⏳ 2022.10.26 (ср)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 20я по Пятидесятнице (глас 2й)
• среда (воспоминание предательства, однодневный пост)

☀️ неподвижный годовой круг:
26 октября (13 октября)
• мч. Флоре́нтия Солунянина (I–II)
• сщмчч. Карпа Фиатирского, Папи́лы, мч. Агафодора, мц. Агафоники (ок. 251)
• сщмч. Вениамина (421-424)
• прп. Никиты Исповедника (ок. 838)
• прп. Вениамина Печерского (XIV)
• свт. Меле́тия (Пигаса) Александрийского (1601) 📚
• воспоминание чуда вмц. Хрисы (Златы) в Скопье (1912)
• сщмчч. Иннокентия (Кикина), Николая (Ермолова) (1937)
• обре́тение мощей сщмч. Фадде́я (Успенского), Тверского и Кашинского (1993)
• икон Божией Матери: И́верская (принесение в Москву в 1648), «Одигитрия» Седмиезерная (XVII)


☦️
Мученик Флоре́нтий Солунянин.
Святой мученик Флорентий был уроженцем города Солуни и был учеником апостольским. Ревнуя о славе Божией, он безбоязненно обличал тьму идолослужения и многих приводил к свету истинного Боговедения, учил вере во Христа и исполнению воли Божией. За это язычники подвергли его жестоким мукам, а потом сожгли († II век).

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/897

☦️
Священномученики Карп, Фиатирский Папи́ла, Агафодо́р и Агафони́ка.
Святые мученики Карп, епископ Фиатирский, диакон Папила, Агафодор и Агафоника, сестра Папилы, пострадали во времена гонения на христиан императора Декия в III веке. Правителю области, где жили святые, стало известно, что Карп и Папила не участвуют в языческих праздниках. Он приказал привести нарушителей закона и сначала попытался убедить их в истинности римской религии. Святые же отвечали, что неприлично почитать богов ложных. Тогда судья приказал обнажить мучеников и в железных цепях водить их по городу, а потом привязать к коням и влачить из Фиатиры в соседний город Барды. За Карпом и Папилой добровольно последовали Агафодор и Агафоника. В Сардах Агафодора забили до смерти воловьими жилами, а Карпу, Папиле и Агафонике отрубили головы. Святой Папила при жизни был известен даром врачевания болезней; он и после своей мученической кончины неустанно подает исцеления всем, прибегающим к нему с верою.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/896

☦️
Священномученик Вениами́н Персидский диакон.
Свя­щен­но­му­че­ник Ве­ни­а­мин Пер­сид­ский († ок. 418–424) об­ра­тил в хри­сти­ан­ство мно­же­ство пер­сов-языч­ни­ков и за рев­ность к еван­гель­ской про­по­ве­ди по­стра­дал вме­сте с дру­ги­ми му­че­ни­ка­ми в Пер­сии.
Во вре­мя го­не­ний ша­хан-ша­ха Йездигерд I (399–421), ко­то­рые на­ча­лись каз­нью еп. Ав­ды, Ве­ни­а­мин в те­че­ние двух лет пре­бы­вал в за­клю­че­нии. Один грек, посланный к Персидскому двору, узнав о постигшей Вениамина участи, просил царя отпустить его. Сын Йездигерда Ва­ра­хран V (421–438) со­гла­сил­ся на это при усло­вии, что Ве­ни­а­мин даст обе­ща­ние боль­ше не про­по­ве­до­вать хри­сти­ан­ство. Проситель от лица Вениамина дал это обещание и Ве­ни­а­ми­на от­пу­сти­ли на сво­бо­ду. Но Вениамин, услыхав о том, сказал:
– Невозможно мне преложить тот свет, который я воспринял в купели крещения. О, сколь великих мук достоин тот, кто скрыл данный ему талант, или тот, кто умышленно скрывает евангельское учение!
Он про­дол­жал об­ра­щать языч­ни­ков в ис­тин­ную ве­ру. Через год свя­то­го сно­ва схва­ти­ли и при­ве­ли в г. Сузы. Он об­ли­чил язы­че­ские за­блуж­де­ния пе­ред ша­хан-ша­хом и был под­верг­нут же­сто­чай­шим ис­тя­за­ни­ям и предан смерти.

