⏳ 2023.06.07 (ср)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 1я по Пятидесятнице, Троицкая (сплошная) (глас 7й)
• среда
• (попразднство Пятидесятницы)

☀️ неподвижный годовой круг:
7 июня (25 мая)
• сщмч. Ферапо́нта Кипрского (IV)
• третье обре́тение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоа́нна (ок. 850)
• свт. Иннокентия (Борисова) Херсонского (1857) 📚
• прмц. Елены (Коробковой) (1938)
• прмч. Таврио́на (Толоконцева) (1939)


☦️
Священномученик Ферапо́нт Кипрский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Фе­ра­понт, епи­скоп Кипр­ский, под­ви­зал­ся в мо­на­ше­стве, впо­след­ствии нес по­слу­ша­ние в сане епи­ско­па на ост­ро­ве Кипр. Во вре­мя го­не­ния Дио­кли­ти­а­на (284–305) свя­ти­тель Фе­ра­понт му­же­ствен­но ис­по­ве­дал имя Хри­сто­во и скон­чал­ся му­че­ни­че­ской смер­тью. Мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ка сна­ча­ла на­хо­ди­лись на Ки­п­ре и про­сла­ви­лись мно­го­чис­лен­ны­ми чу­де­са­ми, а за­тем, в 806 го­ду, бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль. При­чи­ной к пе­ре­не­се­нию мо­щей по­слу­жи­ла опас­ность на­ше­ствия са­ра­цин. Зна­ме­на­тель­но, что в пу­ти, ко­гда ко­рабль с мо­ща­ми плыл в Кон­стан­ти­но­поль, от них ста­ло ис­то­чать­ся ми­ро, и пу­те­ше­ствен­ни­ки, на­хо­див­ши­е­ся на ко­раб­ле, бы­ли чу­дес­но спа­се­ны во вре­мя бу­ри по мо­лит­вам свя­ти­те­ля Фе­ра­пон­та. По при­бы­тии в Кон­стан­ти­но­поль мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ка по­ло­жи­ли в хра­ме, по­стро­ен­ном в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри Эле­усы, или Ми­ло­сти­вой (празд­но­ва­ние со­вер­ша­ет­ся 12 но­яб­ря).
В 806 г. свя­тые мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны во вновь по­стро­ен­ный храм в честь свя­щен­но­му­че­ни­ка Фе­ра­пон­та, от них про­дол­жа­ло ис­то­чать­ся ми­ро и со­вер­ша­лись чу­де­са. По мо­лит­вам свя­ти­те­ля Фе­ра­пон­та ис­це­ля­лись тя­же­лей­шие неду­ги, уми­рав­шие воз­вра­ща­лись к жиз­ни.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/453

☦️
Тре­тье об­ре­те­ние чест­ной гла­вы свя­то­го Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на
— бы­ло око­ло 850 го­да. Во вре­мя вол­не­ний в Кон­стан­ти­но­по­ле в свя­зи с ссыл­кой свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста (па­мять 13 но­яб­ря) гла­ва свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи бы­ла уне­се­на в го­род Еме­су. От­ту­да во вре­мя на­бе­гов са­ра­цин она бы­ла пе­ре­не­се­на (око­ло 810–820 гг.) в Ко­ма­ны и там в пе­ри­од ико­но­бор­че­ских го­не­ний бы­ла скры­та в зем­ле. Ко­гда ико­но­по­чи­та­ние бы­ло вос­ста­нов­ле­но, пат­ри­ар­ху Иг­на­тию (847–857) во вре­мя ноч­ной мо­лит­вы бы­ло ука­за­но в ви­де­нии ме­сто, где скры­та гла­ва свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи. Пер­во­свя­ти­тель со­об­щил об этом им­пе­ра­то­ру, ко­то­рый по­слал по­соль­ство в Ко­ма­ны, и там гла­ва бы­ла в тре­тий раз об­ре­те­на, в ука­зан­ном пат­ри­ар­хом ме­сте, око­ло 850 го­да. Поз­же гла­ва вновь бы­ла пе­ре­не­се­на в Кон­стан­ти­но­поль и здесь 25 мая по­ло­же­на в при­двор­ной церк­ви, часть свя­той гла­вы на­хо­дит­ся на Афоне.

