⏳ 2023.08.21 (пн)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 12я по Пятидесятнице (глас 2й)
• понедельник

☀️ неподвижный годовой круг:
21 августа (8 августа)
• (Успенский пост)
• свт. Миро́на Критского (ок. 350)
• мчч. Елевфе́рия и Леонида (?)
• исп. Емилиа́на Кизического (815–820)
• прп. Григория, иконописца Печерского (XII)
• прп. Григория Синаита (XIV) 📚
• перенесение мощей прпп. Зоси́мы и Савва́тия Соловецких (1566)
• прмч. Иосифа (Баранова) (1918)
• сщмч. Николая (Шумкова) (1937)
• сщмч. Никодима (Кроткова) Костромского (1938)
• второе перенесение мощей прпп. Зоси́мы, Савва́тия и Ге́рмана Соловецких (1992)
• иконы Божией Матери Толгская (1314)


☦️
Святитель Миро́н, епископ Критский.
Свя­ти­тель Ми­рон, епи­скоп Крит­ский, чу­до­тво­рец, в мо­ло­до­сти был се­мей­ным, за­ни­мал­ся зем­ле­де­ли­ем. Он сла­вил­ся доб­ро­той, по­мо­гал всем об­ра­щав­шим­ся к нему за по­мо­щью. Од­на­жды, за­став на сво­ем гумне во­ров, свя­той Ми­рон сам по­мог им под­нять меш­ки с зер­ном на пле­чи. Сво­им ве­ли­ко­ду­ши­ем свя­той так усты­дил во­ров, что в по­сле­ду­ю­щем они ста­ли ве­сти чест­ную жизнь. Глу­бо­ко ува­жав­шие свя­то­го кри­тяне упро­си­ли его при­нять сан пре­сви­те­ра в род­ном го­ро­де Рав­кии, а за­тем из­бра­ли его епи­ско­пом Кри­та. Муд­ро управ­ляя сво­ей паст­вой, свя­ти­тель Ми­рон по­лу­чил от Гос­по­да дар чу­до­тво­ре­ний. Во вре­мя на­вод­не­ния ре­ки Три­тон свя­ти­тель оста­но­вил ее те­че­ние и пе­ре­шел по ней, как по­су­ху, а по­том по­слал к ре­ке че­ло­ве­ка со сво­им жез­лом с по­ве­ле­ни­ем во­де воз­об­но­вить те­че­ние. Свя­ти­тель Ми­рон пре­ста­вил­ся к Бо­гу в сто­лет­нем воз­расте, око­ло 350 го­да.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/657

☦️
Мученики Елевфе́рий и Леонид.
Му­че­ни­ки Елев­фе­рий и Лео­нид бы­ли бро­ше­ны в мла­ден­че­ском воз­расте в огонь во вре­мя од­но­го из го­не­ний на хри­сти­ан.

☦️
Исповедник Емилиа́н Кизический, епископ.
Свя­ти­тель Еми­ли­ан, епи­скоп Ки­зи­че­ский, жил в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Льва Ар­мя­ни­на (813–820). Вме­сте с дру­ги­ми епи­ско­па­ми он был вы­зван во дво­рец к им­пе­ра­то­ру, на­стой­чи­во по­тре­бо­вав­ше­му от епи­ско­пов от­ка­зать­ся от по­чи­та­ния свя­тых икон. Свя­ти­тель Еми­ли­ан пер­вый твер­до от­ве­чал им­пе­ра­то­ру, что во­прос об ико­но­по­чи­та­нии мо­жет об­суж­дать­ся и ре­шать­ся лишь в Церк­ви ду­хов­ны­ми ли­ца­ми, а не в цар­ском двор­це. В 815 го­ду он был со­слан в за­то­че­ние за пра­во­слав­ную ве­ру, где и скон­чал­ся как ис­по­вед­ник.

