⏳ 2023.04.08 (сб)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 6я Великого поста, Ваий (ветвей) (глас 1й)
• Лазарева суббота, Воскрешение прав. Ла́заря

☀️ неподвижный годовой круг:
8 апреля (26 марта)
(отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы)
• Собор Архангела Гаврии́ла
• сщмч. Ирине́я Сирмийского (Сремского) (304)
• сщмчч. Вафу́сия, Ве́рка, прмч. Арпи́лы, мчч. Ави́ва, А́гна, Реа́са, Игафра́кса, Иско́я, Си́лы, Сиги́ца, Сонири́ла, Суи́мвла, Фе́рма, Фи́лла, мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Мои́ко, Мами́ки, Уи́рко, Анимаи́сы (Анимаи́ды), Гаа́фы Готфской, Дукли́ды (ок. 375)
• прп. Ма́лха Сирийского (IV)
• прп. Васи́лия Нового, Константинопольского (ок. 944)
• мц. Параске́вы Кочневой (1939)


☦️
Лазарева суббота, Воскрешение прав. Ла́заря.
С Ла­за­ре­вой суб­бо­ты цер­ков­ные пес­но­пе­ния на­чи­на­ют ве­сти ве­ру­ю­щих по сто­пам Гос­по­да. Вре­ме­ни Его зем­ной жиз­ни оста­лось ме­нее неде­ли. Час ве­ли­ко­го Ис­хо­да бли­зок. «Об­щее вос­кре­се­ние преж­де Тво­ея стра­сти уве­ряя, из мерт­вых воз­двигл еси Ла­за­ря, Хри­сте Бо­же…», – слы­шим мы пе­ние празд­нич­но­го тро­па­ря.
«Вос­кре­ше­ние Ла­за­ря – по­след­нее ве­ли­кое чу­до Хри­ста, по­след­ний от­блеск Сла­вы Его пе­ред но­чью стра­стей. Еван­ге­лист Иоанн изо­бра­жа­ет это со­бы­тие как оче­ви­дец, с по­ра­зи­тель­ной, по­чти ося­за­е­мой до­сто­вер­но­стью. Ви­дишь бук­валь­но каж­дый штрих: ро­бость уче­ни­ков, их ко­ле­ба­ния и, на­ко­нец, ре­ши­мость ид­ти на­встре­чу опас­но­сти. Иисус с гла­за­ми, пол­ны­ми слез, у гроб­ни­цы; сёст­ры, по­дав­лен­ные го­рем; сму­ще­ние Мар­фы, от­ва­лен­ный ка­мень и власт­ный при­зыв, услы­шан­ный в иных ми­рах: «Вый­ди, Ла­зарь!» Без­молв­ная фигу­ра в са­ване на по­ро­ге скле­па… Тот, Кто вско­ре Сам дол­жен бу­дет прой­ти через вра­та смер­ти, объ­яв­ля­ет Се­бя ее по­бе­ди­те­лем».
Хри­сти­ан­ское бо­го­сло­вие рас­смат­ри­ва­ет это чу­до как зри­мый сим­вол вла­сти Хри­ста над жиз­нью и смер­тью, как уве­ре­ние уче­ни­ков в сво­ем Вос­кре­се­нии и бу­ду­щем вос­кре­ше­нии мерт­вых. По­это­му дан­но­му со­бы­тию по­свя­ще­на суб­бо­та ше­стой сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста (суб­бо­та Ла­за­ре­ва), пе­ред празд­ни­ком Вхо­да Гос­под­ня в Иеру­са­лим (Верб­ным вос­кре­се­ньем). Ра­ди точ­но­сти сле­ду­ет за­ме­тить, что здесь бо­го­слу­жеб­ное вре­мя не сов­па­да­ет с ис­то­ри­че­ским: вос­кре­ше­ние Ла­за­ря про­изо­шло за ме­сяц или два до Вхо­да Гос­под­ня в Иеру­са­лим (см. Ин.11:54.)
