⏳ 2022.11.20 (вс)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) 23я по Пятидесятнице (глас 6й)
• воскресенье (день церковного собрания, 80е правило 6го Собора / день «не дел», 4я заповедь / день торжественного прославления Воскресения Христова)

☀️ неподвижный годовой круг:
• 20 ноября (7 ноября)
• мчч. Иеро́на, Иси́хия, Ника́ндра, Афанасия, Мама́нта, Варахи́я, Каллини́ка, Феаге́на, Никона, Ло́нгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феоду́ла, Каллима́ха, Евгения, Феодо́ха, Остри́хия, Епифания, Максимиа́на, Дуки́тия, Клавдиа́на, Фео́фила, Гига́нтия, Дорофе́я, Феодота, Кастри́кия, Аники́ты, Феме́лия, Евти́хия, Илариона, Диодо́та, Амони́та, в Мелитине пострадавших (III)
• мч. Феодота Анкирского (303)
• мч. Меласи́ппа, мц. Каси́нии и сына их мч. Антони́на (363)
• мчч. Авкта, Таврио́на и мц. Фессалони́кии (?)
• прп. Лазаря Галисийского (1053)
• прп. Зоси́мы Ворбозомского (ок. 1550)
• обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649)
• сщмчч. Кирилла (Смирнова) Казанского, Михаила (Адамонтова), Александра (Ильинского), Александра (Курмышского), Михаила (Гусева), Александра (Крылова), Николая (Романовского), Алексия (Молчанова), Павла (Борисоглебского), Василия (Краснова), Павлина (Старополева), Иоанна (Мошкова), Вениамина (Владимирского), мч. Николая (Филиппова), мц. Елисаветы (Сидоровой) (1937)
• сщмчч. Сергия (Зверева) Елецкого, Николая (Троицкого), мч. Георгия (Юренева) (1937)
• обретение мощей сщмч. Константина (Голубева) Богородского (1995)
• иконы Божией Матери «Взыграние» (Угрешская) (1795)


