⏳ 2023.09.10 (вс)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) 14я по Пятидесятнице (глас 5й)
• воскресенье (неделя ~ день «не дел», 4я заповедь / день торжественного прославления Воскресения Христова / день церковного собрания, 80е правило 6го Собора)
• Собор Нижегородских святых (переходящ. в 1-е вс. после 8 сентября)
• Собор Саратовских святых (переходящ. в ближайшее вс. к 13 сентября)

☀️ неподвижный годовой круг:
10 сентября (28 августа)
• прав. Анны Пророчицы (дщери Фануилевой) (I)
• прп. Моисея Мурина (ок. 400)
• вмц. Шуша́ники (Суса́нны), кн. Ранской (475)
• прп. Саввы Крыпецкого, Псковского (1495)
• обре́тение мощей прп. И́ова Почаевского (1659) 📚
• Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодо́сия) почивающих
• сщмч. Алексия (Будрина) (1918)
• прмчч. Казанских: Сергия (Зайцева), Лаврентия (Никитина), Серафима (Кузьмина), Феодосия (Александрова), Леонтия (Карягина), Стефана, Георгия (Тимофеева), Илариона (Правдина), Иоанна (Сретенского), Сергия (Галина) (1918)
• сщмч. Александра (Медведева) (1918)
• сщмч. Николая (Георгиевского) (1931)
• сщмч. Василия (Сокольского) (1937)


☦️
Праведная Анна Пророчица, дочь Фануилова.
Праведная Анна Пророчица. Дочь Фа­ну­и­ла, из ко­ле­на Аси­ро­ва, 84-лет­няя вдо­ва. Она удо­сто­и­лась быть в хра­ме вме­сте со св. Си­мео­ном Бо­го­при­им­цем при сре­те­нии Спа­си­те­ля на­ше­го, Гос­по­да Иису­са Хри­ста, Ко­то­рый был при­не­сен ту­да на 40-й день по­сле рож­де­ния для со­вер­ше­ния над ним за­кон­но­го об­ря­да (Лк.2:36-38).
За свою стро­гую воз­дер­жан­ную жизнь, пост и непре­стан­ную мо­лит­ву она удо­сто­и­лась от Гос­по­да да­ра про­ро­че­ства. Свя­тая Ан­на го­во­ри­ла о Хри­сте всем ча­ю­щим из­бав­ле­ние в Иеру­са­ли­ме (Лк.2:38).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/715

☦️
Преподобный Моисе́й Мурин, Эфиопский, иеромонах.
Преподобный Моисе́й Мурин. Жил в IV ве­ке. Ро­дом из Эфи­о­пии, раб од­но­го знат­но­го че­ло­ве­ка, из­гнан­ный им за ху­дое по­ве­де­ние, он не за­хо­тел в чест­ном тру­де про­во­дить жизнь свою, а сде­лал­ся пред­во­ди­те­лем раз­бой­ни­ков. Несколь­ко лет про­был в та­кой гре­хов­ной жиз­ни раз­бой­ник Мо­и­сей, но по ве­ли­кой ми­ло­сти Бо­жи­ей рас­ка­ял­ся, оста­вил шай­ку раз­бой­ни­ков и ушел в од­ну из пу­стын­ных оби­те­лей и здесь рев­ност­но ис­пол­нял все ино­че­ские по­слу­ша­ния.
Но не ско­ро оста­ви­ли быв­ше­го раз­бой­ни­ка вос­по­ми­на­ния преж­ней раз­вра­щен­ной жиз­ни. Осо­бен­но силь­но бо­ро­ла его блуд­ная страсть. По со­ве­ту од­но­го стар­ца пре­по­доб­ный Мо­и­сей из­ну­рял плоть свою уси­лен­ным по­стом, непре­стан­ным по­дви­гом мо­лит­вы; це­лые но­чи в про­дол­же­нии ше­сти лет про­ста­и­вал он на мо­лит­ве, по­чти не смы­кая очей. Но и столь уси­лен­ные мо­ле­ния не мог­ли сми­рить его плот­ских во­жде­ле­ний. На­ко­нец, пре­по­доб­ный Мо­и­сей на­шел сред­ство к по­бе­де над вра­же­ски­ми ис­ку­ше­ни­я­ми. По-преж­не­му сми­ряя плоть свою по­дви­га­ми, он по но­чам об­хо­дил пу­стын­ни­ков, со­би­рал пу­стые во­до­но­сы и, на­пол­няя их во­дой, ста­вил у вхо­да в кел­лии. С это­го вре­ме­ни в ду­ше пре­по­доб­но­го Мо­и­сея во­дво­ри­лось спо­кой­ствие, трез­вен­ность мыс­лей и со­вер­шен­ное от­чуж­де­ние плот­ских во­жде­ле­ний.
Про­во­дя мно­го лет в ино­че­ских по­дви­гах, пре­по­доб­ный Мо­и­сей был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, за­тем в пре­сви­те­ра, в сане ко­то­ро­го под­ви­зал­ся 15 лет и со­брал во­круг се­бя 75 уче­ни­ков. Ко­гда пре­по­доб­но­му ис­пол­ни­лось 75 лет, он пре­ду­пре­дил сво­их ино­ков, что вско­ре на скит на­па­дут раз­бой­ни­ки и умерт­вят всех на­сель­ни­ков. Свя­той бла­го­сло­вил ино­ков уй­ти за­бла­говре­мен­но, чтобы из­бе­жать на­силь­ствен­ной смер­ти. Уче­ни­ки ста­ли про­сить пре­по­доб­но­го уй­ти вме­сте с ни­ми, но он от­ве­тил: «Я уже мно­го лет ожи­даю вре­ме­ни, ко­гда на мне ис­пол­нит­ся сло­во Вла­ды­ки мо­е­го, Гос­по­да Иису­са Хри­ста, ска­зав­ше­го: «Вси, при­ем­шии нож, но­жом по­гиб­нут» (Мф.26,52)». На­пав­шие раз­бой­ни­ки уби­ли пре­по­доб­но­го Мо­и­сея и остав­ших­ся с ним шесть ино­ков († 400 г.).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/713

☦️
Великомученица Шуша́ника (Шуша́ник, Суса́нна) Ранская (Грузинская).
