⏳ 2023.09.08 (пт)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 14я по Пятидесятнице (глас 4й)
• пятница (воспоминание распятия, однодневный пост)

☀️ неподвижный годовой круг:
8 сентября (26 августа)
• мч. Адриа́на и мц. Наталии (305–311)
• сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395)
• прмч. Адриана Ондрусовского (1549)
• сщмч. Петра (Иевлева) (1918)
• исп. Георгия (Коссова) (1928)
• блж. Марии Дивеевской (Фединой) (1931)
• сщмч. Виктора (Элланского), мчч. Димитрия (Морозова), Петра (Бордана), исп. Романа (Медведя) (1937)
• обре́тение мощей исп. Николая (Могилевского) Алма-Атинского (2000) 📚
• Собор Орловских святых
• иконы Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская (1524)


☦️
Мученики Адриа́н и Ната́лия.
Су­пру­ги Адри­ан и На­та­лия жи­ли в го­ро­де Ни­ко­ми­дии в Вифин­ской об­ла­сти Ма­лой Азии. Адри­ан был языч­ни­ком и слу­жил чи­нов­ни­ком им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на Га­ле­рия (305–311 гг.), го­ни­те­ля хри­сти­ан. На­та­лия бы­ла тай­ная хри­сти­ан­ка. Во вре­мя го­не­ний близ Ни­ко­ми­дии в пе­ще­ре скры­ва­лось 23 ве­ру­ю­щих. Их пой­ма­ли, су­ди­ли, ис­тя­за­ли и за­став­ля­ли при­не­сти жерт­ву идо­лам. По­том их по­ве­ли в су­деб­ную па­ла­ту, чтобы за­пи­сать их име­на. Здесь на­хо­дил­ся на­чаль­ник па­ла­ты Адри­ан, ко­то­рый спро­сил их, ка­кую на­гра­ду ожи­да­ют они от сво­е­го Бо­га за му­че­ния. Они от­ве­ти­ли ему: «Не ви­дел то­го глаз, не слы­ша­ло ухо, и не при­хо­ди­ло то на серд­це че­ло­ве­ку, что при­го­то­вил Бог лю­бя­щим Его» (1Кор.2,9). Услы­шав это, Адри­ан ска­зал пис­цам: «За­пи­ши­те и мое имя вме­сте с ни­ми, по­то­му что и я – хри­сти­а­нин». Адри­а­на по­са­ди­ли в тюрь­му. Им­пе­ра­тор со­ве­то­вал ему вы­черк­нуть свое имя из спис­ка хри­сти­ан и по­про­сить про­ще­ния. Адри­ан уве­рил его, что он не обе­зу­мел, а по­сту­пал так по соб­ствен­но­му убеж­де­нию. Ис­пол­ни­лось ему то­гда 28 лет.
Узнав о слу­чив­шем­ся, На­та­лия по­спе­ши­ла в тюрь­му, где обод­ря­ла Адри­а­на быть му­же­ствен­ным. Ко­гда за­клю­чен­ных хри­сти­ан при­су­ди­ли к смерт­ной каз­ни, Адри­а­на от­пу­сти­ли на ко­рот­кий срок до­мой, чтобы он со­об­щил сво­ей жене об этом. Уви­дев Адри­а­на, На­та­лия ис­пу­га­лась, что он от­рек­ся от Хри­ста, и не впу­сти­ла его в дом.
Вер­нув­шись в тюрь­му, Адри­ан вме­сте с дру­ги­ми му­че­ни­ка­ми был под­верг­нут страш­ным ис­тя­за­ни­ям: му­че­ни­кам пе­ре­би­ва­ли ру­ки и но­ги тя­же­лым мо­ло­том, от че­го те в страш­ных му­че­ни­ях уми­ра­ли. Ко­гда оче­редь до­шла до Адри­а­на, же­на боль­ше все­го бо­я­лась, чтобы муж ее не сма­ло­душ­ни­чал и не от­рек­ся от Хри­ста. Она укреп­ля­ла Адри­а­на и при­дер­жи­ва­ла его ру­ки и но­ги, по­ка па­лач пе­ре­би­вал их мо­ло­том. Скон­чал­ся свя­той Адри­ан вме­сте с осталь­ны­ми му­че­ни­ка­ми в 304 го­ду. Ко­гда их те­ла на­ча­ли сжи­гать, под­ня­лась гро­за и печь по­гас­ла, несколь­ких же па­ла­чей уби­ла мол­ния.
Ты­ся­че­на­чаль­ник ар­мии хо­тел же­нить­ся на На­та­лии, ко­то­рая бы­ла еще мо­ло­да и бо­га­та. Еще пе­ред смер­тью Адри­а­на На­та­лия про­си­ла его мо­лить­ся, чтобы ее не за­ста­ви­ли вый­ти за­муж. Те­перь Адри­ан явил­ся ей во сне и ска­зал, что вско­ре она по­сле­ду­ет за ним. Так и слу­чи­лось: На­та­лия скон­ча­лась на гро­бе сво­е­го му­жа в пред­ме­стье го­ро­да Ви­зан­тии, ку­да его те­ло пе­ре­нес­ли ве­ру­ю­щие.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/706
https://azbyka.ru/days/p-net-povesti-pechalnee-na-svete