☦️
Святитель Инноке́нтий (Борисов), архиепископ Херсонский.
Свя­ти­тель Ин­но­кен­тий, ар­хи­епи­скоп Хер­сон­ский и Та­ври­че­ский (в ми­ру Иван Алек­се­е­вич Бо­ри­сов) ро­дил­ся 15 де­каб­ря 1800 го­да в го­ро­де Ель­це Ор­лов­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Успен­ской церк­ви Алек­сия Бо­ри­со­ва.
Ро­ди­те­ли прео­свя­щен­но­го Ин­но­кен­тия бы­ли лю­ди про­стые, доб­рой жиз­ни. Отец Алек­сей Бо­ри­сов по­лу­чил до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние. Из низ­ших сте­пе­ней кли­ра он до­слу­жил­ся до свя­щен­ни­ка и ста­рал­ся в ча­стых про­по­ве­дях до­не­сти до при­хо­жан сло­ва от­цев и учи­те­лей Церк­ви.
Мать прео­свя­щен­но­го Ин­но­кен­тия Аки­ли­на бы­ла жен­щи­на негра­мот­ная, но ум­ная и на­бож­ная. Крест и мо­лит­ва бы­ли глав­ным ос­но­ва­ни­ем всей её жиз­ни, всех её мыс­лей, дей­ствий и по­ступ­ков. У неё бы­ла своя до­маш­няя ап­те­ка, со­сто­яв­шая из раз­ных трав и цве­тов, рос­но­го ла­да­на, бла­го­сло­вен­ных хле­бов, еле­ев от чу­до­твор­ных икон, Бо­го­ро­дич­ных просфор и по­доб­ных сим свя­щен­ных пред­ме­тов. Ими она вра­че­ва­ла се­бя и сво­их де­тей. В ро­ди­тель­ском до­ме Иван изу­чил сла­вян­скую аз­бу­ку, Ча­со­слов и Псал­тирь и на­учил­ся пись­му.
В 1819 го­ду Иван Бо­ри­сов окон­чил курс се­ми­нар­ско­го уче­ния с от­лич­ным успе­хом и по­сту­пил в Ки­ев­скую ду­хов­ную ака­де­мию. Здесь он пре­дал­ся изу­че­нию на­ук с та­ким жа­ром, что ино­гда це­лые но­чи про­во­дил за кни­гой. По­ви­ну­ясь внут­рен­не­му при­зва­нию, бо­лее все­го за­ни­мал­ся он со­став­ле­ни­ем и об­ра­бот­кой про­по­ве­дей.
В 1823 го­ду 23-лет­ний Иван Алек­се­е­вич окон­чил пол­ный курс ака­де­ми­че­ско­го уче­ния пер­вым ма­ги­стром и был опре­де­лён в Санкт-Пе­тер­бург­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию на долж­ность ин­спек­то­ра и про­фес­со­ра цер­ков­ной ис­то­рии, но не про­шло и трёх ме­ся­цев, как он за­нял и долж­ность рек­то­ра Санкт-Пе­тер­бург­ско­го Алек­сан­дро-Нев­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща. Здесь же он при­нял по­стри­же­ние в мо­на­ше­ство с име­нем Ин­но­кен­тий и был ру­ко­по­ло­жен в иеро­мо­на­ха. В де­каб­ре 1824 го­да отец Ин­но­кен­тий на­зна­ча­ет­ся ба­ка­лав­ром бо­го­слов­ских на­ук в Санкт-Пе­тер­бург­ской ду­хов­ной ака­де­мии, а через несколь­ко ме­ся­цев – её ин­спек­то­ром и экс­тра­ор­ди­нар­ным про­фес­со­ром. В мар­те 1826 го­да он воз­во­дит­ся в сан ар­хи­манд­ри­та.
Лек­ции свои отец Ин­но­кен­тий обык­но­вен­но пре­по­да­вал на­изусть. Он вни­ма­тель­но сле­дил за совре­мен­ным со­сто­я­ни­ем и успе­ха­ми есте­ствен­ных на­ук, и в его воз­зре­ни­ях эти зна­ния не толь­ко не про­ти­во­ре­чи­ли, но наи­луч­шим об­ра­зом слу­жи­ли бо­го­сло­вию.
