⏳ 2023.04.18 (вт)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• Светлая седмица (сплошная)
• Вторник Светлой седмицы (глас 3й)
• прмчч. отцов Давидо-Гареджийских (1616) (переходящ. во вт. Светлой седмицы)
• мч. Христодула, мц. Анастасии Патрских (1821) (переходящ.)
• иконы Божией Матери И́верская (переходящ.)
• иконы Божией Матери «Одигитрия» Шуйская (переходящ.)

☀️ неподвижный годовой круг:
18 апреля (5 апреля)
• сщмч. Агафопо́да, мч. Феоду́ла, и иже с ними (ок. 303)
• прп. Пу́плия Египетского (IV)
• прпп. Фео́ны, Симеона и Форви́на (IV)
• прп. Марка Афинского (ок. 400)
• прп. Платона Студийского (814)
• прп. Феодо́ры Солунской (Фессалоникийской) (892)
• перенесение мощей свт. Иова Московского (1652)
• сщмч. Алексия (Кротенкова) (1930)
• сщмч. Николая (Симо) Кронштадтского (1931)


☦️
Преподобномученики отцы Давидо-Гареджийские.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ки от­цы Да­ви­до-Га­реджий­ской Лав­ры, чис­лом бо­лее 6000, при­ня­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну в Гру­зии за ис­по­ве­да­ние хри­сти­ан­ской ве­ры в на­ча­ле XVII ве­ка, при ша­хе Аб­ба­се I. По­гре­бе­ны бы­ли свя­тым ца­рем Ар­чи­лом II (па­мять 21 июня) в хра­ме Да­ви­до-Га­реджий­ской оби­те­ли.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-prepodobnomucheniki-otcy-davido-garedzhijskie

☦️
Мученик Христодул и мученица Анастасия Патрские.
Память мучеников Христодула и Анастасии Патрских, во Ахаии убиенных (†1821). (Включена в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 13 апреля 2018 года. Прославление совершено Константинопольской Православной Церковью)

☦️
Икона Богородицы Иверская.
Ивер­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­хо­дя­ща­я­ся на Афоне, про­сла­ви­лась мно­ги­ми чу­де­са­ми. Слух о чу­до­твор­ном об­ра­зе через па­лом­ни­ков рас­про­стра­нил­ся по Рос­сии. Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ни­кон (то­гда еще Но­воспас­ский ар­хи­манд­рит) об­ра­тил­ся к ар­хи­манд­ри­ту Ивер­ско­го Афон­ско­го мо­на­сты­ря Па­хо­мию (ко­то­рый при­был в Моск­ву за ми­ло­сты­ней для афон­ских оби­те­лей) с прось­бой при­слать спи­сок с чу­до­твор­ной Ивер­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Афон­ский инок Иам­влих на­пи­сал ко­пию с Ивер­ско­го об­ра­за, и через год ико­на, в со­про­вож­де­нии афон­ских мо­на­хов, при­бы­ла в Моск­ву. 13 ок­тяб­ря 1648 го­да она бы­ла тор­же­ствен­но встре­че­на жи­те­ля­ми сто­ли­цы.

Ве­ли­кая свя­ты­ня Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Мос­ков­ская Ивер­ская ико­на про­слав­ле­на от Гос­по­да мно­ги­ми чу­де­са­ми.
Ивер­ская ико­на (ко­то­рая сей­час хра­нит­ся на Афоне) в IX ве­ке на­хо­ди­лась у од­ной бла­го­че­сти­вой вдо­вы, жив­шей близ го­ро­да Ни­кеи. При им­пе­ра­то­ре Фе­о­фи­ле (829–842) ико­но­бор­цы, уни­что­жав­шие свя­тые ико­ны, при­шли в дом этой хри­сти­ан­ки, и один во­ин ко­пьем уда­рил по об­ра­зу Бо­го­ро­ди­цы. Тот­час из по­ра­жен­но­го ме­ста по­тек­ла кровь. Вдо­ва, бо­ясь уни­что­же­ния свя­ты­ни, по­обе­ща­ла им­пе­ра­тор­ским во­и­нам день­ги и про­си­ла их до утра не тро­гать ико­ну. Ко­гда они ушли, жен­щи­на вме­сте с сы­ном (впо­след­ствии афон­ским ино­ком), для со­хра­не­ния свя­той ико­ны опу­сти­ла ее в мо­ре. Ико­на, стоя на во­де, при­плы­ла к Афо­ну. Афон­ские ино­ки, несколь­ко дней ви­дя в мо­ре ог­нен­ный столп, вос­хо­дя­щий до неба, при­шли к бе­ре­гу и на­шли свя­той об­раз, сто­я­щий на во­де. По­сле мо­леб­на о да­ро­ва­нии мо­на­сты­рю явив­шей­ся свя­ты­ни бла­го­че­сти­вый инок Ивер­ско­го мо­на­сты­ря свя­той Гав­ри­ил Гру­зин (па­мять 25 июля), по по­ве­ле­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри, явив­шей­ся ему во сне, по­шел по во­де, при­нял свя­тую ико­ну и по­ста­вил в хра­ме. Од­на­ко на сле­ду­ю­щий день ико­на бы­ла об­ре­те­на не в хра­ме, а над во­ро­та­ми оби­те­ли. Так по­вто­ря­лось несколь­ко раз, по­ка Пре­свя­тая Де­ва не от­кры­ла свя­то­му Гав­ри­и­лу Свою во­лю во сне, ска­зав, что не же­ла­ет быть хра­ни­мой ино­ка­ми, а хо­чет быть их Хра­ни­тель­ни­цей. По­сле это­го об­раз был по­став­лен над мо­на­стыр­ски­ми во­ро­та­ми, где находится и по сей день. По­это­му свя­тая ико­на на­зы­ва­ет­ся Пор­та­и­тис­сою, Вра­тар­ни­цею.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja-zhizn-presvjatoj-bogoroditsy-i-opisanie-svjatyh-chudotvornyh-ee-ikon/21_6

