⏳ 2023.10.03 (вт)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 18я по Пятидесятнице (глас 8й)
• вторник

☀️ неподвижный годовой круг:
3 октября (20 сентября)
• (попразднство Воздви́жения Честно́го и Животворящего Креста Господня)
• вмч. Евста́фия Плакиды, мц. Феопи́стии, мчч. Ага́пия, Феопи́ста (ок. 118)
• мчч. блгв. кн. Михаила Черниговского и боярина его Фео́дора (1245)
• прп. блгв. кн. Олега Брянского (ок. 1285)
• Собор святых Брянской митрополии
• сщмчч. Феокти́ста (Смельницкого), Александра (Тетюева) (1937)


☦️
Великомученик Евста́фий Плакида, жена его мученица Феопи́стия и чада их мученики Ага́пий и Феопи́ст.
Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Ев­ста­фий до Кре­ще­ния но­сил имя Пла­ки­да. Он был во­е­на­чаль­ни­ком при им­пе­ра­то­рах Ти­те (79–81) и Тра­яне (98–117). Еще не по­знав Хри­ста, Пла­ки­да тво­рил де­ла ми­ло­сер­дия, по­мо­гая всем бед­ству­ю­щим и страж­ду­щим. Гос­подь не оста­вил доб­ро­де­тель­но­го языч­ни­ка во мра­ке идо­ло­по­клон­ства.
Од­на­жды на охо­те он пре­сле­до­вал на быст­ром коне оле­ня, ко­то­рый оста­но­вил­ся, взбе­жав на вы­со­кую го­ру, и Пла­ки­да вдруг уви­дел меж­ду его ро­га­ми си­я­ю­щий Крест, а на нем – рас­пя­то­го Сы­на Бо­жия. По­ра­жен­ный Пла­ки­да услы­шал глас: «За­чем ты го­нишь Ме­ня, Пла­ки­да?» – «Кто Ты, Гос­по­ди, го­во­ря­щий со мною?» – в стра­хе спро­сил Пла­ки­да. И услы­шал в от­вет: «Я – Иисус Хри­стос, Бог, во­пло­тив­ший­ся ра­ди спа­се­ния лю­дей и пре­тер­пев­ший воль­ные стра­да­ния и Крест­ную смерть. Ты Ме­ня, не зная, по­чи­та­ешь, ибо твои доб­рые де­ла и обиль­ные ми­ло­сты­ни до­шли до Ме­ня. Явил­ся Я здесь, чтобы об­ра­тить и при­со­еди­нить те­бя к вер­ным ра­бам Мо­им. Ибо не хо­чу Я, чтобы че­ло­век, тво­ря­щий пра­вед­ные де­ла, по­гиб в се­тях вра­жи­их».
Пла­ки­да вос­клик­нул: «Гос­по­ди, я ве­рую, что Ты – Бог Неба и зем­ли, Тво­рец всех тва­рей. Мо­лю Те­бя, Гос­по­ди, на­учи ме­ня, что мне де­лать». И вновь про­зву­чал Бо­же­ствен­ный глас: «Иди к свя­ще­ни­ку хри­сти­ан­ско­му, при­и­ми от него Кре­ще­ние, и он на­ста­вит те­бя ко спа­се­нию».
С ра­до­стью Пла­ки­да вер­нул­ся до­мой, все рас­ска­зал жене; та, в свою оче­редь, по­ве­да­ла ему о том, как на­ка­нуне ей в та­ин­ствен­ном сно­ви­де­нии Кто-то ска­зал: «Ты, твой муж и твои сы­но­вья зав­тра при­де­те ко Мне и по­зна­е­те Ме­ня – Иису­са Хри­ста, Ис­тин­но­го Бо­га, по­сы­ла­ю­ще­го спа­се­ние лю­бя­щим Ме­ня». Су­пру­ги по­сту­пи­ли, как им бы­ло ве­ле­но. Они об­ра­ти­лись к хри­сти­ан­ско­му пре­сви­те­ру, ко­то­рый кре­стил все их се­мей­ство и всех при­ча­стил Свя­тых Та­ин. На сле­ду­ю­щий день свя­той Ев­ста­фий от­пра­вил­ся на ме­сто сво­е­го чу­дес­но­го об­ра­ще­ния и в го­ря­чих мо­лит­вах воз­бла­го­да­рил Гос­по­да, при­звав­ше­го его на путь спа­се­ния.
