⏳ 2023.04.27 (чт)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 2я по Пасхе (глас 1й)
• четверг

☀️ неподвижный годовой круг:
27 апреля (14 апреля)
• мч. Ардалио́на (305–311)
• мчч. 1000-и Персидских и Аза́та скопца (ок. 341)
• свт. Марти́на I Римского (655)
• мчч. Антония, Иоанна, Евста́фия Виленских (Литовских) (1347)
• исп. Александра (Орлова) (1941)
• икон Божией Матери «Виленская», «Остробрамская Виленская»


☦️
Мученик Ардалио́н.
Свя­той му­че­ник Ар­да­ли­он при­нял смерть за Хри­ста при им­пе­ра­то­ре Мак­си­ми­ане Га­ле­рии (305–311). Свя­той Ар­да­ли­он был та­лант­ли­вым ми­ми­че­ским ак­те­ром («из ли­це­де­ев»).
Од­на­жды в цир­ке он иг­рал роль хри­сти­а­ни­на. Ак­тер, по за­мыс­лу ав­то­ра, дол­жен был сна­ча­ла от­ка­зать­ся от при­не­се­ния жерт­вы идо­лам, а за­тем со­гла­сить­ся от­речь­ся от Хри­ста. По хо­ду дей­ствия свя­то­го Ар­да­ли­о­на под­ве­си­ли на му­чи­лищ­ном де­ре­ве и ста­ли стро­гать же­лез­ны­ми крю­чья­ми. Он так есте­ствен­но изо­бра­жал стра­да­ния, что зри­те­ли бы­ли в вос­тор­ге и гром­ко вы­ра­жа­ли свои по­хва­лы его ис­кус­ству. Вдруг свя­той ве­лел всем за­мол­чать и объ­явил, что он дей­стви­тель­но хри­сти­а­нин и не от­ре­чет­ся от Гос­по­да. Пра­ви­тель го­ро­да пы­тал­ся пред­ста­вить де­ло так, что свя­той Ар­да­ли­он про­дол­жа­ет иг­рать роль, а в кон­це зре­ли­ща от­ре­чет­ся от Хри­ста и при­не­сет жерт­ву бо­гам. Но свя­той Ар­да­ли­он про­дол­жал ис­по­ве­до­вать свою ве­ру во Хри­ста. То­гда пра­ви­тель при­ка­зал бро­сить му­че­ни­ка на рас­ка­лен­ную ско­во­ро­ду. Так свя­той Ар­да­ли­он удо­сто­ил­ся му­че­ни­че­ско­го вен­ца.

☦️
Мученик Аза́т Персидский.
Му­че­ник Азат Пер­сид­ский был ев­ну­хом, за­ни­мав­шим вы­со­кое по­ло­же­ние при цар­ском дво­ре и поль­зо­вав­ший­ся осо­бен­ной лю­бо­вью и ува­же­ни­ем пер­сид­ско­го ца­ря Са­по­ра. За сме­лое ис­по­ве­до­ва­ние ве­ры Хри­сто­вой св. му­че­ник Азат вме­сте с 1000 му­че­ни­ка­ми был каз­нен в 344 г. Царь Са­пор был силь­но огор­чен смер­тью св. Аза­та. По­сле его кон­чи­ны царь из­дал эдикт, ко­то­рым за­пре­щал пре­да­вать смер­ти хри­сти­ан, и этот эдикт неко­то­рое вре­мя имел си­лу.

Свя­щен­но­му­че­ник Си­ме­он, епи­скоп Пер­сид­ский, по­стра­дал во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан от пер­сид­ско­го ца­ря Са­по­ра II (310–381). Он был епи­ско­пом го­ро­да Селев­кии – Кте­зи­фо­на. Свя­ти­те­ля окле­ве­та­ли в свя­зях с гре­че­ским го­су­дар­ством и враж­деб­ных дей­стви­ях про­тив пер­сид­ско­го ца­ря.
В 344 го­ду царь из­дал указ, по ко­то­ро­му хри­сти­ане бы­ли об­ло­же­ны тя­же­лым на­ло­гом. Ко­гда неко­то­рые из них от­ка­за­лись его пла­тить (это бы­ло пред­став­ле­но как бунт), царь от­крыл же­сто­кое го­не­ние на хри­сти­ан. Свя­то­го Си­мео­на как мни­мо­го вра­га Пер­сид­ско­го цар­ства при­ве­ли на суд в же­лез­ных око­вах вме­сте с дву­мя пре­сви­те­ра­ми-му­че­ни­ка­ми Ав­де­ла­ем и Ана­ни­ей. Свя­той епи­скоп да­же не по­кло­нил­ся ца­рю. Тот спро­сил, по­че­му он не воз­дал ему долж­ных по­че­стей. Свя­ти­тель от­ве­тил: «Рань­ше я кла­нял­ся тво­е­му са­ну, те­перь же, ко­гда я при­ве­ден для то­го, чтобы от­речь­ся от мо­е­го Бо­га и от­сту­пить от сво­ей ве­ры, мне не по­до­ба­ет те­бе кла­нять­ся».
Царь стал убеж­дать его по­кло­нить­ся солн­цу, в про­тив­ном слу­чае он угро­жал со­вер­шен­но ис­тре­бить хри­сти­ан­ство в стране. Но ни убеж­де­ния, ни угро­зы не по­ко­ле­ба­ли му­же­ствен­но­го свя­ти­те­ля, и его по­ве­ли в тем­ни­цу. По до­ро­ге свя­ти­те­ля уви­дел ев­нух Усфа­зан, быв­ший на­став­ник ца­ря. Он встал и по­кло­нил­ся епи­ско­пу, но свя­ти­тель от­вер­нул­ся от него и уко­рил в том, что он, бу­дучи хри­сти­а­ни­ном, из стра­ха пе­ред ца­рем по­кло­нил­ся солн­цу. Ев­нух всем серд­цем рас­ка­ял­ся, сме­нил до­ро­гие одеж­ды на гру­бые и, си­дя у две­рей двор­ца, горь­ко пла­кал: «Го­ре мне, как я пред­ста­ну пе­ред Бо­гом мо­им, от Ко­то­ро­го от­рек­ся? Вот – Си­ме­он, и тот от­вер­нул­ся от ме­ня!» Царь Са­пор узнал о пе­ча­ли сво­е­го лю­би­мо­го вос­пи­та­те­ля и спро­сил его, что слу­чи­лось. Тот от­кры­то ска­зал ца­рю, что горь­ко рас­ка­и­ва­ет­ся в сво­ем от­ступ­ни­че­стве и не бу­дет боль­ше по­кло­нять­ся солн­цу, а толь­ко Еди­но­му Ис­тин­но­му Бо­гу. Царь уди­вил­ся та­кой вне­зап­ной ре­ши­мо­сти стар­ца и лас­ко­во убеж­дал его не уни­жать бо­гов, ко­то­рым по­кло­ня­лись их от­цы. Но Усфа­зан был непре­кло­нен, и его осу­ди­ли на смерт­ную казнь. Един­ствен­ной прось­бой му­че­ни­ка Усфа­за­на бы­ло, чтобы гла­ша­таи опо­ве­сти­ли весь го­род, что он уми­ра­ет не за пре­ступ­ле­ние пе­ред ца­рем, а как хри­сти­а­нин. Царь ис­пол­нил его прось­бу.
