⏳ 2022.12.03 (сб)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 25я по Пятидесятнице (глас 7й)
• суббота

☀️ неподвижный годовой круг:
3 декабря (20 ноября)
• (Рождественский пост)
• (Предпразднство Введения во Храм Пресвятой Богородицы)
• мч. Да́сия Доростольского (284–305)
• мчч. Евста́фия, Феспе́сия, Анатолия (312)
• сщмч. Ни́рсы и мч. Иосифа, сщмчч. Иоанна, Саве́рия, Исакия, Ипатия, мчч. Аза́та, Сасо́ния, мцц. Фе́клы, Анны и др. в Персиде пострадавших (343)
• свт. Прокла Константинопольского (446–447) 📚
• прп. Григория Декаполита (ок. 842) 📚
• прп. Диодо́ра Юрьегорского (1633)
• сщмчч. Алексия (Аманова), Александра (Сахарова), Владимира (Медведюка), Иоанна (Заболотного), Алексия (Никатова), Василия (Канделяброва), Николая (Зеленова), Иоанна (Сарва), Емилиана (Панасевича), Николая (Покровского), прмчч. Арсения (Дмитриева), Евтихия (Качура), Илариона (Писарца), прмцц. Иоанникии (Кожевниковой) (1937), Татианы (Фомичевой) (после 1937)


☦️
Мученик Да́сий Доростольский.
Свя­той му­че­ник Да­сий жил в III ве­ке в го­ро­де До­ро­сто­ле на Ду­нае. Жи­те­ли го­ро­да го­то­ви­лись к празд­ни­ку в честь язы­че­ско­го бо­га Са­тур­на. По обы­чаю за 30 дней до празд­ни­ка языч­ни­ки вы­би­ра­ли пре­крас­но­го юно­шу, оде­ва­ли его в рос­кош­ные одеж­ды, ока­зы­ва­ли ему цар­ские по­че­сти, а в день празд­ни­ка при­но­си­ли в жерт­ву бо­гу. Вы­бор со­граж­дан пал на свя­то­го Да­сия, так как в го­ро­де не бы­ло юно­ши кра­си­вее его. Узнав об этом, свя­той ска­зал: «Ес­ли мне суж­де­но уме­реть, то луч­ше уме­реть за Хри­ста как хри­сти­а­ни­ну». Он от­кры­то ис­по­ве­дал пе­ред со­граж­да­на­ми свою ве­ру во Хри­ста, об­ли­чил их зло­че­стие и за­блуж­де­ния и мно­гих из них об­ра­тил ко Хри­сту. За это по по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ров Дио­кли­ти­а­на (284–305) и Мак­си­ми­а­на (284–305) по­сле же­сто­ких мук он был обез­глав­лен.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1023

☦️
Мученики Евста́фий, Феспе́сий и Анато́лий.
Свя­тые му­че­ни­ки Ев­ста­фий, Фес­пе­сий и Ана­то­лий, уро­жен­цы го­ро­да Гангр, бы­ли детьми бо­га­то­го куп­ца. Кре­ще­ны епи­ско­пом Ан­фи­мом Ни­ко­ми­дий­ским. Му­че­ни­че­ски скон­ча­лись в Ни­кее, пе­ре­не­ся же­сто­чай­шие пыт­ки († 312).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1022

☦️
Священномученик Ни́рс, епископ и мученик Ио́сиф, ученик его, священномученики Иоа́нн, епископ и Саве́рий, епископ, Исаа́кий, епископ и Ипа́тий, епископ, мученики Аза́т скопец, Сасо́ний, мученицы Фе́кла, Анна.
Свя­щен­но­му­че­ни­ки Нирс, епи­скоп, и Иосиф, уче­ник его, Иоанн, Са­ве­рий, Ис­а­кий и Ипа­тий, епи­ско­пы Пер­сид­ские; му­че­ни­ки Азат ско­пец, Са­со­ний, Фек­ла, Ан­на и мно­гие дру­гие му­жи и же­ны, в Пер­си­де по­стра­дав­шие, бы­ли каз­не­ны во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан в Пер­сии при ца­ре Са­по­ре II.
Свя­ти­тель Нирс и его уче­ник му­че­ник Иосиф бы­ли обез­глав­ле­ны; свя­ти­тель Иоанн по­бит кам­ня­ми. Та же участь по­стиг­ла и свя­ти­те­лей Ис­а­кия и Ипа­тия. Свя­ти­тель Са­ве­рий скон­чал­ся в тем­ни­це, и по­сле смер­ти ему от­ру­би­ли го­ло­ву. Му­че­ни­ка Аза­та скоп­ца за­ду­шил один пре­сви­тер-от­ступ­ник. Пыт­ки, му­че­ния и смерть за Хри­ста пре­тер­пе­ли так­же му­че­ни­ки Са­со­ний, Фек­ла, Ан­на и мно­гие дру­гие муж­чи­ны и жен­щи­ны († 343).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1024
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1025

