⏳ 2023.09.09 (сб)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 14я по Пятидесятнице (глас 4й)
• суббота

☀️ неподвижный годовой круг:
9 сентября (27 августа)
• свт. Оси́и Кордувийского (359)
• свт. Ливе́рия, папы Римского (366)
• прп. Пи́мена Великого (ок. 450) 📚
• прп. Пимена Палестинского (ок. 602)
• мц. Анфисы (Анфу́сы) Новой (?)
• прп. Саввы Венефальского (?)
• прпп. Ку́кши и Пимена постника, Печерских (после 1114)
• сщмч. Михаила (Воскресенского), и с ним 28-ми мчч. (1918)
• сщмч. Стефа́на (Немкова), и с ним 18-ти мчч. (1918)
• сщмч. Павла (Фокина) (1918)
• сщмчч. Иоанна (Лебедева), Иоанна (Смирнова), прмч. Мефодия (Иванова) (1937)
• сщмч. Александра (Цицерова) (1939)
• сщмч. Владимира (Соколова) (1940)
• исп. Димитрия (Крючкова) (1952)


☦️
Святитель Оси́я, епископ Кордувийский.
Свя­ти­тель Осия ис­по­вед­ник бо­лее 60-ти лет был епи­ско­пом в го­ро­де Кор­до­ва (Ис­па­ния) в IV ве­ке. Свя­той бла­го­вер­ный царь Кон­стан­тин Ве­ли­кий (306–337) глу­бо­ко по­чи­тал его и сде­лал при­бли­жен­ным со­вет­ни­ком. Свя­ти­тель на­сто­ял, чтобы свя­той Кон­стан­тин со­звал I Все­лен­ский Со­бор в Ни­кее в 325 го­ду, и пер­вый под­пи­сал­ся под опре­де­ле­ни­я­ми это­го Со­бо­ра. В 347 го­ду он пред­се­да­тель­ство­вал на Сар­ди­кий­ском Со­бо­ре. По­сле кон­чи­ны свя­то­го Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го свя­ти­тель Осия твер­до за­щи­щал свя­ти­те­ля Афа­на­сия Алек­сан­дрий­ско­го (326–373; па­мять 2 мая) от им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ция, ари­а­ни­на (337–361). За это его со­сла­ли в за­то­че­ние в Сир­мию. По воз­вра­ще­нии в Кор­до­ву свя­ти­тель Осия скон­чал­ся в 359 го­ду.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/711

☦️
Святитель Ливе́рий, папа Римский.
Свя­ти­тель Ли­ве­рий ис­по­вед­ник, па­па Рим­ский, всту­пил на пре­стол в 352 го­ду по­сле смер­ти па­пы Иулия. Он был рев­ност­ным по­бор­ни­ком пра­во­сла­вия про­тив ари­ан и за­щит­ни­ком свя­ти­те­ля Афа­на­сия Алек­сан­дрий­ско­го (па­мять 2 мая). Скло­нив­ший­ся на сто­ро­ну ари­ан им­пе­ра­тор Кон­стан­ций (337–361) не мог убе­дить свя­ти­те­ля Ли­ве­рия к осуж­де­нию свя­ти­те­ля Афа­на­сия, а сле­до­ва­тель­но, и пра­во­сла­вия. За та­кую непре­клон­ность он был со­слан в за­то­че­ние в Ве­рию (Фра­кия), но вско­ре был воз­вра­щен на­зад по неустан­ным прось­бам рим­лян. Пе­ред воз­вра­ще­ни­ем свя­ти­те­ля Ли­ве­рия вы­зва­ли на 3-й Сир­мий­ский по­лу­а­ри­ан­ский со­бор, где вы­ну­ди­ли по­ста­вить под­пись под опре­де­ле­ни­ем со­бо­ра. Впо­след­ствии свя­той па­па Ли­ве­рий глу­бо­ко ка­ял­ся в этом и мно­го по­тру­дил­ся в Ри­ме для утвер­жде­ния пра­во­сла­вия. Скон­чал­ся мир­но в 366 г.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/710

☦️
Преподобный Пи́мен Великий, Египетский.
Преподобный Пи́мен Великий. Ро­дил­ся ок. 340 г. в Егип­те. С дву­мя сво­и­ми бра­тья­ми Ану­ви­ем (IV в.; па­мять 5/18 июня) и Па­и­си­ем он ушел в один из еги­пет­ских мо­на­сты­рей, где все трое при­ня­ли ино­че­ский по­стриг. Пре­по­доб­ный Пи­мен про­во­дил вре­мя в стро­гом по­сте и мо­лит­вен­ных по­дви­гах и до­стиг та­кой вы­со­ты доб­ро­де­те­лей, что во­шел в со­вер­шен­ное бес­стра­стие.
Для мно­гих ино­ков пре­по­доб­ный Пи­мен был ду­хов­ным на­став­ни­ком и ру­ко­во­ди­те­лем. Они за­пи­сы­ва­ли его от­ве­ты для на­зи­да­ния се­бя и дру­гих. На во­прос, как из­ба­вить­ся от на­вяз­чи­вых злых мыс­лей, ста­рец от­ве­чал: «Злые по­мыс­лы, вну­ша­е­мые вра­гом на­ше­го спа­се­ния, мо­гут, слов­но ис­кра, раз­жечь в че­ло­ве­ке гре­хов­ные по­же­ла­ния. На­до ту­шить эти ис­кры во­дой, то есть мо­лит­вой и устрем­ле­ни­ем ду­ши к Бо­гу».
Пре­по­доб­ный го­во­рил: «Че­ло­ве­ку необ­хо­ди­мо со­блю­дать три глав­ных пра­ви­ла: бо­ять­ся Бо­га, ча­сто мо­лить­ся и де­лать доб­ро лю­дям. Зло­ба ни­ко­гда не уни­что­жит зло­бы; ес­ли кто те­бе сде­лал зло, сде­лай ему доб­ро, и твое доб­ро по­бе­дит его зло­бу».
Про­сла­вив­шись свя­то­стью сво­ей жиз­ни и глу­бо­кой на­зи­да­тель­но­стью сво­их по­уче­ний, имея око­ло 110 лет от рож­де­ния, еги­пет­ский пу­стын­ник скон­чал­ся ок. 450 г. Вско­ре же он был при­знан свя­тым угод­ни­ком Бо­жи­им и в знак ве­ли­ко­го сми­рен­но­муд­рия, скром­но­сти, прав­ди­во­сти и са­мо­от­вер­жен­но­го слу­же­ния Бо­гу по­лу­чил на­име­но­ва­ние Ве­ли­кий.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/708

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Velikij/
• Учение о плаче

☦️
Преподобный Пи́мен Палестинский.
Пре­по­доб­ный Пи­мен Па­ле­стин­ский жил в VI ве­ке в пе­ще­ре пу­сты­ни Ру­ва. О нем со­об­ща­ют свя­тые от­цы Со­фро­ний и Иоанн в 167 гла­ве кни­ги «Луг ду­хов­ный» (Ли­мо­нарь). Од­на­жды зи­мой к пре­по­доб­но­му Пиме­ну при­шел для на­став­ле­ния инок Ага­фо­ник и остал­ся но­че­вать в со­сед­ней пе­ще­ре. Утром он рас­ска­зал, что очень стра­дал от сту­жи. Пре­по­доб­ный Пи­мен от­ве­тил, что был наг, но не ощу­щал хо­ло­да по­то­му, что к нему при­шел лев, ко­то­рый лег ря­дом и со­грел его. «Од­на­ко, – до­ба­вил по­движ­ник, – знай, что я бу­ду съе­ден зве­ря­ми, по­то­му что, ко­гда я жил в ми­ре и был пас­ту­хом овец, ми­мо мо­е­го ста­да про­хо­дил че­ло­век, на ко­то­ро­го бро­си­лись мои псы и рас­тер­за­ли его. Я мог его спа­сти, но я не сде­лал это­го. Мне бы­ло от­кры­то, что я и сам умру та­кой же смер­тью». Так и слу­чи­лось: спу­стя три го­да ста­ло из­вест­но, что свя­той пу­стын­ник Пи­мен Па­ле­стин­ский был рас­тер­зан зве­ря­ми. Это про­изо­шло в кон­це VI ве­ка.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/712

☦️
Мученица Анфи́са (Анфу́са) Новая.
Свя­тая му­че­ни­ца Ан­фи­са (Ан­фу­са) Но­вая за сме­лое ис­по­ве­да­ние ве­ры Хри­сто­вой по­сле же­сто­ких пы­ток бы­ла утоп­ле­на в ко­лод­це.

