⏳ 2023.04.29 (сб)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 2я по Пасхе (глас 1й)
• суббота

☀️ неподвижный годовой круг:
29 апреля (16 апреля)
• мч. Леонида, мцц. Харие́ссы, Ни́ки, Галины, Кали́сы, Нуне́хии, Василиссы, Феодо́ры, Ирины (Коринфской) и др. (258)
• мцц. Ага́пии, Ирины (Аквилейской), Хио́нии (304)
• икон Божией Матери «Ильинская» (Черниговская) (1658), «Тамбовская» (Уткинская) (1692)


☦️
Мученик Леони́д, мученицы Харие́сса, Ни́ка, Гали́на, Кали́са Коринфская, Нуне́хия, Васили́сса, Феодо́ра.
Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан (в III ве­ке) од­на бла­го­че­сти­вая жен­щи­на, по име­ни Ру­фи­на, бе­жа­ла из Ко­рин­фа в го­ры, спа­са­ясь от пре­сле­до­ва­ний. Там она ро­ди­ла сы­на Ко­дра­та (день памяти 23 марта) и вско­ре по­сле ро­дов скон­ча­лась. Про­мыс­лом Бо­жи­им мла­де­нец остал­ся жить и был вскорм­лен чу­дес­ным об­ра­зом: на него опус­ка­лось об­ла­ко, пи­тав­шее его слад­кой ро­сой. Дет­ство и юно­ше­ские го­ды свя­то­го Ко­дра­та про­шли в пу­стыне. Бу­дучи уже взрос­лым, он од­на­жды по­встре­чал хри­сти­ан, ко­то­рые про­све­ти­ли его све­том ис­тин­ной ве­ры. Ко­драт вы­учил­ся гра­мо­те, а поз­же изу­чил вра­чеб­ное ис­кус­ство и до­стиг в нем боль­ших успе­хов. Но бо­лее все­го Ко­драт лю­бил пу­стын­ное без­мол­вие и боль­шую часть вре­ме­ни про­во­дил в го­рах, пре­да­ва­ясь мо­лит­ве и бо­го­мыс­лию. Про­шло мно­го лет. В пу­сты­ню к свя­то­му ча­сто при­хо­ди­ли его дру­зья и по­сле­до­ва­те­ли, чтобы по­слу­шать его на­став­ле­ния. Сре­ди них бы­ли Ки­при­ан, Ди­о­ни­сий, Анект, Па­вел, Кри­с­кент и мно­гие дру­гие.
По при­ка­зу го­ни­те­ля хри­сти­ан нече­сти­во­го Де­кия (249–251) в Ко­ринф при­был во­е­на­чаль­ник Иа­сон. Свя­той Ко­драт был схва­чен вме­сте со сво­и­ми дру­зья­ми и бро­шен в тем­ни­цу. На до­про­сах Иа­сон ча­ще все­го об­ра­щал­ся к Ко­дра­ту как стар­ше­му по воз­рас­ту. Свя­той му­же­ствен­но за­щи­щал свою ве­ру во Хри­ста Спа­си­те­ля. То­гда его ста­ли ис­тя­зать. Свя­той Ко­драт, несмот­ря на нече­ло­ве­че­ские стра­да­ния, на­хо­дил в се­бе си­лы под­дер­жи­вать дру­гих, убеж­дая их не стра­шить­ся и твер­до сто­ять за ве­ру. Не до­бив­шись ни от ко­го от­ре­че­ния, Иа­сон при­ка­зал бро­сить му­че­ни­ков на рас­тер­за­ние зве­рям. Зве­ри же не тро­ну­ли их. Свя­тых при­вя­за­ли за но­ги к ко­лес­ни­цам и во­ло­чи­ли по го­ро­ду, мно­гие из тол­пы бро­са­ли в них кам­ни. На­ко­нец му­че­ни­ков при­су­ди­ли к усе­че­нию ме­чом. На ме­сте каз­ни свя­тые по­про­си­ли се­бе немно­го вре­ме­ни для мо­лит­вы, а по­том один за дру­гим ста­ли под­хо­дить к па­ла­чу, скло­няя го­ло­ву пе­ред за­не­сен­ным ме­чом.
Осталь­ные уче­ни­ки свя­то­го Ко­дра­та так­же по­стра­да­ли за Хри­ста: Ди­о­ни­сий (дру­гой) был за­ко­лот но­жом; Вик­то­рин, Вик­тор и Ни­ки­фор бы­ли за­жи­во раз­дроб­ле­ны в огром­ной ка­мен­ной сту­пе; Клав­дию от­ру­би­ли ру­ки и но­ги; Ди­о­дор сам бро­сил­ся в при­го­тов­лен­ный для него ко­стер; Се­ра­фи­он был обез­глав­лен; Па­пия и Лео­ни­да уто­пи­ли в мо­ре. Под­ра­жая муж­чи­нам, на му­ки за Хри­ста доб­ро­воль­но по­шли и мно­гие свя­тые же­ны.