☦️
Святитель Прокл Константинопольский, патриарх.
Свя­ти­тель Про­кл, ар­хи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­поль­ский, с юных лет все свое вре­мя от­да­вал мо­лит­ве и изу­че­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Гос­подь удо­сто­ил его ве­ли­ко­го сча­стья быть уче­ни­ком свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста († 407, па­мять 13 но­яб­ря), ко­то­рый ру­ко­по­ло­жил его сна­ча­ла в сан диа­ко­на, а за­тем в сан пре­сви­те­ра. Свя­той Про­кл был сви­де­те­лем яв­ле­ния апо­сто­ла Пав­ла свя­ти­те­лю Иоан­ну Зла­то­усту. От сво­е­го учи­те­ля свя­той Про­кл по­лу­чил глу­бо­кие зна­ния Свя­щен­но­го Пи­са­ния, на­учил­ся в со­вер­шен­ной фор­ме из­ла­гать мыс­ли.
По­сле из­гна­ния и смер­ти свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста свя­той Про­кл был ру­ко­по­ло­жен свя­тым пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским Си­си­ни­ем (426–427) в сан епи­ско­па го­ро­да Ки­зи­ка, но под вли­я­ни­ем ере­ти­ков-несто­ри­ан паства из­гна­ла сво­е­го свя­ти­те­ля. То­гда свя­той Про­кл вер­нул­ся в сто­ли­цу и про­по­ве­до­вал Сло­во Бо­жие в хра­мах Кон­стан­ти­но­по­ля, укреп­ляя слу­ша­те­лей в пра­во­слав­ной ве­ре, об­ли­чая зло­че­сти­вых ере­ти­ков. По смер­ти свя­ти­те­ля пат­ри­ар­ха Си­си­ния свя­ти­тель Про­кл был воз­ве­ден во ар­хи­епи­ско­па. Став пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским, управ­лял Цер­ко­вью в те­че­ние две­на­дца­ти лет (434–447). Ста­ра­ни­я­ми свя­ти­те­ля Прок­ла при свя­том ца­ре Фе­о­до­сии II (408–450) из Ко­ман в Кон­стан­ти­но­поль бы­ли пе­ре­не­се­ны мо­щи свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста.
Во вре­мя пат­ри­ар­ше­ства Прок­ла им­пе­рию по­стиг­ло раз­ру­ши­тель­ное зем­ле­тря­се­ние, про­дол­жав­ше­е­ся несколь­ко ме­ся­цев. В Вифи­нии, Гел­лес­пон­те, Фри­гии ру­ши­лись го­ро­да, ис­че­за­ли с ли­ца зем­ли ре­ки, в без­вод­ных преж­де ме­стах воз­ни­ка­ли гу­би­тель­ные на­вод­не­ния. Кон­стан­ти­но­поль­цы во гла­ве с пат­ри­ар­хом и им­пе­ра­то­ром вы­хо­ди­ли из го­ро­да и со­вер­ша­ли мо­леб­ны о пре­кра­ще­нии неви­дан­но­го по си­ле бед­ствия. Во вре­мя од­но­го мо­леб­на из тол­пы был неви­ди­мой си­лой под­нят в воз­дух маль­чик и уне­сен на та­кую вы­со­ту, где че­ло­ве­че­ский взгляд уже не мог его ви­деть. За­тем це­лым и невре­ди­мым от­рок был опу­щен на зем­лю и рас­ска­зал, что там, в вы­шине, он слы­шал и ви­дел, как Ан­ге­лы, сла­вя Бо­га, по­ют: «Свя­тый Бо­же, Свя­тый Креп­кий, Свя­тый Бес­смерт­ный». Весь на­род за­пел Три­свя­тую мо­лит­ву, при­со­еди­нив к ней: «по­ми­луй нас» – и зем­ле­тря­се­ние пре­кра­ти­лось. Эту мо­лит­ву Пра­во­слав­ная Цер­ковь по­ет за бо­го­слу­же­ни­ем и до се­го дня.
Кон­стан­ти­но­поль­ская паства лю­би­ла сво­е­го пат­ри­ар­ха за его по­движ­ни­че­скую жизнь, за его за­бо­ту об обез­до­лен­ных и за его про­по­ве­ди. До на­ших дней до­шли мно­гие тво­ре­ния свя­ти­те­ля. Наи­боль­шей из­вест­но­стью поль­зу­ют­ся на­прав­лен­ные про­тив несто­ри­ан два Сло­ва свя­ти­те­ля в по­хва­лу Бо­жи­ей Ма­те­ри и че­ты­ре Сло­ва на Рож­де­ство Хри­сто­во, из­ла­га­ю­щие пра­во­слав­ное уче­ние о Во­пло­ще­нии Сы­на Бо­жия. Все­об­щее ува­же­ние снис­ка­ла де­я­тель­ность свя­то­го пат­ри­ар­ха по устрой­ству бла­го­чи­ния во всех цер­ков­ных де­лах. Окру­жен­ный лю­бо­вью и по­че­том, Про­кл ото­шел ко Гос­по­ду в пре­клон­ном воз­расте († 446–447).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1021

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Prokl_Konstantinopolskij/
Послание к армянам о вере
• Беседа на Благовещение
Похвальное слово Пресвятой Богородице
• Слово в неделю Ваий
• Слово во Святый и Великий Четверток
• Слово на Преображение Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа
• Слово на Святую Пасху
• Слово на Эфесском Вселенском Соборе
Слово о предании божественной литургии