☦️
Преподобный Никита Исповедник, Константинопольский.
Преподобный Никита Исповедник во время царствования императрицы Ирины (797–802) и ее сына Константина находился при их дворе.
Отказавшись от всех званий и почестей, Никита решил постричься в иноки, но, по просьбе императора, не удалился в пустыню, а остался в столичном монастыре. Когда императорский престол занял иконоборец Феофил, преподобный Никита за обличение ереси был изгнан еретиками из монастыря. Долго странствовал преподобный по стране. Скончался он в возрасте 75 лет около 838 года. При жизни и после смерти преподобный совершил много чудес.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/898

☦️
Преподобный Вениами́н Печерский, затворник.
Пре­по­доб­ный Ве­ни­а­мин Пе­чер­ский жил в XIV ве­ке и до при­ня­тия мо­на­ше­ства был куп­цом и имел мно­го бо­гатств. Од­на­жды, слу­шая вни­ма­тель­но цер­ков­ное бо­го­слу­же­ние, услы­шал он пса­лом­ское сло­во: По­гу­би­ши вся гла­го­лю­щая лжу (Пс.5,7). И тот­час, от­но­ся эти сло­ва к се­бе, ска­зал: «Ес­ли Гос­подь Бог по­гу­бит “гла­го­лю­щия лжу”, то по­гу­бит и куп­цов лож­ных. А кто из куп­цов мо­жет ска­зать, что ни­ко­гда не го­во­рил лжи?». По­том в дру­гой раз услы­шал он еван­гель­ское сло­во: неудобь бо­га­тии в Цар­ствие Бо­жие вни­дут (Мф.19,23). Раз­мыш­ляя об этом из­ре­че­нии Гос­по­да, он ре­шил­ся раз­дать все свое име­ние ни­щим и на хра­мы Бо­жии. А сам при­со­еди­нил­ся к ни­щим в ду­хе пре­по­доб­ным от­цам Пе­чер­ским и стал ино­ком, «уго­жда­ю­чи Гос­по­ду Бо­гу» до кон­ца сво­ей жиз­ни по­стом, мо­лит­вою, ни­ще­тою и по­слу­ша­ни­ем.
До­стиг­ши бла­жен­ной кон­чи­ны, он пе­ре­шел от зем­ли на небо к по­дви­го­по­лож­ни­ку Хри­сту по­лу­чить от Него ве­нец веч­ной на­гра­ды. Мо­щи его по­чи­ва­ют в Фе­о­до­си­е­вой пе­ще­ре, и, кро­ме 13/26 ок­тяб­ря, па­мять ему об­щая с пре­по­доб­ны­ми Даль­них пе­щер 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря и во 2-ю Неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста.