В свой­ствах сво­ей люб­ве­обиль­ной ду­ши ар­хи­манд­рит Ин­но­кен­тий чер­пал ис­кус­ство скреп­лять в сре­де про­фес­со­ров доб­рую об­щи­тель­ность и по­всю­ду вно­сил мир и успо­ко­е­ние. За де­вять лет рек­тор­ства от­ца Ин­но­кен­тия ака­де­ми­че­ская се­мья ду­ма­ла с ним од­ну ду­му, жи­ла с ним од­ною жиз­нью. Со сту­ден­та­ми ака­де­мии отец рек­тор все­гда об­хо­дил­ся лас­ко­во и бла­го­род­но. Осо­бен­но доб­рым и вни­ма­тель­ным бы­вал он к ним то­гда, ко­гда их по­сти­га­ло ка­кое-ли­бо го­ре, на­при­мер, се­рьёз­ная бо­лезнь. По­мочь в этой бе­де несчаст­но­му – со­став­ля­ло то­гда для рек­то­ра всю его глав­ную за­бо­ту. Он жерт­во­вал в этом слу­чае не толь­ко сво­и­ми сред­ства­ми, но ино­гда да­же и сво­и­ми жиз­нен­ны­ми удоб­ства­ми.
Осо­бую сла­ву от­ца Ин­но­кен­тия со­став­ля­ет необык­но­вен­ный про­по­вед­ни­че­ский та­лант. Впо­след­ствии вла­ды­ку Ин­но­кен­тия на­зо­вут «Рус­ским Зла­то­устом». Как про­по­вед­ник он от­ли­чал­ся тем, что дей­ство­вал по пре­иму­ще­ству на серд­ца слу­ша­те­лей и увле­кал их яс­но­стью и про­сто­тою сло­ва, тон­ки­ми и ост­ро­ум­ны­ми сбли­же­ни­я­ми пред­ме­тов, ис­кус­ством от­кры­вать в них но­вые и за­ни­ма­тель­ные сто­ро­ны и уме­ни­ем при­менять, как мож­но бли­же, свои по­уче­ния к раз­лич­ным слу­ча­ям и об­сто­я­тель­ствам. Та­ким об­ра­зом, вла­ды­ка Ин­но­кен­тий со­здал но­вую рус­скую шко­лу про­по­вед­ни­че­ства, да­лё­кую вся­кой внеш­ней эф­фект­но­сти и су­хой учё­но­сти.
Кро­ме про­по­ве­дей, вла­ды­ка оста­вил мно­го за­ме­ча­тель­ных на­уч­ных про­из­ве­де­ний и пе­ре­во­дов, та­ких как: «Жизнь св. Ки­при­а­на», «Жизнь св. апо­сто­ла Пав­ла», «Па­мят­ник ве­ры», «Ис­то­рия Со­бо­ров Все­лен­ских», пе­ре­вод «Корм­чей Кни­ги» и мно­гое дру­гое.
Внеш­няя при­ро­да для от­ца Ин­но­кен­тия бы­ла вто­рою Биб­ли­ей, сви­де­тель­ству­ю­щей о бо­же­ствен­ном ве­ли­чии Твор­ца. Этот взгляд на при­ро­ду яс­но про­во­дил он в сво­их про­по­ве­дях. «По­смот­ри­те, – го­во­рил он, – на ки­пя­щее вол­на­ми мо­ре, или на ту­чу, рас­се­ка­е­мую мол­ни­я­ми и гро­ма­ми: не об­раз ли это все­мо­гу­ще­ства Бо­жия? По­смот­ри­те на свод небес­ный, усе­ян­ный звёз­да­ми, на вос­хо­дя­щее Солн­це: не об­раз ли это пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей? По­смот­ри­те на Вес­ну, укра­шен­ную цве­та­ми, ве­ду­щую за со­бою хо­ры пер­на­тых: не об­раз это бла­го­сти Бо­жи­ей? Что ме­ша­ет те­бе, смот­ря на свои кар­ти­ны, вос­хо­дить мыс­лею к со­вер­шен­ствам Твор­ца тво­е­го?» При та­ком взгля­де от­ца Ин­но­кен­тия на при­ро­ду по­нят­на и осо­бен­ная лю­бовь его к ней и к есте­ствен­ным на­у­кам. Им­пе­ра­тор­ская Ака­де­мия на­ук и раз­ные уче­ные об­ще­ства по­чти­ли ли­те­ра­тур­ные за­слу­ги про­по­вед­ни­ка при­ня­ти­ем его в свои чле­ны. Про­по­ве­ди его бы­ли пе­ре­ве­де­ны в своё вре­мя на гре­че­ский, немец­кий, фран­цуз­ский и поль­ский язы­ки.
