⏳ 2023.04.10 (пн)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• Страстна́я седмица (неделя)
• Великий Понедельник

☀️ неподвижный годовой круг:
10 апреля (28 марта)
• мчч. Ионы, Варахи́сия и др. (ок. 330)
• прп. Илариона Нового (ок. 754)
• прп. Стефа́на Триглийского (ок. 815)
• мч. Боя́на (Енраво́та), кн. Болгарского (ок. 830)
• прмч. Евстра́тия Печерского (1097)
• прп. Илариона Псковоезерского (1476)
• сщисп. Николая (Постникова) (1931)
• сщмч. Василия (Малинина) (1938)
• мч. Иоанна (Чернова) (1939)


☦️
Великий Понедельник.
В Ве­ли­кий по­не­дель­ник Цер­ковь вспо­ми­на­ет несколь­ко со­бы­тий из Но­во­го За­ве­та: про­кля­тие бес­плод­ной смо­ков­ни­цы и прит­чи о двух сы­но­вьях и о злых ви­но­гра­да­рях, сим­во­ли­зи­ру­ю­щих от­рек­ший­ся от Хри­ста Из­ра­иль­ский на­род и вся­ко­го че­ло­ве­ка, не при­но­ся­ще­го доб­рых пло­дов сво­ей жиз­ни; а так­же про­ро­че­ства Спа­си­те­ля о Сво­их гря­ду­щих стра­да­ни­ях. К это­му при­со­еди­ня­ет­ся вос­по­ми­на­ние о вет­хо­за­вет­ном Иоси­фе, как про­об­ра­зе Хри­ста в Его стра­да­ни­ях и даль­ней­шей по­бе­де.
В Еван­ге­ли­ях рас­ска­зы­ва­ет­ся о том, что по­сле тор­же­ствен­но­го вхо­да в Иеру­са­лим, в тот же день Иисус уда­лил­ся из го­ро­да в Вифа­нию и про­вел там ночь.

Далее:
https://azbyka.ru/days/prazdnik-velikij-ponedelnik

☦️
Мученики Ио́на, Варахи́сий и другие с ними.
Бра­тья Иона и Вара­хи­сий бы­ли хри­сти­а­на­ми. Они жи­ли в се­ле­нии Ясы в Пер­сии при ца­ре Са­по­ре (310–331), же­сто­ком го­ни­те­ле хри­сти­ан. Узнав, что в го­ро­де Ва­ра­во­хе ис­тя­за­ют хри­сти­ан, они на­пра­ви­лись ту­да, на­шли в тем­ни­це му­че­ни­ков За­ни­фа­на, Ла­за­ря, Ма­ру­фа­на, Нар­си­на, Илию, Ма­ри­на, Ави­ва, Си­ве­фи­на и Сав­ву и убеж­да­ли их твер­до дер­жать­ся хри­сти­ан­ской ве­ры до кон­ца. Свя­тые бра­тья бы­ли схва­че­ны и при­ве­де­ны на суд к пер­сид­ским кня­зьям Ма­сдра­фу, Си­ро­фу и Мар­ми­сию, ко­то­рые ста­ли при­нуж­дать их по­кло­нить­ся солн­цу, ог­ню и во­де. Свя­тые му­че­ни­ки твер­до ис­по­ве­да­ли пе­ред ни­ми свою ве­ру во Хри­ста и от­ка­за­лись вы­пол­нить тре­бо­ва­ние языч­ни­ков, за что бы­ли под­верг­ну­ты же­сто­чай­шим ис­тя­за­ни­ям.

Те­ла свя­тых му­че­ни­ков Ио­ны, Вара­хи­сия и дру­гих за­му­чен­ных стра­сто­терп­цев бы­ли по­гре­бе­ны бла­го­че­сти­вым хри­сти­а­ни­ном по име­ни Ав­ди­сот.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/281

☦️
Преподобный Иларио́н Новый, Пеликитский, игумен.
Пре­по­доб­ный Ила­ри­он с юно­сти по­свя­тил се­бя слу­же­нию Бо­гу и мно­го лет про­вел в за­тво­ре. За непо­роч­ность и свя­тость жиз­ни он сна­ча­ла удо­сто­ил­ся са­на пре­сви­те­ра, а за­тем был по­став­лен игу­ме­ном Пе­ли­кит­ско­го мо­на­сты­ря (близ про­ли­ва Дар­да­нел­лы). Пре­по­доб­ный Ила­ри­он спо­до­бил­ся от Гос­по­да да­ра про­зор­ли­во­сти и чу­до­тво­ре­ний. Бла­го­дат­ной си­лой мо­лит­вы он низ­во­дил дождь во вре­мя за­су­хи, по­доб­но про­ро­ку Ели­сею раз­де­лял во­ды ре­ки, от­го­нял от по­лей вред­ных жи­вот­ных, на­пол­нял ры­бой се­ти ры­ба­ков при неудач­ном ло­ве и со­вер­шал мно­го дру­гих чу­дес. Кро­ме то­го, он про­сла­вил­ся да­ром ис­це­ле­ния боль­ных и из­гна­ния бе­сов. Пре­по­доб­ный по­стра­дал в 754 го­ду, ко­гда в Ве­ли­кий чет­верг во­е­на­чаль­ник Ла­ха­но­д­ра­кон, пре­сле­дуя ико­но­по­чи­та­те­лей, неожи­дан­но на­пал на Пе­ли­кит­ский мо­на­стырь, дерз­ко во­рвал­ся в цер­ковь во вре­мя Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии, пре­рвал служ­бу и по­верг на зем­лю Свя­тые Да­ры. Со­рок два ино­ка бы­ли схва­че­ны, за­ко­ва­ны в це­пи, ото­сла­ны в Ефес­скую об­ласть и умерщ­вле­ны. Остав­шим­ся ино­кам бы­ли на­не­се­ны тя­же­лые уве­чья, их би­ли, опа­ля­ли бо­ро­ды ог­нем, ли­ца ма­за­ли смо­лой, неко­то­рым ис­по­вед­ни­кам от­ре­за­ли но­сы. Во вре­мя это­го го­не­ния му­че­ни­че­ски скон­чал­ся за ико­но­по­чи­та­ние пре­по­доб­ный Ила­ри­он.
