⏳ 2022.11.27 (вс)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) 24я по Пятидесятнице (глас 7й)
• воскресенье (день церковного собрания, 80е правило 6го Собора / день «не дел», 4я заповедь / день торжественного прославления Воскресения Христова)

☀️ неподвижный годовой круг:
27 ноября (14 ноября)
• (заговенье на Рождественский пост)
• ап. Филиппа (I)
• свв. царя Иустиниа́на I (565), царицы Феодо́ры (548)
• свт. Григория Паламы, Фессалонитского (1357) 📚
• прп. Филиппа Ирапского (1527)
• сщмчч. Димитрия (Беневоленского), Александра (Быкова), Виктора (Ильинского), Алексия (Нечаева), Михаила (Белюстина), Михаила (Некрасова), Феодора (Баккалинского), Петра (Титова), Алексия (Никологорского), Сергия (Знаменского), Николая (Дунаева), Василия (Лихарева), Александра (Покровского), Николая (Виноградова), Димитрия (Лебедева) 📚, Порфирия (Колосовского), Василия (Никольского), Георгия (Извекова), Василия (Розанова), Сергия (Спасского), Александра (Чекалова), Сергия (Руфицкого), Николая (Богородского), прмч. Аристарха (Заглодина-Кокорева), мчч. Гавриила (Безфамильного), Димитрия (Рудакова), мц. Анны (Зерцаловой) (1937)
• сщмч. Феодора (Грудакова) (1940)
• сщмч. Сергия (Константинова) (1941)


☦️
Апостол Фили́пп
Свя­той апо­стол Филипп, уро­же­нец го­ро­да Виф­са­и­ды (Га­ли­лея), был глу­бо­ким зна­то­ком Свя­щен­но­го Пи­са­ния и, пра­виль­но ра­зу­мея смысл вет­хо­за­вет­ных про­ро­честв, ожи­дал при­хо­да Мес­сии. По при­зы­ву Спа­си­те­ля (Ин.1:43) он по­шел за Ним. Об апо­сто­ле Филип­пе несколь­ко раз го­во­рит­ся в Свя­том Еван­ге­лии: он при­вел ко Хри­сту апо­сто­ла На­фа­наи­ла (Ин.1:46); его Гос­подь спро­сил, сколь­ко нуж­но де­нег для по­куп­ки хле­ба 5-ти ты­ся­чам че­ло­век (Ин.6:7); он при­вел эл­ли­нов, же­лав­ших уви­деть Хри­ста (Ин.12:21-22); на­ко­нец, он во вре­мя Тай­ной Ве­че­ри спра­ши­вал Хри­ста о Бо­ге От­це (Ин.14:8).
По­сле Воз­не­се­ния Гос­по­да апо­стол Филипп про­по­ве­до­вал Сло­во Бо­жие в Га­ли­лее, со­про­вож­дая про­по­ведь чу­де­са­ми. Так, он вос­кре­сил мла­ден­ца, умер­ше­го на ру­ках у ма­те­ри. Из Га­ли­леи он на­пра­вил­ся в Гре­цию и про­по­ве­до­вал сре­ди пе­ре­се­лив­ших­ся ту­да иуде­ев. Неко­то­рые из них со­об­щи­ли в Иеру­са­лим о про­по­ве­ди апо­сто­ла, и то­гда из Иеру­са­ли­ма в Эл­ла­ду при­бы­ли книж­ни­ки во гла­ве с пер­во­свя­щен­ни­ком для об­ви­не­ния апо­сто­ла Филип­па. Апо­стол Филипп об­ли­чил ложь пер­во­свя­щен­ни­ка, го­во­рив­ше­го, что уче­ни­ки Хри­сто­вы по­хи­ти­ли и скры­ли те­ло Гос­по­да, рас­ска­зав, как фа­ри­сеи под­ку­пи­ли во­и­нов стра­жи, рас­пу­стив­ших этот слух. Ко­гда же иудей­ский пер­во­свя­щен­ник и его спут­ни­ки ста­ли ху­лить Гос­по­да и на­бро­си­лись на апо­сто­ла Филип­па, они вне­зап­но ослеп­ли. По мо­лит­ве апо­сто­ла все про­зре­ли, и, ви­дя это чу­до, мно­гие уве­ро­ва­ли во Хри­ста. Апо­стол Филипп по­ста­вил им епи­ско­па, име­нем Нар­кисс (при­чтен к ли­ку 70 апо­сто­лов).
Из Эл­ла­ды апо­стол Филипп от­пра­вил­ся в Пар­фы, а за­тем в го­род Азот, где ис­це­лил боль­ные гла­за до­че­ри мест­но­го жи­те­ля Ни­ко­кли­да, при­няв­ше­го его в свой дом и за­тем кре­стив­ше­го­ся со всем се­мей­ством.
Из Азо­та апо­стол Филипп от­пра­вил­ся в Иера­поль Си­рий­ский, где, под­стре­ка­е­мые фа­ри­се­я­ми, иудеи по­до­жгли дом Ира, при­няв­ше­го к се­бе апо­сто­ла Филип­па, а апо­сто­ла хо­те­ли убить. Но, ви­дя чу­де­са, со­вер­шен­ные апо­сто­лом: ис­це­ле­ние вы­сох­шей ру­ки на­чаль­ни­ка го­ро­да Ари­стар­ха, хо­тев­ше­го уда­рить апо­сто­ла, а так­же вос­кре­ше­ние умер­ше­го от­ро­ка, – рас­ка­я­лись, и мно­гие при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. По­ста­вив Ира епи­ско­пом в Иера­поль, апо­стол про­шел Си­рию, Ма­лую Азию, Ли­дию, Ми­сию, всю­ду про­по­ве­дуя Еван­ге­лие и пе­ре­но­ся стра­да­ния. Его и со­пут­ство­вав­шую ему сест­ру Ма­ри­ам­ну по­би­ва­ли кам­ня­ми, за­то­ча­ли в тем­ни­цы, из­го­ня­ли из се­ле­ний.
За­тем апо­стол при­был во Фри­гию, в го­род Иера­поль Фри­гий­ский, где бы­ло мно­го язы­че­ских хра­мов, в том чис­ле храм, по­свя­щен­ный зме­ям, где оби­та­ла огром­ная ехид­на. Апо­стол Филипп си­лой мо­лит­вы умерт­вил ехид­ну и ис­це­лил мно­гих уку­шен­ных зме­я­ми. В чис­ле ис­це­лен­ных бы­ла же­на пра­ви­те­ля го­ро­да Ан­фи­па­та, при­няв­шая хри­сти­ан­ство. Узнав об этом, пра­ви­тель Ан­фи­пат при­ка­зал схва­тить Филип­па, его сест­ру и при­шед­ше­го с ни­ми апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея. По на­у­ще­нию жре­цов хра­ма ехид­ны Ан­фи­пат при­ка­зал рас­пять свя­тых апо­сто­лов Филип­па и Вар­фо­ло­мея. В это вре­мя на­ча­лось зем­ле­тря­се­ние, и всех при­сут­ство­вав­ших на су­ди­ли­ще за­сы­па­ло зем­лей. Ви­ся­щий на кре­сте у хра­ма ехид­ны апо­стол Филипп мо­лил­ся о спа­се­нии рас­пяв­ших его от по­след­ствий зем­ле­тря­се­ния. Ви­дя про­ис­хо­див­шее, на­род уве­ро­вал во Хри­ста и стал тре­бо­вать сня­тия с кре­ста апо­сто­лов. Апо­стол Вар­фо­ло­мей, сня­тый с кре­ста, был еще жив и, по­лу­чив осво­бож­де­ние, кре­стил всех уве­ро­вав­ших и по­ста­вил им епи­ско­па.
Апо­стол Филипп, мо­лит­ва­ми ко­то­ро­го все, кро­ме Ан­фи­па­та и жре­цов, оста­лись жи­вы, скон­чал­ся на кре­сте.
Сест­ра его Ма­ри­ам­на по­греб­ла его те­ло и вме­сте с апо­сто­лом Вар­фо­ло­ме­ем на­пра­ви­лась с про­по­ве­дью в Ар­ме­нию, где апо­стол Вар­фо­ло­мей был рас­пят (па­мять 11 июня), Ма­ри­ам­на же про­по­ве­до­ва­ла до сво­ей кон­чи­ны в Ли­ка­о­нии (па­мять 17 фев­ра­ля).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/6
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1000

