⏳ 2023.09.30 (сб)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 17я по Пятидесятнице (глас 7й)
• суббота

☀️ неподвижный годовой круг:
30 сентября (17 сентября)
• (попразднство Воздви́жения Честно́го и Животворящего Креста Господня)
• мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софи́и (ок. 137)
• мцц. Феодо́тии (ок. 230) и Агафо́клии
• мчч. 156-ти: сщмчч. Пе́лия, Нила, Зино́на, мчч. Патерму́фия, Илии́ и иных (310)
• свт. Иоаки́ма (Пани) Александрийского (1567)
• прмчч. Павла (Моисеева), Феодосия (Соболева), Никодима (Щапкова), Серафима (Кулакова) (1918)
• прмц. Ирины (Фроловой) (1931)
• мч. Иоанна (Короткова) (1941)
• прмц. Александры (Хворостянниковой) (1943)
• икон Божией Матери: Цареградская (1071), Макарьевская (1442)


☦️
Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их Софи́я.
Во II ве­ке, в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Адри­а­на (117–138 гг.), в Ри­ме жи­ла бла­го­че­сти­вая вдо­ва Со­фия (имя Со­фия зна­чит «пре­муд­рость»). У нее бы­ли три до­че­ри, но­сив­шие име­на глав­ных хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей: Ве­ра, На­деж­да и Лю­бовь. Бу­дучи глу­бо­ко ве­ру­ю­щей хри­сти­ан­кой, Со­фия вос­пи­та­ла до­че­рей в люб­ви к Бо­гу, уча не при­вя­зы­вать­ся к зем­ным бла­гам. Слух о при­над­леж­но­сти к хри­сти­ан­ству это­го се­мей­ства до­шел до им­пе­ра­то­ра, и он по­же­лал лич­но уви­деть трех се­стер и вос­пи­тав­шую их мать. Все чет­ве­ро пред­ста­ли пе­ред им­пе­ра­то­ром и без­бо­яз­нен­но ис­по­ве­да­ли ве­ру во Хри­ста, вос­крес­ше­го из мерт­вых и да­ю­ще­го веч­ную жизнь всем ве­ру­ю­щим в Него. Удив­лен­ный сме­ло­стью юных хри­сти­а­нок, им­пе­ра­тор ото­слал их к од­ной языч­ни­це, ко­то­рой при­ка­зал убе­дить их от­речь­ся от ве­ры. Од­на­ко все до­во­ды и крас­но­ре­чие язы­че­ской на­став­ни­цы ока­за­лись на­прас­ны­ми, и пла­ме­не­ю­щие ве­рой сест­ры хри­сти­ан­ки не из­ме­ни­ли сво­их убеж­де­ний. То­гда их сно­ва при­ве­ли к им­пе­ра­то­ру Адри­а­ну, и он стал на­стой­чи­во тре­бо­вать, чтобы они при­нес­ли жерт­ву язы­че­ским бо­гам. Но де­воч­ки с него­до­ва­ни­ем от­верг­ли его при­каз.
«У нас есть Бог Небес­ный, – от­ве­тили они, – его детьми мы же­ла­ем остать­ся, а на тво­их бо­гов плю­ем и угроз тво­их не бо­им­ся. Мы го­то­вы по­стра­дать и да­же уме­реть ра­ди до­ро­го­го нам Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста».
То­гда раз­гне­ван­ный Адри­ан ве­лел пре­дать де­тей раз­лич­ным пыт­кам. Па­ла­чи на­ча­ли с Ве­ры. Они на гла­зах у ма­те­ри и се­стер ста­ли бес­по­щад­но бить ее, от­ры­вая ча­сти от ее те­ла. По­том они по­ло­жи­ли ее на рас­ка­лен­ную же­лез­ную ре­шет­ку. Си­лой Бо­жи­ей огонь не при­чи­нил ни­ка­ко­го вре­да те­лу свя­той му­че­ни­цы. Обе­зу­мев­ший от же­сто­ко­сти Адри­ан не вра­зу­мил­ся чу­дом Бо­жи­им и ве­лел бро­сить от­ро­ко­ви­цу в ко­тел с ки­пя­щей смо­лой. Но по во­ле Гос­под­ней ко­тел охла­дил­ся и не при­чи­нил ис­по­вед­ни­це ни­ка­ко­го вре­да. То­гда ее при­су­ди­ли к усе­че­нию ме­чом.
«Я с ра­до­стью пой­ду к воз­люб­лен­но­му мо­е­му Гос­по­ду Спа­си­те­лю», – ска­за­ла свя­тая Ве­ра. Она му­же­ствен­но пре­кло­ни­ла свою го­ло­ву под меч и так пре­да­ла свой дух Бо­гу.
Млад­шие сест­ры На­деж­да и Лю­бовь, во­оду­шев­лен­ные му­же­ством стар­шей сест­ры, пре­тер­пе­ли по­доб­ные ей му­ки. Огонь не при­чи­нил им вре­да, то­гда им от­сек­ли ме­чом го­ло­ву. Свя­тую Со­фию не под­верг­ли те­лес­ным му­че­ни­ям, но об­рек­ли ее на еще бо­лее силь­ные ду­шев­ные му­че­ния от раз­лу­ки с за­му­чен­ны­ми детьми. Стра­да­ли­ца по­греб­ла чест­ные остан­ки сво­их до­че­рей и два дня не от­хо­ди­ла от их мо­ги­лы. На тре­тий день Гос­подь по­слал ей тихую кон­чи­ну и при­нял ее мно­го­стра­даль­ную ду­шу в небес­ные оби­те­ли. Свя­тая Со­фия, пре­тер­пев за Хри­ста боль­шие ду­шев­ные му­ки, вме­сте с до­черь­ми при­чис­ле­на Цер­ко­вью к ли­ку свя­тых. По­стра­да­ли они в 137 го­ду. Стар­шей, Ве­ре, то­гда бы­ло 12 лет, вто­рой, На­деж­де, – 10, а млад­шей, Лю­бо­ви, – лишь 9 лет.
Так три де­воч­ки и их мать по­ка­за­ли, что для лю­дей, укреп­ля­е­мых бла­го­да­тью Свя­то­го Ду­ха, недо­ста­ток те­лес­ных сил ни­сколь­ко не слу­жит пре­пят­стви­ем к про­яв­ле­нию сил ду­ха и му­же­ства. Их свя­ты­ми мо­лит­ва­ми Гос­подь да укре­пит и нас в хри­сти­ан­ской ве­ре и в доб­ро­де­тель­ной жиз­ни.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/796

