⏳ 2023.01.15 (вс)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) 31я по Пятидесятнице, перед Богоявлением (глас 6й)
• воскресенье (день церковного собрания, 80е правило 6го Собора / день «не дел», 4я заповедь / день торжественного прославления Воскресения Христова)

☀️ неподвижный годовой круг:
15 января (2 января)
• (предпразднство Богоявления)
• (Святки)
• сщмч. Феоге́на Парийского (ок. 320)
• свт. Сильве́стра I, папы Римского (335)
• прп. Сильвестра Печерского (XII)
• прав. Иулиани́и Лазаревской, Муромской (1604)
• преставление (1833), второе обре́тение мощей (1991) прп. Серафима Саровского 📚
• мч. Василия (Петрова) (1942)


☦️
Священномученик Феоге́н Парийский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Фео­ген был епи­ско­пом ма­ло­азий­ско­го го­ро­да Па­рия в на­ча­ле IV ве­ка. В цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Ли­ки­ния (307–324), со­пра­ви­те­ля Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го, три­бун За­ли­кин­тий при­нуж­дал его оста­вить свя­щен­ный сан, от­речь­ся от Хри­ста и по­сту­пить на во­ен­ную служ­бу. По­сле ре­ши­тель­но­го от­ка­за свя­ти­тель Фео­ген был бес­по­щад­но из­бит пал­ка­ми и бро­шен в тем­ни­цу, где от­ка­зал­ся при­ни­мать пи­щу. То­гда его при­го­во­ри­ли к утоп­ле­нию в мо­ре. Пе­ред каз­нью свя­той про­сил дать ему вре­мя на мо­лит­ву, во вре­мя ко­то­рой его оси­ял необы­чай­ный свет. Ко­ра­бель­щи­ки и неко­то­рые из во­и­нов, ко­то­рым бы­ло по­ру­че­но уто­пить свя­то­го, по­ра­жен­ные све­том, об­ра­ти­лись ко Хри­сту, но дру­гие во­и­ны по­спе­ши­ли бро­сить свя­то­го в мо­ре. Свя­ти­тель Фео­ген вос­при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну око­ло 320 го­да. Впо­след­ствии те­ло его бы­ло взя­то хри­сти­а­на­ми из во­ды и по­гре­бе­но у го­род­ской сте­ны. На ме­сте этом ста­ли со­вер­шать­ся мно­го­чис­лен­ные ис­це­ле­ния.

☦️
Святитель Сильве́стр I, папа Римский.
Свя­той па­па Рим­ский Силь­вестр (314–335) ро­дил­ся в Ри­ме от ро­ди­те­лей-хри­сти­ан Ру­фи­на и Пу­сты. Вско­ре отец его скон­чал­ся, и свя­той остал­ся на по­пе­че­нии ма­те­ри. Учи­тель Силь­ве­ст­ра, пре­сви­тер Кви­рин, дал ему хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние и вос­пи­тал как ис­тин­но­го хри­сти­а­ни­на. До­стиг­нув со­вер­шен­но­ле­тия, Силь­вестр стал ис­пол­нять за­по­ведь Гос­по­да о слу­же­нии ближ­ним, осо­бен­но за­бо­тясь о при­е­ме стран­ни­ков, предо­став­ляя им в сво­ем до­ме при­ют и от­дых. Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан Силь­вестр не убо­ял­ся при­нять свя­то­го ис­по­вед­ни­ка епи­ско­па Ти­мо­фея, ко­то­рый про­жил у него бо­лее го­да и сво­ей про­по­ве­дью об­ра­тил мно­гих ко Хри­сту. По­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны Ти­мо­фея Силь­вестр тай­но взял те­ло свя­то­го и с че­стью пре­дал его по­гре­бе­нию. Это ста­ло из­вест­но гра­до­на­чаль­ни­ку Тарк­ви­нию; свя­той был схва­чен и пред­стал пе­ред су­дом. Тарк­ви­ний при­нуж­дал его от­речь­ся от