☦️
Святые правоверный царь Иустиниа́н I, Управда и царица Феодо́ра Греческая.
Свя­той Иусти­ни­ан, вы­да­ю­щий­ся го­судар­ствен­ный де­я­тель Ви­зан­тии, ве­ли­кий рев­ни­тель пра­во­сла­вия, стро­и­тель хра­мов и цер­ков­ный пи­са­тель, был сла­вя­ни­ном, ро­дом из Бол­га­рии. В его цар­ство­ва­ние (527–565) Ви­зан­тия про­сла­ви­лась во­ен­ны­ми по­бе­да­ми в Пер­сии, Аф­ри­ке, Ита­лии, в ре­зуль­та­те ко­то­рых ре­ши­тель­но ис­ко­ре­ня­лось язы­че­ство сре­ди ван­да­лов и ве­ст­го­тов. По рас­по­ря­же­нию ца­ря Иусти­ни­а­на бы­ли за­кры­ты язы­че­ские шко­лы в Афи­нах. С це­лью рас­про­стра­не­ния хри­сти­ан­ства в пре­де­лах Ма­лой Азии Иусти­ни­ан по­слал ту­да епи­ско­па Ефес­ско­го Иоан­на, ко­то­рый кре­стил бо­лее 70 ты­сяч языч­ни­ков. Царь при­ка­зал по­стро­ить для но­во­об­ра­щен­ных 90 церк­вей, щед­ро под­дер­жи­вал хра­мо­вое стро­и­тель­ство в им­пе­рии. Луч­ши­ми по­строй­ка­ми его вре­ме­ни счи­та­ют­ся мо­на­стырь на Си­нае и храм Свя­той Со­фии в Кон­стан­ти­но­по­ле. При свя­том Иусти­ни­ане бы­ло по­стро­е­но осо­бен­но мно­го хра­мов во имя Пре­свя­той Вла­ды­чи­цы на­шей Бо­го­ро­ди­цы. Бу­дучи че­ло­ве­ком раз­но­сто­ронне об­ра­зо­ван­ным, свя­той Иусти­ни­ан тща­тель­но за­бо­тил­ся об об­ра­зо­ва­нии цер­ков­ных кли­ри­ков и ино­ков, по­велев пре­по­да­вать им ри­то­ри­ку, фило­со­фию и бо­го­сло­вие.
Бла­го­вер­ный го­су­дарь мно­го вни­ма­ния и сил по­свя­тил борь­бе с ори­ге­ни­ста­ми, воз­рож­дав­ши­ми ересь несто­ри­ан. Про­тив этих ере­ти­че­ских из­мыш­ле­ний свя­той Иусти­ни­ан со­ста­вил песнь «Еди­но­род­ный Сыне и Сло­ве Бо­жий» и ввел обя­за­тель­ное ее пе­ние в церк­вах. С это­го вре­ме­ни и по се­го­дняш­ний день эта песнь по­ет­ся на Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии пе­ред ма­лым вхо­дом. По по­ве­ле­нию го­су­да­ря в 553 го­ду был со­зван V Все­лен­ский Со­бор, осу­див­ший уче­ние Ори­ге­на и под­твер­див­ший опре­де­ле­ния IV Хал­ки­дон­ско­го Со­бо­ра. Свя­той им­пе­ра­тор Иусти­ни­ан за­бо­тил­ся о по­ряд­ке, пра­ве и за­кон­но­сти в го­су­дар­стве. Под его ру­ко­вод­ством и над­зо­ром бы­ло со­став­ле­но пол­ное со­бра­ние рим­ских за­ко­нов, до­шед­шее до нас под на­зва­ни­ем «Ко­дек­са Юс­ти­ни­а­на». «Но­вел­лы» Иусти­ни­а­на вхо­дят во все ва­ри­ан­ты рус­ской Корм­чей Кни­ги.
В лич­ной жиз­ни свя­той Иусти­ни­ан со­блю­дал стро­гое бла­го­че­стие, мно­го и усерд­но по­стил­ся. Скон­чал­ся свя­той царь Иустин­нан в 565 го­ду.
Вме­сте с им­пе­ра­то­ром к ли­ку свя­тых при­чис­ле­на су­пру­га его и еди­но­мыш­лен­ни­ца им­пе­ра­три­ца Фе­о­до­ра, скон­чав­ша­я­ся в 548 го­ду. Она бы­ла сна­ча­ла ве­ли­кой греш­ни­цей, сто­рон­ни­цей мо­но­фи­зи­тов, а по­том рас­ка­я­лась и ве­ла доб­ро­де­тель­ную жизнь, со­блю­дая чи­сто­ту ду­шев­ную и те­лес­ную.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1003

