⏳ 2023.07.29 (сб)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 8я по Пятидесятнице (глас 6й)
• суббота

☀️ неподвижный годовой круг:
29 июля (16 июля)
• мч. Павла, мцц. Алевти́ны (Валенти́ны), Хио́нии (308)
• сщмч. Афиноге́на Пидахфойского, и десяти учеников его (ок. 311)
• мч. Антио́ха Севастийского (IV)
• мц. Иу́лии девы (V или VII)
• память святых отцов IV Вселенского Собора (451)
• блж. Матро́ны Анемнясевской (Беляковой) (1936)
• сщмчч. Иакова (Маскаева) Барнаульского, Петра (Гаврилова), Иоанна (Можирина), прмч. Феодора (Никитина) (1937)
• прмч. Ардалио́на (Пономарева) (1938)
• иконы Божией Матери Чирская Псковская (1420)


☦️
Мученик Павел, мученицы Алевти́на (Валенти́на) и Хио́ния.
Свя­тые му­че­ни­ки Па­вел, Алев­ти­на и Хи­о­ния про­ис­хо­ди­ли из Егип­та. Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­на (305–313) они бы­ли при­ве­де­ны в Ке­са­рию Па­ле­стин­скую. Без ма­лей­ше­го стра­ха пе­ред пра­ви­те­лем они ис­по­ве­да­ли се­бя по­сле­до­ва­те­ля­ми Хри­ста. В 308 го­ду сест­ры Алев­ти­на и Хи­о­ния по­сле без­жа­лост­ных ис­тя­за­ний бы­ли со­жже­ны, а Па­вел обез­глав­лен.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/603

☦️
Священномученик Афиноге́н Пидахфойский, Севастийский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Афи­но­ген и де­сять его уче­ни­ков по­стра­да­ли за Хри­ста во вре­мя го­не­ний на хри­сти­ан в го­ро­де Се­ва­стии. Пра­ви­тель Фило­марх устро­ил боль­шой празд­ник в честь язы­че­ских бо­гов и при­ка­зал се­ва­стий­ским граж­да­нам при­не­сти жерт­ву идо­лам. Но жи­те­ли Се­ва­стии, в боль­шин­стве хри­сти­ане, от­ка­за­лись участ­во­вать в нече­сти­вом празд­не­стве и при­но­сить жерт­вы идо­лам. Во­и­нам при­ка­за­но бы­ло из­би­вать на­род, и мно­гие хри­сти­ане при­ня­ли то­гда му­че­ни­че­ские вен­цы.
Пра­ви­те­лю ста­ло из­вест­но, что хри­сти­ан­ство ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лось бла­го­да­ря про­по­ве­ди епи­ско­па Афи­но­ге­на. Бы­ло при­ка­за­но разыс­кать стар­ца и при­ве­сти на суд. Свя­той Афи­но­ген и де­сять его уче­ни­ков жи­ли непо­да­ле­ку от го­ро­да в неболь­шом мо­на­сты­ре. Не за­став епи­ско­па, во­и­ны схва­ти­ли уче­ни­ков. Пра­ви­тель ве­лел за­ко­вать их в це­пи и бро­сить в тюрь­му.
Свя­ти­тель Афи­но­ген при­шел в Се­ва­стию и стал уко­рять су­дью за то, что в тем­ни­цу бро­ше­ны неви­нов­ные. Он был схва­чен. В тюрь­ме свя­той Афи­но­ген укреп­лял сво­их ду­хов­ных де­тей на по­двиг. При­ве­ден­ные на суд, все свя­тые му­че­ни­ки ис­по­ве­да­ли се­бя хри­сти­а­на­ми и от­ка­за­лись при­не­сти жерт­ву идо­лам. Пе­ре­не­ся же­сто­кие ис­тя­за­ния, уче­ни­ки свя­то­го епи­ско­па бы­ли обез­глав­ле­ны. По­сле каз­ни уче­ни­ков, па­ла­чам бы­ло при­ка­за­но пы­тать стар­ца. Укреп­ля­е­мый Гос­по­дом, свя­ти­тель Афи­но­ген с до­сто­ин­ством пе­ре­нес му­че­ния. Един­ствен­ной его прось­бой бы­ло – каз­нить его в мо­на­сты­ре.
При­ве­ден­ный в свою оби­тель свя­той в мо­лит­ве бла­го­да­рил Бо­га, ра­ду­ясь стра­да­ни­ям, пе­ре­не­сен­ным за Него. Свя­той Афи­но­ген мо­лил­ся Гос­по­ду о про­ще­нии гре­хов тех лю­дей, ко­то­рые бу­дут по­ми­нать его и уче­ни­ков.
Гос­подь спо­до­бил свя­то­го услы­шать пе­ред смер­тью Его го­лос, воз­ве­стив­ший обе­то­ва­ние, дан­ное бла­го­ра­зум­но­му раз­бой­ни­ку: «Днесь со Мною бу­дешь в раю». Свя­щен­но­му­че­ник сам скло­нил свою го­ло­ву под меч.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/600

☦️
Мученик Антио́х Севастийский, врач.
Свя­той му­че­ник Ан­тиох, уро­же­нец Се­ва­стии Кап­па­до­кий­ской, род­ной брат свя­то­го му­че­ни­ка Пла­то­на (па­мять 1 декабря), был вра­чом. Языч­ни­ки узна­ли, что он хри­сти­а­нин; вы­зва­ли на суд и под­верг­ли же­сто­ким пыт­кам. Бро­шен­ный в ки­пя­щую во­ду свя­той остал­ся невре­ди­мым, от­дан­ный на рас­тер­за­ние ди­ким зве­рям – не по­стра­дал от них, зве­ри мир­но ло­жи­лись у его ног. По мо­лит­вам му­че­ни­ка со­вер­ша­лись мно­гие чу­де­са и рас­сы­па­лись в прах идоль­ские из­ва­я­ния. Языч­ни­ки обез­гла­ви­ли свя­то­го му­че­ни­ка Ан­тио­ха. Ви­дя без­вин­ные стра­да­ния свя­то­го, во­ин Ки­ри­ак, участ­во­вав­ший в каз­ни, об­ра­тил­ся ко Хри­сту, при всех ис­по­ве­дал свою ве­ру и так­же был обез­глав­лен (IV). Му­че­ни­ков по­греб­ли ря­дом.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/602

☦️
Мученица Иу́лия Карфагенская, Корсиканская, дева.
