⏳ 2023.09.15 (пт)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 15я по Пятидесятнице (глас 5й)
• пятница (воспоминание распятия, однодневный пост)

☀️ неподвижный годовой круг:
15 сентября (2 сентября)
• мчч. Мама́нта (275), отца его Феодо́та и матери мц. Руфи́ны (III)
• мчч. 3628-ми в Никомидии (III–IV)
• свт. Иоанна Постника, Цареградского (595) 📚
• прпп. Антония (1073) и Феодосия (1074) Киево-Печерских 📚
• обретение мощей прп. Феодосия (Тотемского) (1796)
• сщмчч. Варсоно́фия (Лебедева) Кирилловского, Иоанна (Иванова), прмц. Серафимы (Сулимовой), мчч. Анатолия (Барашкова), Николая (Бурлакова), Михаила (Трубникова), Филиппа (Марышева) (1918)
• сщмчч. Дамаски́на (Це́дрика) Стародубского, Евфимия (Горячева), Иоанна (Мельниченко), Иоанна (Смоличева), Владимира (Моринского), Виктора (Басова), Феодота (Шатохина), Петра (Новосельского), Стефа́на (Ярошевича) (1937)
• сщмчч. Германа (Ряшенцева) Вязниковского, Стефа́на (Ермолина), мч. Павла (Елькина) (1937)
• иконы Божией Матери Калужская (1771)


☦️
Мученики Мама́нт, отец его Феодо́т и матерь мученица Руфи́на.
Свя­той му­че­ник Ма­мант ро­дил­ся в Па­фла­го­нии от бла­го­че­сти­вых и знат­ных ро­ди­те­лей-хри­сти­ан Фе­о­до­та и Ру­фи­ны. За от­кры­тое ис­по­ве­да­ние сво­ей ве­ры ро­ди­те­ли свя­то­го бы­ли схва­че­ны языч­ни­ка­ми и за­клю­че­ны в тем­ни­цу в Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской. Зная свои те­лес­ные немо­щи, Фе­о­дот мо­лил­ся, чтобы Гос­подь взял его преж­де му­че­ний. Гос­подь услы­шал мо­лит­ву, и он умер в тем­ни­це. Вслед за ним умер­ла и свя­тая Ру­фи­на, раз­ре­шив­шись преж­девре­мен­но сы­ном, ко­то­ро­го она мо­лит­вен­но пре­по­ру­чи­ла Бо­гу, про­ся Его быть Хра­ни­те­лем и За­ступ­ни­ком оси­ро­тев­ше­го мла­ден­ца. Бог услы­шал пред­смерт­ную мо­лит­ву свя­той Ру­фи­ны: бо­га­тая вдо­ва хри­сти­ан­ка Ам­мия с че­стью по­греб­ла те­ла свя­тых Фе­о­до­та и Ру­фи­ны, а маль­чи­ка взя­ла к се­бе и окру­жи­ла его ма­те­рин­ской за­бо­той. Свя­той Ма­мант вы­рос убеж­ден­ным хри­сти­а­ни­ном. При­ем­ная мать за­бо­ти­лась о раз­ви­тии его при­род­ных спо­соб­но­стей и ра­но от­да­ла его учить­ся гра­мо­те. Маль­чик учил­ся лег­ко и охот­но. Он был не по ле­там рас­су­ди­те­лен и от­ли­чал­ся ран­ней зре­ло­стью ума и серд­ца. Бла­го­ра­зум­ны­ми ре­ча­ми и лич­ным при­ме­ром юный Ма­мант об­ра­тил в хри­сти­ан­ство мно­гих сво­их сверст­ни­ков. Об этом до­нес­ли пра­ви­те­лю Де­мо­кри­ту, и юно­ша был схва­чен и пред­став­лен на суд. Из ува­же­ния к его знат­но­му про­ис­хож­де­нию Де­мо­крит не ре­шил­ся под­верг­нуть его пыт­кам и ото­слал его к им­пе­ра­то­ру Авре­ли­а­ну (270–275). Тот сна­ча­ла лас­кой, а за­тем угро­за­ми на­ме­ре­вал­ся со­вра­тить свя­то­го Ма­ман­та в язы­че­скую ве­ру, но все его ста­ра­ния бы­ли на­прас­ны: свя­той без­бо­яз­нен­но ис­по­ве­дал се­бя хри­сти­а­ни­ном и об­ли­чил безу­мие языч­ни­ков, по­кло­ня­ю­щих­ся без­душ­ным ис­ту­ка­нам. Разъ­ярен­ный им­пе­ра­тор под­верг юно­шу же­сто­ким ис­тя­за­ни­ям. За­тем хо­те­ли уто­пить свя­то­го, но Ан­гел Гос­по­день спас Ма­ман­та и по­ве­лел жить на вы­со­кой го­ре в пу­стыне, на­хо­див­шей­ся неда­ле­ко от Ке­са­рии. По­ви­ну­ясь во­ле Бо­жи­ей, свя­той устро­ил там неболь­шую цер­ковь и стал про­во­дить жизнь в стро­гом воз­дер­жа­нии, по­дви­гах по­ста и мо­лит­вы.
Вско­ре он по­лу­чил уди­ви­тель­ную власть над си­ла­ми при­ро­ды: к его жи­ли­щу со­би­ра­лись на­се­ляв­шие окрест­ную пу­сты­ню зве­ри и слу­ша­ли чте­ние Свя­то­го Еван­ге­лия. Пи­тал­ся свя­той Ма­мант мо­ло­ком ди­ких коз и ла­ней.
Не за­бы­вал свя­той и о нуж­дах сво­их ближ­них: при­го­тов­ляя из это­го мо­ло­ка сы­ры, он без­воз­мезд­но раз­да­вал их ни­щим. Вско­ре сла­ва о Бо­го­угод­ном жи­тии свя­то­го Ма­ман­та рас­про­стра­ни­лась по всей Ке­са­рии. Обес­по­ко­ен­ный пра­ви­тель по­слал за ним от­ряд во­и­нов. По­встре­чав­шись на го­ре со свя­тым Ма­ман­том, во­и­ны не узна­ли его, при­няв за про­сто­го пас­ту­ха. То­гда свя­той при­гла­сил их в хи­жи­ну, на­по­ил мо­ло­ком и сам от­крыл им свое имя, так как знал, что его ожи­да­ет му­че­ни­че­ская смерть за Хри­ста. От­дав се­бя в ру­ки му­чи­те­лей, свя­той Ма­мант был при­ве­ден на суд на­мест­ни­ка Алек­сандра, ко­то­рый под­верг его изощ­рен­ным и дли­тель­ным ис­тя­за­ни­ям. Од­на­ко они не сло­ми­ли хри­сти­ан­скую во­лю свя­то­го. Он был укреп­лен об­ра­щен­ны­ми к нему свы­ше сло­ва­ми: «Кре­пись и му­жай­ся, Ма­мант». Ко­гда свя­то­го Ма­ман­та от­да­ли на съе­де­ние зве­рям, те не тро­ну­ли свя­то­го. То­гда один из язы­че­ских жре­цов по­ра­зил его тре­зуб­цем. Смер­тель­но ра­нен­ный, свя­той Ма­мант вы­шел за пре­де­лы го­ро­да. Там, в неболь­шой ка­мен­ной пе­ще­ре, он и пре­дал дух свой Бо­гу, Ко­то­рый во все­услы­ша­ние при­звал свя­то­го му­че­ни­ка Ма­ман­та в гор­нии се­ле­ния († 275). Ве­ру­ю­щи­ми он был по­гре­бен на ме­сте кон­чи­ны.
Вско­ре хри­сти­ане ста­ли по­лу­чать от него бла­го­дат­ную по­мощь в сво­их неду­гах и скор­бях. Свя­ти­тель Ва­си­лий Ве­ли­кий так го­во­рит о свя­том му­че­ни­ке Ма­ман­те в про­по­ве­ди к на­ро­ду: «По­ми­най­те свя­то­го му­че­ни­ка: те, кто ви­дел его в ви­де­нии, кто из жи­ву­щих на сем ме­сте име­ет его по­мощ­ни­ком, ко­му из при­зы­ва­ю­щих имя его он по­мог са­мим де­лом, ко­го из за­блуд­ших в жиз­ни на­ста­вил, ко­го от неду­гов ис­це­лил, чьих де­тей, уже умер­ших, сно­ва воз­вра­тил к жиз­ни, чью жизнь про­дол­жил – все, со­брав­шись во­еди­но, при­не­си­те хва­лу му­че­ни­ку».

