⏳ 2023.04.28 (пт)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 2я по Пасхе (глас 1й)
• пятница (воспоминание распятия, однодневный пост)

☀️ неподвижный годовой круг:
28 апреля (15 апреля)
• апп. Ариста́рха, Пу́да, Трофи́ма (ок. 67)
• мцц. Василиссы, Анастасии (ок. 68)
• мчч. Месукевийских — Су́хия и дружины его: Андрея, Анаста́сия, Талале́ (Фалале́я), Феодори́та, Ивхирио́на, Иорда́на, Кондра́та, Лукиа́на, Мимне́носа, Нерангио́са, Полие́вкта, Иакова, Фо́ки, Доментиа́на, Виктора, Зоси́мы (начало II века)
• мч. Саввы Готфского (372)
• сщмч. Александра (Гневушева) (1930)


☦️
Апостолы от 70-ти Ариста́рх Апамейский, епископ, Пуд, Трофи́м.
Свя­тые апо­сто­лы Ари­старх, Пуд и Тро­фим бы­ли из чис­ла 70-ти апо­сто­лов, ко­то­рых Гос­подь Иисус Хри­стос по­слал пе­ред Со­бою с Еван­гель­ским бла­го­ве­сти­ем (Лк.10:1-24).
Свя­той апо­стол Ари­старх, со­труд­ник свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла, стал епи­ско­пом си­рий­ско­го го­ро­да Апа­меи. Имя его неод­но­крат­но упо­ми­на­ет­ся в кни­ге Де­я­ний свя­тых апо­сто­лов (Деян.19:29, 20:4, 27:2) и в По­сла­ни­ях апо­сто­ла Пав­ла (Кол.4:10; Флп.1:24).
Свя­той апо­стол Пуд упо­ми­на­ет­ся во 2-м По­сла­нии апо­сто­ла Пав­ла к Ти­мо­фею (2Тим.4:21). Он за­ни­мал вы­со­кое по­ло­же­ние чле­на рим­ско­го Се­на­та. В сво­ем до­ме свя­той при­ни­мал пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов, со­би­рал ве­ру­ю­щих хри­сти­ан. Дом его был об­ра­щен в цер­ковь, по­лу­чив­шую на­зва­ние «Пас­тыр­ской». В ней, по пре­да­нию, свя­щен­но­дей­ство­вал сам свя­той апо­стол Петр.
Свя­той апо­стол Тро­фим про­ис­хо­дил из го­ро­да Едес­сы. Имя его упо­ми­на­ет­ся в Кни­ге Де­я­ний свя­тых апо­сто­лов (Деян.20:4) и во 2-м По­сла­нии апо­сто­ла Пав­ла к Ти­мо­фею (2Тим.4:20). Он был уче­ни­ком и спут­ни­ком свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла, раз­де­ляя с ним все скор­би и го­не­ния.
Все три апо­сто­ла при­ня­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну в Ри­ме при им­пе­ра­то­ре Нероне (54–68), од­новре­мен­но со свя­тым апо­сто­лом Пав­лом († ок. 67).

☦️
Мученицы Васили́сса и Анастаси́я Римские.
Свя­тые му­че­ни­цы Ва­си­лис­са и Ана­ста­сия жи­ли в Ри­ме и бы­ли про­све­ще­ны све­том хри­сти­ан­ской ве­ры свя­ты­ми апо­сто­ла­ми Пет­ром и Пав­лом. Они по­свя­ти­ли се­бя слу­же­нию Гос­по­ду. Ко­гда им­пе­ра­тор Нерон (54–68) пре­сле­до­вал хри­сти­ан и пре­да­вал их на му­че­ния и каз­ни, свя­тые Ва­си­лис­са и Ана­ста­сия без­бо­яз­нен­но под­би­ра­ли те­ла му­че­ни­ков и пре­да­ва­ли их чест­но­му по­гре­бе­нию. Об этом до­нес­ли Неро­ну. Свя­тые Ва­си­лис­са и Ана­ста­сия бы­ли за­клю­че­ны в тем­ни­цу. Их под­вер­га­ли же­сто­ким пыт­кам: би­ли кну­том, стро­га­ли же­лез­ны­ми крю­чья­ми, опа­ля­ли ог­нем. Но свя­тые му­че­ни­цы оста­ва­лись непре­клон­ны и му­же­ствен­но ис­по­ве­до­ва­ли свою ве­ру во Хри­ста Спа­си­те­ля. По по­ве­ле­нию Неро­на они бы­ли усе­че­ны ме­чом († ок. 68).

