11 января 2023
⏳ 2023.01.11 (ср)
🍏 поста нет
🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 31я по Пятидесятнице (глас 5й)
• среда
☀️ неподвижный годовой круг:
• 11 января (29 декабря)
• (попразднство Рождества Христова)
• (Святки)
• мчч. 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных (I)
• прп. Марке́лла Апамейского (485)
• прп. Фаддея исп. (818)
• прпп. Марка гробокопателя, Феофила, Иоанна Печерских (XI–XII)
• прп. Фео́фила Омучского (XV)
• прп. Васили́ска Сибирского (1824)
• сщмчч. Павла (Аношкина), Григо́рия (Смирнова) (1918)
• сщмч. Феодосия (Беленького) (1938)
• мцц. Наталии (Васильевой), Наталии (Силуяновой), Евдокии (Гусевой), Анны (Боровской), Матроны (Наволокиной), Варвары (Деревягиной), Анны (Поповой), Евдокии (Назиной), Евфросинии (Денисовой), Агриппины (Киселевой), Наталии (Сундуковой) (1942)
• прп. Лавре́нтия Черниговского (Проскуры) (1950)
☦️
Мученики 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме убиенные.
Святые мученики 14 000 младенцев убиты царем Иродом в Вифлееме. Когда пришло время совершения величайшего события – Воплощения Сына Божия и Рождения Его от Пресвятой Девы Марии, восточные волхвы увидели на небе новую звезду, предвозвещавшую рождение Царя Иудейского. Тотчас они направились в Иерусалим для поклонения Родившемуся, а звезда указывала им путь. Поклонившись Богомладенцу, они не вернулись в Иерусалим к Ироду, как он приказывал им, но, получив откровение свыше, ушли в свою страну иным путем. Тогда Ирод понял, что замысел его найти Младенца не осуществился, и приказал убить в Вифлееме и окрестностях всех детей мужского пола от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых детей будет и Богомладенец, в Котором видел соперника. Погубленные младенцы стали первыми мучениками за Христа. Гнев Ирода обрушился и на Симеона Богоприимца, который всенародно свидетельствовал в храме о Родившемся Мессии. Когда святой старец скончался, Ирод не допустил, чтобы его достойно погребли. По повелению царя был убит святой пророк священник Захария: его умертвили в Иерусалимском храме между жертвенником и алтарем за то, что он не указал, где сын его, Иоанн, будущий Креститель Господа Иисуса Христа. Гнев Божий вскоре покарал самого Ирода: его постигла лютая болезнь, и он умер, заживо съеденный червями. Перед смертью нечестивый царь довершил меру своих злодеяний: убил первосвященников и книжников иудейских, родного брата, сестру и ее мужа, свою жену Мариамну и трех сыновей, а также 70 мудрейших мужей, членов Синедриона.
…
Иерей Сергей Лепин:
Все вопросы относительно Вифлеемских младенцев возникают оттого, что мы немного путаемся в периодизации. В самом деле, к какому Завету относится эта ужасная история – к Ветхому или к Новому? Очень распространенной ошибкой является отнесение того или иного события к Новому Завету лишь на том основании, что о нем говорится в Новом Завете. Это, на мой взгляд, не так. Давайте обратим внимание, например, на историю святого Иоанна Предтечи – последнего ветхозаветного пророка, который, обладая удивительной святостью, сподобился не только быть призванным к пророческому служению, но и увидеть осуществление своего пророчества. Новый Завет заключен только во Христе: в Его Теле, за нас ломимом, и Крови, за нас изливаемой, – во всей Его жизни и действиях.
С моей точки зрения, Вифлеемские младенцы являются ветхозаветными мучениками, потому что Христос есть первый новозаветный Первосвященник, Пророк и Царь. И из первосвященства Христа вытекает и Его первомученичество. Он стал первомучеником Нового Завета, добровольно принеся Себя в Жертву Искупления. Хотя, естественно, Вифлеемские младенцы могут быть названы мучениками за Христа, причем в двояком смысле. Во-первых, потому, что они погибли в результате жуткой истории, главными сюжетами которой были события жизни Христа, и погибли, в прямом смысле, вместо Него. А во-вторых, я бы не стал подвиг ветхозаветных мучеников, о котором они пророчествовали и исполнение которого чаяли, отделять и противопоставлять Евангелию.
