⏳ 2022.12.28 (ср)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 29я по Пятидесятнице (глас 3й)
• среда (воспоминание предательства)

☀️ неподвижный годовой круг:
28 декабря (15 декабря)
• (Рождественский пост)
• сщмч. Елевфе́рия, мц. А́нфии, мч. Кори́ва (II)
• мч. Елевферия Византийского (305–311)
• прп. Парда отшельника (VI)
• свт. Стефана Сурожского (VIII)
• прп. Павла Латрийского (955)
• прп. Трифона Печенгского, Кольского (1583)
• сщмч. Илариона (Троицкого) Верейского (1929) 📚
• сщмчч. Александра (Рождественского), Василия (Виноградова), Викторина (Добронравова) (1937)
• Собор Крымских святых
• Собор Кольских святых


☦️
Священномученик Елевфе́рий, епископ, мученица А́нфия и мученик Кори́в, епарх.
Свя­той Елев­фе­рий, сын знат­но­го рим­ско­го граж­да­ни­на, был вос­пи­тан в хри­сти­ан­ском бла­го­че­стии сво­ей ма­те­рью. Доб­ро­де­те­ли его бы­ли столь вы­со­ки, что 20-ти лет от ро­ду он уже был по­став­лен епи­ско­пом Ил­ли­рий­ским. При им­пе­ра­то­ре Адри­ане (II в.) свя­той Елев­фе­рий за сме­лую про­по­ведь о Хри­сте по­сле му­че­ний был обез­глав­лен в Ри­ме вме­сте со сво­ей ма­те­рью, свя­той Ан­фи­ей. Епарх Ко­рив, му­чив­ший свя­то­го Елев­фе­рия, сам уве­ро­вал во Хри­ста и так­же был каз­нен.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1103

☦️
Мученик Елевфе́рий кувикуларий, Византийский.
Свя­той му­че­ник Елев­фе­рий Ку­ви­ку­ла­рий был знат­ным и бо­га­тым вель­мо­жей (ку­ви­ку­ла­ри­ем) при ви­зан­тий­ском дво­ре. При всех двор­цо­вых при­ви­ле­ги­ях Елев­фе­рий не обо­льщал­ся зем­ны­ми бла­га­ми и по­че­стя­ми, по­мыш­ляя по­сто­ян­но о нетлен­ном и веч­ном. При­няв Свя­тое Кре­ще­ние, он стал еже­днев­но сла­вить Бо­га псал­мо­пе­ни­ем и укра­шал свою жизнь доб­ры­ми де­ла­ми. Но один из ра­бов бла­жен­но­го по вну­ше­нию диа­воль­ско­му до­нес им­пе­ра­то­ру на сво­е­го гос­по­ди­на. Им­пе­ра­тор про­бо­вал от­кло­нить Елев­фе­рия от ве­ры Хри­сто­вой, но по­сле без­успеш­ных по­пы­ток при­ка­зал обез­гла­вить его, а те­ло бро­сить на съе­де­ние псам и пти­цам. Те­ло свя­то­го взял один свя­щен­ник-хри­сти­а­нин и с по­че­стя­ми пре­дал по­гре­бе­нию.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1106

☦️
Преподобный Пард Римлянин, Палестинский, отшельник.
Пре­по­доб­ный Пард от­шель­ник, рим­ля­нин, в юно­сти за­ни­мал­ся из­воз­ным про­мыс­лом. Од­на­жды, ко­гда он от­пра­вил­ся в Иери­хон, под но­ги его вер­блю­дам слу­чай­но по­пал от­рок. Вер­блю­ды раз­да­ви­ли маль­чи­ка на­смерть. По­тря­сен­ный этим со­бы­ти­ем, Пард при­нял мо­на­ше­ский по­стриг, уда­лил­ся на го­ру Ари­он. По­ла­гая, что дол­жен быть осуж­ден как убий­ца, и же­лая при­нять смерть, пре­по­доб­ный Пард хо­дил в пе­ще­ру, где бы­ло ло­го­ви­ще льва, тол­кал зве­ря, ко­лол ро­га­ти­ной, чтобы лев рас­тер­зал его, но зверь не тро­гал от­шель­ни­ка. То­гда пре­по­доб­ный Пард снял с се­бя одеж­ду и лег на той тро­пе, по ко­то­рой зверь хо­дил на во­до­пой. Но лев пе­ре­ска­ки­вал через от­шель­ни­ка. Ста­рец по­нял, что он про­щен Гос­по­дом. Вер­нув­шись на свою го­ру, пре­по­доб­ный Пард пре­бы­вал там до кон­ца сво­их дней в по­сте и мо­лит­вах; пре­ста­вил­ся он в VI ве­ке.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1107

