⏳ 2023.08.25 (пт)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 12я по Пятидесятнице (глас 2й)
• пятница (воспоминание распятия)

☀️ неподвижный годовой круг:
25 августа (12 августа)
• (Успенский пост)
• (попразднство Преображения Господня)
• сщмч. Александра Команского (III)
• мчч. Фо́тия, Аники́ты и многих с ними (305–306)
• мчч. Памфи́ла, Капито́на (?)
• прмчч. Белогорских: Варлаа́ма (Коноплева), Антония (Арапова), Сергия, Илии, Вячеслава, Иоаса́фа, Иоанна, Виссариона, Михея, Матфея, Евфимия, Варнавы, Гермоге́на, Аркадия, Евфи́мия, Марке́лла, Иоанна, Сергия, Димитрия, Саввы, Иакова, Петра, Иакова, Александра, Феодора, Алексия, Петра (1918)
• сщмч. Василия (Инфантьева) (1918)
• сщмчч. Леонида (Бирюковича), Иоанна (Никольского), Николая (Доброумова) (1937)


☦️
Священномученик Алекса́ндр Команский, епископ.
Свя­ти­тель Алек­сандр, епи­скоп Ко­ман­ский, жил в III ве­ке неда­ле­ко от Неоке­са­рии. Он изу­чил Свя­щен­ное Пи­са­ние, знал мно­гие на­у­ки. При­няв на се­бя по­двиг юрод­ства, свя­той жил в бед­но­сти, за­ни­ма­ясь про­да­жей уг­ля на го­род­ской пло­ща­ди. Мно­гие, ви­дя его ли­цо все­гда чер­ным от уголь­ной пы­ли, от­но­си­лись к нему с пре­зре­ни­ем. Ко­гда в Ко­мане умер епи­скоп, то од­ни пред­ла­га­ли из­брать но­во­го пред­сто­я­те­ля из зна­ти, дру­гие – уче­но­го или крас­но­ре­чи­во­го, тре­тьи – бо­га­то­го. То­гда свя­ти­тель Гри­го­рий Неоке­са­рий­ский (па­мять 17 но­яб­ря), при­гла­шен­ный для по­свя­ще­ния из­бран­ни­ка, ука­зал, что епи­скоп дол­жен иметь не внеш­ние толь­ко до­сто­ин­ства и от­ли­чия, но преж­де все­го, чи­стое серд­це и свя­тую жизнь. Эти сло­ва вы­зва­ли у неко­то­рых усмеш­ку: «Ес­ли не смот­реть на внеш­ний вид и бла­го­род­ство про­ис­хож­де­ния, то и Алек­сандр уголь­щик мо­жет быть по­став­лен епи­ско­пом». Свя­ти­тель Гри­го­рий по­ду­мал, что не без про­мыс­ла Бо­жия был упо­мя­нут этот че­ло­век, и про­сил вы­звать его. По­яв­ле­ние свя­то­го сре­ди со­брав­ших­ся вы­зва­ло смех. По­чти­тель­но об­ра­тив­шись к свя­ти­те­лю Гри­го­рию, свя­той Алек­сандр сто­ял, углу­бив­шись в се­бя, не об­ра­щая вни­ма­ния на на­смеш­ки; свя­ти­тель ис­пы­тал его, и уголь­щик вы­нуж­ден был от­крыть, что он преж­де был фило­со­фом, изу­чил Свя­щен­ное Пи­са­ние, но ра­ди Бо­га при­нял на се­бя доб­ро­воль­ную ни­ще­ту и сми­ре­ние. То­гда свя­ти­тель Гри­го­рий взял уголь­щи­ка к се­бе в дом, где он смыл грязь, и его оде­ли в чи­стые одеж­ды. Вер­нув­шись на Со­бор, свя­ти­тель Гри­го­рий на­чал при всех пред­ла­гать ему во­про­сы из Свя­щен­но­го Пи­са­ния, на ко­то­рые свя­той Алек­сандр от­ве­чал как зна­ю­щий и муд­рый пас­тырь. Уви­дев это, при­сут­ство­вав­шие уди­ви­лись его сми­ре­нию и еди­но­душ­но из­бра­ли Алек­сандра епи­ско­пом. Свя­ти­тель Гри­го­рий по­свя­тил его во пре­сви­те­ра, а за­тем во епи­ско­па. По­сле хи­ро­то­нии но­вый Свя­ти­тель ска­зал сло­во на­ро­ду, ис­пол­нен­ное си­лы и бла­го­да­ти Бо­жи­ей; все ра­до­ва­лись, что Гос­подь по­слал им та­ко­го муд­ро­го пас­ты­ря. При им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане (284–305) свя­ти­тель му­же­ствен­но ис­по­ве­дал Хри­ста, от­ка­зав­шись по­кло­нить­ся идо­лам, по­сле му­че­ний его бро­си­ли в огонь, и там он пре­ста­вил­ся к Бо­гу. По неко­то­рым ис­точ­ни­кам, свя­ти­тель Алек­сандр по­стра­дал при им­пе­ра­то­ре Де­кии (249–251).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/667

☦️
Мученики Фо́тий и Аники́та.
Му­че­ни­ки Ани­ки­та и Фо­тий (его пле­мян­ник) бы­ли ро­дом из Ни­ко­ми­дии. Ани­ки­та, во­ен­ный са­нов­ник, об­ли­чал им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на (284–305), уста­но­вив­ше­го на го­род­ской пло­ща­ди ору­дия каз­ни, чтобы устра­шать хри­сти­ан. Раз­гне­ван­ный Дио­кли­ти­ан при­ка­зал му­чить свя­то­го Ани­ки­ту, а за­тем бро­сить его на съе­де­ние зве­рям. Но вы­пу­щен­ный лев сде­лал­ся кро­ток и лас­кал­ся к нему. Вне­зап­но на­ча­лось силь­ное зем­ле­тря­се­ние, от­че­го упа­ло ка­пи­ще Гер­ку­ле­са, и под об­ва­лив­шей­ся го­род­ской сте­ной по­гиб­ло мно­го языч­ни­ков. Па­лач за­нес меч, чтобы от­сечь го­ло­ву свя­то­му, но сам упал без чувств. Свя­то­го Ани­ки­ту ста­ли ко­ле­со­вать и па­лить ог­нем, но ко­ле­со оста­но­ви­лось, а огонь по­гас. Му­че­ни­ка бро­си­ли в ко­тел с ки­пя­щим оло­вом, но оло­во осты­ло. Так Гос­подь хра­нил Сво­е­го ра­ба для утвер­жде­ния мно­гих. Пле­мян­ник му­че­ни­ка, свя­той Фо­тий, при­вет­ство­вал стра­даль­ца и, об­ра­тив­шись к ца­рю, за­ме­тил: «Идо­ло­по­клон­ник, твои бо­ги – ни­что!» Меч, за­не­сен­ный над но­вым ис­по­вед­ни­ком, по­ра­зил са­мо­го па­ла­ча. Му­че­ни­ков по­са­ди­ли в тем­ни­цу. Через три дня Дио­кли­ти­ан стал уго­ва­ри­вать их: «По­кло­ни­тесь бо­гам на­шим, и я про­слав­лю вас и обо­га­щу». Му­че­ни­ки от­ве­ча­ли: «По­гиб­ни ты со сво­ею че­стью и бо­гат­ством!» То­гда их при­вя­за­ли за но­ги к ди­ким ко­ням, но свя­тые, вла­чи­мые по зем­ле, оста­ва­лись невре­ди­мы­ми. Не по­стра­да­ли они и в на­ка­лен­ной бане, ко­то­рая раз­ва­ли­лась. На­ко­нец Дио­кли­ти­ан ве­лел раз­жечь огром­ную печь, и мно­же­ство хри­сти­ан, во­оду­шев­лен­ных по­дви­га­ми свя­тых Фо­тия и Ани­ки­ты, са­ми сту­пи­ли в нее со сло­ва­ми: «Мы хри­сти­ане!» Все они скон­ча­лись с мо­лит­вою на устах. Те­ла свя­тых Ани­ки­ты и Фо­тия не по­стра­да­ли от ог­ня и да­же во­ло­сы их оста­лись це­лы. Ви­дя это, мно­гие из языч­ни­ков уве­ро­ва­ли во Хри­ста. Это со­бы­тие про­изо­шло в 305 го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/666

☦️
Мученики Памфи́л и Капито́н.
Му­че­ни­ки Пам­фил и Ка­пи­тон бы­ли усе­че­ны ме­чом в мест­но­сти Оли­врии близ Кон­стан­ти­но­по­ля.