☦️
Мученики Су́хий и дружина его: Андре́й, Анаста́сий, Талале́, Феодори́т, Ивхирио́н, Иорда́н, Кондра́т, Лукиа́н, Мимне́нос, Нерангио́с, Полие́вкт, Иа́ков, Фо́ка, Доментиа́н, Ви́ктор, Зоси́ма.
Свя­той му­че­ник Су­хий и 16 его спо­движ­ни­ков гру­зин бы­ли знат­ны­ми вель­мо­жа­ми при дво­ре ал­бан­ско­го (аг­ван­ско­го) пра­ви­те­ля (кав­каз­ская Ал­ба­ния – го­су­дар­ство на тер­ри­то­рии ны­неш­не­го Азер­бай­джа­на).
Со­про­вож­дая дочь ал­бан­ско­го пра­ви­те­ля Са­те­ни­ку, су­пру­гу ар­мян­ско­го ца­ря Ар­так­са­ра (88–123), свя­той Су­хий и его 16 спо­движ­ни­ков ока­за­лись в Ар­та­ша­те, древ­ней сто­ли­це Ар­ме­нии (го­род был раз­ру­шен рим­ля­на­ми позд­нее, в 163 го­ду). Там про­по­ве­до­вал грек-хри­сти­а­нин Хри­зос, про­све­щен­ный и ру­ко­по­ло­жен­ный во иерея свя­тым апо­сто­лом Фад­де­ем († ок. 44, па­мять 21 ав­гу­ста). Вель­мо­жи уве­ро­ва­ли во Спа­си­те­ля и твер­до ре­ши­ли по­свя­тить всю свою жизнь слу­же­нию Бо­гу. Все сем­на­дцать но­во­об­ра­щен­ных гру­зин по­сле­до­ва­ли за Хри­зо­сом в Ме­со­по­та­мию. Во вре­мя Кре­ще­ния в во­дах Ев­фра­та, со­вер­шен­но­го иере­ем Хри­зо­сом, они удо­сто­и­лись ви­деть Гос­по­да Сла­вы Иису­са Хри­ста.
У ме­ста Кре­ще­ния свя­тые му­че­ни­ки воз­двиг­ли чест­ный крест и на­име­но­ва­ли его «Кре­стом Бла­го­ве­ще­ния». При Кре­ще­нии иерей Хри­зос дал всем свя­тым но­вые име­на: стар­ше­му – Су­хий (вме­сто Ба­га­д­раса), а его спо­движ­ни­кам – Ан­дрей, Ана­ста­сий, Та­ла­ле, Фе­о­до­рит, Ив­хи­ри­он, Иор­дан, Кон­драт, Лу­ки­ан, Мим­не­нос, Неран­гиос, По­ли­евкт, Иа­ков, Фо­ка, До­мен­ти­ан, Вик­тор и Зо­си­ма.
По­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны бла­жен­но­го Хри­зо­са свя­той Су­хий стал ду­хов­ным ру­ко­во­ди­те­лем бра­тии. Вско­ре все пе­ре­се­ли­лись в ди­кую мест­ность на го­ру Су­ка­ке­ти, неда­ле­ко от гор­но­го се­ле­ния Баг­ре­ван­ди. Здесь быв­шие вель­мо­жи ве­ли са­мую стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь, пи­щей им слу­жи­ла скуд­ная гор­ная рас­ти­тель­ность, а пи­тьем – хо­лод­ная клю­че­вая во­да.