☦️
Святитель Стефа́н Сурожский, архиепископ.
Свя­ти­тель Сте­фан ис­по­вед­ник, ар­хи­епи­скоп Су­рож­ский, был ро­дом из Кап­па­до­кии, обу­чал­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле. По­стриг­шись в мо­на­хи, уда­лил­ся в пу­сты­ню, где про­вел в по­дви­гах 30 лет. Пат­ри­арх Гер­ман по осо­бо­му от­кро­ве­нию ру­ко­по­ло­жил его во епи­ско­па г. Су­ро­жа (ныне г. Су­дак в Кры­му). При ико­но­бор­це Льве III Ис­ав­ре (716–741) пре­тер­пел му­че­ния и за­клю­че­ние в тем­ни­цу в Кон­стан­ти­но­по­ле, от­ку­да вы­шел ис­по­вед­ник по­сле смер­ти им­пе­ра­то­ра. Уже в глу­бо­кой ста­ро­сти он сно­ва вер­нул­ся к сво­ей пастве в Су­рож, где и скон­чал­ся.
Со­хра­ни­лось сви­де­тель­ство, что в на­ча­ле IX ве­ка, во вре­мя по­хо­да в Крым, под вли­я­ни­ем чу­дес у ра­ки свя­ти­те­ля при­нял Кре­ще­ние рус­ский князь Брав­лин.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1104

☦️
Преподобный Павел Латрийский.
Пре­по­доб­ный Па­вел Ла­трий­ский был уро­жен­цем го­ро­да Элен в Пер­га­ме. Ра­но по­те­ряв от­ца, он вос­пи­ты­вал­ся в оби­те­ли свя­то­го Сте­фа­на во Фри­гии, а по­сле смер­ти ма­те­ри все­це­ло по­свя­тил се­бя ино­че­ским по­дви­гам в мо­на­сты­ре на го­ре Латр, близ Ми­ле­та. Же­лая до­стичь еще бо­лее вы­со­ко­го со­вер­шен­ства, он за­тво­рил­ся в пе­ще­ре. Сво­и­ми по­дви­га­ми он стя­жал дар про­зре­ния и чу­до­тво­ре­ния. Им­пе­ра­тор Кон­стан­тин Баг­ря­но­род­ный (912–959) ча­сто пи­сал пре­по­доб­но­му, про­ся его мо­литв и со­ве­тов. Два­жды пре­по­доб­ный Па­вел уда­лял­ся на ост­ров Са­мос, где ос­но­вал Лав­ру и вос­ста­но­вил три мо­на­сты­ря, ра­зо­рен­ные ага­ря­на­ми. Пред­ска­зав свою кон­чи­ну, ста­рец пре­ста­вил­ся к Бо­гу в 955 го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1105

☦️
Преподобный Три́фон Печенгский, Кольский, просветитель лопарей.
В ми­ру его зва­ли Мит­ро­фан, ро­дил­ся в 1495 г. в Нов­го­род­ской гу­бер­нии. С ран­них лет пре­по­доб­ный Три­фон был «из­ря­ден пост­ник, кро­ток, ми­ло­стив». Услы­шав од­на­жды го­лос, по­веле­вав­ший ему ид­ти «в зем­лю пу­стын­ную, жаж­ду­щую, где ни­кто еще не хо­дил», Три­фон отправ­ля­ет­ся с про­по­ве­дью Хри­ста к языч­ни­кам-ло­па­рям, о жиз­ни ко­то­рых знал из рас­ска­зов ры­бо­про­мыш­лен­ни­ков.
При­дя на Коль­ский по­лу­ост­ров, на ре­ку Пе­чен­гу, к ло­па­рям, пре­по­доб­ный изу­чил их язык и обы­чаи и стал про­по­ве­до­вать им ве­ру Хри­сто­ву. Нема­ло лет рев­ност­но тру­дил­ся пре­по­доб­ный, тер­пя ли­ше­ния, го­не­ния и по­бои, но да­же под стра­хом смер­ти не от­сту­пил от апо­столь­ско­го слу­же­ния.
По­сте­пен­но муд­рым и крот­ким сло­вом его мно­гие языч­ни­ки об­ра­ти­лись ко Хри­сту. В 1532 г. свя­той по­стро­ил храм и ос­но­вал при нем мо­на­стырь во имя Свя­той Тро­и­цы. Мно­го труд­но­стей пе­ре­нес пре­по­доб­ный при устрой­стве оби­те­ли в ди­кой стране.
Од­на­жды пре­по­доб­ный, за­ме­сив те­сто, вы­шел из сво­ей кел­лии. В это вре­мя ту­да за­шел боль­шой мед­ведь и, опро­ки­нув кваш­ню, стал есть при­го­тов­лен­ное те­сто. Име­нем Бо­жи­им за­пре­тив зве­рю дви­гать­ся и на­ка­зав его, свя­той от­пу­стил зве­ря. С тех пор ни мед­ве­ди, ни вол­ки не на­па­да­ли на мо­на­стыр­ское ста­до оле­ней. Та­кую си­лу Гос­подь да­ет сво­им угод­ни­кам, что да­же и ди­кие зве­ри по­ви­ну­ют­ся им, как неко­гда по­ви­но­ва­лись пра­от­цу на­ше­му Ада­му.
В дру­гой раз пре­по­доб­ный ку­пил для мо­на­стыр­ских нужд в г. Ко­ле руч­ные жер­но­ва. Путь пред­сто­ял дол­гий и уто­ми­тель­ный: до Пе­ченг­ско­го мо­на­сты­ря бы­ло око­ло 150 верст. Всю до­ро­гу свя­той сам нес жер­но­ва, а на прось­бу уче­ни­ков пе­ре­дать им свою но­шу, от­ве­тил: «Луч­ше мне по­ве­сить се­бе на шею мель­нич­ный ка­мень, чем сму­щать бра­тию сво­ею празд­но­стью».
По­ка­зы­вая при­мер сми­ре­ния, пре­по­доб­ный укло­нил­ся от игу­мен­ства, по­ста­вив на­сто­я­те­лем сво­е­го уче­ни­ка.
В го­ды неуро­жая свя­той с несколь­ки­ми бра­ти­я­ми хо­дил в Нов­го­род­ские зем­ли, про­ся по­да­я­ния и от­прав­ляя со­бран­ное в мо­на­стырь. До­стиг­нув ста­ро­сти, пре­по­доб­ный мир­но по­чил о Гос­по­де 15 де­каб­ря 1583 г. в воз­расте 88 лет. Но и по­сле сво­е­го от­ше­ствия ко Гос­по­ду он не по­ки­да­ет всех мо­ля­щих­ся ему. Ча­сто див­ный за­ступ­ник и на су­ше, и на мо­ре ока­зы­ва­ет ско­рую по­мощь при­зы­ва­ю­щим его.