☦️
Преподобномученик Евфи́мий (Коротков), Белогорский, иеродиакон.
Преподобномученик Алекси́й Коротков, Белогорский, послушник.

Бра­тья Вла­ди­мир и Алек­сей Ко­рот­ко­вы ро­ди­лись в Перм­ской гу­бер­нии в се­мье глу­бо­ко ве­ру­ю­щих ро­ди­те­лей.
В ян­ва­ре 1897 го­да в ше­сти­де­ся­ти ки­ло­мет­рах от го­ро­да Кун­гу­ра, в од­ном из жи­во­пис­ней­ших мест Перм­ской гу­бер­нии на Бе­лой Го­ре от­крыл­ся Свя­то-Ни­ко­ла­ев­ский мис­си­о­нер­ский мо­на­стырь. От­кры­тие и устро­е­ние его со­про­вож­да­лось яв­ною по­мо­щью Бо­жи­ей. На­сто­я­те­лем стал ар­хи­манд­рит Вар­ла­ам, че­ло­век глу­бо­кой ве­ры и боль­шой по­движ­ник, к ко­то­ро­му со всех кон­цов Перм­ской зем­ли шли жаж­ду­щие спа­се­ния. При­шли в мо­на­стырь и бра­тья Ко­рот­ко­вы. Вслед за ни­ми при­шел сю­да их отец. Ме­сто это ему так по­нра­ви­лось, что он ре­шил здесь остать­ся и про­жил до кон­чи­ны, пе­ред смер­тью при­няв ино­че­ский по­стриг. В оби­те­ли бра­тья про­шли все по­слу­ша­ния и со­би­ра­лись при­нять ино­че­ство, но на­ча­лась Пер­вая ми­ро­вая вой­на, и им при­шлось рас­стать­ся. Алек­сея при­зва­ли в дей­ству­ю­щую ар­мию; Вла­ди­мир был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Ев­фи­мий, ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­ди­а­ко­на и на­зна­чен слу­жить на по­дво­рье Бе­ло­гор­ско­го мо­на­сты­ря в Пер­ми. Алек­сей про­слу­жил в ар­мии всю вой­ну, участ­во­вал во мно­гих сра­же­ни­ях; за про­яв­лен­ное в бо­ях му­же­ство был на­граж­ден Ге­ор­ги­ев­ским кре­стом. В фев­ра­ле 1918 го­да он по­лу­чил от­пуск и по­ехал до­мой. Сра­зу с по­ез­да Алек­сей по­шел на мо­на­стыр­ское по­дво­рье. Ра­дость встре­чи для бра­тьев на неко­то­рое вре­мя со­вер­шен­но за­тми­ла тре­вож­ные пред­чув­ствия от раз­ли­вав­шей­ся по­всю­ду анар­хии. До Пер­ми до­хо­ди­ли из­ве­стия, что со­вет­ская власть при­ня­ла за­кон о на­цио­на­ли­за­ции цер­ков­но­го иму­ще­ства. Ото­всю­ду шли тре­вож­ные слу­хи о на­па­де­нии во­ору­жен­ных от­ря­дов на хра­мы и мо­на­сты­ри. Толь­ко два дня уте­ша­лись бра­тья ра­до­стью встре­чи, на тре­тий день над по­дво­рьем раз­ра­зи­лась бе­да.
Бе­ло­гор­ская оби­тель бы­ла по пре­иму­ще­ству мис­си­о­нер­ской; мис­си­о­нер­ство по­ни­ма­лось здесь ши­ро­ко, пред­по­ла­га­лась борь­ба не толь­ко с за­блуж­де­ни­я­ми рас­коль­ни­ков и сек­тан­тов, но и с со­блаз­на­ми за­пад­но­ев­ро­пей­ских ма­те­ри­а­ли­сти­че­ских уче­ний. По­это­му из всех мо­на­сты­рей Перм­ской епар­хии боль­ше­ви­ки боль­ше всех нена­ви­де­ли Бе­ло­гор­ский, и как толь­ко им уда­лось со­брать неболь­шой во­ору­жен­ный от­ряд, они сра­зу же дви­ну­лись разо­рять его. 21 фев­ра­ля во­ору­жен­ные боль­ше­ви­ки во­рва­лись на мо­на­стыр­ское по­дво­рье. Они ве­ли се­бя с вы­зы­ва­ю­щей бес­це­ре­мон­но­стью: вры­ва­лись в ке­льи с обыс­ка­ми, всё пе­ре­во­ра­чи­ва­ли и за­би­ра­ли ве­щи, ко­то­рые им нра­ви­лись. Сре­ди на­ро­да на­чал­ся ро­пот. То­гда гра­би­те­ли при­сту­пи­ли к аре­стам; сре­ди дру­гих бы­ли аре­сто­ва­ны и бра­тья Ко­рот­ко­вы. Рас­пра­ва в те го­ды бы­ла ско­рая и же­сто­кая. Ев­фи­мия и Алек­сея при­ве­ли на бе­рег Ка­мы и ста­ли му­чить. Стра­сто­терп­цы дер­жа­лись му­же­ствен­но, и боль­ше­ви­ки по­сле ис­тя­за­ний умерт­ви­ли их, но то­пить в ре­ке не ста­ли, оста­вив изуро­до­ван­ные те­ла на льду для устра­ше­ния. Утром на них на­толк­ну­лись из­воз­чи­ки. Му­че­ни­ков узна­ли, бы­ла по­сла­на сроч­ная те­ле­грам­ма род­ным, и ко дню по­гре­бе­ния, на­зна­чен­но­го на 25 фев­ра­ля, при­е­ха­ли мать и сест­ры.
С утра при­зы­вал в храм на мо­лит­ву ко­ло­кол Бе­ло­гор­ско­го по­дво­рья. К мо­мен­ту от­пе­ва­ния сю­да со­шлась вся пра­во­слав­ная Пермь: ты­ся­чи све­чей окру­жа­ли гро­бы. Слу­жи­лись од­на за дру­гой па­ни­хи­ды; ни­ко­му не хо­те­лось, чтобы от­пе­ва­ние за­кон­чи­лось, не хо­те­лось рас­ста­вать­ся с му­че­ни­ка­ми. Бла­го­дать Бо­жия ощу­ти­мо ка­са­лась сер­дец мо­ля­щих­ся. Для всех бы­ло несо­мнен­но, что сре­ди свя­тых за­го­ре­лись две но­вые звез­ды Перм­ских му­че­ни­ков. Их от­пе­ва­ние и по­гре­бе­ние ощу­ща­лось все­ми как об­ре­те­ние но­вых свя­тых за­ступ­ни­ков, и скорбь по­те­ри да­же у род­ных сме­ни­лась бла­го­дат­ной ра­до­стью от со­при­кос­но­ве­ния со свя­ты­ней.
Вско­ре по­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны бра­тьев их мать и сест­ры при­ня­ли мо­на­ше­ство. Од­на из се­стер в па­мять му­че­ни­ков пи­са­ла впо­след­ствии:
Вы бы­ли пер­вые стра­даль­цы за ве­ру в на­ши вре­ме­на.
Гос­подь за­пи­шет в Кни­гу жиз­ни на­веч­но ва­ши име­на…