Но­вый пра­ви­тель язы­че­ской Ал­ба­нии Да­ти­а­нос узнал о том, что его быв­шие вель­мо­жи при­ня­ли хри­сти­ан­ство и по­се­ли­лись в мо­лит­вен­ном уеди­не­нии. Он по­ру­чил сво­е­му при­бли­жен­но­му Бар­на­па­су с от­ря­дом во­и­нов уго­во­рить их вер­нуть­ся ко дво­ру и об­ра­тить­ся к преж­ней ве­ре. Бар­на­пас разыс­кал свя­то­го Су­хия и его спо­движ­ни­ков, но они, со­блю­дая обет слу­же­ния Бо­гу, от­верг­ли все уго­во­ры.
То­гда по при­ка­зу Бар­на­па­са свя­той Су­хий и его спо­движ­ни­ки бы­ли кре­сто­об­раз­но при­гвож­де­ны к зем­ле и пре­да­ны со­жже­нию. Уми­рая, свя­той Кон­драт, а за ним и дру­гие му­че­ни­ки ста­ли петь 21-й пса­лом. По­сле со­жже­ния их те­ла бы­ли из­руб­ле­ны и раз­бро­са­ны по всей го­ре Су­ка­ке­ти, от­че­го му­че­ни­ки и по­лу­чи­ли на­зва­ние Ме­су­ке­вий­ских (пра­виль­нее – Су­ка­кет­ских). Это со­вер­ши­лось в 123 го­ду (по дру­гим дан­ным – в 130 го­ду; афон­ская пер­га­мент­ная ру­ко­пись XI ве­ка Ивер­ско­го мо­на­сты­ря ука­зы­ва­ет 100 год).
Свя­щен­ные остан­ки му­че­ни­ков оста­ва­лись непо­гре­бен­ны­ми и нетлен­ны­ми до IV ве­ка, ко­гда бы­ли по­ло­же­ны во гро­бы и пре­да­ны зем­ле мест­ны­ми хри­сти­а­на­ми (име­на свя­тых му­че­ни­ков ока­за­лись на­чер­тан­ны­ми на ска­ле).
Свя­той свя­щен­но­му­че­ник Гри­го­рий, про­све­ти­тель Ар­ме­нии († ок. 335, па­мять 30 сен­тяб­ря), воз­двиг на том ме­сте цер­ковь и ос­но­вал оби­тель. Впо­след­ствии там от­крыл­ся це­леб­ный ис­точ­ник.

☦️
Мученик Са́вва Готфский, Муссовский (Валахийский).
Свя­той му­че­ник Сав­ва, по про­ис­хож­де­нию готф, жил в IV ве­ке. В то вре­мя сре­ди гот­фов про­по­ве­до­вал хри­сти­ан­ство епи­скоп Вуль­фил. Сре­ди мно­гих кре­стив­ших­ся был и свя­той Сав­ва.
Став хри­сти­а­ни­ном, он вел доб­ро­де­тель­ную жизнь, был бла­го­го­ве­ен, ми­рен, воз­дер­жан, прост, мол­ча­лив (но за­став­лял умолк­нуть идо­ло­слу­жи­те­лей), из­бе­гал жен­щин, все дни про­во­дил в мо­лит­ве, ча­сто пел в церк­ви и за­бо­тил­ся о ее бла­го­устрой­стве. Он сме­ло про­по­ве­до­вал хри­сти­ан­ство.
Готф­ские кня­зья и судьи под вли­я­ни­ем язы­че­ских жре­цов на­ча­ли го­не­ние на хри­сти­ан и ста­ли при­нуж­дать их к вку­ше­нию идо­ло­жерт­вен­но­го мя­са. Мно­гие из языч­ни­ков, чтобы со­хра­нить жизнь сво­им близ­ким и род­ствен­ни­кам, при­няв­шим хри­сти­ан­ство, по­да­ва­ли им вме­сто идо­ло­жерт­вен­но­го обыч­ное мя­со. Неко­то­рые хри­сти­ане со­гла­си­лись на та­кой об­ман, но свя­той Сав­ва от­ка­зал­ся и за­явил, что хри­сти­а­нин дол­жен от­кры­то ис­по­ве­до­вать свою ве­ру. За это жи­те­ли се­ле­ния, где жил свя­той Сав­ва, вы­гна­ли его, но по­том про­си­ли вер­нуть­ся. Ко­гда пре­сле­до­ва­ние хри­сти­ан уси­ли­лось, од­но­сель­чане свя­то­го Сав­вы ре­ши­ли ид­ти к су­дье и при­не­сти клят­ву в том, что сре­ди них нет ни од­но­го хри­сти­а­ни­на. То­гда свя­той Сав­ва гро­мо­глас­но за­явил: «Не кля­ни­тесь за ме­ня, по­то­му что я – хри­сти­а­нин». Жи­те­ли по­шли и по­кля­лись, что в их се­ле­нии толь­ко один хри­сти­а­нин. По при­ка­за­нию судьи к нему при­ве­ли свя­то­го Сав­ву. Но су­дья, уви­дев его бед­ность, ре­шил, что он не мо­жет ни по­мочь ко­му-ли­бо, ни по­вре­дить, и от­пу­стил его.
