⏳ 2022.11.25 (пт)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 24я по Пятидесятнице (глас 6й)
• пятница (воспоминание распятия, однодневный пост)

☀️ неподвижный годовой круг:
25 ноября (12 ноября)
• прор. Ахи́и Силомлянина (960 до РХ)
• прп. Нила Постника (V) 📚
• свт. Иоанна Милостивого, Александрийского (620)
• блж. Иоанна Власатого, Ростовского (1580)
• прп. Нила Мироточивого, Афонского (1651)
• сщмч. Александра (Адрианова) (1918)
• сщмчч. Константина (Успенского), Владимира (Красновского), Александра (Архангельского), Матфея (Алоина), Димитрия (Розанова) (1937)
• иконы Божией Матери «Милостивая»


☦️
Пророк Ахи́я Силомлянин.
Свя­той про­рок Ахия про­ис­хо­дил из го­ро­да Си­ло­ма и жил в цар­ство­ва­ние Со­ло­мо­на и Иеро­воама. При Со­ло­моне он пред­ска­зал Иеро­во­аму раз­де­ле­ние цар­ства Со­ло­мо­но­ва и от­па­де­ние от него де­ся­ти ко­лен, об­ра­зо­вав­ших цар­ство Из­ра­иль­ское. Встре­тив Иеро­воама од­но­го на по­ле, Ахия разо­драл быв­шую на се­бе одеж­ду на две­на­дцать ча­стей и ве­лел взять из них Иеро­во­аму де­сять ча­стей в знак то­го, что Гос­подь Бог Из­ра­илев от­да­ет в его ру­ки де­сять ко­лен, ис­торг­нув цар­ство из ру­ки Со­ло­мо­на, и от­даст ему Из­ра­и­ля, ес­ли он бу­дет хо­дить пу­тя­ми Бо­жи­и­ми. Впо­след­ствии по слу­чаю бо­лез­ни Авии, сы­на Иеро­воамо­ва, Ахия пред­ска­зал жене Иеро­воама ис­треб­ле­ние все­го до­ма Иеро­воама за его нече­стие и рас­се­я­ние из­ра­иль­тян за Ев­фра­том. Про­ро­че­ство Ахии ис­пол­ни­лось, на­чи­ная с немед­лен­ной смер­ти Авии.

При­ме­ча­ния:
Си­лом – го­род в ко­лене Еф­ре­мо­вом, по­чти в са­мой сре­дине Зем­ли Обе­то­ван­ной. Здесь, по пе­ре­хо­де чрез Иор­дан и за­во­е­ва­нии Зем­ли Обе­то­ван­ной, по­став­ле­на бы­ла Ски­ния Мо­и­се­е­ва с ков­че­гом, от­че­го го­род и по­лу­чил свое на­име­но­ва­ние («Си­лом» – мир, по­кой). Го­род этот имел ве­ли­кое зна­че­ние для Из­ра­и­ля, но впо­след­ствии Гос­подь от­ри­нул Свое жи­ли­ще в Си­ло­ме за гре­хи сы­нов Из­ра­и­ля.
Со­ло­мон, сын Да­ви­да от Вир­са­вии, пре­ем­ник его цар­ство­ва­ния, тре­тий царь Из­ра­иль­ский, муд­рей­ший и слав­ней­ший из ца­рей Из­ра­иль­ских, впо­след­ствии омра­чив­ший свое цар­ство­ва­ние па­де­ни­ем и идо­ло­слу­же­ни­ем, за что Бог и ис­торг цар­ство Из­ра­иль­ское из его ро­да, от­дав 10 ко­лен во вла­де­ние Иеро­во­аму, быв­ше­му преж­де ра­бом Со­ло­мо­на, но по­том став­ше­му, по раз­де­ле­нии цар­ства Со­ло­мо­но­ва, пер­вым ца­рем цар­ства Из­ра­иль­ско­го. Де­я­тель­ность прор. Ахии от­но­сит­ся, та­ким об­ра­зом, к 1010–963 г. до Р. Хр.

☦️
Преподобный Нил Постник, Синайский, отшельник.
Свя­той пре­по­доб­ный Нил Пост­ник, уро­же­нец Кон­стан­ти­но­по­ля, жил в IV ве­ке и был уче­ни­ком свя­то­го Иоан­на Зла­то­уста. По­лу­чив пре­крас­ное об­ра­зо­ва­ние, Нил еще мо­ло­дым че­ло­ве­ком был на­зна­чен на важ­ный пост пре­фек­та сто­ли­цы. К это­му вре­ме­ни Нил был же­нат и имел двух де­тей. Блеск при­двор­ной жиз­ни тя­го­тил су­пру­гов. Огром­ное вли­я­ние на их жизнь и их стрем­ле­ния ока­зы­вал свя­той Иоанн Зла­то­уст. Су­пру­ги ре­ши­ли рас­стать­ся и по­свя­тить ­се­бя ино­че­ской жиз­ни. Же­на Ни­ла с до­че­рью уда­ли­лась в один из жен­ских мо­на­сты­рей в Еги­пет, а пре­по­доб­ный Нил с сы­ном Фе­о­ду­лом ушли на Си­най, где по­се­ли­лись в вы­ко­пан­ной сво­и­ми ру­ка­ми пе­ще­ре. Со­рок лет слу­жи­ла эта пе­ще­ра жи­ли­щем пре­по­доб­но­му Ни­лу. По­стом, мо­лит­вой, тру­да­ми стя­жал свя­той вы­со­кое ду­хов­ное со­вер­шен­ство. К нему ста­ли при­хо­дить лю­ди вся­ко­го зва­ния и со­сло­вия – от им­пе­ра­то­ра до зем­ле­дель­ца, и каж­дый у свя­то­го на­хо­дил со­вет и уте­ше­ние. В сво­ем уеди­не­нии пре­по­доб­ный Нил мно­го пи­сал. Из­вест­ны его по­сла­ния, сре­ди ко­то­рых – гнев­ные об­ли­че­ния им­пе­ра­то­ра Ар­ка­дия, из­гнав­ше­го свя­то­го Иоан­на Зла­то­уста. Ши­ро­ко из­вест­ны ас­ке­ти­че­ские тво­ре­ния пре­по­доб­но­го Ни­ла, до­стой­но­го уче­ни­ка Зла­то­уста: они со­вер­шен­ны по фор­ме, глу­бо­ко пра­во­слав­ны, ис­пол­не­ны ис­крен­ним чув­ством и яс­ной мыс­лью.
В пу­стыне пре­по­доб­ный Нил пре­тер­пел мно­го невзгод. Так, са­ра­ци­ны пле­ни­ли сы­на его Фе­о­ду­ла, ко­то­ро­го пред­на­зна­чи­ли в жерт­ву язы­че­ским бо­гам. По мо­лит­вам свя­то­го Гос­подь спас Фе­о­ду­ла, и пре­по­доб­ный на­шел его у епи­ско­па Эмес­ско­го, вы­ку­пив­ше­го мо­ло­до­го че­ло­ве­ка у вар­ва­ров. Этот же епи­скоп ру­ко­по­ло­жил обо­их пу­стын­ни­ков во пре­сви­те­ров. По­сле по­свя­ще­ния они воз­вра­ти­лись на Си­най, где и под­ви­за­лись вме­сте до кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Ни­ла.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/995

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/
• Аскетические наставления преподобного Нила Синайского
• К монаху Агафию
Мысли, которые могут человека отводить от тленного и прилепляют к нетленному
Мысли, отводящие человека от тленного и прилепляющие к нетленному
О восьми духах зла
О восьми лукавых духах
О различных лукавых помыслах
• О том, что пребывающие на безмолвии в пустынях преимуществуют пред живущими в городах, хотя многие из неопытных противного сему мнения
• Подобные предыдущим мысли и увещания, извлеченные из других писаний преп. Нила
Разные главы, или мысли
• Сказания об избиении монахов на горе Синайской и о пленении Феодула, сына Нилова
• Увещание к монахам
Увещательные главы
Письма
• Письма на разные темы
• К досточтимейшей Магне, диакониссе анкирской, слово о нестяжательности
• К Евлогию монаху
• Похвальное слово Алвиану
Слово на евангельское изречение: «Иже имать влагалище, да возмет, такожде и мех: а иже не имать, да продаст ризу свою и купит нож» (Лк. 22:36)
• Слово о молитве
Слово о молитве, 153 главы
• Слово подвижническое
• Собрание сочинений: ТСО (Творения Святых Отцов)

☦️
Святитель Иоа́нн Милостивый, Александрийский, патриарх.
