⏳ 2023.05.21 (вс)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) 6я по Пасхе, о слепом (глас 5й)
• воскресенье (неделя ~ день «не дел», 4я заповедь / день торжественного прославления Воскресения Христова / день церковного собрания, 80е правило 6го Собора)

☀️ неподвижный годовой круг:
21 мая (8 мая)
• ап. Иоанна Богослова (98–117)
• прп. Арсения Великого (449–450) 📚
• прпп. Пи́мена (XII) и Арсения (XIV) Печерских
• мч. Ники́фора Зайцева (1942)


☦️
Апостол Иоа́нн Богослов, евангелист.
Апо­стол Иоанн был осо­бен­но лю­бим Спа­си­те­лем за жерт­вен­ную лю­бовь и дев­ствен­ную чи­сто­ту. По­сле сво­е­го при­зва­ния апо­стол не рас­ста­вал­ся с Гос­по­дом и был од­ним из трех уче­ни­ков, ко­то­рых Он осо­бен­но при­бли­зил к Се­бе. Свя­той Иоанн Бо­го­слов при­сут­ство­вал при вос­кре­ше­нии Гос­по­дом до­че­ри Иа­и­ра и был сви­де­те­лем Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня на Фа­во­ре. Во вре­мя Тай­ной Ве­че­ри он воз­ле­жал ря­дом с Гос­по­дом и по зна­ку апо­сто­ла Пет­ра, при­ник­нув к гру­ди Спа­си­те­ля, спро­сил об име­ни пре­да­те­ля. Апо­стол Иоанн сле­до­вал за Гос­по­дом, ко­гда Его, свя­зан­но­го, ве­ли из Геф­си­ман­ско­го са­да на суд без­за­кон­ных пер­во­свя­щен­ни­ков Ан­ны и Ка­иа­фы, он же на­хо­дил­ся во дво­ре ар­хи­ерей­ском при до­про­сах сво­е­го Бо­же­ствен­но­го Учи­те­ля и неот­ступ­но сле­до­вал за Ним по Крест­но­му пу­ти, скор­бя всем серд­цем. У под­но­жия Кре­ста он пла­кал вме­сте с Бо­жи­ей Ма­те­рью и услы­шал об­ра­щен­ные к Ней с вы­со­ты Кре­ста сло­ва Рас­пя­то­го Гос­по­да: «Же­но, се сын Твой» и к нему: «Се Ма­ти твоя» (Ин.19:26-27). С это­го вре­ме­ни апо­стол Иоанн, как лю­бя­щий сын, за­бо­тил­ся о Пре­свя­той Де­ве Ма­рии и слу­жил Ей до Ее Успе­ния, ни­ку­да не от­лу­ча­ясь из Иеру­са­ли­ма. По­сле Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри апо­стол Иоанн, по вы­пав­ше­му ему жре­бию, на­пра­вил­ся в Ефес и дру­гие ма­ло­азий­ские го­ро­да для про­по­ве­ди Еван­ге­лия, взяв с со­бой сво­е­го уче­ни­ка Про­хо­ра. Они от­пра­ви­лись в путь на ко­раб­ле, ко­то­рый по­то­нул во вре­мя силь­ной бу­ри. Все пу­те­ше­ствен­ни­ки бы­ли вы­бро­ше­ны на су­шу, толь­ко апо­стол Иоанн остал­ся в мор­ской пу­чине. Про­хор горь­ко ры­дал, ли­шив­шись сво­е­го ду­хов­но­го от­ца и на­став­ни­ка, и по­шел в Ефес один. На че­тыр­на­дца­тый день пу­ти он сто­ял на бе­ре­гу мо­ря и уви­дел, что вол­на вы­бро­си­ла на бе­рег че­ло­ве­ка. По­дой­дя к нему, он узнал апо­сто­ла Иоан­на, ко­то­ро­го Гос­подь со­хра­нял жи­вым че­тыр­на­дцать дней в мор­ской глу­бине. Учи­тель и уче­ник от­пра­ви­лись в Ефес, где апо­стол Иоанн непре­стан­но про­по­ве­до­вал языч­ни­кам о Хри­сте. Его про­по­ведь со­про­вож­да­лась мно­го­чис­лен­ны­ми и ве­ли­ки­ми чу­де­са­ми, так что чис­ло уве­ро­вав­ших уве­ли­чи­ва­лось с каж­дым днем. В это вре­мя на­ча­лось го­не­ние на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ра Неро­на. Апо­сто­ла Иоан­на от­ве­ли на суд в Рим. За ис­по­ве­да­ние ве­ры в Гос­по­да Иису­са Хри­ста апо­стол Иоанн был при­го­во­рен к смер­ти, но Гос­подь со­хра­нил Сво­е­го из­бран­ни­ка. Апо­стол вы­пил пред­ло­жен­ную ему ча­шу со смер­тель­ным ядом и остал­ся жи­вым, за­тем вы­шел невре­ди­мым из кот­ла с ки­пя­щим мас­лом, в ко­то­рый был бро­шен по при­ка­за­нию му­чи­те­ля. По­сле это­го апо­сто­ла Иоан­на со­сла­ли в за­то­че­ние на ост­ров Пат­мос, где он про­жил мно­го лет. По пу­ти сле­до­ва­ния к ме­сту ссыл­ки апо­стол Иоанн со­вер­шил мно­го чу­дес. На ост­ро­ве Пат­мос про­по­ведь, со­про­вож­дав­ша­я­ся чу­де­са­ми, при­влек­ла к нему всех жи­те­лей ост­ро­ва, ко­то­рых апо­стол Иоанн про­све­тил све­том Еван­ге­лия. Он из­гнал мно­го­чис­лен­ных бе­сов из идоль­ских ка­пищ и ис­це­лил ве­ли­кое мно­же­ство боль­ных. Волх­вы раз­лич­ны­ми бе­сов­ски­ми на­ва­жде­ни­я­ми ока­зы­ва­ли боль­шое со­про­тив­ле­ние про­по­ве­ди свя­то­го апо­сто­ла. Осо­бен­но устра­шал всех над­мен­ный волхв Ки­нопс, по­хва­ляв­ший­ся тем, что до­ве­дет до ги­бе­ли апо­сто­ла. Но ве­ли­кий Иоанн – Сын Гро­мов, как име­но­вал его Сам Гос­подь, си­лой дей­ству­ю­щей через него бла­го­да­ти Бо­жи­ей раз­ру­шил все ухищ­ре­ния бе­сов­ские, на ко­то­рые на­де­ял­ся Ки­нопс, и гор­дый волхв бес­слав­но по­гиб в мор­ской пу­чине.