☦️
Преподобный Григо́рий Печерский, иконописец.
Пре­по­доб­ный Гри­го­рий, ико­но­пи­сец Пе­чер­ский, был со­пост­ник пре­по­доб­но­го Али­пия Пе­чер­ско­го (па­мять 17 ав­гу­ста). В «Ска­за­нии о свя­тых ико­но­пис­цах» го­во­рит­ся, что он на­пи­сал мно­го чу­до­твор­ных икон, на­хо­дя­щих­ся в Рус­ской зем­ле. В 9-й пес­ни ка­но­на служ­бы Со­бо­ру Ки­е­во-Пе­чер­ских пре­по­доб­ных, по­чи­ва­ю­щих в Ближ­них пе­ще­рах (па­мять 28 сен­тяб­ря), пре­по­доб­ный Гри­го­рий на­зы­ва­ет­ся ви­зан­тий­ским – воз­мож­но, он был в чис­ле ико­но­пис­цев, при­быв­ших из Кон­стан­ти­но­по­ля в Ки­ев для укра­ше­ния Ве­ли­кой церк­ви мо­на­сты­ря в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

☦️
Преподобный Григо́рий Синаит.
Пре­по­доб­ный Гри­го­рий Си­на­ит ро­дил­ся око­ло 1268 го­да в при­мор­ском по­се­ле­нии Кла­зо­ме­ны око­ло г. Смир­ны (Ма­лая Азия) от бо­га­тых ро­ди­те­лей. Око­ло 1290 го­да он был взят в плен ага­ря­на­ми и от­прав­лен в Ла­оди­кию. По­сле осво­бож­де­ния пре­по­доб­ный при­был на о. Кипр, где по­стриг­ся в ино­че­ский чин. За­тем он от­пра­вил­ся на Си­най­скую го­ру и при­нял там ве­ли­кую схи­му. Ис­пол­няя по­слу­ша­ния по­ва­ра и пе­ка­ря, пре­по­доб­ный был так­же ис­кус­ным пис­цом и пре­вос­хо­дил всех в чте­нии и зна­нии свя­щен­ных и оте­че­ских книг. Стро­гость его жиз­ни (пост, бде­ние, псал­мо­пе­ние, сто­я­ние на мо­лит­ве) од­них при­во­ди­ла в изум­ле­ние, а у дру­гих вы­зы­ва­ла за­висть. Уда­лив­шись из мо­на­сты­ря, пре­по­доб­ный по­се­тил Иеру­са­лим. Неко­то­рое вре­мя он жил на о. Кри­те, а за­тем обо­шел на Афоне все мо­на­сты­ри и всех по­движ­ни­ков. Та­ким пу­тем он во­брал мно­го­ве­ко­вой опыт ино­че­ской жиз­ни древ­ней­ших оби­те­лей. Лишь по­сле это­го пре­по­доб­ный Гри­го­рий Си­на­ит по­стро­ил се­бе в уеди­нен­ном ме­сте ис­и­хо­сте­рий – кел­лию для без­мол­вия и бес­пре­пят­ствен­ных за­ня­тий ум­ной мо­лит­вой, со­еди­нен­ной с тя­же­лым ино­че­ским тру­дом.
Дра­го­цен­ным на­сле­ди­ем пре­по­доб­но­го Гри­го­рия яв­ля­ют­ся на­став­ле­ния о внут­рен­ней жиз­ни, 15 глав о без­мол­вии и 142 гла­вы о за­по­ве­дях, где он го­во­рит, что «ищу­щий ура­зу­меть за­по­ве­ди без ис­пол­не­ния их и через уче­ние и чте­ние об­ре­сти то же­ла­ю­щий по­до­бен че­ло­ве­ку, во­об­ра­жа­ю­ще­му тень вме­сто ис­ти­ны» («Доб­ро­то­лю­бие» в рус­ском пе­ре­во­де, до­пол­нен­ное, т. 5, изд. 2-е, М., 1900, с. 184). Пре­по­доб­ный из­ве­стен и как за­ме­ча­тель­ный пес­но­сло­вец. Ему при­над­ле­жат при­пе­вы «До­стой­но есть» к ка­но­ну Пре­свя­той Тро­и­цы, чи­та­е­мо­му на вос­крес­ной по­лу­нощ­ни­це; ка­нон свя­то­му Кре­сту; в ка­но­ни­ке (1407 г.) пре­по­доб­но­го Ки­рил­ла Бе­ло­зер­ско­го († 9 июня 1427 го­да) на­хо­дит­ся «Ка­нон уми­лен­ный ко Гос­по­ду Иису­су Хри­сту, тво­ре­ние Гри­го­рия кир Си­на­и­та» (ГПБ, ф. Кир. м-ря). За­бо­тясь о рас­про­стра­не­нии ино­че­ско­го де­ла­ния, пре­по­доб­ный ос­но­вал несколь­ко кел­лий на Афоне, 4 Лав­ры во Фра­кии. Пре­ста­вил­ся пре­по­доб­ный Гри­го­рий Си­на­ит в 1310 г. (неко­то­рые ис­точ­ни­ки ука­зы­ва­ют 1346 г.) в сво­ей так на­зы­ва­е­мой «Скрыт­ной» (Па­ра­рий­ской) оби­те­ли, ос­но­ван­ной в го­рах Ма­ке­до­нии для стро­гих по­сле­до­ва­те­лей его жиз­ни.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinait/
• Весьма полезные главы расположенные акростихами — перевод еп. Вениамина (Милова)
• Его же другие главы — перевод еп. Вениамина (Милова)
• Обстоятельное рассуждение о безмолвии и молитве — перевод еп. Вениамина (Милова)
• Краткое рассуждение о безмолвии — перевод еп. Вениамина (Милова)
• Наставления безмолвствующим — перевод Феофана Затворника
О прелести (приписываемое сочинение) https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinait/o_prelesti/
• Канон Святому и Животворящему Кресту
• Канон умиленный ко Господу Иисусу Христу
• Припевы преп. Григория Синаита
• Творения — перевод еп. Вениамина (Милова)