В 1836 го­ду 21 но­яб­ря в Ка­зан­ском со­бо­ре Санкт-Пе­тер­бур­га в день Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы со­сто­я­лась хи­ро­то­ния ар­хи­манд­ри­та Ин­но­кен­тия во епи­ско­па Чи­ги­рин­ско­го.
В мар­те 1840 го­да он на­зна­ча­ет­ся на ка­фед­ру епи­ско­па Во­ло­год­ской епар­хии. Здесь он оста­вал­ся 9 ме­ся­цев и за­тем был пе­ре­ме­щён в Харь­ков­скую епар­хию. Слу­же­ние его в Харь­ко­ве про­дол­жа­лось око­ло се­ми лет. За этот срок он вос­ста­но­вил Ах­тыр­ский и Свя­то­гор­ский мо­на­сты­ри, от­крыл Ни­коль­скую жен­скую оби­тель. Вла­ды­ке при­над­ле­жит идея учре­жде­ния тор­же­ствен­но­го крест­но­го хо­да в Харь­ко­ве по слу­чаю пе­ре­не­се­ния в го­род из Ку­ряж­ско­го мо­на­сты­ря чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.
В 1845 го­ду Вла­ды­ка воз­во­дит­ся в сан ар­хи­епи­ско­па. И через 3 го­да на­зна­ча­ет­ся в Хер­со­но-Та­ври­че­скую епар­хию, где раз­но­пле­мен­ная пра­во­слав­ная паства непре­стан­но под­вер­га­лась тле­твор­но­му вли­я­нию та­тар, ев­ре­ев и немец­ких ко­ло­ни­стов.
Вос­ста­но­вить в Кры­му древ­ние хри­сти­ан­ские па­мят­ни­ки, раз­ру­шен­ные та­та­ра­ми, и ос­но­вать свой «Рус­ский Афон», – вот глав­ное, че­го хо­тел до­стичь ар­хи­пас­тырь во вре­мя сво­е­го управ­ле­ния Хер­со­но-Та­ври­че­ской епар­хи­ей.
Же­лая со­хра­нить раз­ва­ли­ны древ­не­го Хер­со­на, про­слав­лен­но­го Кре­ще­ни­ем ве­ли­ко­го кня­зя Рус­ско­го Вла­ди­ми­ра, прео­свя­щен­ный Ин­но­кен­тий ис­про­сил се­бе у на­мест­ни­ка кав­каз­ско­го эти раз­ва­ли­ны и по­ста­рал­ся устро­ить там, по­сре­ди пу­сты­ни, вбли­зи остат­ков быв­ше­го со­бор­но­го хра­ма, неболь­шую цер­ковь во имя свя­той кня­ги­ни Оль­ги с неболь­шим по­ме­ще­ни­ем для ино­ков. За­тем он об­но­вил ис­се­чён­ный ру­ка­ми свя­то­го Кли­мен­та в Ин­кер­ман­ской ска­ле древ­ний храм, освя­тил его в па­мять двух свя­щен­но­му­че­ни­ков, Кли­мен­та и Мар­ти­на, по­стра­дав­ших в Хер­соне, ку­да они по­сла­ны бы­ли на ка­ме­но­лом­ные ра­бо­ты, и устро­ил в этой же ска­ле неболь­шой скит. Во вре­мя сво­е­го пу­те­ше­ствия по Кры­му вла­ды­ка обыч­но остав­лял спут­ни­ков у под­но­жия гор, а сам под­ни­мал­ся на их вер­ши­ну для мо­лит­вы на ме­стах по­дви­гов древ­них по­движ­ни­ков.
