⏳ 2022.12.25 (вс)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) 28я по Пятидесятнице, святых Праотец (глас 3й)
• воскресенье

☀️ неподвижный годовой круг:
25 декабря (12 декабря)
• (Рождественский пост)
• сщмч. Александра Иерусалимского (251)
• мч. Разу́мника (Сине́зия) (270–275)
• свт. Спиридо́на Тримифунтского (ок. 348)
• прп. Ферапо́нта Монзенского (1597)


☦️
Неделя святых праотец.
Два по­след­них вос­кре­се­нья (неде­ли) Рож­де­ствен­ско­го по­ста име­ну­ют­ся Неде­лей свя­тых Пра­о­тец и Неде­лей свя­тых отец. Празд­но­ва­ние Неде­ли свя­тых Пра­о­тец со­вер­ша­ет­ся в пред­по­след­нее вос­кре­се­нье пе­ред Рож­де­ством Хри­сто­вым. В этот день Цер­ковь от­ме­ча­ет па­мять свя­тых Пра­о­тец – вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков, ожидавших Спасителя, на­чи­ная от пер­во­го че­ло­ве­ка – Ада­ма, и вклю­чая Си­фа, Ено­ха, Ноя, Ав­ра­ама, Иса­а­ка, Иа­ко­ва, ца­ря Да­ви­да и про­чих. Эти древ­ние лю­ди от­де­лены от нас ты­ся­че­ле­ти­я­ми, од­на­ко име­ют к нам, те­пе­реш­ним пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам, са­мое пря­мое и близ­кое от­но­ше­ние.
Ка­кая же связь меж­ду на­ми и ими? Цер­ковь во­об­ще на­по­ми­на­ет нам о них те­перь, пе­ред Рож­де­ством Хри­сто­вым, ра­ди их ве­ры – ве­ры в обе­ща­ние, дан­ное Бо­гом Ада­му при из­гна­нии его из рая, что в кон­це ве­ков при­дет в мир Спа­си­тель, Ко­то­рый ис­ку­пит че­ло­ве­че­ство от гре­ха пра­ро­ди­те­лей.
Все пра­от­цы, быв­шие на зем­ле за­дол­го до рож­де­ния Гос­по­да, жи­ли и го­ре­ли этой ве­рой, ни­ко­гда от нее не от­сту­пая. Они яв­ля­ют­ся яр­ким при­ме­ром для нас, жи­ву­щих уже по­сле зем­но­го во­пло­ще­ния Спа­си­те­ля. Как и древ­ние лю­ди, мы то­же Его ре­аль­но не ви­де­ли; они толь­ко зна­ли, что Он бу­дет на зем­ле, а мы толь­ко зна­ем, что Он был на зем­ле. Но они твер­до ве­ри­ли в Его при­ше­ствие и их ве­ра оправ­да­лась.
От нас же тре­бу­ет­ся го­раз­до боль­шая ве­ра. Мы долж­ны ве­рить, что Гос­подь был, и есть, и бу­дет; что Он жил на зем­ле как че­ло­век; что через Свою Цер­ковь Он по­сто­ян­но пре­бы­ва­ет с на­ми; и что Он сно­ва при­дет на зем­лю су­дить че­ло­ве­че­ство. Но за та­кую ве­ру Сам Гос­подь обе­ща­ет нам бла­жен­ство. Ко­гда Иисус Хри­стос явил­ся Апо­сто­лу Фо­ме, ко­то­рый не мог по­ве­рить в вос­кре­се­ние Хри­сто­во по­ка сам не до­тро­нул­ся до ран Гос­под­них, а до­тро­нув­шись, вос­клик­нул: «Гос­подь мой и Бог мой!» – то­гда Гос­подь ска­зал Апо­сто­лу: «ты по­ве­рил, по­то­му-что уви­дел Ме­ня; но бла­жен­ны не ви­дев­шие и уве­ро­вав­шие».
Но по­ми­мо ве­ры есть еще од­но об­сто­я­тель­ство, ко­то­рое так тес­но свя­зы­ва­ет нас с древни­ми пра­от­ца­ми – это их вер­ность ожи­да­е­мо­му Мес­сии. Они жи­ли в окру­же­нии язы­че­ско­го ми­ра – ми­ра, ко­то­рый хо­тя и не знал еще Хри­ста, но пол­но­стью от­сту­пил от Бо­га. Мы с ва­ми, до­ро­гие бра­тья и сест­ры, жи­вем в по­доб­ном и да­же худ­шем по­ло­же­нии. Де­вят­на­дцать сто­ле­тий по­сле Рож­де­ства Хри­сто­ва мир жил со Хри­стом и хри­сти­ан­ской куль­ту­рой, а вот в 20-ом ве­ке про­изо­шел рез­кий пе­ре­во­рот. Те­перь мы жи­вем в пост-хри­сти­ан­ской эре, в ми­ре, ко­то­рый сно­ва по­гру­зил­ся в пол­ное язы­че­ство.
