⏳ 2023.07.17 (пн)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 7я по Пятидесятнице (глас 5й)
• понедельник

☀️ неподвижный годовой круг:
17 июля (4 июля)
• мч. Феодо́та и мц. Феодо́тии (108)
• сщмч. Феодора Киринейского (310)
• прп. Марфы Антиохийской, матери Симеона Дивногорца (551)
• свт. Андрея Критского (740) 📚
• блгв. кн. Андрея Боголюбского (1174)
• обре́тение мощей прп. Евфи́мия Суздальского (1507 или 1512)
• прп. Андрея Рублева (XV)
• страстотерпцев царя Николая II, царицы Александры, царевича Алекси́я, великих княжон Ольги, Татиа́ны, Марии, Анастаси́и, страстотерпца прав. Евге́ния врача (1918)
• сщмч. Саввы (Трлаича) Горнокарловацкого (1941)
• сщмч. Димитрия (Казанского) (1942)
• иконы Божией Матери Галатская


☦️
Мученик Феодо́т и мученица Феодо́тия Римские.
Му­че­ник Фе­о­дот по­стра­дал за Хри­ста вме­сте со свя­той му­че­ни­цей Фе­о­до­ти­ей. За ис­по­ве­да­ние Хри­сто­вой ве­ры они бы­ли схва­че­ны по по­ве­ле­нию нече­сти­во­го им­пе­ра­то­ра Тра­я­на (98-117 гг.). Свя­тых ста­ли при­нуж­дать от­речь­ся от ис­тин­но­го Бо­га и при­не­сти жерт­ву идо­лам, но они не по­ко­ри­лись и с твер­до­стью ис­по­ве­до­ва­ли ис­тин­но­го Бо­га, за что пре­тер­пе­ли раз­лич­ные му­че­ния и тем­нич­ное за­клю­че­ние. По­сле это­го свя­тых му­че­ни­ков по­ве­си­ли на де­ре­во и ста­ли жечь те­ла их све­ча­ми, а по­том от­сек­ли им ме­чом го­ло­вы.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/561

☦️
Священномученик Фео́дор Киринейский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­дор, епи­скоп Ки­ри­ней­ский, жил в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на (284–305). Ис­кус­ный пи­сец, до­стиг­ший в лю­би­мом де­ле боль­шо­го со­вер­шен­ства, он пе­ре­пи­сал для хра­мов мно­го книг. Род­ной сын его Лей до­нес пра­ви­те­лю об­ла­сти Диг­ни­а­ну, что отец име­ет хри­сти­ан­ские кни­ги и от­вра­ща­ет лю­дей от идо­ло­слу­же­ния, при­вле­кая к ве­ре во Хри­ста Спа­си­те­ля. Свя­ти­тель Фе­о­дор был при­ве­ден на суд. За ним по­сле­до­ва­ло мно­го хри­сти­ан, в чис­ле ко­то­рых бы­ли жен­щи­ны Лу­кия и Иероя. Свя­то­му епи­ско­пу бы­ло при­ка­за­но от­дать свои кни­ги и от­речь­ся от Хри­ста, но он от­ка­зал­ся вы­пол­нить это тре­бо­ва­ние. Его из­би­ли оло­вян­ны­ми пал­ка­ми. Но свя­той Фе­о­дор не устра­шил­ся, а с пла­мен­ной рев­но­стью об ис­тине раз­ру­шил язы­че­ские жерт­вен­ни­ки. Его дол­го ис­тя­за­ли, от­ре­за­ли язык, а за­тем бро­си­ли в тем­ни­цу, где он скон­чал­ся. Бы­ли умерщ­вле­ны так­же жен­щи­ны Лу­кия и Иероя и все, при­няв­шие Свя­тое Кре­ще­ние от свя­ти­те­ля.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/562

☦️
Преподобная Ма́рфа Антиохийская, Едесская.
Пре­по­доб­ная Мар­фа, мать свя­то­го Си­мео­на Див­но­гор­ца, Столп­ни­ка (све­де­ния о нем по­ме­ще­ны 24 мая) бы­ла ро­дом из Ан­тио­хии. С мо­ло­дых лет она стре­ми­лась к мо­на­ше­ству, но ро­ди­те­ли убе­ди­ли ее вый­ти за­муж. Муж ее, Иоанн, ско­ро умер, и пра­вед­ная Мар­фа все свои си­лы от­да­ла на вос­пи­та­ние сы­на. Она бы­ла для сы­на об­раз­цом вы­со­кой хри­сти­ан­ской на­стро­ен­но­сти: ча­сто по­се­ща­ла хра­мы Бо­жии, вни­ма­тель­но, с бла­го­го­ве­ни­ем слу­ша­ла цер­ков­ные служ­бы, ча­сто при­об­ща­лась Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин. Каж­дую ночь пра­вед­ная Мар­фа вста­ва­ла на мо­лит­ву, ко­то­рую со­вер­ша­ла с сер­деч­ной теп­ло­той и сле­за­ми. Осо­бен­но она чти­ла свя­то­го Иоан­на, Пред­те­чу и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня, ко­то­рый был ее по­кро­ви­те­лем и ча­сто яв­лял­ся ей в ви­де­ни­ях. Пре­по­доб­ная Мар­фа бы­ла ми­ло­сти­ва к ни­щим, пи­та­ла и оде­ва­ла их, по­се­ща­ла боль­ни­цы, слу­жи­ла боль­ным, а умер­ших по­гре­ба­ла, тем, кто го­то­вил­ся при­нять Свя­тое Кре­ще­ние, она сво­и­ми ру­ка­ми при­го­тов­ля­ла одеж­ды.
Пре­по­доб­ная Мар­фа бы­ла мол­ча­ли­ва, ни­кто не слы­хал от нее празд­но­го, лжи­во­го или пу­сто­го сло­ва, ни­кто не ви­дел ее гнев­ной, спо­ря­щей с кем-ли­бо или пе­чаль­ной. Она бы­ла об­раз­цом це­ло­муд­рен­ной, бла­го­че­сти­вой жиз­ни и сво­им при­ме­ром мно­гих на­став­ля­ла на путь спа­се­ния. Ко­гда ее сын, свя­той Си­ме­он, стал из­вест­ным по­движ­ни­ком, она, по­се­щая его, вну­ша­ла ему не воз­но­сить­ся по­дви­га­ми, но все при­пи­сы­вать дей­ствию бла­го­да­ти Бо­жи­ей.
Пре­по­доб­ной Мар­фе бы­ло за­ра­нее воз­ве­ще­но о близ­кой кон­чине: она уви­де­ла Ан­ге­лов со све­ча­ми, ска­зав­ших, что они при­дут за ней через год. Свя­тая удо­сто­и­лась так­же ви­де­ния рай­ских оби­те­лей, и Са­ма Пре­чи­стая Де­ва по­ка­за­ла ей Небес­ные жи­ли­ща, уго­то­ван­ные пра­вед­ни­кам.
Кон­чи­на свя­той Мар­фы бы­ла мир­ной († 551), те­ло же ее бы­ло по­гре­бе­но на Див­ной го­ре, на ме­сте по­дви­га ее сы­на, пре­по­доб­но­го Си­мео­на Столп­ни­ка.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/560