☦️
Святитель Меле́тий (Пигас), Александрийский патриарх.
Свя­ти­тель Ме­ле­тий Алек­сан­дрий­ский (Ме­ле­тий Пи́гас, Пи́га; греч. Μελέτιος Πηγάς) ро­дил­ся на ост­ро­ве Крит, меж­ду 1535 и 1540 гг.
Учил­ся в Ве­не­ции и Па­дуе; при­няв ино­че­ство на ро­дине, от­крыл при мо­на­сты­ре шко­лу древ­не­гре­че­ско­го язы­ка, ко­то­рая при­об­ре­ла боль­шую из­вест­ность.
Впо­след­ствии был на­сто­я­те­лем это­го мо­на­сты­ря, мит­ро­по­ли­том в Ки­рене.
В го­ды пред­сто­я­тель­ства на Алек­сан­дрий­ском пре­сто­ле Силь­ве­ст­ра Ме­ле­тий был сек­ре­та­рем пат­ри­ар­ха­та, по­сле че­го был из­бран но­вым пат­ри­ар­хом в 1590 го­ду.
За­няв пер­во­свя­ти­тель­скую ка­фед­ру, пе­ред вла­ды­кой Ме­ле­ти­ем вста­ла про­бле­ма огром­ной за­дол­жен­но­сти пе­ред сул­та­ном, а так­же про­зе­ли­тиз­ма со сто­ро­ны иезу­и­тов, про­тив ко­то­ро­го он встал на твер­дую по­зи­цию. Пат­ри­арх Ме­ле­тий так­же при­ла­гал уси­лия для вос­со­еди­не­ния коптов в Егип­те и Абис­си­нии с Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью.
Всю жизнь Ме­ле­тий Пи­гас про­вел в борь­бе с пап­ством и го­то­вив­шей­ся уни­ей; про­из­нес мас­су про­по­ве­дей и по­уче­ний, со­ста­вив­ших сбор­ник бе­сед – στρόματα; участ­вуя на Кон­стан­ти­но­поль­ском со­бо­ре в 1593 г., мно­го со­дей­ство­вал учре­жде­нию в Москве пат­ри­ар­ше­ства.
Он так­же яв­лял­ся од­но вре­мя блю­сти­те­лем Все­лен­ско­го пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла.
Осо­бен­но го­ря­чее уча­стие Ме­ле­тий Пи­гас при­ни­мал в де­лах пра­во­сла­вия За­пад­ной Ру­си и Поль­ши, по по­во­ду ко­то­рых им на­пи­са­на боль­шая часть пи­сем и по­сла­ний. Убеж­дая оста­вать­ся твер­ды­ми в пра­во­сла­вии, Ме­ле­тий Пи­гас пи­сал ко мно­гим рев­ни­те­лям про­све­ще­ния, на­при­мер, кня­зю Острож­ско­му, Виш­не­вец­ко­му, Чет­вер­тин­ско­му, а так­же к ко­ро­лю поль­ско­му Си­гиз­мун­ду III и к за­пад­но­рус­ским брат­ствам. По по­во­ду учре­жде­ния в Москве пат­ри­ар­ше­ства Ме­ле­тий Пи­гас пи­сал ца­рю Фе­о­до­ру Иоан­но­ви­чу, Бо­ри­су Го­ду­но­ву, пат­ри­ар­ху Иову.
Скон­чал­ся пат­ри­арх Ме­ле­тий (Пи­га) в воз­расте 52 лет в 1601 г.
Свя­ти­тель Ме­ле­тий был про­слав­лен Алек­сан­дрий­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью, по­сле че­го ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да от 7 мая 2003 го­да его па­мять бы­ла вне­се­на в ди­птих свя­тых Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Aleksandrijskij/
• Послание к православным жителям Рогатина с утешением в гонениях на них
• Послание о Пасхе

☦️
Воспоминание чуда вмц. Зла́ты (Хри́сы) в Скопье (1912).
Свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Зла­та Мо­глен­ская ро­ди­лась и жи­ла в бол­гар­ском се­ле­нии Сла­ти­но, Мо­глен­ской епар­хии († 1795). Бол­га­рия в это вре­мя на­хо­ди­лась под игом ту­рок.
С юно­сти Зла­та от­ли­ча­лась необы­чай­ной си­лой ха­рак­те­ра, твер­дой ве­рой во Хри­ста, це­ло­муд­ри­ем и кра­со­той. Мест­ный ту­рок неод­но­крат­но пы­тал­ся пре­льстить де­вуш­ку и за­ста­вить ее при­нять ис­лам. Но ни уго­во­ры, ни угро­зы, ни чу­до­вищ­ные пыт­ки, про­дол­жав­ши­е­ся в те­че­ние мно­гих ме­ся­цев, не сло­ми­ли ду­ха слав­ной ис­по­вед­ни­цы Хри­сто­вой.

Память святой 31 октября, а 26 октября — воспоминание чуда в Скопье:
Шёл грозовой для стран Балканского полустрова 1912 год. К тому времени Сербия находилась уже 520 лет под игом Османской империи. В городе Скопье (тогда он находился в пределах Сербии) вспыхнуло крупнейшее после русско-турецкой войны восстание против поработителей. Турецкому войску был отдан приказ наступать на город и уничтожить всех его жителей.
13 (26) октября они начали наступление. В этот момент перед сербским войском явилась Дева, своим образом укрепившая воинов и вдохновившая их на победу. В ней сербы узнали святую великомученицу Злату Могленскую, которая в своё время (1795 год) сама была замучена по приказу турецкого воина.