Пре­по­доб­ный Ила­ри­он оста­вил ду­хов­ные про­из­ве­де­ния, в ко­то­рых со­дер­жат­ся глу­бо­ко­нрав­ствен­ные на­став­ле­ния о ду­хов­ном по­движ­ни­че­стве. С тру­да­ми пре­по­доб­но­го Ила­ри­о­на был хо­ро­шо зна­ком пре­по­доб­ный Иосиф Во­лоц­кий (па­мять 9 сен­тяб­ря и 18 ок­тяб­ря), в бо­го­слов­ских про­из­ве­де­ни­ях ко­то­ро­го так­же рас­кры­ва­ет­ся зна­че­ние мо­на­ше­ско­го по­дви­га.

☦️
Преподобный Стефа́н Триглийский, игумен.
Пре­по­доб­ный Сте­фан по­стра­дал при им­пе­ра­то­ре-ико­но­бор­це Льве Ар­мя­нине (813–820). С са­мой юно­сти свя­той по­движ­ник по­свя­тил свою жизнь Бо­гу и при­нял мо­на­ше­ский по­стриг, а по­том стал на­сто­я­те­лем Триг­лий­ско­го мо­на­сты­ря, близ Кон­стан­ти­но­по­ля. Ко­гда на­ча­лось го­не­ние на свя­тые ико­ны, свя­той игу­мен был вы­зван на до­прос, где его при­нуж­да­ли под­пи­сать от­ре­че­ние от ико­но­по­чи­та­ния. Пре­по­доб­ный Сте­фан ре­ши­тель­но от­ка­зал­ся из­ме­нить Пра­во­сла­вию и сме­ло об­ви­нил им­пе­ра­то­ра в нече­стии. Свя­то­го под­верг­ли страш­ным му­кам, по­сле ко­то­рых в 815 го­ду со­сла­ли в за­то­че­ние. Ис­то­щен­ный, боль­ной и ис­стра­дав­ший­ся свя­той ис­по­вед­ник Сте­фан вско­ре скон­чал­ся в тем­ни­це.

☦️
Мученик Боя́н (Енраво́т) Болгарский.
Свя­той му­че­ник Бо­ян, князь Бол­гар­ский, по­стра­дал за ве­ру во Хри­ста око­ло 830 го­да. Ко­гда на бол­гар­ский пре­стол всту­пил его брат-языч­ник Ма­ло­мир (Вла­ди­мир), бла­го­вер­ный князь Бо­ян об­ра­тил­ся к нему с прось­бой осво­бо­дить из за­то­че­ния хри­сти­а­ни­на Кин­на­мо­на (Ки­на­ма), ко­то­рый дол­гое вре­мя на­хо­дил­ся в за­клю­че­нии, по­то­му что от­ка­зал­ся участ­во­вать в язы­че­ском жерт­во­при­но­ше­нии при кня­зе Обри­том (Кру­то­гоне), пред­ше­ствен­ни­ке кня­зя Ма­ло­ми­ра.
Же­ла­ние бла­го­вер­но­го кня­зя Бо­я­на бы­ло ис­пол­не­но, и он, уви­дев до край­но­сти ис­то­щен­но­го Кин­на­мо­на, спро­сил, за что он так стра­дал. В дол­гой бе­се­де про­све­щен­ный хри­сти­а­нин объ­яс­нил кня­зю-языч­ни­ку за­блуж­де­ния язы­че­ства и необ­хо­ди­мость Хри­сто­вой ве­ры для спа­се­ния. В кон­це дру­же­ской бе­се­ды он ска­зал кня­зю: «Без Хри­ста Иису­са нет све­та для ума, нет жиз­ни для ду­ши. Он один и Учи­тель че­ло­ве­че­ства и Спа­си­тель наш, при­ми­рив­ший прав­ду Бо­жию Сво­ею смер­тию с ви­нов­ным че­ло­ве­че­ством. Не же­ла­ешь се­бе по­ги­бе­ли? – Ве­руй в Гос­по­да Иису­са». Князь Бо­ян с ра­до­стью при­нял Свя­тое Кре­ще­ние. Но­во­об­ра­щен­ный бла­го­вер­ный князь, по­зна­ко­мив­шись с хри­сти­ан­ским бла­го­че­сти­ем, про­ник­ся ис­крен­ней лю­бо­вью к мо­лит­ве, по­сту и Бо­го­мыс­лию. Ма­ло­мир, узнав об об­ра­ще­нии бра­та в хри­сти­ан­ство, по­тре­бо­вал от него от­ре­че­ния от Хри­сто­вой ве­ры и воз­вра­ще­ния к язы­че­ству. Од­на­ко свя­той князь Бо­ян ре­ши­тель­но от­ве­тил: «Я гну­ша­юсь язы­че­ски­ми идо­ла­ми и по­чи­таю Хри­ста, Ис­тин­но­го Бо­га, и ни­кто не мо­жет ме­ня от­лу­чить от люб­ви ко Хри­сту». Ма­ло­мир, услы­шав от­вет бра­та, при­го­во­рил его к смерт­ной каз­ни. Пе­ред му­че­ни­че­ской кон­чи­ной свя­той князь-ис­по­вед­ник про­ро­че­ски про­из­нес: «Ве­ра, за ко­то­рую я уми­раю, рас­про­стра­нит­ся по всей бол­гар­ской зем­ле. На­прас­но на­де­ют­ся оста­но­вить ее мо­ею смер­тью. Бу­дут воз­двиг­ну­ты хра­мы Ис­тин­но­му Бо­гу, и слу­же­ние Ему не пре­кра­тит­ся, а идо­лы и сквер­ные жерт­вен­ни­ки ис­чез­нут». С по­след­ним про­ро­че­ским сло­вом он об­ра­тил­ся к бра­ту Ма­ло­ми­ру: «От сво­ей же­сто­ко­сти ты не по­лу­чишь ни­ка­кой поль­зы, и ско­ро те­бя по­стигнет смерть».