☦️
Священномученик Иларио́н (Троицкий), Верейский, архиепископ.
Од­ним из вид­ных де­я­те­лей Рус­ской Церк­ви 20-х го­дов был ар­хи­епи­скоп Ве­рей­ский Ила­ри­он, вы­да­ю­щий­ся бо­го­слов и та­лант­ли­вей­ший че­ло­век. Вся его жизнь бы­ла го­ре­ни­ем ве­ли­чай­шей люб­ви к Церк­ви Хри­сто­вой, вплоть до му­че­ни­че­ской кон­чи­ны за нее.
Его тру­ды от­ли­ча­ют­ся стро­го цер­ков­ным на­прав­ле­ни­ем, неустан­ной борь­бой со схо­ла­сти­кой и спе­ци­фи­че­ским ла­тин­ством, вли­яв­шим на на­ше бо­го­сло­вие со вре­мен мит­ро­по­ли­та Пет­ра Мо­ги­лы. Его иде­ал — это цер­ков­ность ду­хов­ной шко­лы и бо­го­слов­ской на­у­ки. Его по­сто­ян­ное на­по­ми­на­ние: вне Церк­ви нет спа­се­ния, вне Церк­ви нет та­инств.
Ар­хи­епи­скоп Ила­ри­он (в ми­ру Вла­ди­мир Алек­се­е­вич Тро­иц­кий) ро­дил­ся 13 сен­тяб­ря 1886 го­да в се­мье свя­щен­ни­ка с. Ли­пи­цы Ка­шир­ско­го уез­да Туль­ской гу­бер­нии.
С са­мо­го ран­не­го дет­ства в нем про­бу­ди­лось стрем­ле­ние к уче­нию. Бу­дучи пя­ти­лет­ним от­ро­ком, он взял сво­е­го трех­лет­не­го бра­та за ру­ку и по­шел вме­сте с ним из род­ной де­рев­ни в Моск­ву учить­ся. И ко­гда бра­тиш­ка от уста­ло­сти за­пла­кал, то Вла­ди­мир ска­зал ему: «Ну и оста­вай­ся неуче­ным». Ро­ди­те­ли во­вре­мя спо­хва­ти­лись, за­ме­тив ис­чез­но­ве­ние де­тей, и быст­ро воз­вра­ти­ли их под кров сво­е­го до­ма. Вла­ди­мир вско­ре был от­дан в Ду­хов­ное учи­ли­ще, а за­тем в Ду­хов­ную се­ми­на­рию. По окон­ча­нии пол­но­го кур­са се­ми­на­рии он по­сту­па­ет в Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию и бле­стя­ще за­кан­чи­ва­ет ее в 1910 го­ду со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия. Его остав­ля­ют при ака­де­мии про­фес­сор­ским сти­пен­ди­а­том.
Сле­ду­ет от­ме­тить, что Вла­ди­мир во всех шко­лах, на­чи­ная с Ду­хов­но­го учи­ли­ща и кон­чая Ду­хов­ной ака­де­ми­ей, учил­ся пре­вос­ход­но. По всем пред­ме­там он все­гда имел от­лич­ные оцен­ки.
В 1913 го­ду Вла­ди­мир по­лу­ча­ет уче­ную сте­пень ма­ги­стра бо­го­сло­вия за свой фун­да­мен­таль­ный труд «Очер­ки из ис­то­рии дог­ма­та о Церк­ви».
Серд­це его го­рит го­ря­чим же­ла­ни­ем слу­жить Бо­гу в ино­че­ском чине. 28 мар­та в ски­ту Па­рак­лит Тро­и­це-Сер­ги­е­вой лав­ры он при­ни­ма­ет мо­на­ше­ство с име­нем Ила­ри­о­на (в честь пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Ила­ри­о­на Но­во­го, па­мять 28 мар­та), а при­мер­но через два ме­ся­ца, 2 июня, ру­ко­по­ла­га­ет­ся во иеро­мо­на­ха. 5 июля то­го же го­да отец Ила­ри­он был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ilarion-troickij-verejskij

