⏳ 2023.09.06 (ср)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 14я по Пятидесятнице (глас 4й)
• среда (воспоминание предательства, однодневный пост)

☀️ неподвижный годовой круг:
6 сентября (24 августа)
• сщмч. Евти́хия (I)
• мч. Татио́на Клавдиопольского (Вифинского) (305)
• мц. Си́ры Персидской (558)
• прп. Георгия Лимниота (Озерника) (ок. 716)
• перенесение мощей свт. Петра Московского (1479) 📚
• прп. Арсения Комельского (1550)
• равноап. Космы́ (Этолийского) (1779) 📚
• сщмч. Максима (Горлицкого) (1914)
• прп. Аристо́клия (Амвросиева) Московского (1918)
• сщмч. Михаила (Воскресенского), и с ним 28-ми мчч. (1918)
• прмч. Серафима (Шахмутя) (1946)
• иконы Божией Матери Петровская (ок. 1306)


☦️
Священномученик Евти́хий, ученик ап. Иоа́нна Богослова, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Ев­ти­хий, уче­ник свя­тых апо­сто­лов Иоан­на Бо­го­сло­ва и Пав­ла; жил в I – на­ча­ле II вв., про­ис­хо­дил из го­ро­да Се­ва­стии Па­ле­стин­ской. Хо­тя свя­той Ев­ти­хий и не при­чис­лен к ли­ку 70 апо­сто­лов, но по­лу­чил на­име­но­ва­ние апо­сто­ла за свои тру­ды вме­сте со стар­ши­ми апо­сто­ла­ми, ко­то­ры­ми он был по­став­лен епи­ско­пом. Услы­шав про­по­ведь о Хри­сте Спа­си­те­ле, свя­той Ев­ти­хий сна­ча­ла сде­лал­ся уче­ни­ком апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва, а по­том, встре­тив­шись с апо­сто­лом Пав­лом, про­по­ве­до­вал вме­сте с ним в раз­ных стра­нах. Свя­то­му Ев­ти­хию при­шлось ис­пы­тать мно­го му­че­ний: его то­ми­ли го­ло­дом, стро­га­ли те­ло же­ле­зом, бро­са­ли в огонь и на съе­де­ние зве­рям. Од­на­жды на свя­то­го был вы­пу­щен лев, ко­то­рый при­вел всех в ужас тем, что воз­дал хва­лу Твор­цу, за­го­во­рив че­ло­ве­че­ским го­ло­сом. Свой по­двиг свя­щен­но­му­че­ник Ев­ти­хий окон­чил в род­ном го­ро­де, где был усе­чен ме­чом в на­ча­ле II ве­ка.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/700

☦️
Мученик Татио́н Клавдиопольский (Вифинский).
Му­че­ник Та­ти­он жил в Вифи­нии и по­стра­дал при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане (284–305). Ко­гда пре­сле­до­ва­те­ли хри­сти­ан узна­ли, что он ве­ру­ет во Хри­ста, то схва­ти­ли его и при­ве­ли в го­род Клав­дио­поль к пра­ви­те­лю Ур­ба­ну. Мно­го раз при­нуж­да­ли свя­то­го от­речь­ся от Хри­ста, за­клю­ча­ли в тем­ни­цу и пре­да­ва­ли раз­ным ис­тя­за­ни­ям. Его из­би­ли пал­ка­ми и по­влек­ли за го­род на казнь. Свя­той му­че­ник, огра­див се­бя кре­стом, скон­чал­ся до­ро­гой († 305).