☦️
Священномученики протоиерей Николай Ермолов и иерей Иннокентий Кикин.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 11 но­яб­ря 1874 го­да в се­ле Сек­ре­тар­ка Бу­гуль­мин­ско­го уез­да Са­мар­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Алек­сея Ер­мо­ло­ва.
По­сту­пив в Са­мар­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, Ни­ко­лай Ер­мо­лов окон­чил ее в 1897 го­ду и был опре­де­лен пса­лом­щи­ком и учи­те­лем в го­ро­де Бу­гуль­ме. В 1900 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и слу­жил сна­ча­ла в Бе­ле­бес­ском уез­де Уфим­ской гу­бер­нии, а в 1906 го­ду был пе­ре­ве­ден в се­ло Бой­ки Бир­ско­го уез­да той же гу­бер­нии.
По­сле ре­во­лю­ци­он­ных со­бы­тий 1917 го­да в стране на­ча­лась граж­дан­ская вой­на. В 1919 го­ду вме­сте с от­сту­па­ю­щей Бе­лой ар­ми­ей отец Ни­ко­лай вме­сте с се­мьей от­пра­вил­ся в Си­бирь. В 1920 го­ду он был опре­де­лен на слу­же­ние в храм в се­ле До­ро­ни-но Бар­на­уль­ско­го уез­да. В 1924 го­ду отец Ни­ко­лай был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Ни­коль­ской церк­ви се­ла Ор­дын­ско­го Но­во­си­бир­ской епар­хии. В этом хра­ме отец Ни­ко­лай про­слу­жил до дня сво­е­го аре­ста в 1937 го­ду.

Свя­щен­но­му­че­ник Ин­но­кен­тий ро­дил­ся 12 фев­ра­ля 1878 го­да в се­ле Уш­ков­ское-Чу­ма­ко­во Канн­ско­го уез­да Том­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ар­се­ния Ки­ки­на.
По­сле окон­ча­ния в 1899 го­ду Том­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии Ин­но­кен­тий Ки­кин 18 ав­гу­ста 1900 го­да был опре­де­лен во пса­лом­щи­ки. 3 де­каб­ря 1902 го­да он был на­зна­чен учи­те­лем под­го­то­ви­тель­ных клас­сов Том­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща.
21 сен­тяб­ря 1910 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Ни­коль­ской церк­ви се­ла Нижне-Ка­мен­ское Бар­на­уль­ско­го уез­да (ныне Ор­дын­ско­го рай­о­на Но­во­си­бир­ской об­ла­сти), где про­слу­жил до сво­е­го аре­ста в 1937 го­ду.
Со­труд­ни­ки НКВД ле­том 1937 го­да аре­сто­ва­ли груп­пу ду­хо­вен­ства Ор­дын­ско­го бла­го­чи­ния. Отец Ин­но­кен­тий был аре­сто­ван 28 июля 1937 го­да и за­клю­чен сна­ча­ла в ка­ме­ру пред­ва­ри­тель­но­го за­клю­че­ния при Ор­дын­ском от­де­ле­нии ми­ли­ции, а по­том пе­ре­ве­ден в тюрь­му в го­ро­де Но­во­си­бир­ске.

1 ок­тяб­ря 1937 го­да Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла обо­их свя­щен­ни­ков к рас­стре­лу.
Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Ер­мо­лов и свя­щен­ник Ин­но­кен­тий Ки­кин бы­ли рас­стре­ля­ны 26 ок­тяб­ря 1937 го­да в Но­во­си­бир­ске и по­гре­бе­ны в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-ermolov