☦️
Преподобный Григо́рий Декаполит.
Преподобный Григорий Декаполит ро­дил­ся в г. Ири­но­по­ле в Де­ся­ти­гра­дии (по-гре­че­ски Де­ка­поль) в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье. Еще в юно­сти он хо­ро­шо изу­чил Сло­во Бо­жие и вве­рил ум свой к Бо­гу. Уй­дя в мо­на­стырь, он по бла­го­сло­ве­нию на­сто­я­те­ля по­се­лил­ся в уеди­нен­ной пе­ще­ре в глу­бо­кой от­вес­ной рас­се­лине. Здесь пре­по­доб­ный Гри­го­рий пре­тер­пе­вал ве­ли­кое бес­по­кой­ство от де­мо­нов, ко­то­рые вся­че­ски озлоб­ля­ли и ис­ку­ша­ли его, ста­ра­ясь про­гнать его из их жи­ли­ща. Но он имел ве­ли­кое дерз­но­ве­ние ко Гос­по­ду и, со­глас­но име­ни сво­е­му, был бодр­ству­ю­щим, так что враг и во сне не мог дей­ство­вать на его во­об­ра­же­ние и по­мыс­лы.
Од­на­жды но­чью ему явил­ся в ви­де­нии Ан­гел Гос­по­день, вру­чив­ший свя­то­му пла­мен­ный меч для по­ра­же­ния всей си­лы бе­сов­ской и для от­се­че­ния от Церк­ви ере­ти­че­ских муд­ро­ва­ний, а от серд­ца – гре­хов­ных стра­стей. До­стиг­нув чи­сто­ты сер­деч­ной, пре­по­доб­ный Гри­го­рий удо­сто­ил­ся слы­шать Ан­гель­ское пе­ние во сла­ву Свя­той Тро­и­цы, – так он был уго­ден Бо­гу и Ан­ге­лам. Для про­ти­во­дей­ствия ере­си ико­но­бор­че­ства пре­по­доб­ный Гри­го­рий по­ки­нул мо­на­стырь и от­пра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль. Свя­той со­хра­нил чи­сто­ту пра­во­сла­вия и в сло­вах, и в де­лах, мно­гие го­ро­да очи­стил от сквер­ны ико­но­бор­че­ства, убеж­дая и да­же са­мую кровь про­лить за свя­тые ико­ны. Его уче­ни­ка­ми бы­ли Иосиф пес­но­пи­сец и пре­по­доб­ный Иоанн. В сто­ли­це он и скон­чал­ся (ок. 842 г.). Нетлен­ные мо­щи его на­хо­дят­ся в Ру­мы­нии.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1020

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dekapolit/istoricheskoe_skazanie/
• Историческое сказание о видении, которое увидев однажды, некий Сарацин уверовал, соделавшись мучеником ради Господа нашего Иисуса Христа

☦️
Преподобный Дамиа́н (в схиме Диодо́р) Юрьегорский, Каргопольский.
Пре­по­доб­ный Ди­о­дор Юрье­гор­ский (Да­ми­ан) ро­дил­ся в се­ле Тур­ча­со­во на ре­ке Оне­ге. Ро­ди­те­ли его – Иеро­фей и Ма­рия – на­зва­ли сы­на Ди­о­ми­дом. Пят­на­дца­ти­лет­ним юно­шей он от­пра­вил­ся на бо­го­мо­лье в Со­ло­вец­кий мо­на­стырь и остал­ся там по­слуш­ни­ком. Здесь же он в 19 лет при­нял по­стриг от игу­ме­на Ан­то­ния, жил с от­шель­ни­ка­ми на пу­стын­ных ост­ро­вах, а за­тем уда­лил­ся на Водл-озе­ро. Семь лет про­жил он там в по­дви­гах вме­сте с уче­ни­ком сво­им Про­хо­ром. Ре­шив ос­но­вать мо­на­стырь во имя Пре­свя­той Тро­и­цы на Юрье­вой го­ре, пре­по­доб­ный от­пра­вил­ся в Моск­ву, где по­лу­чил раз­ре­ше­ние от ца­ря Ми­ха­и­ла Фе­о­до­ро­ви­ча (1613–1645) и день­ги на стро­и­тель­ство мо­на­сты­ря от ма­те­ри ца­ря, ста­ри­цы-ино­ки­ни Мар­фы. Неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны пре­по­доб­ный Ди­о­дор дол­жен был по де­лам оби­те­ли по­ехать в Кар­го­поль. Про­ща­ясь с бра­ти­ей, он пред­ска­зал свою ско­рую смерть. Скон­чал­ся и был по­гре­бен в Кар­го­по­ле († 27 но­яб­ря 1633 го­да). Через два го­да его нетлен­ное те­ло бы­ло пе­ре­не­се­но в Тро­иц­кую оби­тель и по­хо­ро­не­но на юж­ной сто­роне со­бор­но­го хра­ма. Па­мять пре­по­доб­но­го Ди­о­до­ра со­вер­ша­ет­ся 20 но­яб­ря, так как пре­став­ле­ние сов­па­да­ет с празд­не­ством Бо­жи­ей Ма­те­ри ра­ди Ее ико­ны Зна­ме­ния.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-damian-v-shime-diodor-juregorskij