☦️
Святитель Андре́й, архиепископ Критский.
Свя­ти­тель Ан­дрей, ар­хи­епи­скоп Крит­ский (не пу­тать с пре­по­доб­но­му­че­ни­ком Ан­дре­ем Крит­ским), ро­дил­ся в го­ро­де Да­мас­ке в се­мье бла­го­че­сти­вых хри­сти­ан. До се­ми­лет­не­го воз­рас­та маль­чик был нем. За­тем од­на­жды по при­ча­ще­нии Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин он об­рел дар ре­чи и на­чал го­во­рить. С то­го вре­ме­ни от­рок на­чал уси­лен­но изу­чать Свя­щен­ное Пи­са­ние и Бо­го­слов­ские на­у­ки.
Че­тыр­на­дца­ти лет он уда­лил­ся в Иеру­са­лим и там при­нял по­стри­же­ние в оби­те­ли пре­по­доб­но­го Сав­вы Освя­щен­но­го. Свя­той Ан­дрей про­во­дил стро­гую, це­ло­муд­рен­ную жизнь, был кро­ток, воз­дер­жан, так что все удив­ля­лись его доб­ро­де­те­ли и ра­зу­му. Как че­ло­век ода­рен­ный и из­вест­ный доб­ро­де­тель­ной жиз­нью, он по про­ше­ствии вре­ме­ни был при­чис­лен к иеру­са­лим­ско­му кли­ру и на­зна­чен сек­ре­та­рем пат­ри­ар­хии – но­та­ри­ем. В 680 го­ду ме­сто­блю­сти­тель Иеру­са­лим­ской пат­ри­ар­шей ка­фед­ры Фе­о­дор вклю­чил ар­хи­ди­а­ко­на Ан­дрея в чис­ло пред­ста­ви­те­лей Свя­то­го Гра­да на IV Все­лен­ском Со­бо­ре, где он про­ти­во­бор­ство­вал ере­ти­че­ским уче­ни­ям, опи­ра­ясь на глу­бо­кие зна­ния пра­во­слав­ных дог­ма­тов. Вско­ре по­сле Со­бо­ра он был ото­зван из Иеру­са­ли­ма в Кон­стан­ти­но­поль и опре­де­лен ар­хи­ди­а­ко­ном к хра­му Свя­той Со­фии Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей. В прав­ле­ние им­пе­ра­то­ра Юс­ти­ни­а­на II (685–695) свя­той Ан­дрей был ру­ко­по­ло­жен в ар­хи­епи­ско­па го­ро­да Гор­ти­ны на ост­ро­ве Крит. На но­вом по­при­ще он про­си­ял как ис­тин­ный све­тиль­ник Церк­ви, ве­ли­кий иерарх – бо­го­слов, учи­тель и гим­но­тво­рец.
Свя­ти­тель Ан­дрей на­пи­сал мно­го бо­го­слу­жеб­ных пес­но­пе­ний. Он стал ос­но­ва­те­лем но­вой ли­тур­ги­че­ской фор­мы – ка­но­на. Из со­став­лен­ных им ка­но­нов бо­лее все­го из­ве­стен Ве­ли­кий По­ка­ян­ный ка­нон, за­клю­ча­ю­щий в сво­их 9 пес­нях 250 тро­па­рей и чи­та­е­мый Ве­ли­ким по­стом. В первую сед­ми­цу По­ста на по­ве­че­рии он чи­та­ет­ся по ча­стям (так на­зы­ва­е­мые «ме­фи­мо­ны») и пол­но­стью – в чет­верг на утре­ни пя­той сед­ми­цы.
Свя­ти­тель Ан­дрей Крит­ский про­сла­вил мно­ги­ми по­хва­ла­ми Пре­чи­стую Де­ву Ма­рию. Ему так­же при­над­ле­жат: ка­нон на Рож­де­ство Хри­сто­во, три­песн­цы на по­ве­че­рии Неде­ли Ва­ий и на пер­вые че­ты­ре дня Страст­ной сед­ми­цы, сти­хи­ры на Сре­те­ние Гос­подне и мно­гие дру­гие пес­но­пе­ния. Про­дол­жа­те­ля­ми его гим­но­гра­фи­че­ской тра­ди­ции бы­ли ве­ли­кие цер­ков­ные пес­но­пев­цы по­сле­ду­ю­щих ве­ков: свя­тые Иоанн Да­мас­кин, Кос­ма Ма­и­ум­ский, Иосиф Пес­но­пе­вец, Фе­о­фан На­чер­тан­ный. Со­хра­ни­лись так­же на­зи­да­тель­ные сло­ва свя­ти­те­ля Ан­дрея Крит­ско­го на неко­то­рые цер­ков­ные празд­ни­ки.
О вре­ме­ни кон­чи­ны свя­ти­те­ля сре­ди цер­ков­ных ис­то­ри­ков нет еди­но­го мне­ния. Од­ни на­зы­ва­ют 712, дру­гие – 726 год, но наиболее вероятная дата – ок. 740 г. Он скон­чал­ся на ост­ро­ве Ми­ли­ти­на, воз­вра­ща­ясь на Крит из Кон­стан­ти­но­по­ля, где был по де­лам Церк­ви. Мо­щи его бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль. В 1350 го­ду бла­го­че­сти­вый рус­ский па­лом­ник Сте­фан Нов­го­ро­дец ви­дел их в Кон­стан­ти­но­поль­ском мо­на­сты­ре во имя свя­то­го Ан­дрея Крит­ско­го.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/559

