⏳ 2023.08.31 (чт)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 13я по Пятидесятнице (глас 3й)
• четверг

☀️ неподвижный годовой круг:
31 августа (18 августа)
• (попразднство Успения Пресвятой Богородицы)
• мчч. Флора и Лавра (II)
• мчч. Е́рма, Серапио́на, Полие́на (II)
• сщмчч. Емилиа́на Требийского, Иларио́на, мчч. Диони́сия, Ерми́ппа (ок. 300)
• свтт. Иоанна V (674) и Георгия I (683), патриархов Константинопольских
• прп. Макария Пеликитского (ок. 830)
• прп. Иоанна Рыльского (946)
• сщмч. Григория (Бронникова), мчч. Евгения (Дмитрева), Михаила (Ерегодского) (1937)
• иконы Божией Матери Всецарица (Пантанасса)


☦️
Мученики Флор и Лавр Иллирийские.
Му­че­ни­ки Флор и Лавр бы­ли род­ны­ми бра­тья­ми не толь­ко по пло­ти, но и по ду­ху. Они жи­ли во II ве­ке в Ви­зан­тии, за­тем пе­ре­се­ли­лись в Ил­ли­рию (ныне Юго­сла­вия). По ре­ме­с­лу бра­тья бы­ли камне­те­са­ми (их учи­те­ля­ми в этом ис­кус­стве бы­ли хри­сти­ане Про­кл и Мак­сим, от ко­то­рых бра­тья на­учи­лись и бо­го­угод­ной жиз­ни). Пра­ви­тель Ил­ли­рии Ли­ка­он по­слал бра­тьев в со­сед­нюю об­ласть для ра­бо­ты над стро­я­щим­ся язы­че­ским хра­мом. Свя­тые тру­ди­лись на строй­ке, раз­да­вая за­ра­бо­тан­ные день­ги ни­щим, са­ми же со­блю­да­ли стро­гий пост и непре­стан­но мо­ли­лись. Од­на­жды сын мест­но­го жре­ца Ма­мер­ти­на неосто­рож­но по­до­шел к строй­ке, и оско­лок кам­ня по­пал ему в глаз, силь­но по­вре­див его. Свя­тые Флор и Лавр об­на­де­жи­ли раз­гне­ван­но­го от­ца, что сын его по­лу­чит ис­це­ле­ние. Они взя­ли юно­шу к се­бе и на­ста­ви­ли ве­ре во Хри­ста. По­сле то­го, как юно­ша ис­по­ве­дал Иису­са Хри­ста Ис­тин­ным Бо­гом, бра­тья по­мо­ли­лись о нем, и глаз ис­це­лел. При ви­де та­ко­го чу­да отец юно­ши так­же уве­ро­вал во Хри­ста. Ко­гда по­строй­ка хра­ма бы­ла за­кон­че­на, бра­тья со­бра­ли хри­сти­ан, по­мо­гав­ших при по­строй­ке, со­кру­ши­ли идо­лов и по­ста­ви­ли в во­сточ­ной ча­сти хра­ма свя­той крест. Всю ночь они про­ве­ли в мо­лит­ве, оза­ря­е­мые небес­ным све­том. Узнав об этом, на­чаль­ник об­ла­сти при­го­во­рил к со­жже­нию быв­ше­го жре­ца Ма­мер­ти­на с его сы­ном и 300 хри­сти­ан. Му­че­ни­ки Флор и Лавр, от­прав­лен­ные к пра­ви­те­лю Ли­ка­о­ну, бы­ли бро­ше­ны в пу­стой ко­ло­дец и за­сы­па­ны зем­лей.
Через мно­го лет свя­тые мо­щи му­че­ни­ков Фло­ра и Лав­ра бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми и пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль. В 1200 г. их ви­дел нов­го­род­ский па­лом­ник Ан­то­ний; око­ло 1350 г. гла­вы му­че­ни­ков в мо­на­сты­ре Все­дер­жи­те­ля ви­дел Сте­фан Нов­го­ро­дец.
В Ми­нее за ав­густ ска­за­но, что на Ру­си свя­тых му­че­ни­ков Фло­ра и Лав­ра по­чи­та­ют как по­кро­ви­те­лей до­маш­не­го ско­та. Это по­чи­та­ние воз­ник­ло еще в древ­ние вре­ме­на, и по всей Рус­ской зем­ле тор­же­ствен­но празд­но­вал­ся день па­мя­ти этих свя­тых.
По уст­но­му пре­да­нию, со­хра­нив­ше­му­ся в Нов­го­род­ской зем­ле, с от­кры­ти­ем мо­щей свя­тых му­че­ни­ков Фло­ра и Лав­ра пре­кра­тил­ся па­деж ско­та. То­гда и на­ча­лось по­чи­та­ние свя­тых как по­кро­ви­те­лей ло­ша­дей. Это по­чи­та­ние, воз­мож­но, при­шло на Русь с Бал­кан – ро­ди­ны свя­тых бра­тьев. Имен­но там воз­ник­ло пре­да­ние о том, что му­че­ни­ки Флор и Лавр бы­ли обу­че­ны Ар­хан­ге­лом Ми­ха­и­лом ис­кус­ству управ­лять ло­шадь­ми. В древ­них ико­но­пис­ных под­лин­ни­ках Ру­си да­ет­ся на­став­ле­ние, что свя­тые Флор и Лавр долж­ны быть на­пи­са­ны с ко­ня­ми, ко­то­рым они по­кро­ви­тель­ству­ют. И до се­го дня во мно­гих хра­мах и му­зе­ях Рос­сии со­хра­ни­лись пре­крас­ные ико­ны свя­тых Фло­ра и Лав­ра с изо­бра­же­ни­ем ло­ша­дей. Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чил сю­жет «Чу­до о Фло­ре и Лав­ре».