☦️
Мученик Иерон и иные с ним, в Мелитине пострадавшие.
Оте­че­ством св. Иеро­на бы­ла вто­рая (ве­ли­кая) Кап­па­до­кия; ро­дил­ся он в го­ро­де Ти­ане от бла­го­че­сти­вой и бо­го­бо­яз­нен­ной ма­те­ри по име­ни Стра­то­ни­ка, в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ров Дио­кли­ти­а­на и Мак­си­ми­а­на, ко­то­рые оба бы­ли усерд­ны­ми по­клон­ни­ка­ми идо­лов и го­ни­те­ля­ми хри­сти­ан.
Ко­гда до слу­ха им­пе­ра­то­ров до­шло, что жи­те­ли об­ла­стей Ар­ме­нии и Кап­па­до­кии во­пре­ки им­пе­ра­тор­ским ука­зам от­ка­зы­ва­ют­ся по­кло­нить­ся идо­лам, то они по­сле мно­гих со­ве­ща­ний из­бра­ли двух лу­ка­вых, пре­дан­ных язы­че­ству, же­сто­ких му­жей, Аг­ри­ко­лая и Ли­зия, и от­пра­ви­ли пер­во­го в Ар­ме­нию, а вто­ро­го в Кап­па­до­кию, при­ка­зав им, во-пер­вых, каз­нить всех та­мош­них хри­сти­ан, не со­гла­ша­ю­щих­ся по­кло­нить­ся идо­лам, и, во-вто­рых, за­пи­сать в вой­ско всех му­жей и юно­шей, силь­ных те­лом и спо­соб­ных к во­ен­ной служ­бе.
При­быв в Кап­па­до­кию, Ли­зий стал вся­че­ски разыс­ки­вать год­ных для на­бо­ра лю­дей. Меж­ду про­чим, ему до­нес­ли и об Иероне, как о че­ло­ве­ке здо­ро­вом, силь­ном и от­ли­ча­ю­щем­ся осо­бен­ным му­же­ством. Ли­зий тот­час же по­слал во­и­нов взять его и при­ве­сти. По­слан­ные не за­ста­ли Иеро­на до­ма: он был на ра­бо­те в по­ле. Во­и­ны от­пра­ви­лись ту­да и хо­те­ли схва­тить его; но Иерон, узнав, что его бе­рут для во­ин­ской служ­бы, от­ка­зал­ся ид­ти с ни­ми, счи­тая для хри­сти­а­ни­на вред­ным иметь об­ще­ние и слу­жить вме­сте с идо­ло­по­клон­ни­ка­ми. Во­и­ны хо­те­ли взять его си­лой, но раз­гне­ван­ный Иерон схва­тил по­пав­ше­е­ся под ру­ку де­ре­во и на­чал их бить; он ока­зал­ся на­столь­ко силь­нее во­и­нов, что они об­ра­ти­лись в бег­ство, а он гнал их, как лев го­нит коз­лят. Рас­се­ян­ные им во­и­ны вновь со­бра­лись, од­на­ко, в од­но ме­сто. Им ста­ло стыд­но друг дру­га, что не толь­ко не мог­ли одо­леть од­но­го че­ло­ве­ка, но и бы­ли им про­гна­ны. Они бо­я­лись воз­вра­тить­ся к то­му, кто их по­слал, с пу­сты­ми ру­ка­ми и го­во­ри­ли меж­ду со­бою, что ес­ли они во­ро­тят­ся без Иеро­на, то не толь­ко бу­дут все­ми осме­я­ны за то, что один че­ло­век по­бе­дил их всех, но и же­сто­ко на­ка­за­ны за тру­сость. По­это­му они по­зва­ли се­бе на по­мощь сво­их то­ва­ри­щей и во вто­рой раз в еще боль­шем чис­ле устре­ми­лись на Иеро­на. Услы­хав об этом, он на­брал се­бе дру­жи­ну из во­сем­на­дца­ти му­жей-хри­сти­ан, скрыл­ся вме­сте с ни­ми в на­хо­див­шу­ю­ся вбли­зи пе­ще­ру и от­ту­да от­ра­жал на­па­де­ния оса­див­ших его языч­ни­ков. По­след­ние из­ве­сти­ли меж­ду тем сво­е­го на­чаль­ни­ка, что Иерон с дру­ги­ми хри­сти­а­на­ми за­пер­ся в пе­ще­ре, и они не мо­гут взять его. На­чаль­ник от­пра­вил к ним на под­мо­гу еще бо­лее во­и­нов и все-та­ки они ни­че­го не мог­ли сде­лать, так как, бо­ясь Иеро­на, ни­кто не осме­ли­вал­ся да­же при­бли­зить­ся ко вхо­ду в пе­ще­ру. То­гда на­чаль­ник по­слал к ним од­но­го из дру­зей Иеро­на по име­ни Ки­ри­ак. Ки­ри­ак, при­дя на ме­сто, по­со­ве­то­вал во­и­нам уда­лить­ся от пе­ще­ры, так как Иеро­на, го­во­рил он, мож­но взять толь­ко кро­то­стью и доб­рым со­ве­том, а ни­как не си­лой. Ко­гда во­и­ны уда­ли­лись, Ки­ри­ак во­шел к Иеро­ну и убеж­дал его не со­про­тив­лять­ся вла­сти и ид­ти за­пи­сать­ся в во­ин­скую служ­бу. Мир­ной бе­се­дой сво­ей он успо­ко­ил Иеро­на, вы­вел его из пе­ще­ры и от­вел в его дом к ма­те­ри – ста­рой и сле­пой вдо­ве. Она на­ча­ла гром­ко опла­ки­вать сы­на, на­зы­ва­ла его опо­рой сво­ей ста­ро­сти и све­том сво­их сле­пых очей и жа­ло­ва­лась, что ли­ша­ет­ся един­ствен­но­го уте­ше­ния в сво­ем пе­чаль­ном вдов­стве. Меж­ду тем во­и­ны, окру­жав­шие Иеро­на, при­нуж­да­ли его ид­ти с ни­ми. Про­стив­шись с пла­чу­щей ма­те­рью, со­се­дя­ми и зна­ко­мы­ми, ко­то­рые со­бра­лись там, Иерон за­хва­тил с со­бой од­но­го сво­е­го род­ствен­ни­ка по име­ни Вик­тор и по­шел в го­род Ме­ли­ти­ну вме­сте с во­и­на­ми, со­про­вож­да­е­мый дву­мя сво­и­ми близ­ки­ми род­ствен­ни­ка­ми Мат­ро­ни­а­ном и Ан­то­ни­ем и неко­то­ры­ми дру­ги­ми еди­но­вер­ца­ми. Пут­ни­ки не по­спе­ли в Ме­ли­ти­ну до за­хо­да солн­ца и но­че­ва­ли на ме­сте, где за­ста­ла их ночь. Но­чью бла­жен­но­му Иеро­ну явил­ся некто оде­тый в бе­лые одеж­ды и воз­ве­стил ему крот­ким и пол­ным люб­ви го­ло­сом: «Спа­се­ние, Иерон, бла­го­вест­вую я те­бе! Пра­вым пу­тем идешь ты, так как идешь под­ви­зать­ся за Ца­ря Небес­но­го и не за ско­ро гиб­ну­щую сла­ву зем­ную бу­дешь ра­то­вать… Ско­ро ты отой­дешь к Ца­рю Небес­но­му и при­мешь от Него честь и сла­ву за свои по­дви­ги».
Эти­ми сло­ва­ми явив­ший­ся на­пол­нил серд­це Иеро­на неска­зан­ною ра­до­стью.
Ко­гда он ис­чез, Иерон про­бу­дил­ся и с ра­до­стью воз­ве­стил быв­шим с ним дру­зьям и срод­ни­кам: «Я узнал тай­ну бла­го­во­ле­ния Бо­жия ко мне и те­перь уже с ве­се­льем иду в пред­сто­я­щий мне путь. Од­но толь­ко ис­тин­ное со­кро­ви­ще, од­но ис­тин­ное на­сле­дие, од­ни толь­ко ис­тин­ные бо­гат­ства, это – те, ко­то­рые скры­ты на небе­сах; все же зем­ные бла­га не при­но­сят по­лу­ча­ю­щим их ни­ка­кой поль­зы: «Ка­кая поль­за че­ло­ве­ку, ес­ли он при­об­ре­тет весь мир, а ду­ше сво­ей по­вре­дит»? Для ме­ня нет ни­че­го до­ро­же и луч­ше ду­ши… До­ста­точ­но вре­ме­ни сво­ей жиз­ни по­тра­тил я на слу­же­ние су­е­те, те­перь иду к Бо­гу. Од­но толь­ко сму­ща­ет ме­ня – пе­чаль мо­ей ма­те­ри, пре­ста­ре­лой и немощ­ной вдо­вы, ли­шен­ной све­та очей и не име­ю­щей се­бе по­мощ­ни­ка и за­ступ­ни­ка. Но я иду уме­реть за Хри­ста и Ему, От­цу си­рот и вдо­виц, по­ру­чаю я свою мать».
Ска­зав это, Иерон про­лил несколь­ко слез о сво­ей ма­те­ри и от­пра­вил­ся в путь. В Ме­ли­тине свя­той Иерон вме­сте с дру­ги­ми трид­ца­тью тре­мя хри­сти­а­на­ми был за­клю­чен в тем­ни­цу. Здесь он го­во­рил сво­им то­ва­ри­щам по за­клю­че­нию: «По­слу­шай­те, дру­зья и бра­тья, мо­е­го со­ве­та, ко­то­рый бу­дет вам по­ле­зен не в этой жиз­ни, а в бу­ду­щей. Все бо­я­щи­е­ся Бо­га ищут не зем­ных вре­мен­ных, а бу­ду­щих веч­ных благ. Вы слы­ша­ли, что на­ут­ро нас хо­тят за­ста­вить при­не­сти жерт­вы лож­ным язы­че­ским бо­гам: не бу­дем по­ви­но­вать­ся, не по­кло­ним­ся идо­лам и не при­не­сем им жерт­ву, при­не­сем луч­ше жерт­ву хва­лы ис­тин­но­му Бо­гу на­ше­му и воз­не­сем к Нему на­ши мо­лит­вы, услы­шав ко­то­рые, Он по­даст нам си­лу стой­ко и му­же­ствен­но пе­ре­не­сти му­че­ния и удо­сто­ить нас бла­жен­ной кон­чи­ны».
Слу­ша­те­ли Иеро­на еди­но­душ­но от­ве­ча­ли: «Сла­дост­ны нам, как мед, сло­ва твои! Ты со­ве­ту­ешь нам то, что дей­стви­тель­но по­лез­но и спа­си­тель­но для нас, и все мы же­ла­ем луч­ше уме­реть за Хри­ста, чем, по­кло­нив­шись идо­лам, жить в су­е­те».
Тем­нич­ные стра­жи из­ве­сти­ли о та­ком ре­ше­нии уз­ни­ков са­мо­го Ли­зия. На­ут­ро он ве­лел при­ве­сти свя­тых му­че­ни­ков из тем­ни­цы к се­бе на суд, по­ста­вил их пе­ред со­бой и с гне­вом спро­сил:
– Ка­кой бес при­вел вас к безум­но­му ре­ше­нию вос­стать про­тив вла­сти и не по­слу­шать­ся цар­ско­го по­ве­ле­ния – по­кло­нить­ся ве­ли­ким бо­гам?
– Мы, ко­неч­но, бы­ли бы безум­ца­ми и иг­руш­кой бе­сам, – от­ве­ча­ли свя­тые, – ес­ли бы честь, по­до­ба­ю­щую од­но­му толь­ко Бо­гу, воз­да­ва­ли де­ре­вян­ным и ка­мен­ным про­из­ве­де­ни­ям рук че­ло­ве­че­ских. Но те­перь мы по­сту­па­ем муд­ро, ибо по­кло­ня­ем­ся Твор­цу все­го, со­здав­ше­му небо и зем­лю сло­вом Сво­им и из­вед­ше­му их из небы­тия в бы­тие ду­хом уст Сво­их.