Творения архиепископа Илариона:
https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troitskij/
• От Академии до Афона. По Востоку и Западу. Путевые наброски
Открытие мощей святителя Ермогена
Письма о Западе
• Покровский академический храм
• Посещение академии патриархом Антиохийским
• Воплощение
• Воплощение и смирение
• Воплощение и Церковь
Вопрос о церкви в догматической полемике с донатизмом
Замечания, поправки и дополнения к «Православному Догматическому Богословию» прот.Н.П.Малиновского (тт.III и IV)
О необходимости историко-догматической апологии девятого члена символа веры
Очерки из истории догмата о Церкви
• Понятие о Церкви в противоиудейской полемике первых двух веков
Священное Писание и Церковь
• Священное Писание, Церковь и наука
Триединство Божества и единство человечества
Учение о святости Церкви и борьба с монтанизмом
Учение о Церкви святителя Киприана Карфагенского
Христианства нет без Церкви
• Носитель торжествующего христианства
• Вифлеем и Голгофа (письмо к Другу)
Письмо Д. А. Хомякову
Ветхозаветные пророческие школы
Основные начала ветхозаветного священства и пророчества
Гностицизм и Церковь в отношении к Новому Завету
Новый Завет в апостольское время
Новый Завет во втором веке
Да не будут тебе бози инии!
• Почему необходимо восстановить патриаршество?
• Речь в день празднования 1600-летия со времени издания Миланского эдикта
• Речь перед всенародным молебствием на площади в Сергиевом Посаде
• Слово при монашеском постриге
• Слово при отпевании профессора А.И. Введенского
Краеугольный камень Церкви
Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве
• Отзывы на сочинения студентов
• Богословие и свобода Церкви
• О церковности духовной школы и богословской науки
• У Троицы в академии
• Религия и политика
• Духовная школа должна быть церковной!
• Христианство и социализм. На современные темы
• Христианство или Церковь
• А.С. Хомяков и древнецерковные полемисты
• Об увеселительной благотворительности
• Правда ли, будто ученые люди в Бога не веруют
• История плащаницы
Лев Толстой и воскресение Христово
Церковь гонимая и Церковь господствующая
• Наука и жизнь
• О мудрости. Размышление над двумя тропарями Великого канона Андрея Критского
Постное и пост. Страничка из истории церковной дисциплины
• Прогресс и преображение
• Прогресс и война
• Единство идеала Христова
• Новый учебник по церковной истории
• Пасха нетления
О жизни в Церкви и о жизни церковной
• О церковном употреблении пасхальной еннеакэдекаетириды Анатолия Лаодикийского
Грех против Церкви
Единство Церкви и Всемирная Конференция Христианства
• Открытие всероссийского церковного собора
• Восстановление патриаршества и избрание Всероссийского патриарха
• Собрание сочинений
• Christianity or the Church?


Из жития:
Ар­хи­епи­скоп Ила­ри­он яс­но по­ни­мал пре­ступ­ность об­нов­лен­цев и вел го­ря­чие дис­пу­ты в Москве с Алек­сан­дром Вве­ден­ским. По­след­не­го, как вы­ра­зил­ся сам ар­хи­епи­скоп Ила­ри­он, на этих дис­пу­тах он «при­жи­мал к стен­ке» и раз­об­ла­чал все его хит­ро­сти и ложь.
Об­нов­лен­че­ские за­пра­ви­лы чув­ство­ва­ли, что ар­хи­епи­скоп Ила­ри­он ме­ша­ет им, и по­то­му упо­тре­би­ли все уси­лия, чтобы ли­шить его сво­бо­ды.
В де­каб­ре 1923 го­да ар­хи­епи­скоп Ила­ри­он был при­го­во­рен к трем го­дам за­клю­че­ния. Эта­пом он был до­став­лен в Кем­ский ла­герь, а за­тем на Со­лов­ки.
Ко­гда ар­хи­епи­скоп уви­дел весь ужас ба­рач­ной об­ста­нов­ки и ла­гер­ную пи­щу, то ска­зал: «От­сю­да жи­вы­ми мы не вый­дем».
Ар­хи­епи­скоп Ила­ри­он всту­пил на крест­ный путь, за­вер­шив­ший­ся бла­жен­ной его кон­чи­ной.

Крест­ный путь ар­хи­епи­ско­па Ила­ри­о­на пред­став­ля­ет для нас очень боль­шой ин­те­рес, ибо в нем про­яви­лось все ве­ли­чие ду­ха му­че­ни­ка за Хри­ста, и по­это­му поз­во­лим се­бе бо­лее по­дроб­но оста­но­вить­ся на этом мо­мен­те его жиз­ни.
На­хо­дясь на Со­лов­ках, ар­хи­епи­скоп Ила­ри­он со­хра­нил в се­бе все те доб­рые ка­че­ства ду­ши, ко­то­рые он при­об­рел по­сред­ством по­дви­гов и до мо­на­ше­ства, и в мо­на­ше­стве, и в свя­щен­стве. Те кто в это вре­мя на­хо­ди­лись вме­сте с ним, яв­ля­лись сви­де­те­ля­ми его пол­но­го мо­на­ше­ско­го нес­тя­жа­ния, глу­бо­кой про­сто­ты, под­лин­но­го сми­ре­ния, дет­ской кро­то­сти. Он про­сто от­да­вал все, что имел, что у него про­си­ли.

Сво­и­ми ве­ща­ми он не ин­те­ре­со­вал­ся. По­это­му кто-то из ми­ло­сер­дия дол­жен был все-та­ки сле­дить за его че­мо­да­ном. И та­кой по­слуш­ник был у него и на Со­лов­ках. Ар­хи­епи­ско­па Ила­ри­о­на мож­но бы­ло оскор­бить, но он на это ни­ко­гда не от­ве­чал и да­же мог не за­ме­тить сде­лан­ной по­пыт­ки. Он все­гда был ве­сел, и ес­ли да­же оза­бо­чен и обес­по­ко­ен, то быст­ро ста­рал­ся при­крыть это все той же ве­се­ло­стью. Он на все смот­рел ду­хов­ны­ми оча­ми, и все слу­жи­ло ему на поль­зу ду­ха.

