⏳ 2023.04.12 (ср)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• Страстна́я седмица (неделя)
• Великая Среда

☀️ неподвижный годовой круг:
12 апреля (30 марта)
• прор. Иоа́да, человека Божия (X до РХ)
• апп. Сосфе́на, Аполло́са (Апе́ллия), Ки́фы, Ке́саря, Епафроди́та (I)
• св. Евву́лы Никомидийской (матери вмч. Пантелеи́мона) (ок. 303)
• прп. Иоанна Безмолвника, Колонийского (VI)
• прп. Иоанна Лествичника, Синайского (649) 📚
• прп. Зоси́мы Сиракузского (ок. 662)
• свт. Софрония Иркутского (1771)


☦️
Великая Среда.
Ночь со втор­ни­ка на сре­ду Иисус Хри­стос в по­след­ний раз пе­ред сво­ей смер­тью про­вел в Вифа­нии. Здесь в до­му Си­мо­на про­ка­жен­но­го уго­то­ва­на бы­ла для Спа­си­те­ля ве­че­ря. Же­на-греш­ни­ца, узнав, что Он воз­ле­жит в до­му фа­ри­се­е­вом, при­сту­пи­ла к Нему с ала­васт­ро­вым (але­баст­ро­вым) со­су­дом ми­ра цель­но­го дра­го­цен­но­го и воз­ли­ла Ему на гла­ву, в знак сво­ей люб­ви и бла­го­го­ве­ния к Нему (Лк.7:36-50). Уче­ни­ки Его жа­ле­ли о тра­те ми­ра: «мо­жа­ше бо сие про­да­но бы­ти вя­щи­ле трех сот пе­нязъ и да­ти­ся ни­щим».

Меж­ду тем, как Иисус Хри­стос воз­ле­жал в до­му Си­мо­на, пер­во­свя­щен­ни­ки, книж­ни­ки и ста­рей­ши­ны иудей­ские, по­сто­ян­но на­блю­дая за Гос­по­дом, со­брав­шись у пер­во­свя­щен­ни­ка Ка­иа­фы, со­ве­то­ва­лись, как бы взять Иису­са Хри­ста хит­ро­стью и убить. Но го­во­ри­ли: толь­ко не в празд­ник, чтобы не сде­ла­лось воз­му­ще­ния в на­ро­де. То­гда в без­за­кон­ное сбо­ри­ще при­хо­дит Иуда Ис­ка­ри­от, один из две­на­дца­ти уче­ни­ков Иису­са Хри­ста и пред­ла­га­ет: «что ми хо­ще­те да­ти, и аз вам пре­дам его?»

В Ве­ли­кую Сре­ду Цер­ковь вос­по­ми­на­ет о жене-греш­ни­це и о пре­да­тель­стве Иуди­ном.

Далее:
https://azbyka.ru/days/prazdnik-velikaja-sreda

☦️
Пророк Иоа́д, человек Божий.
Свя­той про­рок Иоад про­ис­хо­дил из Са­ма­рии и про­ро­че­ство­вал в Х ве­ке до Рож­де­ства Хри­сто­ва. О нем по­вест­ву­ет­ся в 13-й гла­ве 3 Кни­ги Царств. Про­рок был по­слан Гос­по­дом из Иудеи в Ве­филь об­ли­чить из­ра­иль­ско­го ца­ря Иеро­воама за то, что он со­вра­тил свой на­род в идо­ло­по­клон­ство. Гос­подь за­по­ве­дал про­ро­ку: «Не ешь там хле­ба и не пей во­ды и не воз­вра­щай­ся тою до­ро­гою, ко­то­рою ты шел» (3Цар.13:9). Про­рок Иоад явил­ся к Иеро­во­аму и пред­ска­зал ему от Гос­по­да ги­бель. Ко­гда царь по­пы­тал­ся дать ру­кой знак, чтобы схва­ти­ли про­ро­ка, его ру­ка вне­зап­но ста­ла су­хой. Царь про­сил про­ро­ка по­мо­лить­ся Гос­по­ду об ис­це­ле­нии ру­ки и по его мо­лит­ве по­лу­чил ис­це­ле­ние. Воз­вра­ща­ясь об­рат­но, про­рок Иоад ослу­шал­ся за­по­ве­ди, дан­ной ему Гос­по­дом, и вку­сил пи­щи, пред­ло­жен­ной ему лже­про­ро­ком Ем­ве. За это про­рок Иоад был умерщ­влен львом, но те­ло его оста­лось нетро­ну­тым и бы­ло по­гре­бе­но вбли­зи жи­ли­ща со­блаз­нив­ше­го его лже­про­ро­ка.