☦️
Мученица Феодо́тия Никейская.
Свя­тая му­че­ни­ца Фе­о­до­тия, ро­дом из Кап­па­до­кии, по­стра­да­ла в го­ро­де Ни­кее при им­пе­ра­то­ре Алек­сан­дре Се­ве­ре (222–235). В то вре­мя пра­ви­те­лем Кап­па­до­кии был на­зна­чен некто Сим­вли­кий. Ему до­нес­ли, что бо­га­тая жен­щи­на Фе­о­до­тия ис­по­ве­ду­ет Хри­ста. Пра­ви­тель при­звал Фе­о­до­тию и дол­го убеж­дал ее от­речь­ся от ис­тин­ной ве­ры. Ви­дя без­успеш­ность сво­их по­пы­ток, он пре­дал Фе­о­до­тию на му­че­ния: ее под­ве­си­ли и на­ча­ли рвать же­лез­ны­ми крю­чья­ми, но она как бы не ощу­ща­ла стра­да­ний; за­тем за­ко­ва­ли в це­пи и от­ве­ли в тем­ни­цу. Через 8 дней, ко­гда свя­тую по­ве­ли на но­вые ис­тя­за­ния, на ней оста­лись лишь сла­бые сле­ды пе­ре­не­сен­ных пы­ток. Пра­ви­тель изу­мил­ся и спро­сил ее: «Кто ты?» Свя­тая от­ве­ча­ла: «Твой ум по­мра­чил­ся, а ес­ли бы ты был трезв, то узнал бы, что я Фе­о­до­тия». Сим­вли­кий при­ка­зал бро­сить му­че­ни­цу в рас­ка­лен­ную печь. Из пе­чи вы­рва­лось пла­мя и опа­ли­ло сто­яв­ших воз­ле лю­дей; остав­ши­е­ся невре­ди­мы­ми за­кры­ли печь и в стра­хе раз­бе­жа­лись. Через неко­то­рое вре­мя при­шли жре­цы и от­кры­ли печь, чтобы раз­ве­ять пе­пел му­че­ни­цы, но они бы­ли со­жже­ны пла­ме­нем; те же, кто уце­лел, уви­де­ли свя­тую Фе­о­до­тию невре­ди­мой; она сто­я­ла сре­ди пла­ме­ни меж­ду дву­мя юно­ша­ми в бе­лых одеж­дах и сла­ви­ла Гос­по­да. Это ви­де­ние так устра­ши­ло языч­ни­ков, что они упа­ли как мерт­вые. Свя­тую сно­ва по­ме­сти­ли в тем­ни­цу.
Неодо­ли­мость му­че­ни­цы не да­ва­ла по­коя Сим­вли­кию. Со­вер­шив по­езд­ку в Ви­зан­тию, на об­рат­ном пу­ти он оста­но­вил­ся в Ан­ки­ре и по­тре­бо­вал до­ста­вить к се­бе Фе­о­до­тию. Он при­ка­зал тот­час бро­сить ее на рас­ка­лен­ное же­ле­зо, но му­че­ни­ца сно­ва оста­лась невре­ди­мой. То­гда Сим­вли­кий при­ка­зал пе­ре­вез­ти свя­тую в го­род Ни­кею. Там в язы­че­ском хра­ме он хо­тел си­лой при­ну­дить ее при­не­сти жерт­ву идо­лам; но по мо­лит­ве свя­той идо­лы упа­ли и раз­би­лись. Пра­ви­тель ве­лел в яро­сти рас­тя­нуть му­че­ни­цу и пе­ре­пи­лить ее, но и тут си­ла Бо­жия хра­ни­ла свя­тую: пи­ла не при­чи­ня­ла Фе­о­до­тии вре­да, так что слу­ги из­не­мог­ли. На­ко­нец, свя­тую обез­гла­ви­ли. Те­ло ее пре­дал по­гре­бе­нию Ни­кей­ский епи­скоп Со­фро­ний.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/798

☦️
Мученица Агафо́клия.
Свя­тая му­че­ни­ца Ага­фо­к­лия бы­ла ра­бы­ней в до­ме неко­е­го хри­сти­а­ни­на Ни­ко­лая. Его же­на Пав­ли­на бы­ла языч­ни­цей. Во­семь лет Ага­фо­к­лия тер­пе­ла пре­сле­до­ва­ния от хо­зяй­ки за свою ве­ру. Пав­ли­на же­сто­ко би­ла ра­бы­ню, за­став­ля­ла хо­дить бо­си­ком по ост­рым кам­ням. Как-то в пы­лу раз­дра­же­ния Пав­ли­на уда­ром мо­лот­ка пе­ре­ло­ми­ла стра­да­ли­це реб­ра, а за­тем от­ре­за­ла язык. Ни­что не мог­ло за­ста­вить свя­тую усту­пить тре­бо­ва­нию гос­по­жи – по­кло­нить­ся идо­лам. То­гда Пав­ли­на за­клю­чи­ла му­че­ни­цу в тем­ни­цу и мо­ри­ла ее го­ло­дом. Но Ага­фо­к­лия не уми­ра­ла: пи­щу каж­дый день ей при­но­си­ли пти­цы. Обе­зу­мев от зло­бы, Пав­ли­на од­на­жды во­шла в тем­ни­цу и уби­ла свя­тую му­че­ни­цу.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/797

☦️
Священномученики Пе́лий и Нил, епископы, Зино́н (Зино́вий), пресвитер, мученики Патерму́фий, Илия́ и другие мученики числом 151.
Свя­тые му­че­ни­ки Пе­лий, Нил, епи­ско­пы Еги­пет­ские, пре­сви­тер Зи­нон, Па­тер­му­фий, Илия и дру­гие му­че­ни­ки чис­лом 151 по­стра­да­ли при им­пе­ра­то­ре Мак­си­ми­ане Га­ле­рии (305–311). Боль­шин­ство из них бы­ли егип­тяне, бы­ли сре­ди них и па­ле­стин­цы. Пра­ви­тель Па­ле­сти­ны Фир­ми­ли­ан за­хва­тил 156 хри­сти­ан. Свя­тым му­че­ни­кам вы­ко­ло­ли гла­за, под­ре­за­ли на но­гах жи­лы и под­верг­ли вся­че­ским иным пыт­кам. 100 му­че­ни­ков бы­ли обез­глав­ле­ны, осталь­ные со­жже­ны.