Пред­ска­за­ние свя­то­го му­че­ни­ка, уби­то­го ме­чом, преж­де все­го ис­пол­ни­лось над его бра­том. Вско­ре Ма­ло­мир умер и, по­сколь­ку он не имел на­след­ни­ка, пре­стол на­сле­до­вал его стар­ший брат Пре­си­ян (836–852). Сын кня­зя Пре­си­я­на, свя­той рав­ноап­о­столь­ный князь Бо­рис, в Свя­том Кре­ще­нии Ми­ха­ил (па­мять 2 мая), кре­стил впо­след­ствии бол­гар­ский на­род. Ис­пол­ни­лось и это про­ро­че­ство свя­то­го му­че­ни­ка кня­зя Бо­я­на.

☦️
Преподобномученик Евстра́тий Печерский.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ев­стра­тий Пе­чер­ский ро­дил­ся в XI ве­ке в Ки­е­ве в бо­га­той се­мье. С воз­рас­том он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре, раз­дав свое име­ние ни­щим. Пре­по­доб­ный Ев­стра­тий сми­рен­но про­хо­дил по­слу­ша­ние в оби­те­ли, стро­го ис­пол­няя мо­лит­вен­ное пра­ви­ло и про­во­дя дни в пост­ни­че­стве и воз­дер­жа­нии.
Ко­гда в 1096 го­ду на Ки­ев на­па­ли по­лов­цы и ра­зо­ри­ли Пе­чер­ский мо­на­стырь, ис­тре­бив мно­гих ино­ков, пре­по­доб­ный Ев­стра­тий был взят в плен и вме­сте с трид­ца­тью мо­на­стыр­ски­ми ра­бо­чи­ми и два­дца­тью ки­ев­ля­на­ми про­дан в раб­ство од­но­му иудею, жив­ше­му в го­ро­де Кор­су­ни. Бо­го­про­тивец стал при­нуж­дать плен­ни­ков от­речь­ся от Хри­ста, угро­жая про­ти­вя­щих­ся умо­рить го­ло­дом в око­вах. Но му­же­ствен­ный инок Ев­стра­тий мо­лит­вен­но укреп­лял и по­учал сво­их бра­тий-хри­сти­ан ду­хов­ны­ми на­став­ле­ни­я­ми: «Бра­тие! Кто из вас кре­стил­ся и уве­ро­вал во Хри­ста, пусть тот не из­ме­ня­ет обе­ту, дан­но­му при Кре­ще­нии. Хри­стос воз­ро­дил нас во­дою и Ду­хом, ис­ку­пил нас от клят­вы за­ко­на Сво­ею Кро­вию и сде­лал нас на­след­ни­ка­ми Сво­е­го Цар­ствия. Ес­ли жи­вем – бу­дем жить для Гос­по­да; ес­ли умрем – умрем в Гос­по­де и вре­мен­ною смер­тью об­ря­щем веч­ную жизнь». Укреп­ля­е­мые сло­ва­ми пре­по­доб­но­го, плен­ни­ки пред­по­чли луч­ше уме­реть от недо­стат­ка вре­мен­ной пи­щи и пи­тия, но не от­речь­ся от Хри­ста, Ко­то­рый есть пи­ща и пи­тие веч­ной жиз­ни. Ис­то­щен­ные го­ло­дом и жаж­дой, все пять­де­сят плен­ни­ков через несколь­ко дней умер­ли. Толь­ко один пре­по­доб­ный Ев­стра­тий остал­ся жив, по­то­му что с юных лет при­вык к по­сту. То­ми­мый го­ло­дом, он уже в те­че­ние че­тыр­на­дца­ти дней не при­ка­сал­ся к пи­ще и во­де. Нече­сти­вый рабовладелец, ви­дя, что из-за чер­но­риз­ца про­па­ли его день­ги, за­пла­чен­ные за плен­ных, ре­шил ото­мстить свя­то­му ино­ку.
