⏳ 2023.07.04 (вт)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 5я по Пятидесятнице (глас 3й)
• вторник
• Апостольский пост

☀️ неподвижный годовой круг:
4 июля (21 июня)
• сщмч. Те́ртия (Тере́нтия) Иконийского (I)
• мч. Иулиа́на Тарсийского (ок. 305)
• прпп. Иу́лия, Иулиа́на (V)
• мчч. Арчи́ла II, царя Иверского (VIII) и Луарса́ба II, царя Карталинского (1622)
• сщмч. Иоанна Будрина (1918)
• прп. Георгия (Лаврова) Даниловского (1932)
• сщмчч. Алексия (Скворцова), Павла (Успенского), Николая (Розанова), прмч. Ионы (Санкова) (1938)
• мч. Никиты (Сухарева) (1942)
• обре́тение мощей прп. Максима Грека (1996) 📚


☦️
Апостол от 70-ти Те́ртий (Тере́нтий) Иконийский, епископ.
Св. апо­стол Тер­ций, один от 70-ти, был од­ним из бли­жай­ших уче­ни­ков и со­труд­ни­ков св. апо­сто­ла Пав­ла. Тру­дясь и под­ви­за­ясь на ни­ве еван­гель­ской под непо­сред­ствен­ным ру­ко­вод­ством ве­ли­ко­го апо­сто­ла язы­ков, он в то же вре­мя ис­пол­нял и част­ные его по­ру­че­ния. Из­вест­но, что По­сла­ние апо­сто­ла Пав­ла к Рим­ля­нам на­пи­са­но бы­ло апо­сто­лом Тер­ци­ем, так как апо­стол Па­вел, по его соб­ствен­но­му сви­де­тель­ству, имел нераз­бор­чи­вый по­черк и за­труд­нял­ся сам пе­ре­пи­сы­вать свои по­сла­ния. О том, что св. апо­стол Тер­ций пе­ре­пи­сы­вал По­сла­ние к Рим­ля­нам, узна­ем из это­го по­след­не­го, где на­хо­дим сле­ду­ю­щие сло­ва: «При­вет­ствую вас в Гос­по­де и я, Тер­ций, пи­сав­ший сие по­сла­ние» (Рим.16:22).
Св. апо­стол Тер­ций был епи­ско­пом в Ико­нии по­сле св. апо­сто­ла Со­си­па­тра, где и удо­сто­ил­ся при­нять му­че­ни­че­ский ве­нец.

☦️
Мученик Иулиа́н Тарсийский.
Свя­той му­че­ник Иули­ан Тар­сий­ский ро­дил­ся в ма­ло­азий­ской про­вин­ции Ки­ли­кия. Он был сы­ном се­на­то­ра-языч­ни­ка, мать его ис­по­ве­до­ва­ла хри­сти­ан­ство. По­сле смер­ти му­жа мать свя­то­го Иули­а­на пе­ре­се­ли­лась в го­род Та­рс, где кре­сти­ла сы­на и вос­пи­та­ла в хри­сти­ан­ском бла­го­че­стии. Ко­гда свя­то­му ис­пол­ни­лось 18 лет, им­пе­ра­тор Дио­кли­ти­ан (284–305) на­чал го­не­ние на хри­сти­ан. В чис­ле дру­гих был схва­чен и свя­той Иули­ан. Его при­ве­ли к пра­ви­те­лю Мар­ки­а­ну на суд, где дол­го уго­ва­ри­ва­ли от­речь­ся от Хри­ста. Ни ис­тя­за­ния, ни угро­зы, ни обе­ща­ния да­ров и по­че­стей не мог­ли скло­нить бла­го­че­сти­во­го юно­шу к при­не­се­нию язы­че­ских жертв и от­ре­че­нию от Хри­ста. Свя­той ис­по­вед­ник оста­вал­ся непо­ко­ле­би­мым в твер­дой ве­ре. Це­лый год му­че­ни­ка во­ди­ли по го­ро­дам Ки­ли­кий­ской об­ла­сти, в каж­дом из них под­вер­гая до­про­сам и же­сто­ким ис­тя­за­ни­ям, по­сле че­го бро­си­ли в тем­ни­цу. Мать свя­то­го Иули­а­на сле­до­ва­ла за сы­ном и мо­ли­лась, чтобы Гос­подь еще бо­лее укре­пил его в ве­ре и по­дви­ге. В го­ро­де Эгее под пред­ло­гом убе­дить сы­на при­не­сти жерт­ву идо­лам она про­си­ла пра­ви­те­ля раз­ре­шить ей по­се­щать тем­ни­цу. Три дня она про­ве­ла в тем­ни­це со свя­тым Иули­а­ном, умо­ляя его быть твер­дым до кон­ца.
Свя­той Иули­ан вновь пред­стал пе­ред пра­ви­те­лем. Ду­мая, что мать убе­ди­ла сы­на по­ви­но­вать­ся им­пе­ра­тор­ско­му ука­зу, пра­ви­тель стал хва­лить ее бла­го­ра­зу­мие. Неожи­дан­но свя­тая сме­ло ис­по­ве­да­ла се­бя хри­сти­ан­кой. Свя­той му­че­ник Иули­ан все так же бес­страш­но и му­же­ствен­но об­ли­чал язы­че­ское мно­го­бо­жие. То­гда пра­ви­тель при­ка­зал от­ру­бить ма­те­ри свя­то­го Иули­а­на ступ­ни ног за то, что она со­про­вож­да­ла сы­на из Тар­са. Свя­тая му­че­ни­ца скон­ча­лась от на­не­сен­ных ран. Му­че­ни­ка Иули­а­на за­ши­ли в ме­шок, на­пол­нен­ный пес­ком и ядо­ви­ты­ми га­да­ми, и бро­си­ли в мо­ре. Те­ло стра­даль­ца бы­ло вы­не­се­но вол­на­ми на бе­рег око­ло Алек­сан­дрии и с че­стью по­гре­бе­но од­ной бла­го­че­сти­вой алек­сан­дрий­ской хри­сти­ан­кой. Му­че­ни­че­ская кон­чи­на его по­сле­до­ва­ла око­ло 305 го­да. Впо­след­ствии мо­щи свя­то­го му­че­ни­ка пе­ре­нес­ли в го­род Ан­тио­хию. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст по­чтил па­мять свя­то­го му­че­ни­ка Иули­а­на по­хваль­ным сло­вом.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/529

