⏳ 2023.04.16 (вс)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• Светлое Христово Воскресение, Пасха

☀️ неподвижный годовой круг:
16 апреля (3 апреля)
• мц. Феодо́сии девы (307–308)
• мчч. Елпидифо́ра, Ди́я, Вифо́ния, Га́лика (?)
• прп. Илли́рика Марсионского (Пелопонесского) (?)
• прп. Никиты Исповедника (824)
• икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет»


☦️
Светлое Христово Воскресение, Пасха.
Слово «Пасха» (пэсах) в буквальном переводе с еврейского языка означает: «прохождение мимо», «переход». Важно уточнить: «прохождение мимо» следует понимать в значении «пощада», а не «игнорирование». Потому по смыслу еврейский глагол «пасах» можно перевести как «пощадил» (как это сделано в Ис.31:5).

В Священном Писании данное слово встречается в двух основных значениях:
1) ветхозаветный иудейский праздник, связанный с воспоминанием исхода из Египта (Исх.34:25; Мф 27:15);
2) жертва (пасхальный агнец), приносимый в этот день (Исх 12:21 и др.).
В Новом Завете на основе второго значения (пасха — жертва) появляется третий смысловой аспект:
3) Пасхой называется Сам Христос, принесший Себя в искупительную жертву (1Кор.5:7).
После Воскресения Христова Пасхой, в среде христианства, стал называться Праздник, посвященной этому событию.

Несмотря на то, что содержание иудейского Праздника Пасхи отлично от содержания Пасхи Христовой, схожесть в названиях — не единственное, что их связывает и объединяет. Как известно, многие вещи, события, лица времени Ветхого Завета служили прообразами новозаветных вещей, событий и лиц. Ветхозаветный пасхальный агнец служил прообразом Новозаветного Агнца, Христа (1Пет.1:18-19), а ветхозаветная Пасха — прообразом Пасхи Христовой.
Можно сказать, что символика иудейской Пасхи реализовалась на Пасхе Христовой. Наиболее важные черты этой прообразовательной связи — следующие:
как посредством крови пасхального агнца евреи спаслись от поражающего действия ангела-губителя (Исх.12:23), так и Кровью Мессии мы спасены (1Пет.1:18-19);
как ветхозаветная пасхальная жертва способствовала освобождению евреев от пленения и рабства фараону (Исх.12:1-33), так и Крестная Жертва Новозаветного Агнца способствовала освобождению человека от рабства демонам, от плена греха;
как кровь ветхозаветного агнца способствовала теснейшему объединению евреев (Исх.12:6), так и Причащение Крови и Тела Христовых способствует единению верующих в одно Тело Господне (1Кор.10:17);
как потребление древнего агнца сопровождалось вкушением горьких трав (Исх.12:8), так и христианская жизнь исполнена горечью тягот, страданий, лишений.

