⏳ 2023.07.09 (вс)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) 5я по Пятидесятнице (глас 4й)
• воскресенье (неделя ~ день «не дел», 4я заповедь / день торжественного прославления Воскресения Христова / день церковного собрания, 80е правило 6го Собора)
• Апостольский пост

☀️ неподвижный годовой круг:
9 июля (26 июня)
• прп. Давида Солунского (Фессалоникийского) (ок. 540)
• прп. Иоанна Готфского (VIII)
• свт. Дионисия Суздальского (1385) 📚
• обре́тение мощей прп. Тихона Луховского (1569)
• сщмч. Георгия (Степанюка) (1918)
• перенесение мощей прп. Нила Столобе́нского (1995)
• икон Божией Матери: Лиддская (Римская) (I), Тихвинская (1383), Нямецкая (1399), «Одигитрия» Седмиезерная (XVII)


☦️
Преподобный Дави́д Солунский (Фессалоникийский), отшельник.
Пре­по­доб­ный Да­вид Со­лун­ский под­ви­зал­ся в мо­на­сты­ре свя­тых му­че­ни­ков Фе­о­до­ра и Мер­ку­рия. Впо­след­ствии, по­се­лив­шись близ го­ро­да Со­лу­ни (Фес­са­ло­ни­ки), он устро­ил се­бе ша­лаш под мин­даль­ным де­ре­вом и про­жил в нем 70 лет, пре­бы­вая в по­сто­ян­ной мо­лит­ве, со­блю­дая стро­гий пост, тер­пя зной и сту­жу. Пре­по­доб­ный Да­вид по­лу­чил от Бо­га дар чу­до­тво­ре­ний, мно­гих ис­це­лил от бо­лез­ней. Всем, при­хо­див­шим к нему, свя­той по­движ­ник да­вал ду­ше­по­лез­ные со­ве­ты. До­стиг­нув бес­стра­стия, он был как бы ан­гел во пло­ти, не тер­пя ни­ка­ко­го вре­да, мог брать в ру­ки го­ря­щие уг­ли для со­вер­ше­ния каж­де­ния. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный око­ло 540 го­да.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/543

☦️
Преподобный Иоа́нн Готфский, епископ.
Пре­по­доб­ный Иоанн, епи­скоп Готф­ский, жил в VIII ве­ке. Бу­ду­щий свя­ти­тель был ро­дом из Тав­рос­ки­фии (в Кры­му), сын бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей Льва и Фо­ти­ны. Иоанн с дет­ства был по­свя­щен на слу­же­ние Бо­гу, по­то­му что ро­дил­ся по усерд­ной мо­лит­ве сво­их ро­ди­те­лей и с юно­сти под­ви­зал­ся в ино­че­стве.
В 754 го­ду пра­во­слав­ные в Гот­фии из­бра­ли Иоан­на во епи­ско­па. Но не сра­зу при­нял сан пре­по­доб­ный, а обо­шел все свя­тые ме­ста. Воз­вра­тив­шись, он от­пра­вил­ся в Гру­зию (Иве­рию), со­хра­нив­шу­ю­ся от рас­про­стра­не­ния ико­но­бор­че­ской ере­си, где был хи­ро­то­ни­сан.
В 780 го­ду, при им­пе­ра­три­це Ирине, по­слал Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху Пав­лу сви­ток с из­ло­же­ни­ем ве­ры (вы­пис­ки из Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­тов о по­чи­та­нии икон). По уда­ле­нии Пав­ла (в ав­гу­сте 784 го­да) с раз­ре­ше­ния им­пе­ра­три­цы Ири­ны при­хо­дил в Кон­стан­ти­но­поль по де­лам цер­ков­ным, участ­во­вал в Ни­кей­ском Со­бо­ре, вос­ста­но­вив­шем ико­но­по­чи­та­ние. По воз­вра­ще­нии епи­скоп Иоанн на­шел, что ха­за­ры за­ня­ли сво­им гар­ни­зо­ном До­ри, глав­ный го­род его епар­хии. Иоанн убе­дил вла­сти­те­ля Гот­фии вы­гнать ха­зар. Но ка­ган ха­зар­ский вновь овла­дел этим ме­стом, мно­гих каз­нил, а Иоан­на от­дал под стра­жу. Вер­ные по­мог­ли епи­ско­пу бе­жать за мо­ре, в Ама­стри­ду. Через че­ты­ре го­да, услы­шав о смер­ти ха­зар­ско­го вла­сти­те­ля, свя­ти­тель ска­зал: «Через 40 дней я пой­ду су­дить­ся с ним пе­ред Хри­стом Спа­си­те­лем». Дей­стви­тель­но, через 40 дней, 26 июня свя­ти­тель скон­чал­ся, это про­изо­шло в то вре­мя, ко­гда он об­ра­щал­ся с по­уче­ни­ем к на­ро­ду, в 790 го­ду. С че­стью был про­во­жа­ем «с фимиа­ма­ми и све­ча­ми до са­мо­го ко­раб­ля» Ама­стрид­ским епи­ско­пом Ге­ор­ги­ем, и те­ло его 29 июля бы­ло до­став­ле­но в Гот­фию, в мо­на­стырь Пар­фе­нит, рас­по­ло­жен­ный в Кры­му у по­дош­вы го­ры Аю-Даг, где преж­де жил свя­ти­тель у по­стро­ен­но­го им боль­шо­го хра­ма во имя свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла. Об этом сви­де­тель­ству­ет над­пись на камне, най­ден­ном на юж­ном бе­ре­гу Кры­ма: «Этот все­чест­ный и Бо­же­ствен­ный храм свя­тых слав­ных все­х­валь­ных и пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла был по­стро­ен с ос­но­ва­ния в дав­ние вре­ме­на иже во свя­тых от­цем на­шим ар­хи­епи­ско­пом го­ро­да и всея Гот­фии Иоан­ном ис­по­вед­ни­ком». Па­мять свя­ти­те­ля Иоан­на празд­ну­ет­ся так­же 26 июня/9 июля.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/439