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/732

☦️
Мученики 3628 в Никомидии.
Три ты­ся­чи шесть­сот два­дцать во­семь (по дру­гим три ты­ся­чи шесть­сот во­семь) свя­тых му­че­ни­ков пострадали в Ни­ко­ми­дии во вре­мя го­не­ния Мак­си­ми­а­на (290 г. н.э.). Во вре­мя это­го пре­сле­до­ва­ния, со­жгли хри­сти­ан­скую цер­ковь и свя­тые бе­жа­ли в го­ры, чтобы вы­жить, но бы­ли аре­сто­ва­ны и звер­ски уби­ты.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/734

☦️
Святитель Иоа́нн Постник, патриарх Константинопольский.
Иоанн Постник – 15 Константинопольский патриарх. Сын бедных родителей; предполагал заниматься каким-либо ремеслом и не получил школьного образования, но, под влиянием одного монаха, стал строгим аскетом-постником и был посвящён в диаконы. Избранный в патриархи, он хотел было спастись от этого сана бегством, но был удержан. Отличался особой любовью к бедным и сам оставался всю жизнь бедняком. Его называли вместилищем добродетелей.
Известен в Православной Церкви как составитель Покаянного номоканона (епитимийника), который дошел до нас в нескольких различных редакциях. Но основа их одна и та же. Это – наставление духовникам, как принимать тайную исповедь в тайных грехах, будет ли это грех уже совершенный или состоящий в одном только греховном помышлении. Древние церковные правила говорят о способах и сроках всенародного церковного покаяния, назначаемого для явных, уличенных грешников. Нужно было икономически приспособить эти правила к тайной исповеди неуличенных кающихся. Святитель Иоанн Постник исходил в своем Покаянном номоканоне (или «канонарии») из того, что добровольная исповедь тайных, неведомых миру, грехов уже свидетельствует о готовности грешника примириться с Богом и своей совестью, и потому сократил епитимии древних отцов наполовину и больше. Зато он более точно определяет характер епитимий: строгий пост, ежедневное совершение установленного числа земных молитвенных поклонов, раздаяние милостыни. Сроки епитимий назначаются духовником. Главная мысль номоканона, составленного святым Патриархом, заключается в назначении епитимий не просто по мере грехов, но по мере, доступной для кающихся, и по оценке покаяния не по продолжительности наказания, а по степени его переживания кающимся, по его духовному состоянию.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/733

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Postnik/
• Правила святого Иоанна Постника c толкованиями епископа Никодима (Милаша)
• Послание к деве, преданной Богу

☦️
Преподобный Анто́ний Печерский.
Преподобный Феодо́сий Печерский.