Раздел «Пасха»:
https://azbyka.ru/paskha

☦️
Мученица Феодо́сия Тирская, Кесарийская (Палестинская), дева.
Свя­тая му­че­ни­ца Фе­о­до­сия Тир­ская по­стра­да­ла в 307 го­ду. 29 мая (11 июня) празд­ну­ет­ся пе­ре­не­се­ние ее мо­щей в Кон­стан­ти­но­поль, а позд­нее в Ве­не­цию.
Од­на­жды, во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан, ко­то­рое дли­лось уже пять лет, сем­на­дца­ти­лет­няя Фе­о­до­сия по­до­шла к осуж­ден­ным уз­ни­кам-хри­сти­а­нам, на­хо­див­шим­ся в пре­то­рии. Был день Свя­той Пас­хи, и му­че­ни­ки го­во­ри­ли о Цар­ствии Бо­жи­ем. Свя­тая Фе­о­до­сия про­си­ла их по­мя­нуть ее пред Гос­по­дом, ко­гда они пред­ста­нут Ему. Во­и­ны уви­де­ли, что де­вуш­ка по­кло­ни­лась уз­ни­кам, взя­ли ее и от­ве­ли к пра­ви­те­лю Урва­ну. Пра­ви­тель за­став­лял де­вуш­ку при­не­сти жерт­ву идо­лам, но она от­ка­за­лась, ис­по­ве­дуя свою ве­ру во Хри­ста. То­гда свя­тую под­верг­ли же­сто­ким ис­тя­за­ни­ям, те­ло ее стро­га­ли же­лез­ны­ми ког­тя­ми так, что об­на­жи­лись ко­сти. Му­че­ни­ца мол­ча и с ра­дост­ным ли­цом пе­ре­но­си­ла стра­да­ния и на вто­рич­ное пред­ло­же­ние пра­ви­те­ля при­не­сти жерт­ву идо­лам от­ве­ти­ла: «Безум­ный, ведь я спо­до­би­лась при­со­еди­нить­ся к му­че­ни­кам!» Де­вуш­ку с кам­нем на шее бро­си­ли в мо­ре, но Ан­ге­лы вы­ве­ли ее из пу­чи­ны. То­гда му­че­ни­цу от­да­ли на съе­де­ние зве­рям. Ви­дя, что зве­ри ее не тро­га­ют, му­чи­те­ли от­сек­ли ей го­ло­ву. Но­чью свя­тая Фе­о­до­сия яви­лась ро­ди­те­лям, ко­то­рые пы­та­лись уго­во­рить свою дочь не ид­ти на стра­да­ния, в свет­лой одеж­де, с вен­цом на го­ло­ве и си­я­ю­щим зо­ло­тым кре­стом в ру­ке и ска­за­ла: «Смот­ри­те, вот ка­кой ве­ли­кой сла­вы вы хо­те­ли ме­ня ли­шить!»

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/466

☦️
Мученики Елпидифо́р, Дий, Вифо́ний, Га́лик.
Свя­тые му­че­ни­ки Ел­пи­ди­фор, Дий, Ви­фо­ний и Га­лик по­стра­да­ли за ис­по­ве­да­ние ве­ры в Иису­са Хри­ста. Свя­то­му Ел­пи­ди­фо­ру от­сек­ли го­ло­ву ме­чом. Свя­то­го Дия по­би­ли кам­ня­ми. Свя­той Ви­фо­ний был утоп­лен в мо­ре, а му­че­ник Га­лик от­дан на съе­де­ние зве­рям.

☦️
Преподобный Илли́рик Марсионский (Пелопонесский).
Пре­по­доб­ный Ил­ли­рик чу­до­тво­рец под­ви­зал­ся на го­ре Мар­си­он в Пе­ло­пон­не­се. Вре­мя жиз­ни и по­дви­гов неиз­вест­но.