Апо­стол Иоанн уда­лил­ся со сво­им уче­ни­ком Про­хо­ром на пу­стын­ную го­ру, где на­ло­жил на се­бя трех­днев­ный пост. Во вре­мя мо­лит­вы апо­сто­ла го­ра за­ко­ле­ба­лась, за­гре­мел гром. Про­хор в стра­хе упал на зем­лю. Апо­стол Иоанн под­нял его и при­ка­зал за­пи­сы­вать то, что он бу­дет го­во­рить. «Аз есмь Аль­фа и Оме­га, на­ча­ток и ко­нец, гла­го­лет Гос­подь, Сый и Иже бе и Гря­дый, Все­дер­жи­тель» (Откр.1:8), – воз­ве­щал Дух Бо­жий через свя­то­го апо­сто­ла. Так око­ло 67 го­да бы­ла на­пи­са­на Кни­га От­кро­ве­ния (Апо­ка­лип­сис) свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва. В этой кни­ге рас­кры­ты тай­ны су­деб Церк­ви и кон­ца ми­ра.
По­сле дли­тель­ной ссыл­ки апо­стол Иоанн по­лу­чил сво­бо­ду и вер­нул­ся в Ефес, где про­дол­жал свою де­я­тель­ность, по­учая хри­сти­ан осте­ре­гать­ся лже­учи­те­лей и их лже­уче­ний. Око­ло 95 го­да апо­стол Иоанн на­пи­сал в Ефе­се Еван­ге­лие. Он при­зы­вал всех хри­сти­ан лю­бить Гос­по­да и друг дру­га и этим ис­пол­нить за­по­ве­ди Хри­сто­вы. Апо­сто­лом люб­ви име­ну­ет Цер­ковь свя­то­го Иоан­на, ибо он по­сто­ян­но учил, что без люб­ви че­ло­век не мо­жет при­бли­зить­ся к Бо­гу. В трех по­сла­ни­ях, на­пи­сан­ных апо­сто­лом Иоан­ном, го­во­рит­ся о зна­че­нии люб­ви к Бо­гу и ближ­ним. Уже в глу­бо­кой ста­ро­сти, узнав о юно­ше, со­вра­тив­шем­ся с пу­ти ис­тин­но­го и сде­лав­шем­ся пред­во­ди­те­лем шай­ки раз­бой­ни­ков, апо­стол Иоанн по­шел ис­кать его в пу­сты­ню. Уви­дев свя­то­го стар­ца, ви­нов­ный стал скры­вать­ся, но апо­стол по­бе­жал за ним и умо­лял его оста­но­вить­ся, обе­щая грех юно­ши взять на се­бя, лишь бы тот по­ка­ял­ся и не гу­бил сво­ей ду­ши. Тро­ну­тый теп­ло­той люб­ви свя­то­го стар­ца, юно­ша дей­стви­тель­но по­ка­ял­ся и ис­пра­вил свою жизнь.
Свя­той апо­стол Иоанн скон­чал­ся в воз­расте ста с лиш­ним лет. Он на­мно­го пе­ре­жил всех осталь­ных оче­вид­цев Гос­по­да, дол­го оста­ва­ясь един­ствен­ным жи­вым сви­де­те­лем зем­ных пу­тей Спа­си­те­ля.
Ко­гда на­ста­ло вре­мя от­ше­ствия апо­сто­ла Иоан­на к Бо­гу, он уда­лил­ся за пре­де­лы Ефе­са с се­мью сво­и­ми уче­ни­ка­ми и по­ве­лел при­го­то­вить для се­бя в зем­ле кре­сто­об­раз­ную мо­ги­лу, в ко­то­рую лег, ска­зав уче­ни­кам, чтобы они за­сы­па­ли его зем­лей. Уче­ни­ки с пла­чем це­ло­ва­ли сво­е­го лю­би­мо­го на­став­ни­ка, но, не ре­ша­ясь ослу­шать­ся, ис­пол­ни­ли его по­ве­ле­ние. Они за­кры­ли ли­цо свя­то­го пла­том и за­ко­па­ли мо­ги­лу. Узнав об этом, осталь­ные уче­ни­ки апо­сто­ла при­шли к ме­сту его по­гре­бе­ния и рас­ко­па­ли мо­ги­лу, но ни­че­го в ней не на­шли.
Каж­дый год из мо­ги­лы свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на 8-го мая вы­сту­пал тон­кий прах, ко­то­рый ве­ру­ю­щие со­би­ра­ли и ис­це­ля­лись им от бо­лез­ней. По­это­му Цер­ковь празд­ну­ет па­мять свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва еще и 8 мая.
Гос­подь дал сво­е­му лю­би­мо­му уче­ни­ку Иоан­ну и его бра­ту имя «Сы­нов Гро­ма» – вест­ни­ка устра­ша­ю­ще­го в сво­ей очи­сти­тель­ной си­ле небес­но­го ог­ня. Этим са­мым Спа­си­тель ука­зы­вал на пла­мен­ный, ог­нен­ный, жерт­вен­ный ха­рак­тер хри­сти­ан­ской люб­ви, про­по­вед­ни­ком ко­то­рой был апо­стол Иоанн Бо­го­слов. Орел – сим­вол вы­со­ко­го па­ре­ния бо­го­слов­ской мыс­ли – ико­но­гра­фи­че­ский знак еван­ге­ли­ста Иоан­на Бо­го­сло­ва. На­име­но­ва­ние Бо­го­сло­ва Свя­тая Цер­ковь да­ла из уче­ни­ков Хри­сто­вых толь­ко свя­то­му Иоан­ну, тай­но­зри­те­лю Су­деб Бо­жи­их.

Еже­год­но 8 мая на про­тя­же­нии мно­гих лет мо­ги­ла ис­то­ча­ла ми­ро, и лю­ди ис­це­ля­лись от бо­лез­ней по мо­лит­вам свя­то­го еван­ге­ли­ста Иоан­на. Па­мять свя­то­го Иоан­на празд­ну­ет­ся 8 мая и 26 сен­тяб­ря, в день его кон­чи­ны.

Яв­ле­ния и чу­де­са апостола и евангелиста Иоан­на Богослова.
И в гре­че­ской Си­нак­са­ри, и в рус­ских «Жи­ти­ях Свя­тых» свя­ти­те­ля Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го опи­са­ны слу­чаи яв­ле­ний свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва и его по­мо­щи лю­дям.