Свя­ти­тель Иоанн Ми­ло­сти­вый, пат­ри­арх Алек­сан­дрий­ский, ро­дил­ся на Ки­п­ре в VI ве­ке в се­мье знат­но­го вель­мо­жи Епи­фа­ния. По во­ле ро­ди­те­лей всту­пил в брак и имел де­тей. Ко­гда же­на и де­ти свя­то­го умер­ли, он стал ино­ком: стро­гим пост­ни­ком, мо­лит­вен­ни­ком и бра­то­люб­цем.
Его ду­хов­ные по­дви­ги стя­жа­ли ему из­вест­ность, и, ко­гда ов­до­ве­ла пат­ри­ар­шая ка­фед­ра в Алек­сан­дрии, им­пе­ра­тор Ирак­лий и все ду­хо­вен­ство упро­си­ли свя­то­го Иоан­на за­нять пат­ри­ар­ший пре­стол.
Свя­ти­тель до­стой­но нес ар­хи­пас­тыр­ское слу­же­ние, за­бо­тясь о нрав­ствен­ном и дог­ма­ти­че­ском вос­пи­та­нии па­со­мых. Во вре­мя сво­е­го пат­ри­ар­ше­ства он об­ли­чил и из­гнал из Алек­сан­дрии ересь мо­но­фе­ли­та-ан­тио­хий­ца Фул­ло­на.
Но глав­ным сво­им де­лом свя­ти­тель счи­тал ми­ло­сты­ню и бла­го­де­я­ния всем нуж­да­ю­щим­ся. В на­ча­ле сво­е­го пат­ри­ар­ше­го слу­же­ния он при­ка­зал учесть ни­щих и убо­гих в Алек­сан­дрии, ко­то­рых ока­за­лось свы­ше се­ми ты­сяч че­ло­век. Всем этим несчаст­ным свя­ти­тель да­вал еже­днев­ное бес­плат­ное про­пи­та­ние. Два ра­за в неде­лю, в сре­ду и пят­ни­цу, он вы­хо­дил к две­рям пат­ри­ар­ше­го со­бо­ра и, си­дя на па­пер­ти, при­ни­мал всех нуж­да­ю­щих­ся: раз­би­рал рас­при, по­мо­гал оби­жен­ным, раз­да­вал ми­ло­сты­ню. Три ра­за в неде­лю он по­се­щал боль­ни­цы, ока­зы­вая по­мощь стра­даль­цам. В это вре­мя им­пе­ра­тор Ирак­лий вел тя­же­лую вой­ну с пер­сид­ским ца­рем Хоз­ро­ем II. Пер­сы раз­гра­би­ли и со­жгли Иеру­са­лим, за­хва­тив мно­же­ство плен­ных. Свя­той пат­ри­арх Иоанн вы­де­лил боль­шую часть цер­ков­ной каз­ны для их вы­ку­па.
Свя­ти­тель ни­ко­гда не от­ка­зы­вал про­ся­щим. Од­на­жды по до­ро­ге в боль­ни­цу он встре­тил ни­ще­го и ве­лел дать ему 6 среб­ре­ни­ков. Ни­щий, пе­ре­ме­нив одеж­ду, обо­гнал пат­ри­ар­ха и сно­ва стал про­сить ми­ло­сты­ню. Иоанн сно­ва дал ему 6 среб­ре­ни­ков. Ко­гда же ни­щий в тре­тий раз по­про­сил по­да­я­ния и слу­ги ста­ли гнать на­зой­ли­во­го про­си­те­ля, пат­ри­арх при­ка­зал дать ему 12 среб­ре­ни­ков, ска­зав: «Не Хри­стос ли ис­ку­ша­ет ме­ня?» Два ра­за свя­ти­тель да­вал день­ги куп­цу, тер­пев­ше­му ко­раб­ле­кру­ше­ния, а на тре­тий раз дал ему при­над­ле­жав­ший пат­ри­ар­хии ко­рабль, на­пол­нен­ный пше­ни­цей, на ко­то­ром ку­пец со­вер­шил бла­го­по­луч­ное пу­те­ше­ствие и воз­вра­тил долг.
Свя­той Иоанн Ми­ло­сти­вый был из­ве­стен сво­им крот­ким от­но­ше­ни­ем к лю­дям. Од­на­жды свя­ти­тель вы­нуж­ден был за ка­кую-то про­вин­ность от­лу­чить от Церк­ви од­но­го кли­ри­ка. Про­ви­нив­ший­ся озло­бил­ся на пат­ри­ар­ха. Свя­ти­тель хо­тел при­звать его для бе­се­ды и за­был об этом. Во вре­мя со­вер­ше­ния Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии свя­той вспом­нил сло­ва Еван­ге­лия: ко­гда при­но­сишь свой дар на ал­тарь и вспом­нишь, что брат твой име­ет что-ли­бо про­тив те­бя, – оставь дар свой и преж­де по­ми­рись с бра­том тво­им (Мф.5,23-24). Свя­ти­тель вы­шел из ал­та­ря, при­звал к се­бе про­ви­нив­ше­го­ся кли­ри­ка и, пав пе­ред ним на ко­ле­ни, все­на­род­но про­сил про­ще­ния. По­тря­сен­ный кли­рик рас­ка­ял­ся в со­де­ян­ном и впо­след­ствии стал бла­го­че­сти­вым свя­щен­ни­ком.
Один го­ро­жа­нин оскор­бил Ге­ор­гия, пле­мян­ни­ка пат­ри­ар­ха. Ге­ор­гий про­сил свя­то­го ото­мстить обид­чи­ку. Свя­ти­тель обе­щал так воз­дать оскор­би­те­лю, что уди­вит­ся вся Алек­сан­дрия. Это успо­ко­и­ло Ге­ор­гия, и свя­той Иоанн стал по­учать его, го­во­ря о необ­хо­ди­мо­сти кро­то­сти и сми­ре­ния, а за­тем, при­звав оскор­би­те­ля, объ­явил, что осво­бож­да­ет его от упла­ты цер­ков­ной да­ни за зем­лю. Алек­сан­дрия дей­стви­тель­но бы­ла удив­ле­на та­кой «ме­стью», а Ге­ор­гий по­нял урок сво­е­го дя­ди.
Свя­той Иоанн, стро­гий ас­кет и мо­лит­вен­ник, все­гда имел в ду­ше па­мять смерт­ную. Он за­ка­зал для се­бя гроб, но не ве­лел ма­сте­рам до­де­лы­вать его до кон­ца, ука­зав каж­дый празд­нич­ный день при­хо­дить к нему и спра­ши­вать, не по­ра ли за­вер­шить ра­бо­ту.
Неза­дол­го до кон­чи­ны свя­той Иоанн вы­нуж­ден был по бо­лез­ни оста­вить свою ка­фед­ру и уда­лить­ся на о. Кипр. Во вре­мя пу­ти на ко­раб­ле боль­но­му свя­ти­те­лю бы­ло зна­ме­ние: в сон­ном ви­де­нии ему явил­ся све­то­зар­ный муж и ска­зал: «Царь ца­рей зо­вет те­бя к Се­бе». Это ви­де­ние пред­воз­ве­сти­ло ско­рую кон­чи­ну пат­ри­ар­ха. При­быв на Кипр, в род­ной го­род Ама­фунт, свя­ти­тель с ми­ром ото­шел ко Гос­по­ду (616–620).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/994

☦️
Блаженный Иоа́нн Власатый, Милостивый, Ростовский, Христа ради юродивый.