И опять свя­той Ев­ста­фий был удо­сто­ен чу­дес­но­го от­кро­ве­ния – Сам Бог пре­ду­пре­ждал его о пред­сто­я­щих ис­пы­та­ни­ях: «Ев­ста­фий, по­до­ба­ет те­бе на де­ле про­явить твою ве­ру. Те­бе, как Иову, пред­сто­ит пре­тер­петь мно­гие скор­би, чтобы, бу­дучи ис­ку­шен­ным, по­доб­но зо­ло­ту в гор­ни­ле, явить­ся до­стой­ным Ме­ня и при­нять ве­нец из рук Мо­их». Свя­той Ев­ста­фий сми­рен­но от­ве­чал: «Да бу­дет во­ля Твоя, Гос­по­ди, всё го­тов я при­нять из рук Тво­их с бла­го­да­ре­ни­ем, толь­ко бы Твоя все­силь­ная по­мощь бы­ла со мной».
Вско­ре на Ев­ста­фия об­ру­ши­лись бед­ствия: умер­ли все его слу­ги и пал весь скот. Ра­зо­рен­ный, но не упав­ший ду­хом, свя­той Ев­ста­фий с се­мьей по­ки­нул тай­но дом, чтобы жить в без­вест­но­сти, сми­ре­нии и ни­ще­те. На ко­раб­ле он на­пра­вил­ся в Еги­пет. Во вре­мя пла­ва­ния но­вое несча­стье по­стиг­ло свя­то­го. Хо­зя­ин ко­раб­ля, пре­льстив­шись кра­со­той же­ны Ев­ста­фия, без­жа­лост­но вы­са­дил его с детьми на бе­рег, а же­ну оста­вил у се­бя. В ве­ли­кой скор­би свя­той про­дол­жал свой путь, и но­вое го­ре раз­ра­зи­лось над ним. Пе­ре­хо­дя бур­ную ре­ку вброд, он пе­ре­но­сил по оче­ре­ди двух сво­их сы­но­вей, но по­ка он пе­ре­но­сил од­но­го – дру­го­го схва­тил на бе­ре­гу лев и унес в пу­сты­ню, а по­ка воз­вра­тил­ся к дру­го­му – то­го ута­щил в лес волк.
По­те­ряв всё, горь­ко пла­кал свя­той Ев­ста­фий. Но он со­зна­вал, что это Бо­же­ствен­ный Про­мысл по­слал ему эти несча­стья, чтобы ис­пы­тать его тер­пе­ние и пре­дан­ность во­ле Бо­жи­ей. В мо­лит­вах из­лив Бо­гу свое неутеш­ное го­ре, свя­той Ев­ста­фий по­шел даль­ше, сми­рен­но го­то­вый к но­вым ис­пы­та­ни­ям. В се­ле­нии Ва­дисс он на­нял­ся ра­бо­чим и пят­на­дцать лет про­вел в непре­рыв­ных тру­дах. И не знал то­гда свя­той Ев­ста­фий, что по ми­ло­сти Бо­жи­ей пас­ту­хи и зем­ле­паш­цы спас­ли его сы­но­вей, и они жи­ли ря­дом с ним; не знал он и то­го, что нече­сти­вый ко­ра­бель­щик был ско­ро на­ка­зан – он умер от же­сто­кой бо­лез­ни, а же­на свя­то­го Ев­ста­фия, остав­шись непри­кос­но­вен­ной, жи­ла в мир­ных тру­дах.
В то вре­мя им­пе­ра­то­ру Тра­я­ну при­шлось ве­сти труд­ную для Ри­ма вой­ну. Он вспом­нил доб­лест­но­го пол­ко­вод­ца Пла­ки­ду и от­пра­вил во­и­нов Ан­тио­ха и Ака­кия, дру­зей Пла­ки­ды, его разыс­кать.