Хри­ста, гро­зя му­ка­ми и смер­тью. Свя­той Силь­вестр, од­на­ко, не устра­шил­ся, остал­ся тверд в ис­по­ве­да­нии ве­ры и был за­клю­чен в тем­ни­цу. Ко­гда же Тарк­ви­ний по­сле су­да ско­ро­по­стиж­но умер, свя­той по­лу­чил сво­бо­ду и стал бес­страш­но бла­го­вест­во­вать языч­ни­кам, мно­гих об­ра­тив в хри­сти­ан­ство. В трид­ца­ти­лет­нем воз­расте свя­той Силь­вестр был при­нят в клир Рим­ской Церк­ви и ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на, а по­том и пре­сви­те­ра, па­пой Мар­цел­ли­ном (296–304). По­сле смер­ти па­пы Мель­хи­а­да (311–314) свя­той Силь­вестр был из­бран епи­ско­пом Рим­ским. Он рев­ност­но за­бо­тил­ся о чи­сто­те жиз­ни паст­вы, сле­дил за тем, чтобы пре­сви­те­ры стро­го ис­пол­ня­ли свое слу­же­ние, не отя­го­ща­ясь мир­ски­ми де­ла­ми.
Свя­ти­тель Силь­вестр сла­вил­ся как глу­бо­кий зна­ток Свя­щен­но­го Пи­са­ния и непо­ко­ле­би­мый за­щит­ник хри­сти­ан­ской ве­ры. В цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го, ко­гда для Церк­ви кон­чил­ся пе­ри­од го­не­ний, иудеи устро­и­ли дис­пут об ис­тин­ной ве­ре, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ли свя­той рав­ноап­о­столь­ный царь Кон­стан­тин, его мать – свя­тая ца­ри­ца Еле­на и мно­го­чис­лен­ная сви­та. Со сто­ро­ны хри­сти­ан вы­сту­пил па­па Силь­вестр, а от иуде­ев – мно­же­ство уче­ных рав­ви­нов во гла­ве с Зам­ври­ем, чер­но­книж­ни­ком и ча­ро­де­ем. На ос­но­ва­нии Свя­щен­ных книг Вет­хо­го За­ве­та свя­той Силь­вестр убе­ди­тель­но до­ка­зал, что все­ми про­ро­ка­ми бы­ло пред­ска­за­но Рож­де­ство Иису­са Хри­ста от Неис­ку­со­брач­ной Де­вы, Его воль­ное стра­да­ние, смерть для ис­куп­ле­ния пад­ше­го ро­да че­ло­ве­че­ско­го и слав­ное Вос­кре­се­ние. В этом сло­вес­ном со­стя­за­нии свя­ти­тель был при­знан по­бе­ди­те­лем. То­гда Зам­врий пы­тал­ся при­бег­нуть к ча­ро­дей­ству, но свя­той вос­пре­пят­ство­вал злу, при­зы­вая Имя Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Зам­врий и осталь­ные иудеи уве­ро­ва­ли во Хри­ста и про­си­ли со­вер­шить над ни­ми Свя­тое Кре­ще­ние. Свя­той па­па Силь­вестр управ­лял Рим­ской Цер­ко­вью бо­лее два­дца­ти лет, поль­зу­ясь глу­бо­ким ува­же­ни­ем хри­сти­ан. Он мир­но скон­чал­ся в глу­бо­кой ста­ро­сти в 335 го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/5

☦️
Преподобный Сильве́стр Печерский.
Пре­по­доб­ный Силь­вестр Пе­чер­ский жил в XII ве­ке и был игу­ме­ном Ми­хай­лов­ско­го Вы­ду­биц­ко­го мо­на­сты­ря в Ки­е­ве. Он про­дол­жил труд ле­то­пис­ца пре­по­доб­но­го Несто­ра и на­пи­сал де­вять жи­тий свя­тых угод­ни­ков Пе­чер­ских. В служ­бе от­цам Пе­чер­ским, по­чи­ва­ю­щим в Ближ­них пе­ще­рах, пре­по­доб­ный Силь­вестр на­зы­ва­ет­ся бла­жен­ным и об­ла­да­ю­щим «чу­дес­ным да­ром про­го­нять бе­сов­ские при­ло­ги» (песнь 9 ка­но­на). Пре­по­доб­ный Силь­вестр по­гре­бен в Ближ­них пе­ще­рах, па­мять его празд­ну­ет­ся так­же 28 сен­тяб­ря и во 2-ю Неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста.

