⏳ 2023.04.24 (пн)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 2я по Пасхе (глас 1й)
• понедельник

☀️ неподвижный годовой круг:
24 апреля (11 апреля)
• мчч. Проке́сса и Мартиниа́на (ок. 67)
• сщмч. Анти́пы Пергамского (ок. 68)
• прп. Фарму́фия Египетского (IV)
• прп. Иоанна Солунского (Фессалоникийского) (IX)
• прпп. Иакова Железноборовского (1442), Иакова Брылеевского (XV)
• свт. Варсонофия Тверского (1576)
• свт. Каллини́ка Черникского (1868)
• сщмч. Николая (Гаварина) (1938)


☦️
Мученики Проке́сс и Мартиниа́н.
Свя­тые му­че­ни­ки Про­кесс и Мар­ти­ни­ан бы­ли языч­ни­ка­ми и слу­жи­ли стра­жа­ми в Ма­мер­тин­ской тем­ни­це Ри­ма.
В той тем­ни­це со­дер­жа­лись го­судар­ствен­ные пре­ступ­ни­ки, к ко­то­рым при­чис­ля­ли и хри­сти­ан. На­блю­дая за уз­ни­ка­ми-хри­сти­а­на­ми и слу­шая их про­по­ве­ди, Про­кесс и Мар­ти­ни­ан по­сте­пен­но при­хо­ди­ли к по­зна­нию ис­тин­ной ве­ры в Спа­си­те­ля. Ко­гда в Ма­мер­тин­ской тем­ни­це был за­клю­чен свя­той апо­стол Петр, Про­кесс и Мар­ти­ни­ан твер­до уве­ро­ва­ли во Хри­ста, при­ня­ли от апо­сто­ла свя­тое Кре­ще­ние и от­пу­сти­ли его из тем­ни­цы. На­чаль­ник тюрь­мы Пав­лин узнал об этом и по­тре­бо­вал от свя­тых Про­кес­са и Мар­ти­ни­а­на от­ре­че­ния от Хри­ста. Но они без­бо­яз­нен­но ис­по­ве­да­ли хри­сти­ан­скую ве­ру и опле­ва­ли зо­ло­тую ста­тую Юпи­те­ра. То­гда Пав­лин при­ка­зал бить их по устам, а за­тем, ви­дя твер­дость му­че­ни­ков, под­верг их пыт­ке: му­че­ни­ков из­би­ва­ли же­лез­ны­ми пру­тья­ми, опа­ля­ли ог­нем и, на­ко­нец, бро­си­ли в тем­ни­цу.
Од­на знат­ная и бла­го­че­сти­вая жен­щи­на, по име­ни Лю­ци­на, про­ник­ла к ним и там уте­ша­ла и обод­ря­ла их. Му­чи­те­ля Пав­ли­на вско­ре по­стиг­ло Бо­жие на­ка­за­ние: он ослеп и через три дня умер. Сын Пав­ли­на об­ра­тил­ся к на­чаль­ни­ку го­ро­да с тре­бо­ва­ни­ем немед­лен­но пре­дать му­че­ни­ков смер­ти. Свя­тые Про­кесс и Мар­ти­ни­ан бы­ли усе­че­ны ме­чом († ок. 67). Бла­го­че­сти­вая Лю­ци­на по­греб­ла те­ла му­че­ни­ков.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/323

☦️
Священномученик Анти́па Пергамский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Ан­ти­па (I в. по Р.Х.) был од­ним из уче­ни­ков свя­то­го апо­сто­ла и еван­ге­ли­ста Иоан­на Бо­го­сло­ва, бли­жай­ше­го уче­ни­ка и на­перс­ни­ка Гос­по­да, и воз­глав­лял епи­скоп­скую ка­фед­ру в го­ро­де Пер­гам в Ма­лой Азии. Гос­подь по­ста­вил его на это слу­же­ние, ви­дя ве­ли­чие его ду­ха, и со­об­щил ему бла­го­дат­ные да­ры, име­ю­щие си­лу про­ти­во­сто­ять са­мо­му на­чаль­ни­ку ду­хов зло­бы под­не­бес­ной в од­ном из его зем­ных уде­лов.
Ко вре­ме­ни по­яв­ле­ния свя­то­го Ан­ти­пы в Пер­га­ме, этот го­род яв­лял­ся тре­тьим по ве­ли­чине по­сле та­ких го­ро­дов ан­тич­но­го ми­ра, как Рим и Алек­сан­дрия. Пер­гам сла­вил­ся сво­ей ве­ли­ко­леп­ной ар­хи­тек­ту­рой, биб­лио­те­кой, ко­то­рая со­пер­ни­ча­ла с алек­сан­дрий­ской, му­зе­ем скульп­ту­ры, на­уч­ны­ми шко­ла­ми и круп­ней­шим цен­тром те­ат­раль­но­го ис­кус­ства.
Пер­гам­ский ал­тарь – ал­тарь Зев­са – од­но из гран­ди­оз­ных со­ору­же­ний Древ­не­го ми­ра. В биб­лио­те­ке Пер­га­ма во мно­же­стве хра­ни­лись ру­ко­пи­си по ме­ди­цине, ведь го­род счи­тал­ся цен­тром ме­ди­цин­ской на­у­ки и вра­че­ва­ния. Го­ро­жане воз­ве­ли за сте­на­ми го­ро­да ле­чеб­ни­цу и укра­си­ли ее мно­го­зна­чи­тель­ной над­пи­сью: «Во имя бо­гов смер­ти вход за­пре­щен». Боль­ные при­ни­ма­ли ван­ны в от­де­лан­ных брон­зой бас­сей­нах, пи­ли це­леб­ные во­ды, а ру­ки ис­кус­ных мас­са­жи­стов и бла­го­вон­ные при­ти­ра­ния воз­вра­ща­ли си­лу осла­бев­шим му­ску­лам. В здрав­ни­це мож­но бы­ло от­дох­нуть в те­ни га­ле­рей, си­дя на ка­мен­ных ска­мьях или при­сло­нив­шись к ко­лонне. Под сво­да­ми здесь бы­ли скры­ты осо­бые ру­по­ры, и через них до­но­си­лись го­ло­са неви­ди­мых вра­чей-пси­хо­те­ра­пев­тов. Они убеж­да­ли боль­ных за­быть свои неду­ги, не ду­мать о го­ре­стях и физи­че­ских стра­да­ни­ях, по­дав­лять бо­лезнь си­лой соб­ствен­но­го ду­ха.
Двор­цы и хра­мы Пер­га­ма бы­ли по­стро­е­ны с изя­ще­ством и рос­ко­шью. Здесь был огром­ный те­атр, раз­ме­ра­ми и ар­хи­тек­ту­рой на­по­ми­на­ю­щий ста­ди­он, где в ду­хе вре­ме­ни про­во­ди­лись же­сто­кие иг­ри­ща – бои гла­ди­а­то­ров.
В цен­тре го­ро­да сто­ял язы­че­ский храм Ар­те­ми­ды – бо­ги­ни охо­ты, из­вест­ной сво­им ко­вар­ством, ко­то­рую бо­лее дру­гих бо­гов по­чи­та­ли мест­ные жи­те­ли.
С при­хо­дом в Пер­га­му епи­ско­па Ан­ти­пы бе­сы не смог­ли вы­дер­жать его ду­хов­ной си­лы и бе­жа­ли вон из гра­да. Мо­лит­ва стар­ца жгла их слов­но огонь и гна­ла прочь, а его пла­мен­ное сло­во и свя­тость жиз­ни об­ра­ща­ли ко Хри­сту мно­же­ство языч­ни­ков. Жи­те­ли Пер­га­ма пе­ре­ста­ли при­но­сить жерт­вы в язы­че­ские хра­мы. Не имея ни си­лы, ни вла­сти ис­ку­сить свя­то­го, бе­сы ста­ли яв­лять­ся сво­им зем­ным слу­гам – волх­вам и жре­цам, жа­лу­ясь, что уже не обо­ня­ют жерт­вен­но­го ку­ре­ния, не слы­шат вос­хва­ле­ний, так как их про­го­ня­ет на­чаль­ник хри­сти­ан.
