⏳ 2022.12.22 (чт)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 28я по Пятидесятнице (глас 2й)
• четверг

☀️ неподвижный годовой круг:
22 декабря (9 декабря)
• (Рождественский пост)
• пророчицы Анны (матери прор. Самуила) (1100 до РХ)
• Зачатие Пресвятой Богородицы (прав. Анною)
• свт. Софро́ния Кипрского (VI)
• прп. Стефа́на Новосиятеля (912)
• сщмч. Владимира (Виноградова) (1919)
• сщмч. Владимира (Джуринского), мц. Евфроси́нии (Джуринской) (1920)
• сщмчч. Василия (Ягодина), Александра (Буравцева) (1937)
• иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»


☦️
Пророчица Анна, мать пророка Самуи́ла.
«Был один че­ло­век из Ра­ма­фа­им-Цо­фи­ма, с го­ры Еф­ре­мо­вой, имя ему Ел­ка­на, – по­вест­ву­ет Биб­лия. – У него бы­ли две же­ны: имя од­ной Ан­на, а имя дру­гой Фен­на­на; у Фен­на­ны бы­ли де­ти, у Ан­ны же не бы­ло де­тей». Вот од­на­жды, при­дя в Си­лом для по­кло­не­ния свя­той ски­нии, Ан­на про се­бя по­мо­ли­лась ко Гос­по­ду, дав обет, что ес­ли Бог по­шлет ей сы­на, она от­даст его в храм. Быв­ше же на сту­пе­нях хра­ма и свя­щен­ник Илий. Ви­дя, как жен­щи­на сто­ит у две­рей и ше­ве­лит гу­ба­ми, не про­из­но­ся ни сло­ва, он сна­ча­ла по­ду­мал, что она пья­на. «Нет, я не пья­на, – ска­за­ла Ан­на, – но из­ли­ваю ду­шу свою Гос­по­ду». «Иди, даст те­бе Гос­подь по сло­ву тво­е­му», – ска­зал Илий.
И вско­ре Ан­на за­ча­ла сы­на. И на­зва­ли его Са­му­ил, что озна­ча­ет «ис­про­шен­ный у Бо­га». Вы­кор­мив его, она при­шла вновь в Си­лом­ский храм и, об­ра­ща­ясь к свя­щен­ни­ку Илию, ска­за­ла: «О сем ди­тя­те мо­ли­лась я, и ис­пол­нил мне Гос­подь про­ше­ние мое. И я от­даю его Гос­по­ду на все дни жиз­ни его». Са­му­ил стал по­след­ним су­ди­ей из­ра­иль­ским и про­ро­ком. Ан­на же ро­ди­ла му­жу еще трех сы­но­вей и двух до­че­рей.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1085

☦️
Зачатие прав. Анною Пресвятой Богородицы.
22 де­каб­ря Пра­во­слав­ная Цер­ковь вспо­ми­на­ет день чу­дес­но­го за­ча­тия Пре­свя­той Де­вы Ма­рии пра­вед­ной Ан­ной.
Свя­тая пра­вед­ная Ан­на бы­ла млад­шей до­че­рью свя­щен­ни­ка Мат­фа­на, про­ис­хо­див­ше­го из ко­ле­на Ле­ви­на из ро­да Ааро­но­ва.
Муж ее, свя­той пра­вед­ный Иоаким, был ро­дом из ко­ле­на Иуди­на, из до­ма ца­ря Да­ви­да. По древ­не­му обе­то­ва­нию из ро­да Да­ви­до­ва дол­жен был про­изой­ти Мес­сия.
Су­пру­ги жи­ли в На­за­ре­те Га­ли­лей­ском. Еже­год­но они от­да­ва­ли две тре­ти сво­их до­хо­дов в Иеру­са­лим­ский храм и бед­ным. По осо­бо­му Про­мыс­лу Бо­жию свя­тая че­та до глу­бо­кой ста­ро­сти не име­ла де­тей. Су­пру­ги силь­но скор­бе­ли об этом, так как бе­с­ча­дие у ев­ре­ев счи­та­лось тяж­ким несча­стьем и на­ка­за­ни­ем Бо­жи­им. Свя­тые го­ря­чо мо­ли­лись о да­ро­ва­нии им потом­ства.
