⏳ 2022.11.19 (сб)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 23я по Пятидесятнице (глас 5й)
• суббота

☀️ неподвижный годовой круг:
19 ноября (6 ноября)
• мцц. Теку́сы, Александры, Пола́ктии, Клавдии, Евфра́сии (Евфросинии), Афанасии, Матроны (III)
• сщмч. Павла I Константинопольского (после 350)
• прп. Луки Тавроменийского (ок. 800–820)
• прп. Варлаа́ма Хутынского (1192)
• прп. Луки Печерского (XIII)
• свт. Германа Казанского (1567)
• прп. Варлаама Керетского (XVI)
• сщмчч. Никиты (Делекторского) Орехово-Зуевского, Анатолия (Бержицкого), Арсения (Троицкого), Николая (Дворицкого), Николая (Протасова), Константина (Любомудрова), прмчч. Варлаама (Никольского), Гавриила (Владимирова), Гавриила (Гура), прмцц. Нины (Шуваловой), Серафи́мы (Горшковой) (1937)
• сщмч. Василия (Крылова) (1938)


☦️
Мученицы Теку́са, Александра, Кла́вдия, Евфра́сия, Афана́сия, Матро́на и Пола́ктия Анкирская (Коринфская).
Свя­той му­че­ник Фе­о­дот и свя­тые му­че­ни­цы семь дев – Те­ку­са, Фа­и­на, Клав­дия, Мат­ро­на, Иулия, Алек­сандра и Ев­фра­сия – жи­ли во 2-й по­ло­вине III ве­ка в го­ро­де Ан­ки­ре, Га­ла­тий­ской об­ла­сти, и му­че­ни­че­ски скон­ча­лись за Хри­ста в на­ча­ле IV ве­ка. Свя­той Фе­о­дот был «кор­чем­ни­ком», имел свою го­сти­ни­цу, был же­нат. Уже то­гда он до­стиг вы­со­ко­го ду­хов­но­го со­вер­шен­ства: со­блю­дал чи­сто­ту и це­ло­муд­рие, вос­пи­ты­вал в се­бе воз­дер­жа­ние, по­ко­рял плоть ду­ху, упраж­ня­ясь в по­сте и мо­лит­ве. Сво­и­ми бе­се­да­ми он при­во­дил иуде­ев и языч­ни­ков к хри­сти­ан­ской ве­ре, а греш­ни­ков – к рас­ка­я­нию и ис­прав­ле­нию. Свя­той Фе­о­дот вос­при­ял от Гос­по­да дар ис­це­ле­ний и вра­че­вал боль­ных воз­ло­же­ни­ем на них рук.
Во вре­мя го­не­ния им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на (284–305) на хри­сти­ан в го­род Ан­ки­ру был на­зна­чен из­вест­ный сво­ей же­сто­ко­стью пра­ви­тель Фео­текн. Мно­гие хри­сти­ане бе­жа­ли из го­ро­да, остав­ляя свои до­ма и иму­ще­ство. Фео­текн опо­ве­стил всех хри­сти­ан, что они обя­за­ны при­не­сти жерт­ву идо­лам, в слу­чае же от­ка­за бу­дут пре­да­ны на му­че­ния и смерть. Языч­ни­ки при­во­ди­ли хри­сти­ан на му­че­ния, а иму­ще­ство их рас­хи­ща­ли.
В стране на­сту­пил го­лод. В эти су­ро­вые дни свя­той Фе­о­дот в сво­ей го­сти­ни­це да­вал при­ют хри­сти­а­нам, остав­шим­ся без кро­ва, пи­тал их, скры­вал под­вер­гав­ших­ся пре­сле­до­ва­нию, из сво­их за­па­сов да­вал в ра­зо­рен­ные церк­ви все необ­хо­ди­мое для со­вер­ше­ния Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии. Он бес­страш­но про­ни­кал в тюрь­мы, ока­зы­вая по­мощь невин­но осуж­ден­ным, убеж­дая быть до кон­ца вер­ны­ми Хри­сту Спа­си­те­лю. Фе­о­дот не стра­шил­ся по­гре­бать остан­ки свя­тых му­че­ни­ков, тай­но уно­ся их или вы­ку­пая за день­ги у во­и­нов. Ко­гда в Ан­ки­ре хри­сти­ан­ские церк­ви бы­ли ра­зо­ре­ны и за­кры­ты, Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию ста­ли со­вер­шать в его го­сти­ни­це. Со­зна­вая, что ему то­же пред­сто­ит му­че­ни­че­ский по­двиг, свя­той Фе­о­дот в бе­се­де со свя­щен­ни­ком Фрон­то­ном пред­ска­зал, что ему в ско­ром вре­ме­ни до­ста­вят му­че­ни­че­ские мо­щи на ме­сто, вы­бран­ное ими обо­и­ми. В под­твер­жде­ние этих слов свя­той Фе­о­дот от­дал свой пер­стень свя­щен­ни­ку.
В то вре­мя смерть за Хри­ста при­ня­ли семь свя­тых дев, из ко­то­рых стар­шая, свя­тая Те­ку­са, бы­ла тет­кой свя­то­го Фе­о­до­та. Свя­тые де­вы – Те­ку­са, Фа­и­на, Клав­дия, Мат­ро­на, Иулия, Алек­сандра и Ев­фра­сия с юных лет по­свя­ти­ли се­бя Бо­гу, жи­ли в по­сто­ян­ных мо­лит­вах, по­сте, воз­дер­жа­нии, доб­рых де­лах и все до­стиг­ли стар­че­ско­го воз­рас­та. При­ве­ден­ные на суд как хри­сти­ан­ки, свя­тые де­вы му­же­ствен­но ис­по­ве­да­ли пе­ред Фео­тек­ном свою ве­ру во Хри­ста и бы­ли пре­да­ны ис­тя­за­ни­ям, но оста­лись непо­ко­ле­би­мы­ми. То­гда пра­ви­тель пре­дал их бес­стыд­ным юно­шам на осквер­не­ние. Свя­тые де­вы го­ря­чо мо­ли­лись, про­ся у Бо­га по­мо­щи. Свя­тая Те­ку­са упа­ла к но­гам юно­шей, сняв го­лов­ное по­кры­ва­ло, по­ка­за­ла им свою се­дую го­ло­ву. Юно­ши опом­ни­лись, са­ми за­пла­ка­ли и ушли прочь. То­гда пра­ви­тель по­ве­лел, чтобы свя­тые при­ня­ли уча­стие в празд­но­ва­нии «омо­ве­ния идо­лов», как это со­вер­ша­ли язы­че­ские жри­цы, но свя­тые де­вы сно­ва от­ка­за­лись. За это они бы­ли при­го­во­ре­ны к смер­ти. Каж­дой на шею был при­вя­зан тя­же­лый ка­мень, и все семь свя­тых дев бы­ли утоп­ле­ны в озе­ре. В сле­ду­ю­щую ночь свя­тая Те­ку­са яви­лась во сне свя­то­му Фе­о­до­ту, про­ся до­стать те­ла их и по­хо­ро­нить по-хри­сти­ан­ски. Свя­той Фе­о­дот, взяв с со­бой сво­е­го дру­га По­ли­хро­ния и дру­гих хри­сти­ан, на­пра­вил­ся к озе­ру. Бы­ло тем­но, и путь ука­зы­ва­ла го­ря­щая лам­па­да. Меж­ду тем пе­ред стра­жей, по­став­лен­ной языч­ни­ка­ми на бе­ре­гу озе­ра, явил­ся свя­той му­че­ник Со­сандр. Устра­шен­ная стра­жа об­ра­ти­лась в бег­ство. Ве­тер ото­гнал во­ду на дру­гую сто­ро­ну озе­ра. Хри­сти­ане по­до­шли к те­лам свя­тых му­че­ниц и увез­ли их к церк­ви, где и пре­да­ли по­гре­бе­нию. Узнав о по­хи­ще­нии тел свя­тых му­че­ниц, пра­ви­тель при­шел в ярость и при­ка­зал хва­тать без раз­бо­ра всех хри­сти­ан и пре­да­вать их му­че­ни­ям. Был схва­чен и По­ли­хро­ний. Не вы­дер­жав ис­тя­за­ний, он ука­зал на свя­то­го Фе­о­до­та как ви­нов­ни­ка по­хи­ще­ния тел. Свя­той Фе­о­дот стал го­то­вить­ся к смер­ти за Хри­ста; воз­не­ся вме­сте со все­ми хри­сти­а­на­ми усерд­ные мо­лит­вы, он за­ве­щал от­дать его те­ло свя­щен­ни­ку Фрон­то­ну, ко­то­ро­му ра­нее от­дал свой пер­стень. Свя­той пред­стал пе­ред су­дом. Ему по­ка­за­ли раз­лич­ные ору­дия му­че­ний и вме­сте с тем обе­ща­ли боль­шие по­че­сти и бо­гат­ство, ес­ли он от­ре­чет­ся от Хри­ста. Свя­той Фе­о­дот про­сла­вил Гос­по­да Иису­са Хри­ста, ис­по­ве­дал свою ве­ру в Него. В яро­сти языч­ни­ки пре­да­ли свя­то­го про­дол­жи­тель­ным ис­тя­за­ни­ям, но си­ла Бо­жия под­дер­жа­ла свя­то­го му­че­ни­ка. Он остал­ся жив и был от­ве­ден в тем­ни­цу. На сле­ду­ю­щее утро пра­ви­тель вновь при­ка­зал ис­тя­зать свя­то­го, но вско­ре по­нял, что по­ко­ле­бать его му­же­ство невоз­мож­но. То­гда он по­ве­лел от­сечь го­ло­ву му­че­ни­ку. Казнь со­вер­ши­лась, но под­няв­ша­я­ся бу­ря по­ме­ша­ла во­и­нам сжечь те­ло му­че­ни­ка. Во­и­ны, си­дя в па­лат­ке, оста­лись сте­речь те­ло. В это вре­мя свя­щен­ник Фрон­тон про­хо­дил близ­ле­жа­щей до­ро­гой, ве­дя ос­ла с по­кла­жей ви­на из сво­е­го ви­но­град­ни­ка. Око­ло ме­ста, где ле­жа­ло те­ло свя­то­го Фе­о­до­та, осел вдруг упал. Во­и­ны по­мог­ли под­нять его и рас­ска­за­ли Фрон­то­ну, что сте­ре­гут те­ло каз­нен­но­го хри­сти­а­ни­на Фе­о­до­та. Свя­щен­ник по­нял, что Гос­подь про­мыс­ли­тель­но при­вел его сю­да. Он воз­ло­жил свя­тые остан­ки на ос­ла и при­вез их на ме­сто, ука­зан­ное свя­тым Фе­о­до­том для сво­е­го по­гре­бе­ния, и с че­стью пре­дал зем­ле. Впо­след­ствии он воз­двиг на этом ме­сте цер­ковь. Свя­той Фе­о­дот при­нял смерть за Хри­ста 7 июня 303 или 304 го­да, а вос­по­ми­на­ет­ся его па­мять 18 мая, в день смер­ти свя­тых дев.
Опи­са­ние жиз­ни и му­че­ни­че­ско­го по­дви­га свя­то­го Фе­о­до­та и стра­да­ния свя­тых дев со­ста­вил совре­мен­ник и спо­движ­ник свя­то­го Фе­о­до­та и оче­ви­дец смер­ти его – Нил, на­хо­див­ший­ся в го­ро­де Ан­ки­ре в пе­ри­од го­не­ния на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на.