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/682

☦️
Мученики Ерм, Серапио́н и Полие́н.
Му­че­ни­ки Ерм, Се­ра­пи­он и По­ли­ен бы­ли рим­ляне, по­стра­да­ли за Хри­ста во II в. Их бро­си­ли в тем­ни­цу; ко­гда же при до­про­се они твер­до ис­по­ве­да­ли ве­ру во Хри­ста и от­ка­за­лись при­не­сти жерт­ву идо­лам, му­че­ни­ков ста­ли вла­чить по тес­ным и непро­хо­ди­мым ме­стам; уда­ря­ясь о кам­ни и вы­сту­пы, они скон­ча­лись, вос­при­няв небес­ные вен­цы.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/683

☦️
Священномученики Емилиа́н, епископ, Иларио́н, иеромонах, мученики Диони́сий и Ерми́пп.
Свя­щен­но­му­че­ни­ки Еми­ли­ан епи­скоп и с ним Ила­ри­он, Ди­о­ни­сий и Ер­мипп ро­ди­лись и жи­ли в Ар­ме­нии. По­сле смер­ти ро­ди­те­лей свя­щен­но­му­че­ни­ки Еми­ли­ан, Ди­о­ни­сий и Ер­мипп (они бы­ли бра­тья­ми) и Ила­ри­он (их учи­тель) оста­ви­ли ро­ди­ну и при­е­ха­ли в Ита­лию, в г. Спо­ли­тон. Там свя­той Еми­ли­ан на­чал про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие языч­ни­кам. Сво­ей стро­гой, доб­ро­де­тель­ной жиз­нью он снис­кал глу­бо­кое ува­же­ние хри­сти­ан­ской об­щи­ны и был из­бран епи­ско­пом г. Тре­бии (ар­хи­ерей­ское по­свя­ще­ние при­нял от свя­то­го па­пы Рим­ско­го Мар­цел­ли­на).
Пе­ре­се­лив­шись в Тре­бию, свя­ти­тель Еми­ли­ан об­ра­тил мно­гих языч­ни­ков ко Хри­сту, за что был пред­став­лен на суд им­пе­ра­то­ру Мак­си­ми­а­ну (284–305). Свя­ти­тель пред­ло­жил им­пе­ра­то­ру са­мо­му убе­дить­ся в си­ле мо­лит­вы ко Хри­сту. Был при­не­сен рас­слаб­лен­ный с дав­не­го вре­ме­ни че­ло­век. Сколь­ко ни ста­ра­лись жре­цы ис­це­лить его взы­ва­ни­ем к идо­лам, они ни­че­го не до­би­лись. То­гда свя­ти­тель Еми­ли­ан, по­мо­лив­шись Гос­по­ду, Име­нем Иису­са Хри­ста по­ве­лел рас­слаб­лен­но­му встать, и он, под­няв­шись здо­ро­вым, ра­ду­ясь, сам по­шел до­мой. Это чу­до бы­ло на­столь­ко убе­ди­тель­ным, что им­пе­ра­тор на­чал скло­нять­ся к при­зна­нию ис­ти­ны во Хри­сте, но жре­цы вну­ши­ли ему, что свя­ти­тель дей­ству­ет вол­шеб­ством. Он был пре­дан же­сто­ким ис­тя­за­ни­ям, пе­ред ко­то­ры­ми Гос­подь укре­пил его, ска­зав: «Не стра­шись, Еми­ли­ан, Я Сам с то­бою». Му­че­ни­ка при­вя­зы­ва­ли к ко­ле­су, бро­са­ли в ки­пя­щее оло­во, то­пи­ли в ре­ке, от­да­ли в цирк на съе­де­ние зве­рям, но он оста­вал­ся невре­ди­мым. При ви­де та­ких чу­дес на­род стал кри­чать: «Ве­лик Бог хри­сти­ан­ский! Пусть раб Его бу­дет от­пу­щен на сво­бо­ду!» В тот день уве­ро­ва­ли во Хри­ста 1000 че­ло­век, и все при­ня­ли му­че­ни­че­ские вен­цы. В яро­сти пра­ви­тель ве­лел убить и зве­рей, не рас­тер­зав­ших свя­ти­те­ля, ко­то­рый бла­го­да­рил Гос­по­да, что и ди­кие зве­ри при­ни­ма­ют смерть за Хри­ста.
Свя­ти­те­ля Еми­ли­а­на вме­сте с бра­тья­ми и учи­те­лем за­клю­чи­ли в тем­ни­цу, и по­сле же­сто­ких ис­тя­за­ний свя­щен­но­му­че­ни­ки Ила­ри­он, Ди­о­ни­сий и Ер­мипп бы­ли усе­че­ны ме­чом. Свя­ти­те­ля Еми­ли­а­на каз­ни­ли за го­ро­дом. Ко­гда па­лач уда­рил по шее му­че­ни­ка ме­чом, он стал мяг­ким, как воск, и не на­нес ни­ка­кой ра­ны свя­то­му. Во­и­ны упа­ли к его но­гам, про­ся про­ще­ния и ис­по­ве­дуя Хри­ста Ис­тин­ным Бо­гом. Став на ко­ле­ни, свя­той мо­лил­ся за них и про­сил Гос­по­да удо­сто­ить его му­че­ни­че­ской смер­ти. Мо­лит­ва его бы­ла услы­ша­на: дру­гой па­лач от­сек свя­то­му гла­ву. Уви­дев ис­тек­шее из ра­ны мо­ло­ко, мно­гие языч­ни­ки уве­ро­ва­ли во Хри­ста и с по­че­том по­хо­ро­ни­ли те­ло свя­то­го († ок. 300).

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/681

☦️
Святитель Иоа́нн V, патриарх Константинопольский.
Святитель Гео́ргий I, патриарх Константинопольский.
Свя­ти­тель Иоанн V был пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским с 669 го­да по 674 год, а свя­ти­тель Ге­ор­гий I – с 678 го­да по 683 год, оба при им­пе­ра­то­ре Кон­стан­тине По­го­на­те (668–685).