Сам же «Ла­зарь Чет­ве­ро­днев­ный», или «друг Бо­жий», – это го­сте­при­им­ный жи­тель Вифа­нии (пред­ме­стья Иеру­са­ли­ма), брат Мар­фы и Ма­рии, в до­ме ко­то­ро­го оста­нав­ли­вал­ся Иисус Хри­стос (Лк.10:38-41; Ин.12:1-2). Его вос­кре­ше­ние из мерт­вых на чет­вер­тый день (от­сю­да про­зва­ние), со­вер­шен­ное Хри­стом в фор­ме пуб­лич­но­го мес­си­ан­ско­го «зна­ме­ния», ста­ло для иудей­ских вла­стей, опа­сав­ших­ся ре­ли­ги­оз­ных вол­не­ний, по­след­ним ар­гу­мен­том в поль­зу немед­лен­ной над Ним рас­пра­вы (Ин.11:47-53)…
(с) Юрий Ру­бан

Житие прав. Лазаря Четверодневного, друга Божия, епископа Китийского см. 30 октября:
https://tlots.ru/year/10-30/

☦️
Гаврии́л, Архангел.
Ар­хан­гел Гав­ри­ил был из­бран Гос­по­дом для то­го, чтобы бла­го­ве­стить Де­ве Ма­рии, а с Нею и всем лю­дям ве­ли­кую ра­дость о Во­пло­ще­нии Сы­на Бо­жия. По­это­му на сле­ду­ю­щий день по­сле Бла­го­ве­ще­ния, про­сла­вив Пре­чи­стую Де­ву, мы бла­го­да­рим Гос­по­да и по­чи­та­ем Его по­слан­ни­ка Ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла, по­слу­жив­ше­го та­ин­ству на­ше­го спа­се­ния.

Свя­той Ар­хи­стра­тиг Гав­ри­ил – слу­жи­тель Бо­же­ствен­но­го Все­мо­гу­ще­ства. Он воз­ве­щал вет­хо­за­вет­но­му че­ло­ве­че­ству о бу­ду­щем во­пло­ще­нии Сы­на Бо­жия: вдох­нов­лял про­ро­ка Мо­и­сея при на­пи­са­нии кни­ги Бы­тия; воз­ве­щал про­ро­ку Да­ни­и­лу о гря­ду­щих судь­бах ев­рей­ско­го на­ро­да (Дан.8:16; Дан.9:21-24); яв­лял­ся пра­вед­ной Анне с ве­стью о рож­де­нии от нее Пре­бла­го­сло­вен­ной Де­вы Ма­рии. Свя­той Ар­хи­стра­тиг Гав­ри­ил неот­ступ­но пре­бы­вал со свя­той От­ро­ко­ви­цей Ма­ри­ей в Иеру­са­лим­ском хра­ме и впо­след­ствии охра­нял Ее во все вре­мя зем­ной жиз­ни. Он явил­ся свя­щен­ни­ку За­ха­рии, пред­ска­зав рож­де­ние Пред­те­чи Гос­под­ня – Иоан­на Кре­сти­те­ля. Гос­подь по­сы­лал его к свя­то­му Иоси­фу Об­руч­ни­ку: он явил­ся ему во сне, чтобы от­крыть ему тай­ну во­пло­ще­ния Сы­на Бо­жия от Пре­свя­той Де­вы Ма­рии, пре­ду­пре­дил о за­мыс­лах Иро­да и по­ве­лел бе­жать в Еги­пет с Мла­ден­цем и Бо­го­ро­ди­цей. Ко­гда Гос­подь пе­ред Сво­и­ми стра­да­ни­я­ми мо­лил­ся в Геф­си­ман­ском са­ду до кро­ва­во­го по­та, на укреп­ле­ние Его, по Цер­ков­но­му Пре­да­нию, был по­слан с Небес Ар­хан­гел Гав­ри­ил, имя ко­то­ро­го озна­ча­ет «Кре­пость Бо­жия» (Лк.22:43). Же­ны-ми­ро­но­си­цы услы­ша­ли от Ар­хи­стра­ти­га ра­дост­ную весть о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом.