Дог­мат о Свя­той Тро­и­це. Пер­вое из из­вест­ных нам яв­ле­ний свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на от­но­сит­ся к тре­тье­му ве­ку. Свя­той апо­стол Иоанн явил­ся пре­по­доб­но­му Гри­го­рию Неоке­са­рий­ско­му чу­до­твор­цу († 270). Пре­по­доб­ный Гри­го­рий был совре­мен­ни­ком свя­той Мак­ри­ны, ба­буш­ки свя­ти­те­лей Ва­си­лия Ве­ли­ко­го и Гри­го­рия Нис­ско­го.
Во вре­ме­на свя­то­го Гри­го­рия Чу­до­твор­ца воз­ник­ли ере­си Са­ве­лия и Пав­ла Са­мо­сат­ско­го. Они еще не бы­ли осуж­де­ны цер­ков­ным со­бо­ром, и пре­по­доб­ный Гри­го­рий, глу­бо­ко обес­по­ко­ен­ный, мо­лил­ся о вра­зум­ле­нии, чтобы су­меть разо­брать­ся в этих уче­ни­ях и от­ли­чить ис­ти­ну от за­блуж­де­ний. Од­на­жды но­чью ему яви­лись Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца и свя­той апо­стол Иоанн Бо­го­слов в об­ла­че­нии епи­скоп­ском. Они при­шли в си­я­нии Бо­же­ствен­но­го све­та, и Ма­терь Бо­жия, по­ка­зы­вая на Гри­го­рия, по­про­си­ла свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на на­учить его, как сле­ду­ет ис­по­ве­до­вать тай­ну Свя­той Тро­и­цы. Пре­по­доб­ный Гри­го­рий, как неко­гда Про­хор, соб­ствен­но­руч­но за­пи­сал те сло­ва, что про­дик­то­вал ему свя­той апо­стол Иоанн. По сви­де­тель­ству свя­ти­те­ля Гри­го­рия Нис­ско­го, ори­ги­нал этой за­пи­си по­том дол­гие го­ды хра­нил­ся Неоке­са­рий­ской Цер­ко­вью. Это ис­по­ве­да­ние при­ни­ма­ли как ис­тин­ное от­цы-кап­па­до­кий­цы, свя­ти­тель Ва­си­лий Ве­ли­кий, свя­ти­тель Гри­го­рий На­зи­ан­зин и свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский, оно во­шло в ран­ний пе­ре­вод ра­бо­ты Ев­се­вия “Ис­то­рия Церк­ви”, на­пи­сан­ной в чет­вер­том ве­ке. Его одоб­рил Пя­тый Все­лен­ский Со­бор 523 го­да.
Вот текст это­го от­кро­ве­ния:
Един Бог, Отец Сло­ва Жи­ва­го, Пре­муд­ро­сти ипо­стас­ной и Си­лы и Об­ра­за веч­на­го, со­вер­шен­ный Ро­ди­тель Со­вер­шен­на­го, Отец Сы­на Еди­но­род­но­го. Един Гос­подь, еди­ный от еди­но­го, Бог от Бо­га, На­чер­та­ние и Об­раз Бо­же­ства, Сло­во дей­ствен­ное, Пре­муд­рость, объ­ем­лю­щая со­став все­го, и зи­жди­тель­ная Си­ла все­го со­тво­рен­на­го, ис­тин­ный Сын ис­тин­на­го От­ца, Неви­ди­мый Неви­ди­ма­го, и Нетлен­ный Нетлен­на­го и Бес­смерт­ный Бес­смерт­на­го и Веч­ный Веч­на­го. И един Дух Свя­тый, от Бо­га име­ю­щий бы­тие и чрез Сы­на явив­ший­ся [т.е. ­лю­дям], Об­раз Сы­на, Со­вер­шен­ный Со­вер­шен­на­го, Жизнь, Ви­нов­ник жи­ву­щих, [Ис­точ­ник свя­тый], Свя­тость, По­да­тель освя­ще­ния, в Нем же яв­ля­ет­ся Бог Отец, су­щий над всем и во всем, и Бог Сын, ко­то­рый чрез все. Тро­и­ца со­вер­шен­ная, сла­вою и веч­но­стью и цар­ством нераз­де­ля­е­мая и неот­чуж­да­е­мая. По­се­му нет в Тро­и­це ни­че­го ни со­тво­рен­на­го или слу­жеб­на­го, ни при­вне­сен­на­го, как бы преж­де не быв­ша­го, по­том же при­в­зо­шед­ша­го; ибо ни Отец ни­ко­гда не был без Сы­на, ни Сын без Ду­ха, но непре­лож­на и неиз­мен­на – все­гда та же Тро­и­ца.

Мо­ло­дой ико­но­пи­сец. Вто­рой слу­чай взят из Про­ло­га. В од­ном ма­ло­азий­ском го­ро­де жил мо­ло­дой хри­сти­а­нин, в обя­зан­но­сти ко­то­ро­го вхо­дил уход за гу­ся­ми. У во­рот го­ро­да ви­се­ла ико­на свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва, и юно­ша каж­дый день про­хо­дил ми­мо нее утром и ве­че­ром со сво­и­ми гу­ся­ми. В про­сто­те серд­ца он ре­шил по­пы­тать­ся на­ри­со­вать по­доб­ную ико­ну и дол­го пы­тал­ся это сде­лать, ри­суя ее на пес­ке, но все его дол­гие по­пыт­ки не увен­ча­лись успе­хом.
Од­на­жды, ко­гда юно­ша пас гу­сей, к нему по­до­шел незна­ко­мый че­ло­век и, узнав о его же­ла­нии на­пи­сать ико­ну, дал ему ре­ко­мен­да­тель­ное пись­мо к кон­стан­ти­но­поль­ско­му при­двор­но­му ико­но­пис­цу с прось­бой обу­чить его ико­но­пи­си. Юно­ша от­пра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль и под неви­ди­мым ру­ко­вод­ством свя­то­го Иоан­на вско­ре пре­взо­шел сво­е­го учи­те­ля в ико­но­пис­ном ис­кус­стве.