☦️
Священномученик Алекси́й Аманов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий ро­дил­ся 9 фев­ра­ля 1870 го­да в го­ро­де Ка­си­мо­ве Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Иоан­на Ама­но­ва, три сы­на ко­то­ро­го впо­след­ствии ста­ли свя­щен­ни­ка­ми.
Два го­да Алек­сей Ама­нов обу­чал­ся в Ря­зан­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. По­сле за­клю­че­ния бра­ка с Се­ра­фи­мой Ан­дре­ев­ной Ано­хи­ной он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка.
С 1914 по 1927 год отец Алек­сий слу­жил в се­ле Ба­лы­ки По­чеп­ско­го рай­о­на Брян­ской об­ла­сти. В са­мом на­ча­ле 1920-х го­дов про­изо­шел в се­ле слу­чай. Во двор свя­щен­ни­ка од­на­жды въе­ха­ло несколь­ко всад­ни­ков. За­шли в дом. В раз­го­во­ре с от­цом Алек­си­ем один из них ска­зал, чтобы он ни­ку­да не ухо­дил, что они через час вер­нут­ся и его пуб­лич­но рас­стре­ля­ют. По­сле это­го они уеха­ли.
Отец Алек­сий вы­шел в сад, где на­чал мо­лить­ся. Весть о слу­чив­шем­ся быст­ро раз­нес­лась по се­лу, и лю­ди ста­ли со­би­рать­ся к до­му свя­щен­ни­ка, чтобы за­щи­тить его, что им и уда­лось.
В 1927 го­ду отец Алек­сий пе­ре­шел слу­жить в Мос­ков­скую епар­хию. По­сколь­ку в За­рай­ске про­жи­ва­ли сест­ры его же­ны, он по­про­сил, чтобы ему раз­ре­ши­ли слу­жить в этом го­ро­де. Свя­щен­но­на­ча­ли­ем он был на­зна­чен на­сто­я­те­лем в Ни­коль­ский храм се­ла Мас­ло­во, где про­слу­жил до 1930 го­да.
1 де­каб­ря 1930 го­да он был пе­ре­ве­ден в Спас­ский храм го­ро­да За­рай­ска. 24 но­яб­ря 1931 го­да отец Алек­сий был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. В 1935 го­ду про­то­и­е­рея Алек­сия Ама­но­ва на­зна­чи­ли на­сто­я­те­лем Ильин­ско­го хра­ма в том же го­ро­де, где он про­слу­жил до сво­е­го аре­ста.
Су­пру­га от­ца Алек­сия Се­ра­фи­ма Ан­дре­ев­на бы­ла ре­ген­том в хра­ме. Ильин­ская цер­ковь бы­ла ма­лень­кая и рас­по­ла­га­лась на окра­ине го­ро­да. До­ход в хра­ме был неве­лик, од­на­ко с Бо­жи­ей по­мо­щью уда­ва­лось во­вре­мя пла­тить на­ло­ги, ко­то­рые без­бож­ная власть на­ла­га­ла на цер­ковь. Неред­ко вну­ки свя­щен­ни­ка хо­ди­ли по хра­му с та­рел­кой, со­би­рая по­да­я­ние бо­го­моль­цев.
По­рой се­мья свя­щен­ни­ка го­ло­да­ла. Стар­шие вну­ки от­ца Алек­сия, де­ся­ти­лет­ний Ва­си­лий и се­ми­лет­няя Зоя, вес­ной бро­ди­ли по от­та­яв­шим кар­то­фель­ным по­лям. В вяз­кой сы­рой зем­ле де­ти ис­ка­ли гни­лую про­шло­год­нюю кар­тош­ку. Они с боль­шим удо­воль­стви­ем ели кар­то­фель­ные дран­ки, ко­то­рые при­го­тав­ли­ва­ла из при­не­сен­но­го кар­то­фе­ля Се­ра­фи­ма Ан­дре­ев­на.
Зи­мой не хва­та­ло се­на, чтобы про­кор­мить ко­зу; Ва­си­лий и Зоя в тор­го­вый день шли с меш­ка­ми на ба­зар­ную пло­щадь, чтобы там на­брать хоть сколь­ко-ни­будь се­на. Отец Алек­сий, про­во­жая их, пре­ду­пре­ждал: «Из-под мор­ды ло­ша­ди се­но не сметь брать, ина­че хо­зя­ин уда­рит вас кну­том».
Ло­ша­ди у свя­щен­ни­ка не бы­ло, на все тре­бы в лю­бую по­го­ду он хо­дил пеш­ком, а на Пас­халь­ной неде­ле несколь­ко дней по­се­щал до­ма при­хо­жан. Еще в Ба­лы­ках отец Алек­сий по­лу­чил трав­му но­ги. Мо­ло­дой же­ре­бе­нок уда­рил его пе­ред­ним ко­пы­том по ко­ле­ну, от­че­го про­изо­шел из­лом ко­лен­но­го су­ста­ва. В на­ча­ле 1930-х го­дов отец Алек­сий за­бо­лел гла­у­ко­мой, ле­вым гла­зом он прак­ти­че­ски ни­че­го не ви­дел.
В 1930 го­ду хо­зяй­ство свя­щен­ни­ка бы­ло за­пи­са­но как ку­лац­кое. Но­чью в дом яви­лось несколь­ко че­ло­век, ко­то­рые предъ­яви­ли до­ку­мент о рас­ку­ла­чи­ва­нии. При­шед­шие на­ча­ли вы­но­сить из до­ма ве­щи. Внуч­ка от­ца Алек­сия Зоя, жив­шая в то вре­мя в до­ме свя­щен­ни­ка, от шу­ма просну­лась. Се­ра­фи­ма Ан­дре­ев­на про­си­ла оста­вить пе­ро­вый мат­ра­сик, на ко­то­ром ле­жа­ла ма­лень­кая де­воч­ка, од­на­ко од­на из при­шед­ших жен­щин вы­дер­ну­ла его и унес­ла с со­бой.
В дом к свя­щен­ни­ку ча­сто при­хо­ди­ли лю­ди, чтобы по­лу­чить со­вет в том или ином жи­тей­ском де­ле: как со­ста­вить пись­мо в суд, как по­сту­пить, к ко­му об­ра­тить­ся в той или иной слож­ной си­ту­а­ции. Отец Алек­сий, чем мог, ста­рал­ся им по­мочь, не остав­лял в бе­де, за что очень ува­жал­ся на­ро­дом.
Во вре­мя бес­по­щад­ных го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь в кон­це 1930-х го­дов без­бож­ные вла­сти по­ста­ви­ли пе­ред со­бой за­да­чу про­из­ве­сти по­все­мест­но мас­со­вый арест ду­хо­вен­ства и за­кры­тие хра­мов. По всей стране с но­вой си­лой на­ча­лись аре­сты и рас­стре­лы свя­щен­но­слу­жи­те­лей и ми­рян.
В се­ре­дине но­яб­ря 1937 го­да сле­до­ва­тель За­рай­ско­го от­де­ле­ния НКВД Кры­са­нов до­про­сил двух че­ло­век, ко­то­рые со­гла­си­лись дать лже­сви­де­тель­ства про­тив от­ца Алек­сия. Од­на лже­сви­де­тель­ни­ца, в част­но­сти, по­ка­за­ла, что отец Алек­сий «в сен­тяб­ре 1937 го­да вы­ска­зы­вал­ся сре­ди на­се­ле­ния про­тив со­вет­ской вла­сти и ком­му­ни­стов, го­во­рил: ан­ти­хри­сто­ва власть опять воз­вра­ти­лась к аре­стам, в Москве аре­сто­ва­ли мно­го свя­щен­ни­ков. Это ком­му­ни­сты бо­ят­ся, что их по но­вой кон­сти­ту­ции не вы­бе­рут в со­ве­ты, по­это­му они всю ви­ну кла­дут на ду­хо­вен­ство. Все рав­но, сколь­ко они ни аре­сто­вы­вай, нас мно­го, да и ведь на­род шел за на­ми, так и пой­дет, – они пе­ред на­ро­дом бес­силь­ны».
Дру­гой лже­сви­де­тель по­ка­зал, что в мар­те 1937 го­да отец Алек­сий ру­гал ста­лин­скую кон­сти­ту­цию и при этом го­во­рил: «…В кон­сти­ту­ции пи­шут о сво­бод­ном ве­ро­ис­по­ве­да­нии, а в дей­стви­тель­но­сти это­го нет, и ве­ру­ю­щих под ви­дом все­воз­мож­ных при­чин ли­ша­ют пра­ва на от­прав­ле­ние ре­ли­ги­оз­ных об­ря­дов. На­род тре­бу­ет, чтобы я хо­дил по до­мам пра­во­слав­ных, а со­вет­ская власть нам это­го не раз­ре­ша­ет… Я на­ро­ду вез­де бу­ду рас­ска­зы­вать, как пред­ста­ви­те­ли вла­сти нас при­тес­ня­ют, – я как хо­дил, так и бу­ду хо­дить. Ве­ру свою пра­во­слав­ную не бро­шу…»
Отец Алек­сий был аре­сто­ван 24 но­яб­ря 1937 го­да у се­бя до­ма. Про­ща­ясь с су­пру­гой, он ска­зал ей: «Спа­си­бо те­бе, вер­ной ты бы­ла мне же­ной! Пой­ду я по сто­пам Спа­си­те­ля».
В тот же день про­то­и­е­рей Алек­сий был до­про­шен.
– След­ствию из­вест­но, что вы сре­ди на­се­ле­ния ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную ра­бо­ту. При­зна­е­те ли вы это? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Нет, я это от­ри­цаю, это не при­знаю.
– След­ствию из­вест­но, что вы сре­ди на­се­ле­ния вы­ска­зы­ва­ли контр­ре­во­лю­ци­он­но­го ха­рак­те­ра кле­ве­ту на со­вет­скую власть и по­ра­жен­че­ское на­стро­е­ние. При­зна­е­те ли это?
– Нет, я это от­ри­цаю, это­го не го­во­рил.
– След­ствию из­вест­но, что вы при­зы­ва­ли на­се­ле­ние не под­пи­сы­вать­ся на за­ем и вы­ска­зы­ва­ли тер­ро­ри­сти­че­ское на­стро­е­ние про­тив ком­му­ни­стов. При­зна­е­те ли это?
– Нет, я это от­ри­цаю, это­го не де­лал.
– След­ствию из­вест­но, что вы при­зы­ва­ли на­се­ле­ние при вы­бо­рах в со­ве­ты го­ло­со­вать про­тив ком­му­ни­стов. При­зна­е­те ли это?
– Нет, это я от­ри­цаю и ви­нов­ным се­бя в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не при­знаю.
На этом до­прос был за­кон­чен. С мо­мен­та аре­ста и все вре­мя непро­дол­жи­тель­но­го след­ствия отец Алек­сий со­дер­жал­ся в тюрь­ме Ко­ло­мен­ско­го рай­о­на, а за­тем был пе­ре­ве­ден в Та­ган­скую тюрь­му в Москве.
29 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Алек­сия к рас­стре­лу.
Про­то­и­е­рей Алек­сий Ама­нов был рас­стре­лян 3 де­каб­ря 1937 го­да на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле. За несколь­ко ча­сов пе­ред смер­тью фо­то­граф Та­ган­ской тюрь­мы сфо­то­гра­фи­ро­вал свя­щен­ни­ка, чтобы при мно­же­стве про­во­ди­мых в те дни рас­стре­лов па­лач не ошиб­ся.