Объ­е­хав мно­же­ство об­ла­стей, они при­шли в се­ле­ние, где жил свя­той Ев­ста­фий. Во­и­ны встре­ти­ли Ев­ста­фия в по­ле, где он сто­ро­жил хлеб, но не узна­ли его и ста­ли го­во­рить ему о том, ко­го ищут, про­ся его по­мо­щи и обе­щая боль­шую пла­ту. Но свя­той Ев­ста­фий, сра­зу узнав сво­их дру­зей, не от­кры­вал им сво­е­го име­ни. Он при­вел их в дом сво­е­го хо­зя­и­на и на­кор­мил. При­смат­ри­ва­ясь к нему, пут­ни­ки за­ме­ти­ли, что он очень по­хож на их пол­ко­вод­ца, а ко­гда уви­де­ли на его шее осо­бую при­ме­ту – след от глу­бо­кой бо­е­вой ра­ны, по­ня­ли, что пе­ред ни­ми – их друг. Они об­ня­ли его со сле­за­ми и рас­ска­за­ли, за­чем ис­ка­ли его. Свя­той Ев­ста­фий вер­нул­ся в Рим и вновь стал им­пе­ра­тор­ским во­е­на­чаль­ни­ком. Мно­го но­во­бран­цев при­шло к нему в вой­ско, и не ве­дал он, что два мо­ло­дых во­и­на-дру­га, ко­то­рым он ча­сто да­вал при­ка­за­ния и ко­то­рых по­лю­бил за лов­кость и сме­лость, бы­ли его сы­но­вья, и они не зна­ли, что слу­жат под на­ча­лом сво­е­го от­ца и что друг дру­гу они – род­ные бра­тья.
Од­на­жды в по­хо­де вой­ско, ко­то­рое вел Ев­ста­фий, оста­но­ви­лось в од­ном се­ле­нии. Во­и­ны-бра­тья бе­се­до­ва­ли в па­лат­ке. Стар­ший рас­ска­зы­вал о сво­ей судь­бе: как он по­те­рял мать и несчаст­но­го бра­та, как ужас­ным об­ра­зом был раз­лу­чен с от­цом. И млад­ший с ра­до­стью по­нял, что пе­ред ним его брат, и по­ве­дал о се­бе.
Раз­го­вор во­и­нов слы­ша­ла жен­щи­на, у до­ма ко­то­рой бы­ла рас­ки­ну­та па­лат­ка, – это бы­ла их мать. Она по­ня­ла, что это ее сы­но­вья. Еще не от­кры­ва­ясь им, но очень же­лая с ни­ми не рас­ста­вать­ся, она при­шла к их на­чаль­ни­ку – свя­то­му Ев­ста­фию про­сить раз­ре­ше­ния сле­до­вать с его вой­ском. В нем она узна­ла сво­е­го му­жа и в сле­зах рас­ска­за­ла ему о се­бе и о двух во­и­нах, ко­то­рые ока­за­лись их сы­но­вья­ми. Так, по ве­ли­ко­му ми­ло­сер­дию Гос­по­да, встре­ти­лась вся се­мья.
К это­му вре­ме­ни по­бе­дой за­кон­чи­лась вой­на. С по­че­стя­ми и сла­вой вер­нул­ся свя­той Ев­ста­фий в Рим. Пре­ем­ни­ком умер­ше­го им­пе­ра­то­ра Тра­я­на стал те­перь Адри­ан (117–138), ко­то­рый по­же­лал от­празд­но­вать со­бы­тия тор­же­ствен­ным жерт­во­при­но­ше­ни­ем бо­гам. К удив­ле­нию всех, в ка­пи­ще не ока­за­лось свя­то­го Ев­ста­фия. По ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра его сроч­но разыс­ка­ли.
«По­че­му ты не хо­чешь по­кло­нить­ся бо­гам? – спро­сил им­пе­ра­тор. – Те­бе преж­де дру­гих сле­до­ва­ло бы воз­дать им бла­го­да­ре­ние. Они не толь­ко со­хра­ни­ли те­бя на войне и да­ро­ва­ли по­бе­ду, но и по­мог­ли най­ти же­ну и де­тей». Свя­той Ев­ста­фий от­ве­тил: «Я – хри­сти­а­нин и знаю Еди­но­го Бо­га мо­е­го Иису­са Хри­ста, Его чту и бла­го­да­рю, и по­кло­ня­юсь Ему. Он всё да­ро­вал мне: здо­ро­вье, по­бе­ду, вер­нул се­мью и нис­по­слал Свою по­мощь на одо­ле­ние ис­пы­та­ний». В гне­ве им­пе­ра­тор раз­жа­ло­вал про­слав­лен­но­го пол­ко­вод­ца и вы­звал его с се­мьей на суд. Но и там не уда­лось твер­дых ис­по­вед­ни­ков Хри­сто­вых скло­нить к идоль­ско­му жерт­во­при­но­ше­нию. Всё се­мей­ство свя­то­го Ев­ста­фия бы­ло осуж­де­но на рас­тер­за­ние зве­ря­ми. Но зве­ри не тро­ну­ли свя­тых му­че­ни­ков. То­гда же­сто­кий им­пе­ра­тор в яро­сти при­ка­зал бро­сить всех жи­вы­ми в рас­ка­лен­но­го мед­но­го бы­ка, в ко­то­ром и при­ня­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну свя­тые Ев­ста­фий, его же­на Фе­о­пи­стия и их сы­но­вья Ага­пий и Фе­о­пист. Ко­гда через три дня от­кры­ли ог­нен­ную мо­ги­лу, те­ла свя­тых му­че­ни­ков бы­ли об­ре­те­ны невре­ди­мы­ми – ни один во­лос не сго­рел на их гла­вах, а ли­ца си­я­ли незем­ной кра­со­той. Мно­гие ви­дев­шие чу­до уве­ро­ва­ли во Хри­ста. Хри­сти­ане пре­да­ли по­гре­бе­нию чест­ные те­ла свя­тых.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/804

☦️
Благоверный князь Михаи́л Черниговский и боярин его мученик Фео́дор.