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritskij/
• Беседа на Четвертодневного Лазаря
• Похвальное Слово Святителю и Чудотворцу Николаю
• Слово в день обрезания Господа нашего Иисуса Христа и в похвалу святому Василию
• Слово в неделю Ваий
• Слово иное на Всеславное Воздвижение Креста
• Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы
• Слово на день Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста
• Слово на Преображение Господа нашего Иисуса Христа
• Слово на Рождество Пресвятой Богородицы
• Великий канон Андрея Критского
• Канон пасхальный свт. Андрея Критского
• Канон святым мученикам 14000 младенцам, от Ирода во Вифлееме избиенным

☦️
Благоверный князь Андре́й Боголюбский.
Свя­той бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Ан­дрей был сы­ном ве­ли­ко­го кня­зя Юрия Дол­го­ру­ко­го и вну­ком Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха. С дет­ства от­ли­чал­ся лю­бо­вью к цер­ков­ным служ­бам, раз­да­вал ще­д­рую ми­ло­сты­ню. В 1155 го­ду, не спро­сясь от­ца, князь Ан­дрей от­пра­вил­ся во Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­скую зем­лю, ку­да пе­ре­нес из Вы­ш­го­ро­да Вла­ди­мир­скую ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Здесь ему яви­лась са­ма Пре­чи­стая Де­ва, по­велев ос­но­вать мо­на­стырь в честь Ее Рож­де­ства. Князь рас­по­ря­дил­ся на­пи­сать ико­ну в том ви­де. как ему пред­ста­ла Ма­терь Бо­жия. Ико­ну на­зва­ли Бо­го­люб­ской, как и воз­ник­ший здесь мо­на­стырь. Бу­дучи из­бран­ным на ве­че на кня­же­ние, князь Ан­дрей впер­вые на Ру­си уста­но­вил еди­но­вла­стие, за­бо­тясь о за­щи­те и укреп­ле­нии сво­ей зем­ли. При нем Суз­даль­ское кня­же­ство рас­ши­ри­лось и ста­ло но­вым цен­тром рус­ских зе­мель, а князь Ан­дрей стал пер­вым ве­ли­ко­рус­ским кня­зем. По­стро­ил мно­го мо­на­сты­рей и хра­мов. Был убит в ре­зуль­та­те за­го­во­ра ца­ре­двор­цев в 1174 го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-andrej-bogoljubskij

☦️
Обре́тение мощей прп. Евфи́мия Суздальского.

Ше­ствуя скорб­ным и уз­ким спа­си­тель­ным пу­тем, до­стиг бла­жен­ный Ев­фи­мий пре­клон­ной ста­ро­сти. Ко­гда он по­чув­ство­вал за­вер­ше­ние зем­ной жиз­ни, то со­звал мо­на­стыр­скую бра­тию и мно­гое по­ве­дал ей в уте­ше­ние. Он всем дал бла­го­сло­ве­ние, всех про­стил и у всех сам ис­про­сил про­ще­ния. 1 ап­ре­ля 1404 го­да, при­ча­стив­шись Свя­тых Тайн, пре­по­доб­ный Ев­фи­мий мир­но пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду в 88-лет­нем воз­расте. По­сле кон­чи­ны пре­по­доб­ный Ев­фи­мий про­сла­вил­ся у Гос­по­да мно­ги­ми чу­де­са­ми и ис­це­ле­ни­я­ми. Ке­ларь оби­те­ли Ки­при­ан на­ру­шил мо­на­стыр­ский обы­чай, за­пре­щав­ший бра­тии вку­шать вне об­щей тра­пезы. Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий явил­ся ему во сне с жез­лом и го­ря­щей све­чой в ру­ках. В ужа­се по­ка­ял­ся ке­ларь, но ско­ро за­был свое обе­ща­ние. По­сле вто­рич­но­го по­се­ще­ния свя­той Ев­фи­мий на­ка­зал его рас­слаб­ле­ни­ем всех чле­нов. Толь­ко у гроб­ни­цы пре­по­доб­но­го по­лу­чил Ки­при­ан ис­це­ле­ние, ис­по­ве­дав пе­ред все­ми свой грех. 4 июля 1507 го­да, ко­гда ко­па­ли ров для фун­да­мен­та но­во­го со­бор­но­го хра­ма оби­те­ли, бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми мо­щи свя­то­го Ев­фи­мия. По освя­ще­нии со­бор­но­го хра­ма в 1511 го­ду вос­ста­нов­лен­ный по­сле по­жа­ра преж­ний мо­на­стыр­ский храм, то­же Пре­об­ра­жен­ский, по­стро­ен­ный са­мим ос­но­ва­те­лем оби­те­ли, был вновь освя­щен во имя пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия. Все­рос­сий­ское про­слав­ле­ние свя­то­го Ев­фи­мия со­вер­ши­лось на Мос­ков­ском Со­бо­ре 1549 го­да. 22 фев­ра­ля 1657 го­да гроб­ни­ца с его мо­ща­ми бы­ла пе­ре­не­се­на в со­бор­ный храм оби­те­ли. Жи­тие пре­по­доб­но­го на­пи­са­но ино­ком Гри­го­ри­ем.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-evfimij-suzdalskij
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/563