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/701

☦️
Мученица Си́ра Персидская, дева.
Му­че­ни­ца Си­ра жи­ла в VI ве­ке в Пер­сии и бы­ла до­че­рью зна­ме­ни­то­го жре­ца-ог­не­по­клон­ни­ка из Карх-Селев­кии в Ели­ма­и­де (Аби­за­рд). Отец Си­ры, бо­ясь вли­я­ния хри­сти­ан­ства на свою дочь, от­дал ее по­сле смер­ти ма­те­ри в го­род Фарс на вос­пи­та­ние к жри­це, ко­то­рая на­учи­ла ее жре­че­ской на­у­ке. Си­ра ста­ла жри­цей при ка­пи­ще ог­ня, и ей пред­сто­я­ла по­чет­ная де­я­тель­ность. Но од­на­жды, раз­го­во­рив­шись с ни­щи­ми-хри­сти­ан­ка­ми, Си­ра уве­ро­ва­ла во Хри­ста Спа­си­те­ля и на­ча­ла жить по-хри­сти­ан­ски: ста­ла учить мо­лит­вы и псал­мы, по­стить­ся и чи­тать хри­сти­ан­ские кни­ги.
Од­на­жды Си­ра за­бо­ле­ла. Она не ста­ла ис­кать вра­чев­ства в вол­шеб­стве, но при­шла к хри­сти­ан­ско­му хра­му и про­си­ла пре­сви­те­ра дать ей хо­тя немно­го пра­ха цер­ков­но­го, на­де­ясь по­лу­чить от него ис­це­ле­ние. Пре­сви­тер, зная Си­ру как идо­ло­слу­жи­тель­ни­цу, от­верг ее прось­бу. Си­ра не про­гне­ва­лась, зная о сво­ем недо­сто­ин­стве, но с ве­рой при­кос­ну­лась к одеж­де свя­щен­ни­ка, как неко­гда кро­во­то­чи­вая жен­щи­на при­кос­ну­лась к одеж­де Спа­си­те­ля (Мф.9,20-22). Она тот­час по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние и воз­вра­ти­лась до­мой здо­ро­вой. Род­ные Си­ры ста­ли до­га­ды­вать­ся, что она хо­чет при­нять хри­сти­ан­ство, и про­си­ли ма­че­ху Си­ры убе­дить ее оста­вить свое на­ме­ре­ние. Ма­че­ха, об­ма­ны­вая, буд­то она са­ма яв­ля­ет­ся тай­ной хри­сти­ан­кой, с лас­кой уго­ва­ри­ва­ла Си­ру дер­жать свою ве­ру втайне, а на­руж­но про­дол­жать слу­жить ог­ню, чтобы не от­пасть во­все от Хри­ста, под­верг­нув­шись му­че­ни­ям. Си­ра ста­ла ко­ле­бать­ся при­ни­мать Кре­ще­ние, но, по­лу­чив от­кро­ве­ние во сне о без­от­рад­ной уча­сти сво­их род­ных, ко­то­рая на­сту­пит по­сле смер­ти, и о свет­лых оби­те­лях, пред­на­зна­чен­ных для хри­сти­ан, ре­ши­лась и по­шла к епи­ско­пу, про­ся кре­стить ее. Епи­скоп от­ло­жил ис­пол­не­ние ее же­ла­ния, опа­са­ясь по­дать жре­цам по­вод к пре­сле­до­ва­нию хри­сти­ан. Кро­ме то­го, он ду­мал, что Си­ра, ис­пу­гав­шись от­цов­ско­го гне­ва, от­сту­пит от Хри­ста. Епи­скоп со­ве­то­вал ей сна­ча­ла от­кры­то ис­по­ве­дать свою ве­ру в Спа­си­те­ля пе­ред род­ны­ми.
Од­на­жды во вре­мя со­вер­ше­ния утрен­ней жерт­вы свя­тая Си­ра раз­ме­та­ла свя­щен­ный огонь, по­чи­тав­ший­ся пер­са­ми за бо­же­ство, и, опро­ки­нув жерт­вен­ник, гром­ко вос­клик­ну­ла: «Я хри­сти­ан­ка, от­ре­ка­юсь от лож­ных бо­гов и ве­рую в Ис­тин­но­го Бо­га!» Отец бил свою дочь, по­ка не из­не­мог, и бро­сил в тем­ни­цу. По­том со сле­за­ми и лас­ка­ми стал упра­ши­вать ее остать­ся в преж­ней ве­ре, но Си­ра бы­ла непре­клон­на. То­гда отец до­нес на нее глав­но­му жре­цу, а за­тем пра­ви­те­лю и ца­рю Хоз­рою Стар­ше­му. Свя­тую де­ву дол­го му­чи­ли в тем­ни­це, но Гос­подь укреп­лял ее, и она твер­до сто­я­ла за ве­ру Хри­сто­ву. Од­на­жды, под­ку­пив сто­ро­жей тем­ни­цы, свя­тая Си­ра по­шла к епи­ско­пу и при­ня­ла Кре­ще­ние. Гос­подь спо­до­бил свя­тую Си­ру да­ра чу­до­тво­ре­ний. Ко­гда пер­сы от­да­ли му­че­ни­цу под на­блю­де­ние иуде­ев, они ста­ли глу­мить­ся над свя­той, го­во­ря: «Где же рас­ска­зан­ная о те­бе бас­ня, что са­ми узы спа­да­ют с те­бя, с тво­ей шеи, рук и ног? По­смот­рим ныне, как спа­дут узы!» При та­ких сло­вах свя­тая Си­ра в глу­бине серд­ца по­мо­ли­лась Спа­си­те­лю, и тот­час с нее спа­ли узы. Так бы­ло не один раз. Из­мож­ден­ная му­че­ни­я­ми, свя­тая Си­ра смер­тель­но за­бо­ле­ла. Она ста­ла про­сить Гос­по­да, чтобы Он не дал ей уме­реть от бо­лез­ни, но спо­до­бил му­че­ни­че­ско­го вен­ца. Бог услы­шал ее и да­ро­вал ис­це­ле­ние. Уви­дя му­че­ни­цу здо­ро­вой, тем­нич­ный сто­рож и на­чаль­ник тюрь­мы хо­те­ли обес­че­стить свя­тую де­ву, но Гос­подь од­но­го по­ра­зил бо­лез­нью, а дру­го­го смер­тью. Му­че­ни­ца бы­ла при­го­во­ре­на к удав­ле­нию.
Казнь про­во­ди­ли с изощ­рен­ной же­сто­ко­стью: по вре­ме­нам от­пус­ка­ли ве­рев­ку, спра­ши­вая свя­тую, не же­ла­ет ли она из­ме­нить свое на­ме­ре­ние и остать­ся в жи­вых. Но му­че­ни­ца, чуть жи­вая, от­ве­ча­ла от­ка­зом и про­си­ла ско­рее ис­пол­нять казнь. Те­ло свя­той бы­ло бро­ше­но на съе­де­ние псам, но они не кос­ну­лись его. Хри­сти­ане пре­да­ли те­ло свя­той Си­ры по­гре­бе­нию († 558).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/699

☦️
Преподобный Гео́ргий Лимниот (Озерник).
Пре­по­доб­ный Ге­ор­гий Лим­ниот жил в VIII в. и был ино­ком Олим­пий­ской оби­те­ли близ Кон­стан­ти­но­по­ля. По­стра­дал за по­чи­та­ние икон при им­пе­ра­то­ре ико­но­бор­це Льве Ис­ав­ре (716–741). Ему опа­ли­ли го­ло­ву и от­ре­за­ли нос. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ге­ор­гий око­ло 716 г.

