⏳ 2023.09.03 (вс)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) 13я по Пятидесятнице (глас 4й)
• воскресенье (неделя ~ день «не дел», 4я заповедь / день торжественного прославления Воскресения Христова / день церковного собрания, 80е правило 6го Собора)
• Собор Московских святых (переходящ. в вс. перед 8 сентября)
• иконы Божией Матери «Прибавление Ума» (Подательница Ума) (переходящ. в вс. после 28 августа)

☀️ неподвижный годовой круг:
3 сентября (21 августа)
• (попразднство Успения Пресвятой Богородицы)
• ап. от 70-ти Фадде́я (ок. 44)
• мц. Ва́ссы, мчч. Фео́гния, Ага́пия, Писта (305–311)
• прп. Авраамия трудолюбивого, Печерского (XII–XIII)
• прп. Авраа́мия Смоленского (XIII)
• прп. Марфы Дивеевской (Милюковой) (1829)
• сщмч. Александра (Елоховского) (1918)
• сщмч. Павла (Ягодинского), Феодора (Каллистова) (1937)
• прмч. Рафаи́ла (Момчиловича) Шишатовацкого (1941)
• прмч. Игнатия (Даланова) (1942)
• иконы Божией Матери Светописанная (Светописанный образ) (1903)


☦️
Собор Московских святых.
В лик Мос­ков­ских свя­тых входят:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-moskovskih-svjatyh

☦️
Апостол от 70-ти Фадде́й Едесский, Бейрутский, епископ.
Апо­стол Фад­дей от 70-ти, по про­ис­хож­де­нию ев­рей, ро­дил­ся в си­рий­ском го­ро­де Едес­се. (Свя­то­го апо­сто­ла от 70–ти Фад­дея сле­ду­ет от­ли­чать от апо­сто­ла из чис­ла 12–ти Иуды, про­зван­но­го Фад­де­ем или Лев­ве­ем. – Па­мять 19 июня). При­дя в Иеру­са­лим на празд­ник, он услы­шал про­по­ведь свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи и, при­няв от него Кре­ще­ние в Иор­дане, остал­ся в Па­ле­стине. Уви­дев Спа­си­те­ля, он сде­лал­ся Его уче­ни­ком и был из­бран Гос­по­дом в чис­ло тех 70-ти уче­ни­ков, ко­то­рых Он по­слал по два на про­по­ведь в го­ро­да и мест­но­сти, ко­то­рые Сам на­ме­ре­вал­ся по­се­тить (Лк.10,1). По­сле Воз­не­се­ния Спа­си­те­ля на небо апо­стол Фад­дей бла­го­вест­во­вал в Си­рии и Ме­со­по­та­мии. Он при­шел с про­по­ве­дью Еван­ге­лия в Едес­су и об­ра­тил ко Хри­сту кня­зя Ав­га­ря, на­род и жре­цов. Про­по­ведь свою он утвер­ждал мно­ги­ми чу­де­са­ми (о ко­то­рых Ав­гарь пи­сал ас­си­рий­ско­му ца­рю Нар­се­су); по­ста­вил свя­щен­ни­ков и устро­ил Едес­скую Цер­ковь. Князь Ав­гарь хо­тел на­гра­дить апо­сто­ла Фад­дея бо­га­ты­ми да­ра­ми, но тот от­ка­зал­ся и по­шел с про­по­ве­дью в дру­гие го­ро­да, об­ра­щая мно­гих языч­ни­ков в хри­сти­ан­скую ве­ру. Дой­дя с про­по­ве­дью до фини­кий­ско­го го­ро­да Ви­ри­та (Бей­ру­та), он ос­но­вал там Цер­ковь и в том же го­ро­де мир­но скон­чал­ся в 44 го­ду. (Это ме­сто кон­чи­ны ука­зы­ва­ет­ся в сла­вян­ской ми­неи; по дру­гим ис­точ­ни­кам, он скон­чал­ся в Едес­се; по древ­не­му ар­мян­ско­му пре­да­нию, апо­стол Фад­дей по­сле раз­лич­ных му­че­ний был усе­чен ме­чом 21 де­каб­ря в Ар­тазской об­ла­сти в 50 го­ду).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/689

☦️
Мученица Ва́сса и чада ее: мученики Фео́гний, Ага́пий и Пист.
Му­че­ни­ца Вас­са с сы­но­вья­ми Фе­о­гни­ем, Ага­пи­ем и Пи­стом жи­ла в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на в го­ро­де Едес­се Ма­ке­дон­ской в на­ча­ле IV ве­ка. Им­пе­ра­тор об­на­ро­до­вал за­кон, ко­то­рый по­веле­вал всем под­дан­ным при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам по слу­чаю его дня рож­де­ния. Мно­гие хри­сти­ане, охва­чен­ные стра­хом, под­чи­ни­лись, но твер­до утвер­жден­ные в ве­ре ока­за­ли ге­ро­и­че­ское со­про­тив­ле­ние. Сре­ди них на­хо­ди­лась и свя­тая Вас­са с сы­но­вья­ми. Она про­ис­хо­ди­ла из се­на­тор­ско­го со­сло­вия и хри­сти­ан­скую ве­ру при­ня­ла от ро­ди­те­лей, в ней же вос­пи­ты­ва­ла и сво­их де­тей. Му­жем ее был Ва­ле­ри­ан, один из знат­ных жи­те­лей го­ро­да, ко­то­рый впо­след­ствии стал язы­че­ским жре­цом. Он пер­вый при­нес жерт­во­при­но­ше­ние и воз­ли­я­ние идо­лам. То­гда Вас­са от­ве­ла в сто­ро­ну сы­но­вей и ска­за­ла, что им не по­до­ба­ет под­ра­жать от­цу, рас­ска­за­ла, что устре­мив­шись к Хри­сту, пре­зрев недол­го­веч­ное, они по­лу­чат нетлен­ные веч­ные бла­га от Гос­по­да.
Фе­о­г­ний, Ага­пий и Пист по­слу­ша­лись слов ма­те­ри, от­ка­за­ли при­не­сти жерт­ву идо­лам. То­гда Ва­ле­ри­ан до­нес пра­ви­те­лю на свою же­ну и де­тей. На гла­зах у ма­те­ри ста­ли ис­тя­зать де­тей. Стар­ше­го, Фе­о­гния, под­ве­си­ли и стро­га­ли же­лез­ны­ми ког­тя­ми. От­ро­ку Ага­пию со­дра­ли с го­ло­вы до гру­ди всю ко­жу, но му­че­ник не про­ро­нил ни зву­ка. На­ко­нец, на­ча­ли му­чить и млад­ше­го сы­на Пи­ста. Мать не пе­ре­ста­ва­ла во­оду­шев­лять их к тер­пе­нию стра­да­ний за Хри­ста. То­гда от­ро­кам от­ру­би­ли го­ло­вы.
Свя­тую Вас­су за­клю­чи­ли в тюрь­му, языч­ни­ки при­нес­ли ей еду и убеж­да­ли под­чи­нить­ся при­ка­зу им­пе­ра­то­ра. Она ни­че­го не от­ве­ти­ла им и от­верг­ла всю пред­ло­жен­ную пи­щу. Через семь дней Ан­гел под­кре­пил ее небес­ной пи­щей. При по­сле­ду­ю­щих му­че­ни­ях она оста­лась невре­ди­мой от ог­ня, во­ды и зве­рей. Бла­го­дать Бо­жия за­щи­ти­ла Вас­су рав­ным об­ра­зом от го­ря­чей пе­чи и уда­ров кам­ня­ми. Ко­гда ее при­ве­ли в язы­че­ское ка­пи­ще, она раз­би­ла ста­тую Зев­са. То­гда му­че­ни­цу бро­си­ли в мор­скую пу­чи­ну. Но неожи­дан­но для всех под­плыл ко­рабль, и свя­тую под­ня­ли на него три све­то­нос­ных му­жа (пре­по­доб­ный Ни­ко­дим Свя­то­го­рец по­ла­гал, что это бы­ли ее де­ти, ра­нее за­му­чен­ные).