Свя­той му­че­ник Лео­нид и свя­тые му­че­ни­цы Ха­ри­ес­са, Ни­ка, Га­ли­на, Ка­ли­са (Ка­ли­да), Ну­не­хия, Ва­си­лис­са и Фе­о­до­ра по­стра­да­ли в Ко­рин­фе в 258 го­ду. Их бро­си­ли в мо­ре, но они не уто­ну­ли, а шли по во­де, как по су­ше, и пе­ли ду­хов­ные гим­ны. Му­чи­те­ли до­гна­ли их на ко­раб­ле, по­ве­си­ли на шеи кам­ни и уто­пи­ли.

☦️
Мученица Ири́на Коринфская.
Святая мученица Ирина Коринфская пострадала во время праздника св. Пасхи в Греции. Вместе со многими другими христианами она проживала в одной пещере, и все они проводили время в постоянных молитвах. Нечестивые служители идолов донесли на них правителю, и святая Ирина по его повелению была схвачена, приведена в оковах и заключена в темницу. Представ затем пред правителем, она на допросе смело исповедала Иисуса истинным Богом, Творцом и Спасителем всего сущего, Искупителем людей и разрушителем идолов. За это она была избита и снова заключена в темницу. После сего правитель занялся разбором дел, поступивших от городских жителей, а потом, освободившись от них, приказал опять вывести святую из темницы. Когда она была приведена к нему, то он стал принуждать ее отречься от Христа, но она и слушать об этом не хотела. Тогда, по повелению мучителя, ее предали жестоким мучениям: отрезали ей язык, выбили зубы и, наконец, отсекли мечом голову.

По Прологу святая мученица пострадала в городе Коринфе, а по Четьи-Минеи в Македонии. Мученическая кончина ее относится или к 205 г. (ко времени гонения Декия), или к 304 г. ко времени гонения Диоклетиана.