☦️
Икона Богородицы «Одигитрия» Шуйская.
Шуйская-Смоленская икона – поясное изображение Божией Матери с Младенцем Христом на руках. Спаситель сидит справа на левой руке Богоматери. Иконографической особенностью Шуйской иконы, отличающей ее от других икон Одигитрии, является характерное положение ручек и ножек Богомладенца: ступня правой ножки стоит на колене левой, пяточку Он поддерживает левой рукой. В правой руке Христа – свернутый свиток. Правой рукой Богоматерь поддерживает левую ножку Младенца.
Ис­то­рия по­яв­ле­ния чу­до­твор­но­го об­ра­за Бо­го­ма­те­ри Шуй­ской Смо­лен­ской свя­за­на с эпи­де­ми­ей чу­мы, по­ра­зив­шей го­род Шую в 1654 го­ду. Ска­за­ние об иконе со­об­ща­ет, что при­хо­жане церк­ви Вос­кре­се­ния пред­ло­жи­ли на­пи­сать но­вый об­раз Бо­го­ро­ди­цы Оди­гит­рии Смо­лен­ской «во из­бав­ле­ние от по­стиг­ших их бед и несча­стий». На­пи­са­ние но­вой ико­ны бы­ло по­ру­че­но ико­но­пис­цу Ге­ра­си­му Ти­хо­но­ви­чу Икон­ни­ко­ву в 1655 го­ду. Ико­ну раз­ме­ром 110,7 х 88,7 см по­ме­сти­ли в мест­ном ря­ду сле­ва от цар­ских врат ико­но­ста­са Вос­кре­сен­ско­го со­бо­ра в го­ро­де Шуе. Вско­ре бо­лезнь пре­кра­ти­лась, а от ико­ны про­дол­жа­ли со­вер­шать­ся чу­до­тво­ре­ния. Необыч­ность ико­но­гра­фии Ска­за­ние объ­яс­ня­ло пер­вым чу­дом, про­ис­шед­шим от ико­ны: несколь­ко раз, ко­гда ико­но­пи­сец пы­тал­ся сде­лать изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри Смо­лен­ской со­глас­но ико­но­пис­но­му под­лин­ни­ку, чу­дес­ным об­ра­зом из­ме­ня­лось по­ло­же­ние рук и ног мла­ден­ца Хри­ста. Не осме­ли­ва­ясь бо­лее ис­прав­лять уви­ден­ное, он счёл это чу­дом и яв­ным про­яв­ле­ни­ем Про­мыс­ла Бо­жия, и со­об­щил о слу­чив­шем­ся на­чаль­ству и го­ро­жа­нам. На­род был по­ра­жён и ис­пу­ган та­ким чу­дом, и с бла­го­го­ве­ни­ем про­слав­лял Бо­га. Ико­но­пи­сец до­пи­сал ико­ну та­кой, как она са­ма на­чер­та­лась. По ука­зу ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча от 21 июля 1667 го­да и бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Иоаса­фа, в Шую бы­ла на­прав­ле­на ко­мис­сия с це­лью уста­нов­ле­ния под­лин­но­сти чу­дес. Ис­ти­на чу­дес бы­ла под­твер­жде­на и опи­са­на, а ико­на по­лу­чи­ла на­зва­ние „Смо­лен­ская-Шуй­ская Бо­го­ма­терь“. С это­го вре­ме­ни ико­на офи­ци­аль­но по­чи­та­ет­ся чу­до­твор­ной. В 1922 го­ду в Шуе чу­до­твор­ная Шуй­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ла изъ­ята из хра­ма, и с тех пор ее ме­сто­на­хож­де­ние не из­вест­но.
Осо­бая ико­но­гра­фия чу­до­твор­но­го об­ра­за вос­хо­дит к бо­лее ран­не­му про­то­гра­фу, осо­бен­но рас­про­стра­нен­но­му в рус­ской ико­но­пи­си в XVI ве­ке. Од­ним из ран­них при­ме­ров яв­ля­ет­ся ико­на «Бо­го­ма­те­ри Оди­гит­рии Шуй­ской» тре­тьей чет­вер­ти XVI ве­ка из со­бо­ра Спас­ско­го мо­на­сты­ря в Му­ро­ме (со­бра­ние Му­ром­ско­го ис­то­ри­ко-ху­до­же­ствен­но­го му­зея).
Празд­но­ва­ние иконе со­вер­ша­ет­ся три­жды: 10 ав­гу­ста (28 июля по ста­ро­му сти­лю) – вме­сте с дру­ги­ми ико­на­ми «Оди­гит­рия», 15 но­яб­ря (2 но­яб­ря по ста­ро­му сти­лю) – в па­мять на­пи­са­ния ико­ны и на­ча­ла пре­кра­ще­ния эпи­де­мии чу­мы, во втор­ник Свет­лой сед­ми­цы – в па­мять пер­во­го за­фик­си­ро­ван­но­го чу­да, про­ис­шед­ше­го от ико­ны.