☦️
Преподобный Са́вва Венефальский.
Пре­по­доб­ный Сав­ва, в Ве­не­фа­лех. Мест­ность сия и вре­мя жиз­ни пре­по­доб­но­го Сав­вы неиз­вест­ны.

☦️
Преподобный Ку́кша Печерский, просветитель вятичей, иеромонах.
Преподобный Пи́мен Печерский, постник.

Пре­по­доб­ный свя­щен­но­му­че­ник Кук­ша и пре­по­доб­ный Пи­мен Пост­ник скон­ча­лись по­сле 1114 го­да. Свя­ти­тель Си­мон, епи­скоп Вла­ди­мир­ский и Суз­даль­ский (ХII; па­мять 23 мая), в по­сла­нии к пре­по­доб­но­му По­ли­кар­пу, ар­хи­манд­ри­ту Пе­чер­ско­му († 1182; па­мять 6 августа), пи­сал о пре­по­доб­ном Кук­ше: «Как мо­гу до­стой­но про­сла­вить свя­тых му­жей, быв­ших в свя­том Пе­чер­ском мо­на­сты­ре, в ко­то­ром языч­ни­ки кре­сти­лись и ста­но­ви­лись ино­ка­ми, а иудеи при­ни­ма­ли свя­тую ве­ру? Но я не мо­гу умол­чать о бла­жен­ном свя­щен­но­му­че­ни­ке и чер­но­риз­це се­го мо­на­сты­ря Кук­ше, о ко­то­ром все зна­ют, что он про­го­нял бе­сов, кре­стил вя­ти­чей, дождь свел, ис­су­шил озе­ро, со­тво­рил мно­гие дру­гие чу­де­са и по­сле мно­гих мук убит был с уче­ни­ком сво­им Ни­ко­ном». Кон­чи­ну свя­щен­но­му­че­ни­ка Кук­ши про­зрел пре­по­доб­ный Пи­мен Пост­ник. Став сре­ди Ве­ли­кой Пе­чер­ской церк­ви, он гром­ко ска­зал: «Брат наш Кук­ша убит на рас­све­те!»
Вя­ти­чи, сре­ди ко­то­рых про­по­ве­до­вал и при­нял кон­чи­ну пре­по­доб­ный свя­щен­но­му­че­ник Кук­ша, жи­ли по ре­ке Оке, за­ни­ма­ли мест­ность Ор­лов­ской и Ка­луж­ской об­ла­стей. Они бы­ли языч­ни­ка­ми. Пре­по­доб­ный Нестор Ле­то­пи­сец (па­мять 9 нояб­ря), опи­сы­вая вя­ти­чей, воз­му­щал­ся их гнус­ны­ми обы­ча­я­ми и до­бав­лял, что они так жи­вут «да­же и до ны­неш­не­го дня», оста­ва­ясь незна­ко­мы­ми с За­ко­ном Бо­жи­им и тво­ря свой за­кон. Пре­по­доб­ный свя­щен­но­му­че­ник Кук­ша про­по­ве­до­вал у вя­ти­чей во вре­ме­на свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста, епи­ско­па Чер­ни­гов­ско­го (1113–1123 гг.). Он был по­гре­бен, так же, как пре­по­доб­ный Пи­мен Пост­ник, в Ближ­них пе­ще­рах (па­мять Со­бо­ра пре­по­доб­ных, по­чи­ва­ю­щих в Ближ­них пе­ще­рах – 11 октября).