Свя­тая му­че­ни­ца Иулия ро­ди­лась в Кар­фа­гене в хри­сти­ан­ской се­мье. Де­воч­кой она по­па­ла в плен к пер­сам. Ее увез­ли в Си­рию и про­да­ли в раб­ство. Ис­пол­няя хри­сти­ан­ские за­по­ве­ди, свя­тая Иулия вер­но слу­жи­ла сво­е­му гос­по­ди­ну, хра­ни­ла се­бя в чи­сто­те, со­блю­да­ла по­сты и мно­го мо­ли­лась Бо­гу.
Ни­ка­кие уго­во­ры хо­зя­и­на-языч­ни­ка не мог­ли скло­нить ее к идо­ло­по­клон­ству.
Од­на­жды хо­зя­ин от­пра­вил­ся с то­ва­ром в Гал­лию и взял с со­бой Иулию. Ко­гда по пу­ти ко­рабль при­стал к ост­ро­ву Кор­си­ка, хо­зя­ин ре­шил при­нять уча­стие в язы­че­ском празд­ни­ке, а Иулия оста­лась на ко­раб­ле. Кор­си­кан­цы на­по­и­ли куп­ца и его спут­ни­ков ви­ном и, ко­гда те за­сну­ли, при­ве­ли с ко­раб­ля Иулию. Свя­тая Иулия не убо­я­лась при­знать­ся, что она хри­сти­ан­ка, и обе­зу­мев­шие языч­ни­ки рас­пя­ли ее на кре­сте.
О кон­чине свя­той му­че­ни­цы Ан­гел Гос­по­день со­об­щил ино­кам мо­на­сты­ря, на­хо­див­ше­го­ся на со­сед­нем ост­ро­ве. Мо­на­хи взя­ли те­ло свя­той и по­греб­ли в хра­ме сво­ей оби­те­ли.
Око­ло 763 го­да мо­щи свя­той му­че­ни­цы Иулии бы­ли пе­ре­не­се­ны в жен­ский мо­на­стырь го­ро­да Бре­с­чии (ис­точ­ни­ки да­ют раз­ные го­ды кон­чи­ны свя­той: V или VII вв.).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/601

☦️
Святые отцы IV Вселенского Собора.
Чет­вер­тый Все­лен­ский Со­бор, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ли 630 епи­ско­пов, со­сто­ял­ся в 451 го­ду в го­ро­де Хал­ки­доне при им­пе­ра­то­ре Мар­ки­ане (450–457). Еще при жиз­ни им­пе­ра­то­ра Фе­о­до­сия II (408–450) в 448 го­ду Ев­се­вий, епи­скоп До­ри­лей­ский, до­нес Со­бо­ру, быв­ше­му в Кон­стан­ти­но­по­ле при свя­том пат­ри­ар­хе Фла­виане (па­мять 18 фев­ра­ля), на пред­сто­я­те­ля од­но­го из сто­лич­ных мо­на­сты­рей ар­хи­манд­ри­та Ев­ти­хия, ко­то­рый из неуме­рен­ной рев­но­сти про­тив ду­ше­па­губ­ной ере­си Несто­рия впал в дру­гую край­ность и на­чал утвер­ждать, что в Иису­се Хри­сте че­ло­ве­че­ское есте­ство при ипо­стас­ном со­еди­не­нии бы­ло со­вер­шен­но по­гло­ще­но Бо­же­ским, вслед­ствие че­го утра­ти­ло все, свой­ствен­ное че­ло­ве­че­ской при­ро­де, кро­ме лишь ви­ди­мо­го об­ра­за, так что по­сле со­еди­не­ния в Иису­се Хри­сте оста­лось толь­ко од­но есте­ство (Бо­же­ское), ко­то­рое в ви­ди­мом те­лес­ном об­ра­зе жи­ло на зем­ле, стра­да­ло, умер­ло и вос­крес­ло.
Со­бор осу­дил лже­учи­те­ля. Но ере­си­арх имел за­щи­ту при им­пе­ра­тор­ском дво­ре и на­хо­дил­ся в тес­ных свя­зях с ере­ти­ком Ди­о­ско­ром, пре­ем­ни­ком свя­ти­те­ля Ки­рил­ла (па­мять 18 ян­ва­ря) на пат­ри­ар­шей Алек­сан­дрий­ской ка­фед­ре. Ев­ти­хий об­ра­тил­ся к им­пе­ра­то­ру с жа­ло­бой на неспра­вед­ли­вость осуж­де­ния и тре­бо­вал су­да Все­лен­ско­го Со­бо­ра на сво­их про­тив­ни­ков, ко­то­рых по­до­зре­вал в несто­ри­ан­стве. Же­лая успо­ко­ить Цер­ковь, Фе­о­до­сий раз­ре­шил со­звать Чет­вер­тый Все­лен­ский Со­бор в 449 го­ду в Ефе­се. Этот со­бор в ле­то­пи­сях Церк­ви за­клей­мен име­нем «раз­бой­ни­чье­го». Ди­о­скор, по­став­лен­ный от им­пе­ра­то­ра пред­се­да­те­лем со­бо­ра, вла­ды­че­ство­вал дик­та­тор­ски, упо­треб­ляя угро­зы и яв­ное на­си­лие. Ев­ти­хий был оправ­дан, а свя­ти­тель Фла­виан осуж­ден.
