⏳ 2022.12.11 (вс)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) 26я по Пятидесятнице (глас 1й)
• воскресенье (день церковного собрания, 80е правило 6го Собора / день «не дел», 4я заповедь / день торжественного прославления Воскресения Христова)

☀️ неподвижный годовой круг:
11 декабря (28 ноября)
• (Рождественский пост)
• мч. Ирина́рха Севастийского и святых семи жен (303)
• прмч. и исп. Стефана Нового (767)
• мчч. Стефана Нового, Василия, Григория, другого Григория, Иоанна и иных многих (VIII)
• свт. Феодора Ростовского (1394)
• сщмч. Серафима (Чичагова) Петроградского (1937) 📚
• сщмчч. Алексия (Веселовского), Алексия (Смирнова), Василия (Завгороднего), прмчч. Рафаила (Тюпина), Викентия (Никольского), мц. Анисии (Маслановой) (1937)
• мц. Параскевы Федоровой (1938)
• сщмч. Николая Крылова (1941)
• обретение мощей исп. Сергия (Сребрянского) (2000)


☦️
Мученик Ирина́рх Севастийский.
Свя­той Ири­нарх про­ис­хо­дил из го­ро­да Се­ва­стии (прим. здесь ра­зу­ме­ет­ся Се­ва­стия в Ар­ме­нии, на­зы­ва­е­мая Се­ва­сти­ей Ар­мян­ской, – в от­ли­чие от Се­ва­стии Кап­па­до­кий­ской). В юном воз­расте он был па­ла­чом при му­че­ни­ях свя­тых му­че­ни­ков. Во вре­мя ис­тя­за­ния пра­ви­те­лем Мак­си­ми­а­ном, при Дио­кли­ти­ане, свя­тых се­ми жен Ири­нарх был про­све­щен бла­го­да­тью Бо­жи­ею: ви­дя жен, му­чи­мых ра­ди Хри­ста и по­срам­ля­ю­щих му­чи­те­ля, он дерз­но­вен­но ис­по­ве­дал Хри­ста и на­звал се­бя хри­сти­а­ни­ном. То­гда по по­ве­ле­нию пра­ви­те­ля он был ввер­жен в бо­ло­то, от­ку­да вы­шел невре­ди­мым, и за­тем в ог­нен­ную печь, но и она не при­чи­ни­ла ему ни­ка­ко­го вре­да. По­сле это­го его усек­ли ме­чом, в 303 го­ду.