Это, по-ви­ди­мо­му, очень древ­няя ис­то­рия, по­сколь­ку свя­той ­апо­стол Иоанн, как и свя­той апо­стол Лу­ка, из­древ­ле счи­та­ет­ся по­кро­ви­те­лем ико­но­пис­цев. На­при­мер, в учеб­ни­ках ико­но­пи­си сем­на­дца­то­го ве­ка мы на­хо­дим сле­ду­ю­щую мо­лит­ву апо­сто­лу Иоан­ну:
«О свя­тый апо­сто­ле и еван­ге­ли­сте Иоанне Бо­го­сло­ве! Ты, при­па­дав­ший ко Хри­сту на Тай­ной Ве­че­ре, да­руй мне зна­ние и по­мо­ги пи­сать бо­го­угод­но, как ты по­мог то­му пас­ту­ху, что чер­тил на пес­ке твой об­раз».

По све­де­ни­ям, со­дер­жа­щим­ся в “Ве­ли­ком Си­нак­са­ри”, “Жи­ти­ях Свя­тых” свя­ти­те­ля Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го и да­же жи­ти­ях бо­лее позд­них свя­тых бы­ло мно­го слу­ча­ев, ко­гда свя­той апо­стол Иоанн яв­лял­ся, ино­гда вме­сте с Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цей, чтобы ока­зать по­мощь или дать со­вет. Он при­хо­дил, на­при­мер, к свя­ти­те­лю Иоан­ну Зла­то­усту (па­мять 13 но­яб­ря), свя­ти­те­лю Гри­го­рию Па­ла­ме (14 но­яб­ря), пре­по­доб­но­му Ав­ра­амию Ро­стов­ско­му (29 ок­тяб­ря), стар­цу Мат­фею (12 ап­ре­ля) (см. в жи­тии свя­то­го Афа­на­сия Эгин­ско­го) и пре­по­доб­но­му Се­ра­фи­му Са­ров­ско­му (2 ян­ва­ря), ко­то­ро­му, как и лю­би­мо­му уче­ни­ку свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на, при кре­ще­нии бы­ло да­но имя Про­хор.
С жиз­нью свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста свя­за­но два слу­чая яв­ле­ния свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва. В пер­вый раз апо­стол Иоанн Бо­го­слов по­ве­дал пра­вед­но­му ино­ку Ис­и­хию, что Зла­то­уст станет из­бран­ным хра­мом Свя­то­го Ду­ха и по­слу­жит де­лу спа­се­ния и освя­ще­ния лю­дей. В кон­це жиз­ни сам свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст удо­сто­ил­ся по­се­ще­ния апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва. Апо­стол ­из­ве­стил его о ско­рой кон­чине и о том, что пе­ред ним от­кро­ют­ся вра­та рая.
В яв­ле­нии свя­ти­те­лю Гри­го­рию Па­ла­ме Иоанн Бо­го­слов ­ска­зал: “Во­лею Вла­ды­чи­цы Бо­го­ро­ди­цы, от­ныне я непре­стан­но бу­ду с ­то­бой”.
В жи­тии пре­по­доб­но­го Ав­ра­амия Ро­стов­ско­го го­во­рит­ся, что свя­той апо­стол Иоанн при­шел к нему и дал ему свой по­сох, чтобы со­кру­шить язы­че­ско­го идо­ла Ве­ле­са в го­ро­де Ро­сто­ве и раз­бить его в прах.
В жи­тии свя­то­го Афа­на­сия Эгин­ско­го есть сле­ду­ю­щий эпи­зод: бла­го­че­сти­во­му стар­цу Мат­фею, по­стро­ив­ше­му оби­тель для свя­той Афа­на­сии с сест­ра­ми, свя­той апо­стол Иоанн Бо­го­слов явил­ся во вре­мя ли­тур­гии. Двое со­слу­жив­ших Мат­фею свя­щен­ни­ков так­же ви­де­ли свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на.
Од­на­жды в Са­ров­ском мо­на­сты­ре тя­же­ло за­бо­лел во­дян­кой и на три с по­ло­ви­ной го­да ока­зал­ся при­ко­ван к по­сте­ли по­слуш­ник Са­ров­ско­го мо­на­сты­ря Про­хор, бу­ду­щий пре­по­доб­ный Се­ра­фим. Он чув­ство­вал, что ско­ро умрет, но по­сле при­ня­тия Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин спо­до­бил­ся ви­де­ния Ма­те­ри Бо­жи­ей, свя­то­го Иоан­на Бо­го­сло­ва и свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра. Ма­терь Бо­жия ска­за­ла осталь­ным: “Сей от ро­да на­ше­го” и ис­це­ли­ла его.
Св. апо­стол Иоанн Бо­го­слов яв­лял­ся и пра­вед­ни­кам два­дца­то­го ве­ка, в том чис­ле от­цу Ни­ко­ла­су Пла­на­су и мо­ло­дой мо­на­хине Маг­да­лине из оби­те­ли свя­то­го Иоан­на Бо­го­сло­ва в Афи­нах. Она бо­ле­ла ра­ком, и явив­ши­е­ся ей Бо­го­ро­ди­ца, свя­той апо­стол Иоанн Бо­го­слов и свя­ти­тель Нек­та­рий Эгин­ский ис­це­ли­ли ее.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-bogoslov
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/5
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/827

☦️
Преподобный Арсе́ний Великий.
Ро­дил­ся в 354 г. в Ри­ме, в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье, дав­шей ему хо­ро­шее вос­пи­та­ние и об­ра­зо­ва­ние. Изу­чил со­чи­не­ния всех ри­то­ров и фило­со­фов и хо­ро­шо знал как гре­че­ский, так и ла­тин­ский язы­ки, од­на­ко оста­вил су­ет­ную жизнь мир­скую и пре­не­брег ел­лин­ским лю­бо­муд­ри­ем, по­свя­щая се­бя на слу­же­ние Бо­гу. Ко­гда он всту­пил в чис­ло кли­ри­ков од­ной из рим­ских церк­вей, то был воз­ве­ден в сан диа­ко­на.
