⏳ 2022.11.08 (вт)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 22я по Пятидесятнице (глас 4й)
• вторник

☀️ неподвижный годовой круг:
8 ноября (26 октября)
• вмч. Димитрия Солунского (Фессалоникийского) (ок. 306)
• мч. Луппа Солунского (Фессалоникийского) (ок. 306)
• воспоминание трясения, бывшего в Царьграде (740)
• прп. Афанасия Мидикийского (ок. 814)
• прп. Фео́фила Печерского (1482)
• прп. Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685)


☦️
Вмч. Димитрия Солунского (Фессалоникийского).
Ро­ди­те­ли, тай­ные хри­сти­ане, кре­сти­ли Димитрия и на­ста­ви­ли в ве­ре. Отец его, рим­ский про­кон­сул, умер, ко­гда Ди­мит­рий до­стиг со­вер­шен­но­ле­тия. Им­пе­ра­тор Мак­си­ми­ан Га­ле­рий, всту­пив­ший на пре­стол в 305 го­ду, на­зна­чил Ди­мит­рия на ме­сто от­ца вла­сти­те­лем и во­е­во­дой Фес­са­ло­ний­ской об­ла­сти. Глав­ной обя­зан­но­стью Ди­мит­рия бы­ло за­щи­щать свою об­ласть от внеш­них вра­гов, но им­пе­ра­тор по­тре­бо­вал от него так­же, чтобы он ис­треб­лял хри­сти­ан. Ди­мит­рий вме­сто это­го стал ис­ко­ре­нять язы­че­ские обы­чаи, а языч­ни­ков об­ра­щать к Хри­сто­вой ве­ре.
Ко­неч­но, им­пе­ра­то­ру вско­ре до­нес­ли, что про­кон­сул Ди­мит­рий – хри­сти­а­нин. Воз­вра­ща­ясь из по­хо­да про­тив сар­ма­тов (пле­мен, на­се­ляв­ших при­чер­но­мор­ские сте­пи), Мак­си­ми­ан оста­но­вил­ся в Со­лу­ни. Го­то­вясь к смер­ти, Ди­мит­рий раз­дал свое иму­ще­ство бед­ным, а сам пре­дал­ся мо­лит­ве и по­сту. Им­пе­ра­тор за­клю­чил про­кон­су­ла в тем­ни­цу и стал раз­вле­кать се­бя и жи­те­лей Со­лу­ни гла­ди­а­тор­ски­ми сра­же­ни­я­ми в цир­ке. Хри­сти­ан разыс­ки­ва­ли и та­щи­ли на аре­ну. Из­вест­ный сре­ди гла­ди­а­то­ров за­дор­ный Лий лег­ко одоле­вал крот­ких хри­сти­ан в сра­же­нии и при ли­ко­ва­нии озве­рев­шей тол­пы сбра­сы­вал их на ко­пья во­и­нов.
Юно­ша Нестор, из хри­сти­ан, на­ве­стил Ди­мит­рия в тем­ни­це, и Ди­мит­рий бла­го­сло­вил его на еди­но­бор­ство с Ли­ем. Укреп­ля­е­мый Бо­гом, Нестор одо­лел гор­до­го гла­ди­а­то­ра и бро­сил его на ко­пья во­и­нов. Несто­ра долж­ны бы­ли на­гра­дить как по­бе­ди­те­ля, но вме­сто это­го его каз­ни­ли как хри­сти­а­ни­на.
По при­ка­зу им­пе­ра­то­ра тем­нич­ная стра­жа прон­зи­ла Ди­мит­рия ко­пья­ми в 306 го­ду. Те­ло ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия вы­бро­си­ли на съе­де­ние зве­рям, но со­лу­няне тай­но пре­да­ли его зем­ле. Слу­га Ди­мит­рия Лупп взял кро­ва­вую ри­зу и пер­стень му­че­ни­ка и на­чал ими ис­це­лять недуж­ных. Его то­же каз­ни­ли. В прав­ле­ние им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (324–337 гг.) над мо­ги­лой ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия воз­двиг­ли храм, а через сто лет бы­ли об­ре­те­ны его нетлен­ные мо­щи. При гро­бе ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия со­вер­ша­лись чу­де­са и ис­це­ле­ния. В прав­ле­ние им­пе­ра­то­ра Мав­ри­кия ава­ры, жив­шие на До­ну, оса­ди­ли го­род Со­лунь. Свя­той Ди­мит­рий явил­ся на го­род­ской стене, и 100-ты­сяч­ное вой­ско оса­ждав­ших об­ра­ти­лось в бег­ство. В дру­гой раз свя­той спас го­род от го­ло­да. Жи­тие свя­то­го Ди­мит­рия по­вест­ву­ет, что он осво­бож­дал плен­ных от ига невер­ных и по­мо­гал им до­стиг­нуть Со­лу­ни.
С VII ве­ка при ра­ке свя­то­го Ди­мит­рия на­ча­ло ис­те­кать бла­го­вон­ное и чу­до­твор­ное ми­ро, о чем пи­са­ли совре­мен­ни­ки. В XIV ве­ке Ди­мит­рий Хри­зо­лог пи­сал о нем: ми­ро «по свой­ству сво­е­му не во­да, но гу­ще ее и не по­хо­же ни на од­но из из­вест­ных нам ве­ществ… Оно уди­ви­тель­нее всех бла­го­во­ний не толь­ко ис­кус­ствен­ных, но и по есте­ству со­здан­ных Бо­гом». По этой при­чине ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия на­име­но­ва­ли Ми­ро­то­чи­вым.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/934