Око­ло се­ре­ди­ны XIII ве­ка (1237–1240 гг.) Рос­сию по­стиг­ло на­ше­ствие мон­го­лов. Сна­ча­ла опу­сто­ше­ны бы­ли Ря­зан­ское и Вла­ди­мир­ское кня­же­ства, по­том в юж­ной Рос­сии бы­ли раз­ру­ше­ны го­ро­да Пе­ре­я­с­лавль, Чер­ни­гов, Ки­ев и дру­гие. На­ро­до­на­се­ле­ние этих кня­жеств и го­ро­дов боль­шей ча­стью по­гиб­ло в кро­ва­вых се­чах; церк­ви бы­ли ограб­ле­ны и по­ру­га­ны, зна­ме­ни­тая Ки­ев­ская Лав­ра бы­ла раз­ру­ше­на, а ино­ки рас­се­я­лись по ле­сам.
Впро­чем, все эти страш­ные бед­ствия бы­ли как бы неиз­беж­ным след­стви­ем втор­же­ния ди­ких на­ро­дов, для ко­то­рых вой­на бы­ла по­во­дом к гра­бе­жу. Мон­го­лы обыч­но от­но­си­лись без­раз­лич­но ко всем ве­рам. Ос­нов­ным пра­ви­лом их жиз­ни слу­жи­ла Яса (кни­га за­пре­тов), со­дер­жа­щая в се­бе за­ко­ны ве­ли­ко­го Чин­гис­ха­на. Один из за­ко­нов Ясы ве­лел ува­жать и бо­ять­ся всех бо­гов, чьи бы они не бы­ли. По­это­му в Зо­ло­той Ор­де сво­бод­но слу­жи­лись бо­го­слу­же­ния раз­ных ве­ро­ис­по­ве­да­ний и са­ми ха­ны неред­ко при­сут­ство­ва­ли при со­вер­ше­нии и хри­сти­ан­ских, и му­суль­ман­ских, и буд­дий­ских, и дру­гих об­ря­дов.
Но, от­но­сясь без­раз­лич­но и да­же с ува­же­ни­ем к хри­сти­ан­ству, ха­ны тре­бо­ва­ли и от на­ших кня­зей ис­пол­не­ния неко­то­рых сво­их су­ро­вых об­ря­дов, на­при­мер: про­хож­де­ния через очи­сти­тель­ный огонь, преж­де чем явить­ся пе­ред ха­ном, по­кло­не­ния изо­бра­же­ни­ям умер­ших ха­нов, солн­цу и ку­сту. По хри­сти­ан­ским по­ня­ти­ям это яв­ля­ет­ся из­ме­ной свя­той ве­ре и неко­то­рые из на­ших кня­зей пред­по­чли пре­тер­петь смерть, чем вы­пол­нить эти язы­че­ские об­ря­ды. Сре­ди них сле­ду­ет вспом­нить Чер­ни­гов­ско­го кня­зя Ми­ха­и­ла и его бо­яри­на Фе­о­до­ра, по­стра­дав­ше­го в Ор­де в 1246 го­ду.