☦️
Праведная Иулиани́я Лазаревская, Муромская.
Пра­вед­ная Иули­а­ния Ла­за­рев­ская, Му­ром­ская, яв­ля­ет со­бой уди­ви­тель­ный при­мер са­мо­от­вер­жен­ной рус­ской хри­сти­ан­ки. Она бы­ла до­че­рью дво­ря­ни­на Иусти­на Недю­ро­ва. С мо­ло­дых лет она жи­ла бла­го­че­сти­во, стро­го по­сти­лась и мно­го вре­ме­ни уде­ля­ла мо­лит­ве. Ра­но оси­ро­тев, она бы­ла от­да­на на по­пе­че­ние род­ствен­ниц, ко­то­рые не по­ни­ма­ли ее и сме­я­лись. Иули­а­ния сно­си­ла всё тер­пе­ли­во и без­ро­пот­но. Ее лю­бовь к лю­дям вы­ра­жа­лась в том, что она ча­сто уха­жи­ва­ла за боль­ны­ми и ши­ла одеж­ду для бед­ных. Бла­го­че­сти­вая и доб­ро­де­тель­ная жизнь де­ви­цы при­влек­ла вни­ма­ние вла­дель­ца се­ла Ла­за­ре­во (неда­ле­ко от Му­ро­ма) Юрия Осо­рьи­на, ко­то­рый вско­ре же­нил­ся на ней. Ро­ди­те­ли му­жа по­лю­би­ли крот­кую невест­ку и пе­ре­да­ли в ее ру­ки управ­ле­ние до­мом. До­маш­ние за­бо­ты не пре­рва­ли ду­хов­ных по­дви­гов Иули­а­нии. Она все­гда на­хо­ди­ла вре­мя для мо­лит­вы и по­сто­ян­но го­то­ва бы­ла на­кор­мить си­рот и одеть бед­ных. Во вре­мя силь­но­го го­ло­да, са­ма оста­ва­ясь без пи­щи, от­да­ва­ла по­след­ний ку­сок про­ся­ще­му. Ко­гда вслед за го­ло­дом на­ча­лась эпи­де­мия, Иули­а­ния це­ли­ком по­свя­ти­ла се­бя ухо­ду за боль­ны­ми.
У пра­вед­ной Иули­а­нии бы­ло шесть сы­но­вей и дочь. По­сле ги­бе­ли двух сы­но­вей она ре­ши­ла уда­лить­ся в мо­на­стырь, но муж уго­во­рил ее остать­ся в ми­ру, чтобы про­дол­жать вос­пи­ты­вать де­тей. По сви­де­тель­ству сы­на Иули­а­нии – Кал­ли­стра­та Осо­рьи­на, на­пи­сав­ше­го ее жи­тие, она в это вре­мя ста­ла еще бо­лее тре­бо­ва­тель­ной к се­бе: уси­ли­ла пост, мо­лит­ву, спа­ла но­чью не бо­лее двух ча­сов, по­ло­жив под го­ло­ву по­ле­но.
