди­мит­рия Дон­ско­го. Нераз­рыв­ные ду­хов­ные свя­зи со­еди­ня­ли дво­рян Тяп­ки­ных с ро­дом свя­то­го кня­зя. Ба­буш­ка Да­рьи ушла под ста­рость из ми­ра в жен­ский Свя­то-Воз­не­сен­ский мо­на­стырь, на­хо­див­шей­ся в Мос­ков­ском Крем­ле, и ста­ла ман­тий­ной мо­на­хи­ней Пор­фи­ри­ей. Ко­гда де­воч­ке ис­пол­ни­лось два го­да, ро­ди­те­ли с ма­лень­кой Да­рьей от­пра­ви­лись на бо­го­мо­лье в Сер­ги­е­ву Лав­ру. Про­ез­дом через Моск­ву они на­ве­сти­ли в Воз­не­сен­ском мо­на­сты­ре ба­буш­ку, мо­на­хи­ню Пор­фи­рию, ко­то­рая упро­си­ла ро­ди­те­лей оста­вить внуч­ку при ней, дабы мо­лит­ва­ми упра­вить бла­гой путь жиз­ни ре­бен­ка. Мо­на­ше­ская жизнь с ран­не­го дет­ства оста­ви­ла глу­бо­кий след в со­зна­нии Да­рьи и по­вли­я­ла на всю ее даль­ней­шую жизнь, тем бо­лее что ду­ша у де­воч­ки бы­ла до край­но­сти чут­кой и тре­пет­ной, ми­ло­серд­ной ко всем. Мо­ли­лась Да­рья, как взрос­лая, ни­ка­ких по­бла­жек: вы­ста­и­ва­ла длин­ные мо­на­стыр­ские служ­бы вме­сте со все­ми, кла­ла по­кло­ны сколь­ко на­до, осе­няя се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем. Пя­ти­лет­няя Да­рья стро­го дер­жа­ла по­сты, по сре­дам и пят­ни­цам вку­ша­ла толь­ко хлеб и во­ду. Ра­но вы­учи­лась гра­мо­те и ве­че­ра­ми чи­та­ла ба­буш­ке Еван­ге­лие.
В мо­на­сты­ре Да­рья про­жи­ла семь лет. А по­том при­шло вре­мя за­брать де­воч­ку до­мой на свет­ское вос­пи­та­ние, как и по­ло­же­но бы­ло при ее дво­рян­ском про­ис­хож­де­нии. Но­вая жизнь об­ру­ши­лась на Да­рью бес­смыс­лен­ным, ник­чем­ным гру­зом. Пу­стая тра­та вре­ме­ни при­шлась де­воч­ке не по серд­цу и вы­зы­ва­ла лишь жа­лость ко взрос­лым. Окру­жа­ю­щие ее лю­ди, в свою оче­редь, то­же недо­уме­ва­ли: бо­га­тая, а хо­дит, как кре­стьян­ка, ба­ры­ня, а спит на дос­ке, под го­ло­ву се­но кла­дет да еще с бед­ня­ка­ми тра­пе­зу де­лит и раз­го­ва­ри­ва­ет как с рав­ны­ми. Чужд был бо­га­тый ро­ди­тель­ский дом, пол­ный го­стей, бол­тов­ня се­стер, глу­пые меч­ты о за­вид­ных же­ни­хах, укра­ше­ни­ях и на­ря­дах. Не нуж­но бы­ло Да­рье и свет­ское об­ра­зо­ва­ние, ко­то­рое непре­мен­но хо­те­ли дать ей ро­ди­те­ли-дво­ряне. Для это­го пред­по­ла­га­лось вы­пи­сать для юной за­твор­ни­цы из сто­ли­цы бой­кую учи­тель­ни­цу – фран­цу­жен­ку… По­след­ней кап­лей ста­ли раз­го­во­ры о знат­ном же­ни­хе. И Да­рья сде­ла­ла свой вы­бор.
Од­на­жды в сол­неч­ный май­ский день Да­рья по­про­си­лась пой­ти с сест­ра­ми в лес. Для нее это бы­ло един­ствен­ной воз­мож­но­стью уй­ти из до­ма. И она, ни о чем не со­жа­лея, ушла на­все­гда – от до­ма, от ро­ди­те­лей, от близ­ких ей лю­дей… от чуж­дой ей жиз­ни. Сколь­ко ни зва­ли ее сест­ры, сколь­ко ни аука­ли, так и вер­ну­лись в сле­зах до­мой без млад­шей сест­ры.