☦️
Священномученик Алекса́ндр Сахаров, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 15 ав­гу­ста 1875 го­да в се­ле Кри­ван­ди­но Его­рьев­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Несто­ра Са­ха­ро­ва.
В 1890 го­ду по­сле окон­ча­ния За­рай­ско­го Ду­хов­но­го учи­ли­ща Алек­сандр по­сту­пил в Ря­зан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. На ше­стом кур­се в де­каб­ре 1895 го­да епи­ско­пом Ря­зан­ским Иусти­ном (По­лян­ским) Алек­сандр Несто­ро­вич был по­свя­щен в сти­харь для про­по­ве­до­ва­ния сло­ва Бо­жия с цер­ков­ной ка­фед­ры.
В 1896 го­ду по­сле окон­ча­ния се­ми­на­рии Алек­сандр Са­ха­ров был опре­де­лен учи­те­лем и пре­по­да­ва­те­лем За­ко­на Бо­жия в Низ­ков­ское на­чаль­ное на­род­ное учи­ли­ще Ва­си­льев­ской во­ло­сти Его­рьев­ско­го уез­да. По­сколь­ку зда­ние учи­ли­ща при­шло в край­нюю вет­хость, его при­шлось за­крыть. В сен­тяб­ре 1897 го­да Алек­сандра Са­ха­ро­ва пе­ре­ве­ли учи­те­лем в Пре­об­ра­жен­ское на­род­ное учи­ли­ще в се­ле Пре­об­ра­жен­ский По­гост Его­рьев­ско­го уез­да.
В 1897 го­ду по бла­го­сло­ве­нию епи­ско­па Ря­зан­ско­го и За­рай­ско­го Ме­ле­тия (Яки­мо­ва) меж­ду де­рев­ня­ми Пет­ров­ской и Ле­ва­ше­во Его­рьев­ско­го уез­да бы­ло на­ча­то стро­и­тель­ство хра­ма в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Кре­стьяне на­пра­ви­ли вла­ды­ке про­ше­ние, в ко­то­ром про­си­ли «на­зна­чить нам в на­сто­я­щее вре­мя свя­щен­ни­ка к Ка­зан­ской церк­ви окон­чив­ше­го курс се­ми­нар­ских на­ук Алек­сандра Са­ха­ро­ва». Со сво­ей сто­ро­ны Алек­сандр Несто­ро­вич то­же по­дал про­ше­ние об опре­де­ле­нии его во свя­щен­ни­ка стро­я­щей­ся Ка­зан­ской церк­ви. Вла­ды­ка одоб­рил оба эти про­ше­ния.
13 но­яб­ря 1897 го­да со­сто­я­лась диа­кон­ская, а на сле­ду­ю­щий день иерей­ская хи­ро­то­ния от­ца Алек­сандра, ко­то­рую епи­скоп Ме­ле­тий со­вер­шил в ка­фед­раль­ном со­бо­ре в честь Рож­де­ства Хри­сто­ва.
К за­бо­там о стро­и­тель­стве хра­ма при­ба­ви­лось по­слу­ша­ние за­ко­но­учи­те­ля в Пет­ров­ском на­чаль­ном учи­ли­ще, ку­да отец Алек­сандр был опре­де­лен в 1898 го­ду.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-saharov-presviter