Ко­гда хан Ба­тый по­тре­бо­вал к се­бе Чер­ни­гов­ско­го кня­зя Ми­ха­и­ла, то он, при­няв бла­го­сло­ве­ние от сво­е­го ду­хов­но­го от­ца епи­ско­па Иоан­на, обе­щал ему, что он ско­рее умрет за Хри­ста и свя­тую ве­ру, чем по­кло­нит­ся идо­лам. То же обе­щал и бо­ярин его Фе­о­дор. Епи­скоп укре­пил их в этой свя­той ре­ши­мо­сти и дал им Свя­тые Да­ры в на­пут­ствие веч­ной жиз­ни. Пе­ред вхо­дом в став­ку ха­на мон­голь­ские жре­цы по­тре­бо­ва­ли с кня­зя и бо­яри­на, чтобы они по­кло­ни­лись на юг мо­ги­ле Чин­гис­ха­на, за­тем ог­ню и вой­лоч­ным идо­лам. Ми­ха­ил от­ве­тил: «Хри­сти­а­нин дол­жен по­кло­нять­ся Твор­цу, а не тва­ри».
Узнав об этом, Ба­тый озло­бил­ся и ве­лел Ми­ха­и­лу вы­би­рать од­но из двух: или ис­пол­нить тре­бо­ва­ние жре­цов, или смерть. Ми­ха­ил от­ве­тил, что он го­тов по­кло­нить­ся ха­ну, ко­то­ро­му Сам Бог пре­дал его во власть, но не мо­жет ис­пол­нить то­го, че­го тре­бу­ют жре­цы. Внук Ми­ха­и­ла, князь Бо­рис, и ро­стов­ские бо­яре умо­ля­ли его по­бе­речь свою жизнь и пред­ла­га­ли при­нять на се­бя и на свой на­род епи­ти­мью за его грех. Ми­ха­ил не хо­тел слу­шать ни­ко­го. Он сбро­сил с плеч кня­же­скую шу­бу и ска­зал: «Не по­губ­лю ду­ши мо­ей, прочь сла­ва тлен­но­го ми­ра!» По­ка но­си­ли от­вет его ха­ну, князь Ми­ха­ил и бо­ярин его пе­ли псал­мы и при­об­щи­лись Свя­тых Да­ров, дан­ных им епи­ско­пом. Ско­ро яви­лись убий­цы. Они схва­ти­ли Ми­ха­и­ла, на­ча­ли бить ку­ла­ка­ми и пал­ка­ми по гру­ди, по­том по­вер­ну­ли ли­цом к зем­ле и топ­та­ли но­га­ми, на­ко­нец от­сек­ли ему го­ло­ву. По­след­нее сло­во его бы­ло: «Я хри­сти­а­нин!» По­сле него та­ким же об­ра­зом был за­му­чен его доб­лест­ный бо­ярин. Свя­тые мо­щи их по­чи­ва­ли в Мос­ков­ском Ар­хан­гель­ском со­бо­ре.

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/805

☦️
Преподобный Олег (в иночестве Василий) Романович Брянский, князь.
Свя­той бла­го­вер­ный князь Олег Ро­ма­но­вич Брян­ский (в Кре­ще­нии Леон­тий) был вну­ком свя­то­го му­че­ни­ка кня­зя Ми­ха­и­ла Чер­ни­гов­ско­го. По ле­то­пис­ным ис­точ­ни­кам из­вест­но, что бла­го­вер­ный князь Олег в 1274 го­ду вме­сте со сво­им от­цом, кня­зем Ро­ма­ном Ми­хай­ло­ви­чем Брян­ским, участ­во­вал в войне про­тив Лит­вы. По­сле 1274 го­да он оста­вил кня­же­ние и при­нял ино­че­ский по­стриг с име­нем Ва­си­лий в Брян­ском Пет­ро­пав­лов­ском мо­на­сты­ре, по­стро­ен­ном на его сред­ства. В этом мо­на­сты­ре свя­той бла­го­вер­ный князь скон­чал­ся стро­гим по­движ­ни­ком око­ло 1285 го­да и был по­гре­бен в мо­на­стыр­ском хра­ме.

☦️
Собор святых Брянской митрополии.
Празднование Собора святых Брянской митрополии установлено 5 декабря 2003 г. по благословению Патриарха Алексия II. Дата празднования – 3 октября.
В Собор святых Брянской митрополии вошли:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-brjanskih-svjatyh

☦️
Священномученик Феокти́ст Смельницкий, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Фео­к­тист ро­дил­ся в се­мье пса­лом­щи­ка 17 ян­ва­ря 1874 го­да в се­ле Та­ра­со­ви­чи Остер­ско­го уез­да Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии (Вы­ш­го­род­ский рай­он Ки­ев­ской об­ла­сти) в се­мье пса­лом­щи­ка Вос­кре­сен­ской церк­ви Ели­сея Смель­ниц­ко­го.