☦️
Святитель Иоаки́м (Пани), патриарх Александрийский.
Доб­ро­де­тель­ный и муд­рый свя­ти­тель Иоаким был из­бран пат­ри­ар­хом Алек­сан­дрий­ским в воз­расте 38 лет, в 1487 го­ду.
Ко­гда Еги­пет был за­нят ту­рец­ким сул­та­ном Се­ли­мом I (1512–1520), свя­ти­тель Иоаким ис­про­сил га­ран­тию за­кре­пив­шую все пат­ри­ар­шие при­ви­ле­гии. Он под­дер­жи­вал связь с цар­ским дво­ром Рос­сии, от­ку­да по­лу­чал де­неж­ную по­мощь для под­дер­жа­ния пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла. По по­чи­ну Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Со­бо­ра 1544 го­да пат­ри­арх Иоаким уста­но­вил по­ря­док, по ко­то­ро­му все по­сле­ду­ю­щие ар­хи­епи­ско­пы Си­най­ские долж­ны быть на­зна­ча­е­мы пат­ри­ар­хом Иеру­са­лим­ским. При пат­ри­ар­хе Иоаки­ме был пол­но­стью вос­ста­нов­лен пат­ри­ар­ший мо­на­стырь Сав­вы Освя­щен­но­го в Алек­сан­дрии.
С пат­ри­ар­хом Иоаки­мом свя­за­но пре­да­ние о ве­ли­ких чу­де­сах, со­вер­шен­ных Бо­гом по мо­лит­ве свя­ти­те­ля. Ко­гда в Егип­те сви­реп­ство­ва­ла чу­ма, один из вра­гов хри­сти­ан­ства, врач по про­фес­сии, рас­пу­стил меж­ду тур­ка­ми мол­ву, что ви­на по­стиг­ше­го их несча­стия – хри­сти­ане, яко­бы окол­до­вы­ва­ю­щие во­ду. Кле­ве­та рас­про­стра­ни­лась по­всю­ду и до­шла до еги­пет­ско­го сул­та­на, ко­то­рый по­тре­бо­вал при­ве­сти к нему пат­ри­ар­ха Иоаки­ма для лич­ных объ­яс­не­ний. Сул­тан сна­ча­ла вёл с ним длин­ную бе­се­ду о ве­ре, но, уви­дев, что свя­ти­тель с глу­бо­ким убеж­де­ни­ем и яс­ны­ми до­ка­за­тель­ства­ми оправ­дал ве­ру хри­сти­ан­скую и опро­вер­гал ис­лам, при­ка­зал ему в оправ­да­ние еван­гель­ских слов пе­ре­ста­вить го­ру, на­хо­дя­щу­ю­ся по со­сед­ству с Ка­и­ром. Пат­ри­арх не по­ко­ле­бал­ся в ве­ре – по­про­сив несколь­ко дней для мо­лит­вы, пат­ри­арх с вер­ны­ми хри­сти­а­на­ми по­стом, бде­ни­ем и мо­лит­ва­ми уми­ло­стив­лял Гос­по­да и про­сил не по­сра­мить их. В на­зна­чен­ное вре­мя при сте­че­нии мно­же­ства на­ро­да пат­ри­арх ска­зал го­ре во Имя Хри­сто­во, чтобы та дви­ну­лась со сво­е­го ме­ста и пе­ре­шла на дру­гое: го­ра со­тряс­лась в ос­но­ва­нии и оста­ви­ла своё ме­сто. Оста­нов­лен­ная тем же Име­нем Хри­сто­вым, она по­лу­чи­ла на­зы­ва­ние по-ту­рец­ки «дур-да­го» («стань го­ра»). Это чу­до по­ра­зи­ло вра­гов хри­сти­ан­ской ве­ры. Не зная, чем по­ко­ле­бать пра­во­слав­ных, зло­умыш­лен­ни­ки при­го­то­ви­ли смер­то­нос­ный яд и убе­ди­ли сул­та­на, чтобы тот ве­лел пат­ри­ар­ху вы­пить его, вновь ссы­ла­ясь на сло­ва Хри­ста. Сул­тан при­ка­зал по­дать пат­ри­ар­ху яд. Пол­ный ве­ры в си­лу Кре­ста Хри­сто­ва, пат­ри­арх осе­нил ча­шу кре­стом, вы­пил и остал­ся невре­дим. По­сле это­го, спо­лос­нув ста­кан во­дой, пат­ри­арх про­сил, чтобы вы­пил её врач, при­го­то­вив­ший на­пи­ток. От­ка­зать­ся бы­ло нель­зя, по­то­му что сам сул­тан то­го тре­бо­вал. Врач вы­пил во­ду и тут же умер. Ко­гда об этих див­ных со­бы­ти­ях узнал Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх свя­ти­тель Ни­фонт, он по­слал в Алек­сан­дрию епи­ско­па Ран­ди­ний­ско­го Ака­кия и пре­по­доб­но­го Фе­о­фи­ла, чтобы они узна­ли по­дроб­но и удо­сто­ве­ри­лись в том, что там про­изо­шло. По­слан­ни­ки под­твер­ди­ли чу­до.
Скон­чал­ся свя­ти­тель Иоаким в 1567 го­ду, в воз­расте 119 лет.
Свя­ти­тель Иоаким был про­слав­лен Алек­сан­дрий­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью, по­сле че­го, ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да от 7 мая 2003 го­да, его па­мять бы­ла вне­се­на в ди­птих свя­тых Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

☦️
Преподобномученики Павел (Моисеев), Феодо́сий (Соболев), архимандриты, Никоди́м (Щапков), Серафи́м (Кулаков), иеромонахи.

На­сто­я­тель мо­на­сты­ря ар­хи­манд­рит Па­вел, в ми­ру Иван Яко­вле­вич Мо­и­се­ев, ро­дил­ся 16 фев­ра­ля 1849 го­да в де­ревне Дре­сви­щи Гря­зо­вец­ко­го уез­да Во­ло­год­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. Гра­мо­те обу­чал­ся са­мо­сто­я­тель­но, по Псал­ти­ри. Лю­бил чи­тать жи­тия свя­тых, де­ре­вен­ских игр сто­ро­нил­ся.
Ре­ше­ние при­нять мо­на­ше­ство Иван при­нял в зре­лом воз­расте, ко­гда уже ми­ну­ло трид­цать. На­ка­нуне Ве­ли­ко­го по­ста 19 мар­та 1880 г. Иван был опре­де­лен по­слуш­ни­ком Пав­ло-Об­нор­ско­го мо­на­сты­ря, близ то­го ме­ста, где он ро­дил­ся и где бы­вал неод­но­крат­но.
Прой­дя по­лу­го­до­вое по­слу­ша­ние, 9 ок­тяб­ря, в день празд­но­ва­ния мест­но­чти­мой Кор­сун­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, он при­нял мо­на­ше­ство с име­нем Па­вел. Через ме­сяц, 16 но­яб­ря, его ру­ко­по­ло­жи­ли во иеро­ди­а­ко­на, а 24 июня 1881 го­да – во иеро­мо­на­ха. В 1887 го­ду по по­ру­че­нию епар­хи­аль­но­го на­чаль­ства о.Па­вел пол­го­да управ­лял Пав­ло-Об­нор­ским мо­на­сты­рем, был его каз­на­че­ем. В 1890 го­ду он ока­зал­ся в Устю­ге, став сна­ча­ла на­сто­я­те­лем Ни­ко­ла­е­во-При­луц­ко­го мо­на­сты­ря, а за­тем бла­го­чин­ным мо­на­сты­рей Ве­ли­ко-Устюг­ско­го ви­ка­ри­ат­ства.
Мно­го за­бот и ста­ра­ний по­ло­жил он на спа­се­ние вве­рен­ных ему на­сель­ни­ков. 24 июня 1898 го­да епи­скоп Ве­ли­ко-Устюг­ский Гав­ри­ил воз­вел иеро­мо­на­ха Пав­ла в сан игу­ме­на и вру­чил ему по­сох. 13 мар­та 1902 го­да игу­мен Па­вел ста­но­вит­ся на­сто­я­те­лем Ко­ря­жем­ско­го Ни­ко­ла­ев­ско­го мо­на­сты­ря. От­ныне и до смер­ти ме­стом его слу­же­ния бу­дет эта оби­тель. Для бра­тии, тер­пя­щей вся­кие нестро­е­ния, он стал креп­кой нрав­ствен­ной опо­рой. Сло­вом уте­ше­ния, обод­ре­ни­ем и вра­зум­ле­ни­ем под­дер­жи­вал каж­до­го, и осо­бен­но сла­бых ду­хом, по­мо­гал им при­бли­зить­ся к Бо­гу.
Де­крет но­вой вла­сти, от­де­лив­ший Цер­ковь от го­су­дар­ства, обес­по­ко­ил о.Пав­ла. По это­му по­во­ду к нему при­был из Соль­вы­че­год­ска уже быв­ший на по­кое ар­хи­манд­рит Вве­ден­ско­го мо­на­сты­ря Фе­о­до­сий – убе­лен­ный се­ди­на­ми 76-лет­ний ар­хи­манд­рит.
А тре­во­жить­ся бы­ло от че­го. Уже и сю­да до­ка­ти­лись из­ве­стия о рас­стре­лах церк­вей Мос­ков­ско­го Крем­ля, о раз­граб­ле­нии Алек­сан­дро-Нев­ской лав­ры, об из­би­е­нии мо­на­хов и убий­стве боль­ше­ви­ка­ми Ки­ев­ско­го мит­ро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра.