При­бли­жа­лось Свет­лое Хри­сто­во Воскресение, и ра­бо­вла­де­лец во вре­мя празд­но­ва­ния иудей­ской пас­хи, со­брав сво­их дру­зей, рас­пял на кре­сте пре­по­доб­но­го Ев­стра­тия. Со­брав­ши­е­ся во­круг рас­пя­то­го свя­то­го же­сто­кие му­чи­те­ли по­но­си­ли стра­сто­терп­ца и пред­ла­га­ли вку­сить их пас­хи. На это пре­по­доб­но­му­че­ник от­ве­чал: «Ве­ли­кой бла­го­да­ти спо­до­бил ме­ня ныне Гос­подь. Он да­ро­вал мне ми­лость по­стра­дать за Имя Его на кре­сте по об­ра­зу Его стра­да­ний…». Услы­шав это, раз­гне­ван­ный ра­бо­вла­де­лец схва­тил ко­пье и прон­зил им при­гвож­ден­но­го ко кре­сту пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Ев­стра­тия. Свя­тое те­ло стра­даль­ца, сня­тое с кре­ста, бы­ло вверг­ну­то в мо­ре. Ве­ру­ю­щие хри­сти­ане дол­го ис­ка­ли свя­тые мо­щи му­че­ни­ка, но не смог­ли их най­ти. Про­мыс­лом Бо­жи­им нетлен­ные мо­щи бы­ли об­ре­те­ны в пе­ще­ре и ис­то­ча­ли мно­же­ство чу­дес. Впо­след­ствии они бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ближ­ние пе­ще­ры Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/280

☦️
Преподобный Иларио́н Псковоезерский, Гдовский.
Пре­по­доб­ный Ила­ри­он был уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Ев­фро­си­на Псков­ско­го, ос­но­ва­те­ля Спа­со-Еле­аза­ров­ско­го мо­на­сты­ря.
Пре­по­доб­ный Ила­ри­он Гдов­ский был од­ним из мо­лит­вен­ни­ков-пу­стын­но­жи­те­лей. В XV–XVI ве­ках в раз­ных угол­ках Псков­ско­го края воз­ни­ка­ли ски­ты пу­стын­но­жи­те­лей, ко­то­рые в по­ис­ках без­мол­вия уеди­ня­лись от лю­дей в глу­хой пу­сты­ни, сре­ди ле­са, бо­лот и мхов. Не зря Псков­скую об­ласть, пол­ную древ­них ски­тов и мо­на­сты­рей, пра­во­слав­ные на­зы­ва­ют Па­ле­сти­ной.
Та­кое же ме­сто для мо­лит­вы вы­брал пре­по­доб­ный: тер­ри­то­рию дре­му­че­го Со­ро­ко­во­го бо­ра око­ло Чуд­ско­го озе­ра, на пу­стын­ном ост­ро­ве ре­ки Жел­ча (се­го­дня Гдов­ский рай­он). Пу­стын­ник пи­тал­ся тра­ва­ми и ко­ре­нья­ми, очи­щая ум ду­хов­ным со­зер­ца­ни­ем и пре­бы­вая в неустан­ной борь­бе с неви­ди­мы­ми ду­ха­ми.
В 1460 го­ду он ос­но­вал на бе­ре­гу ре­ки Жел­чи, неда­ле­ко от Гдо­ва, Озер­ский По­кров­ский мо­на­стырь. Оби­тель на­хо­ди­лась на гра­ни­це с Ли­вон­ским ор­де­ном, по­это­му ино­ки по­сто­ян­но пре­тер­пе­ва­ли на­па­де­ния во­ин­ствен­но­го ор­де­на. Несмот­ря на труд­ные усло­вия и недо­ста­ток средств, пре­по­доб­ный Ила­ри­он утвер­дил в мо­на­сты­ре вы­со­кое бла­го­че­стие. Вме­сте с тем ве­лись боль­шие ра­бо­ты по укреп­ле­нию и бла­го­устрой­ству оби­те­ли.
При сво­ей жиз­ни пре­по­доб­ный Ила­ри­он нес по­двиг столп­ни­че­ства – мо­лил­ся в дуп­ле де­ре­ва. До сих пор эта сос­на со­хра­ня­ет­ся в ча­совне неда­ле­ко от са­мой По­кров­ской церк­ви. Со­хра­ни­лось пре­да­ние, что он уже в зем­ной жиз­ни об­ла­дал бла­го­да­тью узна­вать, кто с чем при­шел и кто ка­кой стра­стью одер­жим. Вся жизнь пре­по­доб­но­го за­клю­ча­лась в непре­стан­ном тру­де, са­мо­по­нуж­де­нии ко все­му доб­ро­му, вни­ма­нии к се­бе, бде­нии, мо­лит­ве, бо­го­мыс­лии, воз­дер­жа­нии, кро­то­сти, сми­ре­нии и все­це­лой пре­дан­ной люб­ви к Бо­гу.
Пре­ста­вил­ся пре­по­доб­ный Ила­ри­он 28 мар­та 1476 го­да и был по­гре­бён у се­вер­ных две­рей ико­но­ста­са в хра­ме По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ос­но­ван­но­го им мо­на­сты­ря. Впо­след­ствии в оби­те­ли был по­стро­ен храм в честь Рож­де­ства Хри­сто­ва, ле­вый при­дел ко­то­ро­го на­зы­вал­ся име­нем ос­но­ва­те­ля Гдов­ско­го мо­на­сты­ря. Ука­зом Ека­те­ри­ны II мо­на­стырь был упразд­нён, По­кров­ская цер­ковь ста­ла при­ход­ской. В ней обыч­но со­вер­шал ли­тур­гию в день празд­но­ва­ния па­мя­ти пре­по­доб­но­го свя­щен­но­му­че­ник мит­ро­по­лит Пет­ро­град­ский и Гдов­ский Ве­ни­а­мин. По­след­няя служ­ба в хра­ме про­шла в 1942 го­ду.