В 450 го­ду Фе­о­до­сий умер. Его сест­ра Пульхе­рия воз­ве­ла с со­бой на пре­стол Мар­ки­а­на. Уми­ре­ние Церк­ви бы­ло де­лом пер­вой необ­хо­ди­мо­сти. Все­лен­ский Со­бор был на­зна­чен на 451 год. Пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, свя­той Ана­то­лий (па­мять 3 июля), был пред­се­да­те­лем Со­бо­ра. Ди­о­скор с пер­во­го за­се­да­ния был ли­шен ме­ста меж­ду при­сут­ству­ю­щи­ми, а на тре­тьем осуж­ден со все­ми сво­и­ми сто­рон­ни­ка­ми. Всех за­се­да­ний Со­бо­ра бы­ло 16. Свя­тые от­цы еди­но­душ­но про­из­нес­ли про­кля­тие на ересь Ев­ти­хия. На ос­но­ва­нии по­сла­ний свя­ти­те­ля Ки­рил­ла Алек­сан­дрий­ско­го и па­пы Льва Ве­ли­ко­го от­цы Со­бо­ра ре­ши­ли: «По­сле­дуя свя­тым от­цам, все со­глас­но по­уча­ем ис­по­ве­до­вать од­но­го и То­го же Сы­на, Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, со­вер­шен­но­го в Бо­же­стве и со­вер­шен­но­го в че­ло­ве­че­стве, ис­тин­но Бо­га, ис­тин­но Че­ло­ве­ка, То­го же из ра­зум­ной ду­ши и те­ла, Еди­но­сущ­но­го От­цу по Бо­же­ству и То­го же еди­но­сущ­но­го нам по че­ло­ве­че­ству, во всем по­доб­но­го нам, кро­ме гре­ха, рож­ден­но­го преж­де ве­ков от От­ца по Бо­же­ству, а в по­след­ние дни ра­ди нас и ра­ди на­ше­го спа­се­ния от Ма­рии Де­вы Бо­го­ро­ди­цы по че­ло­ве­че­ству, од­но­го и То­го же Хри­ста, Сы­на Гос­по­да, Еди­но­род­но­го, в двух есте­ствах нес­лит­но, неиз­мен­но, нераз­дель­но, нераз­луч­но по­зна­ва­е­мо­го, так что со­еди­не­ни­ем ни­сколь­ко не на­ру­ша­ет­ся раз­ли­чие двух естеств, тем бо­лее со­хра­ня­ет­ся свой­ство каж­до­го есте­ства и со­еди­ня­ет­ся в од­но Ли­цо и од­ну Ипо­стась, – не на два ли­ца рас­се­ка­е­мо­го или раз­де­ля­е­мо­го, но од­но­го и То­го же Сы­на, Еди­но­род­но­го, Бо­га Сло­ва, Гос­по­да Иису­са Хри­ста, как в древ­но­сти про­ро­ки учи­ли о Нем и как Сам Гос­подь Иисус Хри­стос на­учил нас, и как пре­дал нам Сим­вол от­цов».
В двух по­след­них за­се­да­ни­ях Со­бор из­ло­жил 30 ка­но­нов от­но­си­тель­но цер­ков­ной иерар­хии и дис­ци­пли­ны. Сверх то­го, Со­бор утвер­дил по­ста­нов­ле­ния не толь­ко трех пред­ше­ство­вав­ших Все­лен­ских Со­бо­ров, но и По­мест­ных: Ан­кир­ско­го, Неоке­са­рий­ско­го, Ган­гр­ско­го, Ан­тио­хий­ско­го и Ла­оди­кий­ско­го, быв­ших в IV ве­ке.

☦️
Блаженная Матро́на Анемнясевская (Белякова), Христа ради юродивая.
Жиз­не­опи­са­ние по­движ­ни­цы бы­ло со­став­ле­но при ее жиз­ни свя­щен­ни­ком Ни­ко­ла­ем Ана­то­лье­ви­чем Прав­до­лю­бо­вым и его бра­том Вла­ди­ми­ром Ана­то­лье­ви­чем Прав­до­лю­бо­вым. За эту ру­ко­пис­ную кни­гу ее ав­то­ры бы­ли аре­сто­ва­ны и осуж­де­ны на дол­гие го­ды ла­ге­рей. Ав­тор­скую ру­ко­пись об­на­ру­жил в на­ши дни в Ар­хи­ве ФСБ про­то­и­е­рей Сер­гий Прав­до­лю­бов, на­сто­я­тель мос­ков­ско­го хра­ма Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы в Тро­иц­ком-Го­ле­ни­ще­ве.
Здесь мы при­во­дим со­кра­щен­ное жи­тие бла­жен­ной Мат­ро­ны, со­став­лен­ное по ма­те­ри­а­лам кни­ги свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая и Вла­ди­ми­ра Прав­до­лю­бо­вых, под ре­дак­ци­ей про­то­и­е­рея Сер­гия Прав­до­лю­бо­ва (Жи­тие Свя­той Бла­жен­ной Мат­ро­ны Ане­мня­сев­ской/Сост. Свя­щен­ник Ни­ко­лай Прав­до­лю­бов, Вла­ди­мир Прав­до­лю­бов. Из­да­ние прот. Сер­гия Прав­до­лю­бо­ва. – М.: Свя­ти­тель Ки­при­ан, 1999. – 72 с.).
Мат­рё­на Гри­горь­ев­на Бе­ля­ко­ва ро­ди­лась 6 но­яб­ря 1864 го­да в де­ревне Ане­мня­се­во Ка­си­мов­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии. Ро­ди­те­ли ее, Гри­го­рий и Ев­до­кия, бы­ли ед­ва ли не са­мы­ми бед­ны­ми людь­ми в де­ревне и кое-как ве­ли свое кре­стьян­ское хо­зяй­ство. По внеш­не­му сво­е­му ви­ду они бы­ли хи­лы­ми, тще­душ­ны­ми людь­ми и ка­за­лись ка­ки­ми-то недо­раз­ви­ты­ми. Отец мно­го пил и слыл в де­ревне пья­ни­цей. У них бы­ло боль­шое се­мей­ство – шесть до­че­рей и два сы­на. Три де­воч­ки умер­ли в дет­стве; Мат­рё­ша бы­ла чет­вер­тою по сче­ту.
До се­ми лет Мат­ре­ша бы­ла обыч­ным ре­бен­ком; как и все де­ти ее воз­рас­та, гу­ля­ла и иг­ра­ла со сво­и­ми сверст­ни­ца­ми и по­друж­ка­ми. Ро­ди­те­ли по­че­му-то невзлю­би­ли ее с са­мо­го ран­не­го дет­ства. Нера­дост­на бы­ла жизнь ре­бен­ка в род­ной се­мье, где ей, боль­ше чем ко­му-ни­будь из бра­тьев и се­стер, при­хо­ди­лось тер­петь оби­ды, ру­гань, по­бои; но еще боль­шие стра­да­ния жда­ли де­воч­ку в даль­ней­шем.