В один из празд­ни­ков, ко­гда из­ра­иль­тяне при­но­си­ли в Иеру­са­лим­ский храм да­ры Бо­гу, пер­во­свя­щен­ник, по­ла­гая, что без­дет­ный Иоаким не имел бла­го­сло­ве­ния Бо­жия, от­ка­зал­ся при­нять от него да­ры. Свя­той Иоаким был глу­бо­ко огор­чен. Он об­ра­тил­ся к ро­до­слов­ной две­на­дца­ти ко­лен из­ра­иль­ских и удо­сто­ве­рил­ся, что все пра­вед­ные му­жи име­ли потом­ство, вклю­чая сто­лет­не­го Ав­ра­ама. Не воз­вра­ща­ясь до­мой, свя­той Иоаким ушел в пу­сты­ню и про­вел там со­рок дней в стро­гом по­сте и мо­лит­ве, при­зы­вая на се­бя ми­ло­сер­дие Бо­жие и омы­вая горь­ки­ми сле­за­ми свое бес­че­стие.
Су­пру­га его, свя­тая Ан­на счи­та­ла се­бя глав­ною ви­нов­ни­цею по­стиг­ше­го их го­ря.
Од­на­жды, уви­дев сре­ди вет­вей лав­ро­во­го де­ре­ва гнез­до с ед­ва опе­рив­ши­ми­ся птен­ца­ми, она слез­но мо­ли­лась о да­ро­ва­нии ей мла­ден­ца, обе­щая при­не­сти в дар Бо­гу рож­ден­ное ди­тя. Как толь­ко свя­тая Ан­на про­из­нес­ла сло­ва обе­та, Ан­гел Бо­жий воз­ве­стил ей об ис­пол­не­нии мо­лит­вы и от­крыл, что у нее ро­дит­ся дочь по име­ни Ма­рия, через Ко­то­рую бла­го­сло­вят­ся все пле­ме­на ми­ра. Об­ра­до­вав­шись, свя­тая Ан­на по­спе­ши­ла в Иеру­са­лим­ский храм, чтобы воз­бла­го­да­рить Бо­га и по­вто­рить обет о по­свя­ще­нии Ему ожи­да­е­мо­го мла­ден­ца.
С тем же бла­го­ве­сти­ем явил­ся Ан­гел и свя­то­му Иоаки­му в пу­стыне и по­ве­лел ему ид­ти в Иеру­са­лим. В Иеру­са­ли­ме свя­тая пра­вед­ная Ан­на за­ча­ла Бла­го­сло­вен­ное Ча­до и ро­ди­ла Пре­свя­тую Де­ву Ма­рию.
До трех­лет­не­го воз­рас­та Пре­свя­тая Ма­рия жи­ла в до­ме сво­их ро­ди­те­лей, а за­тем тор­же­ствен­но бы­ла при­ве­де­на свя­ты­ми Иоаки­мом и Ан­ной в храм Гос­по­день, где вос­пи­ты­ва­лась до со­вер­шен­но­ле­тия.

☦️
Святитель Софро́ний Кипрский, архиепископ.