☦️
Икона Богородицы Владимирская.
Вла­ди­мир­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­пи­са­на Еван­ге­ли­стом Лу­кой на дос­ке от сто­ла, за ко­то­рым тра­пе­зо­вал Спа­си­тель с Пре­чи­стой Ма­те­рью и пра­вед­ным Иоси­фом. Бо­жия Ма­терь, уви­дев этот об­раз, про­из­нес­ла: «От­ныне убла­жат Ме­ня все ро­ды. Бла­го­дать Рожд­ше­го­ся от Ме­ня и Моя с этой ико­ной да бу­дет».
В 1131 го­ду ико­на бы­ла при­сла­на на Русь из Кон­стан­ти­но­по­ля свя­то­му кня­зю Мсти­сла­ву († 1132, па­мять 15 ап­ре­ля) и бы­ла по­став­ле­на в Де­ви­чьем мо­на­сты­ре Вы­ш­го­ро­да – древ­не­го удель­но­го го­ро­да свя­той рав­ноап­о­столь­ной ве­ли­кой кня­ги­ни Оль­ги.
Сын Юрия Дол­го­ру­ко­го свя­той Ан­дрей Бо­го­люб­ский в 1155 го­ду при­нес ико­ну во Вла­ди­мир и по­ме­стил в воз­двиг­ну­том им зна­ме­ни­том Успен­ском со­бо­ре. С то­го вре­ме­ни ико­на по­лу­чи­ла име­но­ва­ние Вла­ди­мир­ской. В 1395 го­ду ико­ну впер­вые при­нес­ли в Моск­ву. Так бла­го­сло­ве­ни­ем Бо­жи­ей Ма­те­ри скре­пи­лись ду­хов­ные узы Ви­зан­тии и Ру­си – через Ки­ев, Вла­ди­мир и Моск­ву.
Вла­ди­мир­ской иконе Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы празд­но­ва­ние бы­ва­ет несколь­ко раз в го­ду (21 мая, 23 июня, 26 ав­гу­ста). Наи­бо­лее тор­же­ствен­ное празд­но­ва­ние со­вер­ша­ет­ся 26 ав­гу­ста, уста­нов­лен­ное в честь сре­те­ния Вла­ди­мир­ской ико­ны при пе­ре­не­се­нии ее из Вла­ди­ми­ра в Моск­ву. В 1395 го­ду страш­ный за­во­е­ва­тель хан Та­мер­лан (Те­мир-Ак­сак) до­стиг пре­де­лов ря­зан­ских, взял го­род Елец и, на­прав­ля­ясь к Москве, при­бли­зил­ся к бе­ре­гам До­на. Ве­ли­кий князь Ва­си­лий Ди­мит­ри­е­вич вы­шел с вой­ском к Ко­ломне и оста­но­вил­ся на бе­ре­гу Оки. Он мо­лил­ся свя­ти­те­лям Мос­ков­ским и пре­по­доб­но­му Сер­гию о из­бав­ле­нии Оте­че­ства и на­пи­сал мит­ро­по­ли­ту Мос­ков­ско­му, свя­ти­те­лю Ки­при­а­ну (па­мять 16 сен­тяб­ря), чтобы на­сту­пив­ший Успен­ский пост был по­свя­щен усерд­ным мо­лит­вам о по­ми­ло­ва­нии и по­ка­я­нию. Во Вла­ди­мир, где на­хо­ди­лась про­слав­лен­ная чу­до­твор­ная ико­на, бы­ло по­сла­но ду­хо­вен­ство. По­сле ли­тур­гии и мо­леб­на в празд­ник Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ду­хо­вен­ство при­ня­ло ико­ну и с крест­ным хо­дом по­нес­ло ее к Москве. Бес­чис­лен­ное мно­же­ство на­ро­да по обе­им сто­ро­нам до­ро­ги, стоя на ко­ле­нях, мо­ли­ло: «Ма­терь Бо­жия, спа­си зем­лю Рус­скую!» В тот са­мый час, ко­гда жи­те­ли Моск­вы встре­ча­ли ико­ну на Куч­ко­вом по­ле, Та­мер­лан дре­мал в сво­ем шат­ре. Вдруг он уви­дел во сне ве­ли­кую го­ру, с вер­ши­ны ко­то­рой к нему шли свя­ти­те­ли с зо­ло­ты­ми жез­ла­ми, а над ни­ми в лу­че­зар­ном си­я­нии яви­лась Ве­ли­ча­вая Же­на. Она по­ве­ле­ла ему оста­вить пре­де­лы Рос­сии. Проснув­шись в тре­пе­те, Та­мер­лан спро­сил о зна­че­нии ви­де­ния. Зна­ю­щие от­ве­ти­ли, что си­я­ю­щая Же­на есть Ма­терь Бо­жия, ве­ли­кая За­щит­ни­ца хри­сти­ан. То­гда Та­мер­лан дал при­каз пол­кам ид­ти об­рат­но. В па­мять чу­дес­но­го из­бав­ле­ния Рус­ской зем­ли от Та­мер­ла­на на Куч­ко­вом по­ле, где бы­ла встре­че­на ико­на, по­стро­и­ли Сре­тен­ский мо­на­стырь, а на 26 ав­гу­ста бы­ло уста­нов­ле­но все­рос­сий­ское празд­но­ва­ние в честь сре­те­ния Вла­ди­мир­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-vladimirskaja

☦️
Преподобномученик Адриа́н Ондрусовский.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Адри­ан (в ми­ру дво­ря­нин Ан­дрей За­ва­ли­шин) – вла­де­лец бо­га­то­го име­ния (Ан­дре­ев­щи­ны) в 9 вер­стах от мо­на­сты­ря пре­по­доб­но­го Алек­сан­дра Свир­ско­го († 30 ав­гу­ста/12 сен­тяб­ря 1533 г.). Во вре­мя охо­ты на оле­ня в 1493 го­ду он слу­чай­но встре­тил пре­по­доб­но­го Алек­сандра Свир­ско­го и по­сле это­го ча­сто при­хо­дил к нему слу­шать на­став­ле­ния. Впо­след­ствии он до­став­лял хлеб его спо­движ­ни­кам. Оста­вив име­ние, он по­стриг­ся в Ва­ла­ам­ской оби­те­ли с име­нем Адри­ан. Через несколь­ко лет по бла­го­сло­ве­нию пре­по­доб­но­го Алек­сандра Свир­ско­го пре­по­доб­ный Адри­ан по­се­лил­ся в уеди­нен­ном ме­сте на по­лу­ост­ро­ве Ла­дож­ско­го озе­ра. Там был по­стро­ен храм в честь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца. На­про­тив по­се­ле­ния ино­ков, в дре­му­чем ле­су ост­ро­ва Са­ла (дебрь) укры­ва­лась шай­ка раз­бой­ни­ков под пред­во­ди­тель­ством Он­дру­са. Встре­тив­шись с пре­по­доб­ным, ата­ман по­тре­бо­вал, чтобы ино­ки по­ки­ну­ли свое ме­сто. Пре­по­доб­ный Адри­ан, не имея у се­бя де­нег, чтобы пред­ло­жить вы­куп за ме­сто, обе­щал ата­ма­ну хо­да­тай­ство­вать за него пе­ред Бо­гом. Раз­бой­ник сме­ял­ся над пре­по­доб­ным, но тот так дол­го и сми­рен­но умо­лял его, что ата­ман смяг­чил­ся и ска­зал: «Жи­ви­те».
Этот ата­ман вско­ре по­пал в плен к дру­гой шай­ке, пря­тав­шей­ся непо­да­ле­ку на ка­ме­ни­стом Сто­ро­жев­ском мысу. Несчаст­ный знал, что по­сле страш­ных ис­тя­за­ний его ожи­да­ет смерть, и горь­ко рас­ка­и­вал­ся в преж­ней жиз­ни. Вдруг он уви­дел пе­ред со­бой пре­по­доб­но­го Адри­а­на, ко­то­рый ска­зал: «По ми­ло­сер­дию Гос­по­да, для Ко­то­ро­го про­си­ли у те­бя по­ща­ды пу­стын­но­му брат­ству, ты сво­бо­ден», – и ис­чез. Ата­ман уви­дел се­бя без оков на бе­ре­гу и ни­ко­го во­круг. По­ра­жен­ный, он по­спе­шил в оби­тель пре­по­доб­но­го Адри­а­на и на­шел всех по­движ­ни­ков на псал­мо­пе­нии. Ока­за­лось, что пре­по­доб­ный не вы­хо­дил из оби­те­ли. Раз­бой­ник пал к но­гам на­сто­я­те­ля и про­сил при­нять его в бра­тию. Остав­лен­ный в оби­те­ли, он окон­чил жизнь в по­ка­я­нии. Так­же рас­ка­ял­ся и раз­бой­ник дру­гой шай­ки. По мо­лит­вам пре­по­доб­но­го Адри­а­на он при­нял по­стриг с име­нем Ки­при­ан. А впо­след­ствии ос­но­вал на ме­сте при­то­ка оби­тель и про­сла­вил­ся чу­де­са­ми.
По свя­то­сти жиз­ни пре­по­доб­ный Адри­ан был из­ве­стен са­мо­му ца­рю Иоан­ну Гроз­но­му, по­это­му оби­тель по­лу­ча­ла вкла­ды. Пре­по­доб­ный был при­гла­шен для вос­при­я­тия от ку­пе­ли Св. Кре­ще­ния до­че­ри Иоан­на Гроз­но­го Ан­ны в ав­гу­сте 1549 го­да. Ко­гда свя­той ста­рец воз­вра­щал­ся из Моск­вы в свою оби­тель и уже неда­ле­ко был от нее, близ се­ле­ния Об­жи злые лю­ди на­па­ли на него и уби­ли; зло­деи на­де­я­лись най­ти у него день­ги и не на­шли ни­че­го. Бра­тия дол­го и на­прас­но ожи­да­ли его воз­вра­ще­ния; спу­стя два го­да в од­ну ночь явил­ся пре­по­доб­ный Адри­ан несколь­ким стар­цам Он­дру­со­вой пу­сты­ни, рас­ска­зы­вая о стра­даль­че­ской сво­ей кон­чине, ука­зал ме­сто, где зло­деи скры­ли его те­ло и по­ве­лел пе­ре­не­сти оное в оби­тель. На дру­гой день, 17 мая, бра­тия об­ре­ли его нетлен­ное те­ло в бо­ло­те и пре­да­ли по­гре­бе­нию у сте­ны церк­ви в честь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. В ско­ром вре­ме­ни ста­ли чтить его па­мять как свя­то­го. В ак­те 1659 го­да ска­за­но: «Ми­ло­сти­во пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го на­чаль­ни­ка игу­ме­на Адри­а­на дан вклад в дом Пре­чи­стыя Бо­го­ро­ди­цы и чу­до­твор­цу Адри­а­ну» (Юрид. ак­ты, № 128). Им­пе­ра­тор Алек­сандр I, обо­зре­вая в 1819 го­ду Оло­нец­кую гу­бер­нию, по­же­лал по­кло­нить­ся пре­по­доб­но­му­че­ни­ку Адри­а­ну, взял в про­вод­ни­ки кре­стья­ни­на и без сви­ты от­пра­вил­ся ко гро­бу пре­по­доб­но­го. Здесь дол­го мо­лил­ся он со сле­за­ми, а по­том при­слал в оби­тель цер­ков­ные со­су­ды и бо­го­слу­жеб­ные кни­ги. В 1828 го­ду мо­щи пре­по­доб­но­го Адри­а­на пе­ре­не­се­ны в но­вый ка­мен­ный храм Вве­де­ния Бо­го­ма­те­ри. В ру­ко­пис­ном Оло­нец­ком треб­ни­ке под 17 чис­лом мая за­ме­че­но: «Сей день пе­ре­не­се­ния мо­щей пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Адри­а­на, игу­ме­на Ни­ко­ла­ев­ско­го мо­на­сты­ря, на Ла­дож­ском озе­ре, на Он­дру­со­вом ост­ро­ве, в Оло­нец­ком уез­де, но­ва­го чу­до­твор­ца, а па­мять его празд­ну­ет­ся 26 ав­гу­ста».