Ос­но­ва­тель Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры свя­той Ан­то­ний ро­дил­ся в на­ча­ле XI ве­ка в го­ро­де Лю­бе­че (вбли­зи Чер­ни­го­ва) и в Кре­ще­нии был на­зван Ан­ти­пой. С юных лет он по­чув­ство­вал вле­че­ние к выс­шей ду­хов­ной жиз­ни и по вну­ше­нию свы­ше ре­шил­ся ид­ти на Афон. В од­ной из Афон­ских оби­те­лей он при­нял по­стриг и на­чал уеди­нен­ную жизнь в пе­ще­ре близ это­го мо­на­сты­ря, ко­то­рую до сих пор по­ка­зы­ва­ют. Ко­гда он при­об­рел в сво­их по­дви­гах ду­хов­ную опыт­ность, игу­мен дал ему по­слу­ша­ние, чтобы он шел на Русь и на­са­дил ино­че­ство в этой но­во­про­све­щен­ной хри­сти­ан­ской стране. Ан­то­ний по­ви­но­вал­ся. Ко­гда пре­по­доб­ный Ан­то­ний при­шел в Ки­ев, здесь бы­ло уже несколь­ко мо­на­сты­рей, ос­но­ван­ных по же­ла­нию кня­зей гре­ка­ми. Но свя­той Ан­то­ний не из­брал ни од­но­го из них, по­се­лил­ся в двух­са­жен­ной пе­ще­ре, вы­ко­пан­ной пре­сви­те­ром Ила­ри­о­ном. Это бы­ло в 1051 г. Здесь свя­той Ан­то­ний про­дол­жал по­дви­ги стро­гой ино­че­ской жиз­ни, ко­то­ры­ми сла­вил­ся на Афоне: пи­щей его бы­ли чер­ный хлеб через день и во­да в крайне уме­рен­ном ко­ли­че­стве. Вско­ре сла­ва о нем раз­нес­лась не толь­ко по Ки­е­ву, но и по дру­гим рус­ским го­ро­дам. Мно­гие при­хо­ди­ли к нему за ду­хов­ным со­ве­том и бла­го­сло­ве­ни­ем. Неко­то­рые ста­ли про­сить­ся к нему на жи­тель­ство. Пер­вым был при­нят некто Ни­кон, са­ном иерей, вто­рым пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий.
Пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий про­вел свою мо­ло­дость в Кур­ске, где жи­ли его ро­ди­те­ли. С ран­них лет он об­на­ру­жил бла­го­че­сти­вое на­стро­е­ние ду­ха: каж­дый день он бы­вал в хра­ме, при­леж­но чи­тал сло­во Бо­жие, от­ли­чал­ся скром­но­стью, сми­ре­ни­ем и дру­ги­ми доб­ры­ми ка­че­ства­ми. Узнав, что в хра­ме ино­гда не слу­жат ли­тур­гию из-за недо­стат­ка просфор, он ре­шил сам за­нять­ся этим де­лом: по­ку­пал пше­ни­цу, сво­и­ми ру­ка­ми мо­лол и ис­пе­чен­ные просфо­ры при­но­сил в цер­ковь.
За эти по­дви­ги он тер­пел мно­го непри­ят­но­стей от ма­те­ри, ко­то­рая го­ря­чо его лю­би­ла, но не со­чув­ство­ва­ла его стрем­ле­ни­ям. Услы­шав од­на­жды в церк­ви сло­ва Гос­под­ни: «Кто лю­бит от­ца или мать бо­лее, неже­ли Ме­ня, недо­сто­ин Ме­ня» (Мф.10,37), он ре­шил­ся оста­вить и мать (отец уже умер), и род­ной го­род и явил­ся в Ки­ев к пре­по­доб­но­му Ан­то­нию. «Ви­дишь ли, ча­до, – спро­сил его Ан­то­ний, – что пе­ще­ра моя скром­на и тес­на?» – «Сам Бог при­вел ме­ня к те­бе, – от­ве­тил Фе­о­до­сий, – бу­ду ис­пол­нять то, что ты мне по­ве­лишь».
Ко­гда чис­ло спо­движ­ни­ков преп. Ан­то­ния воз­рос­ло до 12, он уда­лил­ся на со­сед­нюю го­ру, вы­рыл се­бе здесь пе­ще­ру и стал под­ви­зать­ся в за­тво­ре. Фе­о­до­сий остал­ся на преж­нем ме­сте; ско­ро он был из­бран бра­ти­ей во игу­ме­на и на­чал ста­рать­ся об учре­жде­нии пра­виль­но­го об­ще­жи­тия по уста­ву ца­ре­град­ско­го Сту­дий­ско­го мо­на­сты­ря. Глав­ные чер­ты учре­жден­но­го им об­ще­жи­тия бы­ли сле­ду­ю­щие: все иму­ще­ство у бра­тии долж­но быть об­щее, вре­мя про­во­ди­лось в непре­стан­ных тру­дах; тру­ды раз­де­ля­лись по си­ле каж­до­го игу­ме­ном; каж­дое де­ло на­чи­на­лось мо­лит­вой и бла­го­сло­ве­ни­ем стар­ше­го; по­мыс­лы от­кры­ва­лись игу­ме­ну, ко­то­рый был ис­тин­ным ру­ко­во­ди­те­лем всех ко спа­се­нию. Пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий ча­сто об­хо­дил кел­лии и на­блю­дал, нет ли у ко­го че­го лиш­не­го и чем за­ни­ма­ет­ся бра­тия. Ча­сто и но­чью он при­хо­дил к две­ри кел­лий и, ес­ли слы­шал раз­го­вор двух или трех ино­ков, со­шед­ших­ся вме­сте, то уда­рял жез­лом в дверь, а утром об­ли­чал ви­нов­ных. Сам пре­по­доб­ный был во всем при­ме­ром для бра­тии: но­сил во­ду, ру­бил дро­ва, ра­бо­тал в пе­карне, но­сил са­мую про­стую одеж­ду, преж­де всех при­хо­дил в цер­ковь и на мо­на­стыр­ские ра­бо­ты. Кро­ме ас­ке­ти­че­ских по­дви­гов, преп. Фе­о­до­сий от­ли­чал­ся ве­ли­ким ми­ло­сер­ди­ем к бед­ным и лю­бо­вью к ду­хов­но­му про­све­ще­нию и ста­рал­ся рас­по­ло­жить к ним и свою бра­тию. В оби­те­ли он устро­ил осо­бый дом для жи­тель­ства ни­щих, сле­пых, хро­мых, рас­слаб­лен­ных и на со­дер­жа­ние их уде­лял де­ся­тую до­лю мо­на­стыр­ских до­хо­дов.
Кро­ме то­го, каж­дую суб­бо­ту от­сы­лал це­лый воз хле­ба за­клю­чен­ным в тем­ни­цах. Из со­чи­не­ний пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия из­вест­ны: два по­уче­ния к на­ро­ду, де­сять по­уче­ний к ино­кам, два по­сла­ния к ве­ли­ко­му кня­зю Изя­с­ла­ву и две мо­лит­вы.
Ос­но­ван­ная пре­по­доб­ным Ан­то­ни­ем и устро­ен­ная пре­по­доб­ным Фе­о­до­си­ем Ки­е­во-Пе­чер­ская оби­тель сде­ла­лась об­раз­цом для дру­гих мо­на­сты­рей и име­ла ве­ли­кое зна­че­ние для раз­ви­тия Рус­ской церк­ви. Из ее стен вы­хо­ди­ли зна­ме­ни­тые ар­хи­пас­ты­ри, рев­ност­ные про­по­вед­ни­ки ве­ры и за­ме­ча­тель­ные пи­са­те­ли. Из свя­ти­те­лей, по­стри­же­ни­ков Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли, осо­бен­но из­вест­ны свя­тые Леон­тий и Ис­а­ия (епи­ско­пы Ро­стов­ские), Ни­фонт (епи­скоп Нов­го­род­ский), пре­по­доб­ный Кук­ша (про­све­ти­тель вя­ти­чей), пи­са­те­ли преп. Нестор Ле­то­пи­сец и Си­мон.

Подробнее житие прп. Антония:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/580
Подробнее житие прп. Феодосия:
https://azbyka.ru/days/sv-feodosij-pecherskij

Творения прп. Феодосия:
https://azbyka.ru/otechnik/Feodosij_Pecherskij/
• Завещание Киевскому князю Изяславу о Православной христианской вере
• Послание великому князю Изяславу о вере варяжской или латинской
• Поучение о казнях Божиих
• Поучение о тропарях и о пьянстве
• Поучения и молитва

☦️
Преподобный Феодо́сий Тотемский (Суморин), игумен.
Преподобный Феодо́сий ро­дил­ся в Во­лог­де око­ло 1530 г. и был вос­пи­тан в бла­го­че­стии и стра­хе Бо­жи­ем. До­стиг­нув со­вер­шен­но­ле­тия, по на­сто­я­нию ро­ди­те­лей свя­той всту­пил в брак и имел дочь, но се­мей­ная жизнь не от­вле­ка­ла свя­то­го от де­я­тель­ной люб­ви к Бо­гу. Он усерд­но по­се­щал цер­ковь, мно­го мо­лил­ся до­ма, осо­бен­но но­чью. По смер­ти ро­ди­те­лей и су­пру­ги, от­дав все свое со­сто­я­ние род­ствен­ни­кам на вос­пи­та­ние до­че­ри, Фе­о­до­сий уда­лил­ся в Во­ло­год­ский Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский мо­на­стырь пре­по­доб­но­го Ди­мит­рия При­луц­ко­го и, при­няв здесь по­стриг, сми­рен­но нес все нелег­кие мо­на­стыр­ские по­слу­ша­ния: ко­лол дро­ва, пек хле­бы, мо­лол му­ку, ис­пол­няя все с усер­ди­ем.
От­пра­вив­шись по по­ру­че­нию игу­ме­на оби­те­ли в Тотьму смот­реть за мо­на­стыр­ски­ми соле­вар­ня­ми, он за­бот­ли­во от­но­сил­ся к ра­бо­чим и был к ним кро­ток и ми­ло­стив. Управ­ле­ние его бы­ло та­ко­во, что ни­ко­гда преж­де соле­вар­ни не при­но­си­ли столь­ко до­хо­да, как при нем. По­сле то­го, как жи­те­ли Тотьмы ста­ли пе­ре­се­лять­ся на но­вое ме­сто, пре­по­доб­ный по­же­лал ос­но­вать в этих ме­стах мо­на­стырь. На­се­ле­ние Тотьмы и окрест­ных де­ре­вень, знав­шее и лю­бив­шее пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия еще на вар­ни­цах, услы­шав об этом, при­хо­ди­ло к нему и при­но­си­ло все необ­хо­ди­мое для жиз­ни. В 1554 г., по­лу­чив цар­скую несу­ди­мую гра­мо­ту и в бла­го­сло­ве­ние от При­луц­ко­го мо­на­сты­ря ико­ну Бо­го­ма­те­ри (из­вест­ную те­перь под име­нем Су­мо­рин­ской чу­до­твор­ной), пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий при­сту­пил к устро­е­нию мо­на­сты­ря и в те­че­ние од­но­го го­да при по­мо­щи со­сед­них жи­те­лей по­ста­вил де­ре­вян­ную цер­ковь, тра­пе­зу, кел­лии и дру­гие необ­хо­ди­мые по­строй­ки.
Сам по­лу­чив­ший в юно­сти хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние, свя­той стре­мил­ся к ду­хов­но­му про­све­ще­нию бра­тии и со вре­ме­нем со­брал в оби­те­ли об­шир­ную биб­лио­те­ку. Ста­ра­ни­ем пре­по­доб­но­го бы­ла вос­ста­нов­ле­на и за­пу­стев­шая Еф­ре­мо­ва пу­стынь в том же То­тем­ском окру­ге. Бу­дучи на­сто­я­те­лем те­перь уже двух оби­те­лей, пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий по­сто­ян­но на­хо­дил­ся в мо­лит­ве и тру­дах, яв­ляя при­мер бра­тии. Про­ви­дя ско­рую кон­чи­ну, свя­той оста­вил ду­хов­ное за­ве­ща­ние, в ко­то­ром, в част­но­сти, на­стой­чи­во под­чер­ки­вал необ­хо­ди­мость цер­ков­ной мо­лит­вы за всех усоп­ших, и мир­но по­чил 28 ян­ва­ря 1568 г. Из­вест­но око­ло 150 по­смерт­ных чу­дес пре­по­доб­но­го.
2 сен­тяб­ря 1796 г. при пе­ре­строй­ке хра­ма бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные мо­щи свя­то­го, ко­то­рые ныне по­чи­ва­ют в соборе Рождества Христова г. Тотьмы.