Куда попали души Вифлеемских младенцев после смерти? Как мы верим, до искупительной Жертвы Христа души всех умерших людей – и праведных, и грешных – нисходили во ад, поскольку человек в невозрожденном, падшем состоянии не мог быть чадом Божиим и наследовать рай – дом Отца Небесного. Поэтому, помня об этом, нам не составит никакого труда ответить на вопрос о посмертной участи Вифлеемских младенцев: они были убиты и после смерти приложились к отцам своим вместе с сонмом ветхозаветных праведников, пророков и мучеников. Если считать, что возраст и состояние нашего тела (младенчество, болезни, старость) налагают соответствующие ограничения на нашу душу, то, преждевременно и насильно лишившись этих ограничений, души младенцев смогли услышать и учение пророков о Грядущем Мессии, и проповедь Иоанна Крестителя, который, как мы знаем, был Предтечей Христа и в аду. И уж потом только Господь наш, умерев на Кресте, Своей душой сошел во ад и, сокрушив вечные его оковы, вывел всех ожидавших и уверовавших в Него. Младенцы умерли до Христа, но после и совосстали с Ним, ибо Он умер и за них.
Конечно, когда читаешь соответствующее место Священного Писания, то не можешь не ужаснуться той жестокости, которой обернулся мир по отношению к ни в чем неповинным детям. Естественно, у нас здесь возникает ряд вопросов, прежде всего о смысле такого страдания. Здесь я считаю очень важным подчеркнуть – страдание Вифлеемских младенцев не имело никакого смысла, ибо убийство невиновных (тем более детей) не может иметь никакого смысла. Была лишь явная злая воля и умысел Ирода, но стоит ли это называть смыслом? Это произошло оттого, что «мир лежит во зле» (1Ин.5:19) и не знает Бога. Бог же не сотворил страданий, и само по себе страдание – это то, посредством чего дьявол пытался сделать этот мир бессмысленным. Бессмысленность страданий – проблема, с которой пытались справиться многие религии. Но особенность учения Христа в том, что оно не пытается избавить человека от страдания как такового, а предлагает человеку наделить свое страдание смыслом и претерпеть его до конца. И Сам Христос учит не откуда-то с высока о том, как мы должны поступать в тех или иных жизненных испытаниях, но, напротив, Своим примером показывает, как мы должны переживать лишения и беды. Он Сам оказался в самом эпицентре страдания, боли, смерти. Страдание и смерть – это то оружие, на которое рассчитывал дьявол в войне против рода человеческого. Но именно страдание, смерть (и Воскресение, конечно) – то, чем Христос победил сатану. Теперь только от нас зависит, будет ли наше страдание в совосстание со Христом или оно так и останется бессмысленным и беспросветным. Кто во Христе, тот приобретен, а не потерян, что бы с ним ни произошло! А как же дети? Что от них зависит? Давайте обратим внимание на слова пророка Иеремии, которые приводит евангелист Матфей, повествуя об этой трагедии: «Глас слышен в Раме, плач и рыдание и вопль; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер.31:15). Казалось бы, при чем здесь это? Можно подумать, что Матфей приводит это место только для того, чтобы подчеркнуть трагизм происходящего. А давайте откроем Библию и прочитаем дальше: «Так говорит Господь: «Удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, – говорит Господь, – и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, – говорит Господь, – и возвратятся сыновья твои в пределы свои» (Иер.31:16-17). На самом деле аллюзия на ветхозаветное место отнюдь не так драматична, не так ли? Евангелист, пожалуй, наоборот, хочет подчеркнуть наличие какого-то грядущего блага, избавления, спасения даже в таких случаях!