В се­ми­лет­нем воз­расте Мат­ре­ша за­бо­ле­ла ос­пой. По­сле этой бо­лез­ни де­воч­ка на­все­гда оста­лась сле­пой. Ее обя­зан­но­стью бы­ло нян­чить сво­их млад­ших сест­ре­нок и бра­тьев, и сле­пой де­воч­ке бы­ло тя­же­ло справ­лять­ся с этим де­лом. Од­на­жды де­ся­ти­лет­няя Мат­ре­ша неча­ян­но уро­ни­ла сест­рен­ку с крыль­ца на зем­лю. Уви­дев это, мать схва­ти­ла Мат­ре­шу и на­ча­ла же­сто­ко бить. В этот мо­мент ду­хов­но­му взо­ру де­воч­ки пред­ста­ла Ца­ри­ца Небес­ная. Мат­ре­ша ска­за­ла об этом ма­те­ри, но та про­дол­жа­ла бить де­воч­ку еще силь­нее. Ви­де­ние по­вто­ри­лось три ра­за. Во вре­мя по­след­не­го ви­де­ния Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца да­ла Мат­ре­ше уте­ши­тель­ную за­пи­соч­ку. О том, что это за за­пи­соч­ка и что в ней бы­ло на­пи­са­но, бла­жен­ная Мат­ро­на ни­ко­гда не рас­ска­зы­ва­ла.
На сле­ду­ю­щее утро изу­ве­чен­ная де­воч­ка не смог­ла под­нять­ся с пе­чи. С это­го вре­ме­ни на­ча­лась для Мат­ре­ши жизнь му­че­ни­цы, при­гвож­ден­ной к од­ру. Она на­все­гда ли­ши­лась воз­мож­но­сти хо­дить и что-ли­бо де­лать и уже не вста­ва­ла с кро­ва­ти всю свою даль­ней­шую жизнь.
Так ле­жа­ла Мат­ре­ша в ро­ди­тель­ском до­ме до 17 лет, тер­пе­ли­во пе­ре­но­ся вся­кие скор­би и оби­ды, и толь­ко в мо­лит­ве на­хо­дя се­бе уте­ше­ние и от­ра­ду. Од­но­сель­чане зна­ли о стра­даль­че­ской жиз­ни де­вуш­ки и от­но­си­лись к ней с чув­ством бла­го­го­вей­но­го ува­же­ния. С сем­на­дца­ти лет к Мат­ре­ше стал хо­дить на­род. Пер­вым за по­мо­щью при­шел кре­стья­нин ее же де­рев­ни, по спе­ци­аль­но­сти пиль­щик.
– Мат­ре­ша, – ска­зал он, – вот уж как ты ле­жишь несколь­ко лет, ты, небось, Бо­гу-то угод­на. У ме­ня спи­на бо­лит, и я пи­лить не мо­гу. По­тро­гай-ка спи­ну, мо­жет быть и прой­дет от те­бя. Че­го мне де­лать, ле­чил­ся – док­то­ра не по­мо­га­ют.
Мат­ре­ша ис­пол­ни­ла его прось­бу – бо­ли в спине, дей­стви­тель­но, пре­кра­ти­лись, и он встал на ра­бо­ту.
Кре­стья­нин этот рас­ска­зал о сво­ем ис­це­ле­нии од­но­му из сво­их со­се­дей, и тот го­во­рит:
– Пой­ду и я к ней: нас за­му­чи­ли де­ти, ско­ро две­на­дца­тый ро­дит­ся; по­про­шу ее по­мо­лить­ся, чтобы Гос­подь пре­кра­тил у нас де­тей.
При­шел он к Мат­ре­ше и по­про­сил по­мо­лить­ся. Мат­ре­ша по­мо­ли­лась, и де­тей у них боль­ше не бы­ло.
С тех пор все боль­ше и боль­ше ста­ли хо­дить к Мат­ре­ше лю­ди со сво­и­ми нуж­да­ми, скор­бя­ми и бо­лез­ня­ми. С те­че­ни­ем вре­ме­ни эти по­се­ще­ния при­ня­ли ха­рак­тер на­сто­я­ще­го па­лом­ни­че­ства: к Мат­ре­ше шли не толь­ко жи­те­ли окрест­ных се­ле­ний, но и даль­них, ино­гда и са­мых от­да­лен­ных мест на­ше­го Оте­че­ства. При­чем, шли они бес­пре­рыв­ным по­то­ком на про­тя­же­нии бо­лее чем пя­ти­де­ся­ти лет в ко­ли­че­стве несколь­ких де­сят­ков, а ино­гда и со­тен еже­днев­но.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-matrona-anemnjasevskaja-beljakova

☦️
Священномученики Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, Петр Гаврилов и Иоанн Можирин, преподобномученик Феодор (Никитин).

Свя­щен­но­му­че­ник Иа­ков (в ми­ру Иа­ков Ива­но­вич Мас­ка­ев) ро­дил­ся 13 ок­тяб­ря 1879 го­да в го­ро­де Ураль­ске в се­мье кре­стьян се­ла Еделе­ва Сыз­ран­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии и был на­зван в па­мять апо­сто­ла Иа­ко­ва Ал­фе­е­ва. В 1901 го­ду Иа­ков Ива­но­вич окон­чил Орен­бург­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. Учась на по­след­нем кур­се, он же­нил­ся на де­ви­це Ва­лен­тине, ко­то­рая бы­ла круг­лой си­ро­той и вос­пи­ты­ва­лась в се­мье свя­щен­ни­ка. В 1901 го­ду у них ро­дил­ся сын Бо­рис. Вско­ре он смер­тель­но за­бо­лел, и отец Иа­ков, ко­то­рый был уже то­гда свя­щен­ни­ком, го­ря­чо мо­лил­ся о его вы­здо­ров­ле­нии. Он об­ра­щал­ся в сво­их мо­лит­вах за по­мо­щью ко всем свя­тым, но осо­бен­но го­ря­чо и с боль­шой ве­рой к пре­по­доб­но­му Се­ра­фи­му Са­ров­ско­му и дал обет, что, ес­ли мла­де­нец вы­здо­ро­ве­ет, он со­вер­шит па­лом­ни­че­ство в Са­ров­ский мо­на­стырь к мо­щам толь­ко что про­слав­лен­но­го пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма. По чу­дес­ном вы­здо­ров­ле­нии сы­на он ис­пол­нил свой обет и со­вер­шил па­лом­ни­че­ство в Са­ров­ский мо­на­стырь. Впо­след­ствии у них с су­пру­гой ро­ди­лось де­вять де­тей, и она умер­ла при ро­дах по­след­не­го ре­бен­ка в 1918 го­ду.