Пре­по­доб­ный Со­фро­ний был сы­ном хри­сти­ан­ских бо­го­муд­рых ро­ди­те­лей, жив­ших на ост­ро­ве Ки­п­ре. Он по­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние, но пред­по­чти­тель­но за­ни­мал­ся пи­са­ни­я­ми свя­тых от­цов, день и ночь по­уча­ясь в За­ко­не Бо­жи­ем; вме­сте с тем и жизнь свою он бла­го­устро­ял по за­по­ве­дям Гос­под­ним. И на­столь­ко он пре­успе­вал в бла­го­че­стии и доб­рых де­лах, что удо­сто­ил­ся от Гос­по­да да­ра чу­до­тво­ре­ния и со­вер­шил мно­го чу­дес. По смер­ти епи­ско­па Кипр­ской церк­ви, свя­то­го Да­ми­а­на, свя­щен­ным со­бо­ром и всем на­ро­дом Со­фро­ний из­бран был и по­став­лен на его ме­сто. За­няв свя­ти­тель­скую ка­фед­ру и при­няв управ­ле­ние сво­ею род­ною цер­ко­вью, пре­по­доб­ный явил се­бя ис­тин­ным от­цом сво­ей паст­вы: пе­ча­ло­вал­ся о вдо­ви­цах и убо­гих, по­мо­гал си­ро­там и бес­по­мощ­ным, за­щи­щал при­тес­ня­е­мых и оби­жа­е­мых. И так по­жив и бла­го­уго­див Бо­гу, с ми­ром скон­чал­ся в VI веке.

☦️
Преподобный Стефа́н Новосиятель, Константинопольский.
Пре­по­доб­ный Сте­фан ро­дил­ся и вос­пи­та­ние по­лу­чил в Кон­стан­ти­но­по­ле. Ро­ди­те­ли его, За­ха­рия и Фе­о­фа­ния, от­ли­ча­лись бла­го­че­сти­ем и доб­ро­де­те­ля­ми хри­сти­ан­ски­ми; жи­ли они не­да­ле­ко от свя­то­го хра­ма пер­во­му­че­ни­ка ар­хи­ди­а­ко­на Сте­фа­на. Фе­о­фа­ния, мать пре­по­доб­но­го, еще во вре­мя бе­ре­мен­но­сти им со­блю­да­ла стро­гое воз­дер­жа­ние от­но­си­тель­но пи­щи: до са­мо­го рож­де­ния его она вку­ша­ла толь­ко хлеб с ово­ща­ми и во­ду, в сво­ей ма­тер­ней утро­бе уже при­уго­тов­ляя по­движ­ни­ка. И как толь­ко ро­дил­ся мла­де­нец, у не­го на гру­ди об­на­ру­жи­лось пре­крас­ное изоб­ра­же­ние кре­ста, ко­то­рое бы­ло ви­ди­мым зна­ме­ни­ем то­го «рас­пя­тия пло­ти со стра­стя­ми и по­хо­тя­ми» (Гал.5:24), ка­кое про­явил он в по­сле­ду­ю­щей сво­ей жиз­ни. Воз­дер­жа­ние он на­чал со­блю­дать еще в мла­ден­че­ских пе­ле­нах, ко­гда пи­тал­ся гру­дью сво­ей ма­те­ри: он не при­ни­мал мо­ло­ка ма­те­ри, ес­ли она пред­ла­га­ла ему корм­ле­ние по при­ня­тии обиль­ной пи­щи. И это слу­ча­лось мно­го­крат­но и про­дол­жа­лось то­гда по два и по три дня, так что род­ствен­ни­ки свя­то­го мла­ден­ца, на­блю­дая то, не­до­уме­ва­ли и со­кру­ша­лись. Но это ни­сколь­ко не вре­ди­ло здо­ро­вью ди­тя­ти. Мла­де­нец был кре­щен, воз­рас­тал и был от­нят от гру­ди ма­тер­ней.
До­стиг­нув от­ро­че­ско­го воз­рас­та, он охот­но и с при­ле­жа­ни­ем за­нял­ся книж­ным уче­ни­ем, со­блю­дая по­ви­но­ве­ние сво­им ро­ди­те­лям. Ко­гда же ар­хи­ерей­скую ка­фед­ру за­нял свя­той Ме­фо­дий, то по устро­е­нию Бо­жию бла­го­че­сти­вый За­ха­рия, отец Сте­фа­на, удо­сто­ен был са­на пре­сви­тер­ско­го с при­чис­ле­ни­ем к кли­ру ве­ли­кой Кон­стан­ти­но­поль­ской церк­ви; в то же вре­мя и бо­го­муд­рый Сте­фан при­нял по­стри­же­ние и по­сту­пил в чис­ло кли­ри­ков той же церк­ви и, меж­ду про­чим, пред­ска­зал ско­рую кон­чи­ну сво­е­му ро­ди­те­лю. На во­сем­на­дца­том го­ду, по смер­ти сво­е­го от­ца, пре­по­доб­ный Сте­фан подъ­ял на се­бя по­двиг за­твор­ни­че­ства; уеди­нясь в церк­ви свя­то­го и вер­хов­но­го апо­сто­ла Пет­ра, он пре­бы­вал там в не­пре­стан­ной мо­лит­ве и пи­тал­ся толь­ко ово­ща­ми.