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1147
https://azbyka.ru/days/sv-mucheniki-14-000-mladencev-ot-iroda-v-vifleeme-izbiennye
☦️
Преподобный Марке́лл Апамейский, игумен.
Преподобный Маркелл, игумен обители «Неусыпающих», был родом из г. Апамеи в Сирии. Он рано лишился своих родителей-христиан. Образование получил сначала в Антиохии, затем в Ефесе. Всё имение, доставшееся от родителей, он роздал нищим, порвав связь с миром. В Ефесе под руководством опытного старца Маркелл вступил на путь подвижничества, но затем ушел в Византию к преподобному Александру, игумену обители «Неусыпающих». Обитель получила название от того, что в ней псалмопение совершалось беспрерывно – день и ночь. Преподобный принял Маркелла и постриг его в иночество. Ревностно подвизаясь в бдении, посте и молитве, святой рано удостоился великих духовных дарований и дара прозорливости. Он провидел день кончины аввы Александра и свое избрание игуменом, но, будучи сам еще молод, не захотел иметь подначальных и временно удалился из обители, обходил монастыри, получая назидание от старцев.
После смерти святого Александра, когда игуменом был поставлен авва Иоанн, Маркелл вернулся, к великой радости братии. Авва Иоанн сделал Маркелла ближайшим своим помощником. После смерти Иоанна святой Маркелл вопреки своему желанию был избран игуменом монастыря и в этом сане пребывал 60 лет. Далеко распространилась слава о его святой жизни. К Маркеллу приходили издалека знатные и простые, богатые и убогие. Окружавшие святого много раз видели Ангелов, сопутствовавших святому и охранявших его. Помощью Божией обитель «Неусыпающих» благоустраивалась. Святой Маркелл, получая от верующих людей средства на ее расширение и украшение, построил прекрасную большую церковь, больницу, странноприимный дом. Своей молитвой преподобный врачевал болезни, изгонял бесов и творил чудеса. Так, один из иноков был послан в Анкару и там заболел. Будучи при смерти, он мысленно воззвал к своему авве. В тот же час преподобный Маркелл духовным слухом услышал вопль ученика, встал на молитву, и больной тотчас же выздоровел. Когда корабль, на котором находились его иноки, находился в опасности, молитвой преподобный утишил морскую бурю. Когда святому сказали, что в Византии бушует пожар, он слезно помолился за погибающий в огне город, и пожар утих, как бы потушенный слезами преподобного. Однажды слуга некоего вельможи Ардавурия, незаслуженно обвиненный, укрылся в обители от гнева господина. Ардавурий дважды требовал от святого Маркелла, чтобы он выдал ему Иоанна, но тот всякий раз отказывался. Тогда Ардавурий прислал отряд воинов, и монастырь был окружен. Упавшие духом братия пришли к авве, прося избавления от беды. Святой Маркелл один бесстрашно вышел за ворота монастыря к воинам, держа крест. Преподобного окружало сияние, от креста исходили молнии; слышался гром. Тогда отряд обратился в бегство. Ардавурий, узнав от воинов о случившемся, пришел в ужас и ради святого Маркелла простил слугу.
Преподобный мирно преставился к Богу в 485 году. Его верный ученик Лукиан тяжко скорбел о нем, но на пятый день после кончины преподобный Маркелл явился ему и утешил, предсказав скорую кончину.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1148
☦️
Преподобный Фадде́й Студит.
Преподобный Фаддей Исповедник, ученик Феодора Студита, защитник иконопочитания, пострадал в царствование Льва V (813–820). Во времена господства иконоборцев он был приведен на суд. Еретики, глумясь над Фаддеем, положили на землю икону Спасителя и, силой набросившись на святого, заставили его наступить на нее. После этого судья сказал: «Ты попрал икону Христа, теперь присоединись к нам». Но Фаддей с дерзновением отвечал, что почитает и с любовью целует святую икону Спасителя, а против воли совершенное попрание недействительно, и проклял злочестие иконоборцев. За это он был забит палками. Бездыханного мученика за ноги волокли по земле и бросили за городской стеной. Но он был еще жив. Один христианин взял его в свой дом, омыл от грязи. Святой Фаддей, прожив еще три дня, предал душу Богу.