☦️
Святитель Григо́рий Палама, Солунский (Фессалоникийский), архиепископ.
Свя­ти­тель Гри­го­рий Па­ла­ма, ар­хи­епи­скоп Со­лун­ский, ро­дил­ся в 1296 го­ду в Ма­лой Азии. Во вре­мя ту­рец­ко­го на­ше­ствия се­мья бе­жа­ла в Кон­стан­ти­но­поль и на­шла при­ют при дво­ре Ан­д­ро­ни­ка II Па­лео­ло­га (1282–1328). Отец свя­то­го Гри­го­рия стал круп­ным са­нов­ни­ком при им­пе­ра­то­ре, но вско­ре умер, и сам Ан­д­ро­ник при­нял уча­стие в вос­пи­та­нии и об­ра­зо­ва­нии оси­ро­тев­ше­го маль­чи­ка. Об­ла­дая пре­крас­ны­ми спо­соб­но­стя­ми и боль­шим при­ле­жа­ни­ем, Гри­го­рий без тру­да осво­ил все пред­ме­ты, со­став­ляв­шие пол­ный курс сред­не­ве­ко­во­го выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния. Им­пе­ра­тор хо­тел, чтобы юно­ша по­свя­тил се­бя го­судар­ствен­ной де­я­тель­но­сти, но Гри­го­рий, ед­ва до­стиг­нув 20 лет, уда­лил­ся на Свя­тую Го­ру Афон в 1316 го­ду (по дру­гим све­де­ни­ям, в 1318) и по­сту­пил по­слуш­ни­ком в мо­на­стырь Ва­то­пед, где под ру­ко­вод­ством стар­ца, пре­по­доб­но­го Ни­ко­ди­ма Ва­то­пед­ско­го (па­мять 11 июля), при­нял по­стриг и на­чал путь по­движ­ни­че­ства. Через год ему явил­ся в ви­де­нии свя­той еван­ге­лист Иоанн Бо­го­слов и обе­щал свое ду­хов­ное по­кро­ви­тель­ство. Мать Гри­го­рия вме­сте с его сест­ра­ми так­же при­ня­ла мо­на­ше­ство.
По­сле пре­став­ле­ния стар­ца Ни­ко­ди­ма инок Гри­го­рий про­хо­дил 8 лет свой мо­лит­вен­ный по­двиг под ру­ко­вод­ством стар­ца Ни­ки­фо­ра, а по­сле кон­чи­ны по­след­не­го пе­ре­шел в Лав­ру пре­по­доб­но­го Афа­на­сия. Здесь он при­слу­жи­вал за тра­пе­зой, а за­тем стал цер­ков­ным пев­цом. Но через три го­да (1321), стре­мясь к бо­лее вы­со­ким сту­пе­ням ду­хов­но­го со­вер­шен­ства, он по­се­лил­ся в неболь­шой от­шель­ни­че­ской оби­те­ли Глос­сии. На­сто­я­тель этой оби­те­ли стал учить юно­шу со­сре­до­то­чен­ной ду­хов­ной мо­лит­ве – ум­но­му де­ла­нию, ко­то­рое по­сте­пен­но раз­ра­ба­ты­ва­лось и усва­и­ва­лось мо­на­ха­ми на­чи­ная с ве­ли­ких пу­стын­ни­ков IV ве­ка Ева­грия Пон­тий­ско­го и пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Еги­пет­ско­го (па­мять 19 ян­ва­ря). По­сле то­го, как в XI ве­ке в тру­дах Си­мео­на Но­во­го Бо­го­сло­ва (па­мять 12 мар­та) по­дроб­ное осве­ще­ние по­лу­чи­ли внеш­ние мо­лит­вен­ные при­е­мы ум­но­го де­ла­ния, оно бы­ло усво­е­но Афон­ски­ми по­движ­ни­ка­ми. Опыт­ное при­ме­не­ние ум­но­го де­ла­ния, тре­бу­ю­щее уеди­не­ния и без­мол­вия, по­лу­чи­ло на­зва­ние ис­и­хаз­ма (от греч. по­кой, мол­ча­ние), а са­ми прак­ти­ку­ю­щие его ста­ли на­зы­вать­ся ис­их­аста­ми. За вре­мя пре­бы­ва­ния в Глос­сии бу­ду­щий свя­ти­тель пол­но­стью про­ник­ся ду­хом ис­и­хаз­ма и при­нял его для се­бя как ос­но­ву жиз­ни. В 1326 го­ду из-за угро­зы на­па­де­ния ту­рок вме­сте с бра­ти­ей он пе­ре­брал­ся в Со­лунь (Фес­са­ло­ни­ки), где то­гда же был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка.
Свои обя­зан­но­сти пре­сви­те­ра свя­той Гри­го­рий со­че­тал с жиз­нью от­шель­ни­ка: пять дней неде­ли про­во­дил в без­мол­вии и мо­лит­ве, и толь­ко в суб­бо­ту и вос­кре­се­нье пас­тырь вы­хо­дил к на­ро­ду – со­вер­шал бо­го­слу­же­ние и про­из­но­сил про­по­ве­ди. Его по­уче­ния ча­сто вы­зы­ва­ли у пред­сто­я­щих в хра­ме уми­ле­ние и сле­зы. Од­на­ко пол­ная от­ре­шен­ность от об­ще­ствен­ной жиз­ни свя­ти­те­лю бы­ла несвой­ствен­на. Ино­гда он по­се­щал бо­го­слов­ские со­бра­ния го­род­ской об­ра­зо­ван­ной мо­ло­де­жи во гла­ве с бу­ду­щим пат­ри­ар­хом Ис­и­до­ром. Воз­вра­ща­ясь как-то из Кон­стан­ти­но­по­ля, он об­на­ру­жил близ Со­лу­ни ме­стеч­ко Ве­рии, удоб­ное для уеди­нен­ной жиз­ни. Вско­ре он со­брал здесь неболь­шую об­щи­ну мо­на­хов-от­шель­ни­ков и ру­ко­во­дил ею в те­че­ние 5 лет. В 1331 го­ду свя­ти­тель уда­лил­ся на Афон и уеди­нил­ся в ски­ту свя­то­го Сав­вы, близ Лав­ры пре­по­доб­но­го Афа­на­сия. В 1333. го­ду он был на­зна­чен игу­ме­ном Ес­фиг­мен­ско­го мо­на­сты­ря в се­вер­ной ча­сти Свя­той Го­ры. В 1336 го­ду свя­ти­тель вер­нул­ся в скит свя­то­го Сав­вы, где за­нял­ся бо­го­слов­ски­ми тру­да­ми, ко­то­рых не остав­лял уже до кон­ца жиз­ни.
А меж­ду тем в 30-е го­ды XIV ве­ка в жиз­ни Во­сточ­ной Церк­ви на­зре­ва­ли со­бы­тия, по­ста­вив­шие свя­ти­те­ля Гри­го­рия в ряд наи­бо­лее зна­чи­тель­ных все­лен­ских апо­ло­ге­тов пра­во­сла­вия и при­нес­шие ему из­вест­ность учи­те­ля ис­и­хаз­ма.
Око­ло 1330 го­да в Кон­стан­ти­но­поль из Ка­лаб­рии при­е­хал уче­ный мо­нах Вар­ла­ам. Ав­тор трак­та­тов по ло­ги­ке и аст­ро­но­мии, уме­лый и ост­ро­ум­ный ора­тор, он по­лу­чил ка­фед­ру в сто­лич­ном уни­вер­си­те­те и стал тол­ко­вать со­чи­не­ния Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та (па­мять 3 ок­тяб­ря), апо­фа­ти­че­ское бо­го­сло­вие ко­то­ро­го бы­ло при­зна­но в рав­ной ме­ре и Во­сточ­ной и За­пад­ной Церк­ва­ми. Вско­ре Вар­ла­ам по­ехал на Афон, по­зна­ко­мил­ся там с укла­дом ду­хов­ной жиз­ни ис­их­а­стов и, на ос­но­ва­нии дог­ма­та о непо­сти­жи­мо­сти су­ще­ства Бо­жия, объ­явил ум­ное де­ла­ние ере­ти­че­ским за­блуж­де­ни­ем. Пу­те­ше­ствуя с Афо­на в Со­лунь, от­ту­да в Кон­стан­ти­но­поль и за­тем сно­ва в Со­лунь, Вар­ла­ам всту­пал в спо­ры с мо­на­ха­ми и пы­тал­ся до­ка­зать твар­ность Фа­вор­ско­го све­та; при этом он не стес­нял­ся под­ни­мать на смех рас­ска­зы ино­ков о мо­лит­вен­ных при­е­мах и о ду­хов­ных оза­ре­ни­ях.
Свя­ти­тель Гри­го­рий по прось­бе Афон­ских мо­на­хов об­ра­тил­ся сна­ча­ла с уст­ны­ми уве­ща­ни­я­ми. Но, ви­дя без­успеш­ность по­доб­ных по­пы­ток, он пись­мен­но из­ло­жил свои бо­го­слов­ские до­во­ды. Так по­яви­лись «Три­а­ды в за­щи­ту свя­тых ис­их­а­стов» (1338). К 1340 го­ду Афон­ские по­движ­ни­ки с уча­сти­ем свя­ти­те­ля со­ста­ви­ли об­щий от­вет на на­пад­ки Вар­ла­а­ма – так на­зы­ва­е­мый «Свя­то­гор­ский то­мос». На Кон­стан­ти­но­поль­ском Со­бо­ре 1341 го­да в хра­ме Свя­той Со­фии про­изо­шел спор свя­ти­те­ля Гри­го­рия Па­ла­мы с Вар­ла­а­мом, со­сре­до­то­чив­ший­ся на при­ро­де Фа­вор­ско­го све­та. 27 мая 1341 го­да Со­бор при­нял по­ло­же­ния свя­ти­те­ля Гри­го­рия Па­ла­мы о том, что Бог, недо­ступ­ный в Сво­ей Сущ­но­сти, яв­ля­ет Се­бя в энер­ги­ях, ко­то­рые об­ра­ще­ны к ми­ру и до­ступ­ны вос­при­я­тию, как Фа­вор­ский свет, но яв­ля­ют­ся не чув­ствен­ны­ми и не со­тво­рен­ны­ми. Уче­ние Вар­ла­а­ма бы­ло осуж­де­но как ересь, а сам он, пре­дан­ный ана­фе­ме, уда­лил­ся в Ка­лаб­рию.
Но спо­ры меж­ду па­ла­ми­та­ми и вар­ла­а­ми­та­ми бы­ли да­ле­ко не за­кон­че­ны. К чис­лу вто­рых при­над­ле­жа­ли уче­ник Вар­ла­а­ма, бол­гар­ский мо­нах Акин­дин и пат­ри­арх Иоанн XIV Ка­ле­ка (1341–1347); к ним скло­нял­ся и Ан­д­ро­ник III Па­лео­лог (1328–1341). Акин­дин вы­сту­пил с ря­дом трак­та­тов, в ко­то­рых объ­яв­лял свя­ти­те­ля Гри­го­рия и Афон­ских мо­на­хов ви­нов­ни­ка­ми цер­ков­ных смут. Свя­ти­тель на­пи­сал по­дроб­ное опро­вер­же­ние до­мыс­лов Акин­ди­на. То­гда пат­ри­арх от­лу­чил свя­ти­те­ля от Церк­ви (1344) и под­верг тем­нич­но­му за­клю­че­нию, ко­то­рое про­дол­жа­лось три го­да. В 1347 го­ду, ко­гда Иоан­на XIV на пат­ри­ар­шем пре­сто­ле сме­нил Ис­и­дор (1347–1349), свя­ти­тель Гри­го­рий Па­ла­ма был осво­бож­ден и воз­ве­ден в сан ар­хи­епи­ско­па Со­лун­ско­го. В 1351 го­ду Влахерн­ский Со­бор тор­же­ствен­но за­сви­де­тель­ство­вал пра­во­слав­ность его уче­ния. Но со­лу­няне при­ня­ли свя­ти­те­ля Гри­го­рия не сра­зу: он вы­нуж­ден был жить в раз­ных ме­стах. В од­ну из его по­ез­док в Кон­стан­ти­но­поль ви­зан­тий­ская га­ле­ра по­па­ла в ру­ки ту­рок. Свя­ти­те­ля Гри­го­рия в те­че­ние го­да про­да­ва­ли в раз­лич­ных го­ро­дах как плен­ни­ка, но и то­гда он неуто­ми­мо про­дол­жал про­по­ведь хри­сти­ан­ской ве­ры.
Лишь за три го­да до кон­чи­ны вер­нул­ся он в Со­лунь. На­ка­нуне его пре­став­ле­ния ему явил­ся в ви­де­нии свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Со сло­ва­ми «В гор­няя! В гор­няя!» свя­ти­тель Гри­го­рий Па­ла­ма мир­но пре­ста­вил­ся к Бо­гу 14 но­яб­ря 1359 го­да. В 1368 го­ду он был ка­но­ни­зо­ван на Кон­стан­ти­но­поль­ском Со­бо­ре при пат­ри­ар­хе Фило­фее (1354–1355, 1362–1376), ко­то­рый на­пи­сал жи­тие и служ­бу свя­ти­те­лю.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1001

