⏳ 2022.12.29 (чт)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 29я по Пятидесятнице (глас 3й)
• четверг

☀️ неподвижный годовой круг:
29 декабря (16 декабря)
• (Рождественский пост)
• прор. Агге́я (500 до РХ)
• мч. Мари́на Римского (III)
• блж. царицы Феофа́нии Византийской (893–894)
• прп. Софи́и Суздальской (1542)
• сщмчч. Владимира (Алексеева) (1918)
• сщмчч. Аркадия (Остальского) Бежецкого 📚, Илии (Чередеева), Павла (Фаворитова), Феодосия (Болдырева), Владимира (Дамаскина), Александра (Колоколова), Петра (Зиновьева), прмч. Макария (Смирнова) (1937)


☦️
Пророк Агге́й.
Свя­той про­рок Аг­гей – де­ся­тый из 12 ма­лых про­ро­ков. Он был из ко­ле­на Ле­ви­и­на и про­ро­че­ство­вал при пер­сид­ском ца­ре Да­рии Ги­с­тас­пе (за 500 лет до Р.Х.). По воз­вра­ще­нии иуде­ев из ва­ви­лон­ско­го пле­на он убеж­дал на­род до­стро­ить вто­рой Иеру­са­лим­ский храм и воз­ве­щал, что в этом хра­ме над­ле­жит «Сло­ву Без­на­чаль­но­му в по­след­них вре­ме­нах яви­ти­ся».

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1108

☦️
Мученик Мари́н Римский.
Свя­той Ма­рин жил в цар­ство­ва­ние Ка­ри­на (282-283) и, бу­дучи бла­го­ро­ден по про­ис­хож­де­нию, несмот­ря на свой юный воз­раст, но­сил зва­ние син­кли­ти­ка или се­на­то­ра. Как хри­сти­а­нин, он был схва­чен и по­нуж­да­ем при­не­сти жерт­ву идо­лам. Но так как он не по­ко­рял­ся и не ис­пол­нял это­го тре­бо­ва­ния, то его по­ве­си­ли и ру­би­ли ме­ча­ми, по­том по­ло­жи­ли на огонь. По­сле то­го бро­си­ли его на рас­ка­лён­ную ско­во­ро­ду и за­тем в ки­пя­щий ко­тёл; но по бла­го­да­ти Бо­жи­ей Ма­рин при всех этих пыт­ках оста­вал­ся невре­дим. То­гда вы­пу­сти­ли на свя­то­го ди­ких зве­рей, львов и мед­ве­дей, но и те не тро­ну­ли его. Меж­ду тем, озлоб­ле­ние языч­ни­ков еще бо­лее уси­ли­ва­лось про­тив твёр­до­го ис­по­вед­ни­ка ве­ры Хри­сто­вой: они ре­ши­ли бы­ло на­силь­но вве­сти его в идоль­ское ка­пи­ще и за­ста­вить при­не­сти жерт­ву. Свя­той же в это вре­мя ска­зал:
– Хо­чу при­не­сти жерт­ву бо­гам.
Слы­ша та­кое за­яв­ле­ния му­че­ни­ка, царь и все окру­жав­шие его об­ра­до­ва­лись. Но Ма­рин, во­шед­ши со все­ми в ка­пи­ще, об­ра­тил­ся с мо­лит­вою к Гос­по­ду Иису­су Хри­сту, и идо­лы упа­ли и со­кру­ши­лись. Огор­чил­ся царь, по­ра­жен­ный та­кою неожи­дан­но­стью, и немед­лен­но при­ка­зал от­сечь го­ло­ву му­че­ни­ку. Так свя­той Ма­рин пре­дал дух свой Гос­по­ду; мо­щи же его бла­го­чест­но по­гре­бе­ны бы­ли бо­го­бо­яз­нен­ны­ми хри­сти­а­на­ми.