☦️
Священномученик Петр Иевлев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Петр Ива­но­вич Иевлев ро­дил­ся в 1875 го­ду. Он был свя­щен­ни­ком Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра го­ро­да Невьян­ска в Перм­ской гу­бер­нии. 26 ав­гу­ста 1918 го­да отец Петр был рас­стре­лян в соб­ствен­ном до­ме.

☦️
Исповедник Гео́ргий Коссов, пресвитер.
Ис­тин­ный ис­по­вед­ник ве­ры Хри­сто­вой про­то­и­е­рей Ге­ор­гий Алек­се­е­вич Кос­сов ро­дил­ся 4 ап­ре­ля 1855 го­да в се­ле Ан­д­ро­со­во Дмит­ров­ско­го уез­да Ор­лов­ской гу­бер­нии.
То­гда, в се­ре­дине 19-го ве­ка, рус­ские лю­ди, осо­бен­но в се­лах, креп­ко и свя­то хра­ни­ли все тра­ди­ции оте­че­ствен­но­го бла­го­че­стия. Они не пред­став­ля­ли свою жизнь без кре­ще­ния де­тей, вен­ча­ния су­пру­гов, без пра­во­слав­но­го по­гре­бе­ния умер­ших. Ро­ди­те­ли Ге­ор­гия Кос­со­ва бы­ли очень бла­го­че­сти­вы­ми. Отец был свя­щен­ни­ком, а ма­туш­ка вос­пи­ты­ва­ла де­тей.
Имя сво­е­му пер­вен­цу Кос­со­вы вы­бра­ли в честь Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца, весь­ма по­чи­та­е­мо­го на Ру­си как по­бе­ди­те­ля тем­ных сил. В серд­це от­ро­ка за­па­ло мно­же­ство рас­ска­зов о чу­до­тво­ре­ни­ях, ис­це­ле­ни­ях, по­мо­щи в нуж­дах и да­же спа­се­ни­ях от смер­ти.
Ро­ди­те­ли стре­ми­лись дать Ге­ор­гию хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние. Вна­ча­ле он учил­ся в сель­ской шко­ле, ко­гда встал во­прос о про­дол­же­нии об­ра­зо­ва­ния, Ге­ор­гий по­слу­шал­ся со­ве­та ро­ди­те­лей, неустан­но на­став­ляв­ших сы­на в пра­ви­лах хри­сти­ан­ско­го бла­го­по­лу­чия.
В се­ми­на­рии Ге­ор­гия Кос­со­ва от­ли­ча­ла чи­сто­та ду­шев­ная, сми­ре­ние и про­яв­ле­ние люб­ви нели­це­мер­ной. Бла­го­го­вей­ный ин­те­рес он про­яв­лял к изу­че­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния и тру­дов Свя­тых От­цов, лю­бил пре­да­вать­ся мо­лит­вам и пе­нию псал­мов.
По­сле се­ми­на­рии он по­шел учи­тель­ство­вать к се­бе на ро­ди­ну, в Дмит­ров­ский уезд, в зем­скую шко­лу. Уро­ки, к ко­то­рым Ге­ор­гий Кос­сов го­то­вил­ся с осо­бой тща­тель­но­стью, бы­ли как бы ма­лы­ми про­по­ве­дя­ми, об­ра­щен­ны­ми к са­мо­му серд­цу де­тей, не мо­гу­щих не чув­ство­вать за­бо­ту и лю­бовь учи­те­ля. На эк­за­ме­нах он все­гда по­лу­чал на­гра­ды за сво­их уче­ни­ков. Ко­гда Ге­ор­гий Кос­сов стал за­ве­до­вать шко­лой, яр­ко про­явил­ся его пе­да­го­ги­че­ский та­лант, за­ме­ча­лись в вы­пуск­ни­ках его шко­лы бо­го­бо­яз­нен­ность, при­мер­ная дис­ци­пли­ни­ро­ван­ность и раз­ви­тые прак­ти­че­ские на­вы­ки.
А в сво­бод­ное вре­мя Ге­ор­гия неудер­жи­мо тя­ну­ло в храм. Он лю­бил служ­бы так, слов­но храм был род­ной его дом. И это был зов Бо­жий к осо­знан­но­му по­движ­ни­че­ству.
Се­рьез­ная бо­лезнь не удер­жа­ла Ге­ор­гия от по­дви­га во имя Хри­сто­ва. И по ме­ре то­го, как уси­ли­ва­лись его мо­лит­вен­ные про­ше­ния, укреп­ля­лась у него на­деж­да на Все­выш­нее ми­ло­сер­дие.
Ге­ор­гий со­че­тал­ся бра­ком с де­ви­цей про­сто­го зва­ния, си­ро­той, бес­при­дан­ни­цей, но бла­го­че­сти­вой. В 1884 г. Ге­ор­гий Кос­сов был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и на­зна­чен на бед­ней­ший при­ход в Ор­лов­ской епар­хии – се­ло Спас-Че­кряк Бол­хов­ско­го уез­да. И на этом ме­сте Гос­подь про­сла­вил его имя.
Бед­ствен­ное по­ло­же­ние при­хо­да из 14 дво­ров ужас­ну­ло но­во­го свя­щен­ни­ка, и ему ста­ло по­нят­но, по­че­му здесь не дер­жал­ся при­чт.
В двух вер­стах от де­рев­ни сто­я­ла вет­хая и пу­стая цер­ковь, где во вре­мя служ­бы да­же Свя­тые Да­ры за­мер­за­ли, – вот где он дол­жен был слу­жить. А серд­ца сель­чан так бы­ли да­ле­ки от церк­ви и от Бо­га, что мо­ло­дой свя­щен­ник сра­зу же впал в рас­те­рян­ность.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-georgij-kossov