Ве­ли­ко­му­че­ни­ца Шу­ша­ни­ка, кня­ги­ня Ран­ская († 475), бы­ла до­че­рью из­вест­но­го ар­мян­ско­го во­е­на­чаль­ни­ка Вар­да­на. На­сто­я­щее ее имя – Вар­дан­духт, в честь от­ца, а лас­ка­тель­ное – Шу­ша­ни­ка. С дет­ских лет свя­тая Шу­ша­ни­ка от­ли­ча­лась бо­го­бо­яз­нен­но­стью и бла­го­че­сти­ем.
Она вы­шла за­муж за пи­тиах­ша (пра­ви­те­ля по­гра­нич­ных об­ла­стей в Гру­зии) Вар­ске­на, ко­то­рый, из­ме­нив Хри­сту, стал ве­ро­от­ступ­ни­ком. В вось­мой год прав­ле­ния ша­ха Пе­ро­за Вар­скен от­пра­вил­ся в Кте­зи­фон, где бы­ла ре­зи­ден­ция пер­сид­ско­го ша­ха, и стал маз­де­и­стом (ог­не­по­клон­ни­ком), чтобы уго­дить ша­ху. Узнав об этом по воз­вра­ще­нии му­жа, свя­тая Шу­ша­ни­ка не по­же­ла­ла про­дол­жать су­пру­же­ской жиз­ни с от­ступ­ни­ком от Бо­га. Она оста­ви­ла дво­рец и ста­ла жить в неболь­шой кел­лии неда­ле­ко от двор­цо­вой церк­ви. Ду­хов­ник ца­ри­цы Яков Цур­та­ве­ли (впо­след­ствии ав­тор ее жи­тия) по­вест­ву­ет, что свя­тая ца­ри­ца, узнав о на­ме­ре­нии му­жа при­бег­нуть к си­ле, ис­пол­ни­лась ре­ши­мо­сти твер­до сто­ять в ве­ре, несмот­ря ни на ка­кие уго­во­ры, угро­зы и му­че­ния. От­верг­нув до­мо­га­тель­ства Вар­ске­на, она 8 ян­ва­ря 469 го­да бы­ла под­верг­ну­та им из­би­е­нию и за­ко­ва­на в кан­да­лы, а 14 ап­ре­ля 469 го­да за­клю­че­на в тем­ни­цу кре­по­сти, где на­хо­ди­лась шесть с по­ло­ви­ной лет. «Шесть лет она про­бы­ла в за­клю­че­нии и укра­си­лась доб­ро­де­те­ля­ми: по­стом, бодр­ство­ва­ни­ем, сто­я­ни­ем на но­гах, неослаб­ны­ми по­кло­на­ми и непре­рыв­ным чте­ни­ем книг. Она сде­ла­лась ду­хов­ной цев­ни­цей, освя­ща­ю­щей и укра­ша­ю­щей тем­ни­цу». К тем­ни­це при­хо­ди­ло мно­го страж­ду­щих, «при этом каж­дый, по мо­лит­вам бла­жен­ной Шу­ша­ни­ки, по­лу­чал от че­ло­ве­ко­лю­би­во­го Бо­га то, в чем он нуж­дал­ся: без­дет­ные – де­тей, боль­ные – ис­це­ле­ние, сле­пые – про­зре­ние». Тем вре­ме­нем Вар­скен об­ра­тил в ог­не­по­клон­ство де­тей свя­той Шу­ша­ни­ки, ко­то­рые пе­ре­ста­ва­ли на­ве­щать за­клю­чен­ную мать. На седь­мом го­ду за­то­че­ния у свя­той Шу­ша­ни­ки от­кры­лись на но­гах и те­ле яз­вы. Джод­жик, брат пи­тиах­ша Вар­ске­на, узнав, что бла­жен­ная Шу­ша­ни­ка при­бли­жа­ет­ся к смер­ти, про­ник в тем­ни­цу вме­сте со сво­ей же­ной и детьми и про­сил у свя­той Шу­ша­ни­ки: «Про­сти нам ви­ну на­шу и бла­го­сло­ви нас». Свя­тая Шу­ша­ни­ка про­сти­ла и бла­го­сло­ви­ла, ска­зав: «Вся здеш­няя жизнь ми­мо­лет­на и непо­сто­ян­на, как цве­ток поле­вой; кто по­се­ял, тот и по­жал; кто рас­то­чил для ни­щих, тот со­брал; кто по­жерт­ву­ет со­бой, тот об­ре­тет…»
На­ка­нуне бла­жен­ной кон­чи­ны свя­той му­че­ни­цы ее на­ве­сти­ли в тем­ни­це ка­то­ли­кос-ар­хи­епи­скоп Гру­зии Са­му­ил I (474-502), епи­скоп Иоанн и ду­хов­ник му­че­ни­цы Яков Цур­та­ве­ли (в те­че­ние всех ше­сти лет он по­сто­ян­но на­ве­щал и уте­шал за­клю­чен­ную). При­двор­ный епи­скоп Афоц (Фо­тий) при­ча­стил свя­тую Шу­ша­ни­ку. Ее по­след­ни­ми сло­ва­ми бы­ли: «Бла­го­сло­вен Гос­подь Бог мой, ибо с ми­ром и лег­ла и за­сну­ла». Кон­чи­на бла­жен­ной му­че­ни­цы на­сту­пи­ла 17 ок­тяб­ря, в празд­ник му­че­ни­ков бес­среб­ре­ни­ков Кос­мы и Да­ми­а­на, и имен­но в этот день древ­няя Цер­ковь празд­но­ва­ла ее па­мять.