В по­след­ние го­ды сво­е­го свя­ти­тель­ства прео­свя­щен­ный Ин­но­кен­тий при­ни­мал са­мое жи­вое ар­хи­пас­тыр­ское уча­стие в бед­стви­ях Крым­ской вой­ны и имел в выс­шей сте­пе­ни бла­го­твор­ное вли­я­ние на во­и­нов.
Ве­ли­чие ду­ха свя­ти­те­ля Ин­но­кен­тия об­на­ру­жи­лось и в по­се­ще­нии им стра­даль­цев-во­и­нов в ла­за­ре­тах, где сви­реп­ство­вал за­ра­зи­тель­ный тиф и где мож­но бы­ло ви­деть всю тяж­кую скорбь, все стра­да­ния, по­рож­да­е­мые вой­ной. В сра­же­ни­ях он об­хо­дил ря­ды войск, обод­ряя ге­ро­ев. И здесь му­же­ствен­ный пас­тырь-отец яв­лял­ся Ан­ге­лом-уте­ши­те­лем страж­ду­щих.
В ко­ро­на­цию им­пе­ра­то­ра Алек­сандра II ар­хи­епи­скоп Ин­но­кен­тий на­зна­чен был чле­ном Свя­тей­ше­го Си­но­да.
Уси­лен­ные тру­ды и тре­во­ги над­ло­ми­ли здо­ро­вье слав­но­го ар­хи­пас­ты­ря. Вла­ды­ка за­бо­лел, на­хо­дясь в Се­ва­сто­по­ле во вре­мя бит­вы рус­ских войск с непри­я­те­лем, и на об­рат­ном пу­ти в Одес­су скон­чал­ся в Хер­соне 25 мая 1857 го­да в свет­лый празд­ник Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Hersonskij/
• Акафисты
• Иисус Христос – Искупитель человеческого рода
• О Боге вообще – как Учредителе Царства Небесного
• О Промысле или Провидении
• О религии
• О существах высших человека, или о духах
• Разбор сочинения доктора богослова, епископа Макария, под заглавием «Православно-догматическое богословие»
• Несколько слов об архиепископе Иннокентии (Борисове) по поводу новых материалов для его биографии
• О великих Господских и Богородичных праздниках
• Мнение Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического о катехизисах митрополита Филарета (Дроздова)
• Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа
• Чтение Евангельских сказаний об обстоятельствах земной жизни Иисуса Христа
• Беседы на Рождество Христово
• Беседы на св. Четыредесятницу о смерти
• Беседы на Светлой Седмице
• Беседы на Страстной Седмице
• Беседы о смерти
• О грехе и его последствиях
• О путях Промысла Божия в жизни человеческой
• Сборник слов и бесед «Падение Адамово»
• Слова в Великий пост
• Слова и беседы на Богородичные праздники
• Слова и беседы на воскресные дни
• Слова и беседы на дни святых
• Слова и проповеди при посещении паств, по случаю крестных ходов, к отдельным лицам и по особым случаям
• Слова на первую седмицу Великого поста
• Слова на праздники Господни
• Слова о молитве Ефрема Сирина
• Слова о природе
• Слова по случаю общественных бедствий
• Слова, беседы и речи при освящении храмов и заложении святых и общественных зданий
• Слово при погребении первенствующего члена Святейшего синода, высокопреосвященнейшего Антония
• Жизнь святого апостола Павла
• Жизнь священномученика Киприана, Епископа Карфагенского
• Мысли о бессмертии
• Учение о сотворении мира
• Письма архимандрита Новгородского Юрьева монастыря Фотия к Иннокентию Херсонскому
• Письма Гавриила (Городкова), архиепископа Рязанского к Иннокентию, архиепископу Херсонскому
• Письма Гавриила, архиепископа Тверского и Кашинского, к Иннокентию, архиепископу Херсонскому и Таврическому
• Письма Иннокентия архиепископу Рязанскому и Зарайскому
• Письма Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, к разным лицам
• Письма с Востока к Преосвященному Иннокентию, архиепископу Херсонскому
• Лекции
• Собрание сочинений
• Трактаты

☦️
Преподобномученица Елена (Коробкова), инокиня.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Еле­на ро­ди­лась в 1879 го­да в де­ревне Ма­ле­е­во Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Пет­ра Ко­роб­ко­ва, впо­след­ствии слу­жив­ше­го при­каз­чи­ком в ан­глий­ском ма­га­зине в Санкт-Пе­тер­бур­ге, и в кре­ще­нии бы­ла на­ре­че­на Ели­за­ве­той. Отец умер, ко­гда Ели­за­ве­те бы­ло че­тыр­на­дцать лет, и она жи­ла в де­ревне с ма­те­рью. К это­му вре­ме­ни Ели­за­ве­та окон­чи­ла сель­скую шко­лу и, ко­гда ей ис­пол­ни­лось два­дцать че­ты­ре го­да, по­сту­пи­ла в один из мо­на­сты­рей Мос­ков­ской гу­бер­нии, где на­хо­ди­лась до его за­кры­тия во вре­мя на­сту­пив­ших при со­вет­ской вла­сти го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь; здесь она при­ня­ла мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Еле­на. По­сле за­кры­тия мо­на­сты­ря она по­се­ли­лась при Тро­иц­кой церк­ви в го­ро­де Сход­ня Сол­неч­но­гор­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти, где пе­ла на кли­ро­се и за­ни­ма­лась ру­ко­де­ли­ем, за­ра­ба­ты­вая на жизнь ши­тьем оде­ял.