По смер­ти му­жа Иули­а­ния раз­да­ла бед­ным свою часть на­след­ства. Жи­вя в край­ней ни­ще­те, она тем не ме­нее все­гда бы­ла жиз­не­ра­дост­на, при­вет­ли­ва и за всё бла­го­да­ри­ла Гос­по­да. Свя­тая удо­сто­и­лась по­се­ще­ния свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца и на­став­ле­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри в хра­мо­вой мо­лит­ве. Ко­гда пра­вед­ная Иули­а­ния ото­шла ко Гос­по­ду, то бы­ла по­хо­ро­не­на ря­дом с му­жем в церк­ви свя­то­го Ла­за­ря. Тут же по­гре­бе­на и ее дочь, схи­мо­на­хи­ня Фе­о­до­сия. В 1614 го­ду бы­ли об­ре­те­ны мо­щи пра­вед­ной, ис­то­чав­шие бла­го­вон­ное ми­ро, от ко­то­ро­го мно­гие по­лу­ча­ли ис­це­ле­ние.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-iulianija-lazarevskaja

☦️
Преподобный Серафи́м Саровский.

Об­ре­те­ние мо­щей пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го, чу­до­твор­ца.
В на­ча­ле про­шло­го ве­ка на свещ­ни­це Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви воз­го­ре­лась но­вая яр­кая све­ча. Гос­подь бла­го­во­лил по­слать зем­ле на­шей ве­ли­ко­го мо­лит­вен­ни­ка, по­движ­ни­ка и чу­до­твор­ца.
В 1903 го­ду со­сто­я­лось про­слав­ле­ние пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го, через 70 лет по­сле его кон­чи­ны. (Жи­тие свя­то­го по­ме­ще­но 2 ян­ва­ря, в день его пре­став­ле­ния). 19 июля, в день рож­де­ния свя­то­го, с ве­ли­ким тор­же­ством бы­ли от­кры­ты его мо­щи и по­ме­ще­ны в при­го­тов­лен­ную ра­ку. Дол­го­ждан­ное со­бы­тие со­про­вож­да­лось мно­ги­ми чу­дес­ны­ми ис­це­ле­ни­я­ми боль­ных, в боль­шом ко­ли­че­стве при­быв­ших в Са­ров. По­чи­та­е­мый очень ши­ро­ко еще при жиз­ни, пре­по­доб­ный Се­ра­фим ста­но­вит­ся од­ним из са­мых лю­би­мых свя­тых пра­во­слав­но­го рус­ско­го на­ро­да, так же как и пре­по­доб­ный Сер­гий Ра­до­неж­ский.
Ду­хов­ный путь пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма от­ме­чен боль­шой скром­но­стью, при­су­щей рус­ским свя­тым. С дет­ства из­бран­ный Бо­гом, са­ров­ский по­движ­ник без ко­ле­ба­ний и со­мне­ний вос­хо­дит от си­лы в си­лу в сво­ем стрем­ле­нии к ду­хов­но­му со­вер­шен­ству. Во­семь лет по­слуш­ни­че­ских тру­дов и во­семь лет хра­мо­во­го слу­же­ния в сане иеро­ди­а­ко­на и иеро­мо­на­ха, пу­стын­но­жи­тель­ство и столп­ни­че­ство, за­твор и без­мол­вие сме­ня­ют друг дру­га и вен­ча­ют­ся стар­че­ством. По­дви­ги, да­ле­ко пре­вос­хо­дя­щие есте­ствен­ные че­ло­ве­че­ские воз­мож­но­сти (на­при­мер, мо­лит­ва на камне в те­че­ние ты­ся­чи дней и но­чей), гар­мо­нич­но и про­сто вхо­дят в жизнь свя­то­го.
Тай­на жи­во­го мо­лит­вен­но­го об­ще­ния опре­де­ля­ет ду­хов­ное на­сле­дие пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма, но он оста­вил Церк­ви еще од­но бо­гат­ство – крат­кие, но пре­крас­ные на­став­ле­ния, за­пи­сан­ные от­ча­сти им са­мим, а от­ча­сти слы­шав­ши­ми их. Неза­дол­го до про­слав­ле­ния свя­то­го бы­ла най­де­на и в 1903 го­ду на­пе­ча­та­на «Бе­се­да пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го о це­ли хри­сти­ан­ской жиз­ни», со­сто­яв­ша­я­ся в кон­це но­яб­ря 1831 г., за год с неболь­шим до его пре­став­ле­ния. Бе­се­да эта яви­лась са­мым дра­го­цен­ным вкла­дом по­движ­ни­ка в со­кро­вищ­ни­цу рус­ско­го свя­то­оте­че­ско­го уче­ния. Кро­ме уче­ния о сущ­но­сти хри­сти­ан­ской жиз­ни, в ней со­дер­жит­ся но­вое изъ­яс­не­ние мно­гих важ­ней­ших мест Свя­щен­но­го Пи­са­ния.