Мо­щи свя­той му­че­ни­цы Шу­ша­ни­ки по­ко­и­лись вна­ча­ле в хра­ме го­ро­да Цор­та­га. Цор­таг­ский храм через неко­то­рое вре­мя пе­ре­шел в ве­де­ние ар­мян­ско­го епи­ско­па-мо­но­фи­зи­та, и ка­то­ли­кос-ар­хи­епи­скоп Гру­зии Са­му­ил IV (582–591) пе­ре­нес свя­тые мо­щи Шу­ша­ни­ки в го­род Тби­ли­си, где они бы­ли по­ло­же­ны в 586 го­ду в при­де­ле Ме­тех­ской церк­ви, с юж­ной сто­ро­ны ал­та­ря. Ве­ро­ят­но, в свя­зи с этим па­мять свя­той Шу­ша­ни­ки бы­ла пе­ре­не­се­на с 17 ок­тяб­ря на 28 ав­гу­ста.

Му­че­ни­че­ский по­двиг жен­щи­ны (ар­хим. Ра­фа­ил (Ка­ре­лин); Из кни­ги: «Как вер­нуть в се­мью по­те­рян­ную ра­дость?»):
Жи­тие свя­той му­че­ни­цы Шу­ша­ни­ки (V в.) бы­ло со­став­ле­но ее ду­хов­ни­ком, свя­щен­ни­ком Иа­ко­вом. Эта кни­га, на­пи­сан­ная про­стым и безыс­кус­ным язы­ком, пред­став­ля­ет со­бой рас­сказ оче­вид­ца, ко­то­рый на­хо­дил­ся ря­дом со сво­ей ду­хов­ной до­че­рью и укреп­лял её в по­дви­ге ис­по­вед­ни­че­ства. Жи­тие свя­той Шу­ша­ни­ки об­ла­да­ет огром­ной внут­рен­ней си­лой; чи­та­тель как бы ви­дит пе­ред со­бой ве­ли­чие ду­ши му­че­ни­цы-ца­ри­цы, ко­то­рая пред­по­чла Хри­ста зем­но­му цар­ству и са­мой жиз­ни. Её су­пруг Вар­скен – пра­ви­тель Ра­ни, по­ехав по го­судар­ствен­ным де­лам в сто­ли­цу Ира­на, от­рек­ся от Хри­ста и пе­ре­шел в маз­де­изм – ог­не­по­клон­ство; он обе­щал ша­ху по воз­вра­ще­нии на ро­ди­ну об­ра­тить свою се­мью и на­род в пер­сид­скую ве­ру. Свя­тая Шу­ша­ник пе­ред угро­за­ми пы­ток и ли­цом смер­ти от­ка­за­лась при­нять маз­де­изм и все­на­род­но ис­по­ве­до­ва­ла хри­сти­ан­ство, ко­гда из-за стра­ха мол­ча­ли те, кто дол­жен был об­ли­чить пра­ви­те­ля в от­ступ­ни­че­стве. Её по­двиг был по­хож на по­двиг тех древ­них му­че­ниц, ко­то­рые по­стра­да­ли от сво­их род­ных.
Свя­тую Вар­ва­ру каз­нил род­ной отец, свя­тую Фек­лу пре­да­ла су­ду ее мать, а па­ла­чом свя­той Шу­ша­ни­ки стал ее су­пруг. В жи­тии опи­сы­ва­ет­ся му­че­ние свя­той Шу­ша­ни­ки, из­би­е­ние и пыт­ки, ко­то­рым под­вер­гал ее в те­че­ние се­ми лет быв­ший муж за то, что она от­ка­за­лась стать от­ступ­ни­цей, как он. Но, мо­жет быть, са­мым тра­гич­ным в жи­тии Шу­ша­ни­ки бы­ло пре­да­тель­ство и тру­сость близ­ких ей лю­дей, ко­то­рые боль­ше ду­ма­ли о сво­ем зем­ном бла­го­по­лу­чии. Толь­ко ду­хов­ник и епи­скоп тай­но на­ве­ща­ли ца­ри­цу, и ста­ра­лись об­лег­чить ее стра­да­ния. Она жи­ла в ма­лень­кой ком­нат­ке двор­ца, как в тем­ни­це, за­ко­ван­ная в це­пи. Ее муж вспо­ми­нал о ней толь­ко для то­го, чтобы под­верг­нуть её но­вым ис­тя­за­ни­ям.
Сре­ди сон­ма хри­сти­ан­ских му­че­ни­ков мы ви­дим жен­щин и де­тей, ко­то­рых укре­пи­ла бла­го­дать и сде­ла­ла бес­страш­ны­ми во­и­на­ми Хри­ста. Му­че­ни­че­ство – это без­глас­ная про­по­ведь о Хри­сте. По­двиг свя­той Шу­ша­ни­ки явил­ся при­ме­ром не толь­ко для ее совре­мен­ни­ков, но и для мно­гих по­ко­ле­ний. Мир со сво­ей обо­льсти­тель­ной кра­со­той, вос­по­ми­на­ния о цар­ской вла­сти, уго­во­ры и сле­зы род­ных, ис­тя­за­ния и пыт­ки не смог­ли сло­мить ве­ру и во­лю Шу­ша­ник. Тем­ни­ца, где она бы­ла за­то­че­на, ста­ла для нее пред­две­ри­ем рая, по­то­му что ря­дом с ней был Хри­стос, и серд­це уз­ни­цы оза­рял свет бла­го­да­ти.
А сколь­ко те­перь сре­ди нас неиз­вест­ных ми­ру ис­по­вед­ниц и му­че­ниц за Хри­ста, ко­то­рые со­вер­ши­ли свой по­двиг, да­же не счи­тая его по­дви­гом. Это те жен­щи­ны-хри­сти­ан­ки, ко­то­рые не со­гла­си­лись на де­то­убий­ство и вы­дер­жа­ли тя­же­лые ис­пы­та­ния со сто­ро­ны са­мых близ­ких для се­бя лю­дей. Они об­рек­ли се­бя на стра­да­ния, чтобы со­хра­нить жизнь сво­е­му ре­бен­ку.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-shushanika-susanna-ranskaja-gruzinskaja

☦️
Преподобный Са́вва Крыпецкий, Псковский.