Му­че­ни­ца По­лак­тия Ан­кир­ская по­стра­да­ла за Хри­ста вме­сте со свя­ты­ми му­че­ни­ца­ми де­ва­ми Те­ку­сой, Клав­ди­ей, Фа­и­ной, Ев­фра­си­ей (Ев­фро­си­ни­ей), Мат­ро­ной, Афа­на­си­ей, Алек­сан­дрой и Иули­ей в на­ча­ле IV ве­ка в г. Ан­ки­ре.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/433

☦️
Священномученик Павел I, патриарх Константинопольский.
Свя­ти­тель Па­вел, ар­хи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­поль­ский, был из­бран на пат­ри­ар­шую ка­фед­ру по­сле смер­ти пат­ри­ар­ха Алек­сандра († 340), ко­гда вновь вспых­ну­ла ари­ан­ская ересь. На Со­бо­ре, из­би­рав­шем но­во­го Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха, при­сут­ство­ва­ло мно­го ари­ан. Они вос­ста­ва­ли про­тив из­бра­ния свя­ти­те­ля Пав­ла, но пра­во­слав­ных чле­нов Со­бо­ра ока­за­лось боль­шин­ство. Им­пе­ра­тор Кон­стан­ций, цар­ство­вав­ший над Во­сточ­ной по­ло­ви­ной Рим­ской им­пе­рии, был ари­а­нин. Во вре­мя вы­бо­ров пат­ри­ар­ха его не бы­ло в Кон­стан­ти­но­по­ле. По воз­вра­ще­нии сво­ем он со­звал со­бор, ко­то­рый неза­кон­но объ­явил низ­ло­жен­ным свя­ти­те­ля Пав­ла, и им­пе­ра­тор из­гнал его из сто­ли­цы. На ме­сто свя­ти­те­ля воз­ве­ли ари­а­ни­на Ев­се­вия Ни­ко­ми­дий­ско­го. Пат­ри­арх Па­вел уда­лил­ся в Рим, где на­шли се­бе при­ют и дру­гие пра­во­слав­ные епи­ско­пы, из­гнан­ные Ев­се­ви­ем.
Недол­го управ­лял Цер­ко­вью Ев­се­вий. Ко­гда он умер, свя­ти­тель Па­вел вер­нул­ся в Кон­стан­ти­но­поль. Он с лю­бо­вью был встре­чен паст­вой. Но Кон­стан­ций вто­рич­но из­гнал свя­то­го, и ему при­шлось воз­вра­тить­ся в Рим. Им­пе­ра­тор Кон­стант на­пи­сал сво­е­му во­сточ­но­му со­пра­ви­те­лю Кон­стан­цию гроз­ное пись­мо, ко­то­рое от­пра­вил в Кон­стан­ти­но­поль со свя­тым ар­хи­пас­ты­рем-из­гнан­ни­ком. Угро­зы по­дей­ство­ва­ли, и свя­ти­тель Па­вел был воз­вра­щен на пат­ри­ар­ший пре­стол.
Од­на­ко вско­ре бла­го­че­сти­вый им­пе­ра­тор Кон­стант, за­щит­ник пра­во­слав­ных, был пре­да­тель­ски убит во вре­мя двор­цо­во­го пе­ре­во­ро­та. Свя­ти­те­ля Пав­ла вновь из­гна­ли из сто­ли­цы и от­пра­ви­ли в ссыл­ку в Ар­ме­нию, в го­род Ку­куз, где он при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну. Ко­гда пат­ри­арх со­вер­шал Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, во­рва­лись ари­ане и за­ду­ши­ли свя­то­го его свя­ти­тель­ским омо­фо­ром. Про­изо­шло это в 350 го­ду. В 381 го­ду свя­той царь Фе­о­до­сий Ве­ли­кий тор­же­ствен­но пе­ре­нес мо­щи свя­ти­те­ля Пав­ла ис­по­вед­ни­ка из Ку­ку­за в Кон­стан­ти­но­поль. В 1326 го­ду мо­щи свя­ти­те­ля Пав­ла пе­ре­не­се­ны в Ве­не­цию.
Свя­ти­тель Афа­на­сий Ве­ли­кий, совре­мен­ник свя­то­го Пав­ла, об его из­гна­нии пи­шет крат­ко: «Свя­той Па­вел в пер­вый раз со­слан Кон­стан­ти­ном в Понт, во вто­рой раз Кон­стан­ци­ем, око­ван­ный же­лез­ны­ми уза­ми, за­то­чен в Син­га­ру Ме­со­по­там­скую и от­ту­да пе­ре­ве­ден в Еме­су, а в чет­вер­тый раз в Ку­ку­зу Кап­па­до­кий­скую у Тавр­ских пу­стынь».