О жиз­ни Ге­ор­гия до из­бра­ния пат­ри­ар­хом, а так­же по­сле VI Все­лен­ско­го Со­бо­ра по­чти ни­че­го не из­вест­но. Был пре­сви­те­ром и ске­во­фи­лак­сом хра­ма св. Со­фии, ко­гда по ука­за­нию имп. Кон­стан­ти­на IV в но­яб­ре/де­каб­ре 679 го­да его воз­ве­ли на Кон­стан­ти­но­поль­скую ка­фед­ру вме­сто от­прав­лен­но­го в ссыл­ку Фе­о­до­ра I (по­сле смер­ти Ге­ор­гия он вновь за­нял Пат­ри­ар­ший пре­стол). Этот вы­бор был сде­лан им­пе­ра­то­ром для об­лег­че­ния при­ми­ре­ния с Рим­ской Цер­ко­вью по­сле раз­ры­ва 672 г., свя­зан­но­го с ере­сью мо­но­фе­лит­ства.
Вско­ре по­сле ин­тро­ни­за­ции пат­ри­арх Ге­ор­гий по на­сто­я­нию им­пе­ра­то­ра со­звал в Кон­стан­ти­но­по­ле VI Все­лен­ский Со­бор (7 но­яб­ря 680 – 16 сен­тяб­ря 681). Он и пат­ри­арх Ан­тио­хий­ский Ма­ка­рий I бы­ли при­зва­ны обос­но­вать офи­ци­аль­ную мо­но­фе­лит­скую док­три­ну, при­ня­тую в Ви­зан­тии уже бо­лее 50 лет, вы­сту­пив про­тив об­ви­не­ний рим­ских ле­га­тов. За­щи­щая мо­но­фе­лит­ство, Ге­ор­гий и Ма­ка­рий ссы­ла­лись на уче­ние пя­ти пер­вых Все­лен­ских Со­бо­ров, на ав­то­ри­тет Кон­стан­ти­но­поль­ских пат­ри­ар­хов Сер­гия I, Пир­ра I, Пав­ла II и Пет­ра, па­пы Рим­ско­го Го­но­рия I, на тру­ды свт. Ки­рил­ла Алек­сан­дрий­ско­го и др. свя­то­оте­че­ские тек­сты. На седь­мом за­се­да­нии (13 фев­ра­ля 681) ле­га­ты в при­сут­ствии им­пе­ра­то­ра по­тре­бо­ва­ли от них от­ве­тить на пись­ма па­пы Рим­ско­го свт. Ага­фо­на от­но­си­тель­но мо­но­фе­лит­ско­го спо­ра. 7 мар­та на вось­мом за­се­да­нии патр. Ге­ор­гий за­явил о со­гла­сии с па­пой Ага­фо­ном. В ди­пти­хи Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви бы­ло вклю­че­но имя па­пы Рим­ско­го Ви­та­ли­а­на, что озна­ча­ло окон­ча­ние цер­ков­но­го рас­ко­ла Во­сто­ка и За­па­да. На 16-м за­се­да­нии патр. Ге­ор­гий по­про­сил ле­га­тов не на­ста­и­вать на ана­фе­ме под­дер­жи­вав­ших мо­но­фе­лит­ство Кон­стан­ти­но­поль­ских пат­ри­ар­хов Сер­гия, Пир­ра, Пав­ла и Пет­ра. Пред­ста­ви­те­ли па­пы, под­дер­жан­ные Со­бо­ром, от­ка­за­лись пой­ти на та­кую уступ­ку, и Ге­ор­гий был вы­нуж­ден по­ко­рить­ся. 16 сен­тяб­ря 681 г. на Со­бо­ре бы­ло при­ня­то пра­во­слав­ное ис­по­ве­да­ние ве­ры, утвер­ждав­шее две во­ли и две энер­гии во Хри­сте. Пат­ри­арх Ге­ор­гий под­пи­сал его по­сле рим­ских ле­га­тов. Им бы­ло так­же под­пи­са­но со­бор­ное по­сла­ние к па­пе Ага­фо­ну. Скон­чал­ся в фев­ра­ле 686 го­да.

☦️
Преподобный Мака́рий Пеликитский, игумен.
Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий, игу­мен Пе­ли­кит­ской оби­те­ли, ро­дил­ся в Ца­рь­гра­де. Еще в от­ро­че­стве он ли­шил­ся ро­ди­те­лей. Свя­той с усер­ди­ем чи­тал Сло­во Бо­жие и на­столь­ко про­ник­ся им, что ре­шил все­це­ло по­свя­тить свою жизнь Бо­гу. Он по­сту­пил в Пе­ли­кит­скую оби­тель в Вифи­нии, где в то вре­мя игу­ме­ном был про­слав­лен­ный по­движ­ник пре­по­доб­ный Ила­ри­он († ок. 754, па­мять 28 мар­та). По­сле смер­ти на­сто­я­те­ля пре­по­доб­ный Ма­ка­рий был еди­но­душ­но из­бран бра­ти­ей игу­ме­ном. В цар­ство­ва­ние ви­зан­тий­ских им­пе­ра­то­ров Льва V Ар­мя­ни­на (813–820) и Ми­ха­и­ла II Кос­но­языч­но­го (820–829) пре­по­доб­ный Ма­ка­рий по­стра­дал как ис­по­вед­ник за по­чи­та­ние свя­тых икон. Он был со­слан на ост­ров Афу­сию, где и скон­чал­ся око­ло 830 го­да.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/sinaksar-sostavlennyj-afonskim-ieromonahom-makariem-iz-obiteli-simonopetra-tom-4/32_4