Меж­ду тем го­не­ние про­дол­жа­лось. Вско­ре один из готф­ских во­е­на­чаль­ни­ков по име­ни Афа­рид во вре­мя празд­ни­ка свя­той Пас­хи на­пал на се­ле­ние. Свя­той Сав­ва со­брал­ся встре­чать ве­ли­кий празд­ник с епи­ско­пом Гу­фи­ком, но был воз­вра­щен с пу­ти ан­ге­лом в свое се­ле­ние. К то­му вре­ме­ни ту­да вер­нул­ся из Гре­ции и пре­сви­тер Са­псал. Во­и­ны схва­ти­ли свя­щен­ни­ка Са­пса­ла и свя­то­го Сав­ву, ко­то­ро­му не да­ли да­же одеть­ся. Свя­щен­ни­ка вез­ли на те­ле­ге, а свя­то­го Сав­ву, об­на­жен­но­го, ве­ли за те­ле­гой по тер­нов­ни­ку, би­ли пал­кой и би­ча­ми. Гос­подь неви­ди­мо хра­нил му­че­ни­ка, так что ко­гда на­ут­ро они до­стиг­ли го­ро­да, свя­той Сав­ва ска­зал му­чи­те­лям: «По­смот­ри­те на мое те­ло, есть ли на нем сле­ды от тер­нов­ни­ка и от ва­ших уда­ров?» Во­и­ны бы­ли удив­ле­ны, уви­дев му­че­ни­ка здо­ро­вым и невре­ди­мым, без ма­лей­ше­го сле­да пе­ре­не­сен­ных му­че­ний. То­гда свя­то­го Сав­ву рас­тя­ну­ли на осях те­ле­ги и би­ли весь день. Но­чью од­на бла­го­че­сти­вая жен­щи­на вста­ла, чтобы при­го­то­вить еду до­маш­ним, уви­де­ла при­вя­зан­но­го му­че­ни­ка и осво­бо­ди­ла его. Он стал по­мо­гать ей по хо­зяй­ству. Днем по при­ка­за­нию Афа­ри­да свя­той Сав­ва был под­ве­шен к пе­ре­кла­дине до­ма. Ему и свя­щен­ни­ку под­нес­ли идо­ло­жерт­вен­ное мя­со и по­обе­ща­ли от­пу­стить на сво­бо­ду, ес­ли они вку­сят его. Свя­щен­ник Са­псал от­ве­тил: «Мы ско­рее со­гла­сим­ся, чтобы Афа­рид рас­пял нас, чем вку­сим осквер­нен­ное бе­са­ми мя­со». Свя­той Сав­ва спро­сил: «Кто при­слал это мя­со?» «Вла­ды­ка Афа­рид», – от­ве­тил слу­га. «Есть толь­ко один Вла­ды­ка – Бог, Ко­то­рый на Небе­сах», – про­из­нес му­че­ник. В яро­сти один из слуг силь­но уда­рил свя­то­го Сав­ву ко­пьем в грудь. Все ду­ма­ли, что му­че­ник умрет, но свя­той не чув­ство­вал ни­ка­кой бо­ли и ска­зал уда­рив­ше­му; «Твой удар был для ме­ня не силь­нее то­го, как ес­ли бы ты ме­ня уда­рил мяг­кой шер­стью».