☦️
Святитель Диони́сий, архиепископ Суздальский.
Свя­ти­тель Ди­о­ни­сий, ар­хи­епи­скоп Суз­даль­ский, в ми­ру Да­вид, был по­стри­же­ни­ком Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли, от­ку­да с мест­ным бла­го­сло­ве­ни­ем – ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри с пред­сто­я­щи­ми пре­по­доб­ны­ми Ан­то­ни­ем и Фе­о­до­си­ем – при­был на Вол­гу. Неда­ле­ко от Ниж­не­го Нов­го­ро­да свя­той Ди­о­ни­сий вы­ко­пал пе­ще­ру и под­ви­зал­ся в пол­ном без­мол­вии. К свя­то­му по­движ­ни­ку по­сте­пен­но сте­ка­лась бра­тия, и он око­ло 1335 го­да ос­но­вал мо­на­стырь в честь Воз­не­се­ния Гос­под­ня. Уче­ни­ка­ми свя­то­го Ди­о­ни­сия бы­ли пре­по­доб­ные Ев­фи­мий Суз­даль­ский (па­мять 1 ап­ре­ля) и Ма­ка­рий Жел­то­вод­ский, Ун­жен­ский (па­мять 25 июля). В 1352 го­ду свя­той ста­рец по­слал две­на­дцать че­ло­век из сво­ей бра­тии в «верх­ние гра­ды и стра­ны, иде­же Бог ко­го бла­го­сло­вит», для ду­хов­но­го про­све­ще­ния на­ро­да и ос­но­ва­ния но­вых оби­те­лей. Вы­со­кое бла­го­твор­ное вли­я­ние ока­зы­ва­ла оби­тель свя­то­го Ди­о­ни­сия на жи­те­лей Ниж­не­го Нов­го­ро­да. В 1371 го­ду свя­той по­стриг в мо­на­ше­ство со­ро­ка­лет­нюю вдо­ву кня­зя Ан­дрея Кон­стан­ти­но­ви­ча, по при­ме­ру ко­то­рой при­ня­ли мо­на­ше­ство мно­гие «бо­ля­ри­ны: же­ны, и вдо­ви­цы, и де­ви­цы».
В 1374 го­ду свя­той Ди­о­ни­сий был удо­сто­ен епи­скоп­ско­го са­на. Го­ды его свя­ти­тель­ско­го слу­же­ния па­да­ют на зна­ме­на­тель­ное вре­мя – Русь под­ни­ма­лась сбро­сить та­тар­ское иго. 31 мар­та 1375 го­да пле­нен­ный жи­те­ля­ми Ниж­не­го Нов­го­ро­да та­тар­ский во­е­на­чаль­ник, ока­зав­шись на епи­скоп­ском дво­ре, вы­стре­лил из лу­ка в свя­ти­те­ля Ди­о­ни­сия. Но Гос­подь хра­нил Сво­е­го из­бран­ни­ка – стре­ла за­де­ла лишь епи­скоп­скую ман­тию. В 1377 го­ду по бла­го­сло­ве­нию и, воз­мож­но, под ре­дак­ци­ей свя­ти­те­ля Ди­о­ни­сия ино­ком Лав­рен­ти­ем бы­ла со­став­ле­на зна­ме­ни­тая Лав­рен­тьев­ская ле­то­пись, вдох­нов­ляв­шая Русь. на осво­бо­ди­тель­ную борь­бу.
В 1379 го­ду, обе­ре­гая честь пер­во­свя­ти­тель­ской ка­фед­ры, свя­ти­тель Ди­о­ни­сий, один из всех епи­ско­пов, со­бран­ных в Москве по по­ве­ле­нию кня­зя, вы­сту­пил про­тив из­бра­ния в мит­ро­по­ли­ты кня­же­ско­го став­лен­ни­ка – пе­чаль­но из­вест­но­го ар­хи­манд­ри­та Ми­тяя.
В том же 1379 го­ду свя­ти­тель Ди­о­ни­сий уехал в Кон­стан­ти­но­поль с про­те­стом по по­во­ду на­ме­ре­ния из­брать Ми­тяя и по де­лу ере­ти­ков-стри­голь­ни­ков. На гре­ков свя­ти­тель про­из­вел силь­ное впе­чат­ле­ние сво­ей вы­со­кой ду­хов­ной на­стро­ен­но­стью и глу­бо­ким зна­ни­ем Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Пат­ри­арх Нил, на­зы­вая свя­ти­те­ля «во­ис­ти­ну Бо­жи­им и ду­хов­ным че­ло­ве­ком», пи­сал, что сам ви­дел его «пост и ми­ло­сты­ни, и бде­ние, и мо­лит­вы, и сле­зы, и вся бла­гая ина». Из Кон­стан­ти­но­по­ля свя­ти­тель Ди­о­ни­сий при­слал для со­бо­ров Суз­да­ля и Ниж­не­го Нов­го­ро­да два спис­ка с ико­ны Бо­го­ма­те­ри Оди­гит­рии. В 1382 го­ду свя­ти­тель по­лу­чил от пат­ри­ар­ха ти­тул ар­хи­епи­ско­па. Вер­нув­шись на Русь, свя­ти­тель ез­дил в Псков и Нов­го­род для борь­бы с ере­сью стри­голь­ни­ков. Вто­рич­но он по­се­тил Кон­стан­ти­но­поль в 1383 го­ду для об­суж­де­ния с пат­ри­ар­хом во­про­са об управ­ле­нии рус­ской мит­ро­по­ли­ей. В 1384 го­ду свя­ти­тель Ди­о­ни­сий был по­став­лен пат­ри­ар­хом Ни­лом «мит­ро­по­ли­том на Русь». Но по воз­вра­ще­нии в Ки­ев свя­ти­тель был схва­чен по при­ка­за­нию ки­ев­ско­го кня­зя Вла­ди­ми­ра Оль­гер­до­ви­ча и под­верг­нут за­клю­че­нию, в ко­то­ром скон­чал­ся 15 ок­тяб­ря 1385 го­да. По­гре­бен свя­ти­тель в «ки­ев­ской пе­че­ре ве­ли­ко­го Ан­то­ния». 26 июня па­мять свя­ти­те­ля Ди­о­ни­сия празд­ну­ет­ся ра­ди те­зо­име­нит­ства с пре­по­доб­ным Да­ви­дом Со­лун­ским, имя ко­то­ро­го он но­сил в ми­ру. В Си­но­ди­ке 1552 го­да Ни­же­го­род­ско­го Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря свя­ти­тель Ди­о­ни­сий на­зван «пре­по­доб­ным чу­до­твор­цем».