☦️
Блаженная Феофа́ния Византийская, императрица.
Бла­жен­ная ца­ри­ца Фе­о­фа­ния (Фе­о­фа­но), пер­вая су­пру­га им­пе­ра­то­ра Льва VI Муд­ро­го (886–911). По на­ве­там бы­ла вме­сте с му­жем, то­гда еще на­след­ни­ком пре­сто­ла, за­клю­че­на на три го­да в тем­ни­цу. По­лу­чив сво­бо­ду, про­во­ди­ла жизнь в мо­лит­ве и по­сте. Кро­тость, ми­ло­сер­дие и сер­деч­ное со­кру­ше­ние о гре­хах про­сла­ви­ли ее имя сре­ди со­граж­дан. Фе­о­фа­ния скон­ча­лась в 893 или 894 го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1109

☦️
Преподобная Софи́я (в миру Соломо́ния) Суздальская.
Пре­по­доб­ная Со­фия, в ми­ру ве­ли­кая кня­ги­ня Со­ло­мо­ния Са­бу­ро­ва, бы­ла пер­вой же­ной ве­ли­ко­го кня­зя мос­ков­ско­го Ва­си­лия Иоан­но­ви­ча (1505–1533). Он вы­брал ее в су­пру­ги из пя­ти­сот са­мых кра­си­вых де­виц. Но брак ока­зал­ся без­дет­ным, о чем ве­ли­ко­кня­же­ская че­та силь­но скор­бе­ла. По­сле 20 лет су­пру­же­ства, несмот­ря на уве­ща­ния ду­хо­вен­ства, ве­ли­кий князь ре­шил всту­пить во вто­рой брак с ли­тов­ской княж­ной Еле­ной Глин­ской. Мит­ро­по­лит Вар­ла­ам, об­ли­чив­ший неза­кон­ность рас­тор­же­ния бра­ка, был све­ден с мит­ро­по­ли­чье­го пре­сто­ла – впер­вые в рус­ской ис­то­рии – и за­то­чен в мо­на­стырь, а пре­по­доб­ный Мак­сим Грек, за­сту­пив­ший­ся за кня­ги­ню Со­ло­мо­нию, за­пре­щен и так­же за­клю­чен в тем­ни­цу. Все Все­лен­ские пат­ри­ар­хи осу­ди­ли по­сту­пок ве­ли­ко­го кня­зя, а пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский Марк пред­ска­зал рож­де­ние от вто­ро­го бра­ка мла­ден­ца, ко­то­рый по­ра­зит мир сво­ей же­сто­ко­стью (Иоан­на Гроз­но­го).
25 но­яб­ря 1525 го­да ве­ли­кая кня­ги­ня Со­ло­мо­ния на­силь­но бы­ла по­стри­же­на в мо­на­ше­ство с име­нем Со­фия в Мос­ков­ском Рож­де­ствен­ском мо­на­сты­ре. По­сле по­стри­га ее от­пра­ви­ли под стра­жей в Суз­даль­ский По­кров­ский мо­на­стырь, ко­то­рый впо­след­ствии стал мес­том за­то­че­ния неволь­ных цар­ствен­ных по­стри­же­ниц. Не сра­зу при­ми­ри­лась ве­ли­кая кня­ги­ня со сво­им но­вым по­ло­же­ни­ем, дол­го скор­бе­ла. Но, по­ко­рясь во­ле Бо­жи­ей, Со­фия на­шла уте­ше­ние и уми­ро­тво­ре­ние в усерд­ной мо­лит­ве.