Им­пе­ра­тор Фе­о­до­сий (379–395 гг.), пра­вив­ший в то вре­мя Во­сточ­ной по­ло­ви­ной Рим­ской им­пе­рии, ис­кал для сво­их сы­но­вей Ар­ка­дия и Го­но­рия учи­те­ля, ко­то­рый на­учил бы их и фило­со­фии, и бо­же­ствен­ной муд­ро­сти не толь­ко сло­вом, но и при­ме­ром сво­ей доб­ро­де­тель­ной жиз­ни. Услы­шав об об­ра­зо­ван­но­сти и бла­го­че­стии диа­ко­на Ар­се­ния, он по­ру­чил ему вос­пи­та­ние сво­их сы­но­вей. Про­тив во­ли, но с усер­ди­ем за­нял­ся пре­по­доб­ный об­ра­зо­ва­ни­ем юно­шей. Од­на­ко вы­со­кий по­чет, ко­то­рым он был окру­жен, тя­го­тил его дух, стре­мив­ший­ся к слу­же­нию Бо­гу в без­мол­вии ино­че­ской жиз­ни. Пре­по­доб­ный Ар­се­ний стал со сле­за­ми мо­лить­ся Бо­гу, чтобы Он на­пра­вил его на путь спа­си­тель­ный. И од­на­жды услы­шал свы­ше го­лос, го­во­рив­ший: «Ар­се­ний! Бе­ги от лю­дей, и ты спа­сешь­ся». То­гда, сняв с се­бя рос­кош­ные одеж­ды и на­дев стран­ни­че­скую, он тай­но ушел из двор­ца, сел на ко­рабль и от­плыл в Алек­сан­дрию, от­ку­да немед­лен­но по­спе­шил в скит­скую пу­сты­ню.
Про­хо­дя по­слу­ша­ние под ру­ко­вод­ством пре­по­доб­но­го ав­вы Иоан­на Ко­ло­ва (па­мять 9/22 но­яб­ря), пре­по­доб­ный Ар­се­ний вско­ре пре­взо­шел в по­движ­ни­че­стве мно­гих от­цов-пу­стын­ни­ков. Ко­гда он опять мо­лил­ся, чтобы Гос­подь на­учил его спа­стись, то в от­вет на это был го­лос с неба, го­во­рив­ший: «Ар­се­ний! Скры­вай­ся от лю­дей и пре­бы­вай в мол­ча­нии, это ко­рень доб­ро­де­те­ли». С тех пор пре­по­доб­ный Ар­се­ний по­се­лил­ся вне ски­та, в уеди­нен­ной кел­лии, при­няв по­двиг без­мол­вия, при­хо­дя в цер­ковь толь­ко в празд­нич­ные и вос­крес­ные дни, ни с кем не бе­се­до­вал, со­блю­дая пол­ное мол­ча­ние. Ко­гда ино­ки, под­ви­зав­ши­е­ся в скит­ской пу­стыне, спра­ши­ва­ли его, по­че­му он скры­ва­ет­ся да­же от них, свя­той от­ве­чал «Зна­ет Бог, как я люб­лю вас, но я не мо­гу пре­бы­вать од­новре­мен­но и с Бо­гом, и с людь­ми, по­то­му что на небе, хо­тя и очень мно­го выш­них сил – ты­ся­чи ты­сяч или де­сят­ков ты­сяч, но все они име­ют од­ну во­лю и по­то­му еди­но­душ­но сла­вят Бо­га, но на зем­ле мно­го воль че­ло­ве­че­ских, и у каж­до­го че­ло­ве­ка свои мыс­ли; каж­дый из нас име­ет раз­лич­ные на­ме­ре­ния и мыс­ли, и по­то­му я не мо­гу, оста­вив Бо­га, жить с людь­ми». Пре­по­доб­ный Ар­се­ний го­во­рил о се­бе, что он ни в чем не нуж­да­ет­ся, по­то­му что он умер для ми­ра; пусть ни­кто не счи­та­ет его бо­лее жи­вым (то есть жи­ву­щим для ми­ра).
Один стран­ству­ю­щий инок, по­се­тив пре­по­доб­но­го, не услы­шал от него ни од­но­го сло­ва, а ко­гда при­шел к пре­по­доб­но­му Мо­и­сею (па­мять 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря), то тот при­нял его с ра­до­стью, пред­ло­жил от­дох­нуть и под­кре­пить­ся пи­щею, и инок при­знал луч­шим пре­по­доб­но­го Мо­и­сея, ока­зав­шим ему боль­шую лю­бовь. Дру­гой инок, узнав об этом, стал мо­лить­ся к Бо­гу, го­во­ря так: «Гос­по­ди! Ска­жи мне, кто из них бо­лее со­вер­шен и за­слу­жи­ва­ет боль­шей бла­го­да­ти Тво­ей: тот ли, кто скры­ва­ет­ся от лю­дей ра­ди Те­бя, или тот, кто при­ни­ма­ет всех так­же ра­ди Те­бя?» И в от­вет на мо­лит­ву свою этот лю­бо­муд­рый инок имел сле­ду­ю­щее ви­де­ние. Ему пред­ста­ви­лись два ко­раб­ля, плыв­шие по ка­кой-то очень боль­шой ре­ке, в од­ном ко­раб­ле на­хо­дил­ся пре­по­доб­ный Ар­се­ний, и Дух Бо­жий управ­лял ко­раб­лем его, со­блю­дая его в ве­ли­кой ти­шине, в дру­гом был пре­по­доб­ный Мо­и­сей, ко­раб­лем же его управ­ля­ли Ан­ге­лы Бо­жии, вла­гав­шие мед в уста Мо­и­сея. Об этом ви­де­нии инок тот рас­ска­зал дру­гим, бо­лее опыт­ным по­движ­ни­кам, и все на­шли, что бо­лее со­вер­шен пре­по­доб­ный Ар­се­ний, пре­бы­ва­ю­щий в мол­ча­нии, неже­ли пре­по­доб­ный Мо­и­сей, при­ни­ма­ю­щий стран­ни­ков, по­то­му что с пер­вым пре­бы­вал Сам Бог, а со вто­рым же бы­ли толь­ко свя­тые Ан­ге­лы.
Пре­по­доб­ный Ар­се­ний про­дол­жал пре­бы­вать в без­мол­вии, все бо­лее и бо­лее углуб­ля­ясь в бо­го­мыс­лии. Он пы­лал столь силь­ной лю­бо­вью к Бо­гу, что по­сто­ян­но был как бы в огне по при­чине сво­их пла­мен­ных мо­литв. Пре­по­доб­ный не все­гда под­ви­зал­ся на од­ном и том же ме­сте, но ино­гда пе­ре­се­лял­ся из скит­ской пу­сты­ни в бо­лее уеди­нен­ные и без­молв­ные ме­ста, уда­ля­ясь от при­хо­дя­щих для бе­се­ды лю­дей, так как они на­ру­ша­ли по­кой его ду­шев­ный.