☦️
Мученицы Ага́пия, Ири́на и Хио́ния.
Свя­тые му­че­ни­цы Ага­пия, Ири­на и Хи­о­ния бы­ли род­ны­ми сест­ра­ми и жи­ли в кон­це III – на­ча­ле IV ве­ка вбли­зи ита­льян­ско­го го­ро­да Ак­ви­леи. Они оста­лись си­ро­та­ми в юном воз­расте. Де­вуш­ки ве­ли бла­го­че­сти­вую хри­сти­ан­скую жизнь и от­кло­ня­ли до­мо­га­тель­ства мно­го­чис­лен­ных же­ни­хов. Их ду­хов­ным ру­ко­во­ди­те­лем был свя­щен­ник Зи­нон. Ему бы­ло от­кры­то в сон­ном ви­де­нии, что в бли­жай­шее вре­мя он скон­ча­ет­ся, а свя­тых дев возь­мут на му­че­ние. Та­кое же от­кро­ве­ние бы­ло и на­хо­див­шей­ся в Ак­ви­лее ве­ли­ко­му­че­ни­це Ана­ста­сии († 304, па­мять 22 де­каб­ря/4 ян­ва­ря), ко­то­рую на­зы­ва­ли Узо­ре­ши­тель­ни­цей за то, что она без­бо­яз­нен­но по­се­ща­ла на­хо­див­ших­ся в тюрь­мах хри­сти­ан, обод­ря­ла их и по­мо­га­ла им. Ве­ли­ко­му­че­ни­ца Ана­ста­сия по­спе­ши­ла к сест­рам и убеж­да­ла их му­же­ствен­но по­сто­ять за Хри­ста. Вско­ре пред­ска­зан­ное в ви­де­нии ис­пол­ни­лось. Свя­щен­ник Зи­нон скон­чал­ся, а три де­вы бы­ли схва­че­ны и на­прав­ле­ны на суд к им­пе­ра­то­ру Дио­кле­ти­а­ну (284–305).
Уви­дев юных пре­крас­ных се­стер, им­пе­ра­тор пред­ло­жил им от­речь­ся от Хри­ста и обе­щал най­ти знат­ных же­ни­хов из сво­ей сви­ты. Но свя­тые сест­ры от­ве­ча­ли, что име­ют од­но­го Небес­но­го Же­ни­ха – Хри­ста, за ве­ру в Ко­то­ро­го го­то­вы по­стра­дать. Им­пе­ра­тор убеж­дал их от­речь­ся от Хри­ста, но ни стар­шие сест­ры, ни са­мая млад­шая из них не со­гла­ша­лись. Они на­зы­ва­ли язы­че­ских бо­гов идо­ла­ми, сде­лан­ны­ми че­ло­ве­че­ски­ми ру­ка­ми, и про­по­ве­до­ва­ли ве­ру в Ис­тин­но­го Бо­га.
По по­ве­ле­нию Дио­кле­ти­а­на, на­пра­вив­ше­го­ся в Ма­ке­до­нию, ту­да бы­ли от­ве­зе­ны и свя­тые сест­ры. Их от­да­ли на суд пра­ви­те­лю Дул­ки­цию.
Ко­гда он уви­дел кра­со­ту свя­тых му­че­ниц, то вос­пы­лал нечи­стой стра­стью. Он взял се­стер под стра­жу и пе­ре­дал им, что они по­лу­чат сво­бо­ду, ес­ли со­гла­сят­ся ис­пол­нить его же­ла­ние. Но свя­тые му­че­ни­цы от­ве­ти­ли, что они го­то­вы уме­реть за сво­е­го Небес­но­го Же­ни­ха – Хри­ста. То­гда Дул­ки­ций ре­шил тай­но но­чью овла­деть ими на­силь­но. Ко­гда свя­тые сест­ры вста­ли но­чью на мо­лит­ву и сла­во­сло­ви­ли Гос­по­да, Дул­ки­ций под­крал­ся к две­ри и хо­тел вой­ти. Неви­ди­мая си­ла по­ра­зи­ла его, он по­те­рял рас­су­док и ки­нул­ся прочь. Не на­хо­дя вы­хо­да, му­чи­тель по до­ро­ге по­пал в по­вар­ню, где сто­я­ли чу­гу­ны, ско­во­ро­ды и кот­лы, и весь пе­ре­пач­кал­ся в са­же. Слу­ги и во­и­ны с тру­дом узна­ли его. Ко­гда он уви­дел се­бя. в зер­ка­ле, то по­ду­мал, что свя­тые му­че­ни­цы окол­до­ва­ли его, и ре­шил им ото­мстить.