☦️
Священномученики Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский, Иоанн Иванов, пресвитер, преподобномученица Серафима (Сулимова), игумения Ферапонтова монастыря, мученики Николай Бурлаков, Анатолий Барашков, Михаил Трубников и Филипп Марышев.

Свя­щен­но­му­че­ник Вар­со­но­фий (в ми­ру Ва­си­лий Пав­ло­вич Ле­бе­дев) ро­дил­ся в 1871 го­ду в се­ле Ста­ру­хи­но Бе­ла­нин­ской во­ло­сти Бо­ро­вич­ско­го уез­да Нов­го­род­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка. В се­мье бы­ло во­семь де­тей. Отец свя­ти­те­ля, Па­вел Ми­хай­ло­вич Ле­бе­дев, умер, ко­гда Ва­си­лию бы­ло все­го семь лет, а стар­ше­му ре­бен­ку ис­пол­ни­лось че­тыр­на­дцать. Мать си­рот, Агра­фе­на Ива­нов­на, оста­лась без средств к су­ще­ство­ва­нию и уже на сле­ду­ю­щий день по­сле смер­ти му­жа не зна­ла бы, чем на­кор­мить де­тей, ес­ли бы некий доб­рый че­ло­век не при­слал го­лод­ной се­мье ме­шок ржа­ной му­ки.
От­ро­ку Ва­си­лию ра­но при­шлось по­зна­ко­мить­ся с нуж­дой и го­рем и ис­пы­тать ли­ше­ния. Из-за край­ней бед­но­сти се­мьи Ва­си­лий был за­чис­лен в Бо­ро­вич­ское ду­хов­ное учи­ли­ще на ка­зен­ный счет. Мать не име­ла ма­те­ри­аль­ной воз­мож­но­сти по­мо­гать сы­ну, ка­зен­ное со­дер­жа­ние не все­гда бы­ло до­ста­точ­ным, и здесь бу­ду­ще­му свя­щен­но­и­но­ку по­не­во­ле при­шлось су­ро­во по­стить­ся по срав­не­нию со сво­и­ми бо­лее обес­пе­чен­ны­ми то­ва­ри­ща­ми. Утром пе­ред за­ня­ти­я­ми ему за­ча­стую при­хо­ди­лось огра­ни­чи­вать­ся кус­ком хле­ба и чаш­кой хо­лод­ной во­ды и по­сле этой скром­ной тра­пезы са­дить­ся за уро­ки. Эти об­сто­я­тель­ства не про­бу­ди­ли в его серд­це за­ви­сти, но при­учи­ли к воз­дер­жа­нию, за­ка­ли­ли во­лю и вос­пи­та­ли в нем чув­ство ми­ло­сер­дия и со­стра­да­тель­ность к лю­дям.
С дет­ства маль­чик был счаст­ли­во из­бав­лен от мир­ских увле­че­ний, и не бы­ло для него боль­ше­го сча­стья, чем по­се­ще­ние вме­сте с ма­те­рью, в чис­ле дру­гих па­лом­ни­ков из про­сто­го рус­ско­го на­ро­да, стар­цев. Они ча­сто хо­ди­ли в рас­по­ло­жен­ную неда­ле­ко от род­но­го се­ла пу­стынь­ку, ко­то­рую на­род на­зы­вал «За­бу­ду­щие ро­ди­те­ли». Ме­сто это на­хо­ди­лось в глу­хом сос­но­вом бо­ру, в ко­то­ром от дав­них вре­мен оста­лась ча­сов­ня в честь свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы, а око­ло нее ста­рое клад­би­ще с мо­ги­ла­ми лю­дей, чьи име­на уже бы­ли за­бы­ты. Во вто­рой по­ло­вине ХIХ сто­ле­тия в этом уеди­нен­ном ме­сте по­се­лил­ся пу­стын­ник по име­ни Петр, ко­то­ро­го па­лом­ни­ки лас­ко­во на­зы­ва­ли Пет­ру­ша. Его стро­гая жизнь для мно­гих слу­жи­ла при­ме­ром. На­род лю­бил при­хо­дить сю­да, чтобы по­мо­лить­ся вме­сте с ним в ча­совне пе­ред об­ра­зом ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы, по­про­сить у по­движ­ни­ка со­ве­та, рас­ска­зать о сво­их бе­дах и нуж­дах. Эти пу­те­ше­ствия, мо­лит­ва сре­ди гу­сто­го бо­ра, бе­се­ды с пу­стын­ни­ком про­из­ве­ли на маль­чи­ка глу­бо­кое впе­чат­ле­ние и на­шли бла­го­дар­ный от­клик впо­след­ствии. Ко­гда по­движ­ник в на­ча­ле ХХ ве­ка по­чил, лю­ди ста­ли хо­дить на его мо­ги­лу, и все­гда к это­му ме­сту бы­ла про­ло­же­на троп­ка.
По окон­ча­нии учи­ли­ща Ва­си­лий по­сту­пил в Нов­го­род­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. При­выч­ка к тру­ду и усерд­ным за­ня­ти­ям, при­об­ре­тен­ная в учи­ли­ще, мно­го об­лег­чи­ла ему труд­ность обу­че­ния в се­ми­на­рии. Он и здесь был ограж­ден Бо­гом от всех увле­че­ний юно­сти, ни­сколь­ко не за­тра­ги­вав­ших его ду­шу. За крот­кий и сми­рен­ный нрав, за ха­рак­тер, в ко­то­ром со­вер­шен­но от­сут­ство­ва­ли гру­бость и за­ди­ри­стость, то­ва­ри­щи по се­ми­на­рии по­лю­би­ли юно­шу, лас­ко­во и ува­жи­тель­но на­зы­вая его по име­ни и фа­ми­лии: Ва­ся Ле­бе­дев.
Боль­шое вли­я­ние на се­ми­на­ри­ста и на из­бра­ние им бу­ду­ще­го мис­си­о­нер­ско­го по­при­ща ока­зал пре­по­да­ва­тель по ис­то­рии рас­ко­ла, свя­щен­ник Ди­мит­рий Спе­ров­ский, ко­то­рый в то вре­мя, ко­гда Ва­си­лий учил­ся в 5-м клас­се, при­нял мо­на­ше­ский по­стриг. Все сво­бод­ные от за­ня­тий ча­сы Ва­си­лий Ле­бе­дев от­да­вал чте­нию ста­ро­пе­чат­ной ли­те­ра­ту­ры и к кон­цу 5-го клас­са зна­чи­тель­но пре­вос­хо­дил сверст­ни­ков-се­ми­на­ри­стов зна­ни­я­ми по пред­ме­ту рас­ко­ла. Ожив­ле­нию ин­те­ре­са к это­му пред­ме­ту слу­жи­ло и то, что отец Ди­мит­рий при­гла­шал к уча­стию в класс­ных со­бе­се­до­ва­ни­ях быв­ших ста­ро­об­ряд­че­ских де­я­те­лей.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-varsonofij-lebedev