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/969

☦️
Преподобный Лука́ Тавроменийский.
Пре­по­доб­ный Лу­ка Тав­ро­ме­ний­ский был ро­дом из си­ци­лий­ско­го го­ро­да Тав­ро­ме­нии. В юно­сти он оста­вил ро­ди­те­лей, неве­сту и ушел в пу­сты­ню, где про­вел мно­гие го­ды в по­сте и мо­лит­ве. Под­ви­зал­ся на го­ре Эт­на. В кон­це жиз­ни пре­по­доб­ный Лу­ка, по быв­шем ему от­кро­ве­нию, ос­но­вал оби­тель. Чтобы озна­ко­мить­ся с уста­вам и жиз­нью дру­гих мо­на­сты­рей, пре­по­доб­ный по­се­тил мно­го раз­ных го­ро­дов. Во вре­мя од­но­го из пу­те­ше­ствий он скон­чал­ся в Ко­рин­фе в на­ча­ле IX ве­ка.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/972

☦️
Преподобный Варлаа́м Ху́тынский.
Пре­по­доб­ный Вар­ла­ам Ху­тын­ский жил в XII ве­ке, был сы­ном знат­но­го нов­го­род­ца и свои дет­ские го­ды про­вел в Нов­го­ро­де. В юно­ше­ском воз­расте, уда­лив­шись в под­го­род­ний Ли­си­чий мо­на­стырь, пре­по­доб­ный Вар­ла­ам при­нял по­стриг. За­тем он по­се­лил­ся на уеди­нен­ном хол­ме над Вол­хо­вом, в уро­чи­ще, на­зы­вав­шем­ся Ху­тынь, в 10 вер­стах от Нов­го­ро­да. В уеди­не­нии пре­по­доб­ный Вар­ла­ам про­во­дил су­ро­вую жизнь, со­вер­шая непре­стан­ные мо­лит­вы и со­блю­дая очень стро­гий пост. Он рев­ност­но под­ви­зал­ся в тру­дах – сам ру­бил лес, пи­лил дро­ва, па­хал зем­лю, ис­пол­няя сло­ва Свя­щен­но­го Пи­са­ния: «Аще кто не хо­щет де­ла­ти, ни­же да яст» (2Сол.3,10). К нему со­бра­лись неко­то­рые из жи­те­лей Нов­го­ро­да, же­лав­шие раз­де­лить с пре­по­доб­ным тру­ды и по­дви­ги. По­учая при­хо­див­ших, пре­по­доб­ный Вар­ла­ам го­во­рил: «Ча­да, блю­ди­тесь от вся­кой неправ­ды, не за­ви­дуй­те, не кле­ве­щи­те. Воз­дер­жи­вай­тесь от гне­ва, не от­да­вай­те де­нег в рост. Бе­ре­ги­тесь су­дить непра­во. Не кля­ни­тесь лжи­во, дав­ши клят­ву, ис­пол­няй­те ее. Не пре­да­вай­тесь те­лес­ным стра­стям. Будь­те все­гда крот­ки и ко всем от­но­си­тесь с лю­бо­вью. Сия доб­ро­де­тель – на­ча­ло и ко­рень вся­ко­го добра».
Вско­ре бы­ла воз­двиг­ну­та цер­ковь в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня и ос­но­ван мо­на­стырь. Гос­подь нис­по­слал пре­по­доб­но­му для слу­же­ния ближ­ним дар чу­до­тво­ре­ний и про­зор­ли­во­сти. Ко­гда дни его при­бли­жа­лись к кон­цу, по Бо­жию из­во­ле­нию при­был из Кон­стан­ти­но­по­ля свя­щен­но­и­нок Ан­то­ний – сверст­ник и друг пре­по­доб­но­го. Бла­жен­ный, об­ра­ща­ясь к нему, ска­зал: «Воз­люб­лен­ный брат мой! Бо­жие бла­го­во­ле­ние по­чи­ва­ет над сею оби­те­лью. Ныне я пе­ре­даю в твои ру­ки сей мо­на­стырь. Блю­ди его и за­боть­ся о нем. Я уже от­хо­жу к Ца­рю Небес­но­му. Но не сму­щай­ся этим: те­лом я по­ки­даю вас, ду­хом же все­гда бу­ду с ва­ми». Пре­по­дав на­став­ле­ние сво­ей бра­тии, за­по­ве­дав хра­нить пра­во­слав­ную ве­ру и по­сто­ян­но пре­бы­вать в сми­ре­нии, пре­по­доб­ный Вар­ла­ам пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду 6 но­яб­ря 1192 го­да.

Из жития:
Од­на­жды, от­пра­вив­шись к ар­хи­епи­ско­пу, св. Вар­ла­ам уви­дел на мо­сту через Вол­хов боль­шую тол­пу на­ро­да и па­ла­ча, ко­то­рый го­то­вил­ся сбро­сить в ре­ку осуж­ден­но­го пре­ступ­ни­ка (обыч­ная смерт­ная казнь в Нов­го­ро­де в древ­нее вре­мя). Пре­по­доб­ный оста­но­вил па­ла­ча, и про­сил на­род от­дать ему осуж­ден­но­го, ска­зав» «Он за­гла­дит ви­ны свои в Ху­тыне». Все тот­час же еди­но­душ­но за­кри­ча­ли: «От­дай­те, от­дай­те осуж­ден­но­го пре­по­доб­но­му от­цу на­ше­му Вар­ла­а­му». Осво­бо­див осуж­ден­но­го от уз, св. Вар­ла­ам по­слал его в свою оби­тель. Через неко­то­рое вре­мя спа­сен­ный от каз­ни при­нял ино­че­ство и, по­жив бла­го­че­сти­во в оби­те­ли, скон­чал­ся. Но в дру­гом по­доб­ном же слу­чае св. Вар­ла­ам по­сту­пил по-ино­му. При­шлось ему опять про­ез­жать мост, ко­гда го­то­ви­лись сбро­сить осуж­ден­но­го. Род­ствен­ни­ки и мно­гие из на­ро­да, уви­дев пре­по­доб­но­го, умо­ля­ли его спа­сти осуж­ден­но­го, но он, не об­ра­щая вни­ма­ния на все прось­бы, ве­лел воз­ни­це сво­е­му ско­рее ехать, и казнь со­вер­ши­лась. Та­кой по­сту­пок свя­то­го изу­мил на­род.
«Что это зна­чит? – го­во­ри­ли все меж­ду со­бой. – Од­но­го пре­по­доб­ный спас от каз­ни, хо­тя его и не про­си­ли об этом, а дру­го­го не за­хо­тел, несмот­ря на все моль­бы». Уче­ни­ки св. Вар­ла­а­ма по воз­вра­ще­нии в оби­тель про­си­ли его объ­яс­нить этот по­сту­пок. «Судь­бы Гос­под­ни, – от­ве­чал пре­по­доб­ный, – без­дна мно­га. Гос­подь всем хо­чет спа­се­ния и не хо­чет смер­ти греш­ни­ка. Пер­вый был осуж­ден спра­вед­ли­во, но по­сле осуж­де­ния со­знал свои гре­хи, и Гос­подь из­ба­вил его от смер­ти через мое недо­сто­ин­ство, чтобы дать ему вре­мя рас­ка­ять­ся и за­гла­дить свои гре­хи, что он и ис­пол­нил в оби­те­ли. Вто­рой же был осуж­ден невин­но, но Гос­подь по­пустил ему уме­реть, чтобы впо­след­ствии он не сде­лал­ся дур­ным че­ло­ве­ком; те­перь же, уме­рев невин­но, он по­лу­чил от Гос­по­да ве­нец му­че­ни­че­ский. Та­ко­ва тай­на су­деб Бо­жи­их: «Кто бо ра­зум ум Гос­по­день или кто со­вет­ник ему бысть» (Рим.2.33-34).