☦️
Преподобный Андре́й Рублев, иконописец.
Св. Ан­дрей ро­дил­ся око­ло 1360 г. Про­ис­хо­дил из об­ра­зо­ван­ных кру­гов, от­ли­чал­ся необык­но­вен­ной муд­ро­стью, о чем сви­де­тель­ству­ет его твор­че­ство. Жи­во­пис­но­му ма­стер­ству учил­ся в Ви­зан­тии и Бол­га­рии. Св. Ан­дрей неко­то­рое вре­мя ра­бо­тал вме­сте с Фе­о­фа­ном Гре­ком и, воз­мож­но, был его уче­ни­ком. Вся жизнь пре­по­доб­но­го свя­за­на с дву­мя мо­на­сты­ря­ми: Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­рой и Спа­со-Ан­д­ро­ни­ко­вым мос­ков­ским мо­на­сты­рем. Ино­че­ский по­стриг свя­той при­нял в Спа­со-Ан­д­ро­ни­ко­вой оби­те­ли. Жи­вя в вы­со­ко ду­хов­ной сре­де, в ат­мо­сфе­ре свя­то­сти, инок Ан­дрей по­учал­ся как ис­то­ри­че­ски­ми при­ме­ра­ми свя­то­сти, так и жи­вым об­раз­цом окру­жав­ших его по­движ­ни­ков. Око­ло 20 лет, до са­мой смер­ти, он вме­сте со сво­им со­пост­ни­ком Да­ни­и­лом Чер­ным вел жизнь ико­но­пис­ца-по­движ­ни­ка.
Уже по­сле смер­ти прп. Ан­дрея Да­ни­ил, не раз­лу­чав­ший­ся с ним в серд­це сво­ем и по его от­ше­ствии, уми­рая, по­лу­чил от­кро­ве­ние о про­слав­ле­нии сво­е­го ду­хов­но­го бра­та в Цар­ствии Небес­ном.
Ки­сти свя­то­го Ан­дрея Рубле­ва при­над­ле­жит зна­ме­ни­тый чу­до­твор­ный об­раз Пре­свя­той Тро­и­цы, ко­то­рый до сих пор яв­ля­ет­ся непре­взой­ден­ным об­раз­цом в ико­но­пи­са­нии. Свя­той Ан­дрей рас­пи­сы­вал Бла­го­ве­щен­ский со­бор в Мос­ков­ском Крем­ле, ико­но­стас и сам Успен­ский со­бор в г. Вла­ди­ми­ре (1408 г.). Прп. Ан­дрей Рублев на­пи­сал Вла­ди­мир­скую ико­ну Бо­го­ма­те­ри для Успен­ско­го со­бо­ра в г. Вла­ди­ми­ре; на­пи­сал ико­но­стас и рас­пи­сал сте­ны Успен­ско­го со­бо­ра в Зве­ни­го­ро­де (ко­нец XIV – на­ча­ло XV вв.); де­и­сус­ный чин в ико­но­ста­се со­бо­ра Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Сав­во-Сто­ро­жев­ско­го мо­на­сты­ря; рас­пи­сал сте­ны и вы­пол­нил ико­но­стас Тро­иц­ко­го со­бо­ра Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры и др.

