⏳ 2023.01.31 (вт)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 34я по Пятидесятнице (глас 8й)
• вторник

☀️ неподвижный годовой круг:
31 января (18 января)
• свт. Афанасия Великого (373) 📚
• прп. Маркиа́на Кирского (Киринейского) (ок. 388)
• свт. Кирилла Александрийского (444) 📚
• прпп. Кирилла и Марии (ок. 1337) (родителей прп. Сергия Радонежского)
• прп. Афанасия Сяндемского, Вологодского (1550)
• прав. Афанасия Наволоцкого (XVI–XVII)
• сщмч. Михаила (Каргополова) (1919)
• сщмч. Евгения (Исадского) (1930)
• сщмчч. Владимира (Зубковича), Николая (Красовского), Сергия (Лебедева), Александра (Русинова) (1938)


☦️
Святитель Афана́сий Великий, Александрийский, архиепископ.
Свя­той Афа­на­сий ро­дил­ся в Алек­сан­дрии; мать его, по­доб­но Анне, ко­то­рая при­ве­ла сы­на сво­е­го Са­му­и­ла в храм Гос­по­день (1Цар.1:28), так же при­ве­ла его к св. Алек­сан­дру, пат­ри­ар­ху Алек­сан­дрий­ско­му, и от­да­ла в храм на слу­же­ние Бо­гу. И он стал при хра­ме про­во­дить свою жизнь, рев­ност­но ис­пол­няя за­по­ве­ди Бо­жии.
В 319 г. пат­ри­арх ру­ко­по­ло­жил его в диа­ко­на Алек­сан­дрий­ской Церк­ви. Уже в это вре­мя свя­ти­тель Афа­на­сий стал пи­сать со­чи­не­ния. Бу­ду­щий свя­ти­тель ви­дел, что нет у но­во­при­шед­ших в Цер­ковь Хри­сто­ву рев­но­сти, нет у них ис­тин­но­го бла­го­че­стия, мно­гие из них ис­ка­ли сла­вы для се­бя, пу­сто­сло­ви­ли, празд­но­сло­ви­ли и все язы­че­ские обы­чаи, ко­то­рые бы­ли рань­ше у них, пе­ре­но­си­ли в хри­сти­ан­скую жизнь. Объ­явил­ся некий Арий, ко­то­рый ху­лил Хри­ста, уни­чи­жал Ма­терь Бо­жию и воз­му­щал на­род, уча на­род до­би­вать­ся че­сти, сла­вы, про­ни­кать и в Цер­ковь, до­сти­гать свя­щен­ства и да­же ар­хи­ерей­ства. И мно­гие его слу­ша­ли и ста­но­ви­лись по­сле­до­ва­те­ля­ми этой ере­си – ари­а­на­ми. И эта ересь так рас­про­стра­ни­лась, что чуть не за­хлест­ну­ла всю Цер­ковь – ве­ли­кая бы­ла брань. В 325 г. свя­ти­тель Афа­на­сий был на Ни­кей­ском Со­бо­ре, где вы­сту­пал про­тив Ария.
В 326 г. по смер­ти пат­ри­ар­ха Алек­сандра свя­ти­тель Афа­на­сий был из­бран на Алек­сан­дрий­скую ка­фед­ру. Епи­ско­пом Афа­на­сий объ­ез­жал церк­ви, мно­го вы­сту­пал, бо­рол­ся про­тив ари­ан, пи­сал, об­ли­чал их, и вос­ста­ли про­тив него все неистин­ные хри­сти­ане и ста­ли на него кле­ве­тать. В то вре­мя цар­ство­вал Кон­стан­тин Ве­ли­кий (306–337 гг.), он счи­тал­ся по­кро­ви­те­лем Церк­ви Хри­сто­вой. Он хо­ро­шо по­ни­мал во­ен­ную стра­те­гию, ди­пло­ма­тию, го­судар­ствен­ные де­ла, но дел цер­ков­ных и про­по­ве­ди Еван­ге­лия не знал, по­это­му ко­ле­бал­ся меж­ду ари­ан­ством и пра­во­сла­ви­ем.
Поль­зу­ясь доб­ро­той и про­сто­той им­пе­ра­то­ра, ере­ти­ки окру­жи­ли весь его двор, про­ник­ли во все долж­но­сти и ста­ли на­шеп­ты­вать ере­си и неправ­ды и вво­дить рас­ко­лы. Они об­ви­ня­ли ар­хи­епи­ско­па Афа­на­сия, что он пло­хой че­ло­век, что он не слу­ша­ет­ся ца­ря, взи­ма­ет на­ло­ги от­дель­но от цар­ской каз­ны и со­вер­ша­ет нехо­ро­шие де­ла, что он и ча­ро­дей, и пре­ступ­ник, и блуд­ник. Им­пе­ра­тор ви­дел ве­ли­кую рас­прю, враж­ду, ста­рал­ся во­дво­рить мир, но бы­ва­ли та­кие вре­ме­на, что мог­ла от­крыть­ся вой­на, то­гда он пред­ла­гал свя­ти­те­лю Афа­на­сию на вре­мя уда­лить­ся ку­да-ни­будь. И боль­шую часть сво­е­го дол­го­го прав­ле­ния свя­ти­тель про­вел в из­гна­нии, и то­гда неред­ко он поль­зо­вал­ся под­держ­кой мо­на­хов, был в друж­бе с обо­и­ми от­ца­ми мо­на­ше­ства – свя­ты­ми пре­по­доб­ны­ми Ан­то­ни­ем и Па­хо­ми­ем.
В осо­бен­но­сти ста­ра­лись ере­ти­ки и злые лю­ди об­ви­нить свя­то­го Афа­на­сия в том, что он не слу­ша­ет по­ве­ле­ний им­пе­ра­то­ра, не об­ра­ща­ет вни­ма­ния на его пред­пи­са­ния, не при­ни­мая Ария в цер­ков­ное об­ще­ние, что он кол­дун и ча­ро­дей, са­ми бу­дучи яв­ны­ми ча­ро­де­я­ми, и что по­сред­ством ка­кой-то мерт­вой ру­ки, яко­бы при­над­ле­жав­шей кли­ри­ку Ар­се­нию, тво­рит ча­ро­ва­ния. Им­пе­ра­тор по­ве­лел про­ве­сти рас­сле­до­ва­ние. Ар­се­ний был кли­ри­ком, чте­цом, со­вер­шив ка­кой-то про­сту­пок, он дол­го скры­вал­ся, а ко­гда мол­ва об этом ста­ла рас­про­стра­нять­ся вез­де, то у него про­яви­лось чув­ство прав­ды, спра­вед­ли­во­сти, по­то­му что неви­но­вен был свя­ти­тель Хри­стов Афа­на­сий, да и сам Ар­се­ний со­вер­шен­но не по­стра­дал, не ему от­ру­би­ли ру­ку, дру­го­го че­ло­ве­ка где-то на­шли судьи-зло­деи, хо­тя мно­гие из них бы­ли епи­ско­пы. Со­бо­лез­нуя о сво­ем от­це и бла­го­де­те­ле и скор­бя серд­цем о том, что ис­ти­на без­за­кон­но по­беж­да­ет­ся ло­жью, он тай­но при­шел к са­мо­му Афа­на­сию, при­па­дая к его чест­ным но­гам Бла­жен­ный Афа­на­сий, ра­ду­ясь при­бы­тию Ар­се­ния, по­ве­лел ему до су­да ни­ко­му не по­ка­зы­вать­ся.