☦️
Преподобный Иоа́нн Рыльский.
Пре­по­доб­ный Иоанн Рыль­ский – ве­ли­кий ду­хо­нос­ный по­движ­ник Бол­гар­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и небес­ный по­кро­ви­тель бол­гар­ско­го на­ро­да, ро­дил­ся ок. 876 – 880 гг. в се­ле Скри­но Сре­дец­кой об­ла­сти (древ­ний Сре­дец – ныне Со­фия). Ра­но остав­шись си­ро­той, маль­чик ушел пас­ту­хом в чу­жие лю­ди. Од­на­жды бо­гач из­бил его за то, что по­те­ря­лись ко­ро­ва с те­лен­ком. Маль­чик дол­го пла­кал и мо­лил­ся, чтобы Бог по­мог ему. Ко­гда он на­шел ко­ро­ву с те­лен­ком, то в ре­ке Стру­ме силь­но под­ня­лась во­да. Юный пас­тух по­мо­лил­ся, по­ло­жил на во­ду свою верх­нюю одеж­ду, на­чер­тал на ней крест, взял на ру­ки те­лен­ка и про­шел с ним, как по­су­ху, на дру­гой бе­рег ре­ки, где уже на­хо­ди­лась ко­ро­ва. Бо­гач, спря­тав­ший­ся в ле­су, ужас­нул­ся, ви­дя это чу­до, и, щед­ро на­гра­див маль­чи­ка, от­пу­стил его из сво­е­го до­ма. Раз­дав иму­ще­ство, маль­чик ушел из род­но­го се­ла. Где и ко­гда свя­той при­нял ино­че­ский по­стриг, оста­лось неиз­вест­ным. Пер­во­на­чаль­но он под­ви­зал­ся на вы­со­кой и го­лой го­ре, пи­та­ясь лишь ди­ки­ми рас­те­ни­я­ми. Хи­жи­на его бы­ла из хво­ро­ста. Спу­стя недол­гое вре­мя раз­бой­ни­ки на­па­ли на него но­чью и, из­бив, про­гна­ли от­ту­да. То­гда он на­шел глу­бо­кую пе­ще­ру и по­се­лил­ся в ней. Там же вско­ре по­се­лил­ся и его пле­мян­ник свя­той Лу­ка. Ме­сто бы­ло столь без­люд­ное, что пре­по­доб­ный Иоанн счел сна­ча­ла по­яв­ле­ние Лу­ки за бе­сов­скую кознь, но, узнав, что юно­ша ищет ду­шев­но­го спа­се­ния, с лю­бо­вью при­нял его. Недол­го, од­на­ко, им при­шлось жить вме­сте: брат пре­по­доб­но­го Иоан­на на­шел по­движ­ни­ков и си­лой за­брал сы­на. По до­ро­ге до­мой юно­ша умер от уку­са змеи. Рас­ка­яв­шись, брат про­сил про­ще­ния у пре­по­доб­но­го. Пу­стын­ник ча­сто хо­дил по­том на мо­ги­лу пра­вед­но­го юно­ши; там бы­ло его лю­би­мое ме­сто от­ды­ха. Две­на­дцать лет про­вел пре­по­доб­ный в ди­кой пе­ще­ре, а за­тем пе­ре­шел в Рыль­скую пу­сты­ню и по­се­лил­ся в дуп­ле де­ре­ва. Он мно­го по­стил­ся, мо­лил­ся и по­сто­ян­но пла­кал; пи­тал­ся толь­ко тра­вой. Ви­дя та­кое тер­пе­ние, Бог про­из­рас­тил пре­по­доб­но­му бо­бы, ко­то­ры­ми он пи­тал­ся дол­гое вре­мя. Эти-то бо­бы и сде­ла­ли его по­дви­ги из­вест­ны­ми лю­дям. Од­на­жды ста­до овец от вне­зап­но­го стра­ха бе­жа­ло по гор­ным стрем­ни­нам, по­ка не оста­но­ви­лось у ме­ста, где жил пре­по­доб­ный. Пас­ту­хи, сле­до­вав­шие за ста­дом, с изум­ле­ни­ем уви­де­ли от­шель­ни­ка, ко­то­рый лас­ко­во уго­щал их: «Вы при­шли сю­да го­лод­ные – рви­те се­бе бо­бы мои и ешь­те». Все ели и на­сы­ти­лись. Один же на­пря­тал се­бе мно­го бо­бов и в за­пас. По до­ро­ге до­мой он пред­ло­жил их то­ва­ри­щам, но в укра­ден­ных струч­ках не ока­за­лось ни зер­ныш­ка. Пас­ту­хи во­ро­ти­лись с рас­ка­я­ни­ем, и ста­рец про­стил, ска­зав с улыб­кой: «Ви­ди­те, де­ти, эти пло­ды на­зна­че­ны Бо­гом для про­пи­та­ния пу­стын­но­го». С тех пор ста­ли при­во­дить к пре­по­доб­но­му боль­ных и одер­жи­мых нечи­стым ду­хом, ко­то­рых он ис­це­лял мо­лит­вой. Из­бе­гая из­вест­но­сти, по­движ­ник ушел из лю­би­мо­го дуп­ла и по­се­лил­ся на вы­со­кой и труд­но­до­ступ­ной ска­ле, где 7 лет про­вел под от­кры­тым небом. Слух о ве­ли­ком пу­стын­ни­ке до­шел до бол­гар­ско­го ца­ря Пет­ра (927–969), ко­то­рый же­лал ви­деть­ся с ним; но пре­по­доб­ный Иоанн, на­пи­сав пись­мо, от­кло­нил сви­да­ние по сми­ре­нию. Поз­же пу­стын­ник при­нял под свое окорм­ле­ние ино­ков, ко­то­рые устро­и­ли мо­на­стырь с хра­мом в пе­ще­ре, где преж­де жил пре­по­доб­ный Иоанн. Он муд­ро пас свое ста­до и скон­чал­ся 18 ав­гу­ста 946 го­да на 70-м го­ду жиз­ни. За 5 лет до кон­чи­ны он на­пи­сал сво­ей ру­кой «За­вет к уче­ни­кам», од­но из луч­ших тво­ре­ний ста­ро­бо­лгар­ской пись­мен­но­сти. Свя­тая жизнь по­движ­ни­ка и зна­ме­ния ми­ло­сти Бо­жи­ей по его мо­лит­вам бы­ли са­мой луч­шей про­по­ве­дью хри­сти­ан­ской ве­ры в но­во­кре­ще­ной Бол­гар­ской зем­ле. В тре­вож­ное вре­мя борь­бы Бол­га­рии с Ви­зан­ти­ей, при за­пад­но­бо­лгар­ском ца­ре Са­му­и­ле (976–1014), пре­по­доб­ный Иоанн Рыль­ский явил­ся уче­ни­кам, по­веле­вая пе­ре­не­сти его мо­щи в Сре­дец (Со­фию), ку­да скрыл­ся пат­ри­арх Бол­гар­ский Да­ми­ан (927–972). Пред­по­ла­га­ют, что пе­ре­не­се­ние мо­щей бы­ло в 980 г. Немно­го позд­нее пра­вая ру­ка пре­по­доб­но­го Иоан­на Рыль­ско­го бы­ла пе­ре­не­се­на на Русь (пред­по­ло­жи­тель­но в го­род Рыльск, в ко­то­ром бы­ла по­стро­е­на цер­ковь во имя пре­по­доб­но­го Иоан­на Рыль­ско­го с при­де­лом, по­свя­щен­ным му­че­ни­кам Фло­ру и Лав­ру, в день па­мя­ти ко­то­рых – 18 ав­гу­ста – он скон­чал­ся). Имя пре­по­доб­но­го Иоан­на с глу­бо­кой древ­но­сти бы­ло из­вест­но и лю­би­мо рус­ски­ми людь­ми. Имен­но в рус­ских ис­точ­ни­ках (Ми­нея на ав­густ ХII в., Ма­зу­рин­ский ле­то­пи­сец) со­хра­ни­лась да­та кон­чи­ны пре­по­доб­но­го. В 1183 го­ду вен­гер­ский ко­роль Бел­ла II (1174–1196) во вре­мя по­хо­да на гре­ков взял вме­сте с дру­ги­ми дра­го­цен­но­стя­ми Сред­ца ков­чег с мо­ща­ми пре­по­доб­но­го Иоан­на и пе­ре­нес в г. Остер­гом. В 1187 го­ду, укра­сив ков­чег, он ото­слал свя­тые мо­щи на­зад с ве­ли­кой че­стью. 19 ок­тяб­ря 1238 го­да мо­щи пре­по­доб­но­го Иоан­на бы­ли тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны в но­вую сто­ли­цу – Тыр­но­во и по­ло­же­ны в хра­ме во имя свя­то­го. 1 июля 1469 г. свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го Иоан­на Рыль­ско­го бы­ли воз­вра­ще­ны в Рыль­ский мо­на­стырь, где они по­чи­ва­ют до ны­неш­не­го дня, по­да­вая бла­го­дат­ную по­мощь всем ве­ру­ю­щим.
Пе­ре­не­се­ние мо­щей пре­по­доб­но­го Иоан­на Рыль­ско­го из го­ро­да Сред­ца (Со­фии) в то­гдаш­нюю сто­ли­цу Бол­гар­ско­го го­су­дар­ства – го­род Тыр­нов со­сто­я­лось в 1238 го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-rylskij
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/918