☦️
Преподобномученик Анто́ний (Арапов), Белогорский, игумен.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ан­то­ний (Ара­пов) ро­дил­ся в Ир­кут­ске в 1880 го­ду. С 1897 го­да под­ви­зал­ся в Бе­ло­гор­ском во имя свт. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца муж­ском мо­на­сты­ре Перм­ской епар­хии. 22 июня 1905 го­да в Се­ра­фи­мо-Алек­си­ев­ском ски­ту мо­на­сты­ря ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на и вско­ре во иеро­мо­на­ха. В 1909 го­ду на­зна­чен бла­го­чин­ным Бе­ло­гор­ской оби­те­ли, в 1911 го­ду – каз­на­че­ем, за­тем – и.о. на­сто­я­те­ля мо­на­сты­ря во вре­мя от­сут­ствия в оби­те­ли на­сто­я­те­ля свя­щен­но­му­че­ни­ка ар­хи­манд­ри­та Вар­ла­а­ма (Ко­но­плё­ва). 29 июня 1917 го­да воз­ве­ден в сан игу­ме­на. За­бо­та­ми игу­ме­на Ан­то­ния в мо­на­сты­ре бы­ло за­вер­ше­но стро­и­тель­ство со­бо­ра в честь Воз­дви­же­ния Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня. Про­по­ве­ди о.Ан­то­ния ре­гу­ляр­но пе­ча­та­лись в Перм­ских «Епар­хи­аль­ных ве­до­мо­стях». По­сле звер­ско­го убий­ства боль­ше­ви­ка­ми свя­щен­но­му­че­ни­ка Вар­ла­а­ма игу­мен Ан­то­ний был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Бе­ло­гор­ско­го мо­на­сты­ря. В 1919 го­ду с ча­стью бра­тии ушел с от­сту­па­ю­щи­ми вой­ска­ми адми­ра­ла А.В. Кол­ча­ка. По­сле вступ­ле­ния Крас­ной Ар­мии в Ир­кутск был аре­сто­ван и рас­стре­лян.

☦️
Преподобномученик Алекса́ндр Арапов, Белогорский, послушник.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Алек­сандр Ва­си­лье­вич Ара­пов ро­дил­ся в 1893 го­ду в Уфим­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. В 1907 го­ду по­сту­пил по­слуш­ни­ком в Бе­ло­гор­ский Свя­то-Ни­ко­ла­ев­ский мо­на­стырь Перм­ской епар­хии. В 1918 го­ду вме­сте с бра­ти­ей мо­на­сты­ря был рас­стре­лян боль­ше­ви­ка­ми за от­каз участ­во­вать в празд­но­ва­нии Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции и всту­пить в Крас­ную Ар­мию.

☦️
Преподобномученик Виссарио́н (Окулов), Белогорский, иеродиакон.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Вис­са­ри­он (в ми­ру Оку­лов Ва­си­лий Ис­и­до­ро­вич) ро­дил­ся 26 фев­ра­ля 1880 го­да в се­ле Ни­ки­ти­но Осин­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. Был же­нат. По­сле то­го как су­пру­ги по обо­юд­но­му со­гла­сию при­ня­ли ре­ше­ние о при­ня­тии мо­на­ше­ско­го по­стри­га, Оку­лов 15 сен­тяб­ря 1909 го­да по­сту­пил в Бе­ло­гор­ский во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая мо­на­стырь в Осин­ском уез­де. 25 ап­ре­ля 1916 го­да был при­нят в чис­ло по­слуш­ни­ков. 1 мая сле­ду­ю­ще­го го­да по­стри­жен в мо­на­ше­ство, в тот же день его су­пру­га при­ня­ла по­стриг в Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри жен­ском мо­на­сты­ре в де­ревне Ба­ха­ре­вой (Ба­ха­рев­ке) Перм­ско­го уез­да. 8 ок­тяб­ря 1917 го­да Со­ли­кам­ским епи­ско­пом свя­щен­но­му­че­ни­ком Фе­о­фа­ном (Иль­мен­ским) мо­нах Вис­са­ри­он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на. 16 но­яб­ря на­зна­чен ис­пол­ня­ю­щим обя­зан­но­сти каз­на­чея ар­хи­ерей­ско­го до­ма. По­сле при­хо­да в Перм­ском крае к вла­сти боль­ше­ви­ков иеро­ди­а­ко­на Вис­са­ри­о­на аре­сто­ва­ли, от­пра­ви­ли в Пермь на при­ну­ди­тель­ные ра­бо­ты. 28 ок­тяб­ря 1918 го­да за от­каз от ра­бот он был жи­вым бро­шен в Ка­му.

☦️
Преподобномученик Варлаа́м (Коноплев), Белогорский, архимандрит. Преподобномученики Се́ргий (Вершинин), Илия́ (Попов), Вячесла́в (Косожилин), Иоаса́ф (Сабанцев), Иоа́нн (Новоселов), иеромонахи. Преподобномученики Михе́й (Подкорытов), Белогорский, Матфе́й (Банников), Белогорский, иеродиаконы. Преподобномученики Фео́дор Белкин, Белогорский, Петр Белогорский, послушники.
Преподобномученики Варна́ва (Надеждин), монах, Гермоге́н (Боярышнев), Арка́дий (Носков), Евфи́мий (Шаршилов), иноки, Марке́лл (Шаврин), Иоа́нн (Ротнов), монахи, Се́ргий (Саматов), инок, Дими́трий Созинов, Са́вва Колмогоров, Иа́ков Старцев, Петр Рочев, Иа́ков Данилов, послушники.