☦️
Апостолы от 70-ти Сосфе́н, Аполло́с, Ки́фа, Ке́сарь и Епафроди́т.
Свя­тые апо­сто­лы от 70: Со­сфен, Апол­лос, Ки­фа, Ти­хик, Епа­ф­ро­дит, Ке­сарь, Они­си­фор бы­ли из­бра­ны и по­сла­ны Са­мим Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом для бла­го­ве­стия через неко­то­рое вре­мя по­сле из­бра­ния 12 апо­сто­лов (Лк.10:1-24).
Апо­стол Со­сфен до при­ня­тия хри­сти­ан­ства был в Ко­рин­фе на­чаль­ни­ком иудей­ской си­на­го­ги. Во вре­мя мя­те­жа про­тив апо­сто­ла Пав­ла он под­верг­ся по­бо­ям. Впо­след­ствии об­ра­щен са­мим апо­сто­лом к ве­ре во Хри­ста и стал епи­ско­пом в Ко­ло­фоне.
Апол­лос про­ис­хо­дил из Алек­сан­дрии, был бле­стя­ще об­ра­зо­ван­ным че­ло­ве­ком. Глав­ным ме­стом его слу­же­ния был Ко­ринф. Там он дол­го под­ви­зал­ся и мно­гих об­ра­тил к ве­ре Хри­сто­вой. В кон­це жиз­ни про­по­ве­до­вал на Кри­те и был епи­ско­пом Ке­са­рии.
Апо­стол Ки­фа был епи­ско­пом в Ко­ло­фоне.
Апо­стол Ти­хик, ро­дом из Ма­лой Азии, был уче­ни­ком и спут­ни­ком свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла. Во вре­мя пер­во­го за­клю­че­ния апо­сто­ла до­став­лял по­сла­ния к Ефе­ся­нам и к Ко­лос­ся­нам. Сме­нил апо­сто­ла Со­сфе­на на Ко­ло­фон­ской ка­фед­ре.
Апо­стол Епа­ф­ро­дит – один из бли­жай­ших со­труд­ни­ков и спо­движ­ни­ков свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла – был епи­ско­пом г. Адри­а­ки Фра­кий­ской.
Апо­стол Ке­сарь про­по­ве­до­вал и был епи­ско­пом Дирра­хии – об­ла­сти в Сред­ней Гре­ции.
Все эти апо­сто­лы мир­но пре­ста­ви­лись к Бо­гу (вто­рая па­мять 30 мар­та). Вме­сте с ни­ми Цер­ковь вспо­ми­на­ет и апо­сто­ла Они­си­фо­ра (па­мять 7 сен­тяб­ря).
Свя­той апо­стол Апел­лий из чис­ла 70-ти был епи­ско­пом в го­ро­де Смирне (во­сточ­ный бе­рег Эгей­ско­го мо­ря). О нем упо­ми­на­ет свя­той апо­стол Па­вел в По­сла­нии к Рим­ля­нам (Рим.16:10).
Апо­стол Со­сфен до сво­е­го об­ра­ще­ния был на­чаль­ни­ком ко­ринф­ской си­на­го­ги. Апо­стол Па­вел об­ра­тил его в хри­сти­ан­ство и сде­лал по­мощ­ни­ком в сво­их тру­дах. Об­ра­ща­ясь к Ко­ринф­ской Церк­ви, апо­стол Па­вел при­вет­ству­ет ее от ли­ца обо­их: «Па­вел, во­лею Бо­жи­ею при­зван­ный Апо­стол Иису­са Хри­ста, и Со­сфен брат…» (1Кор.1:1). Поз­же свя­той апо­стол Со­сфен был по­став­лен епи­ско­пом в Ко­ло­фоне (Ма­лая Азия).
О свя­том апо­сто­ле Апол­ло­се в Де­я­ни­ях свя­тых апо­сто­лов со­об­ща­ет­ся сле­ду­ю­щее: «Некто иудей, име­нем Апол­лос, ро­дом из Алек­сан­дрии, муж крас­но­ре­чи­вый и све­ду­щий в Пи­са­ни­ях, при­шел в Ефес. Он был на­став­лен в на­чат­ках пу­ти Гос­под­ня и, го­ря ду­хом, го­во­рил и учил о Гос­по­де пра­виль­но, зная толь­ко кре­ще­ние Иоан­но­во. Он на­чал сме­ло го­во­рить в си­на­го­ге. Услы­шав его, Аки­ла и При­с­кил­ла при­ня­ли его и точ­нее объ­яс­ни­ли ему путь Гос­по­день. А ко­гда он воз­на­ме­рил­ся ид­ти в Аха­ию, то бра­тья по­сла­ли к та­мош­ним уче­ни­кам, рас­по­ла­гая их при­нять его: и он, при­быв ту­да, мно­го со­дей­ство­вал уве­ро­вав­шим бла­го­да­тью, ибо он силь­но опро­вер­гал иуде­ев все­на­род­но, до­ка­зы­вая Пи­са­ни­я­ми, что Иисус есть Хри­стос» (Деян.18:24-28). Свя­той Апол­лос мно­го по­мо­гал апо­сто­лу Пав­лу. Апо­стол Па­вел так го­во­рит о рас­про­стра­не­нии хри­сти­ан­ства у ко­рин­фян: «Я на­са­дил, Апол­лос по­ли­вал, но взрас­тил Бог» (1Кор.3:6). Поз­же свя­той Апол­лос был епи­ско­пом в Смирне (Ма­лая Азия).
Свя­той апо­стол Ки­фа, по пре­да­нию, епи­скоп­ство­вал в Ико­нии. Све­де­ния о нем не со­хра­ни­лись. Пред­по­ла­га­ют, что о нём упо­ми­на­ет апо­стол Па­вел (1Кор.15:5).
Свя­той апо­стол Епа­ф­ро­дит был спо­движ­ни­ком апо­сто­ла Пав­ла, ко­то­рый, по­сы­лая его к филип­пий­ским хри­сти­а­нам, так го­во­рит о его са­мо­от­вер­жен­ном тру­де на ни­ве Хри­сто­вой: «…я по­чел нуж­ным по­слать к вам Епа­ф­ро­ди­та, бра­та и со­труд­ни­ка и спо­движ­ни­ка мо­е­го, а ва­ше­го по­слан­ни­ка и слу­жи­те­ля в нуж­де мо­ей… он был бо­лен при смер­ти; но Бог по­ми­ло­вал его, и не его толь­ко, но и ме­ня, чтобы не при­ба­ви­лась мне пе­чаль к пе­ча­ли… При­ми­те же его в Гос­по­де со вся­кою ра­до­стью, и та­ких имей­те в ува­же­нии, ибо он за де­ло Хри­сто­во был бли­зок к смер­ти, под­вер­гая опас­но­сти жизнь, дабы вос­пол­нить недо­ста­ток ва­ших услуг мне» (Флп.2:25-30). Свя­той Епа­ф­ро­дит был епи­ско­пом в Адри­а­нии (Ита­лия).

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1082

☦️
Святая Евву́ла Никомидийская.
Свя­тая Евву­ла, мать ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на (па­мять 27 июля), скон­ча­лась мир­но око­ло 303 го­да ра­нее му­че­ний сво­е­го сы­на.