☦️
Священномученик Григо́рий Бронников, пресвитер.
Брон­ни­ков Гри­го­рий Алек­се­е­вич ро­дил­ся в 1876 го­ду в се­ле Пы­ел­ди­но Усть-Сы­соль­ско­го уез­да Во­ло­год­ской гу­бер­нии (ныне Сы­соль­ский рай­он, Ко­ми), его отец Алек­сей Ива­но­вич слу­жил диа­ко­ном в сель­ском хра­ме.
К 1895 г. окон­чил два клас­са Во­ло­год­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии, по­сле че­го стал ис­пол­нять обя­зан­но­сти пса­лом­щи­ка в хра­мах Усть-Сы­соль­ско­го рай­о­на Во­ло­год­ской гу­бер­нии, был учи­те­лем пе­ния в зем­ских учи­ли­щах. С 1904 го­да – диа­кон. В 1912–1914 го­ды не имел ме­ста слу­же­ния, в 1914–1918 гг. слу­жил в ка­че­стве пса­лом­щи­ка. В 1921 го­ду был ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ни­ка и до кон­ца жиз­ни слу­жил в Бо­го­яв­лен­ской церк­ви се­ла Се­либ Удор­ско­го рай­о­на, Ко­ми. В 1930 го­ду отец Гри­го­рий был от­не­сен к «ку­ла­кам» и об­ло­жен ин­ди­ви­ду­аль­ным на­ло­гом. В 1936 го­ду храм был за­крыт и ис­поль­зо­вал­ся как сель­ский клуб, а в ав­гу­сте 1937 го­да был аре­сто­ван отец Гри­го­рий. Он был об­ви­нен в «си­сте­ма­ти­че­ской контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции про­тив Со­вет­ской вла­сти» и рас­стре­лян 31.08.1937 в окрест­но­стях Сык­тыв­ка­ра.
Свя­щен­но­му­че­ник Гри­го­рий (Брон­ни­ков) был ка­но­ни­зи­ро­ван Опре­де­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да РПЦ 06.10.2001 по пред­став­ле­нию Сык­тыв­кар­ской епар­хии.
Так­же по­стра­дал за ве­ру брат о. Гри­го­рия свя­щен­ник Иоанн Брон­ни­ков. Он был при­го­во­рен к пя­ти го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край за «к/р про­па­ган­ду и аги­та­цию» и скон­чал­ся по­сле 1933 го­да в пе­ре­сыль­ной тюрь­ме.

☦️
Мученик Евге́ний Дмитрев, чтец.
Му­че­ник Ев­ге­ний Фе­до­ро­вич Дмит­рев ро­дил­ся в се­мье потом­ствен­но­го про­то­и­е­рея Фе­до­ра Ан­дре­еви­ча Дмит­ре­ва и при­хо­дит­ся пле­мян­ни­ком при­чис­лен­но­му к ли­ку свя­тых но­во­му­че­ни­ков про­то­и­е­рею Ми­ха­и­лу Дмит­ре­ву, па­мять ко­то­ро­го со­вер­ша­ет­ся Цер­ко­вью 2 де­каб­ря (19 но­яб­ря ст. ст.).
Ев­ге­ний слу­жил пса­лом­щи­ком в Иоан­но-Бо­го­слов­ской церк­ви в се­ле Ми­ти­но Ка­си­мов­ско­го рай­о­на Ря­зан­ской об­ла­сти, по­том был взят на во­ен­ную служ­бу и ра­бо­тал на за­во­де в Пер­ми. В 1937 го­ду из Пер­ми Ев­ге­ний при­слал по­след­нее пись­мо от­цу с прось­бой его от­петь. Поз­же узна­ли, что ра­бот­ни­ки то­го за­во­да в пол­ном со­ста­ве бы­ли аре­сто­ва­ны и, по-ви­ди­мо­му, рас­стре­ля­ны. По уточ­нен­ным дан­ным днем му­че­ни­че­ской кон­чи­ны Ев­ге­ния Фе­до­ро­ви­ча яв­ля­ет­ся 31 ав­гу­ста 1937 го­да.