«Пост, мо­лит­ва, бде­ние и вся­кие дру­гие де­ла хри­сти­ан­ские, – учил пре­по­доб­ный, – сколь­ко ни хо­ро­ши са­ми по се­бе, од­на­ко не в де­ла­нии лишь толь­ко их со­сто­ит цель на­шей жиз­ни хри­сти­ан­ской, хо­тя они и слу­жат сред­ства­ми для до­сти­же­ния ее. Ис­тин­ная цель жиз­ни на­шей хри­сти­ан­ской есть стя­жа­ние Ду­ха Свя­та­го Бо­жия». Од­на­жды, на­хо­дясь в Ду­хе Бо­жи­ем, пре­по­доб­ный ви­дел всю Рус­скую зем­лю, и бы­ла она на­пол­не­на и как бы по­кры­та фимиа­мом мо­литв ве­ру­ю­щих, мо­ля­щих­ся ко Гос­по­ду.
В опи­са­ни­ях жиз­ни и по­дви­гов свя­то­го Се­ра­фи­ма при­во­дит­ся мно­го сви­де­тельств бла­го­дат­но­го да­ра про­зре­ния, ко­то­рым он поль­зо­вал­ся для воз­буж­де­ния в лю­дях рас­ка­я­ния во гре­хах и нрав­ствен­но­го ис­прав­ле­ния.
«Гос­подь от­крыл мне, – ска­зал он, – что бу­дет вре­мя, ко­гда ар­хи­ереи зем­ли Рус­ской и про­чие ду­хов­ные ли­ца укло­нят­ся от со­хра­не­ния пра­во­сла­вия во всей его чи­сто­те, и за то гнев Бо­жий по­ра­зит их. Три дня сто­ял я, про­сил Гос­по­да по­ми­ло­вать их и про­сил луч­ше ли­шить ме­ня, убо­го­го Се­ра­фи­ма, Цар­ствия Небес­но­го, неже­ли на­ка­зать их. Но Гос­подь не пре­кло­нил­ся на прось­бу убо­го­го Се­ра­фи­ма и ска­зал, что не по­ми­лу­ет их, ибо бу­дут учить уче­ни­ям и за­по­ве­дям че­ло­ве­че­ским, серд­ца же их бу­дут сто­ять да­ле­ко от Ме­ня».
Яв­ляя бла­го­дат­ные да­ры и си­лу Бо­жию лю­дям, пре­по­доб­ный Се­ра­фим на­зи­дал при­хо­див­ших к нему, как ид­ти уз­ким пу­тем спа­се­ния. Он за­по­ве­дал сво­им ду­хов­ным де­тям по­слу­ша­ние и сам до кон­ца жиз­ни был ве­рен ему. Про­ве­дя всю жизнь в по­дви­гах, непо­силь­ных для обыч­ных лю­дей, он со­ве­то­вал ид­ти свя­то­оте­че­ским «цар­ским (сред­ним) пу­тем» и не брать на се­бя чрез­мер­но труд­ных де­я­ний: «вы­ше ме­ры по­дви­гов при­ни­мать не долж­но; а ста­рать­ся, чтобы друг – плоть на­ша – был ве­рен и спо­со­бен к тво­ре­нию доб­ро­де­те­лей».
Са­мым глав­ным по­дви­гом и сред­ством к стя­жа­нию Свя­то­го Ду­ха пре­по­доб­ный счи­тал мо­лит­ву. «Вся­кая доб­ро­де­тель, Хри­ста ра­ди де­ла­е­мая, да­ет бла­га Ду­ха Свя­то­го, но… мо­лит­ва бо­лее все­го при­но­сит Ду­ха Бо­жия, и ее удоб­нее все­го вся­ко­му ис­прав­лять».