☦️
Священномученик Влади́мир Медведюк, пресвитер.
Священномученик Владимир Медведюк и преподобномученица Татиана (Фомичева).

Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир ро­дил­ся 15 июля 1888 го­да на тер­ри­то­рии совре­мен­ной Поль­ши в го­ро­де Лу­ков Сед­лец­кой гу­бер­нии в бла­го­че­сти­вой се­мье же­лез­но­до­рож­но­го ра­бо­че­го Фад­дея Мед­ве­дю­ка. Уми­рая, отец ска­зал сы­ну Вла­ди­ми­ру: «Ди­тя мое, как хо­те­лось бы мне ви­деть те­бя свя­щен­ни­ком или да­же пса­лом­щи­ком, но толь­ко слу­жи­те­лем Церк­ви». Сын от­ве­тил ему, что это яв­ля­ет­ся так­же и его же­ла­ни­ем.
Окон­чив в 1910 го­ду ду­хов­ное учи­ли­ще, Вла­ди­мир слу­жил пса­лом­щи­ком в Ра­дом­ском со­бо­ре в Поль­ше. Мир­ное те­че­ние жиз­ни бы­ло пре­рва­но Пер­вой ми­ро­вой вой­ной, и Вла­ди­мир Фад­де­е­вич, как и ты­ся­чи дру­гих, ока­зал­ся в по­ло­же­нии бе­жен­ца. При­е­хав в Моск­ву, он по­зна­ко­мил­ся с Вар­ва­рой Дмит­ри­ев­ной Ива­ню­ко­вич, ко­то­рая про­ис­хо­ди­ла из глу­бо­ко ве­ру­ю­щей се­мьи из Бе­ло­рус­сии и так же, как и он, бы­ла бе­жен­кой. В 1915 го­ду они по­вен­ча­лись.
В 1916 го­ду Вла­ди­мир Фад­де­е­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на ко хра­му му­че­ни­цы Ири­ны, что на Воз­дви­жен­ке в Москве. Здесь он про­слу­жил до 1919 го­да и был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му Сав­вин­ско­го по­дво­рья на Твер­ской ули­це. В 1921 го­ду он был на­зна­чен на­сто­я­те­лем хра­ма свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на Во­ро­неж­ско­го в Пет­ров­ском пар­ке в Москве.

https://azbyka.ru/days/sv-vladimir-medvedjuk

☦️
Священномученик Иоа́нн Заболотный, пресвитер.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Иоанн (в ми­ру Иван Ва­си­лье­вич За­бо­лот­ный) ро­дил­ся в 1899 го­ду в се­ле Кли­но­вое Балт­ско­го уез­да По­доль­ской гу­бер­нии (ныне Го­ло­ва­нев­ско­го рай­о­на Ки­ро­во­град­ской об­ла­сти, Укра­и­на) в кре­стьян­ской се­мье. В 1918 го­ду при­зван в Крас­ную Ар­мию, но скрыл­ся от во­ен­ной служ­бы. В кон­це 1919 го­да аре­сто­ван за де­зер­тир­ство, позд­нее за­клю­чен в ла­герь при­ну­ди­тель­ных ра­бот близ Одес­сы. По­сле вы­хо­да на сво­бо­ду в 1922 го­ду стал на­сель­ни­ком Уман­ско­го мо­на­сты­ря, где при­нял мо­на­ше­ский по­стриг и про­был до за­кры­тия мо­на­сты­ря. В 1927 го­ду ру­ко­по­ло­жен во иерея, слу­жил в раз­ных церк­вах Укра­и­ны, а с 1935 го­да – в церк­вах За­рай­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти.
16 но­яб­ря 1937 го­да аре­сто­ван в Стре­лец­кой Сло­бо­де За­рай­ско­го рай­о­на по об­ви­не­нию «в ве­де­нии ак­тив­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти и вы­ска­зы­ва­нии тер­ро­ри­сти­че­ских на­стро­е­ний про­тив ком­му­ни­стов». Со­дер­жал­ся в тюрь­ме го­ро­да Ко­лом­ны. Ви­нов­ным се­бя не при­знал. 27 но­яб­ря 1937 го­да Осо­бой трой­кой при УНКВД по Мос­ков­ской об­ла­сти при­го­во­рен к рас­стре­лу. Каз­нен 3 де­каб­ря на по­ли­гоне Бу­то­во близ Моск­вы и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