Ино­ки­ня Со­фия, по­знав тще­ту ско­ро­пре­хо­дя­щих зем­ных благ, всей ду­шой воз­же­ла­ла Цар­ствия Бо­жия и прав­ды его (Мф.6:33). В то вре­мя, как в ми­ру умно­жа­лись без­за­ко­ния, она в сво­ем уеди­не­нии укра­ша­лась доб­ро­де­те­ля­ми и по­сте­пен­но вос­хо­ди­ла к ду­хов­но­му со­вер­шен­ству. Князь Курб­ский в по­сла­нии к Иоан­ну Гроз­но­му (1533–1584) на­звал кня­ги­ню-ино­ки­ню «пре­по­доб­но­му­че­ни­цей».
Пре­по­доб­ная Со­фия скон­ча­лась в 1542 го­ду и бы­ла по­хо­ро­не­на в Суз­даль­ском По­кров­ском мо­на­сты­ре. Сте­пен­ная кни­га гла­сит об этом: «По­жив бла­го­дар­но и бо­го­угод­но к Бо­гу отъ­и­де». Уже бли­жай­шие по­том­ки мо­лит­вен­но по­чи­та­ли пре­по­доб­ную Со­фию. В ру­ко­пис­ных свят­цах она име­ну­ет­ся как «свя­тая пра­вед­ная кня­ги­ня Со­фия ино­ки­ня, яже бысть в По­кров­ском мо­на­сты­ре де­ви­че, чу­до­тво­ри­ца». При ца­ре Фе­о­до­ре Иоан­но­ви­че (1584–1598), сыне Гроз­но­го, ее уже чти­ли как свя­тую. Ца­ри­ца Ири­на Фе­о­до­ров­на от­пра­ви­ла в дар на ее гроб­ни­цу «бар­хат­ный по­кров с изо­бра­же­ни­ем Спа­си­те­ля и свя­тых».
Пат­ри­арх Иосиф (1642–1652) пи­сал Суз­даль­ско­му ар­хи­епи­ско­пу Се­ра­пи­о­ну о со­вер­ше­нии мо­леб­нов и па­ни­хид над гро­бом пре­по­доб­ной Со­фии. Поз­же, в XIX ве­ке, ар­хи­епи­ско­пом Суз­даль­ским и Та­рус­ским Се­ра­пи­о­ном бы­ла со­став­ле­на служ­ба пре­по­доб­ной Со­фии.
В опи­са­нии го­ро­да Суз­да­ля клю­чарь Ана­ния со­об­щил о чу­дес­ных ис­це­ле­ни­ях при гроб­ни­це пре­по­доб­ной Со­фии. Так, в 1598 го­ду у ее гроб­ни­цы про­зре­ла княж­на Ан­на Нечте­ва, шесть лет стра­дав­шая сле­по­тою. В 1609 го­ду, во вре­мя на­ше­ствия по­ля­ков на Рос­сию, пре­по­доб­ная Со­фия спас­ла Суз­даль от ра­зо­ре­ния. Она яви­лась в гроз­ном ви­де пред­во­ди­те­лю во­ен­но­го от­ря­да по­ля­ков Ли­сов­ско­му. От стра­ха у него па­ра­ли­зо­ва­ло ру­ку, и он дал клят­ву оста­вить в по­кое го­род и мо­на­стырь. Мно­го и дру­гих чу­дес со­вер­ши­лось по мо­лит­вам пре­по­доб­ной Со­фии.