☦️
Преподобный Иоа́нн Безмолвник (Молчальник), Савваит, епископ.
Пре­по­доб­ный Иоанн Мол­чаль­ник (за­твор­ник) ро­дил­ся око­ло 454 го­да в го­ро­де Ни­ко­по­ле Ар­мян­ском в се­мье во­е­на­чаль­ни­ка Ен­кра­тия и су­пру­ги его Ев­фи­мии. Маль­чик ра­но на­чал изу­чать Свя­щен­ное Пи­са­ние и всем серд­цем по­лю­бил уеди­не­ние и мо­лит­ву.
На до­став­шу­ю­ся ему по­сле смер­ти ро­ди­те­лей часть име­ния юно­ша Иоанн по­стро­ил цер­ковь во Имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. С 18 лет Иоанн вме­сте с де­ся­тью ино­ка­ми жил при церк­ви в по­сте, мо­лит­ве и воз­дер­жа­нии. По прось­бе граж­дан го­ро­да Ко­ло­нии мит­ро­по­лит Се­ва­стий­ский ру­ко­по­ло­жил 28-лет­не­го Иоан­на в епи­ско­па Ко­ло­ний­ской Церк­ви. При­няв цер­ков­ное прав­ле­ние, пре­по­доб­ный не из­ме­нил стро­го ас­ке­ти­че­ско­го об­ра­за жиз­ни. Под вли­я­ни­ем свя­ти­те­ля жи­ли по-хри­сти­ан­ски и его близ­кие – брат Пер­га­мий (при­бли­жен­ный им­пе­ра­то­ров Зе­но­на и Ана­ста­сия) и пле­мян­ник Фе­о­дор (при­бли­жен­ный им­пе­ра­то­ра Юс­ти­ни­а­на).
На де­ся­том го­ду епи­скоп­ства Иоан­на власть в Ар­ме­нии при­нял Па­зи­ник, муж сест­ры свя­ти­те­ля – Ма­рии. Но­вый пра­ви­тель стал власт­но вме­ши­вать­ся в ду­хов­ные и цер­ков­ные де­ла. В Церк­ви на­ча­лись не­стро­е­ния. То­гда свя­той Иоанн от­пра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль и че­рез ар­хи­епи­ско­па Ев­фи­мия про­сил им­пе­ра­то­ра Зе­но­на за­щи­тить Ар­мян­скую Цер­ковь от гру­бых по­ся­га­тельств.
Удру­ча­е­мый мир­ской бра­нью, Иоанн тай­но оста­вил епи­ско­пию и от­плыл в Иеру­са­лим. Со сле­за­ми мо­лил он Бо­га ука­зать ме­сто, где ему жить и спа­стись. Яви­лась яр­кая звез­да, ко­то­рая при­ве­ла Иоан­на в Лав­ру пре­по­доб­но­го Сав­вы. Иоанн, скрыв­ший свое епи­скоп­ское до­сто­ин­ство, был при­нят в чис­ло бра­тии про­стым по­слуш­ни­ком. По по­ру­че­нию свя­то­го игу­ме­на Сав­вы (па­мять 5 де­каб­ря) пре­по­доб­ный Иоанн бо­лее 4-х лет вы­пол­нял са­мые тя­же­лые ра­бо­ты на стро­и­тель­стве стран­но­при­им­но­го до­ма и мо­на­сты­ря для но­во­на­чаль­ных мо­на­хов. Ви­дя сми­ре­ние и тру­до­лю­бие Иоан­на, свя­той Сав­ва счел его до­стой­ным ру­ко­по­ло­же­ния во пре­сви­те­ра. Свя­ти­те­лю при­шлось от­крыть тай­ну пат­ри­ар­ху Иеру­са­лим­ско­му Илии (494–517). По бла­го­сло­ве­нию пер­во­и­е­рар­ха Иеру­са­лим­ской Церк­ви пре­по­доб­ный Иоанн при­нял обет мол­ча­ния. Вско­ре Гос­подь от­крыл тай­ну Иоан­на свя­то­му Сав­ве. Че­ты­ре го­да про­вел пре­по­доб­ный Иоанн в кел­лии, ни­ко­го не при­ни­мая и не вы­хо­дя да­же в цер­ковь.
Же­лая еще боль­ше­го уеди­не­ния и су­гу­бо­го воз­дер­жа­ния, пре­по­доб­ный Иоанн по­ки­нул Лав­ру и уда­лил­ся в пу­сты­ню, где про­вел бо­лее де­вя­ти лет, пи­та­ясь тра­ва­ми. Здесь он пе­ре­жил опу­сто­ши­тель­ный на­бег са­ра­ци­нов и не по­гиб толь­ко по­то­му, что Гос­подь по­слал ему за­щит­ни­ка – сви­ре­по­го льва, при ви­де ко­то­ро­го вра­ги, не раз хо­тев­шие убить пре­по­доб­но­го, в стра­хе раз­бе­га­лись. Пре­да­ние рас­ска­зы­ва­ет о мно­гих чу­де­сах, яв­лен­ных по мо­лит­ве свя­того Иоан­на во вре­мя его жиз­ни в пу­сты­не.
Ко­гда свя­той игу­мен Сав­ва, на­дол­го ухо­див­ший в Ски­фо­поль, вер­нул­ся, он уго­во­рил пре­по­доб­но­го Иоан­на оста­вить пу­сты­ню и вновь по­се­лить­ся в оби­те­ли. По­сле это­го Гос­подь чу­дес­ным обра­зом от­крыл всем на­сель­ни­кам Лав­ры, что Иоанн – епи­скоп.
Ко­гда пре­по­доб­но­му Иоан­ну бы­ло семь­де­сят лет, скон­чал­ся свя­той и Бо­го­нос­ный отец, игу­мен Сав­ва. Свя­ти­тель глу­бо­ко скор­бел об усоп­шем. Свя­той Сав­ва явил­ся ему в ви­де­нии и, уте­шив, пред­ска­зал, что Иоан­ну пред­сто­ит мно­го по­тру­дить­ся в борь­бе с ере­сью. И, дей­стви­тель­но, Иоанн дол­жен был по­ки­нуть свою кел­лию, что­бы укре­пить бра­тию в борь­бе с ере­сью ори­ге­ни­тов.
Пре­по­доб­ный Иоанн Мол­чаль­ник про­вел в Лав­ре пре­по­доб­но­го Сав­вы Освя­щен­но­го 66 лет. Не­устан­ным ино­че­ским по­дви­гом, не­усып­ной мо­лит­вой, сми­рен­но­муд­ри­ем стя­жал Иоанн бла­го­дать Свя­то­го Ду­ха: по его мо­лит­ве со­вер­ша­лись мно­гие чу­де­са; тай­ные мыс­ли лю­дей бы­ли для свя­ти­те­ля яв­ны­ми; он ис­це­лял боль­ных и бес­но­ва­тых; еще при жиз­ни сво­ей спа­сал от не­ми­ну­е­мой ги­бе­ли при­зы­вав­ших его имя; из се­ме­ни смо­ков­ни­цы, бро­шен­но­го свя­ти­те­лем в сухую поч­ву, про­из­рос­ло пре­крас­ное де­ре­во и при­нес­ло пло­ды.
В воз­расте 104 лет пре­по­доб­ный Иоанн Мол­чаль­ник с ми­ром ото­шел ко Гос­по­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1069