Чу­де­са, со­вер­шав­ши­е­ся при гро­бе пре­по­доб­но­го Вар­ла­а­ма, по­бу­ди­ли Нов­го­род­ско­го ар­хи­епи­ско­па Ев­фи­мия при­сту­пить к осви­де­тель­ство­ва­нию свя­тых мо­щей его. С бла­го­го­ве­ни­ем при­сту­пил к это­му ар­хи­епи­скоп. При­звав к се­бе Ху­тын­ско­го игу­ме­на Та­ра­сия, он за­по­ве­дал три­днев­ный пост и мо­лит­ву в оби­те­ли и сам по­стил­ся и мо­лил­ся эти дни. Через три дня ар­хи­епи­скоп с игу­ме­ном и од­ним ипо­ди­а­ко­ном во­шли в храм, с мо­лит­вой сня­ли ка­мен­ную кры­шу с гро­ба и уви­де­ли чест­ное те­ло пре­по­доб­но­го со­вер­шен­но нетлен­ным: ли­цо и бо­ро­да его бы­ли сход­ны с изо­бра­же­ни­ем на иконе, сто­яв­шей над гро­бом. Все про­сла­ви­ли Бо­га, а ипо­ди­а­кон, по­ра­жен­ный чу­дом, при­нял мо­на­ше­ство. Это бы­ло око­ло 1452 го­да.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-varlaam-hutynskij

☦️
Преподобный Лука́ Печерский, эконом.
В 7-й пес­ни ка­но­на пре­по­доб­ным Ближ­них пе­щер вос­пе­ва­ет­ся пре­по­доб­ный Лу­ка «ико­ном», как доб­рый де­ла­тель за­по­ве­дей Вла­дыч­них, но кро­ме долж­но­сти эко­ном­ской, ка­ко­вую он неиз­вест­но ко­гда от­прав­лял в Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ре, боль­ше о нем ни­че­го не из­вест­но. Па­мять его, кро­ме 6/19 но­яб­ря, со­вер­ша­ет­ся сов­мест­но с пре­по­доб­ны­ми Ближ­них пе­щер, где и его те­ло нетлен­ное по­чи­ва­ет. Эко­но­мы Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры, по­чи­тая его сво­им по­кро­ви­те­лем, име­ют в сво­их (эко­но­ми­че­ских) по­ме­ще­ни­ях ико­ну пре­по­доб­но­го Лу­ки «ико­но­ма».

☦️
Святитель Ге́рман, архиепископ Казанский и Свияжский.
Про­ис­хо­дил из древ­не­го бла­го­че­сти­во­го ро­да, с дет­ства был обу­чен чте­нию Бо­же­ствен­но­го Пи­са­ния и вос­пи­тан в стра­хе Бо­жи­ем. В 25 лет Гри­го­рий (так его зва­ли в ми­ру) по­сту­пил в Во­ло­ко­лам­ский мо­на­стырь, где при­нял по­стриг от игу­ме­на Гу­рия, впо­след­ствии св. ар­хи­епи­ско­па Ка­зан­ско­го († 1563 г., па­мять 5/18 де­каб­ря). В мо­на­сты­ре свя­той за­ни­мал­ся изу­че­ни­ем Свя­щен­но­го Пи­са­ния и кни­го­пи­са­ни­ем.
В 1555 г. по­сле по­ко­ре­ния Ка­за­ни ца­рем Иоан­ном Гроз­ным Гер­ма­ну суж­де­но бы­ло на­чать мис­си­о­нер­скую де­я­тель­ность для языч­ни­ков, на­се­ляв­ших пра­вый бе­рег Вол­ги. Он был на­зна­чен на­сто­я­те­лем оби­те­ли Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Сви­яж­с­ке, ко­то­рая под его муд­рым ру­ко­вод­ством сде­ла­лась со­сре­до­то­чи­ем хри­сти­ан­ской про­по­ве­ди, ве­ры и бла­го­че­стия в ма­го­ме­тан­ской стране. Свя­ти­тель Гер­ман рев­ност­но за­ни­мал­ся стро­и­тель­ством пра­во­слав­ных хра­мов, про­све­ще­ни­ем языч­ни­ков в хри­сти­ан­ской ве­ре. Им бы­ло со­бра­но 150 книг. По смер­ти свя­ти­те­ля Гу­рия свя­ти­тель Гер­ман до­стой­но был при­зван на ар­хи­ерей­скую ка­фед­ру.
Ко­гда царь Иоанн Гроз­ный по­ве­лел на­зна­чить его на Мос­ков­скую мит­ро­по­ли­чью ка­фед­ру, свя­ти­тель Гер­ман от­ка­зал­ся и, вер­ный сво­е­му пас­тыр­ско­му дол­гу, не устра­шил­ся вра­зу­мить ца­ря, при­зы­вая к по­ка­я­нию, об­ли­чая его. За это он око­ло двух лет про­был в за­клю­че­нии в Москве. Он один под­нял ис­крен­ний го­лос за свя­ти­те­ля Филип­па, ко­гда царь тре­бо­вал его осуж­де­ния, хо­тя и сам свя­ти­тель Гер­ман был в опа­ле. В 1567 г. 6 но­яб­ря он умер, по­ла­га­ют, что оприч­ни­ки бы­ли его убий­ца­ми. По­гре­бен в церк­ви свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. Через 27 лет бы­ли об­ре­те­ны его свя­тые мо­щи и пе­ре­не­се­ны в Сви­яж­ский мо­на­стырь.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-german-kazanskij-i-svijazhskij