Вспо­ми­ная в этот день мно­го­крат­ные яв­ле­ния свя­то­го Ар­хи­стра­ти­га Гав­ри­и­ла и его рев­ност­ное ис­пол­не­ние Бо­же­ствен­ной во­ли, ис­по­ве­дуя его хо­да­тай­ство пред Гос­по­дом о хри­сти­а­нах, Пра­во­слав­ная Цер­ковь при­зы­ва­ет сво­их чад с ве­рой и усер­ди­ем при­бе­гать в мо­лит­вах к ве­ли­ко­му Ан­ге­лу.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/272

☦️
Священномученик Ирине́й Сирмийский (Сремский), Сербский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Ири­ней по­стра­дал во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан при рим­ских им­пе­ра­то­рах Дио­кли­ти­ане и Мак­си­ми­ане (284–305).
Он был пре­сви­те­ром, вме­сте с же­ной вос­пи­ты­вал де­тей в хри­сти­ан­ском бла­го­че­стии и поль­зо­вал­ся боль­шим ува­же­ни­ем за свою об­ра­зо­ван­ность и стро­гий об­раз жиз­ни.
Поз­же он был по­став­лен епи­ско­пом в го­род Сир­мий в Пан­но­нии (совре­мен­ная Сербия). За го­ря­чую про­по­ведь Хри­сто­вой ве­ры он был схва­чен и пред­стал пе­ред пра­ви­те­лем Про­бом. За от­каз от­речь­ся от Хри­ста и при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам свя­то­го пре­да­ли на му­че­ния. Оче­вид­ца­ми ис­тя­за­ний бы­ли ро­ди­те­ли, род­ствен­ни­ки и дру­зья свя­ти­те­ля, ко­то­рые пы­та­лись уго­во­рить его по­ко­рить­ся, но му­че­ник оста­вал­ся непре­кло­нен. По­сле же­сто­ких му­че­ний свя­той ис­по­вед­ник дол­го на­хо­дил­ся в тем­ни­це. Проб пы­тал­ся сло­мить во­лю му­че­ни­ка, уго­ва­ри­вая его по­ща­дить свою жизнь ра­ди сы­но­вей. Но му­че­ник от­ве­тил: «Сы­но­вья мои ве­ру­ют в Бо­га, Ко­то­рый по­за­бо­тит­ся о них, ме­ня же ни­что не за­ста­вит от­речь­ся от мо­е­го Хри­ста». Пра­ви­тель при­ка­зал бро­сить свя­то­го в ре­ку. Му­че­ни­ка при­ве­ли на мост через ре­ку Са­ву, где он, став на ко­ле­ни, в по­след­ний раз об­ра­тил­ся с мо­лит­вой к Гос­по­ду о пастве Сир­мий­ской Церк­ви. По­сле мо­лит­вы свя­щен­но­му­че­ни­ка Ири­нея обез­гла­ви­ли, а те­ло бро­си­ли в ре­ку.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/273

☦️
Па­мять 26 му­че­ни­ков Гот­фских.