Основатель Крыпецкой обители, преподобный Савва около середины XV века пришел в Россию из чужих стран. Некоторые полагают, что пришел он из Сербской земли, другие же, что от Горы Афонской.
Он начал подвизаться на Снетной горе, в братстве Снетогорского монастыря, близ Пскова, затем перешел в более уединенное место на речку Толву, в обитель преподобного Евфросина. Наконец, он удалился на совершенное безмолвие в Крыпецкую пустынь, за 15 верст от Толвы, и поселился один при небольшом озере, среди обширных болот, поросших мелким сосновым лесом. Преподобный проводил бытие в посте, молитве и воздержании великом, питаясь от трудов своих. В отшельнической жизни много он претерпел от нечистых духов, но всегда побеждал их молитвой. Спустя несколько лет уединенной жизни к преподобному Савве стали собираться ревнители пустынной жизни. Они упросили его учредить обитель и построить храм в честь апостола Иоанна Богослова. Преподобный отказался быть игуменом обители и поручил управление иноку Кассиану. К строгому старцу приходили многие из Пскова, которых он исцелял и увещевал, но ни от кого не принимал даров.
Старца часто посещал Псковский князь Ярослав Васильевич Оболенский: для удобства проезда князь проложил дорогу через болото – деревянный, на тысячу четыреста сажень мост. Однажды он приехал к святому вместе с больной супругой. Преподобный Савва послал сказать ему: «Старец, грешный Савва, говорит тебе, князь, не вступай в обитель с княгинею; у нас здесь такое правило – жены не должны входить в обитель: если преступишь отеческую заповедь, княгиня твоя не получит исцеления». Князь просил прощения, что по незнанию хотел нарушить устав. Преподобный Савва вместе с братией вышел за ворота и отслужил молебен. Княгиня исцелилась. По ходатайству князя в 1487 году Псков получил грамоту на землю для обители.
Мирян преподобный учил соблюдать чистоту, напоминая о суде апостольском против сквернителей тела. Богатым и судьям говорил, чтобы не кормились за счет бедных и соблюдали правду. Часто напоминал всем уклоняться от ссор и вражды, сохранять любовь и мир и покрывать ошибки других снисхождением, дабы и нас простили. В обители с самого начала было введено строгое общежитие. И тогда, когда собралось довольно братии и средств, в келлии преподобного не было ничего, кроме двух икон, мантии и рогожки, на которую он ложился отдыхать. Той же нищете он обучал братию. Преподобный заповедал им возделывать землю своими руками. Он говорил: «К чему называем мы древних подвижников своими отцами, когда не живем их жизнию, как следует детям. Они, бездомные, нищие, проводили время в вертепах, в пустынях и для Господа со всей твердостью покоряли свою плоть духу, не знали покоя ни днем, ни ночью. Возлюбим, дети, благого Господа, не звуками только и одеждою будем показывать любовь нашу к Нему, а делами: любовью друг ко другу, слезами, постом, всяким воздержанием, как совершали это древние отцы».
Благодарный князь построил через мхи и болота мост к обители длиною в 1400 сажен. После своей кончины († 28 августа 1495) преподобный Савва не оставил обители, а много раз оказывал защиту.
По­сле от­ше­ствия свя­то­го из ми­ра се­го при­шли од­на­жды но­чью в оби­тель раз­бой­ни­ки с це­лью ограб­ле­ния. На­сель­ни­ков в тот миг в оби­те­ли немно­го бы­ло, да и те креп­ко спа­ли. Но по­яви­лись вдруг пе­ред незва­ны­ми при­шель­ца­ми неиз­вест­ные ино­ки с фо­на­ря­ми, как бы на стра­же сто­я­щие. И по­бе­жа­ли во­ры через бо­ло­та и ко­ря­ги в стра­хе Бо­жи­ем, слы­ша то­пот ног пре­сле­до­ва­те­лей и ви­дя гнев­но­го стар­ца се­до­вла­со­го, гла­го­лю­ще­го гроз­но: «Поч­то оби­тель мою ра­зо­рить хо­те­ли? Иди­те от­сю­да и кай­тесь, и по­доб­ное не тво­ри­те. Ес­ли же не уй­де­те, то со­тво­рю моль­бу на вас Ца­рю Небес­но­му Хри­сту, и вы по­гиб­не­те».
Устра­шен­ные мо­лит­ва­ми Сав­вы, на­ут­ро раз­бой­ни­ки при­шли в оби­тель и спро­си­ли у неко­го Ав­дия: «Кто у вас всю ночь был в мо­на­сты­ре и по­че­му мно­же­ство лю­дей в по­лу­но­чи хо­ди­ли с фо­на­ря­ми и ору­жи­ем по мо­на­сты­рю?» Ав­дий же от­ве­чал раз­бой­ни­кам, что ни­ко­го не бы­ло но­чью в оби­те­ли. Услы­шав сие, раз­бой­ни­ки по­ве­да­ли с по­ка­я­ни­ем и сле­за­ми игу­ме­ну и всей бра­тии о несо­сто­яв­шем­ся зло­де­я­нии. Раз­бой­ни­ки же со вре­ме­нем рас­ка­я­лись, а ата­ман их по­стриг­ся в оби­те­ли пре­по­доб­но­го Сав­вы.