Ар­хи­манд­рит Фе­о­до­сий, в ми­ру Фе­о­дор Со­болев, ро­дил­ся 11 сен­тяб­ря 1842 го­да. Его отец – свя­щен­ник Жа­ров­ской Пет­ро­пав­лов­ской церк­ви Вель­ско­го уез­да Во­ло­год­ской гу­бер­нии Дор­ми­донт Со­болев – был сы­ном свя­щен­ни­ка, ма­туш­ка Оль­га Алек­се­ев­на – до­че­рью дья­ко­на.
Фе­дор рос в се­мье, где свя­то хра­ни­ли пра­во­слав­ные тра­ди­ции. В ос­но­ву вос­пи­та­ния де­тей бы­ли по­ло­же­ны мо­лит­ва и труд. Ко­гда стар­ший брат Кон­стан­тин по­сту­пил в Во­ло­год­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, Фе­о­дор уже не со­мне­вал­ся, что по­сле­ду­ет его при­ме­ру, и по­сле окон­ча­ния Ду­хов­но­го учи­ли­ща стал се­ми­на­ри­стом.
В 1864 го­ду, окон­чив Во­ло­год­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, Фе­о­дор об­за­вел­ся се­мьей и в том же го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка в То­тем­ской го­род­ской Успен­ской церк­ви. В 1869 го­ду на­зна­чен на долж­ность учи­те­ля ла­тин­ско­го язы­ка в То­тем­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще и долж­ность ис­пол­нял столь ис­прав­но, что ре­ви­зор Св. Си­но­да, ин­спек­ти­ро­вав­ший Ду­хов­ное учи­ли­ще в 1875 го­ду, объ­явил ему одоб­ре­ние за успеш­ное пре­по­да­ва­ние. В мар­те 1876 го­да его опре­де­ли­ли чле­ном ду­хов­но-учи­лищ­но­го прав­ле­ния и де­ло­про­из­во­ди­те­лем, а вско­ре и свя­щен­ни­ком то­тем­ской тю­рем­ной церк­ви.
Вско­ре о. Фе­о­до­ра по­стиг­ло тяж­кое го­ре – скон­ча­лась же­на. Ов­до­вев, он все­го се­бя от­да­ет на слу­же­ние Бо­гу. 3 но­яб­ря 1879 го­да его при­чис­ли­ли к брат­ству То­тем­ско­го Спа­со-Су­мо­ри­на мо­на­сты­ря. Через год утвер­ди­ли каз­на­че­ем. 6 мар­та 1881 го­да в этом же мо­на­сты­ре о.Фе­о­дор при­ни­ма­ет ино­че­ский по­стриг с име­нем Фе­о­до­сий.
С 1885 го­да иеро­мо­нах Фе­о­до­сий по­сле­до­ва­тель­но на­зна­ча­ет­ся на­сто­я­те­лем сна­ча­ла Во­ло­год­ско­го Спа­со-При­луц­ко­го, за­тем Кад­ни­ков­ско­го Ди­о­ни­сие-Глу­шиц­ко­го мо­на­сты­ря той же гу­бер­нии, с воз­ве­де­ни­ем в сан игу­ме­на. Но бре­мя долж­но­сти ста­ло тя­го­тить его, и о.Фе­о­до­сий вско­ре по­дал про­ше­ние об осво­бож­де­нии его от долж­но­сти. Он про­сит воз­вра­тить его в Спа­со-Су­мо­рин мо­на­стырь.
Прось­ба бы­ла удо­вле­тво­ре­на: в де­каб­ре 1889 г. он воз­вра­ща­ет­ся в род­ную оби­тель, где через год был опре­де­лен на долж­ность ду­хов­ни­ка бра­тии. В 1892 го­ду он на­зна­ча­ет­ся за­ко­но­учи­те­лем То­тем­ской Спа­со-Су­мо­рин­ской цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы. В про­све­ще­нии отец Фе­о­до­сий ви­дел путь спа­се­ния лю­дей, он по­ни­мал, как не хва­та­ет про­сто­му на­ро­ду зна­ний о ве­ре. Уже в сле­ду­ю­щем го­ду тру­ды игу­ме­на в Спа­со-Су­мо­рин­ской шко­ле бы­ли за­ме­че­ны – отец Фе­о­до­сий «на­граж­ден от Свя­тей­ше­го Си­но­да кни­гой – Свя­той Биб­ли­ей».
В 1896 го­ду в его жиз­ни на­чи­на­ет­ся но­вая по­ло­са пе­ре­ме­ще­ний – сна­ча­ла на долж­ность на­сто­я­те­ля в Гря­зо­вец­кий Ар­се­ни­е­во-Ко­мель­ский мо­на­стырь, за­тем – ду­хов­ни­ком Устюг­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща, Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­ско­го и Иоан­но-Пред­те­чен­ско­го мо­на­сты­рей, да­лее – на­сто­я­те­лем Устюг­ско­го Ни­ко­ла­е­во-При­луц­ко­го мо­на­сты­ря, и, на­ко­нец, в сен­тяб­ре 1907 го­да игу­мен Фе­о­до­сий ста­но­вит­ся на­сто­я­те­лем Соль­вы­че­год­ско­го Вве­ден­ско­го мо­на­сты­ря. В но­яб­ре то­го же го­да он воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та. 13 сен­тяб­ря 1916 го­да ар­хи­манд­рит Фе­о­до­сий в си­лу пре­клон­ных лет и сла­бо­сти здо­ро­вья по соб­ствен­но­му про­ше­нию уво­лен на по­кой. Впро­чем, он не ото­шел от дел бра­тии, вно­сил свою по­силь­ную леп­ту в укреп­ле­ние оби­те­ли. В ав­гу­сте 1918 го­да он от­пра­вил­ся в Ко­ря­жем­ский мо­на­стырь, чтобы об­су­дить про­ис­хо­дя­щие в стране пе­ре­ме­ны.

Иеро­мо­нах Ни­ко­дим, при­ни­мав­ший ак­тив­ное уча­стие в воз­рож­де­нии Ко­ря­жем­ско­го Ни­ко­ла­ев­ско­го мо­на­сты­ря, ро­дил­ся в Во­ло­год­ской гу­бер­нии 20 ок­тяб­ря 1852 го­да в се­мье устюж­ско­го ме­ща­ни­на Кон­стан­ти­на Ива­но­ви­ча Щап­ко­ва и же­ны его Та­тья­ны Львов­ны. При рож­де­нии был на­ре­чен Ни­ко­ла­ем. На 21-м го­ду, по­ки­нув от­чий дом, Ни­ко­лай от­пра­вил­ся в один из от­да­лен­ных в Во­ло­год­ской гу­бер­нии Тро­иц­кий Сте­фа­но-Улья­нов­ский мо­на­стырь.
По­чти де­сять лет он про­хо­дил по­слу­ша­ние и го­то­вил­ся к мо­на­ше­ско­му по­дви­гу. Через шесть лет Ни­ко­лай был по­свя­щен в сти­харь, за­тем в 1883 го­ду стал по­слуш­ни­ком мо­на­сты­ря. В мо­на­сты­ре Ни­ко­лаю опре­де­ли­ли по­слу­ша­ние са­пож­ное, ко­то­рое он ис­пол­нял с при­су­щей ему доб­ро­со­вест­но­стью. 7 ав­гу­ста 1886 г. он при­нял по­стриг с име­нем Ни­ко­дим. Спу­стя год его ру­ко­по­ло­жи­ли во иеро­ди­а­ко­на, а 25 мая 1896 го­да, в день па­мя­ти апо­сто­ла и еван­ге­ли­ста Мар­ка, – во иеро­мо­на­ха. Бы­ло ему 44 го­да.
Через год ука­зом Ве­ли­ко­устюж­ско­го ду­хов­но­го прав­ле­ния о.Ни­ко­дим был пе­ре­ме­щен в Ко­ря­жем­ский мо­на­стырь. Сво­им при­мер­ным по­ве­де­ни­ем и по­лез­ной пас­тыр­ской служ­бой о.Ни­ко­дим снис­кал ува­же­ние на­сель­ни­ков. В 1903 го­ду его утвер­жда­ют в долж­но­стях каз­на­чея, ду­хов­ни­ка и бла­го­чин­но­го мо­на­сты­ря.