Свя­тые му­че­ни­ки Готфские Ва­фу­сий и Верк, пре­сви­те­ры, Ар­пи­ла мо­нах, ми­ряне: Авив, Агн, Ре­ас, Ига­фракс, Ис­кой, Си­ла, Си­гиц, Со­ни­рил, Су­им­вл, Ферм, Филл, Кон­станс, ца­ре­вич Ага­фон и му­че­ни­цы: Ан­на, Ал­ла, Ла­ри­са, Мо­и­ко, Ма­ми­ка, Уир­ко, Ани­ма­и­са (Ани­ма­и­да), Га­а­фа, ца­ри­ца Готф­ская, и Дук­ли­да, ца­рев­на Готф­ская, по­стра­да­ли око­ло 375 го­да при ко­ро­ле Ун­ге­ри­хе, пре­сле­до­вав­шем хри­сти­ан. Ко­роль при­ка­зал под­жечь храм во вре­мя бо­го­слу­же­ния. В пла­ме­ни по­жа­ра по­гиб­ло 308 че­ло­век, из чис­ла ко­то­рых из­вест­ны име­на два­дца­ти од­но­го му­че­ни­ка. Вдо­ва готф­ско­го ко­ро­ля Ал­ла со сво­ей до­че­рью Дук­ли­дой со­бра­ла остан­ки свя­тых му­че­ни­ков и пе­ре­вез­ла их в Си­рию. За­тем она воз­вра­ти­лась на ро­ди­ну, где через неко­то­рое вре­мя бы­ла по­би­та кам­ня­ми и му­че­ни­че­ски скон­ча­лась вме­сте со сво­им сы­ном Ага­фо­ном. Мо­щи свя­тых му­че­ни­ков оста­ва­лись у Дук­ли­ды, ко­то­рая во вре­мя цар­ство­ва­ния Ва­лен­ти­ни­а­на II (364–375) и Фе­о­до­сия Ве­ли­ко­го (393–395) при­шла в Ки­зик и пе­ре­да­ла часть мо­щей на освя­ще­ние хра­ма. Кон­чи­на пра­вед­ной Дук­ли­ды бы­ла мир­ной.
*
Готы (архаизированная форма — «готфы») — группа германских племен. Готская страна простиралась от нижней Вислы до Черного моря. Готы жили главным образом по реке Дунаю в нынешней Румынии. Впоследствии они расселились почти по всей Европе.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/275

☦️
Преподобный Малх Сирийский.
Пре­по­доб­ный Малх был един­ствен­ным сы­ном зем­ле­дель­ца, жив­ше­го непо­да­ле­ку от Ан­тио­хии Си­рий­ской. По до­сти­же­нии со­вер­шен­но­ле­тия ро­ди­те­ли ста­ли при­нуж­дать его же­нить­ся, но Малх тай­но уда­лил­ся из ро­ди­тель­ско­го до­ма и при­нял мо­на­ше­ский по­стриг в од­ном из мо­на­сты­рей, где про­хо­дил по­слу­ша­ние в те­че­ние мно­гих лет. Узнав о смер­ти сво­е­го от­ца, он ре­шил по­се­тить ов­до­вев­шую мать. Игу­мен оби­те­ли не бла­го­сло­вил на­ме­ре­ние ино­ка, од­на­ко Малх ослу­шал­ся и, при­со­еди­нив­шись к груп­пе пут­ни­ков, на­пра­вил­ся в род­ные ме­ста. В пу­ти на них на­па­ли са­ра­ци­ны, всех взя­ли в плен и об­ра­ти­ли в ра­бов. Хо­зя­ин Мал­ха при­ну­дил его же­нить­ся на од­ной из ра­бынь. Свя­той Малх по вза­им­но­му со­гла­сию с же­ной со­хра­нил обет це­ло­муд­рия. Со сво­ей ду­хов­ной су­пру­гой он бе­жал из пле­на. Хо­зя­ин пре­сле­до­вал их, но бег­ле­цы укры­лись в пе­ще­ре, ока­зав­шей­ся ло­го­вом льви­цы. Льви­ца не тро­ну­ла бег­ле­цов, но рас­тер­за­ла пре­сле­до­ва­те­лей. Свя­той Малх, ис­пол­няя прось­бу же­ны, от­пра­вил ее в жен­ский мо­на­стырь, а сам воз­вра­тил­ся в свою оби­тель. Игу­ме­на он уже не за­стал в жи­вых. Ни­ко­гда боль­ше пре­по­доб­ный Малх не по­ки­дал стен оби­те­ли. Он ча­сто рас­ска­зы­вал в на­зи­да­ние мо­на­хам о сво­их зло­клю­че­ни­ях, про­ис­шед­ших от непо­слу­ша­ния. До кон­ца сво­ей жиз­ни пре­по­доб­ный Малх сми­рен­но под­ви­зал­ся в мо­на­сты­ре, где мир­но скон­чал­ся (IV).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/274

☦️
Преподобный Васи́лий Новый, Константинопольский.
