⏳ 2023.02.07 (вт)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 1-я приуготовительная к Великому посту, сплошная (глас 1й)
• вторник

☀️ неподвижный годовой круг:
7 февраля (25 января)
• мц. Филица́ты Римской, мчч. Ианнуа́рия, Феликса, Филиппа, Сильва́на, Александра, Виталия, Марциа́ла (ок. 164)
• прп. По́плия Сирийского (ок. 380)
• свт. Григория Богослова (389) 📚
• прп. Мара певца (ок. 430)
• свт. Моисея Новгородского (1362)
• прп. Анатолия I Оптинского (Зерцалова) (1894) 📚
• сщмч. Владимира Киевского (Богоявленского) (1918) 📚
• сщмч. Петра (Зверева) Воронежского (1929) 📚
• сщмч. Василия (Зеленцова) Прилукского (1930)
• сщмч. Стефа́на (Грачева), мч. Бориса (Заварина) (1938)
• иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (принесена в Москву в 1640)


☦️
Мученица Филица́та и семь ее сыновей : мученики Ианнуа́рий, Фе́ликс, Фили́пп, Сильва́н, Алекса́ндр, Вита́лий и Марциа́л.
Свя­тая му­че­ни­ца Фили­ца­та име­ла семь сы­но­вей: Иан­ну­а­рия, Фе­лик­са, Филип­па, Силь­ва­на, Алек­сандра, Ви­та­лия и Мар­ци­а­ла. Она бы­ла ро­дом из бо­га­той рим­ской се­мьи. Жре­цы об­ви­ни­ли ее в оскорб­ле­нии бо­гов через рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ской ве­ры. Свя­тая Фили­ца­та раз­да­ла всё свое име­ние и вме­сте с сы­но­вья­ми от­кры­то ис­по­ве­да­ла ве­ру во Хри­ста. Всех их пре­да­ли му­че­ни­ям. Свя­тая Фили­ца­та, ви­дя стра­да­ния сво­их сы­но­вей, мо­ли­ла Бо­га, чтобы они усто­я­ли в по­дви­ге и преж­де нее во­шли в Цар­ство Небес­ное. Все сы­но­вья му­че­ни­че­ски скон­ча­лись на гла­зах ма­те­ри. По­сле них и са­ма свя­тая Фили­ца­та пре­тер­пе­ла му­че­ни­че­скую кон­чи­ну. Свя­тая се­мья по­стра­да­ла в Ри­ме око­ло 164 го­да. Му­че­ни­це Фили­ца­те свя­ти­тель Гри­го­рий Двое­слов по­свя­тил по­хваль­ное сло­во в тре­тьей бе­се­де, про­из­не­сен­ной в хра­ме ее име­ни.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/87

☦️
Преподобный По́плий Сирийский.
Пре­по­доб­ный По­плий при­над­ле­жал к со­сло­вию се­на­то­ров и про­ис­хо­дил из го­ро­да Зевг­ма на Ев­фра­те. Из­брав ме­сто на вы­со­кой го­ре, в трид­ца­ти вер­стах от го­ро­да, свя­той По­плий по­стро­ил неболь­шую хи­жи­ну и за­тем роз­дал все по­лу­чен­ное от ро­ди­те­лей иму­ще­ство ни­щим; сам же стал пре­бы­вать в доб­ро­де­тель­ном и пост­ни­че­ском жи­тии, сла­ва о ко­то­ром ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лась. К пре­по­доб­но­му на­ча­ли сте­кать­ся во мно­же­стве же­лав­шие раз­де­лять его по­дви­ги; им он при­ка­зы­вал устра­и­вать тес­ные ке­ллии, в ко­то­рых по­се­щал сво­их уче­ни­ков очень ча­сто, стро­го на­блю­дая, чтобы у них в ке­ллиях не бы­ло ни­че­го, кро­ме са­мо­го необ­хо­ди­мо­го; хлеб, ко­то­рый ока­зы­вал­ся у мо­на­хов, пре­по­доб­ный По­плий взве­ши­вал на ве­сах и, ес­ли у ко­го на­хо­ди­лось бо­лее опре­де­лен­но­го ко­ли­че­ства хле­ба, то­го на­зы­вал чре­во­угод­ни­ком, чрез­мер­но за­бо­тя­щим­ся о сво­ем те­ле; тех же, у ко­то­рых на­хо­дил при­го­тов­лен­ное ку­ша­нье, на­зы­вал вку­ша­ю­щи­ми сквер­ну. По но­чам свя­той отец не ис­кал се­бе по­коя, а об­хо­дил ке­ллии уче­ни­ков, оста­нав­ли­ва­ясь сна­ру­жи у две­рей каж­до­го. Мол­ча от­хо­дил пре­по­доб­ный, ес­ли за­ста­вал оби­та­те­ля ке­ллии на мо­лит­ве; ес­ли же тот спал, свя­той По­плий уда­рял ру­кою в дверь и су­ро­во уко­рял ле­ност­но­го ино­ка. Бла­го­да­ря по­сто­ян­но­му об­ще­нию пре­по­доб­но­го с уче­ни­ка­ми мно­гие из них упо­до­би­лись свя­то­му в по­движ­ни­че­стве; двое из та­ко­вых, Фео­текн и Ав­фо­ний, по пре­став­ле­нии пре­по­доб­но­го По­плия нес­ли на се­бе по­пе­че­ние о бра­тии и на­сто­я­тель­ство в оби­те­ли, ос­но­ван­ной свя­тым по­движ­ни­ком. Бла­жен­ный же По­плий мир­но со­вер­шил ве­ли­кий свой по­двиг и ото­шел к Гос­по­ду.