Пре­по­доб­ный Се­ра­фим со­ве­то­вал во вре­мя бо­го­слу­же­ния сто­ять в хра­ме то с за­кры­ты­ми гла­за­ми, то об­ра­щать свой взор на об­раз или го­ря­щую све­чу и, вы­ска­зы­вая эту мысль, пред­ла­гал пре­крас­ное срав­не­ние жиз­ни че­ло­ве­че­ской с вос­ко­вой све­чой.
Ес­ли свя­то­му стар­цу жа­ло­ва­лись на невоз­мож­ность ис­пол­нять мо­лит­вен­ное пра­ви­ло, то он со­ве­то­вал мо­лить­ся по­сто­ян­но: и во вре­мя тру­да, и ше­ствуя ку­да-ли­бо, и да­же в по­сте­ли. А ес­ли кто рас­по­ла­га­ет вре­ме­нем, го­во­рил пре­по­доб­ный, пусть при­со­еди­ня­ет и дру­гие ду­ше­по­лез­ные мо­лит­во­сло­вия и чте­ния ка­но­нов, ака­фи­стов, псал­мов, Еван­ге­лия и Апо­сто­ла. Со­ве­то­вал свя­той изу­чать по­ря­док бо­го­слу­же­ния и дер­жать его в па­мя­ти.
Пре­по­доб­ный Се­ра­фим счи­тал необя­за­тель­ным длин­ные мо­лит­вен­ные пра­ви­ла и сво­ей Ди­ве­ев­ской об­щине дал пра­ви­ло лег­кое. Бо­жия Ма­терь за­пре­ти­ла о. Се­ра­фи­му обя­зы­вать по­слуш­ниц чте­нию дол­гих ака­фи­стов, чтобы этим не на­ло­жить лиш­ней тя­же­сти на немощ­ных. Но при этом свя­той стро­го на­по­ми­нал, что мо­лит­ва не долж­на быть фор­маль­ной: «Те мо­на­хи, кои не со­еди­ня­ют внеш­нюю мо­лит­ву со внут­рен­ней, не мо­на­хи, а чер­ные го­ло­веш­ки!» Зна­ме­ни­тым ста­ло Се­ра­фи­мо­во пра­ви­ло для тех ми­рян, ко­то­рые в си­лу жиз­нен­ных об­сто­я­тельств не мо­гут чи­тать обыч­ные утрен­ние и ве­чер­ние мо­лит­вы: утром, пе­ред обе­дом и ве­че­ром три­жды чи­тать «От­че наш», три­жды – «Бо­го­ро­ди­це Де­во, ра­дуй­ся», еди­но­жды «Ве­рую»; за­ни­ма­ясь необ­хо­ди­мы­ми де­ла­ми, с утра до обе­да тво­рить мо­лит­ву Иису­со­ву: «Гос­по­ди, Иису­се Хри­сте, Сыне Бо­жий, по­ми­луй мя, греш­но­го» или про­сто «Гос­по­ди, по­ми­луй», а от обе­да до ве­че­ра – «Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­це, спа­си мя, греш­но­го» или «Гос­по­ди, Иису­се Хри­сте, Бо­го­ро­ди­цею по­ми­луй мя, греш­но­го».
«В мо­лит­вах вни­май се­бе, – со­ве­то­вал по­движ­ник, – т. е. ум со­бе­ри и со­еди­ни с ду­шею. Сна­ча­ла день, два и боль­ше тво­ри мо­лит­ву сию од­ним умом, раз­дель­но, вни­мая каж­до­му осо­бо сло­ву. По­том, ко­гда Гос­подь со­гре­ет серд­це твое теп­ло­тою бла­го­да­ти Сво­ей и со­еди­нит в те­бе оную в един дух: то­гда по­те­чет в те­бе мо­лит­ва оная бес­пре­стан­но и все­гда бу­дет с то­бою, на­сла­ждая и пи­тая те­бя…». Пре­по­доб­ный го­во­рил, что, ис­пол­няя это пра­ви­ло со сми­ре­ни­ем, мож­но до­стиг­нуть хри­сти­ан­ско­го со­вер­шен­ства и в мир­ской жиз­ни.