Меж­ду тем злоб­ная нена­висть про­тив­ни­ков Афа­на­сия так воз­рос­ла, что к од­ной лжи они при­ло­жи­ли еще но­вую: под­ку­пи­ли од­ну бес­стыд­ную жен­щи­ну воз­ве­сти кле­ве­ту на свя­ти­те­ля Афа­на­сия, что он со­вер­шил с нею без­за­ко­ние. Ко­гда на­чал­ся суд, судьи се­ли на сво­их ме­стах и кле­вет­ни­ки пред­ста­ли, бы­ла вве­де­на и эта жен­щи­на. С пла­чем дол­го жа­ло­ва­лась она на свя­ти­те­ля, ко­то­ро­го ни­ко­гда не ви­да­ла и да­же не зна­ла, ка­ков он по ви­ду. Все слу­ша­ли в недо­уме­нии. А она и не хо­те­ла знать бла­го­че­стия еван­гель­ско­го, ра­ду­ясь, что мно­го де­нег ей да­ли. В то вре­мя друг Афа­на­сия пре­сви­тер Ти­мо­фей, стоя с ним за две­ря­ми и все слы­ша, воз­му­тил­ся ду­хом и, неожи­дан­но вой­дя внутрь су­ди­ли­ща, с по­спеш­но­стью стал пе­ред гла­за­ми той кле­вет­ни­цы, как буд­то он был сам Афа­на­сий; он сме­ло об­ра­тил­ся к ней: «Я ли со­вер­шил над то­бою но­чью на­си­лие, как ты го­во­ришь?» И она еще с боль­шим бес­стыд­ством возо­пи­ла к су­дьям: «Сей, сей че­ло­век мой рас­тли­тель и зло­умыш­лен­ник про­тив мо­ей чи­сто­ты; он…» Судьи рас­сме­я­лись, уви­дев под­лость, разыг­ран­ную ко­ме­дию, и про­гна­ли ее. Но про­тив­ни­ки св. Афа­на­сия, хо­тя и усты­ди­лись, но не успо­ко­и­лись и ста­ли об­ви­нять его в убий­стве Ар­се­ния, по­ка­зы­вая ка­кую-то страш­ную на вид мерт­вую ру­ку. Свя­той Афа­на­сий тер­пе­ли­во слу­шал их и мол­чал, по­том спро­сил: «Есть ли сре­ди вас, кто хо­ро­шо знал Ар­се­ния? Кто из вас мо­жет под­твер­дить дей­стви­тель­но ли это его ру­ка?» И под­ня­лись боль­шин­ство непра­вед­ных су­дей, под­ско­чи­ли и ста­ли утвер­ждать, что дей­стви­тель­но это ру­ка Ар­се­ния. И то­гда, ко­гда они по­ка­за­ли свое гряз­ное серд­це и ко­вар­ство свое, свя­ти­тель ото­дви­нул за­на­вес­ку, за ко­то­рой сто­ял Ар­се­ний, вы­вел его пе­ред со­бра­ни­ем и спро­сил: «А это кто сто­ит пе­ред ва­ми? Вы ска­за­ли, что Ар­се­ния нет в жи­вых, это его ру­ка». И все при­шли в ужас. «Вот, му­жи, и Ар­се­ний! – объ­явил свя­ти­тель Афа­на­сий. – Вот и ру­ки его, ко­то­рые со­всем не бы­ли от­се­че­ны! По­ка­жи­те же и вы сво­е­го Ар­се­ния, ес­ли та­ко­го име­е­те, и по­ве­дай­те, ко­му при­над­ле­жит от­се­чен­ная ру­ка, ко­то­рая осуж­да­ет вас са­мих, как сде­лав­ших это пре­ступ­ле­ние». Но су­дии про­дол­жа­ли про­во­дить суд, ис­то­щая все свои кле­ве­ты. И свя­ти­тель Афа­на­сий, не вы­но­ся со­вер­ша­е­мой неспра­вед­ли­во­сти, вслух за­сви­де­тель­ство­вал все­му со­бо­ру: «Угас­ла прав­да, по­пра­на ис­ти­на, по­гиб­ло пра­во­су­дие, ис­чез­ло у су­дей за­кон­ное рас­сле­до­ва­ние и осто­рож­ное рас­смот­ре­ние дел! Раз­ве за­кон­но, чтобы же­ла­ю­щий оправ­дать­ся со­дер­жал­ся в узах, а суд все­го де­ла был бы по­ру­чен кле­вет­ни­кам и вра­гам, и чтобы са­ми ого­вор­щи­ки су­ди­ли то­го, на ко­го кле­ве­щут?» Им­пе­ра­то­ром свя­ти­тель был оправ­дан и по­слан на свою Алек­сан­дрий­скую ка­фед­ру.
Ко­гда умер Кон­стан­тин Ве­ли­кий и пре­сто­лом за­вла­дел его вто­рой сын Кон­стан­ций, то весь двор им­пе­ра­тор­ский пе­ре­шел на сто­ро­ну ари­ан. Они ста­ли гнать хри­сти­ан пра­во­слав­ных, епи­ско­пов ссы­лать, ста­вить на пре­сто­лы нече­сти­вых лю­дей, ко­вар­ных, блуд­ни­ков, ере­ти­ков, ко­то­рые Иису­са Хри­ста не при­зна­ва­ли за Бо­га. И при­шлось свя­ти­те­лю Афа­на­сию бе­жать в Рим, где три го­да на­хо­дил­ся.
По­том Гос­подь рас­су­дил все су­дом Сво­им: на­ка­зал Ария и ере­ти­ков, и нече­сти­вый царь по­гиб. По­сле него два го­да цар­ство­вал Юли­ан От­ступ­ник, за ним всту­пил Иови­ни­ан бла­го­че­сти­вый, по­том Ва­лент, ко­то­рый, хо­тя и мно­го зла тво­рил Церк­ви, но, ис­пу­гав­шись мя­те­жа алек­сан­дрий­цев, поз­во­лил свя­ти­те­лю Афа­на­сию вер­нуть­ся и без­бо­яз­нен­но управ­лять Алек­сан­дрий­ской Цер­ко­вью. И опи­сы­ва­ет­ся в жи­тии свя­ти­те­ля Афа­на­сия, что по­след­нее вре­мя сво­ей жиз­ни он жил в ми­ре и спо­кой­ствии, по­чил о Гос­по­де 2 мая 373 г. в воз­расте 76 лет.