Иеро­мо­нах Се­ра­фим (в ми­ру Ни­ко­лай) при­был в Ни­ко­ла­ев­ский Ко­ря­жем­ский мо­на­стырь 30 лет от ро­ду в 1904 го­ду, бу­дучи по­слуш­ни­ком Ни­ко­ла­ев­ско­го При­луц­ко­го мо­на­сты­ря. Ро­дил­ся он в се­мье кре­стья­ни­на Ко­стром­ской гу­бер­нии Га­лич­ско­го уез­да Яко­ва Ку­ла­ко­ва. С ма­лых лет при­ле­пил­ся к церк­ви. Здесь обу­чил­ся чте­нию и пись­му. А ко­гда у маль­чи­ка об­на­ру­жил­ся хо­ро­ший го­лос, кли­рос­ное по­слу­ша­ние ста­ло для него ос­нов­ным за­ня­ти­ем, ко­то­рое ис­пол­нял он с ра­до­стью. В два­дцать че­ты­ре го­да с бла­го­сло­ве­ния от­ца ушел в мо­на­стырь.
С 1898 го­да Ни­ко­лай стал тру­дить­ся в При­луц­ком мо­на­сты­ре, через год был опре­де­лен его по­слуш­ни­ком. Пять лет пре­бы­вал он в этом мо­на­сты­ре, неся кли­рос­ное и ке­лей­ное по­слу­ша­ния, а за­тем был пе­ре­ме­щен в Ни­ко­ла­ев­ский Ко­ря­жем­ский мо­на­стырь, где 14 мар­та 1904 го­да при­нял по­стриг с име­нем Се­ра­фим. Через два го­да его ру­ко­по­ло­жи­ли во иеро­ди­а­ко­на, 1 июля 1907 го­да – во иеро­мо­на­ха. Отец Се­ра­фим от­да­вал все­го се­бя слу­же­нию Бо­гу и ино­го пу­ти для се­бя не пред­став­лял.

Ок­тябрь 1917 го­да на­ру­шил уста­нов­лен­ный в оби­те­ли по­ря­док. С неко­то­рых пор в мо­на­сты­ре по­се­лил­ся пред­ста­ви­тель но­вой вла­сти, име­ну­е­мый ко­мен­дан­том мо­на­сты­ря. О сво­их пол­но­мо­чи­ях он не рас­про­стра­нял­ся, в жизнь оби­те­ли осо­бо не вме­ши­вал­ся. 27 сен­тяб­ря 1918 го­да, в день Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня, в мо­на­сты­ре бы­ло празд­нич­ное бо­го­слу­же­ние. По­сле служ­бы при­сут­ству­ю­щие жда­ли на­пут­ствен­но­го сло­ва на­сто­я­те­ля. Ар­хи­манд­рит Па­вел по­ни­мал, что в ны­неш­нее смут­ное вре­мя их оби­тель, как и дру­гие, ожи­да­ют тяж­кие ис­пы­та­ния. И они при­шли.
23 сен­тяб­ря 1918 го­да в Соль­вы­че­год­скую ЧК по­сту­пи­ло за­яв­ле­ние от негра­мот­но­го граж­да­ни­на дер. На­рад­це­ва Ве­ли­ко­устюж­ско­го уез­да, что в Ярен­ском уез­де на бе­ре­гу ре­ки Чер­ны в лес­ных из­буш­ках охот­ни­ков и ле­со­про­мыш­лен­ни­ков «про­жи­ва­ют ка­кие-то бо­га­тые лю­ди, по-ви­ди­мо­му скры­ва­ют­ся бур­жуи». Кро­ме то­го, он со­об­щил, что в Ко­ря­жем­ском мо­на­сты­ре, где ему при­шлось за­но­че­вать, так­же име­лись «та­кие со­мни­тель­ные ти­пы, от че­го-то укры­ва­ю­щи­е­ся». Это за­яв­ле­ние и по­слу­жи­ло по­во­дом для по­езд­ки вла­стей в Ни­ко­ла­ев­ский Ко­ря­жем­ский мо­на­стырь.
30 сен­тяб­ря в мо­на­стырь на­гря­ну­ли во­ен­ком и чле­ны Соль­вы­че­год­ской чрез­вы­чай­ной ко­мис­сии.
Как ста­ли раз­во­ра­чи­вать­ся со­бы­тия, сви­де­тель­ству­ет име­ю­ща­я­ся в де­ле вы­пис­ка из жур­на­ла этой ко­мис­сии. В ней ука­за­но, что «по при­ез­де в мо­на­стырь чрез­вы­чай­ная ко­мис­сия тре­бо­ва­ла адми­ни­стра­цию мо­на­сты­ря вы­дать все тай­ни­ки, в том чис­ле день­ги и т.п. На что адми­ни­стра­ция ока­за­ла со­про­тив­ле­ние и сво­им со­про­тив­ле­ни­ем вы­ра­зи­ла непод­чи­не­ние су­ще­ству­ю­щей вла­сти…»
В чем кон­крет­но вы­ра­зи­лось со­про­тив­ле­ние адми­ни­стра­ции мо­на­сты­ря, не ука­за­но. Ко­мен­дан­ту мо­на­сты­ря по­ру­чи­ли до­про­сить адми­ни­стра­цию мо­на­сты­ря. Про­то­ко­лов до­про­са как та­ко­вых в де­ле не име­ет­ся, как нет в де­ле и све­де­ний о до­про­шен­ных. На од­ном ли­сте ко­мен­дант уме­стил по­ка­за­ния всех пя­те­рых об­ви­ня­е­мых.
Ка­кие во­про­сы им за­да­ва­лись, в про­то­ко­ле не ука­за­но. За­пи­са­но в нем сле­ду­ю­щее:
«ар­хи­манд­ри­та Ни­ко­ло-Ко­ря­жем­ско­го мо­на­сты­ря Пав­ла от­вет: “На все во­про­сы игу­мен Па­вел от­ве­чал от­ри­ца­тель­но, го­во­ря, что боль­ше ни­че­го не на­хо­дит­ся в мо­на­сты­ре”; иеро­мо­на­ха Ни­ко­ди­ма от­вет: “То­же ни в чем не со­зна­вал­ся. На все во­про­сы от­ве­чал от­ри­ца­тель­но”;
иеро­мо­на­ха Се­ра­фи­ма от­вет: “То­же ни в чем не при­зна­ет­ся, го­во­ря, что ни­чем не за­ве­до­вал”; ар­хи­манд­ри­та Фе­о­до­сия от­вет: “В мо­на­стыр­ские де­ла не вме­ши­вал­ся и жил от­дель­но”.
Чтобы учи­нить рас­пра­ву, Соль­вы­че­год­ская ЧК при­чис­ли­ла к адми­ни­стра­ции Ни­ко­ла­ев­ско­го Ко­ря­жем­ско­го мо­на­сты­ря не за­ни­мав­ше­го­ся его хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­стью иеро­мо­на­ха Се­ра­фи­ма и на­хо­див­ше­го­ся на по­кое ар­хи­манд­ри­та Соль­вы­че­год­ско­го Вве­ден­ско­го мо­на­сты­ря Фе­о­до­сия.
Да­лее из вы­пис­ки сле­ду­ет, что «об­ви­ня­е­мых в непод­чи­не­нии со­вет­ской вла­сти, упо­мя­ну­тых в на­сто­я­щем по­ста­нов­ле­нии лиц, ко­то­рые яв­ля­ют­ся гла­ва­ря­ми про­тив­ной бан­ды, ар­хи­манд­ри­та Пав­ла, ар­хи­манд­ри­та Фе­о­до­сия, иеро­мо­на­хов Се­ра­фи­ма и Ни­ко­ди­ма – рас­стре­лять».
При­чи­на рас­стре­ла не ука­за­на. В ту по­ру ду­хо­вен­ство ча­сто рас­стре­ли­ва­ли за то, что не от­да­ли цер­ков­но­го иму­ще­ства. Но убран­ство церк­вей Ко­ря­жем­ско­го мо­на­сты­ря, об­ла­че­ния и цер­ков­ная утварь но­вую власть не ин­те­ре­со­ва­ли, ей нуж­ны бы­ли толь­ко день­ги, по­жерт­во­ван­ные на со­дер­жа­ние оби­те­ли. При обыс­ке, как их ни ис­ка­ли, не на­шли. Как ни тер­за­ли стар­цев, до­бить­ся от них ни­че­го не смог­ли.
И так ве­ли­ко бы­ло же­ла­ние сло­мить их мо­на­ше­ский дух, так силь­на зло­ба, что, не до­ждав­шись утвер­жде­ния при­ня­то­го ре­ше­ния, с аре­сто­ван­ны­ми немед­лен­но рас­пра­ви­лись.
В 2 ча­са по­по­лу­дни 30 сен­тяб­ря 1918 го­да по до­ро­ге из Ко­ря­жем­ско­го мо­на­сты­ря на од­ном из пу­стын­ных ост­ро­вов по ре­ке Вы­че­где бы­ли рас­стре­ля­ны: на 77-м го­ду жиз­ни ар­хи­манд­рит Соль­вы­че­год­ско­го мо­на­сты­ря на по­кое Фе­о­до­сий (Со­болев), на 70-м го­ду жиз­ни ар­хи­манд­рит Ко­ря­жем­ско­го мо­на­сты­ря Па­вел (Мо­и­се­ев), иеро­мо­на­хи это­го же мо­на­сты­ря 65-лет­ний Ни­ко­дим (Щап­ков) и 45-лет­ний Се­ра­фим (Ку­ла­ков).