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Suzdalskij/
• Повинное послание к великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому
• Иное повинное послание к великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому

☦️
Преподобный Ти́хон Луховской, Костромской.
Пре­по­доб­ный Ти­хон Лу­хов­ской, Ко­стром­ской (в ми­ру Ти­мо­фей) ро­дил­ся в пре­де­лах Ли­тов­ско­го кня­же­ства и был там на во­ен­ной служ­бе. В 1482 го­ду, не же­лая при­ни­мать уни­ат­ство, он ушел из Лит­вы в Рос­сию. Свя­той раз­дал все, что имел, при­нял по­стриг с име­нем Ти­хон и уда­лил­ся в Ко­стром­скую епар­хию, в Лу­хов­ские зем­ли. Го­род Лух был от­дан то­гда кня­зю Фе­о­до­ру Бель­ско­му, вме­сте с ко­то­рым пре­по­доб­ный Ти­хон при­шел из Лит­вы. На бе­ре­гу в уро­чи­ще Ко­пы­тов­ке пре­по­доб­ный Ти­хон по­ста­вил кел­лию. Ко­гда к нему в пу­сты­ню при­шли два ино­ка, Фо­тий и Ге­ра­сим, пре­по­доб­ный ра­ди них пе­ре­шел за три вер­сты от Ко­пы­тов­ки, на бо­лее удоб­ное ме­сто. По­движ­ни­ки до­бы­ва­ли про­пи­та­ние тру­да­ми рук сво­их. Пре­по­доб­ный Ти­хон ис­кус­но пе­ре­пи­сы­вал кни­ги, был хо­ро­шим то­ка­рем. По сми­ре­нию он так и не при­нял свя­щен­ства. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ти­хон 16 июня 1503 го­да, в та­кой бед­но­сти, что уче­ни­ки не зна­ли, в чем его по­греб­сти. Но к их уте­ше­нию Суз­даль­ский ар­хи­ерей при­слал по­движ­ни­ку свит­ку, в ко­то­рой его и пре­да­ли зем­ле. Вско­ре по­сле его смер­ти на ме­сте его по­дви­гов устро­и­лась оби­тель в честь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца.
В 1569 го­ду при гро­бе пре­по­доб­но­го Ти­хо­на на­ча­ли со­вер­шать­ся ис­це­ле­ния боль­ных, и его мо­щи бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми (празд­но­ва­ние 26 июня). Но игу­мен Кон­стан­тин, ко­то­рый по­ста­вил их по­верх зем­ли, был по­ра­жен сле­по­той; по­лу­чив про­зре­ние, он со­крыл мо­щи пре­по­доб­но­го в зем­ле. С то­го вре­ме­ни на­ча­лось по­чи­та­ние пре­по­доб­но­го Ти­хо­на. Жи­тие его с опи­са­ни­ем 70-ти по­смерт­ных чу­дес бы­ло со­став­ле­но в 1649 го­ду.

☦️
Священномученик Гео́ргий Степанюк, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ге­ор­гий ро­дил­ся в 1880 го­ду в се­ле По­лич­на Брест­ско­го уез­да Грод­нен­ской гу­бер­нии. С 1900 го­да он был пре­по­да­ва­те­лем в сель­ской шко­ле. По­сле окон­ча­ния пас­тыр­ских кур­сов в Москве Ге­ор­гий был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и в 1911 го­ду на­прав­лен слу­жить в Тур­ке­стан­скую епар­хию в се­ло Гли­нов­ка Леп­син­ско­го уез­да Се­ми­ре­чен­ской об­ла­сти; в 1913 го­ду он был пе­ре­ве­ден слу­жить в храм в се­ле Ан­дре­ев­ское то­го же уез­да и на­зна­чен в цер­ков­но-при­ход­скую шко­лу за­ко­но­учи­те­лем и пре­по­да­ва­те­лем ариф­ме­ти­ки.
В 1918 го­ду за­хва­тив­шие власть в Рос­сии без­бож­ни­ки раз­вя­за­ли в стране граж­дан­скую вой­ну. Су­пру­га свя­щен­ни­ка пред­ло­жи­ла ему скрыть­ся и пе­ре­ждать смут­ное вре­мя. Но отец Ге­ор­гий ска­зал: «Ско­ро празд­ник Свя­той Тро­и­цы. Что ска­жет на­род?» И остал­ся.
Вско­ре при­шед­шим от­ря­дом Крас­ной гвар­дии в се­ле бы­ла уста­нов­ле­на со­вет­ская власть. Отец Ге­ор­гий был аре­сто­ван и две неде­ли со­дер­жал­ся под стра­жей; за­тем его вы­ве­ли к на­ро­ду, чтобы со­брать про­тив него сви­де­тель­ства. Од­на­ко та­ко­вых не на­шлось, и свя­щен­ник был осво­бож­ден.
26 июня 1918 го­да в се­ло во­шел дру­гой от­ряд крас­но­гвар­дей­цев, и несколь­ко крас­но­гвар­дей­цев сра­зу же на­пра­ви­лись к до­му свя­щен­ни­ка. Су­пру­га свя­щен­ни­ка, вый­дя им на­встре­чу, по­пы­та­лась уве­рить их, что му­жа ее до­ма нет, но отец Ге­ор­гий, вый­дя вслед за нею, ска­зал:
– Вот я. Что вам нуж­но?
– Вы аре­сто­ва­ны! – от­ве­ти­ли ему.
На­хо­дясь под стра­жей, отец Ге­ор­гий, не же­лая остав­лять цер­ков­ных дел в бес­по­ряд­ке, по­про­сил су­пру­гу при­не­сти из хра­ма кни­ги за­пи­сей и при­вел их в по­ря­док, а за­тем на­пи­сал про­то­и­е­рею Вла­ди­ми­ру Цед­рин­ско­му в Леп­синск пись­мо.
«Отец про­то­и­е­рей! – пи­сал он. – Толь­ко что при­ста­ви­ли ко мне во­ору­жен­ный ка­ра­ул из двух сол­дат. Си­жу в ком­на­те; тоск­ли­во и скуч­но до бо­ли. Ме­ре­щит­ся смерть и при­гля­ды­ва­ет­ся сво­и­ми впа­лы­ми гла­за­ми. Жизнь преж­няя про­хо­дит мыс­лен­но пе­ред гла­за­ми. Боль­но со­зна­вать, что за 18 лет слу­же­ния на­ро­ду по­лу­чил в на­гра­ду “по­чет­ный ка­ра­ул”. Чув­ствую, что стра­даю за ве­ру, прав­ду и от­кро­вен­ность, а так­же за лю­бовь к про­сто­му на­ро­ду, ко­то­рый по сво­ей тем­но­те пре­да­ет сво­их луч­ших дру­зей, сво­их пе­чаль­ни­ков, сво­их пас­ты­рей.
Не остав­ляй­те си­ро­та­ми же­ну-вдо­ву и де­тей-ма­лю­ток. Очень жа­лею, что не су­мел устро­ить ее жизнь счаст­ли­вее.
Спа­си­бо всем при­хо­жа­нам, вы­ра­зив­шим мне со­чув­ствие в ис­пы­та­нии… всем же осталь­ным… да про­стит им Бог страш­ный грех пре­да­тель­ства…
Уже сме­ни­ли ка­ра­ул, а окон­ча­ния де­ла не слыш­но…»
В тот же день по­сле по­лу­дня в со­про­вож­де­нии кон­но­го кон­воя свя­щен­ни­ка по­ве­ли на рас­стрел. Отец Ге­ор­гий по­про­щал­ся с су­пру­гой и детьми и по­шел по цен­траль­ной ули­це се­ла. За страш­ной про­цес­си­ей шли жен­щи­ны и под­рост­ки. Дой­дя до кру­то­го бе­ре­га ре­ки, крас­но­гвар­дей­цы спе­ши­лись и вме­сте со свя­щен­ни­ком ста­ли спус­кать­ся к ре­ке. Отец Ге­ор­гий по­до­шел к во­де, опу­стил­ся на ко­ле­ни и, воз­дев ру­ки к небу, стал мо­лить­ся. За­тем он по­вер­нул­ся ли­цом к па­ла­чам, кре­сто­об­раз­но сло­жил ру­ки на гру­ди и, воз­дох­нув к Бо­гу, ска­зал: «При­ми, Гос­по­ди, мою греш­ную ду­шу!»
Крас­но­гвар­дей­цы вы­стре­ли­ли и уби­ли свя­щен­ни­ка. По­гре­бе­ние уби­то­го пас­ты­ря со­вер­ши­ли че­ты­ре свя­щен­ни­ка из со­сед­них сел. Свя­щен­ник Ге­ор­гий Сте­па­нюк был по­гре­бен на сель­ском клад­би­ще. Мно­го лет по­том ве­ру­ю­щие при­хо­ди­ли тай­ком на его мо­ги­лу по­мо­лить­ся и по­про­сить его за­ступ­ни­че­ства пе­ред Бо­гом.