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/709

☦️
Священномученик Михаил Воскресенский, пресвитер.
Свя­щен­ник Ми­ха­ил Гри­горь­е­вич Вос­кре­сен­ский ро­дил­ся в 1883 го­ду в се­ле Теп­лый Стан в се­мье ста­но­во­го при­ста­ва Гри­го­рия Дмит­ри­е­ви­ча Вос­кре­сен­ско­го. Дед о. Ми­ха­и­ла был на­сто­я­те­лем хра­ма в се­ле По­рец­ком и пре­по­да­вал За­кон Бо­жий в шко­ле. Здесь учил­ся бу­ду­щий тесть о. Ми­ха­и­ла Иван Да­ни­ло­вич. Од­на­жды уже по­сле смер­ти, о. Дмит­рий явил­ся ему. Иван Да­ни­ло­вич по­чел это яв­ле­ние за осо­бое пред­зна­ме­но­ва­ние, и ко­гда мно­го лет спу­стя, внук о. Дмит­рия — Ми­ха­ил по­про­сил в же­ны его дочь Ма­рию, он без раз­ду­мий со­гла­сил­ся.
В Борт­сур­ма­нах о. Ми­ха­ил слу­жил с 1910 го­да. При­хо­жане лю­би­ли его за доб­ро­ту, бла­го­че­стие и за без­упреч­ное ис­пол­не­ние пас­тыр­ских обя­зан­но­стей.
При­шел 1917 год — на­ча­ло от­кры­то­го го­не­ния на Цер­ковь. За пол­го­да сво­е­го же­сто­ко­го прав­ле­ния боль­ше­ви­ки враж­деб­но на­стро­и­ли про­тив се­бя на­се­ле­ние стра­ны. По­всю­ду под­ни­ма­лись вос­ста­ния. Ле­том 1918 го­да по ре­ке Су­ре от­сту­па­ла груп­па войск Кол­ча­ка. Жи­те­ли го­ро­да Кур­мы­ша под­ня­ли вос­ста­ние, чтобы или осво­бо­дить­ся от боль­ше­вист­ско­го пле­на, или при­со­еди­нить­ся к от­сту­пав­шим вой­скам.
Вос­ста­ние воз­гла­вил ди­рек­тор мест­но­го бан­ка Со­вер­нин. Го­ро­жане разору­жи­ли сто­яв­шую в го­ро­де крас­но­ар­мей­скую ро­ту, по­са­ди­ли сол­дат под за­мок, стро­го при­ка­зав слу­чив­шим­ся тут жи­те­лям се­ла Борт­сур­ма­ны Ни­ко­лаю Ми­гу­но­ву и Ни­ко­лаю Небасо­ву сте­речь плен­ни­ков, не да­вая им ни есть, ни пить, но те кор­ми­ли и по­и­ли их, по­чти ни в чем не стес­няя.
Ка­ра­тель­ный от­ряд, вы­сту­пив­ший на по­дав­ле­ние со­про­тив­ле­ния, по­чти весь со­сто­ял из ла­ты­шей. Воз­глав­лял его некий Га­рин, вы­хо­дец из дво­рян Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии. Где бы ни про­хо­дил он, по­всю­ду му­чи­ли и уби­ва­ли свя­щен­ни­ков.
По Борт­сур­ма­нам про­нес­ся слух, что ка­ра­те­ли всех ис­тре­бят. По­плыл, как при­зыв, как по­гре­баль­ный звон, го­лос ко­ло­ко­ла. Это зво­нил кре­стья­нин по про­зви­щу Еле­ня, ко­то­рый умел и лю­бил зво­нить.
И ко­ло­кол был здесь осо­бый, кре­стьян­ский, от­ли­тый на их сред­ства; при­вез­ли они его сю­да са­ми, впря­га­ясь в упряжь, не до­ве­ряя цер­ков­но­го де­ла бес­сло­вес­ным жи­вот­ным; бы­ла уста­нов­ле­на оче­ред­ность, и кре­стьяне ме­ня­лись, чтобы всем до­ста­лось вез­ти звон­ко­го про­по­вед­ни­ка.
И те­перь сто­ял на ко­ло­кольне Еле­ня, зво­нил и зво­нил — и раз­но­сил­ся округ звон силь­ный, на­бат­ный. С тре­во­гой слу­ша­ли лю­ди безвре­мен­ный звон.
От­ца Ми­ха­и­ла в это вре­мя в се­ле не бы­ло, он уехал в со­сед­нюю Коз­лов­ку при­ча­щать ста­ри­ка.
От­ряд ка­ра­те­лей рас­по­ло­жил­ся на го­ре про­тив се­ла. Они то­же слу­ша­ли этот звон, чув­ствуя, что ни­как он не мо­жет по­да­вать свой го­лос за них, ино­вер­цев и без­бож­ни­ков. И вы­ста­ви­ли они про­тив се­ла ору­дие, на­ме­ре­ва­ясь сжечь Борт­сур­ма­ны.
Так бы оно, ве­ро­ят­но, и про­изо­шло, ес­ли бы в плен к ним не по­пал поч­та­льон.
— Борт­сур­ма­ны око­па­ны? — спро­сил его Га­рин.
— Ни­ка­ких око­пов нет,— от­ве­тил тот.
— Нет, врешь, око­па­ны — на­сту­пал Га­рин.
— Да нет ни­ка­ких око­пов, — на­ста­и­вал поч­та­льон.
На­ко­нец ре­ши­ли по­слать двух раз­вед­чи­ков. На са­мом въез­де в се­ло встре­ти­ли му­жи­ка, ко­то­рый мир­но па­хал зем­лю.
Как рас­по­ло­жить му­жи­ка, крас­но­ар­мей­цы зна­ли, са­ми бы­ли ко­гда-то кре­стья­на­ми. Один впряг в кре­стьян­ский плуг свою ло­шадь и на­чал па­хать, дру­гой рас­спра­ши­вал о жи­те­лях се­ла, кто где жи­вет и как прой­ти. Со­ста­вил­ся це­лый спи­сок. Ка­ра­те­ли той же но­чью въе­ха­ли в се­ло и при­сту­пи­ли к аре­стам.
Аре­сто­ван­ных сво­ди­ли в зда­ние во­лост­но­го прав­ле­ния.
Позд­но но­чью о. Ми­ха­ил воз­вра­щал­ся до­мой. На окра­ине се­ла путь ему пре­гра­ди­ли ка­ра­те­ли.
— Кто идет?
— Свя­щен­ник, — от­ве­тил о. Ми­ха­ил.
Это­го бы­ло до­ста­точ­но.
— Да­вай убьем его, — услы­шал о. Ми­ха­ил.
— Успе­ем еще,— от­ве­тил дру­гой. Его про­пу­сти­ли, и он по­ехал до­мой.
А в это же са­мое вре­мя дру­гие ка­ра­те­ли при­шли к нему в дом, чтобы аре­сто­вать его, но не за­ста­ли и ушли. Вой­дя в дом, по­нял свя­щен­ник, ка­кой ему го­то­вит­ся жре­бий, но бе­жать не стал.
Вско­ре при­шли аре­сто­вать его.
Ма­туш­ка по­шла за ни­ми, чтобы пе­ре­дать ча­пан для теп­ла.
— Ему и без ча­па­на бу­дет жар­ко, — от­ве­ти­ли ей.
Ре­ше­ние уже бы­ло при­ня­то — всех аре­сто­ван­ных каз­нить; всю ночь их из­би­ва­ли. С осо­бен­ной же­сто­ко­стью му­чи­ли о. Ми­ха­и­ла.
Ви­ны за о. Ми­ха­и­лом не бы­ло, и му­чи­те­ли об­ви­ня­ли его в том, что он ве­лел зво­нить в ко­ло­кол и ждал с ра­до­стью от­ряд Кол­ча­ка.
Вме­сте со свя­щен­ни­ком был аре­сто­ван чтец Евлам­пий Пав­ло­вич Ни­ко­ла­ев. Ро­дом с Ильи­ной го­ры, неко­то­рое вре­мя oн был пи­са­рем в со­сед­нем се­ле и при­хо­дил­ся род­ствен­ни­ком о. Ми­ха­и­лу. Ко­гда-то о. Ми­ха­ил при­гла­сил его в Борт­сур­ма­ны цер­ков­ным чте­цом, те­перь он раз­де­лил с ним му­че­ни­че­скую кон­чи­ну.
Сре­ди кре­стьян бы­ли аре­сто­ва­ны Ни­ко­лай Ми­гу­нов и Ни­ко­лай Небасов.
Чтобы не вы­звать сре­ди жи­те­лей се­ла воз­му­ще­ние, па­ла­чи объ­яви­ли, что все аре­сто­ван­ные бу­дут от­прав­ле­ны в Кур­мыш для су­да. Од­на­ко стра­сто­терп­цы зна­ли об уго­то­ван­ной им уча­сти и го­то­ви­лись к смер­ти, ка­ясь и ис­по­ве­ду­ясь.
27 ав­гу­ста/9 сен­тяб­ря пе­ред по­лу­днем ко­лон­на из трид­ца­ти че­ло­век в со­про­вож­де­нии ка­ра­те­лей дви­ну­лась по Кур­мыш­ской до­ро­ге.
Отец Ми­ха­ил шел впе­ре­ди и гром­ко пел по­гре­баль­ные пес­но­пе­ния, а вме­сте с ним при­хо­жане.
Так про­шли пять ки­ло­мет­ров и до­шли до овраж­но­го ме­ста, на­зы­вав­ше­го­ся Сте­па­ни­хой. Здесь всем бы­ло ве­де­но вы­стро­ить­ся в один ряд, па­ла­чи вста­ли на­про­тив.
Отец Ми­ха­ил опу­стил­ся на ко­ле­ни и с воз­де­ты­ми ру­ка­ми мо­лил­ся Бо­гу. Ни од­на из шест­на­дца­ти по­пав­ших в него пуль не смог­ла обо­рвать его жизнь. Это бы­ло яв­ным зна­ме­ни­ем чу­да, и то­гда один из па­ла­чей по­до­шел к свя­щен­но­му­че­ни­ку и за­ко­лол его в серд­це шты­ком.
Из трид­ца­ти че­ло­век толь­ко один остал­ся в жи­вых — Иван Пет­ро­вич Ку­ре­пин. Он и рас­ска­зал о по­дроб­но­стях му­че­ни­че­ской кон­чи­ны свя­щен­ни­ка, цер­ков­но­го чте­ца и два­дца­ти се­ми кре­стьян.
По­сле убий­ства ка­ра­те­ли по­сла­ли од­но­го из мест­ных жи­те­лей в Борт­сур­ма­ны ска­зать, чтобы за­би­ра­ли те­ла или за­ка­пы­ва­ли здесь — все долж­ны быть по­хо­ро­не­ны к ве­че­ру. Кре­стьяне при­е­ха­ли на под­во­дах и за­бра­ли всех, а на ме­сте рас­стре­ла по­ста­ви­ли крест с над­пи­сью.
Ве­че­ром все уби­тые бы­ли по­хо­ро­не­ны в пя­ти брат­ских мо­ги­лах. У трех из них не бы­ло в се­ле род­ствен­ни­ков, и гро­бы сде­лать им не успе­ли. Это — свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил, чтец Евлам­пий и во­лост­ной пи­сарь.
Гро­бом свя­щен­но­му­че­ни­ку по­слу­жи­ли гро­бы его при­хо­жан, на ко­то­рые он был по­ло­жен и ко­то­ры­ми окру­жен — Ни­ко­лая Ми­гу­но­ва, Ни­ко­лая Небасо­ва, Ни­ко­лая Ми­гу­но­ва дру­го­го и ра­ба Бо­жия, имя ко­то­ро­го неиз­вест­но.
Дом свя­щен­ни­ка был ка­ра­те­ля­ми раз­граб­лен. Вско­ре по­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны му­жа ма­туш­ка на­пи­са­ла вла­стям в Моск­ву, спра­ши­вая, за что уби­ли ее му­жа-свя­щен­ни­ка. Из Моск­вы при­шел от­вет, что муж ее по­стра­дал без­вин­но. Но не на­сы­ти­лись убий­цы эти­ми жерт­ва­ми и жаж­да­ли но­вых…