Про­ис­хож­де­ние и ро­ди­на его неиз­вест­ны. Под­ви­зал­ся в го­ро­де Ро­сто­ве в цар­ство­ва­ние Ива­на Гроз­но­го (1547–1584 гг.) в по­дви­ге юрод­ства, тер­пя нуж­ды и скор­би и не имея по­сто­ян­но­го при­ста­ни­ща. Жи­вя в сми­ре­нии, тер­пе­нии и непре­стан­ной мо­лит­ве, он ду­хов­но окорм­лял мно­гих, в том чис­ле и бла­жен­но­го Ири­нар­ха, за­твор­ни­ка Ро­стов­ско­го († 1616 г.; па­мять 13/26 ян­ва­ря). Бла­жен­ный все­гда но­сил с со­бой и чи­тал Псал­тирь.
Скон­чал­ся в глу­бо­кой ста­ро­сти 3 сен­тяб­ря 1580 г. Был по­гре­бен, по за­ве­ща­нию, воз­ле церк­ви свя­то­го Вла­сия, за ал­та­рем. Он имел «вла­сы на гла­ве ве­ли­ки», по­то­му и на­зы­вал­ся Вла­са­тым. На­име­но­ва­ние Ми­ло­сти­вый бла­жен­ный Иоанн по­лу­чил за мно­гие ис­це­ле­ния, со­вер­шив­ши­е­ся при его гроб­ни­це, а так­же в па­мять св. пат­ри­ар­ха Алек­сан­дрий­ско­го Иоан­на Ми­ло­сти­во­го (VII в.; па­мять 12/25 но­яб­ря), имя ко­то­ро­го он но­сил.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/997

☦️
Преподобный Нил Мироточивый, Афонский.
Пре­по­доб­ный Нил Ми­ро­то­чи­вый ро­дил­ся в Гре­ции, в се­ле­нии, но­ся­щем имя свя­то­го Пет­ра, За­ко­ний­ской епар­хии. Вос­пи­ты­вал­ся сво­им дя­дей, иеро­мо­на­хом Ма­ка­ри­ем. До­стиг­нув по­ло­жен­но­го воз­рас­та, пре­по­доб­ный при­нял мо­на­ше­ское по­стри­же­ние и был удо­сто­ен ру­ко­по­ло­же­ния в иеро­ди­а­ко­на, а по­том и во иеро­мо­на­ха. Же­ла­ние боль­ших по­дви­гов в ино­че­ском де­ла­нии при­ве­ло бла­жен­но­го дя­дю и пре­по­доб­но­го пле­мян­ни­ка на Афон, где Ма­ка­рий и Нил под­ви­за­лись на ме­сте, на­зы­ва­е­мом Свя­тые Кам­ни. По пре­став­ле­нии бла­жен­но­го Ма­ка­рия пре­по­доб­ный, под­ни­ма­ясь на бо­лее вы­со­кие ду­хов­ные по­дви­ги, по­се­лил­ся на ме­сте, непри­ступ­ном по­чти ни для ка­ко­го жи­во­го су­ще­ства. По от­ше­ствии к Гос­по­ду пре­по­доб­ный был про­слав­лен обиль­ным ис­те­че­ни­ем це­ли­тель­но­го ми­ра, за ко­то­рым при­ез­жа­ли хри­сти­ане из са­мых от­да­лен­ных стран Во­сто­ка.

Примечание:
Существует книга «Посмертные вещания прп. Нила Мироточивого». В книге описаны чудесные события на Святой Горе с 1813 по 1819 годы, записанные со слов афонского инока Феофана. Иноку, по его словам, являлся преподобный Нил Мироточивый, назидая и обличая в его лице грехи святогорцев.
И, например, по словам митр. Илариона (Алфеева): “Надо отметить, что «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого» относятся скорее к апокрифам, чем к святоотеческой литературе. Кроме того, русскому читателю они известны в очень тенденциозном и неаккуратном переводе”.

☦️
Священномученик Алекса́ндр Адрианов, пресвитер.
Свя­щен­ник Алек­сандр Адри­а­нов, на­сто­я­тель Трех­свя­ти­тель­ско­го хра­ма Нижне-Ту­рин­ско­го за­во­да Ека­те­рин­бург­ской епар­хии, был рев­ност­ным и до­стой­ным пас­ты­рем, ко­то­рый мно­го по­тру­дил­ся как за­ко­но­учи­тель, хра­мо­зда­тель, член раз­лич­ных ко­ми­те­тов и об­ществ. Вся его жизнь бы­ла на­пол­не­на слу­же­ни­ем сво­ей пастве, де­я­тель­ной лю­бо­вью к ближ­ним.
Осе­нью 1918 го­да на Сред­нем Ура­ле шли ак­тив­ные бои меж­ду Бе­лой и Крас­ной ар­ми­я­ми. Нижне-Ту­рин­ский за­вод и его окрест­но­сти на­хо­дил­ся под вла­стью боль­ше­ви­ков, ко­то­рые же­сто­ко об­ра­ща­лись с мест­ным на­се­ле­ни­ем, в том чис­ле и со свя­щен­ни­ка­ми. В свя­зи с убий­ства­ми несколь­ких свя­щен­но­слу­жи­те­лей боль­шин­ство остав­ших­ся по­ки­ну­ли ме­ста сво­е­го слу­же­ния. Един­ствен­ный, кто про­дол­жал слу­же­ние на сво­ем при­хо­де, со­вер­шая все по­ло­жен­ные бо­го­слу­же­ния и про­по­ве­дуя, был отец Алек­сандр Адри­а­нов.
8/21 но­яб­ря отец Алек­сандр был аре­сто­ван пря­мо в хра­ме во вре­мя празд­нич­но­го бо­го­слу­же­ния и уве­зен на стан­цию Выя, ко­то­рая на­хо­ди­лась неда­ле­ко от Нижне-Ту­рин­ско­го за­во­да.
12/25 но­яб­ря отец Алек­сандр был рас­стре­лян. По сви­де­тель­ству Ши­пи­цы­на, быв­ше­го крас­но­ар­мей­ца, участ­ни­ка рас­стре­ла, «ко­гда Ту­рин­ско­го по­па Адри­а­но­ва ве­ли на рас­стрел, он твер­дил «Гос­по­ди по­ми­луй, Гос­по­ди по­ми­луй ме­ня, греш­но­го!», негром­ко так, по­лу­ше­по­том». Те­ло от­ца Алек­сандра бы­ло най­де­но через пять дней, слег­ка при­сы­пан­ное сне­гом, со скре­щен­ны­ми на гру­ди ру­ка­ми.

☦️
Священномученик Константин Успенский (пресвитер) и мученик Борис Успенский.
Свя­щен­но­му­че­ник Кон­стан­тин ро­дил­ся 9 ап­ре­ля 1872 го­да в се­ле Алек­се­ев­ском Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ва­си­лия Успен­ско­го. В 1892 го­ду Кон­стан­тин Ва­си­лье­вич окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был на­зна­чен учи­те­лем Ни­ко­ло-Бо­го­яв­лен­ско­го учи­ли­ща. Вско­ре он же­нил­ся на де­ви­це Анне, до­че­ри свя­щен­ни­ка Ни­коль­ской церк­ви в се­ле Ва­сю­ти­но на Мху Бо­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии Пет­ра Де­ли­цы­на. В 1895 го­ду отец Петр был по про­ше­нию уво­лен за штат и на его ме­сто по ру­ко­по­ло­же­нии в сан свя­щен­ни­ка был на­зна­чен отец Кон­стан­тин. По пре­да­нию, храм на этом ме­сте был ос­но­ван пре­по­доб­ным Сер­ги­ем Ра­до­неж­ским, ко­гда он ис­кал уеди­нен­ное ме­сто для мо­лит­вы. Совре­мен­ное зда­ние хра­ма бы­ло воз­ве­де­но в 1787 го­ду вме­сто древ­не­го де­ре­вян­но­го.