☦️
Священномученик Алекси́й Никатов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий ро­дил­ся в 1875 го­ду в Поль­ше, в се­ле Доф­на­ры Брест-Ли­тов­ско­го уез­да Грод­нен­ской гу­бер­нии в се­мье сель­ско­го учи­те­ля Гав­ри­и­ла Ни­ка­то­ва. Вско­ре по­сле его рож­де­ния се­мья пе­ре­еха­ла в Рос­сию. Здесь Алек­сей рос, учил­ся, окон­чил один класс Ду­хов­ной се­ми­на­рии. С 1899 по 1901 год слу­жил ря­до­вым в ар­мии. По­сле ар­мии он же­нил­ся на де­ви­це Ели­за­ве­те.
В 1905 го­ду Алек­сей Гав­ри­ло­вич по­сту­пил пса­лом­щи­ком в храм се­ла Кня­же­во Мо­жай­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. В 1906 го­ду он пе­ре­ехал в се­ло Пет­ров­ское Ве­рей­ско­го уез­да и слу­жил там до 1920 го­да, сна­ча­ла пса­лом­щи­ком, за­тем диа­ко­ном, а по­след­ний год – свя­щен­ни­ком. У них с ма­туш­кой бы­ло пя­те­ро де­тей.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-nikatov

☦️
Священномученик Иоанн Сарв и с ним пострадавшие преподобномученик Арсений (Дмитриев), преподобномученица Иоанникия (Кожевникова), священномученики Василий Канделябров, Николай Покровский, Емилиан Панасевич и Николай Зеленов.

Свя­щен­но­му­че­ник про­то­и­е­рей Иоанн Ро­ма­но­вич Сарв ро­дил­ся в 1867 го­ду в Ли­ф­лянд­ской гу­бер­нии в се­мье без­зе­мель­но­го кре­стья­ни­на. Окон­чил Риж­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию, по­лу­чил долж­ность пса­лом­щи­ка и вско­ре был ру­ко­по­ло­жен во иерея к хра­му в се­ле Оль­гин Крест в Гдов­ском уез­де Санкт-Пе­тер­бург­ской гу­бер­нии. Же­лая по­лу­чить об­ра­зо­ва­ние в Ду­хов­ной Ака­де­мии, отец Иоанн об­ра­тил­ся с про­ше­ни­ем на имя мит­ро­по­ли­та Пал­ла­дия (Ра­е­ва) с про­ше­ни­ем дать ме­сто в од­ной из церк­вей Санкт-Пе­тер­бур­га и в 1896 го­ду он был пе­ре­ве­ден в сто­ли­цу Рос­сий­ской им­пе­рии в Гре­че­скую по­соль­скую цер­ковь. По­сту­пив в Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию, отец Иоанн по­ми­мо обу­че­ния и слу­же­ния в хра­ме мно­го вре­ме­ни уде­лял школь­ной де­я­тель­но­сти, пре­по­да­вая За­кон Бо­жий в ря­де учеб­ных за­ве­де­ний Пе­тер­бур­га. В 1902 го­ду он за­кон­чил Ака­де­мию со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия. С 1904 го­да отец Иоанн Сарв слу­жит в Пре­об­ра­жен­ской церк­ви на За­бал­кан­ском (ныне Мос­ков­ском) про­спек­те, а в 1912 го­ду ста­но­вит­ся ее на­сто­я­те­лем, бу­дучи уже в сане про­то­и­е­рея. В этом хра­ме он про­слу­жил до 1927 го­да. Од­новре­мен­но отец Иоанн ру­ко­во­дил Во­ни­фа­тьев­ским об­ще­ством трез­во­сти. В кон­це 20-х го­дов он был вы­слан из Ле­нин­гра­да. Отец Иоанн уехал в Тих­вин, где про­дол­жил свою пас­тыр­скую де­я­тель­ность. В 1934 го­ду от­ца Иоан­на аре­сто­ва­ли. На до­про­сах он от­ка­зал­ся да­вать ка­кие-ли­бо по­ка­за­ния, и ока­зал­ся един­ствен­ным сре­ди аре­сто­ван­ных в то вре­мя в Тих­вине по цер­ков­ным де­лам, кто вел се­бя по­доб­ным об­ра­зом. Ему вы­нес­ли услов­ный при­го­вор и вы­пу­сти­ли. В это вре­мя про­то­и­е­рей Иоанн Сарв был бла­го­чин­ным хра­мов го­ро­да Тих­ви­на. В 1937 го­ду по Тих­ви­ну и его окрест­но­стям, как и по всей стране, про­ка­ти­лась но­вая вол­на аре­стов.
Вме­сте с от­цом Иоан­ном Сар­вом в Тих­вин­скую тюрь­му в ка­че­стве об­ви­ня­е­мых бы­ли за­клю­че­ны 14 че­ло­век: 7 свя­щен­ни­ков, игу­ме­ния Тих­вин­ско­го Вве­ден­ско­го мо­на­сты­ря и 6 ми­рян. Все эти ли­ца бы­ли объ­яв­ле­ны еди­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пой, дей­ство­вав­шей в го­ро­де Тих­вине. Ру­ко­во­ди­те­лем груп­пы был объ­яв­лен бла­го­чин­ный го­ро­да Тих­ви­на про­то­и­е­рей Иоанн Сарв, а все де­ло оза­глав­ле­но «Сарв Иван Ро­ма­но­вич и дру­гие». Все ду­хо­вен­ство, про­хо­див­шее по де­лу, бы­ло рас­стре­ля­но, осталь­ные ли­ца по­лу­чи­ли по 10 лет ла­ге­рей. Пя­те­ро свя­щен­ни­ков и игу­ме­ния Иоан­ни­кия от­ка­за­лись, не взи­рая на при­ме­няв­ши­е­ся пыт­ки, при­знать свою ви­ну и ого­во­рить про­хо­див­ших по де­лу лиц, явив ред­кий при­мер еди­но­душ­но­го хри­сти­ан­ско­го му­же­ства. Свя­щен­но­му­че­ник про­то­и­е­рей Иоанн Сарв и вспо­ми­на­е­мые се­го­дня пре­по­доб­но­му­че­ник игу­мен Ар­се­ний (Дмит­ри­ев), пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Иоан­ни­кия (Ко­жев­ни­ко­ва), свя­щен­но­му­че­ни­ки Ва­си­лий Кан­де­лябров, Ни­ко­лай По­кров­ский, Еми­ли­ан Па­на­се­вич, Ни­ко­лай Зе­ле­нов бы­ли рас­стре­ля­ны в Тих­вине 3 де­каб­ря 1937 го­да.