☦️
Священномученик Стефа́н Немков, пресвитер.
Свя­щен­ник Сте­фан Нем­ков, друг свя­щен­но­му­че­ни­ка Ми­ха­и­ла, слу­жил в се­ле Де­я­но­во, непо­да­ле­ку от Борт­сур­ман.
Оста­но­вив­шись в се­ле, ка­ра­те­ли Га­ри­на из­би­ра­ли жерт­вы, хо­тя и не бы­ло здесь участ­ни­ков кре­стьян­ско­го со­про­тив­ле­ния.
За день до му­че­ни­че­ской кон­чи­ны о. Сте­фа­на к нему в дом яви­лись двое крас­но­ар­мей­цев. Свя­щен­ник при­нял их с лю­бо­вью и на­кор­мил обе­дом.
Во вре­мя обе­да ста­ли они уго­ва­ри­вать свя­щен­ни­ка:
— Ба­тюш­ка, скрой­ся ку­да-ни­будь, а то вас всех рас­стре­ля­ют. Ни­что не дрог­ну­ло в ду­ше свя­щен­ни­ка. С про­свет­лен­ным ли­цом он встал из-за сто­ла и, ши­ро­ким же­стом по­ка­зав на пя­ти­гла­вый храм Свя­той Тро­и­цы, ска­зал:
— Вон, ви­ди­те, Тро­и­ца. Я от нее ни­ку­да не пой­ду. Гос­подь наш Иисус Хри­стос не пря­тал­ся и не скры­вал­ся, и я не бу­ду.
К ве­че­ру он был аре­сто­ван, а с ним во­сем­на­дцать кре­стьян. Ма­туш­ка его, Ан­на, со­бра­ла в до­ро­гу ко­том­ку, но он ни­че­го не взял.
Аре­сто­ван­ных при­ве­ли в зда­ние шко­лы и дол­го би­ли. Осо­бен­но же­сто­ко из­би­ва­ли и глу­ми­лись над свя­щен­ни­ком, ко­то­ро­му пе­ред каз­нью остриг­ли во­ло­сы.
В вос­кре­се­нье по­сле по­лу­дня кре­стьян и свя­щен­ни­ка вы­ве­ли из Де­я­но­ва и по­ве­ли в сто­ро­ну се­ла Маль­це­ва.
Дой­дя до овра­га, па­ла­чи при­ка­за­ли аре­сто­ван­ным вы­стро­ить­ся в ряд и за­тем рас­стре­ля­ли из пу­ле­ме­та.
От­ца Сте­фа­на каз­ни­ли от­дель­но — вы­стре­лом в го­ло­ву. Но он не был убит, и убий­ца за­ко­лол его шты­ком.
Все стра­сто­терп­цы бы­ли по­хо­ро­не­ны в об­щих мо­ги­лах, кро­ме свя­щен­ни­ка, ко­то­рый был по­гре­бен от­дель­но в цен­тре клад­би­ща.
На тре­тий день Ев­ге­ния Фе­до­ров­на Хо­ри­на со­бра­ла ве­ру­ю­щих де­ву­шек, и они, взяв ко­роб, по­шли на ме­сто рас­стре­ла, чтобы со­брать му­че­ни­че­скую кровь и ча­сти­цы. За­тем сло­жи­ли все най­ден­ное в ко­роб, вы­ры­ли на ме­сте уби­е­ния яму и вло­жи­ли ту­да ко­роб с остан­ка­ми.
Впо­след­ствии на этом ме­сте был по­став­лен крест и слу­жи­лись па­ни­хи­ды. . На­чаль­ник от­ря­да Га­рин вско­ре был убит са­ми­ми ка­ра­те­ля­ми.
Свя­щен­ник Вла­ди­мир Кар­пин­ский по­сту­пил слу­жить в се­ло Де­я­но­во по­сле кон­чи­ны о. Сте­фа­на.
На Пас­ху 1923 го­да мест­ный ком­му­нист Го­ло­пу­пов, по про­зви­щу Вась­ка-та­та­рин, за­ду­мал дерз­кое убий­ство свя­щен­ни­ка.
До на­ча­ла крест­но­го хо­да, ко­гда все бы­ли в хра­ме, он про­крал­ся на ко­ло­коль­ню и здесь за­та­ил­ся, ожи­дая по­лу­но­чи.
В церк­ви кон­чи­лась ве­чер­ня. Крест­ный ход, осве­ща­е­мый сот­ня­ми го­ря­щих све­чей, на­чал свой об­ход во­круг хра­ма, и по­нес­лось над ним строй­ное пе­ние «Вос­кре­се­ние Твое Хри­сте Спа­се, Ан­ге­ли по­ют на небе­сех…»
Свет­лая лен­та плы­вет, при­бли­жа­ет­ся, до­сти­га­ет вхо­да в храм и оста­нав­ли­ва­ет­ся: две­ри за­тво­ре­ны.
«…И нас на зем­ли спо­до­би чи­стым серд­цем Те­бе сла­ви­ти»,— по­ет хор.
«Сла­ва свя­тей и еди­но­сущ­ней, и жи­во­тво­ря­щей, и нераз­дель­ней Тро­и­це…» —слы­шит убий­ца яс­ный воз­глас о. Вла­ди­ми­ра.
— Хри­стос вос­кре­се — воз­гла­сил гром­ко свя­щен­ник.
Звук от­ве­та сме­шал­ся с гро­мом вы­стре­ла.
«Во­ис­ти­ну вос­кре­се!» — свя­щен­но­ис­по­вед­ник услы­шал уже не от сво­их при­хо­жан, не в зем­ной церк­ви, а в церк­ви небес­ной, с Ан­ге­ла­ми, по­ю­щи­ми Вос­кре­се­ние Хри­сто­во на небе­сах.
Отец Сер­гий был по­след­ним свя­щен­ни­ком, слу­жив­шим в се­ле Де­я­но­во пе­ред за­кры­ти­ем хра­ма в 1937 го­ду. Это был еще мо­ло­дой свя­щен­ник ро­дом из Сер­га­ча.
Во вре­мя го­не­ний в трид­ца­тых го­дах вла­сти ото­бра­ли у него дом и вы­гна­ли с се­мьей на ули­цу. Они по­се­ли­лись в сто­рож­ке, но и от­ту­да их вы­гна­ли, и вско­ре о. Сер­гия аре­сто­ва­ли.
Вме­сте с о. Сер­ги­ем был аре­сто­ван пса­лом­щик Иоанн Оси­по­вич Та­ру­та­нов. Оба они ис­по­вед­ни­ка­ми скон­ча­лись в за­клю­че­нии.
По­сле кон­чи­ны борт­сур­ман­ско­го свя­щен­ни­ка о. Ми­ха­и­ла цер­ков­ным ста­ро­стой в хра­ме, стал Алек­сей Ми­хай­ло­вич Ми­гу­нов. У него бы­ла же­на Ири­на. Эта бо­го­бо­яз­нен­ная жен­щи­на в го­ды са­мых лю­тых го­не­ний про­по­ве­до­ва­ла сло­во Бо­жие.
В се­ре­дине трид­ца­тых го­дов пе­ред Пас­хой в Борт­сур­ма­нах был аре­сто­ван свя­щен­ник.
При­хо­жане от­пра­ви­лись в се­ло Май­да­ны про­сить свя­щен­ни­ка от­слу­жить у них Пас­халь­ную служ­бу. В Май­да­нах в то вре­мя бы­ло два свя­щен­ни­ка — о. Гри­го­рий и о. Вя­че­слав Леон­тьев, толь­ко что вер­нув­ший­ся из за­клю­че­ния. Один из свя­щен­ни­ков со­гла­сил­ся. На­до бы­ло те­перь до­би­вать­ся раз­ре­ше­ния мест­ных вла­стей.
Сель­со­вет, зная, что цер­ков­ная кас­са пу­ста, по­тре­бо­вал за раз­ре­ше­ние Пас­халь­ной служ­бы три­ста руб­лей, а ина­че слу­жить не да­вал.
В се­ле жи­ла Ма­рия Ши­пи­ло­ва, дочь по­ме­щи­ка, а те­перь из бед­ней­ших в се­ле, она жи­ла с до­че­рью, и все ее со­сто­я­ние со­став­ля­ла ко­ро­ва, ко­то­рая кор­ми­ла их в эти го­лод­ные го­ды. Узнав, что сель­со­вет за Пас­халь­ную служ­бу тре­бу­ет де­нег, она про­да­ла ко­ро­ву и от­да­ла день­ги.
Вла­сти раз­ре­ши­ли служ­бу в хра­ме, но Ма­рию аре­сто­ва­ли и вы­сла­ли в Ка­ра­ган­ду, где она вско­ре тя­же­ло за­бо­ле­ла и скон­ча­лась.
По­сле аре­ста Ма­рии был аре­сто­ван ста­ро­ста хра­ма Алек­сей и его же­на Ири­на. Оба скон­ча­лись в за­клю­че­нии.