Пре­по­доб­ный Ар­се­ний учил: «Есть мно­го та­ких лю­дей, ко­то­рые вся­че­ски ста­ра­ют­ся со­блю­дать чи­сто­ту те­лес­ную и для это­го умерщ­вля­ют те­ло свое по­стом, бде­ни­ем и мно­ги­ми тру­да­ми; но ма­ло та­ких, ко­то­рые рев­ни­во обе­ре­га­ют ду­шу свою от гре­ха тще­сла­вия, гор­до­сти, среб­ро­лю­бия, за­ви­сти, бра­то­не­на­ви­де­ния, гне­ва, па­мя­то­зло­бия, осуж­де­ния. Та­ко­вые сна­ру­жи чи­сты те­лом, но ду­ша их гряз­на, они по­доб­ны гро­бам, сна­ру­жи разу­кра­шен­ным, внут­ри же пол­ным ко­стей смер­дя­щих. Бла­жен тот, кто ста­ра­ет­ся со­хра­нить от сквер­ны как те­ло, так и ду­шу свою, ис­тин­но бла­жен­ны чи­стые серд­цем (а не толь­ко те­лом), по­то­му что они Бо­га узрят».
О се­бе ве­ли­кий ав­ва ча­сто го­во­рил та­кие сло­ва: «Ар­се­ний! Для че­го ты сю­да при­шел? Ты при­шел сю­да не для от­ды­ха а для тру­дов, не для ле­но­сти, а для по­дви­га. Под­ви­зай­ся же, тру­дись и не ле­нись». Ча­сто го­во­рил так­же пре­по­доб­ный и та­кие сло­ва: «Мно­го раз я со­жа­лел о сло­вах, ко­то­рые про­из­но­си­ли уста мои, но о мол­ча­нии я не жа­лел ни­ко­гда». Стя­жал бла­жен­ный Ар­се­ний и дар бла­го­дат­ных слез.
Ве­ли­кий по­движ­ник и без­молв­ник про­вел 50 лет в ино­че­ских тру­дах и по­дви­гах, по­стом и мо­лит­вой бла­го­уго­ждая Бо­гу. В ски­те про­был со­рок лет, де­сять лет жил на ме­сте, на­зы­вав­шем­ся Тро­гин, око­ло Ва­ви­ло­на, на­про­тив го­ро­да Мем­фи­са; за­тем пре­по­доб­ный про­был три го­да в Ка­но­пе, близ Алек­сан­дрии и в неко­то­рых дру­гих пу­стын­ных ме­стах, так что ни­кто не знал его об­ра­за жиз­ни, по­том сно­ва воз­вра­тил­ся в Тро­гин, про­жил там два го­да и там же по­чил о Гос­по­де в воз­расте 95 лет в 449 г. или в на­ча­ле 450 г., за­слу­жив от совре­мен­ни­ков на­зва­ние Ве­ли­ко­го.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Velikij/
• Изречения

☦️
Преподобный Пи́мен Печерский, постник, игумен.
Пре­по­доб­ный Пи­мен, пост­ник Пе­чер­ский, под­ви­зал­ся в Даль­них пе­ще­рах. Ста­рин­ное лавр­ское ру­ко­пис­ное ска­за­ние, из­дан­ное ар­хи­епи­ско­пом Мо­де­стом (Стре­бильц­ким) в бро­шю­ре о Даль­них пе­ще­рах, гла­сит: «Пре­по­доб­ный Пи­мен пост­ник стя­жал ве­ли­кую бла­го­дать, и толь­ко раз в неде­лю немно­го ел, хо­тя по­сто­ян­но нес мо­на­стыр­ское по­слу­ша­ние. И ни­ко­гда не осла­бе­вал от по­ста: мо­лол ли в жер­но­вах, или но­сил на се­бе дро­ва. А через ночь сто­ял на мо­лит­ве».
Мит­ро­по­лит Ев­ге­ний (Бол­хо­ви­ти­нов) по­ла­гал, что по­движ­ник жил «во вре­мя игу­ме­нов Ни­ко­на и Иоан­на». Это мне­ние раз­де­лял вла­ды­ка Мо­дест. В свою оче­редь ар­хи­епи­скоп Фила­рет счи­тал прп. Пи­ме­на пост­ни­ка, по­чи­ва­ю­ще­го в Даль­них пе­ще­рах, лавр­ским игу­ме­ном 1132–1141 гг. Так утвер­жда­ют и «Хро­но­ло­ги­че­ские спис­ки рус­ских свя­тых».
От­дель­но па­мять по­движ­ни­ка празд­ну­ет­ся 20 ав­гу­ста, в день пре­по­доб­но­го Пи­ме­на Мно­го­бо­лез­нен­но­го, в Ближ­них пе­ще­рах по­чи­ва­ю­ще­го.

☦️
Преподобный Арсе́ний Печерский, Трудолюбивый.
Преподобный Арсе́ний Печерский, Трудолюбивый. Жил в ХIV ве­ке. Он на­зван тру­до­лю­би­вым по­то­му, что, под­ви­за­ясь в пе­ще­рах Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли, он не знал от­ды­ха, и ни­кто ни­ко­гда не ви­дел его в празд­но­сти. Пре­по­доб­ный ли­бо мо­лил­ся, ли­бо ис­пол­нял мо­на­стыр­ское по­слу­ша­ние и до за­хож­де­ния солн­ца ни­ко­гда не упо­треб­лял пи­щи. За сми­ре­ние и тру­до­лю­бие Гос­подь на­гра­дил пре­по­доб­но­го Ар­се­ния да­ром чу­до­тво­ре­ния. По­сле мно­гих тру­дов и по­дви­гов св. Ар­се­ний ото­шел ко Гос­по­ду, и нетлен­ное те­ло его бы­ло по­ло­же­но в Даль­них пе­ще­рах.

☦️
Мученик Ники́фор Зайцев.
Му­че­ник Ни­ки­фор ро­дил­ся 23 мар­та 1884 го­да в де­ревне Пуп­ки Руз­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стьян Пет­ра Кон­стан­ти­но­ви­ча и Мар­фы Со­зон­тов­ны Зай­це­вых. Ни­ки­фор окон­чил сель­скую шко­лу, с дет­ства тя­нул­ся к про­све­ще­нию и был че­ло­ве­ком весь­ма на­чи­тан­ным; бу­дучи тру­до­лю­би­вым, он имел и креп­кое хо­зяй­ство, что при со­вет­ской вла­сти на­влек­ло на него мно­гие бе­ды.