☦️
Преподобный Варлаа́м Керетский, Архангельский, иеромонах.
Пре­по­доб­ный Вар­ла­ам Керетский жил во дни ца­ря Иоан­на Ва­си­лье­ви­ча Гроз­но­го (1533–1584). Ро­дил­ся и вос­пи­ты­вал­ся он близ Бе­ло­го мо­ря, в Ке­рет­ской во­ло­сти. На­учен­ный гра­мо­те, Вар­ла­ам по­став­лен был свя­щен­ни­ком к церк­ви свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца в го­ро­де Ко­ле и рев­ност­но слу­жил Гос­по­ду, по­учая лю­дей, как ис­тин­ный пас­тырь, за­ко­ну Гос­под­ню.
Но враг ро­да че­ло­ве­че­ско­го уло­вил пра­вед­но­го в свои се­ти: вну­шил свя­щен­ни­ку чув­ство рев­но­сти к жене, за­тем, обо­льстив его, по­бу­дил убить ни в чем непо­вин­ную жен­щи­ну, что тот и ис­пол­нил (по пре­да­нию, же­на Вар­ла­а­ма ока­за­лась непо­вин­ной, так как сам диа­вол об­мо­ро­чил свя­то­го: при­нял на се­бя вид муж­чи­ны и вы­шел из гор­ни­цы же­ны свя­щен­ни­ка). Со­вер­шив та­кой страш­ный грех, Вар­ла­ам убе­дил­ся ско­ро в невин­но­сти сво­ей су­пру­ги, по­нял всю сте­пень сво­е­го па­де­ния, на­чал ка­ять­ся, стро­го по­стил­ся и горь­ко пла­кал. При­знав се­бя недо­стой­ным про­дол­жать свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние, он со­всем оста­вил долж­ность. Это­го ма­ло. Чтобы ис­ку­пить ве­ли­кую ви­ну свою, рас­ка­яв­ший­ся убий­ца под­вер­га­ет се­бя чрез­вы­чай­но тяж­ко­му на­ка­за­нию. Труп же­ны сво­ей он по­ло­жил в кар­бас (боль­шая лод­ка, греб­ная и па­рус­ная, на 4–10 ве­сел; упо­треб­ля­ет­ся для пе­ре­воз­ки лю­дей и тя­же­стей по ре­кам и мо­рям) и в этом кар­ба­се пла­вал по мо­рю, пла­вал непре­рыв­но с ме­ста на ме­сто до тех пор, по­ка мерт­вое те­ло уби­той не ис­тле­ло во­все. На­чав от Ко­лы и дер­жась обык­но­вен­но бе­ре­га, Вар­ла­ам на­прав­лял­ся по Се­вер­но­му Ле­до­ви­то­му оке­а­ну на во­сток, к Бе­ло­му мо­рю; оги­бал он Свя­той Мыс, или Нос, око­ло ко­то­ро­го мо­ре опас­но для пла­ва­ния; да­лее за­хо­дил в Бе­лое мо­ре и до­сти­гал род­ной Ке­ре­ти при Кан­да­лак­ской гу­бе. Лю­ди с удив­ле­ни­ем ви­де­ли че­ло­ве­ка, ко­то­рый один в сво­ем кар­­ба­се пла­вал по мо­рю, не оста­нав­ли­ва­ясь, без от­ды­ха. Вар­ла­ам не ждал се­бе, как обык­но­вен­ные мо­ре­пла­ва­те­ли, по­пут­но­го вет­ра, чтобы плыть на па­ру­сах; на­про­тив, пла­вал про­тив вет­ра, про­тив волн оке­а­на, ра­бо­тая по­сто­ян­но веслом, не вы­пус­кая вес­ла из рук сво­их и вос­пе­вая псал­мы Да­ви­да. Непре­рыв­но тру­дясь днем, пре­по­доб­ный но­чи про­во­дил без сна, со сле­за­ми мо­ля Гос­по­да об от­пу­ще­нии гре­ха. Так ис­ку­пал убий­ца-свя­щен­ник ви­ну свою.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-varlaam-keretskij

К два­дца­тым го­дам XVIII ве­ка мест­ное по­чи­та­ние пре­по­доб­но­го Вар­ла­а­ма уста­но­ви­лось. То­гда бы­ли сви­де­тель­ство­ва­ны и мо­щи его. Од­на­ко по­движ­ник не был при­чис­лен Цер­ко­вью к ли­ку свя­тых, об­ще­цер­ков­но чти­мых.

☦️
Священномученик Никита (Делекторский), Орехово-Зуевский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ки­та (в ми­ру Фе­дор Пет­ро­вич Де­лек­тор­ский) ро­дил­ся 22 де­каб­ря 1876 го­да в го­ро­де По­кров Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка.

3 ав­гу­ста 1898 го­да Фе­дор Пет­ро­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му Ни­ко­ла­ев­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря го­ро­да Пе­ре­слав­ля.

В 1919 го­ду отец Фе­о­дор был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и в том же го­ду Выс­шим Вре­мен­ным Си­бир­ским Цер­ков­ным Управ­ле­ни­ем, ко­то­рое воз­глав­лял ар­хи­епи­скоп Силь­вестр (Оль­шев­ский), на­граж­ден зо­ло­тым на­перс­ным кре­стом. При от­ступ­ле­нии Бе­лой ар­мии он остал­ся в Пер­ми.
В это вре­мя про­то­и­е­рей Фе­о­дор ре­шил все­це­ло по­свя­тить се­бя слу­же­нию Церк­ви и при­нять мо­на­ше­ский по­стриг, о чем и со­об­щил епи­ско­пу Перм­ско­му Силь­ве­ст­ру (Бра­та­нов­ско­му), ко­то­рый при­нял со­от­вет­ству­ю­щее ре­ше­ние: «Вви­ду без­вест­но­го от­сут­ствия в те­че­ние 15-ти лет Ан­то­ни­ны Де­лек­тор­ской и рас­тор­же­ния бра­ка про­то­и­е­рея Фе­о­до­ра Де­лек­тор­ско­го с нею в граж­дан­ском су­де, цер­ков­ное бла­го­сло­ве­ние с нее как та­ин­ство сни­ма­ет­ся для предо­став­ле­ния воз­мож­но­сти про­то­и­е­рею Фе­о­до­ру Де­лек­тор­ско­му все­це­ло по­свя­тить се­бя слу­же­нию свя­той Церк­ви в без­брач­ном со­сто­я­нии».
В 1922 го­ду про­то­и­е­рей Фе­о­дор вер­нул­ся из Пер­ми на ро­ди­ну во Вла­ди­мир­скую епар­хию и был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Хри­сто­рож­де­ствен­ско­го со­бо­ра в го­ро­де Алек­сан­дро­ве и бла­го­чин­ным всех го­род­ских церк­вей.
7 мая 1924 го­да Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ти­хон и Свя­щен­ный Си­нод по­ста­но­ви­ли от­крыть в Са­мар­ской епар­хии ви­кар­ную ка­фед­ру в го­ро­де Бу­гуль­ме. 9 мая в хра­ме Ва­ла­ам­ско­го по­дво­рья в Москве мит­ро­по­лит Ни­же­го­род­ский Сер­гий (Стра­го­род­ский) по­стриг про­то­и­е­рея Фе­о­до­ра в мо­на­ше­ство с име­нем Ни­ки­та и воз­вел в сан ар­хи­манд­ри­та.