☦️
Священномученик Павел Фокин, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Па­вел Фо­кин ро­дил­ся в 1883 го­ду в се­мье свя­щен­но­слу­жи­те­ля; мать его бы­ла просфор­ни­цей. Кро­ме Пав­ла в се­мье вос­пи­ты­ва­лось еще два сы­на, ко­то­рые впо­след­ствии ста­ли свя­щен­ни­ка­ми, и две до­че­ри: Ев­ге­ния и Ве­ра. По­доб­но сво­им бра­тьям, Па­вел Ива­но­вич из­брал ду­хов­ную сте­зю: он по­сту­пил в Перм­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. Про­учив­шись в те­че­ние двух лет, он всту­пил в брак с до­че­рью со­сто­я­тель­ных ме­щан Та­и­си­ей Все­во­ло­дов­ной, впо­след­ствии у них ро­ди­лось пя­те­ро де­тей: сын Ни­ко­лай и до­че­ри Ли­дия, Зи­на­и­да, Ни­на и Ев­ге­ния. Уво­лив­шись из се­ми­на­рии, Па­вел Ива­но­вич был ру­ко­по­ло­жен в 1900 го­ду в сан диа­ко­на и в те­че­ние 12 лет про­хо­дил слу­же­ние в Перм­ской епар­хии. В мар­те 1912 го­да он был пе­ре­ве­ден в Ека­те­рин­бург, в Ека­те­ри­нин­ский со­бор, где стал слу­жить на ва­кан­сии пса­лом­щи­ка. В де­каб­ре то­го же го­да отец Па­вел удо­сто­ил­ся ру­ко­по­ло­же­ния в свя­щен­ни­че­ский сан и был опре­де­лен на слу­же­ние в Сре­тен­скую цер­ковь се­ла Мур­зин­ско­го Вер­хо­тур­ско­го уез­да.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-pavel-fokin

☦️
Священномученик Иоа́нн Лебедев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 9 ок­тяб­ря 1869 го­да в се­ле Во­рон­цо­во Его­рьев­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Фе­до­ра Ле­бе­де­ва.
По­сле окон­ча­ния в 1892 го­ду Ря­зан­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии он был на­зна­чен за­ко­но­учи­те­лем в Па­жин­скую цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу Его­рьев­ско­го уез­да. В 1896 го­ду Иван Фе­до­ро­вич же­нил­ся на до­че­ри быв­ше­го на­сто­я­те­ля хра­ма в честь Рож­де­ства Хри­сто­ва се­ла По­по­ви­чи (впо­след­ствии Про­ню­х­ло­во) За­рай­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии свя­щен­ни­ка Мар­ти­на Самп­со­но­ви­ча Ли­пя­го­ва На­деж­де. Вско­ре епи­скоп Ми­хай­лов­ский По­ли­евкт ру­ко­по­ло­жил Иоан­на Ле­бе­де­ва во свя­щен­ни­ка к это­му хра­му.
Цер­ковь в се­ле су­ще­ство­ва­ла с XVI ве­ка. К на­ча­лу XIX ве­ка зда­ние хра­ма силь­но об­вет­ша­ло. По пре­да­нию, кре­стья­на­ми се­ла чу­дес­ным об­ра­зом был об­ре­тен крест. Это бы­ло ис­тол­ко­ва­но как по­ве­ле­ние воз­об­но­вить цер­ковь. В 1839 го­ду боль­шая ка­мен­ная Хри­сто­рож­де­ствен­ская цер­ковь с при­де­лом в честь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая бы­ла освя­ще­на. Об­на­ру­жен­ный чу­до­твор­ный крест хра­ни­ли в хра­ме на свя­том пре­сто­ле, а у кре­стьян утвер­дил­ся бла­го­че­сти­вый обы­чай со­вер­шать мо­леб­ны Жи­во­тво­ря­ще­му Кре­сту Хри­сто­ву.
В се­ле Про­ню­х­ло­во отец Иоанн пре­по­да­вал За­кон Бо­жий в мест­ной цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле, а так­же в Се­ки­рин­ском и за­тем Мен­дю­кин­ском зем­ских учи­ли­щах.
В 1910 го­ду за­рай­ское ду­хо­вен­ство из­бра­ло от­ца Иоан­на чле­ном Прав­ле­ния За­рай­ско­го Ду­хов­но­го учи­ли­ща. За усерд­ное мно­го­лет­нее слу­же­ние Церк­ви отец Иоанн был удо­сто­ен са­на про­то­и­е­рея.
С при­хо­дом к вла­сти боль­ше­ви­ков на­ча­лись го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. Пред­чув­ствуя на­дви­га­ю­щи­е­ся тя­же­лые ис­пы­та­ния для ве­ру­ю­щих, отец Иоанн ча­сто по­вто­рял сво­им ду­хов­ным ча­дам: «Толь­ко не от­ре­кай­тесь!»