☦️
Преподобные Иу́лий, пресвитер и Иулиа́н, диакон.
Пре­по­доб­ные Иулий пре­сви­тер и Иули­ан диа­кон, род­ные бра­тья, бы­ли уро­жен­ца­ми Мир­ми­до­нии. За доб­ро­де­тель­ную жизнь свя­той Иулий был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка, а его брат – в сан диа­ко­на. Дви­жи­мые рев­но­стью к рас­про­стра­не­нию хри­сти­ан­ской ве­ры, свя­тые бра­тья по­лу­чи­ли раз­ре­ше­ние на по­строй­ку церк­вей и от­пра­ви­лись на про­по­ведь в глу­хие ме­ста Во­сто­ка и За­па­да Рим­ской им­пе­рии, где еще су­ще­ство­ва­ли идоль­ские ка­пи­ща и со­вер­ша­лись жерт­во­при­но­ше­ния ку­ми­рам. Прой­дя несколь­ко стран, они об­ра­ти­ли в хри­сти­ан­ство мно­гих языч­ни­ков, убеж­дая их не толь­ко сло­вом, но и мно­го­чис­лен­ны­ми чу­де­са­ми. В Кон­стан­ти­но­по­ле они об­ра­ти­лись к бла­го­че­сти­во­му им­пе­ра­то­ру Фе­о­до­сию Млад­ше­му (408–450) с прось­бой воз­дви­гать хра­мы на ме­сте язы­че­ских ка­пищ.
По­лу­чив бла­го­сло­ве­ние пат­ри­ар­ха и раз­ре­ше­ние им­пе­ра­то­ра, свя­тые бра­тья по­стро­и­ли мно­го хра­мов. На­се­ле­ние счи­та­ло сво­ей обя­зан­но­стью по­мо­гать им в этом свя­том де­ле. Од­на­жды ка­кие-то лю­ди про­ез­жа­ли ми­мо стро­ив­шей­ся церк­ви. Опа­са­ясь, что их нач­нут уго­ва­ри­вать при­нять уча­стие в ра­бо­те, они по­шли на об­ман, чтобы быст­рее ми­но­вать это ме­сто. Один из них при­тво­рил­ся мерт­вым и, ко­гда свя­той Иулий при­гла­сил их при­нять уча­стие в тру­де, они от­го­во­ри­лись тем, что ве­зут хо­ро­нить мерт­ве­ца. Свя­той спро­сил: «Не лже­те ли вы, ча­да?» Про­ез­жие сто­я­ли на сво­ем. То­гда пре­по­доб­ный Иули­ан ска­зал им: «Так пусть же бу­дет вам по сло­ву ва­ше­му». Отъ­е­хав на неко­то­рое рас­сто­я­ние, они уви­де­ли, что мни­мый мерт­вец дей­стви­тель­но умер. Ни­кто боль­ше не смел лгать свя­тым бра­тьям. Про­ви­дя ско­рую кон­чи­ну, свя­той Иулий от­пра­вил­ся на, по­ис­ки ме­ста для по­строй­ки со­той по сче­ту церк­ви, ко­то­рую он счи­тал по­след­ней. Дой­дя до озе­ра Му­ко­рос, он уви­дел на се­ре­дине его кра­си­вый ост­ров. Из-за гро­мад­но­го ко­ли­че­ства пло­див­ших­ся на нем змей ни­кто не мог там по­се­лить­ся. Пре­по­доб­ный Иулий ре­шил по­стро­ить на этом ост­ро­ве цер­ковь. По­мо­лив­шись, он, как на лод­ке, при­плыл к ост­ро­ву на сво­ей ман­тии и во­дру­зил на нем крест. Име­нем Бо­жи­им свя­той по­движ­ник при­ка­зал всем зме­ям со­брать­ся к нему и по­ве­лел уй­ти с ост­ро­ва, предо­ста­вив его для до­ма Бо­жия и ра­бов Хри­сто­вых. Все ядо­ви­тые га­ды уполз­ли в озе­ро и, пе­ре­плыв его, обос­но­ва­лись на го­ре Ка­мун­кин.
Свя­той Иулий за­ло­жил на ост­ро­ве цер­ковь в честь свя­тых Две­на­дца­ти Апо­сто­лов. В это вре­мя его брат, свя­той Иули­ан, за­кон­чил по­строй­ку церк­ви око­ло го­ро­да Гав­ди­а­на и ре­шил устро­ить при церк­ви гроб­ни­цу для сво­е­го бра­та Иулия. Пре­по­доб­ный Иулий на­ве­стил сво­е­го бра­та и при встре­че со­ве­то­вал ему спе­шить с по­строй­кой гроб­ни­цы, про­ро­че­ски пред­ска­зав, что ему же пред­сто­ит ле­жать в ней. Дей­стви­тель­но, свя­той Иули­ан диа­кон вско­ре скон­чал­ся и был по­гре­бен в по­стро­ен­ной им гроб­ни­це. Пре­по­доб­ный Иулий пре­сви­тер с че­стью со­вер­шил по­гре­бе­ние бра­та и воз­вра­тил­ся на ост­ров, где вско­ре пре­ста­вил­ся и был по­гре­бен в со­здан­ной им церк­ви Две­на­дца­ти Апо­сто­лов. От его гро­ба мно­гие боль­ные по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния. Бла­жен­ная кон­чи­на свя­тых бра­тьев по­сле­до­ва­ла в пер­вой по­ло­вине V ве­ка.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/530