☦️
Святитель Петр, митрополит Московский, всея Руси чудотворец.
Свя­той мит­ро­по­лит Петр ро­дил­ся на Во­лы­ни от бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей. Две­на­дца­ти лет по­сту­пил в мо­на­стырь. До­стиг­нув свя­щен­ства, он по бла­го­сло­ве­нию сво­е­го на­став­ни­ка уда­лил­ся из мо­на­сты­ря и ос­но­вал оби­тель в уеди­нен­ном ме­сте на бе­ре­гу ре­ки Ра­ти. Здесь он так про­сла­вил­ся по­дви­га­ми бла­го­че­стия, что сде­лал­ся из­вест­ным всей Во­лы­ни. В 1308 го­ду пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Афа­на­сий воз­вел св. Пет­ра на Рус­скую мит­ро­по­лию. Мно­го труд­но­стей ис­пы­тал пер­во­свя­ти­тель в го­ды управ­ле­ния. В стра­дав­шей под та­тар­ским игом Рус­ской Зем­ле утвер­ждал ис­тин­ную ве­ру, при­зы­вал враж­до­вав­ших кня­зей к ми­ро­лю­бию и един­ству.
В 1325 го­ду свт. Петр по прось­бе Иоан­на Ка­ли­ты пе­ре­нес мит­ро­по­ли­чью ка­фед­ру из Вла­ди­ми­ра в Моск­ву, что име­ло важ­ное зна­че­ние для всей Рус­ской Зем­ли. Свт. Петр про­ро­че­ски пред­ска­зал осво­бож­де­ние от та­тар­ско­го ига и бу­ду­щее воз­вы­ше­ние Моск­вы как цен­тра всей Рос­сии.
Свя­ти­тель Петр, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, скон­чал­ся 21 де­каб­ря 1326 го­да. (Све­де­ния о нем по­ме­ще­ны 21 де­каб­ря.) Пер­вое пе­ре­не­се­ние его мо­щей бы­ло 1 июля 1472 го­да, то­гда же уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние. Вто­рое пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­ти­те­ля Пет­ра бы­ло по­сле освя­ще­ния вновь по­стро­ен­но­го Успен­ско­го со­бо­ра, 24 ав­гу­ста 1479 го­да, а празд­но­ва­ние 1 июля бы­ло от­ме­не­но. Из­вест­но так­же празд­но­ва­ние про­яв­ле­ния мо­щей свя­ти­те­ля Пет­ра (4 ав­гу­ста) по слу­чаю яв­ле­ния су­пру­ге Иоан­на Гроз­но­го (1533–1584) ца­ри­це Ана­ста­сии (1547–1560). Свя­ти­тель Петр явил­ся ца­ри­це Ана­ста­сии и не раз­ре­шил ни­ко­му рас­кры­вать свой гроб. Он по­ве­лел за­пе­ча­тать гроб пе­ча­тью и уста­но­вить празд­ник.
От свя­ти­те­ля Пет­ра со­хра­ни­лось три по­сла­ния. Пер­вое – к свя­щен­ни­кам с уве­ща­ни­ем до­стой­но про­хо­дить пас­тыр­ское слу­же­ние, усерд­но па­сти ду­хов­ных чад. Оно за­кан­чи­ва­ет­ся из­ло­же­ни­ем цер­ков­но­го за­ко­но­по­ло­же­ния о вдо­вых свя­щен­ни­ках: с це­лью ограж­де­ния их от на­ре­ка­ния и со­блаз­нов им пред­ла­га­лось по­се­лять­ся в мо­на­сты­рях, а де­ти долж­ны бы­ли опре­де­лять­ся на вос­пи­та­ние и обу­че­ние в мо­на­стыр­ские шко­лы. Во вто­ром по­сла­нии свя­ти­тель при­зы­ва­ет свя­щен­ни­ков быть ис­тин­ны­ми пас­ты­ря­ми, а не на­ем­ни­ка­ми, за­бо­тить­ся об укра­ше­нии се­бя хри­сти­ан­ски­ми и пас­тыр­ски­ми доб­ро­де­те­ля­ми. В тре­тьем по­сла­нии свя­ти­тель Петр сно­ва да­ет на­став­ле­ния свя­щен­ни­кам об их пас­тыр­ских обя­зан­но­стях, а ми­рян уве­ща­ет ис­пол­нять за­по­ве­ди Хри­сто­вы.
Вы­да­ю­ща­я­ся цер­ков­но-го­судар­ствен­ная де­я­тель­ность свя­ти­те­ля Пет­ра уже совре­мен­ни­кам да­ва­ла ос­но­ва­ние срав­ни­вать его со свя­ти­те­ля­ми Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким, Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом и Иоан­ном Зла­то­устом. Глав­ный по­двиг свя­ти­те­ля Пет­ра – борь­ба за един­ство Рус­ско­го го­су­дар­ства и бла­го­сло­ве­ние Моск­вы как со­би­ра­тель­ни­цы Рус­ской зем­ли.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-petr-moskovskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Moskovskij/
• Поучение игуменам, попам и диаконам

☦️
Преподобный Арсе́ний Комельский, Вологодский, игумен.
Ро­дил­ся в Москве во вто­рой по­ло­вине XV ве­ка. Уже в от­ро­че­ских ле­тах пре­по­доб­ный же­лал оста­вить су­е­ту ми­ра и по­свя­тить свою жизнь слу­же­нию Бо­гу. До­стиг­нув со­вер­шен­но­ле­тия, пре­по­доб­ный Ар­се­ний при­шел в оби­тель пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, где и при­нял мо­на­ше­ский по­стриг.
В оби­те­ли свя­той со­вер­шен­но пре­дал се­бя ино­че­ским тру­дам, с усер­ди­ем вы­пол­няя мо­на­стыр­ские по­слу­ша­ния на скот­ном дво­ре и в хлеб­ной. По сво­е­му сми­ре­нию он счи­тал се­бя по­след­ним и слу­гой для всех. Тру­да­ми и по­стом пре­по­доб­ный Ар­се­ний из­ну­рял свою те­ло, умерщ­вляя стра­сти, и в то же вре­мя он ста­рал­ся укре­пить свою ду­шу мо­лит­вой, чте­ни­ем Свя­щен­но­го Пи­са­ния и ду­ше­спа­си­тель­ных книг, ко­то­рые свя­той пе­ре­пи­сы­вал для сво­е­го мо­на­сты­ря и для дру­гих церк­вей.
В 1525–1527 гг. св. Ар­се­ний был игу­ме­ном Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры. В этом сане он не из­ме­нил сво­ей люб­ви к по­сту и ни­ще­те: но­сил ветхую одеж­ду, слу­жил всем и тру­дил­ся бо­лее всех.
В 1527 г., стре­мясь к по­дви­гу без­мол­вия, пре­по­доб­ный тай­но оста­вил мо­на­стырь и ушел в ко­мель­ский лес. Здесь, на бе­ре­гу ре­ки Кох­тыш, свя­той ос­но­вал оби­тель в честь По­ло­же­ния ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во Влахерне. В слу­же­нии Бо­гу и ближ­ним, в тру­де и мо­лит­ве про­шла жизнь пре­по­доб­но­го Ар­се­ния. 24 ав­гу­ста 1550 г., при­ча­стив­шись Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин, пре­по­доб­ный Ар­се­ний мир­но ото­шел ко Гос­по­ду. Вско­ре по­сле пра­вед­ной его кон­чи­ны у гроб­ни­цы свя­то­го ста­ли со­вер­шать­ся чу­дес­ные ис­це­ле­ния от раз­лич­ных бо­лез­ней.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-arsenij-komelskij