Сна­ча­ла ре­ши­ла она пой­ти в Воз­не­сен­ский мо­на­стырь к сво­ей ба­буш­ке. Но по­ду­мав, что род­ствен­ни­ки най­дут ее там и си­лой вер­нут на­зад, по­сту­пи­ла ина­че. Да­рья остриг­ла во­ло­сы, при­об­ре­ла на ба­за­ре муж­скую одеж­ду и, пе­ре­одев­шись в про­сто­го кре­стьян­ско­го маль­чи­ка, на­пра­ви­лась в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру. Дол­гое пу­те­ше­ствие из­ме­ни­ло ее ли­цо, оно огру­бе­ло, ста­ло смуг­лым от па­ля­ще­го солн­ца, го­лос охрип, те­ло ис­ху­да­ло до невоз­мож­но­сти. Те­перь ни­кто не смог бы при­знать в ней преж­нюю кра­са­ви­цу Да­рью. Она на­зва­лась бег­лым кре­стья­ни­ном До­си­фе­ем (по-гре­че­ски До­си­фей озна­ча­ет «бо­гом дан­ный»). По­со­ве­то­вав­шись, стар­цы раз­ре­ши­ли ей пре­бы­вать в Лав­ре тай­но, но не ино­ком, а про­сто по­слуш­ни­ком. Сколь­ко осто­рож­но­сти, сколь­ко си­лы во­ли по­тре­бо­ва­лось Да­рье, чтобы ни­кто не до­га­дал­ся, что она де­вуш­ка.
Так про­шло три го­да. Од­на­жды в Лав­ру в по­ис­ках про­пав­шей до­че­ри при­е­ха­ла мать Да­рьи. Дол­го мо­ли­лась она у мо­щей свя­тых угод­ни­ков Бо­жьих. Во вре­мя служ­бы за­ме­ти­ла мо­ло­до­го по­слуш­ни­ка. Ма­те­рин­ское серд­це без­оши­боч­но уга­да­ло лю­би­мое ча­до, и она по­про­си­ла мо­на­хов, чтобы юный по­слуш­ник при­шел к ним по­сле служ­бы в го­сти­ни­цу. Но ре­ши­тель­ная Да­рья, не по­да­вая ви­ду, ми­гом со­бра­лась, на­ки­ну­ла ко­том­ку на пле­чи и сно­ва пу­сти­лась в путь.
На­чал­ся бес­при­мер­ный по­движ­ни­че­ский путь по­слуш­ни­ка До­си­фея на ро­ди­ну ино­че­ства, в Ки­е­во-Пе­чер­скую Лав­ру. Через два ме­ся­ца он уже сто­ял пе­ред ее на­сто­я­те­лем и рас­ска­зы­вал, что с ран­не­го дет­ства меч­тал стать мо­на­хом. Бес­пас­порт­но­го бег­ле­ца от­ка­за­лись при­нять в чис­ло бра­тии. В по­ис­ках убе­жи­ща До­си­фей при­хо­дит в окру­жен­ную ле­са­ми Ки­та­ев­скую пу­стынь, где из­дав­на се­ли­лись пра­во­слав­ные по­движ­ни­ки. До­си­фей под­нял­ся на са­мый верх го­ры и ру­ка­ми вы­рыл се­бе в зем­ле пе­ще­ру. В ней он про­жил 17 лет. Пи­тал­ся он толь­ко хле­бом, ко­то­рый из­ред­ка при­но­си­ли ему ино­ки из Ки­та­е­вой пу­сты­ни, мхом и кор­ня­ми.