…
Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1150
☦️
Преподобные Марк Гробокопатель, Фео́фил и Иоа́нн Печерские.
О преподобных Марке Гробокопателе, Феофиле Плачливом и Иоанне (XI–XII) рассказывает Киево-Печерский Патерик. Два брата-инока, преподобные Феофил и Иоанн, так любили друг друга, что упросили преподобного Марка приготовить им одну могилу.
Спустя много лет старший брат был послан по монастырским делам. В то время брат Иоанн заболел и умер. Через несколько дней возвратился преподобный Феофил и пошел вместе с братией посмотреть, где положен умерший. Увидев, что он лежит в общем их гробе на первом месте, вознегодовал на блаженного Марка и сказал: «Зачем положил его здесь на моем месте? Я старше его». Пещерник, со смирением кланяясь преподобному Феофилу, просил простить его. Затем, обратись к усопшему, сказал: «Брат, встань и дай это место старшему, а ты ляг на другом месте». И мертвый подвинулся во гробе. Увидев это, преподобный Феофил пал к ногам преподобного Марка и просил прощения. Пещерник заметил ему, чтобы он заботился о своем спасении, так как через некоторое время его также принесут сюда. Услышав это, преподобный Феофил пришел в ужас и решил, что скоро умрет. Раздав всё, что имел, и оставив только мантию, он каждый день ожидал смертного часа. Никто не мог удержать его от слез или заставить вкусить сладкой пищи. От слез преподобный Феофил потерял зрение. Преподобный Марк перед кончиной на его мольбу умереть вместе с ним сказал: «Не желай смерти, она придет, хотя бы ты и не желал. Вот что послужит знамением близкой твоей кончины: за три дня до смерти ты прозреешь». Слова святого исполнились. Тело преподобного Феофила положено в Антониевой пещере, в гробе вместе с его братом преподобным Иоанном, вблизи мощей преподобного Марка.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-mark-pecherskij-grobokopatel
☦️
Преподобный Фео́фил Омучский.
Неизвестные по происхождению преподобные Феофил и Иаков Омучские несколько времени подвизались на острове Коневце, вместе с преподобным Арсением Коневским (память 12/25 июня), и, может быть, там они начали свои иноческие труды.
Затем в 1395 или 1396 годах оба подвижника оставили Коневец и перешли на речку Омучу. Здесь, в округе Демянского погоста, в 65 верстах от города Порхова они основали пустынь в честь Успения Божией Матери. Основателем обители почитался преподобный Феофил, судя по тому, что она называлась Феофиловой пустынью, тогда как преподобный Иаков был ее устроителем. Преставились преподобные в начале XV столетия, около 1412 года. День кончины преподобного Иакова неизвестен, преподобный же Феофил преставился 29 декабря. Празднование преподобным местное. Святые мощи угодников Божиих почивают под спудом, в храме Успения Божией Матери, с 1764 года приходском.
☦️
Преподобный Васили́ск Сибирский.
Преподобный Василиск Сибирский – святой старец, родился ок. 1740 г. Скончался он в городе Туринске 29 декабря 1824 года и был похоронен в Свято-Николаевском Туринском монастыре. Любовь к Богу и ближнему, непрестанная молитва и глубокий духовный опыт привели его к святости. Преподобного Василиска можно поставить в один ряд с величайшими угодниками Божиими: преподобным Сергием Радонежским, преподобным Серафимом Саровским, святителем Николаем Чудотворцем.
В ХХ веке многие почитали святого Василиска, но в годы советской власти было сделано все для того, чтобы этот подвижник был забыт. Часовню над могилой святого старца разрушили, а на ее месте возвели гаражи.
Недавно Спасским мужским и Ново-Тихвинским женским монастырями Екатеринбурга были организованы поиски места захоронения старца Василиска. Эти поиски увенчались успехом: в 2000 году братьями Спасского монастыря обретены мощи старца.