Афа­рид ве­лел пре­дать свя­то­го Сав­ву смер­ти. Свя­щен­ни­ка Са­пса­ла оста­ви­ли свя­зан­ным, а свя­то­го Сав­ву по­ве­ли к ре­ке Мус­со­ва, чтобы уто­пить его. По до­ро­ге свя­той ра­дост­но бла­го­да­рил Бо­га за то, что Он спо­до­бил его по­стра­дать за ис­по­ве­да­ние Его свя­то­го Име­ни.
Слу­ги тем вре­ме­нем рас­суж­да­ли меж­ду со­бой: «По­че­му бы нам не от­пу­стить это­го непо­вин­но­го ни в чем че­ло­ве­ка? Афа­рид не узна­ет о том, что мы от­пу­сти­ли его». Свя­той Сав­ва услы­шал их и вос­клик­нул: «Ис­пол­няй­те при­ка­зан­ное вам! Я ви­жу Ан­ге­лов, при­шед­ших со сла­вою взять мою ду­шу!» Му­че­ни­ка бро­си­ли в ре­ку, при­вя­зав к шее его боль­шой об­ру­бок де­ре­ва.
Свя­той Сав­ва по­стра­дал 12 ап­ре­ля 372 го­да, ко­гда ему бы­ло 38 лет. Па­ла­чи из­влек­ли те­ло му­че­ни­ка и бро­си­ли на бе­ре­гу, но хри­сти­ане скры­ли его. Позд­нее один из скиф­ских во­ждей, хри­сти­а­нин Иу­ний Са­ран, пе­ре­нес мо­щи свя­то­го Сав­вы в Кап­па­до­кию, где они бы­ли при­ня­ты с че­стью свя­ти­те­лем Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким (па­мять 14 ян­ва­ря).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/336

☦️
Священномученик Алекса́ндр Гневушев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 23 сен­тяб­ря 1889 го­да в се­ле Рус­ская Циль­на Сим­бир­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Фе­до­ра Ва­си­лье­ви­ча и его су­пру­ги Клав­дии Ни­ко­ла­ев­ны Гне­ву­ше­вых. В 1912 го­ду Алек­сандр окон­чил Сим­бир­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в 1913 го­ду был опре­де­лен пса­лом­щи­ком ко хра­му в се­ле Рус­ская Циль­на.
9 мар­та 1914 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му в честь Рож­де­ства Хри­сто­ва в се­ле Алей­ки­но Сим­бир­ско­го уез­да и на­зна­чен за­ве­ду­ю­щим и за­ко­но­учи­те­лем цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы в се­ле и зем­ской шко­лы в со­сед­ней де­ревне. В 1921 го­ду отец Алек­сандр был на­прав­лен слу­жить в Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­ский храм в се­ло Ко­ма­ров­ка, в 1923 го­ду – в се­ло Шу­мов­ка Сим­бир­ско­го уез­да, а в 1925 го­ду – в се­ло Брян­ди­но Ме­ле­кес­ско­го рай­о­на.
В 1929 го­ду по всей Рос­сии на­ча­лось за­кры­тие вла­стя­ми церк­вей и сня­тие ко­ло­ко­лов. В ян­ва­ре 1930 го­да мест­ные вла­сти и ак­ти­ви­сты-без­бож­ни­ки на­ча­ли кам­па­нию по сня­тию с хра­ма ко­ло­ко­лов и в се­ле Брян­ди­но. На­ме­ре­ва­ясь во вре­мя кам­па­нии до­бить­ся за­кры­тия хра­ма, вла­сти по­тре­бо­ва­ли от свя­щен­ни­ка упла­ты на­ло­гов. По­сколь­ку отец Алек­сандр за­пла­тить не смог, ему бы­ло предъ­яв­ле­но об­ви­не­ние в неупла­те на­ло­гов, и 9 ян­ва­ря 1930 го­да к нему в дом явил­ся член сель­со­ве­та с по­ня­ты­ми для опи­си иму­ще­ства.
13 ян­ва­ря отец Алек­сандр от­слу­жил все­нощ­ную и ска­зал про­по­ведь, ко­то­рая вла­стя­ми впо­след­ствии бы­ла ис­тол­ко­ва­на как ан­ти­со­вет­ская. На­ут­ро, от­слу­жив ли­тур­гию, свя­щен­ник вы­шел с кре­стом на ам­вон и об­ра­тил­ся к при­хо­жа­нам со сло­вом; он ска­зал, что, мо­жет быть, это по­след­ние служ­бы, так как на днях цер­ковь мо­гут отобрать для кол­хоз­ных нужд; он при­звал при­хо­жан по­усерд­ней мо­лить­ся, чтобы Гос­подь из­ба­вил от на­па­док без­бож­ни­ков.