Узнал о кон­чине му­че­ни­ка Усфа­за­на и свя­ти­тель Си­ме­он и со сле­за­ми воз­бла­го­да­рил Гос­по­да. Ко­гда его вто­рич­но вы­зва­ли к ца­рю, свя­ти­тель Си­ме­он вновь от­ка­зал­ся по­кло­нить­ся язы­че­ским бо­гам и ис­по­ве­дал ве­ру во Хри­ста. Раз­гне­ван­ный царь ве­лел на гла­зах у свя­ти­те­ля усечь ме­чом всех хри­сти­ан, на­хо­див­ших­ся в тем­ни­це. Без стра­ха шли на казнь хри­сти­ане, бла­го­слов­ля­е­мые свя­ти­те­лем, они са­ми под­к­ло­ня­ли го­ло­вы под меч. Так был обез­глав­лен и спут­ник свя­ти­те­ля Си­мео­на свя­щен­ник Ав­де­лай. Ко­гда оче­редь до­шла до свя­щен­ни­ка Ана­нии, он вдруг за­тре­пе­тал. То­гда один из вель­мож, свя­той Фу­сик, тай­ный хри­сти­а­нин, ис­пу­гал­ся, что Ана­ния от­ре­чет­ся от Хри­ста, и гром­ко вос­клик­нул: «Не стра­шись, ста­рец, за­крой гла­за, и ты тот­час уви­дишь Бо­же­ствен­ный Свет Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста». Этим воз­гла­сом он вы­дал се­бя. Царь при­ка­зал вы­рвать свя­то­му Фу­си­ку язык и со­драть с него ко­жу. Вме­сте со свя­тым Фу­си­ком бы­ла за­му­че­на и его дочь му­че­ни­ца Ас­кит­рея. По­след­ним по­до­шел к па­ла­чу свя­ти­тель Си­ме­он и с мо­лит­вой под­к­ло­нил го­ло­ву на пла­ху († 13 ап­ре­ля 344). Всю пас­халь­ную неде­лю до 23-го ап­ре­ля про­дол­жа­лись каз­ни. Му­че­ни­че­скую кон­чи­ну при­нял и свя­той Азат ев­нух, близ­кий ца­рю са­нов­ник. Ис­точ­ни­ки ука­зы­ва­ют, что стра­да­ния при­ня­ли 1000 му­че­ни­ков, за­тем еще 100 и еще 150.

☦️
Святитель Ма́ртин I Римский, папа Римский.
Свя­ти­тель Мар­тин Ис­по­вед­ник, па­па Рим­ский, был уро­жен­цем Тос­кан­ской об­ла­сти в Ита­лии. Он по­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние и по­сту­пил в клир Рим­ской Церк­ви. По­сле смер­ти па­пы Фе­о­до­ра I (642–649) пре­сви­тер Мар­тин был из­бран на пре­стол.
В то вре­мя мир Церк­ви был на­ру­шен ере­сью мо­но­фе­ли­тов, по­лу­чив­шей ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние.
Бес­ко­неч­ные спо­ры мо­но­фе­ли­тов с пра­во­слав­ны­ми про­ис­хо­ди­ли во всех сло­ях на­се­ле­ния. Им­пе­ра­тор Кон­станс (641–668) и Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх Па­вел II (641–654) так­же бы­ли при­вер­жен­ца­ми ере­си мо­но­фе­ли­тов. Им­пе­ра­тор Кон­станс из­дал ере­ти­че­ский «Об­ра­зец ве­ры» (Ти­пос), обя­за­тель­ный для все­го на­се­ле­ния. В нем за­пре­ща­лись вся­кие даль­ней­шие спо­ры.
Этот ере­ти­че­ский «Об­ра­зец ве­ры» был по­лу­чен в Ри­ме в 649 го­ду. Свя­той па­па Мар­тин, твер­дый по­бор­ник пра­во­сла­вия, со­звал в Ри­ме По­мест­ный Со­бор, ко­то­рый осу­дил мо­но­фе­лит­скую ересь. Свя­ти­тель Мар­тин од­новре­мен­но по­слал Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху Пав­лу по­сла­ние с уве­ща­ни­ем вер­нуть­ся к Пра­во­слав­но­му ис­по­ве­да­нию. Раз­гне­ван­ный им­пе­ра­тор при­ка­зал во­е­на­чаль­ни­ку Олим­пию до­ста­вить свя­ти­те­ля Мар­ти­на на суд. Но Олим­пий, при­быв в Рим, по­бо­ял­ся ду­хо­вен­ства и на­ро­да, со­шед­ше­го­ся на Со­бор, и по­до­слал во­и­на, чтобы тай­но убить свя­то­го па­пу. Ко­гда убий­ца при­бли­зил­ся к свя­ти­те­лю Мар­ти­ну то неожи­дан­но ослеп. Ис­пу­ган­ный Олим­пий по­спеш­но уехал в Си­ци­лию и вско­ре был убит в сра­же­нии.
В 654 го­ду им­пе­ра­тор по­слал в Рим с преж­ней це­лью дру­го­го во­е­на­чаль­ни­ка, Фе­о­до­ра, ко­то­рый предъ­явил свя­ти­те­лю Мар­ти­ну тяж­кие об­ви­не­ния в тай­ном об­ще­нии с вра­га­ми им­пе­рии – са­ра­ци­на­ми, ху­ле­нии Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и нека­но­ни­че­ском вступ­ле­нии на пап­ский пре­стол. Несмот­ря на предъ­яв­лен­ные рим­ским ду­хо­вен­ством и ми­ря­на­ми до­ка­за­тель­ства пол­ной невин­но­сти свя­то­го па­пы, во­е­на­чаль­ник Фе­о­дор но­чью с от­ря­дом во­и­нов схва­тил свя­ти­те­ля Мар­ти­на и от­пра­вил его на один из Цик­лад­ских ост­ро­вов (Нак­сос) в Эгей­ском мо­ре. Це­лый год то­мил­ся свя­ти­тель Мар­тин на этом по­чти без­люд­ном ост­ро­ве, тер­пя ли­ше­ния и оскорб­ле­ния от стра­жи. За­тем из­му­чен­но­го ис­по­вед­ни­ка на­пра­ви­ли на суд в Кон­стан­ти­но­поль.