46 лет свя­ти­тель Афа­на­сий был епи­ско­пом го­ро­да Алек­сан­дрии и мно­го раз из­го­нял­ся с ка­фед­ры и воз­вра­щал­ся об­рат­но, по­то­му что ари­ане, на­зы­ва­ю­щие се­бя хри­сти­а­на­ми, ве­ру­ю­щими в Еван­ге­лие, ис­ка­ли, при­ду­мы­ва­ли ви­ну, чтобы осу­дить и пре­дать смер­ти свя­ти­те­ля. А Гос­подь, воз­ве­щая Еван­ге­лие, не про­по­ве­до­вал уби­вать вра­гов сво­их; эти же зло­деи при­твор­но при­ня­ли Кре­ще­ние, хри­сти­ан­ство и ве­ро­ва­ли без бла­го­че­стия.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/62

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velikij/
• Краткое обозрение Священного Писания Ветхого Завета
• Послание к Маркеллину об истолковании псалмов
• Толкование на псалмы
• Слово на язычников
• Слово о чуде, бывшем в городе Берите от иконы Господа нашего Иисуса Христа, истиннаго Бога нашего
• Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти
• Защитительное слово Афанасия, архиепископа александрийского, перед царем Констанцием
• Защитительное слово против ариа
• Защитительное слово, в котором Свт. Афанасий оправдывает бегство свое во время гонения, произведенного дуком Сирианом
• История ариан
• Послание на ариан. Слово второе
• Послание на ариан. Слово первое
• Послание на ариан. Слово третье
• Послание на ариан. Слово четвертое
• О явлении во плоти Бога Слова, и против ариан
• Слово на слова: «Вся мне предана́ суть Отцем Моим…» (Мф.11:27)
• Из Бесед на Евангелие от Матфея 54К
• Из толкования на Евангелие от Луки 9.1К
• Беседа о слепорожденном (Ин. 9) 54
• Краткое обозрение Священного Писания Нового Завета 94
• Житие преп. Антония Великого
• О девстве, или о подвижничестве
Послания:
I. Праздничные (или пасхальные)
• Праздничные (Пасхальные) послания
• Отрывок из 39-го праздничного послания
II. Соборные и окружные
• Свиток к антиохийцам
• Послание к императору Иовиану
• Послание к Епископам африканским
• Окружное послание
• К епископам Египта и Ливии окружное послание против ариан
III. Догматико-полемические
• Послания к Серапиону, Епископу Тмуисскому
• Послание к Эпиктету, Епископу коринфскому, против еретиков
• Послание к Епископу и исповеднику Аделфию, против ариан
• Послание к Максиму философу
• Послание о постановлениях Никейского Собора
• О Дионисии, епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он единомыслен с ними
• Послание к князю Антиоху о многих и необходимых предметах темных, встречающихся в Божественных Писаниях
• Послание к Руфиниану
• Послание о Соборах, бывших в Аримине италийском и в Селевкии исаврийской
• Послание к инокам
• Послание к подвизающимся в иноческой жизни
IV. Нравственно-аскетические
• Послание к Аммуну монаху
• Письмо к Драконтию
V. Написанные по частным поводам
• Послание к Авве Орсисию
• Послание к пресвитерам Иоанну и Антиоху
• Послание к пресвитеру Палладию
VI. Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Послания Афанасия Великого
Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Послания Афанасия Великого
Приписываемые сочинения:
• О храме в Афинах
• Против Аполлинария. Книга первая
• Против Аполлинария книга вторая. О спасительном пришествии Христовом
• Изложение веры
• Слово Пространнейшее о вере
• Символ веры Афанасия Александрийского
• Символ, или Исповедание
• Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской
• Слово о терпении
Собрание сочинений:
• Творения. Том I
• ТСО

☦️
Преподобный Маркиа́н Кирский (Киринейский), Халкидский, отшельник.
Пре­по­доб­ный Мар­ки­ан жил в IV ве­ке. Уда­лив­шись в пу­сты­ню, он мно­го лет про­вел в уеди­не­нии, в непре­стан­ных мо­лит­вах и стро­гом по­сте. По­стро­ив се­бе ма­лую кел­лию, он за­тво­рил­ся в ней и ни­ко­гда не за­жи­гал све­чи, ко­гда по но­чам со­вер­шал мо­лит­вен­ное пра­ви­ло по Псал­ти­ри, так как Гос­подь осве­щал кел­лию Бо­же­ствен­ным све­том. Через неко­то­рое вре­мя пре­по­доб­ный при­нял двух уче­ни­ков, по­се­лив­ших­ся ря­дом с ним, но по-преж­не­му пре­бы­вал в за­тво­ре. Ан­тио­хий­ский пат­ри­арх Фла­виан (па­мять 18 фев­ра­ля) и дру­гие епи­ско­пы про­си­ли пре­по­доб­но­го для поль­зы хри­сти­ан оста­вить свое стро­гое уеди­не­ние, но пре­по­доб­ный не со­гла­сил­ся. Од­на­ко, не по­ки­дая сво­ей кел­лии, он по­учал при­хо­див­ших к нему за на­став­ле­ни­ем и мно­гих от­вра­тил от ере­сей и при­вел к пра­во­слав­ной ве­ре.
Пе­ред кон­чи­ной пре­по­доб­ный Мар­ки­ан за­ве­щал сво­е­му уче­ни­ку Ев­се­вию по­хо­ро­нить его тай­но, вда­ли от кел­лии, чтобы из­бе­жать по­смерт­ной сла­вы и не до­пу­стить пре­пи­ра­тельств меж­ду же­ла­ю­щи­ми иметь его остан­ки в близ­ле­жа­щих хра­мах. Пре­по­доб­ный Мар­ки­ан скон­чал­ся в 388 г.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/sinaksar-sostavlennyj-afonskim-ieromonahom-makariem-iz-obiteli-simonopetra-tom-2/2_2

☦️
Святитель Кирилл Александрийский, архиепископ.
Св. Ки­рилл про­ис­хо­дил из знат­ной и бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мьи. Он изу­чил свет­ские на­у­ки, в том чис­ле и фило­со­фию, но боль­ше все­го стре­мил­ся при­об­ре­сти зна­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния и ис­тин хри­сти­ан­ской ве­ры. В юно­сти св. Ки­рилл всту­пил в скит свя­то­го Ма­ка­рия в Нит­рий­ских го­рах, где про­был шесть лет. Пат­ри­арх Алек­сан­дрий­ский Фе­о­фил (385–412 гг.) по­свя­тил его в сан диа­ко­на, при­чис­лил к кли­ру и, ви­дя его ода­рен­ность, по­ру­чил про­из­но­сить про­по­ве­ди.