Раз­гне­ван­ные языч­ни­ки схва­ти­ли свя­то­го и при­ве­ли на ка­пи­ще. «Не ты ли тот Ан­ти­па, ко­то­рый ни од­но­му из бо­гов не да­ет на­сы­тить­ся ту­ком жерт­вен­ным? Из-за те­бя бо­ги оста­ви­ли наш го­род и не хо­тят бо­лее охра­нять его! Под­чи­нись на­шим за­ко­нам, или под­верг­нешь­ся до­стой­но­му на­ка­за­нию», – по­тре­бо­вал пра­ви­тель. «Ес­ли ва­ши бо­ги не мо­гут са­ми на­ка­зать за при­чи­нен­ное им оскорб­ле­ние и, при­знав се­бя по­беж­ден­ны­ми от од­но­го ста­ри­ка, са­ми ищут ва­шей по­мо­щи, то как мо­гут охра­нять го­род?» – от­ве­тил Ан­ти­па.
В яро­сти язы­че­ские жре­цы по­влек­ли свя­то­го му­жа в храм Ар­те­ми­ды и бро­си­ли в рас­ка­лен­но­го мед­но­го во­ла, в ко­то­ром при­но­си­ли жерт­вы. Свя­той Ан­ти­па дол­го мо­лил­ся в рас­ка­лен­ном во­ле, а за­тем мир­но пре­дал дух в ру­це Бо­жии, как бы уснув. Хри­сти­ане взя­ли свя­тые мо­щи его и с че­стью по­греб­ли их в Пер­га­ме, и от них ис­тек­ло ми­ро, ис­це­ляв­шее все бо­лез­ни. С тех пор ве­ру­ю­щие, при­бе­гая к свя­щен­но­му­че­ни­ку Ан­ти­пе как ско­ро­му по­мощ­ни­ку в скор­бях и бо­лез­нях, неиз­мен­но по­лу­ча­ют уте­ше­ние и ис­це­ле­ние. Име­ет он и осо­бую бла­го­дать быть ско­рым по­мощ­ни­ком страж­ду­щим от зуб­ных бо­лез­ней.
Мо­лит­вен­ный по­кров свя­щен­но­му­че­ни­ка Ан­ти­пы осо­бен­но необ­хо­дим в на­ше апо­ста­сий­ное вре­мя. В пред­смерт­ной мо­лит­ве свя­той про­сил Гос­по­да, «дабы те, кто бу­дет жить по­сле ме­ня, со­де­ла­лись при­част­ни­ка­ми Ми­ло­сти Его». Се­го­дня он пред­ста­тель­ству­ет за хри­сти­ан, об­на­жая со­кро­вен­ные коз­ни лу­ка­во­го и на­став­ляя на путь спа­се­ния. Бу­дучи тай­но­зри­те­лем су­деб Бо­жи­их и по­бе­ди­те­лем бе­сов еще при жиз­ни, свя­той Ан­ти­па име­ет осо­бую бла­го­дать охра­нять от за­блуж­де­ний и по­кры­вать от бе­сов­ских ис­ку­ше­ний по­след­них вре­мен.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/322

☦️
Преподобный Фарму́фий Египетский, пустынник.
Пре­по­доб­ный Фар­му­фий жил в IV ве­ке в той же пу­стыне, где под­ви­зал­ся в сту­ден­це (ко­лод­це) пре­по­доб­ный Иоанн Египетский (па­мять 29 мар­та), ко­то­ро­го пи­тал свя­той Фар­му­фий.

☦️
Преподобный Иоа́нн Солунский (Фессалоникийский).
Пре­по­доб­ный Иоанн ро­дил­ся в кон­це VIII ве­ка. В юно­ше­ском воз­расте он стал уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Гри­го­рия Де­ка­по­ли­та († ок. 820, па­мять 20 но­яб­ря) и при­нял от него ино­че­ский по­стриг в Со­лун­ском мо­на­сты­ре. Под ру­ко­вод­ством опыт­но­го учи­те­ля пре­по­доб­ный Иоанн до­стиг вы­со­ко­го ду­хов­но­го со­вер­шен­ства.
Ко­гда им­пе­ра­тор Лев Ар­мя­нин (813–820) воз­об­но­вил го­не­ние на пра­во­слав­ных хри­сти­ан за по­чи­та­ние свя­тых икон, пре­по­доб­ный Гри­го­рий Де­ка­по­лит вме­сте с пре­по­доб­ным Иоси­фом Пес­но­пис­цем († ок. 820, па­мять 4 ап­ре­ля) и сво­им уче­ни­ком пре­по­доб­ным Иоан­ном от­пра­вил­ся из Со­лу­ни в Кон­стан­ти­но­поль, чтобы про­ти­во­дей­ство­вать ико­но­бор­че­ской ере­си. Несколь­ко лет, невзи­рая на го­не­ния, свя­тые Гри­го­рий и Иоанн без­бо­яз­нен­но за­щи­ща­ли пра­во­сла­вие, про­по­ве­дуя по­чи­та­ние свя­тых икон. По­сле мно­гих тру­дов пре­по­доб­ный Гри­го­рий скон­чал­ся (око­ло 820 го­да), а вско­ре за ним ото­шел ко Гос­по­ду и его вер­ный уче­ник Иоанн. Пре­по­доб­ный Иосиф Пес­но­пи­сец пе­ре­нес мо­щи свя­тых Гри­го­рия и Иоан­на в по­стро­ен­ную им цер­ковь во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/346

☦️
Преподобный Иа́ков Железноборовский.
Скуд­ны и недо­ста­точ­ны све­де­ния о пре­по­доб­ном Иакове Железноборовском. До на­ше­го вре­ме­ни до­шли лишь из­ве­стия, что пре­по­доб­ный Иа­ков, мир­ское имя ко­то­ро­го не со­хра­ни­лось в ле­то­пи­сях (су­ще­ству­ет вер­сия, что он был кре­щен Иоан­ном), ро­дил­ся в XIV сто­ле­тии в бла­го­че­сти­вой и весь­ма до­ста­точ­ной се­мье га­лич­ских дво­рян Амо­со­вых. Глу­бо­кая и ис­крен­няя на­стро­ен­ность бла­го­че­сти­вых лю­дей то­го вре­ме­ни, к чис­лу ко­то­рых при­над­ле­жа­ли ро­ди­те­ли Иа­ко­ва, име­ла ре­ша­ю­щее вли­я­ние на весь его ду­хов­ный склад.
Еще в са­мых юных ле­тах от­рок об­на­ру­жил осо­бое стрем­ле­ние к бла­го­че­сти­вой жиз­ни. Как пи­шет А. Вос­кре­сен­ский, «остав­ляя свой­ствен­ные его воз­рас­ту иг­ры и за­ба­вы, он преж­де вся­ко­го уче­ния воз­го­ра­ет­ся лю­бо­вию к Бо­гу, ко­гда же, с до­сти­же­ни­ем школь­на­го воз­рас­та, изу­ча­ет гра­мо­ту, – пред ним от­ры­ва­ет­ся чуд­ный, до то­го вре­ме­ни неве­до­мый ему мир. Бла­го­че­сти­вый от­рок на­шел пи­щу для ума и чи­с­та­го серд­ца сво­е­го в жи­ти­ях свя­тых; они ин­те­ре­со­ва­ли, увле­ка­ли его. Здесь он ви­дел пол­ную прав­ду, здесь со­зер­цал вы­со­кий иде­аль­ный мир, к ко­то­ро­му так рвет­ся че­ло­ве­че­ское серд­це. Под их вли­я­ни­ем в от­ро­ке раз­ви­лось вы­со­кое ду­хов­ное на­стро­е­ние, ду­ша его все­це­ло бы­ла устрем­ле­на к гор­не­му небес­но­му оте­че­ству, он уже и те­перь яв­лял­ся как бы от­ре­шив­шим­ся от обы­ден­ной жиз­ни, бу­дучи юным по­движ­ни­ком».