Отец Кон­стан­тин был на­зна­чен за­ко­но­учи­те­лем Ва­сю­тин­ско­го при­ход­ско­го зем­ско­го учи­ли­ща, а с 1902 го­да – за­ве­ду­ю­щим и за­ко­но­учи­те­лем при­ход­ской шко­лы гра­мо­ты в де­ревне Даль­ней.
За усерд­ное и без­упреч­ное слу­же­ние отец Кон­стан­тин был на­граж­ден в 1901 го­ду на­бед­рен­ни­ком, в 1906-м – фио­ле­то­вой ску­фьей, в 1913-м – ка­ми­лав­кой, в 1921-м – зо­ло­тым на­перс­ным кре­стом. В 1925 го­ду отец Кон­стан­тин был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея, в 1929-м – на­граж­ден па­ли­цей, в 1932-м – кре­стом с укра­ше­ни­я­ми.
Бо­лее со­ро­ка лет про­слу­жил отец Кон­стан­тин в Ни­коль­ской церк­ви, явив се­бя доб­рым пас­ты­рем вве­рен­ных ему Гос­по­дом сло­вес­ных овец. Мест­ные кре­стьяне жи­ли небо­га­то, на­при­мер, фрук­то­вых са­дов не бы­ло в то вре­мя ни у ко­го. Отец Кон­стан­тин на­са­дил у сво­е­го до­ма яб­ло­не­вый сад, и в празд­ник Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня спе­лые пло­ды из это­го са­да в боль­ших кор­зи­нах при­но­си­лись в храм и по­сле освя­ще­ния раз­да­ва­лись при­хо­жа­нам. Яб­ло­ки из ба­тюш­ки­но­го са­да бы­ли лю­би­мым ла­ком­ством сель­ской де­тво­ры.
Ко­гда на­ча­лись го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, они кос­ну­лись и Ни­коль­ско­го при­хо­да. В на­ча­ле трид­ца­тых го­дов в се­ле Ва­сю­ти­но был ор­га­ни­зо­ван кол­хоз име­ни Седь­мо­го съез­да со­ве­тов. Мест­ная шко­ла, где неко­гда отец Кон­стан­тин пре­по­да­вал За­кон Бо­жий, ста­ла ме­стом про­ве­де­ния со­бра­ния без­бож­ни­ков. В де­каб­ре 1935 го­да за­ве­ду­ю­щая ва­сю­тин­ской шко­лой ор­га­ни­зо­ва­ла в ней чте­ние до­кла­да на ан­ти­ре­ли­ги­оз­ную те­му. Вре­мя до­кла­да сов­па­ло со вре­ме­нем бо­го­слу­же­ния, и по­чти весь на­род по­шел в храм мо­лить­ся.
В июле 1936 го­да по при­гла­ше­нию при­хо­жан де­рев­ни Алек­се­е­во отец Кон­стан­тин слу­жил в до­мах кре­стьян мо­леб­ны о нис­по­сла­нии до­ждя, но из од­но­го до­ма был си­лою из­гнан мест­ным без­бож­ни­ком.
В 1936 го­ду в Ва­сю­тине был за­пре­щен ко­ло­коль­ный звон и без­бож­ни­ки ста­ли сни­мать ко­ло­ко­ла. На­шлись мо­ло­дые лю­ди из мест­ных, ко­то­рые не по­бо­я­лись ко­щун­ство­вать, и ко­ло­ко­ла бы­ли сбро­ше­ны. Но вслед за этим в се­ле на­чал­ся силь­ный по­жар, от ко­то­ро­го до­тла вы­го­ре­ло два­дцать че­ты­ре до­ма. Пла­мя до­шло до церк­ви. Отец Кон­стан­тин вы­шел на крыль­цо хра­ма с ико­ной, и огонь по мо­лит­вам свя­щен­ни­ка пре­кра­тил­ся у са­мой огра­ды.
По­сле то­го как ру­ко­вод­ство стра­ны ле­том 1937 го­да при­ня­ло ре­ше­ние о мас­со­вых аре­стах и рас­стре­лах свя­щен­но­цер­ков­но­слу­жи­те­лей и за­кры­тии хра­мов, со­труд­ни­ки НКВД ста­ли при­нуж­дать неко­то­рых жи­те­лей се­ла к лже­сви­де­тель­ству для по­сле­ду­ю­ще­го аре­ста свя­щен­ни­ка.
4 ок­тяб­ря 1937 го­да бы­ла до­про­ше­на за­ве­ду­ю­щая ва­сю­тин­ской шко­лой, ко­то­рая на во­прос сле­до­ва­те­ля, что она зна­ет об ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти свя­щен­ни­ка Кон­стан­ти­на Успен­ско­го и жи­ву­ще­го с ним его сы­на Бо­ри­са, от­ве­ти­ла, что все­гда, ко­гда в се­ле про­во­дит­ся ан­ти­ре­ли­ги­оз­ная ра­бо­та сре­ди на­се­ле­ния, Успен­ские ста­ра­ют­ся на это вре­мя на­зна­чить служ­бу в церк­ви и этим от­вле­ка­ют на­род от ан­ти­ре­ли­ги­оз­ных лек­ций и до­кла­дов. На­при­мер, на Рож­де­ство 1935 го­да про­во­дил­ся до­клад на ан­ти­ре­ли­ги­оз­ную те­му, а Успен­ские ор­га­ни­зо­ва­ли бо­го­слу­же­ние, в ре­зуль­та­те че­го на лек­цию при­шло все­го во­семь че­ло­век, осталь­ные по­шли в цер­ковь.
6 но­яб­ря 1937 го­да про­то­и­е­рей Кон­стан­тин и его сын Бо­рис бы­ли аре­сто­ва­ны и за­клю­че­ны в тюрь­му в го­ро­де Но­гин­ске.
– В ав­гу­сте 1937 го­да во вре­мя служ­бы в церк­ви вы раз­да­ва­ли яб­ло­ки ве­ру­ю­щим? – спро­сил сле­до­ва­тель от­ца Кон­стан­ти­на.
– Да, – от­ве­тил свя­щен­ник, – в ав­гу­сте я раз­да­вал в церк­ви яб­ло­ки ве­ру­ю­щим.
– С ка­кой це­лью бы­ла ор­га­ни­зо­ва­на раз­да­ча ве­ру­ю­щим яб­лок?
– В этот день был празд­ник Пре­об­ра­же­ния. По на­ше­му цер­ков­но­му уста­ву в этот день по­ла­га­ет­ся освя­щать в хра­ме яб­ло­ки и раз­да­вать их ве­ру­ю­щим.
– Что вы го­во­ри­ли ве­ру­ю­щим, раз­да­вая яб­ло­ки?
– Яб­ло­ки я раз­да­вал мол­ча и ни­че­го не го­во­рил.
– Раз­да­вая яб­ло­ки ве­ру­ю­щим, вы до­пу­сти­ли ан­ти­со­вет­ские вы­ска­зы­ва­ния, за­яв­ляя, что кол­хоз­ные яб­ло­ки – от са­та­ны. Вы это при­зна­е­те?
– Это­го я не го­во­рил. Я утвер­ждаю, что при раз­да­че яб­лок я ни­че­го не го­во­рил, а раз­да­вал их мол­ча.
– В сен­тяб­ре 1937 го­да вы, со­брав око­ло церк­ви кол­хоз­ни­ков, го­во­ри­ли им, что на ра­бо­ту в кол­хоз вы­хо­дить не на­до, мо­ти­ви­руя это тем, что это не де­ло ве­ру­ю­щих. Вы это под­твер­жда­е­те?
– Нет, я это не под­твер­ждаю. Ни­ко­гда ни­че­го по­доб­но­го я ни­ко­му не го­во­рил.
– Вы убеж­да­ли кол­хоз­ни­ков, что ес­ли они не бу­дут по­се­щать цер­ковь, то не бу­дет уро­жая. Это вы при­зна­е­те?