По смер­ти пат­ри­ар­ха Фе­о­фи­ла св. Ки­рилл еди­но­душ­но был из­бран на пат­ри­ар­ший пре­стол Алек­сан­дрий­ской Церк­ви. Уда­ляя из сре­ды сво­ей паст­вы вра­гов св. ве­ры – иуде­ев и языч­ни­ков, св. Ки­рилл за­бо­тил­ся и об утвер­жде­нии сво­их па­со­мых в ве­ре и бла­го­че­стии. Его пла­мен­ная рев­ность о чи­сто­те хри­сти­ан­ско­го уче­ния и непре­клон­ная твер­дость в за­щи­те ве­ры осо­бен­но об­на­ру­жи­лись в борь­бе с Несто­ри­ем, воз­му­тив­шим сво­ей ере­сью Цер­ковь. Свя­ти­тель Ки­рилл пи­сал уве­ще­ва­тель­ное по­сла­ние к Несто­рию и пись­ма им­пе­ра­то­ру Фе­о­до­сию Млад­ше­му, па­пе Це­ле­сти­ну I и в раз­ные мо­на­сты­ри, опро­вер­гая мне­ния Несто­рия и из­ла­гая ис­тин­ное хри­сти­ан­ское уче­ние о во­пло­ще­нии Сы­на Бо­жия. На III Все­лен­ском Со­бо­ре, со­зван­ном в 431 г. в го­ро­де Ефе­се, свя­ти­тель Ки­рилл был пред­се­да­те­лем. Скон­чал­ся свя­ти­тель в 444 г.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-kirill-aleksandrijskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/
• Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу
• Беседа, произнесенная в Ефесе
• Беседа произнесенная в Ефесе в день святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
• Беседа, произнесенная в Ефесе во время Священного собрания, по низложении Нестория
• Беседа против Нестория произнесенная после того, как семь епископов присоединились к Святой Марии
• Беседа, сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и заключен под стражу
• [Беседа, произнесенная 25 декабря в великой александрийской церкви] о Павле, говорившем прежде, и о воплощении Господа
• Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому
• Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице
• Послание к Несторию
• Послание к Несторию об отлучении [«12 глав»]
• Послание к Несторию, когда узнал о неправильном образе его мыслей
• Послание к одному из ревностных защитников Нестория
• Диалог о вочеловечении Единородного
• Защищение «12 глав» против восточных епископов
• Послание к Евоптию против опровержения «12 глав», составленного Феодоритом
• Изъяснение двенадцати глав
• О вочеловечении Бога Слова
• О воплощении Бога Слова
• О правой вере к царицам
• Ответы Тиверию диакону с братией
• На Святой Символ
• Слово об исходе души и Страшном Суде
• Разговор с Несторием о том, что Св. Дева Богородица, а не Христородица
• Разъяснение догматов
• Слово против тех, которые не хотят исповедывать Св. Деву Богородицею
• Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Правила Кирилла Александрийского
• О поклонении и служении в Духе и истине
• Защитительная речь к императору Феодосию
• О козле отпущения. Послание епископу Акакию Скифопольскому
• Послание к Калосирию, епископу Арсеноитскому
• Послание к обвинявшим его в своих письмах за то, что он, узнав о распространении нечестиваго учения Несториева, не умолчал о нем
Послание к константинопольскому клиру, смущенному разномыслием в церкви
• Наставление, данное святейшим епископом Кириллом Посидонию, которого он послал в Рим по делу о Нестории
• Послание к Келестину, епископу Римскому
• Послание к Иоанну Антиохийскому
• Послание к Акакию епископу Веррийскому о Несторие
• Послание к египетским монахам
• Послание к Ювеналию, епископу Иерусалимскому
• Послание к клиру и народу константинопольскому
• Послание к монахам константинопольским
• Первое послание, писанное из Родоса, прежде собора
• Послание второе [писаное из Ефеса, прежде собора]
• Послание, писанное из Ефеса, к аввам монашествующих
• Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, и к Собору, собравшемуся в Антиохии
• Каноническое послание к Домну, патриарху Антиохийскому
• Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, отправленное с Павлом, епископом Эмесским
• Письмо Иоанну, епископу Антиохийскому против Феодорита
• Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Второзакония
• Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход
• Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Левит
• Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел
• Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея
• Толкование на пророка Исаию
• Толкование на книгу пророка Аввакума
• Толкование на книгу пророка Авдия
• Толкование на книгу пророка Аггея
• Толкование на пророка Осию
• Толкование на книгу пророка Амоса
• Толкование на книгу пророка Захарии
• Толкование на книгу пророка Иоиля
• Толкование на книгу пророка Ионы
• Толкование на книгу пророка Малахии
• Толкование на книгу пророка Михея
• Толкование на книгу пророка Наума
• Толкование на книгу пророка Софонии
• Отрывки из толкований на Отрывки из толкований на пророков, Варуха, Иезекииля, и Даниила
• Беседа на притчу о винограднике
• Две гомилии на Сретение из «Толкования на Евангелие от Луки»
• Толкование на Евангелие от Иоанна
• ТСО (Собрание сочинений)

☦️
Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского.
«…Раб Бо­жий Ки­рилл преж­де об­ла­дал боль­шим име­ни­ем в Ро­стов­ской об­ла­сти, был он бо­яри­ном, од­ним из слав­ных и из­вест­ных бо­яр, вла­дел боль­шим бо­гат­ством, но к кон­цу жиз­ни в ста­ро­сти об­ни­щал и впал в бед­ность. Ска­жем и о том, как и по­че­му он об­ни­щал: из-за ча­стых хож­де­ний с кня­зем в Ор­ду, из-за ча­стых на­бе­гов та­тар­ских на Русь, из-за ча­стых по­сольств та­тар­ских, из-за мно­гих да­ней тяж­ких и сбо­ров ор­дын­ских, из-за ча­сто­го недо­стат­ка в хле­бе… Из-за это­го несча­стья раб Бо­жий Ки­рилл вы­ехал из той де­рев­ни ро­стов­ской, о ко­то­рой уже го­во­ри­лось; со­брал­ся он со всем до­мом сво­им, и со все­ми род­ны­ми сво­и­ми по­ехал, и пе­ре­се­лил­ся из Ро­сто­ва в Ра­до­неж. И, при­шед­ши ту­да, по­се­лил­ся око­ло церк­ви, на­зван­ной в честь свя­то­го Рож­де­ства Хри­сто­ва…
Сы­но­вья Ки­рил­ла, Сте­фан и Петр, же­ни­лись; тре­тий же сын, бла­жен­ный юно­ша Вар­фо­ло­мей, не за­хо­тел же­нить­ся, а весь­ма стре­мил­ся к ино­че­ской жиз­ни. Об этом он мно­го­крат­но про­сил от­ца, го­во­ря: «Те­перь дай мне, вла­ды­ка, свое со­гла­сие, чтобы с бла­го­сло­ве­ни­ем тво­им я на­чал ино­че­скую жизнь». Но ро­ди­те­ли его от­ве­ти­ли ему: «Ча­до! По­до­жди немно­го и по­тер­пи для нас: мы ста­ры, бед­ны, боль­ны сей­час, и неко­му уха­жи­вать за на­ми. Вот ведь бра­тья твои Сте­фан и Петр же­ни­лись и ду­ма­ют, как уго­дить же­нам; ты же, неже­на­тый, ду­ма­ешь, как уго­дить Бо­гу, — бо­лее пре­крас­ную сте­зю из­брал ты, ко­то­рая не от­ни­мет­ся у те­бя. Толь­ко по­уха­жи­вай за на­ми немно­го, и ко­гда нас, ро­ди­те­лей тво­их, про­во­дишь до гро­ба, то­гда смо­жешь и свой за­мы­сел осу­ще­ствить. Ко­гда нас в гроб по­ло­жишь и зем­лею за­сы­пешь, то­гда и свое же­ла­ние ис­пол­нишь».