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-lebedev

☦️
Священномученик Иоа́нн Смирнов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 20 мар­та 1873 го­да в се­ле Вы­со­ком Ми­хай­лов­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Алек­сия Смир­но­ва, все пя­те­ро сы­но­вей ко­то­ро­го ста­ли свя­щен­ни­ка­ми.
Иван Алек­се­е­вич окон­чил Ря­зан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в 1904 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к За­рай­ско­му Ни­коль­ско­му со­бо­ру. В За­рай­ске отец Иоанн по­се­лил­ся с се­мьей в де­ре­вян­ном до­ме на тер­ри­то­рии го­род­ско­го крем­ля. В со­бо­ре в то вре­мя на­хо­ди­лась зна­ме­ни­тая чу­до­твор­ная ико­на Ни­ко­лы За­рай­ско­го. Про­слав­лен­ная мно­го­чис­лен­ны­ми чу­де­са­ми, она при­вле­ка­ла к се­бе мно­же­ство бо­го­моль­цев со всех кон­цов Рос­сии. В храм сте­ка­лись щед­рые по­жерт­во­ва­ния бла­го­дар­ных по­чи­та­те­лей ве­ли­ко­го угод­ни­ка Бо­жия. Здесь хра­ни­лись ста­рин­ные ру­ко­пис­ные и ста­ро­пе­чат­ные бо­го­слу­жеб­ные кни­ги, се­реб­ря­ная и зо­ло­тая утварь – вкла­ды ве­ли­ких кня­зей, знат­ных во­е­вод и бо­яр. В теп­лое вре­мя го­да отец Иоанн слу­жил в лет­нем Ни­коль­ском со­бо­ре, в хо­лод­ное – в зим­нем Иоан­но-Пред­те­чен­ском хра­ме. На тор­же­ствен­ные бо­го­слу­же­ния со­би­ра­лось до ты­ся­чи бо­го­моль­цев. Отец Иоанн, явив­ший се­бя рев­ност­ным пас­ты­рем, был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Ни­коль­ско­го со­бо­ра, воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея, на­зна­чен бла­го­чин­ным церк­вей За­рай­ско­го окру­га и на­граж­ден в 1930 го­ду мит­рой.
В 1922 го­ду из церк­вей го­ро­да бы­ли изъ­яты мно­гие цен­ные ве­щи и ико­ны. Неко­то­рые из них то­гда уда­лось спа­сти от уни­что­же­ния. По пред­ло­же­нию ди­рек­то­ра кра­е­вед­че­ско­го му­зея и чле­на цер­ков­но­го со­ве­та И.П. Пер­ло­ва часть дра­го­цен­ной цер­ков­ной утва­ри и древ­ние ру­ко­пис­ные и пе­чат­ные кни­ги бы­ли пе­ре­да­ны на хра­не­ние в му­зей.
В 1928 го­ду по рас­по­ря­же­нию вла­стей бы­ли за­кры­ты Ни­коль­ский со­бор и Иоан­но-Пред­те­чен­ская цер­ковь. Про­то­и­е­рей Иоанн был на­зна­чен слу­жить в Спа­со-Пре­об­ра­жен­скую цер­ковь в том же го­ро­де и стал хло­по­тать об от­кры­тии со­бо­ра, на­чав сбор под­пи­сей ве­ру­ю­щих под хо­да­тай­ством об остав­ле­нии со­бо­ра в ка­че­стве дей­ству­ю­щей церк­ви. Вла­сти эти хло­по­ты свя­щен­ни­ка и при­хо­жан пред­ста­ви­ли в об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии та­ким об­ра­зом: «В Ко­ло­мен­ский окруж­ной от­дел ОГПУ по­сту­пи­ли све­де­ния о том, что груп­пи­ров­ка цер­ков­ни­ков, быв­ших лю­дей и тор­гов­цев рас­про­стра­ня­ла сре­ди на­се­ле­ния го­ро­да и де­рев­ни контр­ре­во­лю­ци­он­ные слу­хи о ско­рой ги­бе­ли со­вет­ской вла­сти и под­го­тов­ля­ла мас­со­вое вы­ступ­ле­ние про­тив за­кры­тия со­бо­ра.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-smirnov-presviter