https://azbyka.ru/days/sv-andrej-rublev

☦️
Страстотерпцы царь Николай II, царица Александра, царевич Алекси́й, великие княжны Ольга, Татиа́на, Мария и Анастаси́я, Праведный Евге́ний Боткин, врач, страстотерпец.
Бу­ду­щий им­пе­ра­тор Все­рос­сийский Ни­ко­лай II ро­дил­ся 6 (18) мая 1868 го­да, в день свя­то­го пра­вед­но­го Ио­ва Мно­го­стра­даль­но­го. Он был стар­шим сы­ном им­пе­ра­то­ра Алек­санд­ра III и его су­пру­ги им­пе­ра­три­цы Ма­рии Фе­одо­ров­ны. Вос­пи­та­ние, по­лу­чен­ное им под ру­ко­вод­ством от­ца, бы­ло стро­гим, по­чти су­ро­вым. «Мне нуж­ны нор­маль­ные здо­ро­вые рус­ские де­ти» – та­кое тре­бо­ва­ние вы­дви­гал им­пе­ра­тор к вос­пи­та­те­лям сво­их де­тей. А та­кое вос­пи­та­ние мог­ло быть по ду­ху только пра­во­слав­ным. Еще ма­леньким ре­бен­ком на­след­ник це­са­ре­вич про­яв­лял осо­бую лю­бовь к Бо­гу, к Его Церк­ви. Он по­лу­чил весь­ма хо­ро­шее до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние – знал не­сколько язы­ков, изу­чил рус­скую и ми­ро­вую исто­рию, глу­бо­ко раз­би­рал­ся в во­ен­ном де­ле, был ши­ро­ко эру­ди­ро­ван­ным че­ло­ве­ком. У им­пе­ра­то­ра Алек­санд­ра III бы­ла про­грам­ма всесто­рон­ней под­го­тов­ки на­след­ни­ка к ис­пол­не­нию мо­нар­ших обя­зан­но­стей, но этим пла­нам в пол­ной ме­ре не суж­де­но бы­ло осу­ще­ствить­ся…
Им­пе­ра­три­ца Алек­санд­ра Фе­одо­ров­на (прин­цес­са Али­са Вик­то­рия Еле­на Лу­и­за Бе­ат­ри­са) ро­ди­лась 25 мая (7 июня) 1872 го­да в Дарм­штад­те, сто­ли­це не­боль­шо­го гер­ман­ско­го гер­цог­ства, к то­му вре­ме­ни уже на­сильствен­но вклю­чен­но­го в Гер­ман­скую им­пе­рию. От­цом Али­сы был ве­ли­кий гер­цог Гес­сен-Дарм­штадт­ский Лю­двиг, а ма­те­рью – прин­цес­са Али­са Ан­глий­ская, тре­тья дочь ко­ро­ле­вы Вик­то­рии. В мла­ден­че­стве прин­цес­са Али­са – до­ма ее зва­ли Али­кc – бы­ла ве­се­лым, жи­вым ре­бен­ком, по­лу­чив за это про­зви­ще «Сан­ни» (Сол­ныш­ко). Де­ти гес­сен­ской че­ты – а их бы­ло се­ме­ро – вос­пи­ты­ва­лись в глу­бо­ко пат­ри­ар­халь­ных тра­ди­ци­ях. Жизнь их про­хо­ди­ла по стро­го уста­нов­лен­но­му ма­те­рью ре­гла­мен­ту, ни од­ной ми­ну­ты не долж­но бы­ло про­хо­дить без де­ла. Одеж­да и еда де­тей бы­ли очень про­сты­ми. Де­воч­ки са­ми за­жи­га­ли ка­ми­ны, уби­ра­ли свои ком­на­ты. Мать ста­ра­лась с дет­ства при­вить им ка­че­ства, ос­но­ван­ные на глу­бо­ко хри­сти­ан­ском под­хо­де к жиз­ни.
Пер­вое го­ре Аликс пе­ре­нес­ла в шесть лет – от диф­те­рии в воз­расте трид­ца­ти пя­ти лет умер­ла ее мать. По­сле пе­ре­жи­той тра­ге­дии ма­ленькая Аликс ста­ла за­мк­ну­той, от­чуж­ден­ной, на­ча­ла сто­ро­нить­ся не­зна­ко­мых лю­дей; успо­ка­и­ва­лась она только в се­мей­ном кру­гу. По­сле смер­ти до­че­ри ко­ро­ле­ва Вик­то­рия пе­ре­нес­ла свою лю­бовь на ее де­тей, осо­бен­но на млад­шую, Аликс. Ее вос­пи­та­ние, об­ра­зо­ва­ние от­ны­не про­хо­ди­ло под кон­тро­лем ба­буш­ки.
Пер­вая встре­ча шест­на­дца­ти­лет­не­го на­след­ни­ка це­са­ре­ви­ча Ни­ко­лая Алек­сан­дро­ви­ча и со­всем юной прин­цес­сы Али­сы про­изо­шла в 1884 го­ду, ко­г­да ее стар­шая сест­ра, бу­ду­щая пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ели­за­ве­та, всту­пи­ла в брак с Ве­ли­ким кня­зем Сер­ге­ем Алек­сан­дро­ви­чем, дя­дей це­са­ре­ви­ча. Меж­ду мо­ло­ды­ми людь­ми за­вя­за­лась креп­кая друж­ба, пе­ре­шед­шая за­тем в глу­бо­кую и все воз­рас­та­ю­щую лю­бовь. Ко­г­да в 1889 го­ду, до­стиг­нув со­вер­шен­но­ле­тия, на­след­ник об­ра­тил­ся к ро­ди­те­лям с прось­бой бла­го­сло­вить его на брак с прин­цес­сой Али­сой, отец от­ка­зал, мо­ти­ви­руя от­каз мо­ло­до­стью на­след­ни­ка. При­шлось сми­рить­ся пе­ред от­цов­ской во­лей. В 1894 го­ду, ви­дя не­по­ко­ле­би­мую ре­ши­мость сы­на, обыч­но мяг­ко­го и да­же роб­ко­го в об­ще­нии с от­цом, им­пе­ра­тор Алек­сандр III да­ет бла­го­сло­ве­ние на брак. Един­ствен­ным пре­пят­стви­ем оста­вал­ся пе­ре­ход в пра­во­сла­вие – по рос­сийским за­ко­нам не­ве­ста на­след­ни­ка рос­сийско­го пре­сто­ла долж­на быть пра­во­слав­ной. Про­те­стант­ка по вос­пи­та­нию, Али­са бы­ла убеж­де­на в истин­но­сти сво­е­го ис­по­ве­да­ния и по­на­ча­лу сму­ща­лась не­об­хо­ди­мо­стью пе­ре­ме­ны ве­ро­ис­по­ве­да­ния.
Ра­дость вза­им­ной люб­ви бы­ла омра­че­на рез­ким ухуд­ше­ни­ем здо­ро­вья от­ца – им­пе­ра­то­ра Алек­санд­ра III. По­езд­ка в Крым осе­нью 1894 го­да не при­нес­ла ему об­лег­че­ния, тя­же­лый не­дуг не­у­мо­ли­мо уно­сил си­лы.
20 ок­тяб­ря им­пе­ра­тор Алек­сандр III скон­чал­ся.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-ii-romanov