Чу­дес­ный же юно­ша с ра­до­стью обе­щал уха­жи­вать за ни­ми до кон­ца их жиз­ни и с то­го дня ста­рал­ся каж­дый день вся­че­ски уго­дить ро­ди­те­лям сво­им, чтобы они мо­ли­лись за него и да­ли ему бла­го­сло­ве­ние. Так жил он неко­то­рое вре­мя, при­слу­жи­вая и уго­ждая ро­ди­те­лям сво­им всей ду­шой и от чи­сто­го серд­ца, по­ка ро­ди­те­ли его не по­стриг­лись в мо­на­хи и каж­дый из них в раз­лич­ное вре­мя не уда­лил­ся в свой мо­на­стырь. Немно­го лет про­жив в мо­на­хах, ушли они из жиз­ни этой, ото­шли к Бо­гу, а сы­на сво­е­го, бла­жен­но­го юно­шу Вар­фо­ло­мея, каж­дый день они мно­го раз бла­го­слов­ля­ли до по­след­не­го вздо­ха. Бла­жен­ный же юно­ша про­во­дил до гро­ба ро­ди­те­лей сво­их, и пел над ни­ми над­гроб­ные пес­но­пе­ния, и за­вер­нул те­ла их, и по­це­ло­вал их, и с боль­ши­ми по­че­стя­ми по­ло­жил их в гроб, и за­сы­пал зем­лей со сле­за­ми как некое бес­цен­ное со­кро­ви­ще. И со сле­за­ми он по­чтил умер­ших от­ца и мать па­ни­хи­да­ми и свя­ты­ми ли­тур­ги­я­ми, от­ме­тил па­мять ро­ди­те­лей сво­их и мо­лит­ва­ми, и раз­да­чей ми­ло­сты­ни убо­гим, и корм­ле­ни­ем ни­щих. Так до со­ро­ко­во­го дня он от­ме­чал па­мять ро­ди­те­лей сво­их».
По­сле это­го вер­нул­ся бу­ду­щий пре­по­доб­ный Сер­гий в свой дом и на­чал рас­ста­вать­ся с жи­тей­ски­ми за­бо­та­ми это­го ми­ра, чтобы ско­рее на­чать мо­на­ше­скую жизнь.
На­до до­ба­вить, что мо­на­ше­ский об­раз свя­тые Ки­рилл и Ма­рия при­ня­ли в Хоть­ко́вском По­кров­ском мо­на­сты­ре, ко­то­рый рас­по­ла­гал­ся в трех вер­стах от Ра­до­не­жа и был в то вре­мя од­новре­мен­но муж­ским и жен­ским.
Ле­то­пись Хоть­ко́вско­го По­кров­ско­го мо­на­сты­ря при­во­дит сви­де­тель­ства о том, как мо­лит­вен­ное об­ра­ще­ние к пре­по­доб­но­му Сер­гию и его ро­ди­те­лям спа­са­ло лю­дей от тяж­ких неду­гов. Мо­щи схи­мо­на­ха Ки­рил­ла и схи­мо­на­хи­ни Ма­рии неиз­мен­но по­ко­и­лись в По­кров­ском со­бо­ре, да­же по­сле его мно­го­чис­лен­ных пе­ре­стро­ек. Уже в XIV ве­ке в ли­це­вом жи­тии пре­по­доб­но­го Сер­гия ро­ди­те­ли его изо­бра­же­ны с ним­ба­ми. По пре­да­нию пре­по­доб­ный Сер­гий за­ве­щал — «преж­де чем ид­ти к нему, по­мо­лить­ся об упо­ко­е­нии его ро­ди­те­лей над их гро­бом». Так и по­ве­лось — па­лом­ни­ки, еду­щие на бо­го­мо­лье в Тро­иц­кую Лав­ру, по­се­ща­ли сна­ча­ла Хоть­ков­скую оби­тель. В XIX ве­ке по­чи­та­ние пре­по­доб­ных Ки­рил­ла и Ма­рии рас­про­стра­ни­лось по всей Рос­сии, об этом сви­де­тель­ству­ют ме­ся­це­сло­вы то­го вре­ме­ни. К со­жа­ле­нию, по­сле 1917 го­да Хоть­ко́вский мо­на­стырь был лик­ви­ди­ро­ван. Но, на­ко­нец, в июле 1981 го­да бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых в ко­то­ром бы­ли про­слав­ле­ны схи­мо­на­хи Ки­рилл и Ма­рия. В 1989 го­ду в По­кров­ском хра­ме мо­на­сты­ря, воз­вра­щен­но­го Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, вновь на­ча­лись служ­бы и в него бы­ли пе­ре­не­се­ны мо­щи пра­вед­ных ро­ди­те­лей пре­по­доб­но­го Сер­гия.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svjatye-pokroviteli-semejnogo-blagopoluchija/6_8

☦️
Преподобный Афана́сий Сяндемский, Вологодский.
Преподобный Афана́сий — уче­ник пре­по­доб­но­го Алек­сандра Свир­ско­го. Спо­до­бил­ся быть сви­де­те­лем бла­го­дат­но­го по­се­ще­ния его учи­те­ля Пре­свя­той Де­вой Бо­го­ро­ди­цей.
Пре­по­доб­ный Афа­на­сий на­чал свои ино­че­ские по­дви­ги на Ва­ла­а­ме, а за­тем в Свир­ском мо­на­сты­ре. По­сле кон­чи­ны сво­е­го на­став­ни­ка свя­той ушел для пу­стын­но­жи­тель­ства в дре­му­чие ле­са Ка­ре­лии, где на озе­ре Сян­де­ме ос­но­вал оби­тель. Вслед­ствие кле­ве­ты на него мест­ных жи­те­лей пре­по­доб­ный Афа­на­сий пе­ре­се­лил­ся об­рат­но в Свир­ский мо­на­стырь, где был из­бран игу­ме­ном, но в 1577 г. сно­ва вер­нул­ся на озе­ро Сян­дем.