☦️
Мученик Арчи́л II, царь Иверский.
Свя­той му­че­ник царь Ар­чил II при­над­ле­жал к ди­на­стии Хо­сро­и­дов и был пря­мым по­том­ком свя­то­го бла­го­вер­но­го ца­ря Ми­ри­а­на († 342).
В цар­ство­ва­ние Ар­чи­ла II Гру­зия под­верг­лась опу­сто­ши­тель­но­му на­ше­ствию Мур­ва­на-Кру (Глу­хо­го), про­зван­но­го так гру­зин­ским на­ро­дом за его неумо­ли­мую же­сто­кость. По­ло­же­ние гру­зин бы­ло без­вы­ход­ным, и царь Ар­чил II вме­сте со сво­им бра­том Ми­ром, пра­ви­те­лем За­пад­ной Гру­зии, со сле­за­ми про­си­ли за­ступ­ни­че­ства у Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. И Она яви­ла Свою ми­лость.
В сра­же­нии при ре­ках Аба­ша и Цхе­нис­ц­ха­ли гру­зи­ны чу­дес­ным об­ра­зом одер­жа­ли по­бе­ду над зна­чи­тель­но пре­вос­хо­див­ши­ми си­ла­ми Мур­ва­на-Кру.
По­сле этой по­бе­ды бла­го­вер­ный царь Ар­чил II за­нял­ся вос­ста­нов­ле­ни­ем гру­зин­ско­го цар­ства. Он вос­ста­но­вил го­род Ну­х­па­тис, воз­об­но­вил раз­ру­шен­ные хра­мы в Мц­хе­те и спо­соб­ство­вал при­ня­тию хри­сти­ан­ства мно­ги­ми гор­ски­ми пле­ме­на­ми. Од­на­ко вско­ре Гру­зия под­верг­лась но­во­му араб­ско­му на­ше­ствию – неожи­дан­но­му втор­же­нию Джи­джум-Аси­ма. Ис­прав­но вы­пла­чи­вая дань ара­бам, бла­го­вер­ный царь не ожи­дал это­го на­па­де­ния. Чтобы из­ба­вить стра­ну от но­во­го раз­гро­ма и от на­вя­зы­ва­е­мо­го ей ис­ла­ма, он счел за бла­го са­мо­му явить­ся к Джи­джум-Аси­му, при­знать вас­саль­ную за­ви­си­мость Гру­зии и ис­про­сить ми­ра. Воз­ла­гая всю на­деж­ду на ми­ло­сер­дие Бо­жие и при­го­то­вив­шись по­ло­жить ду­шу свою за свя­тую ве­ру и за свой на­род, свя­той Ар­чил явил­ся в стан ара­бов. Джи­джум-Асим при­нял его го­сте­при­им­но и обе­щал свое по­кро­ви­тель­ство, но на­ста­и­вал на при­ня­тии му­суль­ман­ства. Как по­вест­ву­ет «Ле­то­пись Гру­зии», свя­той царь Ар­чил спо­кой­но от­ве­чал: «Не бу­дет то­го, чтобы я оста­вил Хри­ста, Ис­тин­но­го Бо­га, Ко­то­рый для на­ше­го спа­се­ния при­нял на Се­бя плоть че­ло­ве­че­скую. Знай, ес­ли я по­слу­ша­юсь те­бя, то умру веч­ной смер­тью и бу­ду стра­дать веч­но; ес­ли же за мою твер­дость ты пре­дашь ме­ня смер­ти, то я вос­крес­ну, как и Гос­подь мой, и при­ду к Нему».
Услы­шав эти сло­ва, Джи­джум-Асим при­ка­зал свя­зать ис­по­вед­ни­ка и от­ве­сти в тем­ни­цу. Но ни пыт­ки, ни уго­во­ры, ни обе­ща­ния не мог­ли сде­лать бла­го­вер­но­го ца­ря Ар­чи­ла ве­ро­от­ступ­ни­ком.
20 мар­та 744 го­да свя­той царь Ар­чил был пре­дан му­че­ни­че­ской смер­ти через усе­че­ние. Те­ло му­че­ни­ка тай­но вы­вез­ли гру­зи­ны-хри­сти­ане в ме­стеч­ко Эр­цо и по­греб­ли в Ка­хе­тии, в Нот­кор­ской церк­ви, по­стро­ен­ной са­мим бла­го­вер­ным ца­рем.

☦️
Мученик Луарса́б II, царь Карталинский.
Свя­той му­че­ник бла­го­вер­ный царь Гру­зин­ский Лу­ар­саб II ро­дил­ся в 1587 го­ду. Он был сы­ном Ге­ор­гия Х (1600–1603), отрав­лен­но­го пер­сид­ским ша­хом Аб­ба­сом I (1584–1628). По­сле смер­ти от­ца Лу­ар­саб остал­ся с дву­мя сест­ра­ми, Хо­ре­шан и Еле­ною. Он был еще от­ро­ком, но от­ли­чал­ся ра­зу­мом и бла­го­че­сти­ем и, несмот­ря на юный воз­раст, был вен­чан на цар­ство Кар­та­лин­ское с име­нем Лу­ар­са­ба II. В 1609 го­ду Гру­зия под­верг­лась на­ше­ствию ту­рец­ко­го вой­ска под пред­во­ди­тель­ством Де­ли-Ма­мад-ха­на. Мо­ло­дой царь дал ре­ши­тель­ный бой тур­кам под се­ле­ни­ем Кве­над­ко­ци (меж­ду Го­ри и Су­ра­ми). На­ка­нуне сра­же­ния 14-ты­сяч­ное гру­зин­ское опол­че­ние про­ве­ло всю ночь в неусып­ных мо­лит­вах, а по­ут­ру, по­сле Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии и при­ня­тия все­ми Свя­тых Та­ин, в ге­ро­и­че­ском сра­же­нии гру­зин­ские во­и­ны об­ра­ти­ли в бег­ство 60-­ты­сяч­ную ар­мию про­тив­ни­ка.
Пер­сид­ский шах Аб­бас I, встре­во­жен­ный этой по­бе­дой гру­зин и сне­да­е­мый за­ви­стью к Лу­ар­са­бу II, вся­че­ски ис­кал слу­чая по­гу­бить его. Свя­той Лу­ар­саб II вы­нуж­ден был, спа­сая Карт­ли (Цен­траль­ная Гру­зия) от ра­зо­ре­ния, вы­дать за­муж за ма­го­ме­та­ни­на ша­ха Аб­ба­са I свою сест­ру Еле­ну по его тре­бо­ва­нию. Но и это не оста­но­ви­ло ша­ха. Через неко­то­рое вре­мя он вторг­ся в Гру­зию с огром­ным вой­ском. Из-за из­ме­ны несколь­ких фе­о­да­лов бла­го­вер­ный царь Лу­ар­саб II и ка­хе­тин­ский царь Тей­му­раз I вы­нуж­де­ны бы­ли в кон­це 1615 го­да уда­лить­ся в Име­ре­тию (За­пад­ная Гру­зия) к ца­рю Име­ре­тин­ско­му Ге­ор­гию III (1605–1639).
Шах Аб­бас I ра­зо­рил Ка­хе­тию и, угро­жая ра­зо­ре­ни­ем Карт­ли, тре­бо­вал Лу­ар­са­ба II к се­бе, обе­щая в слу­чае его при­бы­тия за­клю­чить мир. Бла­го­вер­ный царь Лу­ар­саб II, пы­та­ясь со­хра­нить хра­мы Карт­ли от опу­сто­ше­ния, от­пра­вил­ся к ша­ху Аб­ба­су со сло­ва­ми: «Воз­ло­жу всю на­деж­ду свою на Хри­ста, и ка­кая бы участь ни ожи­да­ла ме­ня там, жизнь или смерть, да бу­дет бла­го­сло­вен Гос­подь Бог!»
Шах Аб­бас I при­нял свя­то­го Лу­ар­са­ба II ми­ро­лю­би­во и, ка­за­лось, го­тов был вы­пол­нить свои обе­ща­ния. По­сле сов­мест­ной охо­ты шах Аб­бас при­гла­сил его в Ма­зан­да­ран, но за обе­дом Лу­ар­саб II от­ка­зал­ся есть ры­бу (по­сколь­ку шел Ве­ли­кий пост), несмот­ря на уго­во­ры и тре­бо­ва­ния ша­ха. Раз­гне­ван­ный шах стал на­ста­и­вать на том, чтобы гру­зин­ский царь при­нял ма­го­ме­тан­ство, за что обе­щал с ве­ли­ки­ми со­кро­ви­ща­ми от­пу­стить в Карт­ли, в про­тив­ном слу­чае угро­жая му­чи­тель­ной смер­тью. Бла­го­че­сти­вый царь Лу­ар­саб II, с дет­ских лет со­блю­дав­ший стро­гие по­сты и по­сто­ян­но тво­рив­ший мо­лит­вы, без ко­ле­ба­ний от­верг до­мо­га­тель­ства ша­ха. То­гда его свя­за­ли и за­клю­чи­ли в непри­ступ­ную кре­пость Гу­лаб-Ка­ла близ Ши­ра­за. Епи­скоп Мро­вель­ский Ни­ко­лай по­вест­ву­ет, что бла­го­вер­ный царь Лу­ар­саб семь лет на­хо­дил­ся в тем­ни­це в око­вах, пе­ре­но­ся ужас­ные при­тес­не­ния и ча­стые из­би­е­ния, при­нуж­да­е­мый при­нять ма­го­ме­тан­ство. Но свя­той ис­по­вед­ник остал­ся ве­рен Свя­той Церк­ви Хри­сто­вой и при­нял му­че­ни­че­скую смерть в 1622 го­ду на 35-м го­ду сво­ей жиз­ни. Вме­сте с ним бы­ли за­му­че­ны два его вер­ных слу­жи­те­ля.
Те­ла свя­тых му­че­ни­ков бро­си­ли но­чью в тем­ни­це без по­гре­бе­ния, но на дру­гой день хри­сти­ане пре­да­ли их зем­ле в об­щей мо­ги­ле.