Сла­ва о про­зор­ли­вом и муд­ром от­шель­ни­ке раз­ле­та­лась по го­ро­дам и ве­сям Рос­сий­ской им­пе­рии. Ты­ся­чи лю­дей при­хо­ди­ли к нему за по­мо­щью. Вель­мо­жи и ни­щие, ста­ри­ки и под­рост­ки при­бе­га­ли к это­му ве­ли­ко­му уте­ши­те­лю. Но ни­кто из па­лом­ни­ков не ви­дел его ли­ца. Он ни­ко­гда не по­ки­дал пе­ще­ры и ни­ко­го не впус­кал к се­бе. С при­хо­дя­щи­ми к нему за со­ве­том и бла­го­сло­ве­ни­ем бе­се­до­вал толь­ко через ма­лень­кое око­шеч­ко. Ис­клю­че­ние бы­ло сде­ла­но толь­ко для го­су­да­ры­ни им­пе­ра­три­цы Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны, по­се­тив­шей ки­ев­ские свя­ты­ни в 1744 го­ду вме­сте с на­след­ни­ком пре­сто­ла Пет­ром Фе­до­ро­ви­чем и его неве­стой Ека­те­ри­ной, бу­ду­щей им­пе­ра­три­цей. Чтобы им­пе­ра­три­ца смог­ла пеш­ком под­нять­ся на­верх Ки­тай-го­ры в пе­ще­ру До­си­фея, мо­на­хи сроч­но вби­ли в уз­кую тро­пин­ку мно­же­ство де­ре­вян­ных сту­пе­нек.
Дол­гое вре­мя бе­се­до­вал пре­по­доб­ный До­си­фей с ца­ри­цей. Чи­тал и про­зре­вал ста­рец в ее серд­це. На всю жизнь за­пом­ни­ла она свою по­ка­ян­ную ис­по­ведь у та­ин­ствен­но­го за­твор­ни­ка и его со­ве­ты о бу­ду­щем тро­на, о вы­бо­ре пре­сто­ло­на­след­ни­ка и его ро­ли в ис­то­рии Рос­сии…
До­си­фей поль­зо­вал­ся боль­шим ува­же­ни­ем у ки­ев­ских ар­хи­ере­ев и мо­на­ше­ской бра­тии, но да­же не был по­стри­жен в ря­со­фор – пер­вый чин мо­на­ше­ства. Ели­за­ве­та Пет­ров­на по­ве­ле­ла немед­лен­но со­вер­шить об­ряд по­стри­же­ния и са­ма при­сут­ство­ва­ла на нем. При по­стри­ге по­движ­ни­ку бы­ло да­но то же са­мое имя – До­си­фей…
Все это вре­мя дво­ряне Тяп­ки­ны не пе­ре­ста­ва­ли ис­кать свою дочь по раз­ным оби­те­лям Рос­сии. Од­на­жды к про­зор­ли­во­му стар­цу при­е­ха­ла на го­ру Ки­тай его род­ная сест­ра Ага­фья, чтобы узнать о судь­бе про­пав­шей Да­рьи. Через уз­кое око­шеч­ко бла­го­сло­вил До­си­фей свою сест­ру и успо­ко­ил: Да­рья ста­ла мо­на­хи­ней, слу­жит Гос­по­ду, жи­вет вы­со­кой ду­хов­ной жиз­нью. У нее свой путь, и ис­кать ее боль­ше не на­до. Имен­но от преп. До­си­феи по­лу­чил в Ки­та­е­во бла­го­сло­ве­ние ид­ти в Са­ров­скую оби­тель бу­ду­щий ве­ли­кий ста­рец преп. Се­ра­фим.
Ко­гда в Рос­сий­ской им­пе­рии бы­ло за­пре­ще­но от­шель­ни­че­ство, пре­по­доб­ная пе­ре­се­ли­лась на Даль­ние пе­ще­ры в Лав­ре, где ей на­зна­чи­ли ке­лей­ни­ка по име­ни Фе­о­фан (бу­ду­ще­го из­вест­но­го со­ло­вец­ко­го по­движ­ни­ка). Од­на­жды До­си­фей по­слал Фе­о­фа­на при­не­сти ла­да­ну и стал раз­да­вать его по ку­соч­кам каж­до­му из при­хо­дя­щих. «Лю­ди ста­нут па­дать на до­ро­ге, уми­рать как му­хи… Но вы не па­дай­те ду­хом, де­ти, а мо­ли­тесь!..» И дей­стви­тель­но, в кон­це 1770 го­да на Укра­ине слу­чи­лась мо­ро­вая яз­ва. Мно­гих ско­си­ла она, да­же ино­ки в Лав­ре не спас­лись. Уце­ле­ли те лю­ди, ко­то­рым До­си­фей по­дал ла­дан и бла­го­сло­вил мо­лить­ся.