☦️
Блаженная Мария Дивеевская (Федина).
Ма­рия За­ха­ров­на Фе­ди­на ро­ди­лась в се­ле Го­лет­ко­ве Ела­тем­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии. Впо­след­ствии ее спра­ши­ва­ли, по­че­му она на­зы­ва­ет­ся Ива­нов­на. «Это мы все, бла­жен­ные, Ива­нов­ны по Иоан­ну Пред­те­че», – от­ве­ча­ла она.
Ро­ди­те­ли ее, За­хар и Пе­ла­гея Фе­ди­ны, умер­ли, ко­гда ей ед­ва ми­ну­ло три­на­дцать лет. Пер­вым умер отец. По­сле смер­ти му­жа Пе­ла­гея по­се­ли­лась с Ма­шей в се­мье стар­ше­го сы­на. Но здесь им не бы­ло жи­тья от невест­ки, и они пе­ре­се­ли­лись в бань­ку. Ма­рия с дет­ства от­ли­ча­лась бес­по­кой­ным ха­рак­те­ром и мно­ги­ми стран­но­стя­ми, ча­сто хо­ди­ла в цер­ковь, бы­ла мол­ча­ли­ва и оди­но­ка, ни­ко­гда ни с кем не иг­ра­ла, не ве­се­ли­лась, не за­ни­ма­лась на­ря­да­ми, все­гда бы­ла оде­та в рва­ное, кем-ни­будь бро­шен­ное пла­тье.
Гос­подь осо­бен­но о ней про­мыш­лял, зная ее бу­ду­щую рев­ность по Бо­гу, и она ча­сто во вре­мя ра­бот ви­де­ла пе­ред гла­за­ми Се­ра­фи­мо-Ди­ве­ев­ский мо­на­стырь, хо­тя там ни­ко­гда не бы­ва­ла.
Через год по смер­ти от­ца умер­ла мать. Тут ей со­всем жи­тья не ста­ло от род­ных.
Од­на­жды ле­том несколь­ко жен­щин и де­ву­шек со­бра­лись ид­ти в Са­ров, Ма­рия от­про­си­лась пой­ти с ни­ми. До­мой она уже не вер­ну­лась. Не имея по­сто­ян­но­го при­ста­ни­ща, она стран­ство­ва­ла меж­ду Са­ро­вом, Ди­ве­е­вом и Ар­да­то­вом – го­лод­ная, по­лу­на­гая, го­ни­мая.
Хо­ди­ла она, не раз­би­рая по­го­ды, зи­мой и ле­том, в сту­жу и жа­ру, в по­лую во­ду и в дожд­ли­вую осень оди­на­ко­во – в лап­тях, ча­сто рва­ных, без онуч. Од­на­жды шла в Са­ров на Страст­ной неде­ле в са­мую рас­пу­ти­цу по ко­ле­но в во­де, пе­ре­ме­шан­ной с гря­зью и сне­гом; ее на­гнал му­жик на те­ле­ге, по­жа­лел и по­звал под­вез­ти, она от­ка­за­лась. Ле­том Ма­рия, ви­ди­мо, жи­ла в ле­су, по­то­му что, ко­гда она при­хо­ди­ла в Ди­ве­е­во, то те­ло ее бы­ло сплошь усе­я­но кле­ща­ми, и мно­гие из ра­нок уже на­ры­ва­ли.
Ча­ще все­го бы­ва­ла она в Се­ра­фи­мо-Ди­ве­ев­ском мо­на­сты­ре; неко­то­рые сест­ры лю­би­ли ее, чув­ствуя в ней необык­но­вен­но­го че­ло­ве­ка; да­ва­ли чи­стую и креп­кую одеж­ду вме­сто лох­мо­тьев, но через несколь­ко дней Ма­рия вновь при­хо­ди­ла во всем рва­ном и гряз­ном, ис­ку­сан­ная со­ба­ка­ми и по­би­тая злы­ми людь­ми. Иные мо­на­хи­ни не по­ни­ма­ли ее по­дви­га, не лю­би­ли и гна­ли, хо­ди­ли жа­ло­вать­ся на нее уряд­ни­ку, чтобы он дан­ной ему вла­стью осво­бо­дил их от этой «ни­щен­ки», вши­вой и гру­бой. Уряд­ник ее за­би­рал, но сде­лать ни­че­го не мог, по­то­му как она пред­став­ля­лась со­вер­шен­ной ду­роч­кой, и он от­пус­кал ее. Ма­рия сно­ва шла к лю­дям и ча­сто, как бы ру­га­ясь, об­ли­ча­ла их в тай­ных гре­хах, за что мно­гие осо­бен­но ее не лю­би­ли.
Ни­кто ни­ко­гда не слы­хал от нее ни жа­ло­бы, ни сто­на, ни уны­ния, ни раз­дра­жи­тель­но­сти или се­то­ва­ния на че­ло­ве­че­скую неспра­вед­ли­вость. И Сам Гос­подь за ее бо­го­угод­ную жизнь и ве­ли­чай­шее сми­ре­ние и тер­пе­ние про­сла­вил ее сре­ди жи­те­лей. На­ча­ли они за­ме­чать: что она ска­жет или о чем пре­ду­пре­дит, то сбы­ва­ет­ся, и у ко­го оста­но­вит­ся, те по­лу­ча­ют бла­го­дать от Бо­га.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-marija-diveevskaja-fedina