На су­де Дул­ки­ций ве­лел об­на­жить пе­ред ним свя­тых му­че­ниц. Но во­и­ны, как ни ста­ра­лись, не мог­ли это­го сде­лать: одеж­ды как бы при­рос­ли к те­лам свя­тых дев. Во вре­мя су­да Дул­ки­ций вне­зап­но за­снул, и ни­кто не мог раз­бу­дить его. Но толь­ко его внес­ли в дом, он тот­час проснул­ся.
Ко­гда обо всем про­ис­шед­шем до­нес­ли им­пе­ра­то­ру Дио­кле­ти­а­ну, он раз­гне­вал­ся на Дул­ки­ция и пе­ре­дал свя­тых дев су­дье Си­си­нию. Тот на­чал свой до­прос с млад­шей сест­ры Ири­ны. Убе­див­шись в ее непре­клон­но­сти, он от­пра­вил ее в тем­ни­цу и по­пы­тал­ся при­ну­дить к от­ре­че­нию свя­тых Хи­о­нию и Ага­пию. Но и их невоз­мож­но бы­ло скло­нить к от­ре­че­нию от Хри­ста, и Си­си­ний при­ка­зал сжечь свя­тых Ага­пию и Хи­о­нию. Сест­ры, услы­шав при­го­вор, воз­бла­го­да­ри­ли Гос­по­да за му­че­ни­че­ские вен­цы. В огне Ага­пия и Хи­о­ния ото­шли ко Гос­по­ду с мо­лит­вой.
Ко­гда огонь по­гас, все уви­де­ли, что те­ла му­че­ниц и их одеж­да не опа­ле­ны ог­нем, а ли­ца пре­крас­ны и спо­кой­ны, как у лю­дей, уснув­ших ти­хим сном. На дру­гой день Си­си­ний при­ка­зал при­ве­сти на суд свя­тую Ири­ну. Он пу­гал ее уча­стью стар­ших се­стер и уго­ва­ри­вал от­речь­ся от Хри­ста, а по­том стал угро­жать от­дать ее на по­ру­га­ние в блу­ди­ли­ще. Но свя­тая му­че­ни­ца от­ве­ча­ла: «Пусть мое те­ло бу­дет от­да­но на на­силь­ствен­ное по­ру­га­ние, но ду­ша моя не осквер­нит­ся от­ре­че­ни­ем от Хри­ста».
Ко­гда во­и­ны Си­си­ния по­ве­ли свя­тую Ири­ну в блу­ди­ли­ще, их на­гна­ли два свет­лых во­и­на и ска­за­ли: «Ваш гос­по­дин Си­си­ний по­веле­ва­ет вам при­ве­сти де­ви­цу на вы­со­кую го­ру и оста­вить там, а за­тем прид­ти к нему и до­ло­жить о вы­пол­не­нии при­ка­за». Во­и­ны так и по­сту­пи­ли. Ко­гда они до­ло­жи­ли об этом Си­си­нию, тот при­шел в ярость, так как не да­вал та­ко­го рас­по­ря­же­ния. Свет­лые во­и­ны бы­ли Ан­ге­лы Бо­жии, спас­шие свя­тую му­че­ни­цу от по­ру­га­ния. Си­си­ний с от­ря­дом во­и­нов на­пра­вил­ся к го­ре и уви­дел на ее вер­шине свя­тую Ири­ну. Дол­го ис­кал он до­ро­гу к вер­шине, но так и не смог най­ти. То­гда один из во­и­нов ра­нил свя­тую Ири­ну стре­лой из лу­ка. Му­че­ни­ца крик­ну­ла Си­си­нию: «Я сме­юсь над тво­ей бес­силь­ной зло­бой и чи­стой, неосквер­нен­ной от­хо­жу ко Гос­по­ду мо­е­му Иису­су Хри­сту». Воз­бла­го­да­рив Гос­по­да, она лег­ла на зем­лю и пре­да­ла дух свой Бо­гу за день до Свя­той Пас­хи († 304).
Ве­ли­ко­му­че­ни­ца Ана­ста­сия узна­ла о кон­чине свя­тых се­стер и с че­стью по­греб­ла их те­ла.