Мы ча­сто слы­шим во­круг се­бя вы­ра­же­ние, что на­сту­пил «но­вый век». Но в этом «но­вом ве­ке» нет ни­че­го но­во­го кро­ме бо­лее совре­мен­ной фор­мы. Это все то же от­ступ­ле­ние от Бо­га и да­же от­ри­ца­ние Бо­га, а сверх то­го – пол­ное от­ступ­ле­ние от Хри­ста и по­ру­га­ние Хри­ста. Боль­шин­ство хри­сти­ан да­же и не ви­дят, как они из­вра­ща­ют свою хри­сти­ан­скую ве­ру, об­ле­кая ее в одеж­ду мо­дер­низ­ма, и как они пре­да­ют Хри­ста, ста­ра­ясь объ­еди­нить­ся с ре­ли­ги­я­ми Его го­ни­те­лей и ху­ли­те­лей.
И вот на фоне все­го это­го страш­но­го ми­ра, до­ро­гие бра­тья и сест­ры, вспом­ним мы не толь­ко ве­ру Свя­тых Пра­о­тец, но и их вер­ность Хри­сту-Спа­си­те­лю; и го­то­вясь вот уже ско­ро встре­тить и празд­но­вать Его рож­де­ние на зем­ле, от­вер­нем­ся от окру­жа­ю­ще­го нас язы­че­ства и за­сви­де­тель­ству­ем на­шу пол­ную пре­дан­ность и вер­ность То­му, Ко­то­рый ска­зал нам: «Се Аз с ва­ми есмь до скон­ча­ния ве­ка». Аминь.
(с) иерей Ро­сти­слав Же­ни­лов

В это вре­мя го­да мы ви­дим на­ших со­се­дей празд­ну­ю­щих за­пад­ное Рож­де­ство и мно­гие из нас, воз­мож­но, ду­ма­ют: по­че­му же и мы не мо­жем празд­но­вать Рож­де­ство Хри­сто­во в один день с ни­ми? Се­го­дняш­нее вос­кре­се­нье да­ет нам на это от­вет…
Как бы пред­ви­дя воз­ник­но­ве­ние та­ко­го во­про­са, свя­тая Пра­во­слав­ная Цер­ковь на­чи­на­ет при­го­тов­лять нас в ве­ли­ко­му дню Рож­де­ства Хри­сто­ва по­сред­ством рож­де­ствен­ско­го по­ста. По ме­ре то­го, как мы при­бли­жа­ем­ся к это­му дню, Цер­ковь осо­бым об­ра­зом от­ме­ча­ет по­след­ние два вос­кре­се­нья пе­ред Рож­де­ством и под­чер­ки­ва­ет их зна­че­ние на­зва­ни­я­ми несколь­ко ины­ми от обыч­ных вос­крес­ных дней. За две неде­ли до Рож­де­ства мы от­ме­ча­ем Неде­лю (т.е. вос­кре­се­нье) Свя­тых Пра­от­цев. Вос­кре­се­нье непо­сред­ствен­но пе­ред Рож­де­ством на­зы­ва­ет­ся Неде­лей Свя­тых От­цов.
Чем от­ли­ча­лись Свя­тые Пра­от­цы и кто они бы­ли та­кие? Сло­во «пра­от­цы» имен­но то и озна­ча­ет: на­ши пра­ро­ди­те­ли. Са­мые даль­ние на­ши пред­ки бы­ли Адам и Ева, а за ни­ми сле­до­ва­ли биб­лей­ские пат­ри­ар­хи Ной, Ав­ра­ам, Иса­ак, Иа­ков и дру­гие, ко­то­рые упо­ми­на­ют­ся в Биб­лии. Что бы­ло в них осо­бен­но­го? Адам и Ева бы­ли пер­вы­ми людь­ми ко­то­рые со­гре­ши­ли, но они же бы­ли и пер­вые ко­то­рые по­ка­я­лись. За свои гре­хи они ка­я­лись всю свою жизнь.
Об­щим зна­ме­на­те­лем всех Пра­от­цев бы­ла их ве­ра в ис­тин­но­го Бо­га, Твор­ца это­го ми­ра и все­го ви­ди­мо­го и неви­ди­мо­го, как мы по­ем в Сим­во­ле Ве­ры за каж­дой Бо­же­ствен­ной ли­тур­ги­ей.