☦️
Священномученик Дамаски́н (Це́дрик), Стародубский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Да­мас­кин, епи­скоп Ста­ро­дуб­ский, ви­ка­рий Чер­ни­гов­ской епар­хии (в ми­ру Цед­рик Дмит­рий Дмит­ри­е­вич) ро­дил­ся в 1877 го­ду в го­ро­де Ма­я­ки Одес­ско­го уез­да Хер­сон­ской гу­бер­нии в се­мье поч­то­во­го чи­нов­ни­ка. Ди­мит­рий окон­чил Ду­хов­ную Се­ми­на­рию, за­тем Вла­ди­во­сток­ский сель­ско­хо­зяй­ствен­ный ин­сти­тут со спе­ци­аль­но­стью аг­ро­но­ма, и Ка­зан­ский ин­сти­тут во­сточ­ных язы­ков. Вско­ре он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Да­мас­кин и по­сту­пил слу­жить мис­си­о­не­ром при Пе­кин­ской Ду­хов­ной Мис­сии. В 1914 го­ду отец Да­мас­кин от­пра­вил­ся на фронт и со­сто­ял в от­ря­де Крас­но­го Кре­ста на Кав­ка­зе.
В 1918 го­ду в Ор­лов­ской гу­бер­нии его аре­сто­ва­ли и при­го­во­ри­ли к «выс­шей ме­ре на­ка­за­ния», но рас­стре­ла ему уда­лось из­бе­жать. В это же вре­мя был рас­стре­лян его брат свя­щен­ник Ни­ко­лай за бес­страш­ное об­ли­че­ние боль­ше­ви­ков.
Неко­то­рое вре­мя отец Да­мас­кин про­жи­вал в Ки­ев­ском Ми­хай­лов­ском мо­на­сты­ре, яв­ля­ясь епар­хи­аль­ным мис­си­о­не­ром и слу­ша­те­лем Ки­ев­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии. В 1919 го­ду он был воз­ве­дён в сан иеро­мо­на­ха ар­хи­епи­ско­пом Сим­фе­ро­поль­ским и Та­ври­че­ским Ди­мит­ри­ем (князь Аба­шид­зе). В 1920 го­ду от­ца Да­мас­ки­на на­зна­ча­ют на­сто­я­те­лем Ба­ла­клав­ско­го Ге­ор­ги­ев­ско­го мо­на­сты­ря в Кры­му с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­манд­ри­та. Вско­ре, в том же го­ду он опять был аре­сто­ван вме­сте с Вла­ды­кой Ди­мит­ри­ем, но через несколь­ко ме­ся­цев был осво­бож­дён и вы­слан из Кры­ма.
Отец Да­мас­кин успеш­но бо­рол­ся с об­нов­лен­че­ством. 14 сен­тяб­ря 1923 го­да он был хи­ро­то­ни­сан лич­но Пат­ри­ар­хом Ти­хо­ном в епи­ско­па Ста­ро­дуб­ско­го, и с это­го вре­ме­ни управ­лял так­же Чер­ни­гов­ской епар­хи­ей и Глу­хов­ским ви­ка­ри­ат­ством. По­сле неод­но­крат­ных аре­стов в эти го­ды Вла­ды­ка был так из­му­чен за­то­че­ни­ем и до­про­са­ми, что на все­нощ­ной вы­нуж­ден был по­ма­зать на­род си­дя. В ал­та­ре с ним слу­ча­лись сер­деч­ные при­сту­пы, но на сле­ду­ю­щий день он сно­ва слу­жил, ви­дя в бо­го­слу­же­нии свою един­ствен­ную ра­дость. В 1924 го­ду Вла­ды­ка вы­сы­ла­ет­ся вла­стя­ми в Харь­ков, а с сен­тяб­ря 1925 го­да жи­вёт в Да­ни­ло­вом мо­на­сты­ре в Москве без пра­ва вы­ез­да. Но уже в но­яб­ре 1925 го­да Свя­ти­тель был аре­сто­ван вновь по де­лу свя­щен­но­му­че­ни­ка мит­ро­по­ли­та Пет­ра (По­лян­ско­го, па­мять 27 сен­тяб­ря). По по­ста­нов­ле­нию Г.П.У. (от 8 мая 1926 го­да) Вла­ды­ка был при­го­во­рён к трём го­дам ссыл­ки в Ту­ру­хан­ский край, но до ав­гу­ста 1926 го­да со­дер­жал­ся в Бу­тыр­ской тюрь­ме в сто­ли­це, за­тем жил в Крас­но­яр­ске и по­сёл­ке По­лой Крас­но­яр­ско­го края (за Се­вер­ным По­ляр­ным кру­гом). Здесь ему при­го­ди­лась долж­ность аг­ро­но­ма, ко­то­рую он по­лу­чил в мо­ло­до­сти — за­вёл ого­род, спа­са­ясь вы­ра­щен­ной им са­мим зе­ле­нью от цин­ги.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-damaskin-cedrik

☦️
Священномученик Евфи́мий Горячев, пресвитер.
Ев­фи­мий Ни­ки­тич Го­ря­чев ро­дил­ся в се­ле Ни­коль­ское-Бар­ну­ки Го­ро­ди­щен­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии 19 ян­ва­ря 1884 го­да в бед­ной кре­стьян­ской се­мье. Ему бы­ло че­ты­ре го­да, ко­гда умер отец, а вско­ре по­сле это­го умер­ла и мать. Он был един­ствен­ным маль­чи­ком в се­мье и остал­ся на по­пе­че­нии се­стер.
В этом же се­ле жил его дя­дя Алек­сей Го­ря­чев с же­ной Алек­сан­дрой, крест­ной ма­те­рью Ев­фи­мия. У них бы­ло сво­их че­ты­ре сы­на, но они с ра­до­стью при­ня­ли маль­чи­ка в дом. Се­мья бы­ла бо­го­бо­яз­нен­ная, а Алек­сандра да­же и сре­ди сво­их пра­во­слав­ных од­но­сель­чан от­ли­ча­лась глу­бо­кой ре­ли­ги­оз­но­стью и рас­су­ди­тель­но­стью. И мест­ный свя­щен­ник со­ве­то­вал, бы­ва­ло, ко­му-ни­будь из при­хо­жан, ко­гда у тех воз­ни­ка­ли труд­но­сти в се­мье или с род­ствен­ни­ка­ми, или с близ­ки­ми людь­ми, ко­гда для пра­виль­но­го ре­ше­ния тре­бо­ва­лись опыт­ность и рас­су­ди­тель­ность, пой­ти по­го­во­рить с Алек­сан­дрой.
У свя­щен­ни­ка сво­их де­тей не бы­ло, и ко­гда Ев­фи­мию ис­пол­ни­лось семь лет, он по­звал Алек­сан­дру и ска­зал:
– Алек­сандра, от­дай мне сво­е­го при­е­мы­ша-крест­ни­ка. Те­бе тя­же­ло. У те­бя у са­мой че­ты­ре сы­на, а я его вос­пи­таю.
Алек­сандра за это вре­мя по­лю­би­ла крот­ко­го си­ро­ту, ко­то­рый нра­вом был тих и по­слу­шен, но со­чла, что даль­ней­шее вос­пи­та­ние в до­ме свя­щен­ни­ка бу­дет для маль­чи­ка по­лез­ней, – и со­гла­си­лась.
Свя­щен­ник от­дал учить­ся Ев­фи­мия в сель­скую шко­лу, а за­тем опре­де­лил в двух­класс­ную шко­лу, ко­то­рая в тот год бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на в се­ми­на­рию. Жи­вя в се­мье свя­щен­ни­ка, Ев­фи­мий ни­чем не от­ли­чал­ся от кре­стьян­ских де­тей – оде­вал­ся, как и они, и так же, как и они, хо­дил в ла­пот­ках. Кто зна­ет, – ду­мал свя­щен­ник, – в ка­ких об­сто­я­тель­ствах при­дет­ся жить маль­чи­ку, не име­ю­ще­му под­держ­ки от ро­ди­те­лей. Он счи­тал, что юно­ше по­лез­но с ран­не­го воз­рас­та обу­чать­ся на­вы­кам са­мо­сто­я­тель­ной жиз­ни. Учась в се­ми­на­рии весь­ма при­леж­но, Ев­фи­мий уже сам за­ра­ба­ты­вал, да­вая уро­ки в се­мьях, где ро­ди­те­ли бы­ли по­бо­га­че, а де­ти по­ле­ни­вей. По окон­ча­нии се­ми­на­рии Ев­фи­мий по­сту­пил учи­те­лем в шко­лу се­ла Ар­хан­гель­ско­го. Здесь он про­ра­бо­тал семь лет и со­всем об­жил­ся.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-evfimij-gorjachev