Спу­стя во­семь дней свя­тая Вас­са са­ма со­шла с ко­раб­ля к пра­ви­те­лю ост­ро­ва Алон, неда­ле­ко от Ки­зи­ка, в Пре­пон­ти­де или Мра­мор­ном мо­ре. Вна­ча­ле, ис­ку­шая бо­га­ты­ми да­ра­ми и одеж­да­ми, пра­ви­тель уго­ва­ри­вал, а по­сле тща­тель­ных пы­ток при­нуж­дал хри­сти­ан­ку при­не­сти жерт­ву бо­гам, устра­шая Вас­су му­ка­ми. В кон­це кон­цов, он спро­сил ее, по­че­му она не бо­ит­ся уме­реть. Вас­са от­ве­ча­ла: «Я то­роп­люсь из­ба­вить­ся от смер­ти и уна­сле­до­вать жизнь веч­ную». По­сле би­е­ния пал­ка­ми ей от­сек­ли го­ло­ву. Впо­след­ствии в ее честь на воз­вы­шен­ном ме­сте воз­двиг­ли цер­ковь, ко­то­рая ото­всю­да бы­ла вид­на мо­ря­кам, счи­тав­шим ее сво­ей по­кро­ви­тель­ни­цей.
Из­вест­но, что око­ло 450 го­да в Хал­ки­доне уже су­ще­ство­ва­ла цер­ковь во имя свя­той му­че­ни­цы Вас­сы.
Мо­лит­ва свя­той Вас­се из­бав­ля­ет от уны­ния, по­мо­га­ет мо­ря­кам в пу­те­ше­стви­ях, ро­ди­те­лям в вос­пи­та­нии, ис­це­ле­нии и сто­я­нии в ве­ре, труд­ных жиз­нен­ных об­сто­я­тель­ствах. Па­мять свя­той му­че­ни­цы Вас­сы и ее сы­но­вей Фе­о­гния, Ага­пия и Пи­ста со­вер­ша­ет­ся 3 сен­тяб­ря по но­во­му сти­лю.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/690

☦️
Преподобный Авра́мий (Авраа́мий) Печерский, Трудолюбивый.
Пре­по­доб­ный Аврамий (Авраамий) Пе­чер­ский, Тру­до­лю­би­вый, по­движ­ник Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли XIV ве­ка. Мо­щи его по­чи­ва­ют в Ближ­них (Ан­то­ни­е­вых) пе­ще­рах. На ста­рин­ной иконе Пе­чер­ских чу­до­твор­цев Ан­то­ни­е­вой пе­ще­ры прп. Ав­ра­амий на­зван «игу­ме­ном»; точ­но с тем же са­ном из­ве­стен он в ру­ко­пис­ных свят­цах. Ес­ли так, то он в 1396 г. по­хо­ро­нил под­ле гро­ба Фе­о­до­си­е­ва кня­зя Ски­ри­гай­ла – Иоан­на, уби­ен­но­го слу­га­ми в Вы­ш­го­ро­де. У Каль­но­фой­ско­го прп. Ав­ра­амий Тру­до­лю­би­вый по­чи­ва­ет в пе­щер­ной тра­пе­зе. Это да­ет пра­во предположить, что прп. Ав­ра­амий по­след­нее вре­мя жиз­ни сво­ей под­ви­зал­ся в пе­ще­ре и здесь по­сле мо­лит­вы тру­дил­ся над при­го­тов­ле­ни­ем все­го нуж­но­го для пе­щер­ной бра­тии, чем и за­слу­жил на­зва­ние Тру­до­лю­би­во­го.

☦️
Преподобный Авра́мий (Авраа́мий) Смоленский, архимандрит.
Пре­по­доб­ный Аврамий (Авраамий) Смо­лен­ский, про­по­вед­ник по­ка­я­ния и гря­ду­ще­го Страш­но­го су­да, ро­дил­ся в се­ре­дине ХII в. в Смо­лен­ске от бо­га­тых ро­ди­те­лей, ко­то­рые до него име­ли 12 до­че­рей и мо­ли­ли Бо­га, чтобы да­ро­вал Он на­след­ни­ка ро­ду их и все­му име­нию.
Уже в са­мом юном воз­расте вид­но бы­ло ду­хов­ное на­прав­ле­ние от­ро­ка, ко­то­рый чуж­дал­ся дет­ских игр, рос в стра­хе Бо­жи­ем и имел склон­ность к пос­ту и мо­лит­ве. Ав­ра­амий с ран­них лет был опре­де­лен в учи­ли­ще, где об­ра­тил на се­бя вни­ма­ние да­ро­ва­ни­ем и необык­но­вен­ной лю­бо­зна­тель­но­стью. В сво­бод­ное от за­ня­тий вре­мя он лю­бил хо­дить в цер­ковь, где пре­крас­но пел и чи­тал. Еще юно­шей он стре­мил­ся к уеди­нен­ной и бла­го­че­сти­вой жиз­ни. Ро­ди­те­ли пред­ла­га­ли ему, как един­ствен­но­му на­след­ни­ку, всту­пить в брак, но он от­кло­нил их пред­ло­же­ние, ибо ис­кал дру­гой жиз­ни.
По смер­ти сво­их ро­ди­те­лей, вско­ре за­тем по­сле­до­вав­шей, он, сле­дуя при­ме­ру свя­тых, жи­тия ко­то­рых лю­бил чи­тать, раз­дал свое иму­ще­ство церк­вам, мо­нас­ты­рям и бед­ным, одел­ся в ру­би­ще и стал хо­дить по го­ро­ду, как ни­щий и юро­ди­вый, про­ся Бо­га ука­зать ему путь ко спа­се­нию. Вско­ре, по вну­ше­нию Бо­жию, он по­сту­пил ино­ком в оби­тель Бо­го­ма­те­ри, на­хо­див­шу­ю­ся в ше­сти верс­тах от Смо­лен­ска, на ме­сте, на­зы­вав­шем­ся «Се­ли­ще». С тер­пе­ни­ем и кро­то­стью мо­ло­дой инок рев­ност­но ис­пол­нял все по­дви­ги по­слу­ша­ния, про­во­дил вре­мя в по­сте и мо­лит­ве, укра­шал се­бя ино­че­ски­ми доб­ро­де­те­ля­ми и при­леж­но за­ни­мал­ся изу­че­ни­ем Св. Пи­са­ния, жи­тий и по­уче­ний св. по­движ­ни­ков и свя­то­оте­че­ских тво­ре­ний. Изу­чая все это, пре­по­доб­ный Ав­ра­амий из­вле­кал на­зи­да­тель­ные уро­ки не толь­ко для се­бя, но и для дру­гих, ис­кав­ших у него на­зи­да­ний. Окру­жив се­бя пис­ца­ми, пре­по­доб­ный усерд­но за­ни­мал­ся спи­сы­ва­ни­ем и со­би­ра­ни­ем книг, чер­пая из них ду­хов­ное бо­гат­ство. Смо­лен­ский князь Ро­ман Рос­ти­сла­вич († 1170) за­вел в го­ро­де учи­ли­ще, в ко­то­ром учи­лись не толь­ко по сла­вян­ским, но и по гре­че­ским и ла­тин­ским кни­гам. У са­мо­го кня­зя бы­ло боль­шое со­бра­ние книг, ко­то­ры­ми поль­зо­вал­ся пре­по­доб­ный Ав­ра­амий.