Мно­го по­тру­дил­ся пре­по­доб­ный и в ду­хов­ном устрой­стве оби­те­ли. По­след­ние го­ды сво­ей жиз­ни свя­той про­вел в уеди­не­нии на од­ном из ост­ро­вов озе­ра. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Афа­на­сий в глу­бо­кой ста­ро­сти, и над мо­ги­лой его бы­ла со­ору­же­на цер­ковь во имя свя­ти­те­лей Ки­рил­ла и Афа­на­сия Алек­сан­дрий­ских, сго­рев­шая во вре­мя по­жа­ра в 1720 г. При по­строй­ке но­вой церк­ви бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные мо­щи преподобного Афа­на­сия.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-afanasij-sjandemskij-vologodskij

☦️
Праведный Афана́сий Наволоцкий.
О рож­де­нии и вос­пи­та­нии Афа­на­сия На­во­лоц­ко­го ни­че­го не из­вест­но, пре­по­доб­ный при­шел из окрест­но­стей Кар­го­по­ля на ре­ку Ва­гу и по­се­лил­ся в 3 вер­стах от Вер­хо­лед­ской сло­бод­ки, на­хо­див­шей­ся близ го­ро­да Шен­кур­ска. Вско­ре он тя­же­ло за­бо­лел и скон­чал­ся. Через 40 дней свя­той явил­ся од­новре­мен­но 4 боль­ным, жив­шим в раз­ных ме­стах, ис­це­лил их и по­ве­лел им пре­дать его те­ло зем­ле на том ме­сте, где оно ле­жа­ло. Ис­це­лен­ные не толь­ко по­греб­ли свя­тые мо­щи, но и по­ста­ви­ли над ни­ми ча­сов­ню, что по­ло­жи­ло на­ча­ло по­чи­та­нию пре­по­доб­но­го. Из­да­ле­ка при­хо­ди­ли лю­ди и, «персть от свя­тых мо­щей у гро­ба его взи­ма­ю­ще и тою яко ми­ром по­ма­зу­ю­ще вся бо­лез­ни», ис­це­ля­лись.

☦️
Священномученик Михаил Каргополов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил (Кар­го­по­лов) слу­жил свя­щен­ни­ком в се­ле Пет­ров­ское Ачин­ско­го уез­да Ени­сей­ской гу­бер­нии. До при­ня­тия са­на он был офи­це­ром ка­за­чьих войск. Боль­ше­ви­ки аре­сто­ва­ли его 31 ян­ва­ря 1919 го­да. Отъ­е­хав немно­гим бо­лее ки­ло­мет­ра от се­ла, крас­но­ар­мей­цы оста­но­ви­ли ло­ша­дей, вы­та­щи­ли свя­щен­ни­ка из са­ней, со­рва­ли с него шу­бу и по­тре­бо­ва­ли, чтобы он снял с се­бя крест. Отец Ми­ха­ил от­ка­зал­ся. То­гда они по­пы­та­лись си­лой вы­рвать из рук свя­щен­ни­ка крест, но без­успеш­но. Сжи­мая в ру­ках крест, свя­щен­ник мо­лил­ся и го­во­рил: «Не ве­дят бо, что тво­рят!» Один из па­ла­чей вы­стре­лил в упор ему в го­ло­ву. Отец Ми­ха­ил упал, и они ста­ли стре­лять в него, вы­пу­стив за­ря­дов два­дцать, по­ка не уби­ли.
17 мар­та 1919 го­да в Бла­го­ве­щен­ской церк­ви го­ро­да Крас­но­яр­ска епар­хи­аль­ным ар­хи­ере­ем в со­слу­же­нии мно­го­чис­лен­но­го ду­хо­вен­ства бы­ло со­вер­ше­но тор­же­ствен­ное от­пе­ва­ние свя­щен­ни­ка. Те­ло пас­ты­ря-му­че­ни­ка бы­ло по­гре­бе­но ря­дом с Бла­го­ве­щен­ской цер­ко­вью.

☦️
Священномученик Евге́ний Исадский, пресвитер.
Свя­щен­ник Ев­ге­ний ро­дил­ся в 1879 го­ду в се­ле По­гост-Пре­об­ра­жен­ский Его­рьев­ско­го уез­да в се­мье диа­ко­на Ге­ра­си­ма Ис­ад­ско­го. Окон­чил Ря­зан­скую се­ми­на­рию и в 1901 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Пет­ро­пав­лов­ской церк­ви в се­ле Ма­ли­во Его­рьев­ско­го уез­да (ныне Ко­ло­мен­ский рай­он). Здесь он встре­тил го­не­ния от без­бож­ных вла­стей в кон­це 20-х го­дов.
Пе­ред пре­столь­ным празд­ни­ком сест­ра мест­но­го учи­те­ля со­об­щи­ла свя­щен­ни­ку, что вла­сти не раз­ре­шат ему на этот раз хо­дить по до­мам при­хо­жан с мо­леб­на­ми. Слух об этом быст­ро рас­про­стра­нил­ся по се­лу, и мно­гие ста­ли го­во­рить, что вла­сти со­би­ра­ют­ся, ве­ро­ят­но, со­всем за­крыть храм. Ба­тюш­ка со­вер­шил бо­го­слу­же­ние на пре­столь­ный празд­ник и, как и встарь, хо­дил по до­мам при­хо­жан с мо­леб­на­ми, по­сколь­ку офи­ци­аль­но­го за­пре­та не по­сту­пи­ло и де­ло огра­ни­чи­лось слу­ха­ми.
15 июля 1929 го­да иерей Ев­ге­ний по прось­бе при­хо­жа­ни­на от­слу­жил все­нощ­ную у него в до­ме. Но, при­дя до­мой, в тот же ве­чер по­лу­чил пись­мен­ное рас­по­ря­же­ние пре­кра­тить служ­бу в церк­ви и хож­де­ния по до­мам вви­ду эпи­де­мии скар­ла­ти­ны. 18 июля, на па­мять пре­по­доб­но­го Сер­гия, служ­ба бы­ла от­ме­не­на. Ба­тюш­ка по­яс­нил при­хо­жа­нам, что есть пись­мен­ное за­пре­ще­ние, но оно вре­мен­ное. Ес­ли служ­ба для ве­ру­ю­щих так необ­хо­ди­ма, то им на­до хло­по­тать за­кон­ным по­ряд­ком пе­ред вла­стя­ми.