В 1993 го­ду по бла­го­сло­ве­нию ар­хи­епи­ско­па Псков­ско­го и Ве­ли­ко­лук­ско­го Ев­се­вия, а так­же по мо­лит­вам и с бла­го­сло­ве­ния стар­ца от­ца Ни­ко­лая (Гу­рья­но­ва) на­сто­я­те­лем хра­ма По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы стал иерей Ев­ге­ний Ми­хай­лов, ко­то­рый воз­об­но­вил бо­го­слу­же­ния и вос­ста­но­вил храм. Два ко­ло­ко­ла По­кров­ской церк­ви, от­ли­тые по лич­но­му за­ка­зу Ива­на Гроз­но­го в 1570 го­ду, на­хо­дят­ся в Псков­ском му­зее-за­по­вед­ни­ке, а на ко­ло­кольне церк­ви се­го­дня на­хо­дит­ся пять но­вых ко­ло­ко­лов, от­ли­тых на Ура­ле. Ост­ров­ная де­рев­ня Озе­ра, где сто­ит цер­ковь По­кро­ва Бо­го­ро­ди­цы, в ко­то­рой сбе­ре­га­ют­ся свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го, яв­ля­ет­ся ме­стом па­лом­ни­че­ства пра­во­слав­ных.

☦️
Исповедник Никола́й Постников, пресвитер.
Свя­щен­но­ис­по­вед­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся в 1857 го­ду в го­ро­де Ка­си­мо­ве Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иа­ко­ва Пост­ни­ко­ва. В 1878 го­ду Ни­ко­лай Яко­вле­вич окон­чил Ду­хов­ную се­ми­на­рию и до 1883 го­да был ди­рек­то­ром и пре­по­да­ва­те­лем За­ко­на Бо­жия Кур­лов­ско­го од­но­класс­но­го об­раз­цо­во­го учи­ли­ща в Ка­си­мов­ском уез­де.
В 1883 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Вос­кре­сен­ско­му хра­му в се­ле Лю­бич За­рай­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии, впо­след­ствии этот уезд во­шел в со­став Мос­ков­ской епар­хии. С 1889-го по 1902 год отец Ни­ко­лай ис­пол­нял по­слу­ша­ние окруж­но­го мис­си­о­не­ра по борь­бе с рас­ко­лом, с 1893-го по 1906 год он был чле­ном бла­го­чин­ни­че­ско­го со­ве­та. В 1901 го­ду отец Ни­ко­лай был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом и впо­след­ствии воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
В де­каб­ре 1929 го­да про­то­и­е­рей Ни­ко­лай при­е­хал по при­гла­ше­нию при­хо­жан слу­жить в храм свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва в се­ле Ти­мош­ки­но и про­слу­жил здесь до 21 ян­ва­ря 1930 го­да. Ар­хи­епи­скоп Ря­зан­ский Иуве­на­лий (Мас­лов­ский), в чьем ве­де­нии то­гда был Иоан­но-Бо­го­слов­ский храм, бла­го­сло­вил его остать­ся здесь, но по­про­сил, чтобы он ис­про­сил раз­ре­ше­ние на пе­ре­ход у сво­е­го епи­ско­па.
По­ка отец Ни­ко­лай слу­жил в Ти­мош­ки­но, про­тив него в Лю­би­че бы­ло на­ча­то де­ло; свя­щен­ни­ка об­ви­ни­ли в том, что он «вел ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию про­тив сов­хо­за, кол­хо­за и про­чих ме­ро­при­я­тий со­вет­ской вла­сти на се­ле, рас­пус­кал про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о го­не­нии на ре­ли­гию и при­зы­вал к за­щи­те церк­ви от вар­вар­ской вла­сти».
Со­труд­ни­ки ОГПУ, не об­на­ру­жив свя­щен­ни­ка до­ма в Лю­би­че, объ­яви­ли его в ро­зыск, и 28 ян­ва­ря, по воз­вра­ще­нии до­мой, отец Ни­ко­лай сра­зу же был аре­сто­ван, за­клю­чен в тюрь­му в Ко­ломне и до­про­шен. От­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, свя­щен­ник ска­зал, что дей­стви­тель­но бы­ва­ли слу­чаи, ко­гда он в бе­се­де с людь­ми го­во­рил, что жить ста­ло те­перь тя­же­ло, на­ло­ги ста­ли боль­шие, на ре­ли­гию го­не­ние, но про­тив сов­хо­за и кол­хо­за он ни­че­го не го­во­рил.
В тот же день след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 28 фев­ра­ля 1930 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло от­ца Ни­ко­лая к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край. В это вре­мя ему шел семь­де­сят тре­тий год и усло­вия ссыл­ки ока­за­лись для него непо­силь­ны. Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Пост­ни­ков скон­чал­ся в ссыл­ке в Со­лом­баль­ской боль­ни­це го­ро­да Ар­хан­гель­ска 10 ап­ре­ля 1931 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Священномученик Васи́лий Малинин, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 30 де­каб­ря 1877 го­да в се­ле Па­та­ки­но Вла­ди­мир­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ксе­но­фон­та Ма­ли­ни­на. По окон­ча­нии Вла­ди­мир­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и слу­жил в хра­ме во имя пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия в го­ро­де Пе­ре­слав­ле. Со вре­ме­нем отец Ва­си­лий был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и на­граж­ден мит­рой.
1 де­каб­ря 1936 го­да со­труд­ник мест­но­го НКВД, до­про­сив в при­сут­ствии учи­те­лей школь­ни­ков, за­пи­сал: «В Кор­ни­льев­скую цер­ковь го­ро­да Пе­ре­слав­ля еже­днев­но хо­дят де­ти-уче­ни­ки, про­жи­ва­ю­щие в по­сел­ке Но­вый Быт, в том чис­ле хо­дят и пи­о­не­ры, с ко­то­ры­ми про­во­дит бе­се­ды поп дан­ной церк­ви Ма­ли­нин и быв­шие мо­на­ши­ны (монахини).