☦️
Перенесение мощей прпп. Зоси́мы и Савва́тия Соловецких (1566).

Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь искали ему уважение не только у монахов, но и у мирян. Тяготясь таким вниманием, преподобный Савватий ушел на Валаам, потом, узнав о пустынных островах, находившихся в двух днях плавания от берега Белого моря, отплыл туда с преподобным Германом. Подвижники поселились около Секирной горы Соловецкого острова, где водрузили крест и поставили келью. Подвижники прожили вместе шесть лет. 27 сентября 1435 года преподобный Савватий отошел в вечность.
Преподобный Герман отплыл с острова и вскоре в устье реки Сумы встретил инока Зосиму, искавшего уединенного места. Вместе они отправились в плавание к Соловецким островам. Бог благословил место их поселения видением преподобному Зосиме прекрасной церкви на воздухе. Постепенно к преподобному присоединилось еще несколько отшельников. Так было положено начало знаменитой Соловецкой обители. Скончался преподобный Зосима 17 апреля 1478 года.

Пред смер­тью ста­рец (Зо­си­ма Со­ло­вец­кий) по­бо­лел и дол­го, од­на­ко, не ре­шал­ся при­ни­мать схи­му. Он ду­мал, что ес­ли вы­здо­ро­ве­ет, то ему, как схим­ни­ку, ко­то­рых, как по­чтен­ней­ших стар­цев ува­жа­ли, уже не да­дут ра­бо­тать на­ря­ду с бра­ти­ей, а ра­бо­тать ему хо­те­лось до по­след­не­го вздо­ха. На бла­го род­ной оби­те­ли. Ка­кая по­учи­тель­ная чер­та по­движ­ни­че­ско­го ха­рак­те­ра, осо­бен­но для тех, кто стре­мит­ся к выс­шим са­нам и чи­нам в на­деж­де на при­ят­ный по­кой!
Со­вер­шив от­пе­ва­ние, ино­ки по­хо­ро­ни­ли сво­е­го игу­ме­на в гро­бе, ко­то­рый он сам при­го­то­вил, за ал­та­рём Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра, а впо­след­ствии устро­и­ли над его мо­ги­лою ча­сов­ню, в ко­то­рой по­ста­ви­ли св. ико­ны. Все ве­ру­ю­щие, при­те­кая сю­да с мо­лит­вою, по­лу­ча­ли по мо­лит­вам пре­по­доб­но­го об­лег­че­ние скор­би и ис­це­ле­ние бо­лез­ней. Мос­ков­ский со­бор, быв­ший при мит­ро­по­ли­те Ма­ка­рии в 1547 го­ду, по­ло­жил, на­ря­ду с дру­ги­ми оте­че­ствен­ны­ми свя­ты­ми, совершать всецерковную память Соловецким преподобным каждому в день его кончины: Савватию – 27 сентября, Зосиме – 17 апреля.
8 ав­гу­ста 1566 года св. мощи святых были торжественно пе­ре­не­се­ны в при­дел, устро­ен­ный в честь сих чу­до­твор­цев. Перенесение честных мощей было подготовлено и вдохновлено святителем Филиппом, будущим митрополитом Московским.
Мощи преподобного Германа были перенесены в обитель в 1484 году из веси Ховроньиной на Свири и положены рядом с мощами преподобного Савватия. Церковное почитание преподобного Германа установлено в 1692 году.