– Воз­мож­но, я так и го­во­рил, но сей­час я это­го не пом­ню.
– Вы кол­хоз­ни­кам го­во­ри­ли, что ес­ли они в празд­нич­ные дни бу­дут ра­бо­тать в кол­хо­зе, то уро­жая не бу­дет. Это вер­но?
– Нет, я кол­хоз­ни­кам это­го ни­ко­гда не го­во­рил.
И да­лее сле­до­ва­тель до­пра­ши­вал свя­щен­ни­ка по каж­до­му пунк­ту об­ви­не­ний, воз­во­ди­мых на него лже­сви­де­те­ля­ми, но отец Кон­стан­тин все об­ви­не­ния от­верг. Не при­знал се­бя ви­нов­ным и аре­сто­ван­ный вме­сте с ним его сын Бо­рис.
Бо­рис Кон­стан­ти­но­вич Успен­ский ро­дил­ся 24 июля 1895 го­да в се­ле Ка­ра­ва­е­во Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии. Он был стар­шим, в се­мье кро­ме него бы­ло пя­те­ро де­тей. Бо­рис окон­чил Ду­хов­ную се­ми­на­рию, а по­сколь­ку в это вре­мя на­ча­лась Пер­вая ми­ро­вая вой­на, об­ра­щен­ная за­тем боль­ше­ви­ка­ми в вой­ну граж­дан­скую, он был мо­би­ли­зо­ван в Крас­ную ар­мию, где слу­жил пи­са­рем. По­сле де­мо­би­ли­за­ции ра­бо­тал сче­то­во­дом, по­след­ние го­ды жил вме­сте с от­цом. Лже­сви­де­те­ли по­ка­за­ли, буд­то Бо­рис Кон­стан­ти­но­вич го­во­рил, что «во вре­мя бо­го­слу­же­ния грех ра­бо­тать, а нуж­но ид­ти в цер­ковь и мо­лить­ся Бо­гу, Гос­подь по­шлет хо­ро­ший уро­жай».
12 но­яб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла про­то­и­е­рея Кон­стан­ти­на к рас­стре­лу, а его сы­на Бо­ри­са – к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Про­то­и­е­рей Кон­стан­тин Успен­ский был рас­стре­лян 25 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой. Бо­рис Кон­стан­ти­но­вич Успен­ский умер в Си­б­ла­ге, в Ке­ме­ров­ской об­ла­сти, 15 де­каб­ря 1942 го­да.

☦️
Священномученик Влади́мир Красновский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир ро­дил­ся 5 июля 1889 го­да в се­ле Из­май­ло­во под Моск­вой в се­мье пса­лом­щи­ка Пла­то­на Крас­нов­ско­го; мать его бы­ла при хра­ме про­свир­ней. Отец умер еще до на­ступ­ле­ния го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, мать – в 1918 го­ду. Вла­ди­мир окон­чил Пе­ре­р­вин­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще, неко­то­рое вре­мя слу­жил пса­лом­щи­ком, как его отец. В 1923 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен епи­ско­пом Клин­ским, ви­ка­ри­ем Мос­ков­ской епар­хии, Гав­ри­и­лом (Крас­нов­ским) в сан диа­ко­на и стал слу­жить в церк­ви ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Всех скор­бя­щих Ра­дость» в се­ле Ас­са­у­ро­во Дмит­ров­ско­го рай­о­на.
В 1925 го­ду осво­бо­ди­лось ме­сто свя­щен­ни­ка в Свя­то-Ду­хов­ском хра­ме в се­ле Дуб­ров­ки, и со­бра­ние при­хо­жан еди­но­глас­но по­ста­но­ви­ло: про­сить епи­ско­па Дмит­ров­ско­го Се­ра­фи­ма (Звез­дин­ско­го) ру­ко­по­ло­жить диа­ко­на Вла­ди­ми­ра в сан свя­щен­ни­ка для слу­же­ния в их хра­ме. Прось­ба бы­ла то­гда же ис­пол­не­на. В 1930 го­ду храм был вла­стя­ми за­крыт, и в 1931 го­ду отец Вла­ди­мир был на­зна­чен слу­жить в храм в се­ле Лег­чи­ще­во Ло­пас­нен­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти.
11 но­яб­ря 1937 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ка, и он был за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Сер­пу­хо­ве. Ос­но­ва­ни­ем для аре­ста по­слу­жи­ли по­ка­за­ния «двух сви­де­те­лей на неглас­ном до­про­се», как го­во­рит­ся об этом в до­ку­мен­те след­ствия. В тот же день свя­щен­ник был до­про­шен, и ему бы­ли за­да­ны во­про­сы в со­от­вет­ствии с по­ка­за­ни­я­ми этих сви­де­те­лей.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми о том, что вы сре­ди окру­жа­ю­ще­го вас на­се­ле­ния, кол­хоз­ни­ков, ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, на­прав­лен­ную про­тив су­ще­ству­ю­ще­го строя и про­во­ди­мых ме­ро­при­я­тий. При­зна­е­те ли вы это? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти я не вел, так как я в по­ли­ти­ке этой не мо­гу разо­брать­ся, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– След­ствию из­вест­но о том, что вы си­сте­ма­ти­че­ски ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию при ис­пол­не­нии сво­их слу­жеб­ных обя­зан­но­стей, на­при­мер при по­хо­ро­нах и то­му по­доб­ном. При­зна­е­те ли вы это?
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ци­ей я ни­ко­гда не за­ни­мал­ся, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– В де­ревне Пи­ка­ло­во во вре­мя обе­да по­сле по­хо­рон вы ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию сре­ди кол­хоз­ни­ков, рас­про­стра­няя гнус­ную кле­ве­ту по адре­су ру­ко­вод­ства со­вет­ской вла­сти. При­зна­е­те ли вы это?
– Нет, это­го ни­ко­гда не бы­ло.
Да­лее сле­до­ва­тель стал ци­ти­ро­вать по­ка­за­ния тех, кто ого­во­рил свя­щен­ни­ка, но и здесь отец Вла­ди­мир от­верг их как лож­ные.
– Это­го я ни­ко­гда и ни­где не го­во­рил, все это на ме­ня по­ка­за­но лож­но, – ска­зал он.
– Еще раз след­ствие тре­бу­ет от вас прав­ди­вых по­ка­за­ний, до­воль­но вам да­вать лжи­вые по­ка­за­ния! – по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель от свя­щен­ни­ка.
Но отец Вла­ди­мир на это от­ве­тил:
– Чест­ное сло­во, я ни­где ни­ко­му не го­во­рил о том, что кон­сти­ту­ция вы­зы­ва­ет мно­го во­про­сов; я ее чи­тал и с ней был со­гла­сен.
– При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном вам об­ви­не­нии? – спро­сил сле­до­ва­тель на­по­сле­док.
И отец Вла­ди­мир ска­зал:
– Ви­нов­ным се­бя в предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии не при­знаю, так как я это­го ни­где и ни­ко­гда не го­во­рил.
17 но­яб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Вла­ди­ми­ра к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Вла­ди­мир Крас­нов­ский был рас­стре­лян 25 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Священномученик Алекса́ндр Архангельский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 29 июля 1891 го­да в се­ле Ры­ко­ва Сло­бо­да Ря­зан­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ива­на Ар­хан­гель­ско­го. В 1916 го­ду Алек­сандр по­сту­пил в Ду­хов­ную се­ми­на­рию, но окон­чить ее не успел, так как на­ча­лась ре­во­лю­ция. В 1917 го­ду он по­сту­пил учить­ся на пас­тыр­ские кур­сы, по окон­ча­нии ко­то­рых стал слу­жить пса­лом­щи­ком. В 1921 го­ду Алек­сандр Ива­но­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на и за­тем свя­щен­ни­ка и слу­жил в хра­ме в се­ле Паш­не­во Оре­хо­во-Зу­ев­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти.