За день до сво­ей кон­чи­ны пре­по­доб­ный До­си­фей вы­шел из за­тво­ра и по­шел по ке­ллиям: про­щать­ся с бра­ти­ей. Пе­ред каж­дым ино­ком па­дал ста­рец на ко­ле­ни и со сле­за­ми про­сил про­ще­ния. Про­стив­шись со всей оби­те­лью, он за­тво­рил­ся в сво­ей кел­лии, чтобы про­ве­сти по­след­ние ча­сы в мо­лит­ве. Скон­чал­ся До­си­фей 25 сен­тяб­ря 1776 го­да на 56-м го­ду жиз­ни. На­прас­но на­ут­ро сту­чал по­слуш­ник в его дверь. Ни­кто не от­клик­нул­ся. Ко­гда же мо­на­хи во­шли в кел­лию, гла­зам их пред­ста­ви­лась по­ра­зи­тель­ная кар­ти­на: ти­хо теп­ли­лась лам­па­да, пе­ред ико­ной сто­ял на ко­ле­нях До­си­фей и как буд­то мо­лил­ся (точ­но так же в 1833 го­ду отой­дет к Гос­по­ду и пре­по­доб­ный Се­ра­фим Са­ров­ский) – пра­вая ру­ка по­чив­ше­го стар­ца под­ня­та вверх в крест­ном зна­ме­нии. В ле­вой – за­жа­та за­пис­ка, адре­со­ван­ная бра­тии: «Те­ло мое при­го­тов­ле­но к от­ше­ствию в веч­ную жизнь. Мо­лю вас, не от­кры­вая, пре­дать его по­гре­бе­нию».
За­ве­ща­ние стар­ца ис­пол­ни­ли в точ­но­сти. Ни­кто не по­смел об­на­жить мно­го­труд­ное те­ло и об­мыть его. С бла­го­го­ве­ни­ем по­греб­ли его ино­ки в мо­на­стыр­ской огра­де на се­вер­ной сто­роне Свя­то-Тро­иц­кой церк­ви.
Нет ни­че­го тай­но­го, что не ста­ло бы яв­ным. Спу­стя несколь­ко лет Ага­фья Тяп­ки­на сно­ва при­е­ха­ла в Ки­та­ев­скую пу­стынь, очень рас­стро­и­лась, не за­став стар­ца в жи­вых. По­про­си­ла взгля­нуть на его порт­рет, узна­ла свою сест­ру Да­рью и по­те­ря­ла со­зна­ние. Так ста­ло из­вест­но, что ве­ли­кий за­твор­ник Ки­та­ев­ской пу­сты­ни был не муж­чи­ной, а де­ви­цей – пре­по­доб­ной До­си­фе­ей.

☦️
Исповедник Николай Розов пресвитер.
Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Ро­зов ро­дил­ся в 1879 го­ду в Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. Был ру­ко­по­ло­жен в 1902 го­ду во иерея, слу­жил он в раз­ных хра­мах в Яро­слав­ской гу­бер­нии. Од­новре­мен­но был за­ве­ду­ю­щим и за­ко­но­учи­те­лем цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы. С 1922 го­да отец Ни­ко­лай слу­жил в Свя­то-Ду­хов­ской церк­ви в Яро­слав­ле. В том же го­ду он за­кон­чил Ар­хео­ло­ги­че­ский ин­сти­тут. В сле­ду­ю­щем го­ду про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Ро­зов стал лич­ным сек­ре­та­рем мит­ро­по­ли­та Иоси­фа (Пет­ро­вых). В 1930 го­ду он был аре­сто­ван. В об­ви­не­нии ска­за­но, что он «ру­ко­во­дил неле­галь­ным сест­ри­че­ством при Свя­то-Ду­хов­ской церк­ви и ор­га­ни­зо­вы­вал де­неж­ные сбо­ры для за­клю­чен­ных». При­го­во­ри­ли его к 3 го­дам ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вых ла­ге­рей. Конц­ла­герь, в ко­то­ром отец Ни­ко­лай от­бы­вал за­клю­че­ние име­но­вал­ся сов­хо­зом «Ги­гант». Сна­ча­ла он был на­прав­лен на чер­ные ра­бо­ты, но по­том вслед­ствие бо­лез­ни его пе­ре­ве­ли на ра­бо­ту в кон­то­ре. Ра­бо­тал он ста­ра­тель­но, по­это­му его осво­бо­ди­ли до­сроч­но. Вер­нув­шись до­мой в 1933 го­ду, он дол­го не мог по­лу­чить про­пис­ки, и по­се­лил­ся в Ры­бин­ске у бра­та, свя­щен­ни­ка Ва­си­лия Ро­зо­ва. Отец Ни­ко­лай к то­му вре­ме­ни был бо­лен дис­тро­фи­ей и цин­гой, и боль­ше уже не слу­жил. Через несколь­ко лет он смог вер­нуть­ся в свою се­мью в Яро­славль. Скон­чал­ся про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Ро­зов в 8 ок­тяб­ря 1941 го­да.