Пре­по­доб­ный Ва­си­лий в мо­ло­до­сти оста­вил мир и под­ви­зал­ся в пу­стын­ном ме­сте. Од­на­жды его, об­рос­ше­го, в ру­би­ще, уви­де­ли про­ез­жав­шие ми­мо при­двор­ные ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра и бы­ли встре­во­же­ны его стран­ным ви­дом. За­по­до­зрив нелад­ное, они схва­ти­ли по­движ­ни­ка и при­ве­ли в го­род, где пат­ри­ций Са­мон учи­нил ему до­прос. На во­прос, кто он, свя­той от­ве­чал толь­ко, что он при­ше­лец и стран­ник на зем­ле. Пре­по­доб­но­го под­верг­ли тяж­ким пыт­кам, но он тер­пел мол­ча, не же­лая рас­ска­зы­вать о сво­ей по­движ­ни­че­ской жиз­ни. Са­мон, по­те­ряв тер­пе­ние, спро­сил свя­то­го Ва­си­лия: «Нече­сти­вец, дол­го ли ты бу­дешь скры­вать, кто ты и от­ку­да?» На это свя­той про­зор­ли­вец от­ве­тил: «Нече­сти­вы­ми сле­ду­ет на­зы­вать тех, кто по­доб­но те­бе про­во­дит жизнь во вся­кой нечи­сто­те». По­сле пуб­лич­но­го об­ли­че­ния Са­мон в гне­ве ве­лел по­ве­сить свя­то­го вниз го­ло­вой со свя­зан­ны­ми за спи­ной ру­ка­ми и но­га­ми. Пыт­ка бы­ла на­столь­ко же­сто­кой, что оче­вид­цы ее ста­ли роп­тать на Са­мо­на. Ко­гда по­сле трех­днев­но­го ис­тя­за­ния свя­то­го по­движ­ни­ка сня­ли, он ока­зал­ся жив и невре­дим. Это чу­до Са­мон при­пи­сал вол­шеб­ству и от­дал свя­то­го Ва­си­лия на рас­тер­за­ние го­лод­но­му льву. Од­на­ко лев не тро­нул свя­то­го и мир­но улег­ся у его ног. Са­мон в бес­си­лии при­ка­зал уто­пить бла­жен­но­го Ва­си­лия в мо­ре, но два дель­фи­на под­хва­ти­ли свя­то­го и вы­нес­ли на бе­рег в пред­ме­стье Кон­стан­ти­но­по­ля, Ев­до­ме. Пре­по­доб­ный во­шел в го­род, где око­ло Зо­ло­тых во­рот встре­тил боль­но­го че­ло­ве­ка по име­ни Иоанн, стра­дав­ше­го ли­хо­рад­кой. Свя­той Ва­си­лий ис­це­лил боль­но­го име­нем Спа­си­те­ля и по прось­бе Иоан­на остал­ся жить у него. К бла­жен­но­му при­хо­ди­ли и мно­го­чис­лен­ные ве­ру­ю­щие за со­ве­та­ми и на­став­ле­ни­я­ми, а так­же по­лу­чить по его свя­тым мо­лит­вам ис­це­ле­ние от бо­лез­ней. Пре­по­доб­ный Ва­си­лий, об­ла­дав­ший да­ром про­зре­ния, об­ли­чал греш­ни­ков, об­ра­щая их на путь по­ка­я­ния, пред­ска­зы­вал гря­ду­щие со­бы­тия. Сре­ди по­се­щав­ших свя­то­го был Гри­го­рий, ко­то­рый стал его уче­ни­ком и впо­след­ствии на­пи­сал по­дроб­ное жи­тие сво­е­го учи­те­ля. Од­на­жды в го­сти­ни­це Гри­го­рий на­шел до­ро­гой по­яс, об­ро­нен­ный до­че­рью хо­зя­и­на. Он ута­ил его с тем, чтобы про­дать, а день­ги раз­дать ни­щим. Од­на­ко по пу­ти до­мой вме­сте с дру­ги­ми ве­ща­ми он по­те­рял и по­яс. Во сне он по­лу­чил вра­зум­ле­ние от свя­то­го Ва­си­лия, по­ка­зав­ше­го ему раз­би­тый гор­шок со сло­ва­ми:
«Ес­ли кто укра­дет да­же та­кую негод­ную вещь, бу­дет на­ка­зан вчет­ве­ро. Ты ута­ил чу­жой по­яс и бу­дешь осуж­ден как вор. Ты дол­жен воз­вра­тить най­ден­ное».