☦️
Священномученик Са́вва (Трлаич), Горнокарловацкий, епископ.
Епи­скоп Гор­но­кар­ло­вац­кий Сав­ва (Тр­ла­ич) ро­дил­ся 6 июля 1884 го­да в го­род­ке Мол, при Кре­ще­нии по­лу­чил имя Све­то­зар. Гим­на­зию и Ду­хов­ную се­ми­на­рию окон­чил в из­вест­ном ду­хов­ном цен­тре Сер­бии – Срем­ских Кар­лов­цах. По­лу­чил юри­ди­че­ское об­ра­зо­ва­ние в Бел­град­ском уни­вер­си­те­те.
Сан диа­ко­на при­нял на Кре­ще­ние 1909 го­да, в том же го­ду, в день свя­то­го Сав­вы Серб­ско­го, был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ки. В 1909 го­ду по­лу­чил при­ход в го­ро­де Ба­ша­ид, где слу­жил до 1927 го­да. В на­ча­ле 1927 го­да был на­зна­чен ре­фе­рен­том, а чуть поз­же – сек­ре­та­рем Свя­то­го Ар­хи­ерей­ско­го Си­но­да СПЦ.
Ов­до­вев, в 1929 го­ду при­нял мо­на­ше­ство с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­манд­ри­та и на­зна­че­ни­ем на­сто­я­те­лем в мо­на­стырь Кру­ше­дол. В долж­но­сти на­сто­я­те­ля Кру­ше­доль­ско­го мо­на­сты­ря он оста­вал­ся до из­бра­ния его ви­кар­ным епи­ско­пом Срем­ским. Хи­ро­то­ния со­сто­я­лась 30 сен­тяб­ря 1934 го­да в Срем­ских Кар­лов­цах и бы­ла со­вер­ше­на пат­ри­ар­хом Серб­ским Вар­на­вой.
Епи­скоп Сав­ва как ви­кар­ный епи­скоп Срем­ский до но­яб­ря 1936 го­да ис­пол­нял обя­зан­но­сти пред­се­да­те­ля Епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния ар­хи­епи­ско­пии Бел­град­ско-Кар­ло­вац­кой. За­тем из­бран пред­се­да­те­лем Цер­ков­но­го су­да ар­хи­епи­ско­пии. На­хо­дясь в этой долж­но­сти, был из­бран епи­ско­пом Гор­но­кар­ло­вац­ким с ре­зи­ден­ци­ей в Плаш­ке.
Епи­скоп Сав­ва был ве­ли­ким рев­ни­те­лем на ни­ве Гос­под­ней. По­ми­мо дру­гих мно­го­чис­лен­ных за­слуг, он сыг­рал боль­шую роль в рас­тор­же­нии Кон­кор­да­та в 1937 го­ду.
На­ча­ло Вто­рой ми­ро­вой вой­ны за­ста­ло его в Плаш­ке. В 1941 го­ду, 21 мая, для за­хва­та вла­сти в Плаш­ку при­бы­ли око­ло ста уста­шей, ита­льян­ских став­лен­ни­ков. Епи­скоп Сав­ва сра­зу же был объ­яв­лен за­лож­ни­ком «но­вой ка­то­ли­че­ской рес­пуб­ли­ки хор­ват­ской», так на­зы­ва­е­мой Неза­ви­си­мой Дер­жа­вы Хор­ват­ской. Та­кая же судь­ба бы­ла уго­то­ва­на свя­щен­ни­кам: про­то­и­е­рею Исе Пей­но­ви­чу – за­ме­сти­те­лю ар­хи­ерея, про­то­и­е­рею Ми­ла­ну Док­ма­но­ви­чу – на­сто­я­те­лю Плаш­ско­го хра­ма, про­то­и­е­рею Ми­ла­ну Рай­че­ви­чу – цер­ков­но­му об­ви­ни­те­лю, иерею Пет­ру Ву­чи­ни­чу – чле­ну Цер­ков­но­го су­да, иерею Бо­го­лю­бу Га­ко­ви­чу – сек­ре­та­рю Цер­ков­но­го су­да, иерею Ми­ла­ну Джу­ки­чу – сек­ре­та­рю Епар­хи­аль­но­го прав­ле­ния, иерею Яше Сте­па­но­ву – при­ход­ско­му свя­щен­ни­ку, иерею Джор­дже Сто­я­но­ви­чу – пре­по­да­ва­те­лю За­ко­на Бо­жия и иерею Ста­ни­сла­ву На­са­ди­лу – при­ход­ско­му свя­щен­ни­ку из Лич­ских Ясе­нов­цев.
Два дня спу­стя уста­ши во­рва­лись в ре­зи­ден­цию, из­гна­ли епи­ско­па, по­гру­зи­ли и вы­вез­ли из зда­ния всю ме­бель. Несколь­ко дней спу­стя, 8 июня, в ре­зи­ден­цию с груп­пой уста­шей при­шел ла­гер­ный па­лач, один из са­мых страш­ных пре­ступ­ни­ков, Йо­сип Том­ле­но­вич. Сра­зу же был от­дан при­каз о пе­ре­да­че всех епар­хи­аль­ных до­ку­мен­тов и цен­ных бу­маг усташ­ско­му от­ря­ду, ко­то­рый со­про­вож­дал Том­ле­но­ви­ча. Епи­ско­пу Сав­ве при­ка­за­ли уда­лить­ся из кан­це­ля­рии, так как «его при­сут­ствие неже­ла­тель­но и не нуж­но», ему ве­ле­ли немед­лен­но вы­ехать из Плаш­ки и вер­нуть­ся в Сер­бию. Епи­скоп от­ка­зал­ся и под­черк­нул, что он яв­ля­ет­ся ле­галь­ным епи­ско­пом Гор­но­кар­ло­вац­ким и не мо­жет оста­вить свою епар­хию, а они мо­гут с ним сде­лать все, что по­же­ла­ют.
17 июня 1941 го­да епи­скоп Сав­ва был аре­сто­ван еще с несколь­ки­ми вы­да­ю­щи­ми­ся людь­ми, сер­ба­ми из Плаш­ки. Бы­ли аре­сто­ва­ны свя­щен­ни­ки Бо­го­люб Га­ко­вич, Джор­дже Сто­я­но­вич и Ста­ни­слав На­са­дил. На­ци­сты за­пер­ли их в ко­нюшне Йо­си­па Том­ле­но­ви­ча, по­ста­вив во­ору­жен­ную охра­ну. Все плен­ни­ки, а епи­скоп Сав­ва осо­бен­но, еже­днев­но под­вер­га­лись страш­ным ис­тя­за­ни­ям и уни­же­ни­ям. В ко­нюшне они про­ве­ли боль­ше ме­ся­ца. 19 июля 1941 го­да му­чи­те­ли свя­за­ли плен­ни­ков в ше­рен­гу по двое, от­ве­ли на вок­зал, чтобы утрен­ним по­ез­дом от­пра­вить их в Гос­пич. На Плаш­ском вок­за­ле плен­ни­ков про­дер­жа­ли с 10 ча­сов ве­че­ра до 5 утра. В са­мом тя­же­лом по­ло­же­нии ока­зал­ся епи­скоп Сав­ва, ко­то­ро­му, несмот­ря на то что он был ско­ван кан­да­ла­ми, да­же не да­ва­ли воз­мож­но­сти сесть.
Епи­скоп Сав­ва и аре­сто­ван­ные с ним плаш­ские но­во­му­че­ни­ки при­бы­ли в Гос­пич 20 июля 1941 го­да. С Гос­пич­ско­го вок­за­ла они сра­зу же бы­ли до­став­ле­ны в тюрь­му, где их сно­ва страш­но ис­тя­за­ли и уни­жа­ли. Со­хра­ни­лись дан­ные, что епи­ско­па Сав­ву 8 ав­гу­ста 1941 го­да ви­де­ли в тю­рем­ном дво­ре свя­зан­ным и сто­я­щим под до­ждем. И эту пыт­ку му­че­ник пе­ре­нес спо­кой­но.
В се­ре­дине ав­гу­ста 1941 го­да из гос­пич­ской тюрь­мы бы­ло вы­ве­де­но око­ло двух ты­сяч сер­бов, свя­зан­ных про­во­ло­кой по двое, их по­ве­ли по до­ро­ге в на­прав­ле­нии го­ры Ве­ле­бит. В этой груп­пе был и епи­скоп Сав­ва. Есть ос­но­ва­ния ду­мать, что свя­ти­тель был убит на Ве­ле­би­те, так как в ав­гу­сте 1941 го­да там бы­ли каз­не­ны око­ло 800 сер­бов. Несмот­ря на то, что точ­ное вре­мя и ме­сто его му­че­ни­че­ской кон­чи­ны неиз­вест­ны, так же как не со­хра­ни­лись све­де­ния о мно­же­стве по­гиб­ших из пра­во­слав­но­го ду­хо­вен­ства и ве­ру­ю­щих, – Гос­подь впи­сал их име­на в кни­гу веч­ной жиз­ни.
Свя­щен­ный Ар­хи­ерей­ский Си­нод СПЦ в те­че­ние вой­ны неод­но­крат­но пы­тал­ся хо­да­тай­ство­вать за мит­ро­по­ли­та Пет­ра и епи­ско­па Сав­ву, чтобы выз­во­лить их из зло­дей­ских рук на­ци­стов. По­пыт­ки бы­ли без­успеш­ны.
Несколь­ко лет спу­стя (по­сле вой­ны) в Ба­ша­ид, где вла­ды­ка Сав­ва мно­го лет слу­жил на при­хо­де, при­е­хал один че­ло­век: он пред­ста­вил­ся его ду­хов­ным ча­дом, рас­ска­зал, как вла­ды­ка за­бо­тил­ся о нем, дал об­ра­зо­ва­ние, ока­зы­вал боль­шую ма­те­ри­аль­ную под­держ­ку. Он по­ве­дал о кон­чине вла­ды­ки, о том, что ви­дел сво­и­ми гла­за­ми: «Усташ­ские па­ла­чи вы­ве­ли вла­ды­ку на по­ля­ну и там про­дол­жи­ли из­де­ва­тель­ства. За­жи­во со­драв с него ко­жу, за­сы­па­ли ра­ны со­лью. За­тем за­ко­па­ли в зем­лю, оста­вив на по­верх­но­сти толь­ко го­ло­ву, при­нес­ли же­лез­ную ржа­вую бо­ро­ну и «па­ха­ли» по его го­ло­ве, по­ка му­че­ник не умер. Что бы­ло даль­ше, не знаю. Ве­ро­ят­но, он был бро­шен в од­ну из мно­го­чис­лен­ных ям, в ко­то­рых му­че­ни­че­ски окон­чи­ли жизнь мно­гие пра­во­слав­ные сер­бы. Но смерть не от­лу­чи­ла его от на­ро­да».