☦️
Мученики Агафопо́д, диакон, Феоду́л, чтец, и иже с ними.
Свя­тые му­че­ни­ки Ага­фо­под диа­кон и Фе­о­дул чтец жи­ли в Фес­са­ло­ни­ках в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ров Дио­кли­ти­а­на (284–305) и Мак­си­ми­а­на (284–305) и со­сто­я­ли в цер­ков­ном при­чте: свя­той диа­кон Ага­фо­под был глу­бо­ким стар­цем, а свя­той Фе­о­дул, чтец, был юн.
Оба от­ли­ча­лись пра­вед­ной жиз­нью и бла­го­че­сти­ем. Од­на­жды свя­той Фе­о­дул в сон­ном ви­де­нии уви­дел, как неиз­вест­ный че­ло­век в свет­лой одеж­де вло­жил ему в ру­ку ка­кой-то пред­мет. Ко­гда он проснул­ся, то уви­дел в ру­ке пре­крас­ный пер­стень с изо­бра­же­ни­ем Кре­ста и ре­шил, что это знак его бу­ду­ще­го му­че­ни­че­ства. Си­лою изо­бра­жен­но­го на перстне Кре­ста свя­той ис­це­лил мно­гих боль­ных и об­ра­щал языч­ни­ков к ве­ре во Хри­ста Спа­си­те­ля.
Ко­гда им­пе­ра­тор Дио­кли­ти­ан из­дал указ (303) о го­не­нии на хри­сти­ан, мно­гие пы­та­лись укрыть­ся от пре­сле­до­ва­ний, но свя­тые Ага­фо­под и Фе­о­дул без­бо­яз­нен­но про­дол­жа­ли ве­сти еван­гель­скую про­по­ведь. Пра­ви­тель Фес­са­ло­ник Фа­у­стин, узнав об этом, при­ка­зал при­ве­сти их к се­бе на суд. Уви­дев юность и кра­со­ту свя­то­го Фе­о­ду­ла, Фа­у­стин пы­тал­ся ле­стью убе­дить его от­ка­зать­ся от хри­сти­ан­ства и вер­нуть­ся к уза­ко­нен­ным жерт­во­при­но­ше­ни­ям. На это му­че­ник Фе­о­дул от­ве­тил, что он дав­но уже от­рек­ся от за­блуж­де­ний и жа­ле­ет Фа­у­сти­на, ко­то­рый сво­ей пре­дан­но­стью язы­че­ству осуж­да­ет се­бя на веч­ную смерть. Пра­ви­тель пред­ло­жил му­че­ни­ку вы­бор: бла­го­по­луч­ную жизнь или немед­лен­ную смерть. Свя­той от­ве­тил, что вы­би­ра­ет, ко­неч­но, жизнь, но жизнь веч­ную, и вре­мен­ной смер­ти не бо­ит­ся.
Ко­гда Фа­у­стин по­те­рял на­деж­ду убе­дить му­че­ни­ка Фе­о­ду­ла, он стал уго­ва­ри­вать свя­то­го Ага­фо­по­да. Пра­ви­тель пы­тал­ся об­ма­нуть его и ска­зал, что свя­той Фе­о­дул уже со­гла­сил­ся при­не­сти жерт­ву бо­гам. Но му­че­ник Ага­фо­под не по­ве­рил это­му. Он был уве­рен, что свя­той Фе­о­дул го­тов при­не­сти жизнь свою Ис­тин­но­му Бо­гу, Гос­по­ду Иису­су Хри­сту.
Не до­бив­шись успе­ха, Фа­у­стин при­ка­зал от­пра­вить му­че­ни­ков в тем­ни­цу. В тем­ни­це свя­тые му­че­ни­ки го­ря­чо мо­ли­лись и сме­ло про­по­ве­до­ва­ли уз­ни­кам Сло­во Бо­жие, так что мно­гих об­ра­ти­ли в хри­сти­ан­ство. На­чаль­ник тюрь­мы Ев­ти­ний до­нес об этом пра­ви­те­лю.
Фа­у­стин вновь при­звал их на суд и стал сно­ва убеж­дать от­речь­ся от Хри­ста. Пе­ред гла­за­ми свя­то­го Фе­о­ду­ла за­ста­ви­ли при­но­сить жерт­вы идо­лам тех, кто ра­нее бы­ли хри­сти­а­на­ми, но из­ме­ни­ли ве­ре. «Немощ­ных вы по­бе­ди­ли, а креп­ких во­и­нов Хри­сто­вых ни в ка­ком слу­чае не смо­же­те по­бе­дить, ес­ли да­же изоб­ре­те­те и еще боль­шие му­че­ния!» – ска­зал свя­той Фе­о­дул. Пра­ви­тель при­ка­зал му­че­ни­ку при­не­сти хри­сти­ан­ские кни­ги. «Вот, мое те­ло от­да­ет­ся для му­че­ний, – от­ве­чал му­че­ник, – де­лай с ним, что хо­чешь; за­мучь ме­ня са­мым же­сто­ким спо­со­бом, но все же я не от­дам свя­тых книг для по­ру­га­ния нече­сти­вым!»
Фа­у­стин при­ка­зал при­ве­сти свя­то­го Фе­о­ду­ла на ме­сто каз­ни, где па­лач при­го­то­вил меч, чтобы от­сечь ему го­ло­ву. Му­че­ник му­же­ствен­но и с ра­до­стью вос­клик­нул: «Сла­ва Те­бе, Бо­же, От­че Гос­по­да мо­е­го, Иису­са Хри­ста, из­во­лив­ше­го по­стра­дать за нас. Вот по бла­го­да­ти Его и я иду к Те­бе, с ра­до­стью уми­раю за Те­бя!» То­гда Фа­у­стин от­ме­нил казнь и сно­ва за­клю­чил му­че­ни­ков в тем­ни­цу. Там свя­тые му­че­ни­ки го­ря­чо мо­ли­лись и оба уви­де­ли оди­на­ко­вый сон. Они плы­ли на ко­раб­ле, ко­то­рый во вре­мя бу­ри по­тер­пел кру­ше­ние. Вол­ны вы­бро­си­ли их на бе­рег в бе­лых си­я­ю­щих одеж­дах. Свя­тые рас­ска­за­ли друг дру­гу ви­де­ние и воз­бла­го­да­ри­ли Бо­га за пред­ве­щен­ную им му­че­ни­че­скую кон­чи­ну.
На­ут­ро, ко­гда му­че­ни­ков сно­ва при­ве­ли к Фа­у­сти­ну, они объ­яви­ли ему: «Мы – хри­сти­ане и за Хри­сто­во Имя го­то­вы пре­тер­петь лю­бые стра­да­ния». Фа­у­стин при­ка­зал бро­сить их в мо­ре. Во­и­ны при­вя­за­ли свя­то­му Ага­фо­по­ду кам­ни, а он гром­ко воз­гла­сил: «Это бу­дет нам вто­рым Кре­ще­ни­ем, ко­то­рым омо­ют­ся на­ши пре­гре­ше­ния, и мы чи­сты­ми при­дем ко Хри­сту». Вслед за ним был бро­шен в мо­ре и свя­той Фе­о­дул († 303).
Мо­ре вы­бро­си­ло на бе­рег те­ла му­че­ни­ков в свет­лых одеж­дах, без кам­ней и без ве­ре­вок. Хри­сти­ане взя­ли их свя­тые те­ла и пре­да­ли чест­но­му по­гре­бе­нию.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/306

☦️
Преподобный Пу́плий Египетский.
Пре­по­доб­ный Пуп­лий под­ви­зал­ся в Еги­пет­ской пу­стыне во вре­мя цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра Юли­а­на От­ступ­ни­ка (361–363). Пе­ред во­ен­ным по­хо­дом про­тив пер­сов им­пе­ра­тор по­слал бе­са про­ве­рить путь, по ко­то­ро­му ему над­ле­жа­ло ид­ти с вой­ском. Пре­по­доб­ный Пуп­лий про­ви­дел ду­хом за­мы­сел им­пе­ра­то­ра. Он встал на мо­лит­ву с воз­де­ты­ми ру­ка­ми и, мо­лясь так день и ночь, пре­гра­дил путь диа­во­лу. Де­сять дней злой дух ждал, ко­гда пре­по­доб­ный за­кон­чит мо­лит­ву. Не до­ждав­шись, он вер­нул­ся к им­пе­ра­то­ру и до­ло­жил о сво­ем по­ра­же­нии. В гне­ве на пре­по­доб­но­го Пуп­лия Юли­ан От­ступ­ник дал клят­ву по воз­вра­ще­нии из по­хо­да ото­мстить свя­то­му. Од­на­ко он не успел вы­пол­нить сво­ей клят­вы, так как вско­ре по­гиб.
Один из во­е­на­чаль­ни­ков Юли­а­на по­сле его смер­ти раз­дал свое име­ние ни­щим и при­нял от рук пре­по­доб­но­го Пуп­лия по­стри­же­ние в мо­на­ше­ство.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/308

☦️
Преподобные Фео́на, Симео́н и Форви́н.
Пре­по­доб­ный Фео­на за­твор­ник под­ви­зал­ся в Егип­те, в пу­стыне Фива­ид­ской. Он жил в Ок­си­рин­хе (ныне Эль-Ба­на­за).