Боль­но­го стар­ца при­нес­ли на но­сил­ках, но судьи гру­бо при­ка­за­ли ему под­нять­ся и от­ве­чать стоя. По­ка шел до­прос, во­и­ны под­дер­жи­ва­ли осла­бев­ше­го от бо­лез­ни свя­ти­те­ля. На су­де вы­сту­пи­ли лже­сви­де­те­ли, окле­ве­тав­шие свя­то­го в из­мен­ни­че­ских свя­зях с са­ра­ци­на­ми. При­страст­ные судьи не ста­ли да­же слу­шать оправ­да­ний свя­ти­те­ля. В глу­бо­кой скор­би он ска­зал: «Гос­по­ду из­вест­но, ка­кое ве­ли­кое бла­го­де­я­ние ока­же­те вы мне, ес­ли ско­ро пре­да­ди­те смер­ти».
По­сле та­ко­го су­да свя­ти­те­ля в разо­дран­ной одеж­де вы­ста­ви­ли на из­де­ва­тель­ство тол­пы, ко­то­рую за­став­ля­ли кри­чать: «Ана­фе­ма па­пе Мар­ти­ну!» Но те, кто знал, что свя­той па­па стра­да­ет невин­но, со сле­за­ми ухо­ди­ли. На­ко­нец, са­кел­ла­рий, по­слан­ный им­пе­ра­то­ром, по­до­шел к во­е­на­чаль­ни­ку и огла­сил при­го­вор – ли­шить па­пу са­на и пре­дать смерт­ной каз­ни. По­лу­на­го­го свя­ти­те­ля за­ко­ва­ли в це­пи и по­во­лок­ли в тем­ни­цу, где за­клю­чи­ли с раз­бой­ни­ка­ми. Они бы­ли бо­лее ми­ло­серд­ны к свя­ти­те­лю, чем ере­ти­ки.
Меж­ду тем им­пе­ра­тор при­шел к уми­рав­ше­му Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху Пав­лу и рас­ска­зал ему о су­де над свя­тым Мар­ти­ном. Тот от­вер­нул­ся от им­пе­ра­то­ра и ска­зал: «Го­ре мне! Еще но­вое де­я­ние к мо­е­му осуж­де­нию», – и про­сил пре­кра­тить му­че­ния свя­ти­те­ля Мар­ти­на. Им­пе­ра­тор опять по­слал к свя­ти­те­лю в тем­ни­цу но­та­рия и дру­гих лиц для до­пол­ни­тель­но­го до­про­са. Свя­ти­тель от­ве­чал им: «Ес­ли да­же и раз­дро­бят ме­ня, не бу­ду в об­ще­нии с Кон­стан­ти­но­поль­ской Цер­ко­вью, по­ка она пре­бы­ва­ет в зло­ве­рии». Му­чи­те­ли бы­ли по­ра­же­ны му­же­ством ис­по­вед­ни­ка и за­ме­ни­ли смерт­ную казнь ссыл­кой в от­да­лен­ный Хер­со­нес Та­ври­че­ский.
Там свя­ти­тель и скон­чал­ся, из­ну­рен­ный бо­лез­нью, нуж­дой, го­ло­дом и ли­ше­ни­я­ми († 16 сен­тяб­ря 655). Он был по­гре­бен вне го­ро­да во Влахерн­ской церк­ви во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.
Ересь мо­но­фе­ли­тов бы­ла осуж­де­на на VI Все­лен­ском Со­бо­ре в 680 го­ду. Мо­щи свя­то­го ис­по­вед­ни­ка па­пы Мар­ти­на бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль, а по­том в Рим.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/332

☦️
Мученики Анто́ний, Иоа́нн и Евста́фий.
Свя­тые му­че­ни­ки Ан­то­ний, Иоанн и Ев­ста­фий Ви­лен­ские, Ли­тов­ские слу­жи­ли при дво­ре ве­ли­ко­го кня­зя Ли­тов­ско­го Оль­гер­да (1345–1377). Жи­тей­ские рас­че­ты по­двиг­ну­ли Оль­гер­да при­нять хри­сти­ан­ство для то­го, чтобы, же­нив­шись на пра­во­слав­ной ви­теб­ской княжне Ма­рии Яро­славне († 1346), рас­ши­рить свои вла­де­ния. По­на­ча­лу князь по­кро­ви­тель­ство­вал пра­во­слав­ной ве­ре: он раз­ре­шил ду­хов­ни­ку кня­ги­ни Ма­рии свя­щен­ни­ку Несто­ру про­по­ведь, поз­во­лил вы­стро­ить несколь­ко хра­мов – два в Ви­теб­ске и один в Вильне (ныне Виль­нюс) во имя свя­той му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы. Отец Нестор об­ра­тил несколь­ко при­двор­ных ли­тов­цев-языч­ни­ков в пра­во­сла­вие. Сре­ди них бы­ли два бра­та из мест­ной зна­ти – Нежи­ло и Ку­мец, на­зван­ные во Свя­том Кре­ще­нии Ан­то­ни­ем и Иоан­ном. По­сле смер­ти су­пру­ги Оль­герд под дав­ле­ни­ем ли­тов­ских язы­че­ских жре­цов, имев­ших боль­шое вли­я­ние на на­род, от­ка­зал­ся от хри­сти­ан­ства и вновь стал по­кло­нять­ся идо­лам. Свя­тые Ан­то­ний и Иоанн про­дол­жа­ли со­блю­дать все хри­сти­ан­ские обы­чаи, в част­но­сти, не ели ско­ром­ной пи­щи в пост­ные дни. Жре­цы ста­ли тре­бо­вать, чтобы ве­ли­кий князь Ли­тов­ский на­ка­зал свя­тых Ан­то­ния и Иоан­на. Оль­герд уго­ва­ри­вал Ан­то­ния и Иоан­на от­ка­зать­ся от хри­сти­ан­ства. Бра­тья не из­ме­ни­ли сво­ей ве­ре. То­гда раз­дра­жен­ный князь при­ка­зал бро­сить их в тем­ни­цу. Це­лый год то­ми­лись бра­тья в нево­ле. Млад­ший из бра­тьев, свя­той Ан­то­ний, му­же­ствен­но и тер­пе­ли­во пе­ре­но­сил стра­да­ния, а стар­ший, Иоанн, не вы­дер­жал ис­пы­та­ний. Втайне от бра­та Иоанн объ­явил Оль­гер­ду, что го­тов под­чи­нить­ся его во­ле, лишь бы ему воз­вра­ти­ли сво­бо­ду.