☦️
Священномученик Иоа́нн Мельниченко, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн Мель­ни­чен­ко ро­дил­ся 26 сен­тяб­ря 1889 го­да в се­ле Устье Бер­шад­ско­го рай­о­на Вин­ниц­кой об­ла­сти. С 1917 по 1922 год он ра­бо­тал учи­те­лем в сель­ской шко­ле, а в 1922 го­ду его ру­ко­по­ло­жи­ли в сан иерея и он на­чи­на­ет пас­тыр­ское слу­же­ние в од­ной из церк­вей Вин­ниц­кой об­ла­сти.
5 сен­тяб­ря 1935 го­да от­ца Ива­на аре­сто­ва­ли и об­ви­ни­ли в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции по­ра­жен­че­ско­го ха­рак­те­ра». По­сле­до­вал при­го­вор: 7 лет ис­пра­ви­тель­но-тру­до­во­го ла­ге­ря. Сна­ча­ла свя­щен­ни­ка со­дер­жа­ли в тюрь­ме го­ро­да Вин­ни­ца, а за­тем пе­ре­пра­ви­ли эта­пом в Бур­мин­ское от­де­ле­ние Кар­ла­га НКВД (по­се­лок Бур­ма Ка­ра­ган­дин­ской об­ла­сти, Ка­зах­стан). В ла­ге­ре от­ца Иоан­на ждал еще один арест: 14 ав­гу­ста 1937 го­да он был аре­сто­ван как «ак­тив­ный сто­рон­ник груп­пы Цед­ри­ка». Как и дру­гим чле­нам груп­пы ему бы­ла ин­кри­ми­ни­ро­ва­ны «к/р де­я­тель­ность в ла­ге­ре» и «уча­стие в неле­галь­ных сбо­ри­щах и бо­го­слу­же­ни­ях»».
Вот вы­пис­ка из об­ви­ни­тель­но­го за­клю­че­ния: «Был зна­ком с дру­ги­ми слу­жи­те­ля­ми куль­та, в сво­ей кан­це­ля­рии устра­и­вал пе­ние цер­ков­ных пе­сен со слу­жи­те­лем ре­ли­ги­оз­но­го куль­та Ба­со­вым. Кро­ме то­го, бу­дучи недо­во­лен со­вет­ской вла­стью, вы­ска­зы­вал ряд ан­ти­со­вет­ских взгля­дов по от­но­ше­нию к ре­во­лю­ци­он­ным празд­ни­кам и по­ряд­кам». На до­про­се отец Ва­си­лий за­явил: «При­знаю се­бя ви­нов­ным толь­ко в том, что пел цер­ков­ные пес­но­пе­ния, а осталь­ные об­ви­не­ния не при­знаю». 10 сен­тяб­ря 1937 го­да, вме­сте с дру­ги­ми свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми, иерей Ва­си­лий Мель­ни­чен­ко был при­го­во­рен к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. 15 сен­тяб­ря 1937 го­да при­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние и ба­тюш­ка Ва­си­лий при­нял му­че­ни­че­ский ве­нец через рас­стрел.

☦️
Священномученик Иоа́нн Смоличев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн Смо­ли­чев ро­дил­ся 27 ян­ва­ря 1889 го­да в се­ле Кня­жи­чье (Кня­жи­чи) Глу­хов­ско­го уез­да Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. Жиз­нен­ный путь бу­ду­ще­го свя­щен­но­му­че­ни­ка был до­ста­точ­но слож­ным. Он за­кон­чил Чер­ни­гов­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию в 1912 го­ду, за­тем два го­да от­учил­ся в Санкт-Пе­тер­бург­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии. В 1915-1917 го­ды Иван слу­жил в ар­мии са­ни­та­ром, а в 1918 го­ду по­сту­пил в Том­ский уни­вер­си­тет, где про­слу­шал там курс по от­дель­ным пред­ме­там. С 1917 по 1920 год Иван Ива­но­вич про­жи­вал в го­ро­де Нежине Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии и ра­бо­тал там пи­са­рем. В 1919 го­ду он был мо­би­ли­зо­ван в ар­мию Кол­ча­ка, слу­жил са­ни­та­ром. С кон­ца 1919 го­да был в те­че­ние 1 го­да лек­по­мом в Крас­ной Ар­мии. С 1920 по 1924 год Иван Ива­но­вич ра­бо­тал пе­да­го­гом в го­ро­де Кроле­вец Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии.
В мае 1924 го­да Иван Смо­ли­чев был ру­ко­по­ло­жен во иереи к церк­ви го­ро­да Глу­хо­ва епи­ско­пом Да­мас­ки­ным (Цед­ри­ком), по­сле это­го шесть лет усерд­но слу­жил в ука­зан­ном ме­сте. В 1930 го­ду от­ца Иоан­на аре­сто­ва­ли с об­ви­не­ни­ем в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти».