В это вре­мя один из при­сут­ство­вав­ших на су­де ука­зал Ли­зию на Иеро­на и ска­зал: «Вот кто со­про­тив­лял­ся тво­им по­слан­цам, и все, о чем ты слы­шал, сде­лал имен­но он».
Ли­зий, по­смот­рев на Иеро­на, спро­сил, от­ку­да он ро­дом, и, ко­гда Иерон на­звал свое оте­че­ство и ме­сто рож­де­ния, опять спро­сил его:
– Это ты про­ти­вил­ся цар­ско­му при­ка­за­нию, на­де­ясь на те­лес­ную свою си­лу, и из­бил по­слан­ных за то­бою во­и­нов?
– Да, я, – сме­ло от­ве­чал му­же­ствен­ный Иерон, – мне ли не воз­не­на­ви­деть нена­ви­дя­щих Те­бя, Гос­по­ди, и не возг­ну­шать­ся вос­ста­ю­щи­ми на Те­бя (Пс.138,21). По­то­му-то и на­нес я им по­бои и гнал как трус­ли­вых зай­цев.
Слы­ша эти сло­ва, Ли­зий раз­гне­вал­ся и, не от­да­вая долж­но­го храб­ро­сти и си­ле Иеро­на, по­ри­цал его за непо­кор­ность и ска­зал: «Безу­мие твое до­ве­ло те­бя до та­кой дер­зо­сти, что ты ослу­шал­ся цар­ско­го по­ве­ле­ния, не по­ко­рил­ся и мо­е­му при­ка­зу и из­бил по­слан­ных на­ми. За это по­веле­ваю от­сечь по са­мый ло­коть твою дерз­кую ру­ку, по­ви­но­вав­шу­ю­ся безум­ной го­ло­ве».
И тот­час свя­то­му Иеро­ну от­сек­ли ру­ку, а про­чих свя­тых по по­ве­ле­нию то­го же му­чи­те­ля неми­ло­серд­но би­ли дол­гое вре­мя.
За­тем все они опять бы­ли бро­ше­ны в тем­ни­цу и воз­бла­го­да­ри­ли Бо­га, спо­до­бив­ше­го их по­не­сти та­кие му­ки за Его свя­тое имя. Но один из них, вы­ше­упо­мя­ну­тый Вик­тор, род­ствен­ник свя­то­го Иеро­на, обес­силев от по­лу­чен­ных им по­бо­ев и убо­яв­шись еще боль­ших в бу­ду­щем, тай­но при­звал к се­бе то­го чи­нов­ни­ка, ко­то­рый вел за­пись схва­чен­ных и пре­дан­ных му­че­ни­ям хри­сти­ан, и уни­жен­но умо­лял вы­черк­нуть имя его, Вик­то­ра, из за­пи­си имен уз­ни­ков, страж­ду­щих за Хри­ста, при­чем обе­щал ему по­да­рить за это од­но по­ме­стье. Под­куп­лен­ный обе­щан­ным ему по­дар­ком, чи­нов­ник ис­пол­нил прось­бу Вик­то­ра, – уни­что­жил его имя в за­пи­си и но­чью вы­пу­стил его из тем­ни­цы. Но Вик­тор, вы­шед­ши из тем­ни­цы, вско­ре умер и, та­ким об­ра­зом, ли­шил­ся и иму­ще­ства, и жиз­ни, и му­че­ни­че­ско­го вен­ца.
Ко­гда на­ста­ло утро, свя­той Иерон узнал о слу­чив­шем­ся и, пол­ный бес­ко­неч­ной пе­ча­ли, гром­ко ры­дал о сво­ем срод­ни­ке, вос­кли­цая: «Увы, Вик­тор! что ты сде­лал? О, ка­кой до­ро­гой це­ной от­ку­пил­ся ты! За­чем ты сам от­дал се­бя в ру­ки вра­га? За­чем по­зор бег­ства пред­по­чел вен­цу сла­вы? За­чем от­дал жизнь веч­ную за вре­мен­ную? За­чем вре­мен­ное об­лег­че­ние по­ста­вил вы­ше ра­до­сти нескон­ча­е­мой? О, как сму­ти­ли те­бя недол­говре­мен­ные стра­да­ния от незна­чи­тель­ных ран, ко­то­рые – ни­что пе­ред му­ка­ми веч­ны­ми, ожи­да­ю­щи­ми те­бя по су­ду Бо­жье­му!»
Опла­кав от­пад­ше­го от ли­ка му­че­ни­че­ско­го, свя­той Иерон по­до­звал к се­бе двух сво­их срод­ни­ков Ан­то­ния и Мат­ро­ни­а­на, по­сле­до­вав­ших за ним, и ска­зал им: «Вы­слу­шай­те мою по­след­нюю во­лю и, воз­вра­тив­шись от­сю­да, при­ве­ди­те ее в ис­пол­не­ние. Мое иму­ще­ство, на­хо­дя­ще­е­ся в Пи­си­дии, я от­даю сест­ре сво­ей Фе­о­ти­мии, с тем чтобы она, по­лу­чая с него нуж­ное для про­пи­та­ния, со­вер­ша­ла по­ми­но­ве­ние по мне в день мо­ей смер­ти. Все же про­чее мое иму­ще­ство я остав­ляю сво­ей ма­те­ри по при­чине ее вдов­ства и си­рот­ства; от­дай­те ей так­же и мою от­се­чен­ную ру­ку и ска­жи­те ей, чтобы она пись­мом по­про­си­ла на­чаль­ни­ка го­ро­да Ан­ки­ры, вель­мож­но­го Ру­сти­ка, дать ей дом в Ва­ди­сане, где пусть и бу­дет по­ло­же­на ру­ка моя».
Оста­вив та­кое за­ве­ща­ние сво­им срод­ни­кам, бла­жен­ный Иерон спо­кой­но ожи­дал сво­ей му­че­ни­че­ской кон­чи­ны. И вот на пя­тый день Ли­зий опять сел на су­дей­ское ме­сто и, при­звав свя­тых, стал при­нуж­дать их по­кло­нить­ся идо­лам. Дол­го ста­рал­ся он и лас­ка­ми, и угро­за­ми от­кло­нить их от Хри­ста, но не имел ни­ка­ко­го успе­ха и то­гда при­ка­зал сна­ча­ла бить их без по­ща­ды пал­ка­ми, а за­тем осу­дил на усе­че­ние ме­чом. По­сле мно­гих му­че­ний свя­тые му­че­ни­ки бы­ли осуж­де­ны на смерть. Пред­во­ди­мые бла­жен­ным Иеро­ном, они на пу­ти к ме­сту каз­ни ра­дост­но вос­пе­ва­ли сло­ва псал­ма: «Бла­жен­ны непо­роч­ные в пу­ти, хо­дя­щие в за­коне Гос­под­нем» (Пс.118,1). При­шед­ши на ме­сто каз­ни, они пре­кло­ни­ли ко­ле­на и мо­ли­лись Гос­по­ду: «Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, при­ми ду­ши на­ши!»
За­тем их свя­тые гла­вы бы­ли усе­че­ны ме­чом.
Ан­то­ний и Мат­ро­ни­ан об­ра­ти­лись к Ли­зию с прось­бой поз­во­лить им взять те­ло их срод­ни­ка Иеро­на и, ко­гда Ли­зий не со­гла­шал­ся, умо­ля­ли его от­дать им, по край­ней ме­ре, от­се­чен­ную гла­ву Иеро­на. Он от­ве­чал им, что от­даст гла­ву толь­ко за рав­ное с ней по ве­су ко­ли­че­ство зо­ло­та. Силь­но скор­бе­ли Ан­то­ний и Мат­ро­ни­ан, что не бы­ло у них столь­ко зо­ло­та, сколь­ко тре­бо­вал за гла­ву Ли­зий, хо­тя, без со­мне­ния, чест­ная гла­ва му­че­ни­ка и сто­и­ла несрав­нен­но до­ро­же. То­гда Бог вло­жил в серд­це од­но­му бо­га­то­му и зна­ме­ни­то­му му­жу, име­нем Хри­за­фию, дать вы­куп за гла­ву свя­то­го му­че­ни­ка Иеро­на: он от­дал Ли­зию столь­ко зо­ло­та, сколь­ко ве­си­ла гла­ва, и, взяв ее, с че­стью хра­нил у се­бя. Ко­ры­сто­лю­би­вый Ли­зий стал то­гда отыс­ки­вать и от­се­чен­ную ру­ку свя­то­го, рас­счи­ты­вая и за нее по­лу­чить зо­ло­то; но Ан­то­ний и Мат­ро­ни­ан, узнав об этом, но­чью бе­жа­ли на ро­ди­ну, уно­ся с со­бой свя­тую ру­ку, а те­ла – его и про­чих свя­тых му­че­ни­ков, обез­глав­лен­ных вме­сте с ним, дру­гие хри­сти­ане, взяв тай­но, по­греб­ли в скры­том ме­сте. Упо­мя­ну­тые бра­тья, при­нес­ши ру­ку свя­то­го Иеро­на к его ма­те­ри Стра­то­ни­ке, вру­чи­ли ей свя­тые остан­ки. Мать, взяв усе­чен­ную ра­ди Хри­ста ру­ку сво­е­го воз­люб­лен­но­го сы­на, омы­ла ее сле­за­ми, ло­бы­за­ла ма­те­рин­ским лоб­за­ни­ем и при­кла­ды­ва­ла к сво­им очам. Ра­ду­ясь за сы­на и в то же вре­мя от­да­ва­ясь есте­ствен­ной скор­би, она го­во­ри­ла со сле­за­ми: «Лю­без­ный сын мой, ко­то­ро­го я ро­ди­ла жи­вым и здо­ро­вым! Те­перь у ме­ня толь­ко ма­лая часть тво­е­го мерт­во­го те­ла, но тем боль­шую скорбь она воз­буж­да­ет во мне. Увы, сын мой! Ро­ди­ла я те­бя в бо­лез­ни, вос­пи­та­ла в тру­дах, на­де­ясь иметь в те­бе опо­ру в ста­ро­сти, под­держ­ку в бо­лез­ни, уте­ше­ние в скор­бях, и, вме­сто то­го, ли­ши­лась я те­бя, свет сле­пых очей мо­их. Но что я пла­чу, ко­гда мне долж­но ве­се­лить­ся и ра­до­вать­ся то­му, что я – мать му­че­ни­ка, что я от­да­ла плод чре­ва сво­е­го Бо­гу, что ты, воз­люб­лен­ный сын, умер не так, как обыч­но уми­ра­ют лю­ди? Ведь му­че­ни­че­ская смерть, ка­кой скон­чал­ся ты, ве­дет ко мно­гим и ве­ли­ким бла­гам! Но, ото­шед­ши от ме­ня, не по­ки­дай ме­ня со­всем, сын мой, и в мо­лит­вах тво­их хо­да­тай­ствуй за ме­ня пред Гос­по­дом, за ко­то­ро­го ты про­лил свою кровь, дабы он и ме­ня ско­рее осво­бо­дил от этой мно­го­труд­ной и обиль­ной вся­ки­ми бе­да­ми жиз­ни».
По­сле это­го пла­ча Стра­то­ни­ка по­ло­жи­ла ру­ку свя­то­го на том ме­сте, ко­то­рое он сам бла­го­во­лил ука­зать, и при­ве­ла в ис­пол­не­ние все им за­ве­щан­ное. А Хри­за­фий, дав­ший зо­ло­той вы­куп за гла­ву свя­то­го Иеро­на, через несколь­ко вре­ме­ни по­стро­ил цер­ковь на ме­сте, где бы­ли усе­че­ны свя­тые му­че­ни­ки, и с че­стью по­ло­жил в ней гла­ву му­че­ни­ка, про­слав­ляя Свя­тую Тро­и­цу.