☦️
Святитель Григо́рий Богослов, Назианзин, Младший, Константинопольский, архиепископ.
Свя­той Гри­го­рий Бо­го­слов (326-389 гг.) был сын Гри­го­рия (впо­след­ствии епи­ско­па На­зи­ан­ско­го) и Нон­ны, жен­щи­ны вы­со­ких нрав­ствен­ных пра­вил. Еще до рож­де­ния сы­на она обе­ща­ла по­свя­тить его Бо­гу и упо­тре­би­ла все ста­ра­ния, чтобы скло­нить его во­лю на слу­же­ние Гос­по­ду. Вос­пи­та­ние, дан­ное ему ма­те­рью, свя­ти­тель Гри­го­рий по­чи­тал са­мым для се­бя важ­ным. При вы­да­ю­щих­ся спо­соб­но­стях св. Гри­го­рий по­лу­чил пре­крас­ное об­ра­зо­ва­ние: он учил­ся в шко­лах Ке­са­рии Па­ле­стин­ской, где бы­ла бо­га­тая биб­лио­те­ка, со­бран­ная му­че­ни­ком Пам­фи­лом, в Алек­сан­дрии, где изу­чал тво­ре­ния Ори­ге­на, и, на­ко­нец, в Афи­нах, где в осо­бен­но­сти сбли­зил­ся с св. Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким, с ко­то­рым зна­ком был несколь­ко ра­нее и друж­бу с ко­то­рым счи­тал по­лез­нее са­мой выс­шей шко­лы. У свя­тых дру­зей в Афи­нах бы­ла од­на ком­на­та, один об­раз жиз­ни; им бы­ли зна­ко­мы толь­ко две до­ро­ги: од­на ве­ла в храм Бо­жий, дру­гая – в учи­ли­ще. В Афи­нах св. Гри­го­рий по­зна­ко­мил­ся с Юли­а­ном (по про­зва­нию «От­ступ­ник», ко­то­рый, став им­пе­ра­то­ром, от­рек­ся от хри­сти­ан­ства и пы­тал­ся бы­ло воз­ро­дить язы­че­ство в Рим­ской им­пе­рии (361–363 гг.) и оста­вил жи­вое изо­бра­же­ние это­го зло­го и ко­вар­но­го вра­га Церк­ви. В воз­расте 26 лет св. Гри­го­рий при­нял Кре­ще­ние.
По­сле воз­вра­ще­ния на ро­ди­ну св. Гри­го­рий дол­гое вре­мя укло­нял­ся от за­ня­тия ка­кой-ли­бо об­ще­ствен­ной долж­но­сти. Раз­мыш­ле­ние о Бо­ге, мо­лит­ва, чте­ние сло­ва Бо­жия, пи­са­ние вдох­но­вен­ных слов и пес­ней и слу­же­ние пре­ста­ре­лым ро­ди­те­лям – бы­ли его за­ня­ти­ем. Неко­то­рое вре­мя он про­вел с дру­гом сво­им Ва­си­ли­ем в его пу­стыне и это вре­мя по­чи­тал са­мым счаст­ли­вым в жиз­ни. Отец его, быв­ший уже епи­ско­пом, нуж­да­ясь в по­мощ­ни­ке, вы­звал его из Ва­си­лье­вой пу­сты­ни в На­зи­анз и ру­ко­по­ло­жил в пре­сви­те­ра. Уже этот сан так устра­шил Гри­го­рия вы­со­той и тя­же­стью со­пря­жен­ных с ним обя­зан­но­стей, что он уда­лил­ся в уеди­не­ние пу­сты­ни. Успо­ко­ив там вол­не­ние ду­ха, он вер­нул­ся к от­цу и при­нял на се­бя свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние, уте­ша­ясь, что он, слу­жа Бо­гу, по­мо­га­ет и пре­ста­ре­ло­му ро­ди­те­лю в его за­бо­тах о пастве.
Меж­ду тем друг его, Ва­си­лий Ве­ли­кий, уже до­стиг вы­со­ко­го са­на ар­хи­епи­ско­па. Же­лая иметь пре­дан­но­го и про­све­щен­но­го по­мощ­ни­ка в управ­ле­нии об­шир­ной об­ла­стью, св. Ва­си­лий пред­ло­жил Гри­го­рию ме­сто глав­но­го про­то­пре­сви­те­ра при сво­ей ка­фед­ре, но св. Гри­го­рий укло­нил­ся от при­ня­тия этой по­чет­ной и вли­я­тель­ной долж­но­сти. Через неко­то­рое вре­мя по­сле это­го со­сто­я­лось по­свя­ще­ние Гри­го­рия в епи­ско­па го­ро­да Са­си­ма по тай­но­му со­гла­ше­нию ар­хи­епи­ско­па Ва­си­лия с от­цом Гри­го­рия. Ви­дя в этом во­лю Бо­жию, он при­нял свя­щен­ное ру­ко­по­ло­же­ние, но от­ка­зал­ся от при­ня­тия са­мой долж­но­сти и в ка­че­стве со­пра­ви­те­ля (ви­ка­рия) про­дол­жал слу­жить сво­е­му ро­ди­те­лю и пастве на­зи­анзской. В 374 го­ду скон­чал­ся пре­ста­ре­лый ро­ди­тель Гри­го­рия, а вслед за ним – и мать его. Свя­той Гри­го­рий про­дол­жал неко­то­рое вре­мя труд от­ца по управ­ле­нию На­зи­анзской цер­ко­вью, но силь­но за­бо­лел. Вы­здо­ро­вев, он уда­лил­ся в уеди­нен­ную оби­тель, где в по­сте и мо­лит­ве про­был око­ло трех лет.
Но ве­ли­кий све­тиль­ник не мог укрыть­ся в мо­на­ше­ской ке­ллии. Из­бран­ный пра­во­слав­ны­ми епи­ско­па­ми и ми­ря­на­ми на пре­стол ар­хи­епи­ско­па в Кон­стан­ти­но­по­ле, он при­был ту­да в эпо­ху са­мо­го силь­но­го вла­ды­че­ства ари­ан, ко­гда ими бы­ли за­хва­че­ны все хра­мы в сто­ли­це. Св. Гри­го­рий оста­но­вил­ся в до­ме сво­их зна­ко­мых. Од­ну из ком­нат об­ра­тил в храм, на­звав ее «Ана­ста­си­ей», что зна­чит «вос­кре­се­ние», с на­деж­дой, что здесь вос­креснет пра­во­сла­вие, и на­чал про­по­ве­до­вать. Ари­ане за­сы­па­ли его на­смеш­ка­ми и ру­га­тель­ства­ми, бро­са­ли в него кам­ня­ми, под­сы­ла­ли к нему тай­ных убийц. Но на­род узнал сво­е­го ис­тин­но­го пас­ты­ря и стал тес­нить­ся к его ка­фед­ре, как же­ле­зо льнет к маг­ни­ту (по вы­ра­же­нию св. Гри­го­рия). Силь­ным сво­им сло­вом, при­ме­ром сво­ей жиз­ни и пас­тыр­ским усер­ди­ем он по­беж­дал вра­гов Церк­ви. Лю­ди в огром­ном ко­ли­че­стве сте­ка­лись со всех кон­цов по­слу­шать его вдох­но­вен­ные про­по­ве­ди. Слу­ша­те­ли вол­но­ва­лись око­ло его ка­фед­ры по­доб­но бур­но­му мо­рю, гром­ко вы­ра­жа­ли зна­ки одоб­ре­ния ру­ко­плес­ка­ни­я­ми и вос­кли­ца­ни­я­ми, а ско­ро­пис­цы уве­ко­ве­чи­ва­ли его сло­ва. Еже­днев­но ты­ся­чи лю­дей из ере­си воз­вра­ща­лись к Пра­во­слав­ной Церк­ви.
На­ко­нец, уже по­сле во­ца­ре­ния пра­во­слав­но­го им­пе­ра­то­ра Фе­о­до­сия (379–395 гг.) упор­ству­ю­щие ари­ане бы­ли из­гна­ны из хра­мов сто­ли­цы. Ко­гда об­на­ру­жи­лась ересь Ма­ке­до­ния (Ма­ке­до­ний от­ри­цал Бо­же­ство Свя­то­го Ду­ха), свя­той Гри­го­рий бо­рол­ся про­тив нее и при­ни­мал жи­вое уча­стие в за­се­да­ни­ях Вто­ро­го Все­лен­ско­го Со­бо­ра. Со­вер­шив свой по­двиг, он от­ка­зал­ся от Кон­стан­ти­но­поль­ской ка­фед­ры, ска­зав: «Про­щай, ка­фед­ра, – это за­вид­ная и опас­ная вы­со­та!» Свя­той Гри­го­рий уда­лил­ся в род­ное се­ле­ние Ари­анз, близ На­зи­ан­за, и здесь в стро­гих ас­ке­ти­че­ских по­дви­гах про­вел по­след­ние го­ды сво­ей жиз­ни.
За свои за­ме­ча­тель­ные бо­го­слов­ские тво­ре­ния св. Гри­го­рий по­лу­чил от Церк­ви по­чет­ное на­име­но­ва­ние Бо­го­сло­ва и все­лен­ско­го учи­те­ля, а за спо­соб­ность про­ни­кать мыс­лью до са­мых глу­бо­ких тайн ве­ры и вы­ра­жать непо­сти­жи­мые ее ис­ти­ны с про­зрач­ной яс­но­стью и стро­гой точ­но­стью Цер­ковь в од­ной из мо­литв на­зы­ва­ет его умом са­мым вы­со­ким. Про­по­ве­ди его на­сы­ще­ны та­кой по­э­зи­ей, что мно­гие фра­зы из них бы­ли ис­поль­зо­ва­ны (св. Иоан­ном Да­мас­ки­ным и дру­ги­ми) для празд­нич­ных пес­но­пе­ний. Нетлен­ные ча­сти­цы мо­щей св. Гри­го­рия до сих пор ис­то­ча­ют див­ное бла­го­уха­ние.
В Кон­стан­ти­но­по­ле дол­го про­ис­хо­ди­ли спо­ры о том, ко­му из трех свя­ти­те­лей сле­ду­ет от­да­вать пред­по­чте­ние. Од­на часть лю­дей пре­воз­но­си­ла свя­ти­те­ля Ва­си­лия (па­мять 1 ян­ва­ря), дру­гая сто­я­ла за Гри­го­рия Бо­го­сло­ва (па­мять 25 ян­ва­ря), тре­тья по­чи­та­ла свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста (па­мять 13 но­яб­ря).
От это­го сре­ди хри­сти­ан про­изо­шли цер­ков­ные раз­до­ры: од­ни на­зы­ва­ли се­бя ва­си­ли­а­на­ми, дру­гие – гри­го­ри­а­на­ми, тре­тьи – иоан­ни­та­ми.
По во­ле Бо­жи­ей в 1084 го­ду мит­ро­по­ли­ту Ев­ха­ит­ско­му Иоан­ну яви­лись три свя­ти­те­ля и, объ­явив, что они рав­ны пред Бо­гом, по­ве­ле­ли пре­кра­тить спо­ры и уста­но­вить об­щий день празд­но­ва­ния их па­мя­ти.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/86