Как-то при­вез­ли на Со­лов­ки мо­ло­до­го иеро­мо­на­ха из Ка­за­ни, ко­то­ро­му да­ли три го­да ссыл­ки за то, что он снял с диа­ко­на-об­нов­лен­ца орарь и не поз­во­лил ему слу­жить с со­бой. Ар­хи­епи­скоп одоб­рял иеро­мо­на­ха и шу­тил по по­во­ду раз­ных сро­ков за­клю­че­ния, дан­ных тем или иным ли­цам неза­ви­си­мо от тя­же­сти их «пре­ступ­ле­ний». «Лю­бо­че­стив бо сый Вла­ды­ка,— го­во­рил ар­хи­епи­скоп Ила­ри­он пас­халь­ны­ми сло­ва­ми Иоан­на Зла­то­уста,— при­ем­лет по­след­не­го яко­же и пер­ва­го; упо­ко­е­ва­ет в еди­но­на­де­ся­тый час при­шед­ша­го, яко­же де­лав­ша­го от пер­ва­го ча­са. И де­ла при­ем­лет, и на­ме­ре­ние це­лу­ет, и де­я­ние по­чи­та­ет и пред­ло­же­ние хва­лит». Сло­ва эти зву­ча­ли иро­ни­че­ски, но да­ва­ли чув­ство ми­ра и за­став­ля­ли при­ни­мать ис­пы­та­ние как от ру­ки Бо­жи­ей.

В смут­ное вре­мя, ко­гда по­сле об­нов­лен­че­ско­го рас­ко­ла про­ник­ли раз­но­гла­сия и в сре­ду ссыль­ных ар­хи­ере­ев на Со­лов­ках, ар­хи­епи­скоп Ила­ри­он явил­ся на­сто­я­щим ми­ро­твор­цем сре­ди них. Он су­мел на ос­но­ве Пра­во­сла­вия объ­еди­нить их меж­ду со­бой. Ар­хи­епи­скоп Ила­ри­он был в чис­ле епи­ско­пов, вы­ра­бо­тав­ших в 1926 го­ду цер­ков­ную де­кла­ра­цию, опре­де­ля­ю­щую по­ло­же­ние Пра­во­слав­ной Церк­ви в но­вых ис­то­ри­че­ских усло­ви­ях. Она сыг­ра­ла огром­ную роль в борь­бе с воз­ник­ши­ми то­гда раз­де­ле­ни­я­ми.
В но­яб­ре 1927 го­да неко­то­рые из со­ло­вец­ких епи­ско­пов на­ча­ли бы­ло ко­ле­бать­ся в свя­зи с иоси­ф­лян­ским рас­ко­лом. Ар­хи­епи­скоп Ила­ри­он су­мел со­брать до пят­на­дца­ти епи­ско­пов в ке­лии ар­хи­манд­ри­та Фе­о­фа­на, где все еди­но­душ­но по­ста­но­ви­ли со­хра­нять вер­ность Пра­во­слав­ной Церк­ви, воз­глав­ля­е­мой мит­ро­по­ли­том Сер­ги­ем.
«Ни­ка­ко­го рас­ко­ла!— воз­гла­сил ар­хи­епи­скоп Ила­ри­он.— Что бы нам ни ста­ли го­во­рить, бу­дем смот­реть на это, как на про­во­ка­цию!»

28 июня 1928 го­да вла­ды­ка Ила­ри­он пи­сал сво­им близ­ким, что до край­ней сте­пе­ни не со­чув­ству­ет всем от­де­лив­шим­ся и счи­та­ет их де­ло неосно­ва­тель­ным, вздор­ным и крайне вред­ным. Та­кое от­де­ле­ние он счи­тал «цер­ков­ным пре­ступ­ле­ни­ем». по усло­ви­ям те­ку­ще­го мо­мен­та весь­ма тяж­ким. «Я ров­но ни­че­го не ви­жу в дей­стви­ях мит­ро­по­ли­та Сер­гия и его Си­но­да, что бы пре­вос­хо­ди­ло ме­ру снис­хож­де­ния и тер­пе­ния»,— за­яв­ля­ет он. А в пись­ме от 12 ав­гу­ста 1928 го­да раз­ви­ва­ет свою мысль: «Вез­де пи­са­ны пу­стя­ки, кто на­про­тив пи­шет. Ка­кую шту­ку вы­ду­ма­ли. Он, мол, от­ступ­ник. И как пи­шут, буд­то без ума они. Са­ми в яму по­па­да­ют и за со­бой дру­гих та­щат». При этом он де­ла­ет за­клю­че­ние, что мит­ро­по­ли­ту Иоси­фу ни­че­го не до­ка­жешь, «хоть лбом об стен­ку бей­ся», что он, как до­пу­стив­ший грех от­де­ле­ния по зло­бе, оста­нет­ся до кон­ца жиз­ни при сво­их взгля­дах.