☦️
Священномученик Ви́ктор Элланский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Вик­тор Ва­си­лье­вич Эл­лан­ский ро­дил­ся 16 сен­тяб­ря 1874 го­да в се­ле Плос­кое Остёр­ско­го уез­да Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. По окон­ча­нии в 1914 го­ду Ки­ев­ской Ду­хов­ной ака­де­мии был ру­ко­по­ло­жен во иерея к од­но­му из хра­мов Ки­е­ва. Яв­лял­ся од­ним из близ­ких по­мощ­ни­ков мит­ро­по­ли­та свя­щен­но­му­че­ни­ка Вла­ди­ми­ра (Бо­го­яв­лен­ско­го). В 1924 го­ду отец Вик­тор был аре­сто­ван, при­го­во­рен к 3 го­дам ссыл­ки. Вер­нув­шись по­сле ее окон­ча­ния в Ки­ев, воз­об­но­вил слу­же­ние, был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. Вто­рич­но аре­сто­ван в мар­те 1929 го­да и был за­клю­чен в ки­ев­ский дом пред­ва­ри­тель­но­го за­клю­че­ния. В ок­тяб­ре при­го­во­рен к 3 го­дам ссыл­ки, ко­то­рую от­бы­вал в Ир­кут­ской об­ла­сти.
По­сле окон­ча­ния сро­ка ссыл­ки свя­щен­ни­ку Вик­то­ру Эл­лан­ско­му бы­ло за­пре­ще­но про­жи­вать в 12 об­ла­стях стра­ны. В ян­ва­ре 1934 го­да он по­се­лил­ся в го­ро­де Ми­чу­рин­ске Там­бов­ской об­ла­сти, по­лу­чил бла­го­сло­ве­ние Там­бов­ско­го и Ми­чу­рин­ско­го ар­хи­епи­ско­па свя­щен­но­му­че­ни­ка Вас­си­а­на (Пят­ниц­ко­го) слу­жить в хра­мах епар­хии. В Ми­чу­рин­ске отец Вик­тор про­явил се­бя как рев­ност­ный пас­тырь, ча­сто слу­жил, при­чем не толь­ко в го­ро­де, но и в окрест­ных се­лах. В мар­те 1935 го­да свя­щен­ник был аре­сто­ван, за­клю­чен в тюрь­му Ми­чу­рин­ска. На со­сто­яв­шем­ся в тот же день до­про­се его об­ви­ни­ли в «ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции», ко­то­рая за­клю­ча­лась в том, что свя­щен­ник «го­во­рил ве­ру­ю­щим о недол­го­веч­но­сти со­вет­ской вла­сти и пред­ска­зы­вал ее ско­рую ги­бель». Отец Вик­тор ви­нов­ным се­бя не при­знал и по­яс­нил: «Вся­кая власть яв­ля­ет­ся дан­ной Бо­гом, я, как че­ло­век, глу­бо­ко ве­ру­ю­щий, при­знаю со­вет­скую власть как власть, дан­ную Бо­гом». 18 де­каб­ря 1936 го­да вы­езд­ной сес­си­ей спец­кол­ле­гии Во­ро­неж­ско­го обл­су­да свя­щен­ник Вик­тор Эл­лан­ский был при­го­во­рен к 5 го­дам тю­рем­но­го за­клю­че­ния. Впо­след­ствии тю­рем­ное за­клю­че­ние бы­ло за­ме­не­но на ла­гер­ное, и 15 ап­ре­ля 1936 го­да он при­был в Ка­ра­ган­дин­ский ИТЛ где, ра­бо­тал сче­то­во­дом в ла­гер­ном пунк­те «Али­хан».
В 1937 го­ду отец Вик­тор был аре­сто­ван в ла­ге­ре, об­ви­нял­ся в том, что «сре­ди ла­гер­ни­ков про­во­дил к/р аги­та­цию по­ра­жен­че­ско­го ха­рак­те­ра, за­яв­ляя: «Со­вет­ская власть ско­ро бу­дет уни­что­же­на Бо­гом»… На­ря­ду с ве­де­ни­ем к/р аги­та­ции Эл­лан­ский про­во­дил и бо­го­слу­же­ния, груп­пи­руя во­круг се­бя быв­ших по­пов. Бу­дучи ре­ли­ги­оз­ным до фа­на­тиз­ма на Тро­и­цу пел тро­парь Тро­и­цы и др.» Свя­щен­но­му­че­ник ви­нов­ным в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти се­бя не при­знал. Рас­стре­лян 8 сен­тяб­ря 1937 го­да по при­го­во­ру трой­ки УНКВД по Ка­ра­ган­дин­ской об­ла­сти от 31 ав­гу­ста.

☦️
Мученик Дими́трий Морозов.
Му­че­ник Дмит­рий Ми­хай­ло­вич Мо­ро­зов ро­дил­ся в 1875 го­ду в де­ревне Мель­ни­ко­во Яран­ско­го уез­да Вят­ской гу­бер­нии. С 1911 по 1914 год он слу­жил в ар­мии. 27 но­яб­ря 1936 го­да Дмит­рий Ми­хай­ло­вич был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в уча­стии в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пе цер­ков­ни­ков», а 27 мар­та 1937 го­да осо­бым со­ве­ща­ни­ем при НКВД СССР при­го­во­рен к 5 го­дам ИТЛ. Му­че­ник на­хо­дил­ся в за­клю­че­нии в тюрь­мах го­ро­дов Яран­ска Ки­ров­ской об­ла­сти и Ки­ро­ва, позд­нее – го­ро­да Пет­ро­пав­лов­ска Се­ве­ро-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти. 16 мая 1937 го­да он был пе­ре­ве­ден в Ор­та­уское от­де­ле­ние Ка­ра­ган­дин­ско­го ИТЛ.
7 ав­гу­ста 1937 г. упол­но­мо­чен­но­му Кар­ла­га на Дмит­рия Мо­ро­зо­ва и Пет­ра Бор­да­на по­сту­пил ра­порт, в ко­то­ром го­во­ри­лось: «…з/к Мо­ро­зов и з/к Бор­дан… ра­бо­ты ни­ка­кой не де­ла­ют, но за­ни­ма­ют­ся си­сте­ма­ти­че­ски а/с аги­та­ци­ей. Счи­та­ют, что со­вет­ская власть ан­ти­хри­сто­ва, по­стро­е­на на на­си­лии, а на­до слу­жить толь­ко Бо­гу. Пе­ли: «Бо­же, Ца­ря хра­ни», «Спа­си, Гос­по­ди, лю­ди Твоя» и дру­гие мо­лит­вы. В ла­ге­ре не ра­бо­та­ют, за­явив, что на ан­ти­хри­ста они ра­бо­тать не бу­дут. Бор­дан в сво­их суж­де­ни­ях осто­рож­нее, но пу­тем уме­ло­го пси­хо­ло­ги­че­ско­го под­хо­да был вы­зван на от­кро­ве­ние о том, что в со­вет­ских учре­жде­ни­ях ра­бо­тать из ре­ли­ги­оз­ных убеж­де­ний не бу­дет. С утра до ве­че­ра Мо­ро­зов и Бор­дан де­мон­стра­тив­но за­ни­ма­ют­ся цер­ков­ной служ­бой в при­сут­ствии дру­гих за­клю­чен­ных. За­яв­ля­ют: «Эту власть Бог по­слал в на­ка­за­ние за на­ши пре­гре­ше­ния. Вре­мя по­след­нее: аэро­пла­ны, ра­дио, ав­то­мо­би­ли и др. – вы­дум­ка дья­во­ла и ан­ти­хри­ста. Все изоб­ре­те­ния в об­ла­сти тех­ни­ки на­прав­ле­ны на уни­что­же­ние лю­дей. Мо­же­те не ра­бо­тая жить, мы 9 ме­ся­цев жи­ли не ра­бо­тая и с по­мо­щью Бо­жи­ей не умер­ли». Из-за них до 6-7 че­ло­век не вы­хо­дят на ра­бо­ту».
22 ав­гу­ста 1937 го­да му­че­ни­ки Бор­дан Петр Ва­си­лье­вич и Дмит­рий Ми­хай­ло­вич Мо­ро­зов бы­ли аре­сто­ва­ны. 31 ав­гу­ста 1937 го­да Осо­бой трой­кой УНКВД по Ка­ра­ган­дин­ской об­ла­сти Петр Ва­си­лье­вич Бор­дан и Дмит­рий Ми­хай­ло­вич Мо­ро­зов бы­ли при­го­во­ре­ны к рас­стре­лу и 3 сен­тяб­ря рас­стре­ля­ны.