Свя­тые Пра­от­цы очень стро­го и вер­но при­дер­жи­ва­лись всех за­ко­нов, ко­то­рые Бог им по­сы­лал: они ни­ко­гда не ком­про­ме­ти­ро­ва­ли свою ве­ру из-за окру­жа­ю­щих об­сто­я­тельств. Они твер­до ве­ри­ли, что прав­да бы­ла прав­дой, а крив­да – крив­дой, вне за­ви­си­мо­сти от то­го, что де­ла­ло и ду­ма­ло боль­шин­ство дру­гих лю­дей. Ины­ми сло­ва­ми, свя­тые Пра­от­цы не сле­до­ва­ли че­ло­ве­че­ско­му уче­нию о «по­ли­ти­че­ской кор­рект­но­сти»! Не все­гда это бы­ло им лег­ко, но они ни­ко­гда не по­сту­па­лись сво­ей ве­рой.
Хри­сти­ан­ство все­гда бы­ло и все­гда бу­дет борь­бой. Мо­раль­ные и ду­хов­ные цен­но­сти ни­ко­гда не ме­ня­ют­ся. Доб­ро все­гда оста­ет­ся доб­ром, а зло все­гда оста­ет­ся злом. Лю­ди ча­сто за­бы­ва­ют или не об­ра­ща­ют вни­ма­ния на то, что Бог на­хо­дит­ся вне вре­ме­ни. Вре­мя су­ще­ству­ет толь­ко для смерт­ных су­ществ и ко­гда-то за­кон­чит­ся, а Бо­жьи за­ко­ны – вневре­мен­ные и по­это­му веч­но цен­ные.
В свя­том Еван­ге­лии Гос­подь Иисус Хри­стос го­во­рит: «Не мир при­нес Я на зем­лю, а меч» (Мф.10:34). Меч яв­ля­ет­ся сим­во­лом борь­бы – пре­иму­ще­ствен­но борь­бы ду­хов­ной. Мы долж­ны бо­роть­ся всю свою жизнь, и са­мая труд­ная борь­ба – это внут­ри нас са­мих. Но преж­де чем на­чи­нать бо­роть­ся, мы долж­ны знать – на пра­виль­ном ли мы на­хо­дим­ся пу­ти? По­это­му мы не долж­ны сле­по сле­до­вать то­му, что де­ла­ет боль­шин­ство окру­жа­ю­ще­го нас об­ще­ства. В древ­ние вре­ме­на ве­ли­кий гре­че­ский фило­соф Со­крат го­во­рил: « Боль­шин­ство ни­ко­гда не пра­во». Все ре­во­лю­ции бы­ли ос­но­ва­ны на этом прин­ци­пе – как управ­лять и ру­ко­во­дить боль­шин­ством.
И вот Свя­тые Пра­от­цы по­ка­за­ли нам мно­го свет­лых при­ме­ров то­го, как нам быть и как ду­мать: во-пер­вых, что Гос­подь Бог дол­жен быть для нас весь­ма ре­а­лен, а не аб­страк­тен, и во-вто­рых, что в све­те это­го нам нуж­но про­ве­рять и окру­жа­ю­щее нас об­ще­ство. Та­ким об­ра­зом мы смо­жем уви­деть, на­сколь­ко за­пад­ное хри­сти­ан­ство утра­ти­ло свою со­сре­до­то­чен­ность на Бо­ге и жизнь в Бо­ге. За­пад­ные хри­сти­ане, к со­жа­ле­нию, утра­ти­ли ис­тин­ное по­ни­ма­ние Бо­га. Об­раз Бо­га в за­пад­ном хри­сти­ан­стве из­ме­нил­ся от пло­хо­го к худ­ше­му и яв­ля­ет­ся весь­ма да­ле­ким от ис­ти­ны. По­ду­мать толь­ко: что в окру­жа­ю­щей сре­де име­ет веч­ную цен­ность в на­ши дни? Кру­гом лишь од­на ду­хов­ная пу­сто­та или ис­ка­же­ние все­го бо­же­ствен­но­го.
Че­ло­ве­че­ское ми­ро­воз­зре­ние во вре­ме­на Пра­от­цев в об­щей слож­но­сти не на мно­го от­ли­ча­лось от на­ших дней, но они са­ми твер­до дер­жа­лись сво­ей ве­ры и не ком­про­ме­ти­ро­ва­ли эту ве­ру толь­ко по­то­му, что боль­шин­ство ду­ма­ло ина­че. Они дер­жа­лись ве­ры и за это бла­го­дать Бо­жия укреп­ля­ла их.
По­ду­ма­ем об этом, до­ро­гие бра­тья и сест­ры, и по­ста­ра­ем­ся по­сле­до­вать при­ме­ру свя­тых Пра­от­цев, т.к. мы сей­час на­хо­дим­ся в схо­жем по­ло­же­нии. Мы мо­жем ува­жать ве­ро­ва­ния на­ших со­се­дей, но мы не долж­ны по­сту­пать­ся на­шей соб­ствен­ной ве­рой. На­ша пра­во­слав­ная ве­ра име­ет луч­шие об­раз­цы и глу­бо­кие кор­ни в на­ших Пра­от­цах, чью па­мять мы се­го­дня свет­ло празд­ну­ем. Аминь.