☦️
Мученик Феодо́т Анкирский, корчемник.
Свя­той му­че­ник Фе­о­дот и свя­тые му­че­ни­цы семь дев – Те­ку­са, Фа­и­на, Клав­дия, Мат­ро­на, Иулия, Алек­сандра и Ев­фра­сия – жи­ли во 2-й по­ло­вине III ве­ка в го­ро­де Ан­ки­ре, Га­ла­тий­ской об­ла­сти, и му­че­ни­че­ски скон­ча­лись за Хри­ста в на­ча­ле IV ве­ка.
(см. житие свя­тых му­че­ни­ц семи дев от 19 ноября)

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/433

☦️
Мученик Меласи́пп и мученица Каси́ния и сын их, мученик Антони́н.
Свя­тые му­че­ни­ки Ме­ла­сипп и Ка­си­ния и сын их Ан­то­нин по­стра­да­ли в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Юли­а­на От­ступ­ни­ка в го­ро­де Ан­ки­ре во Фри­гии в 363 го­ду. Свя­тые му­че­ни­ки Ме­ла­сипп и Ка­си­ния, ис­тер­зан­ные же­лез­ны­ми крю­чья­ми и изуро­до­ван­ные, скон­ча­лись под пыт­ка­ми. Сын их, от­рок Ан­то­нин, ко­то­ро­го го­ни­тель за­став­лял смот­реть на му­ки ро­ди­те­лей, плю­нул в ли­цо им­пе­ра­то­ру-Бо­го­от­ступ­ни­ку. За это он был под­верг­нут же­сто­чай­шим пыт­кам, в ко­то­рых оста­вал­ся невре­ди­мым, за­тем обез­глав­лен. Со­рок юно­шей, ви­дев­шие, что Гос­подь хра­нит ис­по­вед­ни­ка Сво­е­го Ан­то­ни­на и пыт­ки не при­чи­ня­ют ему вре­да, уве­ро­ва­ли во Хри­ста, от­кры­то ис­по­ве­да­ли свою ве­ру и при­ня­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/974

☦️
Мученики Авкт, Таврио́н и мученица Фессалони́кия.
Свя­тая Фес­са­ло­ни­кия бы­ла до­че­рью язы­че­ско­го жре­ца. Ко­гда нече­сти­вый отец узнал, что его дочь ста­ла хри­сти­ан­кой, он без­жа­лост­но из­бил ее и вы­гнал из до­ма, ли­шив вся­ких средств к про­пи­та­нию. Свя­тые Авкт и Та­ври­он пы­та­лись за­сту­пить­ся за хри­сти­ан­ку и вра­зу­мить оже­сто­чив­ше­го­ся от­ца. Жрец до­нес на них, и они бы­ли схва­че­ны. Ис­по­ве­дав пе­ред му­чи­те­ля­ми свою ве­ру во Хри­ста и пре­тер­пев же­сто­кие пыт­ки, свя­тые бы­ли обез­глав­ле­ны. Вско­ре по­сле их му­че­ни­че­ской кон­чи­ны умер­ла и свя­тая Фес­са­ло­ни­кия. Те­ло ее бы­ло с че­стью по­гре­бе­но в го­ро­де Ам­фи­по­ле в Ма­ке­до­нии вме­сте со свя­ты­ми му­че­ни­ка­ми Авк­том и Та­ври­о­ном.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/975