В 1901 го­ду Иа­ков Ива­но­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Зо­бо­во, рас­по­ло­жен­ном в 180-ти ки­ло­мет­рах от Орен­бур­га. Отец Иа­ков за­ре­ко­мен­до­вал се­бя как энер­гич­ный тру­же­ник на ни­ве Хри­сто­вой. Он неустан­но про­по­ве­до­вал, его уси­ли­я­ми в те­че­ние несколь­ких лет бы­ла по­стро­е­на в се­ле но­вая цер­ковь. Несмот­ря на стес­нен­ные об­сто­я­тель­ства в сред­ствах и боль­шую се­мью, отец Иа­ков был од­ним из са­мых щед­рых жерт­во­ва­те­лей в епар­хии. Го­ря­чо от­зы­ва­ясь на при­зыв Церк­ви и Оте­че­ства о по­мо­щи, он ак­тив­но со­би­рал и пе­ре­сы­лал по­жерт­во­ва­ния на нуж­ды ар­мии и фло­та во вре­мя рус­ско-япон­ской вой­ны 1904–1905 го­дов. 8 ап­ре­ля 1905 го­да епи­скоп Орен­бург­ский и Ураль­ский Иоаким (Ле­виц­кий) на­гра­дил его на­бед­рен­ни­ком. В 1909 го­ду от­цом Иа­ко­вом бы­ло вы­стро­е­но зда­ние цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы в де­ревне Во­ро­ни­ной. С 1913 го­да он зна­чит­ся чле­ном епар­хи­аль­но­го ко­ми­те­та пра­во­слав­но­го мис­си­о­нер­ско­го об­ще­ства. В 1915 го­ду отец Иа­ков был на­граж­ден ка­ми­лав­кой.
Во вре­мя на­чав­шей­ся в 1914 го­ду Пер­вой ми­ро­вой вой­ны отец Иа­ков вме­сте со сво­и­ми при­хо­жа­на­ми щед­ро жерт­во­ва­ли на нуж­ды рус­ских во­инов, и по­жерт­во­ва­ний все­гда бы­ло боль­ше, чем в ка­ком бы то ни бы­ло дру­гом при­хо­де в епар­хии, хо­тя они жерт­во­ва­ли не от ма­те­ри­аль­но­го из­быт­ка, а от ши­ро­ты ми­лу­ю­щих сер­дец, жерт­во­ва­ли всё, что име­ли.
Де­ло про­све­ще­ния, все­гда су­ще­ствен­ное для про­цве­та­ния лю­бо­го на­ро­­да, в на­ча­ле ХХ ве­ка в Рос­сии ис­пы­ты­ва­ло зна­чи­тель­ные труд­но­сти, и в осо­бен­но­сти там, где в епар­хи­ях толь­ко недав­но ос­но­ва­лись учеб­ные за­ве­де­ния. В тя­же­лом ма­те­ри­аль­ном по­ло­же­нии ока­за­лась и Орен­бург­ская Ду­хов­ная се­ми­на­рия; это об­сто­я­тель­ство по­двиг­ло со­здать Об­ще­ство вспо­мо­щест­во­ва­ния ее нуж­да­ю­щим­ся уче­ни­кам, од­ним из де­я­тель­ней­ших участ­ни­ков и щед­рым жерт­во­ва­те­лем ко­то­ро­го стал свя­щен­ник Иа­ков Мас­ка­ев. «Без по­мо­щи Об­ще­ства, – пи­са­лось в от­че­те ре­ви­зи­он­ной ко­мис­сии, – не­ма­ло бед­ных вос­пи­тан­ни­ков на­шей се­ми­на­рии не мог­ли бы про­дол­жать сво­его об­ра­зо­ва­ния, а дру­гие оста­лись бы без необ­хо­ди­мой обу­ви и одеж­ды».
За без­упреч­ное и рев­ност­ное пас­тыр­ское слу­же­ние он вско­ре был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и вклю­чен в со­став епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния. Сре­ди сво­их при­хо­жан, а так­же сре­ди ду­хо­вен­ства в епар­хии отец Иа­ков имел столь вы­со­кий ав­то­ри­тет, что ко­гда при­шло вре­мя и в Орен­бург­ской епар­хии бы­ло об­ра­зо­ва­но Ор­ское ви­ка­ри­ат­ство, он был вы­зван в Орен­бург в ка­че­стве кан­ди­да­та на ар­хи­ерей­скую ка­фед­ру.