☦️
Преподобный Иоа́нн Лествичник, Синайский, игумен.
Пре­по­доб­ный Иоанн Ле­ствич­ник по­чи­та­ет­ся Свя­той Цер­ко­вью как ве­ли­кий по­движ­ник и ав­тор за­ме­ча­тель­но­го ду­хов­но­го тво­ре­ния, на­зы­ва­е­мо­го «Ле­стви­цей», по­это­му пре­по­доб­ный и по­лу­чил про­зва­ние Ле­ствич­ни­ка.
О про­ис­хож­де­нии пре­по­доб­но­го Иоан­на по­чти не со­хра­ни­лось све­де­ний. Су­ще­ству­ет пре­да­ние, что он ро­дил­ся око­ло 570 го­да и был сы­ном свя­тых Ксе­но­фон­та и Ма­рии, па­мять ко­то­рых празд­ну­ет­ся Цер­ко­вью 26 ян­ва­ря. Шест­на­дца­ти лет от­рок Иоанн при­шел в Си­най­ский мо­на­стырь. На­став­ни­ком и ру­ко­во­ди­те­лем пре­по­доб­но­го стал ав­ва Мар­ти­рий. По­сле че­ты­рех лет пре­бы­ва­ния на Си­нае свя­той Иоанн Ле­ствич­ник был по­стри­жен в ино­че­ство. Один из при­сут­ство­вав­ших при по­стри­ге, ав­ва Стра­ти­гий, пред­ска­зал, что он станет ве­ли­ким све­тиль­ни­ком Церк­ви Хри­сто­вой. В те­че­ние 19-ти лет пре­по­доб­ный Иоанн под­ви­зал­ся в по­слу­ша­нии сво­е­му ду­хов­но­му от­цу. По­сле смер­ти ав­вы Мар­ти­рия пре­по­доб­ный Иоанн из­брал от­шель­ни­че­скую жизнь, уда­лив­шись в пу­стын­ное ме­сто, на­зы­ва­е­мое Фо­ла, где про­вел 40 лет в по­дви­ге без­мол­вия, по­ста, мо­лит­вы и по­ка­ян­ных сле­зах. Не слу­чай­но в «Ле­стви­це» пре­по­доб­ный Иоанн так го­во­рит о сле­зах по­ка­я­ния: «Как огонь со­жи­га­ет и уни­что­жа­ет хво­рост, так чи­стая сле­за омы­ва­ет все нечи­сто­ты, на­руж­ные и внут­рен­ние». Силь­на и дей­ствен­на бы­ла его свя­тая мо­лит­ва, об этом сви­де­тель­ству­ет при­мер из жи­тия угод­ни­ка Бо­жия.
У пре­по­доб­но­го Иоан­на был уче­ник, инок Мо­и­сей. Од­на­жды на­став­ник при­ка­зал сво­е­му уче­ни­ку на­но­сить в сад зем­ли для гря­док. Ис­пол­няя по­слу­ша­ние, инок Мо­и­сей из-за силь­но­го лет­не­го зноя при­лег от­дох­нуть под те­нью боль­шо­го уте­са. Пре­по­доб­ный Иоанн Ле­ствич­ник на­хо­дил­ся в это вре­мя в сво­ей кел­лии и от­ды­хал по­сле мо­лит­вен­но­го тру­да. Вне­зап­но ему явил­ся муж по­чтен­но­го ви­да и, раз­бу­див свя­то­го по­движ­ни­ка, с упре­ком ска­зал: «По­че­му ты, Иоанн, спо­кой­но от­ды­ха­ешь здесь, а Мо­и­сей на­хо­дит­ся в опас­но­сти?» Пре­по­доб­ный Иоанн тот­час про­бу­дил­ся и стал мо­лить­ся за сво­е­го уче­ни­ка. Ко­гда его уче­ник воз­вра­тил­ся ве­че­ром, пре­по­доб­ный спро­сил, не слу­чи­лось ли с ним что-ли­бо пло­хое. Инок от­ве­тил: «Нет, но я под­верг­ся боль­шой опас­но­сти. Ме­ня ед­ва не раз­да­вил боль­шой об­ло­мок кам­ня, ото­рвав­ший­ся от уте­са, под ко­то­рым я в пол­день уснул. К сча­стью, мне пред­ста­ви­лось во сне, что ты зо­вешь ме­ня, я вско­чил и бро­сил­ся бе­жать, а в это вре­мя с шу­мом упал огром­ный ка­мень на то са­мое ме­сто, с ко­то­ро­го я убе­жал…»
Об об­ра­зе жиз­ни пре­по­доб­но­го Иоан­на из­вест­но, что пи­тал­ся он тем, что не за­пре­ща­лось уста­вом пост­ни­че­ской жиз­ни, но – уме­рен­но. Не про­во­дил но­чей без сна, хо­тя спал не бо­лее то­го, сколь­ко необ­хо­ди­мо для под­дер­жа­ния сил, чтобы непре­стан­ным бодр­ство­ва­ни­ем не по­гу­бить ума. «Я не по­стил­ся чрез­мер­но, – го­во­рит он сам о се­бе, – и не пре­да­вал­ся уси­лен­но­му ноч­но­му бде­нию, не ле­жал на зем­ле, но сми­рял­ся…, и Гос­подь ско­ро спас ме­ня». При­ме­ча­те­лен сле­ду­ю­щий при­мер сми­ре­ния пре­по­доб­но­го Иоан­на Ле­ствич­ни­ка. Ода­рен­ный вы­со­ким про­ни­ца­тель­ным умом, умуд­рен­ный глу­бо­ким ду­хов­ным опы­том, он с лю­бо­вью по­учал всех при­хо­див­ших к нему, ру­ко­во­дя их к спа­се­нию. Но ко­гда яви­лись неко­то­рые, по за­ви­сти упре­кав­шие его в мно­го­сло­вии, ко­то­рое они объ­яс­ня­ли тще­сла­ви­ем, то пре­по­доб­ный Иоанн на­ло­жил на се­бя мол­ча­ние, чтобы не по­да­вать по­во­да к осуж­де­нию, и без­молв­ство­вал в те­че­ние го­да. За­вист­ни­ки осо­зна­ли свое за­блуж­де­ние и са­ми об­ра­ти­лись к по­движ­ни­ку с прось­бой не ли­шать их ду­хов­ной поль­зы со­бе­се­до­ва­ния.
Скры­вая свои по­дви­ги от лю­дей, пре­по­доб­ный Иоанн ино­гда уеди­нял­ся в пе­ще­ре, но сла­ва о его свя­то­сти рас­про­стра­ни­лась да­ле­ко за пре­де­лы ме­ста по­дви­гов, и к нему непре­стан­но при­хо­ди­ли по­се­ти­те­ли всех зва­ний и со­сто­я­ний, жаж­дав­шие услы­шать сло­во на­зи­да­ния и спа­се­ния. В воз­расте 75-ти лет, по­сле со­ро­ка­лет­не­го по­движ­ни­че­ства в уеди­не­нии, пре­по­доб­ный был из­бран игу­ме­ном Си­най­ской оби­те­ли. Око­ло че­ты­рех лет управ­лял пре­по­доб­ный Иоанн Ле­ствич­ник свя­той оби­те­лью Си­ная. Гос­подь на­де­лил пре­по­доб­но­го к кон­цу его жиз­ни бла­го­дат­ны­ми да­ра­ми про­зор­ли­во­сти и чу­до­тво­ре­ний.