По­сле окон­ча­ния уче­бы в Чер­ни­гов­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии в 1898 го­ду, Фео­к­тист Смель­ниц­кий об­вен­чал­ся с Клав­ди­ей Ми­хай­лов­ной Яго­дов­ской, с ко­то­рой про­жил всю жизнь. Ма­туш­ка Клав­дия ро­ди­лась 18 мая 1879 го­да. В се­мье у них бы­ло двое де­тей: Ва­лен­тин ро­дил­ся 14 ап­ре­ля 1899 го­да, дочь Нон­на ро­ди­лась 15 ап­ре­ля 1905 го­да.
28 ав­гу­ста то­го же го­да, в день празд­ни­ка Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, епи­ско­пом Чер­ни­гов­ским и Нежин­ским Ан­то­ни­ем (Со­ко­ло­вым) ру­ко­по­ло­жен к церк­ви с. Верх­ли­чи Су­раж­ско­го уез­да Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии (Крас­но­гор­ский рай­он Брян­ской об­ла­сти), где со­сто­ял и за­ко­но­учи­те­лем цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы.
26 июня 1900 г. пе­ре­ме­щен к Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви ме­стеч­ка Гор­ска Го­род­нян­ско­го уез­да Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии (Щор­ский рай­он Чер­ни­гов­ской об­ла­сти), со­сто­ял за­ве­ду­ю­щим и за­ко­но­учи­те­лем в зем­ских шко­лах ме­стеч­ка Гор­ска и сел Жо­ве­ди и Пес­чан­ки то­го же уез­да.
7 июня 1905 г. по соб­ствен­но­му про­ше­нию пе­ре­ме­щен к Пре­об­ра­жен­ской церк­ви ме­стеч­ка Го­голе­ва Остер­ско­го уез­да Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии (Бро­вар­ской рай­он Ки­ев­ской об­ла­сти). С 30 но­яб­ря 1905 г. со­сто­ял за­ко­но­учи­те­лем в мест­ной зем­ской шко­ле. В Го­голе­ве о. Фео­к­тист вос­ста­вал де­я­тель­но про­тив ев­рей­ских по­гро­мов, во вре­мя ко­то­рых вме­сте с се­мьей де­жу­рил це­лым сут­ка­ми, за­щи­щая от по­гро­мов до­ма ев­ре­ев, не да­вая вы­но­сить иму­ще­ство, пря­ча це­лые се­мьи.
30 ап­ре­ля 1906 г. до­пу­щен к ис­пол­не­нию свя­щен­ни­че­ских обя­зан­но­стей к церк­ви, еще не от­крыв­ше­го­ся при­хо­да, се­ла Во­ро­па­е­ва Остер­ско­го уез­да Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии (Вы­ш­го­род­ский рай­он, Ки­ев­ской об­ла­сти), а 24 мая по от­кры­тии Свя­тей­шим Пра­ви­тель­ству­ю­щим Си­но­дом при­хо­да се­ла Во­ро­па­е­ва, утвер­жден свя­щен­ни­ком к сей церк­ви.
С 1913-1917 г. был пре­по­да­ва­те­лем в Чер­ни­гов­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии и со­вер­шал Бо­го­слу­же­ния в се­ми­нар­ском хра­ме свя­тых му­че­ни­ков Ми­ха­и­ла и Фе­о­до­ра Чер­ни­гов­ских.
По­след­ним при­хо­дом от­ца Фео­к­ти­ста бы­ла Свя­то-Тро­иц­кая цер­ковь по­сел­ка Ло­си­нов­ка Нежин­ско­го рай­о­на Чер­ни­гов­ской об­ла­сти, в ко­то­рой он слу­жил до ее за­кры­тия в 1936 го­ду. В том же го­ду свя­щен­ни­ка аре­сто­ва­ли и от­пра­ви­ли в кон­цен­тра­ци­он­ный ла­герь «Кар­лаг» в Ка­зах­стане, а уже в сле­ду­ю­щем го­ду ба­тюш­ку при­го­во­ри­ли к рас­стре­лу. При­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние 3 ок­тяб­ря 1937 го­да в 23 ча­са 30 ми­нут. Ме­сто за­хо­ро­не­ния свя­щен­ни­ка неиз­вест­но.