☦️
Священномученик Иоа́нн Будрин, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн – Иван Ге­ор­ги­е­вич Буд­рин – ро­дил­ся в 1866 го­ду. В 1886 го­ду он окон­чил Перм­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в 1889 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к По­кров­ской церк­ви се­ла Верх­ний Яр Шад­рин­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии. В 1902 го­ду отец Иоанн был на­зна­чен ка­те­хи­за­то­ром на 1903 год. В 1908 го­ду он был на­граж­ден ка­ми­лав­кой.
По­сле за­хва­та вла­сти в стране без­бож­ни­ка­ми наи­бо­лее же­сто­кие го­не­ния на Цер­ковь об­ру­ши­лись на Ека­те­рин­бург­скую и Перм­скую епар­хии. Несмот­ря на же­сто­кие нра­вы, про­бу­див­ши­е­ся и окреп­шие во вре­мя граж­дан­ской вой­ны, му­же­ствен­ный пас­тырь без­бо­яз­нен­но стал об­ли­чать без­бож­ни­ков-боль­ше­ви­ков за их без­за­ко­ния и был ими же­сто­ко за­му­чен 21 июня 1918 го­да – преж­де чем убить, па­ла­чи вы­дер­ги­ва­ли у него во­ло­сы из бо­ро­ды и го­ло­вы.

☦️
Исповедник Гео́ргий (Лавров), Даниловский, архимандрит.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ге­ор­гий, ар­хи­манд­рит (в ми­ру Лав­ров Ге­ра­сим Дмит­ри­е­вич) ро­дил­ся 28 фев­ра­ля 1868 (1867?) го­да в Елец­ком уз­де Ор­лов­ской гу­бер­нии в бла­го­че­сти­вой, со­сто­я­тель­ной кре­стьян­ской се­мье. Ге­ра­сим за­кон­чил все­го три клас­са шко­лы. Од­на­жды, ко­гда ему бы­ло 12 лет, он с ро­ди­те­ля­ми при­е­хал на Бо­го­мо­лье в Оп­ти­ну пу­стынь и по­до­шёл под бла­го­сло­ве­ние к стар­цу Ам­вро­сию. Ста­рец об­нял его за го­ло­ву, бла­го­сло­вил и ска­зал, что ему сле­ду­ет оста­вать­ся здесь. Но толь­ко с 1898 го­да, по­сле кон­чи­ны от­ца, Ге­ра­сим стал по­слуш­ни­ком Вве­ден­ской Оп­ти­ной пу­сты­ни, где в 1899 го­ду был по­стри­жен с име­нем Ге­ор­гий, и в 1902 го­ду ру­ко­по­ло­жен в иеро­мо­на­ха. Из­вест­но о его раз­но­гла­си­ях в во­про­сах управ­ле­ния ски­том со ски­то­на­чаль­ни­ком стар­цем Вар­со­но­фи­ем (Пли­хан­ко­вым), что вы­зва­ло в Оп­ти­ной раз­де­ле­ние в сре­де мо­на­хов — со­бы­тие до­се­ле там неслы­хан­ное.
С 1915-го по 1918-й го­ды отец Ге­ор­гий был на­сто­я­те­лем Ге­ор­ги­ев­ско­го мо­на­сты­ря в го­роде Ме­щовске Ка­луж­ской гу­бер­нии.
По­сле за­кры­тия мо­на­сты­ря в де­каб­ре 1918 го­да, ба­тюш­ка был об­ви­нён в «тай­ном за­го­во­ре» и «хра­не­нии ору­жия». Из Ме­щов­ской тюрь­мы ба­тюш­ку вме­сте с груп­пой аре­сто­ван­ных по­вез­ли в тюрь­му Ка­лу­ги, где их долж­ны бы­ли рас­стре­лять. Пе­ред этим от­цу Ге­ор­гию бы­ло чу­дес­ное ви­де­ние, по­сле ко­то­ро­го он уте­шил всех аре­сто­ван­ных, ска­зав, что они оста­нут­ся жи­вы. И, дей­стви­тель­но, их ва­гон по­че­му-то при­це­пи­ли к дру­го­му по­ез­ду, иду­ще­му в Моск­ву. По при­бы­тии в Моск­ву аре­сто­ван­ных по­ме­сти­ли в Та­ган­скую тюрь­му Моск­вы. По­ка про­из­во­ди­лось до­зна­ние, в 1919 го­ду вы­шла ам­ни­стия и рас­стрел был за­ме­нён пя­тью го­да­ми за­клю­че­ния.
До 1921 го­да ба­тюш­ка на­хо­дил­ся в оди­ноч­ной ка­ме­ре. В тюрь­ме он пе­ре­нёс опе­ра­ции. Тю­рем­ный док­тор Жи­жи­лен­ко (бу­ду­щий тай­ный епи­скоп Мак­сим) обу­чил его ме­ди­цин­ским на­вы­кам, и ста­рец был по­став­лен на долж­ность са­ни­та­ра, бла­го­да­ря че­му имел до­ступ к са­мым раз­ным лю­дям, в том чис­ле и в ка­ме­ры смерт­ни­ков. Ба­тюш­ка ис­по­ве­до­вал и при­ча­щал же­ла­ю­щих, ста­рал­ся всех уте­шить и обод­рить. Ино­гда он со сле­за­ми уго­ва­ри­вал уми­ра­ю­щих ис­по­ве­дать­ся, ес­ли ви­дел, что че­ло­век ухо­дит из этой жиз­ни озлоб­лен­ным.
В Та­ган­ской тюрь­ме он по­лу­чил бла­го­сло­ве­ние на стар­че­ство от мит­ро­по­ли­та Ки­рил­ла (Смир­но­ва). Из тюрь­мы отец Ге­ор­гий был взят «на по­ру­ки» бу­ду­щим свя­щен­но­му­че­ни­ком Вла­ды­кой Фе­о­до­ром (Поз­де­ев­ским), ко­то­рый предо­ста­вил ему воз­мож­ность про­жи­ва­ния и слу­же­ния в воз­глав­ля­е­мом им Свя­то-Да­ни­ло­вом мо­на­сты­ре. Там ба­тюш­ка при­ни­мал мно­же­ство лю­дей в ке­лье при вхо­де в По­кров­скую цер­ковь. Хо­тя он был ма­ло­об­ра­зо­ван­ным, к нему шла ин­тел­ли­ген­ция, мо­ло­дёжь. «Зо­лот­це, зо­ло­той мой, де­точ­ка» — так он об­ра­щал­ся к лю­дям. Ста­рец имел дар раз­ли­чать ду­шев­ные и ду­хов­ные бо­лез­ни. У него ча­сто бы­вал Твер­ской ар­хи­епи­скоп Фад­дей (Успен­ский, па­мять 18 де­каб­ря).
Во вре­мя раз­но­гла­сий, воз­ник­ших из-за де­кла­ра­ции мит­ро­по­ли­та Сер­гия, отец Ге­ор­гий убеж­дал бра­тию не вно­сить но­вых раз­де­ле­ний в Цер­ковь и остал­ся на сто­роне За­ме­сти­те­ля Пат­ри­ар­ше­го Ме­сто­блю­сти­те­ля.
В мае 1928 го­да ба­тюш­ку аре­сто­ва­ли во вто­рой раз. Он был об­ви­нён в том, что «иг­рал роль стар­ца в чер­но­со­тен­ном мо­на­сты­ре, вёл ан­ти­со­вет­скую про­па­ган­ду сре­ди об­слу­жи­ва­е­мо­го кон­тин­ген­та».
Ба­тюш­ку при­го­во­ри­ли к трём го­дам ссыл­ки в по­сё­лок Ка­ра-Тю­бе Ураль­ской об­ла­сти (ныне Ка­зах­стан). Там он жил в тя­жё­лых усло­ви­ях, но уте­шал­ся со­вер­ше­ни­ем Ли­тур­гии в сво­ей хи­жин­ке. В ссыл­ке ба­тюш­ка за­бо­лел ра­ком гор­та­ни.
По­сле осво­бож­де­ния ста­рец по­се­лил­ся в Ниж­нем Нов­го­ро­де. С тру­дом уда­лось ду­хов­ным ча­дам най­ти для него ком­нат­ку. 21 июня (4 июля н. ст.) 1932 го­да по­сле при­ча­ще­ния Свя­тых Та­ин отец Ге­ор­гий скон­чал­ся и был по­гре­бён на мест­ном Буг­ров­ском клад­би­ще.
В ок­тяб­ре 2000 го­да бы­ли об­ре­те­ны свя­тые мо­щи стар­ца, ко­то­рые пе­ре­вез­ли в Свя­то-Да­ни­лов мо­на­стырь в Москве.
При­чис­лен к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-georgij-lavrov