☦️
Мученик Михаил Ерегодский.
Ми­ха­ил Пет­ро­вич Ере­год­ский (Еро­год­ский) ро­дил­ся 17 сен­тяб­ря 1878 го­ду в се­мье потом­ствен­но­го цер­ков­но­слу­жи­те­ля-пса­лом­щи­ка, что, на­вер­ное, и по­вли­я­ло на его же­ла­ние вслед за от­цом, де­дом и пра­де­дом по­свя­тить се­бя слу­же­нию Бо­гу. Прео­свя­щен­ным Гав­ри­и­лом, епи­ско­пом Ве­ли­ко­устюж­ским, он был до­пу­щен к ис­прав­ле­нию долж­но­сти пса­лом­щи­ка вме­сто сво­е­го от­ца, ко­то­рый был в то вре­мя бо­лен. Лю­ди, ко­то­рые по­свя­ща­ют се­бя Бо­гу и жизнь свою ста­ра­ют­ся при­ве­сти в со­от­вет­ствие с за­по­ве­дя­ми Гос­под­ни­ми, све­тят­ся из­нут­ри, из­ме­ня­ют­ся внешне, слов­но в гла­зах от­ра­жа­ет­ся их ду­ша, при­кос­нув­ша­я­ся к веч­но­сти. Имен­но та­ким в вос­по­ми­на­ни­ях лю­дей остал­ся Ми­ха­ил Еро­год­ский: кра­си­вым, лу­чи­стым. Под стать Ми­ха­и­лу бы­ла и су­пру­га Ан­на Ар­те­мьев­на, она вос­хи­ща­ла сво­ей кра­со­той.
«Жа­ло­ва­нья, по­лу­ча­е­мо­го в церк­ви не хва­та­ло, чтобы про­кор­мить боль­шую се­мью, по­это­му ро­ди­те­ли и их ше­сте­ро де­тей мно­го ра­бо­та­ли на соб­ствен­ном по­ле». Из вос­по­ми­на­ний од­ной из до­че­рей Ми­ха­и­ла Еро­год­ско­го, Ели­за­ве­ты, ста­ло из­вест­но, что, чтобы по­са­дить ого­род, Ми­ха­и­лу Пет­ро­ви­чу со стар­ши­ми сы­но­вья­ми при­шлось рас­кор­че­вы­вать лес, а на по­лу­чен­ном по­ле по­са­ди­ли кар­то­фель, рожь. Хо­зяй­ство бы­ло креп­кое, име­лась ло­шадь, ко­ро­ва. А жи­ли в боль­шом двух­этаж­ном до­ме, ос­нов­ное ме­сто в до­ме за­ни­ма­ла биб­лио­те­ка от­ца. И несмот­ря на труд­но­сти жиз­ни, Ми­ха­ил Пет­ро­вич умел, от­влек­шись от су­е­ты буд­ней, стать на мгно­ве­ние про­сто ро­ман­ти­ком: для лю­би­мой до­че­ри Ели­за­ве­ты Ми­ха­ил Пет­ро­вич все­гда на­хо­дил мар­га­рит­ки и да­рил де­воч­ке по­да­рок ле­са. По­сле аре­ста от­ца как вос­по­ми­на­ние о до­ро­гих серд­цу мгно­ве­ни­ях жиз­ни Ели­за­ве­та бу­дет ис­кать лю­би­мые цве­ты, но с аре­стом от­ца вдруг ис­чез­ли из ле­са мар­га­рит­ки…
Лю­бил Ми­ха­ил Пет­ро­вич об­щать­ся и с де­ре­вен­ской де­тво­рой, учил ре­бя­ти­шек цер­ков­но­му пе­нию. В се­ле очень ува­жа­ли Ми­ха­и­ла Пет­ро­ви­ча, об­ра­ща­лись к нему с лю­бой прось­бой: на­пи­сать за­яв­ле­ние, про­ше­ние, он ни­ко­му не от­ка­зы­вал…
При­бли­жал­ся 37 год, и жизнь се­мьи из­ме­ря­лась уже ча­са­ми. Каж­дый день при­но­сил но­вые несча­стья. Мно­го­дет­ную се­мью об­ло­жи­ли непо­мер­ны­ми на­ло­га­ми, вы­пла­тить ко­то­рые ро­ди­те­ли бы­ли не в си­лах, и по­сте­пен­но у них ото­бра­ли ло­шадь, ко­ро­ву. Ми­ха­и­ла Пет­ро­ви­ча два­жды от­прав­ля­ли в Ко­слан на при­ну­ди­тель­ные ра­бо­ты, и каж­дый раз сро­ком на один год. А тем вре­ме­нем се­мью ли­ши­ли жи­лья, оста­вив ей толь­ко две неболь­шие ком­нат­ки. За­бра­ли и паш­ню Еро­год­ских, чтобы по­стро­ить здесь боль­ни­цу. Вза­мен же предо­ста­ви­ли кло­чок непло­до­род­ной зем­ли. Го­не­ни­ям под­верг­лись и ма­ло­лет­ние де­тиш­ки Ми­ха­и­ла Еро­год­ско­го, ко­то­рых не пе­ре­ве­ли в тре­тий класс, при­шлось и им ид­ти на ле­со­за­го­тов­ки, кро­ме стар­ше­го бра­та Вя­че­сла­ва, ко­то­ро­го взя­ли ра­бо­тать в кон­то­ру, но по­ста­ви­ли усло­вие, чтобы он от­ка­зал­ся от от­ца, то­гда юно­ша ушел из до­ма. Два дру­гих бра­та, Вла­ди­мир и Петр, про­дол­жа­ли ра­бо­тать в ле­су. Но вско­ре стар­шие де­ти Ми­ха­и­ла Еро­год­ско­го и род­ствен­ни­ки вы­нуж­де­ны бы­ли уехать, спа­са­ясь от пре­сле­до­ва­ний. Вя­че­слав уехал в Ле­нин­град, ра­бо­тал там на за­во­де и по­гиб в бло­ка­ду. Петр жил в Се­ва­сто­по­ле. Сест­ра Ве­ра на ле­со­за­го­тов­ках сло­ма­ла но­гу, отец су­мел от­пра­вить дочь в Ар­хан­гельск, где ей успе­ли во­вре­мя ока­зать ме­ди­цин­скую по­мощь, но по­сле вы­здо­ров­ле­ния де­вуш­ка до­мой не вер­ну­лась, оста­лась жить у чу­жих лю­дей. Брат Ми­ха­и­ла Еро­год­ско­го, Ге­ор­гий Пет­ро­вич, стал упра­ши­вать Ми­ха­и­ла Пет­ро­ви­ча уехать вме­сте с ним, но Еро­год­ский от­ка­зал­ся, ска­зав, что он не оста­вит сво­е­го род­но­го ме­ста, где по­хо­ро­не­ны его ро­ди­те­ли. С Ми­ха­и­лом Пет­ро­ви­чем и Ан­ной Ар­те­мьев­ной оста­лись толь­ко до­че­ри Ли­за и Же­ня.
В тех нече­ло­ве­че­ских усло­ви­ях, в ко­то­рых ока­за­лась се­мья Еро­год­ских, Ми­ха­ил Пет­ро­вич еще на­хо­дил в се­бе си­лы по­мо­гать дру­гим. Он был ну­жен сель­ча­нам, ко­то­рым за­пре­ти­ли хо­дить в цер­ковь. Рас­стро­ен­ные, по­те­рян­ные лю­ди не зна­ли, что де­лать. На по­мощь им при­шел Ми­ха­ил Пет­ро­вич, ко­то­рый стал со­би­рать при­хо­жан у се­бя в до­ме. Но их вы­сле­ди­ли, на сле­ду­ю­щий день по­сле со­бра­ния ве­ру­ю­щих ди­рек­тор шко­лы вы­звал до­че­рей Ми­ха­и­ла Еро­год­ско­го Ев­ге­нию и Ели­за­ве­ту и стал до­пра­ши­вать, кто и по ка­ко­му по­во­ду при­хо­дил к ним в дом. Но де­воч­ки от­ве­ти­ли: «Мы ни­че­го не зна­ем, спа­ли на печ­ке и ни­че­го не ви­де­ли».