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/
• Слова
• Стихотворения богословские
• Стихотворения исторические
О душе
• De vita sua. Стихотворение, в котором святой Григорий пересказывает жизнь свою
• Письма
• Письма к Василию Великому
• Послания
• Завещание
• Симфония по творениям святителя Григория Богослова
Сотницы
• Неизреченное
• Песнопения таинственные (сборник избранных стихотворений)
• Догматические поэмы
• Избранные стихотворения
Каноническое правило св. Григория Богослова о том, какие подобает читать книги Ветхого и Нового Завета
• ТСО (Собрание сочинений)
• Собрание сочинений свт. Григория Богослова на греческом языке
• Poemata Arcana
• Select Orations
• The Letters

☦️
Преподобный Мар Певец, Омирский.
Пре­по­доб­ный Мар в юно­сти от­ли­чал­ся кра­си­вой на­руж­но­стью и об­ла­дал хо­ро­шим го­ло­сом; во вре­мя празд­ни­ков в честь свя­тых му­че­ни­ков он в со­вер­шен­стве ис­пол­нял обя­зан­но­сти пев­ца. Боль­ше все­го воз­лю­бил он Бо­га и свя­то со­блю­дал его за­по­ве­ди. Окру­жен­ный мно­ги­ми ис­ку­ше­ни­я­ми, свя­той Мар со­хра­нил те­ло свое в дев­ствен­ной невин­но­сти, а ду­шу – в непо­роч­но­сти и чи­сто­те. От­вра­тив свою ду­шу от мир­ских со­блаз­нов, юно­ша уда­лил­ся в се­ле­ние Оми­ру и устро­ил се­бе там неболь­шую хи­жи­ну, в ко­то­рой про­вел трид­цать семь лет; мно­го стра­дал в этой хи­жине пре­по­доб­ный от сы­ро­сти, ко­то­рая вред­но дей­ство­ва­ла на его здо­ро­вье, но не хо­тел оста­вить сво­ей хи­жи­ны и про­жил в ней до кон­ца сво­ей жиз­ни. Пре­по­доб­ный Мар от­ли­чал­ся про­сто­тою и не тер­пел лу­кав­ства, а бед­ность счи­тал за ве­ли­чай­шее бла­го­по­лу­чие. Про­жив де­вя­но­сто лет, он до­воль­ство­вал­ся одеж­да­ми из ко­зьей шер­сти, а для под­креп­ле­ния те­лес­ных сил упо­треб­лял немно­го хле­ба с со­лью. Дол­го пи­тал свя­той в сво­ей ду­ше го­ря­чее же­ла­ние при­сут­ство­вать при со­вер­ше­нии Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии. Ко­гда же свя­щен­ник со­вер­шил у него сие ве­ли­кое и спа­си­тель­ное Тай­но­дей­ствие, пре­по­доб­ный Мар го­во­рил, что ду­ша его бы­ла ис­пол­не­на неиз­ре­чен­ной сла­до­сти, и он дол­го пре­да­вал­ся раз­мыш­ле­нию, в глу­бо­ком сму­ще­нии не дер­зая взи­рать на небо. Со­вер­шив дол­гий свой и спа­си­тель­ный по­двиг, свя­той мир­но пре­дал дух свой Бо­гу и ныне бла­жен­ству­ет в веч­ных оби­те­лях.