☦️
Преподобный Ники́та Мидикийский, игумен.
Пре­по­доб­ный Ни­ки­та Ис­по­вед­ник, игу­мен оби­те­ли Ми­ди­кий­ской, ро­дил­ся в Ке­са­рии Вифин­ской (се­ве­ро-за­пад Ма­лой Азии) в бла­го­че­сти­вой се­мье. Мать умер­ла на 8-й день по­сле его рож­де­ния, и отец, по име­ни Фила­рет, по­стриг­ся в мо­на­хи. Ре­бе­нок остал­ся на по­пе­че­нии ба­буш­ки, вос­пи­тав­шей его в ис­тин­но хри­сти­ан­ском ду­хе. С юно­ше­ских лет свя­той Ни­ки­та при­слу­жи­вал в церк­ви и на­хо­дил­ся в по­слу­ша­нии у от­шель­ни­ка Сте­фа­на. По его бла­го­сло­ве­нию свя­той Ни­ки­та на­пра­вил­ся в Ми­ди­кий­ский мо­на­стырь, где игу­ме­ном был свя­той Ни­ки­фор (па­мять 13 мар­та).
Через семь лет доб­ро­де­тель­ной жиз­ни в мо­на­сты­ре, сла­вив­шем­ся стро­го­стью уста­ва, пре­по­доб­ный Ни­ки­та был ру­ко­по­ло­жен во пре­сви­те­ра. Пре­по­доб­ный Ни­ки­фор, зная свя­тую жизнь мо­ло­до­го ино­ка, по­ру­чил ему управ­ле­ние оби­те­лью, так как сам был тя­же­ло бо­лен.
Не жа­лея сил, пре­по­доб­ный Ни­ки­та стал за­бо­тить­ся о про­цве­та­нии и бла­го­устрой­стве мо­на­сты­ря. Лич­ным при­ме­ром стро­гой мо­на­ше­ской жиз­ни он на­став­лял бра­тию. Вско­ре сла­ва о вы­со­кой жиз­ни на­сель­ни­ков оби­те­ли при­влек­ла ту­да мно­гих, ищу­щих спа­се­ния. Через несколь­ко лет чис­ло мо­на­хов уве­ли­чи­лось до 100 че­ло­век.
Ко­гда пре­по­доб­ный Ни­ки­фор в глу­бо­кой ста­ро­сти ото­шел ко Гос­по­ду, бра­тия еди­но­душ­но из­бра­ла игу­ме­ном пре­по­доб­но­го Ни­ки­ту.
Гос­подь удо­сто­ил свя­то­го Ни­ки­ту да­ра чу­до­тво­ре­ния. По его мо­лит­ве глу­хо­не­мо­му от­ро­ку воз­вра­тил­ся дар ре­чи; две бес­но­ва­тые жен­щи­ны по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние; ли­шен­но­му рас­суд­ка вер­нул­ся ра­зум, и мно­гие дру­гие боль­ные ис­це­ля­лись от сво­их неду­гов.
В те го­ды при им­пе­ра­то­ре Льве Ар­мя­нине (813–820) воз­об­но­ви­лась ико­но­бор­че­ская ересь и уси­ли­лось го­не­ние на свя­тые ико­ны. Пра­во­слав­ные епи­ско­пы из­го­ня­лись и ссы­ла­лись. В Ца­рь­гра­де в 815 го­ду был со­зван со­бор ере­ти­ков, на ко­то­ром они сверг­ли с пре­сто­ла свя­то­го пат­ри­ар­ха Ни­ки­фо­ра (806–815; † 828), а на его ме­сто из­бра­ли ере­ти­ка из ми­рян Фе­о­до­та. На ме­сто со­слан­ных и за­клю­чен­ных пра­во­слав­ных епи­ско­пов бы­ли так­же по­став­ле­ны ере­ти­ки. Им­пе­ра­тор при­звал к се­бе игу­ме­нов всех мо­на­сты­рей и пы­тал­ся при­влечь их к ико­но­бор­че­ской ере­си. В чис­ле при­зван­ных был и пре­по­доб­ный Ни­ки­та, ко­то­рый твер­до сто­ял за пра­во­слав­ное ис­по­ве­да­ние. По его при­ме­ру все игу­ме­ны оста­лись вер­ны по­чи­та­нию свя­тых икон. За это их по­са­ди­ли в тем­ни­цу. Пре­по­доб­ный Ни­ки­та му­же­ствен­но пре­тер­пе­вал все ис­пы­та­ния и под­дер­жи­вал твер­дость ду­ха в дру­гих за­клю­чен­ных.