☦️
Равноапостольный Косма́ Этолийский, Афонский, Албанский, иеромонах.
Рав­ноап­о­столь­ный свя­щен­но­му­че­ник Кос­ма, в ми­ру Кон­стан­тин, был ро­дом из Это­лии. Он обу­чал­ся сна­ча­ла на ро­дине под ру­ко­вод­ством ар­хи­ди­а­ко­на Ана­нии Дер­ви­ша­на, а за­тем за­вер­шил свое об­ра­зо­ва­ние на Свя­той Афон­ской Го­ре, в Ва­то­пед­ском учи­ли­ще у та­ких из­вест­ней­ших в то вре­мя учи­те­лей, как Ни­ко­лай Цар­цу­лия (из Ме­зо­вы) и Ев­ге­ний Бул­га­рис (впо­след­ствии, в 1775–1779 го­дах, ар­хи­епи­скоп Ека­те­ри­но­слав­ский и Хер­сон­ский).
Остав­шись на Афоне в Фило­фе­ев­ской оби­те­ли для пре­успе­ва­ния в ду­хов­ных тру­дах, он был по­стри­жен там в ино­че­ский чин с име­нем Кос­ма, а за­тем ру­ко­по­ло­жен в иеро­мо­на­ха. Стрем­ле­ние на­пра­вить на путь спа­се­ния и укре­пить в ве­ре бра­тьев-хри­сти­ан по­бу­ди­ло свя­то­го Кос­му ис­про­сить бла­го­сло­ве­ние ду­хов­ных от­цов и уй­ти в Кон­стан­ти­но­поль. Там он овла­дел ис­кус­ством крас­но­ре­чия и, по­лу­чив пись­мен­ное доз­во­ле­ние у пат­ри­ар­ха Се­ра­фи­ма II (а позд­нее и у его пре­ем­ни­ка Со­фро­ния) про­по­ве­до­вать Свя­тое Еван­ге­лие, стал воз­ве­щать его сна­ча­ла в церк­вах Кон­стан­ти­но­по­ля и окрест­ных се­ле­ни­ях, за­тем в при­ду­най­ских кня­же­ствах, в Фес­са­ло­ни­ках, в Вер­рии, в Ма­ке­до­нии, в об­ла­стях Хи­ма­ре, Акар­на­нии, Это­лии, на ост­ро­вах Свя­той Мав­ры, Ке­фа­ло­нии и в дру­гих ме­стах. Его про­по­ведь, ис­пол­нен­ная бла­го­да­ти Свя­то­го Ду­ха, про­стая, спо­кой­ная и крот­кая, при­но­си­ла хри­сти­а­нам ве­ли­кую ду­хов­ную поль­зу. Как и свя­тым Сво­им апо­сто­лам, Сам Гос­подь спо­спе­ше­ство­вал ему и утвер­ждал сло­во его зна­ме­ни­я­ми и чу­де­са­ми. Про­по­ве­дуя в Ал­ба­нии, в тех от­да­лен­ных ме­стах ее, где хри­сти­ан­ское бла­го­че­стие бы­ло по­чти утра­че­но, сре­ди оди­чав­ших и огру­бев­ших лю­дей, за­кос­нев­ших в гре­хах, свя­той Кос­ма Сло­вом Бо­жи­им при­во­дил их к ис­крен­не­му по­ка­я­нию и ис­прав­ле­нию.
По его на­став­ле­нию в се­лах от­кры­ва­лись цер­ков­ные учи­ли­ща. Бо­га­тые жерт­во­ва­ли свои сред­ства на бла­го­устрой­ство церк­вей, на по­куп­ку свя­щен­ных книг (ко­то­рые свя­той раз­да­вал гра­мот­ным), по­кры­вал (ко­то­ры­ми он на­де­лял жен­щин, уве­ще­вая их хо­дить с по­кры­ты­ми го­ло­ва­ми), че­ток и кре­стов (ко­то­рые он раз­да­вал про­сто­му на­ро­ду). Так как церк­ви не вме­ща­ли всех же­лав­ших по­слу­шать муд­ро­го про­по­вед­ни­ка, свя­той Кос­ма с со­бо­ром иере­ев со­вер­шал бде­ния в по­лях, на пло­ща­дях, где ты­ся­чи лю­дей мо­ли­лись о жи­вых и усоп­ших и на­зи­да­лись его на­став­ле­ни­я­ми. И вез­де, где оста­нав­ли­вал­ся свя­той Кос­ма и го­во­рил свою про­по­ведь, бла­го­дар­ные слу­ша­те­ли воз­дви­га­ли боль­шие де­ре­вян­ные кре­сты, ко­то­рые оста­ва­лись на­все­гда в па­мять об этом.
Апо­столь­ское слу­же­ние свя­то­го Кос­мы за­вер­ши­лось му­че­ни­че­ской смер­тью в 1779 го­ду. В 65-лет­нем воз­расте по на­ве­там иуде­ев он был пре­дан тур­кам и удав­лен. Те­ло его бы­ло бро­ше­но в ре­ку, а через три дня об­ре­те­но свя­щен­ни­ком Мар­ком и пре­да­но по­гре­бе­нию близ се­ле­ния Ка­ли­кон­та­си в Ар­де­вуз­ском мо­на­сты­ре Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Впо­след­ствии ча­сти­цы мо­щей свя­щен­но­му­че­ни­ка бы­ли пе­ре­не­се­ны на бла­го­сло­ве­ние в раз­ные ме­ста.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijskij/
• Слова