Об­ра­до­ван­ный от­ступ­ни­че­ством уз­ни­ка, князь осво­бо­дил не толь­ко Иоан­на, но и свя­то­го Ан­то­ния. Иоанн, хо­тя внешне и ис­пол­нял язы­че­ские об­ря­ды и обы­чаи, но в серд­це сво­ем оста­вал­ся хри­сти­а­ни­ном. Свя­той Ан­то­ний же всем сво­им об­ра­зом жиз­ни от­кры­то ис­по­ве­дал Пра­во­сла­вие. Бра­та сво­е­го уко­рял за ма­ло­ду­шие и тру­сость, при­зы­вал его по­ка­ять­ся и вновь от­кры­то ис­по­ве­до­вать Имя Хри­сто­во.
Од­на­жды к кня­же­ско­му сто­лу, ку­да бы­ли при­гла­ше­ны и свя­тые бра­тья, бы­ло по­да­но мяс­ное блю­до. Иоанн, хо­тя был пост­ный день, из бо­яз­ни му­че­ний не ре­шил­ся от­верг­нуть ско­ром­ную пи­щу. Ан­то­ний же, от­кры­то ис­по­ве­дуя се­бя хри­сти­а­ни­ном, от­ка­зал­ся от мя­са. Раз­гне­ван­ный князь вновь бро­сил свя­то­го Ан­то­ния в тем­ни­цу. От­рек­ший­ся брат остал­ся на сво­бо­де, но с ним, как с пре­да­те­лем, пе­ре­ста­ли об­щать­ся не толь­ко хри­сти­ане, но и языч­ни­ки. Иоанн осо­знал свой тяж­кий грех и стал со сле­за­ми ка­ять­ся в сво­ем ма­ло­ду­шии. Свя­той Ан­то­ний от­ме­тил, что брат­ские от­но­ше­ния у них мо­гут быть толь­ко в том слу­чае, ес­ли он от­кры­то начнет ис­по­ве­до­вать ве­ру в Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Чтобы ис­пол­нить во­лю бра­та, Иоанн ис­кал удоб­но­го слу­чая объ­явить се­бя хри­сти­а­ни­ном.
В удоб­ное вре­мя, ко­гда кня­зя окру­жа­ла мно­го­чис­лен­ная тол­па при­двор­ных, свя­той Иоанн гром­ко объ­явил се­бя хри­сти­а­ни­ном. Это при­ве­ло Оль­гер­да и всех при­сут­ству­ю­щих в та­кую ярость, что они тут же ста­ли же­сто­ко из­би­вать ис­по­вед­ни­ка, по­сле че­го, по при­ка­за­нию кня­зя, он был ввер­жен в ту же тем­ни­цу, в ко­то­рой то­мил­ся его брат свя­той Ан­то­ний. Тол­пы лю­дей при­хо­ди­ли к тем­ни­це, чтобы уви­деть бес­страш­ных ис­по­вед­ни­ков. Си­ла про­по­ве­ду­е­мой ими ис­ти­ны, их непре­клон­ная ве­ра и твер­дость ду­ха в тяж­ких усло­ви­ях за­то­че­ния на­столь­ко по­ра­жа­ли на­род, что мно­гие при­ни­ма­ли Свя­тое Кре­ще­ние. Язы­че­ские жре­цы ста­ли тре­бо­вать от Оль­гер­да, чтобы тот пре­дал свя­тых бра­тьев смер­ти и та­ким об­ра­зом пре­сек быст­ро рас­про­стра­няв­шу­ю­ся в на­ро­де ве­ру во Хри­ста. Ве­ли­кий князь усту­пил тре­бо­ва­нию языч­ни­ков, но сна­ча­ла ре­шил каз­нить од­но­го свя­то­го Ан­то­ния, на­де­ясь, что свя­той Иоанн сно­ва от­ре­чет­ся от хри­сти­ан­ства.
Всю ночь пе­ред каз­нью про­вел свя­той Ан­то­ний в мо­лит­ве, бла­го­да­ря Бо­га за нис­по­слан­ный ему му­че­ни­че­ский ве­нец и про­ся Его укре­пить бра­та в ожи­да­е­мых им тяж­ких ис­пы­та­ни­ях. Утром 14 ап­ре­ля 1317 го­да оба свя­тых му­че­ни­ка при­ча­сти­лись Свя­тых Та­ин, за­тем свя­то­го Ан­то­ния по­ве­ли на казнь. Языч­ни­ки по­ве­си­ли его на ду­бе.
Свя­той же Иоанн по-преж­не­му был тверд и непре­кло­нен в хри­сти­ан­ской ве­ре, по-преж­не­му про­дол­жал про­по­ве­до­вать на­ро­ду, сте­кав­ше­му­ся к тем­ни­це. Обо­злен­ные языч­ни­ки звер­ски рас­пра­ви­лись с ним. 24 ап­ре­ля 1347 го­да они сна­ча­ла уда­ви­ли его, за­тем мерт­во­го по­ве­си­ли на том же ду­бе, как и пред­ска­зы­вал пе­ред смер­тью свя­той Ан­то­ний. Те­ла свя­тых му­че­ни­ков бы­ли с че­стью по­гре­бе­ны ве­ру­ю­щи­ми хри­сти­а­на­ми в хра­ме во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца.