Во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой вой­ны Ни­ки­фор был при­зван в ар­мию, но, как че­ло­век зре­ло­го воз­рас­та, из за­пас­ных, он был по­слан слу­жить в обо­зе. Вер­нув­шись до­мой, он сно­ва за­нял­ся кре­стьян­ским хо­зяй­ством. Ве­ру­ю­щий че­ло­век и по­сто­ян­ный при­хо­жа­нин хра­ма, он со­сто­ял чле­ном цер­ков­ной два­дцат­ки и пел на кли­ро­се, был неиз­мен­ным участ­ни­ком крест­ных хо­дов и мо­леб­нов, при­зы­вал и од­но­сель­чан мо­лить­ся Бо­гу и хо­дить в цер­ковь, не об­ра­щая вни­ма­ния на го­не­ния. Знав­шие Ни­ки­фо­ра Пет­ро­ви­ча сви­де­тель­ство­ва­ли о нем, что он был че­ло­ве­ком глу­бо­ко цер­ков­ным и без­упреч­ной нрав­ствен­но­сти, про­тив­ни­ком пьян­ства и без­от­каз­ным по­мощ­ни­ком. Во вре­мя мас­со­вой кол­лек­ти­ви­за­ции он, хо­тя и не был со­гла­сен с тем, как она про­во­ди­лась, все же всту­пил в кол­хоз. Он при­вык в сво­ем хо­зяй­стве к раз­ме­рен­ной ра­бо­те, рас­счи­тан­ной на длин­ный кре­стьян­ский день, и был несо­гла­сен с тре­бо­ва­ни­я­ми чрез­вы­чай­щи­ны, ко­гда мно­гое на­чи­на­ет де­лать­ся, при невоз­мож­но­сти быст­ро­го ис­пол­не­ния, на­по­каз. Бы­ва­ло, пред­се­да­тель кол­хо­за начнет под­го­нять, го­во­рить, что на­до быст­рей ра­бо­тать, и да­же по­ка­жет, как это, на­при­мер, быст­рей на­до жать, но Ни­ки­фор Пет­ро­вич, как че­ло­век мно­го­опыт­ный и в то вре­мя уже немо­ло­дой, сте­пен­но на это от­ве­тит: «Ты сей­час толь­ко по­ра­бо­тал, а мне це­лый день ра­бо­тать, и я так не смо­гу». В кол­хо­зе он ни­ко­гда не на­чи­нал ра­бо­тать не по­мо­лив­шись, что, есте­ствен­но, не нра­ви­лось пар­тий­но­му на­чаль­ству.
На­сту­пи­ли го­не­ния 1937 го­да, ко­гда сно­ва, как в 1930 го­ду, ста­ли уни­что­жать­ся кре­стьяне и ис­поль­зо­вал­ся лю­бой по­вод для их аре­ста и осуж­де­ния. Ни­ки­фор Пет­ро­вич был че­ло­ве­ком ве­ру­ю­щим – и это бы­ло вполне до­ста­точ­но для аре­ста; 23 сен­тяб­ря 1937 го­да он был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в Во­ло­ко­лам­ске.
В ка­че­стве сви­де­те­лей бы­ли до­про­ше­ны пред­се­да­тель и сек­ре­тарь сель­со­ве­та и один из кол­хоз­ни­ков. Они по­ка­за­ли, что Ни­ки­фор Зай­цев, за­го­ва­ри­вая о рас­стре­ле Ту­ха­чев­ско­го и дру­гих, го­во­рил, что зря рас­стре­ли­ва­ют: «Смот­ри­те, ка­кое вре­мя – брат бра­та рас­стре­ли­ва­ет». Ко­гда ле­том 1937 го­да на со­бра­нии го­во­ри­лось о лю­дях, ме­ша­ю­щих ра­бо­те в кол­хо­зе, «Зай­цев под­нял­ся и крик­нул: “Гра­бят на­яву, все за­би­ра­ют, а еще до­ка­зы­ва­ют…” хлоп­нул две­рью и ушел».«Зай­цев про­тив под­пис­ки на зай­мы… Зай­цев ярый ре­ли­ги­оз­ник, все вре­мя хло­по­чет о ре­мон­те церк­ви, у се­бя до­ма в дни ре­ли­ги­оз­ных празд­неств устра­и­ва­ет мо­леб­ны и пес­но­пе­ния… во вре­мя ре­ли­ги­оз­но­го празд­ни­ка Пас­хи уго­ва­ри­вал кол­хоз­ни­ков устро­ить ше­ствие с ико­на­ми го­во­ря им, что яко­бы но­вая кон­сти­ту­ция раз­ре­ша­ет де­лать это. В этом го­ду при об­суж­де­нии во­про­са об ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­де Зай­цев за­явил: “Свя­тое Пи­са­ние – это ис­тин­ная прав­да, а все осталь­ное – ан­ти­хри­сто­во вра­нье”. Зай­цев по­ет на кли­ро­се в церк­ви». «В сво­ем до­ме Зай­цев устро­ил це­лый ико­но­стас и каж­дый ве­чер устра­и­ва­ет пес­но­пе­ние пе­ред ико­на­ми, при­чем по­ет на­столь­ко гром­ко, что его слы­шит вся ули­ца. На кол­хоз­ной ра­бо­те Зай­цев по­ка­зал се­бя ло­ды­рем, ред­ко вы­хо­дит на ра­бо­ту, а ко­гда вы­хо­дит, так боль­ше мо­лит­вы по­ет». «Зай­цев яв­ля­ет­ся ярым цер­ков­ни­ком и пер­вым хо­да­та­ем по цер­ков­ным де­лам… Кол­хоз­ни­кам го­во­рит, что нуж­но ве­рить толь­ко Еван­ге­лию, а все, мол, осталь­ное, в том чис­ле и кол­хо­зы, – это “ан­ти­хри­сто­вы де­ла”. На гос­зай­мы Зай­цев ни­ко­гда не под­пи­сы­ва­ет­ся, за­яв­ляя, что он про­тив по­мо­щи ан­ти­хри­сту. Зай­цев го­судар­ствен­ные по­став­ки на­зы­ва­ет гра­би­лов­кой».
Сле­до­ва­тель, вы­звав Ни­ки­фо­ра Пет­ро­ви­ча на до­прос, за­явил:
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы име­е­те тес­ную связь со слу­жи­те­лем ре­ли­ги­оз­но­го куль­та… ко­то­рый ча­сто по­се­ща­ет ваш дом; при встре­чах с ним ве­де­те раз­го­во­ры на по­ли­ти­че­ские те­мы. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
– Да, дей­стви­тель­но, свя­щен­ник по­се­ща­ет мой дом – при­хо­дит в ре­ли­ги­оз­ные празд­ни­ки с мо­леб­ном, по­сле мо­леб­на я устра­и­вал для него чай… Вел я со свя­щен­ни­ком раз­го­во­ры, как об­сто­ит де­ло у нас с убор­кой уро­жая. Раз­го­во­ров на по­ли­ти­че­ские те­мы я с ним ни­ко­гда не вел.