☦️
Священномученик Алекса́ндр Смирнов пресвитер.
Священномученик Фео́дор Ремизов пресвитер.

Отец Алек­сандр Смир­нов и отец Фе­о­дор Ре­ми­зов бы­ли свя­щен­ни­ка­ми двух, рас­по­ло­жен­ных в по­лу­вер­сте друг от дру­га церк­вей се­ла Вы­ше­го­род Ве­рей­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. Эти пас­ты­ри жи­ли и слу­жи­ли ря­дом, и пре­тер­петь му­че­ни­че­скую кон­чи­ну им до­ве­лось вме­сте.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся в 1875 го­ду в се­мье по­чет­но­го граж­да­ни­на Ва­си­лия Смир­но­ва. В 1898 го­ду Алек­сандр Ва­си­лье­вич окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и по­сту­пил за­ко­но­учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу в се­ле Кругли­но Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. В 1903 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка в Кре­сто­воз­дви­жен­ской церк­ви се­ла Вы­ше­го­род Ве­рей­ско­го уез­да. Храм был по­стро­ен в 1754 го­ду тща­ни­ем гра­фа Алек­сандра Ива­но­ви­ча Шу­ва­ло­ва. В 1913 го­ду ста­ра­ни­я­ми мест­но­го по­ме­щи­ка Шлип­пе при хра­ме был вы­стро­ен дом для пса­лом­щи­ка, а свя­щен­ник жил в по­ме­ще­нии, при­над­ле­жав­шем то­му же по­ме­щи­ку, бес­плат­но. Храм на­хо­дил­ся в че­тыр­на­дца­ти вер­стах от го­ро­да Ве­реи и по­лу­вер­сте от Ри­зо­по­ло­жен­ской церк­ви. У при­хо­да бы­ла цер­ков­но­при­ход­ская шко­ла в де­ревне Па­но­во и зем­ская шко­ла в де­ревне Сот­ни­ко­во.
В 1903-1904 го­дах отец Алек­сандр был за­ко­но­учи­те­лем в Сот­ни­ков­ской зем­ской шко­ле, а с 1904 го­да – за­ко­но­учи­те­лем и за­ве­ду­ю­щим Па­нов­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­лой. В фев­ра­ле 1911 го­да он был из­бран чле­ном бла­го­чин­ни­че­ско­го со­ве­та.
За про­сто­ту в об­ра­ще­нии и ми­ло­сер­дие отец Алек­сандр был лю­бим сво­и­ми при­хо­жа­на­ми. Ко­гда ко­му-ни­будь из них тре­бо­ва­лась по­мощь, он ока­зы­вал ее про­сто и без со­мне­ний. Неукос­ни­тель­но ис­пол­нял цер­ков­ный устав, не до­пус­кая со­кра­ще­ний или от­ступ­ле­ний в служ­бах, за что поль­зо­вал­ся боль­шим ува­же­ни­ем ста­ро­об­ряд­цев, ко­то­рых мно­го то­гда жи­ло в этом уез­де. Был на­де­лен от Бо­га кра­си­вым и силь­ным го­ло­сом, так что цер­ков­ное на­чаль­ство не раз хо­те­ло пе­ре­ве­сти его в Моск­ву в один из со­бор­ных хра­мов.
В 1918 го­ду со­вет­ская власть из­да­ла де­крет об от­де­ле­нии Церк­ви от го­су­дар­ства, по­доб­ный ан­ти­хри­сти­ан­ским эдик­там язы­че­ских им­пе­ра­то­ров Ри­ма, ста­вив­ших сво­ей це­лью уни­что­же­ние Церк­ви. Де­крет со­вет­ской вла­сти за­пре­щал лю­бую фор­му про­по­ве­ди, что под­ра­зу­ме­ва­ло да­же и но­ше­ние свя­щен­ни­ком ря­сы вне хра­ма. Кое-где угро­за­ми при­нуж­да­ли свя­щен­ни­ков из­ме­нить свой об­лик и, бы­ва­ло, за непод­чи­не­ние уби­ва­ли.