☦️
Преподобный Нил Столобе́нский.
Пре­по­доб­ный Нил Сто­ло­бен­ский (дни памяти 9 июня, 9 июля, 20 декабря) ро­дил­ся в се­мье кре­стья­ни­на в не­боль­шом се­ле­нии Нов­го­род­ской епар­хии. В 1505 го­ду он при­нял по­стриг в оби­те­ли пре­по­доб­но­го Сав­вы Кры­пец­ко­го близ Пско­ва. По­сле 10 лет по­движ­ни­че­ской жиз­ни в ки­но­вии уда­лил­ся на ре­ку Се­рем­лю, в сто­ро­ну го­ро­да Осташ­ко­ва, где 13 лет вел стро­гую ас­ке­ти­че­скую жизнь в не­пре­рыв­ной бра­ни с коз­ня­ми диа­во­ла, ко­то­рые вы­ра­жа­лись в яв­ле­ни­ях при­зра­ков – га­дов и ди­ких зве­рей. Мно­гие жи­те­ли из окрест­ных мест ста­ли при­хо­дить к пре­по­доб­но­му за на­став­ле­ни­я­ми, но он стал этим тя­го­тить­ся и мо­лить Бо­га ука­зать ему ме­сто для по­дви­га без­мол­вия. Од­на­жды по­сле дол­гой мо­лит­вы он услы­шал го­лос: «Нил! Иди на озе­ро Се­ли­гер. Там на ост­ро­ве Сто­ло­бен­ском ты мо­жешь спа­стись!» От при­хо­див­ших к не­му лю­дей пре­по­доб­ный Нил узнал, где на­хо­дит­ся озе­ро и, при­дя ту­да, был по­ра­жен его кра­со­той.
В се­ре­ди­не озе­ра – по­кры­тый гу­стым ле­сом ост­ров; на нем пре­по­доб­ный на­шел не­боль­шую го­ру и вы­ко­пал пе­ще­ру, а спу­стя не­ко­то­рое вре­мя по­стро­ил хи­жи­ну, в ко­то­рой и про­жил 26 лет. По­дви­ги стро­го­го пост­ни­че­ства и без­мол­вия со­про­вож­дал еще и дру­гим, осо­бен­ным по­дви­гом – ни­ко­гда не ло­жил­ся спать, а поз­во­лял се­бе лишь лег­кую дре­мо­ту, опи­ра­ясь на крю­ки, вде­лан­ные в сте­ну кел­лии.
Бо­го­угод­ная жизнь пре­по­доб­но­го мно­го раз воз­буж­да­ла за­висть вра­га, ко­то­рая про­яв­ля­лась че­рез зло­бу мест­ных жи­те­лей. Од­на­жды кто-то под­жег лес на ост­ро­ве, где сто­я­ла хи­жи­на пре­по­доб­но­го, но пла­мя, дой­дя до го­ры, чу­дес­ным об­ра­зом угас­ло. В дру­гой раз в хи­жи­ну во­рва­лись гра­би­те­ли. Пре­по­доб­ный ска­зал им: «Все мое со­кро­ви­ще в уг­лу ке­ллии». Там сто­я­ла ико­на Бо­го­ма­те­ри. Раз­бой­ни­ки ста­ли ис­кать день­ги и ослеп­ли. То­гда в сле­зах рас­ка­я­ния ста­ли они мо­лить свя­то­го о про­ще­нии.
Из­вест­ны и мно­гие дру­гие чу­де­са, со­вер­шен­ные пре­по­доб­ным. Он без­молв­но от­ка­зы­вал­ся от при­но­ше­ний, ес­ли со­весть у при­хо­див­ших к не­му бы­ла не­чи­ста или они на­хо­ди­лись в не­чи­сто­те те­лес­ной.
В пред­чув­ствии кон­чи­ны пре­по­доб­ный Нил при­го­то­вил се­бе гроб. А к са­мо­му вре­ме­ни пре­став­ле­ния при­был на ост­ров игу­мен од­но­го из близ­ле­жав­ших мо­на­сты­рей и при­об­щил его Свя­тых Тайн. По ухо­де игу­ме­на пре­по­доб­ный Нил в по­след­ний раз со­вер­шил мо­лит­ву, ока­дил свя­тые ико­ны и кел­лию и пре­дал Гос­по­ду бес­смерт­ную свою ду­шу 7 де­каб­ря 1554 го­да. Про­слав­ле­ние его свя­тых мо­щей (ны­не по­чи­ва­ю­щих в Зна­мен­ском хра­ме г. Осташ­ко­ва) со­вер­ши­лось в 1667 го­ду с уста­нов­ле­ни­ем празд­но­ва­ния 27 мая и в день пре­став­ле­ния.
Пре­по­доб­ный Нил Сто­ло­бен­ский пре­ста­вил­ся 7 де­каб­ря 1554 го­да.
Мно­го лет спу­стя на ост­ров озе­ра Се­ли­гер, где под­ви­зал­ся свя­той по­движ­ник, при­шел иеро­мо­нах Гер­ман и вслед за ним хол­мо­го­рец, стран­ник Бо­рис. Вме­сте они по­се­ли­лись на ост­ро­ве и по­стро­и­ли храм в честь Бо­го­яв­ле­ния с при­де­лом во имя свя­то­го бла­жен­но­го Ва­си­лия, Мос­ков­ско­го чу­до­твор­ца. Со вре­ме­нем на ме­сте по­дви­гов пре­по­доб­но­го Ни­ла воз­ник­ла оби­тель, на­зван­ная его име­нем. Ино­ка­ми Ор­ши­на мо­на­сты­ря бы­ла на­пи­са­на ико­на пре­по­доб­но­го Ни­ла, на ме­сте по­гре­бе­ния свя­то­го ста­ли со­вер­шать­ся чу­дес­ные ис­це­ле­ния боль­ных. Впо­след­ствии жив­ший в оби­те­ли свя­ти­тель Нек­та­рий, ар­хи­епи­скоп Си­бир­ский и То­боль­ский, ре­шил по­стро­ить ка­мен­ный храм вме­сто преж­не­го, де­ре­вян­но­го. Во вре­мя за­клад­ки фун­да­мен­та зем­ля осы­па­лась и от­кры­лись не­тлен­ные мо­щи пре­по­доб­но­го Ни­ла. Об­ре­те­ние мо­щей про­изо­шло 27 мая 1667 го­да, од­но­вре­мен­но бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние пре­по­доб­но­му в честь это­го со­бы­тия.