☦️
Преподобномученик Ио́сиф (Баранов), иеромонах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник иеро­мо­нах Иосиф (Ба­ра­нов) ро­дил­ся в 1861 го­ду. Из­вест­но, что он слу­жил на по­дво­рье Яро­слав­ско­го Толг­ско­го мо­на­сты­ря в го­ро­де Ры­бин­ске Яро­слав­ской гу­бер­нии, и да­же вы­пол­нял обя­зан­но­сти за­ве­ду­ю­ще­го этим по­дво­рьем. 20 ав­гу­ста 1918 го­да отец Иосиф был уве­зен с по­дво­рья и на сле­ду­ю­щий день был най­ден уби­тым на ре­ке Че­рем­хе. Све­де­ния о том, что он был рас­стре­лян бо­го­бор­че­ской вла­стью, по­сту­пи­ли в Ко­мис­сию по го­не­ни­ям на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь при Свя­щен­ном Со­бо­ре от чле­нов Яро­слав­ско­го Епар­хи­аль­но­го со­ве­та.

☦️
Священномученик Николай Шумков, пресвитер.
Ни­ко­лай Ни­ко­ла­е­вич Шум­ков ро­дил­ся 4 но­яб­ря 1886 го­да в се­ле Слуд­ка Ярен­ско­го уез­да Во­ло­год­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Спас­ской церк­ви. Об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в Во­ло­год­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, ко­то­рую окон­чил в 1904 го­ду. С 1906 по 1913 го­ды Ни­ко­лай был пса­лом­щи­ком в церк­ви, учи­те­лем пе­ния в Слуд­ской цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле, за­ко­но­учи­те­лем в Про­ко­пьев­ском зем­ском учи­ли­ще. 29 сен­тяб­ря 1913 го­да епи­скоп Ве­ли­ко­устюж­ско­ий Алек­сий ру­ко­по­ло­жил его в сан диа­ко­на к Успен­ской церк­ви се­ла По­моз­ди­но, а вско­ре по­сле 1918 го­да отец Ни­ко­лай стал свя­щен­ни­ком.
Пер­вый раз от­ца Ни­ко­лая Шум­ко­ва аре­сто­ва­ли в 1929 го­ду за «неупла­ту госс­бо­ра по зем­ле­устрой­ству». По­сле­до­вал при­го­вор: 4 ме­ся­ца при­ну­ди­тель­ных ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вых ра­бот. Вто­рой арест со­сто­ял­ся в 1931 го­ду. В этот раз бо­го­бор­че­ские вла­сти при­ду­ма­ли еще бо­лее аб­сурд­ное об­ви­не­ние: «невы­пол­не­ние мя­со­по­ста­вок». Впро­чем, в этот раз ба­тюш­ка си­дел не дол­го, вско­ре был осво­бож­ден, по­сле че­го на­чи­на­ет­ся пе­ри­од его слу­же­ния в Сык­ты­в­дин­ском рай­оне рес­пуб­ли­ки Ко­ми. Сна­ча­ла он был по­став­лен в Ильин­скую, а за­тем пе­ре­ве­ден в Воз­не­сен­скую церквь (по­след­няя в се­ле Ыб) в этом рай­оне.
Тре­тий и по­след­ний арест со­сто­ял­ся 14 ав­гу­ста 1937 го­да. Отец Ни­ко­лай был об­ви­нен в «ак­тив­ной к/р де­я­тель­но­сти, си­сте­ма­ти­че­ском рас­про­стра­не­нии слу­хов о ско­ром раз­ва­ле кол­хо­зов и па­де­нии Со­вет­ской вла­сти», так­же в об­ви­не­нии го­во­ри­лось, что об­ви­ня­е­мый, го­во­ря о вла­сти «на­зы­ва­ет ее гра­би­тель­ской, до­ка­зы­ва­ет о го­ло­де и на­ли­чии при­ну­ди­тель­но­го тру­да». Ви­нов­ным се­бя он не при­знал.
19 ав­гу­ста 1937 го­да трой­ка при УНКВД Ко­ми АССР при­го­во­ри­ла иерея Ни­ко­лая Шум­ко­ва к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния – рас­стре­лу. 21 ав­гу­ста при­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние.