(с) про­то­и­е­рей Игорь Гре­бин­ка

☦️
Священномученик Алекса́ндр Иерусалимский, епископ.
Свя­той свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр, доб­лест­но под­ви­зав­ший­ся и по­стра­дав­ший за ве­ру Хри­сто­ву, при­над­ле­жал к мно­го­чис­лен­ным уче­ни­кам, ко­то­рых зна­ме­ни­тей­ший учи­тель Церк­ви III ве­ка Кли­мент Алек­сан­дрий­ский со­би­рал око­ло се­бя в Алек­сан­дрии, и на­хо­дил­ся в тес­ной друж­бе с Ори­ге­ном. В на­ча­ле III ве­ка свя­той Алек­сандр был сде­лан епи­ско­пом во Фла­вии, в Кап­па­до­кии. В го­не­ние Сеп­ти­мия Се­ве­ра за рев­ность к ве­ре Хри­сто­вой он пре­тер­пе­вал за­клю­че­ние в тем­ни­це, в ко­то­рой то­мил­ся несколь­ко лет. По осво­бож­де­нии из за­клю­че­ния свя­той возы­мел же­ла­ние по­кло­нить­ся свя­тым ме­стам в Иеру­са­ли­ме, где был встре­чен на­ро­дом и пу­стын­ни­ка­ми, из­ве­щен­ны­ми свы­ше о его при­бы­тии, и по яс­но­му небес­но­му от­кро­ве­нию из­бран со­пра­ви­те­лем пре­ста­ре­ло­го пат­ри­ар­ха Иеру­са­лим­ско­го Нар­кис­са. В те­че­ние це­ло­го по­ко­ле­ния, 38 лет свя­той Алек­сандр муд­ро управ­лял Иеру­са­лим­скою цер­ко­вью. Он был из­ве­стен сво­ею лю­бо­вью к про­све­ще­нию.
При Иеру­са­лим­ской церк­ви он устро­ил на свой счет зна­чи­тель­ную биб­лио­те­ку из книг Свя­щен­но­го Пи­са­ния и су­ще­ство­вав­ших в то вре­мя тво­ре­ний хри­сти­ан­ских пи­са­те­лей. В го­не­ние Де­кия свя­той Алек­сандр был вы­тре­бо­ван в Ке­са­рию Па­ле­стин­скую на суд и там вто­рич­но ис­по­ве­дал Хри­ста. Бро­шен­ный в тем­ни­цу, он про­был там до­воль­но про­дол­жи­тель­ное вре­мя и там же пре­дал дух свой Гос­по­ду.

☦️
Мученик Разу́мник (Сине́зий) Римлянин.
Свя­той му­че­ник Ра­зум­ник (у рим­лян он на­зы­ва­ет­ся Си­не­зий; у гре­ков Си­не­тос – ра­зум­ный) ро­дом был рим­ля­нин и в юно­ше­ском воз­расте был от­дан сво­и­ми ро­ди­те­ля­ми епи­ско­пу Рим­ско­му для обу­че­ния бо­же­ствен­ным кни­гам. И так как с обу­че­ни­ем кни­гам он об­на­ру­жил и доб­рый нрав, то воз­ве­ден был в долж­ность цер­ков­но­го чте­ца. Про­хо­дя эту долж­ность, он мно­гих учил бла­го­че­стью и ис­тин­ной ве­ре, язы­че­ское же бо­го­по­чте­ние об­ли­чал и по­ри­цал по­кло­няв­ших­ся идо­лам. Ко­гда же до­не­се­но бы­ло о том ца­рю и свя­той Ра­зум­ник при­ве­ден был к нему для до­про­са, то и пред ца­рем он с дерз­но­ве­ни­ем ис­по­ве­дал Хри­ста. За это он был под­верг­нут же­сто­ким му­че­ни­ям, и так как остал­ся непо­ко­ле­би­мым и не от­верг­ся от Хри­ста, то по­сле дол­гих му­че­ний осуж­ден был на усе­че­ние гла­вы. Так скон­чал­ся свя­той Ра­зум­ник.

Примечание:
Ра­зум­ник был чте­цом при па­пе Сиксте (257–258 г); по­стра­дал же при ца­ре Авре­ли­ане (270–275 г.). – Мо­щи его в 830 г. пе­ре­не­се­ны из Ри­ма в ост­ров и аб­бат­ство Рей­хе­нау.

☦️
Святитель Спиридо́н Тримифунтский, епископ.