Мест­ные вла­сти по­тре­бо­ва­ли и от от­ца Алек­сандра, чтобы он пе­ре­стал хо­дить по се­лу в ря­се и остриг во­ло­сы. По­сле со­ве­та со сво­им стар­цем-свя­щен­ни­ком отец Алек­сандр ска­зал, что ни­ко­гда не под­чи­нит­ся без­за­кон­но­му рас­по­ря­же­нию и не от­ка­жет­ся от об­ли­ка пра­во­слав­но­го пас­ты­ря.
В Ве­рей­ском рай­оне осо­бой же­сто­ко­стью от­ли­чал­ся то­гда ми­ли­ци­о­нер Му­же­ров. Воз­му­щен­ные его зло­дей­ства­ми кре­стьяне, не най­дя на него упра­вы у мест­ных на­чаль­ни­ков, уби­ли его. В от­мест­ку из Моск­вы был по­слан от­ряд ка­ра­те­лей-ла­ты­шей чис­лом в пять­де­сят всад­ни­ков, ко­то­рые долж­ны бы­ли же­сто­ко­стью каз­ней устра­шить кре­стьян. Од­на­ко не толь­ко кре­стьян они со­би­ра­лись каз­нить, но и всех свя­щен­ни­ков, ко­то­рых удаст­ся за­хва­тить. И толь­ко от­ре­че­ние от Бо­га мог­ло спа­сти жизнь.
Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­дор ро­дил­ся в се­мье свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Ре­ми­зо­ва. Он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка в Ри­зо­по­ло­жен­ской церк­ви се­ла Вы­ше­го­род Ве­рей­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. Де­ре­вян­ная цер­ковь бы­ла по­стро­е­на в 1791 го­ду гра­фи­ней Ека­те­ри­ной Алек­сан­дров­ной Го­ло­ви­ной, урож­ден­ной Шу­ва­ло­вой. В хра­ме бы­ло два пре­сто­ла: один во имя По­ло­же­ния ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, дру­гой – во имя бес­среб­ре­ни­ков и чу­до­твор­цев Кос­мы и Да­ми­а­на. До­мов для свя­щен­ни­ка и пса­лом­щи­ка не бы­ло, и они жи­ли в на­ем­ных сы­рых и хо­лод­ных кре­стьян­ских из­буш­ках. По­ме­ще­ния эти, как со­об­ща­ют об этом кли­ро­вые ве­до­мо­сти, бы­ли ни­же вся­кой кри­ти­ки, но «за неиме­ни­ем дру­гих сво­бод­ных при­хо­ди­лось при­чту с се­мей­ства­ми ютить­ся в та­ких». До 1917 го­да в Ри­зо­по­ло­жен­ском хра­ме слу­жил брат от­ца Фе­о­до­ра, свя­щен­ник Алек­сандр Ре­ми­зов. У них с же­ной Алек­сан­дрой Еме­лья­нов­ной бы­ло ше­сте­ро де­тей; жить се­мье бы­ло негде, и отец Алек­сандр пе­ре­вел­ся на дру­гой при­ход, а на его ме­сто при­шел слу­жить его брат, у ко­то­ро­го де­тей не бы­ло.
14 но­яб­ря 1918 го­да в се­ле от­ме­чал­ся пре­столь­ный празд­ник – па­мять бес­среб­ре­ни­ков и чу­до­твор­цев Кос­мы и Да­ми­а­на, на ко­то­рый съе­ха­лось ду­хо­вен­ство и ми­ряне со всей окру­ги. По­сле ли­тур­гии, мо­леб­на и об­щей тра­пезы свя­щен­ни­ки разъ­е­ха­лись по при­хо­дам.
В тот же день, бли­же к ве­че­ру, в рас­по­ло­жен­ную ря­дом с Вы­ше­го­ро­дом де­рев­ню Но­вая Бо­ри­сов­ка въе­хал во­ору­жен­ный от­ряд ла­ты­шей. По пу­ти им по­встре­чал­ся цер­ков­ный сто­рож, и они за­ру­би­ли его.
Кре­стьяне, за­по­до­зрен­ные в убий­стве ми­ли­ци­о­не­ра, бы­ли без вся­ко­го су­да каз­не­ны.