☦️
Священномученик Фадде́й (Успенский), Тверской архиепископ.
Ар­хи­епи­скоп Фад­дей (в ми­ру Иван Ва­си­лье­вич Успен­ский) ро­дил­ся 12 но­яб­ря 1872 го­да в се­ле Нарук­со­во Лу­ко­ян­ско­го уез­да Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ва­си­лия и же­ны его Ли­дии, у ко­то­рых бы­ло семь сы­но­вей и две до­че­ри. Дед бу­ду­ще­го вла­ды­ки то­же был свя­щен­ни­ком, и до­маш­ние по­чи­та­ли его как су­гу­бо­го мо­лит­вен­ни­ка, как че­ло­ве­ка, имев­ше­го глу­бо­кую ве­ру и лю­бя­щее, крот­кое и снис­хо­ди­тель­ное серд­це. Из всех вну­ков де­душ­ка боль­ше дру­гих лю­бил Ива­на, ко­то­ро­го на­зы­вал ар­хи­ере­ем.
По­сле окон­ча­ния Ни­же­го­род­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии Иван Успен­ский по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию. В то вре­мя рек­то­ром ака­де­мии был ар­хи­манд­рит Ан­то­ний (Хра­по­виц­кий), с ко­то­рым Иван сбли­зил­ся и впо­след­ствии по­дру­жил­ся. Ар­хи­манд­рит Ан­то­ний воз­дей­ство­вал на сту­ден­тов ака­де­мии не столь­ко стро­го­стью, сколь­ко лич­ным при­ме­ром. Он яв­лял в се­бе об­ра­зец уче­но­го мо­на­ха и хри­сти­ан­ско­го пас­ты­ря. Мно­гие сту­ден­ты тя­ну­лись к нему как к от­цу, ко­то­рый мог раз­ре­шить во­про­сы не толь­ко ду­хов­ные, но и ма­те­ри­аль­ные: к нему без стес­не­ния об­ра­ща­лись и за ма­те­ри­аль­ной по­мо­щью.
Есть лю­ди, от дет­ства и юно­сти пред­устав­лен­ные Бо­гом к осо­бо­го ро­да слу­же­нию, ко­то­рых бла­го­дать Бо­жия хра­нит и уго­тов­ля­ет к это­му слу­же­нию. Та­ким был и Ар­хи­епи­скоп Фад­дей. От юно­сти его ду­ша стре­ми­лась к Бо­гу, упор­но со­про­тив­ля­ясь стра­стям. От тех лет со­хра­ни­лись его днев­ни­ки, ко­то­рые он вел еже­днев­но, и в них, как в зер­ка­ле, от­ра­зи­лась борь­ба ду­ши за кра­со­ту нетлен­ную, веч­ную. Неж­ная ду­ша его, со­хра­нив­шая дет­скость и про­сто­ту, стре­ми­лась лишь к люб­ви к Бо­гу и без­упреч­но­му ис­пол­не­нию Его за­по­ве­дей. Юно­ша зор­ко сле­дил за мо­мен­та­ми ослаб­ле­ния этой люб­ви, скор­бя об охла­жде­нии и ду­шев­ной рас­слаб­лен­но­сти, и вновь и вновь об­ра­щал­ся за по­мо­щью к Бо­гу. Днев­ник вел­ся еже­днев­но, и еже­днев­но в нем под­во­дил­ся итог как внеш­ним де­лам, так и внут­рен­не­му, ду­хов­но­му со­сто­я­нию. Через несколь­ко лет, та­ким об­ра­зом, ста­ло воз­мож­ным срав­ни­вать каж­дый те­ку­щий день с тем, как он был про­ве­ден год на­зад или ра­нее.
Во вре­мя уче­бы в Мос­ков­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии Иван, по бла­го­сло­ве­нию рек­то­ра, стал об­ра­щать­ся за ду­хов­ны­ми со­ве­та­ми к иеро­мо­на­ху Гер­ма­ну, из­вест­но­му стар­цу, под­ви­зав­ше­му­ся в Геф­си­ман­ском ски­ту при Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ре. Отец Гер­ман был вы­со­кий, бла­го­об­раз­но­го ви­да ста­рец, с бе­лым, ред­ко улы­ба­ю­щим­ся ли­цом.
Вес­ной, по окон­ча­нии 4 кур­са Мос­ков­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии, Иван ез­дил на ка­ни­ку­лы до­мой, в Ниж­ний Нов­го­род. Пе­ред отъ­ез­дом, по за­ве­ден­но­му обы­чаю, он за­шел к от­цу рек­то­ру. По­сле крат­кой бе­се­ды, про­ща­ясь, отец рек­тор по­смот­рел на его ху­до­бу и шут­ли­во ска­зал: — А вы по­прав­ляй­тесь, бу­де­те ар­хи­манд­ри­том или епи­ско­пом.
До­ма Иван пе­ре­го­во­рил с от­цом от­но­си­тель­но вы­бо­ра пу­ти: не стать ли ему свя­щен­ни­ком? Го­во­ри­ли о труд­но­стях и осо­бен­но­стях свя­щен­ни­че­ско­го слу­же­ния. В част­но­сти, Иван спро­сил от­ца, есть ли в Ни­же­го­род­ской епар­хии неже­на­тые свя­щен­ни­ки. Вы­яс­ни­лось, что нет ни од­но­го. Иван ска­зал, что ему все го­во­рят о мо­на­ше­стве.
— Ну что ж, — от­ве­тил отец. — мо­на­ше­ство де­ло хо­ро­шее, но его нуж­но при­ни­мать об­ду­ман­но, зная, что при­ни­ма­ешь его доб­ро­воль­но и на­все­гда.
— Но в мо­на­ше­стве че­ло­век от­де­ля­ет­ся от лю­дей, так как мо­нах за­крыт в сте­нах мо­на­сты­ря.
— Нет, он не от­де­лен от лю­дей, толь­ко он слу­жит лю­дям осо­бен­ным об­ра­зом.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-faddej-uspenskij