☦️
Мученик Лупп Солунский (Фессалоникийский).
Му­че­ник Лупп (иная память 5 сентября) жил в кон­це III в. – на­ча­ле IV в. и был вер­ным слу­гой свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия Со­лун­ско­го (па­мять 26 ок­тяб­ря). При­сут­ствуя при кон­чине гос­по­ди­на, он омо­чил свою одеж­ду его кро­вью и взял пер­стень с его ру­ки. Этой одеж­дой, а так­же перст­нем и име­нем ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия свя­той Лупп тво­рил в Со­лу­ни мно­гие чу­де­са. Он раз­бил язы­че­ских идо­лов, за что под­верг­ся пре­сле­до­ва­нию от языч­ни­ков, но си­лой Бо­жи­ей был со­хра­нен невре­ди­мым. Свя­той Лупп доб­ро­воль­но пре­дал се­бя в ру­ки му­чи­те­лей и по по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на Га­ле­рия был усе­чен ме­чом († по­сле 306 г.).

Подробнее (иная хронология):
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/697

☦️
Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде (740).
В 740 году Константинополь и многие города Византийской империи поразило страшное землетрясение. В столице рухнула часть башен Феодосиевой стены, разрушены были многие здания. Это было знамением конца царствования гонителя православных святынь иконоборческого императора Льва III Исавра, умершего через несколько месяцев после этого события.
В память избавления от этого бедствия были составлены тропарь и кондак, установлено общецерковное молитвенное вспоминание.

☦️
Преподобный Афана́сий Мидикийский.
Пре­по­доб­ный Афа­на­сий Ми­ди­кий­ский по люб­ви к ино­че­ской жиз­ни тай­но ушел из ро­ди­тель­ско­го до­ма, но был на­силь­но воз­вра­щен от­цом. Од­на­ко через неко­то­рое вре­мя Афа­на­сий с раз­ре­ше­ния от­ца по­сту­пил в Ми­ди­кий­ский мо­на­стырь в Вифи­нии. Он был спо­движ­ни­ком пре­по­доб­но­го Ни­ки­ты (па­мять 3 ап­ре­ля) и скон­чал­ся око­ло 814 го­да. На его мо­ги­ле вы­рос­ло ки­па­ри­со­вое де­ре­во, от ко­то­ро­го по бла­го­да­ти Бо­жи­ей про­ис­хо­ди­ли ис­це­ле­ния.