☦️
Преподобномученик Стефа́н Новый, Константинопольский.
Свя­той пре­по­доб­но­му­че­ник и ис­по­вед­ник Сте­фан Но­вый ро­дил­ся в 715 го­ду в Кон­стан­ти­но­по­ле в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье. Ро­ди­те­ли его, имея двух до­че­рей, мо­ли­ли Гос­по­да о рож­де­нии сы­на. Но­во­рож­ден­но­го Сте­фа­на мать при­нес­ла во Влахерн­ский храм во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и по­свя­ти­ла Бо­гу.
В то вре­мя им­пе­ра­тор Лев Ис­авр (716–741) на­чал го­не­ние на свя­тые ико­ны и на их по­чи­та­те­лей. Сто­рон­ни­ки ико­но­бор­че­ской ере­си при под­держ­ке ца­ря за­хва­ты­ва­ли гла­вен­ству­ю­щие по­зи­ции в им­пе­рии и Церк­ви. Го­ни­мое силь­ны­ми ми­ра се­го пра­во­сла­вие со­хра­ня­лось в от­да­лен­ных от сто­ли­цы мо­на­сты­рях, в уеди­нен­ных кел­ли­ях и в серд­цах му­же­ствен­ных и вер­ных сво­их по­сле­до­ва­те­лей. Пра­во­слав­ные ро­ди­те­ли свя­то­го Сте­фа­на, тя­го­тясь окру­жа­ю­щим нече­сти­ем, уда­ли­лись из Кон­стан­ти­но­по­ля в Вифи­нию, а сво­е­го шест­на­дца­ти­лет­не­го сы­на от­да­ли в по­слу­ша­ние бла­жен­но­му Иоан­ну, под­ви­зав­ше­му­ся в уеди­нен­ном ме­сте на го­ре свя­то­го Авк­сен­тия. Бо­лее 15 лет про­был свя­той Сте­фан у бла­жен­но­го Иоан­на, це­ли­ком пре­дав свою во­лю это­му ду­хо­нос­но­му стар­цу, обу­ча­ясь у него ино­че­ско­му де­ла­нию. Здесь же Сте­фан по­лу­чил из­ве­стие о том, что умер его отец, а мать и сест­ры при­ня­ли мо­на­ше­ский по­стриг.
Через неко­то­рое вре­мя скон­чал­ся и на­став­ник свя­то­го, бла­жен­ный Иоанн. С глу­бо­кой пе­ча­лью Сте­фан пре­дал по­гре­бе­нию его чест­ное те­ло, а сам про­дол­жал ино­че­ский по­двиг в его пе­ще­ре. Вско­ре к по­движ­ни­ку ста­ли при­хо­дить ино­ки, же­лав­шие учить­ся у него доб­ро­де­тель­ной и спа­си­тель­ной жиз­ни, по­сте­пен­но об­ра­зо­вал­ся мо­на­стырь, игу­ме­ном ко­то­ро­го стал свя­той Сте­фан. В со­ро­ка­двух­лет­нем воз­расте игу­мен Сте­фан по­ки­нул со­здан­ную им оби­тель и ушел на дру­гую го­ру, на вер­шине ко­то­рой, в уеди­нен­ной кел­лии, пре­бы­вал в глу­бо­ком за­тво­ре. Од­на­ко и здесь вско­ре со­зда­лась об­щи­на ино­ков, ищу­щих ду­хов­но­го на­став­ни­че­ства свя­то­го Сте­фа­на.
Льва Ис­ав­ра на им­пе­ра­тор­ском пре­сто­ле сме­нил Кон­стан­тин Ко­про­ним (741–775), еще бо­лее ярост­ный го­ни­тель пра­во­слав­но­го бла­го­че­стия, еще бо­лее рев­ност­ный ико­но­бо­рец. Им­пе­ра­тор со­звал ико­но­бор­че­ский со­бор, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ли 358 епи­ско­пов из во­сточ­ных про­вин­ций. Од­на­ко, кро­ме ар­хи­епи­ско­па Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Кон­стан­ти­на, неза­кон­но воз­ве­ден­но­го на цер­ков­ный пре­стол вла­стью Ко­про­ни­ма, ни один из пат­ри­ар­хов не за­хо­тел участ­во­вать в зло­че­сти­вых де­я­ни­ях это­го со­бо­ра, ко­то­рый, тем не ме­нее, име­но­вал се­бя все­лен­ским. Со­бор ере­ти­ков по пред­ло­же­нию ца­ря и ар­хи­епи­ско­па объ­явил ико­ны идо­ла­ми, пре­дал ана­фе­ме всех, пра­во­слав­но по­кло­ня­ю­щих­ся им, объ­явил ико­но­по­чи­та­ние ере­сью.
Меж­ду тем, оби­тель свя­то­го Сте­фа­на и ее игу­мен ста­ли из­вест­ны в сто­ли­це. Им­пе­ра­то­ру рас­ска­зы­ва­ли о по­движ­ни­че­ской жиз­ни ино­ков, об их пра­во­слав­ном бла­го­че­стии, о да­ре чу­до­тво­ре­ний игу­ме­на Сте­фа­на, о том, что мол­ва о свя­том Сте­фане рас­про­стра­ни­лась да­ле­ко за пре­де­лы мо­на­сты­ря, а имя на­сто­я­те­ля окру­же­но все­об­щим по­че­том и лю­бо­вью. Им­пе­ра­то­ра осо­бен­но раз­гне­ва­ло от­кры­тое по­ощ­ре­ние ико­но­по­чи­та­ния и по­ри­ца­ние го­ни­те­лей пра­во­сла­вия в оби­те­ли свя­то­го Сте­фа­на. Ар­хи­епи­скоп Кон­стан­тин по­нял, что в ли­це игу­ме­на Сте­фа­на име­ет силь­но­го и непри­ми­ри­мо­го про­тив­ни­ка его ико­но­бор­че­ским устрем­ле­ни­ям, и упо­тре­бил мно­го сил, чтобы при­влечь его на свою сто­ро­ну или по­гу­бить.
Свя­то­го Сте­фа­на пы­та­лись пе­ре­ма­нить в стан ико­но­бор­цев сна­ча­ла ле­стью и под­ку­пом, за­тем угро­за­ми, но тщет­но. То­гда свя­то­го окле­ве­та­ли, об­ви­нив его в со­жи­тель­стве с ино­ки­ней. Од­на­ко его ви­на не бы­ла до­ка­за­на, так как окле­ве­тан­ная ино­ки­ня му­же­ствен­но от­ри­ца­ла ви­ну и скон­ча­лась от ис­тя­за­ний и пы­ток. На­ко­нец, им­пе­ра­тор при­ка­зал за­то­чить свя­то­го в тем­ни­цу, а оби­тель его ра­зо­рить. В тем­ни­цу к свя­то­му Сте­фа­ну бы­ли по­сла­ны епи­ско­пы-ико­но­бор­цы, чтобы убе­дить его в дог­ма­ти­че­ской ис­тин­но­сти ико­но­бор­че­ства. Но свя­той лег­ко опро­верг все до­во­ды ере­ти­ков и остал­ся ве­рен пра­во­сла­вию.
То­гда им­пе­ра­тор при­ка­зал из­гнать свя­то­го на один из ост­ро­вов в Мра­мор­ном мо­ре. Пре­по­доб­ный по­се­лил­ся в пе­ще­ре, и ту­да вско­ре со­бра­лись его уче­ни­ки. Через неко­то­рое вре­мя свя­той оста­вил бра­тию и при­нял на се­бя по­двиг столп­ни­че­ства. Сла­ва о по­движ­ни­ке Сте­фане и чу­де­сах, тво­ри­мых по его мо­лит­вам, раз­но­си­лась по всей им­пе­рии и укреп­ля­ла ве­ру и дух пра­во­сла­вия в на­ро­де.
Им­пе­ра­тор при­ка­зал пе­ре­ве­сти Сте­фа­на в тем­ни­цу на ост­ров Фа­рос, а за­тем пред­ста­вить его на суд. На су­де свя­той опро­верг до­во­ды ере­ти­ков, су­див­ших его, объ­яс­нил дог­ма­ти­че­скую сущ­ность ико­но­по­чи­та­ния и об­ви­нил ико­но­бор­цев в том, что, ху­ля ико­ны, они воз­во­дят ху­лу на Хри­ста и Бо­го­ма­терь. Для до­ка­за­тель­ства свя­той по­ка­зал зо­ло­тую мо­не­ту, на ко­то­рой бы­ло изо­бра­же­ние им­пе­ра­то­ра. Он спро­сил су­дей, что сде­ла­ли бы они с че­ло­ве­ком, ко­то­рый, бро­сив мо­не­ту, стал бы топ­тать ее но­га­ми. Ему от­ве­ти­ли, что та­кой че­ло­век был бы непре­мен­но каз­нен за то, что обес­че­стил об­раз ца­ря. На это свя­той Сте­фан ска­зал, что еще боль­шая ка­ра ждет то­го, кто бес­че­стит об­раз Ца­ря Небес­но­го и Его свя­тых, бро­сил мо­не­ту на зем­лю и стал по­пи­рать ее но­га­ми.
Им­пе­ра­тор при­ка­зал в око­вах от­пра­вить свя­то­го в тем­ни­цу, где уже то­ми­лись 342 стар­ца, осуж­ден­ных за по­чи­та­ние икон, В этой тем­ни­це свя­той Сте­фан про­был один­на­дцать ме­ся­цев. уте­шая за­клю­чен­ных. Вме­сте с ни­ми со­вер­шал он мо­леб­ное пе­ние, ча­сто ис­пол­няя тро­парь Неру­ко­твор­но­му Об­ра­зу Спа­си­те­ля. Лю­ди во мно­же­стве при­хо­ди­ли к тем­ни­це и про­си­ли свя­то­го Сте­фа­на по­мо­лить­ся о них.
Им­пе­ра­тор, узнав, что свя­той и в тем­ни­це со­здал мо­на­стырь, где по­сто­ян­но идет мо­ле­ние и по­чи­та­ют­ся свя­тые ико­ны, по­слал двух сво­их са­мых лю­би­мых слуг, бра­тьев-близ­не­цов, чтобы они до смер­ти за­би­ли свя­то­го. Ко­гда бра­тья во­шли в тем­ни­цу и уви­де­ли оси­ян­ное Бо­же­ствен­ным све­том ли­цо пре­по­доб­но­го, они упа­ли ему в но­ги, про­си­ли про­ще­ния и его мо­литв, а ца­рю ска­за­ли, что ис­пол­ни­ли при­каз. Но им­пе­ра­тор узнал прав­ду и при­бег­нул еще к од­ной лжи. Ска­зав сво­им во­и­нам, что свя­той яко­бы хо­чет сверг­нуть его с пре­сто­ла, он на­пра­вил их в тем­ни­цу. Свя­той ис­по­вед­ник сам вы­шел на­встре­чу разъ­ярен­ным во­и­нам, ко­то­рые схва­ти­ли его и по­во­лок­ли по ули­цам го­ро­да. Ис­тер­зан­ное те­ло му­че­ни­ка бро­си­ли в яму, где хо­ро­ни­ли пре­ступ­ни­ков.
На сле­ду­ю­щее утро над Авк­сен­ти­е­вой го­рой по­яви­лось ог­нен­ное об­ла­ко, за­тем мгла гу­стая опу­сти­лась на сто­ли­цу и про­нес­лась же­сто­кая бу­ря, по­ра­зив­шая мно­гих.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1052