Сестры Ново-Тихвинской обители подготовили документы и направили их в комиссию по канонизации, и преподобный Василиск Сибирский был прославлен в лике святых в 2004 году.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilisk-sibirskij
☦️
Священномученик Павел Мокинский (Аношкин), пресвитер.
Священномученик Павел родился 5 февраля 1891 года в семье мещанина Павла Аношкина. По окончании в 1912 году Пермской Духовной семинарии 19 августа того же года он был рукоположен во священника к Покровской церкви в селе Верх-Сарсы Красноуфимского уезда Пермской губернии и назначен заведующим и законоучителем Верх-Сарсинской церковно-приходской школы и законоучителем Сарсинской заводской и Верх-Сарсинской земской школ, председателем Верх-Сарсинского церковно-приходского попечительства и председателем Вонифатьевского общества трезвости. 25 марта 1913 года он был награжден набедренником «за выдающуюся пастырскую деятельность» и на следующий день переведен в Николаевскую церковь в село Мокино Оханского уезда и назначен заведующим и законоучителем Мокинской церковно-приходской школы, законоучителем в школах в Нижних и Верхних Талицах и в деревне Кошели, а с 1914 года – законоучителем и двухклассного Мокинского училища.
В декабре 1918 года отец Павел был арестован безбожниками-большевиками, исколот штыками и расстрелян.
☦️
Священномученик Григо́рий Мокинский (Смирнов), диакон.
Священномученик Григорий родился 18 ноября 1891 года в Вятской губернии в семье крестьянина Прокопия Смирнова. В 1911 году Григорий окончил второклассное училище при Казанском храме в селе Старый Торъял в Уржумском уезде Вятской губернии, а в 1913 году дополнительные курсы при Митинской школе Вятского уезда и в том же году был назначен псаломщиком в Казанскую церковь села Горохова Орловского уезда. В 1916 году он перешел служить в Пермскую епархию, и 15 января 1917 года епископ Пермский Андроник (Никольский) рукоположил его во диакона к Николаевскому храму в селе Мокино Оханского уезда.
В декабре 1918 года диакон Григорий Смирнов был расстрелян безбожниками-большевиками и заколот штыками.
☦️
Священномученик Феодо́сий Беленький, пресвитер.
Иерей Феодосий Беленький родился 23 марта 1885 года в селе Успенское Афанасьевского района Днепропетровской области в семье священника. Феодосий окончил Духовную семинарию, в 1917 году принял священный сан и до 1933 года служил на Украине.
В 1933 году отец Феодосий был арестован и Особым Совещанием при ПП ОГПУ приговорен к трем годам административной ссылки в Казахстан. В ссылке отец Феодосий жил в селе Ванновка.
После отбытия срока поехал в Алма-Ату к епископу, чтобы получить место священника, но оказалось, что епископ Алма-Атинский Александр (Толстопятов) был арестован и 3 сентября 1936 года и приговорен к 3 годам ИТЛ. Тогда отец Феодосий поехал в Ташкент. В Ташкенте от епископа отец Феодосий получил разрешение на служение при условии, что предоставит списки верующих.
О дальнейшей жизни отца Феодосия нам кое-что известно из отрывков следственного дела:
«В Ташкенте подыскал псаломщика Н. Шварова, который был без работы, существовал на собранные куски хлеба и деньги, т.е. нищенствовал…» В январе 1937 года отец Феодосий приехал на постоянное место жительства с псаломщиком Н.Шваровым в село Сергеевка (Тюлькубасский район Южно-Казахстанской области).
Из показаний члена церковного совета А.Д. Алейникова: «До 1930 года у нас в селе еще была церковь. Ввиду смерти старосты и отсутствия священника у нас группа верующих распалась. Мы поговорили со старухами и верующими и написали письмо благочинному отцу Сергию чтобы он нам прислал священника, и в 1936 году он прислал мне записку, что пришлет. Через некоторое время от него приехал священник отец Феодосий Беленький. Я оповестил старух, и у меня в дому начали служить богослужения».