В 1937 го­ду ста­ли аре­сто­вы­вать­ся не толь­ко свя­щен­но­слу­жи­те­ли, но и ак­тив­ные при­хо­жане. Вме­сте с та­кой груп­пой при­хо­жан бы­ла аре­сто­ва­на и мо­на­хи­ня Еле­на. В справ­ке на арест ей ста­ви­лось в ви­ну, что она «рас­про­стра­ня­ет сре­ди ве­ру­ю­щих цер­ков­ную ли­те­ра­ту­ру, так на­зы­ва­е­мые ду­хов­ные Тро­иц­кие лист­ки… цер­ков­но контр­ре­во­лю­ци­он­но на­стро­е­на и до сих пор сво­ей контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­ной де­я­тель­но­сти не бро­са­ет».
Мо­на­хи­ня Еле­на бы­ла аре­сто­ва­на 29 ок­тяб­ря 1937 го­да и за­клю­че­на в ка­ме­ру при рай­он­ном от­де­ле­нии НКВД в Сол­неч­но­гор­ске. На до­про­се сле­до­ва­тель спро­сил ее:
– Вы, бу­дучи зна­ко­мы с цер­ков­ни­ка­ми… и мо­на­хи­ня­ми, друг у дру­га со­би­ра­лись, об­суж­да­ли про­тив со­вет­ской вла­сти во­про­сы, ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность?
– Бы­вать я бы­ва­ла у ве­ру­ю­щих и цер­ков­ни­ков, – от­ве­ти­ла мо­на­хи­ня, – но во­про­сов про­тив со­вет­ской вла­сти мы не об­суж­да­ли, и контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не ве­ла.
На этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны, и мо­на­хи­ня Еле­на бы­ла пе­ре­ве­де­на в Та­ган­скую тюрь­му в Москве; 15 но­яб­ря 1937 го­ду трой­ка при УНКВД по Мос­ков­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла ее к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Мо­на­хи­ня Еле­на (Ко­роб­ко­ва) скон­ча­лась в за­клю­че­нии 7 июня 1938 го­да (через полгода) и бы­ла по­гре­бе­на в без­вест­ной мо­ги­ле.
Па­мять пре­по­доб­но­му­че­ни­цы Еле­ны со­вер­ша­ет­ся 25 мая (7 июня) и в день празд­но­ва­ния Со­бо­ра но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских.

☦️
Преподобномученик Таврио́н (Толоконцев), монах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Та­ври­он ро­дил­ся 5 ав­гу­ста 1871 го­да в Ни­коль­ском уез­де Во­ло­год­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стьян Гри­го­рия Мак­си­мо­ви­ча и Оль­ги Пав­лов­ны То­ло­кон­це­вых и в кре­ще­нии на­ре­чен был Мат­фе­ем. 26 ав­гу­ста 1908 го­да он по­сту­пил в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский Ва­ла­ам­ский мо­на­стырь и 26 июня 1912 го­да был за­чис­лен в не­го по­слуш­ни­ком. 23 де­каб­ря 1920 го­да на Ва­ла­ам­ском по­дво­рье в Москве по­слуш­ник Мат­фей был по­стри­жен в мо­на­ше­ство и на­ре­чен Та­ври­о­ном.
