⏳ 2023.04.15 (сб)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• Страстна́я седмица (неделя)
• Великая Суббота

☀️ неподвижный годовой круг:
15 апреля (2 апреля)
• мчч. Амфиа́на и Еде́сия (306)
• мч. Полика́рпа Александрийского (IV)
• прп. Ти́та чудотворца (IX)
• иконы Божией Матери «Ключ разумения»


☦️
Великая Суббота.
В Ве­ли­кую Суб­бо­ту Пра­во­слав­ная Цер­ковь вос­по­ми­на­ет те­лес­ное по­гре­бе­ние Иису­са Хри­ста и со­ше­ствие Его в ад. Сняв с кре­ста и об­вив пе­ле­на­ми с бла­го­во­ни­я­ми, по обы­чаю иуде­ев, Иосиф и Ни­ко­дим по­ло­жи­ли Пре­чи­стое те­ло Гос­по­да в но­вом ка­мен­ном гро­бу в са­ду Иоси­фо­вом, на­хо­див­шем­ся неда­ле­ко от Гол­го­фы. К две­рям гро­ба при­ва­ли­ли боль­шой ка­мень. При по­гре­бе­нии Иису­са Хри­ста на­хо­ди­лись Ма­рия Маг­да­ли­на и Ма­рия, мать Иа­ко­ва и Иоси­е­ва.
Пер­во­свя­щен­ни­ки и фа­ри­сеи зна­ли, что Иисус Хри­стос пред­ре­кал о сво­ем вос­кре­се­нии, но не ве­ря это­му пред­ска­за­нию и опа­са­ясь, чтобы апо­сто­лы не по­хи­ти­ли те­ла Иису­са Хри­ста и не ска­за­ли на­ро­ду: вос­крес из мерт­вых, – в Суб­бо­ту вы­про­си­ли у Пи­ла­та во­ен­ную стра­жу, при­ста­ви­ли ко гро­бу и са­мый гроб за­пе­ча­та­ли (Мф.27:57-66; Ин.19:39-42) и тем до­ста­ви­ли ис­тине но­вое под­твер­жде­ние.

https://azbyka.ru/days/prazdnik-velikaja-subbota

☦️
Мученики Амфиа́н и Еде́сий.
Свя­тые му­че­ни­ки Ам­фи­ан и Еде­сий бы­ли род­ны­ми бра­тья­ми. Они жи­ли в го­ро­де Па­та­ре (Ли­кий­ская про­вин­ция) в се­мье го­род­ско­го пра­ви­те­ля-языч­ни­ка. Для обу­че­ния язы­че­ским на­у­кам их от­пра­ви­ли в го­род Ви­рит. Там бра­тья уве­ро­ва­ли во Хри­ста и ста­ли пла­мен­ны­ми Его по­сле­до­ва­те­ля­ми. Свя­тые бра­тья по­ки­ну­ли сво­их ро­ди­те­лей-языч­ни­ков и ушли в Ке­са­рию Алек­сан­дрий­скую, где на­шли се­бе на­став­ни­ка, пре­сви­те­ра Пам­фи­ла, и под его ру­ко­вод­ством ста­ли со­вер­шен­ство­вать­ся в ду­хов­ной жиз­ни, пре­бы­вая в мо­лит­ве и изу­че­нии свя­щен­ных книг.
В то вре­мя по ука­зу им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на (305–313), – рев­ност­но­го языч­ни­ка и же­сто­ко­го го­ни­те­ля хри­сти­ан, – все жи­те­ли го­ро­да Ке­са­рии долж­ны бы­ли со­вер­шать об­ще­ствен­ные жерт­во­при­но­ше­ния. Спа­са­ясь от идо­ло­слу­же­ния, мно­гие хри­сти­ане вы­нуж­де­ны бы­ли скры­вать­ся в по­та­ен­ных ме­стах. Скры­ва­лись и свя­тые Ам­фи­ан с Еде­си­ем.
Ко­гда пра­ви­тель го­ро­да Ке­са­рии дол­жен был при­не­сти жерт­ву идо­лам, свя­той Ам­фи­ан без­бо­яз­нен­но во­шел в храм, взял за ру­ку пра­ви­те­ля, сто­яв­ше­го у язы­че­ско­го жерт­вен­ни­ка, и стал убеж­дать его оста­вить за­блуж­де­ния и уве­ро­вать во Хри­ста.
По при­ка­зу пра­ви­те­ля во­и­ны схва­ти­ли свя­то­го Ам­фи­а­на, же­сто­ко из­би­ли его и бро­си­ли в тем­ни­цу. Два дня вы­во­ди­ли му­че­ни­ка на суд, где би­ли же­лез­ны­ми пру­тья­ми и жгли на те­ле пуч­ки льна, об­ли­тые мас­лом. Му­же­ствен­но­го юно­шу, твер­до ис­по­ве­до­вав­ше­го ве­ру Хри­сто­ву, бро­си­ли с кам­нем на шее в мо­ре. Вне­зап­но под­ня­лась силь­ная бу­ря, те­ло му­че­ни­ка бы­ло вы­не­се­но вол­на­ми на бе­рег, и хри­сти­ане со­вер­ши­ли его по­гре­бе­ние. Бра­та му­че­ни­ка Ам­фи­а­на свя­то­го Еде­сия так­же под­верг­ли му­че­ни­ям, а по­том от­пра­ви­ли на мед­ные руд­ни­ки.
Через несколь­ко лет свя­то­го Еде­сия осво­бо­ди­ли и от­пра­ви­ли в Алек­сан­дрию. Там он узнал о без­мер­ной же­сто­ко­сти к хри­сти­а­нам пра­ви­те­ля Иеро­к­лия и сме­ло об­ли­чил его. Свя­то­го Еде­сия ста­ли му­чить и, по­доб­но бра­ту, уто­пи­ли († 306).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/299