Из следственного дела: «По возвращении Беленького из Ташкента в селах Сергеевка Антоновка, Богословка и ст. Састюбе Беленький и Шваров начали совершать богослужения без разрешения Райисполкома, без оформления списков и росписей верующих, тем самым Беленький и Шваров искажали советскую конституцию. Обвиняемый Беленький покупал хороших конфет, угощал конфетами детей-школьников и одновременно вел агитацию среди своих учеников, чтобы они шли к своим родным и вместе с ними приходили к нему для крещения, уговаривал детей ходить в молебный дом на моление. Беленький и Шваров, находясь в вышеуказанных селах, проводили богослужения».
Из показаний отца Феодосия: «Меня обвиняют, что как будто бы я стал совершать богослужения без разрешения, но это неверно, потому что в деле имеются документы Районо на право совершения богослужения. Кроме того, как только я приехал в Сергеевку, то явился в с/с. В отношении детей – зачем мне надо было их уговаривать, когда сами родители приносят и приводят детей и просят их крестить».
Из материалов дела: «В начале февраля 1937 г., будучи в кооперации в с. Антоновка, явно высказывал свое недовольство Советской властью и дискредитировал вождя партии и правительства».
Из показаний отца Феодосия: «Да, я действительно был в кооперации, заходил купить мыло и зубной порошок. Говорил, что вождь партии учился в Духовной семинарии и был за революционную деятельность исключен из 5-го класса. К чему это говорил, не помню».
На судебном заседании отец Феодосий опроверг все предъявленные ему обвинения, но 6 апреля 1937 года Народный суд Тюлькубасского района Южно-Казахстанской области приговорил отца Феодосия к 4 годам лишения свободы по статьям о «хулиганстве». Однако областная прокуратура не согласилась с решением суда и 2 июня 1937 года вынесла решение переквалифицировать дело по ст. 58-10 («к-р деятельность»), что было и сделано. 4 октября 1937 года отец Феодосий был арестован. Состоялся допрос:
– Следствию известно, что Вы, являясь адмвысланным, и после освобождения из ссылки занимались нелегально религиозной деятельностью. Подтверждаете ли Вы это?
– Да, я это подтверждаю.
– Следствию известно, что Вы свою религиозную деятельность использовали с а/с целями.
– С а/с целями я свою религиозную деятельность не проводил, каждый отдельный совершаемый мною обряд крещения детей или богослужение совершал с согласия родителей и верующих, никаких а/с целей не преследовал. Больше показать ничего не могу.
Отцу Феодосию было предъявлено обвинение в том, что он «ходил по селам, вел среди населения агитацию против советской власти, говорил на вокзале на ст. Тюлькубас о Советской конституции, дискредитируя ее и вождей партии и правительства, проводил богослужения, уговаривал детей ходить в молельный дом на богослужения». 4 ноября 1937 года тройка при УНКВД по Южно-Казахстанской области приговорила отца Феодосия к высшей мере наказания. Священномученик Феодосий был расстрелян 11 января 1938 года. Место его погребения неизвестно.
☦️
Мученицы Ната́лия Васильева, Ната́лия Силуянова, Евдоки́я Гусева, Анна Боровская, Матро́на Наволокина, Варва́ра Деревягина, Анна Попова, Евдоки́я Назина, Евфроси́ния Денисова, Агриппи́на Киселева и Ната́лия Сундукова.