☦️
Преподобный Марк Афинянин, Фракийский.
Пре­по­доб­ный Марк ро­дил­ся в Афи­нах. О сво­ей жиз­ни он по­ве­дал ав­ве Се­ра­пи­о­ну, ко­то­рый по во­ле Бо­жи­ей по­се­тил его пе­ред кон­чи­ной.
В юно­сти он изу­чал фило­со­фию. По­сле смер­ти ро­ди­те­лей свя­той Марк уда­лил­ся в Еги­пет и по­се­лил­ся в пе­ще­ре Фра­кий­ской го­ры (в Эфи­о­пии). Де­вя­но­сто пять лет про­жил пре­по­доб­ный от­шель­ни­ком и не ви­дел за все вре­мя не толь­ко че­ло­ве­че­ско­го ли­ца, но да­же зве­рей или птиц. Пер­вые трид­цать лет бы­ли для пре­по­доб­но­го Мар­ка са­мым тяж­ким вре­ме­нем. Бо­сой и раз­де­тый, он стра­дал зи­мой от хо­ло­да, а ле­том от зноя. Пи­щей слу­жи­ли ему ред­кие пу­стын­ные рас­те­ния, а ино­гда при­хо­ди­лось есть пыль и пить горь­кую мор­скую во­ду. Нечи­стые ду­хи пре­сле­до­ва­ли пре­по­доб­но­го Мар­ка, кля­лись по­то­пить в мо­ре и, схва­тив, влек­ли с го­ры с кри­ком: «Уй­ди с на­шей зем­ли! От на­ча­ла ми­ра ни­кто из лю­дей не при­хо­дил сю­да – ты же как осме­лил­ся прий­ти?»
По­сле трид­ца­ти­лет­не­го ис­пы­та­ния на по­движ­ни­ка со­шла Бо­же­ствен­ная бла­го­дать. Ан­ге­лы при­но­си­ли ему пи­щу, на его те­ле вы­рос­ли длин­ные во­ло­сы, ко­то­рые ста­ли за­щи­щать его от хо­ло­да и зноя. «Я ви­дел, – рас­ска­зы­вал пре­по­доб­ный ино­ку Се­ра­пи­о­ну, – по­до­бие Бо­же­ствен­но­го рая и в нем про­ро­ков Бо­жи­их Илию и Ено­ха, и все, что я про­сил – по­ка­зал мне Гос­подь». Во вре­мя раз­го­во­ра с ав­вой Се­ра­пи­о­ном пре­по­доб­ный Марк рас­спро­сил, сто­ит ли мир в за­коне Хри­сто­вом, про­дол­жа­ют­ся ли го­не­ния на хри­сти­ан. Услы­шав, что идо­ло­слу­же­ние пре­кра­ти­лось, свя­той воз­ра­до­вал­ся и спро­сил: «Есть ли ныне сре­ди ми­ра свя­тые, тво­ря­щие чу­де­са, как ска­зал Гос­подь в Еван­ге­лии Сво­ем: «Аще има­те ве­ру яко зер­но горуш­но, ре­че­те го­ре сей: прейди от­сю­ду та­мо, и прейдет, – и ни­что­же не воз­мож­но бу­дет вам» (Мф.17:20)?» В то вре­мя, как свя­той про­из­нес эти сло­ва, го­ра сдви­ну­лась с ме­ста на 5.000 лок­тей (при­бли­зи­тель­но на 2,5 ки­ло­мет­ра) и при­дви­ну­лась к мо­рю. Пре­по­доб­ный Марк уви­дел, что го­ра дви­га­ет­ся, и об­ра­тил­ся к ней: «Я те­бе не при­ка­зы­вал сдви­нуть­ся с ме­ста, но бе­се­до­вал с бра­том; по­это­му встань на свое ме­сто!» По­сле это­го го­ра дей­стви­тель­но вер­ну­лась на ме­сто. Ав­ва Се­ра­пи­он в стра­хе упал ниц. Пре­по­доб­ный Марк взял его за ру­ку и про­сил: «Раз­ве ты не ви­дел та­ких чу­дес за свою жизнь?» – «Нет, от­че», – от­ве­тил ста­рец Се­ра­пи­он. То­гда пре­по­доб­ный Марк горь­ко за­пла­кал и ска­зал: «Го­ре зем­ле, по­то­му что на ней жи­вут хри­сти­ане толь­ко по име­ни, а не по де­лам».
По­сле это­го пре­по­доб­ный Марк при­гла­сил ав­ву Се­ра­пи­о­на к тра­пе­зе. Пи­щу при­нес Ан­гел. Ав­ва Се­ра­пи­он ска­зал, что за всю жизнь он ни­ко­гда не ел та­кой вкус­ной пи­щи и не пил та­кой слад­кой во­ды. «Брат Се­ра­пи­он, – от­ве­тил пре­по­доб­ный Марк, – ви­дел ли ты, сколь­ко бла­го­де­я­ний по­сы­ла­ет Бог ра­бам Сво­им! Во все дни мне по­сы­ла­лось от Бо­га по од­но­му хле­бу и по од­ной ры­бе, а ныне ра­ди те­бя Он удво­ил тра­пе­зу – по­слал нам два хле­ба и две ры­бы. Та­кой-то тра­пе­зой пи­та­ет ме­ня Гос­подь Бог в те­че­ние все­го вре­ме­ни за пер­вые мои зло­стра­да­ния».
Пе­ред кон­чи­ной пре­по­доб­ный Марк воз­нес мо­лит­вы о спа­се­нии хри­сти­ан, зем­ли и всех, в ми­ре и люб­ви Хри­сто­вой жи­ву­щих на ней. Он за­по­ве­дал ав­ве Се­ра­пи­о­ну по­хо­ро­нить его в пе­ще­ре и за­ва­лить вход в нее. Ав­ва Се­ра­пи­он стал сви­де­те­лем то­го, как ду­ша сто­т­рид­ца­ти­лет­не­го стар­ца – пре­по­доб­но­го Мар­ка бы­ла при­ня­та на Небо († 400).
По­сле по­гре­бе­ния свя­то­го два Ан­ге­ла в ви­де от­шель­ни­ков про­во­ди­ли ав­ву Се­ра­пи­о­на во внут­рен­нюю пу­сты­ню к ве­ли­ко­му стар­цу Иоан­ну. Бра­тии это­го мо­на­сты­ря ав­ва Се­ра­пи­он и по­ве­дал о жиз­ни и кон­чине пре­по­доб­но­го Мар­ка.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/307