Бо­лее 30 лет под­ви­зал­ся он в оби­те­ли, ко­гда игу­мен убе­дил его при­нять в 1198 го­ду сан пре­сви­те­ра. По­свя­щен­ный в сан пре­сви­те­ра и из­бран­ный ду­хов­ни­ком, пре­по­доб­ный, укра­сив се­бя «иерей­скою ле­по­тою», ни од­но­го дня не опус­кал без со­вер­ше­ния ли­тур­гии и про­по­ве­да­ния сло­ва Бо­жия. Он явил­ся столь ис­кус­ным про­по­вед­ни­ком, что его на­став­ле­ния при­вле­ка­ли к нему мно­гих слу­ша­те­лей. Це­лы­ми тол­па­ми шли к нему ду­хов­ные и ми­ряне, чтобы на­сла­дить­ся его бо­го­муд­ры­ми бе­се­да­ми и увра­че­вать свои яз­вы ду­шев­ные. Вме­сте с тем прп. Ав­ра­амий не остав­лял обыч­но­го сво­е­го по­дви­га ино­че­ской жиз­ни, как лю­би­тель ни­ще­ты и сми­ре­ния. Ви­дя со­вер­шен­ства по­движ­ни­ка, под­нял на него кра­мо­лу враг че­ло­ве­че­ский, воз­бу­див за­висть со­бра­тий. Мно­го кле­вет и го­не­ний при­шлось пе­ре­не­сти ему от лю­дей, за­ви­до­вав­ших его вли­я­нию на на­род. Они во­ору­жи­ли про­тив Ав­ра­амия са­мо­го игу­ме­на, и ему за­пре­ще­но бы­ло ве­сти бе­се­ды с на­ро­дом. И через 5 лет пре­по­доб­ный вы­нуж­ден был пе­рей­ти в бед­ный Кре­сто­воз­дви­жен­ский мо­на­стырь в са­мом Смо­лен­ске. Но на­род и сю­да стал сте­кать­ся тол­па­ми к пре­по­доб­но­му за на­став­ле­ни­я­ми. По­ми­мо бе­сед на­род при­вле­ка­ла сю­да и стро­гая по­движ­ни­че­ская жизнь Ав­ра­амия. На по­жерт­во­ва­ния бо­го­моль­цев был укра­шен со­бор­ный храм мо­на­сты­ря ико­на­ми, за­ве­са­ми и све­ча­ми. Сам он на­пи­сал две ико­ны на те­мы, ко­то­рые бо­лее все­го за­ни­ма­ли его: на од­ной изоб­ра­зил Страш­ный суд, а на дру­гой – ис­тя­за­ния на мы­тар­ствах. И опять се­то­вал враг че­ло­ве­че­ский, что Гос­подь про­сла­вил ра­ба Сво­е­го.
Сам пре­по­доб­ный Ав­ра­амий утруж­дал плоть свою чрез­вы­чай­ным по­стом. Ли­цо его бы­ло блед­но и необык­но­вен­но су­хо. По­движ­ник был по­хож в свя­щен­ных одеж­дах на свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, жиз­ни ко­то­ро­го под­ра­жал. Свя­той был строг и к се­бе, и к ду­хов­ным де­тям. Он неустан­но про­по­ве­до­вал в церк­ви и при­хо­дя­щим в его кел­лию, бе­се­дуя рав­но с бо­га­ты­ми и бед­ны­ми. Стро­го наб­лю­дал он во вре­мя бо­же­ствен­ной служ­бы, чтобы ни­кто из бра­тии и на­ро­да не поз­во­ля­ли се­бе бе­се­до­вать в церк­ви, ибо по­чи­тал сие за свя­то­тат­ство и с осо­бен­ным бла­го­го­ве­ни­ем со­вер­шал бо­же­ствен­ную служ­бу.
Мно­го ис­пы­тал пре­по­доб­ный Ав­ра­амий ис­ку­ше­ний де­мон­ских, ви­ди­мых и неви­ди­мых, во вре­мя сво­е­го по­дви­га, ибо в страш­ных об­ра­зах яв­лял­ся ему враг че­ло­ве­чес­кий, ду­мая устра­шить, но все­гда был по­беж­да­ем мо­лит­вой пре­по­доб­но­го. То­гда, бу­дучи не в си­лах дей­ство­вать лич­но на свя­то­го, диа­вол воз­бу­дил про­тив него кле­ве­ту в го­ро­де, что пре­по­доб­ный про­по­ве­ду­ет ересь, жи­вет нечи­сто и на­руж­ной свя­то­стью при­кры­ва­ет тем­ные де­ла. Эти слу­хи до­шли до епи­ско­па Иг­на­тия, и весь го­род при­шел в сму­ще­ние. Го­род­ская знать и ду­хо­вен­ство тре­бо­ва­ли у епи­ско­па пре­дать пре­по­доб­но­го су­ду. Они пред­ла­га­ли уто­пить или сжечь по­движ­ни­ка. В это вре­мя слу­чи­лось быть у епис­ко­па кня­зю и бо­ярам. На су­де кня­зя и епи­ско­па пре­по­доб­ный от­вел все лжи­вые об­ви­не­ния, но, несмот­ря на это, ему за­пре­ти­ли свя­щен­но­дей­ство­вать и пе­ре­ве­ли в преж­ний мо­на­стырь в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. И вот в го­ро­де от­кры­лись раз­ные бе­ды: за­су­ха и бо­лез­ни. На­прас­но со­вер­ша­лись мо­леб­ствия – ни­что не по­мо­га­ло. То­гда свя­щен­ник Ла­зарь явил­ся к епи­ско­пу Иг­на­тию и про­сил раз­ре­шить слу­же­ние пре­по­доб­но­му Ав­ра­амию, ина­че еще боль­шие бе­ды по­стиг­нут жи­те­лей. Епи­скоп Иг­на­тий раз­ре­шил св. Ав­ра­амия, про­сил у него про­ще­ния в непра­виль­ном осуж­де­нии его и мо­литв за го­род и жи­те­лей. Сми­рен­ный инок сам про­сил епи­ско­па по­мо­лить­ся. Воз­вра­тив­шись в кел­лию, пре­по­доб­ный Ав­ра­амий пре­дал­ся усерд­ной мо­лит­ве, и вдруг по­шел обиль­ный дождь и за­су­ха кон­чи­лась. То­гда все убе­ди­лись во­очию в пра­вед­но­сти пре­по­доб­но­го и ста­ли вы­со­ко ува­жать его.