☦️
Священномученик Дими́трий Казанский, пресвитер.
Дмит­рий Гри­горь­е­вич Ка­зан­ский ро­дил­ся 10 фев­ра­ля 1884 го­да в се­ле Юр­ки­но Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на. Он ста­но­вит­ся свя­щен­ни­ком и на­чи­на­ет слу­жить в Яро­слав­ском Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском Се­ва­стья­нов­ском Со­хот­ском жен­ском мо­на­сты­ре, в ко­то­ром слу­жит до 1929 го­да.
В 1929 го­ду от­ца Ди­мит­рия аре­сто­вы­ва­ют, об­ви­ня­ют в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти» и при­го­ва­ри­ва­ют к 5 го­дам ис­пра­ви­тель­но-тру­до­во­го ла­ге­ря. По­сле от­бы­тия сро­ка на­ка­за­ния ему бы­ло опре­де­ле­но слу­жить в од­ной из церк­вей го­ро­да Лю­би­ма.
5 мар­та 1937 го­да со­сто­ял­ся сле­ду­ю­щий арест. Отец Ди­мит­рий был об­ви­нен в «уча­стии в контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пе «ти­хо­нов­ской»ори­ен­та­ции». На до­про­сах свя­щен­ник дер­жал­ся твер­до, ни­ко­го не ого­во­рил и свою ви­нов­ность в ан­ти­го­судар­ствен­ной де­я­тель­но­сти от­ри­цал. 15 ав­гу­ста 1937 го­да трой­ка при УНКВД по Яро­слав­ской об­ла­сти при­го­ва­ри­ва­ет от­ца Ди­мит­рия к 8 го­дам ИТЛ, по­сле че­го его эта­пи­ру­ют в Севво­сто­клаг (бух­та На­га­е­во, Даль­не­во­сточ­ный край). Из это­го ла­ге­ря отец Ди­мит­рий не вер­нул­ся. В справ­ке По­ше­хон­ско­го РО МГБ, со­став­лен­ной в 1949 го­ду, он зна­чит­ся умер­шим. Точ­ная да­та и ме­сто смер­ти его неиз­вест­ны, ве­ро­ят­но, он скон­чал­ся в ла­ге­ре до 1945 г.