☦️
Святитель Моисе́й Новгородский, архиепископ.
Ро­дил­ся в Нов­го­ро­де, ино­че­ский по­стриг при­нял в Твер­ском От­роч мо­на­сты­ре. По на­сто­я­нию ро­ди­те­лей он пе­ре­шел в Кол­мов мо­на­стырь близ Нов­го­ро­да, где был ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­мо­на­ха, а за­тем в Юрье­ве мо­на­сты­ре воз­ве­ден в ар­хи­манд­ри­та. В 1325 г. свя­ти­тель Петр († 1326 г.) по­свя­тил его в сан ар­хи­епи­ско­па Нов­го­род­ско­го. Но свя­ти­тель Мо­и­сей недол­го управ­лял нов­го­род­ской паст­вой, в 1330 г. он уеди­нил­ся в пу­стын­ное ме­сто, где и про­вел бо­лее 20 лет в ино­че­ских по­дви­гах. Лишь по на­сто­я­тель­ным прось­бам нов­го­род­цев он сно­ва воз­вра­тил­ся к сво­ей пастве. Древ­ний ле­то­пи­сец так опи­сы­ва­ет свя­ти­те­ля Мо­и­сея: «Он пас Цер­ковь свою как пас­тырь доб­рый; за­щи­щал оби­жен­ных, бе­рег бед­ных вдов; со­брав мно­же­ство пис­цов, на свой счет на­пи­сал мно­го книг, мно­гих он утвер­дил в бла­го­че­стии сво­и­ми на­став­ле­ни­я­ми». Вто­рич­ное свя­ти­тель­ство ар­хи­епи­ско­па Мо­и­сея озна­ме­но­ва­лось стро­и­тель­ством мно­гих церк­вей в Нов­го­ро­де и его окрест­но­стях и ос­но­ва­ни­ем че­ты­рех оби­те­лей.
25 сен­тяб­ря 1362 г. на­сту­пи­ла бла­жен­ная кон­чи­на свя­ти­те­ля.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-moisej-novgorodskij

☦️
Преподобный Анато́лий I Оптинский (Зерцалов).
Пре­по­доб­ный Ана­то­лий (в ми­ру Алек­сей Мо­и­се­е­вич Зер­ца­лов) ро­дил­ся 24 мар­та 1824 го­да в се­мье диа­ко­на, слу­жив­ше­го в хра­ме се­ла Бо­бы­ли Ка­луж­ской гу­бер­нии. Ро­ди­те­ли вос­пи­ты­ва­ли сы­на в стро­го­сти и бла­го­че­стии, на­де­ясь, что со вре­ме­нем он вы­бе­рет путь слу­же­ния Бо­гу.
По­сле окон­ча­ния Ка­луж­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии Алек­сей по­сту­пил на служ­бу в Ка­зен­ную па­ла­ту, но вско­ре тя­же­ло за­бо­лел. В те вре­ме­на ча­хот­ка счи­та­лась бо­лез­нью смер­тель­ной, и Алек­сей дал обет: ес­ли ис­це­лит его Гос­подь, то при­мет он мо­на­ше­ский по­стриг.
Гос­подь да­ро­вал ему жизнь, и вско­ре, в июле 1853 го­да, ис­про­сив ро­ди­тель­ско­го бла­го­сло­ве­ния, при­шел он в Оп­ти­ну пу­стынь. Ста­рец Ма­ка­рий ска­зал ма­те­ри бу­ду­ще­го ино­ка: «Бла­го­сло­вен­на ты, доб­рая жен­щи­на, на та­кой хо­ро­ший путь от­пу­сти­ла сы­на!» С это­го дня пре­по­доб­ный ста­рец Ма­ка­рий стал ру­ко­во­дить ду­хов­ной жиз­нью мо­ло­до­го по­слуш­ни­ка. Со вре­ме­нем, пред­чув­ствуя при­бли­же­ние немо­щей и кон­чи­ны, бла­го­сло­вил об­ра­щать­ся за со­ве­том к пре­по­доб­но­му стар­цу Ам­вро­сию.
17 но­яб­ря 1862 го­да брат Алек­сей был по­стри­жен в ман­тию с име­нем Ана­то­лий. К это­му вре­ме­ни он был уже в по­слу­ша­нии у пре­по­доб­но­го Ам­вро­сия.
С са­мых пер­вых лет пре­бы­ва­ния в оби­те­ли жизнь бу­ду­ще­го пре­по­доб­но­го стар­ца Ана­то­лия бы­ла по­свя­ще­на тру­дам на поль­зу ближ­них. Ко­гда он ра­бо­тал на кухне, то не оста­ва­лось вре­ме­ни да­же на сон, да и спать при­хо­ди­лось на дро­вах. А чтобы по­мо­лить­ся, по­быть в ред­кие сво­бод­ные ми­ну­ты на­едине с Бо­гом и сво­ей со­ве­стью, при­хо­ди­лось ухо­дить да­ле­ко в лес… Поз­же ста­рец Ам­вро­сий стал по­сы­лать пре­по­доб­но­го Ана­то­лия в мо­на­стыр­скую го­сти­ни­цу уте­шать скор­бя­щих. А ко­гда уви­дел про­зор­ли­вый ста­рец, что уче­ник со­зрел для то­го, чтобы на­став­лять дру­гих в ду­хов­ном де­ла­нии, то стал по­сте­пен­но вво­дить его в стар­че­ский труд, го­то­вя се­бе бли­жай­ше­го со­труд­ни­ка и по­мощ­ни­ка.
В 1870 го­ду пре­по­доб­ный Ана­то­лий был ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­мо­на­ха, а уже в сле­ду­ю­щем го­ду по­лу­чил на­зна­че­ние на­сто­я­те­ля Спа­со-Ор­лов­ско­го мо­на­сты­ря с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­манд­ри­та. Но лю­бовь к род­ной Оп­ти­ной и стар­цу Ам­вро­сию за­ста­ви­ла от­ка­зать­ся от по­чет­но­го на­зна­че­ния. Пре­по­доб­ный Ам­вро­сий вы­про­сил его се­бе сна­ча­ла в по­мощ­ни­ки, по­том в бла­го­чин­ные ски­та. А с 1874 го­да за по­слу­ша­ние стар­цу, пре­по­доб­но­му Ам­вро­сию, при­нял пре­по­доб­ный Ана­то­лий долж­ность ски­то­на­чаль­ни­ка. Ему же по­ру­чил ста­рец Ам­вро­сий и окорм­ле­ние но­во­со­здан­ной Ша­мор­дин­ской жен­ской оби­те­ли. Пре­по­доб­ный Ам­вро­сий не раз го­во­рил сест­рам: «Я ред­ко бе­ру вас к се­бе (на бе­се­ду), по­то­му что я за вас спо­ко­ен: вы с от­цом Ана­то­ли­ем».
Пре­по­доб­ный Ана­то­лий имел необык­но­вен­но ми­ло­сти­вый, со­стра­да­тель­ный ха­рак­тер. Ес­ли он узна­вал о чьем-ни­будь го­ре, то так вол­но­вал­ся, что у него на­чи­на­лась ужас­ная го­лов­ная боль. А по­том на­чи­на­ло бо­леть и серд­це…
Взяв на се­бя за­бо­ты о Ша­мор­дине, он вхо­дил во все сто­ро­ны жиз­ни се­стер, сам учил их уста­ву бо­го­слу­же­ния, мо­на­ше­ско­му мо­лит­вен­но­му пра­ви­лу, пя­ти­сот­ни­це, цер­ков­но­му пе­нию. Но все-та­ки пер­вый во­прос к ду­хов­ным до­че­рям у него был: «У те­бя все есть?» Два­дцать один год был он для ино­кинь Ша­мор­ди­на пре­дан­ным, бес­ко­неч­но лю­бя­щим от­цом и на­став­ни­ком.
О ве­ли­кой си­ле мо­лит­вы стар­ца Ана­то­лия сви­де­тель­ство­вал сам пре­по­доб­ный ста­рец Ам­вро­сий: «Ему та­кая да­на мо­лит­ва и бла­го­дать, ка­кая еди­но­му из ты­ся­чи да­ет­ся». С осо­бой лю­бо­вью го­во­рил пре­по­доб­ный Ана­то­лий о мо­лит­ве Иису­со­вой, го­во­рил о том, что ис­тин­ная мо­лит­ва долж­на рож­дать­ся не под впе­чат­ле­ни­ем хо­ро­ше­го чте­ния и пе­ния, а быть пло­дом ве­ли­ко­го тру­да, дерз­но­ве­ния и люб­ви к Бо­гу.
Пре­по­доб­ный Ана­то­лий об­ла­дал всей пол­но­той да­ров Свя­то­го Ду­ха: да­ром про­зор­ли­во­сти и ду­хов­но­го рас­суж­де­ния, ис­це­ле­ния ду­шев­ных и те­лес­ных неду­гов. Несколь­ки­ми сло­ва­ми, ис­пол­нен­ны­ми люб­ви и ду­хов­но­го опы­та, он умел уте­шить скор­бя­щую ду­шу, осто­рож­но пре­ду­пре­дить о гря­ду­щих ис­пы­та­ни­ях, под­го­то­вить к близ­кой смер­ти.
Кон­чи­на стар­ца Ам­вро­сия 10 ок­тяб­ря 1891 го­да по­до­рва­ла здо­ро­вье его лю­би­мо­го уче­ни­ка: так глу­бо­ко и тя­же­ло пе­ре­жи­вал он свое си­рот­ство, что овла­дел им смер­тель­ный недуг.
Пре­по­доб­ный Ана­то­лий на­чал уга­сать. Крот­ко и сми­рен­но пе­ре­но­сил он бо­лезнь. 15 де­каб­ря 1893 го­да он тай­но при­нял схи­му.
25 ян­ва­ря/7 фев­ра­ля 1894 го­да пре­по­доб­ный ста­рец Ана­то­лий ти­хо по­чил во вре­мя чте­ния от­ход­ной. Он был по­гре­бен у стен Вве­ден­ско­го со­бо­ра, ря­дом с лю­би­мы­ми сво­и­ми учи­те­ля­ми и на­став­ни­ка­ми.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-anatolij-i-optinskij-zercalov