☦️
Мученики Стефа́н, Васи́лий, Григо́рий, другой Григо́рий, Иоа́нн.
При Кон­стан­тине Ко­про­ни­ме мно­гие пра­во­слав­ные во­и­ны, оста­вив во­ин­ское зва­ние, при­ня­ли мо­на­ше­ство. Мно­гих из них без­за­кон­ный царь по­сле му­че­ний при­ка­зал ли­шить жиз­ни. Од­но­го, по име­ни Ва­си­лия, он сна­ча­ла осле­пил. Ко­гда же свя­той Ва­си­лий и по­сле ослеп­ле­ния стал воз­да­вать по­кло­не­ние свя­тым ико­нам, му­чи­тель вон­зил меч в чре­во Ва­си­лия, так что об­на­ру­жи­лись все его внут­рен­но­сти. В это же вре­мя при­ял му­че­ни­че­ский ве­нец за свя­тые ико­ны и свя­той Сте­фан в Кон­стан­ти­но­по­ле. Кро­ме этих, бы­ли со­сла­ны в за­то­че­ние два Гри­го­рия с неко­то­ры­ми дру­ги­ми, где и скон­ча­лись. На­ко­нец свя­той Иоанн был из­гнан в Даф­ну (пред­ме­стье в Кон­стан­ти­но­по­ле), где по при­ка­за­нию ца­ря его ча­сто под­вер­га­ли би­е­нию, от че­го он и скон­чал­ся.

Примечание:
Кон­стан­тин Ко­про­ним цар­ство­вал с 741–776 г. Это был один из же­сто­ких им­пе­ра­то­ров-ико­но­бор­цев. Так как во вре­мя го­не­ний на свя­тые ико­ны глав­ны­ми за­щит­ни­ка­ми их яв­ля­лись ино­ки, то Кон­стан­тин Ко­про­ним при­ка­зал жечь мо­на­сты­ри, а пра­во­слав­ным ино­кам раз­би­вать го­ло­вы те­ми са­мы­ми ико­на­ми, на за­щи­ту ко­их они вы­сту­па­ли, или же пре­да­вал их иным же­сто­ким каз­ням. Во­и­ны, ис­пол­няв­шие во­лю нече­сти­во­го ца­ря, ви­дя твер­дость пра­во­слав­ных и мно­гие зна­ме­ния от по­ру­га­е­мых икон, ча­сто из го­ни­те­лей об­ра­ща­лись в пра­во­слав­ных и ста­но­ви­лись рев­ност­ны­ми чти­те­ля­ми свя­тых икон. За это ярость му­чи­те­ля об­ра­ща­лась на них, и им при­хо­ди­лось пре­тер­пе­вать же­сто­кие каз­ни, му­че­ния и са­мую смерть.

☦️
Святитель Фео́дор Ростовский, архиепископ.
Святитель Феодор, архиепископ Ростовский. В ми­ру Иоанн, пле­мян­ник и уче­ник пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. В 12-лет­нем воз­расте был от­дан на вос­пи­та­ние Ра­до­неж­ско­му игу­ме­ну и то­гда же по­стри­жен им в ино­че­ство с име­нем Фе­о­дор. Под ру­ко­вод­ством свя­то­го св. Фе­о­дор быст­ро воз­рас­тал в ду­хов­ной жиз­ни и там же, в Тро­иц­кой оби­те­ли, при­нял свя­щен­ни­че­ский сан. Ко­гда мо­ло­дой по­движ­ник от­крыл ду­хов­но­му от­цу свое же­ла­ние ос­но­вать осо­бую об­ще­жи­тель­ную оби­тель, пре­по­доб­ный Сер­гий, про­зре­вая в уче­ни­ке сво­ем ве­ли­ко­го по­движ­ни­ка, бла­го­сло­вил его из­брать ме­сто для но­вой оби­те­ли.
Св. Фе­о­дор об­лю­бо­вал на бе­ре­гу Моск­вы-ре­ки ме­стеч­ко Си­мо­но­во, и пре­по­доб­ный Сер­гий сам при­хо­дил по­смот­реть и бла­го­сло­вить вы­бран­ное ме­сто. Здесь пре­по­доб­ным Фе­о­до­ром бы­ла по­стро­е­на цер­ковь в честь Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, а в 1380 г. в ней бы­ли по­гре­бе­ны ге­рои Ку­ли­ков­ской бит­вы – схи­мо­на­хи Алек­сандр и Ан­дрей. Но­вый мо­на­стырь стал на­зы­вать­ся Си­мо­но­вым. Бу­дучи игу­ме­ном Си­мо­но­ва мо­на­сты­ря, пре­по­доб­ный Фе­о­дор, хо­тя и был от­вле­ка­ем об­ще­цер­ков­ны­ми де­ла­ми, од­на­ко неослаб­но ру­ко­во­дил мо­на­стыр­ской жиз­нью и вос­пи­тал мно­гих по­движ­ни­ков, из ко­то­рых наи­бо­лее из­вест­ны пре­по­доб­ный Ки­рилл Бе­ло­зер­ский и пре­по­доб­ный Фе­ра­понт Лу­жец­кий (Мо­жай­ский).
Глу­бо­кий ум и мо­на­ше­ские по­дви­ги свя­то­го снис­ка­ли ему все­об­щую лю­бовь, а свя­той князь Ди­мит­рий Ива­но­вич Дон­ской из­брал его сво­им ду­хов­ни­ком и ча­сто по­ру­чал ему важ­ные цер­ков­ные и го­судар­ствен­ные де­ла. Так, в 1381 г. свя­той ез­дил в Ки­ев для при­гла­ше­ния на Мос­ков­скую ка­фед­ру свя­ти­те­ля Ки­при­а­на; в 1383 г. с важ­ным цер­ков­ным по­ру­че­ни­ем был в Кон­стан­ти­но­по­ле. В 1388 г. пре­по­доб­ный Фе­о­дор вновь пу­те­ше­ству­ет в Кон­стан­ти­но­поль по де­лам Рус­ской Церк­ви и воз­вра­ща­ет­ся в Рос­сию в сане ар­хи­епи­ско­па Ро­стов­ско­го. В те­че­ние недол­го­го управ­ле­ния Ро­стов­ской епар­хи­ей он ос­но­вал в Ро­сто­ве Рож­де­ствен­ский мо­на­стырь и управ­лял им до сво­ей кон­чи­ны, по­сле­до­вав­шей 28 но­яб­ря 1394 г.
Свя­ти­тель был хо­ро­шим ико­но­пис­цем и за свою жизнь на­пи­сал мно­го икон, в том чис­ле и об­раз пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. Свя­тые мо­щи свя­ти­те­ля Фе­о­до­ра по­чи­ва­ют в Успен­ском со­бо­ре Ро­стов­ско­го Крем­ля.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-feodor-rostovskij-svjatitel