Узнав, что отец Алек­сандр до­ма, ка­ра­те­ли по­сла­ли к нему фельд­ше­ри­цу, чтобы она при­гла­си­ла его в сель­со­вет.
– За­чем я пой­ду? – пря­мо и про­сто от­ве­тил свя­щен­ник. – Я ни в чем пе­ред вла­стью не ви­но­ват.
– Как хо­ти­те, – от­ве­ти­ла та и ушла, но в го­ло­се ее про­зву­ча­ла угро­за.
Же­на от­ца Алек­сандра со стар­шей до­че­рью Еле­ной ре­ши­ли са­ми пой­ти к сель­со­ве­ту, чтобы по­смот­реть, что там про­ис­хо­дит. В до­ме оста­лись лишь свя­щен­ник и его че­ты­рех­лет­ний сын Алек­сандр. Вско­ре раз­дал­ся гром­кий стук в дверь.
Отец Алек­сандр от­крыл, и сра­зу же дом на­пол­нил­ся во­ору­жен­ны­ми ла­ты­ша­ми. Они по­тре­бо­ва­ли:
– Со­би­рай­тесь, вас вы­зы­ва­ют к на­чаль­ни­ку.
– Я не мо­гу по­ки­нуть дом, где оста­ет­ся толь­ко ма­лень­кий маль­чик, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– Но на­чаль­ник не мо­жет ждать! – со зло­бою и угро­за­ми при­сту­пи­ли они. И уже са­ми бра­ли и за­жи­га­ли све­чи по­тол­ще.
Де­лать нече­го, да бу­дет во­ля Твоя! По­мо­лив­шись, отец Алек­сандр на­дел но­вую теп­лую ря­су, шап­ку и вы­шел на ули­цу.
Был ти­хий осен­ний ве­чер, недав­но вы­пал пер­вый сне­жок, и из тьмы све­том, сим­во­лом зем­ной чи­сто­ты, раз­ли­ва­лась во­круг бе­лиз­на. Дер­жа го­ря­щие све­чи, па­ла­чи ве­ли от­ца Алек­сандра по на­прав­ле­нию к сель­со­ве­ту, участь его бы­ла ре­ше­на. Как жи­во­го по­кой­ни­ка, пред­на­зна­чен­но­го для по­гре­бе­ния, со­про­вож­да­ло его ко­щун­ствен­ное ше­ствие ис­тя­за­те­лей. Им хо­те­лось над­ру­гать­ся над ним, осы­пать на­смеш­ка­ми, но они не сме­ли, сму­ти­лись, въяве ощу­тив бла­го­дат­ную си­лу иду­ще­го ря­дом свя­щен­ни­ка.
На пу­ти они встре­ти­ли иду­ще­го под кон­во­ем от­ца Фе­о­до­ра, и то­гда свя­щен­ни­кам объ­яви­ли, что они бу­дут сей­час каз­не­ны.
– То­гда на­до по­мо­лить­ся, – ска­зал отец Алек­сандр.
– Мо­лись, – раз­ре­шил на­чаль­ник от­ря­да.
Свя­щен­ни­ки, пре­кло­нив ко­ле­на, ста­ли мо­лить­ся Бо­гу. Бла­жен­на и свя­та кон­чи­на му­че­ни­ков, и све­то­за­рен непо­роч­ный Хри­стов жре­бий. По­лу­чив уве­ре­ние свы­ше о том, что ду­ша его бу­дет удо­сто­е­на му­че­ни­че­ско­го вен­ца, и да­же о бли­жай­шей уча­сти па­ла­чей, отец Алек­сандр ска­зал:
– Я го­тов. Те­перь де­лай­те со мной, что хо­ти­те, но знай­те, что все вы вско­ре по­гиб­не­те.
Толь­ко лишь он это ска­зал, па­лач взмах­нул шаш­кой и рас­сек ему го­ло­ву от пра­во­го вис­ка до те­ме­ни. Свя­щен­ник упал на ко­ле­ни и под­нял ру­ку для крест­но­го зна­ме­ния. По­сле­до­вал вто­рой удар шаш­кой. Но свя­щен­ник был жив. Па­ла­чи вы­стре­ли­ли в го­ло­ву и в шею и два­жды про­ткну­ли жи­вот шты­ком до спи­ны и еди­но­жды по­пе­рек от бо­ка до бо­ка.