Епи­скоп Иг­на­тий имел на­ме­ре­ние по­стро­ить ка­мен­ную цер­ковь в честь Ан­ге­ла сво­е­го вне го­ро­да, где по­лю­би­лось ему пу­стын­ное ме­сто, с тем, чтобы устро­ить око­ло нее ма­лый мо­на­стырь. Но впо­след­ствии он из­ме­нил свою мысль и ос­но­вал цер­ковь на дру­гом ме­сте, уже не во имя сво­е­го Ан­ге­ла, но на па­мять По­ло­же­ния Ри­зы Бо­го­ма­те­ри во Влахерне, и со­брал при ней несколь­ко бра­тий, ко­то­рые пи­та­лись ми­ло­сты­ней епи­скоп­ской. И ни­кто не хо­тел быть игу­ме­ном в столь убо­гой оби­те­ли. Меж­ду тем вспом­нил еп. Иг­на­тий, что бла­жен­ный Ав­ра­амий скор­бел ино­гда об уда­ле­нии от го­ро­да той оби­те­ли, в ко­то­рой пре­бы­вал, не ра­ди се­бя, но ра­ди при­хо­див­ших к нему за со­ве­та­ми ду­хов­ны­ми, и по­ру­чил ему на­сто­я­тель­ство в сане ар­хи­манд­ри­та. И сам, оста­вив по ста­ро­сти епар­хию, по­се­лил­ся в нем. Так воз­на­гра­дил Гос­подь дол­гие стра­да­ния угод­ни­ка Сво­е­го, и неко­гда уни­чи­жа­е­мый все­ми вне­зап­но от всех про­сла­вил­ся. Уже не бо­я­лись при­хо­дить к нему ча­да его ду­хов­ные, но ото­всю­ду тол­па­ми сте­ка­лись, да­же и са­ми быв­шие кле­вет­ни­ки сми­рен­но при­па­да­ли к но­гам его, про­ся се­бе про­ще­ния. Бла­го­леп­но укра­сил пре­по­доб­ный дом Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, как неве­сту, бо­га­ты­ми за­ве­са­ми, ико­на­ми и лам­па­да­ми. И мно­го бы­ло же­лав­ших по­сту­пить под ру­ко­вод­ство пре­по­доб­но­го Ав­ра­амия, но он при­ни­мал их весь­ма раз­бор­чи­во и по­сле боль­ших ис­пы­та­ний, от­ме­чая ис­тин­ное усер­дие при­хо­див­ших, так что в его мо­на­сты­ре со­бра­лось толь­ко 17 бра­тий.
В глу­бо­кой ста­ро­сти пре­ста­вил­ся епи­скоп Иг­на­тий, немно­го вре­ме­ни оста­ва­лось и бла­жен­но­му Ав­ра­амию пре­бы­вать на зем­ле. Бо­лее преж­не­го вну­шал он бра­тии пом­нить о смер­ти и мо­лить­ся день и ночь о том, чтобы не быть осуж­ден­ны­ми на су­де Бо­жи­ем. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ав­ра­амий до 1224 го­да, по­жив в ино­че­стве 50 лет.
В 1238 го­ду скон­чал­ся пре­по­доб­ный Еф­рем – лю­би­мый уче­ник и усерд­ный под­ра­жа­тель доб­ро­де­те­ли сво­е­го от­ца: кро­то­сти, сми­ре­ния и люб­ви к ближ­ним. Уже в кон­це XIII ве­ка пре­по­доб­но­му Ав­ра­амию бы­ла со­став­ле­на служ­ба, сов­мест­ная с уче­ни­ком пре­по­доб­ным Еф­ре­мом. Страш­ное мон­го­ло-та­тар­ское на­ше­ствие, быв­шее на­ка­за­ни­ем Бо­жи­им за гре­хи, не толь­ко не за­глу­ши­ло па­мя­ти пре­по­доб­но­го Ав­ра­амия Смо­лен­ско­го, но на­пом­ни­ла лю­дям его при­зыв к по­ка­я­нию и па­мя­то­ва­нию Страш­но­го су­да.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-avraamij-smolenskij

☦️
Преподобная Ма́рфа Дивеевская (Милюкова).
Пре­по­доб­ная мать на­ша Мар­фа (в ми­ру Ма­рия Се­ме­нов­на Ми­лю­ко­ва) ро­ди­лась в 1810 го­ду 10/23 фев­ра­ля, в се­мье кре­стьян Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии Ар­да­тов­ско­го уез­да, де­рев­ни По­гиб­ло­во (ныне Ма­ли­нов­ка). Се­мей­ство Ми­лю­ко­вых, пра­вед­ной и бо­го­угод­ной жиз­ни, бы­ло близ­ко к стар­цу Се­ра­фи­му Са­ров­ско­му. По­ми­мо Ма­рии, в нем бы­ло еще двое стар­ших де­тей – сест­ра Прас­ко­вья Се­ме­нов­на и брат Иван Се­ме­но­вич.
Эта де­рев­ня вме­сте с при­ле­га­ю­щи­ми к ней бы­ли удель­ны­ми – при­над­ле­жа­ли не ба­ри­ну-по­ме­щи­ку, а казне. Зем­ля им бы­ла на­ре­за­на от­дель­но, но бы­ла непло­до­род­ной, так как чер­но­зем­ные участ­ки за­хва­ти­ли со­се­ди-по­ме­щи­ки. Кре­стьяне жи­ли очень бед­но, с дет­ства при­хо­ди­лось мно­го ра­бо­тать и в по­ле, и уха­жи­вать за ско­ти­ной.
По бла­го­сло­ве­нию пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Прас­ко­вья Се­ме­нов­на по­сту­пи­ла в об­щи­ну пре­по­доб­ной ма­туш­ки Алек­сан­дры, пер­во­на­чаль­ни­цы Ди­ве­ев­ской оби­те­ли, и бы­ла вы­со­кой ду­хов­ной жиз­ни.
Ко­гда Ма­рии ис­пол­ни­лось 13 лет, она вме­сте с сест­рой Прас­ко­вьей в пер­вый раз при­шла к ба­тюш­ке Се­ра­фи­му. Это слу­чи­лось 21 но­яб­ря 1823 го­да, в день Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Как рас­ска­зы­ва­ла Прас­ко­вья Се­ме­нов­на, Ма­рия «увя­за­лась за нею», и так обе они при­шли в Са­ров. Ве­ли­кий ста­рец, про­ви­дя, что де­воч­ка Ма­рия есть из­бран­ный со­суд бла­го­да­ти Бо­жи­ей, не поз­во­лил ей воз­вра­тить­ся до­мой, а при­ка­зал оста­вать­ся в об­щине. Та­ким об­ра­зом, 13-лет­няя Ма­рия Се­ме­нов­на по­сту­пи­ла в чис­ло из­бран­ных Се­ра­фи­мо­вых си­рот, в об­щи­ну ма­туш­ки Алек­сан­дры, на­чаль­ни­цей ко­то­рой в то вре­мя бы­ла ста­ри­ца Ксе­ния Ми­хай­лов­на Ко­че­уло­ва, ко­то­рую ба­тюш­ка Се­ра­фим на­зы­вал «ог­нен­ный столп от зем­ли до неба» и «тер­пуг ду­хов­ный» за ее пра­вед­ную жизнь. Ма­рия же, эта необык­но­вен­ная, неви­дан­ная до­се­ле от­ро­ко­ви­ца, ни с кем не срав­ни­мая, ан­ге­ло­по­доб­ная, ди­тя Бо­жие, с ран­них лет на­ча­ла ве­сти по­движ­ни­че­скую жизнь, пре­вос­хо­дя по су­ро­во­сти по­дви­га да­же се­стер об­щи­ны, от­ли­чав­ших­ся стро­го­стью жиз­ни, на­чи­ная с са­мой на­чаль­ни­цы Ксе­нии Ми­хай­лов­ны.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-marfa-diveevskaja-miljukova

☦️
Священномученик Алекса́ндр Елоховский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр Пет­ро­вич Ело­хов­ский ро­дил­ся в 1858 го­ду в се­ле Ря­за­ни­но Спа­со-Яры­жец­кой во­ло­сти Яро­слав­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии. Из­вест­но, что он был свя­щен­ни­ком церк­ви сво­е­го род­но­го се­ла. 25 ав­гу­ста 1918 го­да иерея аре­сто­ва­ли и об­ви­ни­ли в «ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции». Воз­мож­но, он был ре­прес­си­ро­ван в свя­зи с Яро­слав­ским вос­ста­ни­ем в июле 1918 го­да. В спис­ке за­клю­чен­ных Яро­слав­ской тюрь­мы за 1918 год он зна­чил­ся под но­ме­ром 60. 3 сен­тяб­ря 1918 го­да иерей Алек­сандр Ело­хов­ский был рас­стре­лян. Ве­ро­ят­ное ме­сто его за­хо­ро­не­ния – брат­ская мо­ги­ла на Леон­тьев­ском клад­би­ще.