☦️
Преподобный Плато́н Студийский, игумен.
Пре­по­доб­ный Пла­тон ро­дил­ся в 735 го­ду в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье от ро­ди­те­лей Сер­гия и Ев­фи­мии. Ра­но оси­ро­тев, маль­чик был взят на вос­пи­та­ние род­ствен­ни­ка­ми, ко­то­рые да­ли ему хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние. Ко­гда он вы­рос, то на­чал са­мо­сто­я­тель­ную жизнь. Пер­вые го­ды свя­той за­ни­мал­ся хо­зяй­ством в име­нии, остав­шем­ся ему по­сле смер­ти ро­ди­те­лей. Он был очень воз­держ­ным и тру­до­лю­би­вым и при­об­рел сво­и­ми тру­да­ми боль­шое со­сто­я­ние. Но серд­це пре­по­доб­но­го го­ре­ло лю­бо­вью ко Хри­сту. Он раз­дал все свое иму­ще­ство, от­пу­стил слуг на во­лю и уда­лил­ся в мо­на­стырь вбли­зи го­ры Олимп, име­но­вав­ший­ся «в Сим­во­лех».
Его мо­лит­вен­ное усер­дие, тру­до­лю­бие и кро­тость снис­ка­ли ему лю­бовь бра­тии. В сво­бод­ное от мо­литв вре­мя пре­по­доб­ный пе­ре­пи­сы­вал бо­го­слу­жеб­ные кни­ги, со­став­лял сбор­ни­ки из тво­ре­ний свя­тых от­цов. Ко­гда в 770 го­ду скон­чал­ся на­сто­я­тель мо­на­сты­ря Фео­к­тист, бра­тия из­бра­ли игу­ме­ном пре­по­доб­но­го Пла­то­на, несмот­ря на то, что ему бы­ло все­го лишь 35 лет. По­сле смер­ти им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Ко­про­ни­ма (775) пре­по­доб­ный Пла­тон от­пра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль. Он от­ка­зал­ся от управ­ле­ния Ни­ко­ми­дий­ской мит­ро­по­ли­ей и в 782 го­ду вме­сте с пле­мян­ни­ка­ми – свя­ты­ми Фе­о­до­ром († 826, па­мять 11 но­яб­ря) и Иоси­фом († 830, па­мять 26 ян­ва­ря) – уда­лил­ся в пу­стын­ное ме­сто Со­ку­ди­он. Они по­стро­и­ли на го­ре цер­ковь в честь свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва и ос­но­ва­ли мо­на­стырь, на­сто­я­те­лем ко­то­ро­го стал сам пре­по­доб­ный Пла­тон. Ко­гда свя­той Та­ра­сий вме­сте с ца­ри­цей Ири­ной со­звал в 787 го­ду Седь­мой Все­лен­ский Ни­кей­ский Со­бор, пре­по­доб­ный Пла­тон при­нял де­я­тель­ное уча­стие в его ра­бо­те. Как об­ра­зо­ван­ный и на­чи­тан­ный в Свя­щен­ном Пи­са­нии, он успеш­но об­ли­чал ико­но­бор­че­скую ересь и за­щи­щал по­чи­та­ние свя­тых икон. Ко­гда пре­по­доб­ный Пла­тон при­бли­зил­ся к ста­ро­сти, он пе­ре­дал управ­ле­ние мо­на­сты­рем пре­по­доб­но­му Фе­о­до­ру.
В 795 го­ду им­пе­ра­тор Кон­стан­тин VI (780–797) на­силь­но за­ста­вил свою су­пру­гу Ма­рию при­нять мо­на­ше­ство и ре­шил об­вен­чать­ся с од­ной из сво­их род­ствен­ниц, Фе­о­до­ти­ей.
Несмот­ря на то, что свя­той пат­ри­арх Та­ра­сий осу­дил этот брак, один из вид­ных кон­стан­ти­но­поль­ских свя­щен­ни­ков, Иосиф, на­ру­шил за­прет пат­ри­ар­ха и об­вен­чал им­пе­ра­то­ра.
Узнав об этом, пре­по­доб­ные Пла­тон и Фе­о­дор от­лу­чи­ли им­пе­ра­то­ра от Церк­ви и разо­сла­ли об этом пись­мо ко всем ино­кам. Раз­гне­ван­ный им­пе­ра­тор при­ка­зал за­клю­чить свя­то­го Пла­то­на в тем­ни­цу, а пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра со­слать в Со­лунь. Толь­ко по­сле смер­ти им­пе­ра­то­ра в 797 го­ду они по­лу­чи­ли сво­бо­ду. Пре­по­доб­ный Фе­о­дор пе­ре­се­лил­ся в Кон­стан­ти­но­поль и стал игу­ме­ном Сту­дий­ско­го мо­на­сты­ря. Пре­по­доб­ный Пла­тон в той же оби­те­ли жил про­стым ино­ком и был в по­слу­ша­нии у сво­е­го пле­мян­ни­ка.
Ко­гда но­вый им­пе­ра­тор Ни­ки­фор (802–811) са­мо­воль­но воз­вра­тил в Цер­ковь от­лу­чен­но­го свя­щен­ни­ка Иоси­фа, пре­по­доб­ные Пла­тон и Фе­о­дор сно­ва вы­сту­пи­ли с об­ли­че­ни­ем неза­кон­но­го дей­ствия им­пе­ра­то­ра. За это му­же­ствен­ные ис­по­вед­ни­ки в 807 го­ду опять бы­ли под­верг­ну­ты на­ка­за­нию. Че­ты­ре го­да бы­ли они в за­клю­че­нии. Пре­по­доб­ный Пла­тон был осво­бож­ден из за­то­че­ния по­сле смер­ти им­пе­ра­то­ра в 811 го­ду и воз­вра­тил­ся в Сту­дий­скую оби­тель.
Он про­жил в тру­дах и мо­лит­ве еще три го­да и ото­шел ко Гос­по­ду в Ла­за­ре­ву суб­бо­ту на 79-м го­ду жиз­ни, 8 ап­ре­ля 814 го­да. За свое без­бо­яз­нен­ное вы­ступ­ле­ние в за­щи­ту свя­тых икон пре­по­доб­ный Пла­тон по­лу­чил име­но­ва­ние ис­по­вед­ни­ка.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-platon-studijskij