☦️
Священномученик Николай Зеленов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся в 1887 го­ду в сель­це Бо­че­ви­но Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на По­ли­кар­па Зе­ле­но­ва.
С 1897 го­да он был пев­чим цер­ков­но­го хо­ра. Окон­чив в 1907 го­ду Вла­ди­мир­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, Ни­ко­лай По­ли­кар­по­вич стал учи­те­лем цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы се­ла Яков­це­во Му­ром­ско­го уез­да.
В 1911 го­ду он слу­жил диа­ко­ном в се­ле За­га­ри­но то­го же уез­да, а в 1912 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к при­хо­ду в се­ле Го­ле­ни­ще­во Му­ром­ско­го уез­да, где про­слу­жил до июня 1917 го­да, ко­гда был на­зна­чен свя­щен­ни­ком в се­ло За­га­ри­но.
Про­слу­жив в За­га­ри­но до 1926 го­да, отец Ни­ко­лай был пе­ре­ве­ден в де­рев­ню Мар­ко­во По­кров­ской во­ло­сти, а с 1928 го­да до пер­во­го аре­ста отец Ни­ко­лай слу­жил в се­ле Сень­го-Озе­ро Ан­нин­ской во­ло­сти Оре­хо­во-Зу­ев­ско­го уез­да.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-zelenov

☦️
Преподобномученик Евти́хий (Качур), игумен.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ев­ти­хий (в ми­ру Ев­фи­мий Вик­то­ро­вич Ка­чур) ро­дил­ся 26 де­каб­ря 1891 го­да в сло­бо­де Алек­се­ев­ка Би­рю­чен­ско­го уез­да Во­ро­неж­ской гу­бер­нии в день па­мя­ти свя­щен­но­му­че­ни­ка Ев­фи­мия, епи­ско­па Сар­дий­ско­го, ко­то­рый дол­гие го­ды в из­гна­нии про­ти­во­сто­ял ере­си ико­но­бор­че­ства.
До ре­во­лю­ции Ев­фи­мий при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Ев­ти­хия и был мо­на­хом Бо­го­ро­диц­ко­го ски­та при ки­ев­ском Брат­ском в честь Бо­го­яв­ле­ния мо­на­сты­ре (в след­ствен­ном де­ле мо­на­стырь на­зван «Цер­ков­щи­на»). Ру­ко­по­ло­же­ние в иеро­мо­на­ха со­сто­я­лось, ви­ди­мо, по­сле 1917 го­да.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-evtihij-kachur

☦️
Преподобномученик Иларио́н (Писарец), иеромонах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ила­ри­он ро­дил­ся в 1871 го­ду в се­ле Со­би­че­во Глу­хов­ско­го уез­да Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Пав­ла Пи­сар­ца. В 1893 го­ду он по­сту­пил по­слуш­ни­ком в Глин­скую пу­стынь в Кур­ской гу­бер­нии, где про­был до 1914 го­да; здесь он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг.
В 1914 го­ду мо­нах Ила­ри­он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха; впо­след­ствии он стал слу­жить в Москве. В 1927 го­ду жи­те­ли се­ла Рож­де­ство На­ро-Фо­мин­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти, где не бы­ло в то вре­мя свя­щен­ни­ка, ста­ли про­сить иеро­мо­на­ха Ила­ри­о­на к се­бе на при­ход. Он со­гла­сил­ся и был свя­щен­но­на­ча­ли­ем на­прав­лен слу­жить в этот храм.
15 ок­тяб­ря 1937 го­да пред­се­да­тель сель­со­ве­та на­пра­вил за­яв­ле­ние в НКВД, в ко­то­ром со­об­щал, что на празд­ник По­кров «по до­мам с мо­леб­на­ми хо­дил рож­де­ствен­ский поп, не имея на это раз­ре­ше­ния… Со сто­ро­ны по­па и ра­нее бы­ли на­ру­ше­ния… он со­би­рал под­пи­си ве­ру­ю­щих, про­сим при­нять со­от­вет­ству­ю­щие ме­ры».
26 но­яб­ря 1937 го­да иеро­мо­нах Ила­ри­он был аре­сто­ван и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. На след­ствии он ка­те­го­ри­че­ски от­верг все предъ­яв­лен­ные ему об­ви­не­ния.
29 но­яб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к рас­стре­лу. Иеро­мо­нах Ила­ри­он (Пи­са­рец) был рас­стре­лян 3 де­каб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.


Жития
Писание