Здесь он вско­ре по­лу­чил в сво­ем по­дви­ге обод­ре­ние свы­ше: од­на­жды но­чью явил­ся к не­му Апо­стол Хри­стов и ска­зал:
– Мир те­бе, ча­до. Да бу­дет те­бе во бла­го сие на­ча­ло доб­ро­де­тель­но­го жи­тия тво­е­го и да укре­пит те­бя в том Гос­подь.
Про­жив так три го­да, Сте­фан спо­до­бил­ся еще ви­де­ния свя­щен­но­му­че­ни­ка Ан­ти­пы, ко­то­рый, явив­шись ему, ска­зал:
– Мир те­бе, ча­до; будь вни­ма­те­лён к се­бе; не остав­лю те­бя.
Это вну­ше­ние рас­по­ло­жи­ло пре­по­доб­но­го еще бо­лее уси­лить свой по­движ­ни­че­ский труд в мо­лит­ве и по­сте; с это­го вре­ме­ни он толь­ко од­на­жды или два­жды в не­де­лю вку­шал ово­щи и при­том без со­ли. Про­во­дя так жизнь, Сте­фан до­стиг вы­со­кой сте­пе­ни нрав­ствен­ной чи­сто­ты, удо­сто­ил­ся са­на свя­ти­тель­ско­го и со­вер­шил мно­гие чу­де­са.
В две­на­дца­том го­ду цар­ство­ва­ние бла­го­че­сти­во­го ца­ря Ва­си­лия и со­ро­ко­вом – жиз­ни Сте­фа­на про­изо­шло ве­ли­кое зем­ле­тря­се­ние, от ко­то­ро­го цер­ковь свя­то­го Ан­ти­пы, при ко­то­рой в то­ же вре­мя оби­тал пре­по­доб­ный, раз­ру­ши­лась со­вер­шен­но. И уда­лил­ся пре­по­доб­ный с то­го ме­ста и по­се­лил­ся в од­ной гро­бо­вой пе­ще­ре и про­вел в ней две­на­дцать лет. В это вре­мя все во­ло­сы на го­ло­ве его и на бо­ро­де, а рав­но и зу­бы вы­па­ли и всё те­ло его при­шло в рас­слаб­ле­ние, так как в пе­ще­ре той бы­ла боль­шая сы­рость; и пре­по­доб­ный до­шел до край­ней сте­пе­ни умерщ­вле­ния пло­ти сво­ей. Из­ну­рив та­ким об­ра­зом плоть свою, он по­том вы­шел из пе­ще­ры, но и по­сле то­го по­сте­лью ему слу­жи­ла про­стая дос­ка, по­кры­тая жест­ким ру­би­щем. По­том он при­нял Ан­гель­ский схим­ни­че­ский об­раз и толь­ко в Гос­под­ские празд­ни­ки, по со­вер­ше­нии Бо­же­ствен­ной служ­бы, вку­шал по од­ной ово­щин­ке и не­мно­го во­ды. Так пи­та­ясь, сей бла­жен­ный граж­да­нин оте­че­ства не­бес­но­го в про­дол­же­ние пя­ти­де­ся­ти лет про­хо­дил свой тес­ный, стро­го по­движ­ни­че­ский путь жиз­ни и на семь­де­сят тре­тьем го­ду все­го жи­тия сво­е­го, а луч­ше ска­зать, умерщ­вле­ния пло­ти сво­ей, пре­дал дух свой Бо­гу.