Мно­го тру­дов по­ло­жил ар­хи­епи­скоп Ила­ри­он и для то­го, чтобы пе­ре­убе­дить епи­ско­па Вик­то­ра (Ост­ро­ви­до­ва) Гла­зов­ско­го, близ­ко­го по на­прав­ле­нию к иоси­ф­ля­нам. «Го­во­рить с ним не при­ве­ди Бог, — пи­сал вла­ды­ка в письме от 28 июня 1928 года.— Ничего слушать не хочет и себя одного за правого почитает”.
Несмотря на эту характеристику архиепископ Иларион добился того, что епископ Виктор не только сознал свою неправоту, но и написал своей пастве, увещевая ее прекратить разделение.
Интересно отметить, что архиепископ Иларион безбоязненно укорял агента ГПУ за нелепый союз власти с обновленцами. И в то же время он подавал ему мысль, что не лучше ли заключить союз с Православной Церковью и поддержать ее: это позволит настоящей и авторитетной Церкви признать власть Советов.

Хотя и не все было известно архиепископу Илариону о тогдашней церковной жизни, но тем не менее он не был равнодушным зрителем тех или иных церковных нестроений и бедствий, обрушившихся на православный народ. К нему обращались за советом и спрашивали, что нужно делать, чтобы в новых условиях политической жизни достигнуть умиротворения Церкви. Вопрос был очень сложный. И на него архиепископ Иларион дал весьма глубокий и проанализированный ответ, основанный на православных канонах и церковной практике.

Вот что написал он вопрошавшим в своем письме от 10 декабря 1927 года:
“Последние два года с лишком я не участвую в церковной жизни, имею о ней лишь отрывочные и, возможно, неточные сведения. Поэтому для меня затруднительно суждение о частностях и подробностях этой жизни, но, думаю, общая линия церковной жизни и ее недостатки, и ее болезни мне известны. Главный недостаток, который чувствовался еще и раньше, это отсутствие в нашей Церкви Соборов с 1917 года, т. е. в то самое время, когда они особенно были нужны, так как Русская Церковь не без воли Божией вступила в совершенно новые исторические условия, условия необычные, значительно отличающиеся от раннейших условий. Церковная практика, включая и постановления Собора 1917—1918 годов, к этим новым условиям не приспособлена, так как она образовалась в иных исторических условиях. Положение значительно осложнилось со смерти Святейшего Патриарха Тихона. Вопрос о местоблюстительстве, насколько мне известно, тоже сильно запутан, церковное управление в полном расстройстве. Не знаю, есть ли среди нашей иерархии и вообще среди сознательных членов Церкви такие наивные и близорукие люди, которые имели бы нелепые иллюзии о реставрации и свержении советской власти и т. п., но думаю, что все, желающие блага Церкви, сознают необходимость Русской Церкви устраиваться в новых исторических условиях. Следовательно, нужен Собор, и прежде всего нужно просить государственную власть разрешить созвать Собор. Но кто-то должен собрать Собор, сделать для него необходимые приготовления, словом, довести Церковь до Собора. Поэтому нужен теперь же, до Собора, церковный орган. К организации и деятельности этого органа у меня ряд требований, которые у меня, думаю, общие со всеми, кто хочет церковного устроения, а не расстройства мира и не нового смятения. Некоторые из этих требований я и укажу.
1. Временный церковный орган не должен быть в своем начале самовольным, т.е. должен при своем начале иметь согласие Местоблюстителя.
2. По возможности во временный церковный орган должны войти те, кому поручено Местоблюстителем митр. Петром (Полянским) или Святейшим Патриархом.
3. Временный церковный орган должен объединять, а не разделять епископат, он не судья и не каратель несогласных — таковым будет Собор.
4. Временный церковный орган свою задачу должен мыслить скромной и практической — создание Собора.

Последние два пункта требуют особого пояснения. Над иерархией и церковными людьми витает отвратительный призрак ВЦУ 1922 года. Церковные люди стали подозрительными. Временный церковный орган должен как огня бояться хотя бы малейшего сходства своей деятельности с преступной деятельностью ВЦУ. Иначе получится только новое смятение. ВЦУ начинало со лжи и обмана. У нас все должно быть основано на правде. ВЦУ, орган совершенно самозванный, объявил себя верховным вершителем судеб Русской Церкви, для которого не обязательны церковные законы и вообще все Божеские и человеческие законы. Наш церковный орган — только временный, с одной определенной задачей — созвать Собор. ВЦУ занялось гонением на всех, ему не подчиняющихся, т. е. на всех порядочных людей из иерархии и из других церковных деятелей, и, грозя направо и налево казнями, обещая милость покорным, ВЦУ вызвало нарекания на власть, нарекания едва ли желательные для самой власти. Эта отвратительная сторона преступной деятельности ВЦУ и его преемника,» так называемого Синода, с его соборами 1923—1925 годов, заслужила им достойное презрение, доставив много горя и страданий неповинным людям, принесла только зло и имела своим следствием только то, что часть иерархии и несознательных церковных людей отстала от Церкви и составила раскольническое общество. Ничего подобного, до самого малейшего намека, не должно быть в действиях временного церковного органа. Эту мысль я особенно подчеркиваю, потому что здесь именно вижу величайшую опасность. Наш церковный орган должен только созвать Собор. Относительно этого Собора обязательны следующие требования.
5. Временный церковный орган должен собрать, а не подбирать Собор, как то сделано печальной памяти ВЦУ в 1923 году. Собор подобранный не будет иметь никакого авторитета и принесет не успокоение, а только новое смятение в Церкви. Едва ли есть нужда увеличить в истории количество разбойничьих соборов; довольно и трех: Ефесского 449 года и двух московских 1923—1925 годов. Самому же будущему Собору мое первое пожелание то, чтобы он мог доказать свою полную непричастность и несолидарность со всякими политически неблагонадежными направлениями, рассеять тот туман бессовестной и смрадной клеветы, которым окутана Русская Церковь преступными стараниями злых деятелей (обновления). Лишь только настоящий Собор может быть авторитетным и сможет внести успокоение в церковную жизнь, дать покой измученным сердцам церковных людей. Я верю, что на Соборе обнаружится понимание всей важности ответственного церковного момента, и он устроит церковную жизнь соответственно новым условиям”.