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/
• Десять бесед
Омилии
• Молитва ко Пресвятей Богородице
• Антирретики против Акиндина
• Письмо к Акиндину, посланное из Фессалоники прежде соборного осуждения Варлаама и Акиндина
• Собеседование православного с варлаамитом
• Десять бесед
• Диспут с хионами
Исповедание Православной веры
• О Божественном и обоживающем Причастии, или о Божественной и сверхъестественной простоте
• О Божественном соединении и разделении
• О Божественных энергиях и их причастии
• Об исхождении Святого Духа
• О священно-безмолвствующих
• Против Иоанна Векка
• Святогорский томос в защиту священнобезмолвствующих
Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским и нравственным
• Трактат [О том], что Варлаам и Акиндин поистине нечестиво и безбожно разделяют единое Божество на два неравных божества
• Собеседование православного Феофана с возвратившимся от варлаамитов Феотимом
Триады в защиту священно-безмолвствующих
• Беседа в день памяти Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; и о любви к Богу и к ближнему
• Ответ Павлу Асеню
• К Ксении о страстях и добродетелях
• Изъяснение десяти заповедей
• Десятословие по Христианскому Законоположению
• Три главы о молитве и чистоте сердца
• О том, что всем вообще христианам надлежит непрестанно молиться
• Слово на житие прп. Петра Афонского
Письмо своей Церкви

☦️
Преподобный Фили́пп Ирапский, Череповецкий.
Пре­по­доб­ный Филипп, в ми­ру Фе­о­фил, был ос­но­ва­те­лем Ирап­ской пу­сты­ни. Не пом­нив­ший ро­ди­те­лей, круг­лый си­ро­та, 12-лет­ний Фе­о­фил по­се­лил­ся вбли­зи Ко­мель­ской оби­те­ли и жил по­да­я­ни­ем. Пре­по­доб­ный Кор­ни­лий (па­мять 1 июня / 19 мая) при­нял бла­го­че­сти­во­го от­ро­ка в оби­тель и через три го­да по­стриг в ино­че­ство с име­нем Филипп. Крот­кий, сми­рен­ный и тру­до­лю­би­вый, он по хо­да­тай­ству бра­тии был удо­сто­ен свя­щен­ства. Стрем­ле­ние к выс­шим по­дви­гам по­бу­ди­ло его уда­лить­ся в Бе­ло­зер­скую окру­гу. Здесь, поль­зу­ясь по­кро­ви­тель­ством кня­зя Ан­дрея Ше­ле­шпан­ско­го, вы­де­лив­ше­го ему зем­лю близ ре­ки Ира­па, в 45 вер­стах от Че­ре­пов­ца, пре­по­доб­ный по­ста­вил ча­сов­ню во Имя Пре­свя­той Тро­и­цы и со­ору­дил се­бе кел­лию. Мол­ва о свя­том пу­стын­ни­ке рас­про­стра­ни­лась по всей окру­ге, и к нему ста­ли сте­кать­ся ино­ки. Вско­ре на ме­сте ча­сов­ни бы­ла по­став­ле­на цер­ковь во Имя Свя­той Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы. Пре­по­доб­ный Филипп про­вел в пу­сты­ни 15 лет и скон­чал­ся в воз­расте 45 лет. Мо­щи его бы­ли по­ло­же­ны под спу­дом в Тро­иц­ком хра­ме. Над его гроб­ни­цей бы­ла ико­на, на­пи­сан­ная по ви­де­нию ино­ком Фе­о­до­си­ем. Вско­ре по­сле кон­чи­ны свя­то­го Филип­па на ме­сте его по­дви­га воз­ник Крас­но­бор­ский Филип­пов мо­на­стырь.
Празд­но­ва­ние пре­по­доб­но­му Филип­пу бы­ло уста­нов­ле­но в кон­це XVI ве­ка. Ру­ко­пис­ная служ­ба ему от­но­сит­ся к кон­цу XVI ве­ка.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1002

☦️
Священномученик Дими́трий Беневоленский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий ро­дил­ся 10 ок­тяб­ря 1883 го­да в го­ро­де Выш­нем Во­лоч­ке Твер­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ми­ха­и­ла Бе­не­во­лен­ско­го. Дмит­рий Ми­хай­ло­вич учил­ся сна­ча­ла в Твер­ской, а за­тем в Санкт-Пе­тер­бург­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, ко­то­рую окон­чил в 1909 го­ду, по­сле че­го по­сту­пил на долж­ность учи­те­ля при Ни­ко­ло-Стол­пен­ском мо­на­сты­ре Твер­ской гу­бер­нии.
В 1911 го­ду умер свя­щен­ник в се­ле Ост­ров­но и при­ход остал­ся без пас­ты­ря. Дмит­рию Ми­хай­ло­ви­чу бы­ло пред­ло­же­но при­нять сан свя­щен­ни­ка. В том же го­ду он об­вен­чал­ся с до­че­рью Ива­на Алек­се­е­ви­ча Ти­хо­манд­риц­ко­го Ан­ной, ко­то­рой бы­ло шест­на­дцать лет. Ее отец был ин­же­не­ром-пу­тей­цем и за­ни­мал­ся стро­и­тель­ством при­волж­ской же­лез­ной до­ро­ги. Се­мья бы­ла бла­го­че­сти­вая, один из сы­но­вей, Ми­ха­ил, стал свя­щен­ни­ком, а две дру­гие до­че­ри не вы­шли за­муж и по­свя­ти­ли свою жизнь вос­пи­та­нию при­ем­ных де­тей и де­тей род­ствен­ни­ков. 21 но­яб­ря 1911 го­да Дмит­рий Ми­хай­ло­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к Дмит­ри­ев­ской церк­ви се­ла Ост­ров­но Выш­не­во­лоц­ко­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-benevolenskij