☦️
Священномученик Серафи́м (Чичагов), Петроградский, митрополит.
Мит­ро­по­лит Се­ра­фим (в ми­ру Лео­нид Ми­хай­ло­вич Чи­ча­гов) ро­дил­ся 9 июня 1856 го­да; он пра­внук зна­ме­ни­то­го адми­ра­ла В.Я. Чи­ча­го­ва, од­но­го из пер­вых ис­сле­до­ва­те­лей Ле­до­ви­то­го оке­а­на, и внук П.В. Чи­ча­го­ва.
Лео­нид по­лу­чил об­ра­зо­ва­ние сна­ча­ла в Пер­вой Санкт-Пе­тер­бург­ской клас­си­че­ской гим­на­зии, а за­тем в Па­же­ском кор­пу­се, по окон­ча­нии ко­то­ро­го был за­чис­лен в Пре­об­ра­жен­ский полк. В трид­цать семь лет он по­лу­чил зва­ние пол­ков­ни­ка. К это­му вре­ме­ни уже бы­ли на­пе­ча­та­ны его ли­те­ра­тур­но-ис­то­ри­че­ские тру­ды: «Днев­ник пре­бы­ва­ния Ца­ря-Осво­бо­ди­те­ля в Ду­най­ской ар­мии в 1877 г.», «Фран­цуз­ская ар­тил­ле­рия в 1882 г.», «За­пис­ки о П.В. Чи­ча­го­ве».
В 1879 го­ду Лео­нид Ми­хай­ло­вич же­нил­ся на На­та­лье Ни­ко­ла­евне Дох­ту­ро­вой, вну­ча­той пле­мян­ни­це ге­не­ра­ла Д.С. Дох­ту­ро­ва, ге­роя Оте­че­ствен­ной вой­ны 1812 го­да.
Во­ен­ная ка­рье­ра не удо­вле­тво­ря­ла Лео­ни­да Ми­хай­ло­ви­ча. С ран­не­го дет­ства он от­ли­чал­ся глу­бо­кой ре­ли­ги­оз­но­стью. По­те­ряв ро­ди­те­лей, он, по его сло­вам, при­вык ис­кать уте­ше­ние в ре­ли­гии. Пол­ков­ник гвар­дей­ско­го Пре­об­ра­жен­ско­го пол­ка стал ста­ро­стой Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра на Ли­тей­ном про­спек­те и жерт­во­вал нема­лые сред­ства на храм.
Чув­ство ми­ло­сер­дия, же­ла­ние по­мо­гать страж­ду­щим при­ве­ли Лео­ни­да Ми­хай­ло­ви­ча к изу­че­нию ме­ди­цин­ских на­ук, и впо­след­ствии он на­пи­сал кни­гу «Ме­ди­цин­ские бе­се­ды».
В 1891 го­ду Лео­нид Ми­хай­ло­вич объ­явил о сво­ем же­ла­нии оста­вить во­ен­ную служ­бу и, к ве­ли­ко­му удив­ле­нию близ­ких, вы­шел в от­став­ку в чине пол­ков­ни­ка ар­мии, ре­шив из­брать иной жиз­нен­ный путь – свя­щен­ство.
Же­на его тя­же­ло пе­ре­жи­ва­ла это ре­ше­ние. Отец Иоанн Крон­штадт­ский, ду­хов­ным сы­ном ко­то­ро­го был Лео­нид Ми­хай­ло­вич, ска­зал ей:
– Ваш муж дол­жен стать свя­щен­ни­ком, и вы не долж­ны пре­пят­ство­вать из­бран­но­му ва­шим му­жем пу­ти, так как на этом по­при­ще он до­стигнет боль­ших вы­сот.
Вый­дя в от­став­ку, Лео­нид Ми­хай­ло­вич пе­ре­ехал с се­мьей в Моск­ву и при­сту­пил к изу­че­нию бо­го­слов­ских на­ук, го­то­вясь к ру­ко­по­ло­же­нию. 28 фев­ра­ля 1893 го­да он был ру­ко­по­ло­жен в кремлев­ском Успен­ском со­бо­ре в сан свя­щен­ни­ка и при­пи­сан к кремлев­ской си­но­даль­ной церк­ви Дву­на­де­ся­ти апо­сто­лов.
Через два го­да о. Лео­нид был опре­де­лен свя­щен­ни­ком для ду­хов­но­го окорм­ле­ния во­ен­но­слу­жа­щих ар­тил­ле­рий­ско­го ве­дом­ства Мос­ков­ско­го во­ен­но­го окру­га.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-serafim-chichagov

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chichagov/
• Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца
• Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877
• Зосимова пустынь во имя Смоленской божией матери, Владимирской губернии, Александровского уезда: летописный очерк
• Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря
• Указания и распоряжения
• Проповеди
• Слова и речи
• Примеры из прошлой войны 1877–1878 годов
Твёрдость духа