☦️
Священномученик Алекса́ндр Рождественский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр (Алек­сандр Алек­сан­дро­вич Рож­де­ствен­ский) ро­дил­ся 11 ав­гу­ста 1874 го­да в се­мье свя­щен­ни­ка Бла­го­ве­щен­ско­го по­го­ста Но­во­торж­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии; окон­чил Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в 1902 го­ду был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му род­но­го се­ла. Здесь он про­слу­жил до на­ча­ла го­не­ний в трид­ца­тых го­дах.
В 1930 го­ду вла­сти ото­бра­ли у свя­щен­ни­ка все иму­ще­ство, а по­сле это­го по­тре­бо­ва­ли от него упла­ты на­ло­га. Ли­шен­ный средств к су­ще­ство­ва­нию, о. Алек­сандр не имел воз­мож­но­сти его за­пла­тить и за это в 1932 го­ду был при­го­во­рен к двум го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. По воз­вра­ще­нии из за­клю­че­ния он при­е­хал в се­ло Пе­ре­сле­ги­но Вы­со­ков­ско­го рай­о­на и стал слу­жить в хра­ме.
21 де­каб­ря 1937 го­да со­труд­ник Вы­со­ков­ско­го рай­он­но­го от­де­ла НКВД аре­сто­вал о. Алек­сандра и в тот же день до­про­сил. Свя­щен­ни­ка не в чем бы­ло об­ви­нить, у НКВД не бы­ло до­ка­за­тельств его про­ти­во­го­судар­ствен­ной де­я­тель­но­сти, не бы­ло сви­де­тель­ских по­ка­за­ний, и по­то­му сле­до­ва­тель сам по шаб­ло­ну со­ста­вил все об­ви­не­ния, по­чти уве­рен­ный, что най­дет та­ких «сви­де­те­лей», ко­то­рые со­гла­сят­ся под­твер­дить все, что он на­пи­сал.
— След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы ве­де­те контр­ре­во­лю­ци­он­ную ра­бо­ту про­тив су­ще­ству­ю­ще­го строя в СССР, а так­же под­дер­жи­ва­ли вра­гов на­ро­да, та­ких, как Троц­кий и его при­спеш­ни­ки Ту­ха­чев­ский, Якир и дру­гие, — ска­зал сле­до­ва­тель.
— Ни­ка­кой ра­бо­ты я сре­ди на­се­ле­ния, в смыс­ле контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции, не вел, о вра­гах на­ро­да так­же не го­во­рил ни с кем.
— Ка­кую вы ве­ли ра­бо­ту сре­ди цер­ков­ной два­дцат­ки?
— Я ни­ка­кой ра­бо­ты не вел с ни­ми.
Вы­зван­ные на сле­ду­ю­щий день «де­жур­ные сви­де­те­ли» рас­пи­са­лись под со­став­лен­ны­ми сле­до­ва­те­лем про­то­ко­ла­ми, и за два дня след­ствие бы­ло за­кон­че­но. 26 де­каб­ря Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка Алек­сандра Рож­де­ствен­ско­го к рас­стре­лу. Еще через день, 28 де­каб­ря 1937 го­да, он был рас­стре­лян.

☦️
Священномученик Васи́лий Виноградов, пресвитер.
1929 год го­су­дар­ство объ­яви­ло на­ча­лом но­вых го­не­ний на Пра­во­слав­ную Цер­ковь. 11 мая 1931 го­да ми­ли­ци­о­нер се­ла Тол­ма­чи Твер­ской об­ла­сти, где слу­жил свя­щен­ник Ва­си­лий Ви­но­гра­дов, по­дал ра­порт на­чаль­ни­ку ОГПУ: «До­во­жу до Ва­ше­го све­де­ния, что по Ва­ше­му по­ру­че­нию мною уста­нов­ле­но сле­ду­ю­щее. На квар­ти­ре по­па Ви­но­гра­до­ва бы­ли ве­че­ром 11 мая сле­ду­ю­щие граж­дане. Бы­ла мо­на­шен­ка Со­ко­ло­ва… слу­жит сто­ро­жем в церк­ви. Сест­ра по­па Ви­но­гра­до­ва, Ан­на. И пле­мян­ни­цы его, Ви­но­гра­до­ва, Ули­та и Ма­рия из де­рев­ни Дуб­ни­хи. И с ни­ми же бы­ла го­стья, неиз­вест­но от­ку­да. При­том же был му­жик из де­рев­ни Во­ро­бье­во по име­ни Ми­ха­ил. По­том из де­рев­ни Ивань­ко­во, фа­ми­лия его неиз­вест­на…»
Это­го ра­пор­та ока­за­лось до­ста­точ­но, чтобы при­нять ре­ше­ние об аре­сте ни в чем, кро­ме при­над­леж­но­сти к церк­ви, не ви­нов­ных лю­дей. 29 мая 1931 го­да свя­щен­ник Ва­си­лий Ви­но­гра­дов, мо­на­хи­ня Ан­на Куз­не­цо­ва и по­слуш­ни­ца Прас­ко­вья Со­ко­ло­ва, под­ви­зав­ши­е­ся в жен­ском мо­на­сты­ре в Торж­ке, по­ка тот не был за­крыт, бы­ли аре­сто­ва­ны и за­клю­че­ны в Твер­скую тюрь­му.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-vinogradov