Во вре­мя управ­ле­ния мо­на­сты­рем по прось­бе свя­то­го Иоан­на, игу­ме­на Ра­иф­ско­го мо­на­сты­ря (па­мять в Сыр­ную суб­бо­ту), и бы­ла на­пи­са­на пре­по­доб­ны­ми зна­ме­ни­тая «Ле­стви­ца» – ру­ко­вод­ство для вос­хож­де­ния к ду­хов­но­му со­вер­шен­ству. Зная о муд­ро­сти и ду­хов­ных да­ро­ва­ни­ях пре­по­доб­но­го, Ра­иф­ский игу­мен от ли­ца всех ино­ков сво­ей оби­те­ли про­сил на­пи­сать для них «ис­тин­ное ру­ко­вод­ство для по­сле­ду­ю­щих неуклон­но, и как бы ле­стви­цу утвер­жде­ну, ко­то­рая же­ла­ю­щих воз­во­дит до Небес­ных врат…» Пре­по­доб­ный Иоанн, от­ли­чав­ший­ся скром­ным о се­бе мне­ни­ем, сна­ча­ла сму­тил­ся, но за­тем из по­слу­ша­ния при­сту­пил к ис­пол­не­нию прось­бы ра­иф­ских ино­ков. Свое тво­ре­ние пре­по­доб­ный так и на­звал – «Ле­стви­ца», объ­яс­няя на­зва­ние сле­ду­ю­щим об­ра­зом: «Со­ору­дил я ле­стви­цу вос­хож­де­ния… от зем­но­го во свя­тая… во об­раз трид­ца­ти лет Гос­под­ня со­вер­шен­но­ле­тия, зна­ме­на­тель­но со­ору­дил ле­стви­цу из 30 сте­пе­ней, по ко­то­рой, до­стиг­нув Гос­под­ня воз­рас­та, ока­жем­ся пра­вед­ны­ми и без­опас­ны­ми от па­де­ния». Цель это­го тво­ре­ния – на­учить, что до­сти­же­ние спа­се­ния тре­бу­ет от че­ло­ве­ка нелег­ко­го са­мо­от­вер­же­ния и уси­лен­ных по­дви­гов. «Ле­стви­ца» пред­по­ла­га­ет, во-пер­вых, очи­ще­ние гре­хов­ной нечи­сто­ты, ис­ко­ре­не­ние по­ро­ков и стра­стей в вет­хом че­ло­ве­ке; во-вто­рых, вос­ста­нов­ле­ние в че­ло­ве­ке об­ра­за Бо­жия. Хо­тя кни­га бы­ла на­пи­са­на для ино­ков, лю­бой хри­сти­а­нин, жи­ву­щий в ми­ру, по­лу­ча­ет в ней на­деж­но­го пу­те­во­ди­те­ля для вос­хож­де­ния к Бо­гу, и стол­пы ду­хов­ной жиз­ни – пре­по­доб­ный Фе­о­дор Сту­дит (па­мять 11 но­яб­ря и 26 ян­ва­ря), Сер­гий Ра­до­неж­ский (па­мять 25 сен­тяб­ря и 5 июля), Иосиф Во­ло­ко­лам­ский (па­мять 9 сен­тяб­ря и 18 ок­тяб­ря) и дру­гие – ссы­ла­лись в сво­их на­став­ле­ни­ях на «Ле­стви­цу» как на луч­шую кни­гу для спа­си­тель­но­го ру­ко­вод­ства.
Со­дер­жа­ние од­ной из сте­пе­ней «Ле­стви­цы» (22-я) рас­кры­ва­ет по­двиг ис­треб­ле­ния тще­сла­вия. Пре­по­доб­ный Иоанн пи­шет: «Тще­сла­вие вы­ска­зы­ва­ет­ся при каж­дой доб­ро­де­те­ли. Ко­гда, на­при­мер, хра­ню пост – тще­слав­люсь, и ко­гда, скры­вая пост от дру­гих, раз­ре­шаю на пи­щу, опять тще­слав­люсь – бла­го­ра­зу­ми­ем. Одев­шись в свет­лую одеж­ду, по­беж­да­юсь лю­бо­че­сти­ем и, пе­ре­одев­шись в ху­дую, тще­слав­люсь. Го­во­рить ли ста­ну – по­па­даю во власть тще­сла­вия. Мол­чать ли за­хо­чу, опять пре­да­юсь ему. Ку­да ни по­вер­ни это тер­ние, оно всё станет спи­ца­ми квер­ху. Тще­слав­ный… на взгляд чтит Бо­га, а на де­ле бо­лее ста­ра­ет­ся уго­дить лю­дям, чем Бо­гу… Лю­ди вы­со­ко­го ду­ха сно­сят оби­ду бла­го­душ­но и охот­но, а слу­шать по­хва­лы и не ощу­щать ни­ка­кой при­ят­но­сти мо­гут толь­ко свя­тые и непо­роч­ные… Ко­гда услы­шишь, что ближ­ний или друг твой в гла­за или за гла­за зло­сло­вит те­бя, по­хва­ли и по­лю­би его… Не тот по­ка­зы­ва­ет сми­ре­ние, кто сам се­бя бра­нит: как быть неснос­ным са­мо­му се­бе? Но кто, обес­че­щен­ный дру­гим, не умень­ша­ет сво­ей люб­ви к нему… Кто пре­воз­но­сит­ся при­род­ны­ми да­ро­ва­ни­я­ми — счаст­ли­вым умом, вы­со­кой об­ра­зо­ван­но­стью, чте­ни­ем, при­ят­ным про­из­но­ше­ни­ем и дру­ги­ми по­доб­ны­ми ка­че­ства­ми, ко­то­рые лег­ко при­об­ре­та­ют­ся, тот ни­ко­гда не при­об­ре­та­ет да­ров сверхъ­есте­ствен­ных. Ибо кто в ма­лом не ве­рен, тот и во мно­гом бу­дет не ве­рен и тще­сла­вен. Ча­сто слу­ча­ет­ся, что Сам Бог сми­ря­ет тще­слав­ных, на­сы­лая неожи­дан­ное бес­че­стие… Ес­ли мо­лит­ва не ис­тре­бит тще­слав­но­го по­мыс­ла, при­ве­дем на мысль ис­ход ду­ши из этой жиз­ни. Ес­ли и это не по­мо­жет, устра­шим его по­зо­ром Страш­но­го су­да. «Воз­но­сяй­ся сми­рит­ся» да­же здесь, преж­де бу­ду­ще­го ве­ка. Ко­гда хва­ли­те­ли, или луч­ше – льсте­цы, нач­нут хва­лить нас, тот­час при­ве­дем се­бе на па­мять все без­за­ко­ния свои и най­дем, что во­все не сто­им мы то­го, что нам при­пи­сы­ва­ют».
Этот и дру­гие при­ме­ры, на­хо­дя­щи­е­ся в «Ле­стви­це», слу­жат об­раз­цом той свя­той рев­но­сти о сво­ем спа­се­нии, ко­то­рая необ­хо­ди­ма каж­до­му че­ло­ве­ку, же­ла­ю­ще­му жить бла­го­че­сти­во, а пись­мен­ное из­ло­же­ние его мыс­лей, со­став­ля­ю­щих плод мно­гих и утон­чен­ных на­блю­де­ний его над сво­ей ду­шою и глу­бо­ко­го ду­хов­но­го опы­та, яв­ля­ет­ся ру­ко­вод­ством и ве­ли­ким по­со­би­ем на пу­ти к ис­тине и доб­ру.
Сте­пе­ни «Ле­стви­цы» – это пре­хож­де­ние из си­лы в си­лу на пу­ти стрем­ле­ния че­ло­ве­ка к со­вер­шен­ству, ко­то­рое не вдруг, но толь­ко по­сте­пен­но мо­жет быть до­сти­га­е­мо, ибо, по сло­ву Спа­си­те­ля, «Цар­ство Небес­ное си­лою бе­рет­ся, и упо­треб­ля­ю­щие уси­лие вос­хи­ща­ют его» (Мф.11:12).