☦️
Священномученик Влади́мир Виноградов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир Фле­гон­то­вич Ви­но­гра­дов ро­дил­ся 24 ок­тяб­ря 1874 го­да в се­мье пса­лом­щи­ка. По окон­ча­нии в 1900 го­ду Яро­слав­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии был опре­де­лен пса­лом­щи­ком к церк­ви в се­ле Ста­ро­ан­дре­ев­ском Ро­ма­но­во-Бо­ри­со­глеб­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии. В 1903 го­ду ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к хра­му в се­ле Ки­о­во Лю­бим­ско­го уез­да и на­зна­чен за­ко­но­учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу. В 1910 го­ду пе­ре­ве­ден в цер­ковь в се­ло Ко­за то­го же уез­да, че­рез год на­зна­чен за­ко­но­учи­те­лем при Коз­ском на­чаль­ном учи­ли­ще.
В 1918 го­ду в Яро­слав­ской гу­бер­нии вспых­ну­ло вос­ста­ние про­тив боль­ше­ви­ков. По­сле его по­дав­ле­ния бы­ли аре­сто­ва­ны свя­щен­ни­ки хра­мов, ко­то­рые на­хо­ди­лись на тер­ри­то­ри­ях, охва­чен­ных вос­ста­ни­ем, в том чис­ле отец Вла­ди­мир. Свя­щен­но­му­че­ник был рас­стре­лян по при­го­во­ру Яро­слав­ской ЧК от 22 де­каб­ря 1919 го­да.

☦️
Священномученик Влади́мир, пресвитер, мученица Евфроси́ния.
Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Джу­рин­ский ро­дил­ся в 1885 го­ду. Слу­жил в се­ле Сер­ге­ев­ка Ка­стек­ско­го рай­о­на Се­ми­ре­чен­ской об­ла­сти, был на­сто­я­те­лем хра­ма. Его же­на, Ев­фро­си­ния Ада­мов­на Джу­рин­ская, ро­ди­лась в 1888 го­ду. Она ра­бо­та­ла в том же се­ле учи­тель­ни­цей в цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле. В 1920 го­ду отец Вла­ди­мир с ма­туш­кой бы­ли рас­стре­ля­ны в го­ро­де Вер­ный (ны­не Ал­ма-Ата).

☦️
Священномученики Васи́лий Ягодин, пресвитер и Алекса́ндр Буравцев, пресвитер.

11 де­каб­ря 1937 го­да был аре­сто­ван весь при­чт мос­ков­ско­го ка­фед­раль­но­го Бо­го­яв­лен­ско­го со­бо­ра в До­ро­го­мило­ве, в том чис­ле на­сто­я­тель со­бо­ра про­то­и­е­рей Ва­си­лий Яго­дин и свя­щен­ник Алек­сандр Бу­рав­цев.

Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 11 ап­ре­ля 1870 го­да в се­ле Клю­чи Ке­рен­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Алек­сандра Яго­ди­на. В 1890 го­ду окон­чил Пен­зен­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. Же­нил­ся, се­мья его со­сто­я­ла из су­пру­ги Юлии Яко­влев­ны и трех до­че­рей. В 1890 го­ду Ва­си­лий Алек­сан­дро­вич был на­зна­чен пса­лом­щи­ком и учи­те­лем цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы. В 1891 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Иль­ми­но Го­ро­ди­щен­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии. В 1895 го­ду отец Ва­си­лий был на­зна­чен во­ен­ным свя­щен­ни­ком в укреп­ле­ние Чи­ки­ш­ляр За­кав­каз­ской об­ла­сти, в 1904 го­ду — свя­щен­ни­ком 221-го пе­хот­но­го Тро­и­це-Сер­ги­ев­ско­го пол­ка в Москве и бла­го­чин­ным 56-й пе­хот­ной ди­ви­зии.