☦️
Священномученик Влади́мир Алексеев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир Ва­си­лье­вич Алек­се­ев ро­дил­ся в 1883(?) го­ду. Окон­чил Перм­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, слу­жил в Успен­ском со­бо­ре го­ро­да Охан­ска Перм­ской гу­бер­нии. Рас­стре­лян боль­ше­ви­ка­ми 29 де­каб­ря 1918 го­да в хо­де мас­со­вых ре­прес­сий в Перм­ском крае.

☦️
Священномученик Арка́дий (Остальский), Бежецкий, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Ар­ка­дий, епи­скоп Лу­бен­ский, ви­ка­рий Пол­тав­ский (в ми­ру Осталь­ский Ар­ка­дий Иоси­фо­вич) ро­дил­ся в ап­ре­ле 1888 го­да в се­ле Яко­ви­цы Жи­то­мир­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иоси­фа Осталь­ско­го. Впо­след­ствии ро­ди­те­ли бу­ду­ще­го Свя­ти­те­ля пе­ре­еха­ли в Жи­то­мир, ку­да пе­ре­ве­ли слу­жить от­ца Иоси­фа. Кро­ме Ар­ка­дия в се­мье бы­ли ещё двое де­тей: сын и дочь, ко­то­рая умер­ла в воз­расте трёх лет. По­сле окон­ча­ния Во­лын­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии, с сен­тяб­ря 1911 го­да отец Ар­ка­дий слу­жил свя­щен­ни­ком со­бор­но­го хра­ма в го­ро­де Ста­ро-Кон­стан­ти­нов, за­тем на­сто­я­те­лем Ни­коль­ской еди­но­вер­че­ской церк­ви в го­ро­де Пол­та­ва. Во вре­мя вой­ны он — пол­ко­вой свя­щен­ник. Яв­ля­ясь с 1917 по 1922 го­ды на­сто­я­те­лем хра­ма в Жи­то­ми­ре, отец Ар­ка­дий при хра­ме же ор­га­ни­зо­вал Пра­во­слав­ное Брат­ство. Его пла­мен­ные про­по­ве­ди при­вле­ка­ли мно­же­ство на­ро­да, а Брат­ство в тяж­кие го­ды граж­дан­ской вой­ны осу­ществ­ля­ло прак­ти­че­скую по­мощь бед­ным и боль­ным, тут обу­ча­ли де­тей, хо­ро­ни­ли умер­ших, за­ни­ма­лись бла­го­тво­ри­тель­но­стью. Отец Ар­ка­дий по­имён­но пом­нил всех боль­ных, ко­то­рых опе­ка­ло Брат­ство, и, бы­ва­ло, не раз спра­ши­вал, кто де­жу­рит се­го­дня у та­кой-то, кто по­не­сёт та­кой-то обед.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-arkadij-ostalskij

Творения священномученика Аркадия:
https://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostalskij/
Как жить?
Подведем итоги прошедшему году
• Царь бичей
«Мы не должны бояться никаких страданий…». Творения. Том I
• «Мы не должны бояться никаких страданий…». Творения. Том II
Слово о Кресте
Слово о смерти

☦️
Священномученик Илия́ Чередеев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Илия ро­дил­ся 20 июля 1878 го­да в го­ро­де Ка­шине Твер­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Че­ре­де­е­ва. В 1901 го­ду он окон­чил Твер­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка. Отец Илья слу­жил в хра­ме се­ла Вы­со­ко­во Нерль­ско­го уез­да.
Ко­гда на­ча­лись го­не­ния на Пра­во­слав­ную Цер­ковь в кон­це два­дца­тых го­дов, мест­ные вла­сти вы­гна­ли о. Илью из его до­ма, ото­бра­ли все иму­ще­ство, и под угро­зой аре­ста ему бы­ло пред­ло­же­но по­ки­нуть рай­он. Отец Илья уехал к род­ствен­ни­кам в го­род Ка­шин; жи­вя там, он по­лу­чил на­зна­че­ние от свя­то­го ар­хи­епи­ско­па Фад­дея в храм се­ла Стель­ко­во Ка­ля­зин­ско­го рай­о­на.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ilija-cheredeev

☦️
Священномученик Павел Фаворитов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Па­вел (Фа­во­ри­тов) ро­дил­ся в 1883 го­ду в се­ле Осе­не­во Уг­лич­ско­го рай­о­на Яро­слав­ской об­ла­сти. Слу­жил свя­щен­ни­ком в се­ле Кон­стан­ти­но­во Твер­ской об­ла­сти, про­жи­вал в го­ро­де Ка­ля­зине.
21 де­каб­ря 1937 го­да отец Па­вел был аре­сто­ван, а 27 де­каб­ря осуж­ден трой­кой при УНКВД по Ка­ли­нин­ской об­ла­сти по об­ви­не­нию в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции» и при­го­во­рен к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. Рас­стре­лян свя­щен­ник Па­вел Фа­во­ри­тов 29 де­каб­ря 1937 го­да.