☦️
Священномученик Никоди́м (Кротков), архиепископ Костромской.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­дим (Крот­ков), ар­хи­епи­скоп Ко­стром­ской и Га­лич­ский ро­дил­ся в 1868 го­ду. С 1911 по 1917 го­ды управ­лял Чи­ги­рин­ской епар­хи­ей, за­тем Пет­ров­ской епар­хи­ей, и да­лее вплоть до 1921 го­да сно­ва Чи­ги­рин­ской епар­хи­ей.
С 1921 по 1924 го­ды за­ни­мал Сим­фе­ро­поль­скую ка­фед­ру. С 1924 по 1932 го­ды пре­бы­вал в за­то­че­нии в ла­ге­ре на Со­лов­ках. С 10 июня 1932 го­да по 20 де­каб­ря 1936 го­да управ­лял Ко­стром­ской епар­хи­ей. В 1936 го­ду Вла­ды­ка сно­ва был аре­сто­ван и со­слан в Кан­да­лак­шу. Там он не вы­нес тя­жё­лых усло­вий про­жи­ва­ния в юр­те и скон­чал­ся 8 (21 н. ст.) ав­гу­ста 1938 го­да.
Ка­но­ни­зо­ван в Ко­стром­ской епар­хии в 1995 го­ду как мест­но­чти­мый свя­той.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikodim-krotkov

☦️
Второе перенесение мощей прпп. Зоси́мы, Савва́тия и Ге́рмана Соловецких (1992).
Святые мощи преподобного Германа Соловецкого с 1860 года почивали под спудом в церкви, освященной во имя его.
В 1862 году, по завершении строительства Свято-Троицкого собора, святые мощи преподобных Зосимы и Савватия были поставлены в серебряных раках в Зосимо-Савватиевском приделе и находились там до закрытия монастыря в 1920 году.
В 1925 году мощи святых были вскрыты, но до 1939 года оставались на территории монастыря и помещались в антирелигиозном музее. После закрытия на Соловках лагеря и тюрьмы мощи основателей обители были вывезены на материк и переданы на хранение в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а затем в ленинградский Музей истории религии и атеизма.
В апреле 1989 года мощи святого Александра Невского и мощи прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких были одновременно предъявлены церковной комиссии во главе с митрополитом Алексием (ныне почившим Патриархом Московским и всея Руси). В комиссию также входили также представители духовенства Ленинградской епархии.
Комиссия осмотрела мощи прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. У мощей святых угодников был совершен молебен. В июне 1989 года состоялась торжественная передача Русской Православной Церкви мощей святого благоверного Александра Невского, а в июне 1990 года – мощей святых прпп. Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви 25 октября 1990 года совершилось долгожданное открытие Соловецкого монастыря. Знаменательным для обители стал 1992 год. 9 февраля наместником Соловецкого монастыря был назначен игумен (ныне, находящийся на покое, архимандрит) Иосиф (Братищев). Главной заботой соловецкого наместника стало возвращение святых мощей первоначальников обители.
19 августа 1992 года, в праздник Преображения Господня, когда на Соловках совершалась первая после открытия монастыря Божественная литургия в Спасо-Преображенском соборе, Патриарх Алексий II молился в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.
«Множество петербуржцев пришли проститься с преподобными Соловецкими чудотворцами, покидавшими град Святого Петра и возвращавшимися в родную обитель. Весь день не иссякал поток молящихся у гробницы преподобных Зосимы, Савватия и Германа.
В 16 часов, после торжественного молебна, Святейший Патриарх Алексий, митрополит Санкт-Петербургский Иоанн, епископ Истринский Арсений (ныне митрополит) и духовенство Санкт-Петербургской епархии крестным ходом при огромном стечении молящихся перенесли мощи преподобных ко Святым вратам лавры».
Святые мощи были препровождены в аэропорт «Пулково» и в сопровождении Святейшего Патриарха прибыли в Архангельск. Из аэропорта «Талаги» мощи преподобных были доставлены улицами Архангельска к берегам Северной Двины. Вечером тысячи православных горожан собрались на главной пристани Архангельска, чтобы поклониться святым угодникам Соловецким.
После краткого приветствия Патриарха Алексия и молебна перед дальним путешествием раки с мощами преподобных были перенесены на теплоход «Борис Пастернак».
И снова, как много веков назад, водами Белого, Студеного, моря возвращались преподобные Зосима, Савватий и Герман в родную обитель.
Утром 20 августа морские суда «Борис Пастернак» и «Алушта» встали на рейд у Большого Соловецкого острова. Сотни паломников и жителей Соловков ожидали на монастырской пристани возвращения мощей преподобных. Во время морского путешествия не стихали молитвы и песнопения у мощей преподобных угодников Божиих, всю ночь духовенство читало акафист Соловецким чудотворцам.
22 августа Святейший Патриарх освятил надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, куда были перенесены мощи Соловецких чудотворцев. Здесь была совершена Божественная литургия, за которой прозвучала проповедь монастырского благочинного игумена Германа и состоялась первая хиротония в стенах возрожденной обители. В заключение прозвучало обращение Святейшего Патриарха к собравшимся.