Му­че­ни­че­ская смерть свя­тых Ан­то­ния и Иоан­на при­нес­ла бла­го­дат­ный ду­хов­ный плод. Род­ствен­ник свя­тых бра­тьев Круг­лец, при­двор­ный кня­зя Оль­гер­да, по­тря­сен­ный стой­ко­стью му­че­ни­ков, при­нял Свя­тое Кре­ще­ние от свя­щен­ни­ка Несто­ра с име­нем Ев­ста­фий. По­сле Кре­ще­ния Ев­ста­фий стал ве­сти ис­тин­но хри­сти­ан­ский об­раз жиз­ни, ис­пол­няя все уста­вы пра­во­слав­ной церк­ви. Од­на­жды ве­ли­кий князь, ко­то­рый очень лю­бил сво­е­го мо­ло­до­го при­двор­но­го, за­ме­тил, что тот отрас­тил се­бе во­ло­сы. На во­прос Оль­гер­да, не хри­сти­а­нин ли он, Ев­ста­фий от­кры­то ис­по­ве­дал се­бя хри­сти­а­ни­ном. Та­кое при­зна­ние при­ве­ло кня­зя к ярость. Же­лая от­вра­тить ис­по­вед­ни­ка от Хри­сто­вой ве­ры, он стал при­нуж­дать свя­то­го Ев­ста­фия съесть мя­со. Это бы­ло в пят­ни­цу Рож­де­ствен­ско­го по­ста. Свя­той му­че­ник от­ка­зал­ся. То­гда Оль­герд при­ка­зал бить юно­шу же­лез­ны­ми пал­ка­ми. Но он толь­ко сла­во­сло­вил и бла­го­да­рил Бо­га за то, что Он удо­сто­ил его по­стра­дать за Свое Свя­тое Имя. Оже­сто­чен­ный князь при­ка­зал вы­ве­сти об­на­жен­но­го свя­то­го Ев­ста­фия на силь­ный мо­роз и лить в его уста ле­дя­ную во­ду. От этой пыт­ки те­ло стра­даль­ца по­си­не­ло от хо­ло­да, вре­ме­на­ми оста­нав­ли­ва­лось ды­ха­ние, но он и это му­че­ние вы­нес с Бо­жи­ей по­мо­щью. Оль­герд в бе­шен­стве по­ве­лел раз­дро­бить ему ко­сти ног от по­дош­вы до ко­лен, со­рвать с го­ло­вы вме­сте с ко­жей во­ло­сы, от­ре­зать уши и нос. Так му­чи­ли свя­то­го три дня. Свя­той Ев­ста­фий уте­шал хри­сти­ан, пла­кав­ших при ви­де его му­че­ний: «Не плачь­те обо мне, бра­тия, что раз­ру­ша­ет­ся это зем­ное жи­ли­ще мо­ей ду­ши, по­то­му что вско­ре я на­де­юсь по­лу­чить для нее у Гос­по­да оби­тель неру­ко­тво­рен­ную на небе­сах».
Оль­герд осу­дил его на казнь. Свя­той му­че­ник, несмот­ря на то, что его но­ги бы­ли раз­дроб­ле­ны, укреп­ля­е­мый по­мо­щью Бо­жи­ей, шел на ме­сто каз­ни так бод­ро, что му­чи­те­ли, вед­шие его, ед­ва успе­ва­ли за ним, изум­ля­ясь яв­но­му чу­ду. 13 де­каб­ря 1347 го­да свя­той Ев­ста­фий был му­чим и под­ве­шен на том же ду­бе, что и его род­ствен­ни­ки свя­тые Ан­то­ний и Иоанн. Его чест­ное те­ло бы­ло остав­ле­но на де­ре­ве близ­ко от зем­ли, чтобы его мог­ли съесть хищ­ные зве­ри и пти­цы, но ни один зверь, ни од­на пти­ца не мог­ли при­бли­зить­ся к те­лу: об­лач­ный столп за­щи­щал его от хищ­ни­ков.
Через три дня остан­ки свя­то­го Ев­ста­фия бы­ли по­гре­бе­ны в Ни­коль­ском хра­ме, ря­дом с те­ла­ми свя­тых бра­тьев Ан­то­ния и Иоан­на. На том ме­сте, где рань­ше рос дуб, впо­след­ствии был воз­двиг­нут храм во Имя Пре­свя­той Тро­и­цы. Во вре­мя пе­ре­не­се­ния тел свя­тых стра­сто­терп­цев в этот храм бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми их мо­щи, от ко­то­рых со­вер­ша­лись чу­де­са и ис­це­ле­ния. По прось­бе пра­во­слав­ных ли­тов­цев, свя­ти­тель Алек­сий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский († 1378; па­мять 12 фев­ра­ля), об­ра­тил­ся к Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху Фило­фею (1354–1355, 1362–1376) с тем, чтобы он бла­го­сло­вил при­чис­лить му­че­ни­ков к ли­ку свя­тых. Пат­ри­арх уже в 1364 го­ду при­слал пре­по­доб­но­му Сер­гию Ра­до­неж­ско­му († 1392; па­мять 25 сен­тяб­ря) крест с мо­ща­ми свя­тых Ан­то­ния, Иоан­на и Ев­ста­фия.

По­двиг свя­тых му­че­ни­ков имел ве­ли­кое зна­че­ние для всей Лит­вы. Сам князь Оль­герд не толь­ко воз­вра­тил­ся к хри­сти­ан­ской ве­ре, но в кон­це жиз­ни при­нял ино­че­ство. Все его 12 сы­но­вей бы­ли хри­сти­а­на­ми. К кон­цу XIV ве­ка по­ло­ви­на жи­те­лей Виль­ны ис­по­ве­до­ва­ли пра­во­сла­вие. Впо­след­ствии на про­тя­же­нии сто­ле­тий мо­щи свя­тых стра­сто­терп­цев Ан­то­ния, Иоан­на и Ев­ста­фия не толь­ко про­слав­ля­лись чу­де­са­ми, ис­хо­див­ши­ми от них, но и пре­тер­пе­ли мно­го ис­пы­та­ний. В 1915 го­ду при на­ступ­ле­нии нем­цев эти свя­ты­ни, как са­мые дра­го­цен­ные ре­лик­вии пра­во­сла­вия в При­бал­тий­ском крае, бы­ли взя­ты в Моск­ву мит­ро­по­ли­том Ти­хо­ном, бу­ду­щим пат­ри­ар­хом. В па­мя­ти ве­ру­ю­щих Виль­ню­са и по сей день жи­вут груст­ные вос­по­ми­на­ния о про­ща­нии со свя­ты­ми му­че­ни­ка­ми и ра­дост­ные – о тор­же­ствен­ной встре­че мо­щей свя­тых Ан­то­ния, Иоан­на и Ев­ста­фия в 1946 г. в Ви­лен­ском Свя­то-Ду­хо­вом мо­на­сты­ре. Да­та их воз­вра­ще­ния – 13 (26) июля – с тех пор еже­год­но тор­же­ствен­но от­ме­ча­ет­ся в этом мо­на­сты­ре.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/333

☦️
Исповедник Алекса́ндр Орлов, пресвитер.
Свя­щен­но­ис­по­вед­ник Алек­сандр ро­дил­ся в 1878 го­ду в се­ле Мак­ко­ве­е­во Ка­си­мов­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье учи­те­ля Са­мы­лов­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы Ва­си­лия Ев­до­ки­мо­ви­ча Ор­ло­ва. Вско­ре по­сле рож­де­ния сы­на Ва­си­лий Ев­до­ки­мо­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к По­кров­ско­му хра­му в се­ле Мак­ко­ве­е­во. Окон­чив цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу и ду­хов­ное учи­ли­ще, Алек­сандр с 1905 го­да стал слу­жить пса­лом­щи­ком в По­кров­ской церк­ви в род­ном се­ле. В 1919 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к этой церк­ви.