Необыч­ный в юном от­ро­ке об­раз жиз­ни от­ча­сти тре­во­жил его доб­ро­де­тель­ных ро­ди­те­лей, не знав­ших, ка­кой из­бран­ный со­суд бла­го­дат­ный го­то­вит­ся ми­ру Бо­жию в нем.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-iakov-zheleznoborovskij

☦️
Преподобный Иа́ков Брылеевский.
Пре­по­доб­ный Иа­ков Бры­ле­ев­ский был уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва Же­лез­но­бо­ров­ско­го (па­мять 11 ап­ре­ля) и труд­ни­ком его мо­на­сты­ря (сло­во «труд­ник» име­ет два зна­че­ния: «тру­же­ник» и «по­слуш­ник»). Он ос­но­вал впо­след­ствии Бры­ле­ев­скую пу­стынь в честь Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в 5 вер­стах от Пред­те­чен­ско­го Же­лез­но­бо­ров­ско­го мо­на­сты­ря по на­прав­ле­нию к го­ро­ду Бую. Пре­по­доб­ный Иа­ков скон­чал­ся в XV ве­ке и был по­гре­бен во Вве­ден­ской церк­ви.

☦️
Святитель Варсоно́фий Тверской, епископ.
Свя­ти­тель Вар­со­но­фий, епи­скоп Твер­ской, чу­до­тво­рец Ка­зан­ский, ро­дил­ся око­ло 1495 го­да в го­ро­де Сер­пу­хо­ве в се­мье свя­щен­ни­ка Ва­си­лия. При Кре­ще­нии мла­де­нец по­лу­чил имя Иоанн. От­ли­ча­ясь тру­до­лю­би­ем и по­нят­ли­во­стью, от­рок лег­ко овла­дел гра­мо­той, осво­ил чте­ние Псал­ти­ри и цер­ков­ное пе­ние на­столь­ко, что мог не толь­ко сам чи­тать и петь, но и по­мо­гать дру­гим.
В 1512 го­ду крым­ские та­та­ры под пред­во­ди­тель­ством Ах­мат Ги­рея и Бур­нат Ги­рея хо­ди­ли в по­ход на Ря­зань, но «не успев ни­что­же во взя­тии гра­да Ря­за­ни», про­шли быст­рым и неожи­дан­ным опу­сто­ши­тель­ным рей­дом по бе­ре­гам Оки. В чис­ле мно­гих и Иоанн сем­на­дца­ти­лет­ним от­ро­ком был уве­ден в плен. Мно­го при­шлось тер­петь в пле­ну юно­ше, но в су­ро­вых ис­пы­та­ни­ях ве­ра Хри­сто­ва, еще в ро­ди­тель­ском до­ме глу­бо­ко уко­ре­нив­ша­я­ся в серд­це, при­нес­ла плод сто­ри­цей. Упо­вая на Гос­по­да, бу­ду­щий свя­ти­тель мо­лил­ся и пел при­хо­див­шие на па­мять псал­мы, жил, как жи­вет по­слуш­ник в мо­на­сты­ре, непри­мет­но на­вы­кая по­слу­ша­нию, незло­бию и тер­пе­нию. Спал Иоанн со­всем ма­ло, к еде по­чти не при­тра­ги­вал­ся, от­ли­чал­ся усер­ди­ем и кро­то­стью, тру­дил­ся без пре­ко­сло­вия и по­то­му рас­по­ло­жил к се­бе да­же оже­сто­чен­ные серд­ца ино­вер­цев, ко­то­рые, неволь­но при­знав его до­сто­ин­ства, ста­ли об­ра­щать­ся с ним мяг­че и снис­хо­ди­тель­нее, неже­ли с дру­ги­ми.
По­сте­пен­но бла­го­да­ря неза­у­ряд­ным спо­соб­но­стям он овла­дел раз­го­вор­ным та­тар­ским язы­ком до та­кой сте­пе­ни, что по про­ше­ствии двух лет мог не толь­ко хо­ро­шо го­во­рить, но и пи­сать по-та­тар­ски. Плен про­дол­жал­ся три го­да. С боль­шим тру­дом со­брав необ­хо­ди­мую сум­му, свя­щен­ник Ва­си­лий вы­ку­пил сво­е­го сы­на Иоан­на из та­тар­ской нево­ли. Бла­жен­ный Иоанн воз­вра­тил­ся до­мой, од­на­ко серд­це его уже охла­де­ло на­все­гда к непо­сто­ян­ным зем­ным ра­до­стям и уте­хам. Со­глас­но неко­ле­би­мо­му ре­ше­нию, со­зрев­ше­му в ду­ше юно­ши еще в пле­ну, он по­ехал в Моск­ву, где в Спас­ском Ан­д­ро­ни­ко­вом мо­на­сты­ре при­нял ино­че­ское по­стри­же­ние, дав Бо­гу обе­ты дев­ства, по­слу­ша­ния и нес­тя­жа­ния. Но­во­по­стри­жен­но­го ино­ка на­рек­ли Вар­со­но­фи­ем.
Стро­гой и бо­го­угод­ной жиз­нью инок Вар­со­но­фий пре­успе­вал в по­дви­гах доб­ро­де­те­ли и мо­лит­вы. В Ан­д­ро­ни­ко­вом мо­на­сты­ре бы­вал на­ез­да­ми свя­ти­тель Ака­кий, епи­скоп Твер­ской (1522–1567), род­ной млад­ший брат пре­по­доб­но­го Иоси­фа Во­лоц­ко­го и по­стри­жен­ик Иоси­фо-Во­ло­ко­лам­ско­го мо­на­сты­ря, ар­хи­пас­тырь доб­рый и бла­го­че­сти­вый, удо­сто­ен­ный от Бо­га да­ра про­зор­ли­во­сти. Он неод­но­крат­но пред­ска­зы­вал пре­по­доб­но­му Вар­со­но­фию, быв­ше­му еще в сане иеро­ди­а­ко­на, что имен­но он станет неко­гда пре­ем­ни­ком свя­ти­те­ля Ака­кия на Твер­ской ка­фед­ре. О доб­ро­де­тель­ной и бла­го­че­сти­вой жиз­ни пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия ста­ло из­вест­но мит­ро­по­ли­ту Мос­ков­ско­му Ма­ка­рию, ко­то­рый воз­вел свя­то­го Вар­со­но­фия в сан игу­ме­на Ни­ко­ло-Пеш­нош­ской Ме­фо­ди­е­вой пу­сты­ни, ос­но­ван­ной в 1461 го­ду уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го пре­по­доб­ным Ме­фо­ди­ем (па­мять 14 июня) в 15 вер­стах от Дмит­ро­ва. В ста­ри­ну пу­стынь эта име­но­ва­лась «Ни­ко­ла на Пес­ну­ше».
В 1553 го­ду в па­лом­ни­че­стве (в бла­го­дар­ность за чу­дес­ное из­бав­ле­ние от смер­ти) на пу­ти в Ки­рил­лов Бе­ло­зер­ский мо­на­стырь Пеш­нош­скую оби­тель по­се­тил царь Иоанн Гроз­ный с се­мей­ством. Он об­ра­тил вни­ма­ние на опыт­но­го на­став­ни­ка ино­че­ской жиз­ни, по­бы­вав­ше­го в пле­ну и све­ду­ще­го в та­тар­ском язы­ке и нра­вах. По­это­му ко­гда в 1555 го­ду в Ка­за­ни от­кры­ва­ли но­вую епар­хию, вме­сте со свя­ти­те­лем Гу­ри­ем, пер­вым ар­хи­епи­ско­пом Ка­зан­ским, был на­прав­лен в Ка­зань и свя­той Вар­со­но­фий из Пеш­нош­ской оби­те­ли в сане ар­хи­манд­ри­та для ос­но­ва­ния там мо­на­сты­ря.