Свя­ти­тель Спи­ри­дон Три­ми­фунт­ский ро­дил­ся в кон­це III ве­ка на ост­ро­ве Кипр. О его жиз­ни све­де­ний со­хра­ни­лось ма­ло. Из­вест­но, что он был пас­ту­хом, имел же­ну и де­тей. Все свои сред­ства он от­да­вал на нуж­ды ближ­них и стран­ни­ков, за это Гос­подь воз­на­гра­дил его да­ром чу­до­тво­ре­ния: он ис­це­лял неиз­ле­чи­мо боль­ных и из­го­нял бе­сов. По­сле смер­ти же­ны, в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (306–337), он был из­бран епи­ско­пом го­ро­да Три­ми­фун­та. В сане епи­ско­па свя­ти­тель не из­ме­нил сво­е­го об­ра­за жиз­ни, со­еди­нив пас­тыр­ское слу­же­ние с де­ла­ми ми­ло­сер­дия. По сви­де­тель­ству цер­ков­ных ис­то­ри­ков, свя­ти­тель Спи­ри­дон в 325 го­ду при­ни­мал уча­стие в де­я­ни­ях I Все­лен­ско­го Со­бо­ра. На Со­бо­ре свя­ти­тель всту­пил в со­стя­за­ние с гре­че­ским фило­со­фом, за­щи­щав­шим ари­е­ву ересь. Про­стая речь свя­ти­те­ля Спи­ри­до­на по­ка­за­ла всем немощь че­ло­ве­че­ской муд­ро­сти пе­ред Пре­муд­ро­стью Бо­жи­ей: «Слу­шай, фило­соф, что я бу­ду го­во­рить те­бе: мы ве­ру­ем, что Все­мо­гу­щий Бог из ни­че­го со­здал Сво­им Сло­вом и Ду­хом небо, зем­лю, че­ло­ве­ка и весь ви­ди­мый и неви­ди­мый мир. Сло­во это есть Сын Бо­жий, Ко­то­рый со­шел ра­ди на­ших гре­хов на зем­лю, ро­дил­ся от Де­вы, жил с людь­ми, по­стра­дал, умер для на­ше­го спа­се­ния и за­тем вос­крес, ис­ку­пив Сво­и­ми стра­да­ни­я­ми пер­во­род­ный грех, и со­вос­кре­сил с Со­бою че­ло­ве­че­ский род. Мы ве­ру­ем, что Он Еди­но­су­щен и Рав­но­че­стен со От­цем, и ве­ру­ем это­му без вся­ких лу­ка­вых из­мыш­ле­ний, ибо тай­ну эту по­стиг­нуть че­ло­ве­че­ским ра­зу­мом невоз­мож­но».
В ре­зуль­та­те бе­се­ды про­тив­ник хри­сти­ан­ства сде­лал­ся его рев­ност­ным за­щит­ни­ком и при­нял Свя­тое Кре­ще­ние. По­сле раз­го­во­ра со свя­тым Спи­ри­до­ном, об­ра­тив­шись к сво­им дру­зьям, фило­соф ска­зал: «Слу­шай­те! По­ка со­стя­за­ние со мною ве­лось по­сред­ством до­ка­за­тельств, я вы­став­лял про­тив од­них до­ка­за­тельств дру­гие и сво­им ис­кус­ством спо­рить от­ра­жал все, что мне пред­став­ля­ли. Но ко­гда, вме­сто до­ка­за­тель­ства от ра­зу­ма, из уст это­го стар­ца на­ча­ла ис­хо­дить ка­кая-то осо­бая си­ла, до­ка­за­тель­ства ста­ли бес­силь­ны про­тив нее, так как че­ло­век не мо­жет про­ти­вить­ся Бо­гу. Ес­ли кто-ни­будь из вас мо­жет мыс­лить так же, как я, то да уве­ру­ет во Хри­ста и вме­сте со мною да по­сле­ду­ет за этим стар­цем, уста­ми ко­то­ро­го го­во­рил Сам Бог».
На том же Со­бо­ре свя­ти­тель Спи­ри­дон явил про­тив ари­ан на­гляд­ное до­ка­за­тель­ство Един­ства во Свя­той Тро­и­це. Он взял в ру­ки кир­пич и стис­нул его: мгно­вен­но вы­шел из него вверх огонь, во­да по­тек­ла вниз, а гли­на оста­лась в ру­ках чу­до­твор­ца. «Се три сти­хии, а пл­ин­фа (кир­пич) од­на, – ска­зал то­гда свя­ти­тель Спи­ри­дон, – так и в Пре­свя­той Тро­и­це – Три Ли­ца, а Бо­же­ство Еди­но».