Диа­кон Алек­сандр ча­сто по­се­щал из­вест­ную в тех кра­ях по­движ­ни­цу, жив­шую в де­ревне Ане­мня­се­во Ка­си­мов­ско­го уез­да, бла­жен­ную Мат­ро­ну; она и по­со­ве­то­ва­ла ему ру­ко­по­ла­гать­ся во иерея к на­хо­дя­ще­му­ся в че­ты­рех ки­ло­мет­рах от Ане­мня­се­ва хра­му.
В ян­ва­ре 1932 го­да ар­хи­епи­скоп Ря­зан­ский Иуве­на­лий (Мас­лов­ский) ру­ко­по­ло­жил диа­ко­на Алек­сандра во свя­щен­ни­ка ко хра­му ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы в се­ле Ше­ян­ки Ка­си­мов­ско­го рай­о­на, и с это­го вре­ме­ни он стал ду­хов­ни­ком бла­жен­ной, ко­то­рой бы­ло то­гда шесть­де­сят два го­да; отец Алек­сандр при­хо­дил к ней слу­жить в боль­шие празд­ни­ки мо­леб­ны, при­ча­щал ее раз в пол­то­ра ме­ся­ца, ино­гда со­бо­ро­вал. В семь лет Мат­ро­на за­бо­ле­ла ос­пой и пол­но­стью ли­ши­лась зре­ния, а ко­гда ей бы­ло де­сять лет, ее неспра­вед­ли­во и же­сто­ко на­ка­за­ла мать; де­воч­ке яви­лась Ца­ри­ца Небес­ная и уте­ши­ла ее. Мат­ро­на рас­ска­за­ла об этом ви­де­нии ма­те­ри, и та с еще боль­шей же­сто­ко­стью из­би­ла ее. С это­го дня де­воч­ка не мог­ла ни хо­дить, ни си­деть, а толь­ко ле­жать и тер­пе­ла мно­го скор­бей от близ­ких род­ных, все уте­ше­ние на­хо­дя в мо­лит­ве к Бо­гу. За этот чрез­вы­чай­ный по­двиг, тер­пе­ние и сми­ре­ние Гос­подь оде­лил ее да­ра­ми про­зор­ли­во­сти и ис­це­ле­ний, и со вре­ме­нем по ее мо­лит­вам ста­ли уте­шать­ся и ис­це­лять­ся мно­гие лю­ди.
Бла­жен­ная с боль­шим по­чте­ни­ем и лю­бо­вью от­но­си­лась к ду­хо­вен­ству и мо­на­ше­ству­ю­щим, как к лю­дям, име­ю­щим су­гу­бое слу­же­ние Бо­гу, а от­ца Алек­сандра лю­би­ла в осо­бен­но­сти. Из­не­мо­гая в те­че­ние мно­гих лет от бо­лез­ней, од­на­жды она по­чув­ство­ва­ла се­бя осо­бен­но нездо­ро­вой и, пред­чув­ствуя бли­зость кон­чи­ны, по­про­си­ла по­чи­тать ка­нон на ис­ход ду­ши; по окон­ча­нии она с гру­стью и в раз­ду­мье ска­за­ла, что не так уже она те­перь жа­ле­ет лю­дей, как жа­ле­ла рань­ше, что вся зем­ная жизнь от­да­ля­ет­ся от нее, ухо­дит. «И уже ни­ко­го мне те­перь не жал­ко, ни­ко­го не жал­ко, – несколь­ко раз по­вто­ри­ла бла­жен­ная, – толь­ко от­ца Алек­сандра немно­жеч­ко, немно­жеч­ко жал­ко».
В 1934 го­ду отец Алек­сандр был пе­ре­ве­ден в Тро­иц­кий храм в се­ло Гусь-Же­лез­ный. Впо­след­ствии, да­вая ха­рак­те­ри­сти­ку на свя­щен­ни­ка, пред­се­да­тель сель­со­ве­та на­пи­сал, что отец Алек­сандр со­вер­шал служ­бы в хра­ме, не ис­пра­ши­вая на них раз­ре­ше­ния сель­со­ве­та, слу­жил мо­ле­бен о до­жде, хо­дил на Пас­ху с крест­ным хо­дом по пло­ща­ди и про­по­ве­до­вал с «укло­не­ни­ем про­тив со­вет­ской вла­сти. Да­ва­е­мые по ре­ше­нию сель­со­ве­та за­да­ния по сбо­ру су­чьев не вы­пол­нял, за что да­вал­ся штраф… Ча­сто хо­дил на дом к цер­ков­ной ста­ро­сте, ко­то­рая на­стро­е­на ан­ти­со­вет­ски.
В июне 1935 го­да со­труд­ни­ки НКВД Ка­си­мов­ско­го рай­о­на на­ча­ли де­ло про­тив бла­жен­ной Мат­ро­ны и ее по­чи­та­те­лей, и в свя­зи с этим 1 июля 1935 го­да аре­сто­ва­ли от­ца Алек­сандра. Он был за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве и сра­зу же до­про­шен.
Сле­до­ва­тель по­тре­бо­вал от свя­щен­ни­ка, чтобы он рас­ска­зал все, что зна­ет о бла­жен­ной Мат­роне. Отец Алек­сандр от­ве­тил, что бла­жен­ная Мат­ро­на поль­зу­ет­ся боль­шим ав­то­ри­те­том сре­ди ве­ру­ю­щих и ее по­се­ща­ет мно­же­ство лю­дей из раз­лич­ных мест; сам он удив­ля­ет­ся ее тер­пе­нию, уму и муд­ро­сти тех со­ве­тов, ко­то­рые она да­ет по­се­ти­те­лям.
– При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в том, что вы в контр­ре­во­лю­ци­он­ных це­лях про­слав­ля­ли бла­жен­ную Мат­ре­ну Бе­ля­ко­ву, про­во­ди­ли сре­ди ве­ру­ю­щих ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию и рас­про­стра­ня­ли лож­ные слу­хи о войне и неиз­беж­ной ги­бе­ли со­вет­ской вла­сти? – спро­сил его сле­до­ва­тель.
– В про­слав­ле­нии бла­жен­ной Мат­ре­ши ви­нов­ным се­бя при­знаю. Я дей­стви­тель­но по­чи­таю ее и жи­ву по ее со­ве­там. Об этом я го­во­рил ве­ру­ю­щим и со­ве­то­вал им схо­дить к ней для со­ве­тов. В ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции и рас­про­стра­не­нии лож­ных слу­хов ви­нов­ным се­бя не при­знаю, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– Нам из­вест­но, что вы в це­лях про­слав­ле­ния бла­жен­ной Мат­ре­ши Бе­ля­ко­вой, про­жи­ва­ю­щей в де­ревне Ане­мня­се­во… рас­ска­зы­ва­ли ве­ру­ю­щим о ее пра­вед­ной жиз­ни, о ее муд­рых со­ве­тах и со­ве­то­ва­ли боль­ным об­ра­щать­ся к ней, как мо­гу­щей ис­це­лить от бо­лез­ней. Ска­жи­те, про­во­ди­ли ли вы упо­мя­ну­тую де­я­тель­ность по про­слав­ле­нию бла­жен­ной Мат­ре­ши?