☦️
Священномученик Алекси́й Скворцов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий ро­дил­ся 9 фев­ра­ля 1875 го­да в се­ле Ве­ли­но Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Пет­ра Сквор­цо­ва. В 1895 го­ду Алек­сей окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в 1897 го­ду был на­зна­чен пса­лом­щи­ком к церк­ви Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи в Ива­нов­ском жен­ском мо­на­сты­ре в Москве. 5 мар­та 1898 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а в 1917 го­ду – во свя­щен­ни­ка к той же церк­ви. В 1920 го­ду он был на­граж­ден ка­ми­лав­кой. По­сле то­го как мо­на­стырь в 1918 го­ду во вре­мя го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь был за­крыт без­бож­ни­ка­ми, а мо­на­ше­ские ке­льи пре­вра­ще­ны в ка­ме­ры для по­ли­ти­че­ских за­клю­чен­ных, мо­на­стыр­ский храм в честь Иоан­на Пред­те­чи был об­ра­щен в при­ход­ской; отец Алек­сий слу­жил в нем до его за­кры­тия, а за­тем, с кон­ца 1926 го­да стал слу­жить в Успен­ской церк­ви в по­сел­ке Гжель Брон­ниц­ко­го уез­да.
В 1929 го­ду был аре­сто­ван свя­щен­ник, слу­жив­ший в хра­ме Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла в рас­по­ло­жен­ном непо­да­ле­ку от Гже­ли се­ле За­гор­но­во, и цер­ков­ный со­вет при­гла­сил от­ца Алек­сия слу­жить к се­бе, с это­го вре­ме­ни он по­се­лил­ся вме­сте с се­мьей в се­ле За­гор­но­во.
В на­ча­ле 1930-х го­дов Ра­мен­ское от­де­ле­ние ОГПУ ста­ло ис­кать пред­лог, чтобы аре­сто­вать свя­щен­ни­ка.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-skvorcov