Пре­по­доб­но­му­че­ник Вар­ла­ам (в ми­ру Ва­си­лий Ев­фи­мо­вич Ко­но­плёв) ро­дил­ся в 1858 го­ду в Юго-Кна­уф­ском за­во­де Осин­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье ста­ро­об­ряд­цев-бес­по­пов­цев.
В ав­то­био­гра­фии, в ко­то­рой пре­по­доб­но­му­че­ник опи­сал свои по­ис­ки ис­ти­ны и при­ход в Пра­во­слав­ную Цер­ковь, он так рас­ска­зы­вал о се­бе: «На де­ся­том го­ду я вы­учил­ся гра­мо­те; мо­лил­ся с бес­по­пов­ца­ми, со ста­ри­ка­ми и про­сто­лю­ди­на­ми; ко­гда стал при­хо­дить в воз­раст, по­лю­бил чи­тать Бо­же­ствен­ное Пи­са­ние. Всё сво­бод­ное вре­мя я от­да­вал чте­нию книг, по­ку­пая их или про­ся у дру­гих для про­чте­ния. И по­сте­пен­но стал раз­го­рать­ся во мне дух к Бо­гу — я раз­мыш­лял о ве­ре, о рас­ко­ле, о Пра­во­слав­ной Во­сточ­ной Церк­ви, раз­мыш­лял о свя­щен­стве, без ко­то­ро­го, ви­дел, спа­стись нель­зя. В этих ду­мах я за­бы­вал всё. Но­чью ча­сто вста­вал на мо­лит­ву пе­ред ико­на­ми Гос­по­да Все­дер­жи­те­ля и Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы и мо­лил­ся усерд­но, го­ря­чо, со сле­за­ми, про­сил Гос­по­да: «Гос­по­ди, от­крой мои очи, дай ра­зу­меть путь спа­се­ния; ска­жи мне путь, ка­ким мне ид­ти, на­учи тво­рить во­лю Твою». И ещё про­сил ука­зать, в ка­кой Церк­ви и через ка­ких пас­ты­рей бла­го­дать Свя­то­го Ду­ха дей­ству­ет».
До трид­ца­ти пя­ти лет Ва­си­лий был по­сто­ян­но в раз­мыш­ле­нии о Церк­ви, ста­ра­ясь ура­зу­меть Еван­гель­ские, апо­столь­ские и про­чие Пи­са­ния, на­хо­дя их за­ча­стую несход­ны­ми с пи­са­ни­я­ми о Церк­ви и свя­щен­стве у ста­ро­об­ряд­цев. В это вре­мя он мно­го пу­те­ше­ство­вал, по­се­щал ста­ро­об­ряд­цев-бес­по­пов­цев, при­сут­ство­вал на их бе­се­дах. Пе­ре­лом в по­ис­ках ис­ти­ны со­вер­шил чу­дес­ный слу­чай в неде­лю Всех свя­тых, ко­гда Ва­си­лий уехал в Са­ра­тов­скую гу­бер­нию в ста­ро­об­ряд­че­скую оби­тель.
Там он усерд­но мо­лил­ся: «Ми­ло­сти­ве Гос­по­ди, как мне ура­зу­меть о Церк­ви Тво­ей свя­той; не хо­чу быть рас­коль­ни­ком, но не знаю, как ура­зу­меть раз­до­ры цер­ков­ные, не знаю, ка­кая по­ло­ви­на оши­ба­ет­ся, то ли ста­ро­об­ряд­цы что-то недо­по­ни­ма­ют, то ли Церк­ви Во­сточ­ная или Гре­ко-Рос­сий­ская по­гре­ша­ют. Гос­по­ди, по­ка­жи мне чу­до, раз­ре­ши мои со­мне­ния и недо­уме­ния; ес­ли Цер­ковь Рос­сий­ская за пе­ре­ме­ну в об­ря­дах не ли­ши­лась бла­го­дат­ных да­ров, то во вре­мя тор­же­ства ду­хо­вен­ства на Бе­лой Го­ре, во вре­мя их мо­леб­на, по­шли, Гос­по­ди, в это зной­ное вре­мя дождь обиль­ный на зем­лю, чтобы мне ура­зу­меть, что через их пас­ты­рей дей­ству­ет бла­го­дать Свя­то­го Ду­ха». И, дей­стви­тель­но, по до­ро­ге до­мой он услы­шал раз­го­вор, что на Бе­лой Го­ре сре­ди тор­же­ствен­но­го мо­леб­на со­шёл на зем­лю обиль­ный дождь.
В ре­зуль­та­те сво­их по­ис­ков Ва­си­лий Ко­но­плёв в 90-х го­дах XIX ве­ка через та­ин­ство ми­ро­по­ма­за­ния при­со­еди­нил­ся к Пра­во­слав­ной Церк­ви. Со­еди­нил­ся с Цер­ко­вью и его отец Ев­фим Ти­хо­но­вич — ему бы­ло то­гда семь­де­сят пять лет — а так­же млад­шие его бра­тья Ан­тон и Па­вел с же­на­ми и детьми и се­мей­ство стар­шей сест­ры. Все­го при­со­еди­ни­лось де­вят­на­дцать че­ло­век.
В но­яб­ре 1893 го­да Ва­си­лий был по­стри­жен в ря­со­фор, и по­се­лил­ся на Бе­лой Го­ре. По­сте­пен­но к нему ста­ли со­би­рать­ся все же­ла­ю­щие мо­на­ше­ско­го жи­тия. К 1894 го­ду со­бра­лось две­на­дцать че­ло­век. 1 фев­ра­ля 1894 го­да Ва­си­лий при­нял по­стриг в мо­на­ше­ство с име­нем Вар­ла­ам, а на сле­ду­ю­щий день он был ру­ко­по­ло­жен в иеро­ди­а­ко­на. 22 фев­ра­ля во вре­мя освя­ще­ния пре­сто­ла в ма­лом хра­ме во имя Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая его ру­ко­по­ло­жи­ли в иеро­мо­на­ха.
С это­го вре­ме­ни отец Вар­ла­ам был на­зна­чен управ­ля­ю­щим но­востро­я­ще­го­ся мис­си­о­нер­ско­го мо­на­сты­ря на Бе­лой Го­ре, по­лу­чив­ше­го впо­след­ствии на­зва­ние Ураль­ско­го Афо­на. Он вос­ста­но­вил Пра­во­слав­ное устав­ное Бо­го­слу­же­ние и, па­мя­туя, что мо­на­стырь мис­си­о­нер­ский, по­ста­вил на долж­ную вы­со­ту про­по­ведь, ко­то­рая зву­ча­ла в нём утром и ве­че­ром. Ни од­но бо­го­слу­же­ние не оста­ва­лось без по­уче­ния.
В 1913 го­ду перм­ский свя­щен­ник Иа­ков Ше­ста­ков пи­сал о ба­тюш­ке: «Отец Вар­ла­ам — ру­ко­во­ди­тель со­ве­сти, это ли­цо, ко­то­ро­му по­ру­ча­ют се­бя лю­ди — ми­ряне, точ­но так же, как мо­на­хи, ищу­щие спа­се­ния и со­зна­ю­щие свою немощь. Кро­ме то­го, к от­цу Вар­ла­а­му, как вдох­но­вен­но­му ру­ко­во­ди­те­лю, об­ра­ща­ют­ся ве­ру­ю­щие в труд­ном по­ло­же­нии, в скор­бях, в ча­сы, ко­гда не зна­ют, что де­лать, и про­сят по ве­ре ука­за­ния. Отец Вар­ла­ам от­ли­чал­ся осо­бой опыт­но­стью, ас­ке­тиз­мом, кре­по­стью ду­ха и дет­ским незло­би­ем. Мол­ва о его муд­ро­сти рос­ла; к нему стал сте­кать­ся на­род со всей Перм­ской гу­бер­нии, по­шли да­же ино­род­цы из глу­хо­го За­кам­ска­го края… Каж­дый, при­хо­дя к от­цу Вар­ла­а­му, вы­но­сит силь­ное неза­бвен­ное впе­чат­ле­ние: в нём есть неот­ра­зи­мая си­ла. Ас­ке­ти­че­ские по­дви­ги и тру­до­вая жизнь из­ну­ри­ли здо­ро­вье ба­тюш­ки, но он ни­ко­му не от­ка­зы­вал в со­ве­те. Ве­ли­кие та­ин­ства со­вер­ша­лись в его тес­ной ке­лье: здесь воз­рож­да­лась жизнь, ути­ха­ли скор­би и тек­ли сле­зы уми­ле­ния и ра­до­сти. Чет­верть ве­ка Бе­ло­го­род­ская оби­тель уте­ша­ла страж­ду­щих.
В пер­вых чис­лах июня 1917 го­да в оби­те­ли со­сто­я­лось по­след­нее ве­ли­че­ствен­ное тор­же­ство — освя­ще­ние Бе­ло­гор­ско­го со­бо­ра. Бы­ли по­сла­ны при­гла­ше­ния всем бла­го­де­те­лям и по­се­ти­те­лям оби­те­ли, а так­же от­пе­ча­та­ны и разо­сла­ны по всей Рос­сии из­ве­ще­ния о пред­сто­я­щем тор­же­стве. 2 июня в оби­тель при­е­хал свя­щен­но­му­че­ник епи­скоп Перм­ский Ан­д­ро­ник (Ни­коль­ский, па­мять 7 июня); 5 июня ста­ли при­бы­вать в мо­на­стырь из окрест­ных се­ле­ний крест­ные хо­ды с мно­го­чис­лен­ны­ми бо­го­моль­ца­ми. Прой­дя дол­гий путь при днев­ном лет­нем зное и пы­ли, они не вы­ка­зы­ва­ли утом­ле­ния, ли­ца мно­гих бы­ли ра­дост­ны, на них ле­жал от­пе­ча­ток ка­ко­го-то незем­но­го со­сто­я­ния. Хра­мы не вме­ща­ли па­лом­ни­ков, и бо­го­слу­же­ния со­вер­ша­лись пря­мо под от­кры­тым небом; все­нощ­ные, па­ни­хи­ды или мо­леб­ны — по­всю­ду сла­ви­лось имя Бо­жие. И са­ма при­ро­да, ка­за­лось, вни­ма­ла это­му див­но­му зре­ли­щу; не бы­ло вет­ра, све­чи не гас­ли, так бы­ло ти­хо и хо­ро­шо.
Про­шёл год со вре­ме­ни освя­ще­ния со­бо­ра. В ав­гу­сте 1918 го­да боль­ше­ви­ки за­хва­ти­ли оби­тель. В глав­ном ал­та­ре со­бо­ра крас­но­ар­мей­цы раз­во­ро­ти­ли и осквер­ни­ли пре­стол. В ке­лье ар­хи­манд­ри­та Вар­ла­а­ма устро­и­ли от­хо­жее ме­сто, а ико­но­пис­ную ма­стер­скую пре­вра­ти­ли в те­атр, где мо­на­стыр­ских маль­чи­ков-пев­чих за­став­ля­ли петь свет­ские фри­воль­ные пес­ни. Мно­гие мо­на­хи бы­ли по­сле звер­ских пы­ток уби­ты.
12 (25) ав­гу­ста крас­но­ар­мей­цы аре­сто­ва­ли на­сто­я­те­ля мо­на­сты­ря ар­хи­манд­ри­та Вар­ла­а­ма и по до­ро­ге в уезд­ный го­род Осу рас­стре­ля­ли его. Му­че­ни­че­скую кон­чи­ну при­ня­ли и мно­гие мо­на­хи оби­те­ли. Их име­на: иеро­мо­на­хи Сер­гий, Илия, Вя­че­слав, Иоасаф, Иоанн, Ан­то­ний; иеро­ди­а­ко­ны Ми­хей, Вис­са­ри­он, Мат­вей, Ев­фи­мий; мо­на­хи Вар­на­ва, Ди­мит­рий, Сав­ва, Гер­мо­ген, Ар­ка­дий, Ев­фи­мий, Мар­келл; по­слуш­ни­ки Иоанн, Иа­ков, Петр, Иа­ков, Алек­сандр, Фе­о­дор, Петр, Сер­гий, Алек­сий. Мо­ги­лы му­че­ни­ков бы­ли скры­ты вла­стя­ми и пре­бы­ва­ют в неиз­вест­но­сти.
Про­слав­ле­ны в 1998 го­ду как мест­но­чти­мые свя­тые Перм­ской епар­хии. При­чис­ле­ны к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.