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-smolichev

☦️
Священномученик Влади́мир Моринский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир Алек­сан­дро­вич Мо­рин­ский ро­дил­ся 24 июня 1883 го­да в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Отец Вла­ди­ми­ра Мо­рин­ско­го был пев­чим в цер­ков­ных хо­рах. Маль­чик ра­но оси­ро­тел, был от­дан на вос­пи­та­ние в па­т­ро­наж­ный част­ный цер­ков­ный хор. В 1903 го­ду вме­сте с цер­ков­ным хо­ром Вла­ди­мир пе­ре­ехал в Моск­ву, пел в мос­ков­ских хра­мах. В 1912 го­ду по­лу­чил ме­сто учи­те­ля пе­ния в го­ро­де Кли­ну Мос­ков­ской гу­бер­нии, од­новре­мен­но в те­че­ние по­лу­го­да был ре­ген­том со­бор­но­го хо­ра. За­тем пе­ре­ехал в се­ло Спас-Ква­шон­ки Ка­ля­зин­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии. Там пре­по­да­вал пе­ние в мест­ной шко­ле, воз­глав­лял цер­ков­ный хор. В 1916 го­ду Вла­ди­мир Мо­рин­ский был при­зван в ар­мию, слу­жил ря­до­вым в 238-м за­пас­ном стрел­ко­вом пе­хот­ном пол­ку в Ор­ле. В 1917 го­ду вер­нул­ся в Моск­ву, пре­по­да­вал пе­ние в шко­лах. С 1924 го­да ра­бо­тал в раз­лич­ных со­вет­ских учре­жде­ни­ях, пел в цер­ков­ном хо­ре и го­то­вил­ся к при­ня­тию свя­щен­но­го са­на. Вла­ди­мир Алек­сан­дро­вич и его су­пру­га не име­ли де­тей и взя­ли на вос­пи­та­ние маль­чи­ка-си­ро­ту.
27 июля 1934 го­да Вла­ди­мир Мо­рин­ский был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, в ав­гу­сте – во свя­щен­ни­ка к хра­му му­че­ни­ков Адри­а­на и На­та­лии в го­ро­де Ло­си­но­ост­ров­ске под Моск­вой (ныне в чер­те Моск­вы).

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vladimir-morinskij

☦️
Священномученик Ви́ктор Басов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Вик­тор Пет­ро­вич Ба­сов ро­дил­ся 29 ок­тяб­ря 1892 го­да в се­ле Го­ро­дец Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на. По окон­ча­нии Ду­хов­ной се­ми­на­рии несколь­ко лет слу­жил пса­лом­щи­ком. В 1918 го­ду ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, в 1925 го­ду – во иерея. Слу­жил в од­ном из сел Ар­за­мас­ско­го рай­о­на Ни­же­го­род­ско­го края, с 1931 го­да – в хра­ме в се­ле Ефи­мье­ве Бо­го­род­ско­го рай­о­на. 17 ап­ре­ля 1935 го­да по до­но­су од­но­го из жи­те­лей се­ла отец Вик­тор был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в Горь­ком.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-viktor-basov

☦️
Священномученик Феодо́т Шатохин, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­дот Тро­фи­мо­вич Ша­то­хин ро­дил­ся в 1888 го­ду в се­ле Зай­це­во Ека­те­ри­но­слав­ской гу­бер­нии (ныне Укра­и­на, Гор­лов­ский рай­он). Во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой вой­ны он был сол­да­том Ок­ско­го пе­хот­но­го пол­ка.
В 1926 го­ду бу­ду­ще­го свя­щен­но­му­че­ни­ка аре­сто­ва­ли и по­са­ди­ли на год в тюрь­му с об­ви­не­ни­ем: «Рас­про­стра­не­ние ре­ли­ги­оз­ных убеж­де­ний сре­ди кре­стьян». Вто­рой раз его аре­сто­вы­ва­ют 2 ап­ре­ля 1935 го­да в До­нец­ке.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-feodot-shatohin

Примечания:
Имя это­го свя­то­го пе­ре­во­дит­ся с гре­че­ско­го как «Дан­ный Бо­гом», что со­от­вет­ству­ет сла­вян­ско­му име­ни Бог­дан. В пра­во­сла­вии нет свя­то­го с име­нем Бог­дан, по­это­му для муж­чин с этим име­нем сле­ду­ет об­ра­щать­ся к свя­то­му Фе­о­до­ту.

☦️
Священномученик Петр Новосельский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Петр Ива­но­вич Но­во­сель­ский ро­дил­ся в се­ле Смир­но­во Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на в 1883 го­ду. Он за­кон­чил Ду­хов­ную се­ми­на­рию в 1905 го­ду, по­сле че­го при­нял свя­щен­ный сан. Отец Петр слу­жил свя­щен­ни­ком в од­ной из церк­вей Ниж­не­го Нов­го­ро­да.
В 1929 го­ду иерея пер­вый раз аре­сто­ва­ли, об­ви­ни­ли в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти» и при­го­во­ри­ли к 3 го­дам ссыл­ки в Ту­ру­хан­ский край. По­сле то­го, как срок на­ка­за­ния за­кон­чил­ся, отец Петр про­дол­жил свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние в Ниж­нем Нов­го­ро­де. 23 мая 1935 го­да со­сто­ял­ся вто­рой арест.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-petr-novoselskij

☦️
Священномученик Стефа́н Ярошевич, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Сте­фан – Сте­пан Алек­сан­дро­вич Яро­ше­вич – ро­дил­ся в 1883 го­ду в се­ле Осташ­ко­во Проску­ров­ско­го уез­да По­доль­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка. Сте­пан Алек­сан­дро­вич по­лу­чил сред­нее об­ра­зо­ва­ние и стал свя­щен­ни­ком. Из­вест­но, что с 1930 по 1935 год он слу­жил в се­ле Го­ря­чев­ка Вин­ниц­кой об­ла­сти.
7 но­яб­ря 1935 го­да от­ца Сте­фа­на аре­сто­ва­ли.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-stefan-jaroshevich

☦️
Священномученик Ге́рман (Ряшенцев), Вязниковский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Гер­ман, епи­скоп Вяз­ни­ков­ский, в ми­ру Ни­ко­лай Сте­па­но­вич Ря­шен­цев, ро­дил­ся 10 но­яб­ря 1883 го­да в го­ро­де Там­бо­ве в се­мье куп­ца вто­рой гиль­дии Сте­па­на Гри­горь­е­ви­ча Ря­шен­це­ва. Через че­ты­ре дня, 14 но­яб­ря, в день па­мя­ти апо­сто­ла Филип­па и свя­ти­те­ля Гри­го­рия Па­ла­мы, пе­ред на­ча­лом Рож­де­ствен­ско­го по­ста, мла­де­нец был кре­щен в там­бов­ском Хри­сто­рож­де­ствен­ском со­бо­ре про­то­и­е­ре­ем Алек­се­ем Пет­ров­ским и на­ре­чен Ни­ко­ла­ем, в честь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца.
Уже в ран­нем дет­стве Ни­ко­лай ощу­тил при­зва­ние Бо­жие, ко­то­рое опре­де­ли­ло вы­бор его жиз­нен­но­го пу­ти. В 1902 го­ду, по­сле окон­ча­ния клас­си­че­ской гим­на­зии, он по­сту­па­ет в Ка­зан­скую Ду­хов­ную ака­де­мию.
На тре­тьем кур­се Ака­де­мии, в Ве­ли­кую суб­бо­ту 1905 го­да, в воз­расте два­дца­ти од­но­го го­да, он при­ни­ма­ет мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Гер­ман, в честь свя­ти­те­ля Гер­ма­на Ка­зан­ско­го.
В 1906 го­ду отец Гер­ман при­ни­ма­ет свя­щен­ный сан и окан­чи­ва­ет ака­де­мию со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия, за­щи­тив дис­сер­та­цию на те­му «Нрав­ствен­ные воз­зре­ния пре­по­доб­но­го Си­мео­на Но­во­го Бо­го­сло­ва».
17 ав­гу­ста то­го же го­да по­сле­до­ва­ло на­зна­че­ние его в Псков­скую се­ми­на­рию пре­по­да­ва­те­лем Свя­щен­но­го Пи­са­ния.
1 де­каб­ря 1907 го­да иеро­мо­нах Гер­ман на­зна­ча­ет­ся на по­чет­ную, но и хло­пот­ли­вую долж­ность ин­спек­то­ра се­ми­на­рии.
От­ца Гер­ма­на жда­ло но­вое по­при­ще: он ста­но­вит­ся, с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­манд­ри­та, рек­то­ром Вифан­ской се­ми­на­рии. На­зна­че­ние про­изо­шло 28 июня 1912 го­да.
В 1919 го­ду про­ис­хо­дит важ­ней­шее со­бы­тие в жиз­ни от­ца Гер­ма­на. 27 сен­тяб­ря, в празд­ник Воз­дви­же­ния Чест­но­го Кре­ста Гос­под­ня, со­вер­ша­ет­ся его ру­ко­по­ло­же­ние во епи­ско­па Во­ло­ко­лам­ско­го, ви­ка­рия Мос­ков­ской епар­хии. По­сле ру­ко­по­ло­же­ния епи­скоп Гер­ман на­прав­ля­ет­ся к ме­сту сво­е­го слу­же­ния и там рас­по­ла­га­ет­ся в древ­нем Иоси­фо-Во­ло­ко­лам­ском мо­на­сты­ре. Управ­лять ви­ка­ри­ат­ством Вла­ды­ке при­шлось очень недол­го.