В ян­ва­ре 1923 го­да в Орен­бур­ге со­сто­я­лось со­бра­ние ду­хо­вен­ства и ми­рян под пред­се­да­тель­ством епи­ско­па Орен­бург­ско­го Ари­стар­ха (Ни­ко­ла­ев­ско­го). На этом со­бра­нии аб­со­лют­ным боль­шин­ством го­ло­сов бы­ло ре­ше­но кан­ди­да­том на Ор­скую ка­фед­ру из­брать про­то­и­е­рея Иа­ко­ва и ко­ман­ди­ро­вать его в Моск­ву для ру­ко­по­ло­же­ния в сан епи­ско­па. Узнав же­ла­ние пра­вя­ще­го ар­хи­ерея и со­бра­ния свя­щен­но­слу­жи­те­лей гра­до-Ор­ских церк­вей воз­ве­сти его в сан епи­ско­па, отец Иа­ков стал от­ка­зы­вать­ся, ука­зы­вая на то, что на его ру­ках оста­лись де­ти-си­ро­ты, трое из ко­то­рых в несо­вер­шен­ных ле­тах, при­чем млад­шей до­че­ри все­го пять лет, а меж­ду тем от епи­ско­па в на­сто­я­щий ис­то­ри­че­ский мо­мент тре­бу­ет­ся преж­де все­го ис­по­вед­ни­че­ство, он дол­жен быть го­тов к ссыл­кам и тюрь­мам. На все воз­ра­же­ния и слез­ные прось­бы от­ца Иа­ко­ва про­не­сти ми­мо горь­кую сию ча­шу ар­хи­пас­тыр­ско­го слу­же­ния и внять си­рот­ству де­тей ему бы­ло ска­за­но, что у Бо­га нет си­рот. Вы­слу­шав это, отец Иа­ков со­гла­сил­ся и не стал боль­ше спо­рить, вру­чив де­тей по­пе­че­нию Бо­га и Ма­те­ри Бо­жи­ей. Впо­след­ствии все де­ти до­жи­ли до пре­клон­но­го воз­рас­та, пе­ре­жив ле­та­ми му­че­ни­ка-от­ца; они все­гда ощу­ща­ли незри­мую Бо­жию за­щи­ту. Хо­тя в ту по­ру го­не­ний всем пра­во­слав­ным жи­лось нелег­ко, но они не мог­ли бы ска­зать, что им бы­ло труд­нее дру­гих. Бла­го­дать Бо­жия за мо­лит­вы свя­щен­но­му­че­ни­ка скра­ды­ва­ла тя­го­ты и пре­тво­ря­ла пе­ча­ли в ра­дость.
По по­стри­же­нию в мо­на­ше­ство с име­нем Иа­ков, в честь апо­сто­ла Иа­ко­ва, бра­та Гос­под­ня, с днем те­зо­име­нит­ства 23 ок­тяб­ря, отец Иа­ков был ру­ко­по­ло­жен в сан епи­ско­па прео­свя­щен­ным Ан­то­ни­ном (Гра­нов­ским) и быв­шим ко­гда-то ар­хи­епи­ско­пом Ека­те­ри­но­слав­ским Вла­ди­ми­ром (Со­ко­лов­­ским-Ав­то­но­мо­вым), ко­то­рый со­об­щил на­ре­ка­е­мо­му в ар­хи­ерей­ский сан, что он на­хо­дит­ся в под­чи­не­нии Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на и ни­ко­гда не пре­ры­вал с ним об­ще­ния. По­сле хи­ро­то­нии епи­скоп Иа­ков вер­нул­ся в Орен­бург.
10 мая 1923 го­да епи­скоп Ари­старх от­был в Моск­ву, от­дав рас­по­ря­же­ние, что епи­скоп Иа­ков оста­ет­ся на вре­мя его от­сут­ствия управ­ля­ю­щим Орен­бург­ской епар­хи­ей. В этом же го­ду епи­скоп Ари­старх от­пал в об­нов­лен­че­ство; вме­сте с тем ста­ло яс­но, что епи­скоп Ан­то­нин яв­ля­ет­ся од­ним из ру­ко­во­ди­те­лей об­нов­лен­че­ства, и по этой при­чине за­кон­ность хи­ро­то­нии вла­ды­ки Иа­ко­ва ста­ла вы­зы­вать со­мне­ния и же­ла­ние у свя­щен­но­слу­жи­те­лей и при­хо­жан, чтобы этот во­прос был раз­ре­шен свя­щен­но­на­ча­ли­ем.
22 июля 1923 го­да со­сто­я­лось со­бра­ние всех пра­во­слав­ных свя­щен­но­слу­жи­те­лей го­ро­да Ор­ска с уча­сти­ем пред­ста­ви­те­лей от при­ход­ских со­ве­тов гра­до-Ор­ских церк­вей по во­про­су хи­ро­то­нии епи­ско­па Иа­ко­ва, ко­то­рое еди­но­душ­но по­ста­но­ви­ло: «При­ни­мая во вни­ма­ние нека­но­нич­ность и без­бла­го­дат­ность ВЦС и при­ня­той от него име­ну­е­мым епи­ско­пом Иа­ко­вом – быв­шим про­то­и­е­ре­ем Мас­ка­е­вым, хи­ро­то­нии, по недо­ра­зу­ме­нию… вме­нить в обя­зан­ность епи­ско­пу Иа­ко­ву с пер­вым от­хо­дя­щим по­ез­дом от­пра­вить­ся в го­род Моск­ву и явить­ся к Пат­ри­ар­ху Ти­хо­ну или его за­ме­сти­те­лю для по­лу­че­ния ис­прав­ле­ния в епи­скоп­ском сане и бла­го­сло­ве­ния от Свя­тей­ше­го на слу­же­ние в го­ро­де Ор­ске.
Кро­ме то­го, вви­ду вы­да­ю­щих­ся нрав­ствен­ных до­сто­инств и чи­сто­ты пра­во­сла­вия и той люб­ви на­ро­да и ду­хо­вен­ства, ко­то­рую снис­кал епи­скоп Иа­ков за крат­ковре­мен­ное слу­же­ние в Орен­бург­ской епар­хии и в го­ро­де Ор­ске, про­сить Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха оста­вить лю­би­мо­го на­ми ар­хи­пас­ты­ря в го­ро­де Ор­ске, как на­род­но­го из­бран­ни­ка и весь­ма рев­ност­но­го де­я­те­ля на ни­ве Хри­сто­вой, снаб­див его уста­нов­лен­ной гра­мо­той».

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-iakov-maskaev

☦️
Преподобномученик Ардалио́н (Пономарев), архимандрит.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ар­да­ли­он – в ми­ру Алек­сандр Ип­по­ли­то­вич По­но­ма­рев ро­дил­ся в се­мье сель­ско­го свя­щен­ни­ка в 70-х го­дах XIX ве­ка и вос­пи­ты­вал­ся в бла­го­че­стии. В 22 го­да успеш­но окон­чил Перм­скую се­ми­на­рию, же­нил­ся, был ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ни­ка. За­тем по­сле­до­ва­ло мно­го­лет­нее слу­же­ние на раз­ных сель­ских и го­род­ских при­хо­дах. В те­че­ние всей жиз­ни отец Алек­сандр, как и лю­бой рев­ност­ный пас­тырь, нес мно­же­ство от­вет­ствен­ных по­слу­ша­ний: был за­ко­но­учи­те­лем в цер­ков­но-при­ход­ских шко­лах и зем­ских учи­ли­щах, ру­ко­во­дил мис­си­о­нер­ской де­я­тель­но­стью в Шад­рин­ском уез­де, воз­глав­лял Шад­рин­скую учи­тель­скую се­ми­на­рию, слу­жил бла­го­чин­ным Невьян­ско­го цер­ков­но­го окру­га… Лю­бое воз­ло­жен­ное на него слу­же­ние свя­щен­ник про­хо­дил, «от­да­вая ему всю свою энер­гию», как на­пи­са­но в од­ной из его офи­ци­аль­ных ха­рак­те­ри­стик.