По­лу­чив ле­том 1937 го­да рас­по­ря­же­ние о на­ча­ле мас­со­вых го­не­ний, вла­сти Оре­хо­во-Зу­е­ва ста­ли со­би­рать све­де­ния через слу­жив­ших в оре­хо­во-зу­ев­ском со­бо­ре об­нов­лен­цев обо всех про­жи­вав­ших в их го­ро­де ду­хов­ных ли­цах, и в част­но­сти о прео­свя­щен­ном Ни­ки­те.
13 ок­тяб­ря, ко­гда епи­скоп про­хо­дил ми­мо со­бо­ра, со­труд­ни­ки НКВД аре­сто­ва­ли его. Он был за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. Сра­зу же по­сле аре­ста на­ча­лись до­про­сы, ко­то­рые про­дол­жа­лись бес­пре­рыв­но в те­че­ние трех су­ток.
– Вы име­е­те опре­де­лен­ное ме­сто жи­тель­ства и ме­сто служ­бы? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Опре­де­лен­но­го ме­ста жи­тель­ства и ме­ста служ­бы я не имею, – от­ве­тил епи­скоп.
– По ка­ким до­ку­мен­там вы про­жи­ва­е­те и про­пи­са­ны ли вы на жи­тель­ство где-ли­бо?
– До­ку­мен­тов я ни­ка­ких не имею, и ни­где на жи­тель­ство я не про­пи­сан.
– В ка­ком сане вы со­сто­я­ли ра­нее и ка­кой име­е­те в дан­ный мо­мент?
– Ра­нее я со­сто­ял в сане епи­ско­па и имею этот сан епи­ско­па до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни.
Убе­див­шись, что пе­ред ним епи­скоп, сле­до­ва­тель счел до­ста­точ­ным для осуж­де­ния сан вла­ды­ки и уже не стал ни­че­го спра­ши­вать о его ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти.
19 ок­тяб­ря был до­про­шен один из лже­сви­де­те­лей, ко­то­рый ска­зал, что зна­ет епи­ско­па с 1936 го­да, что епи­скоп име­ет боль­шой круг еди­но­мыш­лен­ни­ков и по­чи­та­те­лей во мно­гих го­ро­дах Со­вет­ско­го Со­ю­за, что буд­то бы вла­ды­ка го­во­рил ему: обя­зан­ность каж­до­го ис­тин­но­го пас­ты­ря – это по­буж­дать ве­ру­ю­щих к за­щи­те Церк­ви, не до­пу­стить за­кры­тия церк­вей, ор­га­ни­зо­вать ве­ру­ю­щих во­круг церк­ви для ее за­щи­ты. В за­клю­че­ние лже­сви­де­тель ска­зал, что епи­скоп юрод­ству­ет и к нему об­ра­ща­ют­ся как к про­зор­ли­во­му, ко­то­рый мо­жет про­ви­деть гря­ду­щее.
17 но­яб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла прео­свя­щен­но­го Ни­ки­ту к рас­стре­лу. Епи­скоп Ни­ки­та (Де­лек­тор­ский) был рас­стре­лян через день по­сле при­го­во­ра, 19 но­яб­ря 1937 го­да, и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Священномученик Анато́лий Бержицкий, пресвитер.
Ана­то­лий Ана­нье­вич Бер­жиц­кий ро­дил­ся 3 июля 1875 г. в се­ле Ма­я­ки Одес­ско­го уез­да Хер­сон­ской гу­бер­нии. Он про­ис­хо­дил из рус­ской свя­щен­ни­че­ской се­мьи, брат его то­же впо­след­ствии стал свя­щен­ни­ком, а пле­мян­ни­ки бы­ли бе­лы­ми офи­це­ра­ми и эми­гри­ро­ва­ли в Бол­га­рию. Пер­вое об­ра­зо­ва­ние бу­ду­щий му­че­ник за Хри­ста по­лу­чил на юри­ди­че­ском фа­куль­те­те Юрьев­ско­го уни­вер­си­те­та, ко­то­рый за­кон­чил в 1902 го­ду. Имел так­же и ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние. Из­вест­но, что ду­хов­ный сан он при­нял по­сле 1917 го­да.
Пер­вый раз его аре­сто­ва­ли в го­ро­де Бар­нау­ле 20 июля 1921 го­да. Его по­ме­ща­ют в го­род­ской тюрь­ме, но вы­пус­ка­ют через 40 дней. Сле­ду­ю­щий раз аре­сто­вы­ва­ют в 1930 го­ду, на этот раз в за­клю­че­нии ему при­хо­дит­ся про­быть 10 ме­ся­цев. По вы­хо­де на сво­бо­ду он едет в го­род Чим­кент Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти, где для то­го, чтобы вы­жить, он ра­бо­та­ет пла­но­ви­ком в об­лздра­ве.
По­след­ний раз свя­щен­ник был аре­сто­ван 10 сен­тяб­ря 1937 го­да.. Отец Ана­то­лий Бер­жиц­кий об­ви­нял­ся в том, что «на след­ствии скрыл свое ду­хов­ное зва­ние и связь с бра­том, про­жи­ва­ю­щим в г. Ни­ко­ла­е­ве, у ко­то­ро­го в эми­гра­ции в Бол­га­рии на­хо­дят­ся два сы­на б[ыв­шие] [бе­лые] офи­це­ры. <..> При­е­хал в г. Чим­кент спе­ци­аль­но для про­ве­де­ния контр­ре­во­лю­ци­он­ной ра­бо­ты сре­ди цер­ков­ни­ков».
Отец Ана­то­лий был при­го­во­рен Трой­кой УНКВД по Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. 19 но­яб­ря 1937 г. за при­го­во­ром по­сле­до­вал рас­стрел. 12 де­каб­ря 1957 г. Во­ен­ный три­бу­нал Тур­ке­стан­ско­го ВО, за от­сут­стви­ем со­ста­ва пре­ступ­ле­ния, ре­а­би­ли­ти­ро­вал Бер­жиц­ко­го Ана­то­лия Ана­нье­ви­ча.

☦️
Священномученик Арсе́ний Троицкий, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ар­се­ний ро­дил­ся 28 ок­тяб­ря 1880 го­да в се­ле Гри­дье­во Твер­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Сер­гия Тро­иц­ко­го. По­сту­пил в Твер­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, ко­то­рую окон­чил в 1903 го­ду. Учась в се­ми­на­рии и ис­пол­няя по­слу­ша­ние учи­те­ля пев­чих ар­хи­ерей­ско­го хо­ра, Ар­се­ний слу­жил пса­лом­щи­ком в Успен­ской еди­но­вер­че­ской церк­ви в Тве­ри.
В 1903 го­ду Ар­се­ний Сер­ге­е­вич же­нил­ся на де­ви­це Та­тьяне, до­че­ри про­то­и­е­рея Пав­ла Плет­не­ва, слу­жив­ше­го в хра­ме Ильи Про­ро­ка в се­ле Се­ли­хо­во Кор­чев­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии. Вско­ре он был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на, а 17 ок­тяб­ря 1903 го­да – в сан свя­щен­ни­ка к Ильин­ской церк­ви в се­ле Се­ли­хо­во.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-arsenij-troickij

☦️
Священномученик Николай Дворицкий, пресвитер.
Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич Дво­риц­кий ро­дил­ся 7 мая 1878 г. в по­го­сте Дег­жо Де­до­вич­ско­го уез­да Псков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. По­сту­пил в Псков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. На пя­том кур­се по про­ше­нию был уво­лен из чис­ла уча­щих­ся и по­свя­щен в сан диа­ко­на к Ми­хай­лов­ской церк­ви се­ла Дно Пор­хов­ско­го уез­да. Это про­изо­шло в 1898 го­ду, ко­гда от­цу Ни­ко­лаю ис­пол­ни­лось 20 лет. Та­кое ран­нее по­свя­ще­ние в свя­щен­ный сан по тем вре­ме­нам слу­чай был до­воль­но ред­кий, что сви­де­тель­ству­ет об осо­бых ду­шев­ных ка­че­ствах став­лен­ни­ка.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-dvorickij

☦️
Священномученик Николай Протасов, пресвитер.
Ни­ко­лай Кон­стан­ти­но­вич Про­та­сов ро­дил­ся 21 но­яб­ря 1867 го­да в се­ле Ива­нов­ское Плав­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти в се­мье свя­щен­ни­ка о. Кон­стан­ти­на Про­та­со­ва. Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Туль­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии, ко­то­рую за­кон­чил в 1890 го­ду. В 1890 г. он при­ни­ма­ет свя­щен­ни­че­ский сан.
Пер­вый арест со­сто­ял­ся в 1930 го­ду. Иерей Ни­ко­лай был об­ви­нен в том, что спо­соб­ство­вал «невы­пол­не­нию хле­бо­за­го­то­вок». Его при­го­во­ри­ли к 1 го­ду ли­ше­ния сво­бо­ды и 3 го­дам вы­сыл­ки из Мос­ков­ской об­ла­сти. Как толь­ко он вы­хо­дит из тюрь­мы, сле­ду­ет сле­ду­ю­щий арест. На этот раз свя­щен­ник об­ви­ня­ет­ся в «невы­пол­не­нии гос­пла­те­жей», ему по­ла­га­ет­ся 2 го­да ли­ше­ния сво­бо­ды и 5 лет ссыл­ки.
Сно­ва отец Ни­ко­лай был аре­сто­ван 5 ян­ва­ря 1937 го­да. На Осо­бом Со­ве­щи­нии при НКВД СССР бы­ло сфор­му­ли­ро­ва­но об­ви­не­ние: «вы­ска­зы­вал тер­ро­ри­сти­че­ские на­стро­е­ния, на­прав­лен­ные на свер­же­ние со­ввла­сти и уни­что­же­ние чле­нов ВКП(б), вос­хва­лял фа­шист­ский строй и рас­про­стра­нял кле­вет­ни­че­ские про­во­ка­ци­он­ные слу­хи… ан­ти­со­вет­ская аги­та­ция…». При­го­во­ри­ли к 5 го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан.
По­след­ний раз му­че­ни­ка за Хри­ста аре­сто­ва­ли 9 сен­тяб­ря то­го же го­да в Ка­зах­стане, по­чти сра­зу, как он при­был на ме­сто ссыл­ки. Он про­хо­дил по «след­ствен­но­му де­лу иеро­мо­на­ха Гав­ри­и­ла (Вла­ди­ми­ро­ва) и др.». От­ца Ни­ко­лая при­го­во­ри­ли к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния и рас­стре­ля­ли 19 но­яб­ря.