Подробнее:
Не так мно­го жи­вых сви­де­тельств древ­не­го хри­сти­ан­ства до­шло до нас. Обыч­но со­бра­тья му­че­ни­ков, чле­ны хри­сти­ан­ской об­щи­ны то­го же го­ро­да, про­сто вы­ку­па­ли про­то­ко­лы до­про­сов и за­пи­си при­го­во­ров у рим­ских чи­нов­ни­ков, а за­тем рас­про­стра­ня­ли их для укреп­ле­ния вер­ных, пред­ва­ри­тель­но снаб­див крат­ким ком­мен­та­ри­ем.
Один из та­ких па­мят­ни­ков – “Му­че­ни­че­ство Ага­пии, Ири­ны, Хи­о­нии и прис­ных” (BHG = Bibliotheca Hagiographica Graeca / Ed. F. Halkin. Bruxelles, 1957. Vol. 1. 34), до­шед­шее до нас лишь в од­ной-един­ствен­ной ру­ко­пи­си (Cod. Vat. gr. 1660, 916 г.)
https://azbyka.ru/days/sv-irina-akvilejskaja
или
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/339

☦️
Икона Богородицы Ильинская (Черниговская).
Ильин­ско-Чер­ни­гов­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла на­пи­са­на в 1658 го­ду ико­но­пис­цем Гри­го­ри­ем Кон­стан­ти­но­ви­чем Ду­бен­ским, в мо­на­ше­стве Ген­на­ди­ем. В 1662 го­ду в те­че­ние 8 дней, с 16 по 24 ап­ре­ля, от ико­ны ис­те­ка­ли сле­зы. В том же го­ду та­та­ры на­па­ли на Чер­ни­гов и ра­зо­ри­ли его. В пол­ночь они во­рва­лись в Тро­иц­кую оби­тель, во­шли в цер­ковь, опро­ки­ну­ли все ико­ны, взя­ли всю утварь, но чу­до­твор­ная ико­на со все­ми укра­ше­ни­я­ми оста­лась непри­кос­но­вен­ной. Неви­ди­мая си­ла не до­пу­сти­ла нече­стив­цев до свя­той ико­ны. Ца­ри­ца Небес­ная не до­пу­сти­ла так­же, чтобы вра­ги во­шли в пе­ще­ру пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Пе­чер­ско­го, где скры­ва­лась бра­тия оби­те­ли. Вне­зап­но, как бы устра­шен­ные непо­сти­жи­мым ви­де­ни­ем, та­та­ры об­ра­ти­лись в бег­ство.
Чу­де­са Бо­жи­ей Ма­те­ри от Ее Чер­ни­гов­ской ико­ны опи­сал свя­ти­тель Ди­мит­рий Ро­стов­ский (па­мять 28 ок­тяб­ря и 21 сен­тяб­ря) в кни­ге «Ру­но Оро­шен­ное». Позд­нее о Чер­ни­гов­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри пи­сал свя­ти­тель То­боль­ский Иоанн († 1715, па­мять 10 июня).
Чу­до­твор­ный спи­сок Чер­ни­гов­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­хо­див­ший­ся в Геф­си­ман­ском ски­ту Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры, про­сла­вил­ся в 1869 го­ду.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-ilinskaja-chernigovskaja