При­хо­жане за­пла­ка­ли; ви­дя их пе­ре­жи­ва­ния, про­сле­зил­ся и свя­щен­ник и, по­ло­жив крест на ана­лой, ушел в ал­тарь, а хор в это вре­мя за­пел кондак, ко­то­рый по­ет­ся в дни Ве­ли­ко­го по­ста: «Ду­ше моя, ду­ше моя, во­ста­ни, что спи­ши? Ко­нец при­бли­жа­ет­ся…»
15 ян­ва­ря со­сто­я­лось об­щее со­бра­ние жи­те­лей се­ла, на ко­то­ром об­суж­дал­ся во­прос о сня­тии ко­ло­ко­лов; все­го при­сут­ство­ва­ло око­ло трех­сот че­ло­век. Со­брав­ши­е­ся, кро­ме груп­пы ак­ти­ви­стов-без­бож­ни­ков, бы­ли на­стро­е­ны ка­те­го­ри­че­ски про­тив уни­что­же­ния ко­ло­ко­лов, и без­бож­ни­кам не уда­лось до­бить­ся пе­ре­ме­ны их на­стро­е­ния.
На сле­ду­ю­щий день, пред­по­ла­гая, что со­сто­ит­ся на­силь­ствен­ное сня­тие ко­ло­ко­лов и за­кры­тие хра­ма, к хра­му со­бра­лось око­ло пя­ти­сот при­хо­жан, чтобы вос­пре­пят­ство­вать без­бож­ни­кам в осу­ществ­ле­нии их на­ме­ре­ний. На ко­ло­коль­ню по пред­ва­ри­тель­но­му уго­во­ру с ма­те­ря­ми за­бра­лись под­рост­ки и уда­ри­ли в на­бат. К тол­пе при­бли­зи­лись сель­ские ак­ти­ви­сты, но по­сле то­го, как из тол­пы по­сы­па­лись угро­зы, они раз­бе­жа­лись. Несколь­ко дней ве­ру­ю­щие де­жу­ри­ли у хра­ма, но вла­сти боль­ше не пред­при­ни­ма­ли по­пы­ток его за­хва­тить.
В на­ча­ле фев­ра­ля отец Алек­сандр по­ехал на­ве­стить род­ствен­ни­ков в Сим­бир­ске, в это вре­мя со­труд­ни­ки ОГПУ аре­сто­ва­ли неко­то­рых участ­ни­ков за­щи­ты хра­ма. 15 фев­ра­ля бы­ло со­став­ле­но об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние. Сле­до­ва­те­ли пи­са­ли: «С пер­вых чи­сел ян­ва­ря 1930 го­да мест­ны­ми сель­ски­ми об­ще­ствен­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми про­во­ди­лась аги­та­ци­он­ная кам­па­ния за сня­тие ко­ло­ко­лов с церк­ви. В про­ти­во­вес этой кам­па­нии свя­щен­ник мест­ной церк­ви Гне­ву­шев… ис­поль­зуя ре­ли­ги­оз­ные пред­рас­суд­ки масс, по­вел уси­лен­ную ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию сре­ди ве­ру­ю­щих про­тив про­во­ди­мых ме­ро­при­я­тий, рас­про­стра­няя про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о том, что цер­ковь от­да­дут в кол­хоз. При вы­пол­не­нии ре­ли­ги­оз­ной служ­бы на­ру­шал уста­вы церк­ви с це­лью воз­дей­ствия на чув­ства ве­ру­ю­щих, ввел ис­пол­не­ние тро­га­тель­ных ве­ли­ко­пост­ных сти­хов, ко­то­рые в обыч­ное вре­мя не при­ме­ня­ют­ся…
По­сле тор­же­ствен­ной про­по­ве­ди ан­ти­со­вет­ско­го со­дер­жа­ния Гне­ву­шев со сле­за­ми на гла­зах ушел в ал­тарь, и в это вре­мя на кли­ро­се за­пе­ли тро­га­тель­ный ве­ли­ко­пост­ный стих: “Ду­ша, что спишь, ко­нец при­бли­жа­ет­ся…” На­хо­дя­щи­е­ся в церк­ви, че­ло­век до двух­сот ве­ру­ю­щих, все пла­ка­ли…