☦️
Священномученик Феодо́сий Болдырев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­до­сий ро­дил­ся 8 фев­ра­ля 1868 го­да в се­ле Еко­ле­но Во­ро­неж­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Фе­до­ра Бол­ды­ре­ва. Вос­пи­та­ние и об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в мо­на­сты­ре. Был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка. Во вре­мя го­не­ний на Цер­ковь в трид­ца­тых го­дах о. Фе­о­до­сий был аре­сто­ван и со­слан; вер­нул­ся из ссыл­ки в 1935 го­ду и по­се­лил­ся в Твер­ской об­ла­сти, где стал слу­жить в хра­ме се­ла Афи­мьи­но Выш­не­во­лоц­ко­го рай­о­на.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-feodosij-boldyrev

☦️
Священномученик Влади́мир Дамаскин, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир ро­дил­ся 27 фев­ра­ля 1870 го­да в го­ро­де Торж­ке Твер­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ни­ко­лая Да­мас­ки­на. По­след­ние го­ды жиз­ни его отец слу­жил в се­ле Ге­ор­ги­ев­ском Но­во­торж­ско­го уез­да; скон­чал­ся в 1914 го­ду. Вско­ре по­сле ру­ко­по­ло­же­ния о. Вла­ди­мир был на­прав­лен в храм се­ла Ост­ров­но Удомль­ско­го рай­о­на, где про­слу­жил боль­шую часть жиз­ни. Во вре­мя го­не­ний в 1930 го­ду мест­ные вла­сти аре­сто­ва­ли его, но, про­дер­жав два с по­ло­ви­ной ме­ся­ца в за­клю­че­нии, от­пу­сти­ли, и он сно­ва стал слу­жить в сво­ем хра­ме.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vladimir-damaskin

☦️
Священномученик Алекса́ндр Колоколов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 7 мар­та 1880 го­да в се­ле Ни­коль­ское-Неве­рье­во Кор­чев­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Ко­ло­ко­ло­ва. Алек­сандр окон­чил Твер­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в 1913 го­ду был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к Ни­коль­ской церк­ви род­но­го се­ла. С этим се­лом и хра­мом бы­ла свя­за­на вся его жизнь. Он знал всех сво­их при­хо­жан, на­равне с кре­стья­на­ми имел до­ста­точ­ное кре­стьян­ское хо­зяй­ство и в сво­ем ма­те­ри­аль­ном по­ло­же­нии не за­ви­сел от их по­жерт­во­ва­ний. С 1914 го­да он со­сто­ял дей­стви­тель­ным чле­ном Твер­ско­го епар­хи­аль­но­го Пра­во­слав­но­го Мис­си­о­нер­ско­го об­ще­ства. За рев­ност­ное бес­по­роч­ное слу­же­ние свя­той Пра­во­слав­ной Церк­ви он был на­граж­ден в 1928 го­ду на­перс­ным кре­стом.
Воз­об­но­вив­ши­е­ся в кон­це два­дца­тых го­дов го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь не ми­но­ва­ли и о. Алек­сандра. В 1929 го­ду вос­поль­зо­вав­шись тем, что о. Алек­сандр был не толь­ко свя­щен­ни­ком, но и вра­чом-го­мео­па­том, вла­сти оштра­фо­ва­ли его за вра­чеб­ную прак­ти­ку на ты­ся­чу руб­лей. Через год он был аре­сто­ван за неупла­ту на­ло­гов и при­го­во­рен к од­но­му го­ду за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь и трем го­дам ссыл­ки.
В 1933 го­ду, ко­гда о. Алек­сандр вер­нул­ся из ссыл­ки, свя­той ар­хи­епи­скоп Фад­дей на­зна­чил его на­сто­я­те­лем хра­ма в род­ном се­ле Ни­коль­ском-Неве­рье­ве и воз­вел в сан про­то­и­е­рея.