Ко­гда скон­ча­лась при­слу­жи­вав­шая пре­по­доб­но­му Ва­си­лию свя­тая Фе­о­до­ра, Гри­го­рий очень хо­тел узнать о ее за­гроб­ной жиз­ни и ча­сто про­сил свя­то­го по­движ­ни­ка от­крыть ему это. По мо­лит­вам бла­жен­но­го Гри­го­рий уви­дел во сне ста­ри­цу Фе­о­до­ру, ко­то­рая рас­ска­за­ла ему, как ду­ша ее про­хо­ди­ла мы­тар­ства по­сле смер­ти и как ей по­мог­ла си­ла мо­литв бла­жен­но­го Ва­си­лия (па­мять пре­по­доб­ной Фе­о­до­ры Ца­ре­град­ской 30 де­каб­ря).
Пре­по­доб­ный Ва­си­лий скон­чал­ся око­ло 944 го­да в воз­расте ста де­ся­ти лет.
Цер­ковь на­зы­ва­ет его Но­вым, от­ли­чая от дру­гих по­движ­ни­ков, но­сив­ших то же имя и жив­ших до него.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/276

☦️
Мученица Параске́ва Кочнева.
Му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва ро­ди­лась в 1890 го­ду в се­ле Коч­не­во Орен­бург­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Сте­па­на Коч­не­ва. Она окон­чи­ла сель­скую шко­лу, жи­ла с ро­ди­те­ля­ми и во вре­мя го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь при­слу­жи­ва­ла при хра­ме в род­ном се­ле. В 1932 го­ду вла­сти по­тре­бо­ва­ли от рев­ност­ной цер­ков­ни­цы, за­щи­щав­шей храм от за­кры­тия, чтобы она по­ки­ну­ла се­ло, и Па­рас­ке­ва пе­ре­еха­ла в го­род Ми­асс Че­ля­бин­ской об­ла­сти, где устро­и­лась сто­ро­жем при хра­ме свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го. Здесь, од­на­ко, у нее вы­шла раз­молв­ка с пса­лом­щи­цей, на­ру­шав­шей, по мне­нию Па­рас­ке­вы, цер­ков­ный устав, и она уеха­ла в се­ло Воз­не­сен­ское, где ста­ла по­мо­гать в Воз­не­сен­ском хра­ме. Через год Па­рас­ке­ва вер­ну­лась в Ми­асс в Алек­сан­дро-Нев­ский храм, и ее вы­бра­ли чле­ном цер­ков­ной два­дцат­ки.