– Я, как ду­хов­ник бла­жен­ной Мат­ре­ши, бы­вал у нее, знал о ее бла­го­че­сти­вой жиз­ни и муд­ро­сти, по­это­му я дей­стви­тель­но рас­ска­зы­вал ве­ру­ю­щим о ней, как о бла­жен­ной и пра­вед­ни­це, мо­гу­щей да­вать муд­рые со­ве­ты по всем жиз­нен­ным во­про­сам и име­ю­щей спо­соб­ность чу­дес­но ис­це­лять от бо­лез­ней; при этом я со­ве­то­вал ве­ру­ю­щим и осо­бен­но боль­ным схо­дить к ней и по­лу­чить ис­це­ле­ние от сво­ей бо­лез­ни.
– Ска­жи­те, ка­кие со­ве­ты да­ва­ла сво­им по­чи­та­те­лям бла­жен­ная Мат­ре­ша?
– В мо­ем при­сут­ствии бла­жен­ная Мат­ре­ша со­ве­то­ва­ла сво­им по­чи­та­те­лям ча­ще хо­дить в цер­ковь, боль­ше мо­лить­ся, слу­жить мо­леб­ны угод­ни­кам Бо­жьим. Со­ве­то­ва­ла ве­сти трез­вую жизнь. Ува­жать ро­ди­те­лей и стар­ших. Ка­кие со­ве­ты да­ва­ла бла­жен­ная Мат­ре­ша по во­про­су о вступ­ле­нии в кол­хо­зы, мне неиз­вест­но, так как в мо­ем при­сут­ствии на эту те­му ни­ка­ких раз­го­во­ров не бы­ло.
В об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии сле­до­ва­тель на­пи­сал, что свя­щен­ник, «яв­ля­ясь участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пи­ров­ки, в контр­ре­во­лю­ци­он­ных це­лях ак­тив­но про­слав­лял “бла­жен­ную Мат­ре­шу” Бе­ля­ко­ву, ор­га­ни­зо­вы­вал к ней па­лом­ни­че­ство ве­ру­ю­щих и на ее квар­ти­ре со­вер­шал тай­ные бо­го­слу­же­ния…».
2 ав­гу­ста 1935 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при НКВД при­го­во­ри­ло свя­щен­ни­ка Алек­сандра Ор­ло­ва к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь.
За вре­мя его за­клю­че­ния его же­на и дочь пе­ре­еха­ли в се­ло Ми­ти­но Ка­си­мов­ско­го рай­о­на и ста­ли по­мо­гать при хра­ме в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Всех скор­бя­щих Ра­дость». Ко­гда в 1940 го­ду отец Алек­сандр осво­бо­дил­ся из за­клю­че­ния, то преж­де чем ид­ти к род­ным, он за­шел к од­ной из сво­их при­хо­жа­нок, жив­шей в со­сед­нем се­ле, – обо­рван­ный, го­лод­ный, ед­ва жи­вой, и, не про­хо­дя внутрь до­ма, по­про­сил по­сте­лить ему на ков­ри­ке воз­ле две­ри, так как вся его одеж­да бы­ла пе­ре­пол­не­на вша­ми. От­мыв­шись в бане и несколь­ко при­дя в се­бя, он на­пра­вил­ся в Ми­ти­но. Ко­гда он по­до­шел к хра­му, шла все­нощ­ная под празд­ник свя­тых пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, и в это вре­мя из хра­ма вы­шла его су­пру­га с ка­ди­лом в ру­ках, на­ме­ре­вав­ша­я­ся раз­жечь по­силь­ней уг­ли пе­ред на­ча­лом по­ли­е­лея. Свя­щен­ник по­здо­ро­вал­ся с ней, но за вре­мя за­клю­че­ния он из­ме­нил­ся на­столь­ко, что су­пру­га его не узна­ла, и отец Алек­сандр, горь­ко за­пла­кав, ска­зал: «Ви­ди­мо, я недол­го про­жи­ву, что ты ме­ня с ка­ди­лом вы­шла встре­чать». Тут су­пру­га узна­ла его и то­же за­пла­ка­ла.
Отец Алек­сандр стал слу­жить вто­рым свя­щен­ни­ком в Скор­бя­щен­ском хра­ме. Бу­дучи с дет­ства сла­бо­го здо­ро­вья, он еще бо­лее ис­то­щил­ся здо­ро­вьем в ла­ге­ре и уже жил и слу­жил, все вре­мя пе­ре­мог­а­ясь; ме­нее го­да он про­жил, воз­вра­тив­шись из за­клю­че­ния. 27 ап­ре­ля 1941 го­да свя­щен­ник по­до­шел к ок­ну в ком­на­те, где жил, и, уви­дев ко­го-то, хо­тел бы­ло встре­тить, вздох­нул – и по­чил.
Отец Алек­сандр был по­хо­ро­нен у ал­та­ря По­кров­ско­го хра­ма в се­ле Мак­ко­ве­е­во. Мо­щи свя­щен­но­ис­по­вед­ни­ка Алек­сандра (Ор­ло­ва) бы­ли об­ре­те­ны 21 ав­гу­ста 2001 го­да и на­хо­дят­ся ныне в По­кров­ском хра­ме по­сел­ка Сын­тул.

☦️
Икона Богородицы Виленская.
Ви­лен­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­пи­са­на свя­тым еван­ге­ли­стом Лу­кой. Дол­гое вре­мя она бы­ла ро­до­вой свя­ты­ней гре­че­ских им­пе­ра­то­ров в Кон­стан­ти­но­по­ле. В 1472 го­ду ико­ну пе­ре­нес­ла в Моск­ву Со­фия Па­лео­лог, су­пру­га ве­ли­ко­го кня­зя Мос­ков­ско­го Иоан­на III (1462–1505). В 1495 го­ду ве­ли­кий князь бла­го­сло­вил этой ико­ной свою дочь Еле­ну при вы­да­че ее за­муж за Ли­тов­ско­го ко­ро­ля Алек­сандра. В честь пе­ре­не­се­ния ико­ны в быв­шую сто­ли­цу Лит­вы г. Виль­но уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние 15 фев­ра­ля. Поз­же свя­тую ико­ну по­ста­ви­ли в Пред­те­чен­ском хра­ме, в ко­то­ром бы­ла по­гре­бе­на кня­ги­ня Еле­на.