По се­лу ста­ли рас­пол­зать­ся слу­хи, что цер­ковь за­кры­ли на­со­всем. И ма­ло-по­ма­лу сре­ди жи­те­лей се­ла со­зре­ло убеж­де­ние со­звать со­бра­ние и хо­да­тай­ство­вать об от­кры­тии свя­ты­ни. Бы­ло со­став­ле­но про­ше­ние об от­кры­тии хра­ма, под ко­то­рым под­пи­са­лись все при­хо­жане. 18 июля, на са­мом со­бра­нии мно­гие жен­щи­ны ста­ли кри­чать, что цер­ковь им нуж­на, и тре­бо­ва­ли от пред­се­да­те­ля сель­со­ве­та немед­лен­но­го её от­кры­тия. Пред­се­да­тель от­ве­тил, что для это­го нуж­но пись­мен­ное раз­ре­ше­ние вра­ча. Узнав, что ре­ше­ние за­ви­сит от док­то­ра, ма­лив­цы от­пра­ви­лись к нему до­мой. Он, уви­дев воз­му­щен­ную тол­пу, дал в за­пе­ча­тан­ном па­ке­те своё ре­ше­ние, что он не воз­ра­жа­ет про­тив от­кры­тия хра­ма. Па­кет пе­ре­да­ли пред­се­да­те­лю сель­со­ве­та, и тот дал свое раз­ре­ше­ние. В хра­ме тут же воз­об­но­ви­лись бо­го­слу­же­ния, и, ка­за­лось, что кон­фликт ис­чер­пан.
Од­на­ко ко­ло­мен­ский от­дел ОГПУ ре­шил на­чать след­ствие по де­лу мас­со­во­го вы­ступ­ле­ния ве­ру­ю­щих под ру­ко­вод­ством свя­щен­ни­ка. 4 ав­гу­ста 1929 го­да отец Ев­ге­ний был аре­сто­ван, за­клю­чен в ко­ло­мен­скую тюрь­му. На до­про­се он из­ло­жил весь ход со­бы­тий в се­ле, со­вер­шен­но не по­до­зре­вая, что это бу­дет иметь для него се­рьёз­ные по­след­ствия. За­кан­чи­вая по­ка­за­ния, свя­щен­ник до­ба­вил, что не зна­ет, кто был ини­ци­а­то­ром со­зы­ва со­бра­ния 18 июля.
Все вы­зван­ные сви­де­те­ли, знав­шие сво­е­го пас­ты­ря уже по­чти трид­цать лет, вполне объ­ек­тив­но из­ло­жи­ли ис­то­рию. Об­на­ру­жи­лась пол­ная неви­нов­ность свя­щен­ни­ка. Но од­на из жен­щин, при­вле­чен­ная вме­сте с от­цом Ев­ге­ни­ем к от­вет­ствен­но­сти, из­вест­ная сво­ей невоз­дер­жан­но­стью в упо­треб­ле­нии спирт­ных на­пит­ков и невы­дер­жан­но­стью в по­ве­де­нии, ра­ди смяг­че­ния сво­ей уча­сти да­ла по­ка­за­ния про­тив ба­тюш­ки. Но всё же отец Ев­ге­ний не при­знал се­бя ви­нов­ным в ор­га­ни­за­ции вы­ступ­ле­ния ве­ру­ю­щих про­тив за­кры­тия церк­ви.
14 ок­тяб­ря 1929 го­да осо­бое со­ве­ща­ние при кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло от­ца Ев­ге­ния к трём го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­герь, и 14 но­яб­ря он был от­прав­лен на Со­лов­ки. Но по­ка этап до­стиг пе­ре­сыль­но­го пунк­та в Ке­ми, на­ви­га­ция уже за­кон­чи­лась, и ба­тюш­ка был остав­лен в ла­ге­ре на кон­ти­нен­те.
Свя­щен­ник Ев­ге­ний Ис­ад­ский скон­чал­ся 31 ян­ва­ря 1930 го­да (через 2,5 месяца) в од­ном из Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ских конц­ла­ге­рей, и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Священномученик Влади́мир Зубкович, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир ро­дил­ся 26 мар­та 1863 го­да в се­ле Смоле­ви­чи Бо­ри­сов­ско­го уез­да Мин­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Гав­ри­и­ла Зуб­ко­ви­ча. В 1885 го­ду Вла­ди­мир окон­чил Мин­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в те­че­ние двух лет слу­жил млад­шим кон­тро­ле­ром в Мин­ском ак­циз­ном управ­ле­нии. В 1887 го­ду Вла­ди­мир Гав­ри­ло­вич был на­зна­чен пса­лом­щи­ком к Стар­чиц­кой церк­ви Игу­мен­ско­го уез­да Мин­ской гу­бер­нии. 29 июня 1888 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а 3 июля то­го же го­да — во свя­щен­ни­ка и на­прав­лен слу­жить в храм в се­ле Смоле­ви­чи и на­зна­чен за­ко­но­учи­те­лем Смоле­вич­ско­го на­род­но­го учи­ли­ща. За успеш­ное пре­по­да­ва­ние За­ко­на Бо­жия, без­воз­мезд­ное пре­по­да­ва­ние пе­ния и устрой­ство хо­ра при Смоле­вич­ском на­род­ном учи­ли­ще от­цу Вла­ди­ми­ру бы­ла объ­яв­ле­на бла­го­дар­ность от Мин­ской ди­рек­ции на­род­ных учи­лищ и по­пе­чи­те­ля Ви­лен­ско­го учеб­но­го окру­га.
С 11 мар­та 1893 го­да он был вклю­чен в со­став бла­го­чин­ни­че­ско­го со­ве­та 1‑го окру­га Бо­ри­сов­ско­го уез­да, а 30 ав­гу­ста 1896 го­да — на­зна­чен на­блю­да­те­лем цер­ков­но­при­ход­ских школ Бо­ри­сов­ско­го уез­да. С 12 ок­тяб­ря 1900 го­да отец Вла­ди­мир стал пре­по­да­вать За­кон Бо­жий в Мин­ском жен­ском учи­ли­ще и слу­жить в церк­ви при учи­ли­ще. 11 мая 1901 го­да он был на­зна­чен на­сто­я­те­лем хра­ма в Смоле­ви­чах.
С 15 ав­гу­ста 1907 го­да свя­щен­ник стал ис­прав­лять долж­ность по­мощ­ни­ка ин­спек­то­ра Мин­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. 19 мар­та 1909 го­да он был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом. 30 ян­ва­ря 1914 го­да на­зна­чен на штат­ную долж­ность по­мощ­ни­ка ин­спек­то­ра Мин­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. Ин­спек­тор се­ми­на­рии ха­рак­те­ри­зо­вал от­ца Вла­ди­ми­ра как че­ло­ве­ка, «глу­бо­кая ре­ли­ги­оз­ность и бла­го­на­стро­ен­ность ко­то­ро­го яв­ля­лись фак­то­ром, усу­губ­ляв­шим его бла­го­твор­ное вли­я­ние на вос­пи­тан­ни­ков», а ре­ви­зо­вав­ший се­ми­на­рию в 1911-1912 учеб­ном го­ду Петр Фе­до­ро­вич По­лян­ский пи­сал о нем, что он «че­ло­век сер­деч­ный, скром­ный, вни­ма­тель­ный к вос­пи­тан­ни­кам».