☦️
Мученик Петр Бордан.
Му­че­ник Петр Ва­си­лье­вич Бор­дан ро­дил­ся в 1895 го­ду в се­ле Сло­бод­зея Хер­сон­ской гу­бер­нии. Из­вест­но, что с 1915 по 1917 год он слу­жил в Цар­ской ар­мии. Как он жил даль­ше мы не зна­ем, но 4 фев­ра­ля 1936 го­да он был аре­сто­ван за то, что от­ка­зал­ся всту­пать в кол­хоз. Петр Ва­си­лье­вич был при­го­во­рен к 3 го­дам ис­пра­ви­тель­но-тру­до­во­го ла­ге­ря и от­прав­лен от­бы­вать на­ка­за­ние в Ор­та­ус­ское от­де­ле­ние Кар­ла­га НКВД (Ка­ра­ган­дин­ская об­ласть, Ка­зах­стан).
22 ав­гу­ста 1937 го­да му­че­ни­ки Бор­дан Петр Ва­си­лье­вич и Дмит­рий Ми­хай­ло­вич Мо­ро­зов бы­ли аре­сто­ва­ны. 31 ав­гу­ста 1937 го­да Осо­бой трой­кой УНКВД по Ка­ра­ган­дин­ской об­ла­сти Петр Ва­си­лье­вич Бор­дан и Дмит­рий Ми­хай­ло­вич Мо­ро­зов бы­ли при­го­во­ре­ны к рас­стре­лу и 3 сен­тяб­ря рас­стре­ля­ны.

☦️
Исповедник Роман Медведь, пресвитер.
Свя­щен­но­ис­по­вед­ник Ро­ман ро­дил­ся 1 ок­тяб­ря 1874 го­да в ме­стеч­ке За­мо­стье Холм­ской гу­бер­нии в се­мье учи­те­ля про­гим­на­зии Ива­на Иоси­фо­ви­ча Мед­ве­дя и Ма­рии Мат­ве­ев­ны, ра­бо­тав­шей аку­шер­кой. В се­мье бы­ло се­ме­ро де­тей – пять сы­но­вей и две до­че­ри. Ро­ман был вто­рым ре­бен­ком в се­мье. Отец его умер ра­но, ко­гда Ро­ма­ну ис­пол­ни­лось две­на­дцать лет.
Ро­ман, как и его бра­тья, учил­ся в Холм­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии в то вре­мя, ко­гда рек­то­ром ее был ар­хи­манд­рит Ти­хон (Бе­ла­вин), бу­ду­щий Пат­ри­арх, ока­зы­вав­ший им впо­след­ствии свое по­кро­ви­тель­ство и по­мощь. Окон­чив в 1892 го­ду се­ми­на­рию пер­вым уче­ни­ком, Ро­ман Ива­но­вич по­сту­пил в Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную ака­де­мию, ко­то­рую окон­чил в 1897 го­ду со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия. Во вре­мя обу­че­ния в ака­де­мии Ро­ман Ива­но­вич по­зна­ко­мил­ся с про­то­и­е­ре­ем Иоан­ном Крон­штадт­ским и, став его ду­хов­ным сы­ном, ни­че­го впо­след­ствии не пред­при­ни­мал без его бла­го­сло­ве­ния. Ду­хов­ное окорм­ле­ние от­ца Иоан­на ока­за­ло боль­шое вли­я­ние на Ро­ма­на Ива­но­ви­ча – став пас­ты­рем, он цен­тром сво­ей де­я­тель­но­сти сде­лал ли­тур­ги­че­ское слу­же­ние, и бы­ва­ли го­ды, ко­гда он слу­жил еже­днев­но.
По окон­ча­нии ака­де­мии Ро­ман Ива­но­вич был на­зна­чен по­мощ­ни­ком ин­спек­то­ра, за­тем ин­спек­то­ром Ви­лен­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии и про­слу­жил в этой долж­но­сти до 1900 го­да. 7 ян­ва­ря 1901 го­да Ро­ман Ива­но­вич по бла­го­сло­ве­нию от­ца Иоан­на Крон­штадт­ско­го со­че­тал­ся бра­ком с Ан­ной Ни­ко­ла­ев­ной Невзо­ро­вой, ко­то­рая учи­лась вме­сте с сест­рой Ро­ма­на Ива­но­ви­ча Оль­гой на ме­ди­цин­ских кур­сах. Отец Ан­ны Ни­ко­ла­ев­ны слу­жил свя­щен­ни­ком в Ста­ро­рус­ском уез­де Нов­го­род­ской гу­бер­нии. Это был бла­го­че­сти­вый свя­щен­ник, спо­до­бив­ший­ся пра­вед­ной, мир­ной кон­чи­ны. Он умер в день сво­е­го Ан­ге­ла по­сле при­ча­ще­ния Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин во вре­мя слу­же­ния ли­тур­гии.
3 мар­та 1901 го­да епи­скоп Чер­ни­гов­ский и Нежин­ский Ан­то­ний (Со­ко­лов) ру­ко­по­ло­жил Ро­ма­на Ива­но­ви­ча в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня, на­хо­див­ше­му­ся в име­нии по­ме­щи­ка Неплю­е­ва, воз­глав­ляв­ше­го в то вре­мя Кре­сто­воз­дви­жен­ское брат­ство, в ос­но­ву де­я­тель­но­сти ко­то­ро­го бы­ли по­ло­же­ны ско­рее ком­му­ни­сти­че­ские иде­а­лы, неже­ли хри­сти­ан­ские.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-roman-medved