Иоанн Гроз­ный, пы­та­ясь вер­нуть чу­до­твор­ную ико­ну в Моск­ву, пред­ла­гал за нее ко­ро­лю Си­гиз­мун­ду 50 знат­ных ли­тов­ских плен­ни­ков, но ко­роль ре­ши­тель­но от­ка­зал, по­то­му что все ду­хо­вен­ство, как пра­во­слав­ное, так и уни­ат­ское, не хо­те­ло ли­шить­ся это­го со­кро­ви­ща.
В Пре­чи­стен­ском со­бо­ре ико­на пре­бы­ва­ла до по­ло­ви­ны XVIII ве­ка, а по­том бы­ла пе­ре­не­се­на вме­сте с мит­ро­по­ли­ей в Ви­лен­ский Свя­то-Тро­иц­кий мо­на­стырь, на­хо­див­ший­ся то­гда в рас­по­ря­же­нии ба­зи­ли­ан. Пре­чи­стен­ский же со­бор был от­дан уни­а­там. Толь­ко в 1839 го­ду Свя­то-Тро­иц­кий мо­на­стырь вме­сте с ико­ной Оди­гит­рии был воз­вра­щен пра­во­слав­ным. С это­го вре­ме­ни чу­до­твор­ный об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы пре­бы­вал там, при­вле­кая бла­го­го­вей­ное че­ство­ва­ние всех пра­во­слав­ных.
Ико­на Оди­гит­рии на­пи­са­на на че­ты­рех дос­ках, со­еди­нен­ных вме­сте: из них сред­ние сде­ла­ны из ки­па­ри­са, осталь­ные из бе­ре­зы. В 1864 го­ду чу­до­твор­ная ико­на бы­ла под­нов­ле­на.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-vilenskaja

☦️
Икона Богородицы Остробрамская Виленская.
Остробрам­ская (Ви­лен­ская) ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри яв­ля­ет­ся глав­ной свя­ты­ней Виль­ны.
Со­хра­ни­лось несколь­ко пре­да­ний, по­вест­ву­ю­щих об ис­то­рии про­ис­хож­де­ния об­ра­за. Со­глас­но од­но­му из них, ико­на бы­ла при­не­се­на из Кор­су­ни ве­ли­ким кня­зем Оль­гер­дом и по­да­ре­на пер­вой су­пру­ге Ма­рии. Вто­рая су­пру­га ве­ли­ко­го кня­зя, Иули­а­ния, пе­ре­да­ла ико­ну в Тро­иц­кую цер­ковь, от­ку­да об­раз по­пал в ча­сов­ню у ост­рых во­рот.
Дру­гое пре­да­ние го­во­рит о том, что ико­на бы­ла при­сла­на Оль­гер­ду гре­че­ским им­пе­ра­то­ром Иоан­ном Па­лео­ло­гом, ко­гда тот узнал о при­ня­тии Оль­гер­дом хри­сти­ан­ства.
По тре­тье­му ис­точ­ни­ку, чу­до­твор­ная ико­на са­ма чу­дес­но яви­лась на Ост­рых во­ро­тах 14 ап­ре­ля 1431 г. Несо­мнен­но од­но – в 1431 го­ду ико­на уже на­хо­ди­лась в ча­совне близ Тро­иц­кой церк­ви в Рус­ском (или Остром) кон­це го­ро­да Виль­ны и име­но­ва­лась Кор­сун­ской.
В 1498 г. в Вильне в свя­зи с воз­ник­шей опас­но­стью на­па­де­ния та­тар бы­ли за­ло­же­ны но­вые го­род­ские ка­мен­ные сте­ны, со­ору­же­ны во­ро­та с баш­ней, над ко­то­рой бы­ла устро­е­на ча­сов­ня. На эту ча­сов­ню (сна­ру­жи) и бы­ла по­ме­ще­на Кор­сун­ская ико­на, об­ра­щен­ная ли­ком ко вхо­дя­щим в го­род. Так как ча­сов­ня бы­ла со­ору­же­на в «остром» кон­це го­ро­да над во­ро­та­ми, то и на­зва­ние ико­ны по­сте­пен­но за­ме­ни­лось но­вым: она ста­ла име­но­вать­ся Ост­ро­во­рот­ной или Остробрам­ской (бра­ма – во­ро­та).
Во вре­ме­на унии об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы пе­ре­шел сна­ча­ла в соб­ствен­ность ба­зи­ли­ан, а за­тем, при­бли­зи­тель­но в 1624 го­ду, кар­ме­ли­тов, за­хва­тив­ших и ча­сов­ню и ико­ну в свои ру­ки. В 1671 г. кар­ме­ли­ты устро­и­ли вме­сто преж­ней (вет­хой) ча­сов­ни но­вую и, уста­нав­ли­вая в ней ико­ну, об­ра­ти­ли ее ли­ком к ко­сте­лу и го­ро­ду, т.е. внутрь.
По­сле страш­но­го по­жа­ра Виль­ны в 1714 г. ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на в Те­ре­зин­ский ко­стел, но в 1744 г., ко­гда ча­сов­ня бы­ла вновь от­стро­е­на, сно­ва по­ме­ще­на над во­ро­та­ми. В на­ча­ле XIX сто­ле­тия ба­зи­ли­ане пы­та­лись воз­вра­тить ико­ну в свою соб­ствен­ность, спор до­шел до Ри­ма, и па­па по­ве­лел оста­вить ико­ну на по­пе­че­нии оби­те­ли кар­ме­ли­тов, так как она на­хо­ди­лась бли­же к ча­совне, в ко­то­рой пре­бы­вал свя­той об­раз.
В 1812 г. ико­на бы­ла немно­го по­вре­жде­на фран­цу­за­ми, а в 1829 г. от­ре­ста­ври­ро­ва­на. По­сле за­кры­тия в 1832 г. кар­ме­лит­ско­го мо­на­сты­ря, Те­ре­зин­ский ко­стел был пе­ре­име­но­ван в Остробрам­ский и остал­ся в ве­де­нии рим­ско-ка­то­ли­че­ско­го ду­хо­вен­ства.
Ико­на на­пи­са­на на ду­бо­вой дос­ке, изо­бра­же­ние по­яс­ное. Пре­чи­стая Де­ва изо­бра­же­на в мо­мент Бла­го­ве­ще­ния.
Ико­на оди­на­ко­во по­чи­та­ет­ся и пра­во­слав­ны­ми, и ка­то­ли­ка­ми.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-ostrobramskaja-vilenskaja


Жития
Писание