Письма:
https://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optinskij_Zercalov/pisma/

☦️
Священномученик Влади́мир (Богоявленский), Киевский, митрополит.
Священномученик Влади́мир, в ми­ру Ва­си­лий, ро­дил­ся 1 ян­ва­ря 1848 г. в се­мье свя­щен­ни­ка Ни­ки­фо­ра Бо­го­яв­лен­ско­го, впо­след­ствии так­же при­няв­ше­го му­че­ни­че­скую кон­чи­ну. С дет­ства Ва­си­лия от­ли­ча­ли скром­ность и чи­сто­сер­деч­ность.
По­сле Ду­хов­но­го учи­ли­ща и се­ми­на­рии в Там­бо­ве он в 1874 г. окон­чил Ки­ев­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия и по­лу­чил на­зна­че­ние пре­по­да­ва­те­лем в род­ную се­ми­на­рию. 31 ян­ва­ря 1882 г. Ва­си­лий Ни­ки­фо­ро­вич Бо­го­яв­лен­ский был ру­ко­по­ло­жен во пре­сви­те­ра в По­кров­ской со­бор­ной церк­ви г. Коз­ло­ва и вско­ре на­зна­чен на­сто­я­те­лем Тро­иц­ко­го хра­ма и бла­го­чин­ным го­род­ских церк­вей. С на­ча­ла сво­е­го пас­тыр­ско­го слу­же­ния он в пол­но­те про­явил адми­ни­стра­тив­ные спо­соб­но­сти и стя­жал лю­бовь и ува­же­ния кли­ра и ми­рян.
В тра­ги­че­ской смер­ти же­ны и един­ствен­но­го ре­бен­ка мо­ло­дой свя­щен­ник усмот­рел Про­мысл Бо­жий. По­сту­пив в Там­бов­ский Ка­зан­ский мо­на­стырь, он 8 фев­ра­ля 1886 г. при­нял ино­че­ский по­стриг с име­нем Вла­ди­мир, на сле­ду­ю­щий день был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та, на­зна­чен на­сто­я­те­лем Тро­иц­ко­го Коз­лов­ско­го мо­на­сты­ря, а в ок­тяб­ре то­го же го­да – на­сто­я­те­лем Ан­то­ни­е­ва мо­на­сты­ря в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком.
3 июня 1888 г. в Алек­сан­дро-Нев­ской лав­ре ар­хи­манд­рит Вла­ди­мир был ру­ко­по­ло­жен мит­ро­по­ли­том Нов­го­род­ским, Санкт-Пе­тер­бург­ским и Фин­лянд­ским Ис­и­до­ром († 1892 г.) и дру­ги­ми иерар­ха­ми во епи­ско­па Ста­ро­рус­ско­го, ви­ка­рия Нов­го­род­ской епар­хии. Прео­свя­щен­ный Вла­ди­мир про­яв­ляв по­сто­ян­ную за­бо­ту об устро­е­нии цер­ков­но­при­ход­ской жиз­ни, уде­лял осо­бое вни­ма­ние ду­хов­но-нрав­ствен­но­му про­све­ще­нию ми­рян.
19 ян­ва­ря 1891 г. свя­ти­тель Вла­ди­мир был на­зна­чен на Са­мар­скую ка­фед­ру. В то вре­мя гу­бер­нию по­ра­зи­ла эпи­де­мия хо­ле­ры и неуро­жай. Власть те­ря­лась и пер­вый по­шел к на­ро­ду с кре­стом в ру­ках епи­скоп Вла­ди­мир, явив­шись в тя­же­лую ми­ну­ту его ис­тин­ным пе­чаль­ни­ком и креп­кой нрав­ствен­ной опо­рой. Свя­ти­тель по­всю­ду стре­мил­ся быть вме­сте с паст­вой: со­вер­шал о по­чив­ших па­ни­хи­ды на хо­лер­ном клад­би­ще, слу­жил на пло­ща­дях го­ро­да мо­леб­ны об из­бав­ле­нии от бед­ствий, без­бо­яз­нен­но по­се­щал хо­лер­ные ба­ра­ки в ме­стах, охва­чен­ных эпи­де­ми­ей. В те тя­же­лые дни вла­ды­ка Вла­ди­мир мно­го вни­ма­ния уде­лял и ду­хов­но­му об­ра­зо­ва­нию, ка­те­хи­за­ции на­се­ле­ния.
С 18 ок­тяб­ря 1892 г. в те­че­ние ше­сти лет свя­ти­тель Вла­ди­мир управ­лял Гру­зин­ским эк­зар­ха­том в сане ар­хи­епи­ско­па Кар­та­лин­ско­го и Ка­хе­тин­ско­го. Воз­глав­ляя Тби­лис­скую ка­фед­ру, он неустан­но тру­дил­ся над ду­хов­ным про­све­ще­ни­ем раз­но­пле­мен­но­го на­се­ле­ния, укреп­ле­ни­ем и рас­про­стра­не­ни­ем пра­во­слав­ной ве­ры на Кав­ка­зе. В ре­зуль­та­те его неуто­ми­мых тру­дов бы­ло по­стро­е­но и воз­об­нов­ле­но бо­лее ста хра­мов, в том чис­ле мно­го ста­рин­ных, за­бро­шен­ных; от­кры­то свы­ше 300 цер­ков­но­при­ход­ских школ, устро­е­на Ду­хов­ная се­ми­на­рия в Ку­та­и­си.
С 21 фев­ра­ля 1898 г вла­ды­ка Вла­ди­мир – мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и Ко­ло­мен­ский.
Бу­дучи ду­хов­ным ру­ко­во­ди­те­лем ве­ли­кой кня­ги­ни Ели­за­ве­ты Фе­о­до­ров­ны († 1918 г., па­мять 5/18 июля и в день Со­бо­ра но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских), мит­ро­по­лит Вла­ди­мир ока­зал ей со­дей­ствие в ос­но­ва­нии Мар­фо-Ма­ри­ин­ской оби­те­ли.
23 но­яб­ря 1912 г. вы­со­ко­прео­свя­щен­ный Вла­ди­мир был на­зна­чен мит­ро­по­ли­том Санкт-Пе­тер­бург­ским и Ла­дож­ским с при­сво­е­ни­ем ему зва­ния и прав пер­вен­ству­ю­ще­го чле­на Свя­щен­но­го Си­но­да.
Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ти­хон позд­нее так го­во­рил о де­я­тель­но­сти вла­ды­ки Вла­ди­ми­ра в тот пе­ри­од: «Он был ве­рен ка­но­нам Свя­той Пра­во­слав­ной Церк­ви, пре­да­ни­ям оте­че­ским и без­бо­яз­нен­но и сме­ло, чест­но и бла­го­род­но ис­по­ве­до­вал эту сне­да­ю­щую его рев­ность пе­ред все­ми, ка­ки­ми бы по­след­стви­я­ми это не со­про­вож­да­лось».
Три го­да управ­ле­ния то­гдаш­ней сто­лич­ной епар­хи­ей ока­за­лись чрез­вы­чай­но труд­ны­ми для него: в го­ро­де уси­ли­ва­лось вли­я­ние «рас­пу­тин­щи­ны», яв­ствен­но ощу­ща­лась ги­бель­ность по­след­ствий ее про­ник­но­ве­ния в цер­ков­ные и го­судар­ствен­ные де­ла, в жизнь цар­ской се­мьи. За от­кры­тое непри­я­тие и осуж­де­ние Рас­пу­ти­на свя­ти­тель Вла­ди­мир впал в неми­лость и в но­яб­ре 1915 г. пе­ре­ве­ден в Ки­ев.
Ок­тябрь­ский пе­ре­во­рот 1917 г. вы­звал нестро­е­ния в цер­ков­ной жиз­ни на Укра­ине. Со­сто­яв­ший­ся в то вре­мя в Ки­е­ве епар­хи­аль­ный съезд кли­ра и ми­рян об­ра­зо­вал са­мо­чин­ное управ­ле­ние и при­звал к со­зда­нию «неза­ви­си­мой» Укра­ин­ской Церк­ви. Вы­сту­пая про­тив пе­ре­устрой­ства укла­да жиз­ни епар­хии и нека­но­ни­че­ских дей­ствий по об­ра­зо­ва­нию ав­то­ке­фа­лии, мит­ро­по­лит Вла­ди­мир при­зы­вал пас­ты­рей и па­со­мых из­бе­гать враж­ды и пре­пят­ство­вать рас­ко­лу, со­хра­няя Цер­ковь в един­стве и чи­сто­те Пра­во­сла­вия.
С при­хо­дом в Ки­ев граж­дан­ской вой­ны и за­хва­том боль­ше­ви­ка­ми го­ро­да на­ча­лись неви­дан­ные там до­то­ле гра­бе­жи и на­си­лия, со­про­вож­дав­ши­е­ся осквер­не­ни­ем мо­на­сты­рей и хра­мов, свя­тынь Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры.
25 ян­ва­ря 1918 г. во­ору­жен­ные лю­ди во­рва­лись в по­кои мит­ро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра и по­сле из­де­ва­тельств над ним вы­ве­ли его за сте­ны лав­ры и рас­стре­ля­ли. Пе­ред смер­тью ар­хи­пас­тырь со­вер­шил мо­лит­ву, бла­го­сло­вил сво­их убийц и ска­зал: «Гос­подь вас да про­стит». Най­ден­ное бра­ти­ей его те­ло бы­ло изу­ве­че­но мно­же­ством ко­ло­тых и ог­не­стрель­ных ран. Му­че­ни­че­ская кон­чи­на свя­ти­те­ля Вла­ди­ми­ра яви­лась на­ча­лом дли­тель­но­го пе­ри­о­да го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, во вре­мя ко­то­рых бес­чис­лен­ное мно­же­ство кли­ри­ков и ми­рян при­ня­ло му­че­ни­че­ские вен­цы, сви­де­тель­ствуя о ве­ре Хри­сто­вой да­же до смер­ти (Откр.12:11).
Чест­ные мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ка Вла­ди­ми­ра, мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и Га­лиц­ко­го, бы­ли об­ре­те­ны ле­том 1992 г. и по­ло­же­ны в Ближ­них пе­ще­рах Ки­е­во-Пе­чер­ской лав­ры.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-vladimir-bogojavlenskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogojavlenskij/
Беседы о православном воспитании детей
• Евангелие детства
• Отче наш. Беседы на молитву Господню
О праве церковного отлучения, или анафематствования
• Два райских дара Божия в человечестве
О труде и собственности
• Против ли нас (абстинентов) Библия?
Обретение Бога (доказательства бытия Божия)
• Вторая книга Маккавейская
• К вам мое слово любви, вразумления и утешения. Проповеди, слова, поучения. Том 2
• Речь в Большом Московском Успенском соборе, при вступлении на архипастырское служение
• Речь при вручении жезла преосвященному Трифону (Туркестанову)
• Речь при вступлении их императорских величеств в большой московский Успенский собор
• Речь Святейшему Патриарху Тихону в день восшествия его на Патриарший Престол Всероссийской Православной Церкви, 21 ноября 1917 года
• Слово в день открытия московского епархиального общества борьбы с пьянством
• Слово при вступлении в последнюю седмицу Св. Четыредесятницы
• Слово при освящении придела св. Иоанна Воина в Церкви Живоначальной Троицы, на Капельках, 28 декабря 1908 года. О причинах безцерковья
• Слово, произнесенное на молебне пред началом нравственно-религиозных чтений для рабочих г. Москвы
• Социальная задача семьи