Во вре­мя го­не­ний 1937 го­да вла­сти при­ня­ли ре­ше­ние аре­сто­вать свя­щен­ни­ка. 7 ок­тяб­ря был до­про­шен один из лже­сви­де­те­лей, Петр Су­хов, ко­то­рый ска­зал: «В сен­тяб­ре 1937 го­да во вре­мя по­хо­рон сво­ей же­ны, на ко­то­рых при­сут­ство­ва­ло бо­лее пя­ти­де­ся­ти че­ло­век кол­хоз­ни­ков из со­сед­них де­ре­вень, Ар­хан­гель­ский за­явил: “Ес­ли по­смот­реть Но­вый и Вет­хий За­вет и как языч­ни­ки устра­и­ва­ли го­не­ния на хри­сти­ан и срав­нить это с на­сто­я­щим мо­мен­том при со­вет­ской вла­сти, ко­гда Цер­ковь как буд­то от­де­ле­на от го­су­дар­ства и ве­ра каж­до­го граж­да­ни­на лю­бой на­цио­наль­но­сти как буд­то долж­на быть сво­бод­ной, но ес­ли разо­брать­ся в этом де­ле, то вид­но, что есть го­не­ния на ре­ли­гию. Ком­му­ни­сты де­ла­ют пе­ре­пись на­се­ле­ния, де­ля его на ве­ру­ю­щих и неве­ру­ю­щих, и этим са­мым хо­тят за­пу­гать, чтобы лю­ди на­силь­но от­ре­ка­лись. Ком­му­ни­сты хо­тят за­крыть церк­ви, об­ла­гая на­ло­га­ми свя­щен­ни­ков и са­му Пра­во­слав­ную Цер­ковь, сни­ма­ют ко­ло­ко­ла. Пусть, хо­тя и устра­и­ва­ют го­не­ния на Цер­ковь ком­му­ни­сты, но ре­ли­гия бу­дет су­ще­ство­вать; ра­но или позд­но, но при­дет ко­нец этой вла­сти”».
11 но­яб­ря 1937 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли от­ца Алек­сандра и за­клю­чи­ли его в Та­ган­скую тюрь­му в Москве.
Об­ви­ня­е­мый Ар­хан­гель­ский, след­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы, про­жи­вая в се­ле Паш­не­во, про­во­ди­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию в контр­ре­во­лю­ци­он­ном ду­хе. Под­твер­жда­е­те ли вы это?
– Я это от­ри­цаю, так как ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я не про­во­дил.
Да­лее сле­до­ва­тель про­дол­жал спра­ши­вать, при­нуж­дая свя­щен­ни­ка, чтобы он со­гла­сил­ся с предъ­яв­ля­е­мы­ми ему об­ви­не­ни­я­ми и под­твер­дил по­ка­за­ния лже­сви­де­те­лей, но как са­ми об­ви­не­ния, так и по­ка­за­ния лже­сви­де­те­лей отец Алек­сандр ка­те­го­ри­че­ски от­верг.
21 но­яб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Алек­сандра к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Алек­сандр Ар­хан­гель­ский был рас­стре­лян 25 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Священномученик Матфе́й Алоин, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Мат­фей ро­дил­ся 1 ав­гу­ста 1879 го­да в се­ле Стень­ки­но неда­ле­ко от Ря­за­ни в се­мье свя­щен­ни­ка Алек­сандра Ало­и­на.
По­сле окон­ча­ния Ря­зан­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии Мат­фей Алек­сан­дро­вич был ру­ко­по­ло­жен в 1899 го­ду в сан диа­ко­на, а в 1909 го­ду в сан свя­щен­ни­ка. В 1929 го­ду отец Мат­фей был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
Отец Мат­фей по­сле­до­ва­тель­но слу­жил в раз­лич­ных епар­хи­ях: сна­ча­ла в Чер­ни­гов­ской в се­ле Лы­сые, а за­тем пе­ре­вел­ся в Ря­зан­скую епар­хию, где слу­жил в се­лах Ха­вер­то­во и По­ля­ны.
По­след­ние го­ды жиз­ни отец Мат­фей слу­жил в хра­мах Ко­ло­мен­ско­го рай­о­на Под­мос­ко­вья: в Ни­коль­ской церк­ви в се­ле По­гост Стар­ки, а в 1936 го­ду, неза­дол­го до му­че­ни­че­ской кон­чи­ны, его пе­ре­ве­ли в Успен­ский храм в се­ле Мяч­ко­во.
В 1937 го­ду со­вет­ская власть ре­ши­ла Успен­ский храм в се­ле Мяч­ко­во за­крыть и пе­ре­де­лать в зер­но­хра­ни­ли­ще. Для это­го бы­ло про­ве­де­но со­бра­ние граж­дан, ко­то­рые, как пла­ни­ро­ва­ли без­бож­ни­ки, долж­ны бы­ли вы­ска­зать­ся за ско­рей­шее за­кры­тие церк­ви. Од­на­ко ве­ру­ю­щие, при­шед­шие на со­бра­ние, су­ме­ли от­сто­ять храм от за­кры­тия.
Ле­том 1937 го­да без­бож­ни­ки на­ча­ли бес­по­щад­ное го­не­ние на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. В ок­тяб­ре 1937 го­да со­труд­ни­ки Ко­ло­мен­ско­го рай­он­но­го от­де­ле­ния НКВД ре­ши­ли аре­сто­вать от­ца Мат­фея. Для да­чи по­ка­за­ний бы­ло вы­зва­но несколь­ко че­ло­век, жи­те­лей се­ла Мяч­ко­во, ко­то­рые под­пи­са­ли необ­хо­ди­мые по­ка­за­ния. Как до­ка­за­тель­ство ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти свя­щен­ни­ка они при­ве­ли фак­ты, что отец Мат­фей вы­сту­пал про­тив за­кры­тия хра­мов, про­тив вос­пи­та­ния мо­ло­де­жи в ате­и­сти­че­ском ду­хе, о чем ча­сто бе­се­до­вал с ве­ру­ю­щи­ми в хра­ме и на ули­це, а так­же хо­ро­шо от­но­сил­ся к тем, ко­го со­вет­ская власть счи­та­ла ку­ла­ка­ми.
31 ок­тяб­ря 1937 го­да про­то­и­е­рей Мат­фей Ало­ин был аре­сто­ван со­труд­ни­ка­ми НКВД и за­клю­чен в Ко­ло­мен­скую тюрь­му.
– Вы аре­сто­ва­ны за про­ве­де­ние ак­тив­ной ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти, тре­бую дать по­ка­за­ния, – по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель.
– Ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти я не вел.
– След­ствие име­ет дан­ные, что вы яв­ля­е­тесь участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской груп­пы и участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной ку­лац­кой груп­пы в се­ле Мяч­ко­во. Тре­бую дать прав­ди­вые по­ка­за­ния.
– Я участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской груп­пы и участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной ку­лац­кой груп­пы в се­ле Мяч­ко­во не яв­лял­ся и о су­ще­ство­ва­нии их ни­че­го не знал.
Сле­до­ва­тель за­чи­тал все по­ка­за­ния лже­сви­де­те­лей.
– Еще раз тре­бую в по­след­ний раз чи­сто­сер­деч­ных по­ка­за­ний, – ска­зал сле­до­ва­тель.
– Я по­ка­за­ния сви­де­те­лей от­ри­цаю, ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции и де­я­тель­но­сти я не вел.
Вско­ре отец Мат­фей был пе­ре­ве­ден в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. Здесь свя­щен­ни­ка 13 но­яб­ря до­про­си­ли еще раз.
– Вы об­ви­ня­е­тесь в том, что ве­ли ак­тив­ную контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию. При­зна­е­те се­бя ви­нов­ным?
– Нет, ви­нов­ным се­бя не при­знаю.
– Под­твер­жда­е­те свои преды­ду­щие по­ка­за­ния по дан­но­му де­лу?
– Да, под­твер­ждаю.