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/
• Алфавитный указатель на книгу Святого Иоанна Лествичника, называемую «Лествица»
• Лествица
• Пастырь, или Слово особенное к пастырю
• Подвижнические уроки (из Добротолюбия)

☦️
Преподобный Зоси́ма Сиракузский, епископ.
Свя­ти­тель Зо­си­ма, епи­скоп Си­ра­куз­ский, ро­дил­ся по усерд­ным мо­лит­вам бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей, дол­го не имев­ших де­тей. Ко­гда сы­ну ис­пол­ни­лось семь лет, ро­ди­те­ли от­да­ли его на вос­пи­та­ние в мо­на­стырь, где свя­той по­движ­ник с воз­рас­том при­нял по­стриг и со­рок лет на­сто­я­тель­ство­вал в оби­те­ли. Па­пой Фе­о­до­ром (641–649) он был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па Си­ра­куз­ско­го.
Свя­ти­тель Зо­си­ма от­ли­чал­ся ми­ло­сер­ди­ем и нес­тя­жа­ни­ем, твер­до управ­ляя паст­вой сло­вом и при­ме­ром. В кон­це жиз­нен­но­го пу­ти свя­ти­тель Зо­си­ма тя­же­ло за­бо­лел, но пе­ре­но­сил стра­да­ния с ве­ли­ко­ду­ши­ем и сми­ре­ни­ем. Око­ло 662 го­да он скон­чал­ся по­сле 13-лет­не­го управ­ле­ния паст­вой. Впо­след­ствии мно­гие боль­ные по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния при од­ном при­кос­но­ве­нии к его гроб­ни­це.