☦️
Священномученик Павел Ягодинский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Па­вел Яго­дин­ский ро­дил­ся 8 де­каб­ря 1879 го­да в се­ле Сай­гу­ши Ар­да­тов­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии (ныне Рес­пуб­ли­ка Мор­до­вия, Чам­зин­ский рай­он) и про­ис­хо­дил из се­мьи пса­лом­щи­ка мест­ной церк­ви. Об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в Ду­хов­ной се­ми­на­рии, в 1900 го­ду же­нил­ся и при­нял диа­кон­ский сан. Слу­жить отец Па­вел стал в се­ле Шу­гу­ро­во Ар­да­тов­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии. Через неко­то­рое вре­мя он был ру­ко­по­ло­жен во иереи.
Со­глас­но вос­по­ми­на­ни­ям, отец Па­вел был че­ло­ве­ком тру­до­лю­би­вым, доб­рым, пре­дель­но чест­ным. Он не стре­мил­ся скры­вать свои мыс­ли по по­во­ду про­ис­хо­дя­ще­го в по­сле­ре­во­лю­ци­он­ные го­ды и го­во­рил о том, что его тре­во­жи­ло. Имен­но по­это­му его имя по­па­ло в спис­ки участ­ни­ков «контр­ре­во­лю­ци­он­но­го ку­лац­ко­го вос­ста­ния», вспых­нув­ше­го в уез­де в 1919г.
В 1929 го­ду свя­щен­ник был аре­сто­ван с об­ви­не­ни­ем в «неупла­те го­судар­ствен­ных на­ло­гов» и при­го­во­рен к 8 ме­ся­цам ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вых ра­бот. По­сле вы­хо­да на сво­бо­ду он опять стал слу­жить в церк­ви се­ла Шу­гу­ро­во. Отец Па­вел ста­ра­тель­но ис­пол­нял свой свя­щен­ни­че­ский долг: кре­стил но­во­рож­ден­ных, вен­чал, от­пе­вал. Мно­гих он по­буж­дал к ак­тив­ной де­я­тель­но­сти, мно­гих во­оду­шев­лял теп­лым одоб­ре­ни­ем, сла­бых – под­дер­жи­вал, оби­жен­ных за­щи­щал. В 1930 го­ду цер­ковь се­ла Шу­гу­ро­во бы­ла за­кры­та, а отец Па­вел аре­сто­ван. По­сле осво­бож­де­ния в 1933 го­ду, он стал слу­жить в церк­ви се­ла Бу­за­е­во Боль­ше­бе­рез­ни­ков­ско­го рай­о­на Мор­дов­ской АССР. Же­на у свя­щен­ни­ка к это­му вре­ме­ни умер­ла, и он жил по­оче­ред­но у сво­их сы­но­вей. Каж­дый из них уже опре­де­лил свой путь и устро­ил­ся в но­вой жиз­ни.
Од­на­жды у от­ца Пав­ла со­сто­ял­ся раз­го­вор с пред­се­да­те­лем сель­со­ве­та, ко­то­рый со­ве­то­вал свя­щен­ни­ку «оста­вить свое ре­мес­ло, от­ка­зать­ся от са­на и по­сту­пить ку­да-ни­будь на опре­де­лен­ную ра­бо­ту». Но бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник на это от­ве­тил: «Нет, я не от­ка­зы­вал­ся и не ду­мал от­ка­зы­вать­ся от са­на свя­щен­ни­ка. Де­лать это мне не поз­во­ля­ют мои ре­ли­ги­оз­ные убеж­де­ния, умру в сане свя­щен­ни­ка».
5 ав­гу­ста 1937 го­да со­сто­ял­ся тре­тий и по­след­ний арест. В до­ме у от­ца Пав­ла был про­из­ве­ден обыск, но ни­че­го об­на­ру­же­но не бы­ло. Бы­ло сфор­му­ли­ро­ва­но об­ви­не­ние: «при­ни­мал ак­тив­ное уча­стие в ор­га­ни­за­ции контр­ре­во­лю­ци­он­но­го ку­лац­ко­го вос­ста­ния и при­зы­вал на­се­ле­ние к тер­ак­там над ком­му­ни­ста­ми». Ви­нов­ным се­бя он не при­знал. На до­про­се аре­сто­ван­ный свя­щен­ник под­твер­дил свои сло­ва, что не на­ме­рен сни­мать с се­бя сан, и за­явил, что «хо­тя я и убеж­ден­ный ве­ру­ю­щий, но ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции ни­где не про­во­дил». Трой­ка при НКВД Мор­дов­ской АССР при­го­во­ри­ла иерея Пав­ла Яго­дин­ско­го к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. 3 сен­тяб­ря 1937 го­да он был рас­стре­лян.

☦️
Священномученик Фео́дор Каллистов, пресвитер.
Про­то­и­ерей Фе­дор Кал­ли­стов ро­дил­ся 17 ап­ре­ля 1865 го­да в Пен­зен­ской гу­бер­нии в се­ле Усть-Ке­ра (Ар­ши­нов­ка) в се­мье диа­ко­на Сте­фа­на Кал­ли­сто­ва.
В 1880 го­ду он окон­чил ду­хов­ное учи­ли­ще, а в 1886 го­ду — Пен­зен­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию. За­тем он был опре­де­лен пса­лом­щи­ком в се­ло Усть-Ке­ра (Ар­ши­нов­ка) Ниж­не-Ло­мов­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии.
В 1887 го­ду по­сле же­нить­бы он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а за­тем и во свя­щен­ни­ка. На про­тя­же­нии 1887-1916 гг. свя­щен­ник Фе­одор со­вер­шал свое слу­же­ние в раз­лич­ных се­лах Пен­зен­ской гу­бер­нии, за­ни­ма­ясь так­же про­све­ти­тельской де­я­тель­но­стью в ка­че­стве за­ко­но­у­чи­те­ля цер­ков­но-при­ход­ских и зем­ских школ, а так­же учи­лищ. В се­мье Кал­ли­сто­вых в это вре­мя ро­ди­лось 14 де­тей. В 1916 го­ду свя­щен­ни­ка Фе­одо­ра пе­ре­ве­ли в клир со­бор­ной церк­ви Тро­и­цы Жи­во­на­чаль­ной го­ро­да Тро­иц­ка Крас­но­сло­бод­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии. В 1922 го­ду, бу­дучи уже на­сто­я­те­лем это­го хра­ма, он был воз­ве­ден в сан про­то­и­ерея.
По­след­ние го­ды зем­ной жиз­ни от­ца Фе­одо­ра бы­ли на­пол­не­ны скор­бя­ми и ли­ше­ни­я­ми. В 1930-е го­ды вла­сти де­ла­ли все, что­бы за­крыть цер­ковь в Тро­иц­ке. 28 фев­ра­ля 1930 го­да про­то­и­ерея Фе­одо­ра за­дер­жа­ли со­труд­ни­ки ОГ­ПУ. Его об­ви­ня­ли в ан­ти­со­ветст­кой и ан­ти­кол­хоз­ной аги­та­ции, но он ви­ну не признал. При­хо­жа­не со­ста­ви­ли об­ра­ще­ние, в ко­то­ром про­си­ли от­пу­стить про­то­и­ерея Фе­одо­ра под их по­ру­чи­тельство и под­пис­ку. Од­на­ко 3 ок­тяб­ря 1930 го­да бы­ло вы­не­се­но об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние и про­то­и­ерея Фе­одо­ра при­го­во­ри­ли к ссыл­ке в За­пад­ную Си­бирь сро­ком на три го­да. Тро­иц­кий храм был за­крыт.