Почитание преподобного Нила постепенно распространилось за пределы Селигерского края по всей России. В 1845 году пустынь его имени была основана даже в Саянских горах, в долине реки Ихе-Угун.
После революции мощи угодника почивали в церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» в городе Осташкове. 9 мая 1995 год они были перенесены в Богоявленский собор Ниловой пустыни.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1078

☦️
Икона Богородицы Лиддская (Римская).
Про­по­вед­ни­че­ская де­я­тель­ность св. апо­сто­лов Пет­ра и Иоан­на Бо­го­сло­ва, до их от­ше­ствия на про­по­ведь Еван­ге­лия вне пре­де­лов Па­ле­сти­ны, со­сре­до­то­чи­ва­лась глав­ным об­ра­зом в го­ро­дах, близ­ких к Иеру­са­ли­му. Меж­ду про­чим они по­се­ти­ли и го­род Лид­ду, на­зван­ный впо­след­ствии Ди­оспо­лем. Там они мно­гих об­ра­ти­ли ко Хри­сту и воз­двиг­ли храм во имя Пре­чи­стой Бо­го­ма­те­ри. В то вре­мя го­не­ние на хри­сти­ан, по­сле уби­е­ния св. ар­хи­ди­а­ко­на Сте­фа­на, на вре­мя пре­кра­ти­лось. Ти­ве­рий ке­сарь, слы­шав­ший мно­гое о Хри­сте, да­же за­пре­тил пре­сле­до­вать хри­сти­ан, о чем и упо­ми­на­ет­ся в кни­ге Де­я­ний: «Церк­ви же по всей Иудеи, и Га­ли­леи, и Са­ма­рии име­я­ху мир, и бя­ше той мир до кон­чи­ны Ти­ве­ри­е­вы» (Деян.9:31).
Устро­ив об­ще­ство но­вых хри­сти­ан в Лид­де, апо­сто­лы вер­ну­лись в Иеру­са­лим и умо­ля­ли Бо­го­ма­терь прид­ти в Лид­ду, по­смот­реть храм и бла­го­сло­вить его. Де­ва Ма­рия на это от­ве­ча­ла им:
— Иди­те с ра­до­стию: Я бу­ду там с ва­ми.
Апо­сто­лы вер­ну­лись в Лиддский храм и в нем на од­ном из стол­пов его уви­де­ли изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри, сде­лан­ное не че­ло­ве­че­ски­ми ру­ка­ми. Лик Ее и одеж­ды бы­ли изо­бра­же­ны со­вер­шен­но сход­но с дей­стви­тель­но­стью.
В IV ве­ке рим­ский им­пе­ра­тор Юли­ан От­ступ­ник, воз­двиг­ший го­не­ния на цер­ковь Хри­сто­ву, по­слал в Лид­ду сво­е­го срод­ни­ка для уни­что­же­ния неру­ко­тво­рен­но­го об­ра­за Бо­го­ма­те­ри. Ка­ме­но­сеч­цы раз­лич­ны­ми ору­ди­я­ми пы­та­лись сте­сать и вы­ру­бить это изо­бра­же­ние, но крас­ки лишь глуб­же вре­зы­ва­лись внутрь стол­ба. Это при­ну­ди­ло их оста­вить свою без­успеш­ную ра­бо­ту.
Весть об этом чу­де и о дру­гих бес­чис­лен­ных зна­ме­ни­ях от ико­ны быст­ро рас­про­стра­ни­лась по всем кон­цам все­лен­ной, и ото­всю­ду в Лид­ду ста­ли сте­кать­ся ве­ру­ю­щие для по­кло­не­ния неру­ко­тво­рен­но­му об­ра­зу Бо­го­ма­те­ри.
В VIII ве­ке Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх Гер­ман (714–730 гг.), преж­де чем при­нять пат­ри­ар­ше­ство, при­был в Иеру­са­лим на по­кло­не­ние Гро­бу Гос­под­ню и, по­се­тив Лид­ду, при­ка­зал снять спи­сок с неру­ко­тво­рен­но­го об­ра­за Бо­жи­ей Ма­те­ри на дос­ке. Этот спи­сок он при­вез в Кон­стан­ти­но­поль и хра­нил его, как дра­го­цен­ную свя­ты­ню, мо­лясь пред ним еже­днев­но. Ко­гда вспых­ну­ла ересь ико­но­бор­че­ская, пат­ри­арх Гер­ман был низ­ло­жен со сво­ей ка­фед­ры и с бес­че­сти­ем из­гнан из хра­ма ере­ти­ка­ми за свою рев­ност­ную за­щи­ту ико­но­по­чи­та­ния.
Рас­ска­зы­ва­ют, что во вре­мя сво­е­го из­гна­ния пат­ри­арх по­чув­ство­вал свою ско­рую кон­чи­ну. Он, на­пи­сав пись­мо к па­пе Рим­ско­му Гри­го­рию и вло­жив его в дос­ку ико­ны, пу­стил са­мую ико­ну в мо­ре и со мно­ги­ми сле­за­ми вос­клик­нул:
— Гря­ди, Вла­ды­чи­це, и спа­сай­ся ныне не от Иро­да в Еги­пет, но от зве­ро­име­ни­то­го вра­га (ра­зу­ме­ет­ся Гре­че­ский им­пе­ра­тор ико­но­бо­рец Лев Ис­ав­ря­нин) в Рим к бла­го­че­сти­вым, дабы там укрыть­ся с Пред­веч­ным Мла­ден­цем от мер­зост­ных рук ико­но­бор­че­ских; прейди сие мо­ре ве­ли­кое и про­стран­ное пла­ва­ни­ем без­бед­ным.