26 мая 1555 го­да пер­во­свя­ти­те­ли Ка­за­ни тор­же­ствен­но от­пра­ви­лись в путь. Из Моск­вы по ре­кам Москве, Оке и Вол­ге путь до Ка­за­ни длил­ся два ме­ся­ца. В вос­кре­се­нье 27 июля 1555 го­да свя­ти­тель Гу­рий с игу­ме­ном Пеш­нош­ским Вар­со­но­фнем и игу­ме­ном Успен­ско­го Ста­риц­ко­го мо­на­сты­ря Гер­ма­ном при­бы­ли в Ка­зань. С кре­ста­ми и хо­руг­вя­ми бы­ли встре­че­ны они в Ка­зан­ском Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре мест­ным ду­хо­вен­ством и на­се­ле­ни­ем. Вме­сте со свя­тым Вар­со­но­фи­ем в Ка­зань при­бы­ли ино­ки, по­стри­жен­и­ки Пеш­но­ши: Ти­хон, Фе­о­до­рит, Иов, Ан­д­ро­ник, Силь­вестр, а так­же инок Ан­д­ро­ни­ко­ва мо­на­сты­ря Си­ме­он. Уже в сле­ду­ю­щем, 1556 го­ду пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий ис­пол­нил воз­ло­жен­ное на него по­ру­че­ние и устро­ил Пре­об­ра­жен­ский мо­на­стырь в Ка­зан­ском крем­ле. Им был освя­щен пер­вый ка­мен­ный теп­лый храм в мо­на­сты­ре во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Рат­но­го, а впо­след­ствии – и глав­ный храм в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня.
Тай­но от всех он про­дол­жал но­сить вери­ги для из­ну­ре­ния пло­ти. Мо­на­стырь в ско­ром вре­ме­ни сде­лал­ся сре­до­то­чи­ем ду­хов­ной жиз­ни быв­шей та­тар­ской сто­ли­цы. Через несколь­ко лет чис­ло ино­ков в нем до­хо­ди­ло до ста че­ло­век. Свя­той Вар­со­но­фий об­ра­щал та­тар в пра­во­слав­ную ве­ру, че­му нема­ло спо­соб­ство­ва­ло пре­вос­ход­ное зна­ние им та­тар­ско­го язы­ка. Бла­го­да­ря ис­це­ле­ни­ям раз­лич­ных неду­гов имя его ста­ло из­вест­но да­ле­ко за пре­де­ла­ми Ка­за­ни. И нема­ло боль­ных, при­хо­див­ших к нему за вра­че­ва­ни­ем, скло­ня­лись к при­ня­тию хри­сти­ан­ской ве­ры. По смер­ти епи­ско­па Твер­ско­го Ака­кия (1567) свя­ти­тель Филипп, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, вы­звал свя­то­го Вар­со­но­фия в Моск­ву и воз­вел его в сан епи­ско­па Твер­ско­го.
Ис­тин­ным све­тиль­ни­ком был свя­ти­тель Вар­со­но­фий для сво­ей паст­вы, не сло­ва­ми од­ни­ми, но всем су­ще­ством сво­им ука­зуя спа­си­тель­ный путь Хри­стов. Несмот­ря на вы­со­кий свя­ти­тель­ский сан, он про­дол­жал быть сми­рен­ным по­движ­ни­ком, ка­ким был в Пеш­нош­ской оби­те­ли и в Ка­за­ни. Но­чи про­во­дил он в мо­лит­ве, дни в тру­дах и за­бо­тах, от­ды­хая, шил кло­бу­ки и да­рил ино­кам и епи­ско­пам, непре­стан­ной мо­лит­вой усерд­но вра­че­вал те­лес­ные и ду­шев­ные бо­лез­ни об­ра­щав­ших­ся к нему. В то вре­мя на­ча­лись для Рос­сии тяж­кие ис­пы­та­ния – царь Иоанн Гроз­ный, муд­ро и бла­го­че­сти­во пра­вив­ший Рос­си­ей, стал ужа­сом и би­чом для сво­их под­дан­ных, на­саж­дая так на­зы­ва­е­мую «оприч­ни­ну». Тверь не при­над­ле­жа­ла оприч­нине и по­то­му не поль­зо­ва­лась бла­го­склон­но­стью ца­ря. С ужа­сом и него­до­ва­ни­ем ви­дел свя­ти­тель Вар­со­но­фий, как его друг Гер­ман, ар­хи­епи­скоп Ка­зан­ский (па­мять 6 но­яб­ря), неко­гда поль­зо­вав­ший­ся ува­же­ни­ем ца­ря, был вы­зван из Ка­за­ни в Моск­ву для воз­ве­де­ния в сан мит­ро­по­ли­та, од­на­ко по­сле то­го, как на­пом­нил ца­рю ти­хи­ми и крот­ки­ми сло­ва­ми, что тот даст от­вет на су­де Бо­жи­ем за свои же­сто­ко­сти, был из­гнан и умер в за­то­че­нии. Мно­го страш­ных со­бы­тий про­шло пред оча­ми свя­ти­те­ля Вар­со­но­фия за че­ты­ре го­да его ар­хи­ерей­ско­го слу­же­ния. Глу­бо­ко со­кру­шал­ся о сво­ей пастве свя­ти­тель Вар­со­но­фий. Ощу­щая стар­че­скую немощь, он в 1571 го­ду уда­лил­ся на по­кой в ос­но­ван­ную им в Ка­за­ни оби­тель. Пять лет про­вел он в Пре­об­ра­жен­ском мо­на­сты­ре на по­кое, в мо­лит­ве и уеди­не­нии, где при­нял ве­ли­кую схи­му. Ко­гда он не мог по немо­щи сам хо­дить в цер­ковь, лю­бя­щие уче­ни­ки по­мо­га­ли ему по­се­щать храм Бо­жий, зная его лю­бовь к Бо­го­слу­же­нию.
Скон­чал­ся свя­ти­тель Вар­со­но­фий 11 ап­ре­ля 1576 го­да и был по­гре­бен в Пре­об­ра­жен­ском мо­на­сты­ре ар­хи­епи­ско­пом Ка­зан­ским Ти­хо­ном. В 1595 го­ду по бла­го­сло­ве­нию свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Иова (1588–1607) по­стро­ен в этом мо­на­сты­ре но­вый храм в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня. При стро­и­тель­стве хра­ма бы­ли об­ре­те­ны мо­щи свя­ти­те­лей Ка­зан­ских Гу­рия и Вар­со­но­фия. Жиз­не­опи­са­ние свя­ти­те­лей Гу­рия и Вар­со­но­фия со­став­ле­но бы­ло свя­щен­но­му­че­ни­ком пат­ри­ар­хом Ер­мо­ге­ном.

☦️
Святитель Каллини́к Черникский, епископ.
Святитель Каллиник, епископ Рымникский, в миру Константин, родился в Бухаресте 7 октября 1787 года, в родовитой благочестивой семье Антония и Флоари (в монашестве Филофеи). В ином житии сообщается, что родители его были бедняками. Жизнь святого началась под благотворным влиянием христианского быта и молитвы в семье. Также он получил образование бухарестской греко-румынской школе при храме.
Бывать в Черникском монастыре под Бухарестом он, вероятно, начал еще при жизни преподобного настоятеля обители Георгия, который стал ему духовным наставником. В марте 1807 года поступил в Черникский монастырь. В следующем году его духовник Пимен испросил настоятеля Тимофея постричь послушника в монашество. Постриг последовал 12 ноября 1808 года с именем Каллиник.