«Ду­шу снаб­де­вать на­доб­но Сло­вом Бо­жи­им. Все­го же бо­лее долж­но упраж­нять­ся в чте­нии Но­во­го За­ве­та и Псал­ти­ри. От се­го бы­ва­ет про­све­ще­ние в ра­зу­ме, ко­то­рый из­ме­ня­ет­ся из­ме­не­ни­ем Бо­же­ствен­ным», – на­став­лял свя­той по­движ­ник Са­ров­ский, сам по­сто­ян­но про­чи­ты­вав­ший весь Но­вый За­вет в те­че­ние неде­ли.
Каж­дое вос­кре­се­нье и каж­дый празд­ник неопу­сти­тель­но при­об­ща­ясь Свя­тых Та­ин, пре­по­доб­ный Се­ра­фим на во­прос, как ча­сто сле­ду­ет при­сту­пать к При­ча­ще­нию, от­ве­тил: «Чем ча­ще, тем луч­ше». Свя­щен­ни­ку Ди­ве­ев­ской об­щи­ны Ва­си­лию Са­дов­ско­му он го­во­рил: «Бла­го­дать, да­ру­е­мая нам При­об­ще­ни­ем, так ве­ли­ка, что как бы ни недо­сто­ин и как бы ни гре­шен был че­ло­век, но лишь бы в сми­рен­ном ток­мо со­зна­нии все­гре­хов­но­сти сво­ей при­сту­пал ко Гос­по­ду, ис­куп­ля­ю­ще­му всех нас, хо­тя бы от го­ло­вы до ног по­кры­тых яз­ва­ми гре­хов, и бу­дет очи­щать­ся бла­го­да­тию Хри­сто­вою, все бо­лее и бо­лее свет­леть, со­всем про­свет­ле­ет и спа­сет­ся».
«Ве­рую, что по ве­ли­кой бла­го­сти Бо­жи­ей озна­ме­ну­ет­ся бла­го­дать и на ро­де при­ча­ща­ю­ще­го­ся…». Свя­той, од­на­ко, не всем да­вал оди­на­ко­вые на­став­ле­ния от­но­си­тель­но ча­сто­го При­ча­ще­ния. Мно­гим он со­ве­то­вал го­веть во все че­ты­ре по­ста и во все дву­на­де­ся­тые празд­ни­ки. Необ­хо­ди­мо пом­нить его пре­ду­пре­жде­ние о воз­мож­но­сти при­об­ще­ния в осуж­де­ние: «Бы­ва­ет ино­гда так: здесь на зем­ле и при­об­ща­ют­ся; а у Гос­по­да оста­ют­ся непри­об­щен­ны­ми!»