Мо­щи свя­то­го бы­ли об­ре­те­ны вско­ре по­сле его смер­ти, ко­гда по усмот­ре­нию Бо­жи­е­му игу­мен Фео­к­тист воз­во­дил вме­сто де­ре­вян­ной церк­ви Иоан­на Бо­го­сло­ва храм ка­мен­ный и пред­по­ла­гал устро­ить стар­цу гроб­ни­цу. При раз­бор­ке ста­рых стро­е­ний и осмот­ре за­хо­ро­не­ний мо­щи пре­по­доб­но­го, к со­жа­ле­нию, об­на­ру­же­ны не бы­ли, от­че­го на­шла на всех ве­ли­кая скорбь. В па­мять свя­то­го Ге­ор­гия слу­жил ли­тур­гию мо­нах Ис­а­ия. При­дя в свою кел­лию от­дох­нуть, ви­дит он сон, буд­то на­хо­дят бра­тья некий гроб ду­бо­вый. Вскры­ва­ют его, но за­хо­ро­не­ния не по­зна­ют и вновь его за­кры­ва­ют. И тут вос­стал некий ста­рец чуд­ный и ука­зав се­бе на грудь, ска­зал: «Я мно­го­греш­ный Сав­ва, на­чаль­ник оби­те­ли сей, пе­ре­нес­ший мно­го на­па­стей для Гос­по­да. При­шло вре­мя, так угод­но Бо­гу, быть из­вест­ны­ми мо­щам мо­им».
И при­шед­шим игу­ме­ну с бра­ти­ей по­да­ет свя­той на вку­ше­ние три яго­ды пре­крас­ных, как сим­вол пло­дов ду­хов­ных во имя От­ца, Сы­на и Свя­та­го Ду­ха, чтобы Спа­си­тель услы­шал мо­лит­вы хри­сти­ан­ские и во ве­ки не оску­де­ла оби­тель сия.
Мно­гие при­те­ка­ю­щие с ве­рою к свя­тым мо­щам стар­ца по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния не толь­ко от ду­шев­ных, но и от те­лес­ных неду­гов: бес­но­ва­ния, глу­бо­кой яз­вы, го­ряч­ки, скор­чен­ных ко­неч­но­стей, го­лов­ной и зуб­ной бо­ли.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/714

☦️
Преподобный И́ов Почаевский, игумен.
Пре­по­доб­ный Иов, игу­мен По­ча­ев­ский, чу­до­тво­рец (в ми­ру Иван Же­ле­зо), ро­дил­ся в се­ре­дине ХVI ве­ка в По­ку­тье в Га­ли­ции. В воз­расте 10 лет он при­шел в Пре­об­ра­жен­ский Угор­ниц­кий мо­на­стырь, а на 12-м го­ду жиз­ни при­нял мо­на­ше­ство. С юно­сти пре­по­доб­ный Иов был из­ве­стен ве­ли­чай­шим бла­го­че­сти­ем, стро­гой по­движ­ни­че­ской жиз­нью и ра­но был удо­сто­ен свя­щен­ни­че­ско­го са­на. Око­ло 1580 го­да, по прось­бе из­вест­но­го по­бор­ни­ка пра­во­сла­вия кня­зя Кон­стан­ти­на Острож­ско­го, он воз­гла­вил Кре­сто­воз­дви­жен­ский мо­на­стырь близ го­ро­да Дуб­но и управ­лял мо­на­сты­рем бо­лее 20 лет в об­ста­нов­ке на­рас­тав­ших го­не­ний на пра­во­сла­вие со сто­ро­ны ка­то­ли­ков и уни­а­тов. В на­ча­ле ХVII ве­ка пре­по­доб­ный уда­лил­ся на По­ча­ев­скую го­ру и по­се­лил­ся в пе­ще­ре непо­да­ле­ку от древ­ней Успен­ской оби­те­ли, слав­ной сво­ей чу­до­твор­ной По­ча­ев­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри. Бра­тия оби­те­ли, по­лю­бив свя­то­го от­шель­ни­ка, из­бра­ли его сво­им игу­ме­ном. Пре­по­доб­ный Иов, рев­ност­но ис­пол­няя долж­ность на­сто­я­те­ля, был кро­ток и лас­ков с бра­тья­ми, сам мно­го ра­бо­тал, са­жал в са­ду де­ре­вья, укреп­лял пло­ти­ны близ мо­на­сты­ря. При­ни­мая де­я­тель­ное уча­стие в за­щи­те пра­во­сла­вия и рус­ской на­род­но­сти, пре­по­доб­ный Иов при­сут­ство­вал на Ки­ев­ском Со­бо­ре 1628 го­да, со­зван­ном про­тив унии. По­сле 1642 го­да пре­по­доб­ный Иов при­нял ве­ли­кую схи­му с име­нем Иоанн. Ино­гда он пол­но­стью за­тво­рял­ся в пе­ще­ре на три дня или на це­лую неде­лю. Иису­со­ва мо­лит­ва бы­ла непре­стан­ным де­ла­ни­ем его крот­ко­го серд­ца. По сви­де­тель­ству уче­ни­ка и со­ста­ви­те­ля жи­тия пре­по­доб­но­го Иова До­си­фея, од­на­жды во вре­мя мо­лит­вы пре­по­доб­но­го пе­ще­ру оси­ял небес­ный свет. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Иов в 1651 го­ду, про­жив бо­лее 100 лет, по­сле пя­ти­де­ся­ти­лет­не­го управ­ле­ния По­ча­ев­ской оби­те­лью. 28 ав­гу­ста 1659 го­да со­вер­ши­лось про­слав­ле­ние пре­по­доб­но­го Иова.