В 1911 го­ду от­ца Ва­си­лия на­зна­чи­ли на­сто­я­те­лем со­бо­ра в кре­по­сти Све­а­борг в Фин­лян­дии, и в том же го­ду мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским Вла­ди­ми­ром (Бо­го­яв­лен­ским) он был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. В 1918 го­ду об­щи­на хра­ма пре­по­доб­но­го Ха­ри­то­на Ис­по­вед­ни­ка в Москве об­ра­ти­лась к свя­щен­но­на­ча­лию с прось­бой на­зна­чить в этот храм про­то­и­е­рея Ва­си­лия, и прось­ба бы­ла удо­вле­тво­ре­на. В 1921 го­ду про­то­и­е­рей Ва­си­лий был на­граж­ден па­ли­цей, а в 1923 го­ду Пат­ри­арх Ти­хон на­гра­дил его мит­рой.
Вес­ной 1937 го­да, в свя­зи с аре­стом на­сто­я­те­ля Бо­го­яв­лен­ско­го до­ро­го­милов­ско­го со­бо­ра в Москве про­то­и­е­рея Алек­сандра Ле­бе­де­ва, про­то­и­е­рей Ва­си­лий был на­зна­чен на­сто­я­те­лем со­бо­ра и про­слу­жил здесь до аре­ста. На до­про­сах про­то­и­е­рей Ва­си­лий ви­нов­ным се­бя не при­знал.
Один из до­про­шен­ных лже­сви­де­те­лей по­ка­зал, буд­то свя­щен­ник был тес­но свя­зан с выс­шим офи­цер­ским со­ста­вом цар­ской ар­мии и про­во­дил боль­шую ра­бо­ту по при­вле­че­нию со­вет­ской мо­ло­де­жи к церк­ви, что ему лич­но про­то­и­е­рей Ва­си­лий го­во­рил: «Мы — ста­ри­ки, нам жить оста­лось ма­ло, нуж­но мо­ло­дежь вос­пи­ты­вать в ду­хе хри­сти­ан­ской ис­ти­ны, мо­ло­де­жи необ­хо­ди­мо рас­ска­зы­вать о ве­ли­ком про­шлом рус­ско­го на­ро­да, ко­то­рый сно­ва воз­ро­дит­ся как ве­ли­кая на­цио­наль­ная дер­жа­ва…»
— Вы об­ви­ня­е­тесь в том, что бы­ли участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы цер­ков­ни­ков, — за­явил сле­до­ва­тель.
— В контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пе я ни­ко­гда не со­сто­ял, — от­ве­тил свя­щен­ник.
— Вы об­ви­ня­е­тесь в том, что рас­про­стра­ня­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ные слу­хи о яко­бы име­ю­щем­ся го­не­нии на ре­ли­гию и ду­хо­вен­ство в Со­вет­ском Со­ю­зе. Под­твер­жда­е­те вы это?
— Контр­ре­во­лю­ци­он­ных слу­хов я ни­ко­гда не рас­про­стра­нял.
— Вы об­ви­ня­е­тесь в том, что вос­хва­ля­ли ста­рый мо­нар­хи­че­ский строй и рас­про­стра­ня­ли лож­ные слу­хи о пло­хой жиз­ни в Со­вет­ском Со­ю­зе. При­зна­е­те вы се­бя в этом ви­нов­ным?
— По­вто­ряю, что я ни­ко­гда не за­ни­мал­ся аги­та­ци­ей и рас­про­стра­не­ни­ем слу­хов.
— Вы об­ви­ня­е­тесь в том, что сре­ди ве­ру­ю­щих го­во­ри­ли, что ес­ли со­вет­ская власть за­кро­ет все церк­ви, то мы от­кро­ем свои неле­галь­ные церк­ви. Под­твер­жда­е­те вы это?
— Раз­го­вор о тай­ных церк­вях я от­ри­цаю.