В 1933 го­ду, по­сле трех лет ссыл­ки, про­то­и­ерей Фе­одор вер­нул­ся в Тро­ицк, от­крыл цер­ковь и воз­об­но­вил бо­го­слу­же­ния. На про­то­и­ерея Фе­одо­ра сно­ва ста­ли пи­сать лжи­вые до­но­сы в ми­ли­цию и НКВД. В 1935 го­ду цер­ковь опять за­кры­ли под пред­ло­гом не­упла­ты на­ло­гов го­су­дар­ству за зда­ние. Про­то­и­ерею Фе­одо­ру уда­лось вновь от­крыть цер­ковь и воз­об­но­вить служ­бы. Что­бы предот­вра­тить по­втор­ное за­крытие церк­ви про­то­и­ерей Фе­одор со­брал часть сум­мы де­нег для упла­ты на­ло­га, тре­бу­е­мо­го го­су­дар­ством, но на ос­но­ва­нии оче­ред­но­го до­но­са 14 ав­гу­ста 1937 го­да он был аре­сто­ван. На след­ствии про­то­и­ерей Фе­одор дер­жал­ся му­же­ствен­но, ни­ко­го не об­ви­нял, не на­зы­вал ни­ка­ких имен, не признал об­ви­не­ний в аги­та­ции.
22-23 ав­гу­ста 1937 го­да со­сто­я­лось за­се­да­ние тройки НКВД МАССР. Вы­пис­ка из про­то­ко­ла тройки НКВД гла­сит: «Ка­ли­стов Фе­дор Сте­па­но­вич, 1865 г.р., слу­жи­тель ре­ли­ги­оз­но­го культа — про­то­и­ерей, су­дим за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. Об­ви­ня­ет­ся в ак­тив­ной ан­ти­со­вет­ской тер­ро­ри­сти­че­ской аги­та­ции и при­зыве на­се­ле­ния к борь­бе про­тив со­вет­ской вла­сти. ПО­СТА­НО­ВИ­ЛИ: “Ка­ли­сто­ва Фе­до­ра Сте­па­но­ви­ча РАС­СТРЕ­ЛЯТЬ”».
3 сен­тяб­ря 1937 го­да про­то­и­ерей Фе­одор Кал­ли­стов при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну.

☦️
Преподобномученик Рафаи́л (Момчилович), Шишатовацкий, игумен.
Мо­на­стырь Ши­ша­то­вац, так же как и все мо­на­сты­ри Срем­ской епар­хии и Фруш­ской го­ры, с са­мо­го на­ча­ла Вто­рой ми­ро­вой вой­ны и по­сле нее был сви­де­те­лем ге­но­ци­да сер­бов и ис­треб­ле­ния пра­во­сла­вия. Пусть этот неболь­шой очерк об игу­мене-му­че­ни­ке, пре­по­доб­но­му­че­ни­ке Ра­фа­и­ле (Мо­мчи­ло­ви­че), станет фраг­мен­том огром­но­го ши­ша­то­вац­ко­го и срем­ско­го мар­ти­ро­ло­га.
Ге­ор­гий Мо­мчи­ло­вич ро­дил­ся 23 ап­ре­ля 1875 го­да в се­мье серб­ских кре­стьян Ве­ли­ми­ра и Пер­си­ды Мо­мчи­ло­вич в се­ле Де­роне в Бач­ке. Он был тре­тьим и по­след­ним ре­бен­ком в се­мье. На­чаль­ную шко­лу Ге­ор­гий за­кон­чил в род­ном се­ле. Ко­гда маль­чи­ку ис­пол­ни­лось 12 лет, отец от­вез его в мо­на­стырь Ко­виль, где он про­вел несколь­ко лет в мо­на­стыр­ской шко­ле. За­тем Ге­ор­гий пе­ре­ехал в мо­на­стырь Бод­жане, где уже как по­слуш­ник изу­чал ико­но­пись.
В 1897 го­ду игу­мен Ко­виль­ско­го мо­на­сты­ря Ми­рон (Джор­д­же­вич) вме­сте с два­дца­ти­двух­лет­ним Ге­ор­ги­ем пе­ре­шел в брат­ство мо­на­сты­ря Ма­нас­сия, где он вско­ре при­нял мо­на­ше­ство с име­нем Ра­фа­ил в честь пре­по­доб­но­го Ра­фа­и­ла Ба­нат­ско­го, хи­лан­дар­ско­го мо­на­ха. Сра­зу по­сле по­стри­га он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­ны, а на сле­ду­ю­щий год – во иеро­мо­на­хи. Но­вый мит­ро­по­лит Серб­ский и Свя­щен­ный Си­нод по­сла­ли его в Рос­сию, где иеро­мо­нах Ра­фа­ил изу­чал ико­но­пись и слу­жил на Серб­ском по­дво­рье в Москве.
Три го­да спу­стя отец Ра­фа­ил воз­вра­тил­ся в Сер­бию, хо­лод­ный кли­мат Рос­сии осла­бил его уже то­гда по­шат­нув­ше­е­ся здо­ро­вье. На год он уехал в Ита­лию со­вер­шен­ство­вать свое зна­ние ико­но­пи­си. Из Ри­ма воз­вра­тил­ся в Бел­град, неко­то­рое вре­мя под­ви­зал­ся в мо­на­сты­ре Ра­ко­ви­ца, за­тем два го­да – в мо­на­сты­ре Бу­ко­во и, ве­ро­ят­но, в 1908 го­ду воз­вра­тил­ся в мо­на­стырь Ко­виль. В 1935 го­ду он был при­нят в брат­ство мо­на­сты­ря Ши­ша­то­вац. Об этом пе­ри­о­де его жиз­ни из­вест­но не мно­го. О ху­до­же­ствен­ных ико­но­пис­ных про­из­ве­де­ни­ях от­ца Ра­фа­и­ла пи­са­ли боль­ше, чем о нем са­мом (его ма­стер­ство при­вле­ка­ло вни­ма­ние спе­ци­а­ли­стов-ис­кус­ство­ве­дов).
Отец Ра­фа­ил стал мо­на­хом Ши­ша­то­вац­ко­го мо­на­сты­ря за несколь­ко лет до сво­ей му­че­ни­че­ской кон­чи­ны, при­бли­зи­тель­но в 1935 го­ду. Спу­стя три го­да его из­бра­ли на­сто­я­те­лем. В те­че­ние этих трех лет им на­пи­са­но боль­шое ко­ли­че­ство икон, несколь­ко ико­но­ста­сов и за­ме­ча­тель­ная га­ле­рея порт­ре­тов вы­да­ю­щих­ся цер­ков­ных де­я­те­лей. Сре­ди этих порт­ре­тов сто­ит упо­мя­нуть порт­рет пат­ри­ар­ха Серб­ско­го Гав­ри­и­ла, му­че­ни­че­ски по­гиб­ше­го в аду Вто­рой ми­ро­вой вой­ны. За спи­ной пат­ри­ар­ха-му­че­ни­ка изо­бра­жен бу­ду­щий храм свя­то­го Сав­вы на Вра­ча­ре, о стро­и­тель­стве ко­то­ро­го игу­мен осо­бен­но за­бо­тил­ся, от­да­вая на это все до­хо­ды от про­да­жи сво­их ху­до­же­ствен­ных ра­бот, ко­то­рые оце­ни­вал по-мо­на­ше­ски скром­но. По­то­му и удо­сто­ил его Гос­подь быть со­бор­но про­слав­лен­ным вме­сте со все­ми но­во­му­че­ни­ка­ми Серб­ски­ми под сво­да­ми имен­но это­го со­бор­но­го хра­ма. Так Гос­подь про­слав­ля­ет вер­ных Сво­их, вер­ных до смер­ти!