☦️
Священномученик Петр (Зверев), Воронежский, архиепископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Петр ро­дил­ся 18 фев­ра­ля 1878 го­да в Москве в се­мье свя­щен­ни­ка и в кре­ще­нии на­ре­чен был Ва­си­ли­ем. Его отец, Кон­стан­тин Зве­рев, слу­жил сна­ча­ла в хра­ме Вос­кре­се­ния Сло­ву­ще­го в се­ле Виш­ня­ки под Моск­вой, а за­тем был на­зна­чен на­сто­я­те­лем хра­ма свя­то­го бла­го­вер­но­го ве­ли­ко­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го при до­ме мос­ков­ско­го гу­бер­на­то­ра. По­сле убий­ства ге­не­рал-гу­бер­на­то­ра Моск­вы ве­ли­ко­го кня­зя Сер­гея Алек­сан­дро­ви­ча отец Кон­стан­тин пе­ре­шел слу­жить в Сер­ги­ев­ский храм при Чу­до­вом мо­на­сты­ре в Крем­ле.
У от­ца Кон­стан­ти­на и его же­ны Ан­ны бы­ло чет­ве­ро де­тей: три сы­на — Ар­се­ний, Кас­си­ан и Ва­си­лий и дочь Вар­ва­ра. Ха­рак­те­ры бра­тьев опре­де­ли­лись с дет­ства и бы­ли весь­ма раз­лич­ны. Ар­се­ний лю­бил пи­сать раз­ные бу­ма­ги — и стал чи­нов­ни­ком. Кас­си­ан иг­рал в вой­ну — и стал офи­це­ром, был убит на фрон­те в 1914 го­ду. Ва­си­лий лю­бил иг­рать в цер­ков­ную служ­бу.
В ран­нем дет­стве он то­ро­пил­ся по­пасть к на­ча­лу бо­го­слу­же­ния в при­ход­ской храм в Виш­ня­ках, и на служ­бу хо­дил все­гда вме­сте с от­цом. Зво­нарь, ви­дя иду­ще­го свя­щен­ни­ка, уда­рял три ра­за в ко­ло­кол, и маль­чик счи­тал, что два ра­за зво­нят от­цу, а тре­тий — ему.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-petr-zverev-voronezhskij

Экзегетический анализ первых двух глав Послания апостола Павла к Евреям:
https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/ekzegeticheskij-analiz-pervyh-dvuh-glav-poslanija-apostola-pavla-k-evrejam/

☦️
Священномученик Васи́лий (Зеленцов), Прилукский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 8 мар­та 1876 го­да в се­ле Зи­ма­ро­во Зи­ма­ров­ской во­ло­сти Ра­нен­бург­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Зе­лен­цо­ва, слу­жив­ше­го в Бо­го­люб­ской церк­ви в этом се­ле, и в кре­ще­нии на­ре­чен был Ва­си­ли­ем.
Окон­чив Ря­зан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, Ва­си­лий в 1896 го­ду по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию, ко­то­рую окон­чил в 1900 го­ду со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия, при­чем наи­боль­ших успе­хов в ака­де­мии он до­стиг по пред­ме­там, изу­ча­ю­щим ис­то­рию за­пад­ных ис­по­ве­да­ний и рус­ско­го рас­ко­ла.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-zelencov

☦️
Священномученик Стефа́н Грачев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник иерей Сте­фан Фе­до­ро­вич Гра­чев ро­дил­ся 30 де­каб­ря 1886 го­да в де­ревне Трост­ная Сев­ско­го уез­да Ор­лов­ской гу­бер­нии (ныне Ко­ма­рич­ский рай­он Брян­ской об­ла­сти) в кре­стьян­ской се­мье. Ро­ди­те­ли его Фе­дор Ива­но­вич и Ели­за­ве­та Про­хо­ров­на Гра­че­вы име­ли че­ты­рех сы­но­вей и че­ты­рех до­че­рей. Фе­дор Ива­но­вич с 14 лет при­слу­жи­вал в Ал­та­ре, а по­том до са­мой смер­ти слу­жил кти­то­ром хра­ма во имя Свя­то­го Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла в со­сед­нем се­ле Боб­рик. Се­мья бы­ла бла­го­че­сти­вой, и все по­сты про­во­ди­ли на Бо­го­слу­же­ни­ях в Бо­го­ро­диц­кой Пло­щан­ской Пу­сты­ни, в пя­ти вер­стах от до­ма. Тро­их де­тей Гра­че­вы от­да­ли на вос­пи­та­ние в мо­на­сты­ри: дочь Еле­на бы­ла по­слуш­ни­цей Брян­ско­го Пет­ро-Пав­лов­ско­го де­ви­чье­го мо­на­сты­ря, дочь Пе­ла­гия — в Сев­ском Тро­иц­ком де­ви­чьем мо­на­сты­ре, а сын Сте­фан — в Пло­щан­ской Пу­сты­ни. В оби­тель он по­сту­пил в де­ся­ти­лет­нем воз­расте, вос­пи­ты­ва­ясь в стро­го­сти и бла­го­че­стии у мо­на­стыр­ских стар­цев, по­мо­гая от­цу в де­ревне на всех сель­ских ра­бо­тах, а при до­сти­же­нии со­вер­шен­но­ле­тия в 1904 го­ду был за­чис­лен в бра­тию мо­на­сты­ря уже по­слуш­ни­ком. В 1914 го­ду был при­зван в ар­мию, участ­во­вал в бо­ях под Виль­но и Грод­но. По­лу­чил млад­ший офи­цер­ский чин, и за за­слу­ги пе­ред Ро­ди­ной и бес­при­мер­ную храб­рость был удо­сто­ен двух Ге­ор­ги­ев­ских кре­стов. По­сле де­мо­би­ли­за­ции из ар­мии в 1918 го­ду вновь по­сту­пил в род­ной мо­на­стырь, и нес там по­слу­ша­ние вплоть до за­кры­тия оби­те­ли в 1921 го­ду. По­сколь­ку по­слуш­ни­ки в мо­на­сты­рях не да­ют ино­че­ских обе­тов, через неко­то­рое вре­мя Сте­фан Гра­чев же­нил­ся на Ана­ста­сии Сер­ге­евне Ки­ри­лен­ко­вой, ро­дом из де­рев­ни Гав­ри­ло­ва Гу­та, ко­то­рая уха­жи­ва­ла в Пу­сты­ни за ско­том.
С 1924 го­да Сте­фан стал слу­жить пса­лом­щи­ком. В мар­те 1929 го­да Епи­ско­пом Брян­ским и Сев­ским Мат­фе­ем (Храм­це­вым, † 1931) он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к хра­му Ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ни­ки­ты се­ла Ар­ки­но Ко­ма­рич­ско­го рай­о­на. 23 мар­та 1930 го­да, в хра­ме в честь Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва в Брян­ске, Вла­ды­ка Мат­фей ру­ко­по­ло­жил его в сан иерея к хра­му в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы се­ла Кра­пив­на Нав­лин­ско­го рай­о­на Брян­ско­го окру­га.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-stefan-grachev