По­сле за­кры­тия в 1925 го­ду по­дво­рья он обос­но­вал­ся при церк­ви в честь Ржев­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, ис­пол­няя по­слу­ша­ние пев­че­го. Не­сколь­ко мо­на­хов Ва­ла­ам­ско­го мо­на­сты­ря сня­ли квар­ти­ру не­да­ле­ко от это­го хра­ма и об­ра­зо­ва­ли мо­на­ше­скую об­щи­ну с об­щим уста­вом, тра­пе­зой и по­слу­ша­ни­я­ми. Все они слу­жи­ли в Ржев­ской церк­ви свя­щен­ни­ка­ми и пев­чи­ми, и весь до­ход сда­вал­ся из­бран­но­му об­щи­ной каз­на­чею, ко­то­рый вы­да­вал в ме­сяц по пять руб­лей на лич­ные нуж­ды. Каз­на­чей об­щи­ны хра­нил и часть средств Ва­ла­ам­ско­го мо­на­сты­ря.
7 ок­тяб­ря 1930 го­да в квар­ти­ре, где жи­ли мо­на­хи, был про­из­ве­ден обыск, изъ­яты все мо­на­стыр­ские сред­ства, а бра­тия, и сре­ди них мо­нах Та­ври­он, аре­сто­ва­на и за­клю­че­на в Бу­тыр­скую тюрь­му. В ОГПУ мо­на­ху Та­ври­о­ну пред­ло­жи­ли от­ве­тить на не­ко­то­рые во­про­сы, в част­но­сти, ли­шен ли он из­би­ра­тель­ных прав и ес­ли был ли­шен, то ко­гда, и ес­ли вос­ста­нов­лен, то ко­гда. Мо­нах Та­ври­он от­ве­тил, что граж­дан­ских прав он ли­шен, но ко­гда был ли­шен, не пом­нит, и не вос­ста­нов­лен в них, по­сколь­ку не хо­да­тай­ство­вал о вос­ста­нов­ле­нии.
Со­труд­ник ОГПУ, учи­ты­вая, ве­ро­ят­но, что мо­нах Та­ври­он из кре­стьян и не име­ет свя­щен­но­го са­на, спро­сил его, чем он со­би­ра­ет­ся за­ни­мать­ся даль­ше. «По­ка су­ще­ству­ет Цер­ковь – бу­ду слу­жить ей», – от­ве­тил тот.
16 ок­тяб­ря сле­до­ва­тель вы­звал его на до­прос. От­ве­чая на его во­про­сы, мо­нах Та­ври­он ска­зал: «При Ржев­ской церк­ви я жи­ву в об­щи­не мо­на­хов, в церк­ви я слу­жу пев­чим… Все свя­щен­ни­ки, диа­ко­ны, пев­чие, сто­ро­жа, убор­щи­ки и во­об­ще весь ру­ко­во­дя­щий и об­слу­жи­ва­ю­щий со­став церк­ви со­сто­ит из нас, мо­на­хов… Я и все мо­на­хи на­шей об­щи­ны ча­сто меж­ду со­бой го­во­ри­ли, что при со­вет­ской вла­сти пло­хо жить слу­жи­те­лям куль­та, мы все ли­ше­ны пай­ка… хле­ба и дру­гих про­дук­тов, ко­то­рые да­ют­ся по книж­кам, что ду­хо­вен­ство без вся­кой ви­ны аре­сто­вы­ва­ют, вы­сы­ла­ют и да­же рас­стре­ли­ва­ют. Но мы счи­та­ем, что власть эту Гос­подь по­слал лю­дям за гре­хи… апо­сто­лом Пав­лом ска­за­но, что вся­кая власть от Бо­га, на­до мо­лить­ся, и Бог даст, что власть улуч­шит­ся и со­вет­ская власть бу­дет от­но­сить­ся луч­ше к слу­жи­те­лям куль­та».