То­гда им­пе­ра­тор и лже­па­три­арх Фе­о­дот ре­ши­ли хит­ро­стью уло­вить упор­ству­ю­щих. Им объ­яви­ли, что им­пе­ра­тор да­ру­ет всем сво­бо­ду и раз­ре­ша­ет по­кло­не­ние ико­нам при од­ном усло­вии: ес­ли они при­мут При­ча­ще­ние от лже­па­три­ар­ха Фе­о­до­та. Дол­го со­мне­вал­ся пре­по­доб­ный, мо­жет ли он всту­пить в цер­ков­ное об­ще­ние с ере­ти­ком, но дру­гие уз­ни­ки умо­ли­ли его при­ча­стить­ся вме­сте с ни­ми. Усту­пая их моль­бам, пре­по­доб­ный Ни­ки­та по­шел в храм, где для об­ма­на ис­по­вед­ни­ков бы­ли вы­став­ле­ны ико­ны, и при­нял При­ча­стие. Но ко­гда он вер­нул­ся к се­бе в мо­на­стырь и уви­дел, что го­не­ние на ико­ны про­дол­жа­ет­ся, то рас­ка­ял­ся в сво­ем по­ступ­ке, вер­нул­ся в Кон­стан­ти­но­поль и стал без­бо­яз­нен­но об­ли­чать ико­но­бор­че­скую ересь. Все уго­во­ры им­пе­ра­то­ра бы­ли им от­верг­ну­ты.
Пре­по­доб­ный Ни­ки­та вновь был за­то­чен в тем­ни­цу, где про­был шесть лет, до кон­чи­ны им­пе­ра­то­ра Льва Ар­мя­ни­на. Там, пе­ре­но­ся го­лод и скор­би, пре­по­доб­ный Ни­ки­та си­лой сво­их мо­литв со­вер­шал чу­де­са: по его мо­лит­ве Фри­гий­ский царь без вы­ку­па от­пу­стил двух плен­ни­ков; три че­ло­ве­ка, по­тер­пев­ших ко­раб­ле­кру­ше­ние, о ко­то­рых мо­лил­ся пре­по­доб­ный Ни­ки­та, бы­ли вол­на­ми вы­бро­ше­ны на бе­рег.
В 824 го­ду при но­вом им­пе­ра­то­ре Ми­ха­и­ле (820–829) пре­по­доб­ный Ни­ки­та ото­шел ко Гос­по­ду. Те­ло его бы­ло пе­ре­ве­зе­но на ко­раб­ле в Ми­ди­кий­ский мо­на­стырь епи­ско­пом Ефес­ским Фе­о­фи­лом и ар­хи­епи­ско­пом Со­лун­ским Иоси­фом. На пу­ти в мо­на­стырь по­гре­баль­ную про­цес­сию встре­тил епи­скоп Плу­си­ад­ский Па­вел с мно­же­ством ино­ков и ми­рян. От гро­ба пре­по­доб­но­го Ни­ки­ты со­вер­ша­лись мно­гие ис­це­ле­ния. Он был по­гре­бен в гроб­ни­це сво­е­го на­став­ни­ка пре­по­доб­но­го Ни­ки­фо­ра. По­сле по­гре­бе­ния у гроб­ни­цы свя­то­го так­же со­вер­ша­лись чу­де­са.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/302

☦️
Икона Богородицы «Неувядаемый Цвет».
Икона Богородицы «Неувядаемый Цвет». На иконе Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца дер­жит Сво­е­го Бо­же­ствен­но­го Сы­на на одной ру­ке, а в другой ру­ке у Нее – цве­ток бе­лой ли­лии. Этот цве­ток сим­во­ли­че­ски зна­ме­ну­ет неувя­да­е­мый цвет дев­ства и непо­роч­но­сти Пре­чи­стой Де­вы, к Ко­то­рой так и об­ра­ща­ет­ся Свя­тая Цер­ковь: «Ты еси Ко­рень дев­ства и Неувя­да­е­мый Цвет чи­сто­ты». Спис­ки этой ико­ны про­сла­ви­лись в Москве, Во­ро­не­же и дру­гих ме­стах Рус­ской Церк­ви.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-neuvjadaemyj-cvet


Жития
Писание