Ночью Каллиник посвящал сну не более трех часов, сидя на табурете, а днем исполнял самую грубую работу. После того как его духовный отец удалился на Афон, он решил питаться только хлебом и водой – соблюдал такой пост он 40 дней. Но игумен запретил подобные аскетические подвиги, и с тех пор святой принимал участие в общей трапезе, однако ел мало, а по субботам и воскресеньям съедал немного сыра и выпивал чуть-чуть молока, чтобы полностью победить грех гордыни. Его внешний облик свидетельствовал о повсечасном отсечении плотских удовольствий, а глаза распухли от слез, которые он каждый день проливал в своей келье.
После месяца служения в Никольском храме Черникского монастыря святитель Каллиник был рукоположен во иеродиакона болгарским владыкой-беженцем святителем Софронием Врачанским. Под началом духовника Каллиник проводил подвижническую жизнь в посте, молитве, трудах и чтении духовных книг. В 1812 году вместе со своим духовником был направлен в Нямецкий монастырь собирать пожертвования на восстановление Никольской церкви, которая была разрушена землетрясением.
В 1813 году эпидемия унесла жизни многих священников, и Каллиник был вынужден против воли принять священнический сан. Во иеромонаха он был рукоположен епископом Дионисием (Лупу). После этого святой удвоил монашеские подвиги и проявлял еще большую любовь ко всем братиям, никому не оказывая предпочтения. Благодать Господня, почивавшая на нем, позволяла Каллинику в каждом человеке видеть образ Божий, а его любовь к людям проявлялась в глубоком смирении. Через два года преподобный сделался духовником братии, а вскоре духовником уже не одних монахов, но и многочисленных мирян, живших поблизости, священников, епископов и лиц высокого положения, так что сам митрополит приезжал в Черникский монастырь, чтобы получить совет и утешение у святого монаха.
В 1817 году отправился на Святую Гору Афон, где провел почти год, наблюдая духовную жизнь и собирая полезные наставления.
По кончине настоятеля Дорофея, 14 декабря 1818 года, был избран настоятелем Черникского монастыря на духовном соборе обители. В ту пору ему был 31 год. Двумя годами позже был возведен в достоинство архимандрита. Проявляя смирение и милосердие, он сумел исправить строптивых монахов, и все братия с воодушевлением выказывали послушание тому, на кого смотрели как на ангела Божия. Святой Каллиник считал послушание основой монашеской жизни, говоря: «Общежительный образ жизни покоится на святом послушании и основан Господом нашим Иисусом Христом, земная жизнь Которого служит нам образцом». Он советовал братиям избегать суетных разговоров, поскольку они неизбежно приводят к сквернословию, и сосредоточивать все усилия на постоянной внутренней молитве. Он говорил также: «Игумен – это сердце всех сердец. Он есть путь, ведущий к совершенству тех, кто собирается вокруг него».
Во время греческого народного восстания 1821 года, за которым последовали ужасные репрессии со стороны турок, многие жители Бухареста скрывались в Черникском монастыре. Святой настоятель принимал всех, кто искал у него защиты, и кормил из монастырских запасов, утешая пострадавших. Когда турки поставили вокруг монастыря пушки, желая разрушить его, святой собрал монахов и мирян в церкви, чтобы отслужить всенощную. По их молитвам и благодаря заступничеству святого Николая, покровителя монастыря, турецкие отряды отступили, не причинив обители никакого вреда. Не раз еще молитва святого Каллиника спасала монастырь от турецкой угрозы.
Однажды припасы в обители подошли к концу, братии угрожал голод. Святой Каллиник вознес горячую молитву к Богу – и перед воротами монастыря предстали люди, которые привезли на быках две повозки, полные хлеба. Они были посланы пашой из соседнего военного лагеря.
В течение 32-летнего настоятельства в Чернике, святой Каллиник показал себя искусным руководителем обители. Пастырское попечение святого охватывало все стороны жизни людей, вверенных ему Господом, – от самых возвышенных духовных вопросов до повседневных мелочей. За несколько лет число монахов его обители увеличилось до 350 человек. Из монастырской братии впоследствии вышли такие видные деятели Румынской Церкви, как трансильванец епископ Иоанникий (Стратоникиас); видный композитор протосингел Наум (Рымничяну); профессор религии архимандрит Вениамин (Кэтулеску); ученик и жизнеописатель святого Каллиника Анастасий (Балдовин); следующий Черникский настоятель Никандр.
При Каллинике была построена новая церковь, монашеская школа, больница, множество келий и мастерских, в которых братия сами трудились, чтобы обеспечить общину всем необходимым и подавать милостыню. Кроме того, общины многих монастырей, расположенных поблизости, избрали святого Каллиника своим духовником и следовали его духовным советам.
Между 1832 и 1836 годами под его началом в монастыре была построена Георгиевская церковь на острове. Храм был вскоре разрушен землетрясением, но был снова восстановлен к 1842 году. В 1846 году началось строительство новой Троицкой церкви в Птичьем монастыре, который находился под опекой Черникского. Были основаны также мастерские для изготовления церковных облачений. Так как в то время Валахия была лишена типографий, святой Каллиник также занимался переписыванием рукописей.
Святой Каллиник был добрым наставником и для мирян, посещавших в обитель. В течение нескольких месяцев в 1821 году укрывал и кормил многочисленных беженцев от турок. Для детей местного села основал школу и оплачивал учителя. В Кымпине построил приходскую Успенскую церковь и учредил при ней школу. Из своих и из монастырских средств построил и другие храмы в близлежащих селах, а также помогал другим монастырям.
Со времени кончины митрополита Унгро-Влахийского святителя Григория в 1834 году, господарь Валашский Александр Гика звал архимандрита Каллиника на митрополичью кафедру, но тот, считая себя недостойным, отказывался. Однако, в 1850 году, когда все четыре архиерейские кафедры Валахии оказались вдовствующими, новый господарь Барбу Штрибей убедил его принять епископство. 14 сентября 1850 года святой Каллиник был избран, а 26 октября того же года в Бухарестском митрополичьем соборе – рукоположен во епископа Рымникского.
В ином житии сообщаются обстоятельства, при которых святой стал епископом. Безупречно евангельский образ жизни святого вызывал у некоторых зависть. И однажды недруги подмешали яд к его питью. Святой уже не мог встать с постели, преисполнившись готовности предстать пред Господом. И тогда небесный глас повелел ему подняться и известил о возведении его в сан епископа Рымника-Вылчи.
Прибыв на место служения, святой Каллиник нашел епархию в тяжелом состоянии. Уже десять лет как тут не было собственного архиерея, епископский дом и кафедральный собор были сожжены, семинария и некоторые храмы стояли закрытыми со времени революции 1848 года, число и подготовка духовенства были недостаточными. Новый архипастырь начал объезжать приходы и поставлять новых священников. В 1851 году он открыл семинарию в Крайове, а в 1854 году перенес ее обратно в Рымник. Также был открыт ряд псаломщицких школ.
В 1854 году, после переезда в Рымник, начал строить новый кафедральный собор и восстановил в епископском доме лечебницу. Между 1859 и 1864 годом на свои средства построил новый храм в скиту Фрэсиней. Здесь он ввел строгий афонский устав, который испытал на себе. Во время секуляризации монастырских имуществ в Румынии в 1863 году испросил у князя Александра Кузы особого исключения для Фрэсинейского монастыря, который, в отличие от прочих румынских обителей, сохранил все свои владения.
Как книголюб и просветитель, открыл типографию и напечатал ряд книг в Бухаресте. К 1860 году, с помощью займа, открыл книгопечатню и в своей епархии. За год до кончины он подарил печатный станок городу Рымник, с условием, что издательство будет носить его имя и половина доходов пойдет на поддержку городских школ и бедных учеников и семинаристов.