☦️
Икона Богородицы Тамбовская (Уткинская).
В 1686 го­ду свя­ти­тель Пи­ти­рим при­е­хал в Там­бов и вме­сте с про­чи­ми свя­ты­ня­ми при­вёз спи­сок (ко­пию) ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мой Ильин­ско-Чер­ни­гов­ской, счи­та­ю­щей­ся по­кро­ви­тель­ни­цей Юго-За­пад­но­го края. По­это­му по­став­ле­на бы­ла ико­на на юго-за­пад­ных го­род­ских во­ро­тах. Со вре­ме­нем ико­ну ста­ли на­зы­вать Там­бов­ской, тем бо­лее что в ико­но­пис­ном об­ра­зе бы­ли неко­то­рые от­ли­чия от Ильин­ско-Чер­ни­гов­ской: по обе сто­ро­ны от Бо­го­ро­ди­цы, спра­ва и сле­ва, бы­ли изо­бра­же­ны пред­сто­я­щие: свя­той Алек­сий, че­ло­век Бо­жий, и пре­по­доб­ная Ев­до­кия. Пред­по­ла­га­ют, что это Небес­ные по­кро­ви­те­ли ро­ди­те­лей епи­ско­па Пи­ти­ри­ма, и, вполне воз­мож­но, что сам он и на­пи­сал об­ра­зы этих свя­тых.
Поз­же на ме­сте юго-за­пад­ных го­род­ских врат со­ору­ди­ли неболь­шую де­ре­вян­ную цер­ковь во имя свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла. В этой церк­ви и пре­бы­ва­ла ико­на. А ко­гда ку­пец Иван Ут­кин по­стро­ил на свои сред­ства в 1771–1778 гг. ка­мен­ную Ар­хи­ди­а­ко­но-Сте­фа­ни­ев­скую цер­ковь, то Там­бов­скую ико­ну пе­ре­нес­ли сю­да и по­ме­сти­ли в ал­та­ре над жерт­вен­ни­ком. Цер­ковь в на­ро­де ста­ли на­зы­вать по име­ни стро­и­те­ля Ут­кин­ской, а ико­ну впо­след­ствии со­вер­шен­но за­бы­ли.
Но Ца­ри­ца Небес­ная са­ма о се­бе на­пом­ни­ла. В на­ча­ле XIX ве­ка од­но­му ка­луж­ско­му за­штат­но­му свя­щен­ни­ку, ко­то­рый стра­дал бо­лез­нью ног и не мог хо­дить, во сне яви­лась имен­но эта ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, и бы­ло ска­за­но: «Оты­щи эту ико­ну. Мо­лись пе­ред ней, и ты по­лу­чишь ис­це­ле­ние». По­сле это­го сна свя­щен­ник по­лу­чил неко­то­рое об­лег­че­ние от сво­ей бо­лез­ни, так что смог хо­дить, и тот­час при­нял­ся разыс­ки­вать уви­ден­ную во сне ико­ну. По­се­тив раз­ные се­ле­ния и го­ро­да, он, на­ко­нец, до­брал­ся до Там­бо­ва, где, осмот­рев все церк­ви, об­на­ру­жил ту са­мую ви­ден­ную во сне ико­ну в ал­та­ре Ут­кин­ско­го хра­ма, а по­сле мо­лит­вы пе­ред ней по­лу­чил со­вер­шен­ное ис­це­ле­ние. Этот слу­чай стал ши­ро­ко из­ве­стен в го­ро­де, и по­сле него бы­ло ещё несколь­ко чу­дес­ных ис­це­ле­ний го­ро­жан.
Там­бов­ская ико­на сно­ва ста­ла из­вест­на, и ко­гда в 1835 го­ду ста­рая Ут­кин­ская цер­ковь был зна­чи­тель­но рас­стро­е­на, то по прось­бе го­ро­жан пра­вый при­дел освя­ти­ли в честь Там­бов­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. С те­че­ни­ем вре­ме­ни бла­го­дар­ные там­бов­цы усерд­но укра­ша­ли ико­ну: по­яви­лась рос­кош­ная среб­ро­по­зла­щён­ная ри­за, мно­же­ство дра­го­цен­ных кам­ней. Слу­чаи ис­це­ле­ния, быв­шие от ико­ны, не успе­ва­ли за­пи­сы­вать. В 1888 го­ду по рас­по­ря­же­нию Свя­тей­ше­го Си­но­да из всех церк­вей го­ро­да 16 ап­ре­ля в честь Там­бов­ской ико­ны стал со­вер­шать­ся крест­ный ход, а в 1900 го­ду са­му цер­ковь ста­ли име­но­вать Бо­го­ро­дич­ной.
По­сле ре­во­лю­ции там­бов­ские хра­мы ра­зо­ри­ли, по­стра­да­ла и чу­до­твор­ная ико­на. С ико­ны сня­ли ри­зу, вы­ко­вы­ря­ли кам­ни, а са­ма она бес­след­но ис­чез­ла. В го­ро­де име­ют­ся чти­мые спис­ки чу­до­твор­но­го об­ра­за.

Изображения:
https://azbyka.ru/days/ikona-tambovskaja-utkinskaja


Жития
Писание