В ре­зуль­та­те ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти Гне­ву­ше­ва и его еди­но­мыш­лен­ни­ков… 16 ян­ва­ря 1930 го­да утром к церк­ви со­бра­лась тол­па че­ло­век че­ты­ре­ста-пять­сот, пы­тав­ша­я­ся учи­нить рас­пра­ву над пред­ста­ви­те­лем мест­ной вла­сти и ак­ти­ви­ста­ми-бед­ня­ка­ми, пы­тав­ши­ми­ся при­звать тол­пу к по­ряд­ку и разъ­яс­нить им, что цер­ковь ни­кто не со­би­ра­ет­ся от­би­рать…»
Вер­нув­шись из Сим­бир­ска, отец Алек­сандр от­пра­вил­ся в лес на за­го­тов­ку дров. В это вре­мя след­ствие над аре­сто­ван­ны­ми бы­ло за­кон­че­но, а свя­щен­ник сна­ча­ла был объ­яв­лен в ро­зыск, как яко­бы скры­ва­ю­щий­ся, и по воз­вра­ще­нии до­мой 22 фев­ра­ля сра­зу же был до­про­шен и на сле­ду­ю­щий день аре­сто­ван. На во­прос, при­зна­ет ли он се­бя ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном об­ви­не­нии, он от­ве­тил, что не при­зна­ет.
28 фев­ра­ля свя­щен­ник был сно­ва до­про­шен. По­сколь­ку со­труд­ни­ки ОГПУ об­ви­ня­ли его в контр­ре­во­лю­ци­он­ной про­по­ве­ди и что он спе­ци­аль­но за­ста­вил петь на кли­ро­се кондак ве­ли­ко­пост­но­го бо­го­слу­же­ния, отец Алек­сандр от­ве­тил, что «в церк­ви ве­ру­ю­щие дей­стви­тель­но пла­ка­ли. Чем бы­ло вы­зва­но та­кое на­стро­е­ние ве­ру­ю­щих – не знаю. Я, ко­гда вы­шел из ал­та­ря с кре­стом, уви­дел, что пла­чут и жен­щи­ны и муж­чи­ны; я то­же про­сле­зил­ся, по­ло­жил крест на ана­лой, а сам ушел в ал­тарь, в это вре­мя на ле­вом кли­ро­се за­пе­ли кондак “Ду­ше моя, ду­ше моя…”, ко­то­рый дей­стви­тель­но по­ет­ся толь­ко в Ве­ли­кий пост; я знал, что это про­ти­во­ре­чит цер­ков­но­му уста­ву, но не хо­тел вме­ши­вать­ся в это де­ло». Свя­щен­ник, же­лая оправ­дать­ся, ска­зал, что знал, что по­всю­ду сни­ма­ют­ся с церк­вей ко­ло­ко­ла, но не стал вме­ши­вать­ся в это де­ло, не чув­ствуя се­бя до­ста­точ­но ав­то­ри­тет­ным; так­же, мо­жет быть, ненор­маль­ным яв­ле­ни­ем бы­ло та­кое скоп­ле­ние лю­дей воз­ле хра­ма, но вме­ши­вать­ся в это де­ло он по­бо­ял­ся.
15 ап­ре­ля 1930 го­да трой­ка при ПП ОГПУ при­го­во­ри­ла от­ца Алек­сандра к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Алек­сандр Гне­ву­шев был рас­стре­лян 28 ап­ре­ля 1930 го­да, о чем был со­став­лен со­от­вет­ству­ю­щий акт: «Труп рас­стре­лян­но­го Гне­ву­ше­ва за­рыт на клад­би­щах за го­ро­дом Улья­нов­ском, близь Стри­же­ва овра­га, на над­ле­жа­щей глу­бине».


Жития
Писание