☦️
Преподобный Ла́зарь Галисийский, иеромонах.
Пре­по­доб­ный Ла­зарь Га­ли­сий­ский ро­дил­ся в Ли­дии, в го­ро­де Маг­не­зии. Об­ра­зо­ван­ный и бо­го­лю­би­вый юно­ша, Ла­зарь стал ино­ком в оби­те­ли свя­то­го Сав­вы, ос­но­ван­ной ве­ли­ким по­движ­ни­ком бла­го­че­стия в Па­ле­стине. Де­сять лет про­вел пре­по­доб­ный в сте­нах этой оби­те­ли, стя­жав лю­бовь и бла­го­го­ве­ние бра­тии пе­ред вы­со­той его мо­на­ше­ско­го по­дви­га.
Ру­ко­по­ло­жен­ный Иеру­са­лим­ским пат­ри­ар­хом во пре­сви­те­ра, пре­по­доб­ный Ла­зарь воз­вра­тил­ся на ро­ди­ну и по­се­лил­ся неда­ле­ко от Ефе­са на пу­стын­ной го­ре Га­ли­сий­ской. Здесь он был удо­сто­ен чуд­но­го ви­де­ния: ог­нен­ный столп, вос­хо­дя­щий на небо, окру­жа­ли Ан­ге­лы, по­ю­щие: «Да вос­креснет Бог и рас­то­чат­ся вра­зи Его». На ме­сте, где свя­то­му бы­ло яв­ле­но это чу­до, он по­стро­ил храм во имя Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва и при­нял на се­бя по­двиг столп­ни­че­ства. Вско­ре к ве­ли­ко­му по­движ­ни­ку ста­ли сте­кать­ся ино­ки, жаж­ду­щие муд­ро­го ду­хов­но­го окорм­ле­ния Бо­го­вдох­но­вен­ным сло­вом и бла­гим при­ме­ром свя­то­го. Так воз­ник мо­на­стырь.
По­лу­чив от­кро­ве­ние о сво­ей ско­рой кон­чине, пре­по­доб­ный опо­ве­стил об этом бра­тию, но по слез­ной мо­лит­ве всех Гос­подь про­длил зем­ную жизнь свя­то­го Ла­за­ря еще на 15 лет.
Пре­по­доб­ный Ла­зарь скон­чал­ся 72-х лет, в 1053 го­ду. Бра­тия по­хо­ро­ни­ла те­ло свя­то­го в стол­пе, на ко­то­ром он под­ви­зал­ся. Пре­по­доб­ный про­слав­лен мно­ги­ми по­смерт­ны­ми чу­де­са­ми.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/976

☦️
Преподобный Зоси́ма Ворбозомский
Пре­по­доб­ный Зо­си­ма Вор­бо­зо­мский был ос­но­ва­те­лем мо­на­сты­ря в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на ост­ро­ве Вор­бо­зо­мско­го озе­ра, на­хо­див­ше­го­ся в 23 вер­стах к югу от Бе­ло­зер­ска. Ос­но­ван мо­на­стырь был еще в XV ве­ке, так как из­вест­но, что в 1501 го­ду на­сто­я­те­лем мо­на­сты­ря был игу­мен Иона, уче­ник пре­по­доб­но­го Зо­си­мы. Мо­на­стырь вхо­дил в чис­ло тех мно­го­чис­лен­ных пу­сты­ней (неболь­ших мо­на­сты­рей), ко­то­рые, об­ра­зуя со­бой так на­зы­ва­е­мое ино­че­ское «За­вол­жье», рас­по­ла­га­лись во­круг Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Зо­си­ма в пер­вой по­ло­вине XVI ве­ка. Из­вест­но, что пре­по­доб­ный на­пи­сал по­уче­ние и по­сла­ние сво­ей ду­хов­ной до­че­ри Ана­ста­сии.

☦️
Преподобный Кирилл Белый, Новоезерский (Новгородский).
Мо­щи преподобного Кирилла Белого, Новоезерского (Новгородского) бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми при за­клад­ке в его оби­те­ли но­во­го хра­ма, ко­то­рый по обе­ту стро­ил­ся бо­яри­ном Мо­ро­зо­вым, по­лу­чив­шим по мо­лит­вам к св. по­движ­ни­ку спа­се­ние от мно­гих бед.
(см. житие прп. Кирилла Белого от 17 февраля)

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-kirill-novoezerskij-novgorodskij

☦️
Священномученик Кирилл (Смирнов), Казанский, митрополит.
Свя­щен­но­му­че­ник Ки­рилл, мит­ро­по­лит Ка­зан­ский и Сви­яж­ский (в ми­ру Смир­нов Кон­стан­тин Ила­ри­о­но­вич) ро­дил­ся в се­мье пса­лом­щи­ка 26 ап­ре­ля 1863 го­да в го­ро­де Крон­штадт Санкт-Пе­тер­бург­ской гу­бер­нии.
В 1887 го­ду Кон­стан­тин окон­чил Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия. 21 но­яб­ря 1887 го­да он был ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ни­ка и опре­де­лён к Вос­кре­сен­ской церк­ви Об­ще­ства трез­во­сти в Санкт-Пе­тер­бур­ге, од­новре­мен­но ис­пол­няя обя­зан­но­сти за­ко­но­учи­те­ля Ели­са­вет­поль­ской гим­на­зии и 2-й гим­на­зии Санкт-Пе­тер­бур­га.
С 1900 го­да отец Кон­стан­тин был на­зна­чен на долж­ность на­сто­я­те­ля Крон­штадт­ско­го Свя­то-Тро­иц­ко­го клад­би­щен­ско­го хра­ма. 15 лет ба­тюш­ка про­слу­жил в свя­щен­ни­че­ском сане. Неожи­дан­ная смерть ма­лень­кой Оль­ги, му­чи­тель­но уми­рав­шей от про­гло­чен­ной иг­лы, вслед за тем и — же­ны, не пе­ре­жив­шей го­ря, по­двиг­ла 38-лет­не­го от­ца Кон­стан­ти­на в 1902 го­ду при­нять мо­на­ше­ство.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-kirill-smirnov

☦️
Священномученик Михаил Адамонтов, пресвитер.
Свя­щен­ник Ми­ха­ил Пет­ро­вич Ада­мон­тов ро­дил­ся в 1892 го­ду в Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии. Слу­жил в се­ле Бе­рен­де­ев­ка Лы­с­ков­ско­го рай­о­на Ни­же­го­род­ской об­ла­сти. 15 сен­тяб­ря 1937 го­да был аре­сто­ван. Ви­нов­ным се­бя не при­знал, при­го­во­рен к рас­стре­лу и рас­стре­лян.

☦️
Священномученики Александр Ильинский, Александр Курмышский, Павлин Старополев и Николай Троицкий, пресвитеры.
В ночь с 20 на 21 ок­тяб­ря 1937 го­да бы­ли аре­сто­ва­ны свя­щен­ни­ки Пе­ре­воз­ско­го рай­о­на Ни­же­го­род­ской об­ла­сти. След­ствие шло ме­нее ме­ся­ца, и 11 но­яб­ря все бы­ли при­го­во­ре­ны к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния и рас­стре­ля­ны. Па­мять че­ты­рех из них Цер­ковь празд­ну­ет се­го­дня:
• Свя­щен­ник Алек­сандр Ива­но­вич Ильин­ский ро­дил­ся в 1899 го­ду в се­ле Пу­стынь Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии. Слу­жил в се­ле Боль­шие Ке­ма­ры. Он об­ви­нял­ся, как и дру­гие, в том, что яв­лял­ся ру­ко­во­ди­те­лем ан­ти­со­вет­ской груп­пы и вы­ска­зы­вал недо­воль­ство со­вет­ской вла­стью.
• Свя­щен­ник Алек­сандр Ми­хай­ло­вич Кур­мыш­ский ро­дил­ся в 1879 го­ду в го­ро­де Сим­бир­ске, окон­чил ду­хов­ную се­ми­на­рию, слу­жил в хра­ме се­ла Та­най­ко­во.
• Свя­щен­ник Пав­лин Ива­но­вич Ста­ро­полев ро­дил­ся в 1865 го­ду в се­ле Бы­ко­вы Го­ры Спас­ско­го уез­да Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии, окон­чил ду­хов­ную се­ми­на­рию, слу­жил в се­ле Дуб­ское.
• Свя­щен­ник Ни­ко­лай Алек­се­е­вич Тро­иц­кий ро­дил­ся в 1885 го­ду в се­ле Ло­бас­ки Ичал­ков­ско­го уез­да в Мор­до­вии, слу­жил в се­ле Ре­ве­зень.
На до­про­сах му­че­ни­ки дер­жа­лись с до­сто­ин­ством и от­вер­га­ли все об­ви­не­ния.