☦️
Священномученик Алекса́ндр Быков, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 8 ав­гу­ста 1881 го­да в се­ле Ке­льи Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье тор­гов­ца Иа­ко­ва Бы­ко­ва. Окон­чив зем­скую шко­лу, Алек­сандр стал по­мо­гать от­цу в тор­гов­ле, а недо­ста­ток об­ра­зо­ва­ния вос­пол­нил со вре­ме­нем са­мо­об­ра­зо­ва­ни­ем. Он же­нил­ся на де­ви­це Ма­рии, впо­след­ствии у них ро­ди­лось де­сять де­тей.
В 1908 го­ду Алек­сандр Яко­вле­вич с се­мьей по­се­лил­ся в Москве и стал са­мо­сто­я­тель­ным вла­дель­цем цве­точ­но­го ма­га­зи­на и теп­лиц, где раз­во­дил мно­же­ство сор­тов цве­тов. Сра­зу же по­сле то­го, как про­изо­шла Фев­раль­ская ре­во­лю­ция, он оста­вил тор­гов­лю и все с нею свя­зан­ное иму­ще­ство и 1 ок­тяб­ря 1917 го­да по­сту­пил пса­лом­щи­ком в цер­ковь се­ла Щег­ля­тье­во Сер­пу­хов­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии.
23 сен­тяб­ря 1921 го­да Алек­сандр Яко­вле­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на. С 1923 по 1926 год он слу­жил в Москве в хра­ме на Боль­шой Дмит­ров­ке. С 10 фев­ра­ля 1926 го­да он был на­зна­чен слу­жить в Вве­ден­скую цер­ковь в се­ле Хра­не­во Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на. 18 июня 1930 го­да епи­скоп Вос­кре­сен­ский Иоанн (Ва­си­льев­ский) ру­ко­по­ло­жил его во свя­щен­ни­ка к Зна­мен­ской церк­ви в се­ле Суд­ни­ко­во Ло­то­шин­ско­го рай­о­на. 1 ян­ва­ря 1931 го­да отец Алек­сандр был вновь опре­де­лен к Вве­ден­ской церк­ви се­ла Хра­не­во, в ко­то­рой про­слу­жил до дня аре­ста.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-bykov

☦️
Священномученик Ви́ктор Ильинский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Вик­тор ро­дил­ся 31 ок­тяб­ря 1872 го­да в се­ле Кой Ка­шин­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Ни­ко­лая Ильин­ско­го. Он окон­чил учи­тель­ские кур­сы при уезд­ном учи­ли­ще в Нов­го­род­ской гу­бер­нии и вер­нул­ся в род­ное се­ло, где слу­жил, бу­дучи к это­му вре­ме­ни ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка, его отец. Де­сять лет Вик­тор Ни­ко­ла­е­вич был учи­те­лем в цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле, а с 1906 го­да стал слу­жить в хра­ме пса­лом­щи­ком. В 1912 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на к той же церк­ви.
В 1918 го­ду в цен­траль­ной Рос­сии бы­ла уста­нов­ле­на со­вет­ская власть, и сра­зу же на­ча­лись го­не­ния на Пра­во­слав­ную Цер­ковь, убий­ства свя­щен­ни­ков и ми­рян. Отец Вик­тор пер­вый раз был аре­сто­ван в 1920 го­ду, об­ви­нен в со­кры­тии из­лиш­ков хле­ба и при­го­во­рен к трем ме­ся­цам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь.

https://azbyka.ru/days/sv-viktor-ilinskij

☦️
Священномученик Алекси́й Нечаев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий ро­дил­ся в 1875 го­ду в се­ле Ра­меш­ки Бе­жец­ко­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Еф­ре­ма Неча­е­ва. По окон­ча­нии Ду­хов­ной се­ми­на­рии он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка. Во вре­мя го­не­ний два­дца­тых го­дов слу­жил в од­ном из хра­мов Твер­ской епар­хии. В 1929 го­ду вла­сти по­тре­бо­ва­ли от него упла­ты про­из­воль­но на­зна­чен­но­го на­ло­га, сум­ма ко­то­ро­го бы­ла столь зна­чи­тель­на, что да­же ес­ли бы свя­щен­ник про­дал все иму­ще­ство, он все рав­но бы не смог рас­пла­тить­ся. За неупла­ту на­ло­га о. Алек­сей 31 ок­тяб­ря 1929 го­да был при­го­во­рен к трем го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды и за­клю­чен в Ни­же­го­род­скую фаб­рич­ную за­вод­скую ко­ло­нию.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-nechaev

☦️
Священномученик Михаил Белюстин, пресвитер
Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 1 мар­та 1881 го­да в го­ро­де Тве­ри в се­мье чи­нов­ни­ка Твер­ской кон­си­сто­рии Ни­ко­лая Бе­лю­сти­на. Окон­чил Твер­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. Слу­жил в се­ле Ко­то­во Мо­ло­ков­ско­го рай­о­на. В 1931 го­ду пе­ре­ехал в Сон­ков­ский рай­он и стал слу­жить в хра­ме по­го­ста Са­бу­ро­ва.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-mihail-beljustin

☦️
Священномученик Михаил Некрасов, пресвитер.
О иных на­ших му­че­ни­ках оста­лись в ка­че­стве сви­де­тель­ства об их по­дви­ге толь­ко дра­го­цен­ные му­че­ни­че­ские ак­ты: ан­ке­та, за­пол­нен­ная сле­до­ва­те­лем при аре­сте, ли­сты до­про­са, непра­вед­ный при­го­вор и до­ку­мент о рас­стре­ле. Од­ним из та­ких му­че­ни­ков был свя­щен­ник Ми­ха­ил Некра­сов.
Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 1 но­яб­ря 1883 го­да в се­ле Сер­ги­но Ста­риц­ко­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье цер­ков­но­слу­жи­те­ля Алек­сея Некра­со­ва – свя­щен­ни­ка, диа­ко­на или пса­лом­щи­ка, мы не зна­ем. Ми­ха­ил Алек­се­е­вич окон­чил два клас­са Ста­риц­ко­го ду­хов­но­го учи­ли­ща; 12 фев­ра­ля 1908 го­да он был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на ко хра­му се­ла Ал­фе­рье­ва Ста­риц­ко­го уез­да, а за­тем в сан свя­щен­ни­ка и слу­жил в се­лах Твер­ской епар­хии.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-mihail-nekrasov

☦️
Священномученик Фео́дор Баккалинский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­дор ро­дил­ся 8 фев­ра­ля 1880 го­да в се­ле За­ру­дье Ра­до­мысль­ско­го уез­да Ки­ев­ской гу­бер­нии в се­мье цер­ков­но­слу­жи­те­ля Пав­ла Бак­ка­лин­ско­го. Окон­чил че­ты­ре клас­са Уман­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща. С 1901 по 1903 год слу­жил в ар­мии – был пи­са­рем на ар­тил­ле­рий­ском скла­де в Чи­те. По­сле де­мо­би­ли­за­ции по­сту­пил пса­лом­щи­ком в храм, где слу­жил его отец. Вско­ре по­сле ре­во­лю­ции Фе­дор Пав­ло­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-feodor-bakkalinskij