☦️
И́верской иконы Божией Матери (принесение в Москву в 1648).
Ивер­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­хо­дя­ща­я­ся на Афоне, про­сла­ви­лась мно­ги­ми чу­де­са­ми. Слух о чу­до­твор­ном об­ра­зе через па­лом­ни­ков рас­про­стра­нил­ся по Рос­сии. Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ни­кон (то­гда еще Но­воспас­ский ар­хи­манд­рит) об­ра­тил­ся к ар­хи­манд­ри­ту Ивер­ско­го Афон­ско­го мо­на­сты­ря Па­хо­мию (ко­то­рый при­был в Моск­ву за ми­ло­сты­ней для афон­ских оби­те­лей) с прось­бой при­слать спи­сок с чу­до­твор­ной Ивер­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Афон­ский инок Иам­влих на­пи­сал ко­пию с Ивер­ско­го об­ра­за, и через год ико­на, в со­про­вож­де­нии афон­ских мо­на­хов, при­бы­ла в Моск­ву. 13 ок­тяб­ря 1648 го­да она бы­ла тор­же­ствен­но встре­че­на жи­те­ля­ми сто­ли­цы. Ве­ли­кая свя­ты­ня Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Мос­ков­ская Ивер­ская ико­на про­слав­ле­на от Гос­по­да мно­ги­ми чу­де­са­ми.
Ивер­ская ико­на (ко­то­рая сей­час хра­нит­ся на Афоне) в IX ве­ке на­хо­ди­лась у од­ной бла­го­че­сти­вой вдо­вы, жив­шей близ го­ро­да Ни­кеи. При им­пе­ра­то­ре Фе­о­фи­ле (829–842) ико­но­бор­цы, уни­что­жав­шие свя­тые ико­ны, при­шли в дом этой хри­сти­ан­ки, и один во­ин ко­пьем уда­рил по об­ра­зу Бо­го­ро­ди­цы. Тот­час из по­ра­жен­но­го ме­ста по­тек­ла кровь. Вдо­ва, бо­ясь уни­что­же­ния свя­ты­ни, по­обе­ща­ла им­пе­ра­тор­ским во­и­нам день­ги и про­си­ла их до утра не тро­гать ико­ну. Ко­гда они ушли, жен­щи­на вме­сте с сы­ном (впо­след­ствии афон­ским ино­ком), для со­хра­не­ния свя­той ико­ны опу­сти­ла ее в мо­ре. Ико­на, стоя на во­де, при­плы­ла к Афо­ну. Афон­ские ино­ки, несколь­ко дней ви­дя в мо­ре ог­нен­ный столп, вос­хо­дя­щий до неба, при­шли к бе­ре­гу и на­шли свя­той об­раз, сто­я­щий на во­де. По­сле мо­леб­на о да­ро­ва­нии мо­на­сты­рю явив­шей­ся свя­ты­ни бла­го­че­сти­вый инок Ивер­ско­го мо­на­сты­ря свя­той Гав­ри­ил Гру­зин (па­мять 25 июля), по по­ве­ле­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри, явив­шей­ся ему во сне, по­шел по во­де, при­нял свя­тую ико­ну и по­ста­вил в хра­ме. Од­на­ко на сле­ду­ю­щий день ико­на бы­ла об­ре­те­на не в хра­ме, а над во­ро­та­ми оби­те­ли. Так по­вто­ря­лось несколь­ко раз, по­ка Пре­свя­тая Де­ва не от­кры­ла свя­то­му Гав­ри­и­лу Свою во­лю во сне, ска­зав, что не же­ла­ет быть хра­ни­мой ино­ка­ми, а хо­чет быть их Хра­ни­тель­ни­цей. По­сле это­го об­раз был по­став­лен над мо­на­стыр­ски­ми во­ро­та­ми, где находится и по сей день. По­это­му свя­тая ико­на на­зы­ва­ет­ся Пор­та­и­тис­сою, Вра­тар­ни­цею.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/prazdnik-iverskoj-ikony-bozhiej-materi-prinesenie-v-moskvu-v-1648-g