☦️
Священномученик Михаил Гусев, пресвитер.
Ми­ха­ил Гу­сев ро­дил­ся 25 ок­тяб­ря 1890 го­да в се­мье свя­щен­ни­ка Се­ра­фи­мо-Ди­ве­ев­ско­го мо­на­сты­ря Иоан­на Гу­се­ва. Ми­ха­ил Ива­но­вич в 1913 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и на­зна­чен в Се­ра­фи­мо-Ди­ве­ев­ский мо­на­стырь.
В 1927 го­ду мо­на­стырь был за­крыт. В празд­ник Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ми­ли­ци­о­нер за­пре­тил сест­рам зво­нить ко все­нощ­ной. Отец Ми­ха­ил в это вре­мя го­то­вил­ся к служ­бе. Он вы­шел из хра­ма узнать, по­че­му не бла­го­ве­стят, ведь ди­ве­ев­ские зво­нар­ки ни­ко­гда не опаз­ды­ва­ли. Толь­ко ба­тюш­ка под­бе­жал к ко­ло­кольне, как тут же был аре­сто­ван.
Его увез­ли в ар­за­мас­скую тюрь­му. Вол­ну­ясь о судь­бе му­жа, Ни­на Ива­нов­на по­еха­ла в се­ло Пу­зо (сей­час Су­во­ро­во) к бла­жен­ной Ма­рии Ива­новне. Та ска­за­ла: «Он бу­дет слу­жить, где боль­шие тру­бы».
Через две неде­ли отец Ми­ха­ил был осво­бож­ден. Вско­ре его на­зна­чи­ли на­сто­я­те­лем хра­ма Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в Ку­ле­ба­ках, где был круп­ный ме­тал­лур­ги­че­ский за­вод. То­гда стал ясен смысл слов бла­жен­ной о «боль­ших тру­бах».

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-mihail-gusev

☦️
Священномученики Александр Крылов и Павел Борисоглебский, пресвитеры.
Алек­сандр Ива­но­вич Кры­лов ро­дил­ся в 1879 го­ду в се­ле Вар­га­ны Лы­с­ков­ско­го уез­да Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии. Слу­жил свя­щен­ни­ком в се­ле Ля­пу­ны Лы­с­ков­ско­го рай­о­на Ни­же­го­род­ской об­ла­сти. 17 сен­тяб­ря 1937 го­да он был аре­сто­ван на ос­но­ва­нии по­ка­за­ний, вы­му­чен­ных под пыт­кой у аре­сто­ван­ных ра­нее. От­ца Алек­сандра об­ви­ни­ли в том, что он буд­то бы участ­во­вал в со­жже­нии два­дца­ти до­мов и скир­ды со­ло­мы в се­ле Ост­ров­ском, кол­хоз­но­го дво­ра в се­ле Ува­ро­ве и мель­ни­цы в де­ревне Гу­ги­но. Отец Алек­сандр от­верг все об­ви­не­ния. 11 но­яб­ря 1937 го­да он был при­го­во­рен Трой­кой УНКВД к рас­стре­лу и рас­стре­лян.

По то­му же де­лу был аре­сто­ван свя­щен­ник Па­вел Ва­си­лье­вич Бо­ри­со­глеб­ский. Он ро­дил­ся в Ва­силь­сур­ске Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии. Слу­жил в се­ле Пло­тин­ское Лы­с­ков­ско­го рай­о­на Ни­же­го­род­ской об­ла­сти. Отец Па­вел был аре­сто­ван 24 июля 1937 го­да и об­ви­нен в том, что, на­хо­дясь в ссыл­ке, в 1930–1931 го­дах до­пу­стил ан­ти­со­вет­ские вы­ска­зы­ва­ния. Ви­нов­ным се­бя не при­знал. 11 но­яб­ря 1937 го­да был при­го­во­рен к рас­стре­лу и рас­стре­лян.

☦️
Священномученик Николай Романовский, пресвитер.
Ни­ко­лай Алек­сан­дро­вич Ро­ма­нов­ский ро­дил­ся в 1869 го­ду в го­ро­де Ни­ко­ла­е­ве Хер­сон­ской гу­бер­нии, про­ис­хо­дил из потом­ствен­но­го свя­щен­ни­че­ско­го ро­да. Об­ра­зо­ва­ние бу­ду­щий му­че­ник по­лу­чил в Одес­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, ко­то­рую окон­чил в 1890 го­ду. В этом же го­ду Ни­ко­лай был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к церк­ви се­ла Кас­пи­ро-Ни­ко­ла­ев­ка, при ко­то­рой он ос­но­вал цер­ков­но-при­ход­скую шко­лу.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-romanovskij

☦️
Свя­щен­но­му­че­ни­ки Мол­ча­нов Алек­сей Ан­дре­евич, Мош­ков Иоанн Иоан­но­вич, Вла­ди­мир­ский Ве­ни­а­мин Ксе­но­фон­то­вич.
15 сен­тяб­ря аре­сто­ва­ли диа­ко­на Иоан­на Иоан­но­ви­ча Мош­ко­ва 1885 го­да рож­де­ния, слу­жив­ше­го в се­ле Ис­а­ды Лы­с­ков­ско­го рай­о­на Ни­же­го­род­ской об­ла­сти, и диа­ко­на Ве­ни­а­ми­на Ксе­но­фон­то­ви­ча Вла­ди­мир­ско­го 1892 го­да рож­де­ния, слу­жив­ше­го в се­ле Про­сек Лы­с­ков­ско­го рай­о­на. Еще 13 сен­тяб­ря в се­ле Ива­нов­ском Лы­с­ков­ско­го рай­о­на аре­сто­ва­ли ве­ру­ю­щую 62-х лет­нюю жен­щи­ну Ели­за­ве­ту Ива­нов­ну Си­до­ро­ву. У сле­до­ва­те­ля не бы­ло ни­ка­ких до­ка­за­тельств их ви­ны. Несмот­ря на пыт­ки, аре­сто­ван­ные стой­ко со­про­тив­ля­лись ого­во­ру. Они бы­ли при­го­во­ре­ны к рас­стре­лу и рас­стре­ля­ны. По то­му же де­лу был аре­сто­ван свя­щен­ник се­ла Вал­ки Лы­с­ков­ско­го рай­о­на Алек­сей Ан­дре­евич Мол­ча­нов, не под­пи­сав­ший лже­сви­де­тель­ства.