В 1937 го­ду вла­сти аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ка Алек­сан­дро-Нев­ско­го хра­ма, и ве­ру­ю­щие ста­ли ис­кать дру­го­го свя­щен­ни­ка, но всех, ко­го ни на­хо­ди­ли они, от­ка­зы­ва­лись ре­ги­стри­ро­вать мест­ные вла­сти, и Па­рас­ке­ва пред­ло­жи­ла чле­нам два­дцат­ки на­пи­сать жа­ло­бу во ВЦИК. При­е­хав в Моск­ву 27 де­каб­ря 1937 го­да, она по­да­ла жа­ло­бу чи­нов­ни­кам ВЦИКа, а са­ма от­пра­ви­лась на при­ем к за­ме­сти­те­лю Ме­сто­блю­сти­те­ля мит­ро­по­ли­ту Сер­гию (Стра­го­род­ско­му) с прось­бой при­слать им свя­щен­ни­ка. Мит­ро­по­лит Сер­гий бла­го­сло­вил ехать слу­жить в храм Алек­сандра Нев­ско­го си­дев­ше­го в при­ем­ной и про­сив­ше­го ме­ста свя­щен­ни­ка. Из Пат­ри­ар­хии они сра­зу же от­пра­ви­лись на Ка­зан­ский вок­зал, где ку­пи­ли би­ле­ты, 30 де­каб­ря со­би­ра­ясь вы­ехать в Ми­асс.
Свя­щен­ник был ро­дом из Бес­са­ра­бии, ото­шед­шей в то вре­мя к Ру­мы­нии. Там жи­ли его ро­ди­те­ли и все род­ствен­ни­ки, и он имел на­ме­ре­ние пе­ре­ехать из со­вет­ской Рос­сии на ро­ди­ну. В один из при­ез­дов в Моск­ву он по­дал до­ку­мен­ты в Ру­мын­ское кон­суль­ство, и те­перь, ре­шив ис­поль­зо­вать вре­мя до отъ­ез­да, от­пра­вил­ся в кон­суль­ство, чтобы на­ве­сти справ­ки, нет ли от­ве­та на его про­ше­ние о въез­де в Ру­мы­нию. Это бы­ло 29 де­каб­ря. По­сле по­се­ще­ния кон­суль­ства свя­щен­ник от­пра­вил­ся на Ка­зан­ский вок­зал – здесь он был аре­сто­ван, а вме­сте с ним Па­рас­ке­ва. Они бы­ли за­клю­че­ны в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве и в тот же день до­про­ше­ны.
– Вы яв­ля­е­тесь чле­ном два­дцат­ки церк­ви Алек­сандра Нев­ско­го? – спро­сил Па­рас­ке­ву сле­до­ва­тель.
– Я яв­ля­юсь ак­тив­ной цер­ков­ни­цей, ор­га­ни­зо­вав­шей под­пи­си под за­яв­ле­ни­ем, ко­то­рое мною бы­ло пе­ре­да­но во ВЦИК, и яв­ля­юсь чле­ном два­дцат­ки хра­ма Алек­сандра Нев­ско­го в Ми­ас­се.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы сре­ди окру­жа­ю­щих вас лиц ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию и рас­про­стра­ня­ли про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о ско­рой ги­бе­ли со­вет­ской вла­сти и вто­ром при­ше­ствии Хри­ста. Вы это под­твер­жда­е­те?
– Нет, я это от­ри­цаю.
– Уточ­ни­те, чем вы за­ни­ма­лись до аре­ста?
– До аре­ста я за­ни­ма­лась ис­клю­чи­тель­но охра­ной церк­ви – сто­ро­жи­ла. Кро­ме то­го, я со­сто­я­ла в цер­ков­ной два­дцат­ке.
14 фев­ра­ля 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла Па­рас­ке­ву к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь, и она бы­ла от­прав­ле­на в Бам­лаг, в Бу­ре­ин­ский же­лез­но­до­рож­ный ла­герь на стан­ции Из­вест­ко­вая. Па­рас­ке­ва Коч­не­ва бы­ла раз­дав­ле­на во вре­мя ра­бо­ты и скон­ча­лась в ла­гер­ном ла­за­ре­те от ран 8 ап­ре­ля 1939 го­да.


Жития
Писание