На бе­се­ды в цер­ковь Ма­ли­нин уче­ни­ков за­ма­ни­ва­ет раз­ны­ми пред­ло­га­ми – да­ет им по три просфо­ры, их сма­чи­ва­ет в крас­ном вине, а ко­гда пе­ре­да­ет, их бла­го­слов­ля­ет. Рас­ска­зы­ва­ет уче­ни­кам о ре­ли­ги­оз­ных празд­ни­ках – Рож­де­стве и Па­схе, по­ка­зы­ва­ет ико­ну “му­че­ния греш­ни­ков”, за­ма­ни­ва­ет уче­ни­ков хо­дить на боль­шие празд­ни­ки в цер­ковь, в осо­бен­но­сти в Рож­де­ство и Пас­ху. Ма­ли­нин го­во­рит, что в эти празд­ни­ки в церк­ви бы­ва­ет очень хо­ро­шо. Уче­ни­ков рас­спра­ши­ва­ет, ко­го как зо­вут, и, узнав­ши имя, го­во­рит им, ко­гда при­хо­дить в цер­ковь на свои име­ни­ны.
Кро­ме то­го, Ма­ли­нин рас­спра­ши­ва­ет уче­ни­ков, че­му учат в шко­ле, на Рож­де­ство устра­и­ва­ют ли ел­ки; вме­сте с этим Ма­ли­нин уче­ни­кам на­ка­зы­ва­ет: ес­ли бу­дет ел­ка, при­хо­ди­ли бы к нему за свеч­ка­ми для ел­ки. Поп Ма­ли­нин уче­ни­ков-ре­бят во­дит в ал­тарь, по­ка­зы­вая им, что на­хо­дит­ся в ал­та­ре.
Вме­сте с Ма­ли­ни­ным с уче­ни­ка­ми бе­се­ду­ет од­на мо­на­ши­на, ко­то­рая так­же при­слу­жи­ва­ет в церк­ви Кор­ни­лия. Быв­шая мо­на­ши­на уче­ни­кам рас­ска­зы­ва­ет о бла­го­ра­зум­ном раз­бой­ни­ке и рас­пя­тии его, уче­ни­ков при­зы­ва­ет хо­дить в цер­ковь и мо­лить­ся Бо­гу, а по­сле служ­бы и мо­ле­ния в церк­ви под­хо­дить ко кре­сту и це­ло­вать его.
Ор­га­ни­за­то­ром ре­бят, по­се­ща­ю­щих цер­ковь, яв­ля­ет­ся уче­ник сред­ней шко­лы пи­о­нер Ко­ля Ра­нет­кин, ко­то­рый про­жи­ва­ет в квар­ти­ре ря­дом с цер­ко­вью. Мать его – член ВКП(б), к ко­то­рой ез­дят очень ча­сто из во­ин­ской ча­сти на ав­то­ма­шине; в квар­ти­ре устра­и­ва­ют пьян­ство, а уче­ни­ка Ко­лю в это вре­мя из квар­ти­ры вы­го­ня­ют: он в это вре­мя со­би­ра­ет ре­бят и ухо­дит в цер­ковь.
Кро­ме то­го, цер­ковь вме­сте с вы­ше­ука­зан­ны­ми ре­бя­та­ми по­се­ща­ют до­школь­ни­ки, про­жи­ва­ю­щие в по­сел­ке Но­вый Быт – от 10 до 15 че­ло­век.
30 но­яб­ря 1936 го­да вы­ше­ука­зан­ная груп­па опять со­би­ра­лась пой­ти в цер­ковь, но цер­ковь ока­за­лась за­кры­той – не бы­ло Ма­ли­ни­на, ко­то­ро­го уче­ни­ки хо­ди­ли встре­чать, но не встре­ти­ли.
Вы­ше­ука­зан­ная груп­па уче­ни­ков-пи­о­не­ров в дан­ный мо­мент раз­ло­жи­лась, пи­о­нер­ские гал­сту­ки по­сле при­хо­да до­мой из шко­лы сни­ма­ют и меж­ду со­бой до­го­ва­ри­ва­ют­ся, чтобы гал­стук не но­сить, а кто на­денет, с то­го стас­ки­ва­ют. Этим боль­ше все­го от­ли­ча­ют­ся пи­о­не­ры Алек­сан­дров и Ра­нет­кин: ес­ли на пи­о­не­ре уви­дят гал­стук, над пи­о­не­ром устра­и­ва­ют смех: “За­чем на­дел со­ба­чью ра­дость?”».
18 ок­тяб­ря 1937 го­да про­то­и­е­рей Ва­си­лий был аре­сто­ван, за­клю­чен в тюрь­му в Яро­слав­ле и в тот же день до­про­шен.
Вы­яс­нив, что отец Ва­си­лий под­дер­жи­ва­ет от­но­ше­ния с бла­го­чин­ным и свя­щен­ни­ка­ми, слу­жа­щи­ми в со­сед­них при­хо­дах, и что неко­то­рые из них при­ез­жа­ют к нему ис­по­ве­до­вать­ся, сле­до­ва­тель за­явил:
– Вы об­ви­ня­е­тесь в том, что со­сто­я­ли чле­ном цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской ор­га­ни­за­ции го­ро­да Пе­ре­слав­ля. При­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ным?