☦️
Преподобномученик Мефо́дий (Иванов), игумен.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ме­фо­дий (в ми­ру Ни­ко­лай Ми­хай­ло­вич Ива­нов) ро­дил­ся в 1899 го­ду в го­ро­де Сим­бир­ске в се­мье свя­щен­ни­ка. Окон­чил цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу. По окон­ча­нии Ду­хов­но­го учи­ли­ща в го­ро­де Ала­ты­ре он по­сту­пил в Сим­бир­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, окон­чить ко­то­рую не успел из-за го­судар­ствен­но­го пе­ре­во­ро­та, про­ис­шед­ше­го в Рос­сии; за­вер­шал об­ра­зо­ва­ние уже в со­вет­ской шко­ле. С 1920 го­да Ни­ко­лай Ми­хай­ло­вич стал ра­бо­тать пре­по­да­ва­те­лем в го­ро­де Са­ран­ске, а с 1921 го­да – в го­ро­де Пен­зе, в ху­до­же­ствен­но-тех­ни­че­ском учи­ли­ще.
В том же го­ду он пе­ре­ехал в Моск­ву и стал здесь пре­по­да­вать в од­ной из выс­ших школ. Од­на­ко пре­по­да­ва­ние в со­вет­ской шко­ле по про­грам­ме, ос­но­ван­ной на без­бож­ной идео­ло­гии, бы­ло несов­ме­сти­мо с ре­ли­ги­оз­ны­ми убеж­де­ни­я­ми глу­бо­ко ве­ру­ю­ще­го че­ло­ве­ка, и в 1923 го­ду он ушел из шко­лы и по­сту­пил по­слуш­ни­ком в По­кров­ский мо­на­стырь в Москве, где в том же го­ду был по­стри­жен в ман­тию с име­нем Ме­фо­дий и ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­ди­а­ко­на. Здесь он по­зна­ко­мил­ся с епи­ско­пом Ала­тыр­ским, ви­ка­ри­ем Сим­бир­ской епар­хии Гу­ри­ем (Сте­па­но­вым), ко­то­рый ко­гда-то был на­сто­я­те­лем это­го мо­на­сты­ря, а ныне жил в нем, так как ему был за­пре­щен вы­езд из Моск­вы; с ним отец Ме­фо­дий под­дер­жи­вал близ­кие от­но­ше­ния в те­че­ние всей жиз­ни.
В 1925 го­ду иеро­ди­а­кон Ме­фо­дий был ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­мо­на­ха. В 1929 го­ду мо­на­стырь был за­крыт, и иеро­мо­нах Ме­фо­дий пе­ре­шел слу­жить в храм Иеру­са­лим­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри за По­кров­ской за­ста­вой.
В 1929 го­ду вла­сти аре­сто­ва­ли его, об­ви­нив в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти. На во­прос сле­до­ва­те­ля о его от­но­ше­нии к со­вет­ской вла­сти отец Ме­фо­дий от­ве­тил: «Я недо­во­лен со­вет­ской вла­стью по при­чине за­кры­тия ею учеб­ных ду­хов­ных за­ве­де­ний, за­пре­ще­ния ду­хов­ной ли­те­ра­ту­ры, за­кры­тия церк­вей и во­об­ще су­ро­во­го от­но­ше­ния к ду­хо­вен­ству и ве­ру­ю­щим».
Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло от­ца Ме­фо­дия к трем го­дам ссыл­ки, ко­то­рую он был от­прав­лен от­бы­вать в Пи­неж­ский рай­он Ар­хан­гель­ской об­ла­сти.
Вер­нув­шись из ссыл­ки в 1933 го­ду, он по­се­лил­ся в го­ро­де Ка­ши­ре, так как в Москве ему жить за­пре­ти­ли. Из Ка­ши­ры отец Ме­фо­дий пе­ре­ехал в се­ло Су­ко­во Ка­шир­ско­го рай­о­на, где стал слу­жить в хра­ме; здесь во­круг него со­бра­лась неболь­шая мо­на­ше­ская об­щи­на.
В 1936 го­ду иеро­мо­нах Ме­фо­дий был воз­ве­ден в сан игу­ме­на, о чем он со­об­щил епи­ско­пу Гу­рию, на­хо­див­ше­му­ся в то вре­мя в ссыл­ке. В от­вет вла­ды­ка по­здра­вил его с на­гра­дой и на­пи­сал: «…Но так как те­бе игу­мен­ство­вать (за неиме­ни­ем мо­на­ше­ской бра­тии) не над кем, то при­дет­ся за­нять­ся уси­лен­ным игу­мен­ство­ва­ни­ем над са­мим со­бой, то есть трез­ве­ни­ем над сво­им серд­цем и всей во­об­ще сво­ей жиз­нью, че­го я от ду­ши мо­лит­вен­но и же­лаю».
На­чи­ная но­вое бес­по­щад­ное го­не­ние, Ста­лин 3 июля 1937 го­да рас­по­ря­дил­ся, чтобы гла­вы об­ла­стей в те­че­ние пя­ти дней пред­ста­ви­ли ему спис­ки всех под­ле­жа­щих аре­сту и рас­стре­лу «в по­ряд­ке адми­ни­стра­тив­но­го про­ве­де­ния их дел через трой­ки».
Од­ни­ми из пер­вых, кто под­ле­жал уни­что­же­нию, ста­ли свя­щен­но­слу­жи­те­ли. 26 июля ру­ко­вод­ство НКВД по Мос­ков­ской об­ла­сти от­пра­ви­ло рас­по­ря­же­ние на­чаль­ни­ку Ка­шир­ско­го рай­он­но­го от­де­ле­ния НКВД, тре­буя немед­лен­но­го аре­ста игу­ме­на Ме­фо­дия. При­чем пред­по­ла­га­лось толь­ко в про­цес­се след­ствия до­ка­зать его контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность, а так­же его свя­зи «с ан­ти­со­вет­ским эле­мен­том из чис­ла цер­ков­ни­ков», про­жи­ва­ю­щих в Ка­шир­ском рай­оне и в Москве.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-mefodij-ivanov

☦️
Священномученик Алекса́ндр Цицеров, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 25 ав­гу­ста 1884 го­да в се­ле По­во­ди­мо­во Ала­тыр­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ми­ха­и­ла Ци­це­ро­ва. В 1903 го­ду Алек­сандр окон­чил Ап­ша­ров­скую цер­ков­но-учи­тель­скую се­ми­на­рию и до 1908 го­да был учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле в се­ле Оль­хов­ка Сим­бир­ской гу­бер­нии.
Как мно­гие учи­те­ля тех лет, Алек­сандр Ми­хай­ло­вич при­ни­мал уча­стие в мод­ной в то вре­мя ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти и да­же всту­пил в 1904 го­ду в пар­тию со­ци­ал-де­мо­кра­тов. В его обя­зан­но­сти вхо­ди­ло рас­про­стра­не­ние про­кла­ма­ций сре­ди сол­дат сто­яв­шей в этих ме­стах во­ин­ской ча­сти. В 1906 го­ду со­ци­ал-де­мо­кра­ти­че­ская пар­тия бы­ла раз­гром­ле­на, и в до­мах мно­гих ее участ­ни­ков, в част­но­сти и Алек­сандра Ми­хай­ло­ви­ча, бы­ли про­ве­де­ны обыс­ки; неко­то­рые чле­ны пар­тии бы­ли при­вле­че­ны к су­деб­ной от­вет­ствен­но­сти и вы­сла­ны, а неко­то­рые и каз­не­ны. Алек­сандр Ми­хай­ло­вич, как не при­ни­мав­ший ак­тив­но­го уча­стия в де­я­тель­но­сти пар­тии, аре­сто­ван не был. Ре­во­лю­ци­он­ные со­бы­тия, ко­то­рых он был участ­ни­ком, и тот на­кал стра­стей, ко­то­ры­ми они со­про­вож­да­лись, раз­гул без­бо­жия и свя­зан­ная с ним без­нрав­ствен­ность – все это за­ста­ви­ло его глуб­же за­ду­мать­ся о при­чи­нах про­ис­хо­дя­ще­го и сде­лать, в кон­це кон­цов, од­но­знач­ные вы­во­ды.
1908 го­ду Алек­сандр Ми­хай­ло­вич по­сту­пил учи­те­лем-ре­ген­том в двух­класс­ную Кня­жу­хин­скую цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу в Сим­бир­ской гу­бер­нии. В 1913-1914 го­дах он учил­ся на пас­тыр­ско-мис­си­о­нер­ских кур­сах в Москве, и 20 ап­ре­ля 1914 го­да был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Вла­ди­мир­ской церк­ви се­ла Оста­ше­ва Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии и на­зна­чен мис­си­о­не­ром.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-cicerov