☦️
Исповедник Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский.
9 ап­ре­ля 1877 го­да, в день Свет­ло­го празд­ни­ка Пас­хи, в се­мье скром­но­го пса­лом­щи­ка се­ла Ко­мис­са­ров­ки, Верхне-Дне­пров­ско­го уез­да, Ека­те­ри­но­слав­ской гу­бер­нии, Ни­ки­фо­ра и су­пру­ги его Ма­рии ро­дил­ся сын. На­зва­ли его Фе­о­до­си­ем, в честь свя­то­го му­че­ни­ка Фе­о­до­сия.
«Отец у нас был строг, – вспо­ми­нал вла­ды­ка, – он был очень тре­бо­ва­тель­ным к по­ряд­ку и ис­пол­не­нию за­дан­ных нам ра­бот». Он был боль­шим зна­то­ком цер­ков­но­го пе­ния. Осо­бен­но ра­дел он о пе­нии об­ще­на­род­ном и эту лю­бовь при­ви­вал сво­им де­тям. О ма­те­ри вла­ды­ка Ни­ко­лай вспо­ми­нал: «Ма­ма на­ша бы­ла са­ма лю­бовь. Она ни­ко­гда не кри­ча­ла на нас, а ес­ли мы про­ви­ним­ся, что, ко­неч­но, бы­ва­ло, то она по­смот­рит так жа­лоб­но, что станет ужас­но стыд­но». Боль­шое зна­че­ние в вос­пи­та­нии Фе­о­до­сия име­ла его ба­буш­ка Пе­ла­гия. «Дол­ги­ми зим­ни­ми ве­че­ра­ми, – вспо­ми­нал Вла­ды­ка, – за­би­ра­ла нас ба­буш­ка на печь, и на­чи­на­лись нескон­ча­е­мые рас­ска­зы о свя­тых угод­ни­ках Бо­жи­их». Ча­сто вспо­ми­нал Вла­ды­ка и сво­е­го де­душ­ку, ко­то­рый был свя­щен­ни­ком.
В 1904 го­ду ис­пол­ни­лась за­вет­ная меч­та Фе­о­до­сия: в ка­нун празд­ни­ка Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца, в Ни­ло-Сто­ло­бен­ской Пу­сты­ни Фе­о­до­сий был по­стри­жен в ман­тию с име­нем Ни­ко­лай. В мае 1905 го­да мо­на­ха Ни­ко­лая ру­ко­по­ло­жи­ли в сан иеро­ди­а­ко­на, а 9 ок­тяб­ря то­го же го­да – в иеро­мо­на­ха. По на­сто­я­нию бра­тии в 1907 го­ду отец Ни­ко­лай по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию, ко­то­рую через 4 го­да успеш­но за­кон­чил.
В ок­тяб­ре 1919 го­да в Чер­ни­го­ве ар­хи­манд­рит Ни­ко­лай был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Ста­ро­дуб­ско­го, ви­ка­рия Чер­ни­гов­ской епар­хии. Даль­ней­шее слу­же­ние епи­ско­па Ни­ко­лая про­хо­ди­ло под бла­го­дат­ным по­кро­ви­тель­ством Свя­ти­те­ля Фе­о­до­сия Чер­ни­гов­ско­го, ко­то­ро­го Вла­ды­ка очень по­чи­тал.
В 1923 го­ду прео­свя­щен­ный Ни­ко­лай был на­зна­чен епи­ско­пом Ка­шир­ским, ви­ка­ри­ем Туль­ской епар­хии, в ко­то­рой в то вре­мя бы­ло очень тя­же­лое по­ло­же­ние. Об­нов­лен­цы за­хва­ти­ли по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство при­хо­дов. Но со сво­ей ма­лень­кой паст­вой епи­скоп Ни­ко­лай упор­но бо­рол­ся про­тив вра­гов Пра­во­сла­вия. Ис­хо­дом этой борь­бы был арест вла­ды­ки, по­сле­до­вав­ший 8 мая 1925 го­да.
Про­ве­дя в за­клю­че­нии бо­лее двух лет и осво­бо­див­шись, вла­ды­ка Ни­ко­лай был на­зна­чен на Ор­лов­скую ка­фед­ру. В Ор­ле вла­ды­ка слу­жил до сле­ду­ю­ще­го сво­е­го аре­ста. Вот что рас­ска­зы­вал сам вла­ды­ка о том вре­ме­ни:

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-mogilevskij-alma-atinskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogilevskij/
• Тайна души человеческой
• Проповеди, слова, поучения
• Дневники

☦️
Собор Орловских святых.
23 июня 2021 г. Священный Синод Русской Православной Церкви благословил совершать празднование Собора Орловских святых. Дата празднования — 8 сентября.

В первоначальный список Собора Орловских святых включены:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-orlovskih-svjatyh