– С ка­ко­го вре­ме­ни вы яв­ля­е­тесь слу­жи­те­лем ре­ли­ги­оз­но­го куль­та?
– С 1899 го­да по 1909 год диа­кон, по­сле все вре­мя свя­щен­ник.
До­про­сы на этом за­кон­чи­лись. На сле­ду­ю­щий день – 14 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Мат­фея к рас­стре­лу.
Про­то­и­е­рей Мат­фей Ало­ин был рас­стре­лян 25 но­яб­ря 1937 го­да на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

☦️
Священномученик Дими́трий Розанов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий ро­дил­ся 15 ав­гу­ста 1890 го­да в Москве в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Пет­ро­ви­ча Ро­за­но­ва. Отец Иоанн слу­жил в од­ном из хра­мов Моск­вы до са­мой сво­ей кон­чи­ны в 1920 го­ду. В 1911 го­ду Дмит­рий Ива­но­вич окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в 1912 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на ко хра­му в се­ле Ше­ста­ко­во Глин­ско­го уез­да Ека­те­ри­но­слав­ской гу­бер­нии. В 1914 го­ду он был пе­ре­ве­ден в один из мос­ков­ских хра­мов и воз­ве­ден в сан про­то­ди­а­ко­на. В 1919 го­ду про­то­ди­а­кон Ди­мит­рий был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка и слу­жил впо­след­ствии в хра­ме свя­тых му­че­ни­ков Фло­ра и Лав­ра на За­це­пе.
1 ян­ва­ря 1933 го­да он был аре­сто­ван вме­сте со свя­щен­ни­ка­ми, диа­ко­ном и чле­на­ми цер­ков­но­го со­ве­та хра­ма свя­тых му­че­ни­ков Фло­ра и Лав­ра. Все они бы­ли за­клю­че­ны в Бу­тыр­скую тюрь­му. Вла­сти об­ви­ни­ли от­ца Ди­мит­рия в том, что он «яв­лял­ся участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы цер­ков­ни­ков, чле­ны ко­то­рой устра­и­ва­ли сбо­ри­ща, где в ан­ти­со­вет­ском ду­хе об­суж­да­лась по­ли­ти­ка со­вет­ской вла­сти и рас­ска­зы­ва­лись ан­ти­со­вет­ские анек­до­ты».
На во­прос сле­до­ва­те­ля, рас­ска­зы­вал ли он ан­ти­со­вет­ские анек­до­ты и ве­лись ли ан­ти­со­вет­ские раз­го­во­ры, ко­гда свя­щен­ни­ки и при­хо­жане со­би­ра­лись вме­сте, отец Ди­мит­рий от­ве­тил: «При мне ни­ка­ких ан­ти­со­вет­ских раз­го­во­ров не ве­лось. По­се­щая квар­ти­ры при­хо­жан и со­вер­шая цер­ков­ные тре­бы, по­сле та­ко­вых ни­ко­гда на по­ли­ти­че­ские те­мы раз­го­во­ров не вел».
На сле­ду­ю­щем до­про­се сле­до­ва­тель в на­деж­де по­лу­чить ка­кие-ли­бо све­де­ния, ком­про­ме­ти­ру­ю­щие или са­мо­го свя­щен­ни­ка, или дру­гих, спро­сил, зна­ет ли тот ар­хи­манд­ри­та Фила­ре­та (Сту­ди­ни­ки­на). Отец Ди­мит­рий от­ве­тил, что зна­ет: «Он слу­жил в се­ле Юс­у­по­во, стан­ции Ба­ры­би­но, в на­сто­я­щее вре­мя пе­ре­ехал слу­жить в Во­ло­ко­лам­ский уезд. По его сло­вам, в се­ле Юс­у­по­во, до его на­зна­че­ния ту­да, свя­щен­ник ушел в кол­хоз, ко­то­рый ор­га­ни­зо­вал­ся в том же се­ле. Со­сто­ит ли тот свя­щен­ник сей­час в кол­хо­зе, ска­зать не мо­гу».
10 фев­ра­ля, бу­дучи вы­зван на по­след­ний до­прос, отец Ди­мит­рий ска­зал: «Но­во­го до­ба­вить к сво­им преж­ним по­ка­за­ни­ям ни­че­го не мо­гу».
15 мар­та 1933 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло его к трем го­дам вы­сыл­ки в Се­вер­ный край.
Ссыл­ку он был от­прав­лен от­бы­вать в го­род Кар­го­поль и здесь по­зна­ко­мил­ся с про­то­и­е­ре­ем Алек­сан­дром Зве­ре­вым. По­сле окон­ча­ния ссыл­ки отец Алек­сандр при­гла­сил его жить в Во­ло­ко­лам­ский рай­он, где он слу­жил вме­сте с дру­гим свя­щен­ни­ком Пав­лом Ан­дре­евым в церк­ви Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Воз­ми­ще. Сво­бод­ной свя­щен­ни­че­ской ва­кан­сии в то вре­мя в бла­го­чи­нии не бы­ло, и отец Ди­мит­рий, по­се­лив­шись в се­ле Воз­ми­ще в ожи­да­нии ва­кант­но­го свя­щен­ни­че­ско­го ме­ста, стал ра­бо­тать упа­ков­щи­ком в во­ло­ко­лам­ской ар­те­ли «Швей­ник» и по ме­ре воз­мож­но­сти слу­жил в хра­ме Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, со­слу­жа про­то­и­е­ре­ям Пав­лу и Алек­сан­дру.
8 ок­тяб­ря 1937 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли его и за­клю­чи­ли в Во­ло­ко­лам­скую тюрь­му. Свя­щен­ни­ка об­ви­ни­ли в том, что он пред­ло­жил сде­лать над­пись на лен­те по­гре­баль­но­го вен­ка од­но­му из скон­чав­ших­ся со­труд­ни­ков ар­те­ли, упо­тре­бив сло­во «то­ва­рищ», а тот был в про­шлом, с точ­ки зре­ния вла­стей, ку­лак, и вла­сти со­чли пред­ло­же­ние свя­щен­ни­ка контр­ре­во­лю­ци­он­ным. 10 ок­тяб­ря сле­до­ва­тель до­про­сил свя­щен­ни­ка.
– След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность, – за­явил он.
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­стью я не за­ни­мал­ся, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– Вам за­чи­ты­ва­ет­ся по­ка­за­ние сви­де­те­ля, ули­ча­ю­ще­го вас в контр­ре­во­лю­ци­он­ной ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти: «Я при­сут­ство­вал при из­го­тов­ле­нии вен­ка от ар­те­ли швей­ни­ков быв­ше­му ку­ла­ку Алек­сею Ксе­но­фон­то­ви­чу Ку­ва­ро­ву. Ро­за­нов сре­ди при­сут­ству­ю­щих чле­нов ар­те­ли вел контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, го­во­ря: “Те­перь по но­вой кон­сти­ту­ции все лю­ди рав­ны, и на­до на­пи­сать: до­ро­го­му то­ва­ри­щу от швей­ни­ков”».
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти я не вел. Что же ка­са­ет­ся за­чи­тан­но­го мне фак­та… Дей­стви­тель­но, при об­ра­ще­нии ко мне я пред­ло­жил текст для лен­ты: «Алек­сею Ксе­но­фон­то­ви­чу Ку­ва­ро­ву от при­зна­тель­ных то­ва­ри­щей». Что же ка­са­ет­ся контр­ре­во­лю­ци­он­ных и ан­ти­со­вет­ских вы­ска­зы­ва­ний, я это от­ри­цаю.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы участ­во­ва­ли в сбо­ри­щах по­пов и мо­на­хинь, на ко­то­рых со­став­лял­ся сго­вор от­но­си­тель­но ве­де­ния контр­ре­во­лю­ци­он­ной, ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти сре­ди на­се­ле­ния.