Подробнее:
https://monasterium.ru/monastyri/prazdniki/vtoroe-perenesenie-moshchey-prpp-zosimy-savvatiya-i-germana-solovetskikh-1992/

☦️
Икона Богородицы Толгская.
Толг­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы яви­лась 8 ав­гу­ста 1314 го­да Ро­стов­ско­му свя­ти­те­лю Про­хо­ру (в схи­ме Три­фо­ну). Объ­ез­жая епар­хию, свя­ти­тель по­се­тил бе­ло­зер­ские пре­де­лы и от­пра­вил­ся от­ту­да вниз по ре­кам Шексне и Вол­ге к Яро­слав­лю. При на­ступ­ле­нии но­чи бы­ла сде­ла­на оста­нов­ка в 7 вер­стах от Яро­слав­ля, на пра­вом бе­ре­гу Вол­ги на­про­тив впа­де­ния в нее р. Тол­ги. В пол­ночь, ко­гда все спа­ли, свя­ти­тель проснул­ся и уви­дел яр­кий свет, оза­ряв­ший окрест­ность. Свет ис­хо­дил от ог­нен­но­го стол­па на дру­гом бе­ре­гу ре­ки, к ко­то­ро­му про­тя­нул­ся мост. Взяв жезл, свя­ти­тель пе­ре­шел на дру­гой бе­рег и, при­бли­зив­шись к ог­нен­но­му стол­пу, уви­дел в нем ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, сто­яв­шую на воз­ду­хе. По­ра­жен­ный ви­де­ни­ем, свя­ти­тель дол­го мо­лил­ся и, ко­гда воз­вра­щал­ся об­рат­но, за­был взять свой жезл.
На дру­гой день, по­сле со­вер­ше­ния утре­ни, ко­гда свя­ти­тель Про­хор со­брал­ся про­дол­жить путь в лод­ке, на­ча­ли ис­кать его жезл, но не мог­ли ни­где най­ти. То­гда свя­ти­тель вспом­нил, что за­был свой жезл на дру­гом бе­ре­гу ре­ки, ку­да пе­ре­шел по чуд­но­му мо­сту. Он рас­ска­зал о яв­ле­нии и, по­слан­ные на тот бе­рег на лод­ке слу­ги вер­ну­лись с из­ве­сти­ем, что уви­де­ли в ле­су меж­ду де­ре­вья­ми ико­ну Ма­те­ри Бо­жи­ей, а ря­дом епи­скоп­ский жезл. Свя­ти­тель немед­лен­но пе­ре­пра­вил­ся вме­сте со все­ми людь­ми на тот бе­рег и узнал явив­шу­ю­ся ему ико­ну. По­сле го­ря­чей мо­лит­вы пе­ред ико­ной на том ме­сте рас­чи­сти­ли лес и за­ло­жи­ли цер­ковь. Как толь­ко об этом узна­ли жи­те­ли Яро­слав­ля, они при­бы­ли на ука­зан­ное ме­сто. К по­лу­дню цер­ковь уже по­стро­и­ли, а ве­че­ром свя­ти­тель освя­тил ее в честь Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, пе­ре­нес ту­да ико­ну и уста­но­вил празд­но­ва­ние в день ее яв­ле­ния. Поз­же свя­ти­тель Про­хор устро­ил при этой церк­ви Толг­ский мо­на­стырь. Скон­чал­ся свя­ти­тель Про­хор 7 сен­тяб­ря 1328 го­да.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-tolgskaja


Жития
Писание