☦️
Священномученик Павел Успенский, пресвитер.
Па­вел Дмит­ри­е­вич Успен­ский (1888-1938) ро­дил­ся 23 мая 1888 го­да в се­ле Чер­не­во Мос­ков­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии (ныне в чер­те го­ро­да Крас­но­гор­ска) в се­мье свя­щен­ни­ка Дмит­рия Ива­но­ви­ча Успен­ско­го.
В 1904 го­ду окон­чил Пе­ре­р­вин­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1911-м — Мос­ков­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию и в те­че­ние двух лет слу­жил учи­те­лем в цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле в се­ле Ка­мен­ка Бо­го­род­ско­го уез­да (ныне го­род Элек­тро­угли Но­гин­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти).
15 де­каб­ря 1913 го­да был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к Тро­иц­кой церк­ви в се­ле Са­про­но­во Ме­ще­рин­ской во­ло­сти Ко­ло­мен­ско­го уез­да (ныне Сту­пин­ский рай­он Мос­ков­ской об­ла­сти), а 20 де­каб­ря то­го же го­да — во свя­щен­ни­ка к той же церк­ви.
В 1930 го­ду был пе­ре­ве­ден слу­жить в Вос­кре­сен­ский храм в се­ле Ва­си­льев­ское Ко­ло­мен­ско­го рай­о­на (ныне с. Ва­си­лье­во).
В 1932 го­ду он слу­жил в хра­мах в се­лах Чаш­ни­ко­во, Бол­ше­во и Ца­ри­цы­но.
В 1933 го­ду был на­зна­чен слу­жить в Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­ский храм в се­ле Нехо­ро­ше­во Сер­пу­хов­ско­го рай­о­на.
В 1936 го­ду пе­ре­ве­ден в храм Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Руд­ня-Ни­кит­ское Оре­хо­во-Зу­ев­ско­го рай­о­на. Вско­ре отец Па­вел пе­ре­ехал в се­ло Са­про­но­во, где ко­гда-то на­чи­на­лось его слу­же­ние, и хо­тя храм был за­крыт, но здесь его хо­ро­шо зна­ли кре­стьяне, ко­то­рые ста­ли при­гла­шать его в свои до­ма для со­вер­ше­ния треб.
19 мар­та 1938 го­да был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Ка­ши­ре. Бы­ли вы­зва­ны де­жур­ные сви­де­те­ли, ко­то­рые под­пи­са­ли про­то­ко­лы до­про­сов с об­ви­не­ни­я­ми свя­щен­ни­ка в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти. По­сле это­го был до­про­шен сам свя­щен­ник, но о чем бы ни спра­ши­вал сле­до­ва­тель, на все отец Па­вел от­ве­чал оди­на­ко­во: «Ви­нов­ным се­бя не при­знаю». Через неде­лю свя­щен­ник был сно­ва до­про­шен, но и на этот раз он от­ве­тил, что ви­нов­ным се­бя в предъ­яв­лен­ных ему об­ви­не­ни­ях не при­зна­ет. 8 ап­ре­ля сле­до­ва­тель сно­ва вы­звал от­ца Пав­ла на до­прос, ин­те­ре­су­ясь на этот раз тем, дол­го ли он слу­жит в церк­ви, на­сколь­ко он ве­рен сво­им убеж­де­ни­ям и, сле­до­ва­тель­но, на­сколь­ко враж­де­бен вла­сти без­бож­ни­ков. В 1957 г. при рас­сле­до­ва­нии дан­но­го де­ла бы­ла до­ка­за­на его гру­бая фаль­си­фи­ка­ция: по опро­сам сви­де­те­лей на­чаль­ник Мих­нев­ско­го рай­от­де­ла НКВД го­во­рил: «Да­вай ско­рей под­пи­сы­вай. На­до лик­ви­ди­ро­вать ду­хо­вен­ство, так да­вай на­го­ва­ри­вай боль­ше».
За­тем на­сту­пил про­дол­жи­тель­ный пе­ре­рыв в до­про­сах: из-за аре­стов сле­до­ва­те­лей НКВД неко­му ста­ло под­пи­сы­вать об­ви­ни­тель­ные за­клю­че­ния. Од­на­ко, несмот­ря на аре­сты сле­до­ва­те­лей, не вы­зы­вая свя­щен­ни­ка на до­прос, 7 июня 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к рас­стре­лу. По­сле вы­не­се­ния при­го­во­ра отец Па­вел был пе­ре­ве­ден в Та­ган­скую тюрь­му в Москве.
Рас­стре­лян 4 июля 1938 го­да и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой. 2 но­яб­ря 1957 го­да был ре­а­би­ли­ти­ро­ван.