Свя­щен­ным Си­но­дом в мар­те 1958 го­да по дан­ным, имев­шим­ся то­гда в ар­хи­ве, со­став­лен спи­сок свя­щен­ни­ков и епи­ско­пов СПЦ, по­гиб­ших на тер­ри­то­рии так на­зы­ва­е­мой НДХ (Неза­ви­си­мой Дер­жа­вы Хор­ват­ской) от рук уста­шей в пе­ри­од с ап­ре­ля 1941-го до кон­ца 1944 го­да. В мар­ти­ро­ло­ге Срем­ской епар­хии (по­сле вой­ны от­де­лен­ной от Бел­град­ской ар­хи­епи­ско­пии) под но­ме­ром 173 по­вест­ву­ет­ся о му­че­ни­че­ской кон­чине игу­ме­на Ра­фа­и­ла (Мо­мчи­ло­ви­ча): «25 ав­гу­ста 1941 го­да в мо­на­стырь в со­про­вож­де­нии несколь­ких уста­шей во­рвал­ся при­став Ни­ко­ла Бун­так и аре­сто­вал игу­ме­на и еще трех мо­на­хов – Ди­мит­рия, Гер­ма­на и Фе­о­фа­на. Отец Ра­фа­ил с мо­на­ха­ми был уве­зен в Сла­вон­скую По­же­гу. В по­ез­де ему вы­рва­ли бо­ро­ду, из­би­ва­ли, за­став­ляя петь пес­ни серб­ских чет­ни­ков. На вок­за­ле в Сла­вон­ской По­же­ге аре­сто­ван­ные до 9 ча­сов ве­че­ра жда­ли по­ез­да из Сла­вон­ско­го Бро­да, на ко­то­ром при­вез­ли еще 400 аре­сто­ван­ных сер­бов из уез­дов Босан­ский Брод и Дер­вент. На вок­за­ле уста­ши свя­за­ли сер­бов по чет­ве­ро, во гла­ве ко­лон­ны по­ста­ви­ли от­ца Ра­фа­и­ла с тре­мя мо­на­ха­ми и по­ве­ли по го­ро­ду. По до­ро­ге уста­ши из­би­ва­ли сер­бов так, что ста­ри­ки, и сре­ди них игу­мен Ра­фа­ил, спо­ты­ка­лись и па­да­ли; это при­во­ди­ло уста­шей в еще боль­шее оже­сто­че­ние, их из­би­ва­ли, вы­кри­ки­вая: «А ну, чет­ни­ки, спой­те свою пес­ню “Свя­тый Бо­же”!» За­тем уз­ни­ков при­ве­ли в боль­нич­ный двор, в ко­то­ром был устро­ен ла­герь, вы­стро­и­ли и из­би­ва­ли каж­до­го по оче­ре­ди. По­сле по­бо­ев их, ед­ва жи­вых, за­ста­ви­ли бе­гом бе­жать к ба­ра­кам. Игу­мен Ра­фа­ил, из­му­чен­ный и ис­тер­зан­ный, по­те­рял со­зна­ние и упал, и те, кто бе­жал вслед за ним, вы­нуж­де­ны бы­ли бе­жать по его те­лу. Игу­мен-му­че­ник, из­би­тый до неузна­ва­е­мо­сти, был по­ме­щен в ла­гер­ную боль­ни­цу, а спу­стя че­ты­ре дня его пе­ре­вез­ли в Сер­бию, в од­ну из бел­град­ских боль­ниц. В боль­ни­це бы­ло уста­нов­ле­но, что у от­ца Ра­фа­и­ла сло­ма­но пять ре­бер, мно­го­чис­лен­ные внут­рен­ние кро­во­под­те­ки. 3 сен­тяб­ря 1941 го­да игу­мен Ра­фа­ил скон­чал­ся от по­лу­чен­ных травм».
Из это­го тек­ста, со­став­лен­но­го в кан­це­ля­рии Си­но­да на ос­но­ва­нии име­ю­щих­ся в ар­хи­ве дан­ных, оче­вид­но, что пре­по­доб­но­му­че­ник Ра­фа­ил (Мо­мчи­ло­вич) умер в бел­град­ской боль­ни­це по­сле му­че­ний, пе­ре­не­сен­ных в Сла­вон­ской По­же­ге, и за­хо­ро­нен на од­ном из бел­град­ских клад­бищ или в ка­ком-то из мас­со­вых за­хо­ро­не­ний, ме­сто­на­хож­де­ние ко­то­ро­го то­гда не бы­ло уста­нов­ле­но. Один Гос­подь Все­ве­ду­щий зна­ет ме­сто зем­но­го упо­ко­е­ния но­во­му­че­ни­ка, ду­ша же его пре­бы­ва­ет в веч­ном бла­жен­стве у под­но­жия пре­сто­ла Бо­жия.
3 сен­тяб­ря – день ис­по­вед­ни­че­ской му­че­ни­че­ской кон­чи­ны игу­ме­на Ра­фа­и­ла, по­ло­жив­ше­го ду­шу свою за Хри­ста, пра­во­сла­вие и серб­ство,– этот день дол­жен стать днем все­на­род­но­го про­слав­ле­ния его свя­то­го по­дви­га.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ра­фа­ил Ши­ша­то­вац­кий во вре­мя сво­ей зем­ной жиз­ни за­ни­мал­ся ико­но­пи­сью и жи­во­пи­сью, к сво­е­му ху­до­же­ствен­но­му да­ру от­но­сил­ся сми­рен­но. Бо­лее все­го он за­ни­мал­ся жи­во­пи­са­ни­ем ико­ны Бо­жи­ей, ис­тин­но­го хри­сти­ан­ско­го мо­на­ше­ско­го ли­ка, в са­мом се­бе. И это глав­ное де­ла­ние сво­ей жиз­ни за­вер­шил он му­че­ни­че­ской смер­тью за Хри­ста, за Крест честнЫй и ве­ру пра­во­слав­ную. По­то­му мы про­слав­ля­ем его па­мять вме­сте с мно­го­чис­лен­ны­ми му­че­ни­ка­ми – сви­де­те­ля­ми Апо­ка­лип­ти­че­ско­го Агн­ца, со все­ми невин­но по­стра­дав­ши­ми, ко­то­рые при­шли от ве­ли­кой скор­би; они омы­ли одеж­ды свои и убе­ли­ли одеж­ды свои Кро­вию Агн­ца. За это они пре­бы­ва­ют ныне пе­ред пре­сто­лом Бо­га (Откр.7:14-15).

☦️
Преподобномученик Игна́тий (Даланов), иеромонах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Иг­на­тий ро­дил­ся 12 сен­тяб­ря 1885 го­да в де­ревне Ко­же­мя­ки­но Се­беж­ско­го уез­да Юс­ти­нов­ской во­ло­сти Ви­теб­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ми­ха­и­ла Да­ла­но­ва и в кре­ще­нии был на­ре­чен Иоан­ном. Об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в сель­ской шко­ле. 6 июня 1911 го­да Иван по­сту­пил в Оп­ти­ну Пу­стынь. 11 сен­тяб­ря то­го же го­да его бла­го­сло­ви­ли на под­ряс­ник, с 1914 го­да он про­хо­дил по­слу­ша­ние в Иоан­но-Пред­те­чен­ском ски­ту Оп­ти­ной Пу­сты­ни.