– Нет, не при­знаю, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы во­вле­ка­ли в цер­ковь де­тей ра­бо­чих, пи­о­не­ров, и под­вер­га­ли их там ан­ти­со­вет­ской об­ра­бот­ке. Вы это под­твер­жда­е­те?
– Нет, это­го не бы­ло. Бы­ли слу­чаи по­се­ще­ния церк­ви школь­ни­ка­ми-пи­о­не­ра­ми в 1936 го­ду, но де­ла­ли они это са­мо­сто­я­тель­но.
19 ок­тяб­ря 1937 го­да след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 28 ок­тяб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. 19 ян­ва­ря 1938 го­да он при­был в один из ла­ге­рей Бам­ла­га, от­ку­да его от­пра­ви­ли в ла­герь на Даль­нем Во­сто­ке. Про­то­и­е­рей Ва­си­лий Ма­ли­нин скон­чал­ся
10 ап­ре­ля 1938 го­да в од­ном из ла­ге­рей Даль­не­го Во­сто­ка и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Мученик Иоа́нн Чернов.
Му­че­ник Иоанн ро­дил­ся в 1880 го­ду в де­ревне Алек­се­ев­ка Рож­де­ствен­ской во­ло­сти Бо­ров­ско­го уез­да Ка­луж­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Алек­сея Чер­но­ва. Окон­чив сель­скую шко­лу, Иван, как и отец, стал за­ни­мать­ся сель­ским хо­зяй­ством. По­сле при­хо­да к вла­сти без­бож­ни­ков и кол­лек­ти­ви­за­ции кре­стьян­ских хо­зяйств Иван Алек­се­е­вич из де­рев­ни уехал и устро­ил­ся ра­бо­тать на на­ро-фо­мин­скую фаб­ри­ку, но ко­гда ее адми­ни­стра­ции ста­ло из­вест­но, что он ис­пол­ня­ет в Пет­ро­пав­лов­ской церк­ви обя­зан­но­сти пса­лом­щи­ка, он тут же был с фаб­ри­ки уво­лен и ему при­шлось вер­нуть­ся в де­рев­ню.
В 1938 го­ду пред­се­да­тель сель­со­ве­та со­ста­вил справ­ку для НКВД на арест Ива­на Алек­се­е­ви­ча, по­ста­вив ему в ви­ну, что дочь его бы­ла в мо­на­сты­ре и сам он был устра­нен от ра­бо­ты в кол­хо­зе как ре­ли­ги­оз­ный эле­мент.
Все жи­те­ли де­рев­ни Алек­се­ев­ка бы­ли при­хо­жа­на­ми Вве­ден­ской церк­ви в со­сед­нем се­ле Ко­то­во, но к кон­цу трид­ца­тых го­дов свя­щен­ни­ки, слу­жив­шие здесь, бы­ли аре­сто­ва­ны, и Иван Алек­се­е­вич стал до­би­вать­ся на­зна­че­ния в храм свя­щен­ни­ка и воз­об­нов­ле­ния бо­го­слу­же­ния. Со­ста­вив со­от­вет­ству­ю­щее пись­мо, он хо­дил по до­мам кре­стьян, со­би­рая под­пи­си за от­кры­тие хра­ма. В нем он пи­сал, что жи­те­ли де­рев­ни же­ла­ют иметь сво­е­го свя­щен­ни­ка, чтобы он мог ис­пол­нять тре­бы, чтобы мог­ла со­вер­шать­ся бо­же­ствен­ная служ­ба, и про­сят, чтобы вла­сти пе­ре­да­ли клю­чи от церк­ви груп­пе ве­ру­ю­щих и из­бран­но­му от них упол­но­мо­чен­но­му Ива­ну Алек­се­е­ви­чу Чер­но­ву.
В день вы­бо­ров в Вер­хов­ный Со­вет Иван Алек­се­е­вич, при­дя на из­би­ра­тель­ный уча­сток, вме­сте с бюл­ле­те­нем опу­стил в ур­ну пись­мо на имя кан­ди­да­та в де­пу­та­ты от их рай­о­на.
«Доб­рый день, мно­го­ува­жа­е­мый наш по­мощ­ник и по­сред­ник на­ро­да Ми­ха­ил Пет­ро­вич, – пи­сал он. – Мы Вас по­сы­ла­ем все на­ши нуж­ды рас­ска­зать пе­ред выс­ши­ми ор­га­на­ми. Мы, граж­дане Со­вет­ской рес­пуб­ли­ки, счи­та­ем се­бя сво­бод­ны­ми граж­да­на­ми по ста­лин­ской кон­сти­ту­ции. Мо­жем сво­бод­но вы­яв­лять свои нуж­ды от ли­ца ве­ру­ю­щих в Бо­га и Свя­тую Цер­ковь. По­со­дей­ствуй за нас, ста­рич­ков и ста­ру­шек, дай­те нам мо­лить­ся Бо­гу за весь мир и за Вас, Ми­ха­ил Пет­ро­вич, чтобы нам под Ва­шим ру­ко­вод­ством про­во­дить тихую жизнь и хо­дить в цер­ковь мо­лить­ся Бо­гу, где мы ощу­ща­ем от­ра­ду ду­ши. Мы ра­ду­ем­ся за кон­сти­ту­цию, ко­то­рая в ста­тье 124-й го­во­рит о сво­бо­де от­прав­ле­ния ре­ли­ги­оз­ных об­ря­дов, что нам до­ро­же все­го на све­те. Мо­ло­дым нуж­но по­ве­се­лить­ся, пес­ни по­петь, а нам, ста­рич­кам и ста­руш­кам, в Бо­жий храм схо­дить, при­об­щить­ся и от­петь усоп­ше­го. Вот что нам до­ро­же все­го зем­но­го бо­гат­ства, все на зем­ле вре­мен­но, а за гро­бом веч­но.