☦️
Икона Богородицы «Одигитрия» Седмиезерная.
Сед­ми­е­зер­ная ико­на при­над­ле­жит к чис­лу икон, поль­зу­ю­щих­ся чрез­вы­чай­ным по­чи­та­ни­ем в ме­стах ее на­хож­де­ния. День празд­но­ва­ния в честь нее яв­ля­ет­ся тор­же­ством не толь­ко для Сед­ми­е­зер­ной пу­сты­ни и Ка­за­ни, но и для все­го При­кам­ско­го По­вол­жья.
В кон­це XVI ве­ка в го­ро­де Устю­ге Во­ло­год­ской гу­бер­нии ро­дил­ся в небо­га­той се­мье Ев­фи­мий. С юных лет он по­чув­ство­вал в се­бе стрем­ле­ние к по­дви­гам ду­хов­ным. Ра­но оста­вил он от­чий дом свой и уда­лил­ся в мо­на­стырь. По­хо­ро­нив ро­ди­те­лей, он с един­ствен­ным на­сле­ди­ем сво­им — Смо­лен­ской ико­ной Бо­го­ма­те­ри — пе­ре­шел в Ка­зань, ку­да пе­ре­се­лил­ся и род­ной его брат. В 17 вер­стах от го­ро­да он вы­брал се­бе уеди­нен­ное ме­сто, окру­жен­ное се­мью озе­ра­ми, ко­то­рые впо­след­ствии сли­лись в од­но. От этих се­ми озер ос­но­ван­ная им пу­стынь и ке­лей­ная его ико­на и по­лу­чи­ли имя «сед­ми­е­зер­ных».
Вы­брав это ме­сто, Ев­фи­мий усерд­но по­мо­лил­ся Бо­гу и при на­ступ­ле­нии но­чи уснул. Во сне он уви­дел огонь, вос­хо­див­ший на небо от то­го ме­ста, где он спал. Ев­фи­мий счел сон счаст­ли­вым зна­ме­ни­ем и во­дру­зил там крест, а близ него по­ста­вил се­бе ке­лью.
Неда­ле­ко от нее сто­ял дуб, по­чи­тав­ший­ся окрест­ны­ми че­ре­ми­са­ми свя­щен­ным. Здесь они при­но­си­ли жерт­вы — за­ко­ла­ли ко­ней и во­лов и ве­ша­ли ко­жи на де­ре­ве. Ев­фи­мий мо­лил Бо­га по­ло­жить ко­нец этой мер­зо­сти, и на­ле­тев­шая бу­ря раз­ру­ши­ла дуб.
Слу­хи о бла­го­че­сти­вой жиз­ни Ев­фи­мия со­бра­ли к нему бра­тию. Сам же Ев­фи­мий был взят в Ка­зан­ский мит­ро­по­ли­чий дом, ку­да он пе­ре­нес с со­бой и ико­ну. Бра­тия про­дол­жа­ла об­ра­щать­ся к нему за со­ве­та­ми, так что он, не жи­вя в пу­сты­ни, по-преж­не­му был на­чаль­ни­ком и по­пе­чи­те­лем об их нуж­дах.
Как ни до­ро­жил Ев­фи­мий Смо­лен­ской ико­ной — ро­ди­тель­ским сво­им бла­го­сло­ве­ни­ем, од­на­ко он по люб­ви сво­ей к бра­тии ре­шил рас­стать­ся с ней и бла­го­сло­вить ею пу­стынь.

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-odigitrija-sedmiezernaja


Жития
Писание