☦️
Священномученик Васи́лий Инфантьев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник иерей Ва­си­лий – Ва­си­лий Ива­но­вич Ин­фан­тьев – ро­дил­ся в 1853 го­ду. Он был свя­щен­ни­ком церк­ви в се­ле Ме­хон­ском Шад­рин­ско­го уез­да. 12 ав­гу­ста (25 нов.ст.) 1918 го­да отец Ва­си­лий был убит в се­ле Та­уш­кан в хо­де мас­со­вых ре­прес­сий про­тив ду­хо­вен­ства в Перм­ском крае. Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий Ин­фан­тьев был вклю­чен в Со­бор но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских по­ста­нов­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да РПЦ от 17 июля 2002 го­да.

☦️
Священномученик Леонид Бирюкович, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Лео­нид Би­рю­ко­вич, про­то­и­е­рей († 1937 г.) ро­дил­ся в 1864 го­ду в се­ле Ухва­ла Бо­ри­сов­ско­го уез­да в се­мье потом­ствен­но­го свя­щен­но­слу­жи­те­ля. За­кон­чил Мин­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию.
В 1899 го­ду при­нял сан свя­щен­ни­ка и был на­зна­чен на­сто­я­те­лем церк­ви Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ла Бро­дец Игу­мен­ско­го уез­да. Трид­цать семь лет слу­жил ба­тюш­ка в этом ма­лень­ком се­ле, за­те­рян­ном сре­ди ле­сов и бо­лот, но и там аре­сто­вы­ва­ли его несколь­ко раз. Впер­вые — в 1934 го­ду за то, что он хра­нил до­ма несколь­ко монет цар­ской че­кан­ки. В 1935 го­ду его сно­ва аре­сто­ва­ли. Де­ло об­сто­я­ло так. Узнав о на­ме­ре­нии вла­стей за­крыть храм, он су­мел под­нять на­род на его за­щи­ту и ор­га­ни­зо­вал его обо­ро­ну. Трое су­ток со­про­тив­ля­лись мест­ные жи­те­ли, круг­ло­су­точ­но охра­няя храм. Но си­лы бы­ли нерав­ны и боль­ше­ви­ки одер­жа­ли верх: цер­ковь за­кры­ли. Отец Лео­нид был при­го­во­рён к ше­сти го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­ге­ре. В свя­зи с рез­ко ухуд­шив­шим­ся здо­ро­вьем его вы­нуж­де­ны бы­ли осво­бо­дить. Вер­нув­шись в се­ло, ба­тюш­ка за­нял­ся сбо­ром под­пи­сей за от­кры­тие хра­ма, и вско­ре его аре­сто­ва­ли вновь. Ба­тюш­ка от­ка­зал­ся да­вать по­ка­за­ния пред­ста­ви­те­лям НКВД, по­сле че­го его ста­ли же­сто­ко из­би­вать. Он был рас­стре­лян в Мин­ске 20 ав­гу­ста 1937 го­да.