На дру­гой день ико­на чу­дес­ным об­ра­зом до­стиг­ла Ри­ма. Па­па св. Гри­го­рий II (715–731 гг.) в ту же ночь был свы­ше из­ве­щен о ее при­бы­тии. На утро он вы­шел вме­сте с ду­хо­вен­ством сво­им на бе­рег мо­ря и уви­дел ико­ну Бо­го­ма­те­ри сто­я­щей на во­де при устье ре­ки Тиб­ра. Ико­на неви­ди­мой си­лой бы­ла под­ня­та и опу­ще­на на про­стер­тые ру­ки па­пы. С ве­ли­кой ра­до­стью св. Гри­го­рий по­нес об­раз в го­род, раз­мыш­ляя и удив­ля­ясь чуд­ным де­лам Бо­жи­им. Но он был еще бо­лее удив­лен, ко­гда на­шел пись­мо св. Гер­ма­на и из него узнал, что ико­на пу­ще­на на во­ду толь­ко на­ка­нуне. Ико­на тор­же­ствен­но бы­ла вне­се­на в цер­ковь св. Пет­ра и по­став­ле­на внут­ри ал­та­ря. Здесь Вла­ды­чи­ца по­да­ва­ла через Свой об­раз нема­ло чу­дес­ных ис­це­ле­ний.
Через сто с лиш­ком лет на Во­сто­ке бы­ло вос­ста­нов­ле­но ико­но­по­чи­та­ние и ересь бы­ла при им­пе­ра­то­ре Ми­ха­и­ле (842–867 гг.) окон­ча­тель­но по­беж­де­на. В это вре­мя жи­те­ли Ри­ма бы­ли встре­во­же­ны и удив­ле­ны неод­но­крат­ны­ми ко­ле­ба­ни­я­ми ико­ны Бо­го­ма­те­ри. Во вре­мя од­но­го слу­же­ния па­пы Сер­гия (844–847 гг.) ико­на осо­бен­но силь­но за­ко­ле­ба­лась. По­том на ви­ду всех она сня­лась с сво­е­го ме­ста и над го­ло­ва­ми ве­ру­ю­щих вы­шла из церк­ви. На­род во гла­ве с па­пой со скор­бью про­во­дил свя­тую ико­ну. Меж­ду тем, чу­до­твор­ный об­раз спу­стил­ся на во­ды ре­ки Тиб­ра и по­плыл по мо­рю. То­гда па­па Сер­гий со сле­за­ми возо­пил:
— Увы нам, о Ца­ри­ца и Гос­по­жа! Ку­да от­хо­дишь Ты от нас! Бо­им­ся, как бы и нас не по­стиг­ла ико­но­бор­че­ская ересь, по при­чине ко­то­рой Ты уда­ли­лась из Кон­стан­ти­но­по­ля; и не по­се­му ли са­мо­му Ты уда­ля­ешь­ся из Ри­ма? О, Все­мо­гу­щая, до­ко­ле не укро­тишь ере­ти­че­ской бу­ри, воз­му­ща­ю­щей цер­ковь Хри­сто­ву?
Дол­го рим­ляне смот­ре­ли вслед за уда­ля­ю­ще­ю­ся ико­ной и разо­шлись толь­ко то­гда, ко­гда она со­вер­шен­но скры­лась с глаз. Па­па Сер­гий при­ка­зал за­пи­сать это чу­до.
Св. ико­на вско­ре при­бы­ла в Ца­рь­град и оста­но­ви­лась у при­ста­ни про­тив цар­ских па­лат. Там взя­ли ее и при­нес­ли к ца­ри­це Фе­о­до­ре. У всех бы­ла мысль, что это од­на из тех икон, ко­то­рые бы­ли бро­ше­ны ико­но­бор­ца­ми в мо­ре с при­вя­зан­ны­ми к ним кам­ня­ми. При­вя­зан­ный ка­мень, оче­вид­но, ото­рвал­ся, и ико­на всплы­ла на­верх.
Меж­ду тем, им­пе­ра­тор Ми­ха­ил и пат­ри­арх Ме­фо­дий (842–846 гг.) от­пра­ви­ли в Рим по­слов с из­ве­сти­ем о со­сто­яв­шем­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле по­мест­ном со­бо­ре, вос­ста­но­вив­шем ико­но­по­чи­та­ние. Вер­нув­ши­е­ся из Ри­ма по­слы рас­ска­за­ли им­пе­ра­то­ру и пат­ри­ар­ху о чу­дес­ном уда­ле­нии ико­ны Бо­го­ма­те­ри из рим­ско­го хра­ма свя­то­го Пет­ра. То­гда вспом­ни­ли о недав­но об­ре­тен­ной у цар­ских па­лат иконе, и у всех неволь­но воз­ник во­прос: из Ри­ма ли она при­плы­ла? Этот важ­ный для ве­ру­ю­щих во­прос был раз­ре­шен рим­ски­ми по­сла­ми, при­быв­ши­ми от па­пы к им­пе­ра­то­ру и пат­ри­ар­ху в Кон­стан­ти­но­поль. Ко­гда им по­ка­за­ли эту ико­ну, они тот­час же не ко­леб­лясь за­яви­ли, что это имен­но и есть тот са­мый об­раз Бо­го­ма­те­ри, ко­то­рый не так дав­но чу­дес­ным об­ра­зом уда­лил­ся из Ри­ма.
То­гда пат­ри­арх во гла­ве с сво­им ду­хо­вен­ством и в со­про­вож­де­нии им­пе­ра­то­ра и его са­нов­ни­ков тор­же­ствен­но пе­ре­нес об­раз Вла­ды­чи­цы из цар­ских па­лат на пло­щадь Хал­ко­пра­тию и там по­ста­вил в хра­ме Бо­го­ро­ди­цы.
С это­го вре­ме­ни этот чу­до­твор­ный об­раз стал на­зы­вать­ся Рим­ским, и ему уста­нов­ле­но бы­ло празд­но­ва­ние 26 июня, то­гда как Лиддской иконе Бо­го­ма­те­ри празд­но­ва­ли 12 мар­та.
Пре­да­ние го­во­рит, что в Лид­де был еще и дру­гой неру­ко­тво­рен­ный об­раз Бо­го­ма­те­ри. На­хо­дил­ся там он в хра­ме, ко­то­рый был воз­двиг­нут Эне­ем, по­лу­чив­шим ис­це­ле­ние от ап. Пет­ра (Деян.9:32-35). Ко­гда иудеи и языч­ни­ки хо­те­ли от­нять этот храм у хри­сти­ан, он по при­ка­за­нию пра­ви­те­ля был за­перт на три дня, чтобы яви­лось зна­ме­ние для раз­ре­ше­ния спо­ра. Через три дня храм от­кры­ли и уви­де­ли в нем неру­ко­тво­рен­ное изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-liddskaja-rimskaja