Святитель Каллиник был патриотом. Как иерарх, он принял участие в Общем земском собрании (Adunării obşteşti a ţării), затем был избран депутатом в Ад-хок дивана (Divanul Ad-hoc) который готовил объединение Румынии. Он также поучаствовал в избирательном собрании, которое выбрало первого князя объединенного государства, Александра Иоанна Кузу. С весны 1857 года разослал окружное письмо протопопам и игуменам своей епархии, с указанием во всех церквах молиться «о единении румын в единой воле и совести, да испросят законной жизни в своем отечестве». Он также увещевал духовенство своей епархии чтить свою страну и правителей и не жалеть средств на общественное благо, ибо «добрый христианин есть добрый патриот».
Святость подвижника больше всего проявилась в его частной жизни. Знавшие святителя удивлялись его обильному благотворению, простоте одежды, доброте и мягкости, постам и бдениям. Афанасий (Балдовин) свидетельствовал, что у святителя был список людей, которым он помогал. Всегда при поставлении священников он снабжал их книгами и деньгами на проезд. По словам Афанасия, святой «был так милостив, что когда у него нечего было дать, он давал свою одежду и со слезами молил меня, недостойного, искать денег, где я только могу, чтобы он мог давать своим братьям во Христе, как он называл бедных и бессильных».
По примеру святого Николая, акафист которому он читал каждый день, епископ усердно заботился о пастве и проявлял по отношению к ней безграничное милосердие. Он отдавал бедным все до последней рубашки и со слезами молил своего ученика Анастасия изыскивать деньги всеми доступными средствами, дабы раздавать нищим, которых он называл братьями во Христе. Не раз он творил чудеса, обладая также дарами прозорливости и пророчества, предсказав, например, русско-турецкую войну 1877 года и значительные политические события, ожидавшие Румынию после того, как на ее территорию вступят русские войска во главе с царем.
Современники описали несколько случаев излечения болезней по молитвам святого – в частности исцеление дочери работника из Муйеряски, который трудился на строительстве Рымникского кафедрального собора.
Святитель жил воздержанной жизнью, никогда не вкушая мяса и отдыхая только на деревянном стуле. Ночи он посвящал молитве и чтению духовной литературы. Чтобы не поддаться сну, он клал сверху на книгу тяжелый металлический предмет, чтобы просыпаться, когда этот предмет с шумом падал на землю. Он призывал своих священников следовать образцу монашеской жизни и строго пресекал симонию и безнравственное поведение в среде духовенства. Когда старость заставила его составить завещание, он написал, что не оставляет денег на свое погребение и поминание, так как все свои средства он раздал нищим или вложил в восстановление зданий.
Ослабленный старостью и болезнью, в 1867 году он удалился на покой в Черникский монастырь. Так как правительство отказалось отпустить его на покой, он оставался Рымникским архиереем до кончины, поставив Черникского архимандрита Григория наблюдателем за делами епархии. Около года прожил как простой монах. Он непрестанно молился, и ученики, находившиеся в келье, видели неизреченное сияние, окружавшее его голову. После одного из бывших ему видений он сказал Афанасию, который приступал к нему с расспросами: «Внимайте, ибо этот дом непрестанно посещают ангелы и иные небесные существа. Помни же о том, что я тебе рассказывал и показывал».
Предсказав свою кончину за 13 дней, святой Каллиник 11 апреля 1868 года, на следующий день после Пасхи, собрался с силами, умыл лицо, облачился в погребальные одежды и благословил всех присутствующих. Затем, стоя на ногах и держа в руках крест, он склонился на грудь монаха Германа со словами: «Прощай, мы увидимся вновь в радости мира иного!» Его тело было погребено в возведенной им Георгиевской монастырской церкви.

Почитание святого Каллиника было официально признано Румынской Церковью в 1955 году, однако задолго до того румынский народ почитал его как любимейшего святого. От мощей Каллиника, пребывающих в его родном монастыре, по сей день совершаются многочисленные чудеса.

☦️
Священномученик Никола́й Гаварин, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 23 де­каб­ря 1870 го­да в го­ро­де Якоб­штад­те Кур­лянд­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­но­слу­жи­те­ля Иоан­на Га­ва­ри­на. Ни­ко­лай окон­чил в 1893 го­ду Риж­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию по пер­во­му раз­ря­ду и один курс Ду­хов­ной ака­де­мии и был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му в го­ро­де Грод­но. Во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой вой­ны в 1915 го­ду, в свя­зи с во­ен­ны­ми дей­стви­я­ми, при­чт хра­ма был эва­ку­и­ро­ван в Моск­ву, и отец Ни­ко­лай стал слу­жить в хра­ме свя­ти­те­ля Ни­ко­лая на Ще­пах близ Смо­лен­ской пло­ща­ди.
Спу­стя де­ся­ти­ле­тие по­сле ре­во­лю­ции, в 1930 го­ду со­вет­ские вла­сти ста­ли вы­се­лять из Моск­вы тех, ко­го они счи­та­ли со­ци­аль­но чуж­ды­ми, а к ним в первую оче­редь при­над­ле­жа­ло ду­хо­вен­ство. По­те­ряв ме­сто жи­тель­ства, отец Ни­ко­лай уехал сна­ча­ла в се­ло Кун­це­во, а за­тем по­се­лил­ся в по­сел­ке Нем­чи­нов­ка под Моск­вой и стал слу­жить в хра­ме Рож­де­ства Хри­сто­ва.
Храм в Нем­чи­нов­ке по­явил­ся в 1918 го­ду, ко­гда об­щи­на ве­ру­ю­щих по­про­си­ла мест­но­го до­мо­вла­дель­ца Нем­чи­но­ва по­жерт­во­вать под храм свою лет­нюю да­чу. Тот со­гла­сил­ся, но с усло­ви­ем, что ве­ру­ю­щие са­ми ее от­ре­мон­ти­ру­ют, чтобы она мог­ла слу­жить цер­ко­вью. Мест­ные вла­сти да­ли раз­ре­ше­ние на устрой­ство пра­во­слав­но­го мо­лит­вен­но­го до­ма, и ве­ру­ю­щие при­ня­лись за ре­монт. Да­ча, по­стро­ен­ная шесть­де­сят лет на­зад, бы­ла без фун­да­мен­та, с оди­нар­ным по­лом, оди­нар­ны­ми две­ря­ми и ок­на­ми и к это­му вре­ме­ни силь­но об­вет­ша­ла. Ве­ру­ю­щие про­из­ве­ли ка­пи­таль­ный ре­монт, пол­но­стью за­ме­ни­ли сгнив­ший пра­вый угол зда­ния, при­стро­и­ли ко­ло­коль­ню и вы­стро­и­ли ря­дом неболь­шой дом для свя­щен­ни­ка. Од­на­ко, несмот­ря на ре­монт, тем­пе­ра­ту­ра в хра­ме в зим­ние ме­ся­цы не под­ни­ма­лась вы­ше трех гра­ду­сов.
В кон­це 1934 го­да но­вый пред­се­да­тель Нем­чи­нов­ско­го по­сел­ко­во­го со­ве­та за­пре­тил про­ве­де­ние при­ход­ских со­бра­ний, ко­ло­коль­ный звон, а за­тем по его рас­по­ря­же­нию бы­ли сня­ты и са­ми ко­ло­ко­ла. Спу­стя немно­го вре­ме­ни, он ре­шил храм за­крыть, а зда­ние от­дать под за­ня­тия физ­куль­тур­ни­ков, ссы­ла­ясь на ма­ло­чис­лен­ность при­хо­жан. В это вре­мя в по­сел­ке бы­ло око­ло се­ми­сот до­мов и про­жи­ва­ло во­семь ты­сяч жи­те­лей, из ко­то­рых две ты­ся­чи под­пи­са­лись как ве­ру­ю­щие под за­яв­ле­ни­ем с про­те­стом про­тив за­кры­тия хра­ма.
2 ап­ре­ля 1935 го­да жив­ший на по­кое в Нем­чи­нов­ке спо­движ­ник по мис­си­о­нер­ской де­я­тель­но­сти мит­ро­по­ли­та Ма­ка­рия (Нев­ско­го) ар­хи­епи­скоп Ин­но­кен­тий (Со­ко­лов) на­пра­вил хо­да­тай­ство на имя сест­ры Ле­ни­на Ма­рии Ильи­нич­ны.