☦️
Священномученик Влади́мир Соколов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир ро­дил­ся 12 ок­тяб­ря 1883 го­да в се­ле Алек­сан­дро­во Зве­ни­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ива­на Ге­ор­ги­е­ви­ча Со­ко­ло­ва. В 1898 го­ду Вла­ди­мир окон­чил За­и­ко­но­спас­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, а в 1904 го­ду – Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в те­че­ние мно­гих лет слу­жил пса­лом­щи­ком в Пиме­нов­ской церк­ви, что в Су­ще­ве в Москве. В 1924 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к этой церк­ви и слу­жил здесь до вре­ме­ни за­хва­та ее об­нов­лен­ца­ми. За вре­мя слу­же­ния здесь отец Вла­ди­мир был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и на­граж­ден кре­стом с укра­ше­ни­я­ми. По­сле то­го, как храм к нема­лой скор­би всех пра­во­слав­ных был за­хва­чен об­нов­лен­ца­ми, про­то­и­е­рей Вла­ди­мир был на­зна­чен свя­щен­ни­ком ко хра­му Пет­ра и Пав­ла, что у Яуз­ских во­рот, а 26 фев­ра­ля 1937 го­да был пе­ре­ве­ден слу­жить в храм По­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри на Лы­щи­ко­вой го­ре.
При­хо­жане и свя­щен­ни­ки Пиме­нов­ской церк­ви не при­ми­ри­лись с за­хва­том хра­ма об­нов­лен­ца­ми и ста­ли хо­да­тай­ство­вать пе­ред вла­стя­ми о его воз­вра­ще­нии. 11 мар­та 1937 го­да пе­ред Пиме­нов­ским хра­мом со­бра­лось мно­же­ство пра­во­слав­ных, тре­бо­вав­ших воз­вра­ще­ния хра­ма, что бы­ло с раз­дра­же­ни­ем от­ме­че­но вла­стя­ми, и 20 ап­ре­ля 1937 го­да отец Вла­ди­мир был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му.
– Ва­ша роль в мас­со­вом вы­ступ­ле­нии ва­ших при­хо­жан в церк­ви Пи­ме­на, имев­шем ме­сто 11 мар­та 1937 го­да? – спро­сил свя­щен­ни­ка сле­до­ва­тель.
– Мас­со­вое вы­ступ­ле­ние мо­их при­хо­жан дей­стви­тель­но име­ло ме­сто, но я в нем ни­ка­ко­го уча­стия не при­ни­мал. Это вы­ступ­ле­ние бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но с це­лью воз­вра­тить нам цер­ковь Пи­ме­на, ко­то­рая неза­дол­го до это­го бы­ла пе­ре­да­на об­нов­лен­цам, – от­ве­тил отец Вла­ди­мир.
– Бы­ли ли у вас раз­го­во­ры со сво­и­ми при­хо­жа­на­ми о необ­хо­ди­мо­сти про­ве­де­ния кам­па­нии с тре­бо­ва­ни­ем воз­вра­ще­ния вам церк­ви Пи­ме­на, пе­ре­дан­ной об­нов­лен­цам?
– Да, та­кие раз­го­во­ры у ме­ня с мо­и­ми при­хо­жа­на­ми дей­стви­тель­но име­ли ме­сто и, ко­гда они ста­ви­ли пе­ре­до мной во­прос о необ­хо­ди­мо­сти до­бить­ся воз­вра­ще­ния нам от об­нов­лен­цев церк­ви Пи­ме­на, то я им го­во­рил, что, по‑ви­ди­мо­му, это бу­дет лиш­няя тра­та вре­ме­ни, так как не бы­ло еще ни од­но­го слу­чая, ко­гда бы от­ня­тые у нас церк­ви и пе­ре­дан­ные об­нов­лен­цам, бы­ли воз­вра­ще­ны нам об­рат­но, но все же, несмот­ря на это, я им со­ве­то­вал, что, ес­ли они хо­тят до­бить­ся воз­вра­ще­ния нам церк­ви, то пусть до­би­ва­ют­ся за­кон­ным пу­тем через Мос­со­вет.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vladimir-sokolov

☦️
Исповедник Дими́трий Крючков, пресвитер.
Свя­щен­но­ис­по­вед­ник Ди­мит­рий ро­дил­ся 10 сен­тяб­ря 1874 го­да в се­ле Ля­хов­ка Глу­хов­ско­го уез­да Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стьян Ива­на и Ев­до­кии Крюч­ко­вых.
В 1882 го­ду вме­сте с дру­ги­ми ма­ло­зе­мель­ны­ми кре­стья­на­ми се­мья Крюч­ко­вых вы­еха­ла в Ом­скую гу­бер­нию и по­се­ли­лась в де­ревне Рож­де­ствен­ка непо­да­ле­ку от го­ро­да Та­тар­ска. Но вось­ми­лет­ний Дмит­рий не по­ехал с ро­ди­те­ля­ми: в день их отъ­ез­да он убе­жал и спря­тал­ся. Для то­го, чтобы про­кор­мить­ся, он устро­ил­ся ра­бо­тать к по­ме­щи­ку Рат­чен­ко в се­ло За­руд­ское уха­жи­вать за пче­ла­ми и про­ра­бо­тал там око­ло пя­ти лет.
В три­на­дцать лет Дмит­рий пе­ре­шел ра­бо­тать к по­ме­щи­ку Тро­фи­мен­ко в го­род Глу­хов, где обу­чил­ся са­до­вод­ству. У это­го по­ме­щи­ка он про­был око­ло ше­сти лет и де­вят­на­дца­ти­лет­ним юно­шей в 1893 го­ду из Глу­хо­ва вы­ехал в Моск­ву, где пред­по­ла­гал учить­ся.
Так как средств к су­ще­ство­ва­нию у него не бы­ло, он был вы­нуж­ден их за­ра­ба­ты­вать и с этой це­лью устро­ил­ся в цер­ков­ный хор. К 1908 го­ду он по­сту­пил пса­лом­щи­ком в храм се­ла Крас­ко­ва под Моск­вой. В этом же го­ду он же­нил­ся на Ана­ста­сии Се­ме­новне, ро­дом из Смо­лен­ской гу­бер­нии. Брак их ока­зал­ся без­дет­ным. Пса­лом­щи­ком Дмит­рий Ива­но­вич про­слу­жил семь лет. В 1915 го­ду его ру­ко­по­ло­жи­ли во диа­ко­на к той же церк­ви.
В 1917 го­ду от­ца Ди­мит­рия пе­ре­ве­ли в Моск­ву в цер­ковь Воз­дви­же­ния на Враж­ке (на Плю­щи­хе). Ле­то 1918 го­да ста­ло па­мят­ным для него – то­гда он об­рел сво­е­го ду­хов­но­го от­ца. Слу­чи­лось так, что в цер­ковь Воз­дви­же­ния при­е­хал от­петь свою пле­мян­ни­цу свя­щен­ник Вла­ди­мир Бог­да­нов. Отец Ди­мит­рий со­слу­жил с ним как диа­кон. По хо­ду бо­го­слу­же­ния отец Вла­ди­мир сде­лал ему несколь­ко за­ме­ча­ний. Это пер­вое крат­кое мо­лит­вен­ное об­ще­ние с от­цом Вла­ди­ми­ром про­из­ве­ло на от­ца Ди­мит­рия очень глу­бо­кое впе­чат­ле­ние. По окон­ча­нии от­пе­ва­ния отец Ди­мит­рий по­про­сил раз­ре­ше­ния бы­вать на квар­ти­ре у от­ца Вла­ди­ми­ра, чтобы по­учить­ся про­ве­де­нию бо­го­слу­же­ния и не де­лать впредь оши­бок. Отец Вла­ди­мир дал со­гла­сие, и очень ско­ро отец Ди­мит­рий стал его ре­гу­ляр­ным по­се­ти­те­лем, а впо­след­ствии и ду­хов­ным сы­ном.
В 1920 го­ду отец Ди­мит­рий был ру­ко­по­ло­жен во иерея к то­му же хра­му, в ко­то­ром слу­жил диа­ко­ном. В 1922 го­ду, по хо­да­тай­ству кли­ра церк­ви во имя пре­по­доб­но­го Сав­вы Освя­щен­но­го (в Сав­вин­ском пе­ре­ул­ке), отец Ди­мит­рий был пе­ре­ве­ден ту­да. Это был год, в ко­то­рый про­во­ди­лось изъ­я­тие цер­ков­ных цен­но­стей. Мас­со­вые аре­сты кос­ну­лись и кли­ра церк­ви пре­по­доб­но­го Сав­вы: бы­ло аре­сто­ва­но все ее ду­хо­вен­ство, в том чис­ле и отец Ди­мит­рий.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-krjuchkov


Жития
Писание