«Нет ху­же гре­ха и ни­че­го нет ужас­нее и па­губ­нее ду­ха уны­ния», – го­во­рил свя­той Се­ра­фим. Он сам све­тил­ся ра­до­стию ду­хов­ной, и этой ти­хой, мир­ной ра­до­стью он с из­быт­ком на­пол­нял серд­ца окру­жав­ших, при­вет­ствуя их сло­ва­ми: «Ра­дость моя! Хри­стос вос­кре­се!» Вся­кое жиз­нен­ное бре­мя ста­но­ви­лось лег­ким вбли­зи по­движ­ни­ка, и мно­же­ство скор­бя­щих и ищу­щих Бо­га лю­дей по­сто­ян­но тол­пи­лось око­ло его кел­лии и пу­стынь­ки, же­лая при­об­щить­ся бла­го­да­ти, из­ли­ва­ю­щей­ся от угод­ни­ка Бо­жия. На гла­зах всех под­твер­жда­лась ис­ти­на, вы­ска­зан­ная са­мим свя­тым в ве­ли­ком Ан­гель­ском при­зы­ве: «Стя­жи мир, и во­круг те­бя спа­сут­ся ты­ся­чи». Эта за­по­ведь о стя­жа­нии ми­ра воз­во­дит к уче­нию о стя­жа­нии Свя­то­го Ду­ха, но и са­ма по се­бе яв­ля­ет­ся важ­ней­шей сту­пе­нью на пу­ти ду­хов­но­го воз­рас­та­ния. Пре­по­доб­ный Се­ра­фим, опыт­но про­шед­ший всю древ­нюю пра­во­слав­ную на­у­ку ас­ке­ти­че­ско­го по­дви­га, про­ви­дел, ка­ким бу­дет ду­хов­ное де­ла­ние гря­ду­щих по­ко­ле­ний, и учил ис­кать мир ду­шев­ный и ни­ко­го не осуж­дать: «Кто в мир­ном устро­е­нии хо­дит, тот как бы лжи­цею чер­па­ет ду­хов­ные да­ры». «Для со­хра­не­ния ми­ра ду­шев­но­го… вся­че­ски долж­но из­бе­гать осуж­де­ния дру­гих… Чтобы из­ба­вить­ся от осуж­де­ния, долж­но вни­мать се­бе, ни от ко­го не при­ни­мать по­сто­рон­них мыс­лей и быть ко все­му мерт­ву».
Пре­по­доб­ный Се­ра­фим по пра­ву мо­жет быть на­зван уче­ни­ком Бо­жи­ей Ма­те­ри. Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца три­жды ис­це­ля­ла его от смер­тель­ных бо­лез­ней, мно­го­крат­но яв­ля­лась ему, на­став­ля­ла и укреп­ля­ла его. Еще в на­ча­ле сво­е­го пу­ти он услы­шал, как Бо­жия Ма­терь, ука­зы­вая на него, ле­жав­ше­го на од­ре бо­лез­ни, ска­за­ла апо­сто­лу Иоан­ну Бо­го­сло­ву: «Сей от ро­да на­ше­го».
По вы­хо­де из за­тво­ра пре­по­доб­ный мно­го сил от­дал устро­е­нию де­ви­чьей мо­на­ше­ской об­щи­ны в Ди­ве­е­ве и сам го­во­рил, что ни од­но­го ука­за­ния не да­вал от се­бя, де­лал все по во­ле Ца­ри­цы Небес­ной.
Пре­по­доб­ный Се­ра­фим сто­ит в на­ча­ле по­ра­зи­тель­но­го взле­та рус­ской пра­во­слав­ной ду­хов­но­сти. С ве­ли­кой си­лой зву­чит его на­по­ми­на­ние: «Гос­подь ищет серд­ца, пре­ис­пол­нен­но­го лю­бо­вью к Бо­гу и ближ­не­му; вот пре­стол, на ко­то­ром Он лю­бит вос­се­дать и яв­лять­ся в пол­но­те Сво­ей пре­не­бес­ной Сла­вы. «Сыне, даждь Ми серд­це твое, – го­во­рит Он, – а все про­чее Я Сам при­ло­жу те­бе», – ибо в серд­це че­ло­ве­че­ском Цар­ство Бо­жие вме­щать­ся мо­жет».

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovskij/
• Беседа преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым. О цели христианской жизни
• Духовные наставления инокам и мирянам
• Серафимо-Дивеевские предания
• Наставления
• О кратком молитвенном правиле

☦️
Мученик Васи́лий Петров.
О му­че­ни­ке ми­ря­нине Ва­си­лии Пет­ро­ве нам из­вест­но очень ма­ло. Он ро­дил­ся в 1882 го­ду и при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну от рук бо­го­про­тив­ной вла­сти 15 ян­ва­ря 1942 го­да в воз­расте ше­сти­де­ся­ти лет.


Жития
Писание