Свя­ти­тель с боль­шой лю­бо­вью за­бо­тил­ся о сво­ей пастве. По его мо­лит­ве за­су­ха сме­ня­лась обиль­ным жи­во­тво­ря­щим до­ждем, а непре­рыв­ные до­жди – вёд­ром (тёп­лой, су­хой по­го­дой), ис­це­ля­лись боль­ные, из­го­ня­лись де­мо­ны.
Од­на­жды к нему при­шла жен­щи­на с мерт­вым ре­бен­ком на ру­ках, про­ся за­ступ­ни­че­ства свя­то­го. По­мо­лив­шись, он вер­нул мла­ден­ца к жиз­ни. Мать, по­тря­сен­ная ра­до­стью, упа­ла без­ды­хан­ной. Но мо­лит­ва угод­ни­ка Бо­жия вер­ну­ла жизнь и ма­те­ри.
Как-то, спе­ша спа­сти сво­е­го дру­га, окле­ве­тан­но­го и при­го­во­рен­но­го к смер­ти, свя­ти­тель был оста­нов­лен в пу­ти неожи­дан­но раз­лив­шим­ся от на­вод­не­ния ру­чьем. Свя­той при­ка­зал по­то­ку: «Стань! Так по­веле­ва­ет те­бе Вла­ды­ка все­го ми­ра, дабы я мог пе­рей­ти и спа­сен был муж, ра­ди ко­то­ро­го спе­шу». Во­ля свя­ти­те­ля бы­ла ис­пол­не­на, и он бла­го­по­луч­но пе­ре­шел на дру­гой бе­рег. Су­дья, пре­ду­пре­жден­ный о про­ис­шед­шем чу­де, с по­че­том встре­тил свя­то­го Спи­ри­до­на и от­пу­стил его дру­га.
Из­ве­стен из жиз­ни свя­ти­те­ля и та­кой слу­чай. Как-то он за­шел в пу­стую цер­ковь, по­ве­лел воз­жечь лам­па­ды и све­чи и на­чал бо­го­слу­же­ние. Про­воз­гла­сив «Мир всем», он и диа­кон услы­ша­ли в от­вет свер­ху раз­дав­ше­е­ся ве­ли­кое мно­же­ство го­ло­сов, воз­гла­ша­ю­щих: «И ду­хо­ви тво­е­му». Хор этот был ве­лик и слад­ко­глас­нее вся­ко­го пе­ния че­ло­ве­че­ско­го. На каж­дой ек­те­нии неви­ди­мый хор пел «Гос­по­ди, по­ми­луй». При­вле­чен­ные до­но­сив­шим­ся из церк­ви пе­ни­ем, к ней по­спе­ши­ли на­хо­див­ши­е­ся по­бли­зо­сти лю­ди. По ме­ре то­го, как они при­бли­жа­лись к церк­ви, чу­дес­ное пе­ние все бо­лее и бо­лее на­пол­ня­ло их слух и услаж­да­ло серд­ца. Но ко­гда они во­шли в цер­ковь, то не уви­де­ли ни­ко­го, кро­ме епи­ско­па с немно­ги­ми цер­ков­ны­ми слу­жи­те­ля­ми, и не слы­ха­ли уже бо­лее небес­но­го пе­ния, от че­го при­шли в ве­ли­кое изум­ле­ние.
Свя­той Си­ме­он Ме­та­фраст, опи­са­тель его жи­тия, упо­доб­лял свя­то­го Спи­ри­до­на пат­ри­ар­ху Ав­ра­аму в доб­ро­де­те­ли го­сте­при­им­ства. «На­доб­но знать и то, как он при­ни­мал стран­ни­ков», – пи­сал близ­кий к мо­на­ше­ским кру­гам Со­зо­мен, при­во­дя в сво­ей «Цер­ков­ной ис­то­рии» уди­ви­тель­ный при­мер из жиз­ни свя­ти­те­ля. Од­на­жды по на­ступ­ле­нии Че­ты­ре­де­сят­ни­цы в его дом по­сту­чал­ся стран­ник. Ви­дя, что пут­ник очень утом­лен, свя­той Спи­ри­дон ска­зал до­че­ри: «Об­мой-ка но­ги это­му че­ло­ве­ку да пред­ло­жи ему по­есть». Но вви­ду по­ста не бы­ло сде­ла­но нуж­ных за­па­сов, ибо свя­ти­тель «вку­шал пи­щу толь­ко в опре­де­лен­ный день, а в про­чие оста­вал­ся без пи­щи». По­это­му дочь от­ве­ти­ла, что в до­ме нет ни хле­ба, ни му­ки. То­гда свя­той Спи­ри­дон, из­ви­нив­шись пе­ред го­стем, при­ка­зал до­че­ри под­жа­рить быв­шее в за­па­се со­ле­ное сви­ное мя­со и, уса­див за стол стран­ни­ка, при­нял­ся за тра­пе­зу, убеж­дая то­го че­ло­ве­ка под­ра­жать се­бе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался, святитель не стал возражать, заметив: «Слово Божие изрекло: для чистых все чисто» (Тит.1:15).