— Вы об­ви­ня­е­тесь в том, что во вре­мя вы­бор­ной кам­па­нии ве­ли аги­та­цию, на­прав­лен­ную на срыв этой кам­па­нии. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
— Аги­та­ции, на­прав­лен­ной про­тив вы­бор­ной кам­па­нии, я ни­ко­гда не вел. Боль­ше к сво­им по­ка­за­ни­ям до­ба­вить ни­че­го не мо­гу.

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 30 мая 1886 го­да в се­ле Спас­ском Мос­ков­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Сер­гия Бу­рав­це­ва. Окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка. До 1929 го­да слу­жил в хра­мах Мос­ков­ской об­ла­сти. В 1929 го­ду отец Алек­сандр был аре­сто­ван за то, что не смог вы­пол­нить на­зна­чен­ный ему сель­со­ве­том на­лог — сдать пят­на­дцать пу­дов ов­са. За это он был при­го­во­рен к од­но­му го­ду за­клю­че­ния. Отец Алек­сандр по­дал жа­ло­бу на неспра­вед­ли­вый при­го­вор, был оправ­дан и осво­бож­ден. По­сле это­го он уехал в Моск­ву и слу­жил в раз­ных хра­мах го­ро­да, с 1934 го­да — в Бо­го­яв­лен­ском до­ро­го­милов­ском со­бо­ре. Бу­дучи аре­сто­ван, ви­нов­ным се­бя не при­знал.
— След­ствие рас­по­ла­га­ет ма­те­ри­а­ла­ми, что вы яв­ля­е­тесь участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной мо­нар­хи­че­ской ор­га­ни­за­ции цер­ков­ни­ков. Под­твер­жда­е­те вы это?
— Свое уча­стие в контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пе цер­ков­ни­ков я от­ри­цаю.
— Вы сре­ди окру­жа­ю­щих вос­хва­ля­ли ста­рый мо­нар­хи­че­ский строй и го­во­ри­ли, что в Со­вет­ском Со­ю­зе на­род го­ло­да­ет и му­ча­ет­ся от непо­силь­но­го тру­да. Под­твер­жда­е­те вы это?
— Ста­рый мо­нар­хи­че­ский строй я ни­ко­гда не вос­хва­лял. К со­вет­ской вла­сти я на­стро­ен не враж­деб­но.
— Вы го­во­ри­те ложь. По­ка­за­ния дру­гих участ­ни­ков груп­пы об­ли­ча­ют вас как вра­га со­вет­ской вла­сти. След­ствие тре­бу­ет прав­ди­вых по­ка­за­ний.
— Участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы я ни­ко­гда не был. Го­во­рю толь­ко прав­ду.

20 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ков Ва­си­лия и Алек­сандра к рас­стре­лу. 22 де­каб­ря 1937 го­да про­то­и­е­рей Ва­си­лий Яго­дин и свя­щен­ник Алек­сандр Бу­рав­цев бы­ли рас­стре­ля­ны и по­гре­бе­ны в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Икона Богородицы «Нечаянная Радость».
На иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неча­ян­ная Ра­дость» изо­бра­жен че­ло­век, мо­ля­щий­ся на ко­ле­нях пе­ред ико­ной Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Ико­но­гра­фи­че­ским сю­же­том для об­ра­за по­слу­жи­ло пре­да­ние об ис­це­ле­нии неко­е­го юно­ши от плот­ской стра­сти через свя­той об­раз Вла­ды­чи­цы Небес­ной, опи­сан­ное в со­чи­не­нии свя­ти­те­ля Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го «Ру­но Оро­шен­ное». Некий юно­ша, одер­жи­мый мно­ги­ми гре­ха­ми и ве­дя по­роч­ную жизнь, имел обык­но­ве­ние мо­лить­ся пе­ред об­ра­зом Пре­чи­стой, про­из­но­ся ар­хан­гель­ское при­вет­ствие: «Ра­дуй­ся, Бла­го­дат­ная, Гос­подь с То­бою». Од­на­жды, со­би­ра­ясь вновь на греш­ное де­ло, он вдруг уви­дел, что изо­бра­же­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри на иконе ожи­ло, а у Бо­же­ствен­но­го Мла­ден­ца от­кры­лись и кро­во­то­чат яз­вы на ру­ках и но­гах, из реб­ра Его так­же тек­ла кровь. На во­прос по­ра­жен­но­го ужа­сом мо­ло­до­го че­ло­ве­ка: «О, Гос­по­жа, кто это сде­лал?» Бо­го­ро­ди­ца от­ве­ти­ла: «Ты и про­чие без­за­кон­ни­ки гре­ха­ми сво­и­ми вновь рас­пи­на­е­те Сы­на Мо­е­го». Толь­ко то­гда рас­кры­лась пе­ред по­тря­сен­ным до глу­би­ны ду­ши юно­шей без­дна его гре­хо­па­де­ния, дол­го мо­лил он в сле­зах Бо­го­ро­ди­цу и Спа­си­те­ля о по­ми­ло­ва­нии. Пре­чи­стая Де­ва не остав­ля­ла Сво­их мо­литв за греш­но­го юно­шу, по­ка Гос­подь Иисус Хри­стос не про­из­нес: «Ныне про­ща­ют­ся ему гре­хи Те­бе ра­ди». Мо­ло­дой че­ло­век оста­вил преж­нюю гре­хов­ную жизнь, стал жить чест­но и бла­го­че­сти­во и до кон­ца сво­их дней со сле­за­ми бла­го­да­рил За­ступ­ни­цу ро­да че­ло­ве­че­ско­го, мо­лит­ва­ми Ко­то­рой да­на бы­ла ему не ча­ян­ная уже им ра­дость про­ще­ния и остав­ле­ния гре­хов.
Вре­мя и ме­сто про­ис­хож­де­ния пер­во­об­ра­за неиз­вест­ны. В на­сто­я­щее вре­мя ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неча­ян­ная Ра­дость» поль­зу­ет­ся боль­шим по­чи­та­ни­ем сре­ди ве­ру­ю­щих, спис­ки с об­ра­за пре­бы­ва­ют по­чти в каж­дом пра­во­слав­ном хра­ме, хо­тя рас­про­стра­не­ние свя­той ико­ны в Москве на­ча­лось с се­ре­ди­ны XIX ве­ка.
Наи­бо­лее по­чи­та­е­мые ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Неча­ян­ная Ра­дость» пре­бы­ва­ют в хра­ме в честь этой ико­ны в Ма­рьи­ной Ро­ще, в церк­ви свя­то­го Фе­о­до­ра Стра­ти­ла­та близ Чи­сто­пруд­но­го буль­ва­ра. Од­ним из наи­бо­лее из­вест­ным и чти­мым спис­ком яв­ля­ет­ся об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неча­ян­ная Ра­дость», на­хо­дя­щий­ся у ле­во­го кли­ро­са в хра­ме в честь про­ро­ка Илии в Обы­ден­ном пе­ре­ул­ке. Эта ико­на из­на­чаль­но по­ме­ща­лась в Крем­ле, в ма­лом хра­ме свя­тых рав­ноап­о­столь­ных Кон­стан­ти­на и Еле­ны, за­тем, по­сле раз­ру­ше­ния церк­ви она бы­ла пе­ре­да­на в храм Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва в Со­коль­ни­ках. В смут­ные вре­ме­на ту­да сво­зи­ли все чу­до­твор­ные и наи­бо­лее по­чи­та­е­мые ико­ны из раз­ру­шен­ных мос­ков­ских хра­мов. В Ильин­ский храм ико­на бы­ла пе­ре­да­на в июне 1994 го­да. С тех пор к чу­до­твор­но­му об­ра­зу Бо­жи­ей Ма­те­ри в храм, ко­то­рый в на­ро­де на­зы­ва­ют хра­мом «Неча­ян­ной Ра­до­сти» при­бе­га­ют за по­мо­щью и уте­ше­ни­ем мно­го­чис­лен­ные ве­ру­ю­щие.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-nechajannaja-radost


Жития
Писание