☦️
Священномученик Алекси́й Веселовский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий ро­дил­ся 15 фев­ра­ля в 1873 го­да в се­ле Гу­би­но Мо­жай­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Алек­сандра Ве­се­лов­ско­го. В 1887 го­ду окон­чил Пе­ре­р­вин­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1894 – Вифан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и ра­бо­тал учи­те­лем на­род­ной шко­лы. В 1908 го­ду Алек­сей Алек­сан­дро­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Вве­ден­ско­му хра­му в се­ле Кле­мен­тье­во Руз­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии, где про­слу­жил до 1910 го­да. За­тем в те­че­ние 26 лет, с 1911 по 1937 год, отец Алек­сий слу­жил в хра­ме Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Ста­рая Ру­за Руз­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти.
Твер­дая ве­ра и рев­ност­ность от­ца Алек­сия вы­зы­ва­ли пре­сле­до­ва­ния со сто­ро­ны вла­стей. В два­дца­тые го­ды свя­щен­ни­ка ли­ши­ли из­би­ра­тель­ных прав, его хо­зяй­ство бы­ло рек­ви­зи­ро­ва­но, а в 1930 го­ду отец Алек­сий был аре­сто­ван и вы­слан из Руз­ско­го рай­о­на. Через два го­да он вер­нул­ся в Ста­рую Ру­зу и про­дол­жил пас­тыр­ское слу­же­ние на преж­нем ме­сте.
К мо­мен­ту аре­ста свя­щен­ник остал­ся один – его же­на умер­ла, а трое де­тей вы­рос­ли и жи­ли от­дель­но, и отец Алек­сий пол­но­стью по­свя­тил се­бя слу­же­нию Церк­ви. Несмот­ря на угро­зу но­вых ре­прес­сий и сла­бе­ю­щее здо­ро­вье, он про­дол­жал про­по­ведь Хри­ста.
Аре­сто­ва­ли от­ца Алек­сия 29 но­яб­ря 1937 го­да по об­ви­не­нию в про­ве­де­нии ак­тив­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции и за­клю­чи­ли под стра­жу в Бу­тыр­скую тюрь­му го­ро­да Моск­вы. Во вре­мя до­про­са сле­до­ва­те­ля ин­те­ре­со­ва­ли свя­зи от­ца Алек­сия, но он ни­ко­го не на­звал. Так­же не при­знал он и об­ви­не­ние в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти.
Ре­ше­ни­ем су­деб­ной трой­ки при Управ­ле­нии НКВД СССР по Мос­ков­ской об­ла­сти от 5 де­каб­ря 1937 го­да отец Алек­сий Ве­се­лов­ский был при­го­во­рен к рас­стре­лу. Казнь свя­щен­ни­ка со­сто­я­лась 11 де­каб­ря 1937 го­да на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой, где он и был по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

☦️
Священномученик Алекси́й Смирнов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий ро­дил­ся 8 фев­ра­ля 1890 го­да в се­ле Ре­ди­но Сол­неч­но­гор­ской во­ло­сти Клин­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Алек­сандра Смир­но­ва.
По­сту­пив в Вифан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, Алек­сий Смир­нов окон­чил ее в 1915 го­ду и 22 сен­тяб­ря был опре­де­лен пса­лом­щи­ком в Тих­вин­ский храм род­но­го се­ла.
21 ап­ре­ля 1916 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Вос­кре­сен­ско­му хра­му се­ла Мерз­ло­го Клин­ско­го уез­да. В 1922 го­ду от­ца Алек­сея пе­ре­ве­ли слу­жить в Успен­скую цер­ковь Пре­чи­стен­ско­го По­го­ста то­го же уез­да.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-smirnov-presviter

☦️
Священномученик Васи́лий Завгородний, пресвитер.
Ва­си­лий На­за­ро­вич Зав­го­род­ний ро­дил­ся в 1893 го­ду в се­ле Хиж­ки Ко­но­топ­ско­го уез­да Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии. Слу­жил свя­щен­ни­ком в Но­во­клад­би­щен­ской церк­ви в Горь­ком. В 1937 го­ду был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в уча­стии в «цер­ков­но-фа­шист­ской, ди­вер­си­он­но-тер­ро­ри­сти­че­ской, шпи­он­ской по­встан­че­ской ор­га­ни­за­ции». Ви­нов­ным се­бя не при­знал. Рас­стре­лян в де­каб­ре 1937 го­да по по­ста­нов­ле­нию трой­ки УНКВД по Горь­ков­ской об­ла­сти от 2 де­каб­ря 1937 го­да, по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на Буг­ров­ском клад­би­ще в Горь­ком.

☦️
Преподобномученик Рафаи́л (Тюпин), иеромонах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ра­фа­ил ро­дил­ся 20 июля 1886 го­да в се­ле Юр­ты Жер­нов­ской во­ло­сти Ли­вен­ско­го уез­да Ор­лов­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ге­ор­гия Тю­пи­на и в кре­ще­нии был на­ре­чен Бо­ри­сом. На­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в сель­ской шко­ле. В 1912 го­ду Бо­рис по­сту­пил в Ко­зель­скую Вве­ден­скую Оп­ти­ну Пу­стынь и ис­пол­нял здесь по­слу­ша­ние по­ва­ра.
В 1914 го­ду на­ча­лась Пер­вая ми­ро­вая вой­на, и Бо­рис был при­зван на фронт. Вско­ре по­сле на­ча­ла во­ен­ных дей­ствий он был ра­нен и по­пал в ла­за­рет, а за­тем на окон­ча­тель­ное из­ле­че­ние был на­прав­лен в Оп­ти­ну Пу­стынь, при ко­то­рой в те го­ды был устро­ен гос­пи­таль. По вы­здо­ров­ле­нии он остал­ся в мо­на­сты­ре. По­сле за­кры­тия оби­те­ли без­бож­ни­ка­ми в 1918 го­ду Бо­рис Ге­ор­ги­е­вич сно­ва был мо­би­ли­зо­ван на фронт, но за­бо­лел и был остав­лен в Лив­нах, от­ку­да уехал в Моск­ву, и в 1922 го­ду в Зла­то­устов­ском мо­на­сты­ре был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Ра­фа­ил, а в 1926 го­ду ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха. С 1927 по 1930 год он слу­жил в хра­ме в се­ле Ла­ты­ни­но Ка­луж­ской об­ла­сти, за­тем был на­зна­чен на­сто­я­те­лем хра­ма в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Всех Скор­бя­щих Ра­дость» в се­ле Ша­ра­по­во Ло­пас­нен­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-rafail-tjupin