☦️
Священномученик Николай Доброумов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник иерей Ни­ко­лай – Ни­ко­лай Ни­ко­лай­е­вич Доб­ро­умов – ро­дил­ся 24 де­каб­ря 1876 (по неко­то­рым дан­ным 1875) го­да в се­ле Небди­но Усть-Сы­соль­ско­го уез­да Во­ло­год­ской гу­бер­нии.
Ка­ким отец Ни­ко­лай был че­ло­ве­ком? Ар­хи­вы со­хра­ни­ли для нас сви­де­тель­ства о доб­рых де­лах ба­тюш­ки, ко­то­рый всю свою жизнь сле­до­вал из­бран­но­му пу­ти: про­по­ве­до­вал сло­во Бо­жие, на­став­лял свою паст­ву. К это­му он го­то­вил­ся всю свою жизнь, та­кое по­лу­чил вос­пи­та­ние в се­мье свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Ми­хай­ло­ви­ча Доб­ро­умо­ва, был са­мым млад­шим, пя­тым ре­бен­ком в се­мье. Дет­ские го­ды про­шли в с.Усть-Ку­лом, где отец его с 1879 го­да слу­жил на­сто­я­те­лем Пет­ро­пав­лов­ской церк­ви. Окон­чил Усть-Сы­соль­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, а в 1899 го­ду Во­ло­год­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию.
Вско­ре по­сле окон­ча­ния се­ми­на­рии Ни­ко­лай Ни­ко­ла­е­вич же­нил­ся. Ан­то­ни­на бы­ла са­мой млад­шей и са­мой кра­си­вой до­че­рью в се­мье свя­щен­ни­ка Вве­ден­ской церк­ви се­ла Ме­жа­дор Ми­ха­и­ла Кон­стан­ти­но­ви­ча По­по­ва – род­но­го пле­мян­ни­ка ко­ми по­эта И.А. Ку­ра­то­ва. В се­мье, кро­ме Ан­то­ни­ны, бы­ло еще 10 де­тей, и, ко­неч­но же, мо­ло­дая ма­туш­ка меч­та­ла о де­тях, люб­ви и дол­гой жиз­ни с лю­бя­щим му­жем. Но ее де­ви­че­ским меч­там не суж­де­но бы­ло сбыть­ся. По­сле же­нить­бы Ни­ко­лай про­дол­жал со­хра­нять обе­ты це­ло­муд­рия, жи­вя с су­пру­гой как брат с сест­рой, по­вто­ряя в сво­ей жиз­ни по­двиг свя­то­го пра­вед­но­го от­ца на­ше­го Иоан­на Крон­штад­ско­го. Это не по­нра­ви­лось жене мо­ло­до­го свя­щен­ни­ка, она несколь­ко раз пы­та­лась оста­вить му­жа, но в сво­ей се­мье не встре­ча­ла под­держ­ки и одоб­ре­ния сво­им дей­стви­ям: каж­дый раз де­вуш­ке при­хо­ди­лось воз­вра­щать­ся. Отец Ни­ко­лай до кон­ца дней сво­их оста­вал­ся мо­на­хом в ми­ру…
«29.09.1899 г. Прео­свя­щен­ным ГАВРИИЛОМ, епи­ско­пом Ве­ли­ко­устюж­ским, Ни­ко­лай Доб­ро­умов по­свя­щен во свя­щен­ни­ка к По­моз­дин­ской Успен­ской церк­ви Усть­сы­соль­ско­го уез­да. За­тем был пе­ре­ме­щен по про­ше­нию к Усть-Ку­лом­ской Пет­ро­пав­лов­ской церк­ви. И в 1906 го­ду пе­ре­ве­ден в се­ло Аныб на­сто­я­те­лем Аныб­ской церк­ви». И где-бы отец Ни­ко­лай ни со­вер­шал свой свя­щен­ни­че­ский по­двиг, вез­де он мно­го тру­дил­ся на ни­ве про­све­ще­ния лю­дей. Ра­бо­тал за­ко­но­учи­те­лем По­моз­дин­ско­го зем­ско­го муж­ско­го и жен­ско­го учи­лищ, пре­по­да­вал в де­ревне Воль­дин­ской По­моз­дин­ской во­ло­сти, яв­лял­ся за­ко­но­учи­те­лем и за­ве­ду­ю­щим Аныб­ской цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы и пред­се­да­те­лем мест­но­го цер­ков­но-при­ход­ско­го По­пе­чи­тель­ства. Де­я­тель­ность ба­тюш­ки за­ме­ти­ли, и 29.05.1909 г. он был на­граж­ден ме­да­лью в па­мять 25-ле­тия со вре­ме­ни вос­ста­нов­ле­ния цер­ков­ной шко­лы Им­пе­ра­то­ром Алек­сан­дром III. В 1913 го­ду свя­щен­ни­ка на­гра­ди­ли ме­да­лью в па­мять 300-ле­тия цар­ство­ва­ния До­ма Ро­ма­но­вых.
Ле­то­пись Аныб­ской церк­ви со­дер­жит рас­сказ о несколь­ких зна­ме­на­тель­ных со­бы­ти­ях, про­изо­шед­ших здесь во вре­ме­на от­ца Ни­ко­лая. При ба­тюш­ке 10 ок­тяб­ря 1909 го­да по­лу­чен в Аныб­скую цер­ковь об­раз вновь про­слав­лен­ной свя­той Бла­го­вер­ной Ве­ли­кой кня­ги­ни ино­ки­ни Ан­ны. Пе­ред но­вым об­ра­зом, по­ло­жен­ным на ана­лой, свя­щен­ни­ком бы­ло ска­за­но по-зы­рян­ски жи­тие свя­той и со­вер­ше­но мо­леб­ствие.
Хо­да­тай­ство­вал ба­тюш­ка и о пе­ре­не­се­нии мо­щей в го­род Усть-Сы­сольск Свя­то­го Сте­фа­на Ве­ли­ко­перм­ско­го. 28 ян­ва­ря 1910 го­да по­сле Ли­тур­гии чи­тан Указ Свя­щен­но­го Си­но­да по по­во­ду воз­буж­дав­ше­го­ся в про­шлом го­ду про­ше­ния о пе­ре­не­се­нии в г.Усть-Сы­сольск свя­тых мо­щей Сте­фа­на Ве­ли­ко­перм­ско­го: «Свя­щен­ный Си­нод не счи­та­ет воз­мож­ным дать сво­е­го бла­го­сло­ве­ния на пе­ре­не­се­ние чест­ных остан­ков Свя­то­го Сте­фа­на, Епи­ско­па Ве­ли­ко­перм­ско­го, и по ко­е­му Его Им­пе­ра­тор­ско­му Ве­ли­че­ству бо­го­угод­но бы­ло на­чер­тать: «Со­гла­сен с за­клю­че­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да». При от­це Ни­ко­лае был при­об­ре­тен для хра­ма ко­ло­кол ве­сом 53 пу­да, вы­ли­тый по за­ка­зу на за­во­де Оло­вя­ниш­ни­ко­ва в г. Яро­слав­ле, под­ня­ли и освя­ти­ли его в пре­столь­ный празд­ник Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца 6 де­каб­ря.
Да­же ску­пые строч­ки из ар­хи­ва пе­ре­да­ют то теп­ло, ду­шев­ность, ко­то­рые ца­ри­ли в хра­ме во вре­ме­на на­сто­я­тель­ства там от­ца Ни­ко­лая. Так, «в день ис­пол­не­ния 200-ле­тия со дня рож­де­ния Ми­хай­ло Ло­мо­но­со­ва на ма­лень­ком за­те­рян­ном при­хо­де в Усть-Ку­ло­ме со­вер­ша­лась о нем па­ни­хи­да. За­упо­кой­ное бо­го­слу­же­ние со­вер­ша­лось и в день смер­ти пре­мьер-ми­ни­стра Пет­ра Ар­ка­дье­ви­ча Сто­лы­пи­на».
Зна­ме­на­тель­но и то, что о ма­лень­ком при­хо­де зна­ли в Москве. «19 мар­та 1914 го­да от Сер­гея Се­ме­но­ви­ча Миш­ко­ва из Моск­вы бы­ла по­лу­че­на ри­за на ико­ну св. Це­ли­те­ля Пан­те­ле­и­мо­на».
Ба­тюш­ка, ка­за­лось, на­хо­дил­ся в цен­тре всех со­бы­тий, про­ис­хо­дя­щих в ми­ре, его серд­це от­кли­ка­лось на боль на­род­ную. Ко­гда на­ча­лась вой­на с Тур­ци­ей, «17 ав­гу­ста 1915 го­да был учре­жден при­ход­ской По­пе­чи­тель­ский Со­вет в ока­за­нии по­мо­щи се­мьям сол­дат под пред­се­да­тель­ством свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Доб­ро­умо­ва, ко­то­рый ока­зал по­мощь на сум­му 136 руб. 40 коп. 91 се­мей­ству. А с на­ча­лом вой­ны от­кры­то Во­лост­ное По­пе­чи­тель­ство, с 2 ян­ва­ря 1915 го­да пред­се­да­те­лем из­бран тот же свя­щен­ник».
Суж­де­но бы­ло стать от­цу Ни­ко­лаю и сви­де­те­лем тра­ги­че­ских стра­ниц на­шей ис­то­рии – 14 мар­та вслед­ствие про­ис­шед­ше­го го­судар­ствен­но­го пе­ре­во­ро­та из­бран на схо­де Вре­мен­ный Во­лост­ной Ко­ми­тет. 25 мар­та огла­шен акт об от­ре­че­нии Го­су­да­ря Им­пе­ра­то­ра от пре­сто­ла. В се­ле на­чал­ся бес­пре­дел. 11 мая, в День Воз­не­се­ния Гос­под­ня, на при­хо­де про­изо­шло со­бы­тие, на пер­вый взгляд, необъ­яс­ни­мое. Но вот как сам отец Ни­ко­лай рас­ска­зал об этом: «Я удив­лен был чрез­мер­ным скоп­ле­ни­ем на­ро­да у Ко­ми­те­та, они рас­ста­ви­лись шпа­ле­ра­ми по обе сто­ро­ны до­ро­ги до до­ма, где на­хо­ди­лась квар­ти­ра сек­ре­та­ря Ко­ми­те­та. Вы­во­дят чет­ве­рых лю­дей го­лы­ми: двое жен­щин и двое муж­чин. До­во­дят их до до­ма Ко­ми­те­та – и неиз­вест­но, что по­том там про­ис­хо­ди­ло». Так, ока­за­лось, бы­ла по­ня­та здесь сво­бо­да, и это устро­и­лось под вли­я­ни­ем сол­дат, при­быв­ших с фрон­та». 25 мая, в Тро­и­цын день, на ве­черне отец Ни­ко­лай про­вел бе­се­ду о со­бы­тии 11 мая, разъ­яс­ня­ю­щую всю па­губ­ность и непри­стой­ность по­ступ­ка. Он об­ра­щал­ся к сво­им при­хо­жа­нам как к де­тям ма­лым и нера­зум­ным, не осуж­дая, но по-оте­че­ски на­став­ляя.
По­сле ре­во­лю­ции отец Ни­ко­лай слу­жил свя­щен­ни­ком Воз­не­сен­ской церк­ви с.Дон Усть-Ку­лом­ско­го рай­о­на. На его гла­зах цер­ковь бы­ла за­кры­та. На за­се­да­нии Пре­зи­ди­у­ма КОИК от 26.12.1935 г. по­ста­но­ви­ли: «мо­лит­вен­ное зда­ние лик­ви­ди­ро­вать и за­чис­лить в со­став на­цио­на­ли­зи­ро­ван­но­го иму­ще­ства в ве­де­ние Усть­ку­лом­ско­го Рай­ис­пол­ко­ма».
Вско­ре аре­сто­ва­ли и от­ца Ни­ко­лая. Ба­тюш­ку со­дер­жа­ли под стра­жей при Сык­тыв­кар­ской тюрь­ме НКВД. Про­из­ве­ден­ным рас­сле­до­ва­ни­ем уста­нов­ле­но, что об­ви­ня­е­мый Доб­ро­умов у се­бя на квар­ти­ре устра­и­вал неле­галь­ные сбо­ри­ща цер­ков­ни­ков, на ко­то­рых под ви­дом бо­го­слу­же­ний вел контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, на­прав­лен­ную про­тив ме­ро­при­я­тий Пар­тии и Пра­ви­тель­ства… До­про­шен­ный в ка­че­стве об­ви­ня­е­мо­го Доб­ро­умов ви­нов­ным се­бя не при­знал, но до­ста­точ­но изоб­ли­ча­ет­ся по­ка­за­ни­я­ми сви­де­те­лей. На за­се­да­нии трой­ки УНКВД Ко­ми АССР от 23. 08.1937 г. по­ста­но­ви­ли об­ви­ня­е­мо­го по ст. 58 п.10, ч. II УК РСФСР Доб­ро­умо­ва Ни­ко­лая Ни­ко­ла­е­ви­ча рас­стре­лять.