– След­ствию из­вест­но, что вы сре­ди од­но­сель­чан за­ни­ма­е­тесь контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей. След­ствие пред­ла­га­ет дать по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей я ни­ко­гда не за­ни­мал­ся.
– След­ствию из­вест­но, что вы в июне 1937 го­да при про­ра­бот­ке по­ста­нов­ле­ния пра­ви­тель­ства «О льго­тах кол­хоз­ни­кам по зер­но­по­став­кам» вы­сту­пи­ли сре­ди кол­хоз­ни­ков с гнус­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной кле­ве­той на пар­тию и пра­ви­тель­ство и утвер­жда­ли, что это по­ста­нов­ле­ние яв­ля­ет­ся об­ма­ном кол­хоз­ни­ков. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
– Та­ких слов я не го­во­рил; это про ме­ня ска­за­ли по­то­му, что сей­час в Со­вет­ском Со­ю­зе боль­шин­ство лю­дей кле­вет­ни­ки, ко­то­рые кле­ве­щут из-за пу­стя­ков на лю­дей. По мо­им убеж­де­ни­ям та­кое зло раз­ве­лось по­то­му, что не ста­ло хри­сти­ан­ской ве­ры, мо­ло­дежь не вос­пи­ты­ва­ет­ся в ду­хе хри­сти­ан­ско­го уче­ния о мо­ра­ли.
– След­ствию из­вест­но, что в сво­их раз­го­во­рах с кол­хоз­ни­ка­ми вы под­дер­жи­ва­ли из­вест­ных контр­ре­во­лю­ци­о­не­ров. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
– Мои лич­ные убеж­де­ния по это­му во­про­су та­ко­вы: эти лю­ди бы­ли ум­ны­ми людь­ми, но они сде­ла­ли дур­но, что вме­сто про­па­ган­ды сво­их идей по­шли на из­ме­ну. Ес­ли бы они не из­ме­ни­ли, а про­па­ган­ди­ро­ва­ли свои идеи, я при­вет­ство­вал бы их. Я не со­гла­сен так­же с тем, что их рас­стре­ля­ли, и счи­таю это же­сто­кой ка­рой.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы вы­сту­па­е­те про­тив кол­хо­зов и на­зы­ва­е­те их ан­ти­хри­сто­вым пред­при­я­ти­ем. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
– Кол­хо­зы вещь хо­ро­шая, но на­род не под­го­тов­лен к об­ще­ствен­ной ра­бо­те, и по­то­му в кол­хо­зах нет со­гла­со­ван­но­сти в ра­бо­те. Я еще в пе­ри­од кол­лек­ти­ви­за­ции пред­ла­гал не то­ро­пить­ся с со­зда­ни­ем кол­хо­зов, а спер­ва со­здать по­ка­за­тель­ные кол­хо­зы, чтобы лю­ди убе­ди­лись в их пре­иму­ще­ствах, и по­том уже стро­ить кол­хо­зы в мас­со­вом по­ряд­ке.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы вы­сту­па­е­те про­тив го­судар­ствен­ных по­ста­вок, на­зы­вая их гра­би­лов­кой. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
– Нет, я про­тив го­судар­ствен­ных по­ста­вок не вы­сту­пал.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы вы­сту­па­е­те про­тив го­судар­ствен­ных зай­мов. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
– Нет, про­тив го­судар­ствен­ных зай­мов я не вы­сту­пал.
– След­ствию из­вест­но, что вы хо­да­тай­ство­ва­ли о раз­ре­ше­нии свя­щен­ни­ку хож­де­ния с ико­на­ми по до­мам граж­дан в дни ре­ли­ги­оз­но­го празд­ни­ка Пас­хи и под­го­ва­ри­ва­ли на это кол­хоз­ни­ков. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
– Мне свя­щен­ник объ­яс­нил, что сей­час в кон­сти­ту­ции ска­за­но, что мы име­ем пра­во устра­и­вать ше­ствие с ико­на­ми без вся­ких раз­ре­ше­ний мест­ной вла­сти… Свя­щен­ник хо­дил по де­ревне с Еван­ге­ли­ем и кре­стом. Свя­щен­ник мне по­ка­зал кни­гу и го­во­рит: «Вот я на вся­кий слу­чай в кар­мане но­шу кон­сти­ту­цию, чтобы при при­дир­ках сель­со­ве­та по­ка­зать им ту гра­фу, в ко­то­рой раз­ре­ша­ет­ся со­вер­шать эти об­ря­ды».
– Кто еще кро­ме вас при­дер­жи­ва­ет­ся ва­ших взгля­дов в ва­шем се­ле?
– Мо­их взгля­дов при­дер­жи­ва­ет­ся моя же­на Ма­рия Иг­на­тьев­на. У ме­ня до­ма ча­сто бы­ва­ет свя­щен­ник, и мы с ним ве­дем раз­го­во­ры на ре­ли­ги­оз­ные те­мы. Я сам со­сто­ял чле­ном цер­ков­но­го со­ве­та и пел на кли­ро­се.
– На ка­кие те­мы вы ве­ли раз­го­во­ры со свя­щен­ни­ком?
– Мы раз­го­во­ры ве­ли толь­ко на ре­ли­ги­оз­ные те­мы.
На этом след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и Ни­ки­фо­ра Пет­ро­ви­ча пе­ре­ве­ли в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. 11 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к вось­ми го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и он был от­прав­лен на Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ский ка­нал на стан­цию Мед­ве­жье­горск. По­сле то­го как ра­бо­ты здесь ста­ли сво­ра­чи­вать­ся, Ни­ки­фор Пет­ро­вич был от­прав­лен в Кар­го­поль­лаг в Ар­хан­гель­ской об­ла­сти, ку­да он при­был 28 июля 1941 го­да. В ла­ге­ре ему при­шлось пле­сти ры­бо­лов­ные се­ти.
Ни­ки­фор Пет­ро­вич Зай­цев скон­чал­ся 21 мая 1942 го­да в Кар­го­поль­ла­ге и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.


Жития
Писание