☦️
Священномученик Николай Розанов, Звенигородский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся в 1867 го­ду в се­ле Му­ром­це­во Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Пет­ра Алек­се­е­ви­ча Ро­за­но­ва. Ни­ко­лай по­сту­пил в Вифан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, но окон­чил толь­ко два клас­са; в 1890 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к По­кров­ско­му хра­му в се­ле Ку­ли­ко­во Дмит­ров­ско­го уез­да, а в 1905-м – во свя­щен­ни­ка к Ни­коль­ско­му хра­му в се­ле Чер­лен­ко­во Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да. С 1914 го­да он стал слу­жить в Москве в хра­ме Ми­ха­и­ла Ар­хан­ге­ла при Со­ло­дов­ни­че­ской бо­га­дельне, с 1920 го­да – в Мит­ро­фа­ни­ев­ской церк­ви в Пет­ров­ском пар­ке, с 1921 го­да – в Воз­не­сен­ской церк­ви в го­ро­де Зве­ни­го­ро­де. Во все вре­мя сво­е­го слу­же­ния с 1901 го­да он пре­по­да­вал цер­ков­но-сла­вян­ский язык в Ку­ли­ков­ской цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле, а за­тем За­кон Бо­жий в зем­ских шко­лах. В 1928 го­ду отец Ни­ко­лай был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и за­тем на­граж­ден мит­рой.
18 мар­та 1938 го­да некий ин­спек­тор финан­со­во­го от­де­ла на­пра­вил в НКВД за­яв­ле­ние, в ко­то­ром пи­сал: «Про­шу при­нять со­от­вет­ству­ю­щие ме­ры и не до­пу­стить яв­ле­ний со сто­ро­ны слу­жи­те­ля куль­та (фа­ми­лия мне неиз­вест­на, но из го­ро­да Зве­ни­го­ро­да), ко­то­рый имел раз­го­вор о кон­сти­ту­ции. Еха­ли вме­сте из Моск­вы в од­ном ва­гоне…»
На сле­ду­ю­щий день ин­спек­тор был вы­зван сле­до­ва­те­лем на до­прос. Он по­ка­зал: «Я ехал из го­ро­да Моск­вы, в од­ном ва­гоне со мной еха­ли два ста­ри­ка. Один из них ока­зал­ся свя­щен­ни­ком Ро­за­но­вым, ко­то­рый рас­про­стра­нял контр­ре­во­лю­ци­он­ную кле­ве­ту в от­но­ше­нии со­вет­ской вла­сти, го­во­рил: “Свя­щен­ни­ков аре­сто­вы­ва­ют непра­виль­но, так как кон­сти­ту­ция го­во­рит за пол­ную сво­бо­ду и непри­кос­но­вен­ность лич­но­сти. Кон­сти­ту­ция фаль­ши­вая, она из­да­на для об­ма­на ра­бо­чих и кре­стьян. Ста­лин на­ду­мал кон­сти­ту­цию для вти­ра­ния оч­ков, на­пи­са­на в кон­сти­ту­ции сво­бо­да, а на де­ле на­си­лие”».
Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай, ко­то­ро­му ис­пол­ни­лось то­гда семь­де­сят два го­да, был аре­сто­ван 21 мар­та 1938 го­да, по­ме­щен в зве­ни­го­род­скую тюрь­му и в тот же день до­про­шен.
– Ва­ше со­ци­аль­ное по­ло­же­ние по­сле ре­во­лю­ции 1917 го­да? – спро­сил его сле­до­ва­тель.
– Слу­жил свя­щен­ни­ком по день мо­е­го аре­ста, то есть до 21 мар­та, в про­дол­же­ние со­ро­ка вось­ми лет без пе­ре­ры­ва.
Вско­ре сле­до­ва­тель, вед­ший де­ло, был аре­сто­ван, и 8 мая уже дру­гой сле­до­ва­тель вновь до­про­сил свя­щен­ни­ка. Од­на­ко, несмот­ря на арест сле­до­ва­те­ля за со­вер­шен­ные им без­за­ко­ния, при­шед­ший на его ме­сто, де­лал то же са­мое: он при­влек к след­ствию штат­но­го сви­де­те­ля, ко­то­рый под­пи­сал необ­хо­ди­мые про­то­ко­лы до­про­сов, и за­тем за­явил от­цу Ни­ко­лаю:
– Вы об­ви­ня­е­тесь в вы­ска­зы­ва­нии кле­ве­ты в от­но­ше­нии со­вет­ской вла­сти…
– Ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю. Но, дей­стви­тель­но, я вы­ска­зы­вал недо­воль­ство от­но­си­тель­но со­вет­ской вла­сти за непо­силь­ные на­ло­ги, ко­то­рые бы­ли на­ло­же­ны на ме­ня, как на свя­щен­ни­ка, рай­он­ным финан­со­вым от­де­лом, – от­ве­тил свя­щен­ник.
7 июня 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ни­ко­лая к рас­стре­лу, и 10 июня в Та­ган­ской тюрь­ме в Москве с него бы­ла сня­та фо­то­гра­фия для па­ла­ча. Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Ро­за­нов был рас­стре­лян 4 июля 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Преподобномученик Ио́на (Санков), иеромонах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Иона ро­дил­ся 20 июля 1873 го­да в се­ле Сол­чи­но За­рай­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в бла­го­че­сти­вой ку­пе­че­ской се­мье и в кре­ще­нии был на­ре­чен Иоан­ном. Отец его, Ан­дрей Ни­ки­то­вич Сан­ков, за­ни­мал­ся хлеб­ной тор­гов­лей в Москве. В 1884 го­ду, ко­гда Ива­ну ис­пол­ни­лось один­на­дцать лет, тя­же­ло за­бо­ле­ла мать; по со­ве­ту вра­чей она уеха­ла на ро­ди­ну в се­ло Сол­чи­но, где у се­мьи был дом и неболь­шой уча­сток зем­ли, и взя­ла Ива­на с со­бой. Жи­вя в Сол­чи­но, он успел окон­чить два клас­са шко­лы; ко­гда мать скон­ча­лась, он воз­вра­тил­ся в Моск­ву. В Москве он за­кон­чил свое об­ра­зо­ва­ние и стал за­ни­мать­ся вме­сте с от­цом тор­гов­лей, но серд­це бла­го­че­сти­во­го юно­ши не бы­ло рас­по­ло­же­но ни к зем­ным стя­жа­ни­ям, ни к жиз­ни се­мей­ной. Ста­ро­дав­ней тра­ди­ци­ей в се­мье бы­ло, чтобы кто-ли­бо из де­тей по­свя­щал свою жизнь слу­же­нию Бо­гу, ста­но­вясь су­гу­бым мо­лит­вен­ни­ком за всех срод­ни­ков, и Иван по­же­лал уй­ти на Афон и там при­нять мо­на­ше­ство. Отец с ра­до­стью дал на это свое ро­ди­тель­ское бла­го­сло­ве­ние.
В 1893 го­ду, ко­гда юно­ше ис­пол­ни­лось два­дцать лет, он по­сту­пил по­слуш­ни­ком в Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­нов мо­на­стырь на Афоне. Здесь, в слав­ной и древ­ней оби­те­ли, и за­вер­ши­лось, по его сло­вам, его ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние, здесь через неко­то­рое вре­мя он был по­стри­жен в ман­тию с име­нем Иона и ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха.
1 мар­та 1914 го­да иеро­мо­нах Иона был ко­ман­ди­ро­ван на по­дво­рье Пан­те­ле­и­мо­но­ва мо­на­сты­ря в Кон­стан­ти­но­по­ле в Тур­ции, где он про­слу­жил до на­ча­ла вой­ны Тур­ции с Рос­си­ей в июле 1914 го­да, ко­гда все рус­ские под­дан­ные бы­ли из Кон­стан­ти­но­по­ля вы­сла­ны. Отец Иона вы­ехал вме­сте со слу­жа­щи­ми рус­ско­го кон­суль­ства. По при­бы­тии в Рос­сию он был опре­де­лен на по­дво­рье Пан­те­ле­и­мо­но­ва мо­на­сты­ря в Одес­се, а по­сле за­кры­тия по­дво­рья без­бож­ни­ка­ми в 1923 го­ду пе­ре­шел слу­жить в Бла­го­ве­щен­скую цер­ковь. В 1927 го­ду, ко­гда вла­сти и эту цер­ковь за­кры­ли, он стал слу­жить в хра­ме Всех свя­тых на клад­би­ще, но и этот храм вско­ре был за­крыт.
В 1930 го­ду отец Иона по­лу­чил из род­ных мест пись­мо, в ко­то­ром его зна­ко­мые пи­са­ли, что у них в се­ле Ал­па­тье­во, на­хо­дя­щем­ся в несколь­ких ки­ло­мет­рах от се­ла Сол­чи­но, скон­чал­ся свя­щен­ник, и бы­ло бы непло­хо, ес­ли бы он пе­ре­ехал к ним. Отец Иона тут же со­брал­ся и от­пра­вил­ся на ро­ди­ну и был на­зна­чен свя­щен­но­на­ча­ли­ем в Ка­зан­ский храм в се­ле Ал­па­тье­во, где он и про­слу­жил до аре­ста.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-iona-sankov

☦️
Мученик Ники́та Сухарев.
Мученики Димитрий Волков и Никита Сухарев. В 1939 го­ду в го­ро­де Оре­хо­во-Зу­е­во Мос­ков­ской об­ла­сти был за­крыт по­след­ний из слу­жив­ших еще то­гда в рай­оне хра­мов – Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, стро­и­тель­ство и бла­го­укра­ше­ние ко­то­ро­го про­дол­жа­лось око­ло трид­ца­ти лет – с 1872-го по 1901 год. Но недол­го при­шлось по­ра­до­вать­ся при­хо­жа­нам служ­бам в сво­ем хра­ме – на­сту­пи­ло вре­мя го­не­ний на Цер­ковь от за­хва­тив­ших власть в Рос­сии без­бож­ни­ков, и в 1939 го­ду храм был за­крыт. Од­на­ко ве­ру­ю­щие в го­ро­де не со­гла­си­лись с этим. По со­вет­ским за­ко­нам хло­по­тать об от­кры­тии хра­ма мог­ла толь­ко за­ре­ги­стри­ро­ван­ная вла­стя­ми два­дцат­ка. Часть лю­дей к это­му вре­ме­ни уже вы­бы­ла из со­ста­ва два­дцат­ки, дру­гая – про­яви­ла рав­но­ду­шие к судь­бе хра­ма, а иные ока­за­лись и ма­ло­душ­ны.
Учи­ты­вая это, в мае 1940 го­да при­хо­жане пе­ре­из­бра­ли чле­нов два­дцат­ки, из­брав ста­ро­стой Дмит­рия Ива­но­ви­ча Вол­ко­ва.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikita-suharev