☦️
Священномученик Максим Горлицкий (Сандович), пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Мак­сим Сан­до­вич, на­зы­ва­е­мый Гор­лиц­ким, ро­дил­ся 19/31 ян­ва­ря 1886 го­да в се­ле Ждынь в Под­кар­па­тье в се­мье лем­ков-уни­а­тов. В то вре­мя эти зем­ли вхо­ди­ли в со­став Ав­ст­ро-Вен­гер­ской им­пе­рии. Его отец Ти­мо­фей вла­дел боль­шим хо­зяй­ством и со­сто­ял пса­лом­щи­ком в церк­ви, а мать, Кри­сти­на, бы­ла до­маш­ней хо­зяй­кой.
По­сле окон­ча­ния че­ты­рех­класс­ной шко­лы в со­сед­них Гор­ли­цах Мак­сим про­дол­жил уче­бу в Яс­ле, а через неко­то­рое вре­мя пе­ре­шел в гим­на­зию в го­род­ке Но­вы-Сонч. Там он сво­ей глу­бо­кой ве­рой при­влек вни­ма­ние сво­их од­но­каш­ни­ков по «Рус­ской бур­се», ор­га­ни­зо­ван­ной и под­дер­жи­ва­е­мой на доб­ро­воль­ные по­жерт­во­ва­ния лем­ков. Мак­сим имел обык­но­ве­ние ис­пол­нять пес­но­пе­ния в честь Ма­те­ри Бо­жи­ей, осо­бен­но на служ­бах утре­ни и ве­чер­ни. Он так­же удив­лял уча­щих­ся сво­им го­ря­чим стрем­ле­ни­ем стать мо­на­хом и при­том в мо­на­сты­ре с са­мым стро­гим уста­вом. Сам лю­бил ча­сто мо­лить­ся и со­блю­дать стро­гий пост.
По­сле че­ты­рех лет уче­бы в гим­на­зии Мак­сим про­вел три ме­ся­ца в ва­си­ли­ан­ском мо­на­сты­ре в Кре­хо­ве, но его ат­мо­сфе­ра ока­за­лась чуж­дой для мо­ло­до­го че­ло­ве­ка. Он разо­ча­ро­вал­ся в уви­ден­ной в мо­на­сты­ре ду­хов­ной жиз­ни. Про­дол­жая ду­хов­ные ис­ка­ния, в 1904 го­ду он оста­вил мо­на­стырь и по­сту­пил по­слуш­ни­ком в из­вест­ную сво­и­ми бо­га­ты­ми тра­ди­ци­я­ми По­ча­ев­скую Лав­ру. Этот мо­на­стырь на­хо­дил­ся неда­ле­ко от ав­ст­ро-вен­гер­ской гра­ни­цы на рос­сий­ской сто­роне. Во вре­мя од­но­го из сво­их пас­тыр­ских по­се­ще­ний епи­скоп Жи­то­мир­ский и Во­лын­ский Ан­то­ний (Хра­по­виц­кий) об­ра­тил вни­ма­ние на мо­ло­до­го и спо­соб­но­го по­слуш­ни­ка. В на­гра­ду за об­раз­цо­вое по­ве­де­ние он на­пра­вил его для даль­ней­ше­го обу­че­ния в Во­лын­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию в Жи­то­ми­ре.
Уче­ба в се­ми­на­рии про­дол­жа­лась шесть лет. По­сле ее окон­ча­ния с наи­луч­ши­ми ре­зуль­та­та­ми в 1911 г. Мак­сим же­нил­ся на до­че­ри сель­ско­го свя­щен­ни­ка се­ла Но­ве-Бе­ре­зо­во близ Хай­нув­ки Пе­ла­гее Гри­го­рук. 17 но­яб­ря 1911 г. Мак­сим был ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ни­ки то­гда уже ар­хи­епи­ско­пом Ан­то­ни­ем (Хра­по­виц­ким). Вла­ды­ка пред­ло­жил мо­ло­до­му свя­щен­ни­ку тру­дить­ся на пас­тыр­ской ни­ве в Ки­ев­ской епар­хии, од­на­ко отец Мак­сим твер­до ре­шил вер­нуть­ся на Ро­ди­ну, в край лем­ков, сре­ди ко­то­рых рос­ло и ши­ри­лось дви­же­ние за воз­вра­ще­ние из унии в пра­во­сла­вие. Он по­свя­ща­ет се­бя тя­же­лой мис­си­о­нер­ской ра­бо­те сре­ди столь близ­ко­го ему на­ро­да.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-maksim-gorlickij-sandovich