По­сле ре­во­лю­ции отец Алек­сандр По­но­ма­рев вел се­бя так, как и дол­жен ве­сти се­бя пас­тырь го­ни­мой Церк­ви. Несмот­ря на страш­ный го­лод, на­сту­пив­ший на Ура­ле в 1920-х го­дах, на го­не­ния и при­тес­не­ния, он про­дол­жал неуто­ми­мо ис­пол­нять пас­тыр­ский долг – за­щи­щал свои хра­мы от за­кры­тия, от­ста­и­вал при по­пыт­ках пе­ре­дать их об­нов­лен­цам, укреп­лял дух ве­ру­ю­щих на­став­ле­ни­я­ми и лич­ным при­ме­ром.
«Это так нуж­но, здесь лю­ди не от зло­бы ж сво­ей дей­ству­ют, а это Бог через них хо­чет ис­пы­тать мое тер­пе­ние и сми­ре­ние. Бу­ду все тер­петь ра­ди Иису­са Хри­ста», – та­кую за­пись в эти го­ды он сде­лал в Еван­ге­лии, ко­то­рое по­да­рил сво­е­му млад­ше­му сы­ну Гри­го­рию, в бу­ду­щем из­вест­но­му на Ура­ле стар­цу.
Отец Алек­сандр не от­дал Гри­го­рия в со­вет­скую шко­лу, а сам учил его на до­му. Это до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние бы­ло ос­но­ва­но на изу­че­нии Свя­щен­но­го Пи­са­ния и свя­то­оте­че­ских тво­ре­ний.
В 56 лет отец Алек­сандр пе­ре­жил го­ре: умер­ла его су­пру­га, ма­туш­ка На­деж­да. По­сле это­го он при­нял по­стриг и пол­но­стью от­дал се­бя на слу­же­ние Хри­сту и Его Церк­ви. Это бы­ли 1930-е го­ды. Как че­ло­век здра­во­мыс­ля­щий и рас­су­ди­тель­ный, отец Ар­да­ли­он не мог не пред­ви­деть, чем мо­жет обер­нуть­ся для него рев­ност­ное слу­же­ние. Он сам не раз го­во­рил, что со­вет­ское го­су­дар­ство, хо­тя и про­воз­гла­ша­ет «сво­бо­ду от­прав­ле­ния ре­ли­ги­оз­ных куль­тов», но на са­мом де­ле про­во­дит по­ли­ти­ку по уни­что­же­нию Церк­ви. Од­на­ко вер­ный сын Церк­ви не мог жить ина­че и не мог оста­вить свое слу­же­ние.
В 1937 го­ду от­ца Ар­да­ли­о­на аре­сто­ва­ли. Во вре­мя след­ствия, за­ве­ден­но­го Уфа­лей­ским рай­он­ным от­де­лом НКВД, ше­сти­де­ся­ти­лет­ний отец Ар­да­ли­он стал един­ствен­ным из де­ся­ти об­ви­ня­е­мых, ко­то­рый «упор­но» не при­зна­вал сво­ей «ви­ны» ни на до­про­сах, ни на оч­ных став­ках. И это в то вре­мя, ко­гда по ста­ти­сти­ке бо­лее 90% под­след­ствен­ных, про­хо­див­ших по цер­ков­ным де­лам, да­ва­ли при­зна­тель­ные по­ка­за­ния – ма­ло кто мог вы­дер­жать «ме­то­ды ра­бо­ты» НКВД.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет точ­ны­ми дан­ны­ми о том, что вы яв­ля­е­тесь участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции и ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную ра­бо­ту про­тив со­вет­ско­го го­су­дар­ства. Пред­ла­га­ет­ся да­вать от­кро­вен­ные по­ка­за­ния и вы­дать всех участ­ни­ков ор­га­ни­за­ции.
– Участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции я не яв­лял­ся и о су­ще­ство­ва­нии та­ко­вой не знал.
– Сви­де­тель В. по­ка­зы­ва­ет, что вы го­во­ри­ли: «Кон­сти­ту­ция нам ни­че­го не да­ет, они по­ста­ра­ют­ся нас аре­сто­вать, а по­том ли­шить пра­ва граж­дан­ства по су­ду». При­зна­е­те ли вы по­ка­за­ния В. пра­виль­ны­ми? След­ствие на­ста­и­ва­ет на да­че прав­ди­вых по­ка­за­ний.
– По­ка­за­ния пра­виль­ны­ми не при­знаю.
– Сви­де­тель Н. го­во­рит, что вы ве­ли ан­ти­со­вет­ские раз­го­во­ры: осуж­да­ли Кон­сти­ту­цию, рас­ска­зы­ва­ли о го­не­ни­ях на ду­хо­вен­ство, вы­ра­жа­ли со­чув­ствие к Гит­ле­ру.
– По­ка­за­ния сви­де­те­ля Н. счи­таю непра­виль­ны­ми.
– Вам де­ла­ет­ся уже чет­вер­тый раз оч­ная став­ка по кон­крет­ным фак­там ва­шей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти. След­ствие пред­ла­га­ет пре­кра­тить за­ни­мать­ся за­пи­ра­тель­ством и да­вать ис­крен­ние по­ка­за­ния.
– По­ка­за­ния сви­де­те­ля П. счи­таю лож­ны­ми.
Непре­клон­но­го ар­хи­манд­ри­та при­го­во­ри­ли к пя­ти го­дам ис­пра­ви­тель­но-тру­до­во­го ла­ге­ря. Мно­гие го­ды, несколь­ко де­ся­ти­ле­тий судь­ба свя­щен­ни­ка оста­ва­лась неиз­вест­ной да­же для его бли­жай­ших род­ствен­ни­ков.