☦️
Преподобная Феодо́ра Солунская (Фессалоникийская).
Преподобная Феодора Солунская происходила от христианских родителей Антония и Хрисанфы, живших на острове Эгине. В совершенном возрасте святая Феодора вступила в брак. Вскоре у нее родилась дочь. При нашествии сарацин (823) молодые супруги переселились в город Солунь. Здесь преподобная Феодора посвятила свою дочь на служение Богу в монастыре, а после смерти своего мужа и сама приняла иночество в той же обители.
Трудами послушания, постом и молитвою она так угодила Богу, что получила дар чудотворения и совершала чудеса не только при жизни, но и по смерти (+ 892). Когда скончалась игумения монастыря, ее гроб хотели поставить рядом с гробом преподобной Феодоры. Тогда преподобная, словно живая, подвинулась вместе с гробом и уступила место своей начальнице, показывая пример смирения даже после смерти. От мощей ее истекало миро.
Когда в 1430 году турки взяли Солунь, они раздробили святые мощи преподобной Феодоры на части.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/310

☦️
Перенесение мощей свт. И́ова, патриарха Московского и всея России (1652).
Свя­ти­тель Иов (день памяти 2 июля) мир­но скон­чал­ся 19 июня 1607 го­да и был по­гре­бен у за­пад­ных две­рей Успен­ско­го со­бо­ра Ста­риц­ко­го мо­на­сты­ря. Впо­след­ствии над мо­ги­лой свя­ти­те­ля бы­ла устро­е­на ча­сов­ня. В 1652 го­ду при пат­ри­ар­хе Иоси­фе (1642–1652) нетлен­ные и бла­го­ухан­ные мо­щи свя­ти­те­ля Иова бы­ли пе­ре­не­се­ны в Моск­ву и по­ло­же­ны око­ло гроб­ни­цы пат­ри­ар­ха Иоаса­фа (1634–1640). От мо­щей свя­ти­те­ля Иова про­ис­хо­ди­ли ис­це­ле­ния.
По­чи­та­ние пат­ри­ар­ха Иова в ли­ке свя­тых от­ме­ча­ет­ся в раз­лич­ных до­ре­во­лю­ци­он­ных ру­ко­пи­сях и агио­гра­фи­че­ских из­да­ни­ях. Во вто­рой по­ло­вине XVIII ве­ка меж­ду на­стен­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми со­бо­ра Но­воспас­ско­го мо­на­сты­ря бы­ло изо­бра­же­ние Пат­ри­ар­ха Иова.
В кон­це XIX ве­ка при ар­хи­епи­ско­пе Твер­ском Ди­мит­рии (Сам­би­кине) день кон­чи­ны пат­ри­ар­ха Иова вос­по­ми­нал­ся во всех го­род­ских хра­мах Твер­ской епар­хии. То­гда же по бла­го­сло­ве­нию ар­хи­епи­ско­па Ди­мит­рия бы­ла на­пи­са­на ико­на Твер­ских свя­тых, на ко­то­рой был изо­бра­жен свя­тей­ший пат­ри­арх Иов. За­вер­ше­ние ка­но­ни­че­ско­го и ли­тур­ги­че­ско­го оформ­ле­ния по­чи­та­ния па­мя­ти свя­ти­те­ля Иова про­изо­шло в на­ши дни. Сна­ча­ла по бла­го­сло­ве­нию свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Пи­ме­на и Свя­щен­но­го Си­но­да имя свя­ти­те­ля Иова бы­ло вклю­че­но в Со­бор Твер­ских свя­тых (1979), а на Ар­хи­ерей­ском со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 9 ок­тяб­ря 1989 го­да бы­ло уста­нов­ле­но об­ще­цер­ков­ное по­чи­та­ние свя­то­го.

☦️
Священномученик Алекси́й Кротенков, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий ро­дил­ся в 1878 го­ду в се­ле Неклюб­ка Ве­ре­щаг­ской во­ло­сти Су­раж­ско­го уез­да Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии в се­мье бе­ло­рус­ско­го кре­стья­ни­на Пет­ра Кро­тен­ко­ва. В 1902 го­ду Алек­сей окон­чил При­снян­скую учи­тель­скую шко­лу и, вы­дер­жав эк­за­мен, по­сту­пил ра­бо­тать учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу в се­ле Неклюб­ка. По окон­ча­нии Пас­тыр­ских кур­сов в Москве Алек­сей Пет­ро­вич 13 мар­та 1911 го­да был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к церк­ви в по­сел­ке Уш­кев­ском Ту­рин­ско­го уез­да То­боль­ской гу­бер­нии. В 1915 го­ду он был пе­ре­ве­ден в храм в се­ло Нижне-Ро­ма­нов­ское То­боль­ско­го уез­да, а в 1929 го­ду – в храм во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в се­ле Ни­цин­ском Ир­бит­ско­го окру­га Ураль­ской об­ла­сти, где про­слу­жил до дня сво­е­го аре­ста в 1930 го­ду.
В 1925 го­ду цер­ковь в се­ле бы­ла за­хва­че­на об­нов­лен­ца­ми, но, бла­го­да­ря на­стой­чи­во­му непри­я­тию их ве­ру­ю­щи­ми се­ла, храм сно­ва пе­ре­шел к пра­во­слав­ным. В со­став при­хо­да, кро­ме са­мо­го се­ла, вхо­ди­ло че­ты­ре де­рев­ни с об­щим чис­лом ве­ру­ю­щих в 2160 че­ло­век.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-krotenkov