☦️
Преподобный Аристо́клий (Амвросиев), старец Московский.
Ста­рец Ари­сто­клий (в ми­ру – Алек­сей Алек­се­е­вич Ам­вро­си­ев) ро­дил­ся в 1846 го­ду в Орен­бур­ге, в бла­го­че­сти­вой кре­стьян­ской се­мье. В ран­нем дет­стве Алек­сей по­те­рял от­ца.
В де­ся­ти­лет­нем воз­расте по­сле тя­жё­лой бо­лез­ни у маль­чи­ка от­ня­лись но­ги. Мать Алек­сея Мат­ро­на слёз­но мо­ли­ла свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца об ис­це­ле­нии сы­на, дав обет по­свя­тить сы­на Бо­гу, а са­мой, по до­сти­же­нии сы­ном ино­че­ско­го воз­рас­та, уй­ти в мо­на­стырь.
В день празд­но­ва­ния свя­ти­те­ля Ни­ко­лая 6 де­каб­ря Алек­сей чу­дес­но ис­це­лил­ся. Ко­гда сы­ну ис­пол­ни­лось сем­на­дцать лет, Мат­ро­на уда­ли­лась в мо­на­стырь.
В 1876 го­ду, сра­зу по­сле смер­ти же­ны, Алек­сей Ам­вро­си­ев от­пра­вил­ся на Свя­тую Го­ру Афон и по­сту­пил в Рус­ский Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­нов мо­на­стырь. 11 мар­та 1880 г. он был по­стри­жен в ман­тию с име­нем Ари­сто­клий, в честь кипр­ско­го свя­щен­но­му­че­ни­ка Ари­сто­к­лия Са­ла­мин­ско­го.
2 де­каб­ря 1884 го­да мо­нах Ари­сто­клий был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на, а 12 де­каб­ря то­го же го­да – во иеро­мо­на­ха. 12 фев­ра­ля 1886 го­да иеро­мо­нах Ари­сто­клий по­стри­жен в схи­му без пе­ре­ме­ны име­ни.
В 1887 го­ду отец Ари­сто­клий при­во­зил в Моск­ву мас­лич­ную ветвь с ме­ста усе­че­ния св. вмч. Пан­те­ле­и­мо­на Це­ли­те­ля. С 1891 по 1894 на­сто­я­тель по­дво­рья Афон­ско­го Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­ва мо­на­сты­ря. В те го­ды по­дво­рье раз­ме­ща­лось в неболь­шой го­род­ской усадь­бе на Боль­шой По­лян­ке – ее в сен­тяб­ре 1879 го­да по­да­ри­ла мо­на­сты­рю из­вест­ная бла­го­тво­ри­тель­ни­ца Аки­ли­на Алек­се­ев­на Смир­но­ва.
Несколь­ко лет отец Ари­сто­клий воз­глав­лял по­дво­рье и был на­сто­я­те­лем ча­сов­ни свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка и це­ли­те­ля Пан­те­ле­и­мо­на. Ста­рец об­ла­дал да­ром ис­це­ле­ния и про­зор­ли­во­сти и при­ни­мал еже­днев­но сот­ни лю­дей, нуж­да­ю­щих­ся в по­мо­щи. Мно­го­чис­лен­ные по­жерт­во­ва­ния ве­ру­ю­щих ста­рец раз­да­вал страж­ду­щим, опла­чи­вал обу­че­ние де­тей из бед­ных се­мей.
Ста­ра­ни­я­ми от­ца Ари­сто­к­лия с 1888 го­да на по­дво­рье на­чал из­да­вать­ся жур­нал «Ду­ше­по­лез­ный со­бе­сед­ник», ко­то­рый рас­ска­зы­вал о жиз­ни рус­ских мо­на­хов на Свя­той Го­ре, зна­ко­мил с жиз­не­опи­са­ни­я­ми афон­ских по­движ­ни­ков, с пись­ма­ми стар­цев к сво­им ду­хов­ным ча­дам. Бла­го­да­ря из­да­нию жур­на­ла рус­ские мо­на­сты­ри на Афоне ста­ли по­пол­нять­ся но­вы­ми по­слуш­ни­ка­ми, на щед­рые по­жерт­во­ва­ния рос­си­ян вос­ста­нав­ли­ва­лись по­стра­дав­шие от по­жа­ров мо­на­стыр­ские по­строй­ки, воз­во­ди­лись но­вые хра­мы.
В 1894 го­ду по­сле лож­но­го до­но­са стар­цу при­шлось по­ки­нуть Моск­ву и вер­нуть­ся на Афон.
В 1909 го­ду со­бор ду­хов­ни­ков Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­ва мо­на­сты­ря вновь на­зна­чил стар­ца Ари­сто­к­лия на­сто­я­те­лем Афон­ско­го по­дво­рья, и с 29 но­яб­ря 1909 го­да ста­рец пре­бы­ва­ет в Москве. По воз­вра­ще­нию стар­ца ты­ся­чи лю­дей вновь ста­ли при­хо­дить на по­дво­рье.
С 1909 по 1918 гг. на по­дво­рье бы­ли по­стро­е­ны два трех­этаж­ных зда­ния. В од­ном из них раз­ме­сти­лась биб­лио­те­ка. Дру­гое бы­ло от­да­но под бо­го­угод­ные за­ве­де­ния, а на тре­тьем эта­же в од­ной из уг­ло­вых ком­нат ба­тюш­ка устро­ил до­мо­вую цер­ковь в честь осо­бо по­чи­та­е­мой и лю­би­мой им ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ско­ро­по­слуш­ни­ца». Храм был освя­щен уже по­сле смер­ти стар­ца – 30 сен­тяб­ря 1918 го­да чин освя­ще­ния со­вер­шил свя­тей­ший пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си Ти­хон.
24 ав­гу­ста/6 сен­тяб­ря 1918 ста­рец по­чил о Гос­по­де.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aristoklij-amvrosiev-starec-moskovskij

Подробнее (Православные старцы XX века):
https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/pravoslavnye-startsy-xx-veka/14