До­ро­гие на­ши со­бра­тья и дру­зья, по­чти­те на­шу ста­рость, нам нуж­ны псал­мо­пе­ние, мо­лит­ва, пост, кро­тость, по­ви­но­ве­ние вла­стям. Вся­кая власть от Бо­га. Глас на­ро­да – глас Бо­жий. До­ро­гой друг на­ро­да, будь за­щит­ни­ком пар­тий­ных и непар­тий­ных, ве­ру­ю­щих в Бо­га и не ве­ру­ю­щих, будь ко всем ров­ным».
Пись­мо это сра­зу же по­па­ло в НКВД, для ко­то­ро­го не пред­став­ля­ло боль­шо­го тру­да уста­но­вить, кто его на­пи­сал. Со­труд­ни­ки НКВД при­сту­пи­ли к до­про­сам неко­то­рых жи­те­лей де­рев­ни Алек­се­ев­ка, и те по­ка­за­ли, что Иван Алек­се­е­вич в мар­те 1938 го­да хо­дил по де­ревне, со­би­рал под­пи­си за от­кры­тие церк­ви в се­ле Ко­то­во и про­во­дил ре­ли­ги­оз­ную про­па­ган­ду, го­во­ря о необ­хо­ди­мо­сти ве­ры в Бо­га и улуч­ше­ния жиз­ни через ми­лость Бо­жию, ко­гда от­кро­ем цер­ковь и бу­дем мо­лить­ся. Кро­ме то­го, он буд­то бы го­во­рил кол­хоз­ни­кам: «Вот ви­ди­те, кол­хоз­ни­ки, се­го­дня год неуро­жая, в по­ле все про­па­ло, нам нуж­но бы по­мо­лить­ся Бо­гу, а то вот ни­че­го не ро­дит­ся, мы и бу­дем ра­бо­тать да­ром, с го­ло­ду умрем. Вот до че­го мы до­жи­ли при со­вет­ской вла­сти, ни у ко­го ни­че­го не ста­ло; рань­ше мы бы­ли са­ми се­бе хо­зя­е­ва, а те­перь, что ни за­ду­май сде­лать, все у ко­го-то спро­сись да до­ло­жись… Вот ка­кое при­шло про­кля­тое вре­мя, от сво­ей церк­ви по­след­ней ку­да ид­ти мо­лить­ся Бо­гу? Вот что на­де­ла­ла это про­кля­тая со­вет­ская власть, му­ча­ют всех ан­ти­хри­сто­вы ком­му­ни­сты, пи­шут и ту­ма­нят го­ло­вы сво­ей кон­сти­ту­ци­ей, ко­то­рая ни­ко­му прав не да­ла, по­за­кры­ва­ли все церк­ви, а в этом бы­ла толь­ко од­на от­ра­да для на­ро­да, но все‑та­ки при­дет и это­му ко­нец, и сго­нят про­кля­тых ком­му­ни­стов, и то­гда толь­ко за­жи­вем хо­ро­шо».
21 июня 1938 го­да со­труд­ник НКВД вы­пи­сал справ­ку на арест пса­лом­щи­ка, где в ви­ну ему бы­ло по­став­ле­но, что он со­би­ра­ет под­пи­си под хо­да­тай­ством за от­кры­тие церк­ви. 28 июня Иван Алек­се­е­вич был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве.
– Ска­жи­те, вы пи­са­ли в день вы­бо­ров Вер­хов­но­го Со­ве­та 12 де­каб­ря 1937 го­да пись­мо на имя де­пу­та­та Вер­хов­но­го Со­ве­та то­ва­ри­ща Пет­ро­ва, ес­ли пи­са­ли, то ку­да вы его де­ли? – спро­сил пса­лом­щи­ка сле­до­ва­тель, зная, что пись­мо на­хо­дит­ся в де­ле пса­лом­щи­ка.
– Да, в день вы­бо­ров в Вер­хов­ный Со­вет я пи­сал пись­мо. Со­дер­жа­ние пись­ма ре­ли­ги­оз­но­го ха­рак­те­ра. Пись­мо… я опу­стил при го­ло­со­ва­нии в ур­ну в кон­вер­те вме­сте с бюл­ле­те­нем, – от­ве­тил Иван Алек­се­е­вич.
Сле­до­ва­тель спро­сил, при­зна­ет ли се­бя Иван Алек­се­е­вич ви­нов­ным в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, на что тот от­ве­тил, что не при­зна­ет. Бы­ли вы­зва­ны на оч­ные став­ки с ним лже­сви­де­те­ли, но Иван Алек­се­е­вич от­верг все их по­ка­за­ния.
13 ав­гу­ста след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 19 сен­тяб­ря 1938 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при НКВД при­го­во­ри­ло пса­лом­щи­ка к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь, и он был от­прав­лен в один из Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ских ла­ге­рей, при­быв ту­да 8 но­яб­ря. Иван Алек­се­е­вич Чер­нов скон­чал­ся от го­ло­да в ла­за­ре­те 14-го ла­гер­но­го пунк­та Се­ме­но­во Пу­дож­ско­го рай­о­на Ка­ре­лии 10 ап­ре­ля 1939 го­да и был по­гре­бен на клад­би­ще в ки­ло­мет­ре от ла­ге­ря в без­вест­ной мо­ги­ле.


Жития
Писание