☦️
Икона Богородицы Лиддская (Римская).
Тих­вин­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, по пре­да­нию, од­на из икон, на­пи­сан­ных свя­тым апо­сто­лом и Еван­ге­ли­стом Лу­кой. В V в. из Иеру­са­ли­ма бы­ла пе­ре­не­се­на в Кон­стан­ти­но­поль, где для нее был по­стро­ен Влахерн­ский храм. В 1383 го­ду, за 70 лет до взя­тия тур­ка­ми Кон­стан­ти­но­по­ля, ико­на ис­чез­ла из хра­ма и в лу­че­зар­ном све­те яви­лась над во­да­ми Ла­дож­ско­го озе­ра. Чу­дес­но но­си­мая с ме­ста на ме­сто, она оста­но­ви­лась близ го­ро­да Тих­ви­на. На ме­сте яв­ле­ния ико­ны был по­стро­ен де­ре­вян­ный храм в честь Успе­ния Бо­го­ро­ди­цы. Усер­ди­ем ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия Ива­но­ви­ча (1505–1533) вме­сто де­ре­вян­но­го хра­ма был воз­ве­ден ка­мен­ный. В 1560 го­ду по при­ка­зу ца­ря Иоан­на Гроз­но­го при хра­ме был устро­ен муж­ской мо­на­стырь, об­не­сен­ный ка­мен­ной сте­ной. В 1613–1614 го­дах швед­ские вой­ска, за­хва­тив Нов­го­род, не раз пы­та­лись уни­что­жить мо­на­стырь, но за­ступ­ле­ни­ем Бо­жи­ей Ма­те­ри оби­тель бы­ла спа­се­на. Так, од­на­жды, в ви­ду при­бли­жав­ше­го­ся швед­ско­го вой­ска, ино­ки ре­ши­ли бе­жать из мо­на­сты­ря, взяв чу­до­твор­ную ико­ну, но не мог­ли сдви­нуть ее с ме­ста. Это чу­до оста­но­ви­ло ма­ло­душ­ных, и они оста­лись в мо­на­сты­ре, упо­вая на за­щи­ту Бо­жи­ей Ма­те­ри. Незна­чи­тель­ные по чис­лу за­щит­ни­ки мо­на­сты­ря успеш­но от­ра­жа­ли ата­ки на­мно­го пре­вос­хо­див­ших их сил про­тив­ни­ка. На­сту­па­ю­щим шве­дам то пред­став­ля­лась мно­го­чис­лен­ная рать рус­ских, иду­щая от Моск­вы, то ка­кое-то небес­ное во­ин­ство, и они об­ра­ща­лись в бег­ство. По­сле чу­дес­ной по­бе­ды над шве­да­ми в мо­на­стырь при­бы­ли цар­ские по­слы. Сняв спи­сок с чу­до­твор­ной ико­ны, они от­пра­ви­лись в де­рев­ню Стол­бо­во, в 50 вер­стах от Тих­ви­на, где 10 фев­ра­ля 1617 го­да был за­клю­чен мир со шве­да­ми. Глав­ною по­ру­кою ми­ра с рус­ской сто­ро­ны был при­не­сен­ный спи­сок с чу­до­твор­ной ико­ны. Впо­след­ствии этот спи­сок был при­не­сен в Моск­ву и по­став­лен в Успен­ском со­бо­ре, а за­тем по прось­бе нов­го­род­цев, участ­ни­ков вой­ны со шве­да­ми, от­прав­лен в Нов­го­род и по­став­лен в Со­фий­ском со­бо­ре. Так с на­ча­ла XVII ве­ка на­ча­лось все­рос­сий­ское по­чи­та­ние Тих­вин­ской ико­ны Бо­жьей Ма­те­ри.
В ХХ ве­ке, в го­ды ли­хо­ле­тья и же­сто­ких го­не­ний на Цер­ковь Бо­жию мо­на­стырь был за­крыт. В 1944 го­ду бу­ду­щий ар­хи­епи­скоп Чи­каг­ский и Мин­неа­по­лис­ский Иоанн (Гарк­лавс) и ми­ря­нин по име­ни Сер­гий (впо­след­ствии его при­ём­ный сын), спа­сая чу­до­твор­ную Тих­вин­скую ико­ну, увез­ли её в Ев­ро­пу, а за­тем – в США. Пе­ред сво­ей кон­чи­ной в 1982 го­ду ар­хи­епи­скоп Иоанн за­ве­щал сво­е­му при­ём­но­му сы­ну про­то­и­е­рею Сер­гию Гарк­лав­су за­бо­тить­ся об иконе Бо­го­ро­ди­цы Тих­вин­ская и вер­нуть её Рос­сии то­гда, ко­гда в стране из­ме­нит­ся от­но­ше­ние свет­ской вла­сти к Церк­ви и бу­дет вос­ста­нов­лен Тих­вин­ский мо­на­стырь. Тор­же­ствен­ное воз­вра­ще­ние свя­ты­ни про­изо­шло в 2004 го­ду: 8 июля 2004 го­да, по­сле 60-лет­не­го от­сут­ствия, свя­ты­ня вер­ну­лась в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, ко­то­рый из­бра­ла для сво­е­го по­сто­ян­но­го пре­бы­ва­ния шесть сто­ле­тий на­зад.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-tihvinskaja