☦️
Священномученик Никола́й Симо, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 6 де­каб­ря 1875 го­да в го­ро­де Аренс­бур­ге Эст­лянд­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ада­ма Си­мо; в 1888 го­ду отец Адам был на­зна­чен в эс­тон­ский при­ход, от­крыв­ший­ся при Ан­дре­ев­ском со­бо­ре в Крон­штад­те.
В 1887 го­ду Ни­ко­лай по­сту­пил в Риж­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, окон­чив ко­то­рое в 1891 го­ду по пер­во­му раз­ря­ду, про­дол­жил об­ра­зо­ва­ние в Риж­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии; в 1894 го­ду отец пе­ре­вел его в Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. Окон­чив се­ми­на­рию в 1897 го­ду, Ни­ко­лай об­вен­чал­ся с де­ви­цей Ли­ди­ей, до­че­рью свя­щен­ни­ка Пав­ла Па­но­ва, и 23 но­яб­ря 1897 го­да был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Ан­дре­ев­ско­му со­бо­ру в Крон­штад­те на ме­сто от­ца, пе­ре­ве­ден­но­го в это вре­мя слу­жить в эс­тон­ский при­ход при гат­чин­ском Пав­лов­ском со­бо­ре.
От­цу Ни­ко­лаю слу­жить раз­ре­ши­ли толь­ко раз в неде­лю по вос­крес­ным дням, меж­ду пер­вой и вто­рой ли­тур­ги­ей. Небла­го­при­ят­ные об­сто­я­тель­ства, в ко­то­рых ока­зал­ся свя­щен­ник со сво­ей эс­тон­ской паст­вой, при­ве­ли его к мыс­ли о необ­хо­ди­мо­сти по­строй­ки от­дель­ной церк­ви для жив­ших в Крон­штад­те пра­во­слав­ных эс­тон­цев, а их там бы­ло в то вре­мя око­ло вось­ми­сот че­ло­век.
В 1902 го­ду вла­дель­цы зда­ния быв­шей ан­гли­кан­ской церк­ви ре­ши­ли про­дать его вме­сте с са­дом и до­мом, но с усло­ви­ем, чтобы оно ис­поль­зо­ва­лось под храм, и для ис­пол­нив­ше­го это усло­вие де­ла­лась уступ­ка в цене. Крон­штадт­ский ку­пец и бла­го­тво­ри­тель Ни­ко­лай Ан­дре­евич Тур­кин ре­шил ку­пить это зда­ние для пра­во­слав­но­го эс­тон­ско­го при­хо­да. Ду­хо­вен­ство Ан­дре­ев­ско­го со­бо­ра ока­за­ло энер­гич­ное про­ти­во­дей­ствие это­му пред­при­я­тию, вы­ка­зав неза­ин­те­ре­со­ван­ность в по­яв­ле­нии в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от со­бо­ра вто­ро­го хра­ма, и об­ра­ти­лось за под­держ­кой к от­цу Иоан­ну Крон­штадт­ско­му, но тот не под­дер­жал свое­ко­рыст­ных со­бо­рян, и 4 июля 1902 го­да зда­ние бы­ло про­да­но куп­цу Ни­ко­лаю Тур­ки­ну, и 7 июля то­го же го­да он пе­ре­дал его эс­тон­ско­му при­хо­ду.
1 де­каб­ря 1902 го­да отец Иоанн Крон­штадт­ский освя­тил зда­ние как пра­во­слав­ный храм в честь Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня. Ли­тур­гию по­сле освя­ще­ния отец Иоанн слу­жил в со­слу­же­нии де­вя­ти свя­щен­ни­ков и пя­ти диа­ко­нов, бо­го­слу­же­ние со­вер­ша­лось на рус­ском и эс­тон­ском язы­ках.
На обе­де, устро­ен­ном в честь освя­ще­ния хра­ма бла­го­тво­ри­те­лем-куп­цом, бла­го­чин­ный эс­тон­ских при­хо­дов Санкт-Пе­тер­бург­ской епар­хии свя­щен­ник Па­вел Куль­буш ска­зал: «Мы празд­ну­ем се­го­дня тор­же­ство по­бе­ды доб­ро­го рус­ско­го серд­ца, бла­го­да­ря ко­е­му крон­штадт­ский эс­тон­ский при­ход от­ныне име­ет свой храм и твер­дой но­гой пой­дет по пу­ти даль­ней­ше­го внут­рен­не­го пре­успе­я­ния и ро­ста… Хва­ла и бла­го­да­ре­ние тем, кто это сде­лал… от ду­ши же­лаю, чтобы вся­кий эс­то­нец всем серд­цем ис­кренне усво­ил се­бе то, чем жив каж­дый рус­ский че­ло­век».
Став на­сто­я­те­лем Кре­сто­воз­дви­жен­ско­го хра­ма, отец Ни­ко­лай це­ли­ком по­свя­тил се­бя слу­же­нию пастве и по при­ме­ру от­ца Иоан­на Крон­штадт­ско­го стал со­вер­шать бо­го­слу­же­ния еже­днев­но, что не по­нра­ви­лось ду­хо­вен­ству Ан­дре­ев­ско­го со­бо­ра, и оно по­жа­ло­ва­лось на это крон­штадт­ско­му пас­ты­рю. И Отец Иоанн спро­сил как-то от­ца Ни­ко­лая, прав­да ли, что он со­вер­ша­ет бо­го­слу­же­ния еже­днев­но. Услы­шав, что это прав­да, отец Иоанн по­же­лал, чтобы свя­щен­ник и даль­ше так­же рев­но­вал о служ­бе Бо­жи­ей.
Кро­ме бо­го­слу­же­ний, отец Ни­ко­лай пре­по­да­вал За­кон Бо­жий в Крон­штадт­ской шко­ле при та­можне, в эс­тон­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле, бу­дучи од­новре­мен­но ее ру­ко­во­ди­те­лем, а так­же он был ру­ко­во­ди­те­лем Крон­штадт­ско­го от­де­ле­ния Алек­сан­дро-Нев­ско­го Об­ще­ства трез­во­сти и чле­ном ко­ми­те­та крон­штадт­ско­го По­пе­чи­тель­ства о на­род­ной трез­во­сти.
В 1910 го­ду скон­ча­лась су­пру­га свя­щен­ни­ка, и на его по­пе­че­нии оста­лось трое де­тей от трех до се­ми лет.
Отец Ни­ко­лай шел пу­тем рев­ни­те­ля пра­во­сла­вия, и его слу­же­ние ста­ло со вре­ме­нем вы­зы­вать все боль­шее ува­же­ние крон­штадт­ских при­хо­жан, и уже не толь­ко эс­тон­цев, но и рус­ских.