☦️
Преподобномученица Ирина Фролова, послушница
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ири­на ро­ди­лась в 1899 го­ду в се­ле Ле­ви­но Медын­ско­го уез­да Ка­луж­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Фе­до­ра Фро­ло­ва. До 25 лет она про­жи­ва­ла с ро­ди­те­ля­ми и за­ни­ма­лась сель­ским хо­зяй­ством.
В 1924 го­ду она по­сту­пи­ла по­слуш­ни­цей в Спа­со-Бо­ро­дин­ский жен­ский мо­на­стырь Мо­жай­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. По­сле упразд­не­ния мо­на­сты­ря по­слуш­ни­ца Ири­на оста­лась тру­дить­ся в Бо­ро­дин­ской сель­ско­хо­зяй­ствен­ной ком­муне, ко­то­рую об­ра­зо­ва­ли сест­ры на тер­ри­то­рии за­кры­той оби­те­ли.
В кон­це 1920-х го­дов вла­сти при­ня­ли ре­ше­ние разо­гнать все тру­до­вые ком­му­ны, ор­га­ни­зо­ван­ные при мо­на­сты­рях. В 1928 го­ду, ко­гда вла­сти рас­пус­ка­ли Бо­ро­дин­скую мо­на­стыр­скую ком­му­ну, мо­на­хи­ни по­ру­чи­ли по­слуш­ни­це Ирине не ухо­дить из мо­на­сты­ря, а жить в нем, как бы сте­речь мо­на­стырь. Бу­дучи глу­бо­ко цер­ков­ным че­ло­ве­ком, по­слуш­ни­ца Ири­на при­ня­ла это по­слу­ша­ние. Все сест­ры рас­се­ли­лись в близ­ле­жа­щих се­ле­ни­ях, устро­ив­шись при хра­мах пса­лом­щи­ца­ми или сто­ро­жа­ми. Украд­кой неко­то­рые мо­на­хи­ни при­но­си­ли ей про­дук­ты, но по­сколь­ку все жи­ли в боль­шой нуж­де, то по­мощь эта бы­ла весь­ма скуд­ной и недо­ста­точ­ной.
Один сви­де­тель впо­след­ствии рас­ска­зал на след­ствии о по­слуш­ни­це Ирине, что ко­гда ее «по­пы­та­лись вы­се­лить из квар­ти­ры, то она с од­ной икон­кой за­бра­лась на чер­дак и там жи­ла. При вы­се­ле­нии с чер­да­ка она с од­ной икон­кой пе­ре­бра­лась зи­мой в со­вер­шен­но хо­лод­ный са­рай и, невзи­рая на та­кие ли­ше­ния, все-та­ки жи­ла в мо­на­сты­ре до аре­ста и ин­фор­ми­ро­ва­ла мо­на­шек и свя­щен­ни­ка Бо­ро­дин­ско­го мо­на­сты­ря о со­сто­я­нии мо­на­сты­ря и ком­му­ны, обо всех непо­ряд­ках и слу­ча­ях. При об­ра­ще­нии к ней чле­нов прав­ле­ния и дру­гих Фро­ло­ва ни­че­го ни­ко­гда не от­ве­ча­ла и не хо­те­ла от­ве­чать».
Вме­сто преж­ней тру­до­вой об­щи­ны вла­сти ор­га­ни­зо­ва­ли но­вую – из мест­ных кре­стьян, но в нее Ири­на не всту­пи­ла. Несколь­ко раз ее ло­ви­ли и вы­го­ня­ли, но каж­дый раз она сно­ва воз­вра­ща­лась об­рат­но. Ви­дя ее непре­клон­ность, по­слуш­ни­цу Ири­ну оста­ви­ли в по­кое, а ино­гда да­же ста­ли по­ру­чать ка­кую-ли­бо ра­бо­ту, за ко­то­рую да­ва­ли ей про­дук­ты или день­ги. Ес­ли за них на­до бы­ло рас­пи­сы­вать­ся, по­слуш­ни­ца Ири­на от­ка­зы­ва­лась, ис­крен­но счи­тая, что по­сколь­ку го­су­дар­ство пре­сле­до­ва­ло пра­во­слав­ную ве­ру и Цер­ковь, то есть про­ник­лось ан­ти­хри­сто­вым ду­хом, то ста­вить свою под­пись под лю­бы­ми до­ку­мен­та­ми это­го го­су­дар­ства – зна­чит участ­во­вать в его ан­ти­цер­ков­ной де­я­тель­но­сти.
19 мая 1931 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли по­слуш­ни­цу Ири­ну, а вме­сте с ней еще 14 мо­на­хинь и свя­щен­ни­ка Бо­ро­дин­ско­го мо­на­сты­ря, об­ви­нив их в со­про­тив­ле­нии ме­ро­при­я­ти­ям со­вет­ской вла­сти на се­ле. Все они бы­ли за­клю­че­ны в Мо­жай­скую тюрь­му.
24 мая сле­до­ва­тель вы­звал ее на до­прос, где предъ­явил об­ви­не­ние «в ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти и рас­про­стра­не­нии слу­хов о войне». Да­вать ка­кие-ли­бо по­ка­за­ния, под­пи­сы­вать про­то­кол до­про­са и дру­гие до­ку­мен­ты по­слуш­ни­ца Ири­на на­от­рез от­ка­за­лась.
10 июня 1931 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла по­слуш­ни­цу Ири­ну к трем го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. На­хо­дясь в Мо­жай­ской тюрь­ме, Ири­на за­бо­ле­ла ту­бер­ку­ле­зом лег­ких, по­это­му бы­ла по­ме­ще­на в тю­рем­ную боль­ни­цу.
30 сен­тяб­ря 1931 го­да по­слуш­ни­ца Ири­на (Фро­ло­ва) скон­ча­лась в боль­ни­це и бы­ла по­гре­бе­на в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Мученик Иоа́нн Коротков.
Му­че­ник Иоанн Пет­ро­вич Ко­рот­ков при­над­ле­жит к то­му немно­го­му чис­лу ми­рян Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, ко­то­рые в усло­ви­ях без­бож­но­го го­су­дар­ства ста­ли ис­по­вед­ни­ка­ми Ис­ти­ны Хри­сто­вой и сви­де­тель­ство­ва­ли свою ве­ру да­же до смер­ти. Иоанн Пет­ро­вич ро­дил­ся в 1885 го­ду в Яро­слав­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. В кол­хоз он не всту­пил и вел еди­но­лич­ное хо­зяй­ство. Боль­шую се­мью Ко­рот­ко­вых, в ко­то­рой бы­ло ше­сте­ро де­тей, в 1935 го­ду об­ло­жи­ли непо­мер­ным на­ло­гом, а за неупла­ту изъ­яли весь скот и иму­ще­ство кре­стьян­ско­го хо­зяй­ства, оста­вив се­мью без средств к су­ще­ство­ва­нию. Ле­том 1936 го­да Иоанн Пет­ро­вич смог устро­ить­ся ра­бо­чим при Ма­саль­ской боль­ни­це, но через несколь­ко ме­ся­цев он был уво­лен за про­по­ведь хри­сти­ан­ской ве­ры. Он хо­ро­шо знал Свя­щен­ное Пи­са­ние, и, имея си­лу ду­ха, объ­еди­нял во­круг се­бя ве­ру­ю­щих лю­дей, при­вле­кая их сво­ей го­ря­чей про­по­ве­дью вер­но­сти Хри­сту. В 1937 го­ду его аре­сто­ва­ли и при­го­во­ри­ли к 10 го­дам ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вых ла­ге­рей. 30 сен­тяб­ря 1941 го­да му­че­ник Иоанн Ко­рот­ков по­гиб в Кар­го­поль­ла­ге в Ар­хан­гель­ской об­ла­сти вслед­ствие раз­дроб­ле­ния че­ре­па.