☦️
Священномученик Михаил Воскресенский, пресвитер.
Свя­щен­ник Ми­ха­ил Гри­горь­е­вич Вос­кре­сен­ский ро­дил­ся в 1883 го­ду в се­ле Теп­лый Стан в се­мье ста­но­во­го при­ста­ва Гри­го­рия Дмит­ри­е­ви­ча Вос­кре­сен­ско­го. Дед о. Ми­ха­и­ла был на­сто­я­те­лем хра­ма в се­ле По­рец­ком и пре­по­да­вал За­кон Бо­жий в шко­ле. Здесь учил­ся бу­ду­щий тесть о. Ми­ха­и­ла Иван Да­ни­ло­вич. Од­на­жды уже по­сле смер­ти, о. Дмит­рий явил­ся ему. Иван Да­ни­ло­вич по­чел это яв­ле­ние за осо­бое пред­зна­ме­но­ва­ние, и ко­гда мно­го лет спу­стя, внук о. Дмит­рия — Ми­ха­ил по­про­сил в же­ны его дочь Ма­рию, он без раз­ду­мий со­гла­сил­ся.
В Борт­сур­ма­нах о. Ми­ха­ил слу­жил с 1910 го­да. При­хо­жане лю­би­ли его за доб­ро­ту, бла­го­че­стие и за без­упреч­ное ис­пол­не­ние пас­тыр­ских обя­зан­но­стей.
При­шел 1917 год — на­ча­ло от­кры­то­го го­не­ния на Цер­ковь. За пол­го­да сво­е­го же­сто­ко­го прав­ле­ния боль­ше­ви­ки враж­деб­но на­стро­и­ли про­тив се­бя на­се­ле­ние стра­ны. По­всю­ду под­ни­ма­лись вос­ста­ния. Ле­том 1918 го­да по ре­ке Су­ре от­сту­па­ла груп­па войск Кол­ча­ка. Жи­те­ли го­ро­да Кур­мы­ша под­ня­ли вос­ста­ние, чтобы или осво­бо­дить­ся от боль­ше­вист­ско­го пле­на, или при­со­еди­нить­ся к от­сту­пав­шим вой­скам.
Вос­ста­ние воз­гла­вил ди­рек­тор мест­но­го бан­ка Со­вер­нин. Го­ро­жане разору­жи­ли сто­яв­шую в го­ро­де крас­но­ар­мей­скую ро­ту, по­са­ди­ли сол­дат под за­мок, стро­го при­ка­зав слу­чив­шим­ся тут жи­те­лям се­ла Борт­сур­ма­ны Ни­ко­лаю Ми­гу­но­ву и Ни­ко­лаю Небасо­ву сте­речь плен­ни­ков, не да­вая им ни есть, ни пить, но те кор­ми­ли и по­и­ли их, по­чти ни в чем не стес­няя.
Ка­ра­тель­ный от­ряд, вы­сту­пив­ший на по­дав­ле­ние со­про­тив­ле­ния, по­чти весь со­сто­ял из ла­ты­шей. Воз­глав­лял его некий Га­рин, вы­хо­дец из дво­рян Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии. Где бы ни про­хо­дил он, по­всю­ду му­чи­ли и уби­ва­ли свя­щен­ни­ков.
По Борт­сур­ма­нам про­нес­ся слух, что ка­ра­те­ли всех ис­тре­бят. По­плыл, как при­зыв, как по­гре­баль­ный звон, го­лос ко­ло­ко­ла. Это зво­нил кре­стья­нин по про­зви­щу Еле­ня, ко­то­рый умел и лю­бил зво­нить.
И ко­ло­кол был здесь осо­бый, кре­стьян­ский, от­ли­тый на их сред­ства; при­вез­ли они его сю­да са­ми, впря­га­ясь в упряжь, не до­ве­ряя цер­ков­но­го де­ла бес­сло­вес­ным жи­вот­ным; бы­ла уста­нов­ле­на оче­ред­ность, и кре­стьяне ме­ня­лись, чтобы всем до­ста­лось вез­ти звон­ко­го про­по­вед­ни­ка.
И те­перь сто­ял на ко­ло­кольне Еле­ня, зво­нил и зво­нил — и раз­но­сил­ся округ звон силь­ный, на­бат­ный. С тре­во­гой слу­ша­ли лю­ди безвре­мен­ный звон.
От­ца Ми­ха­и­ла в это вре­мя в се­ле не бы­ло, он уехал в со­сед­нюю Коз­лов­ку при­ча­щать ста­ри­ка.
От­ряд ка­ра­те­лей рас­по­ло­жил­ся на го­ре про­тив се­ла. Они то­же слу­ша­ли этот звон, чув­ствуя, что ни­как он не мо­жет по­да­вать свой го­лос за них, ино­вер­цев и без­бож­ни­ков. И вы­ста­ви­ли они про­тив се­ла ору­дие, на­ме­ре­ва­ясь сжечь Борт­сур­ма­ны.
Так бы оно, ве­ро­ят­но, и про­изо­шло, ес­ли бы в плен к ним не по­пал поч­та­льон.
— Борт­сур­ма­ны око­па­ны? — спро­сил его Га­рин.
— Ни­ка­ких око­пов нет,— от­ве­тил тот.
— Нет, врешь, око­па­ны — на­сту­пал Га­рин.
— Да нет ни­ка­ких око­пов, — на­ста­и­вал поч­та­льон.
На­ко­нец ре­ши­ли по­слать двух раз­вед­чи­ков. На са­мом въез­де в се­ло встре­ти­ли му­жи­ка, ко­то­рый мир­но па­хал зем­лю.
Как рас­по­ло­жить му­жи­ка, крас­но­ар­мей­цы зна­ли, са­ми бы­ли ко­гда-то кре­стья­на­ми. Один впряг в кре­стьян­ский плуг свою ло­шадь и на­чал па­хать, дру­гой рас­спра­ши­вал о жи­те­лях се­ла, кто где жи­вет и как прой­ти. Со­ста­вил­ся це­лый спи­сок. Ка­ра­те­ли той же но­чью въе­ха­ли в се­ло и при­сту­пи­ли к аре­стам.
Аре­сто­ван­ных сво­ди­ли в зда­ние во­лост­но­го прав­ле­ния.
Позд­но но­чью о. Ми­ха­ил воз­вра­щал­ся до­мой. На окра­ине се­ла путь ему пре­гра­ди­ли ка­ра­те­ли.
— Кто идет?
— Свя­щен­ник, — от­ве­тил о. Ми­ха­ил.
Это­го бы­ло до­ста­точ­но.
— Да­вай убьем его, — услы­шал о. Ми­ха­ил.
— Успе­ем еще,— от­ве­тил дру­гой. Его про­пу­сти­ли, и он по­ехал до­мой.
А в это же са­мое вре­мя дру­гие ка­ра­те­ли при­шли к нему в дом, чтобы аре­сто­вать его, но не за­ста­ли и ушли. Вой­дя в дом, по­нял свя­щен­ник, ка­кой ему го­то­вит­ся жре­бий, но бе­жать не стал.
Вско­ре при­шли аре­сто­вать его.
Ма­туш­ка по­шла за ни­ми, чтобы пе­ре­дать ча­пан для теп­ла.
— Ему и без ча­па­на бу­дет жар­ко, — от­ве­ти­ли ей.
Ре­ше­ние уже бы­ло при­ня­то — всех аре­сто­ван­ных каз­нить; всю ночь их из­би­ва­ли. С осо­бен­ной же­сто­ко­стью му­чи­ли о. Ми­ха­и­ла.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-mihail-voskresenskij