В 1917 го­ду скон­чал­ся один из свя­щен­ни­ков Ан­дре­ев­ско­го со­бо­ра, и воз­ник­ла необ­хо­ди­мость за­ме­стить ва­кант­ное ме­сто. В это вре­мя ста­ло прак­ти­ко­вать­ся, по при­ме­ру древ­но­сти, на­зна­че­ние свя­щен­ни­ков по из­бра­нию при­хо­жан с по­сле­ду­ю­щим под­твер­жде­ни­ем вы­бо­ра епар­хи­аль­ным ар­хи­ере­ем. Для из­бра­ния бы­ли пред­ло­же­ны кан­ди­да­ту­ры трех свя­щен­ни­ков. В го­ло­со­ва­нии участ­во­ва­ло 385 при­хо­жан, за кан­ди­да­ту­ру от­ца Ни­ко­лая про­го­ло­со­ва­ло 317 при­хо­жан.
«Свя­щен­ник Ни­ко­лай Си­мо из­ве­стен в Крон­штад­те как доб­рый и скром­ный пас­тырь, и ре­зуль­тат го­ло­со­ва­ния по­ка­зал, что сим­па­тии при­хо­жан Ан­дре­ев­ско­го со­бо­ра на его сто­роне», – пи­сал о нем бла­го­чин­ный, про­то­и­е­рей Гри­го­рий По­спе­лов.
13 де­каб­ря 1917 го­да мит­ро­по­лит Пет­ро­град­ский Ве­ни­а­мин (Ка­зан­ский) на­зна­чил от­ца Ни­ко­лая свя­щен­ни­ком Ан­дре­ев­ско­го со­бо­ра. В 1919 го­ду он был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея, а в 1923-м, в свя­зи со смер­тью на­сто­я­те­ля, на­зна­чен на­сто­я­те­лем Ан­дре­ев­ско­го со­бо­ра.
Пер­вый раз отец Ни­ко­лай был аре­сто­ван в мар­те 1921 го­да по по­до­зре­нию в уча­стии в Крон­штадт­ском вос­ста­нии, но через две неде­ли осво­бож­ден, за невоз­мож­но­стью най­ти в его де­я­тель­но­сти со­ста­ва пре­ступ­ле­ния.
При по­пыт­ке за­хва­та цер­ков­ной вла­сти об­нов­лен­ца­ми, про­то­и­е­рей Ни­ко­лай по­ка­зал се­бя ак­тив­ным про­тив­ни­ком это­го дви­же­ния. В то вре­мя бы­ло устро­е­но за­се­да­ние два­дцат­ки Ан­дре­ев­ско­го со­бо­ра, по­свя­щен­ное об­нов­лен­че­ско­му дви­же­нию. Вы­сту­пив­ший на нем отец Ни­ко­лай за­явил, что об­нов­лен­че­ское те­че­ние, рав­но как и жи­во­цер­ков­ни­ки, яв­ля­ет­ся ере­ти­че­ским, и по­ка­зал это на при­ме­ре вве­де­ния в об­нов­лен­че­ских груп­пах но­вых пра­вил, на­ру­ша­ю­щих цер­ков­ные ка­но­ны, как на­при­мер дву­бра­чие ду­хо­вен­ства. Ко­гда из Пет­ро­гра­да при­е­хал пред­ста­ви­тель об­нов­лен­цев с пред­ло­же­ни­ем устро­ить об­щее со­бра­ние два­дца­ток и ду­хо­вен­ства всех крон­штадт­ских при­хо­дов, про­то­и­е­рей Ни­ко­лай и ду­хо­вен­ство Ан­дре­ев­ско­го со­бо­ра за­яви­ли, что на со­бра­ние, устра­и­ва­е­мое свя­щен­ни­ком-жи­во­цер­ков­ни­ком, они не пой­дут. На во­прос на­сто­я­те­ля Вла­ди­мир­ской церк­ви, как от­но­сить­ся к устра­и­ва­е­мо­му об­нов­лен­цем со­бра­нию, про­то­и­е­рей Ни­ко­лай от­ве­тил, что свя­щен­ни­ки Ан­дре­ев­ско­го со­бо­ра за об­нов­лен­ца­ми не пой­дут, на что тот за­ме­тил, что в этом слу­чае их мо­гут аре­сто­вать граж­дан­ские вла­сти. «И пусть аре­сто­вы­ва­ют, у ме­ня ко­том­ки уже го­то­вы», – ска­зал отец Ни­ко­лай.
Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай был аре­сто­ван 13 ок­тяб­ря 1930 го­да. По де­лу бы­ло при­вле­че­но шесть­де­сят че­ты­ре че­ло­ве­ка, по­чи­та­те­лей от­ца Иоан­на Крон­штадт­ско­го и рев­ни­те­лей мо­нар­хии, с цен­тром в Ан­дре­ев­ском со­бо­ре, ко­то­рый, по мне­нию вла­стей, стал цен­тром контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти ду­хо­вен­ства. Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай не стал да­вать све­де­ний, ин­те­ре­су­ю­щих ОГПУ, но сле­до­ва­те­ли про­дол­жа­ли на­ста­и­вать, и в кон­це кон­цов свя­щен­ник за­явил: «От­ка­зы­ва­юсь от вся­ких даль­ней­ших по­ка­за­ний…»
В то вре­мя, ко­гда отец Ни­ко­лай уже на­хо­дил­ся под след­стви­ем, ОГПУ ста­ло аре­сто­вы­вать тех, кто был не со­гла­сен с де­кла­ра­ци­ей мит­ро­по­ли­та Сер­гия (Стра­го­род­ско­го), кто усмот­рел в ней недо­стой­ное Пред­сто­я­те­ля Церк­ви ли­це­ме­рие; для про­сто­ты дей­ствий след­ствие объ­еди­ни­ло их во «все­со­юз­ную контр­ре­во­лю­ци­он­ную ор­га­ни­за­цию “ис­тин­но-пра­во­слав­ные”». Од­но из та­ких след­ствен­ных дел бы­ло со­зда­но Ле­нин­град­ским ОГПУ. 14 фев­ра­ля 1931 го­да к это­му де­лу бы­ли при­со­еди­не­ны де­ла про­то­и­е­рея Ни­ко­лая Си­мо и неко­то­рых дру­гих свя­щен­ни­ков и ми­рян Крон­штад­та. Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай не из­ме­нил сво­ей по­зи­ции во вре­мя но­во­го след­ствия и от­ка­зал­ся да­вать ка­кие бы то ни бы­ло све­де­ния со­труд­ни­кам ОГПУ.
В об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии они на­пи­са­ли: «Ру­ко­во­ди­те­ля­ми… цен­тра яв­ля­лись крайне мо­нар­хи­че­ские эле­мен­ты, в про­шлом бли­жай­шие спо­движ­ни­ки са­мо­го Иоан­на Крон­штадт­ско­го, лю­ди, ко­то­рые пу­тем от­кры­той про­па­ган­ды ве­ли бе­ше­ную ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию с це­лью под­ры­ва и свер­же­ния со­вет­ской вла­сти… Во гла­ве этой ор­га­ни­за­ции сто­ял свя­щен­ник Ан­дре­ев­ско­го со­бо­ра Ни­ко­лай Си­мо, ко­то­рый при жиз­ни Иоан­на Крон­штадт­ско­го вел мо­нар­хи­че­скую по­гром­ную ра­бо­ту».
13 ап­ре­ля 1931 го­да Кол­ле­гия ОГПУ при­го­во­ри­ла от­ца Ни­ко­лая к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Си­мо был рас­стре­лян 18 ап­ре­ля 1931 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.


Жития
Писание