☦️
Икона Богородицы Галатская.
На­име­но­ва­ние Га­лат­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри про­ис­хо­дит от на­зва­ния од­но­го из рай­о­нов Кон­стан­ти­но­по­ля – Га­ла­та. Пред­по­ла­га­ют, что пер­во­на­чаль­но свя­той об­раз пре­бы­вал в мо­на­сты­ре, со­ору­жен­ном в честь свя­той ико­ны, ко­то­рый про­су­ще­ство­вал до ХVII ве­ка. В неко­то­рых ис­то­ри­че­ских до­ку­мен­тах XIX ве­ка есть упо­ми­на­ние о том, что Га­лат­ская ико­на на­хо­ди­лась в Пер­гии, или Пир­гии (по-гре­че­ски «башне»), од­на­ко дан­ных о су­ще­ство­ва­нии по­доб­но­го мо­на­сты­ря в пре­де­лах Кон­стан­ти­но­по­ля нет. Есть пред­по­ло­же­ние, что под ме­стом, на­зван­ным баш­ней, и, со­от­вет­ствен­но, ме­стом пре­бы­ва­ния свя­то­го об­ра­за, под­ра­зу­ме­ва­ет­ся цер­ковь Бо­го­ро­ди­цы Ка­сте­лио­тис­сы в Га­ла­те.
В рус­ских ис­точ­ни­ках упо­ми­на­ние Га­лат­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы встре­ча­ет­ся в XIX ве­ке. Яв­ле­ние ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в Кон­стан­ти­но­по­ле опи­са­но в кни­ге Снес­со­ре­вой «Зем­ная жизнь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы».
Точ­ный спи­сок с Га­лат­ско­го об­ра­за, по­чи­та­е­мый чу­до­твор­ным, на­хо­дил­ся в Москве, в церк­ви свя­ти­те­ля Ти­хо­на, у Ар­бат­ских во­рот. Спи­сок был вы­пол­нен ма­сте­ра­ми Ору­жей­ной па­ла­ты в XVII ве­ке. По­сле за­кры­тия хра­ма в 20-х го­дах XX ве­ка Га­лат­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри сна­ча­ла бы­ла пе­ре­да­на в Ан­ти­ре­ли­ги­оз­ный му­зей ис­кусств на тер­ри­то­рии Дон­ско­го мо­на­сты­ря, а за­тем (в 1935 го­ду) – в Го­судар­ствен­ную Тре­тья­ков­скую га­ле­рею.
Изо­бра­же­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри на Га­лат­ской иконе от­но­сит­ся к ико­но­гра­фи­че­ско­му ти­пу по­яс­ной «Оди­гит­рии». Бо­же­ствен­ный Мла­де­нец, оде­тый в длин­ный хи­тон и с бла­го­слов­ля­ю­щей дес­ни­цей, изо­бра­жен си­дя­щим на ле­вой ру­ке Пре­чи­стой Де­вы, ма­фо­рий на Ко­то­рой укра­шен зо­ло­тым ор­на­мен­том. Осо­бен­но­стью ико­ны яв­ля­ет­ся изо­бра­же­ние цар­ских ре­га­лий: ски­пет­ра у Бо­го­ма­те­ри и дер­жа­вы у Бо­гом­ла­ден­ца; на гла­вах Их – цар­ские вен­цы.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-galatskaja


Жития
Писание