Пре­по­доб­ный Иов По­ча­ев­ский скон­чал­ся 28 ок­тяб­ря 1651 го­да. 28 ав­гу­ста 1833 го­да мо­щи пре­по­доб­но­го Иова бы­ли тор­же­ствен­но от­кры­ты для все­об­ще­го по­кло­не­ния. В 1902 го­ду Свя­тей­ший Си­нод опре­де­лил в этот день об­но­сить свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го Иова во­круг Успен­ско­го со­бо­ра По­ча­ев­ской Лав­ры по­сле Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-iov-pochaevskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevskij/
• Пчела Почаевская. Беседы и поучения
• Поучения

☦️
Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодо́сия) почивающих:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-prepodobnyh-otcov-kievo-pecherskih-v-dalnih-peshcherah-prp-feodosija-pochivajushchih

☦️
Священномученик Алекси́й Будрин, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий Буд­рин ро­дил­ся 6 фев­ра­ля 1861 го­да в се­мье про­то­и­е­рея Иоан­на Буд­ри­на. Об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в Перм­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, окон­чив ее с ат­те­ста­том пер­во­го раз­ря­да. Бу­дучи око­ло 20 лет от рож­де­ния, Алек­сий Ива­но­вич всту­пил в брак с де­ви­цей Ка­пи­то­ли­ной Все­во­ло­дов­ной, по­сле че­го при­нял ру­ко­по­ло­же­ние в сан диа­ко­на и был на­зна­чен на пер­вое ме­сто сво­е­го слу­же­ния – в Бла­го­ве­щен­скую цер­ковь Перм­ской муж­ской гим­на­зии. Од­новре­мен­но с этим отец Алек­сий на­чал и пре­по­да­ва­тель­скую де­я­тель­ность, ис­пол­няя обя­зан­но­сти учи­те­ля и за­ко­но­учи­те­ля в шко­ле Перм­ско­го ис­пра­ви­тель­но­го аре­стант­ско­го от­де­ле­ния.
19 ян­ва­ря 1883 го­да отец Алек­сий был удо­сто­ен ру­ко­по­ло­же­ния в сан свя­щен­ни­ка, ко­то­рое со­вер­шил Прео­свя­щен­ный На­фа­наил, епи­скоп Ека­те­рин­бург­ский, ви­ка­рий Перм­ской епар­хии. С это­го вре­ме­ни на­ча­лось слу­же­ние ба­тюш­ки в Свя­то-Тро­иц­кой церк­ви се­ла Сы­рин­ско­го Крас­но­у­фим­ско­го уез­да. В этом се­ле отец Алек­сий так­же пре­по­да­вал За­кон Бо­жий в на­род­ном учи­ли­ще, при­чем столь успеш­но, что в 1887 го­ду был удо­сто­ен за это Ар­хи­пас­тыр­ско­го бла­го­сло­ве­ния. В эти го­ды у них с ма­туш­кой Ка­пи­то­ли­ной ро­ди­лось трое де­тей: в 1883 го­ду – дочь Алек­сандра, в 1885-м – сын Сте­фан, ко­то­рый впо­след­ствии стал на­сель­ни­ком Свя­то-Ни­ко­ла­ев­ско­го муж­ско­го мо­на­сты­ря го­ро­да Вер­хо­ту­рья, и в 1886 го­ду – дочь Ка­пи­то­ли­на.
В 1886 го­ду, в воз­расте лишь 25 лет, отец Алек­сий стал чле­ном бла­го­чин­ни­че­ско­го со­ве­та 1-го окру­га го­ро­да Крас­но­у­фим­ска и вслед за этим, ука­зом Ду­хов­ной кон­си­сто­рии от 16 ав­гу­ста 1887 го­да, был пе­ре­ве­ден для слу­же­ния в этот го­род: в цер­ковь в честь Свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия при ре­аль­ном учи­ли­ще.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-budrin

☦️
Преподобномученик Се́ргий (Зайцев), архимандрит.
Преподобномученики Лавре́нтий (Никитин), Серафи́м (Кузьмин), иеромонахи, Феодо́сий (Александров), иеродиакон, Лео́нтий (Карягин), Стефа́н, монахи, Гео́ргий Тимофеев, Иларио́н Правдин, Иоа́нн Сретенский, Се́ргий Галин, послушники.
В 1917 го­ду в Зи­лан­товом мо­на­сты­ре, на окра­ине го­ро­да Ка­за­ни, про­жи­ва­ли де­вять мо­на­хов и по­слуш­ни­ков под окорм­ле­ни­ем ар­хи­манд­ри­та Сер­гия (Зай­це­ва).
Ко­гда в 1918 го­ду Ка­зань бы­ла осво­бож­де­на бе­ло-чеш­ски­ми вой­ска­ми под ко­ман­до­ва­ни­ем пол­ков­ни­ка Кап­пе­ля, на хол­ме пе­ред вхо­дом в оби­тель уста­но­ви­ли два ору­дия, ко­то­рые об­стре­ли­ва­ли по­зи­ции боль­ше­ви­ков.
28 ав­гу­ста (10 сен­тяб­ря н. ст.) че­хи от­сту­пи­ли и боль­ше­ви­ки во­рва­лись в сло­бо­ду, где сто­ял мо­на­стырь. Крас­но­ар­мей­цы вы­стро­и­ли всю бра­тию у сте­ны мо­на­стыр­ско­го дво­ра и рас­стре­ля­ли их зал­па­ми из вин­то­вок. Да­лее они оста­ви­ли оби­тель и дви­ну­лись в го­род.
В жи­вых остал­ся лишь один пре­ста­ре­лый иеро­мо­нах Иосиф, ко­то­рый при пер­вых зал­пах упал на зем­лю и его со­чли уби­тым. Вы­брав­шись из-под тру­пов сво­их со­бра­тий, он по­шёл в го­род и на­шёл при­ют в Иоан­но-Пред­те­чен­ском мо­на­сты­ре. Отец Иосиф, оглох­ший и умер­ший через год по­сле это­го рас­стре­ла, рас­ска­зал о му­че­ни­че­ской кон­чине сво­их бра­тий. Бы­ли рас­стре­ля­ны ар­хи­манд­рит Сер­гий (Зай­цев; 1863–1918 гг.), иеро­мо­нах Лав­рен­тий (Ни­ки­тин; 1872–1918 гг.), иеро­мо­нах Се­ра­фим (Кузь­мин; 1870–1918 гг.), иеро­ди­а­кон Фе­о­до­сий (Алек­сан­дров; 1864–1918 гг.), мо­нах Леон­тий (Ка­ря­гин; 1870–1918 гг.), мо­нах Сте­фан (1918 г.), по­слуш­ник Ге­ор­гий (Ти­мо­фе­ев; 1880–1918 гг.), по­слуш­ник Сер­гий (Га­лин; 1918 г.), по­слуш­ник Ила­ри­он (Прав­дин; 1918 г.), по­слуш­ник Иоанн (Сре­тен­ский; 1918 г.). Чин от­пе­ва­ния и по­гре­бе­ния му­че­ни­ков со­вер­шил ар­хи­манд­рит (впо­след­ствии епи­скоп-свя­щен­но­му­че­ник) Иоасаф (Уда­лов).