☦️
Обре́тение мощей прп. Максима Грека (1996).
Пре­по­доб­ный Максим Грек (день памяти 3 февраля) пре­ста­вил­ся 21 ян­ва­ря 1556 го­да. Он по­гре­бен у се­ве­ро-за­пад­ной сте­ны Ду­хов­ской церк­ви Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры. За­сви­де­тель­ство­ва­но нема­ло бла­го­дат­ных про­яв­ле­ний, свер­шив­ших­ся у гроб­ни­цы пре­по­доб­но­го, на ко­то­рой на­пи­са­ны тро­парь и кондак ему. Лик пре­по­доб­но­го Мак­си­ма ча­сто изо­бра­жа­ет­ся на иконе Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых.

Над ме­стом по­гре­бе­ния Мак­си­ма Гре­ка бы­ла воз­двиг­ну­та при­стро­ен­ная к Ду­хов­ско­му хра­му ча­сов­ня – так на­зы­ва­е­мая Мак­си­мо­ва па­лат­ка. Она неод­но­крат­но пе­ре­стра­и­ва­лась и рас­ши­ря­лась (на­при­мер, при митр. Пла­тоне (Лев­шине), за­тем в 1847 го­ду). А в 1938–1940 го­дах бы­ла уни­что­же­на. В 1988 го­ду во вре­мя празд­но­ва­ния 1000-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си на Со­бо­ре, про­хо­див­шем в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ре, сре­ди но­во­про­слав­лен­ных рус­ских свя­тых ка­но­ни­зи­ро­ван и пре­по­доб­ный Мак­сим Грек. Оста­вал­ся от­кры­тым во­прос о ме­сто­на­хож­де­нии его свя­тых мо­щей. К мо­мен­ту об­ще­цер­ков­но­го про­слав­ле­ния над мо­ги­лой не оста­ва­лось ни­ка­ких ви­ди­мых сле­дов. По­это­му воз­ник­ла необ­хо­ди­мость в ар­хео­ло­ги­че­ских рас­коп­ках. Ра­бо­та­ми ру­ко­во­дил ар­хео­лог С.А. Бе­ля­ев. 24 июня 1996 го­да ду­хов­ник Лав­ры ар­хи­манд­рит Ки­рилл (Пав­лов) со­вер­шил мо­ле­бен пре­по­доб­но­му Мак­си­му в Ду­хов­ской церк­ви Лав­ры. За бо­го­слу­же­ни­ем мо­ли­лись бра­тия, вос­пи­тан­ни­ки Мос­ков­ских Ду­хов­ных школ и участ­ни­ки рас­ко­пок. Во втор­ник 1 июля о ре­зуль­та­тах про­ве­ден­ных ра­бот и об об­на­ру­же­нии чест­ных остан­ков пре­по­доб­но­го Мак­си­ма Гре­ка был сде­лан по­дроб­ный до­клад Свя­тей­ше­му пат­ри­ар­ху. Его свя­тей­ше­ство дал бла­го­сло­ве­ние на ан­тро­по­ло­ги­че­ское осви­де­тель­ство­ва­ние, ко­то­рое ве­ду­щие спе­ци­а­ли­сты Рос­сий­ской Ака­де­мии на­ук про­из­ве­ли 2 июля. При со­по­став­ле­нии чест­ной гла­вы с древни­ми изо­бра­же­ни­я­ми пре­по­доб­но­го Мак­си­ма вы­яви­лись чер­ты сход­ства. На ос­но­ва­нии за­клю­че­ния ан­тро­по­ло­гов 3 июля 1996 го­да свя­тей­ший пат­ри­арх бла­го­сло­вил под­нять чест­ные остан­ки. До недав­не­го вре­ме­ни мо­щи пре­по­доб­но­го Мак­си­ма по­ко­и­лись в Успен­ском со­бо­ре Лав­ры. 9 ап­ре­ля 2013 го­да по бла­го­сло­ве­нию свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Ки­рил­ла они бы­ли тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны об­рат­но в Ду­хов­ской храм. Ра­ка уста­нов­ле­на на ме­сте об­ре­те­ния мо­щей пре­по­доб­но­го (у се­вер­ной сте­ны).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/afonskij-paterik/7_2

https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/
• Канон Божественному и покланяемому Пресвятому Духу Параклиту
• Нравственные поучения
• О том, какой грех в естестве человеческом есть первый
• Объяснение о рукописании греховном
• Исповедание Православной веры
• Слово о Рождестве Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в том же и на иудея
• Совет собору православному против еврея Исаака волхва и обманщика
• Возражение против глав Самуила евреянина
• Слово обличительно на еллинскую прелесть
• Два слова против Магомета
• Ответы христианам против агарян, хулящих нашу православную веру христианскую
• Слово против армянского зловерия
• Слово похвальное к святым апостолом Петру и Павлу, в том же обличения и на латинския три большия ереси
• Слово противу льстиваго списаниа Николая немчина, его же списал о совокуплении православным християном и латыном
• Против латинян, о том, что не следует ничего ни прибавлять, ни убавлять в Божественном исповедании непорочной христианской веры
• Против Николая латинянина – слово об исхождении Святого Духа
• Послание ко многоучительному Николаю немчину
• Послание к господину Феодору Ивановичу Карпову
• О том, что Промыслом Божиим, а не звездами и кругом счастья устраивается человеческая судьба
• Против тех, которые усиливаются посредством рассматривания звезд предсказывать будущее, и о свободной воле человека
• Поучительное послание к некоторому князю о лживости звездочетства и утешительное для живущих в скорбях
• Послание к некоторому иноку, саном игумену, о немецкой прелести именуемой Фортуною, и о колесе ее
• Против Николая немчина обманщика и звездочетца
• Слово обличительное, отчасти, против латинского зловерия; здесь же и против «Альманаха», который возвелеречил, что будет всемирный потоп более гибельный, чем упоминаемый когда-либо
• Против лютеран – слово о поклонении Святым Иконам
• Против хулителей Пречистой Божией Матери
• Ответ Николаю латинянину
• Против утверждающих, что человеческий род имел размножаться посредством плотского совокупления и рождения, хотя бы и не согрешили праотцы
• Разные сочинения
• Собрание сочинений


Жития
Писание