☦️
Священномученик Константин Любомудров, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Кон­стан­тин ро­дил­ся 27 июля 1879 го­да в се­ле Ге­ор­ги­ев­ском Ро­стов­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Пав­ла Лю­бо­муд­ро­ва и его су­пру­ги Ан­ны. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние Кон­стан­тин по­лу­чил в Яро­слав­ском Ду­хов­ном учи­ли­ще, и 12 но­яб­ря 1896 го­да был опре­де­лен пса­лом­щи­ком Пят­ниц­кой церк­ви в го­ро­де Яро­слав­ле.
В 1900 го­ду он вы­дер­жал эк­за­мен при Яро­слав­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии на зва­ние учи­те­ля цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы и по­лу­чил ме­сто учи­те­ля в цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле при Смо­лен­ской церк­ви. За осо­бые тру­ды по на­род­но­му об­ра­зо­ва­нию он был на­зна­чен в 1902 го­ду учи­те­лем Фе­о­до­ров­ской шко­лы в го­ро­де Яро­слав­ле. Од­новре­мен­но он пре­по­да­вал ариф­ме­ти­ку в 1‑й Яро­слав­ской вос­крес­ной шко­ле для взрос­лых. В 1903 го­ду Кон­стан­тин Пав­ло­вич был на­зна­чен учи­те­лем пе­ния Рож­де­ствен­ской жен­ской шко­лы, в 1905 го­ду он был удо­сто­ен бла­го­дар­но­сти за усерд­ные и успеш­ные тру­ды на по­при­ще пе­да­го­ги­ки.
В мае 1908 го­да Кон­стан­тин Пав­ло­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на ко хра­му Рож­де­ствен­ско­го мо­на­сты­ря в го­ро­де Ро­сто­ве, а в июле то­го же го­да – во свя­щен­ни­ка ко хра­му Пре­об­ра­жен­ско­го Се­ва­сти­а­нов­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря в По­ше­хон­ском уез­де.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-konstantin-ljubomudrov

☦️
Преподобномученик Варлаа́м (Никольский), игумен.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Вар­ла­ам (в ми­ру Ва­си­лий Ми­хай­ло­вич Ни­коль­ский) ро­дил­ся в 1872 го­ду в се­ле Лю­то­ри­чи Епи­фан­ско­го уез­да Туль­ской гу­бер­нии в се­мье во­лост­но­го пи­са­ря.
Ва­си­лий окон­чил ду­хов­ное учи­ли­ще и в 1895 го­ду по­сту­пил по­слуш­ни­ком в Чу­дов мо­на­стырь в Москве, где вско­ре был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Вар­ла­ам. Око­ло 1909 го­да он был ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­ди­а­ко­на, а за­тем – в сан иеро­мо­на­ха.
С 1917 по 1925 год иеро­мо­нах Вар­ла­ам слу­жил в Москве в церк­ви Ни­ко­ла-Плот­ни­ки на Ар­ба­те, с 1925 по 1929 год – в хра­ме Спас-Пес­ки на Ар­ба­те. В 1929 го­ду он был воз­ве­ден в сан игу­ме­на.
28 де­каб­ря 1930 го­да игу­мен Вар­ла­ам был аре­сто­ван.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-varlaam-nikolskij

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Гав­ри­ил (в ми­ру – Гри­го­рий Пет­ро­вич Вла­ди­ми­ров) ро­дил­ся 14 ян­ва­ря 1873 го­да в де­ревне Кот­ля­ров­ка Опо­чец­ко­го уез­да Псков­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. Окон­чив сель­скую шко­лу, от­пра­вил­ся на Афон, где под­ви­зал­ся в мо­на­сты­ре до 1914 го­да и был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Гав­ри­ил. Ру­ко­по­ло­жен­ный во иеро­мо­на­ха, слу­жил пол­ко­вым свя­щен­ни­ком 438-го Ох­тин­ско­го пол­ка, квар­ти­ро­вав­ше­го в кон­це пер­вой ми­ро­вой вой­ны в Нов­го­ро­де. В 1918 го­ду полк был рас­фор­ми­ро­ван и иеро­мо­нах Гав­ри­ил по­сту­пил на служ­бу в Нов­го­род­ский во­ен­ко­мат. В 1920 го­ду аре­сто­ван по об­ви­не­нию в неза­кон­ной вы­да­че про­пус­ка для про­ез­да в Пет­ро­град, но су­дом оправ­дан. С 1920 го­да ра­бо­тал лек­то­ром в гу­берн­ском от­де­ле на­род­но­го хо­зяй­ства, чи­тал лек­ции по сель­ско­му хо­зяй­ству. В 1923 го­ду ду­хов­ных лиц ста­ли с та­ких ра­бот уволь­нять. Пред­ло­же­ние снять с се­бя сан иеро­мо­нах Гав­ри­ил ка­те­го­ри­че­ски от­верг. Был при­чис­лен к Ско­во­род­ско­му во имя ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла муж­ско­му мо­на­сты­рю Нов­го­род­ской епар­хии, на­хо­див­ше­му­ся в 4 вер­стах от Нов­го­ро­да, слу­жил на раз­ных при­хо­дах.
В 1924 го­ду аре­сто­ван за неле­галь­ный вход на по­гра­нич­ную по­ло­су и вы­слан на жи­тель­ство в Нов­го­род.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-gavriil-vladimirov