☦️
Преподобномученик Вике́нтий (Никольский), монах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ви­кен­тий ро­дил­ся в 1888 го­ду в го­ро­де Санкт-Пе­тер­бур­ге и в кре­ще­нии был на­ре­чен Вик­то­ром. Его дед был свя­щен­ни­ком в бед­ном сель­ском при­хо­де, но отец его, Алек­сандр Пет­ро­вич Ни­коль­ский, окон­чив Ду­хов­ную се­ми­на­рию, вы­шел из ду­хов­но­го со­сло­вия и, по­сту­пив на юри­ди­че­ский фа­куль­тет Санкт-Пе­тер­бург­ско­го уни­вер­си­те­та, слу­жил впо­след­ствии в Ми­ни­стер­стве финан­сов. Мать его бы­ла до­че­рью по­ме­щи­ка Фе­о­до­сия Ни­ки­фо­ро­ви­ча Се­ве­рья­но­ва, вла­дель­ца име­ния в Но­во­силь­ском уез­де Туль­ской гу­бер­нии. Алек­сандр Пет­ро­вич был до­во­лен сво­ей жиз­нью, он по­лу­чил ува­жа­е­мое по­ло­же­ние в об­ще­стве и был ма­те­ри­аль­но вполне обес­пе­чен, так что к кон­цу жиз­ни мог бы вполне ска­зать вме­сте с еван­гель­ским бо­га­чом: Ду­ша! мно­го добра ле­жит у те­бя на мно­гие го­ды: по­кой­ся, ешь, пей, ве­се­лись. Два сы­на Алек­сандра Пет­ро­ви­ча бы­ли вполне ма­те­ри­аль­но устро­е­ны и слу­жи­ли в том же ми­ни­стер­стве, где слу­жил он. И по­то­му он был про­тив­ни­ком то­го, чтобы тре­тий его сын, Вик­тор, ухо­дил в мо­на­стырь, пом­ня, мо­жет быть, о ни­ще­те и бед­но­сти в сво­ем дет­стве, свя­зан­ны­ми в его вос­по­ми­на­ни­ях с об­щим то­гда пла­чев­ным по­ло­же­ни­ем ду­хов­но­го со­сло­вия. По­сле боль­ше­вист­ско­го пе­ре­во­ро­та Алек­сандр Пет­ро­вич по­те­рял все свои сред­ства и по­се­лил­ся в го­ро­де Ка­ши­ре Мос­ков­ской гу­бер­нии. По­тер­пев крах в сво­их лож­ных упо­ва­ни­ях, он пи­сал сы­ну: «Отец Ви­кен­тий, как ты был прав. О, как бы я хо­тел из­ме­нить свою про­жи­тую жизнь. Как бы я хо­тел с юно­сти те­перь при­нять путь тво­ей жиз­ни. Я уми­раю и ви­жу свой гроб. Пла­чу, недо­стой­ный раб Хри­стов…» Алек­сандр Пет­ро­вич скон­чал­ся в 1921 го­ду в Ка­ши­ре, а его су­пру­га – в 1922-м.
Вик­тор по­сту­пил в Оп­ти­ну пу­стынь в Ка­луж­ской гу­бер­нии в 1913 го­ду.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vikentij-nikolskij

☦️
Мученица Ани́сия Масланова.
Ани­сия Ива­нов­на Мас­ла­но­ва ро­ди­лась в се­ле Бар­ми­но Ма­ка­рьев­ско­го уез­да Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии. Бы­ла ста­ро­стой Пред­те­чен­ской церк­ви в Ниж­нем Нов­го­ро­де. Осе­нью 1937 го­да аре­сто­ва­на и об­ви­не­на в уча­стии в контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­ной по­встан­че­ской ор­га­ни­за­ции. Ви­нов­ной се­бя не при­зна­ла и по­ка­за­ний на дру­гих не да­ла, при­го­во­ре­на к рас­стре­лу. Рас­стре­ля­на 3 де­каб­ря 1937 го­да. Впо­след­ствии ре­а­би­ли­ти­ро­ва­на.

☦️
Мученица Параске́ва Федорова.
Опре­де­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви от 26 де­каб­ря 2006 го­да в ли­ке но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка бы­ли про­слав­ле­ны де­сять по­движ­ни­ков, ма­те­ри­а­лы о ко­то­рых бы­ли пред­став­ле­ны Ар­хан­гель­ской, Мос­ков­ской, Ря­зан­ской и Са­ра­тов­ской епар­хи­я­ми. Сре­ди них – му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва (Фе­до­ро­ва), ма­те­ри­а­лы о ко­то­рой бы­ли пред­став­ле­ны Мос­ков­ской епар­хи­ей.
Па­рас­ке­ва Фе­до­ро­ва ро­ди­лась в 1882 го­ду, а му­че­ни­че­скую кон­чи­ну при­ня­ла 11 де­каб­ря 1938 го­да.