☦️
Святитель Софро́ний Иркутский, епископ.
Свя­ти­тель Со­фро­ний, епи­скоп Ир­кут­ский и всея Си­би­ри чу­до­тво­рец, из­вест­ный под фа­ми­ли­ей Кри­сталев­ский, ро­дил­ся в Ма­ло­рос­сии, в Чер­ни­гов­ском пол­ку в 1704 го­ду. Отец его, На­за­рий Фе­до­ров, был «поспо­ли­тый че­ло­век, бель­цем его, Со­фро­ния, зва­ли Сте­фа­ном», в честь пер­во­му­че­ни­ка ар­хи­ди­а­ко­на Сте­фа­на. У него бы­ло два бра­та и сест­ра Пе­ла­гея. Имя од­но­го бра­та – Па­вел, имя дру­го­го, стар­ше­го, неиз­вест­но, но есть све­де­ния, что он был впо­след­ствии на­мест­ни­ком Крас­но­гор­ско­го Зо­ло­то­нош­ско­го мо­на­сты­ря.
Дет­ские го­ды Сте­фа­на про­хо­ди­ли в ме­стеч­ке Бе­ре­зань Пе­ре­я­с­лав­ско­го уез­да Пол­тав­ской гу­бер­нии, где по­се­ли­лась се­мья по­сле уволь­не­ния от­ца со служ­бы. С воз­рас­том Сте­фан по­сту­пил в Ки­ев­скую ду­хов­ную ака­де­мию, где в то вре­мя обу­ча­лись два дру­гих бу­ду­щих свя­ти­те­ля – Иоасаф, епи­скоп Бел­го­род­ский (па­мять 4 сен­тяб­ря и 10 де­каб­ря), и Па­вел, мит­ро­по­лит То­боль­ский.
По­лу­чив ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние, Сте­фан по­сту­пил в Крас­но­гор­ский Пре­об­ра­жен­ский мо­на­стырь (позд­нее пе­ре­име­но­ван в По­кров­ский, а с 1789 го­да пре­об­ра­зо­ван в жен­ский мо­на­стырь), где уже под­ви­зал­ся его стар­ший брат. 23 ап­ре­ля 1730 го­да он при­нял по­стриг с име­нем Со­фро­ний, в честь свя­ти­те­ля Со­фро­ния, пат­ри­ар­ха Иеру­са­лим­ско­го (па­мять 11 мар­та).
В ночь по­сле по­стри­же­ния в мо­на­ше­ство инок Со­фро­ний услы­шал в По­кров­ском хра­ме го­лос: «Ко­гда бу­дешь епи­ско­пом, по­строй храм во имя Всех свя­тых», – пре­ду­ка­зав­ший его бу­ду­щее слу­же­ние. Через два го­да, в 1732 го­ду, его вы­зва­ли в Ки­ев, где в Со­фий­ском со­бо­ре хи­ро­то­ни­са­ли в сан иеро­ди­а­ко­на, а по­том – иеро­мо­на­ха. О по­сле­ду­ю­щем пе­ри­о­де жиз­ни свя­ти­те­ля Со­фро­ния в его фор­му­ля­ре го­во­рит­ся сле­ду­ю­щее: «По­сле по­свя­ще­ния в оном Зо­ло­то­нош­ском мо­на­сты­ре каз­на­че­ем был два го­да, а по­том взят по ука­зу Пе­ре­я­с­лав­ской епар­хии прео­свя­щен­но­го Ар­се­ния Бер­ло­ва в дом его ар­хи­ерей­ский, в ко­то­ром был эко­но­мом 8 лет по взя­тие в Алек­сан­дро-Нев­ский мо­на­стырь, от ко­то­ро­го во оные го­ды в 1735 го­ду по­слан был в Санкт-Пе­тер­бург за де­ла­ми его ар­хи­ерей­ски­ми, за ко­то­ры­ми в хо­да­тай­стве пре­был два го­да».
Эти дан­ные до­ста­точ­но кон­крет­но сви­де­тель­ству­ют о свя­зи свя­ти­те­ля с род­ной ему По­кров­ской оби­те­лью. Про­хо­дя по­слу­ша­ние у пра­вя­ще­го ар­хи­ерея в Пе­ре­я­с­ла­ве, он ча­сто уеди­нял­ся в сво­ем мо­на­сты­ре, про­во­дя дни в без­молв­ном со­зер­ца­нии и тру­де, по­ка­зы­вая при­мер ино­че­ско­го де­ла­ния бра­тии.
Во вре­мя пре­бы­ва­ния иеро­мо­на­ха Со­фро­ния по ар­хи­ерей­ским де­лам в Си­но­де на него об­ра­ти­ли осо­бое вни­ма­ние. И ко­гда воз­ник­ла необ­хо­ди­мость по­пол­нить брат­ство Алек­сан­дро-Нев­ско­го мо­на­сты­ря в Санкт-Пе­тер­бур­ге, то в чис­ле 29 ино­ков, вы­зван­ных из раз­ных мо­на­сты­рей Рос­сии, в ян­ва­ре 1742 го­да был вы­зван и бу­ду­щий свя­ти­тель. Год спу­стя его на­зна­чи­ли каз­на­че­ем мо­на­сты­ря, а в 1746 го­ду он был утвер­жден в долж­но­сти на­мест­ни­ка оби­те­ли, ко­то­рую ис­пол­нял бо­лее се­ми лет.
В по­мощь се­бе он вы­звал сво­е­го зем­ля­ка, уро­жен­ца го­ро­да При­лу­ки, иеро­мо­на­ха Си­не­сия и по­ста­вил его стро­и­те­лем Но­во-Сер­ги­е­вой пу­сты­ни, при­пи­сан­ной к Алек­сан­дро-Нев­ско­му мо­на­сты­рю. С это­го вре­ме­ни друж­ба двух по­движ­ни­ков – иеро­мо­на­ха Со­фро­ния и иеро­мо­на­ха Си­не­сия – все бо­лее креп­ла в еди­ном пас­тыр­ском де­ла­нии, они уже бы­ли нераз­луч­ны вплоть до сво­ей кон­чи­ны на Си­бир­ской зем­ле. В эти го­ды свя­ти­тель Со­фро­ний мно­го тру­дов по­ло­жил на бла­го­устрой­ство оби­те­ли и по улуч­ше­нию пре­по­да­ва­ния в на­хо­див­шей­ся при ней се­ми­на­рии. Сов­мест­но с ар­хи­епи­ско­пом Фе­о­до­си­ем он за­бо­тил­ся о долж­ном уком­плек­то­ва­нии мо­на­стыр­ской биб­лио­те­ки.
При нем бы­ла по­стро­е­на двух­этаж­ная цер­ковь: верх­няя, во имя свя­то­го Фе­о­до­ра Яро­сла­ви­ча, стар­ше­го бра­та свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го, и ниж­няя, во имя свя­то­го Иоан­на Зла­то­уста.
В 1747 го­ду скон­чал­ся Ир­кут­ский епи­скоп Ин­но­кен­тий II (Неру­но­вич). Шесть лет са­мая боль­шая по тер­ри­то­рии Ир­кут­ская епар­хия оста­ва­лась без ду­хов­но­го окорм­ле­ния.
На­ко­нец, им­пе­ра­три­ца Ели­за­ве­та Пет­ров­на (1741–1761) ука­зом от 23 фев­ра­ля 1753 го­да ре­ко­мен­до­ва­ла Свя­тей­ше­му Си­но­ду бла­го­че­сти­во­го на­мест­ни­ка Алек­сан­дро-Нев­ско­го мо­на­сты­ря Со­фро­ния, как «ли­цо, не толь­ко до­стой­ное епи­скоп­ско­го са­на, но и вполне мо­гу­щее оправ­дать же­ла­ние и на­деж­ды го­су­да­ры­ни и Си­но­да – подъ­ять бре­мя епи­скоп­ско­го слу­же­ния на да­ле­кой окра­ине и удо­вле­тво­рить нуж­ды паст­вы в су­ро­вой стране, сре­ди ди­кой при­ро­ды и про­из­во­ла люд­ско­го».
18 ап­ре­ля 1753 го­да, в Неде­лю о Фо­ме, в Боль­шом Успен­ском со­бо­ре иеро­мо­нах Со­фро­ний был по­свя­щен во епи­ско­па Ир­кут­ско­го и Нер­чин­ско­го.
Пред­ви­дя труд­ное слу­же­ние в от­да­лен­ном Си­бир­ском крае, но­во­по­став­лен­ный свя­ти­тель не от­пра­вил­ся сра­зу в Ир­кут­скую епар­хию, но на­чал под­би­рать об­ра­зо­ван­ных и ду­хов­но опыт­ных со­труд­ни­ков. В это вре­мя свя­ти­тель Со­фро­ний по­се­тил свою первую Крас­но­гор­скую оби­тель. Был и у свя­тынь Ки­е­ва, где ис­пра­ши­вал бла­го­сло­ве­ние на свое слу­же­ние у Ки­е­во-Пе­чер­ских угод­ни­ков. Неиз­мен­ным спут­ни­ком свя­ти­те­ля по-преж­не­му был иеро­мо­нах Си­не­сий, рев­ност­но раз­де­ляв­ший жиз­нен­ные труд­но­сти сво­е­го дру­га.
В Москве боль­шие услу­ги свя­ти­те­лю ока­зал ар­хи­епи­скоп Мос­ков­ский и Сев­ский Пла­тон, ко­то­рый участ­во­вал в хи­ро­то­нии иеро­мо­на­ха Со­фро­ния. Он пре­по­дал ему оте­че­ские на­став­ле­ния на пред­сто­я­щий по­двиг, так как был хо­ро­шо зна­ком с осо­бен­но­стя­ми си­бир­ско­го ду­хов­но­го бы­та, пре­ду­пре­ждал о свое­во­лии мест­ных вла­стей и со­ве­то­вал по­до­брать на­деж­ных по­мощ­ни­ков.