Но ди­во! Свя­щен­ник был си­лою Бо­жи­ей жив. Страх на­пал на му­чи­те­лей. И то­гда один из них, по­дой­дя к от­цу Алек­сан­дру вплот­ную, на­нес по­след­ний удар – в серд­це.
По­сле это­го па­ла­чи при­сту­пи­ли к от­цу Фе­о­до­ру, ко­то­рый стал об­ли­чать их в же­сто­ко­сти и убий­ствах. В от­вет они на­ча­ли бить его по ли­цу, и ко­гда он упал, па­лач два­жды вы­стре­лил в него. Од­на пу­ля по­па­ла в ухо, дру­гая – в пле­чо. Отец Фе­о­дор был еще жив, но они не ста­ли его до­би­вать: та­ко­во бы­ло впе­чат­ле­ние от убий­ства без­вин­ных свя­щен­ни­ков, что ка­ра­те­ли спе­ши­ли по­ки­нуть ско­рей ме­сто каз­ни.
Кре­стья­нам в де­ревне они го­во­ри­ли:
– Ну и поп этот Алек­сандр, ни­ко­гда еще та­ких мы не ви­де­ли.
И да­лее рас­ска­за­ли об уча­сти, ко­то­рую он им пред­воз­ве­стил.
Сло­ва от­ца Алек­сандра ис­пол­ни­лись в точ­но­сти. Через несколь­ко дней весь от­ряд ка­ра­те­лей был уни­что­жен под се­лом Ба­ла­ба­но­вым.
Сви­де­те­ля­ми му­че­ни­че­ской кон­чи­ны свя­щен­ни­ков яви­лись некие го­ро­жане, ко­то­рые за­пас­лись в де­ревне про­дук­та­ми и со­би­ра­лись до­мой. За­ви­дев от­ряд ка­ра­те­лей, они спря­та­лись и из укры­тия на­блю­да­ли за про­ис­хо­дя­щим, но как толь­ко ка­ра­те­ли уеха­ли, опро­ме­тью бро­си­лись бе­жать, лишь через неко­то­рое вре­мя рас­ска­зав, как бы­ло де­ло.
На сле­ду­ю­щий день ра­но утром один из мест­ных жи­те­лей при въез­де в Но­вую Бо­ри­сов­ку услы­хал сто­ны. Он слез с ло­ша­ди и уви­дел ле­жа­ще­го на сне­гу от­ца Фе­о­до­ра. Непо­да­ле­ку об­на­ру­жил те­ло от­ца Алек­сандра. Он объ­явил об этом кре­стья­нам, но ко­гда они при­шли, отец Фе­о­дор уже скон­чал­ся.
На тре­тий день со­сто­я­лось от­пе­ва­ние и по­гре­бе­ние свя­щен­но­му­че­ни­ков. На по­хо­ро­ны со­бра­лось мно­же­ство на­ро­да. Сра­зу же по­сле убий­ства вла­сти из бо­яз­ни пе­ред на­ро­дом по­спе­ши­ли при­знать свя­щен­ни­ков неви­нов­ны­ми и при­сла­ли на по­гре­бе­ние сво­их пред­ста­ви­те­лей, ко­то­рые шли сре­ди при­хо­жан с бе­лым зна­ме­нем в знак неви­нов­но­сти му­че­ни­ков.
На де­вя­тый день по­сле кон­чи­ны отец Алек­сандр явил­ся во сне до­че­ри Елене и по­ве­лел ей со­брать остав­ши­е­ся на ме­сте уби­е­ния ко­сточ­ки го­ло­вы, ука­зав ей и са­мо ме­сто. При­мер­но через год по­сле кон­чи­ны он явил­ся сы­ну Алек­сан­дру, оде­тый в ри­зы осле­пи­тель­ной бе­лиз­ны.
В два­дца­тых го­дах дом свя­щен­ни­ка был со­жжен. Из все­го иму­ще­ства уце­ле­ла сре­ди пе­пе­ли­ща лишь фо­то­гра­фия от­ца Алек­сандра, об­го­рев­шая по кра­ям.
Мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ков Алек­сандра и Фе­о­до­ра бы­ли об­ре­те­ны 8 ок­тяб­ря 1986 го­да, и с тех пор все при­бе­гав­шие к мо­лит­вен­ной по­мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ков по­лу­ча­ли ее от ско­рых хо­да­та­ев и за­ступ­ни­ков.


Жития
Писание