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн Ива­но­вич Мош­ков ро­дил­ся 25 сен­тяб­ря 1885 го­да в се­ле Бо­го­род­ское Сер­гач­ско­го уез­да Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии в се­мье сель­ско­го са­пож­ни­ка. Окон­чил сель­скую шко­лу. По­сле 1917 го­да слу­жил пса­лом­щи­ком в Ни­коль­ской церк­ви се­ла Ис­а­ды, ныне Лы­с­ков­ско­го рай­о­на Ни­же­го­род­ской об­ла­сти. 15 сен­тяб­ря 1937 го­да аре­сто­ван по об­ви­не­нию в «ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти». Про­хо­дил по од­но­му де­лу со свя­щен­но­му­че­ни­ка­ми свя­щен­ни­ком Алек­си­ем Мол­ча­но­вым и диа­ко­ном Ве­ни­а­ми­ном Вла­ди­мир­ским, с му­че­ни­цей Ели­са­ве­той Си­до­ро­вой и боль­шой груп­пой ду­хо­вен­ства сел Лы­с­ков­ско­го рай­о­на. За­клю­чен в тюрь­му го­ро­да Горь­ко­го. Ви­нов­ным се­бя не при­знал. 11 но­яб­ря 1937 го­да Осо­бой трой­кой при УНКВД по Горь­ков­ской об­ла­сти в чис­ле 21 об­ви­ня­е­мо­го при­го­во­рен к рас­стре­лу. Диа­кон Иоанн Мош­ков Каз­нен 20 но­яб­ря, по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на Буг­ров­ском клад­би­ще го­ро­да Горь­ко­го.

Свя­щен­но­му­че­ник Ве­ни­а­мин Ксе­но­фон­то­вич Вла­ди­мир­ский ро­дил­ся 10 ок­тяб­ря 1892 го­да в се­ле Него­но­во Ма­ка­рьев­ско­го уез­да Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на. По­сле окон­ча­ния Ду­хов­но­го учи­ли­ща слу­жил пса­лом­щи­ком. В 20-х го­дах был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и слу­жил в Ни­коль­ском хра­ме в се­ле Про­сек Ма­ка­рьев­ско­го уез­да Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии (ныне Лы­с­ков­ский рай­он Ни­же­го­род­ской об­ла­сти). Свя­щен­ник Ве­ни­а­мин Вла­ди­мир­ский был аре­сто­ван 15 сен­тяб­ря 1937 го­да, по­ме­щен в тюрь­му в Горь­ком. Об­ви­нен в уча­стии в «цер­ков­но-фа­шист­ской, ди­вер­си­он­но-тер­ро­ри­сти­че­ской ор­га­ни­за­ции», про­ве­де­нии «контр­ре­во­лю­ци­он­ной ра­бо­ты сре­ди ан­ти­со­вет­ской ча­сти учи­тель­ства», при­вле­че­нии учи­те­лей «к контр­ре­во­лю­ци­он­ной под­рыв­ной де­я­тель­но­сти». Отец Ве­ни­а­мин ви­нов­ным се­бя не при­знал. Рас­стре­лян 20 но­яб­ря 1937 го­да по при­го­во­ру трой­ки УНКВД по Горь­ков­ской об­ла­сти от 11 но­яб­ря. По­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на Буг­ров­ском клад­би­ще в Ниж­нем Нов­го­ро­де.

Му­че­ни­ца Ели­са­ве­та Ива­нов­на Си­до­ро­ва ро­ди­лась 5 сен­тяб­ря 1875 го­да в се­ле Ива­нов­ское Ма­ка­рьев­ско­го уез­да Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии (ныне Бор­ский рай­он Ни­же­го­род­ской об­ла­сти) в кре­стьян­ской се­мье. 13 сен­тяб­ря 1937 го­да аре­сто­ва­на «как ак­тив­ная цер­ков­ни­ца» и «участ­ни­ца контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­но-фа­шист­ской ор­га­ни­за­ции» вме­сте со свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми и ми­ря­на­ми Лы­с­ков­ско­го рай­о­на Горь­ков­ской об­ла­сти. За­клю­че­на в тюрь­му го­ро­да Горь­ко­го. Ви­нов­ной се­бя не при­зна­ла, по­ка­за­ния на дру­гих аре­сто­ван­ных да­вать от­ка­за­лась. 11 но­яб­ря то­го же го­да Осо­бой трой­кой УНКВД по Горь­ков­ской об­ла­сти при­го­во­ре­на к рас­стре­лу. Каз­не­на 20 но­яб­ря. По­гре­бе­на в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Священномученик Васи́лий Краснов, пресвитер.
Ва­си­лий Ти­мо­фе­е­вич Крас­нов ро­дил­ся в 1886 го­ду в де­ревне Ка­ли­нов­ка Бу­гу­рус­лан­ско­го уез­да Са­мар­ской гу­бер­нии (ныне Сер­ги­ев­ско­го рай­о­на Са­мар­ской об­ла­сти). Из кре­стьян­ской се­мьи. По­сле окон­ча­ния 4 клас­сов Ду­хов­ной се­ми­на­рии слу­жил пса­лом­щи­ком в де­ревне Пав­лов­ке Бу­гу­рус­лан­ско­го уез­да. В 1914 го­ду был при­зван в ар­мию, во­е­вал до ян­ва­ря 1918 го­да. С сен­тяб­ря по но­ябрь 1919 го­да слу­жил в Крас­ной Ар­мии. В 1921 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во иерея.
4 июня 1935 го­да отец Ва­си­лий был аре­сто­ван, осо­бым со­ве­ща­ни­ем при НКВД СССР и при­го­во­рен к 3 го­дам ИТЛ. 16 де­каб­ря при­был в Ка­ра­ган­дин­ский ИТЛ, ра­бо­тал сто­ро­жем. В сто­рож­ке, где он жил, со­би­ра­лись для об­щей мо­лит­вы за­клю­чен­ные-свя­щен­ни­ки. В ок­тяб­ре 1937 го­да отец Ва­си­лий вме­сте с дру­ги­ми участ­ни­ка­ми мо­лит­вен­ных со­бра­ний был аре­сто­ван, об­ви­нен в том, что «вхо­дил в контр­ре­во­лю­ци­он­ную груп­пу… при­ни­мал уча­стие в неле­галь­ных сбо­ри­щах этой груп­пы, на ко­то­рых ве­лись контр­ре­во­лю­ци­он­ные раз­го­во­ры, пред­став­лял по лич­но­му по­чи­ну свое по­ме­ще­ние (сто­рож­ку) для этих сбо­ров». Отец Ва­си­лий, не от­ри­цая фак­та мо­лит­вен­ных со­бра­ний, в предъ­яв­лен­ных об­ви­не­ни­ях ви­нов­ным се­бя не при­знал. Аре­сто­ван­ные свя­щен­ни­ки бы­ли рас­стре­ля­ны по по­ста­нов­ле­нию трой­ки УНКВД по Ка­ра­ган­дин­ской об­ла­сти от 20 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бе­ны в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Мученик Николай Филиппов.
Ни­ко­лай Фе­до­ро­вич Филип­пов ро­дил­ся в 1885 го­ду в се­ле Ма­ка­рье­во Лы­с­ков­ско­го уез­да Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии. Всю жизнь он про­жил в Ма­ка­рье­ве, и ко­гда раз­го­ре­лось в 1937 го­ду пла­мя го­не­ний, был в хра­ме род­но­го се­ла ста­ро­стой. Су­ще­ству­ет мне­ние, что он при­нял свя­щен­ный сан. 13 сен­тяб­ря 1937 го­да он был аре­сто­ван. Все предъ­яв­лен­ные об­ви­не­ния от­верг и был 11 но­яб­ря 1937 го­да при­го­во­рен к рас­стре­лу и рас­стре­лян.