☦️
Преподобный Фео́фил Печерский, Новгородский, архиепископ.
Свя­ти­тель Фе­о­фил, ар­хи­епи­скоп Нов­го­род­ский, был из­бран по жре­бию по­сле смер­ти свя­ти­те­ля Ио­ны († 1471; па­мять 5 но­яб­ря) и воз­ве­ден в сан ар­хи­епи­ско­па Нов­го­род­ско­го 15 де­каб­ря 1472 го­да в Москве. До воз­ве­де­ния в сан ар­хи­епи­ско­па он под­ви­зал­ся риз­ни­чим в Отен­ской пу­сты­ни. Труд­ный жре­бий вы­пал на до­лю свя­ти­те­ля по управ­ле­нию нов­го­род­ской паст­вой: по­сад­ни­ца Мар­фа Бо­рец­кая и ее при­вер­жен­цы во­ору­жа­ли и воз­му­ща­ли на­род про­тив ве­ли­ко­го Мос­ков­ско­го кня­зя Иоан­на III, а мо­нах Пи­мен, сто­рон­ник Бо­рец­ких, раз­жи­гал в пастве нена­висть к ар­хи­епи­ско­пу. Неко­то­рые из нов­го­род­цев скло­ня­лись пе­рей­ти на сто­ро­ну Лит­вы, из­ме­нив Мос­ков­ско­му кня­зю, и го­то­вы бы­ли пой­ти на ве­ро­от­ступ­ни­че­ство. Свя­ти­тель Фе­о­фил оста­нав­ли­вал мя­теж­ных нов­го­род­цев: «Не из­ме­няй­те пра­во­сла­вию, или не бу­ду пас­ты­рем от­ступ­ни­ков, уй­ду на­зад в сми­рен­ную кел­лию, от­ку­да из­влек­ли вы ме­ня на по­зо­ри­ще мя­те­жа». Со­хра­ни­лась от­ре­чен­ная гра­мо­та свя­ти­те­ля, на­пи­сан­ная в 1479 го­ду. Од­на­ко ослеп­лен­ный на­род не вни­мал сло­вам пас­ты­ря: меж­ду Нов­го­ро­дом и Моск­вой раз­го­ре­лась меж­до­усоб­ная вой­на. Раз­би­тые нов­го­род­цы вы­нуж­де­ны бы­ли про­сить по­ща­ды, и мно­гие из них обя­за­ны жиз­нью за­ступ­ни­че­ству свя­ти­те­ля. В 1480 го­ду свя­ти­тель Фе­о­фил был от­прав­лен Иоан­ном III на за­то­че­ние в Мос­ков­ский Чу­дов мо­на­стырь и «си­дел пол­тре­тья ле­то, ту и пре­ста­ви­ся». По пре­да­нию, ко­гда свя­ти­тель Фе­о­фил ле­жал боль­ной в Чу­до­вом мо­на­сты­ре, во сне явил­ся к нему Нов­го­род­ский свя­ти­тель Ни­фонт (†1156; па­мять 8 ап­ре­ля), по­хо­ро­нен­ный в пе­ще­рах пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Пе­чер­ско­го, и на­пом­нил об обе­ща­нии по­кло­нить­ся Пе­чер­ским чу­до­твор­цам. Свя­той ар­хи­епи­скоп от­пра­вил­ся в Ки­ев и уже при­бли­жал­ся к Дне­пру, как бо­лезнь его уси­ли­лась, и он по­лу­чил от­кро­ве­ние, что хо­тя не дой­дет жи­вым до пе­щер, но те­ло его упо­ко­ит­ся в них. Это ис­пол­ни­лось.

☦️
Преподобный Дими́трий Басарбовский (Бассарабовский), Болгарский.
Пре­по­доб­ный Ди­мит­рий Ба­сар­бов­ский под­ви­зал­ся в пу­сты­ни в Бол­га­рии близ го­ро­да Ру­щу­ка. Скон­чал­ся в 1685 г. 8 июля 1779 г. мо­щи его бы­ли пе­ре­не­се­ны в Бу­ха­рест.


Жития
Писание