https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-kolokolov

☦️
Священномученик Петр Зиновьев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Петр ро­дил­ся 20 июня 1894 го­да в се­ле Бе­рез­ни­ки Вос­кре­сен­ско­го уез­да Са­ра­тов­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Кон­стан­ти­на Зи­но­вье­ва. В 1914 го­ду Петр Кон­стан­ти­но­вич окон­чил Ду­хов­ную се­ми­на­рию, неко­то­рое вре­мя слу­жил пса­лом­щи­ком, а за­тем был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му го­ро­да Пет­ров­ска Са­ра­тов­ской гу­бер­нии. Был же­нат, имел тро­их де­тей, стар­шей до­че­ри Се­ра­фи­ме бы­ло в 1937 го­ду де­вят­на­дцать лет, сы­ну Ген­на­дию — три­на­дцать, млад­шей до­че­ри Зое — один­на­дцать лет. В те го­ды он имел неболь­шое хо­зяй­ство — ко­ро­ву и два­дцать две де­ся­ти­ны зем­ли. Как ни труд­но бы­ло жить во вре­мя на­чав­ших­ся по­сле 17-го го­да го­не­ний, но свя­щен­ник не остав­лял служ­бы Бо­гу ра­ди вы­год зем­ных. Так про­дол­жа­лось до 1935 го­да, ко­гда ОГПУ по­тре­бо­ва­ло от свя­щен­ни­ка вы­ехать из Са­ра­тов­ской об­ла­сти. А ку­да бы­ло ехать? Как и мно­гие свя­щен­ни­ки Ниж­не­го По­вол­жья, где слу­жил в два­дца­тых го­дах ар­хи­епи­скоп Фад­дей, он по­ехал к это­му пра­вед­ни­ку. В Твер­ской епар­хии о. Петр сра­зу же по­лу­чил ме­сто свя­щен­ни­ка в Воз­дви­жен­ском хра­ме го­ро­да Бе­жец­ка, где про­слу­жил до сво­е­го аре­ста в 1937 го­ду. Вол­на го­не­ний, аре­стов и рас­стре­лов при­ве­ла к то­му, что в епар­хии по­чти не оста­лось свя­щен­ни­ков. Отец Петр был аре­сто­ван од­ним из по­след­них.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-petr-zinovev