☦️
Священномученик Николай Крылов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 26 ап­ре­ля 1875 го­да в се­ле Пет­ров­ском Ве­рей­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ва­си­лия Фе­до­ро­ви­ча Кры­ло­ва. Ни­ко­лай окон­чил 3 клас­са Зве­ни­го­род­ско­го Ду­хов­но­го учи­ли­ща и был при­зван на во­ен­ную служ­бу, ко­то­рую про­хо­дил в ка­че­стве пи­са­ря.
26 мар­та 1896 го­да епи­скоп Мо­жай­ский Ти­хон (Ни­ка­но­ров) опре­де­лил Ни­ко­лая Ва­си­лье­ви­ча на долж­ность пись­мо­во­ди­те­ля Мос­ков­ско­го епар­хи­аль­но­го учи­лищ­но­го со­ве­та Ки­рил­ло-Ме­фо­ди­ев­ско­го брат­ства, по­сколь­ку, вер­нув­шись с во­ен­ной служ­бы, тот по­же­лал слу­жить в ду­хов­ном ве­дом­стве. Од­новре­мен­но, с 1 сен­тяб­ря 1898 го­да и по 10 июня 1900 го­да, Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич ра­бо­тал учи­те­лем-вос­пи­та­те­лем при Ва­си­лие-Ке­са­рий­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле и в при­юте при­ход­ско­го по­пе­чи­тель­ства той же церк­ви в Москве.
30 мая 1900 го­да Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич был на­зна­чен пса­лом­щи­ком к Ка­зан­ской церк­ви се­ла Под­ли­пи­чье Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. С сен­тяб­ря то­го же го­да Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич стал ру­ко­во­дить об­щим цер­ков­ным пе­ни­ем во вре­мя бо­го­слу­же­ний и ве­сти вне­бо­го­слу­жеб­ные со­бе­се­до­ва­ния с на­ро­дом. 24 ян­ва­ря 1909 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к Спас­ской церк­ви Спа­со-Влахерн­ско­го мо­на­сты­ря. В 1911 го­ду он стал слу­ша­те­лем Мос­ков­ских епар­хи­аль­ных мис­си­о­нер­ских кур­сов. С 1912 го­да диа­кон Ни­ко­лай на­чал ру­ко­во­дить об­ще­при­ход­ским пе­ни­ем, вве­ден­ным по его пред­ло­же­нию в оби­те­ли. Во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой вой­ны диа­кон Ни­ко­лай нес по­слу­ша­ние ду­хов­но­го по­пе­че­ния о ра­не­ных, раз­ме­щен­ных в мо­на­стыр­ском ла­за­ре­те и ла­за­ре­те ду­хо­вен­ства, и ре­гу­ляр­но про­во­дил с ни­ми ре­ли­ги­оз­но-про­све­ти­тель­ские чте­ния и со­бе­се­до­ва­ния. С 23 де­каб­ря 1915 го­да диа­кон Ни­ко­лай стал за­ко­но­учи­те­лем в Но­во-Спас­ском Де­де­нев­ском на­чаль­ном учи­ли­ще. 16 мая 1917 го­да на об­щем бла­го­чин­ни­че­ском со­бра­нии он был из­бран чле­ном бла­го­чин­ни­че­ско­го со­ве­та и де­пу­та­том от бла­го­чи­ния на Мос­ков­ский епар­хи­аль­ный съезд ду­хо­вен­ства и ми­рян.
21 сен­тяб­ря 1921 го­да епи­скоп Дмит­ров­ский Се­ра­фим (Звез­дин­ский) воз­вел диа­ко­на Ни­ко­лая в сан про­то­ди­а­ко­на. В 1925 го­ду епи­скоп Се­ра­фим ру­ко­по­ло­жил его во свя­щен­ни­ка к Спас­ской церк­ви Спа­со-Влахерн­ско­го мо­на­сты­ря и на­зна­чил на­сто­я­те­лем хра­ма и ду­хов­ни­ком се­стер оби­те­ли. В 1928 го­ду мо­на­стырь был за­крыт, вла­сти при­ня­ли ре­ше­ние за­крыть Дмит­ров­скую клад­би­щен­скую цер­ковь и при­спо­со­бить ее под элек­тро­стан­цию, а так­же ис­поль­зо­вать ко­ло­коль­ню Спас­ской церк­ви под во­до­на­пор­ную баш­ню. При­хо­жане и сест­ры оби­те­ли со­ста­ви­ли про­ше­ние с прось­бой не де­лать это­го. Это про­ше­ние вла­стям в Моск­ву от­вез отец Ни­ко­лай. Од­на­ко те от­ка­за­лись удо­вле­тво­рить прось­бу ве­ру­ю­щих.
В на­ча­ле 1930-х го­дов отец Ни­ко­лай был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай про­дол­жал слу­жить в Спас­ской церк­ви, мно­гие мо­на­хи­ни по­сле за­кры­тия оби­те­ли по­се­ли­лись в близ­ле­жа­щих де­рев­нях и хо­ди­ли на служ­бы в Спас­скую цер­ковь, и отец Ни­ко­лай по-преж­не­му оста­вал­ся их ду­хов­ни­ком. В Спас­ской церк­ви бы­ли ча­сти­цы мо­щей мно­гих свя­тых, и отец Ни­ко­лай обык­но­вен­но слу­жил служ­бы в дни их па­мя­ти. Ве­ру­ю­щие зна­ли это и про­си­ли су­гу­бо по­мо­лить­ся о них у этих свя­тынь, что по­том бы­ло по­став­ле­но свя­щен­ни­ку в ви­ну.
В 1935 го­ду вла­сти за­кры­ли Спас­скую цер­ковь, и отец Ни­ко­лай пе­ре­шел слу­жить в храм в се­ло Ба­тра­ко­во.
13 ав­гу­ста 1936 го­да про­то­и­е­рей Ни­ко­лай был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му. Его об­ви­ни­ли в том, что он «по сво­им убеж­де­ни­ям яв­ля­ет­ся ярым мо­нар­хи­стом и по­сле­до­ва­те­лем “ИПЦ”… на про­тя­же­нии ря­да лет во­круг се­бя сгруп­пи­ро­вал наи­бо­лее ре­ак­ци­он­ную часть ве­ру­ю­щих, мо­на­ше­ство быв­ше­го Влахерн­ско­го мо­на­сты­ря, сре­ди ко­то­рых про­во­дил си­сте­ма­ти­че­скую ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, рас­про­стра­нял про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о яко­бы име­ю­щих­ся в СССР го­не­ни­ях на ре­ли­гию, скло­нял сво­их по­чи­та­те­лей к при­ня­тию тай­но­го мо­на­ше­ства… сре­ди сво­их по­чи­та­те­лей про­во­дил боль­шие де­неж­ные сбо­ры для ока­за­ния ма­те­ри­аль­ной по­мо­щи вы­слан­но­му за контр­ре­во­лю­ци­он­ные дей­ствия мо­на­ше­ству и ду­хо­вен­ству».
– Кто к вам об­ра­щал­ся за по­мо­щью и вра­че­ва­ни­ем? – спро­сил его сле­до­ва­тель.
– Вра­че­ва­ни­ем я не за­ни­мал­ся, но не от­ри­цаю, что по прось­бе сво­их по­чи­та­те­лей я пе­ре­сы­лал свя­тую бо­го­яв­лен­скую во­ду и арт­ос, – от­ве­тил отец Ни­ко­лай.
– Ко­му и через ко­го вы пе­ре­сы­ла­ли свя­тую во­ду и арт­ос?
– Фа­ми­лии и име­на я не знаю. Ко мне при­ез­жа­ли в боль­шин­стве сво­ем жен­щи­ны, ко­то­рые об­ра­ща­лись ко мне с прось­бой дать им для груп­пы ве­ру­ю­щих свя­той во­ды и арт­оса. Я, как свя­щен­ник, не мог в прось­бе от­ка­зать ве­ру­ю­щим и да­вал про­си­мое ими.
– В чис­ле изъ­ятой у вас пе­ре­пис­ки име­ют­ся пись­ма с бла­го­дар­но­стью за по­лу­чен­ные у вас ис­це­ле­ния. Что за ис­це­ле­ния по­лу­ча­ли ва­ши по­чи­та­те­ли при ва­шей по­мо­щи?
– По­лу­ча­е­мые мной бла­го­дар­но­сти при­но­си­лись мне за то, что я по их прось­бе со­вер­шал мо­лит­вы пе­ред име­ю­щи­ми­ся во Влахерн­ском мо­на­сты­ре ча­сти­ца­ми мо­щей, ко­то­рых на­счи­ты­ва­лось здесь бо­лее ста. Эти ча­сти­цы, по убеж­де­ни­ям ве­ру­ю­щих и мо­им убеж­де­ни­ям, об­ла­да­ют це­леб­ны­ми свой­ства­ми. В дни празд­не­ства па­мя­ти этих свя­тых ве­ру­ю­щие со­вер­ша­ют к ним па­лом­ни­че­ства.
Сле­до­ва­тель спро­сил, при­зна­ет ли се­бя свя­щен­ник ви­нов­ным в контр­ре­во­лю­ци­он­ный де­я­тель­но­сти, на что отец Ни­ко­лай от­ве­тил, что не при­зна­ет и с об­ви­не­ни­я­ми, вы­дви­ну­ты­ми про­тив него, не со­гла­сен.
2 де­каб­ря 1936 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при НКВД СССР при­го­во­ри­ло от­ца Ни­ко­лая к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и он был от­прав­лен в Кар­лаг.
В 1942 го­ду су­пру­га от­ца Ни­ко­лая по­лу­чи­ла из ла­ге­ря от­крыт­ку, на­пи­сан­ную му­жем, где по­верх его тек­ста бы­ло над­пи­са­но: «Ваш ба­тюш­ка, отец про­то­и­е­рей Ни­ко­лай, мир­но опо­чил в ночь с 11 на 12 де­каб­ря». На­ка­нуне он был обо­бран уго­лов­ни­ка­ми и за­мерз.