В июле 1914 го­да часть бра­тии – ря­со­фор­ные мо­на­хи и по­слуш­ни­ки – бы­ли при­зва­ны на фронт в свя­зи с на­чав­шей­ся вой­ной с Гер­ма­ни­ей, и сре­ди них по­слуш­ник Иоанн, ко­то­рый был на­прав­лен слу­жить в 5-й пе­хот­ный ре­зерв­ный Си­бир­ский полк. В Ве­ли­кую Пят­ни­цу Че­ты­ре­де­сят­ни­цы 1917 го­да он был по­стри­жен ря­со­фор.
По­сле за­кры­тия Оп­ти­ной пу­сты­ни с при­хо­дом к вла­сти без­бож­ни­ков Иоанн был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с на­ре­че­ни­ем ему име­ни Иг­на­тий; он стал слу­жить сто­ро­жем в Тих­вин­ском хра­ме в се­ле Стрель­на непо­да­ле­ку от Ко­зель­ска. В 1929 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха и с 1934 го­да слу­жил в Спас­ской церк­ви в се­ле Ку­ры­ни­чи Пе­ре­мышль­ско­го рай­о­на, здесь он про­слу­жил до мас­со­вых го­не­ний 1937 го­да.
В но­яб­ре 1937 го­да со­труд­ни­ки НКВД до­про­си­ли де­жур­ных сви­де­те­лей – сек­ре­та­ря сель­со­ве­та, кол­хоз­но­го бри­га­ди­ра и од­но­го из кол­хоз­ни­ков, ко­то­рые да­ли тре­буе­мые сле­до­ва­те­лем по­ка­за­ния, буд­то иеро­мо­нах Иг­на­тий го­во­рил, что пе­ре­пись ком­му­ни­сты про­во­дят толь­ко для то­го, чтобы узнать, сколь­ко на­ро­да при со­вет­ской вла­сти умер­ло, да сколь­ко оста­лось ве­ру­ю­щих, чтобы опре­де­лить, за­крыть или вновь от­крыть церк­ви, что ком­му­ни­сты, го­то­вясь к вы­бо­рам, на­чи­на­ют лю­дей ни за что са­жать в тюрь­мы; они утвер­жда­ют, что со­вет­ская стра­на са­мая де­мо­кра­тич­ная в ми­ре – на­род мо­жет вы­би­рать ко­го хо­чет, а на са­мом де­ле все на­о­бо­рот, на­ме­ча­ют кан­ди­да­тов, ко­то­рые им нуж­ны, а ес­ли бу­дешь воз­ра­жать – по­са­дят в тюрь­му и за­пи­шут контр­ре­во­лю­ци­о­не­ром.
23 но­яб­ря 1937 го­да со­труд­ни­ки НКВД аре­сто­ва­ли от­ца Иг­на­тия, и 27 но­яб­ря он был до­про­шен.
– Вы аре­сто­ва­ны и при­вле­ка­е­тесь к от­вет­ствен­но­сти за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. След­ствие пред­ла­га­ет вам дать по это­му по­во­ду по­ка­за­ния! – по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель.
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти с мо­ей сто­ро­ны не бы­ло, – от­ве­тил отец Иг­на­тий.
– Вы да­е­те непра­виль­ные по­ка­за­ния. След­ствие рас­по­ла­га­ет до­ста­точ­ным ма­те­ри­а­лом о ва­шей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти.
– Я даю след­ствию ис­крен­ние по­ка­за­ния о том, что с мо­ей сто­ро­ны ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не ве­лось.
– В но­яб­ре 1937 го­да вы ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию в свя­зи с вы­бо­ра­ми в Вер­хов­ный Со­вет. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию в свя­зи с вы­бо­ра­ми я ни в но­яб­ре, ни в дру­гое вре­мя не вел.
– В ап­ре­ле 1937 го­да вы ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию и кле­ве­та­ли на со­вет­скую власть. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
– Я еще раз за­яв­ляю, что как в ап­ре­ле, так и в дру­гое вре­мя с мо­ей сто­ро­ны контр­ре­во­лю­ци­он­ная аги­та­ция про­тив су­ще­ству­ю­ще­го строя не про­во­ди­лась, счи­таю эти по­ка­за­ния сви­де­те­лей непра­виль­ны­ми.
– От­ку­да к вам при­был мо­нах Са­ра­тов­ско­го мо­на­сты­ря… и по­че­му он у вас про­жи­ва­ет?
– За контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность он от­бы­вал на­ка­за­ние в Си­би­ри и в Ор­ле, по­сле че­го при­был в Ка­лу­гу, и ар­хи­ерей на­пра­вил его к нам. В церк­ви он не слу­жил, а ра­бо­тал в са­ду…
– А кто у вас еще про­жи­ва­ет в сто­рож­ке?
– В сто­рож­ке еще жи­вут мо­на­хи­ня,.. сто­ро­жи­ха,.. же­на цер­ков­но­го ста­ро­сты… и ее сест­ра…
– Вы ор­га­ни­зо­ва­ли там мо­на­стырь?
– В сто­рож­ке жи­ли два мо­на­ха, мо­на­хи­ня и три цер­ков­ни­цы, мо­на­сты­ря мы там не ор­га­ни­зо­вы­ва­ли, а со­бра­лись, по­то­му что негде бы­ло жить.
– От­ри­цая предъ­яв­лен­ные об­ви­не­ния, вы ста­ли на путь об­ма­на след­ствия, ко­то­рое рас­по­ла­га­ет до­ста­точ­ным ма­те­ри­а­лом, ули­ча­ю­щим вас в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, по­это­му пред­ла­га­ет­ся вам не об­ма­ны­вать след­ствие…
– В предъ­яв­ля­е­мых мне об­ви­не­ни­ях я ви­нов­ным се­бя не при­знаю, и еще раз за­яв­ляю, что с мо­ей сто­ро­ны ни­ког­да ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не ве­лось.
27 но­яб­ря след­ствие бы­ло за­кон­че­но, на сле­ду­ю­щий день сле­до­ва­тель со­ста­вил об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние, на­пра­вив его на рас­смот­ре­ние трой­ки, и 2 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла иеро­мо­на­ха Иг­на­тия к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. 25 июля 1940 го­да, по­сле пре­бы­ва­ния в раз­лич­ных тюрь­мах, он ока­зал­ся в Тем­ни­ков­ском ла­ге­ре в Мор­до­вии. 24 ав­гу­ста 1942 го­да отец Иг­на­тий тя­же­ло за­бо­лел и был по­ме­щен в ла­гер­ный ла­за­рет. Иеро­мо­нах Иг­на­тий (Да­ла­нов) скон­чал­ся 3 сен­тяб­ря 1942 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле на ла­гер­ном клад­би­ще.

☦️
Икона Богородицы Светописанная (Светописанный образ).
Явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимонове монастыре.
3 сен­тяб­ря 2013 го­да ис­пол­нилось 110 лет яв­ле­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри в Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­вом мо­на­сты­ре на Афоне. Празд­но­ва­ние в честь Све­то­пи­сан­но­го об­ра­за бы­ло уста­нов­ле­но Со­бо­ром стар­цев мо­на­сты­ря в 100-лет­нюю го­дов­щи­ну это­го чу­дес­но­го со­бы­тия.
27 июля 2013 го­да на за­се­да­нии Свя­щен­но­го Си­но­да в Ки­е­во-Пе­чер­ской лав­ре бы­ло при­ня­то ре­ше­ние (жур­нал № 97) вклю­чить в ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви празд­но­ва­ние вос­по­ми­на­ния яв­ле­ния Све­то­пи­сан­но­го об­ра­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, быв­ше­го в Рус­ском на Афоне Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­вом мо­на­сты­ре в 1903-м го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/ikona-svetopisannaja-svetopisannyj-obraz


Жития
Писание