Опре­де­ле­ни­ем Юби­лей­но­го Освя­щен­но­го Ар­хи­ерей­ско­го Со­бо­ра Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви от 20 ав­гу­ста 2000 го­да про­то­и­е­рей Фео­к­тист Ели­се­е­вич Смель­ниц­кий был при­чис­лен к ли­ку свя­тых в сон­ме Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рус­ских.
День па­мя­ти свя­щен­но­му­че­ни­ка Фео­к­ти­ста – 3 ок­тяб­ря, в день его бла­жен­ной кон­чи­ны.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-feoktist-smelnickij

☦️
Священномученик Алекса́ндр Тетюев, пресвитер.
Свя­щен­ник Алек­сандр Пав­ло­вич Те­тю­ев ро­дил­ся 10 мар­та 1879 го­да в се­ле Сал­та­но­ве Чер­дын­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии. Все пред­ки его бы­ли свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми в Перм­ской гу­бер­нии. Пра­дед его, Сав­ва Иоаки­мо­вич Те­тю­ев слу­жил в на­ча­ле XIX ве­ка. Его сын, Сте­фан Сав­вич, ро­дил­ся в 1825 го­ду и слу­жил дья­ко­ном. Же­на Сте­фа­на Сав­ви­ча, дочь по­но­ма­ря из Ны­роб­ской церк­ви, ро­ди­лась в 1828 го­ду. Их сын Па­вел Сте­фа­но­вич ро­дил­ся в 1853 го­ду в Со­ли­кам­ске; его же­на, Лю­бовь Фе­до­ров­на, ро­ди­лась в 1858 го­ду и бы­ла до­че­рью пса­лом­щи­ка. Па­вел Сте­фа­но­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к од­но­му из хра­мов го­ро­да Со­ли­кам­ска, где про­слу­жил до са­мой кон­чи­ны, 1916 го­да. Его сын Алек­сандр по­сту­пил учить­ся в го­род­ское учи­ли­ще в Со­ли­кам­ске, окон­чить ко­то­рое ему не при­шлось. Од­на­жды он с то­ва­ри­ща­ми ре­шил по­шу­тить. За од­ну ночь они пе­ре­ве­си­ли по­чти все го­род­ские вы­вес­ки. Вы­вес­ку куп­ца вто­рой гиль­дии по­ве­си­ли са­пож­ни­ку, а вы­вес­ку са­пож­ни­ка – куп­цу и т.д. Отец Па­вел на шут­ку по­смот­рел стро­го и ре­шил сво­е­го сы­на при­мер­но на­ка­зать. Он за­брал его из учи­ли­ща и от­дал на ис­прав­ле­ние в Со­ли­кам­ский Тро­иц­кий мо­на­стырь. Два го­да про­был Алек­сандр по­слуш­ни­ком, в по­след­нее вре­мя – у ар­хи­манд­ри­та Хри­сан­фа Кле­мен­тье­ва[1]. Мо­на­стыр­ская жизнь бла­го­твор­но по­вли­я­ла на юно­шу. В мо­на­сты­ре он стал уси­лен­но за­ни­мать­ся и сдал экс­тер­ном эк­за­ме­ны за курс учи­ли­ща, по­лу­чив пра­во на пре­по­да­ва­ние в цер­ков­но-при­ход­ских сель­ских шко­лах. В 1901 го­ду Алек­сандр Пав­ло­вич по­сту­пил учи­те­лем в цер­ков­но-при­ход­скую шко­лу се­ла Мо­ше­ва; через год он стал по­мощ­ни­ком учи­те­ля в се­ле Усть-Ны­роб. Здесь он же­нил­ся на Клав­дии Алек­сан­дровне.