☦️
Мученик Полика́рп Александрийский.
Свя­той му­че­ник По­ли­карп по­стра­дал за сме­лое об­ли­че­ние им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на (305–313) в про­ли­тии невин­ной хри­сти­ан­ской кро­ви в го­ро­де Алек­сан­дрии. Он от­кры­то ис­по­ве­дал се­бя хри­сти­а­ни­ном и по­шел на доб­ро­воль­ные му­че­ния. По­сле тя­же­лых стра­да­ний му­че­ник был обез­глав­лен.

☦️
Преподобный Тит чудотворец, иеромонах.
Пре­по­доб­ный Тит чу­до­тво­рец жил в кон­це VIII – на­ча­ле IX ве­ка. С са­мо­го ран­не­го дет­ства воз­лю­бил он Гос­по­да Иису­са Хри­ста, от­верг­нув су­е­ту мир­скую и пре­зрев по­хоть пло­ти. До­стиг­нув от­ро­че­ско­го воз­рас­та, пре­по­доб­ный Тит по­сту­пил в об­ще­жи­тель­ный мо­на­стырь – ки­но­вию, где был сна­ча­ла по­слуш­ни­ком, а по­том ино­ком. Он про­хо­дил тес­ный и труд­ный, но бла­го­дат­ный мо­на­ше­ский путь, с тер­пе­ни­ем и сми­ре­ни­ем очи­щая ду­шу по­сред­ством доб­ро­де­те­лей, по­сте­пен­но вос­хо­дя к ду­хов­но­му со­вер­шен­ству. Сту­дий­ский мо­на­стырь близ Кон­стан­ти­но­по­ля, где про­вел дол­гие го­ды в мо­на­ше­стве пре­по­доб­ный Тит, ос­но­ван был еще в се­ре­дине V ве­ка при­быв­шим из Ри­ма в Кон­стан­ти­но­поль вель­мо­жей по име­ни Сту­дий.
Мо­на­стырь был зна­ме­нит мно­ги­ми по­движ­ни­ка­ми бла­го­че­стия, му­же­ствен­ным про­ти­во­сто­я­ни­ем ико­но­бор­че­ству, стро­гим об­ще­жи­тель­ным мо­на­стыр­ским уста­вом. Впо­след­ствии имен­но Сту­дий­ский устав ввел на Ру­си пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий Пе­чер­ский. Усту­пив на­сто­я­тель­ным прось­бам бра­тии мо­на­сты­ря, пре­по­доб­ный Тит был ру­ко­по­ло­жен во пре­сви­те­ра и ру­ко­во­дил бра­ти­ей. Ве­ли­кая кро­тость, лю­бовь и ми­ло­сер­дие снис­ка­ли пре­по­доб­но­му Ти­ту до­стой­ную его име­ни сла­ву по­движ­ни­ка.
Гос­подь на­де­лил пре­по­доб­но­го Ти­та да­ром чу­до­тво­ре­ния. Во вре­мя неод­но­крат­но воз­об­нов­ляв­ших­ся го­не­ний на свя­тые ико­ны и их по­чи­та­те­лей пре­по­доб­ный Тит явил се­бя твер­дым и непо­ко­ле­би­мым ис­по­вед­ни­ком и за­щит­ни­ком ико­но­по­чи­та­ния. Оста­вив сво­им уче­ни­кам до­стой­ный об­ра­зец мо­лит­вен­но­го и пост­ни­че­ско­го жи­тия, пре­по­доб­ный Тит ото­шел ко Гос­по­ду в глу­бо­кой ста­ро­сти.

☦️
Икона Богородицы «Ключ разумения».
Пре­свя­тая Бо­го­ма­терь изо­бра­же­на на этой иконе во весь рост; в ниж­ней ча­сти ико­ны на­ри­со­ван ключ. Пе­ред ней со­вер­ша­ют мо­леб­ны пред на­ча­лом уче­ния от­ро­ков, а так­же мо­лят­ся в тех слу­ча­ях, ко­гда у де­тей за­ме­ча­ет­ся сла­бое раз­ви­тие ум­ствен­ных спо­соб­но­стей, необ­хо­ди­мых для усво­е­ния пре­по­да­ва­е­мых им на­ук. По­се­му-то она и име­ну­ет­ся «Клю­чом ра­зу­ме­ния». Об­раз этот чтит­ся мест­но и на­хо­дит­ся ныне в клад­би­щен­ской церк­ви г. Ба­ла­х­ны Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-kljuch-razumenija


Жития
Писание