Дру­гая ис­то­рия, со­об­щен­ная Со­зо­ме­ном, так­же весь­ма ха­рак­тер­на для свя­ти­те­ля: у свя­то­го был обы­чай из со­бран­но­го уро­жая од­ну часть раз­да­вать бед­ным, а дру­гую от­да­вать нуж­да­ю­щим­ся в долг. Сам он лич­но ни­че­го не да­вал, а про­сто по­ка­зы­вал вход в кла­до­вую, где каж­дый мог взять, сколь­ко нуж­но, и по­том воз­вра­тить та­ким же об­ра­зом, без про­вер­ки и от­че­та.
Из­ве­стен так­же рас­сказ Со­кра­та Схо­ла­сти­ка о том, как во­ры ре­ши­ли по­хи­тить овец свя­то­го Спи­ри­до­на: глу­бо­кой но­чью за­бра­лись они в ов­чар­ню, но тут же неви­ди­мой си­лой ока­за­лись свя­зан­ны­ми. Ко­гда на­ста­ло утро, свя­той при­шел к ста­ду и, уви­дев свя­зан­ных раз­бой­ни­ков, по­мо­лив­шись, раз­вя­зал их и дол­го уго­ва­ри­вал оста­вить без­за­кон­ный путь и до­бы­вать про­пи­та­ние чест­ным тру­дом. По­том, по­да­рив им по ов­це и от­пус­кая их, лас­ко­во ска­зал: «Пусть же не на­прас­но вы бодр­ство­ва­ли».
Ча­сто упо­доб­ля­ют свя­то­го Спи­ри­до­на про­ро­ку Илии, ибо так же по мо­лит­ве его во вре­мя за­сух, ча­сто угро­жав­ших ост­ро­ву Кипр, шел дождь: «Рав­но­ан­гель­на Спи­ри­до­на зрим, ве­ли­ка­го чу­до­твор­ца. Неко­гда стра­на от без­до­ж­дия и за­су­хи вель­ми по­стра­да: бысть глад и яз­ва, и мно­гое мно­же­ство лю­дей ум­ро­ша, мо­лит­ва­ми же свя­ти­те­ля сни­де с небе­се на зем­лю дождь: лю­дие же, из­бав­ль­ше­ся от бед­ствия, бла­годар­ствен­но взы­ва­ху: Ра­дуй­ся, ве­ли­ко­му про­ро­ку упо­до­би­вый­ся и дождь, отъ­ем­лю­щий глад и неду­ги, бла­говре­мен­ный низ­вел еси».
Все жи­тие свя­ти­те­ля по­ра­жа­ет уди­ви­тель­ной про­сто­той и си­лой чу­до­тво­ре­ния, да­ро­ван­ной ему от Гос­по­да. По сло­ву свя­ти­те­ля про­буж­да­лись мерт­вые, укро­ща­лись сти­хии, со­кру­ша­лись идо­лы. Ко­гда в Алек­сан­дрии пат­ри­ар­хом был со­зван Со­бор ра­ди со­кру­ше­ния идо­лов и ка­пищ, по мо­лит­вам от­цов Со­бо­ра па­ли все идо­лы, кро­ме од­но­го, са­мо­го по­чи­та­е­мо­го. Пат­ри­ар­ху в ви­де­нии бы­ло от­кры­то, что идол этот остал­ся для то­го, чтобы быть со­кру­шен­ным свя­ти­те­лем Спи­ри­до­ном Три­ми­фунт­ским. Вы­зван­ный Со­бо­ром свя­ти­тель сел на ко­рабль, и в тот мо­мент, ко­гда ко­рабль при­стал к бе­ре­гу и свя­ти­тель сту­пил на зем­лю, идол в Алек­сан­дрии со все­ми жерт­вен­ни­ка­ми по­верг­ся в прах, чем воз­ве­стил пат­ри­ар­ху и всем епи­ско­пам при­бли­же­ние свя­ти­те­ля Спи­ри­до­на.
В пра­вед­но­сти и свя­то­сти про­жил свя­той Спи­ри­дон зем­ную жизнь и в мо­лит­ве пре­дал ду­шу свою Гос­по­ду (ок. 348 го­да). В ис­то­рии Церк­ви свя­ти­тель Спи­ри­дон по­чи­та­ет­ся вме­сте со свя­ти­те­лем Ни­ко­ла­ем, ар­хи­епи­ско­пом Мир­ли­кий­ским.