☦️
Преподобномученик Гаврии́л (Владимиров), иеромонах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Гав­ри­ил ро­дил­ся 24 ап­ре­ля 1898 го­да в де­ревне Ого­род­ни­ки Ца­рев­ской во­ло­сти Слуц­ко­го уез­да Мин­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ива­на Гу­ра. Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в цер­ков­но­при­ход­ском учи­ли­ще в го­ро­де Гжат­ске Смо­лен­ской гу­бер­нии. По­сле смер­ти в 1918 го­ду от­ца он по­сту­пил по­слуш­ни­ком в Ни­ко­ла­ев­ский мо­на­стырь Че­ля­бин­ской епар­хии, где под­ви­зал­ся до за­кры­тия оби­те­ли в 1922 го­ду, по­сле че­го от­пра­вил­ся на Афон, где про­был до 1925 го­да. 22 ян­ва­ря 1925 го­да он был по­стри­жен в мо­на­ше­ство в Ни­ко­ла­ев­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре в го­ро­де Ба­ку с име­нем Гав­ри­ил, а 6 но­яб­ря то­го же го­да ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на к ка­фед­раль­но­му со­бо­ру. С 4 мар­та 1929 го­да иеро­ди­а­кон Гав­ри­ил стал слу­жить в Бла­го­ве­щен­ской церк­ви в Пав­ло­вой Сло­бо­де Вос­кре­сен­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти.
В ок­тяб­ре 1929 го­да в До­ро­го­милов­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре Моск­вы он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха к Успен­ской церк­ви се­ла Лев­ки­е­во Ша­хов­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти. До от­ца Гав­ри­и­ла в хра­ме слу­жил свя­щен­ник Алек­сандр Про­то­по­пов, ко­то­рый 1 но­яб­ря 1929 го­да снял с се­бя сан «по тем при­чи­нам, – как он за­явил, – что я учел мо­мент и чув­ство­вал, что на­ша ра­бо­та яв­ля­лась тор­мо­зом в про­ве­де­нии ме­ро­при­я­тий со­вет­ской вла­сти. Кро­ме то­го, из по­сла­ния апо­сто­ла Иа­ко­ва вид­но, что вся­кая власть да­на от Бо­га, но по­столь­ку, по­сколь­ку в дан­ное вре­мя власть от на­ро­да и кто вла­сти не под­чи­ня­ет­ся, тот не под­чи­ня­ет­ся Са­мо­му Бо­гу, и из это­го рас­суж­де­ния я счи­таю, что ре­ли­гия это есть опи­ум».
Ко­гда в но­яб­ре 1929 го­да отец Гав­ри­ил вме­сте со ста­ро­стой хра­ма подъ­ез­жа­ли к се­лу, им на­встре­чу по­пал­ся Про­то­по­пов и спро­сил ста­ро­сту: «Ко­го ве­зешь?» А за­тем, об­ра­тив­шись к от­цу Гав­ри­и­лу, с усмеш­кой ска­зал: «Вот мы те­перь зав­тра и по­слу­жим вме­сте!» На что отец Гав­ри­ил ему стро­го от­ве­тил: «Я вас до цер­ков­ной огра­ды не до­пу­щу, не толь­ко в цер­ковь!»
Сра­зу же, по при­ез­де в се­ло, отец Гав­ри­ил на­ла­дил бла­го­го­вей­ное бо­го­слу­же­ние.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-gavriil-gur

☦️
Преподобномученица Нина (Шувалова), монахиня.
Неонил­ла Ан­дре­ев­на Шу­ва­ло­ва ро­ди­лась 28 ок­тяб­ря 1866 го­да в се­ле Бал­ка Ба­ра­нов­ско­го рай­о­на Нижне-Волж­ско­го края в кре­стьян­ской се­мье. Бы­ла по­стри­же­на в мо­на­хи­ни с име­нем Ни­на, и до 1917 го­да под­ви­за­лась в мо­на­сты­ре, по­сле ра­зо­ре­ния ко­то­ро­го про­жи­ва­ла в го­ро­де Чим­кен­те (Юж­но-Ка­зах­стан­ская об­ласть).
10 ок­тяб­ря 1937 го­да мо­на­хи­ню Ни­ну аре­сто­вы­ва­ют. Она про­хо­дит по «де­лу иеро­мо­на­ха Гав­ри­и­ла (Вла­ди­ми­ро­ва)». Как и дру­гих, про­хо­див­ших по это­му де­лу, ее об­ви­ня­ют в том, что она член контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции.
Ма­туш­ка бы­ла при­го­во­ре­на к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния и рас­стре­ля­на в ночь с 19 на 20 но­яб­ря. В на­сто­я­щее вре­мя ме­сто по­гре­бе­ния ее неиз­вест­но.

☦️
Преподобномученица Серафи́ма (Горшкова), монахиня.
Ан­на Алек­се­ев­на Горш­ко­ва ро­ди­лась 2 фев­ра­ля 1893 го­да в де­ревне Хмель­ни­ки Уг­лич­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии. Ра­но по­чув­ство­вав тя­гу к со­зер­ца­тель­ной мо­на­ше­ской жиз­ни, Ан­на при­ни­ма­ет по­стриг с име­нем Се­ра­фи­ма и до 1917 го­да под­ви­за­ет­ся в мо­на­сты­ре. По­сле ре­во­лю­ции при­хо­дит­ся ски­тать­ся. В 1921 го­ду уда­ет­ся за­кре­пить­ся в Пет­ро­гра­де в Вос­кре­сен­ском Но­во­де­ви­чьем мо­на­сты­ре, но для то­го, чтобы про­кор­мить­ся, при­хо­дит­ся ра­бо­тать сте­коль­щи­цей.
17 фев­ра­ля 1932 го­да мо­на­хи­ню Се­ра­фи­му аре­сто­вы­ва­ют и при­го­ва­ри­ва­ют к 3 го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан. Ока­зав­шись в го­ро­де Чим­кен­те, ма­туш­ка оста­ет­ся в этом ме­сте ссыл­ки доль­ше, чем от нее тре­бо­ва­ли вла­сти, так как на­хо­дит свое на­зна­че­ние в слу­же­нии со­слан­ным в те ме­ста свя­щен­но­слу­жи­те­лям. Так, вме­сте со сво­и­ми ду­хов­ны­ми на­став­ни­ка­ми, про­хо­дя по «след­ствен­но­му де­лу иеро­мо­на­ха Гав­ри­и­ла (Вла­ди­ми­ро­ва) и др.», ма­туш­ка Се­ра­фи­ма удо­сто­и­лась спо­до­бить­ся свя­то­го му­че­ни­че­ства. Ее аре­сто­ва­ли 10 сен­тяб­ря 1937 го­да. Рас­стре­ля­на она бы­ла 19 но­яб­ря.

☦️
Священномученик Васи́лий Крылов, пресвитер.
Ва­си­лий Кры­лов ро­дил­ся 27 июля 1892 в се­ле Эм­маус Твер­ско­го уез­да и гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. В 1914 г. он окон­чил Твер­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и по­сту­пил учи­те­лем в при­ход­скую шко­лу. В 1917 г. его ру­ко­по­ло­жи­ли во диа­ко­на, а в 1919 г. — во свя­щен­ни­ка к церк­ви в с. Кук­са Ка­ля­зин­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии. Позд­нее на­зна­чен на­сто­я­те­лем хра­ма.
В 1927 г. отец Ва­си­лий был рас­ку­ла­чен и об­ви­нен в «ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции», под угро­зой аре­ста ему с се­мьей при­шлось скры­вать­ся. В 1931 г. свя­щен­ник и его су­пру­га бы­ли аре­сто­ва­ны, при­го­во­ре­ны Ка­ля­зин­ским на­род­ным су­дом к 3 го­дам ссыл­ки, по пу­ти в ссыл­ку ма­туш­ка от­ца Ва­си­лия умер­ла. Вско­ре отец Ва­си­лий был оправ­дан и по­се­лил­ся в се­ле За­озе­рье На­го­рьев­ско­го рай­о­на Яро­слав­ской об­ла­сти, где был на­зна­чен на­сто­я­те­лем мест­но­го хра­ма.
12 сент. 1936 г. свя­щен­ник Ва­си­лий Кры­лов был вновь аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в Ро­сто­ве с об­ви­не­ни­ем в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти», ко­то­рая вы­ра­жа­лась в «ан­ти­кол­хоз­ных про­по­ве­дях, неле­галь­ных сбо­ри­щах в церк­ви и на квар­ти­ре с чте­ни­ем Биб­лии и кни­ги «Про­то­ко­лы си­он­ских муд­ре­цов», по­ра­жен­че­ской аги­та­ции и дис­кре­ди­та­ции ру­ко­во­ди­те­лей со­вет­ско­го го­су­дар­ства». Об­ви­ня­е­мый ка­те­го­ри­че­ски от­ка­зал­ся при­знать свою ви­ну. 19 февр. 1937 г. спец­кол­ле­гия Яро­слав­ско­го об­ласт­но­го су­да при­го­во­ри­ла его к 8 го­дам ИТЛ. Пер­во­на­чаль­но он от­бы­вал срок в Ры­бин­ске (Волж­ском ИТЛ), а в на­ча­ле осе­ни 1938 г. пе­ре­ве­ден в Се­ве­ро-Во­сточ­ный ИТЛ (Даль­не­во­сточ­ный край), где скон­чал­ся.


Жития
Писание