☦️
Священномученик Иоа́нн Никольский, пресвитер
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 4 ян­ва­ря 1878 го­да в се­ле Ляц­ко­во Бе­жец­ко­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ми­ха­и­ла Ни­коль­ско­го. По окон­ча­нии Твер­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к од­но­му из сель­ских хра­мов Кимр­ско­го уез­да.
В 1929 го­ду вла­сти обя­за­ли о. Иоан­на при­вез­ти к 10 но­яб­ря на го­судар­ствен­ный хле­бо­сда­точ­ный пункт 25 пу­дов ржи. Свя­щен­ник в это вре­мя был в отъ­ез­де. По­лу­чив по­вест­ку 12 но­яб­ря, он на сле­ду­ю­щий же день при­вёз рожь на хле­бо­сда­точ­ный пункт и был аре­сто­ван за то, что опоз­дал на три дня. Суд при­го­во­рил свя­щен­ни­ка к кон­фис­ка­ции все­го иму­ще­ства и ссыл­ке за пре­де­лы Кимр­ско­го рай­о­на.
В Тве­ри у о. Иоан­на жил дво­ю­род­ный брат, про­то­и­е­рей Ва­си­лий Вла­ди­мир­ский, и свя­щен­ник ре­шил пе­ре­ехать с се­мьей ту­да. Свя­той ар­хи­епи­скоп Фад­дей на­зна­чил о. Иоан­на слу­жить в Рож­де­ствен­скую цер­ковь. В это вре­мя ОГПУ аре­сто­ва­ло в Тве­ри наи­бо­лее до­стой­ных свя­щен­ни­ков и осу­ди­ло их на за­клю­че­ние и ссыл­ку, сре­ди них и о. Ва­си­лия Вла­ди­мир­ско­го. Се­мьи аре­сто­ван­ных ока­за­лись без под­держ­ки, и остав­ши­е­ся на сво­бо­де свя­щен­ни­ки ста­ра­лись ча­ще по­се­щать их. Отец Иоанн стал ча­ще бы­вать у се­ми­де­ся­ти­двух­лет­ней су­пру­ги о. Ва­си­лия, На­деж­ды Ни­ко­ла­ев­ны, у ко­то­рой не бы­ло ни­ко­го из род­ных. ОГПУ от­ме­ти­ло ча­стые по­се­ще­ния квар­ти­ры на­хо­дя­ще­го­ся в тюрь­ме свя­щен­ни­ка и ре­ши­ло аре­сто­вать о. Иоан­на.
29 ян­ва­ря 1933 го­да он был аре­сто­ван и за­клю­чён в Твер­скую тюрь­му. До­ка­за­тельств его ви­нов­но­сти у ОГПУ не бы­ло ни­ка­ких, и сле­до­ва­тель по­пы­тал­ся за­по­лу­чить их через со­се­дей На­деж­ды Ни­ко­ла­ев­ны, но без­успеш­но. Толь­ко через пол­то­ра ме­ся­ца, 14 мар­та, о. Иоанн был вы­зван на пер­вый до­прос. Сле­до­ва­тель спро­сил, как он от­но­сит­ся к со­вет­ской вла­сти.
— Как че­ло­век ве­ру­ю­щий, — от­ве­тил о. Иоанн, — я счи­таю со­вет­скую власть Бо­гом по­став­лен­ной, и ей сле­ду­ет по­ви­но­вать­ся не толь­ко за страх, но и за со­весть. При­чин быть враж­деб­ным со­вет­ской вла­сти я не ви­жу. Она да­ла пра­во граж­да­нам сво­бод­но ис­по­ве­до­вать свою ре­ли­гию, ве­ру­ю­щим да­ла воз­мож­ность ор­га­ни­зо­вы­вать­ся в об­щи­ны, огра­ди­ла их пра­ва опре­де­лен­ны­ми за­ко­на­ми и ин­струк­ци­я­ми. По­ви­но­ве­ние со­вет­ской вла­сти я счи­таю сво­им дол­гом и ве­ду се­бя как свя­щен­но­слу­жи­тель и как граж­да­нин стро­го в рам­ках за­кон­но­сти, чтобы не при­не­сти вред го­су­дар­ству и не под­вер­гать се­бя опас­ным взыс­ка­ни­ям.
— Но в ду­ше-то вы все-та­ки враг со­вет­ской вла­сти, — за­ме­тил сле­до­ва­тель.
— Да, вре­ме­на­ми я чув­ствую оби­ду, — от­ве­тил свя­щен­ник, — но не на за­кон или власть, а на пред­ста­ви­те­лей низ­ших ор­га­нов со­вет­ской вла­сти, ко­то­рые, про­во­дя по­ли­ти­ку выс­ших ор­га­нов вла­сти, неза­кон­но при­тес­ня­ли ме­ня. Но я по­дав­лял в се­бе чув­ство оби­ды и по­кры­вал его хри­сти­ан­ским тер­пе­ни­ем и по­кор­но­стью или об­ра­щал­ся за за­щи­той к выс­шим ор­га­нам вла­сти, и не на­прас­но.
Сле­до­ва­тель спро­сил, с ка­кой це­лью он по­се­щал квар­ти­ру Вла­ди­мир­ской, не чи­тал ли он там га­зет, как ком­мен­ти­ро­вал то, что чи­тал, и не бы­ло ли в это вре­мя по­сто­рон­них в квар­ти­ре. Отец Иоанн от­ве­тил:
— Вла­ди­мир­ский — мой дво­ю­род­ный брат; как род­ствен­ник, не имея дру­гих зна­ко­мых в го­ро­де, я за­хо­дил к нему, а ко­гда его вы­сла­ли, за­хо­дил к его жене, ин­те­ре­су­ясь, что пи­шет брат и как се­бя чув­ству­ет.
На сле­ду­ю­щий день о. Иоанн в ка­ме­ре на­пи­сал за­яв­ле­ние про­ку­ро­ру по на­блю­де­нию за ор­га­на­ми ОГПУ. Он пи­сал: «При до­про­се 14 мар­та сле­до­ва­тель Ага­фо­нов по­ка­за­ния мои за­пи­сал крат­ко и ино­гда неточ­но, чем ис­ка­жа­ет­ся их смысл, при под­пи­са­нии про­то­ко­ла до­про­са ли­шил ме­ня воз­мож­но­сти сде­лать ого­вор­ку… Сле­до­ва­тель очень ин­те­ре­со­вал­ся, чи­тал ли я в до­ме Вла­ди­мир­ско­го га­зе­ты. Я по­яс­нил, как и бы­ло, что, ко­гда хо­зяй­ка за­ня­та бы­ла до­маш­ни­ми хло­по­та­ми и я оста­вал­ся один, я чи­тал, что по­па­да­ло под ру­ку, кни­ги или га­зе­ты. Непро­дол­жи­тель­ные раз­го­во­ры на­ши вра­ща­лись боль­ше око­ло лич­но­сти ее му­жа, те­перь умер­ше­го. Ве­сти ка­кие-ли­бо раз­го­во­ры о по­ли­ти­че­ских со­бы­ти­ях не рас­по­ла­га­ли ни об­сто­я­тель­ства, ни об­ста­нов­ка. Пись­ма от Вла­ди­мир­ско­го по­лу­ча­лись все тре­вож­ные: его обо­кра­ли, остав­шись без теп­лой одеж­ды, он сту­дил­ся, хво­рал, окон­ча­тель­но слег и по­мер. Жене его, уби­той го­рем и в сле­зах, бы­ло не до по­сто­рон­них раз­го­во­ров. К квар­ти­ре Вла­ди­мир­ских при­ле­га­ют три квар­ти­ры, от­де­ля­ю­щи­е­ся от нее лег­ки­ми