☦️
Священноисповедник Се́ргий (Сребрянский), архимандрит.
Ис­по­вед­ник Сер­гий ро­дил­ся 1 ав­гу­ста 1870 го­да в се­ле Трех­свят­ском Во­ро­неж­ско­го уез­да Во­ро­неж­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ва­си­лия Среб­рян­ско­го и в кре­ще­нии был на­ре­чен Мит­ро­фа­ном. Через год по­сле рож­де­ния сы­на от­ца Ва­си­лия пе­ре­ве­ли в се­ло Ма­ка­рий в трех ки­ло­мет­рах от Трех­свят­ско­го. Как и боль­шин­ство де­тей свя­щен­ни­ков, Мит­ро­фан Ва­си­лье­вич по­лу­чил ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние – в 1892 го­ду он окон­чил Во­ро­неж­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, од­на­ко свя­щен­ни­ком стал не сра­зу.
Часть об­ра­зо­ван­но­го об­ще­ства то­го вре­ме­ни, не ис­клю­чая де­тей ду­хо­вен­ства, бы­ла на­стро­е­на весь­ма кри­тич­но по от­но­ше­нию к Пра­во­слав­ной Церк­ви, и тот, кто все же го­рел же­ла­ни­ем по­слу­жить на­ро­ду, для ко­го небез­раз­лич­ны бы­ли ин­те­ре­сы нрав­ствен­ные, ста­но­вил­ся об­ще­ствен­ным де­я­те­лем или на­хо­дил се­бе при­ме­не­ние в прак­ти­че­ской де­я­тель­но­сти.
Под вли­я­ни­ем на­род­ни­че­ских идей Мит­ро­фан Ва­си­лье­вич по­сту­пил в Вар­шав­ский ве­те­ри­нар­ный ин­сти­тут. Ока­зав­шись здесь сре­ди рав­но­душ­ных к во­про­сам ве­ры сту­ден­тов, во враж­деб­ной пра­во­сла­вию ка­то­ли­че­ской Поль­ше, он на­чал усерд­но по­се­щать пра­во­слав­ный храм. В Вар­ша­ве он по­зна­ко­мил­ся со сво­ей бу­ду­щей же­ной, Оль­гой Вла­ди­ми­ров­ной Ис­по­ла­тов­ской, до­че­рью свя­щен­ни­ка, слу­жив­ше­го в По­кров­ском хра­ме в се­ле Вла­дыч­ня Твер­ской гу­бер­нии; она окон­чи­ла курс твер­ской гим­на­зии, со­би­ра­лась ра­бо­тать учи­тель­ни­цей и при­е­ха­ла в Вар­ша­ву на­ве­стить род­ствен­ни­ков. 29 ян­ва­ря 1893 го­да они об­вен­ча­лись.
Жи­вя в Вар­ша­ве, Мит­ро­фан Ва­си­лье­вич стал со­мне­вать­ся в пра­виль­но­сти вы­бо­ра сво­е­го пу­ти. В ду­ше бы­ло пла­мен­ное же­ла­ние слу­жить на­ро­ду, – но до­ста­точ­но ли бы­ло огра­ни­чить­ся внеш­ним слу­же­ни­ем, стать спе­ци­а­ли­стом в нуж­ном для кре­стьян де­ле ве­де­ния хо­зяй­ства? Ду­ша мо­ло­до­го че­ло­ве­ка, со­хра­нив­ше­го от дет­ства ре­ли­ги­оз­ные впе­чат­ле­ния и по­лу­чив­ше­го пра­во­слав­ное об­ра­зо­ва­ние, ощу­ща­ла непол­но­ту та­ко­го ро­да слу­же­ния, и он ре­шил всту­пить на по­при­ще слу­же­ния свя­щен­ни­че­ско­го.
2 мар­та 1893 го­да епи­скоп Во­ро­неж­ский Ана­ста­сий (До­бра­дин) ру­ко­по­ло­жил Мит­ро­фа­на Ва­си­лье­ви­ча во диа­ко­на к Сте­фа­нов­ской церк­ви сло­бо­ды Ли­зи­нов­ки Остро­гож­ско­го уез­да, но диа­ко­ном отец Мит­ро­фан про­был недол­го – 1 мар­та 1894 го­да он был на­зна­чен свя­щен­ни­ком 47-го дра­гун­ско­го Та­тар­ско­го пол­ка и 20 мар­та ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-sergij-srebrjanskij


Жития
Писание