☦️
Преподобномученица Александра Хворостянникова, послушница.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Алек­сандра ро­ди­лась 20 ап­ре­ля 1886 го­да в се­ле Сья­но­во Сер­пу­хов­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в бла­го­че­сти­вой се­мье кре­стья­ни­на Се­ме­на Хво­ро­стян­ни­ко­ва, при­слу­жи­вав­ше­го при хра­ме.
В 1896 го­ду непо­да­ле­ку от де­рев­ни Лу­ко­ни­ной в Медын­ском уез­де в трид­ца­ти вер­стах от Ка­лу­ги ста­ра­ни­я­ми иерос­хи­мо­на­ха Ка­луж­ско­го Лав­рен­тье­ва мо­на­сты­ря Ге­ра­си­ма бы­ла устро­е­на жен­ская об­щи­на. Во гла­ве об­щи­ны бы­ла по­став­ле­на на­сто­я­тель­ни­ца, и в об­щи­ну по­тя­ну­лись де­вуш­ки из окру­жа­ю­щих де­ре­вень. Там бы­ва­ли и зна­ко­мые Алек­сан­дры; они рас­ска­за­ли ей, что об­щи­на им по­нра­ви­лась, и на­сто­я­тель­ни­ца при­ни­ма­ет к се­бе же­ла­ю­щих под­ви­зать­ся де­ву­шек.
В 1915 го­ду Алек­сандра по­сту­пи­ла в об­щи­ну по­слуш­ни­цей и жи­ла в ней до 1918 го­да. За­тем она про­жи­ла два го­да до­ма, в род­ном в се­ле, и пе­ре­еха­ла в Сер­пу­хов, где ра­бо­та­ла при­слу­гой у со­сто­я­тель­ных лю­дей, в 1925 го­ду она устро­и­лась на тек­стиль­ную фаб­ри­ку.
В 1937 го­ду пра­ви­тель­ство из­да­ло неглас­ное рас­по­ря­же­ние об аре­сте всех мо­на­хов и мо­на­хинь, по­слуш­ни­ков и по­слуш­ниц за­кры­тых мо­на­сты­рей. 15 и 16 фев­ра­ля 1938 го­да бы­ли до­про­ше­ны де­жур­ные сви­де­тель­ни­цы, ра­бо­тав­шие вме­сте с Алек­сан­дрой на фаб­ри­ке, ко­то­рые под­твер­ди­ли, что она дей­стви­тель­но жи­ла в мо­на­сты­ре, а, кро­ме то­го, ве­дет аги­та­цию про­тив со­вет­ской вла­сти сре­ди ра­бо­чих в об­ще­жи­тии и яв­ля­ет­ся про­тив­ни­цей го­судар­ствен­ных зай­мов.
По­слуш­ни­ца Алек­сандра бы­ла аре­сто­ва­на 21 фев­ра­ля 1938 го­да и за­клю­че­на в сер­пу­хов­скую тюрь­му. Сра­зу же сле­до­ва­те­ля­ми бы­ли устро­е­ны оч­ные став­ки по­слуш­ни­цы со сви­де­те­ля­ми, на ко­то­рых она от­верг­ла да­ва­е­мые те­ми по­ка­за­ния, и за­тем в тот же день бы­ла до­про­ше­на са­ма.
Под­твер­див, что она дей­стви­тель­но жи­ла в мо­на­сты­ре и до се­го вре­ме­ни оста­ет­ся при ре­ли­ги­оз­ных убеж­де­ни­ях, Алек­сандра ска­за­ла, что ра­бо­чим фаб­ри­ки она го­во­ри­ла, что при ца­ре ра­бо­чим жи­лось в ма­те­ри­аль­ном от­но­ше­нии луч­ше, что при со­вет­ской вла­сти ни­че­го нет, что ком­му­ни­сты го­во­рят, что Бо­га нет, но им не на­до ве­рить, Бог есть, а ком­му­ни­сты бу­дут го­реть в адском огне; ком­му­ни­сты за­кры­ва­ют церк­ви и са­жа­ют свя­щен­ни­ков в тюрь­мы, и нуж­но бы за­щи­щать свя­щен­ни­ков. В день аре­ста по­слуш­ни­цы след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и де­ло бы­ло от­прав­ле­но на ре­ше­ние трой­ки.
Трой­ка НКВД рас­смот­ре­ла де­ло по­слуш­ни­цы толь­ко 7 июня 1938 го­да и при­го­во­ри­ла ее к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и она бы­ла от­прав­ле­на в Бам­лаг. По­слуш­ни­ца Алек­сандра Хво­ро­стян­ни­ко­ва скон­ча­лась в за­клю­че­нии в Ха­ба­ров­ском крае 30 сен­тяб­ря 1943 го­да и бы­ла по­гре­бе­на в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Икона Богородицы Цареградская.
Ца­ре­град­ской на­зы­ва­ют две зна­чи­тель­но от­ли­ча­ю­щих­ся друг от дру­га ико­ны. По пре­да­нию, Ца­ре­град­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, па­мять ко­то­рой празд­ну­ет­ся 8 мая (25 ап­ре­ля по ста­ро­му сти­лю), – од­на из икон, на­пи­сан­ных свя­тым апо­сто­лом и еван­ге­ли­стом Лу­кой. Как и при ка­ких об­сто­я­тель­ствах яви­лась эта Ца­ре­град­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри неиз­вест­но, но из­вест­на да­та её яв­ле­ния – 25 ап­ре­ля 1071 го­да.
Су­ще­ству­ет пре­да­ние, что ико­ну (ли­бо её спи­сок) в се­ре­дине XV ве­ка при­нёс из Ца­рь­гра­да пре­по­доб­ный Ев­фро­син Псков­ский, по­лу­чив­ший об­раз от Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха. Чти­мый древ­ний об­раз на­хо­дил­ся в Спа­со-Еле­аза­ров­ском мо­на­сты­ре под Пско­вом, но, к со­жа­ле­нию, по­гиб в пу­чине пол­но­вод­ной ре­ки Тол­ба вме­сте с ко­раб­ля­ми шве­дов, ко­то­рые раз­гра­би­ли Спа­со-Еле­аза­ров­ский мо­на­стырь и по­пы­та­лись вы­вез­ти его цен­но­сти.
О дру­гой Ца­ре­град­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри, празд­но­ва­ние ко­то­рой со­вер­ша­ет­ся 30 сен­тяб­ря, со­хра­ни­лось пре­да­ние, что в дав­ние вре­ме­на два гре­че­ских мо­на­ха из Ца­рь­гра­да бы­ли про­ез­дом в Ста­рой Рус­се и слу­жи­ли здесь в со­бор­ной церк­ви Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию.
На па­мять о сво­ём пре­бы­ва­нии они оста­ви­ли в со­бо­ре ми­ни­а­тюр­ную ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, вы­би­тую на гри­фель­ной дос­ке. Эта ми­ни­а­тюр­ная ико­на вско­ре про­сла­ви­лась чу­до­тво­ре­ни­я­ми.
Списки с этой иконы находятся в Москве, в приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке, в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии, и в Спасо-Елеазаровском монастыре в 25 верстах от Пскова. Первоначальное название Спасо-Елеазаровского монастыря было Сретенский – в знак встречи Цареградской иконы Божией Матери, которая была принесена в обитель после падения Константинополя преподобным Евфросином Псковским, получившим список от Константинопольского патриарха.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-caregradskaja