Но­вым по­тря­се­ни­ем для лю­дей ста­ло раз­ру­ше­ние на их гла­зах церк­ви. Ми­ха­ил Еро­год­ский в это вре­мя ра­бо­тал в по­ле, за­го­тав­ли­вал се­но, к нему при­бе­жа­ли сель­чане и все рас­ска­за­ли. А в это вре­мя храм обез­гла­ви­ли, и зем­ля со­дрог­ну­лась от бо­ли, ко­гда огром­ный тя­же­лый ко­ло­кол упал на нее, не вы­дер­жав уда­ра, зем­ля слов­но рас­ту­пи­лась, при­няв его в свои нед­ра. За­дро­жа­ли до­ма, по­слы­шал­ся звон раз­би­то­го стек­ла – так уби­ва­ли храм. Ко­гда Ми­ха­ил Пет­ро­вич при­бе­жал в се­ло, с хра­ма уже от­ди­ра­ли дос­ки, Еро­год­ский стал уго­ва­ри­вать, умо­лять, чтобы оста­ви­ли зда­ние, что оно ни в чем не ви­но­ва­то и мо­жет еще по­слу­жить лю­дям. Но не слу­ша­ли его мо­ло­дые са­тра­пы, а про­дол­жа­ли уби­вать цер­ковь, то­гда Ми­ха­ил Пет­ро­вич об­ра­тил­ся к од­но­сель­ча­нам за по­мо­щью. Уди­ви­тель­но, но цер­ковь, ско­рее, са­мо зда­ние уда­лось от­сто­ять. А воз­ле хра­ма за­пы­лал огром­ный ко­стер. Охап­ка­ми вы­но­си­ли кни­ги, через ок­на в ко­стер ле­те­ли ико­ны. Те де­вуш­ки, ко­то­рые бы­ли по­бой­чее, вы­хва­ты­ва­ли из ко­ст­ра ико­ны, еще не успев­шие за­го­реть­ся, и уно­си­ли их до­мой.
Страш­но, что ни­че­го не бы­ло свя­то­го для убийц: раз­ру­шив храм, от­пра­ви­лись на ста­рин­ное клад­би­ще, не по­гну­ша­лись вы­та­щить чу­гун­ную пли­ту с мо­ги­лы Пет­ра Алек­сан­дро­ви­ча – от­ца Ми­ха­и­ла Еро­год­ско­го – и вме­сте с ко­ло­ко­лом ее от­пра­ви­ли в пе­ре­плав­ку, а крест с мо­ги­лы от­ца Ми­ха­ил успел спря­тать. Эту над­гроб­ную пли­ту и крест от­пра­ви­ла Во­ло­год­ская епар­хия, от­да­вая дань сво­е­му слу­жи­те­лю за его за­слу­ги пе­ред цер­ко­вью… Но все же и над этой па­мя­тью о до­ро­гом че­ло­ве­ке над­ру­га­лись: по­сле смер­ти же­ны Ми­ха­и­ла Еро­год­ско­го, Ан­ны Ар­те­мьев­ны, де­ти ко­гда-то спа­сен­ный крест по­ста­ви­ли на мо­ги­лу ма­те­ри. На сле­ду­ю­щий день крест ис­чез. Дочь Ли­за на­шла толь­ко по­ло­ви­ну кре­ста, его вто­рая по­ло­ви­на сто­я­ла у ко­го-то на мо­ги­ле…
Раз­ру­шив ста­рый мир, лю­дям ста­ли на­вя­зы­вать дру­гую жизнь, дру­гии идеи, но ме­шал Ми­ха­ил Еро­год­ский. Ре­ше­но бы­ло его убрать. 10 ав­гу­ста 1937 го­да Ми­ха­ил Еро­год­ский с же­ной по сво­е­му обык­но­ве­нию ра­бо­та­ли в по­ле за 17 верст от се­ла, ко­гда при­быв­ший на­роч­ный при­ка­зал сле­до­вать Ми­ха­и­лу Пет­ро­ви­чу за ним в сель­со­вет. Ми­ха­ил Еро­год­ский вер­нул­ся в се­ло один, а но­чью к ма­ло­лет­ним де­тям Еро­год­ско­го при­шли с обыс­ком. Же­ня спа­ла и ни­че­го не слы­ша­ла, а Ли­за ста­ла сви­де­те­лем во­ров­ства. Па­па из сель­со­ве­та не вер­нул­ся, а утром при­е­ха­ла мать. Узнав, что му­жа за­бра­ли, жен­щи­на не мог­ла по­ве­рить, дол­го пла­ка­ла, го­во­ри­ла, что он про­шел три вой­ны и остал­ся жив, а сей­час его за­бра­ли на­все­гда, и боль­ше мы его не уви­дим. Что же про­изо­шло в тот тра­ги­че­ский день? Ми­ха­и­лу Пет­ро­ви­чу не раз­ре­ши­ли по­про­щать­ся с се­мьей, его и еще несколь­ко че­ло­век по­са­ди­ли в те­ле­гу и по­вез­ли в Ко­слан. Сель­чане узна­ли об этом и вы­шли на до­ро­гу по­про­щать­ся, мно­гие пла­ка­ли, кто-то тай­ком пы­тал­ся су­нуть в ру­ку хлеб, день­ги. До­ро­га, по ко­то­рой уво­зи­ли невин­но осуж­ден­ных лю­дей, до сих пор не за­рас­та­ет, хо­тя все во­круг дав­но по­рос­ло ивой. Де­тиш­ки жда­ли, ко­гда вер­нет­ся отец, бе­га­ли на до­ро­гу и все смот­ре­ли – не по­ка­жет­ся ли те­ле­га… Так мож­но бы­ло всю жизнь ждать от­ца, но вско­ре при­шлось се­мье Ми­ха­и­ла Пет­ро­ви­ча бо­роть­ся за свое су­ще­ство­ва­ние. У Еро­год­ских за­бра­ли все иму­ще­ство, кон­фис­ко­ва­ли дом. Не поз­во­ля­ли да­же сер­до­боль­ным сель­ча­нам ока­зы­вать по­мощь се­мье вра­га на­ро­да: все, что при­но­си­ли лю­ди Еро­год­ским, на сле­ду­ю­щий день от­би­ра­лось. При этом боль­ную жен­щи­ну с детьми за­став­ля­ли пла­тить на­лог. Как мог­ли за­бо­ти­лись о се­мье род­ствен­ни­ки, успев­шие уехать из Ва­ж­гор­та: стар­ший сын Ми­ха­и­ла Еро­год­ско­го, Вя­че­слав, от­прав­лял день­ги из Ле­нин­гра­да. Вер­нул­ся с вой­ны млад­ший сын Вла­ди­мир, хо­тел жить в род­ном се­ле, но не смог устро­ить­ся на ра­бо­ту: ни­ку­да не бра­ли сы­на вра­га на­ро­да, при­шлось по­ки­нуть род­ные, до­ро­гие серд­цу ме­ста. Вла­ди­мир за­брал с со­бой млад­шую сест­ру Ев­ге­нию, дру­гая сест­ра Ли­за не за­хо­те­ла оста­вить ро­ди­тель­ско­го до­ма – жда­ла от­ца или хоть ка­кую-то ве­сточ­ку. Про­шло трид­цать лет. Ели­за­ве­та вы­шла за­муж, ро­ди­ла де­ти­шек. Од­на­жды в дом до­че­ри Ми­ха­и­ла Еро­год­ско­го за­шел незна­ко­мый муж­чи­на и со­об­щил, что ее от­ца сра­зу по при­ез­ду в Сык­тыв­кар рас­стре­ля­ли. Поз­же уже ста­ло из­вест­но сле­ду­ю­щее: «аре­сто­ва­ли Ми­ха­и­ла Еро­год­ско­го 10 ав­гу­ста 1937 го­да, 29 ав­гу­ста 1937 го­да трой­кой УНКВД его при­го­во­ри­ли к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния, а 30 ав­гу­ста 1937 го­да при­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние. На ос­но­ва­нии ст. 3 За­ко­на РСФСР от 18 ок­тяб­ря 1991 го­да Ми­ха­ил Пет­ро­вич Еро­год­ский был ре­а­би­ли­ти­ро­ван. И толь­ко по­сле это­го Ели­за­ве­та Ми­хай­лов­на ста­ла рас­ска­зы­вать о сво­ем от­це те­перь уже вну­кам свя­то­го Ми­ха­и­ла, а до это­го вре­ме­ни все дер­жа­ла в сво­ем серд­це. Ее дочь – Джем­ма Вла­ди­ми­ров­на – вспо­ми­на­ла: как-то она при­е­ха­ла в го­сти к ма­ме и встре­ти­ла ее очень ра­дост­ной, как ока­за­лось ма­ма на­шла в ле­су лю­би­мые от­цом цве­ты мар­га­рит­ки, ко­то­рые он да­рил ей шесть­де­сят лет на­зад; ис­чез­нув с аре­стом Ми­ха­и­ла Еро­год­ско­го, они вновь по­яви­лись по­сле его ре­а­би­ли­та­ции. Ма­ма пе­ре­нес­ла чу­до-цве­ты из ле­са и по­са­ди­ла их воз­ле до­ма. Со­хра­ни­лось до на­ших дней и зда­ние быв­шей церк­ви, ко­то­рое неко­гда от­сто­ял Ми­ха­ил Пет­ро­вич.