пе­ре­бор­ка­ми и за­ня­тые по­сто­рон­ни­ми жиль­ца­ми. Кто же ре­шит­ся в та­кой об­ста­нов­ке устра­и­вать чте­ние га­зет и об­суж­де­ние их в смыс­ле кри­ти­ки по­ли­ти­ки су­ще­ству­ю­щей вла­сти, на чем так на­ста­и­ва­ет граж­да­нин сле­до­ва­тель? Кто ещё хо­дит к Вла­ди­мир­ской, я не знаю. Слу­ча­лось, что при мне за­хо­ди­ли к ней по сво­им де­лам незна­ко­мые мне жен­щи­ны и, по­го­во­рив, ухо­ди­ли. Сле­до­ва­тель Ага­фо­нов ска­зал мне, что в де­ле есть еще по­ка­за­ния сви­де­те­лей о том, что в мае ме­ся­це мы трое: я, Фло­рен­ский и Вла­ди­мир­ский, в квар­ти­ре по­след­не­го чи­та­ли га­зе­ты, де­ла­ли ка­кие-то по­ли­ти­че­ские вы­во­ды, зло­рад­ство­ва­ли; дру­гое по­ка­за­ние, что я где-то го­во­рил о при­ше­ствии ан­ти­хри­ста, о близ­кой кон­чине ми­ра. Сле­до­ва­тель не опро­сил ме­ня по со­дер­жа­нию этих по­ка­за­ний, от­ка­зал мне дать оч­ную став­ку, меж­ду тем эти по­ка­за­ния, ес­ли толь­ко они есть в де­ле, чи­сто про­во­ка­тор­ские или ко­рыст­ные… По по­ка­за­нию сви­де­те­ля, де­ло бы­ло в мае про­шло­го го­да. Вла­ди­мир­ский в это вре­мя был уже в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом учре­жде­нии, а Фло­рен­ский в 1930 го­ду вы­ехал из Ка­ли­ни­на и не бы­ва­ет здесь…
Уве­ряю Вас, граж­да­нин про­ку­рор, что по­ка­за­ния мои вполне ис­крен­ни, и про­шу сде­лать рас­по­ря­же­ние, чтобы Трой­ка при об­суж­де­нии мо­ей ви­нов­но­сти, счи­та­лась с мо­и­ми по­ка­за­ни­я­ми, на­пи­сан­ны­ми мо­ею ру­кою, а не по­ка­за­ни­ем, за­пи­сан­ным неточ­но с мо­их слов сле­до­ва­те­лем. Про­шу Вас еще дать мне воз­мож­ность иметь оч­ную став­ку со сви­де­те­ля­ми, да­вав­ши­ми обо мне по­ка­за­ния за­ве­до­мо лож­ные. Ви­нов­ным се­бя в ан­ти­со­вет­ской про­па­ган­де я не при­знаю, тем бо­лее что я дав­но по­ста­вил се­бе жиз­нен­ным пра­ви­лом быть в сто­роне от по­ли­ти­ки…»
За­яв­ле­ние это не бы­ло при­ня­то во вни­ма­ние, и 26 ап­ре­ля Трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к трем го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан. Через три дня тю­рем­ным эта­пом о. Иоанн был от­прав­лен в Ал­ма-Ату.
Отец Иоанн вер­нул­ся на ро­ди­ну в Твер­скую об­ласть в 1936 го­ду, неза­дол­го до на­ступ­ле­ния но­вых го­не­ний. Несмот­ря на все пре­сле­до­ва­ния, за­клю­че­ния в тюрь­мы и ссыл­ку, он не оста­вил слу­же­ния Бо­гу и Церк­ви и был на­прав­лен свя­тым ар­хи­епи­ско­пом Фад­де­ем слу­жить в храм се­ла Кун­га­но­во Вы­со­ков­ско­го рай­о­на Твер­ской епар­хии. Свя­щен­ник про­дол­жал рев­ност­но слу­жить, непре­стан­но при бо­го­слу­же­ни­ях про­по­ве­дуя, но па­мя­туя, на­сколь­ко при­страст­но и по­до­зри­тель­но ОГПУ, от раз­го­во­ров на по­ли­ти­че­ские те­мы укло­нял­ся.
Од­на­ко то­го, что он два­жды аре­сто­вы­вал­ся и ни на след­ствии, ни в ссыл­ке, ни уже вый­дя на сво­бо­ду, не вы­ка­зы­вал ни ма­лей­ше­го рас­ка­я­ния в вы­бо­ре свя­щен­ни­че­ско­го слу­же­ния, бы­ло до­ста­точ­но, чтобы его аре­сто­ва­ли вновь. Он был аре­сто­ван 4 ав­гу­ста 1937 го­да.
Вы­зван­ные сра­зу по­сле аре­ста о. Иоан­на «де­жур­ные сви­де­те­ли» по ука­за­нию сле­до­ва­те­ля по­ка­за­ли, что свя­щен­ник го­во­рил, что со­вет­ская власть за­кон­чит­ся и лю­ди пой­дут к Бо­жье­му хра­му с по­вин­ной го­ло­вой; что к свя­щен­ни­ку в дом хо­дят лю­ди, что на во­прос, по­че­му к нему не при­ез­жа­ет его ма­туш­ка, он от­ве­тил, что она бо­ит­ся бе­сов, и он сам ез­дит к ней в Тверь, а в про­по­ве­ди в хра­ме го­во­рил, что сей­час в Рос­сии идёт го­не­ние на ве­ру­ю­щих. 8 ав­гу­ста сле­до­ва­тель до­про­сил о. Иоан­на.
— Рас­ска­жи­те о ва­шей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти про­тив со­вет­ской вла­сти.
— Контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти с мо­ей сто­ро­ны не бы­ло. Ес­ли бы­ли ка­кие раз­го­во­ры несо­вет­ско­го по­ряд­ка, то несо­зна­тель­но, но я та­ких слу­ча­ев не пом­ню. Ино­гда у ме­ня бы­ли со­мне­ния в пра­виль­но­сти про­во­ди­мой по­ли­ти­ки со­вет­ской вла­сти, но я их сам рас­се­и­вал. Пом­ню, од­на­жды по ра­дио я слы­шал, что лен убра­ли за 60 дней, в то вре­мя ко­гда кар­то­фель и дру­гие пло­ды не бы­ли убра­ны, вот это я счи­тал непра­виль­ным, но по­том по­ду­мал, что воз­мож­но, лен нуж­нее.
— След­ствие тре­бу­ет от вас прав­ди­вых, от­кро­вен­ных по­ка­за­ний о ва­шей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти.
— Дру­гих по­ка­за­ний я дать не мо­гу, так как счи­таю свои по­ка­за­ния пра­виль­ны­ми. Ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной ра­бо­ты я не про­во­дил со­вер­шен­но.
На этом след­ствие бы­ло за­кон­че­но. 22 ав­гу­ста Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла о. Иоан­на к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Иоанн Ни­коль­ский был рас­стре­лян 25 ав­гу­ста 1937 го­да.
При­чис­лен к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.


Жития
Писание