Мо­щи его по­ко­ят­ся на ост­ро­ве Кор­фу в церк­ви его име­ни (кро­ме дес­ной ру­ки, ко­то­рая в Ри­ме).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1096

☦️
Преподобный Ферапо́нт Монзенский, Галичский.
О про­ис­хож­де­нии и ран­них го­дах его жиз­ни све­де­ний не со­хра­ни­лось. На­чал он свои по­дви­ги в Москве (ве­ро­ят­но, что юрод­ство­вал, под­ра­жая бла­жен­но­му Ва­си­лию Мос­ков­ско­му), за­тем пе­ре­шел в Ко­стром­ской Воз­дви­жен­ский мо­на­стырь, где, при­няв мо­на­ше­ский по­стриг, про­жил 13 лет. Еще при жиз­ни свя­той про­сла­вил­ся чу­до­тво­ре­ни­я­ми.
Од­на­жды пре­по­доб­ный Фе­ра­понт явил­ся во сне двум ино­кам Пав­ло-Об­нор­ско­го мо­на­сты­ря, Па­ф­ну­тию и Ан­дри­а­ну, и по­ве­лел ос­но­вать оби­тель на бе­ре­гу ре­ки Мон­зы (близ Со­ли­га­ли­ча). Из­бе­гая сла­вы че­ло­ве­че­ской, пре­по­доб­ный уда­лил­ся из Воз­дви­жен­ско­го мо­на­сты­ря и неко­то­рое вре­мя жил от­шель­ни­ком. Ко­гда мо­на­стырь на ре­ке Мон­зе был по­стро­ен стар­цем Ан­дри­а­ном, пре­по­доб­ный про­сла­вил его дву­мя чу­де­са­ми: явив­шись во сне ры­ба­ку из Со­ли­га­ли­ча и куз­не­цу из Буя, у ко­то­рых бо­ле­ли сы­но­вья, он пред­ска­зал, что де­ти их ис­це­лят­ся в но­во­устро­ен­ном Бла­го­ве­щен­ском мо­на­сты­ре на ре­ке Мон­зе. И, дей­стви­тель­но, при­ве­зен­ные в мо­на­стырь, оба юно­ши ис­це­ли­лись.
Через неко­то­рое вре­мя пре­по­доб­ный Фе­ра­понт сам при­шел в Бла­го­ве­щен­скую оби­тель и про­сил игу­ме­на, стар­ца Ан­дри­а­на, стать его ду­хов­ным от­цом. Во вре­мя ис­по­ве­ди Ан­дри­ан был по­тря­сен ду­шев­ной чи­сто­той пре­по­доб­но­го, си­лой его ве­ры. Два го­да пре­бы­ва­ния пре­по­доб­но­го Фе­ра­пон­та в Мон­зен­ском мо­на­сты­ре бы­ли вре­ме­нем ве­ли­ко­го сми­ре­ния, кро­то­сти и ас­ке­ти­че­ских по­дви­гов. Бла­го­ве­щен­ский мо­на­стырь был все­гда до­рог пре­по­доб­но­му: он чу­дес­но со­дей­ство­вал его устро­е­нию и пе­ре­не­се­нию на но­вое ме­сто, за­щи­щал от недоб­ро­же­ла­те­лей, чу­дес­но изыс­ки­вал сред­ства для его со­дер­жа­ния.
Пре­дузнав день сво­ей кон­чи­ны, свя­той про­стил­ся с бра­ти­ей и мир­но по­чил 12 де­каб­ря 1597 г. Пе­ред смер­тью он очень про­сил, чтобы ему, уже умер­ше­му, да­ли Бо­го­яв­лен­ской свя­той во­ды. Ис­пол­няя во­лю по­чив­ше­го, ему да­ли свя­той во­ды, и он про­гло­тил ее. В ле­то­пи­си мо­на­сты­ря опи­са­ны мно­го­чис­лен­ные ис­це­ле­ния, про­ис­хо­див­шие у гро­ба пре­по­доб­но­го. Од­на­жды свя­той спас су­да от ги­бе­ли при про­хож­де­нии через по­ро­ги на ре­ке Ко­стро­ме, пря­мо про­тив Бла­го­ве­щен­ско­го мо­на­сты­ря, при­чем неко­то­рые ви­де­ли бла­го­леп­но­го стар­ца, са­див­ше­го­ся на кор­му каж­до­го стру­га и пра­вив­ше­го в опас­ном ме­сте. Так­же, явив­шись во сне игу­ме­ну мо­на­сты­ря, пре­по­доб­ный пред­ска­зал го­лод 1601 го­да и по­ве­лел за­па­сти боль­ше хле­ба.
Через 20 лет по­сле кон­чи­ны пре­по­доб­но­го бы­ли об­ре­те­ны его нетлен­ные мо­щи, при­чем да­же ри­зы бы­ли це­лы­ми.


Жития
Писание