☦️
Преподобномученик Серафи́м (Шахмуть), Жировицкий, архимандрит.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Се­ра­фим (в ми­ру Ро­ма­но­вич-Ша­хмуть), ар­хи­манд­рит († 1945 г.). Ро­дил­ся в 1901 го­ду в де­ревне Под­ле­сье Ля­хо­вич­ско­го уез­да в мно­го­дет­ной се­мье кре­стьян-бед­ня­ков. С дет­ства Ро­ма­на влек­ло к Церк­ви: в то вре­мя, как все иг­ра­ли в обыч­ные иг­ры, он ча­сто из па­ло­чек де­лал кре­сти­ки, на­де­вал в ка­честв епи­тра­хи­ли пе­ред­ник и на­чи­нал «пра­вить служ­бу».
Несмот­ря на край­нюю нуж­ду, маль­чик за­кон­чил Ля­хо­вич­ское двух­класс­ное на­род­ное учи­ли­ще. В 1922 го­ду Ро­ман по­сту­пил в Жи­ро­виц­кий Свя­то-Успен­ский мо­на­стырь, где в 1923 го­ду при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Се­ра­фим. Бла­го­да­ря хо­ро­шим пев­че­ским спо­соб­но­стям, ему бы­ло по­ру­че­но кли­рос­ное по­слу­ша­ние, и он стал хо­ро­шим ре­ген­том и устав­щи­ком. В 1926 го­ду его ру­ко­по­ло­жи­ли в иеро­ди­а­ко­на, а вско­ре — в иеро­мо­на­ха.
В ав­гу­сте 1941 го­да по бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Пан­те­ле­и­мо­на (Рож­нов­ско­го) отец Се­ра­фим по­ки­нул Жи­ро­ви­цы и вы­ехал в на­прав­ле­нии Мин­ска для на­ла­жи­ва­ния цер­ков­но-при­ход­ской жиз­ни там, где в дан­ный пе­ри­од она бы­ла раз­ру­ше­на боль­ше­ви­ка­ми.
Отец Се­ра­фим по­се­тил мно­же­ство се­ле­ний, со­би­рая на имя мит­ро­по­ли­та про­ше­ния ве­ру­ю­щих об от­кры­тии при­хо­дов, и мно­гих кре­стил. Так­же он со­би­рал ма­те­ри­а­лы о пре­сле­до­ва­ни­ях Пра­во­слав­ной Церк­ви в Бе­ла­ру­си.
По­сле этой мис­си­о­нер­ской по­езд­ки ба­тюш­ка слу­жил в Мин­ске в Свя­то-Ду­хов­ской церк­ви и нёс пас­тыр­ское окорм­ле­ние боль­ниц и дет­ских при­ютов го­ро­да. В 1944 го­ду за свою де­я­тель­ность по от­кры­тию хра­мов он был аре­сто­ван в Грод­но. Его про­дер­жа­ли след­стви­ем ров­но 10 ме­ся­цев. По об­ви­не­нию в при­над­леж­но­сти к «немец­ким контр­ре­во­лю­ци­он­ным ор­га­нам» ба­тюш­ка был при­го­во­рён к 5-ти го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­ге­ре. Там вско­ре (пред­по­ло­жи­тель­но в 1946 го­ду) он скон­чал­ся от раз­ры­ва серд­ца по­сле страш­ных му­че­ний, пе­ре­жи­тых им в за­стен­ках НКВД.

☦️
Икона Богородицы Петровская.
Пет­ров­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на­зы­ва­ет­ся так по­то­му, что бы­ла на­пи­са­на свя­ти­те­лем Пет­ром, мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским († 21 де­каб­ря 1326 г.) в быт­ность его еще игу­ме­ном Рат­ско­го мо­на­сты­ря на Во­лы­ни. Во вре­мя по­се­ще­ния Рат­ской оби­те­ли свя­ти­те­лем Мак­си­мом, мит­ро­по­ли­том Ки­ев­ским и всея Ру­си († 6 де­каб­ря 1306), свя­той Петр под­нес ему в дар эту ико­ну. Мит­ро­по­лит пе­ре­нес ее во Вла­ди­мир на Клязь­ме, где то­гда на­хо­ди­лась его ка­фед­ра. По смер­ти свя­ти­те­ля Мак­си­ма игу­мен Ге­рон­тий, ре­шив­ший за­хва­тить мит­ро­по­ли­чий пре­стол, хо­дил с этой ико­ной к Кон­стан­ти­но­поль­ско­му Пат­ри­ар­ху Афа­на­сию (1303–1311). Во вре­мя пла­ва­ния игу­ме­на Ге­рон­тия под­ня­лась страш­ная бу­ря. Но­чью ему яви­лась Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца и ска­за­ла: «Не на те­бя воз­ло­жит­ся сан свя­ти­тель­ский, но на то­го, кто на­пи­сал Мой об­раз». Ко­гда он пред­стал пе­ред Пат­ри­ар­хом Афа­на­си­ем с ико­ной, свя­ти­тель Петр уже был в Кон­стан­ти­но­по­ле. Пат­ри­арх пе­ре­дал ико­ну свя­ти­те­лю Пет­ру со сло­ва­ми: «При­и­ми свя­той Бо­го­ро­дич­ный об­раз, ко­то­рый ты на­пи­сал сво­и­ми ру­ка­ми, ибо ра­ди это­го воз­да­ла те­бе дар Са­ма Вла­ды­чи­ца, пред­ска­зав о те­бе». Свя­ти­тель Петр пе­ре­нес ико­ну во Вла­ди­мир, а в 1325 го­ду при пе­ре­не­се­нии мит­ро­по­ли­чьей ка­фед­ры в Моск­ву ико­ну как ве­ли­кую свя­ты­ню по­ме­сти­ли в Мос­ков­ском Успен­ском со­бо­ре.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-petrovskaja


Жития
Писание