В ночь под 19 фев­ра­ля 1921 го­да Вла­ды­ка был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-german-rjashencev

☦️
Священномученик Стефа́н Ермолин, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Сте­фан Ва­си­лье­вич Ер­мо­лин ро­дил­ся 22 мая 1891 го­да в се­ле Ча­со­во, в кре­стьян­ской се­мье. С ма­лых лет был за­нят в кре­стьян­ском хо­зяй­стве. Окон­чил на­чаль­ную шко­лу.
По непод­твер­жден­ным дан­ным из­вест­но, что Сте­фан участ­во­вал в Пер­вой ми­ро­вой войне. В 1919-1922 го­дах слу­жил в Крас­ной ар­мии, был ко­ман­ди­ром взво­да, по­мощ­ни­ком ко­ман­ди­ра ро­ты. По­сле де­мо­би­ли­за­ции вер­нул­ся к кре­стьян­ско­му тру­ду.
Бу­дучи че­ло­ве­ком глу­бо­ко ве­ру­ю­щим, Сте­фан ре­ша­ет по­свя­тить се­бя слу­же­нию Гос­по­ду. И в 1926 го­ду при­ни­ма­ет свя­щен­ный сан. В се­ре­дине 30-х го­дов был свя­щен­ни­ком Ниж­не­кон­ской Кре­сто­воз­дви­жен­ской церк­ви в ме­стеч­ке Ниж­ний Ко­нец Сык­тыв­ка­ра, ра­нее при­пис­ной к Усть-Сы­соль­ско­му Тро­иц­ко­му со­бо­ру.
В 1936 го­ду по ано­ним­но­му до­но­су был при­вле­чен к от­вет­ствен­но­сти ор­га­на­ми НКВД за «спе­ку­ля­цию цер­ков­ны­ми цен­но­стя­ми»

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-stefan-ermolin

☦️
Мученик Павел Елькин.
Свя­той му­че­ник Па­вел Ни­ко­ла­е­вич Ель­кин ро­дил­ся 23 июня 1876 го­да в се­ле Шош­ка. Се­мья Ель­ки­ных бы­ла мно­го­чис­лен­ной, по­это­му маль­чи­ка к се­бе на вос­пи­та­ние взял дед, про­жи­вав­ший в Усть-Сы­соль­ске.
Па­вел окон­чил при­ход­скую шко­лу, по­лу­чил на­вы­ки куз­не­ца и сле­са­ря. Неко­то­рое вре­мя жил в Пе­тер­бур­ге, вер­нув­шись, ра­бо­тал на за­во­де.
С это­го мо­мен­та на­ча­лась его по­ли­ти­че­ская жизнь. С оду­шев­ле­ни­ем встре­ча­ет из­ве­стие о ре­во­лю­ции и свер­же­нии цар­ско­го ре­жи­ма, стал од­ним из ак­тив­ных участ­ни­ков уста­нов­ле­ния Со­вет­ской вла­сти в Ко­ми крае. С 1918 го­да член ВКП(б). Но уже в кон­це 20-х ото­шел от дел.
Жил Па­вел со сво­ей се­мьей в ме­стеч­ке Коч­пон, воз­ле хра­ма. В 30-е го­ды в Сык­тыв­кар жизнь при­би­ла мно­гих неза­у­ряд­ных лю­дей. При­ста­ни­щем был храм, где на­хо­ди­ли свой при­ют и мо­ли­лись ар­хи­ереи, свя­щен­но­слу­жи­те­ли. Зна­ком­ство с ни­ми пе­ре­вер­ну­ла жизнь ком­му­ни­ста Ель­ки­на.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-pavel-elkin

☦️
Икона Богородицы Калужская.
Яв­ле­ние Ка­луж­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри про­изо­шло в 1748 го­ду в се­ле Тинь­ко­ве, неда­ле­ко от Ка­лу­ги, в до­ме по­ме­щи­ка Ва­си­лия Кон­дра­тье­ви­ча Хит­ро­во. Две слу­жан­ки пе­ре­би­ра­ли на чер­да­ке его до­ма ста­рые ве­щи. Од­на из них, Ев­до­кия, от­ли­чав­ша­я­ся несдер­жан­ным нра­вом, поз­во­ля­ла се­бе рез­кие и да­же непри­стой­ные ре­чи, не об­ра­щая вни­ма­ния на уве­ще­ва­ния сво­ей скром­ной по­дру­ги. Сре­ди про­чих ве­щей они слу­чай­но об­на­ру­жи­ли боль­шой свер­ток су­ро­во­го хол­ста. Раз­вер­нув его, бла­го­че­сти­вая де­вуш­ка уви­де­ла изо­бра­же­ние Жен­щи­ны в тем­ном оде­я­нии с кни­гой в ру­ках. При­няв изо­бра­же­ние за порт­рет мо­на­хи­ни и же­лая об­ра­зу­мить Ев­до­кию, она при­гро­зи­ла ей гне­вом игу­ме­нии. Дерз­кая Ев­до­кия от­ве­ти­ла на сло­ва по­дру­ги бра­нью и, под­дав­шись раз­дра­же­нию, плю­ну­ла на лик. Тот­час же с ней слу­чил­ся при­па­док, и она упа­ла без чувств.
Ис­пу­ган­ная по­дру­га рас­ска­за­ла о слу­чив­шем­ся в до­ме. На сле­ду­ю­щую ночь ро­ди­те­лям Ев­до­кии яви­лась Ца­ри­ца Небес­ная и от­кры­ла им, что это над Ней ко­щун­ствен­но сме­я­лась их дочь и по­ве­ле­ла им со­вер­шить мо­ле­бен пе­ред по­ру­ган­ной ико­ной, а боль­ную окро­пить освя­щен­ной на мо­лебне во­дой. По­сле мо­леб­на Ев­до­кия вы­здо­ро­ве­ла.
По­ме­щик Хит­ро­во взял чу­до­твор­ную ико­ну в свой дом, где от нее обиль­но ис­то­ча­лись ис­це­ле­ния при­бе­га­ю­щим к ней с ве­рой. Впо­след­ствии ико­ну с по­че­стя­ми пе­ре­нес­ли в при­ход­скую цер­ковь в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Ка­луж­ке. В Ка­лу­гу был от­прав­лен спи­сок со свя­то­го об­ра­за.
Через эту ико­ну Ма­терь Бо­жия не раз про­яв­ля­ла Свое по­кро­ви­тель­ство Рус­ской зем­ле в тя­же­лые для нее вре­ме­на.

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-kaluzhskaja


Жития
Писание