Мученица Наталия Ивановна Сундукова родилась в 1887 году в семье священника. В 1930-х годах она была выслана в город Сталинабад в Таджикской ССР. Там ее вновь арестовали и приговорили к 5 годам лишения свободы. В обвинении сказано, что она «являлась организатором и руководителем контрреволюционной ячейки церковно-монархической организации «Истинная Православная Церковь» в городе Сталинабаде, вела антисоветскую контрреволюционную агитацию… против мероприятий советской власти: выборов в советы, советских праздников, вождей партии и правительства». В лагерной характеристике на Наталию Сундукову сказано: «ни одного дня не работала, категорически заявляя, что на антихристов работать не будет». В Карлаге вместе с Наталией Ивановной были арестованы еще 10 женщин. На них завели групповое дело, в котором было указано, что арестованные «с момента прибытия в Карлаг НКВД в контрреволюционных целях без всяких на то оснований систематически отказывались от работы в лагере, проявляя контрреволюционный саботаж… Наряду с этим обвиняемые среди заключенных проводили антисоветскую пропаганду, используя при этом религиозные предрассудки… В предъявленном обвинении … виновными себя не признали…». На допросе они все единодушно назвали себя верующими христианками и подтвердили невыход на работу по той причине, что считают советскую власть антихристовой и работать на нее не желают.
Силуянову Наталию Тихоновну, также дочь священника (остальные 9 женщин происходили из крестьянских семей) приговорили к лагерному сроку за то, что она «участвовала в контрреволюционной группе, ставившей своей целью срыв мероприятий соввласти на селе, агитировала против выборов в Верховный Совет, пела контрреволюционный царский монархический гимн». В Карлаг она поступила в марте 1941 года, и, как сказано в характеристике, «…в лагере ни одного дня не работала по религиозным убеждениям».
11 мучениц были расстреляны в Карлаге 11 января 1942 года. Место их погребения неизвестно.
☦️
Преподобный Лавре́нтий Черниговский (Проскура).
Схиархимандрит Лаврентий (в миру Лука Евсеевич Проскура) родился в 1868 году в селе Карыльское Кролевецкого уезда Черниговской губернии. Отец и мать были глубоко религиозные люди и детей воспитывали в вере в Бога. Лука учился в начальной земской школе, был очень способным. В 13 лет он окончил школу и был оставлен помощником учителя. С детских лет Лука регулярно ходил в церковь, имел прекрасный слух, пел в церковном хоре. Однажды быв в Коропе, он познакомился с удивительным человеком – бывшим регентом императорского хора, уроженцем этих мест, который сразу оценил способности юноши и стал обучать его регентскому искусству. Здесь же он освоил игру на скрипке. Около года провел Лука в Коропе. По возвращении домой он становится регентом своего сельского хора.
Семья жила бедно. Лука обучается шитью и своим трудом начинает зарабатывать, чтобы помогать семье. К 17 годам он стал прекрасным портным, так что заказчиков у него было всегда много. В это время умерла мать, и Лука решил уйти в монастырь. Но старший брат Варфоломей настоял, чтобы он не покидал семью. Тяжело было Луке отклонить свое твердое намерение, но он смирился. Со своим другом юности Симеоном Лука ходил пешком в Киев к о. Ионе, чтобы он благословил получить духовное образование. Но о. Иона сказал им: «Ваша семинария при вас» – и не благословил. Вместе же с Симеоном Лука ездил на Афон. После настойчивых просьб Симеон был принят в число братии Афонского монастыря. А Луке один из афонских старцев сказал: «Езжай в Россию, ты там нужен будешь». Так он и поступил, вернулся домой.
Вскоре молодого талантливого регента пригласили управлять хором Рыхловского Никольского монастыря. Пение в Рыхловском монастыре стало привлекать не только молящихся, зачастую регенты из других мест специально приезжали послушать хор, который приобрел немалую известность. Епископ Черниговский Антоний (Соколов), объезжая епархию, посетил Рыхловский монастырь и остался очень доволен пением. По приезде в Чернигов владыка послал настоятелю предписание направить регента Луку Евсеевича в Черниговский Троицкий архиерейский дом для управления хором. Так приблизительно в 1905 году Лука переехал в Чернигов, где прошла вся его последующая жизнь.