☦️
Священномученик Се́ргий (Зверев), архиепископ Елецкий, Мелитопольский.
Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий, ар­хи­епи­скоп Елец­кий (в ми­ру Зве­рев Алек­сандр Ми­хай­ло­вич) ро­дил­ся 4 фев­ра­ля 1870 го­да в Пет­ро­пав­лов­ске, в се­мье свя­щен­ни­ка. Окон­чил Се­ми­на­рию, Санкт-Пе­тер­бург­ский Уни­вер­си­тет, При­двор­ную пев­че­скую ка­пел­лу со зва­ни­ем ре­ген­та. В 1899 го­ду Алек­сандр Ми­хай­ло­вич за­вер­шил обу­че­ние в Мос­ков­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия. Был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка, слу­жил ин­спек­то­ром жен­ско­го епар­хи­аль­но­го учи­ли­ща Та­ври­че­ской епар­хии, за­тем при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Сер­гий и был воз­ве­дён в сан ар­хи­манд­ри­та.
В 1922 го­ду отец Сер­гий был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Се­ва­сто­поль­ско­го. Есть дан­ные об укло­не­нии нена­дол­го в об­нов­лен­че­ский рас­кол (в 1924 го­ду); по по­ка­я­нии при­нят в ло­но Пра­во­слав­ной Рус­ской Церк­ви.
В 1925 го­ду Вла­ды­ка ста­но­вит­ся епи­ско­пом Ме­ли­то­поль­ским. Он вхо­дил во вре­мен­ный со­став Свя­щен­но­го Си­но­да, учре­ждён­ный св. Пат­ри­ар­хом Ти­хо­ном в 1925 го­ду.В 1925–1926 го­ды Свя­ти­тель вре­мен­но управ­ля­ет Са­мар­ской епар­хи­ей (по при­чине за­клю­че­ния епи­ско­па Са­мар­ско­го Ана­то­лия (Гри­сю­ка). В 1926 го­ду Вла­ды­ка был аре­сто­ван, при­го­во­рён к двум го­дам ссыл­ки. В 1927 го­ду воз­ве­дён в сан ар­хи­епи­ско­па. Есть све­де­ния, что по­сле вы­хо­да Де­кла­ра­ции мит­ро­по­ли­та Сер­гия, Вла­ды­ка на­хо­дил­ся в скры­той оп­по­зи­ции к нему и не по­ми­нал его име­ни за бо­го­слу­же­ни­ем.
С 1929 по 1935 го­ды Вла­ды­ка яв­лял­ся ар­хи­епи­ско­пом Елец­ким. В 1935 го­ду он был аре­сто­ван «за ан­ти­со­вет­скую про­па­ган­ду» и при­го­во­рён к пя­ти го­дам ла­ге­рей. 31 ок­тяб­ря (13 но­яб­ря н. ст.) 1937 го­да Вла­ды­ка был рас­стре­лян в Ка­ра­ган­дин­ском конц­ла­ге­ре.
Про­слав­лен в 1999 го­ду Свя­щен­ным Си­но­дом Укра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Про­слав­ле­ние со­сто­я­лось в го­ро­де Ме­ли­то­поль.

☦️
Мученик Гео́ргий Юренев.
Му­че­ник Ге­ор­гий Ни­ко­ла­е­вич Юре­нев ро­дил­ся 8 де­каб­ря 1887 го­да в Ви­теб­ске в дво­рян­ской се­мье. В 1910 го­ду окон­чил юри­ди­че­ский фа­куль­тет Санкт-Пе­тер­бург­ско­го уни­вер­си­те­та. Ра­бо­тал сек­ре­та­рем Ви­теб­ско­го окруж­но­го су­да, был из­бран го­род­ским су­дьей Ви­теб­ска.
В мае 1920 го­да аре­сто­ван со­вет­ски­ми вла­стя­ми и вы­слан из Ви­теб­ска. По­се­лил­ся в Тве­ри (в 1931–1990 гг. – го­род Ка­ли­нин) и, по­сколь­ку юри­ди­че­ская де­я­тель­ность бы­ла для него за­кры­та, ра­бо­тал ста­ти­сти­ком-эко­но­ми­стом в го­род­ском от­де­ле здра­во­охра­не­ния.
15 мар­та 1936 го­да вновь аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му Ка­ли­ни­на. 8 мая об­ви­нен «в уча­стии в контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции» и в сры­ве ме­ро­при­я­тий со­вет­ской вла­сти. Ви­нов­ным се­бя не при­знал.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-georgij-jurenev

☦️
Священномученик Константин (Голубев), Богородский, пресвитер и иже с ним два мученика.
(см. житие от 2 октября)

☦️
Икона Богородицы «Взыграние» (Угрешская).
На про­тя­же­нии мно­гих лет ико­на бы­ла од­ним из сим­во­лов Ни­ко­ло–Уг­реш­ской оби­те­ли (ныне г. Дзер­жин­ский Мос­ков­ской об­ла­сти). Ис­то­рия со­зда­ния оби­те­ли свя­за­на с име­нем свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Ди­мит­рия Дон­ско­го. Во вре­мя по­хо­да свя­то­го кня­зя на Ку­ли­ко­во сра­же­ние ему в 15 вер­стах от Моск­вы, в вет­вях де­ре­вьев, неожи­дан­но яви­лась ико­на свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца. Уви­дев неве­до­мо от­ку­да по­явив­ший­ся об­раз, князь вос­при­нял это как знак осо­бо­го Бо­жье­го бла­го­сло­ве­ния и об­ра­до­ва­но вос­клик­нул: «Сия вся уг­ре­ша (со­гре­ло) серд­це мое!» – и дал обет в слу­чае по­бе­ды со­здать на этом ме­сте мо­на­стырь.
Так на кар­те Рос­сии по­явил­ся Уг­реш­ский мо­на­стырь с со­бор­ным хра­мом в честь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, про­зван­ный так­же Ни­ко­ло-Уг­реш­ским, в ко­то­ром впо­след­ствии яви­лась чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, по­лу­чив­шая на­зва­ние «Взыг­ра­ние».
По­сле ре­во­лю­ции, во вре­мя ра­зо­ре­ния оби­те­ли ико­на ис­чез­ла. До на­ших дней со­хра­нил­ся спи­сок чу­до­твор­ной ико­ны 1814 го­да. В на­сто­я­щее вре­мя этот древ­ний об­раз яв­ля­ет­ся ча­стью со­бра­ния Мос­ков­ско­го Го­судар­ствен­но­го объ­еди­нен­но­го му­зея-за­по­вед­ни­ка. В 90-х го­дах XX ве­ка с него бы­ло вы­пол­не­но несколь­ко спис­ков, один из ко­то­рых был пе­ре­дан Ни­ко­ло-Уг­реш­ско­му мо­на­сты­рю и ныне на­хо­дит­ся в му­зее-риз­ни­це оби­те­ли.
В оби­те­ли на­хо­дит­ся ещё один чти­мый об­раз ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Взыг­ра­ние».

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-vzygranie


Жития
Писание