– На сбо­ри­щах по­пов и мо­на­хинь я не при­сут­ство­вал. С мо­на­хи­ня­ми и свя­щен­ни­ка­ми я ви­дел­ся толь­ко во вре­мя от­прав­ле­ния служ­бы в церк­ви, где я ино­гда при­ни­мал уча­стие в пе­нии.
– Ка­кие церк­ви вы боль­шей ча­стью по­се­ща­ли?
– Боль­шей ча­стью я по­се­щал По­кров­скую цер­ковь, но бы­ли слу­чаи, ко­гда я по­се­щал церк­ви вла­сьев­скую и воз­ми­щен­скую.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы ве­ли ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность в се­ле Воз­ми­ще сре­ди кол­хоз­ни­ков, на­прав­лен­ную на раз­вал кол­хо­за.
– Это я от­ри­цаю. Контр­ре­во­лю­ци­он­ной ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции сре­ди кол­хоз­ни­ков я не вел и ан­ти­со­вет­ски­ми вы­ска­зы­ва­ни­я­ми не за­ни­мал­ся.
На этом до­прос свя­щен­ни­ка был за­кон­чен. 27 ок­тяб­ря сле­до­ва­тель сно­ва вы­звал его на до­прос, на ко­то­ром был за­дан все­го один во­прос, при­зна­ет ли се­бя свя­щен­ник ви­нов­ным в ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти, на что тот от­ве­тил, что не при­зна­ет.
14 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ди­мит­рия к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Ди­мит­рий Ро­за­нов был рас­стре­лян 25 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Икона Богородицы «Милостивая».
Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Ми­ло­сти­вая», (Кикк­ская) на­пи­са­на, по пре­да­нию, свя­тым апо­сто­лом и еван­ге­ли­стом Лу­кой.
Дру­гое свое на­име­но­ва­ние «Кик­ки­о­ти­са» (что озна­ча­ет «Пре­бы­ва­ю­щая в Кик­ко­се») ико­на по­лу­чи­ла от на­зва­ния го­ры Кик­кос, рас­по­ло­жен­ной на ост­ро­ве Кипр. Здесь, в Кикк­ской оби­те­ли, ко­то­рую еще на­зы­ва­ют им­пе­ра­тор­ской, в хра­ме, по­стро­ен­ном в его честь и пре­бы­ва­ет чу­до­твор­ный об­раз.
Преж­де чем по­пасть на ост­ров Кипр чу­до­твор­ная ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы про­из­во­ле­ни­ем Бо­жи­им дол­го стран­ство­ва­ла. Сна­ча­ла на­хо­ди­лась в од­ной из пер­вых хри­сти­ан­ских об­щин в Егип­те, за­тем, в 980 го­ду, бы­ла пе­ре­ве­зе­на в Кон­стан­ти­но­поль, где оста­ва­лась до цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра Алек­сия Ком­ни­на (ко­нец ХI – на­ча­ло ХII ве­ка), а за­тем вер­ну­лась на Кипр. Про­изо­шло это так: кипр­ский пра­ви­тель Ма­ну­ил Ву­то­мит, за­блу­див­шись во вре­мя охо­ты в го­рах и силь­но озло­бив­шись, же­сто­ко из­бил встре­тив­ше­го­ся ему ино­ка-пу­стын­ни­ка Ис­а­ию. В на­ка­за­ние за это Ма­ну­и­ла на­стиг тяж­кий недуг. Меж­ду тем стар­цу-от­шель­ни­ку Ис­а­ии в чуд­ном зна­ме­нии бы­ло от­кры­то, что его ста­ра­ни­я­ми чу­до­твор­ный об­раз, на­пи­сан­ный свя­тым еван­ге­ли­стом Лу­кой, бу­дет пре­бы­вать на ост­ро­ве Кипр. Ста­рец мно­го тру­дов по­ло­жил на вы­пол­не­ние Бо­же­ствен­но­го от­кро­ве­ния. На­чав воз­во­дить храм для ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, он по­ве­лел при­шед­ше­му к нему рас­ка­яв­ше­му­ся Ма­ну­и­лу от­пра­вить­ся в Кон­стан­ти­но­поль к им­пе­ра­то­ру и вер­нуть чу­до­твор­ный об­раз. На­мест­ник не сра­зу ре­шил­ся за­го­во­рить об иконе с пра­ви­те­лем Ца­рь­гра­да, од­на­ко, ко­гда дочь по­след­не­го за­бо­ле­ла, Ма­ну­ил при­шел к им­пе­ра­то­ру и пе­ре­дал ему по­ве­ле­ние ино­ка. По­сле то­го, как пра­ви­тель по­обе­щал от­пра­вить свя­тую ико­ну на ост­ров Кипр, де­вуш­ка сра­зу по­чув­ство­ва­ла ослаб­ле­ние бо­лез­ни.
С ве­ли­ки­ми по­че­стя­ми ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри при­бы­ла на ост­ров, где бы­ла по­ме­ще­на в со­ору­жен­ный для нее храм. По­сте­пен­но во­круг хра­ма об­ра­зо­вал­ся мо­на­стырь, на обу­строй­ство ко­то­ро­го Ма­ну­ил по­жерт­во­вал сред­ства (по­это­му оби­тель и на­зы­ва­ют им­пе­ра­тор­ской). От чу­до­твор­но­го об­ра­за Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ми­ло­сти­вой» ста­ли со­вер­шать­ся мно­гие чу­де­са. Из­древ­ле и до­ныне в оби­тель со всех сто­рон сте­ка­ют­ся одер­жи­мые все­воз­мож­ны­ми неду­га­ми и по­лу­ча­ют ис­це­ле­ние по ве­ре сво­ей. В чу­до­дей­ствен­ную си­лу свя­той ико­ны ве­ру­ют не толь­ко хри­сти­ане, но и ино­вер­цы. Неис­чер­па­е­ма ми­лость Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы, За­ступ­ни­цы всех страж­ду­щих, и во­ис­ти­ну при­су­ще Ее об­ра­зу имя «Ми­ло­сти­вая». Чу­до­твор­ная Кикк­ская ико­на Бо­го­ма­те­ри име­ет за­ме­ча­тель­ную осо­бен­ность: она, неиз­вест­но с ка­ко­го вре­ме­ни, за­кры­та до по­ло­ви­ны пе­ле­ною от верх­не­го ле­во­го уг­ла до пра­во­го ниж­не­го, так что ли­ков Бо­го­ма­те­ри и Бо­же­ствен­но­го Мла­ден­ца ни­кто не мо­жет и не дер­за­ет ви­деть.
Изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри на иконе яв­ля­ет со­бой тип «Еле­усы», лик Пре­свя­той Де­вы на­кло­нен в ле­вую сто­ро­ну, Бо­гом­ла­де­нец под­дер­жи­ва­ет ру­кой край ма­фо­рия Бо­го­ма­те­ри, а в со­еди­нен­ных вме­сте ру­ках – гре­че­ский сви­ток.
На Ру­си спис­ки чу­до­твор­но­го об­ра­за по­яви­лись в XVII в. Один из наи­бо­лее из­вест­ных и по­чи­та­е­мых пре­бы­вал в мос­ков­ском За­ча­тьев­ском жен­ском мо­на­сты­ре и яв­лял­ся его глав­ной свя­ты­ней. По­сле ра­зо­ре­ния оби­те­ли в 20-х го­дах про­шло­го сто­ле­тия чу­до­твор­ный спи­сок был пе­ре­дан в близ­ле­жа­щий храм про­ро­ка Илии в Обы­ден­ском пе­ре­ул­ке. В 1999 го­ду, ко­гда мо­на­ше­ская жизнь в оби­те­ли ста­ла воз­рож­дать­ся, ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ми­ло­сти­вая» вер­ну­лась на свое преж­нее ме­сто. Мо­лит­ва пе­ред этой ико­ной укреп­ля­ет и ду­хов­но уте­ша­ет всех, кто с ве­рой и упо­ва­ни­ем об­ра­ща­ет­ся к Вла­ды­чи­це Небес­ной.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-milostivaja


Жития
Писание