«Я, ни­же­под­пи­сав­ший­ся, – пи­сал вла­ды­ка, – про­жи­ваю в по­сел­ке Нем­чи­нов­ка с 1927 го­да в ка­че­стве част­но­го ли­ца под кро­вом и на ижди­ве­нии од­но­го мо­е­го сы­на, про­то­и­е­рея Алек­сия Кон­стан­ти­но­ви­ча Со­ко­ло­ва. Ра­нее это­го вре­ме­ни, в те­че­ние по­лу­ве­ка, тру­дил­ся я на мис­си­о­нер­ском по­при­ще, при­во­дя из тьмы неве­де­ния к по­зна­нию Хри­сто­вой ис­ти­ны идо­ло­по­клон­ни­ков, ко­чев­ни­ков гор­но­го Ал­тая… сна­ча­ла в зва­нии про­сто­го мис­си­о­не­ра-свя­щен­ни­ка, по­том в долж­но­сти на­чаль­ни­ка Мис­сии в сане епи­ско­па. В на­сто­я­щее вре­мя по пре­клон­но­сти лет (ро­дил­ся 13 фев­ра­ля 1846 го­да) на­хо­жусь в пол­ной от­став­ке. Со­стою не у дел. Од­на­ко имею бла­го­сло­ве­ние Свя­щен­но­го Пат­ри­ар­ше­го Си­но­да на со­вер­ше­ние цер­ков­но­го бо­го­слу­же­ния в нем­чи­нов­ском хра­ме. Поль­зу­ясь этим пра­вом, я со­вер­шаю здесь Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию по празд­ни­кам. И это до­став­ля­ет мне ве­ли­чай­шее ду­хов­ное уте­ше­ние, так что я го­тов и ко­сти сло­жить при под­но­жии се­го хра­ма. Но вот го­ре. 25 мар­та се­го го­да Пре­зи­ди­ум Мо­собл­ис­пол­ко­ма вы­нес по­ста­нов­ле­ние о за­кры­тии на­шей церк­ви по хо­да­тай­ству пред­се­да­те­ля Нем­чи­нов­ско­го по­ссо­ве­та граж­да­ни­на Ку­ли­ко­ва, мо­ти­ви­ру­е­мое крайне ма­лым ко­ли­че­ством ве­ру­ю­щих Нем­чи­нов­ско­го при­хо­да, чис­ло ко­их яко­бы не пре­вы­ша­ет два­дца­ти че­ло­век, то­гда как на са­мом де­ле чис­ло ве­ру­ю­щих при здеш­ней церк­ви про­сти­ра­ет­ся до двух ты­сяч душ.
Вви­ду из­ло­жен­но­го и зная при­том Ва­шу хри­сти­ан­скую го­тов­ность ока­зы­вать по­силь­ную по­мощь всем нуж­да­ю­щим­ся в оной, об­ра­ща­юсь к Вам, доб­рей­шая Ма­рия Ильи­нич­на, с по­кор­ней­шей прось­бой под­дер­жать хо­да­тай­ство пра­во­слав­ных, по­дан­ное в От­дел Куль­тов ВЦИКа об остав­ле­нии нам мо­лит­вен­но­го зда­ния для со­вер­ше­ния необ­хо­ди­мых треб».
От­ве­та на это пись­мо не по­сле­до­ва­ло. Об­щи­ной бы­ли на­пи­са­ны и от­прав­ле­ны еще несколь­ко про­ше­ний, но от­ве­та и на них не по­сле­до­ва­ло. Все это вре­мя в хра­ме, од­на­ко, про­дол­жа­лись бо­го­слу­же­ния.
20 сен­тяб­ря 1935 го­да бы­ло от­да­но окон­ча­тель­ное рас­по­ря­же­ние о за­кры­тии хра­ма. В те­че­ние трех дней ве­ру­ю­щие по­пы­та­лись об­жа­ло­вать это ре­ше­ние, до­бав­ляя, что ес­ли невоз­мож­но оста­вить им храм, то они про­сят раз­ре­ше­ния снять для бо­го­слу­же­ний са­рай, ко­то­рый у них для этой це­ли уже най­ден. Но вла­сти сто­я­ли на сво­ем: храм за­крыть и не раз­ре­шать взять дру­го­го по­ме­ще­ния.
Весь клир хра­ма, вклю­чая про­то­и­е­рея Алек­сия Со­ко­ло­ва, свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Га­ва­ри­на и слу­жив­ше­го в этом же хра­ме диа­ко­на Ели­сея Штоль­де­ра, вы­нуж­ден был пе­рей­ти слу­жить в Ни­ко­ла­ев­ский храм в се­ле Ро­маш­ко­во.
По­сле вы­хо­да в 1937 го­ду сек­рет­ной ста­лин­ской ди­рек­ти­вы о мас­со­вых ре­прес­си­ях сле­до­ва­тель Кун­цев­ско­го от­де­ле­ния НКВД со­ста­вил спис­ки тех, ко­го он пред­по­ла­гал аре­сто­вать, а так­же спис­ки «сви­де­те­лей», ко­то­рые мо­гут под­пи­сать лже­сви­де­тель­ства, и на­чер­тил схе­мы – ка­кой «сви­де­тель» ка­кой эпи­зод ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти об­ви­ня­е­мо­го дол­жен был под­твер­дить, а по­сколь­ку на­бор та­ких эпи­зо­дов был неве­лик, то они тща­тель­но пе­ре­та­со­вы­ва­лись, чтобы со­здать ви­ди­мость до­сто­вер­но­сти.
В ав­гу­сте 1937 го­да сле­до­ва­тель вы­звал од­но­го из жи­те­лей Кун­це­во, неко­е­го Алек­сандра Ива­но­ви­ча, и пред­ло­жил ему дать по­ка­за­ния на свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Га­ва­ри­на. Сви­де­тель был со свя­щен­ни­ком незна­ком и от­ка­зал­ся от под­лой ро­ли, и то­гда сле­до­ва­тель пу­стил­ся в длин­ные рас­суж­де­ния о совре­мен­ном по­ли­ти­че­ском по­ло­же­нии и за­да­чах ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии, ко­то­рая од­ной из пер­вых за­дач по­ста­ви­ла по­са­дить всех по­пов. «То, что ты здесь по­ка­жешь, – за­клю­чил сле­до­ва­тель, – об этом ни­кто не бу­дет знать, и на суд те­бя вы­зы­вать не бу­дут». За­тем сле­до­ва­тель вру­чил сви­де­те­лю чи­стые блан­ки про­то­ко­лов до­про­сов, чтобы тот за­пол­нил их до­ма. Блан­ки сви­де­тель взял, но не за­пол­нил их, и не зная, чем за­пол­нять, и бо­ясь от­вет­ствен­но­сти.