В 1912 году, на 45-м году жизни, Лука был пострижен в монашество с именем Лаврентий. Через два года он был рукоположен в иеродиакона, а в 1916 году – в иеромонаха. В 1928 году по определению экзарха Украины митрополита Михаила возведен в сан архимандрита. В 1923 году в Киеве о. Лаврентий был тайно пострижен в схиму лаврским схиигуменом Гавриилом. До самого закрытия монастыря в первой половине 20-х годов о. Лаврентий неизменно был регентом хора, уставщиком и ведал монастырским книгохранилищем.
Постепенно возрастал и духовный авторитет о. Лаврентия. Он был строгим последователем православного вероисповедания. К нему стремились и простые люди, и черниговская интеллигенция. Приезжие быстро узнавали, что в Троицком монастыре есть духовник высокой жизни, и рады были к нему попасть. Его любвеобилие, дар рассудительности, дар прозрения привлекали не только мирян, но и многих духовных лиц, черниговские епископы весьма дорожили его суждением.
Когда закрыли монастырь, отец Лаврентий поселился в маленьком убогом домике. Богослужения совершал в небольшом Ильининском храме. Так прошло 20 лет. Настало время, когда закрыли и этот храм. Лишенный возможности в храме прославлять Бога песнопением, о. Лаврентий, тем не менее, никогда не оставлял положенного правила церковной молитвы. Бережно сохранял он богослужебные книги и обширную нотную библиотеку. И когда его спрашивали: «Разве ноты еще понадобятся?» – неизменно отвечал: «Конечно, будем еще читать и петь».
Во время Великой Отечественной войны, в период оккупации Чернигова, было разрешено открыть Троицкую обитель. По зову старца собрались послушницы, просто верующие люди и приступили к восстановлению обители. Люди трудились самоотверженно, и уже в день Архистратига Михаила 21 ноября 1941 года состоялось первое богослужение в церкви Феодосия, расположенной под Троицким собором. А в 1942 году был освящен и главный престол Троицкого собора. На хоры поднялся дивный старец, и величественный храм огласился стройным пением. Обычно регенты дирижируют, стоя лицом к хористам и, значит, спиной к иконостасу, если хоры устроены в западной части храма. Но о. Лаврентий всегда обращен был лицом к алтарю, а певчие располагались симметрично полукругом по обе стороны, он же был в центре.
Нравственная чистота, духовная высота, неистощимая любовь к людям вызывали необыкновенное расположение к нему в каждом, кто хоть раз в жизни удостоился видеть его. Любовь батюшки была особенная, не знавшая пристрастия, не взиравшая на лица, на душевные качества. Он любил всех и проявлял это чувство приветливостью, вниманием, советом. О. Лаврентий был большим психологом, он знал духовный мир человека во всех его проявлениях и в самых тончайших оттенках. Все от него уходили согретые христианской любовью, ободренные, с полным спокойствием на душе. Не единичны были случаи, когда о. Лаврентий предотвращал беду, спасал людей от смерти.
Что поражало в даре о. Лаврентия? Четкий, определенный ответ на все сомнения и вопросы. И когда однажды близкий к нему человек осмелился спросить: «Батюшка, откуда вы знаете, что нужно ответить каждому обращающемуся к Вам, и всегда это бывает правильное решение?» – он ответил: «На мысль полагает Бог, и ответ в сказанном сразу».
Скончался схиаpхимандpит Лаврентий 19 (6) января 1950 года. Чин погребения возглавлял епископ Иаков. По решению владыки местом упокоения была определена усыпальница под Троицким собором, где покоятся семь архиереев. До закрытия монастыря (в сентябре 1962 года) в храме регулярно совершались панихиды по почившему. Черниговские архиереи считали своим долгом и честью помолиться у могилки великого старца. После ликвидации монастыря доступ в усыпальницу был закрыт. Прошло 26 лет. Настало время, когда вновь богомольцы имеют возможность поклониться могиле о. Лаврентия.
…
Примечание:
Просим учесть, что преподобный Лаврентий не вёл письменных записей своих высказываний. Авторство святого подвижника в некоторых приписываемых ему пророчествах весьма сомнительно. Великим наследием является сама его жизнь, а не пророчества. (Редакция «Азбуки Веры»)