Рев­ност­ное слу­же­ние свя­щен­ни­ка от­ри­ца­тель­но ска­за­лось на его здо­ро­вье, он стал все ча­ще бо­леть и 21 июля 1915 го­да по со­сто­я­нию здо­ро­вья вы­нуж­ден был уво­лить­ся с долж­но­сти по­мощ­ни­ка ин­спек­то­ра се­ми­на­рии и по­дать до­ку­мен­ты для оформ­ле­ния пен­сии. Од­на­ко вы­яс­ни­лось, что для по­лу­че­ния пен­сии ему не хва­та­ет двух лет служ­бы, и он сно­ва на­пра­вил про­ше­ние на­чаль­ству о на­зна­че­нии его на служ­бу по ду­хов­но­му ве­дом­ству.
10 июня 1916 го­да отец Вла­ди­мир был на­зна­чен по­мощ­ни­ком ин­спек­то­ра Там­бов­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. Через год в Рос­сии про­изо­шли од­на за дру­гой две ре­во­лю­ции, к вла­сти при­шли без­бож­ни­ки, и отец Вла­ди­мир вер­нул­ся слу­жить в храм в Смоле­ви­чах.
Свя­щен­ник Вла­ди­мир Зуб­ко­вич был аре­сто­ван 29 де­каб­ря 1937 го­да, при­го­во­рен к рас­стре­лу и 31 ян­ва­ря 1938 го­да рас­стре­лян.

☦️
Священномученик Николай Красовский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 7 мая 1876 го­да в се­ле Во­и­но­ва Го­ра По­кров­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Кон­стан­ти­на Кра­сов­ско­го и его су­пру­ги На­деж­ды, до­че­ри свя­щен­ни­ка Си­мео­на Ма­ли­ни­на, пред­ки ко­то­ро­го бо­лее сто­ле­тия слу­жи­ли свя­щен­ни­ка­ми в этом се­ле. Ни­ко­лай Кон­стан­ти­но­вич окон­чил Вла­ди­мир­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и до 1914 го­да был учи­те­лем в Го­ро­ди­щев­ской шко­ле при стан­ции Усад, рас­по­ло­жен­ной в несколь­ких ки­ло­мет­рах от его род­но­го се­ла. С на­ча­лом Пер­вой ми­ро­вой вой­ны он был взят в ар­мию и слу­жил са­ни­та­ром в 10-м свод­ном гос­пи­та­ле в Москве. По­сле окон­ча­ния вой­ны Ни­ко­лай Кон­стан­ти­но­вич вер­нул­ся ра­бо­тать в шко­лу в се­ле Го­ро­ди­щи. В 1922 го­ду храм в се­ле был за­крыт и пре­вра­щен в клуб; вла­сти ста­ли при­нуж­дать учи­те­лей, чтобы те во­ди­ли в клуб уча­щих­ся. За от­каз ис­пол­нить ко­щун­ствен­ное рас­по­ря­же­ние вла­стей Ни­ко­лай Кон­стан­ти­но­вич был из шко­лы уво­лен.
В 1924 го­ду Ни­ко­лай Кон­стан­ти­но­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к Успен­ско­му хра­му в се­ле Во­и­но­ва Го­ра. Свя­щен­ни­ком в хра­ме слу­жил его брат, про­то­и­е­рей Алек­сандр Кра­сов­ский. В 1931 го­ду отец Алек­сандр тя­же­ло за­бо­лел и вско­ре скон­чал­ся. Этим вос­поль­зо­ва­лись об­нов­лен­цы. Пра­во­слав­ный ар­хи­ерей на­зна­чил сю­да свя­щен­ни­ком от­ца Ни­ко­лая По­спе­ло­ва, но вла­сти по со­ве­ту об­нов­лен­цев от­ка­за­ли ему в ре­ги­стра­ции, и об­нов­лен­цы за­хва­ти­ли храм. Диа­кон Ни­ко­лай, несмот­ря на угро­зы об­нов­лен­цев за­клю­чить его в Со­ло­вец­кий конц­ла­герь, от­ка­зал­ся с ни­ми слу­жить, и вла­ды­ка на­пра­вил его в храм ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ни­ки­ты в се­ло Ка­ба­но­во, где слу­жил бла­го­чин­ный церк­вей Оре­хо­во-Зу­ев­ско­го рай­о­на про­то­и­е­рей Ва­си­лий Мак­си­мов.
Отец Ни­ко­лай по сми­ре­нию на всю жизнь хо­тел остать­ся в сане диа­ко­на, но вла­ды­ка уго­во­рил его при­нять сан иерея. В 1932 го­ду диа­кон Ни­ко­лай был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к той же церк­ви.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-krasovskij

☦️
Священномученик Се́ргий Лебедев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 16 сен­тяб­ря 1895 го­да в се­мье свя­щен­ни­ка Пет­ра Ми­хай­ло­ви­ча Ле­бе­де­ва, слу­жив­ше­го в Бла­го­ве­щен­ской церк­ви в се­ле Саль­ко­во По­доль­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. В 1910 го­ду Сер­гей окон­чил Дон­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, а в 1916 го­ду — Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. Сра­зу же по­сле окон­ча­ния се­ми­на­рии в свя­зи с вой­ной он был мо­би­ли­зо­ван в ар­мию, где про­слу­жил до 1917 го­да. В 1920 го­ду Сер­гей Пет­ро­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-sergij-lebedev

☦️
Священномученик Алекса́ндр Русинов, пресвитер.
Ро­дил­ся в Ко­ло­мен­ском уез­де Мос­ков­ской гу­бер­нии, в с. Кур­кине (так ука­за­но в боль­шин­стве до­ку­мен­тов по след­ствен­но­му де­лу). Отец Алек­сандра Ру­си­но­ва был свя­щен­ни­ком; до ре­во­лю­ции у него име­лись ло­шадь, ко­ро­ва и 10 пче­ли­ных ульев. Алек­сандр Ру­си­нов окон­чил ду­хов­ную се­ми­на­рию; ру­ко­по­ло­же­ние во свя­щен­ни­ка со­сто­я­лось в 1901 г. О его слу­же­нии из­вест­но сле­ду­ю­щее: до ав­гу­ста 1909 г. он на­хо­дил­ся в Дмит­ров­ском уез­де и слу­жил свя­щен­ни­ком в церк­ви Якот­ско­го по­го­ста; вполне воз­мож­но, что это бы­ло пер­вое ме­сто, ку­да его рас­пре­де­ли­ли по­сле ру­ко­по­ло­же­ния, но точ­ных дан­ных на этот счёт нет.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-rusinov


Жития
Писание