Сле­до­ва­тель, ви­дя, что сви­де­тель не то­ро­пит­ся прий­ти к нему с по­ка­за­ни­я­ми, два ра­за за­хо­дил к нему на квар­ти­ру сам, но тот, из­бе­гая встре­чи, пря­тал­ся от него. То­гда сле­до­ва­тель сно­ва вы­звал его, а так­же од­но­го из его при­я­те­лей, неко­е­го Илью Ти­мо­фе­е­ви­ча, в рай­он­ный от­дел НКВД. Пер­вым он по­звал к се­бе в ка­бинет Алек­сандра Ива­но­ви­ча. Дал ему блан­ки про­то­ко­лов до­про­сов и пред­ло­жил за­пол­нить их соб­ствен­но­руч­но. Уви­дев через неко­то­рое вре­мя, что сви­де­тель ни­че­го не пи­шет, сле­до­ва­тель со­ста­вил неболь­шой кон­спект и на ос­но­ва­нии это­го кон­спек­та пред­ло­жил сви­де­те­лю на­пи­сать по­ка­за­ния. Ко­гда про­то­кол был на­пи­сан, сле­до­ва­тель про­чи­тал его, но он ему не по­нра­вил­ся, и, разо­рвав его, он сам за­пол­нил бланк про­то­ко­ла до­про­са и по­тре­бо­вал, чтобы сви­де­тель его под­пи­сал, что тот, на­ко­нец, не чи­тая, и сде­лал. За­тем сле­до­ва­тель по­звал к се­бе Илью Ти­мо­фе­е­ви­ча, ко­то­ро­му так­же пред­ло­жил под­пи­сать за­ра­нее на­пи­сан­ные про­то­ко­лы «сви­де­тель­ских по­ка­за­ний». Уви­дев на его ли­це ко­ле­ба­ние, сле­до­ва­тель стал его убеж­дать, что в этом ни­че­го страш­но­го нет, и со­слал­ся на быв­ше­го тут толь­ко что Алек­сандра Ива­но­ви­ча, и та­ким об­ра­зом убе­дил и его под­пи­сать, не чи­тая, про­то­кол. Впо­след­ствии, ко­гда сле­до­ва­те­лю по­на­до­би­лись лже­сви­де­тель­ства про­тив дру­гих лю­дей, он, зай­дя к Илье Ти­мо­фе­е­ви­чу до­мой, по­про­сил его под­пи­сать еще три пу­стых блан­ка про­то­ко­лов, что тот и сде­лал.
Той же осе­нью оба лже­сви­де­те­ля слу­чай­но встре­ти­ли на ули­це сле­до­ва­те­ля, и тот пред­ло­жил им дой­ти до се­ла Но­во-Ива­нов­ско­го, где, по его сло­вам, ему нуж­но бы­ло кое-ко­го до­про­сить, и те со­гла­си­лись. Ко­гда они при­шли в се­ло, сле­до­ва­тель по­про­сил лже­сви­де­те­лей по­до­ждать его, а сам во­шел в зда­ние клу­ба. Вый­дя от­ту­да через неко­то­рое вре­мя, он вру­чил лже­сви­де­те­лям в на­гра­ду за ока­зан­ные ими услу­ги спирт­ное, но сам пить с ни­ми не стал и ушел.
Для бо­лее эф­фек­тив­но­го ве­де­ния дел сле­до­ва­тель при­влек к след­ствен­но­му про­цес­су пред­се­да­те­ля Но­во-Ива­нов­ско­го сель­со­ве­та, ко­то­рый со­гла­сил­ся вме­сте со сле­до­ва­те­лем пи­сать про­то­ко­лы до­про­сов от ли­ца лже­сви­де­те­лей, как хо­ро­шо знав­ший лю­дей, про­жи­ва­ю­щих в этом рай­оне. Сле­до­ва­тель сна­ча­ла со­став­лял кон­спект об ан­ти­со­вет­ской и ан­ти­го­судар­ствен­ной де­я­тель­но­сти по­до­зре­ва­е­мо­го, по­том пи­сал про­то­ко­лы, а за­тем вы­зы­вал то­го, от чье­го ли­ца про­то­ко­лы бы­ли на­пи­са­ны, а пред­се­да­тель сель­со­ве­та – тех, за ко­го он пи­сал про­то­ко­лы. Так в те­че­ние ко­рот­ко­го вре­ме­ни они вдво­ем со­ста­ви­ли бо­лее по­лу­сот­ни про­то­ко­лов по­ка­за­ний лже­сви­де­те­лей.
На ос­но­ва­нии по­доб­но­го ро­да лже­сви­де­тельств 29 ав­гу­ста 1937 го­да свя­щен­ник Ни­ко­лай Га­ва­рин был аре­сто­ван и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве.
– Бе­се­до­ва­ли ли вы со Штоль­де­ром на по­ли­ти­че­ские те­мы? – спро­сил свя­щен­ни­ка сле­до­ва­тель.
– Мы бе­се­до­ва­ли о цер­ков­ных де­лах, как сей­час нам, свя­щен­но­слу­жи­те­лям, жи­вет­ся пло­хо при со­вет­ской вла­сти. Го­во­ри­ли о га­зет­ных но­во­стях, об ис­пан­ских со­бы­ти­ях, вы­ра­жая со­мне­ния, что ис­пан­ские вой­ска по­бе­дят фа­ши­стов, ко­то­рые силь­ны сво­им во­ору­же­ни­ем.
– Зна­чит, вы на­хо­ди­лись на сто­роне фа­шист­ских войск?
– Я это­го не мо­гу ска­зать: мы счи­та­ли, что фа­шист­ские вой­ска силь­ны сво­ей тех­ни­кой и ор­га­ни­зо­ван­но­стью; кро­ме то­го, им по­мо­га­ют та­кие силь­ные го­су­дар­ства, как Гер­ма­ния и Ита­лия.
– Рас­ска­жи­те о сво­их ан­ти­со­вет­ских раз­го­во­рах, ко­то­рые вы ве­ли вме­сте со Штоль­де­ром.
– Мы бе­се­до­ва­ли о том, что со­вет­ская власть непра­виль­но де­ла­ет, что за­кры­ва­ет церк­ви, устра­и­ва­ет го­не­ния на цер­ков­но­слу­жи­те­лей, да­вит на­ло­га­ми.
– Рас­ска­жи­те о со­дер­жа­нии ан­ти­со­вет­ских бе­сед по­дроб­нее.
– Не мо­гу. За­был.
– Рас­ска­жи­те о ва­шем от­но­ше­нии к со­вет­ской вла­сти.
– Мое от­но­ше­ние к со­вет­ской вла­сти от­ри­ца­тель­ное. Я не мо­гу по­ми­рить­ся с со­вет­ской вла­стью за те при­тес­не­ния, ко­то­рые мы тер­пим.
– След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы со­сто­я­ли в контр­ре­во­лю­ци­он­ной тер­ро­ри­сти­че­ско-по­встан­че­ской груп­пе и ве­ли ак­тив­ную аги­та­цию про­тив со­вет­ской вла­сти, чле­нов со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства и во­ждей ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
– Я был недо­во­лен со­вет­ской вла­стью по во­про­су ее от­но­ше­ния к ре­ли­гии и к нам, свя­щен­но­слу­жи­те­лям. Но в контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пе я не со­сто­ял.
15 сен­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ни­ко­лая к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь, и он был от­прав­лен в Ухт­пе­члаг.
В это вре­мя неко­то­рые род­ствен­ни­ки осуж­ден­ных вме­сте со свя­щен­ни­ком ста­ли жа­ло­вать­ся на непра­вый при­го­вор, до­ка­зы­вая их неви­нов­ность; бы­ло за­те­я­но но­вое след­ствие и пе­ре­д­опро­ше­ны сви­де­те­ли, ко­то­рые по­на­ча­лу дер­жа­лись преж­них по­ка­за­ний, бо­ясь от­вет­ствен­но­сти за лже­сви­де­тель­ство, а за­тем все же за­яви­ли, что они обо­лга­ли лю­дей. Но­вое рас­сле­до­ва­ние, про­из­ве­ден­ное в 1939 го­ду, вы­нуж­де­но бы­ло при­знать, что все при­го­во­рен­ные по де­лу бы­ли осуж­де­ны непра­во. Од­на­ко в си­лу то­го, что пе­ред без­бож­ни­ка­ми ве­ру­ю­щие лю­ди, и тем бо­лее свя­щен­но­слу­жи­те­ли, оста­ва­лись все те­ми же вра­га­ми ком­му­ни­сти­че­ской вла­сти, при­го­вор от­но­си­тель­но них от­ме­нен не был.
Свя­щен­ник Ни­ко­лай Га­ва­рин скон­чал­ся в Ухт­пе­чла­ге 24 ап­ре­ля 1938 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.


Жития
Писание