Ка­но­ни­зо­ва­ны как мест­но­чти­мые свя­тые Ка­зан­ской епар­хии в 1998 го­ду. При­чис­ле­ны к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.

☦️
Священномученик Алекса́ндр Медведев, диакон.
Алек­сандр Ни­ло­вич Мед­ве­дев ро­дил­ся в 1889 го­ду. Он был диа­ко­ном церк­ви се­ла Боль­шое Три­фо­но­во Ир­бит­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии. Отец Алек­сандр был рас­стре­лян 7 сен­тяб­ря 1918 го­да в ста­ни­це Егор­ши­но во вре­мя мас­со­вых ре­прес­сий в Перм­ском крае.

☦️
Священномученик Николай Георгиевский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся в 1865 го­ду в се­ле Ко­ло­мен­ское На­га­тин­ской во­ло­сти Мос­ков­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Сер­гия Ге­ор­ги­ев­ско­го. По окон­ча­нии в 1886 го­ду Мос­ков­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и слу­жил в хра­мах Мос­ков­ской епар­хии. В на­ча­ле ХХ сто­ле­тия он слу­жил в Кос­мо-Да­ми­ан­ском хра­ме в по­сел­ке Бол­ше­во Мы­ти­щин­ской во­ло­сти Мос­ков­ско­го уез­да. Храм был вы­стро­ен в кон­це ХVIII сто­ле­тия. В 1900 го­ду ста­ра­ни­ям от­ца Ни­ко­лая и мест­ных бла­го­тво­ри­те­лей был до­стро­ен юж­ный при­дел в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Отец Ни­ко­лай был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и дол­гое вре­мя, вклю­чая и вре­мя го­не­ний от без­бож­ных вла­стей, был бла­го­чин­ным хра­мов Мы­ти­щин­ско­го рай­о­на.
В на­ча­ле 1930 го­да без­бож­ни­кам уда­лось до­бить­ся за­кры­тия Кос­мо-Да­ми­ан­ско­го хра­ма, но ве­ру­ю­щие не со­гла­си­лись с этим и на­пра­ви­ли к вла­стям хо­до­ков с хо­да­тай­ством об от­кры­тии хра­ма. С прось­бой вос­пре­пят­ство­вать уни­что­же­нию хра­ма об­ра­тил­ся к ве­ру­ю­щим и отец Ни­ко­лай, и 15 ап­ре­ля 1930 го­да храм вновь был от­крыт и при­ве­ден в по­ря­док по­сле раз­гро­ма.
В от­мест­ку пред­ста­ви­те­ли вла­сти ста­ли со­би­рать све­де­ния о свя­щен­ни­ке для его аре­ста. Де­жур­ные сви­де­те­ли да­ли сле­до­ва­те­лям необ­хо­ди­мые по­ка­за­ния, ска­зав, что свя­щен­ник об­ра­щал­ся с ам­во­на к ве­ру­ю­щим жен­щи­нам, со­об­щал, что вла­сти хо­тят за­крыть храм, и про­сил по­вли­ять на сво­их му­жей, хо­тя бы те бы­ли и ком­му­ни­сты. Во вре­мя празд­ни­ка Пас­хи в 1931 го­ду отец Ни­ко­лай, по­здрав­ляя ве­ру­ю­щих, ска­зал, что, сла­ва Бо­гу, до­жда­лись, на­вер­ное, боль­ше так не при­дет­ся встре­чать, по­то­му что ком­му­ни­сты жмут.
«В ап­ре­ле 1930 го­да, – по­ка­за­ла од­на из де­жур­ных сви­де­тель­ниц, – я бы­ла ко­ман­ди­ро­ва­на ячей­кой ВКП(б) фаб­ри­ки “1 мая” в цер­ковь се­ла Бол­ше­во, где во вре­мя про­по­ве­ди свя­щен­ник дан­ной церк­ви Ге­ор­ги­ев­ский го­во­рил о рож­де­нии Хри­ста, ку­да вкле­и­вал ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию; на­при­мер, ка­са­ясь рож­де­ния Хри­ста, за­це­пил сло­вом, что вот Иисус Хри­стос кре­стил­ся и всем нам это за­ве­щал, ну, а сей­час лю­ди это не ста­ли при­зна­вать, не ста­ли кре­стить де­тей…»
Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай был аре­сто­ван 14 июля 1931 го­да и за­клю­чен в тю­рем­ную ка­ме­ру при Мы­ти­щин­ском от­де­ле­нии ОГПУ. 26 июля он был до­про­шен. На все во­про­сы сле­до­ва­те­ля отец Ни­ко­лай ка­те­го­рич­но от­ве­тил: «В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знаю и по­ка­за­ния да­вать от­ка­зы­ва­юсь».
28 июля трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к трем го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан. Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Ге­ор­ги­ев­ский скон­чал­ся 10 сен­тяб­ря 1931 го­да в пе­ре­сыль­ной тюрь­ме в Ал­ма-Ате. Узнав о его смер­ти, дочь ста­ла хло­по­тать о вы­да­че ей сви­де­тель­ства о смер­ти от­ца, чтобы всту­пить в пра­ва на­след­ства до­мом. В от­вет на это трой­ка ОГПУ в до­пол­не­ние к при­го­во­ру о ссыл­ке от­ца Ни­ко­лая по­ста­но­ви­ла кон­фис­ко­вать и остав­ший­ся по­сле его смер­ти дом.