☦️
Мученик Бори́с Заварин.
Му­че­ник Бо­рис ро­дил­ся 23 ап­ре­ля 1910 го­да в се­ле Ко­пы­ри Ро­стов­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Сер­гия За­ва­ри­на и его су­пру­ги Алек­сан­дры. По окон­ча­нии, уже в со­вет­ское вре­мя, се­ми­лет­ней шко­лы Бо­рис по­сту­пил в храм пса­лом­щи­ком и слу­жил в Вос­кре­сен­ской церк­ви по­го­ста Рас­ло­во Гря­зо­вец­ко­го рай­о­на Во­ло­год­ской об­ла­сти.
16 ян­ва­ря 1938 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли Бо­ри­са Сер­ге­е­ви­ча; в тот же день бы­ли до­про­ше­ны де­жур­ные сви­де­те­ли: поч­та­льон и учи­тель шко­лы. Они по­ка­за­ли, буд­то Бо­рис За­ва­рин «аги­ти­ро­вал, что нам тер­петь на­си­лие со сто­ро­ны без­бож­ной вла­сти нель­зя, на­до дей­ство­вать, при этом вы­ска­зы­вал тер­ро­ри­сти­че­ское на­стро­е­ние по адре­су пар­тии ВКП(б)… аги­ти­ро­вал кол­хоз­ни­ков, чтобы они не под­чи­ня­лись уста­нов­лен­ной тру­до­вой дис­ци­плине и чтобы не вы­хо­ди­ли на ра­бо­ту, го­во­ря им, что хо­тя вы и ра­бо­та­е­те, но ни­че­го не по­лу­ча­е­те, си­ди­те го­лод­ные, ра­зу­тые, раз­де­тые, нуж­но ухо­дить из кол­хо­зов. За­ва­рин хо­дил с по­пом со сла­вой по де­рев­ням кол­хо­за, где так­же аги­ти­ро­вал про­тив кол­хо­зов, го­во­ря, что они не рен­та­бель­ны и ско­ро раз­ва­лят­ся».
17 ян­ва­ря Бо­рис Сер­ге­е­вич вме­сте с тре­мя свя­щен­ни­ка­ми, слу­жив­ши­ми в со­сед­них се­лах и то­же аре­сто­ван­ны­ми, был до­став­лен в тюрь­му в го­ро­де Во­лог­де и в тот же день до­про­шен. Свя­щен­ни­ки ого­во­ри­ли се­бя, при­знав се­бя ви­нов­ны­ми.
— Вы об­ви­ня­е­тесь в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти. Дай­те ис­чер­пы­ва­ю­щие по­ка­за­ния след­ствию по дан­но­му во­про­су, — по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель от Бо­ри­са Сер­ге­е­ви­ча.
— Контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не про­во­дил и ви­нов­ным в этом се­бя не счи­таю, — от­ве­тил пса­лом­щик.
— Ска­жи­те след­ствию, ка­ко­во ва­ше со­ци­аль­ное про­ис­хож­де­ние?
— Сын свя­щен­ни­ка.
На этом до­прос был окон­чен. 18 ян­ва­ря след­ствие по де­лу аре­сто­ван­ных свя­щен­ни­ков и пса­лом­щи­ка бы­ло за­вер­ше­но; в ма­те­ри­а­лах, при­го­тов­лен­ных для за­се­да­ния трой­ки, на­чаль­ник Гря­зо­вец­ко­го от­де­ле­ния НКВД ре­ко­мен­до­вал осу­дить пса­лом­щи­ка «по 1-й ка­те­го­рии». 21 ян­ва­ря со­сто­я­лось за­се­да­ние трой­ки, ко­то­рая при­го­во­ри­ла Бо­ри­са Сер­ге­е­ви­ча к рас­стре­лу. Пса­лом­щик Бо­рис За­ва­рин был рас­стре­лян 7 фев­ра­ля 1938 го­да и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Икона Богородицы «Утоли моя печали».
Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Уто­ли моя пе­ча­ли», про­сла­ви­лась в Москве мно­ги­ми чу­де­са­ми со вто­рой по­ло­ви­ны XVIII ве­ка, а осо­бен­но во вре­мя чу­мы в 1771 го­ду. Ико­на при­не­се­на в Моск­ву ка­за­ка­ми в 1640 го­ду в цар­ство­ва­ние Ми­ха­и­ла Фе­о­до­ро­ви­ча (1613–1645) и по­ме­ще­на в хра­ме свя­ти­те­ля Ни­ко­лая на Пу­пы­шах в Са­дов­ни­ках. Од­но вре­мя, ве­ро­ят­но, вслед­ствие по­жа­ра и неод­но­крат­ных пе­ре­стро­ек хра­ма об иконе за­бы­ли, она бы­ла за­бро­ше­на и на­хо­ди­лась на ко­ло­кольне в ве­ли­ком небре­же­нии. Но обиль­ные ми­ло­сти, яв­лен­ные через нее Бо­жи­ей Ма­те­рью, за­ста­ви­ли вспом­нить за­бы­тую свя­ты­ню и от­ве­сти ей по­до­ба­ю­щее ме­сто в хра­ме, в ко­то­ром впо­след­ствии был устро­ен при­дел в ее честь. Празд­но­ва­ние чу­до­твор­ной иконе, со­вер­ша­е­мое еже­год­но 25 ян­ва­ря, бы­ло уста­нов­ле­но в 1760 го­ду в па­мять ис­це­ле­ния боль­ной жен­щи­ны, удо­сто­ив­шей­ся ви­де­ния это­го свя­то­го об­ра­за и ис­це­лив­шей­ся по­сле мо­леб­на пе­ред ним 25 ян­ва­ря в церк­ви Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая на Пу­пы­шах (в Садовниках) в Москве. К это­му же вре­ме­ни от­но­сят­ся со­став­лен­ные ей служ­бы и ака­фист. Чти­мые спис­ки с ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мой «Уто­ли моя пе­ча­ли», на­хо­дят­ся во мно­гих хра­мах Моск­вы и дру­гих го­ро­дов.
После разрушения богоборческой властью в 30-е годы ХХ столетия Никольского храма в Садовниках образ Божией Матери перенесли в московский храм во имя Святителя Николая в Кузнецкой слободе, где он находится и ныне. Отличительная особенность иконы УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ – Богомладенец держит в руках развёрнутый свиток, Божия Матерь одной рукой подпирает щёку.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-utoli-moja-pechali


Жития
Писание