☦️
Преподобномученик Макарий (Смирнов), иеромонах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ма­ка­рий (в ми­ру Ми­ха­ил Ефи­мье­вич Смир­нов) ро­дил­ся 1 ап­ре­ля 1877 го­да в се­ле Ме­ле­хо­во Санкт-Пе­тер­бург­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стьян Ев­фи­мия и Ан­ны. Ро­ди­те­ли вме­сте с сы­ном ча­сто по­се­ща­ли мо­на­сты­ри, так что у него в кон­це кон­цов со­зре­ло же­ла­ние оста­вить мир и по­се­лить­ся в мо­на­сты­ре. Он окон­чил Ду­хов­ную се­ми­на­рию, при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Ма­ка­рий и свя­щен­ни­че­ский сан, но в ка­ком го­ду это про­изо­шло, нам неиз­вест­но. Мо­на­стырь, где он под­ви­зал­ся, про­су­ще­ство­вал до 1928 го­да. По­сле его за­кры­тия о. Ма­ка­рий слу­жил свя­щен­ни­ком в хра­ме, но в 1933 го­ду вла­сти об­ло­жи­ли его непо­мер­ны­ми на­ло­га­ми и за их неупла­ту при­го­во­ри­ли к од­но­му го­ду за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь.
Вый­дя из ла­ге­ря, иеро­мо­нах Ма­ка­рий стал слу­жить в хра­ме в се­ле Крас­ная По­ля­на, ку­да он при­е­хал ле­том 1937 го­да, неза­дол­го до по­след­не­го аре­ста и му­че­ни­че­ской кон­чи­ны.
«Де­жур­ные сви­де­те­ли», сек­ре­тарь сель­со­ве­та и пред­се­да­тель сель­ской ко­опе­ра­ции, бы­ли до­про­ше­ны 19 де­каб­ря 1937 го­да. Они по­ка­за­ли, что свя­щен­ник об­ра­тил­ся к при­хо­жа­нам с прось­бой о по­мо­щи, ска­зав: «По­мо­ги­те, ме­ня за­да­ви­ла со­вет­ская власть на­ло­га­ми, тре­буя от ме­ня вы­пла­тить ты­ся­чу руб­лей. Ес­ли я не упла­чу, то ме­ня по­са­дят». Еще его об­ви­ня­ли в том, что он го­во­рил ве­ру­ю­щим, что цер­ковь от­да­вать не на­до, она им са­мим нуж­на. Сви­де­те­ли по­ка­за­ли, что, ко­гда в сен­тяб­ре 1937 го­да вла­сти все же за­кры­ли храм, свя­щен­ник хло­по­тал, чтобы лю­ди со­би­ра­ли под­пи­си, пре­пят­ствуя окон­ча­тель­но­му его за­кры­тию.
В тот же день о. Ма­ка­рий был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в Бе­жец­ке. Сра­зу же на­ча­лись до­про­сы.
— След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми о том, что вы в июле 1937 го­да в ма­га­зине се­ла вы­ска­зы­ва­ли ан­ти­со­вет­ское суж­де­ние от­но­си­тель­но со­вет­ской вла­сти. Рас­ска­жи­те по это­му во­про­су.
— Нет, ан­ти­со­вет­ско­го суж­де­ния по от­но­ше­нию к со­вет­ской вла­сти я ни­ко­гда не вы­ска­зы­вал.
— Вы под­го­ва­ри­ва­ли ве­ру­ю­щих, чтобы они вос­ста­ва­ли про­тив за­кры­тия церк­ви.
— Нет, это я от­ри­цаю, воз­мож­но, они са­ми ор­га­ни­зо­вы­ва­лись, я это­го не знаю, но слы­шал, что до мо­е­го при­хо­да со­би­ра­ли под­пи­си сре­ди ве­ру­ю­щих о том, чтобы не за­кры­ва­ли цер­ковь.
— Ма­те­ри­а­ла­ми след­ствия уста­нов­ле­но, что вы дис­кре­ди­ти­ро­ва­ли ор­га­ны со­вет­ской вла­сти, при этом на­но­си­ли оскорб­ле­ние ра­бот­ни­кам сель­ской вла­сти, объ­яс­ни­те по это­му во­про­су.
— Это невер­но, я ор­га­ны со­вет­ской вла­сти не дис­кре­ди­ти­ро­вал и ра­бот­ни­кам сель­со­ве­та оскорб­ле­ний не на­но­сил.
— Ска­жи­те, Смир­нов, вы при­зы­ва­ли граж­дан к то­му, чтобы они при­зы­ва­ли окру­жа­ю­щее на­се­ле­ние по­се­щать цер­ковь?
— Нет, это невер­но, я один раз по­сле служ­бы про­сил ве­ру­ю­щих о том, чтобы они со­бра­ли сред­ства для ре­мон­та церк­ви, а то за­кро­ют цер­ковь. Кро­ме это­го, я го­во­рил ве­ру­ю­щим о том, чтобы они не да­ва­ли сни­мать ко­ло­ко­ла в 1934 го­ду.
— В сен­тяб­ре вы про­во­ди­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию про­тив го­судар­ствен­но­го зай­ма. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
— Нет, про­тив го­судар­ствен­но­го зай­ма я ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции не про­во­дил.
— Вы при­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в том, что на про­тя­же­нии ря­да лет за­ни­ма­лись кон­тр­со­вет­ской аги­та­ци­ей сре­ди на­се­ле­ния?
— Нет, ви­нов­ным се­бя в кон­тр­со­вет­ской аги­та­ции не при­знаю.
— След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы, со­брав ве­ру­ю­щих, при­зы­ва­ли их к то­му, чтобы они вос­ста­ва­ли про­тив за­кры­тия церк­ви, при­зна­е­те в этом се­бя ви­нов­ным?
— Это­го я не при­знаю, я ве­ру­ю­щим го­во­рил о том, что нуж­но ре­мон­ти­ро­вать цер­ковь, а то ее за­кро­ют, ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию не про­во­дил.
— Вы ули­ча­е­тесь кон­крет­ны­ми фак­та­ми в контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции, при­зна­е­те ли се­бя ви­нов­ным?
— В контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции ви­нов­ным се­бя не при­знаю. 27 де­каб­ря Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла о. Ма­ка­рия к рас­стре­лу. Иеро­мо­нах Ма­ка­рий был рас­стре­лян через день, 29 де­каб­ря 1937 го­да.


Жития
Писание