13 но­яб­ря 1930 го­да след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и сле­до­ва­тель в об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии на­пи­сал: «По лик­ви­да­ции в 1925 го­ду мос­ков­ско­го по­дво­рья Ва­ла­ам­ско­го мо­на­сты­ря, груп­па мо­на­хов во гла­ве с мо­на­хом-эко­но­мом… при­сво­ив се­бе часть иму­ще­ства и цен­но­стей мо­на­сты­ря, ор­га­ни­зо­ва­ли при Ржев­ской церк­ви не­ле­галь­ный мо­на­стырь»; мо­на­хи «рас­пус­ка­ли про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о го­не­нии со сто­ро­ны со­вет­ской вла­сти на ре­ли­гию, о пред­сто­я­щем свер­же­нии со­вет­ской вла­сти, до­ка­зы­вая, что власть эта от ан­ти­хри­ста и что на­до уси­лен­но мо­лить­ся о ско­рей­шем ее па­де­нии».
23 но­яб­ря 1930 го­да Кол­ле­гия ОГПУ при­го­во­ри­ла мо­на­ха Та­ври­о­на к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край, и он был от­прав­лен в Во­ло­год­скую об­ласть. По окон­ча­нии ссыл­ки он остал­ся жить в Во­ло­год­ской об­ла­сти, и в 1937 го­ду ар­хи­епи­скоп Ве­ли­ко-Устюж­ский Пи­ти­рим (Кры­лов) при­гла­сил его при­е­хать в Ве­ли­кий Устюг, и он по­се­лил­ся в сто­рож­ке при хра­ме Иоан­на Пред­те­чи.
Тем вре­ме­нем хра­мы один за дру­гим за­кры­ва­лись, свя­щен­ни­ки аре­сто­вы­ва­лись; бы­ва­ло, что храм и не был офи­ци­аль­но вла­стя­ми за­крыт, но уже не бы­ло свя­щен­ни­ка и, со­от­вет­ствен­но, не бы­ло и бо­го­слу­же­ния. Жив­шие ря­дом с од­ним из та­ких хра­мов мо­на­хи­ни ста­ли упра­ши­вать мо­на­ха Та­ври­о­на, что­бы он по­хло­по­тал за их храм и сам по­шел бы в этот храм свя­щен­ни­ком. Он со­гла­сил­ся и по­ехал хло­по­тать об этом в Моск­ву и в Ар­хан­гельск, так как в Ве­ли­ком Устю­ге ар­хи­ерея уже не бы­ло. В Москве он встре­тил­ся с мит­ро­по­ли­том Сер­ги­ем (Стра­го­род­ским). Все его хло­по­ты окон­чи­лись, од­на­ко, ни­чем, и он воз­вра­тил­ся в Ве­ли­кий Устюг. В это вре­мя ста­ли аре­сто­вы­вать всех еще оста­вав­ших­ся на сво­бо­де свя­щен­ни­ков и мо­на­хов и наи­бо­лее ак­тив­ных ми­рян. 3 де­каб­ря 1937 го­да мо­нах Та­ври­он был аре­сто­ван и в тот же день до­про­шен.
– Вы аре­сто­ва­ны за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. Дай­те по­ка­за­ния об этом! – по­тре­бо­вал от не­го сле­до­ва­тель.
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не вел, по­это­му по­ка­за­ний дать не мо­гу. Осе­нью 1937 го­да я ез­дил в Моск­ву и в Ар­хан­гельск хло­по­тать об от­кры­тии дым­ков­ской церк­ви, ку­да хо­тел по­сту­пить свя­щен­ни­ком, но по­езд­ки ока­за­лись без­ре­зуль­тат­ны­ми.
На этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны, и мо­нах Та­ври­он был пре­про­вож­ден в во­ло­год­скую тюрь­му. 10 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. 12 мар­та 1939 го­да он был от­прав­лен в тюрь­му в го­род Гря­зо­вец, а 4 ап­ре­ля то­го же го­да в Но­во­е­зер­скую ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вую ко­ло­нию, рас­по­ла­гав­шу­ю­ся в зда­ни­ях ра­зо­рен­но­го Но­во­е­зер­ско­го мо­на­сты­ря. Мо­нах Та­ври­он (То­ло­кон­цев) скон­чал­ся в Но­во­е­зер­ской ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ко­ло­нии 7 июня 1939 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.


Жития
Писание