☦️
Икона Богородицы Всецарица (Пантанасса).
Чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Все­ца­ри­ца» (по-гре­че­ски – «Пан­та­насса») на­хо­дит­ся на Свя­той Го­ре Афон в Гре­ции в со­бор­ном хра­ме Ва­то­пед­ской оби­те­ли, сле­ва от цар­ских врат. Эта ико­на, неболь­шая по раз­ме­рам, на­пи­са­на в XVII ве­ке, и была благословением афонского старца Иосифа Исихаста своим ученикам, а в Ватопед она принесена Иосифом Спилеотом (Пещерником) Ватопедским.
На иконе изо­бра­же­на Пре­чи­стая Де­ва в баг­ря­ном оде­я­нии, вос­се­да­ю­щая на цар­ском троне. На ру­ках Ее – Бо­гом­ла­де­нец со свит­ком в ле­вой ру­ке и бла­го­слов­ля­ю­щий дес­ни­цей. Пра­вой ру­кой Бо­го­ро­ди­ца ука­зы­ва­ет на Сво­е­го Цар­ствен­но­го Сы­на, как на Спа­си­те­ля всех че­ло­ве­ков. На зад­нем плане – два ан­ге­ла, ко­то­рые с бла­го­го­ве­ни­ем осе­ня­ют кры­ла­ми Пре­чи­стую Де­ву.
Из рассказа старца Иосифа Исихаста известно о первом чуде, произошедшим у образа «Всецарицы». Однажды некий юноша вошел в храм и захотел поклониться иконе (по другим данным «начал что-то невнятно бормотать»). Вдруг лик Бо­го­ма­те­ри вос­си­ял див­ным све­том, ка­кая-то неви­ди­мая си­ла от­бро­си­ла мо­ло­до­го че­ло­ве­ка, и он упал на­земь. Под­няв­шись, он в стра­хе под­бе­жал к стар­цам–ино­кам и со сле­за­ми на гла­зах при­знал­ся им, что вел нече­сти­вую жизнь, за­ни­мал­ся кол­дов­ством и при­шел в мо­на­стырь, чтобы про­ве­рить си­лу сво­ей ма­гии на свя­тых ико­нах. Про­изо­шед­шее у ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы чу­до на­все­гда от­вра­ти­ло юно­шу от кол­дов­ства, на­пра­ви­ло на путь по­ка­я­ния и вер­ну­ло на сте­зю бла­го­че­сти­вой жиз­ни. Чу­до­твор­ный об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри «Все­ца­ри­ца» по­чи­та­ет­ся как на Афоне, так и да­ле­ко за его пре­де­ла­ми. Са­мо имя ико­ны – Все-Гос­по­жа, Все-По­ве­ли­тель­ни­ца – го­во­рит о ее осо­бой, все­объ­ем­лю­щей си­ле. Про­явив свою чу­до­твор­ную си­лу впер­вые про­тив вол­шеб­ных чар, «Все­ца­ри­ца» име­ет и бла­го­дать ис­це­ле­ния боль­ных ра­ком – страш­ней­шей из бо­лез­ней совре­мен­но­го че­ло­ве­че­ства (а ведь рас­про­стра­не­ние увле­че­ния ма­ги­ей, кол­дов­ством и ок­куль­тиз­мом по хри­сти­ан­ско­му ми­ру мож­но срав­нить с по­ра­же­ни­ем че­ло­ве­че­ско­го ор­га­низ­ма зло­ка­че­ствен­ной опу­хо­лью).
11 ав­гу­ста 1995 го­да спи­сок чу­до­твор­ной ико­ны «Все­ца­ри­ца» при­был в Рос­сию – в мос­ков­ский дет­ский он­ко­ло­ги­че­ский центр на Ка­шир­ке. На мо­леб­нах Бо­жи­ей Ма­те­ри «Все­ца­ри­це» мо­лят­ся боль­ные де­ти и их ро­ди­те­ли с на­деж­дой на небес­ную по­мощь За­ступ­ни­цы и Це­ли­тель­ни­цы.
В 1997 году один из списков иконы «Всецарица» был пожертвован в московский Новоспасский монастырь и почитается как чудотворный и мироточивый.
В связи с многочисленными сообщениями об исцелениях от раковых заболеваний, переданных вместе с медицинскими заключениями, в Московскую Патриархию из Екатеринбургской епархии в 2004 году, один из списков иконы «Всецарица» из Свято-Троицкого мужского монастыря в селе Тарасково был включен в число местночтимых икон епархии.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-vsecarica-pantanassa


Жития
Писание