Ко­гда-то, ра­но или позд­но, но все на­стой­чи­вее на­чи­на­ет пред­но­сить­ся в уме че­ло­ве­ка во­прос о смыс­ле его жиз­ни. Ес­ли ино­му че­ло­ве­ку, жи­ву­ще­му за пре­де­ла­ми Ру­си для удо­вле­тво­ре­ния за­про­сов ду­ши, до­ста­точ­но отыс­кать свое де­ло, то для рус­ско­го че­ло­ве­ка это­го ма­ло. Ему же­ла­ет­ся, чтобы смысл его жиз­ни сов­па­дал со смыс­лом жиз­ни веч­ной, как он от­крыт лю­дям Хри­стом, же­ла­ет­ся, чтобы он был бли­зок и смыс­лу жиз­ни на­род­но­му. В мо­мент та­ких по­ис­ков ар­хи­манд­рит Хри­санф по­со­ве­то­вал Алек­сан­дру Пав­ло­ви­чу оста­вить учи­тель­ство и бла­го­сло­вил стать свя­щен­ни­ком. В 1903 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка се­ла Лек­мар­то­во. Недол­го о. Алек­сандр здесь про­слу­жил и был пе­ре­ве­ден в Вос­кре­сен­ский со­бор го­ро­да Чер­ды­ни. Еще не про­ка­тил­ся по рус­ской зем­ле боль­ше­вист­ский ка­ток, и го­род сла­вил­ся мно­ги­ми вы­да­ю­щи­ми­ся людь­ми и, в част­но­сти, свя­щен­ни­ка­ми. По при­хо­де в Чер­дынь боль­ше­ви­ков мно­гие свя­щен­но­слу­жи­те­ли бы­ли сра­зу за­му­че­ны, при­чем са­мым же­сто­ким об­ра­зом — их об­ли­ва­ли ле­дя­ной во­дой на мо­ро­зе до смер­ти.
В пер­вый раз о. Алек­сандр был аре­сто­ван в 1920 го­ду за от­каз со­труд­ни­чать с ЧК, он про­си­дел в тюрь­ме Чер­ды­ни око­ло го­да. Во вто­рой раз его аре­сто­ва­ли в 1929 го­ду за со­про­тив­ле­ние об­нов­лен­че­ству. В этот год об­нов­лен­цы упо­треб­ля­ли зна­чи­тель­ные уси­лия, чтобы за­хва­тить пра­во­слав­ные хра­мы. Они си­лой за­хва­ти­ли Вос­кре­сен­ский со­бор, на­де­ясь, что о. Алек­сандр про­дол­жит свое слу­же­ние в нем и тем са­мым при­со­еди­нит­ся к об­нов­лен­цам. Но свя­щен­ник ка­те­го­ри­че­ски от­ка­зал­ся слу­жить с об­нов­лен­ца­ми и пе­ре­шел в храм Успе­ния, оста­вав­ший­ся пра­во­слав­ным, а за ним пе­ре­шли и все при­хо­жане.
Об­нов­лен­цы за­про­те­сто­ва­ли про­тив ухо­да при­хо­жан и об­ра­ти­лись за по­мо­щью к ГПУ. Отец Алек­сандр был аре­сто­ван и об­ви­нен в том, что он сво­и­ми дей­стви­я­ми внес рознь в сре­ду ве­ру­ю­щих. Си­дел он в тюрь­ме на Усо­лье. Зда­ние это ра­нее при­над­ле­жа­ло церк­ви, и здесь ро­ди­лись все бра­тья и сест­ры о. Алек­сандра. Осво­бо­див­шись из за­клю­че­ния, о. Алек­сандр вер­нул­ся в Чер­дынь, про­дол­жал слу­жить в хра­ме. Го­не­ния на Пра­во­слав­ную Цер­ковь тем вре­ме­нем не толь­ко не умень­ша­лись, но все уве­ли­чи­ва­лись, и свя­щен­ник, чтобы не под­вер­гать же­ну и де­тей пре­сле­до­ва­ни­ям, бла­го­сло­вил их пе­ре­ехать в дру­гой го­род, от­ку­да они при­ез­жа­ли на­ве­щать по­движ­ни­ка-от­ца. В 1936 го­ду близ­кие ста­ли уго­ва­ри­вать о. Алек­сандра оста­вить свя­щен­ство и пе­рей­ти на граж­дан­скую служ­бу, до­маш­ние да­же и ко­стюм ему ку­пи­ли, но он ка­те­го­ри­че­ски от этих пред­ло­же­ний от­ка­зал­ся. Всю жизнь он бо­лее все­го лю­бил Пра­во­слав­ную Цер­ковь, пра­во­слав­ную Рос­сию, рус­ский на­род, наи­бо­лее пол­но во­пло­тив­ший в се­бе иде­ал хри­сти­ан­ско­го со­вер­шен­ства, и для него немыс­ли­мо бы­ло оста­вить цер­ков­ное слу­же­ние. «Я ве­рю, – го­во­рил он, – что, несмот­ря на все го­не­ния, пра­во­сла­вие, ко­то­рое ис­по­ве­ду­ет рус­ский на­род, не бу­дет уни­что­же­но». Отец Алек­сандр был аре­сто­ван 5 ав­гу­ста 1937 го­да и вско­ре рас­стре­лян.


Жития
Писание