☦️
Икона Богородицы «Умиление» Псково-Печерская.
По пре­да­нию, Пско­во-Пе­чер­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Уми­ле­ние» бы­ла на­пи­са­на в 1521 го­ду неким иеро­мо­на­хом Ар­се­ни­ем (Хит­ро­шем) с ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Вла­ди­мир­ская».
В Пско­во-Пе­чер­ский мо­на­стырь ико­на бы­ла при­не­се­на в 1529–1570 го­дах, куп­ца­ми Ва­си­ли­ем и Фе­о­до­ром, во вре­мя игу­мен­ства пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия (†1571). С тех пор не один раз яв­ля­ла ико­на свою ми­лость и чу­до­дей­ствен­ную по­мощь пра­во­слав­но­му рус­ско­му на­ро­ду.
По мо­лит­вам пе­ред этой ико­ной не раз по­лу­ча­ли ис­це­ле­ние слеп­цы. Так, 28 мая 1587 го­да, ко­гда ико­на Уми­ле­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла во Пско­ве, вдо­ва Ма­рия Те­рен­тье­ва с Под­ко­по­рья, из-за Невы, не ви­дев­шая два го­да де­вять ме­ся­цев, по­мо­лив­шись пе­ред этой ико­ной в со­бор­ном хра­ме Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы, шла за ико­ной к пе­чер­ско­му по­дво­рью и – вдруг про­зре­ла. 26 мар­та 1603 го­да, по мо­лит­ве пе­ред этой ико­ной, по­лу­чил про­зре­ние кре­стья­нин По­та­пий Гри­горь­ев, Луц­ко­го уез­да, На­двин­ско­го ста­на, быв­ший сле­пым 6 лет. По мо­лит­ве пе­ред этой ико­ной по­чти в то же са­мое вре­мя по­лу­чил ис­це­ле­ние бо­яр­ский сын Иван Сту­пи­цын, у ко­то­ро­го два го­да све­де­ны бы­ли жи­лы ле­вой ру­ки.
Древ­няя ле­то­пись оби­те­ли гла­сит: «Не толь­ко пра­во­слав­ным по­да­ет Бо­го­ма­терь ис­це­ле­ния, но и от ино­вер­ных, си­речь от ла­тин немец­кия зем­ли, при­хо­див­шим с ве­рою к Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­це и к чу­до­твор­но­му Ее об­ра­зу, по­да­ет ис­це­ле­ния».
Пско­во-Пе­чер­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Уми­ле­ние» и свя­тая ико­на «Успе­ние» осо­бен­но про­сла­ви­лись в цар­ство­ва­ние Ива­на Гроз­но­го, в 1581 го­ду во вре­мя оса­ды Пско­ва и Пско­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря поль­ским ко­ро­лем Сте­фа­ном Ба­то­ри­ем (Ли­вон­ская вой­на). За несколь­ко дней до оса­ды Пско­ва по­ля­ка­ми Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца чу­дес­но яви­лась бла­го­че­сти­во­му стар­цу До­ро­фею, пре­ду­пре­ди­ла его от­но­си­тель­но пред­сто­я­ще­го бед­ствия, объ­яс­нив при­чи­ну по­стиг­ше­го лю­дей за их гре­хи несча­стья и ука­зав пу­ти вы­хо­да из него. То­гда ар­хи­епи­ско­пом был вы­зван игу­мен Пско­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря Ти­хон с Пе­чер­ски­ми ико­на­ми «Успе­ния» и «Уми­ле­ния», чтобы со­вер­шать мо­леб­ны на ме­стах, ука­зан­ных Са­мою Бо­го­ро­ди­цею во вре­мя Сво­е­го яв­ле­ния.
В ав­гу­сте 1581 го­да 100-ты­сяч­ная поль­ско-ли­тов­ская ар­мия поль­ско­го ко­ро­ля Сте­фа­на Ба­то­рия оса­ди­ла Псков, на­ме­ре­ва­ясь в слу­чае успе­ха ид­ти на Нов­го­род Ве­ли­кий и Моск­ву. По оцен­кам ис­то­ри­ков, в Пско­ве то­гда про­жи­ва­ло око­ло 20 000 че­ло­век. Зна­чи­тель­ная часть взрос­ло­го муж­ско­го на­се­ле­ния взя­лась за ору­жие, чтобы обо­ро­нить го­род. Да­же жен­щи­ны и де­ти при­ни­ма­ли ак­тив­ное уча­стие в обо­роне. Об­щая чис­лен­ность гар­ни­зо­на не пре­вы­ша­ла 12–16 тыс. че­ло­век. Из Пско­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря в го­род бы­ли от­прав­ле­ны чу­до­твор­ные ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Успе­ние» и «Уми­ле­ние». По­ля­ки бом­бар­ди­ро­ва­ли го­род Псков ка­ле­ны­ми яд­ра­ми с ко­ло­коль­ни Ми­рож­ско­го мо­на­сты­ря, од­но из них по­па­ло в ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, по­став­лен­ную на за­бра­ле сте­ны, не по­вре­див не толь­ко её, но и окру­жа­ю­щих её за­щит­ни­ков го­ро­да. За 5 ме­ся­цев оса­ды по­ля­ки 30 раз штур­мо­ва­ли Псков­ский кремль, но го­ро­да так и не взя­ли.
По­ра­же­ние под Пско­вом вы­ну­ди­ло Ве­ли­кое кня­же­ство Ли­тов­ское за­клю­чить с Рос­си­ей 10-лет­нее пе­ре­ми­рие (Ям-За­поль­ский мир, ян­варь 1582 го­да).
В па­мять чу­дес­но­го из­бав­ле­ния го­ро­да Пско­ва, при ца­ре Фе­о­до­ре Иоан­но­ви­че свя­той об­раз был укра­шен жем­чу­гом и ка­ме­нья­ми – ал­ма­за­ми, изу­мру­да­ми, яхон­та­ми, аме­ти­ста­ми.
В на­ча­ле XVII ве­ка мо­на­стырь пе­ре­жил мно­же­ство на­па­де­ний швед­ских, ли­тов­ских и поль­ских за­во­е­ва­те­лей, ко­то­рые поль­зо­ва­лись внут­рен­ни­ми труд­но­стя­ми Рус­ско­го го­су­дар­ства и бес­чин­ство­ва­ли на за­пад­ных его ру­бе­жах.
В 1812 го­ду Рус­ской зем­ле угро­жа­ли фран­цуз­ские вой­ска. Быст­ро про­дви­гав­ши­е­ся на­по­лео­нов­ские вой­ска за­ня­ли По­лоцк (17–18 ав­гу­ста 1812 г.). Угро­за ок­ку­па­ции на­вис­ла и над Пско­вом. То­гда, по прось­бе пско­ви­чей, в го­род при­нес­ли из мо­на­сты­ря ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Успе­ние», «Уми­ле­ние» и хо­ругвь с изо­бра­же­ни­ем Спа­са Неру­ко­твор­но­го. 7 ок­тяб­ря был со­вер­шен крест­ный ход с чу­до­твор­ны­ми свя­ты­ня­ми. В тот же день рус­ские вой­ска от­би­ли По­лоцк, Псков ока­зал­ся вне опас­но­сти.
В па­мять это­го со­бы­тия в Пе­чер­ской оби­те­ли был воз­двиг­нут храм в честь Свя­то­го Ар­хи­стра­ти­га Бо­жия Ми­ха­и­ла (1815–1827), у пра­во­го кли­ро­са ко­то­ро­го хра­нит­ся чу­до­твор­ная ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Уми­ле­ние» (1524 го­да), од­на из глав­ных свя­тынь Пско­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря.
В па­мять это­го чу­дес­но­го из­бав­ле­ния бла­го­дар­ные пе­че­ряне каж­дый год в 7-ю неде­лю по Па­схе хо­ди­ли крест­ным хо­дом с чу­до­твор­ной ико­ной Уми­ле­ние во Псков.
В XX ве­ке Пско­во-Пе­чер­ско­му мо­на­сты­рю вме­сте с Оте­че­ством при­шлось прой­ти через две вой­ны. Но древ­ние тра­ди­ции, бе­реж­но хра­ни­мые в мо­на­сты­ре, не бы­ли на­ру­ше­ны да­же в са­мые страш­ные для рус­ско­го мо­на­ше­ства вре­ме­на. Пско­во-Пе­чер­ская оби­тель вме­сте с го­ро­дом Пе­чо­ры про­мыс­лом Бо­жи­им бы­ла по Тар­тус­ко­му до­го­во­ру от 02.02.1920 г. бы­ла от­не­се­на к бур­жу­аз­ной Эс­то­нии и оста­ва­лась там, вплоть до 1940 го­да, чем бы­ла спа­се­на от все­об­ще­го ра­зо­ре­ния и осквер­не­ния. Свя­то-Успен­ский Пско­во-Пе­чер­ский мо­на­стырь – од­на из немно­гих рус­ских пра­во­слав­ных оби­те­лей, не пре­ры­вав­ших в XX ве­ке сво­е­го мо­лит­вен­но­го пред­сто­я­ния Бо­гу. И хо­тя не ща­ди­ли мо­на­стырь ни ре­во­лю­ции, ни вой­ны (в мае 1945 го­да он ле­жал бук­валь­но в ру­и­нах), труд и мо­лит­ва мо­на­стыр­ской бра­тии одоле­ва­ли оче­ред­ную раз­ру­ху и сно­ва при­во­ди­ли оби­тель к бла­го­устрой­ству и бла­го­ле­пию.

Пско­во-Пе­чер­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Уми­ле­ние» от­но­сит­ся к ико­но­пис­но­му ти­пу Еле­уса. Еле­уса (греч. Ελεούσα – ми­ло­сти­вая от έλεος – со­стра­да­ние, со­чув­ствие) – один из ос­нов­ных ти­пов изо­бра­же­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри в рус­ской ико­но­пи­си. Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на с Мла­ден­цем Хри­стом, си­дя­щим на Её ру­ке и при­жи­ма­ю­щим­ся ще­кой к Её ще­ке. На ико­нах Бо­го­ро­ди­цы Еле­усы меж­ду Ма­ри­ей (сим­во­лом и иде­а­лом ро­да че­ло­ве­че­ско­го) и Бо­гом-Сы­ном нет рас­сто­я­ния, их лю­бовь без­гра­нич­на. Ико­на про­об­ра­зу­ет крест­ную жерт­ву Хри­ста Спа­си­те­ля как выс­шее вы­ра­же­ние люб­ви Бо­га к лю­дям.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-umilenie-pskovo-pecherskaja


Жития
Писание