☦️
Икона Богородицы Нямецкая.
Чу­до­твор­ная Ня­мец­кая ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри в 1401 го­ду бы­ла по­жерт­во­ва­на Ви­зан­тий­ским им­пе­ра­то­ром Иоан­ном Па­лео­ло­гом Яс­ско­му мит­ро­по­ли­ту Иоси­фу. Свя­тая ико­на, пе­ре­дан­ная им в Воз­не­сен­ский Ня­мец­кий мо­на­стырь (ос­но­ван в XIV ве­ке), про­сла­ви­лась здесь мно­го­чис­лен­ны­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми. В 1497 го­ду ста­ра­ни­я­ми мол­дав­ско­го гос­по­да­ря свя­то­го Сте­фа­на Ве­ли­ко­го в оби­те­ли был воз­ве­ден ве­ли­че­ствен­ный храм в честь Воз­не­се­ния Гос­под­ня, став­ший ар­хи­тек­тур­ным об­раз­цом для мно­гих церк­вей Мол­до­вы. В этом мо­на­сты­ре впо­след­ствии под­ви­за­лись и про­сла­ви­лись мно­гие по­движ­ни­ки Рус­ской Церк­ви во гла­ве с ве­ли­ким стар­цем схи­ар­хи­манд­ри­том Па­и­си­ем Ве­лич­ков­ским (1722–1794).
Боль­шим по­чи­та­ни­ем поль­зо­вал­ся чу­до­твор­ный Ня­мец­кий об­раз в оби­те­ли – каж­дая мо­на­стыр­ская служ­ба за­кан­чи­ва­лась пе­ред ним. По мо­лит­вам Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це пе­ред Ее свя­той ико­ной по­лу­ча­ли уте­ше­ние ино­ки и па­лом­ни­ки оби­те­ли.
Спи­сок чу­до­твор­но­го об­ра­за позд­нее был по­жерт­во­ван неким мол­дав­ским кня­зем по­ме­щи­ку Черт­ко­ву, од­но­му из вла­дель­цев сло­бо­ды Ми­хай­лов­ки Бо­гу­чар­ско­го уез­да Во­ро­неж­ской гу­бер­нии. В 1846 го­ду об­раз крест­ным хо­дом пе­ре­нес­ли в Ми­хай­лов­скую цер­ковь в честь Рож­де­ства Хри­сто­ва. На иконе, на­пи­сан­ной на по­лотне древним ис­кус­ным пи­са­ни­ем и по­ме­щен­ной в по­зо­ло­чен­ную с се­реб­ром ри­зу, бы­ла над­пись на мол­дав­ском язы­ке. Пе­ре­вод на об­рат­ной сто­роне об­ра­за гла­сил: «До­сто­вер­ное изо­бра­же­ние чу­до­твор­ныя ико­ны Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рое на­хо­дит­ся во свя­том мо­на­сты­ре, име­ну­е­мом Ня­мец­ким (Нам­цу­лы), на зем­ле Мол­дав­ской; при­сла­но от бла­го­че­сти­вей­ше­го Кон­стан­ти­но­поль­ско­го им­пе­ра­то­ра Ан­д­ро­ни­ка Па­лео­ло­га Алек­сан­дру, во­е­во­де стра­ны Мол­дав­ской, в 6907 (1399) го­ду».
Дру­гой за­ме­ча­тель­ный спи­сок, оклад для ко­то­ро­го из­го­то­вил луч­ший в те вре­ме­на ху­дож­ник по ме­тал­лу Ф.А. Вер­хов­цев, был сде­лан с чу­до­твор­ной ико­ны для но­во­об­ра­зо­ван­но­го Но­во-Ня­мец­ко­го мо­на­сты­ря. 10 ок­тяб­ря 1864 го­да спи­сок свя­ты­ни был встре­чен в оби­те­ли сло­ва­ми: «В оби­тель на­шу Но­во-Ня­мец­кую при­хо­дит Са­ма Ца­ри­ца и Спа­си­тель­ни­ца ро­да хри­сти­ан­ско­го. На­ша На­деж­да и на­ша За­ступ­ни­ца. При­па­дем к Бо­го­ро­ди­це и воз­не­сем к Ней с со­кру­шен­ным серд­цем свои мо­лит­вы». От этой ико­ны так­же про­изо­шли мно­го­чис­лен­ные чу­до­тво­ре­ния, сви­де­тель­ства о ко­то­рых хра­нят­ся в цен­траль­ном ар­хи­ве г. Ки­ши­не­ва.
В на­сто­я­щее вре­мя чу­до­твор­ная ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, при­вле­кая к се­бе на по­кло­не­ние ты­ся­чи па­лом­ни­ков, пре­бы­ва­ет в ру­мын­ском Ня­мец­ком мо­на­сты­ре.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-njameckaja

☦️
Икона Богородицы «Одигитрия» Седмиезерная.
Сед­ми­е­зер­ная ико­на при­над­ле­жит к чис­лу икон, поль­зу­ю­щих­ся чрез­вы­чай­ным по­чи­та­ни­ем в ме­стах ее на­хож­де­ния. День празд­но­ва­ния в честь нее яв­ля­ет­ся тор­же­ством не толь­ко для Сед­ми­е­зер­ной пу­сты­ни и Ка­за­ни, но и для все­го При­кам­ско­го По­вол­жья.
В кон­це XVI ве­ка в го­ро­де Устю­ге Во­ло­год­ской гу­бер­нии ро­дил­ся в небо­га­той се­мье Ев­фи­мий. С юных лет он по­чув­ство­вал в се­бе стрем­ле­ние к по­дви­гам ду­хов­ным. Ра­но оста­вил он от­чий дом свой и уда­лил­ся в мо­на­стырь. По­хо­ро­нив ро­ди­те­лей, он с един­ствен­ным на­сле­ди­ем сво­им — Смо­лен­ской ико­ной Бо­го­ма­те­ри — пе­ре­шел в Ка­зань, ку­да пе­ре­се­лил­ся и род­ной его брат. В 17 вер­стах от го­ро­да он вы­брал се­бе уеди­нен­ное ме­сто, окру­жен­ное се­мью озе­ра­ми, ко­то­рые впо­след­ствии сли­лись в од­но. От этих се­ми озер ос­но­ван­ная им пу­стынь и ке­лей­ная его ико­на и по­лу­чи­ли имя «сед­ми­е­зер­ных».
Вы­брав это ме­сто, Ев­фи­мий усерд­но по­мо­лил­ся Бо­гу и при на­ступ­ле­нии но­чи уснул. Во сне он уви­дел огонь, вос­хо­див­ший на небо от то­го ме­ста, где он спал. Ев­фи­мий счел сон счаст­ли­вым зна­ме­ни­ем и во­дру­зил там крест, а близ него по­ста­вил се­бе ке­лью.
Неда­ле­ко от нее сто­ял дуб, по­чи­тав­ший­ся окрест­ны­ми че­ре­ми­са­ми свя­щен­ным. Здесь они при­но­си­ли жерт­вы — за­ко­ла­ли ко­ней и во­лов и ве­ша­ли ко­жи на де­ре­ве. Ев­фи­мий мо­лил Бо­га по­ло­жить ко­нец этой мер­зо­сти, и на­ле­тев­шая бу­ря раз­ру­ши­ла дуб.
Слу­хи о бла­го­че­сти­вой жиз­ни Ев­фи­мия со­бра­ли к нему бра­тию. Сам же Ев­фи­мий был взят в Ка­зан­ский мит­ро­по­ли­чий дом, ку­да он пе­ре­нес с со­бой и ико­ну. Бра­тия про­дол­жа­ла об­ра­щать­ся к нему за со­ве­та­ми, так что он, не жи­вя в пу­сты­ни, по-преж­не­му был на­чаль­ни­ком и по­пе­чи­те­лем об их нуж­дах.
Как ни до­ро­жил Ев­фи­мий Смо­лен­ской ико­ной — ро­ди­тель­ским сво­им бла­го­сло­ве­ни­ем, од­на­ко он по люб­ви сво­ей к бра­тии ре­шил рас­стать­ся с ней и бла­го­сло­вить ею пу­стынь.

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-odigitrija-sedmiezernaja


Жития
Писание