☦️
Священномученик Петр Титов, пресвитер.
Иерей Петр был од­ним из тех, кто со­зна­тель­но из­брал путь слу­же­ния Бо­гу и Церк­ви во вре­мя бес­по­щад­ных го­не­ний. Для него бы­ло яс­но при са­мом вы­бо­ре свя­щен­ни­че­ско­го слу­же­ния, что власть, с та­кой яро­стью ис­по­ве­ду­ю­щая во­ин­ству­ю­щее без­бо­жие, к Церк­ви и ее слу­жи­те­лям бу­дет бес­по­щад­на. Ве­ро­ят­ность и бли­зость аре­ста, а то и на­силь­ствен­ной смер­ти лишь спо­соб­ство­ва­ли то­му, чтобы с твер­дой ре­ши­мо­стью от­да­вать все свои си­лы слу­же­нию Бо­гу и пастве.
Свя­щен­но­му­че­ник Петр ро­дил­ся в 1890 го­ду в се­ле Ти­тов­ском Те­ля­тин­ской во­ло­сти Ве­сье­гон­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ни­ко­лая Ти­то­ва. Он окон­чил Твер­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был опре­де­лен пса­лом­щи­ком в се­ло Фе­до­ров­ское Ко­на­ков­ско­го уез­да. В 1924 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Ар­хан­гель­ском Кимр­ско­го рай­о­на.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-petr-titov

☦️
Священномученик Алекси́й Никологорский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий ро­дил­ся в 1869 го­ду в се­ле На­гор­ном Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Се­ме­на Ни­ко­ло­гор­ско­го. В 1889 го­ду Алек­сей Се­ме­но­вич окон­чил Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Во­ло­ча­но­во Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-nikologorskij

☦️
Священномученик Се́ргий Знаменский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 10 ап­ре­ля 1873 го­да в го­ро­де Чи­те в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Зна­мен­ско­го. Отец умер ра­но, и Сер­гей вос­пи­ты­вал­ся в до­ме де­да – сель­ско­го пса­лом­щи­ка. В 1913 го­ду он окон­чил Ка­зан­скую Ду­хов­ную ака­де­мию и же­нил­ся; у них с су­пру­гой Ма­ри­ей Лу­кья­нов­ной бы­ло две до­че­ри. В 1913 го­ду Сер­гей Ива­но­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к ка­фед­раль­но­му со­бо­ру в го­ро­де Чи­те. На него бы­ли воз­ло­же­ны обя­зан­но­сти мис­си­о­не­ра сре­ди язы­че­ских пле­мен бу­рят и мон­го­лов.
Ко­гда на­ча­лась Пер­вая ми­ро­вая вой­на и по­тре­бо­ва­лись пол­ко­вые свя­щен­ни­ки, отец Сер­гий был ко­ман­ди­ро­ван на фронт свя­щен­ни­ком 234‑го Бо­ри­со­глеб­ско­го пе­хот­но­го пол­ка. Он про­был на фрон­те до кон­ца вой­ны.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-sergij-znamenskij

☦️
Священномученик Николай Дунаев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай Ду­на­ев ро­дил­ся 30 но­яб­ря 1878 го­да в д. Зи­мен­ки Ков­ров­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии.
Окон­чил ду­хов­ную се­ми­на­рию, был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка.
С 1901 го­да окорм­лял Фе­о­до­ров­ский жен­ский мо­на­стырь в Пе­ре­слав­ле-За­лес­ском.
В 1920 го­ду се­мья о. Ни­ко­лая, в ко­то­рой бы­ло трое де­тей бы­ла рас­ку­ла­че­на, в 1924 г. вос­ста­нов­ле­на в пра­вах, но об­ло­же­на боль­шим на­ло­гом.
По­сле за­кры­тия Фе­о­до­ров­ско­го мо­на­сты­ря, с 1923 го­да ба­тюш­ка слу­жил в клад­би­щен­ской церк­ви г. Пе­ре­слав­ля.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-dunaev

☦️
Священномученик Васи́лий Лихарев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 25 мар­та 1871 го­ду в се­ле Те­ши­ло­во Клин­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Алек­сея Дмит­ри­е­ви­ча Ли­ха­ре­ва. Окон­чил в 1886 го­ду Дмит­ров­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1894 го­ду Вифан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри Го­ло­вин­ско­го мо­на­сты­ря, где про­слу­жил до са­мо­го его за­кры­тия.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-liharev

☦️
Священномученик Алекса́ндр Покровский, пресвитер.
Алек­сандр Ми­хай­ло­вич По­кров­ский ро­дил­ся 14 ав­гу­ста 1879 го­да в се­ле Ка­за­но­во Руз­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка. Об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в Во­ло­ко­лам­ском ду­хов­ном учи­ли­ще и Вифан­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. По­сле окон­ча­ния уче­бы в 1905 го­ду Алек­сандр был ру­ко­по­ло­жен свя­щен­ни­ком к Но­во-Ва­си­льев­ской церк­ви се­ла Ва­си­льев­ское (Ло­то­шин­ский рай­он Мос­ков­ская об­ласть), где он и слу­жил вплоть до сво­е­го аре­ста 12 но­яб­ря 1937 го­да.
Ко­гда ба­тюш­ку аре­сто­ва­ли, ему предъ­яви­ли об­ви­не­ние в контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции. Он был осуж­ден по ста­тье 58-10 УК РСФСР и при­го­во­рен к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. 27 но­яб­ря 1937 го­да от­ца Алек­сандра По­кров­ско­го не ста­ло, он был рас­стре­лян вме­сте со мно­ги­ми кли­ри­ка­ми и ми­ря­на­ми на по­ли­гоне Бу­то­во в Мос­ков­ской об­ла­сти.

☦️
Священномученики Николай Виноградов и Димитрий Лебедев, пресвитеры, и мученик Гавриил Безфамильный.
Во вре­мя го­не­ний 1937 го­да вла­сти ча­сто аре­сто­вы­ва­ли всех чле­нов прич­та, по­сле че­го опу­стев­шие хра­мы раз­ру­ша­ли. 21 ок­тяб­ря 1937 го­да бы­ли аре­сто­ва­ны на­сто­я­тель Воз­не­сен­ско­го хра­ма в се­ле Те­ря­е­ва Сло­бо­да Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Ви­но­гра­дов, диа­кон хра­ма Петр Смир­нов и вме­сте с ни­ми ми­ря­нин Гав­ри­ил Без­фа­миль­ный, а так­же на­сто­я­тель церк­ви Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в со­сед­нем се­ле Спи­ро­во про­то­и­е­рей Ди­мит­рий Ле­бе­дев.

Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 21 ап­ре­ля 1876 го­да в го­ро­де Дмит­ро­ве Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Иоан­на Ви­но­гра­до­ва. В 1901 го­ду он окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию. Же­нил­ся на Ека­те­рине Пав­ловне Со­ко­ло­вой и был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка.

Свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий ро­дил­ся в 1871 го­ду в се­ле Спи­ро­во Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Алек­сандра Ле­бе­де­ва. В 1892 го­ду Дмит­рий Алек­сан­дро­вич окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию и был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка. Он слу­жил в церк­ви Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Спи­ро­во.