20 мар­та 1754 го­да свя­ти­тель при­был в Ир­кутск. Вна­ча­ле он за­ехал в Воз­не­сен­ский мо­на­стырь – ме­сто жи­тель­ства сво­их пред­ше­ствен­ни­ков, мо­лил­ся на мо­ги­ле епи­ско­па Ин­но­кен­тия (Куль­чиц­ко­го), ис­пра­ши­вая у него бла­го­сло­ве­ния на пред­сто­я­щий по­двиг.
Озна­ко­мив­шись с по­ло­же­ни­ем дел в епар­хии, свя­ти­тель при­сту­пил к пре­об­ра­зо­ва­ни­ям в Ду­хов­ной кон­си­сто­рии, мо­на­сты­рях и при­хо­дах, об­ра­тил­ся в Свя­тей­ший Си­нод с прось­бой при­слать до­стой­ных лю­дей для свя­щен­но­слу­же­ния в Ир­кут­ской епар­хии.
Ко вре­ме­ни при­ез­да свя­ти­те­ля Со­фро­ния ир­кут­ские оби­те­ли уже име­ли по­чти сто­лет­нюю ис­то­рию. Ос­но­ва­те­ли этих мо­на­сты­рей бы­ли ис­пол­не­ны го­ря­чим же­ла­ни­ем ино­че­ско­го, по­движ­ни­че­ско­го жи­тия. Про­ни­ца­тель­ный свя­ти­тель на­зна­чал на­сто­я­те­ля­ми мо­на­сты­рей лю­дей бла­го­че­сти­вых, муд­рых, де­я­тель­ных, с боль­шим жиз­нен­ным и ду­хов­ным опы­том. В 1754 го­ду прео­свя­щен­ный Со­фро­ний воз­вёл сво­е­го дру­га и спо­движ­ни­ка иеро­мо­на­ха Си­не­сия в ар­хи­манд­ри­та Воз­не­сен­ско­го мо­на­сты­ря. Этот до­сто­па­мят­ный на­сто­я­тель по­слу­жил мо­на­сты­рю трид­цать три го­да до сво­ей бла­жен­ной кон­чи­ны. В сен­тяб­ре 1754 го­да свя­ти­тель из­дал указ, в ко­то­ром от­ме­ча­лась оза­бо­чен­ность обу­че­ни­ем и вос­пи­та­ни­ем де­тей ду­хо­вен­ства. Ука­зом ду­хо­вен­ству вме­ня­лось в обя­зан­ность обу­че­ние сво­их де­тей Ча­со­сло­ву, Псал­ти­ри, пе­нию и бук­ва­рю, при­чем уче­ние «долж­но бы­ло ид­ти со вся­ким при­ле­жа­ни­ем и край­ним ра­че­ни­ем, дабы де­ти мог­ли по­но­мар­скую и дьяч­ков­скую обя­зан­ность ис­пол­нять по до­сто­ин­ствам сво­им».
Вни­ма­тель­но изу­чая лю­дей и об­ста­нов­ку, в про­по­ве­дях и лич­ных бе­се­дах свя­ти­тель неустан­но по­буж­дал всех к бо­лее вы­со­ким нрав­ствен­ным иде­а­лам. Осо­бое вни­ма­ние он уде­лял бла­го­го­вей­но­му и пра­виль­но­му со­вер­ше­нию бо­го­слу­же­ния и Та­инств свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми, а так­же сле­дил за нрав­ствен­ной чи­сто­той ми­рян, за­бо­тил­ся о по­ло­же­нии жен­щин в се­мье, охра­нял их от неспра­вед­ли­во­го от­но­ше­ния к ним. Свя­ти­тель ста­рал­ся по­все­мест­но во­дво­рить устав­ное бо­го­слу­же­ние, для че­го вы­зы­вал к се­бе свя­щен­ни­ков, диа­ко­нов, дьяч­ков и по­но­ма­рей, ко­то­рые во вре­мя ар­хи­ерей­ско­го бо­го­слу­же­ния участ­во­ва­ли в хо­ре и ипо­ди­а­кон­ство­ва­ли.
Объ­ез­жая епар­хию, свя­ти­тель за­ме­тил, что не вез­де уде­ля­ет­ся долж­ное вни­ма­ние цер­ков­но­му бла­го­ве­сту и каж­де­нию и по­то­му ука­за­ми он вос­ста­но­вил пра­виль­ное каж­де­ние и бла­го­вест.
При­зван­ный на апо­столь­ское слу­же­ние в этом крае, свя­ти­тель Со­фро­ний со­зна­вал, что, кро­ме про­све­ще­ния ве­ру­ю­щих хри­сти­ан, ему при­дет­ся при­во­дить к ве­ре идо­ло­по­клон­ни­ков, ко­то­рых в Си­би­ри бы­ло очень мно­го.
При­во­дить языч­ни­ков к Хри­сто­вой Церк­ви бы­ло труд­но, так как по­рой да­же в хра­мах неко­му бы­ло слу­жить, а за­ни­мать­ся мис­си­о­нер­ской де­я­тель­но­стью и по­дав­но. Зная, как ар­хи­ерей­ское Бо­го­слу­же­ние бла­го­твор­но дей­ству­ет на ино­род­цев, свя­ти­тель не толь­ко сам слу­жил бла­го­го­вей­но, но это­го же тре­бо­вал и от всех кли­ри­ков.
Свя­ти­тель Со­фро­ний за­бо­тил­ся об устрой­стве бы­та ма­лых на­ро­дов и спо­соб­ство­вал раз­ви­тию в мест­ном на­се­ле­нии осед­ло­сти и куль­ту­ры, пред­ла­гал им для по­се­ле­ния мо­на­стыр­ские зем­ли и вся­че­ски ста­рал­ся изо­ли­ро­вать от вли­я­ния язы­че­ства. К свя­ти­те­лю по­сто­ян­но при­хо­ди­ли и при­ез­жа­ли из да­ле­ких мест за бла­го­сло­ве­ни­ем мно­го­чис­лен­ные по­се­ти­те­ли.
Но сре­ди мно­гих за­бот он не за­бы­вал о сво­ей внут­рен­ней, ду­хов­ной жиз­ни и веч­но­сти и вел по­движ­ни­че­скую жизнь. Об этом со­хра­ни­лось сви­де­тель­ство ке­лей­ни­ка свя­ти­те­ля Со­фро­ния, ко­то­рый со­об­ща­ет, что свя­ти­тель «пи­щу упо­треб­лял са­мую про­стую и в ма­лом ко­ли­че­стве, слу­жил весь­ма ча­сто, боль­шую часть но­чи про­во­дил в мо­лит­ве, спал на по­лу, ове­чий ли мех, оле­нья или мед­ве­жья ко­жа и ма­лая про­стая по­душ­ка – вот и вся его по­стель для непро­дол­жи­тель­но­го сна».
Его по­движ­ни­че­ский дух со­от­вет­ство­вал об­ще­му подъ­ему хри­сти­ан­ско­го ду­ха в Рос­сии вслед­ствие про­слав­ле­ния свя­ти­те­лей Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го (па­мять 21 сен­тяб­ря), Фе­о­до­сия Чер­ни­гов­ско­го (па­мять 9 сен­тяб­ря) и осо­бен­но по об­ре­те­нии нетлен­ных мо­щей его пред­ше­ствен­ни­ка – свя­ти­те­ля Ин­но­кен­тия Ир­кут­ско­го (па­мять 9 фев­ра­ля). Это со­бы­тие при­да­ло свя­ти­те­лю Со­фро­нию боль­шие си­лы и все­ли­ло на­деж­ду на по­мощь свя­ти­те­ля Ин­но­кен­тия в его де­ла­нии по устрой­ству епар­хии.
До кон­ца сво­их дней свя­ти­тель Со­фро­ний со­хра­нял лю­бовь к Крас­но­гор­ской Зо­ло­то­нош­ской оби­те­ли, ко­то­рая взле­ле­я­ла его в дни юно­сти. Он по­сто­ян­но спо­соб­ство­вал под­дер­жа­нию в ней бла­го­ле­пия, по­сы­лая для это­го необ­хо­ди­мые сред­ства.
Чув­ствуя ухуд­ше­ние здо­ро­вья, свя­ти­тель Со­фро­ний по­дал про­ше­ние в Си­нод об уволь­не­нии его на по­кой. Но с от­ве­том из Пе­тер­бур­га мед­ли­ли, по­то­му что бы­ло труд­но сра­зу по­до­брать до­стой­но­го пре­ем­ни­ка. По­след­ние дни жиз­ни свя­ти­тель Со­фро­ний про­во­дил в мо­лит­вен­ном по­дви­ге.
Свет, ко­то­рый про­све­тил­ся в доб­рых де­лах свя­ти­те­ля Со­фро­ния, про­дол­жа­ет до­ныне сви­де­тель­ство­вать о сла­ве От­ца Небес­но­го, «ми­ло­стив­но укреп­ля­ю­ще­го свя­тыя Своя». И те­перь не толь­ко в Си­би­ри, на ме­сте по­след­них по­дви­гов свя­ти­те­ля Со­фро­ния, но и на ме­сте его пер­вых по­дви­гов бла­го­го­вей­но хра­нит­ся о нем свя­тая па­мять.
Вто­рич­но па­мять свя­ти­те­ля Со­фро­ния со­вер­ша­ет­ся 30 июня (про­слав­ле­ние, 1918).

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-sofronij-irkutskij


Жития
Писание