☦️
Икона Богородицы Макарьевская.
Ма­ка­рьев­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Оди­гит­рия» бы­ла яв­ле­на 17 сен­тяб­ря 1442 го­да пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию Ун­жен­ско­му чу­до­твор­цу († 1444), ко­то­рый под­ви­зал­ся в по­сте и мо­лит­ве на пу­стын­ных бе­ре­гах ре­ки Ун­жи во вре­ме­на кня­же­ния Ва­си­лия Тем­но­го (1425–1462). В это вре­мя Га­лич­ская (ныне Ко­стром­ская) об­ласть на­хо­ди­лась в са­мом бед­ствен­ном по­ло­же­нии, стра­дая от го­ло­да и сти­хий­ных бед­ствий, меж­до­усоб­ных войн и на­ше­ствия та­тар.
Ра­но утром, ко­гда пре­по­доб­ный Ма­ка­рий окан­чи­вал свое обыч­ное утрен­нее ака­фист­ное пе­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це, кел­лию его вдруг оза­рил неве­до­мый свет. Пре­по­доб­ный сму­тил­ся ду­хом и стал усерд­нее мо­лить­ся. За сте­на­ми кел­лии раз­да­лось ан­гель­ское пе­ние: «Ра­дуй­ся, Бла­го­дат­ная Ма­ти Нене­вест­ная!» В стра­хе и изум­ле­нии вый­дя из кел­лии, свя­той уви­дел на небо­склоне ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рая в окру­же­нии све­то­зар­но­го си­я­ния при­бли­жа­лась к по­движ­ни­ку. Пре­по­доб­ный с ра­дост­ным тре­пе­том пал на зем­лю и вос­клик­нул: «Ра­дуй­ся, Ма­ти Бо­жия! Ра­дуй­ся, прис­но­те­ку­щий Ис­точ­ни­че, спа­се­ние ми­ру по­ка­зу­ю­щий и всей Га­лич­стей стране твер­дое ограж­де­ние и за­ступ­ле­ние!» Он с бла­го­го­ве­ни­ем взял ико­ну и по­ста­вил в сво­ей кел­лии, по­че­му она и ста­ла на­зы­вать­ся «Ке­лей­ной» (поз­же уче­ни­ки пре­по­доб­но­го да­ли ей на­име­но­ва­ние «Ма­ка­рьев­ской»).
Неда­ле­ко от ме­ста яв­ле­ния свя­то­го об­ра­за пре­по­доб­ный Ма­ка­рий вы­ко­пал ис­точ­ник, про­сла­вив­ший­ся сво­ей це­леб­ной си­лой, а еще через неко­то­рое вре­мя здесь был ос­но­ван мо­на­стырь, так­же на­зван­ный Ма­ка­рьев­ским. В мо­на­стыр­ских ру­ко­пи­сях хра­ни­лись ска­за­ния о мно­го­чис­лен­ных чу­де­сах, про­изо­шед­ших от чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.
Два­жды по мо­лит­ве пе­ред ней спа­са­лись мест­ные жи­те­ли от на­ше­ствия крым­ских та­тар. В 1522 го­ду та­та­ры на­па­ли на Ун­жу и хо­те­ли огра­бить и опу­сто­шить Ма­ка­ри­е­ву пу­стынь, но ослеп­ли и, обе­зу­мев, бро­си­лись бе­жать. Мно­гие из них уто­ну­ли в ре­ке Ун­же. В 1532 го­ду мо­лит­ва­ми пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия был спа­сен от вра­га го­род Со­ли­га­лич. Та­та­ры без ви­ди­мой при­чи­ны в па­ни­ке об­ра­ща­лись в бег­ство, а плен­ные рас­ска­зы­ва­ли, что ви­де­ли в небе се­до­го стар­ца в чер­ном оде­я­нии, ме­тав­ше­го в них стре­лы и кам­ни, а за­тем по­явив­ше­го­ся сре­ди них на бе­лом коне и на­гнав­ше­го та­кой страх, что та­та­ры ста­ли в ужа­се уби­вать друг дру­га.
Бла­го­дар­ные жи­те­ли устро­и­ли в со­бор­ном хра­ме при­дел в честь свя­то­го. Бо­лее 50 че­ло­век по мо­лит­вам пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние от тя­же­лых неду­гов, как это бы­ло уста­нов­ле­но ко­мис­си­ей, по­слан­ной Пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским Фила­ре­том 24 июня 1619 го­да. В этом же го­ду со­сто­я­лось про­слав­ле­ние пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Жел­то­вод­ско­го, Ун­жен­ско­го чу­до­твор­ца в ли­ке свя­тых.
С чу­до­твор­ной ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы был сде­лан спи­сок в ви­зан­тий­ском сти­ле, ко­то­рый про­сла­вил­ся, как и пер­во­об­раз. На иконе лик Бо­жи­ей Ма­те­ри на­кло­нен к Пред­веч­но­му Мла­ден­цу, ко­то­рый по­ко­ит­ся на Ее ле­вой ру­ке. Два­жды свя­той об­раз вы­хо­дил непо­вре­жден­ным из ог­ня по­жа­рищ – в 1626 и 1690 го­дах.
24 ав­гу­ста 1717 го­да по ука­зу Пет­ра I и бла­го­сло­ве­нию ме­сто­блю­сти­те­ля пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла мит­ро­по­ли­та Ря­зан­ско­го Сте­фа­на (Явор­ско­го) мо­на­ху Ионе бы­ла вы­да­на ру­ко­пис­ная «со­бор­ная па­мять» для «бес­пен­но­го» сбо­ра по­жерт­во­ва­ний на из­го­тов­ле­ние окла­да для ико­ны. В этом до­ку­мен­те Ма­ка­рьев­ский об­раз пря­мо на­зы­ва­ет­ся чу­до­твор­ным.

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-makarevskaja


Жития
Писание