☦️
Священномученик Виктори́н Добронравов, пресвитер.
Про­то­и­е­рей Вик­то­рин Доб­ро­нра­вов ро­дил­ся в 1889 го­ду в Ки­ши­не­ве в се­мье свя­щен­ни­ка. В 1914 го­ду за­кон­чил Пет­ро­град­ский По­ли­тех­ни­че­ский ин­сти­тут, и в том же го­ду тай­но уехал в Моск­ву, чтобы стать мо­на­хом, но по­лу­чил бла­го­сло­ве­ние не на мо­на­ше­ство, а на свя­щен­ство. В кон­це 1914 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к Спа­со-Кол­тов­ской церк­ви в Пет­ро­гра­де, а через год — во иерея к то­му же хра­му. В 1918 го­ду неко­то­рое вре­мя он про­вел в за­клю­че­нии. С 1919 го­да отец Вик­то­рин был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и стал на­сто­я­те­лем до­мо­вой церк­ви свт. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца в до­ме для пре­ста­ре­лых ар­ти­стов на Пет­ров­ском ост­ро­ве в Пет­ро­гра­де. Отец Вик­то­рин был од­ним из са­мых из­вест­ных ду­хов­ни­ков в епар­хии. Его власт­ное пас­тыр­ское сло­во и осо­бая ду­хов­ная си­ла при­вле­ка­ли в тя­же­лые го­ды го­не­ний тех пра­во­слав­ных хри­сти­ан, ко­то­рые ис­ка­ли под­лин­но­го спа­се­ния во Хри­сте. Каж­дую пят­ни­цу ба­тюш­ка слу­жил ака­фист пе­ред осо­бо по­чи­та­е­мой им ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри — Дер­жав­ной.
В 1930 го­ду отец Вик­то­рин был аре­сто­ван и за­клю­чен в Ар­се­наль­ную тюрь­му. Его при­го­во­ри­ли к 10 го­дам в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. До от­прав­ки на стро­и­тель­ство Бе­ло­мор­ка­на­ла свя­щен­ник пол­то­ра го­да про­си­дел в оди­ноч­ной ка­ме­ре. 6 лет он про­вел в Бел­балт­ла­ге, за­тем был пе­ре­ве­ден в Си­б­лаг, от­ку­да был до­сроч­но осво­бож­ден. В Ле­нин­град отец Вик­то­рин не вер­нул­ся, он по­ехал в Нов­го­род­скую об­ласть, устро­ил­ся на ра­бо­ту в дет­ский дом по­мощ­ни­ком ле­ка­ря. Слу­жил тай­но. В 1937 го­ду он был аре­сто­ван, при обыс­ке у него в кар­мане на­шли Еван­ге­лие, что усу­гу­би­ло его ви­ну. Трой­ка при НКВД по Ле­нин­град­ской об­ла­сти вы­нес­ла при­го­вор о рас­стре­ле. Свя­щен­но­му­че­ник Вик­то­рин Доб­ро­нра­вов был рас­стре­лян 28 де­каб­ря 1937 го­да в тюрь­ме го­ро­да Бо­ро­ви­чи.

☦️
Собор Крымских святых.
По пре­да­нию, хри­сти­ан­ство в Крым при­нес в I ве­ке апо­стол Ан­дрей Пер­во­зван­ный. Та­ври­да до­ста­лась апо­сто­лу по жре­бию, ко­то­рый уче­ни­ки Спа­си­те­ля бро­си­ли по­сле Пя­ти­де­сят­ни­цы, рас­хо­дясь во все кон­цы Рим­ской им­пе­рии на про­по­ведь. Ан­дрей, род­ной брат Пет­ра, на­пра­вил­ся сна­ча­ла в Ма­лую Азию, за­тем, обой­дя с Еван­ге­ли­ем по­бе­ре­жье Чер­но­го мо­ря, ока­зал­ся в Кры­му.
Поз­же здесь про­по­ве­до­вал свя­той Кли­мент, па­па Рим­ский, уче­ник апо­сто­ла Пет­ра и спут­ник апо­сто­ла Пав­ла. С Кры­мом свя­за­ны тру­ды рав­ноап­о­столь­ных бра­тьев Ки­рил­ла и Ме­фо­дия, здесь ко­гда-то при­нял Кре­ще­ние князь Вла­ди­мир.
В Со­бор Крым­ских свя­тых вхо­дят:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-krymskih-svjatyh

☦️
Собор Кольских святых.
В Со­бор Коль­ских свя­тых вхо­дят:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-kolskih-svjatyh


Жития
Писание