☦️
Священномученик Васи́лий Сокольский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий Пет­ро­вич Со­коль­ский ро­дил­ся 30 ян­ва­ря 1878 го­да в се­ле Бе­лое Озе­ро Сен­ги­ле­ев­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. По окон­ча­нии в 1902 го­ду Ка­зан­ской Ду­хов­ной ака­де­мии со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия же­нил­ся и был ру­ко­по­ло­жен во иерея. В 1905 го­ду удо­сто­ен сте­пе­ни ма­ги­стра бо­го­сло­вия за со­чи­не­ние «Еван­гель­ский иде­ал хри­сти­ан­ско­го пас­ты­ря» (Ка­зань, 1905 год). Пре­по­да­вал Свя­щен­ное Пи­са­ние в Аст­ра­хан­ской, позд­нее Чер­ни­гов­ской Ду­хов­ных се­ми­на­ри­ях. Впо­след­ствии слу­жил в церк­ви Бла­го­ве­ще­ния на Ва­си­льев­ском ост­ро­ве (Пет­ро­град), при­ход ко­то­рой со­хра­нил вер­ность ка­но­ни­че­ской Церк­ви в пе­ри­од за­хва­та Пет­ро­град­ско­го епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния об­нов­лен­ца­ми. (По ти­ту­лу Пе­тер­гоф­ско­го епи­ско­па Ни­ко­лая (Яру­ше­ви­ча), ко­то­рый в ав­гу­сте 1922 го­да воз­гла­вил борь­бу с об­нов­лен­че­ством в Пет­ро­град­ской епар­хии, пра­во­слав­ные при­хо­ды епар­хии, про­ти­во­сто­яв­шие рас­коль­ни­кам, по­лу­чи­ли на­зва­ние «Пе­тер­гоф­ской ав­то­ке­фа­лии».)
По сви­де­тель­ству ар­хи­манд­ри­та Фе­о­до­сия (Ал­ма­зо­ва), в Пет­ро­гра­де «в ав­гу­сте-де­каб­ре 1922 го­да шли пе­ре­го­во­ры с во­ждя­ми… об­нов­лен­цев всех ви­дов и тол­ков… В ви­ду об­ще­го вра­га (ате­изм в фор­ме ком­му­низ­ма) Пат­ри­ар­шая Цер­ковь доб­ро­со­вест­но шла к объ­еди­не­нию с от­ко­лов­ши­ми­ся от нее цер­ков­ны­ми груп­па­ми… Хо­тя со­бра­ние при­ня­ло при­ми­ри­тель­ную точ­ку зре­ния, но объ­еди­не­ние не со­сто­я­лось. Все на­ши чле­ны со­гла­си­тель­ной ко­мис­сии по­шли в ссыл­ку… Яс­но, что на­ши со­сла­ны по их­не­му до­но­су». В пе­ре­го­во­рах с об­нов­лен­ца­ми участ­во­вал в том чис­ле отец Ва­си­лий.
Он был аре­сто­ван в 1923 го­ду и со­слан на 3 го­да в го­род Бе­рё­зов То­боль­ско­го окру­га. По воз­вра­ще­нии из ссыл­ки слу­жил в Ле­нин­гра­де, был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. В 1929 го­ду вновь аре­сто­ван «за борь­бу с об­нов­лен­ца­ми», со­слан на 3 го­да в Се­вер­ный край. От­бы­вал срок в де­ревне Че­ку­е­во, где по­чти по­те­рял зре­ние. По воз­вра­ще­нии из ссыл­ки по­се­лил­ся с се­мьей в Ле­нин­гра­де, слу­жил сна­ча­ла в церк­ви апо­сто­ла и еван­ге­ли­ста Мат­фея, за­тем в хра­ме Афон­ской (Ва­то­пед­ской) ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри быв­ше­го Но­во­де­ви­чье­го мо­на­сты­ря.
7 мар­та 1935 го­да свя­щен­ник Ва­си­лий Со­коль­ский был аре­сто­ван. Ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ных об­ви­не­ни­ях се­бя не при­знал, на во­прос о по­ли­ти­че­ских убеж­де­ни­ях ска­зал: «Я бес­пар­тий­ный и в по­ли­ти­че­ские де­ла по сво­е­му убеж­де­нию не мо­гу вме­ши­вать­ся, един­ствен­но с чем я не со­гла­сен, это с от­ри­ца­ни­ем ком­му­ни­ста­ми бы­тия Бо­га, бес­смер­тия ду­ши и нрав­ствен­ной от­вет­ствен­но­сти за гро­бом, о чем я, как и про­чие свя­щен­ни­ки, не скры­ваю от лиц, об­ра­ща­ю­щих­ся ко мне за раз­ре­ше­ни­ем этих во­про­сов». В тот же день со­труд­ник НКВД на­пи­сал за­клю­че­ние, что В. «яв­ля­ет­ся со­ци­аль­но опас­ным эле­мен­том и ве­дет ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию. Сто­рон­ник ти­хо­нов­щи­ны». По по­ста­нов­ле­нию осо­бо­го со­ве­ща­ния при УНКВД от 9 мар­та 1935 го­да отец Ва­си­лий с се­мьей был со­слан на 5 лет в Се­вер­ный Ка­зах­стан. От­бы­вал срок в го­ро­де Ат­ба­сар (ныне Ак­мо­лин­ская об­ласть). 8 июля 1937 го­да Ва­си­лий Со­коль­ский был аре­сто­ван Ат­ба­сар­ским рай­он­ным от­де­ле­ни­ем НКВД по об­ви­не­нию «в про­ве­де­нии сре­ди на­се­ле­ния контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции по­ра­жен­че­ско-кле­вет­ни­че­ско­го ха­рак­те­ра и в непре­кра­ще­нии вы­пол­не­ния ре­ли­ги­оз­ных об­ря­дов», за­клю­чен в тюрь­му в Ат­ба­са­ре. Ви­нов­ным се­бя не при­знал. Рас­стре­лян 10 сен­тяб­ря 1937 го­да по по­ста­нов­ле­нию трой­ки УНКВД по Се­ве­ро-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти от 5 сен­тяб­ря.


Жития
Писание