Род­ные от­ца Ар­да­ли­о­на несколь­ко раз пы­та­лись узнать о том, что с ним ста­ло. Оль­га Гри­горь­ев­на По­но­ма­ре­ва (внуч­ка пре­по­доб­но­му­че­ни­ка) рас­ска­зы­ва­ет:
– Де­душ­ку аре­сто­ва­ли, а все­го через год был аре­сто­ван и па­па. Ма­ма оста­лась од­на со мной на ру­ках, мне бы­ло мень­ше го­да… Мы очень дол­го не ви­де­ли па­пу – я с ним по­зна­ко­ми­лась, ко­гда мне бы­ло шест­на­дцать лет. Он вер­нул­ся из ссыл­ки, с Ко­лы­мы и сра­зу по­пы­тал­ся узнать что-ли­бо о сво­ем от­це, но это не уда­лось. По­том в вось­ми­де­ся­тые, в де­вя­но­стые го­ды и он, и его стар­шая сест­ра Ма­рия Алек­сан­дров­на вновь и вновь ис­ка­ли, где де­душ­ка, где его мо­ги­ла. Пи­са­ли и в Моск­ву, но ни­ка­ко­го от­ве­та не по­лу­чи­ли. Так па­па до кон­ца сво­их дней и не узнал, что ста­ло с его от­цом. По­том я то­же пы­та­лась най­ти све­де­ния в ар­хи­вах – и ни­че­го, ис­чез че­ло­век. А несколь­ко лет на­зад сест­ры (Но­во-Тих­вин­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря в Ека­те­рин­бур­ге) – спа­си­бо им! – ка­ким-то об­ра­зом разыс­ка­ли, ку­да де­душ­ка был со­слан.
Чтобы узнать о ме­сте ссыл­ки от­ца Ар­да­ли­о­на, сест­ры разо­сла­ли пись­ма в несколь­ко де­сят­ков ар­хи­вов, и, на­ко­нец, из од­но­го из них при­шел дол­го­ждан­ный от­вет: по­сле при­го­во­ра ар­хи­манд­рит Ар­да­ли­он был от­прав­лен в Ар­хан­гель­скую об­ласть, в пе­ре­сыль­ный ла­герь го­ро­да Кот­ла­са. Этот ла­герь поль­зо­вал­ся осо­бо дур­ной сла­вой. В на­ско­ро по­стро­ен­ных зем­ля­ных ша­ла­шах, где зи­мой тем­пе­ра­ту­ра не под­ни­ма­лась вы­ше че­ты­рех гра­ду­сов, вы­жи­ва­ли немно­гие за­клю­чен­ные. В ла­ге­ре уми­ра­ло так мно­го лю­дей, что их ед­ва успе­ва­ли хо­ро­нить; боль­шие брат­ские мо­ги­лы не за­сы­па­ли зем­лей, по­ка они не за­пол­ня­лись те­ла­ми до­вер­ху. В Кот­ла­се отец Ар­да­ли­он про­вел несколь­ко ме­ся­цев, а за­тем был от­прав­лен в Вор­ку­ту.
– Сест­ры да­ли мне адрес ар­хи­ва в Сык­тыв­ка­ре, где мог­ли быть све­де­ния о кон­чине де­душ­ки, – рас­ска­зы­ва­ет Оль­га Гри­горь­ев­на. – Я на­пи­са­ла пись­мо, и по­лу­чи­ла от­вет: 29 июля 1938 го­да умер от ис­то­ще­ния в ста­ци­о­на­ре ла­гер­но­го пунк­та «Адак». По­хо­ро­нен на граж­дан­ском клад­би­ще в от­дель­ной мо­ги­ле. К пра­вой но­ге бы­ла при­вя­за­на таб­лич­ка с ука­за­ни­ем фа­ми­лии, име­ни, от­че­ства и да­ты смер­ти.
Жиз­не­опи­са­ние от­ца Ар­да­ли­о­на бы­ло от­прав­ле­но в Си­но­даль­ную ко­мис­сию по ка­но­ни­за­ции свя­тых, и в ок­тяб­ре 2008 го­да ар­хи­манд­рит Ар­да­ли­он (По­но­ма­рев) про­слав­лен как пре­по­доб­но­му­че­ник.
Ис­по­вед­ни­че­ство от­ца Ар­да­ли­о­на — это плод ду­хов­но­го пу­ти, по ко­то­ро­му он сле­до­вал в те­че­ние всей сво­ей жиз­ни. Лю­бовь к Бо­гу и ближ­ним, мо­лит­ва, рев­ность к бо­го­уго­жде­нию, де­я­тель­ное ис­пол­не­ние Еван­гель­ских за­по­ве­дей все­гда бы­ли глав­ным для него, му­че­ни­че­ство же яви­лось лишь вен­цом его свя­той жиз­ни.

☦️
Икона Богородицы Чирская Псковская.
Чир­ская (Псков­ская) ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри пер­во­на­чаль­но на­хо­ди­лась в церк­ви се­ла Чир­ски Псков­ской епар­хии и име­но­ва­лась «Чир­ской». 16 июля 1420 го­да при ве­ли­ком кня­зе Ва­си­лии Ди­мит­ри­е­ви­че, ар­хи­епи­ско­пе Нов­го­род­ском и Псков­ском Си­меоне и Псков­ском кня­зе Фе­о­до­ре Алек­сан­дро­ви­че во вре­мя мо­ро­во­го по­вет­рия, быв­ше­го во Пско­ве, от Чир­ской ико­ны Бо­го­ма­те­ри из обо­их глаз ис­тек­ли сле­зы. Об этом со­об­щи­ли вла­стям го­ро­да Пско­ва. Свя­щен­но­слу­жи­те­ли пе­ре­нес­ли чу­до­твор­ную ико­ну в Псков. На­встре­чу иконе был со­вер­шен крест­ный ход. Ико­ну по­ста­ви­ли в со­бор­ной церк­ви во Имя Свя­той Тро­и­цы.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-chirskaja-pskovskaja


Жития
Писание