Му­че­ник Гав­ри­ил (Гав­ри­ил Гав­ри­и­ло­вич Без­фа­миль­ный) ро­дил­ся в 1880 го­ду в Москве. Окон­чил шко­лу и за­тем ра­бо­тал во­до­про­вод­чи­ком и при­слу­жи­вал в хра­ме. В 1924 го­ду Гав­ри­ил Гав­ри­и­ло­вич пе­ре­ехал в се­ло Яро­по­лец Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на. 21 ок­тяб­ря 1937 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли его по об­ви­не­нию в ан­ти­со­вет­ской и контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции; он ви­нов­ным се­бя не при­знал, ска­зав лишь, что дей­стви­тель­но про­дал два по­мян­ни­ка ве­ру­ю­щим.
23 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ков Ни­ко­лая и Ди­мит­рия и ми­ря­ни­на Гав­ри­и­ла к рас­стре­лу. 27 но­яб­ря 1937 го­да про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Ви­но­гра­дов, про­то­и­е­рей Ди­мит­рий Ле­бе­дев и ми­ря­нин Гав­ри­ил Без­фа­миль­ный бы­ли рас­стре­ля­ны и по­гре­бе­ны в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-lebedev

Творения сщмч. Димитрия (Лебедева):
https://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebedev/
• Воспоминания о Василии Васильевиче Болотове
• Антиохийский собор 324 года и его послание к Александру, епископу Фессалоникскому
• Вопрос о происхождении арианства
• День Рождества Христова по хронологии св. Ипполита Римского
• Евсевий Никомидийский и Лукиан
• Из эпохи арианских споров: Павлин и Зинон, епископы тирские
• К вопросу об Антиохийском соборе 324 года и о «Великом и священном соборе в Анкире»
• Коптские и арабские источники по истории древней, преимущественно Египетской, церкви
• О Пасхе 22 марта
• Св. Александр Александрийский и Ориген
• Список епископов Первого Вселенского собора в 318 имен: к вопросу о его происхождении и значении для реконструкции подлинного списка никейских отцов
• Почему праздник Пасхи 25 марта называется «Кириопасха»
• Речь перед защитой магистерской диссертации: «Из истории древних пасхальных циклов: I. 19-летний цикл Анатолия Лаодикийского. СПб., 1912»
• Отзывы и рецензии
• Профессор Анатолий Алексеевич Спасский: к характеристике его ученой деятельности как историка древней церкви
• Средники: к вопросу о происхождении этой старообрядческой секты

☦️
Священномученик Порфи́рий Колосовский, пресвитер.
Свя­щен­ник Пор­фи­рий Ми­хай­ло­вич Ко­ло­сов­ский ро­дил­ся в 1868 го­ду се­ле Дол­гое По­ле Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии. Слу­жил в се­ле Вар­га­ны Лы­с­ков­ско­го рай­о­на Ни­же­го­род­ской об­ла­сти. Был аре­сто­ван 17 сен­тяб­ря 1937 го­да; на ос­но­ва­нии лож­ных по­ка­за­ний ра­нее аре­сто­ван­но­го свя­щен­ни­ка, ко­то­рый слом­лен­ный тю­рем­ным со­дер­жа­ни­ем и пыт­ка­ми, под­пи­сал все по­ка­за­ния, со­став­лен­ные сле­до­ва­те­лем. С предъ­яв­лен­ным об­ви­не­ни­ем о. Пор­фи­рий не со­гла­сил­ся, и сле­до­ва­те­ли не смог­ли до­ка­зать его ви­нов­ность. Свя­щен­ник дер­жал­ся му­же­ствен­но. 11 но­яб­ря 1937 го­да он был при­го­во­рен к рас­стре­лу и рас­стре­лян.

☦️
Священномученик Васи́лий Никольский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 27 де­каб­ря 1877 го­да в се­ле Несте­ро­во Бо­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ев­ге­ния Ни­коль­ско­го. Он окон­чил пол­ный курс ду­хов­но­го учи­ли­ща и по­сле сда­чи эк­за­ме­на по­лу­чил зва­ние учи­те­ля цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы.
С 1894 по 1909 год Ва­си­лий Ни­коль­ский учи­тель­ство­вал, а с мая 1909 по де­кабрь 1910 го­да слу­жил пса­лом­щи­ком. В 1910 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к Кре­сто­воз­дви­жен­ско­му хра­му в се­ле Дуб­ро­во Бо­го­род­ско­го уез­да, а в мар­те 1924 го­да – во свя­щен­ни­ка к это­му же хра­му.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-nikolskij

☦️
Священномученик Гео́ргий Извеков, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ге­ор­гий ро­дил­ся 24 фев­ра­ля 1874 го­да в го­ро­де Ка­лу­ге в се­мье свя­щен­ни­ка Иа­ко­ва Из­ве­ко­ва. Ге­ор­гий Яко­вле­вич окон­чил Ки­ев­скую Ду­хов­ную ака­де­мию и был на­прав­лен слу­жить пса­лом­щи­ком при по­соль­ской церк­ви в го­ро­де Пра­ге, а за­тем, пе­ре­ехав в Санкт-Пе­тер­бург, был за­ко­но­учи­те­лем в од­ном из учеб­ных за­ве­де­ний. Ру­ко­по­ло­жен­ный во свя­щен­ни­ка, отец Ге­ор­гий во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой вой­ны слу­жил в са­ни­тар­ном по­ез­де, а за­тем в гос­пи­та­ле.
По­сле боль­ше­вист­ской ре­во­лю­ции отец Ге­ор­гий пе­ре­ехал в Моск­ву; с 1921 го­да он стал слу­жить в хра­ме Дон­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри при стан­ции Пер­лов­ка под Моск­вой; был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-georgij-izvekov

☦️
Священномученик Васи́лий Розанов, пресвитер.
Свя­той свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий Ро­за­нов ро­дил­ся 22 июня 1872 г. в по­го­сте Чер­ниц­кое Опо­чец­ко­го уез­да Псков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка, на­сто­я­те­ля мест­ной По­кров­ской церк­ви. За­кон­чил Псков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и опре­де­лен на ме­сто учи­те­ля и за­ко­но­учи­те­ля в род­ное се­ло.
Ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и на­зна­чен к Чер­ниц­кой По­кров­ской церк­ви в 1902 го­ду, став при­ем­ни­ком сво­е­го от­ца и пас­ты­рем сво­их од­но­сель­чан.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-rozanov

☦️
Священномученик Се́ргий Спасский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 10 ап­ре­ля 1884 го­да в по­го­сте Те­ре­мец Сер­пу­хов­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Алек­сан­дро­ви­ча Спас­ско­го, слу­жив­ше­го в хра­ме Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в этом се­ле. В 1900 го­ду Сер­гей окон­чил Пе­ре­р­вин­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1906 го­ду – Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был на­зна­чен учи­те­лем в шко­лу в се­ле Бо­ло­то­во Ко­ло­мен­ско­го уез­да; в 1909 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Успен­ской церк­ви в се­ле Бе­лые Ко­ло­де­зи Ко­ло­мен­ско­го уез­да, где и про­слу­жил всю жизнь, со­про­вож­дав­шу­ю­ся пре­сле­до­ва­ни­я­ми и аре­ста­ми и окон­чив­шу­ю­ся му­че­ни­че­ски.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-sergij-spasskij

☦️
Священномученик Алекса́ндр Чекалов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 19 мар­та 1888 го­да в се­ле Ро­ма­но­во Но­во­торж­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Лео­ни­да Че­ка­ло­ва. Он окон­чил Твер­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка.
В 1930 го­ду у о. Алек­сандра ото­бра­ли дом и все иму­ще­ство. В ожи­да­нии аре­ста он бла­го­сло­вил де­тям (двум сы­но­вьям и двум до­че­рям) уехать, дабы из­бе­жать пре­сле­до­ва­ний как де­тям свя­щен­ни­ка, а сам остал­ся с су­пру­гой Алек­сан­дрой и млад­шей до­че­рью, ко­то­рой в то вре­мя ис­пол­ни­лось все­го де­вять лет.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-chekalov

☦️
Священномученик Сергий Руфицкий, пресвитер, и мученик Димитрий Рудаков.

Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 6 ав­гу­ста 1884 го­да в се­ле Ель­ци­но По­кров­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ми­ха­и­ла Ива­но­ви­ча Ру­фиц­ко­го. Отец Ми­ха­ил слу­жил в хра­ме Тих­вин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри се­ла Ива­но­во, с ко­то­рым тес­но свя­за­на судь­ба его сы­на Сер­гея. Все чет­ве­ро сы­но­вей от­ца Ми­ха­и­ла окон­чи­ли Вла­ди­мир­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще и Вла­ди­мир­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и ста­ли свя­щен­ни­ка­ми. В со­вет­ское вре­мя все они при­ня­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну.
Сер­гей Ми­хай­ло­вич окон­чил се­ми­на­рию в 1904 го­ду, в 1907 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и на­прав­лен слу­жить в храм се­ла Се­ди­ко­во Ков­ров­ско­го уез­да.
В 1907 го­ду ов­до­ве­ла его сест­ра, муж ко­то­рой – на­сто­я­тель хра­ма Тих­вин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри се­ла Ива­но­во – на­сле­до­вал это ме­сто у их от­ца свя­щен­ни­ка Ми­ха­и­ла Ру­фиц­ко­го, умер­ше­го в 1896 го­ду. В 1919 го­ду отец Сер­гий Ру­фиц­кий был пе­ре­ве­ден в этот храм, и за­бо­ты о со­дер­жа­нии сест­ры лег­ли на его пле­чи. Здесь он слу­жил до сво­е­го аре­ста в 1937 го­ду. Пса­лом­щи­ком в хра­ме в это вре­мя был Дмит­рий Ива­но­вич Ру­да­ков, с ко­то­рым у от­ца Сер­гия сло­жи­лись доб­рые от­но­ше­ния.

Му­че­ник Ди­мит­рий ро­дил­ся 20 ок­тяб­ря 1879 го­да в се­ле По­кров Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Ру­да­ко­ва. В 1889 го­ду он окон­чил три клас­са ду­хов­но­го учи­ли­ща. С 1901 по 1914 год слу­жил пса­лом­щи­ком в хра­ме се­ла Гав­риль­це­во, а в 1914 го­ду пе­ре­шел в при­ход хра­ма Тих­вин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри се­ла Ива­но­во, где и слу­жил до сво­е­го аре­ста.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-sergij-rufickij

☦️
Священномученик Николай Богородский, диакон.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся в 1877 го­ду в се­мье свя­щен­ни­ка Ва­си­лия Бо­го­род­ско­го, слу­жив­ше­го в Успен­ской церк­ви по­го­ста Ока­то­во Кимр­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии.
По окон­ча­нии Ду­хов­ной се­ми­на­рии Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич стал слу­жить при хра­ме пса­лом­щи­ком. Это слу­же­ние про­дол­жа­лось с 1892 по 1906 год, ко­гда он был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на ко хра­му Бла­го­ве­ще­ния по­го­ста Бла­го­ве­ще­нье Ржев­ско­го уез­да. В этом хра­ме он слу­жил во все вре­мя го­не­ний, с ним был свя­зан его ис­по­вед­ни­че­ский по­двиг, здесь он был аре­сто­ван в по­след­ний раз неза­дол­го пе­ред му­че­ни­че­ской кон­чи­ной. К это­му вре­ме­ни его де­ти – две до­че­ри и сын – разъ­е­ха­лись, и он остал­ся вме­сте с су­пру­гой Ма­ри­ей Ва­си­льев­ной.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-bogorodskij

☦️
Преподобномученик Ариста́рх (Заглодин-Кокорев), иеромонах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ари­старх (в ми­ру Алек­сандр Фе­до­ро­вич За­гло­дин-Ко­ко­рев) ро­дил­ся 8 мар­та 1886 го­да в де­ревне Па­шу­ко­во Бо­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. Окон­чил цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу. В 1908 го­ду Алек­сандр Фе­до­ро­вич по­сту­пил по­слуш­ни­ком в Свя­то-Ни­коль­ский Пеш­нош­ский мо­на­стырь в Дмит­ров­ском уез­де Мос­ков­ской гу­бер­нии. По­сле на­зна­че­ния в 1919 го­ду прео­свя­щен­но­го Се­ра­фи­ма (Звез­дин­ско­го) епи­ско­пом Дмит­ров­ским по­слуш­ник Алек­сандр стал его ке­лей­ни­ком и ипо­ди­а­ко­ном. В 1920 го­ду он был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Ари­старх и ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­ди­а­ко­на. В 1926 го­ду епи­скоп Се­ра­фим ру­ко­по­ло­жил его в сан иеро­мо­на­ха.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aristarh-zaglodin-kokorev

☦️
Мученица Анна Зерцалова.
Му­че­ни­ца Ан­на ро­ди­лась 31 ян­ва­ря 1875 го­да в Москве в се­мье гу­берн­ско­го сек­ре­та­ря Ива­на Алек­се­е­ви­ча Зер­ца­ло­ва, ко­то­рый в по­след­ние го­ды сво­ей жиз­ни со­сто­ял на служ­бе в управ­ле­нии Смо­лен­ской же­лез­ной до­ро­ги. Ро­ди­те­ли ее дер­жа­лись стро­гих нрав­ствен­ных пра­вил, но пра­во­сла­вие вос­при­ни­ма­ли пре­иму­ще­ствен­но с об­ря­до­вой сто­ро­ны, по­это­му на­чат­ки ре­ли­ги­оз­но­го вос­пи­та­ния, ко­то­рые да­ли они сво­ей до­че­ри, бы­ли непроч­ны­ми. «Ма­лое чув­ство ве­ры, ко­то­рое тле­ло во мне сла­бым огонь­ком, – пи­са­ла она впо­след­ствии, – быст­ро ста­ло осла­бе­вать и га­сить­ся тле­твор­ным ды­ха­ни­ем па­губ­но­го вли­я­ния ма­ло­ве­рия… На­уч­ные идеи, при­прав­лен­ные ве­я­ни­ем лож­ных прин­ци­пов, плот­но раз­ме­сти­лись в мо­ей го­ло­ве и ста­ли рас­по­ря­жать­ся там пол­но­власт­ны­ми хо­зяй­ка­ми, от­вле­кая ме­ня от все­го ис­тин­но­го, ду­хов­но­го, пре­крас­но­го».
В шест­на­дцать лет Ан­на окон­чи­ла гим­на­зию, по­лу­чив ат­те­стат, ко­то­рый да­вал ей воз­мож­ность за­нять ме­сто до­маш­ней учи­тель­ни­цы.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-anna-zercalova

☦️
Священномученик Фео́дор Грудаков, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­дор ро­дил­ся 13 фев­ра­ля 1889 го­да в де­ревне Пе­сье По­доль­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ва­си­лия Гру­да­ко­ва. По­сле окон­ча­ния в 1905 го­ду Пе­ре­р­вин­ско­го Ду­хов­но­го учи­ли­ща Фе­дор по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию.
В 1911 го­ду по­сле окон­ча­ния се­ми­на­рии Фе­дор Гру­да­ков был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Тих­вин­ско­му хра­му в се­ло Бо­го­род­ское-Ва­ту­тин­ки По­доль­ско­го уез­да.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-feodor-grudakov

☦️
Священномученик Се́ргий Константинов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 15 ав­гу­ста 1877 го­да в се­ле Ро­га­че­во Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье про­то­и­е­рея Вя­че­сла­ва Кон­стан­ти­но­ва и его су­пру­ги Еле­ны. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в ду­хов­ном учи­ли­ще, где пре­по­да­ва­те­лем был его отец, а за­тем учил­ся в Вифан­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. Окон­чив ее в 1900 го­ду, он стал учи­те­лем фаб­рич­ной шко­лы в го­ро­де Яхро­ме Мос­ков­ской гу­бер­нии.
В 1906 го­ду Сер­гей Вя­че­сла­во­вич же­нил­ся на де­ви­це Ан­то­нине, до­че­ри диа­ко­на Ва­си­лия Смир­но­ва.

Впо­след­ствии у от­ца Сер­гия и Ан­то­ни­ны Ва­си­льев­ны ро­ди­лось де­сять де­тей, из ко­то­рых трое умер­ли в мла­ден­че­стве.
В 1906 го­ду Сер­гей Вя­че­сла­во­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва в се­ле Вос­кре­сен­ском Мос­ков­ской гу­бер­нии.

https://azbyka.ru/days/sv-sergij-konstantinov


Жития
Писание